Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались па заседаниях кафедры европейского права и сравнительного правоведения ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» и кафедры европейского права международно-правового факультета МГИМО (У) МИД РФ, отражены в опубликованных автором работах, докладывались на Международной научной конференции студентов, аспирантов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, принципы и особенности исторического развития бюджета Европейского Союза
    • 1. 1. Понятие, принципы и особенности построения бюджета
  • Европейского Союза
    • 1. 2. Правовые источники бюджетного регулирования Европейского
  • Союза
    • 1. 3. Развитие правового регулирования бюджета Европейского Союза в период с 1953 по 2006 гг
  • Глава 2. Правовые основы бюджета Европейского Союза
    • 2. 1. Основные положения доходной части бюджета Европейского
  • Союза
    • 2. 2. Принципы и классификация расходов средств из бюджета
  • Европейского Союза
  • Глава 3. Правовое регулирование бюджетного процесса Европейского
  • Союза
    • 3. 1. Правовые аспекты разработки и принятия бюджета Европейского
  • Союза
    • 3. 2. Общие положения и особенности исполнения бюджета
  • Европейского Союза
    • 3. 3. Правовые основы системы финансового контроля и аудита

Правовые основы бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Европейский Союз (далее ЕС) в настоящее время является мощным интеграционным образованием, в состав которого входят 27 европейских государств. Успехи в области экономического и финансового сотрудничества позволили распространить сферу компетенции ЕС на целый ряд областей внутренней и внешней политики государств-членов. Это потребовало выработки тщательно проработанного механизма наднационального финансирования всей указанной деятельности интеграционного образования. Результатом стало появление общего бюджета ЕС в его современном состоянии.

Российская Федерация, перейдя на рыночную экономику, также все активнее участвует в мировых глобальных процессах. В этом контексте особое значение приобретает сотрудничество России с Евросоюзом. Важность взаимоотношений России и ЕС обусловлена целым рядом причин: ЕС является крупнейшим торговым партнером нашей страны, его доля во внешнеторговом обороте РФ составляет около 50%- Россия занимает первое место по экспорту энергоносителей в государства объединенной Европыпосле вступления в ЕС в 2004 и 2007 гг. стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы существенно увеличилась протяженность наших общих границ, что порождает необходимость сотрудничества по целому ряду направлений.

Становление механизмов наднационального финансирования ЕС, которые позволяют осуществлять бюджетное сопровождение широкого спектра мероприятий и программ на территории его государств-членов, представляет несомненный интерес для России с точки зрения опыта интеграционных мероприятий. В настоящее время наша страна входит в состав целого ряда межгосударственных объединений: Содружество Независимых Государств, Союзное государство Россия и Беларусь, Таможенный союз с участием Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан,.

Евразийское экономическое сообщество (далее ЕврАзЭС). Последнюю организацию специалисты часто сравнивают с ЕС. Механизмы финансирования данных интеграционных образований далеки от совершенства. Отвечая на вопросы журналистов в 2002 году, Президент РФ В. В. Путин, отметил: «.сравнения ЕврАзЭС с Европейским союзом, конечно, возможны, но они, безусловно, не будут сегодня выигрышно смотреться для нас. Евросоюз прошел очень большой путь взаимодействия и сотрудничества. мы всегда вспоминаем, какие процессы идут в Евросоюзе, сравниваем и стараемся брать лучшее. и будем стараться выстраивать нашу общую работу внутри ЕврАзЭС таким образом, чтобы не было препятствий к сотрудничеству с Евросоюзом."'.

Применение европейского опыта могло бы существенно ускорить процесс поступательного развития интеграционных образований с участием России. При этом интерес представляет не только правовой механизм бюджетного регулирования ЕС, существующий в настоящий момент, но и весь комплекс общественных отношений, складывавшихся в процессе его становления в динамике исторического развития, способы взаимодействия наднациональных органов власти, государств-членов, населения и преодоления разногласий между нимиорганизационные и правовые формы разработки необходимой правовой базыборьба с правонарушениями, посягающими на финансовые интересы ЕС и т. д.

Необходимо учитывать, что механизм наднационального бюджетного финансирования ЕС имеет полувековой опыт развития, и использование опыта других государств позволит нашей стране пройти путь по успешному развитию интеграционных образований со своим участием гораздо быстрее, что в.

В.В. Путин. Ответы на вопросы журналистов по окончании заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества // Официальный сайт Президента России. — http://www.kremlin.ru/text/appears/2002/05/28 901.shtml (дата обращения: 05.09.2007). конечном итоге должно привести к увеличению благосостояния нашего народа.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного анализа и изучения правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза.

Степень научной разработанности проблемы. Бюджетные правоотношения ЕС, равно как и само интеграционное образование, отличаются динамикой и постоянным развитием. В современном виде наднациональный механизм финансирования деятельности ЕС существует около трех лет. Это связано со значительным расширением количественного состава участников ЕС и соответствующим перераспределением приоритетов наднационального финансирования. Поэтому большинство работ как российских, так и зарубежных авторов не отражают последних тенденций развития бюджета и бюджетного процесса ЕС. Основу данного исследования составляет анализ новых правовых актов Европейского Союза, включая новое решение Совета ЕС о системе собственных средств и вступивший в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор, учреждающий Европейское сообщество (далее Лиссабонский договор)3.

Среди отечественных работ, посвященных данной проблематике, следует указать главы учебников по европейскому праву под редакцией профессора Л. М. Энтина различных изданий. В них рассматриваются правовая природа бюджета, принципы и источники бюджетного права ЕС, стадии бюджетного процесса ЕС, структура доходной и расходной части бюджета ЕС, вопросы среднесрочного финансового планирования. В них также содержится краткая.

2, Council Decision of 7 June 2007 on the system of the European Communities' own resources.

2007/436/EC, Euratom) // Official Journal L 163, 23/06/2007. — P. 0017 — 0021.

3 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the.

European Community//Official Journal С 306, 17/12/2007. — P. 0001 -0230. характеристика современного многолетнего финансового рамочного плана4 ЕС и основных направлений бюджетной реформы, основанная на программных документах Европейской комиссии (далее Комиссия). Кроме того, анализу Раздела II «Финансовые положения» части шестой Договора о функционировании ЕС посвящена часть вводного комментария профессора С. Ю. Кашкина в книге «Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями"5. Тем не менее, учитывая ограниченность рамками данных работ, указанный материал дает возможность получить лишь самое общее представление о современном правовом механизме бюджетного регулирования ЕС.

Более подробный анализ указанной проблематики содержится в изданиях Европейской Комиссии различных лет: «Community public finance — The.

6 7.

European budget after the 1988 reform", «European Union Public Finance». Они содержат комплексный анализ правовых основ бюджета и бюджетного процесса ЕС, включая основные этапы их становления. Однако сведения, представленные в данных работах, во многом устарели и не отражают актуальных проблем бюджетного регулирования ЕС на его современном этапе развития. Наиболее актуализированное подобное издание появилось в конце 8.

2008 года: «European Union Public Finance — Forth edition». Кроме того, в данных книгах, рассматривающих исключительно проблемы ЕС, отсутствует.

4 До 2006 года такие многолетние финансовые рамочные планы назывались «финансовыми перспективами» (financial perspective), потом «финансовыми рамочными планами» (financial framework) — формулировка «многолетний финансовый рамочный план» (multiannual financial framework) была введена Лиссабонским договором, вступившим в действие с 1 декабря 2009 года.

5 Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. д.ю.н., проф. С. Ю. Кашкип. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 60−63.

6 Community public finance — The European budget after the 1988 reform / European Communities — Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1989. 116 p.

7 European Union Public Finance / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1995. — 190 p.- European Union Public Finance / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European.

Communities, 2002. — 410 p.

8 •.

European Union Public Finance — Forth edition / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. — 427 p. анализ возможного использования европейского опыта в других интеграционных образованиях.

Ряд работ европейских авторов посвящен отдельным вопросам бюджета и бюджетного процесса ЕС. А. Витри и X. Вернер в статье «The budgetary procedure"9 рассматривают правовые основы и стадии бюджетного процесса, а также роль Европейского парламента в нем. Ж. Куше в статье «European Budget the poisonous budget rebate debate"10 исследует проблему баланса вкладов государств-членов в систему собственных средств ЕС и получаемой ими финансовой помощи в результате исполнения бюджетаа также существование бюджетного компенсационного механизма для Великобритании, призванного предотвратить чрезмерный вклад данного государства в систему собственных средств, который во многом не отвечает требованиям настоящего времени. Сходные проблемы и, кроме того, пути бюджетного реформирования рассматриваются в статье П. Николайдиса и Ф. Талсмы «Financing the European Union: Options for Reform"11. Однако данные статьи рассматривают лишь отдельные аспекты бюджета и бюджетного процесса ЕС.

Таким образом, в настоящее время отсутствует комплексное исследование правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза с учетом рассмотрения возможностей использования наиболее удачных их достижений в правовом регулировании деятельности интеграционных образований с участием России.

Изложенное в целом и обусловило цель и задачи настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является анализ правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза в динамике их.

9 Vitrcy A. Werner Н. The budgetary procedure // European Parliament Fact Sheets. — 2006. — № 9 // Сайт Европейского парламента. — http://www.europarl.europa.eu/facts/l43en.htm (дата обращения: 02.08.2007).

10 Cacheux J. European Budget the poisonous budget rebate debate // Notre Europe Studies & Research. — June 2005. — № 41. — P. 1−31.

11 Nicolaides P., Talsma F. Financing the European Union: Options for Reform // EIPASCOPE. -2005.-№ 2.-P. 27−34. исторического развития, исследование структуры доходной и расходной частей бюджета ЕС на современном этапе, и, наконец, изучение всех стадий современного бюджетного процесса ЕС и разработка на этой основе предложений по совершенствованию механизмов правового регулирования данной сферы с последующим возможным применением европейского опыта в качестве модели для интеграционных образований с участием России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— рассмотреть понятие, принципы и особенности построения бюджета Европейского Союза, определить их сходство и различие с национальными бюджетами европейских государств;

— изучить правовые источники бюджетного регулирования ЕС;

— проследить динамику развития правового регулирования бюджета Европейского Союза в период с 1953 по 2006 гг. с выявлением успешных и ошибочных бюджетных интеграционных механизмов в совокупности с историческим развитием ЕС и его роли на мировой арене;

— рассмотреть основные положения доходной части бюджета ЕС на его современном этапе, выявить сильные и слабые места системы собственных средств ЕС;

— изучить принципы и классификацию расходов средств из бюджета ЕС, выявить приоритетные области наднационального финансирования на современной стадии развития Европейского Союза;

— проанализировать правовые аспекты разработки и принятия бюджета Европейского Союза, способы взаимодействия институтов ЕС и иных структур, задействованных в нем;

— рассмотреть общие положения и особенности исполнения бюджета Европейского Союза, порядок распределения обязанностей и ответственности в данной области между институтами ЕС и государствами-плательщиками и получателями бюджетных средств;

— исследовать правовые основы системы финансового контроля и аудита ЕС, проблемы борьбы с правонарушениями, посягающими на финансовые интересы Европейского Союза;

— на этой основе отобрать наиболее удачные решения для их последующего использования в финансировании деятельности интеграционных образований с участием России.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза.

Предмет исследования составляют финансовые положения, содержащиеся в учредительных договорах Европейских сообществ и ЕС, в том числе, с учетом изменений, внесенных в них Лиссабонским договором, решения Совета ЕС о системе собственных средств различных редакций, регламент Совета ЕС по применению решения о системе собственных средств, сопутствующие им нормативные акты вспомогательного характера, регламент,.

1 ^ принимаемый на основании ст. 322 Договора о функционировании ЕС ~ (далее финансовый регламент), и регламент, устанавливающий правила его исполнения, межинституциональные соглашения между Европейским парламентом, Советом ЕС и Комиссией о бюджетной дисциплине и добросовестном управлении финансами, решения Суда ЕС13 по вопросам бюджетного регулирования, бюджеты Европейских сообществ (далее Сообществ) и Европейского Союза различных финансовых периодов, иное бюджетное законодательство ЕС, его государств-членов, а также соответствующее законодательство Евразийского экономического сообщества.

До вступления в силу Лиссабонского договора данный акт принимался на основании ст. 279 Договора, учреждающего Европейское сообщество.

13 До вступления в силу Лиссабонского договора — Суд Европейских сообществ.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы: диалектический материализм, анализ, синтез, индукция и дедукция, исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы. Их совокупное применение позволило сформировать оценку уровня и состояния правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза и выработать предложения по его совершенствованию с возможным заимствованием европейского опыта применительно к интеграционным образованиям с участием Российской Федерации.

Теоретическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых по международному, европейскому и финансовому праву, а также конституционному праву зарубежных стран: А. Х. Абашидзе, М. В. Баглая, В. В. Безбаха, М. М. Бирюкова, Д. Брюммерхоффа, И. И. Веремеенко, X. Вернера, Д. В. Винницкого, А. Витри, А. Н. Вылегжанин, ЕЛО. Грачевой, Е. А. Ермаковой, JI.A. Зубченко, А. Капплера, А. Я. Капустина, М. В. Карасевой, С. Ю. Кашкина, Т. М. Ковалёвой, Е. Ю. Козлова, Ю. М. Колосова, Г. И. Курдюкова, И. И. Кучерова, Ж. Куше, Ю. И. Лейбо, Ю. Н. Малеева, П. Николайдиса, В. К. Пучинского, Е. А. Рыжковой, Ф. Талсмы, Б. Н. Топорнина, Г. П. Толстопятенко, И. И. Хохлова, В. М. Шумилова, Й. Юнгмана, Л. М. Энтина, М. Л. Энтина и другиха также аналитические издания и программные документы Европейской комиссии по проблемам правового регулирования бюджета и бюджетного процесса в Европейском Союзе.

Научная новизна исследования заключается в том, что это первое комплексное исследование правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза, охватывающее как их историческое развитие, так и новейшие тенденции, в том числе, с учетом вступления в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора. При этом изучению и анализу были подвергнуты практически не исследованные в российской правовой науке проблемы исторического становления комплексного механизма бюджетного финансирования деятельности Европейского Союзапроблемы взаимодействия субъектов бюджетного процесса, их различное правовое положение в зависимости от характера складывающихся с их участием правоотношенийприоритеты наднационального финансирования на современном этапе, проблемы сохранения баланса вкладов государств-членов и. платежей ЕС в их пользусложности, вызванные нарушением финансовых интересов Европейского Союза. На основании изучения успешного опыта ЕС делаются предложения по усовершенствованию бюджетного регулирования ЕврАзЭС. На защиту выносятся следующие положения:

1. В бюджетной сфере уникальной разработкой ЕС является система собственных средств, составляющая основу доходной части его бюджета, которая выгодно отличает механизм его финансирования от других г интеграционных образований. Она придает последнему большую эффективность и олицетворяет финансовую автономию ЕС.

2. Особый наднациональный характер бюджета ЕС, отражающий приоритеты развития всего интеграционного образования в целом, позволяет его руководству воздействовать на экономическое развитие всех государств-членов с целью повышения уровня жизни граждан Евросоюза. Кроме того, бюджет служит финансовым инструментом развития сотрудничества с третьими странами с целыо повышения роли ЕС на международной арене.

3. Лиссабонский договор, устранив деление расходов бюджета ЕС на обязательные и необязательные, наделил Совет ЕС и Европейский парламент практически равной компетенцией при принятии бюджета ЕС. На практике существенно увеличился объем полномочий Европейского парламента — наднационального института, формируемого непосредственно гражданами ЕС путем прямых всеобщих выборов, что свидетельствует о дальнейшем углублении европейской интеграции в сфере бюджетного процесса. За Советом ЕС сохранилась роль связующего звена между ЕС и его государствами-членами.

4. Механизм бюджетного регулирования ЕС, позволяющий осуществлять финансирование различных сфер деятельности Евросоюза, представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и процессов. Любые нарушения, будь то несоблюдение бюджетных принципов, отход от требований среднесрочного финансового планирования, конфликты между институтами бюджетной власти, ненадлежащее исполнение обязательств по пополнению доходной части наднационального бюджета или злоупотребления финансовой помощью ЕС, в результате приводят к серьезным экономическим проблемам для всего интеграционного образования, его отдельных государств-членов и, в конечном итоге, для граждан ЕС. В целях предотвращения различных проблем в бюджетной сфере большая роль отводится межинституциональному сотрудничеству и тщательно проработанной, многоэтапной, разноуровневой, прозрачной системе бюджетного контроля в защите финансовых интересов ЕС.

5. Надлежащее исполнение бюджета ЕС, достижение поставленных в нем целей, содействует обеспечению экономической и валютной стабильности в рамках Еврозоны и таким образом способствует укреплению единой европейской коллективной валюты евро.

6. Такие достижения европейской интеграции, как система собственных средств, применение среднесрочного финансового планирования, развитая система бюджетного контроля и противодействия правонарушениям в бюджетной сфере, а также прозрачность бюджета ЕС, могут быть успешно использованы в качестве модели для применения в интеграционных образованиях с участием России, особенно в рамках ЕврАзЭС, как наиболее схожего из них с ЕС по своим целям и задачам.

Теоретическое значение проведенного исследования состоит в уточнении понятийного и терминологического аппарата бюджетной сферы Европейского Союза, классификации доходов и расходов бюджета ЕС, установлении статуса субъектов бюджетных правоотношений, соотношении различных видов ответственности, используемых в обеспечении надлежащего исполнения бюджета ЕС.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных предложениях по совершенствованию правового механизма регулирования бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза, возможности заимствования европейского опыта и его выборочного применения для интеграционных образований с участием России. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы в ходе преподавания курсов европейского права и международного права, при подготовке учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов для юридических вузов страны.

Достоверность и обоснованность результатов настоящего диссертационного исследования обеспечивается его комплексным характером, разнообразием применяемых методов, анализом законодательства Европейского Союза, его отдельных государств-членов и ЕврАзЭС.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались па заседаниях кафедры европейского права и сравнительного правоведения ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» и кафедры европейского права международно-правового факультета МГИМО (У) МИД РФ, отражены в опубликованных автором работах, докладывались на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Правовая система и вызовы современности», г. Уфа, декабрь 2004 г.- Всероссийской юридической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Мировая глобализация и Россия. Правовой аспект», г. Саратов, ноябрь 2005 г.- Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы международного права и пути их решения», г. Самара, апрель 2006 г.- Всероссийской юридической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: «Международное право и сотрудничество государств в формате.

Большой Восьмерки"", г. Саратов, ноябрь 2006 г.- Международной научно-практической конференции «Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации», г. Саратов, май 2007 г., IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы современности», г. Уфа, декабрь 2007 г., V Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы современности», г. Уфа, декабрь 2008 г., Всероссийской научно-практической конференции «Современная юридическая наука и правоприменение», проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений, г. Саратов, май 2009 г., Международной научно-практической конференции «Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса», г. Саратов, май 2009 г. и др.- применялись в ходе разработки и чтения автором лекций по европейскому праву и международному праву для студентов ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

Структура диссертации обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Процесс эволюции правовых основ бюджета и бюджетного процесса Европейского Союза, как зеркало, отражает основные этапы европейской интеграции. Так, с усилением идеи единой Европы, с распространением компетенции ЕС на все большее количество сторон общественной жизни, с развитием его институциональной и правовой систем развивался и механизм бюджетного регулирования ЕС.

Анализ правовых основ бюджета и бюджетного процесса ЕС позволяет автору сделать следующие выводы.

— За свое полувековое существование бюджет ЕС стал одним из важнейших инструментов осуществления централизованной политики руководства ЕС, в котором отразились приоритеты развития всего интеграционного образования.

— За время своего становления бюджет ЕС впитал достижения бюджетных систем государств Европы, во многом позаимствовав их принципы с учетом особенностей своей наднациональной сущности. Так, отсутствие у Европейского Союза соответствующей собственной материальной базы привело к тому, что в соответствии с принципом сбалансированности бюджета ЕС его доходы должны четко соответствовать расходам и возникновение бюджетного дефицита, допустимого в национальных бюджетах, на наднациональном уровне запрещено.

— В бюджетной сфере уникальной разработкой ЕС стала система собственных средств, составляющая основу доходной части его бюджета, которая призвана олицетворять финансовую автономию интеграционного образования. Ее существование позволило ЕС осуществлять финансирование его деятельности, используя достижения интеграции, такие как внутренний рынок, единые таможенные тарифы, гармонизация налоговых ставок и т. д. Со временем, однако, вследствие глобальных экономических причин произошел некий отход от пополнения бюджета ЕС таким способом. В частности, наибольшее значение приобрел ресурс, основанный на отчислении от ВНД государств-членов, который по своей природе напоминает членские взносы государств-членов.

— Особый наднациональный характер бюджета ЕС, отражающий приоритеты развития всего интеграционного образования в целом, позволяет его руководству воздействовать на экономическое развитие всех государств-членов с целью повышения уровня жизни граждан Евросоюза. Кроме того, бюджет служит финансовым инструментом развития сотрудничества с третьими странами с целью повышения роли ЕС на международной арене.

— Одним из успешно применяемых в ЕС финансовых инструментов является среднесрочное планирование. Оно облегчает финансовое управление и повышает его прозрачность, а также информирует государства-члены о приоритетах финансирования. В среднесрочной перспективе на первый план для ЕС выходит построение динамично развивающейся, наиболее сильной и стабильной экономике в мире и выравнивание экономического уровня развития территорий, входящих в него. Это стало особо актуально после последних двух расширений данного интеграционного образования, включивших в его состав государства с невысоким уровнем экономического развития. Увеличение численного состава участников потребовало объединения ряда финансовых инструментов и программ под едиными проектами. При этом органы власти ЕС при составлении финансового рамочного плана и его реализации стараются учитывать весь опыт, накопленный в европейских государствах с наиболее развитой экономикой, оперативно перераспределяя средства для решения самых насущных в тот или иной период времени проблем.

— Лиссабонский договор, устранив деление расходов бюджета ЕС на обязательные и необязательные, наделил Совет ЕС и Европейский парламент практически равной компетенцией при принятии бюджета ЕС. На практике существенно увеличился объем полномочий Европейского парламентанаднационального института, формируемого непосредственно гражданами ЕС путем прямых всеобщих выборов, что свидетельствует о дальнейшем углублении европейской интеграции в сфере бюджетного процесса. За Советом ЕС сохранилась роль связующего звена между ЕС и его государствами-членами.

— Процесс исполнения бюджета ЕС учитывает специфику сложной наднациональной структуры ЕС. Руководство последнего осознает, что данный процесс был бы невозможен без тесного сотрудничества Комиссии и 27 стран-членов ЕС. Благодаря применению как централизованных, так и децентрализованных способов управления финансами, средства в большинстве своем эффективно осваиваются бенефициариями.

— Надлежащее исполнение бюджета ЕС, достижение поставленных в нем целей, содействует обеспечению экономической и валютной стабильности в рамках Еврозоны и таким образом способствует укреплению единой европейской коллективной валюты евро.

— Осуществление бюджетного контроля на национальном и наднациональном уровнях, в том числе, внутренними структурами Комиссии и других институтов, а также Европейской счетной палатой и Европейским парламентом позволяет на каждой стадии исполнения бюджета ЕС отслеживать перемещение средств и проверять, соответствует ли оно нормативным актам ЕС и принципу добросовестного управления финансами.

— Борьба с трансграничным мошенничеством и коррупцией, наносящей ежегодно многомиллионный ущерб бюджету Европейского Союза, требует тесного сотрудничества между его институтами и странами-членами. Эффективным инструментом по защите финансовых интересов ЕС стало независимое Европейское бюро по борьбе с мошенничеством, функционирующее в рамках Комиссии. Деятельность этого учреждения помогает обобщать огромные потоки информации, поступающей изо всех 27 стран ЕС и вырабатывать эффективную стратегию по защите финансов и борьбе с правонарушениями.

— В целом, механизм бюджетного регулирования ЕС, позволяющий осуществлять финансирование различных сфер деятельности Евросоюза, представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и процессов. Любые нарушения, будь то несоблюдение бюджетных принципов, отход от требований среднесрочного финансового планирования, конфликты между институтами бюджетной власти, ненадлежащее исполнение обязательств по пополнению доходной части наднационального бюджета или злоупотребления финансовой помощью ЕС, в результате приводят к серьезным экономическим проблемам для всего интеграционного образования, его отдельных государств-членов и, в конечном итоге, для граждан ЕС. В целях предотвращения различных проблем в бюджетной сфере большая роль отводится межинституциональному сотрудничеству и тщательно проработанной, многоэтапной, разноуровневой, прозрачной системе бюджетного контроля в защите финансовых интересов ЕС.

— Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на ряд недостатков, бюджетная система ЕС весьма жизнеспособна. Разработка среднесрочных финансовых рамочных планов, строгое соблюдение финансовой дисциплины и целого ряда бюджетных принципов, заимствованных преимущественно из финансовых систем государств-членов, а также наличие тщательно проработанной нормативной базы создает весьма благоприятные условия для эффективного развития сфер деятельности ЕС, придавая ему все большее значение на мировой арене.

Опыт европейской интеграции может быть использован в интеграционных образованиях с участием России. Наиболее близким из них к ЕС по своим целям и задачам является ЕврАзЭС. В частности, принципы бюджетного регулирования последнего во многом сходны с существующими в ЕС. Однако в них отсутствует принцип гласности, широко применяемый в Европе, призванный обеспечивать открытость системы финансирования, повышая тем самым доверие населения к деятельности интеграционного образования. В связи с этим, по мнению автора:

— Такие достижения европейской интеграции, как система собственных средств, применение среднесрочного финансового планирования, развитая система бюджетного контроля и противодействия правонарушениям в бюджетной сфере, а также прозрачность бюджета ЕС, могут быть успешно использованы в качестве модели для применения в интеграционных образованиях с участием России, особенно в рамках ЕврАзЭС.

Европе понадобилось более пятидесяти лет, чтобы выйти на сегодняшний уровень экономической и правовой интеграции и гармонизации. Используя ее опыт, наша страна и ее союзники могут пройти этот путь значительно быстрее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и документы
  2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. № 7. — Ст. 632.
  3. Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (Душанбе, 6 октября 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. 2008. — № 1. — С. 25 — 26.
  4. Treaty constituting the European Coal and Steel Community (18 April 1951) // Treaty constituting the European Coal and Steel Community and connected documents. — Luxembourg: Publishing Services of the European Communities, 1951.- 90 p.
  5. Treaty establishing the European Economic Community (25 March 1957) // Treaty establishing the European Economic Community and connected documents. -Luxembourg: Publishing Services of the European Communities, 1957. 183 p.
  6. Treaty establishing the European Atomic Energy Community (EURATOM) (25 March 1957) // Treaty establishing the European Atomic Energy Community (EURATOM) and connected documents. Luxembourg: Publishing Services of the European Communities, 1957. — 131 p.
  7. Treaty establishing a Single Council and a Single Commission of the European Communities // Official Journal 152, 13/07/1967. P. 0002 — 0012.
  8. Single European Act // Official Journal L 169, 29/06/1987. P. 0001 — 0028.
  9. Treaty on European Union // Official Journal С 191, 29/07/1992. P. 0001 -0110.
  10. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the treaties establishing the European Communities and related acts // Official Journal С 340, 10/11/1997. P. 0001 -0308.
  11. Treaty of Nicc amending the Treaty on European Union, the treaties establishing the European Communities and certain related acts // Official Journal., С 80, 10/03/2001.-P. 0001 -0087.
  12. European Union. Consolidated versions of the Treaty on European Union and of the Treaty establishing the European Community // Official Journal С 321, 29/12/2006. P. 0001 -0331.
  13. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // Official Journal С 306, 17/12/2007. P. 0001 -0230.
  14. Consolidated versions of the Treaty on European Union and of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal С 115, 09/05/2008. P. 0001 -0388.
  15. Protocol on the Privileges and Immunities of the European Communities // Official Journal L 152, 13/07/1967. P. 0013 -0016.
  16. Act concerning the conditions of accession of the Republic of Bulgaria and Romania and the adjustments to the Treaties on which the European Union is founded // Official Journal L 157, 21/06/2005. P. 0203 -0375.
  17. Protocol (No 34) on the financial consequences of the expiry of the ECSC Treaty and on the Research Fund for Coal and Steel (2001) // Official Journal С 321, 29/12/2006. P. 0315 — 0316.
  18. Decision of the EEA Joint Committee No 91/2007 of 6 July 2007 amending Annex XIII (Transport) to the EEA Agreement // Official Journal L 328, 13/12/2007.-P. 0040−0041.
  19. Decision of the EEA Joint Committee No 54/2009 of 24 April 2009 amending Annex XXI (Statistics) to the EEA Agreement // Official Journal L 162, 25/06/2009. P. 0036 — 0037.
  20. EEC Council: Regulation № 25 on the financing of the common agricultural policy//Official Journal 030, 20/04/1962. P. 0991 -0993.
  21. Regulation (EEC) No 724/75 of the Council of 18 March 1975 establishing a European Regional Development Fund // Official Journal L 073, 21/03/1975. P. 0001 -0007.
  22. Council Regulation (EEC) No 1172/76 of 17 May 1976 setting up a financial mechanism // Official Journal L 131, 20/05/1976. P. 0007−0009.
  23. Council Regulation (EEC) No 2743/80 of 27 October 1980 amending Regulation (EEC) No 1172/76 setting up a financial mechanism // Official Journal L 284, 29/10/1980. P. 0001 — 0003.
  24. Council Regulation (EEC) No 2744/80 of 27 October 1980 establishing supplementary measures in favour of the United Kingdom // Official Journal L 284, 29/10/1980. P. 0004 — 0008.
  25. Council Regulation (EEC) No 3796/81 of 29 December 1981 on the common organization of the market in fishery products // Official Journal L 379, 31/12/1981.-P. 0001 -0026.
  26. Council Regulation (EEC) No 1787/84 of 19 June 1984 on the European Regional Development Fund// Official Journal L 169, 28/06/1984. P. 0001.
  27. Council Regulation (EEC) No 2088/85 of 23 July 1985 concerning the integrated Mediterranean programmes // Official Journal L 197, 27/07/1985. P. 0001 -0009.
  28. Council Regulation (EEC, Euratom) No 1553/89 of 29 May 1989 on the definitive uniform arrangements for the collection of own resources accruing from value added tax // Official Journal L 155, 07/06/1989. P. 0009 — 0013.
  29. Council Regulation (EC) No 1164/94 of 16 May 1994 establishing a Cohesion Fund//Official Journal L 130, 25/05/1994. P. 0001 -0013.
  30. Council Regulation (EC, Euratom) No 2728/94 of 31 October 1994 establishing a Guarantee Fund for external actions // Official Journal L 293, 12/11/1994. P. 0001 -0004.
  31. Council Regulation (EC) No 1257/96 of 20 June 1996 concerning humanitarian aid// Official Journal L 163, 02/07/1996. P. 0001 — 0006.
  32. Regulation (EC) No 1073/1999 of the European Parliament and of the Council of 25 May 1999 concerning investigations conducted by the European Anti-Fraud Office (OLAF)//Official Journal L 136, 31.05.1999. P. 0001−0007.
  33. Council Regulation (EC) No 1260/1999 of 21 June 1999 laying down general provisions on the Structural Funds // Official Journal L 161, 26/06/1999. P. 0001 -0042.
  34. Council Regulation (EC, Euratom) No 1 150/2000 of 22 May 2000 implementing Decision 94/728/EC, Euratom on the system of the Communities' own resources // Official Journal L 130, 3 1/05/2000. P. 0001 — 0012.
  35. Council Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 of 25 June 2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities // Official Journal L 248, 16/09/2002. P. 0001 — 0048.
  36. Corrigendum to Council Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 of 25 June 2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities // Official Journal L 025, 30/01/2003. P. 0043 — 0043.
  37. Regulation (EC) No 1406/2002 of the European Parliament and of the Council of 27 June 2002 establishing a European Maritime Safety Agency (Text with EEA relevance) // Official Journal L 208, 05/08/2002. P. 0001 — 0009.
  38. Regulation (EC) No 2320/2002 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 establishing common rules in the field of civil aviation security // Official Journal L 355, 30/12/2002. P. 0001 — 0021.
  39. Council Regulation (EC) No 58/2003 of 19 December 2002 laying down the statute for executive agencies to be entrusted with certain tasks in the management of Community programmes // Official Journal L 011, 16/01/2003. P. 0001 -0008.
  40. Council Regulation (EC, Euratom) No 1287/2003 of 15 July 2003 on the harmonisation of gross national income at market prices (GNI Regulation) (Text with EEA relevance) // Official Journal L 181, 19/07/2003. P. 0001 — 0003.
  41. Regulation (EC) No 725/2004 of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on enhancing ship and port facility security // Official Journal L 129, 29/04/2004. P. 0006−0091.
  42. Regulation (EC) No 881/2004 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 establishing a European Railway Agency (Agency Regulation) // Official Journal L 164, 30/04/2004. P. 0001 — 0043.
  43. Corrigendum to Regulation (EC) No 881/2004 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 establishing a European railway agency (Agency Regulation) // Official Journal L 220, 21/06/2004. P. 0003 — 0015.
  44. Council Regulation (EC) No 1321/2004 of 12 July 2004 on the establishment of structures for the management of the European satellite radio-navigation programmes // Official Journal L 246, 20/07/2004. P. 0001 — 0009.
  45. Council Regulation (EC) No 1290/2005 of 21 June 2005 on the financing of the common agricultural policy // Official Journal L 209, 11/08/2005. P. 0001 -0025.
  46. Council Regulation (EC) No 1698/2005 of 20 September 2005 on support for rural development by the European Agricultural Fund for Rural Development (EAFRD) // Official Journal L 277, 21/10/2005. P. 0001 — 0040.
  47. Council Regulation (EC) No 318/2006 of 20 February 2006 on the common organisation of the markets in the sugar sector // Official Journal L 058, 28/02/2006. P. 0001 — 0031.
  48. Council Regulation (EC) No 1085/2006 of 17 July 2006 establishing an Instrument for Pre-Accession Assistance (IPA) // Official Journal L 210, 31/07/2006.-P. 0082 -0093.
  49. Corrigendum to Council Regulation (EC) No 1085/2006 of 17 July 2006 establishing an Instrument for Pre-Accession Assistance (IPA) // Official Journal L 018, 25/01/2007.-P. 0011 -0011.
  50. Council Regulation (EC) No 1198/2006 of 27 July 2006 on the European Fisheries Fund // Official Journal L 223, 15/08/2006. P. 0001 — 0044.
  51. Regulation (EC) No 1638/2006 of the European Parliament and of the Council of 24 October 2006 laying down general provisions establishing a European Neighbourhood and Partnership Instrument // Official Journal L 310, 09/11/2006. -P. 0001 -0014.
  52. Regulation (EC) No 1717/2006 of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing an Instrument for Stability // Official Journal L 327, 24/11/2006. P. 0001 — 0011.
  53. Regulation (EC) No 1905/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 establishing a financing instrument for development cooperation// Official Journal L 378, 27/12/2006. P. 0041 — 0071.
  54. Regulation (EC) No 1889/2006 of the European Parliament and of the Council of 20 December 2006 on establishing a financing instrument for the promotion of democracy and human rights worldwide // Official Journal L 386, 29/12/2006. P. 0001 -0011.
  55. Council Regulation (EC) No 1934/2006 of 21 December 2006 establishing a financing instrument for cooperation with industrialised and other high-income countries and territories// Official Journal L 405, 30/12/2006. P. 0041 — 0059.
  56. Corrigendum to Council Regulation (EC) No 1934/2006 of 21 December 2006 establishing a financing instrument for cooperation with industrialised and other high-income countries and territories // Official Journal L 029, 03/02/2007. P. 0016−0022.
  57. Council Council Regulation (Euratom) No 300/2007 of 19 February 2007 establishing an Instrument for Nuclear Safety Cooperation // Official Journal L 081, 22/03/2007.-P. 0001 -0010.
  58. Regulation (EC, Euratom) No 89/2007 of 30 January 2007 amending Council Regulation (EC, Euratom) No 2728/94 establishing a Guarantee Fund for external actions // Official Journal L 022, 31/01/2007. P. 0001 — 0002.
  59. Final adoption of the general budget of the European Union for the financial year 2007 // Official Journal L 77, 16/03/2007. P. 0001 — 1565.
  60. Regulation (EC) No 614/2007 of the European Parliament and of the Council of 23 May 2007 concerning the Financial Instrument for the Environment (LIFE+) // Official Journal L 149, 09/06/2007. P. 0001 -0017.
  61. Council Regulation (EC) No 1525/2007 of 17 December 2007 amending Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities // Official Journal L 343, 27/12/2007.-P. 0009−0010.
  62. Final adoption of the general budget of the European Union for the financial year 2009 // Official Journal L 069, 13/03/2009. P. 0001 — 1720.
  63. Council Regulation (EC) No 473/2009 of 25 May 2009 amending Regulation (EC) No 1698/2005 on support for rural development by the European Agricultural
  64. Fund for Rural Development (EAFRD) and Regulation (EC) No 1290/2005 on the financing of the common agricultural policy // Official Journal L 144, 09/06/2009. -P. 0003 -0008.
  65. Council Regulation (EC, Euratom) No 480/2009 of 25 May 2009 establishing a Guarantee Fund for external actions (Codified version) // Official Journal L 145, 10/06/2009.-P. 0010−0014.
  66. Definitive adoption of the European Union’s general budget for the financial year 2010//Official Journal L 064, 12/03/2010. P. 0001 — 1718.
  67. Sixth Council Directive of 17 May 1977 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes Common system of value added tax: uniform basis of assessment (77/388/EEC) // Official Journal L 145, 13/06/1977. -P. 0001 -0040.
  68. Ninth Council Directive of 26 June 1978 on the harmonization of the laws of the Member States relating to turnover taxes (78/583/EEC) // Official Journal L 194, 19/07/1978.-P. 0016.
  69. Council Directive 89/130/EEC, Euratom of 13 February 1989 on the harmonization of the compilation of gross national product at market prices // Official Journal L 049, 21/02/1989. P. 0026 — 0028.
  70. Directive (EC) No 65/2005 of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on enhancing port security // Official Journal L 310 25/11/2005. P. 0028 -0039.
  71. Council Decision of 21 April 1970 on the Replacement of Financial Contributions from Member States by the Communities' own Resources (70/243 ECSC, EEC, Euratom) // Official Journal L 094, 28/04/1970. P. 0023 — 0023.
  72. Council Decision of 17 October 1983 on the tasks of the European Social Fund (83/516/EEC)// Official Journal L 289, 22/10/1983. P. 0038.
  73. Council Decision of 28 February 1984 concerning a European programme for research and development in information technologies (ESPRIT) (84/130/EEC) // Official Journal L 067, 09/03/1984. P. 0054 — 0059.
  74. Council Decision of 7 May 1985 on the Communities' system of own resources (85/257/EEC, Euratom) // Official Journal L 128, 14/05/1985. P. 0015 -0017.
  75. Council Decision of 24 June 1988 concerning budgetary discipline (88/377/EEC)//Official Journal L 185, 15/07/1988. P. 0029.
  76. Council Decision of 24 June 1988 on the system of the Communities' own resources (88/376/EEC, Euratom) // Official Journal L 185, 15/07/1988. P. 0024 -0028.
  77. Council Decision of 31 October 1994 on the system of the European Communities' own resources (94/728/EC, Euratom) // Official Journal L 293, 12/11/1994.-P. 0009−0013.
  78. Decision No 1692/96/EC of the European Parliament and of the Council of 23 July 1996 on Community guidelines for the development of the trans-European transport network // Official Journal L 228, 09/09/1996. P. 0001 — 0104.
  79. Council Decision of 29 September 2000 on the system of the European Communities' own resources (2000/597/EC, Euratom) // Official Journal L 253, 07/10/2000.-P. 0042−0046.
  80. Decision No 1639/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 24 October 2006 establishing a Competitiveness and Innovation Framework Programme (2007 to 2013) // Official Journal L 310, 09/11/2006. P. 0015 -0040.
  81. Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the Youth in Action programme for the period 2007 to 2013 // Official Journal L 327, 24/11/2006. P. 0030 — 0044.
  82. Decision No 1718/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 concerning the implementation of a programme of support for the European audiovisual sector (MEDIA 2007) // Official Journal L 327, 24/11/2006. -P. 0012−0029.
  83. Decision No 1720/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing an action programme in the field of lifelong learning // Official Journal L 327, 24/11/2006. P. 0045 — 0068.
  84. Decision No 1855/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 12 December 2006 establishing the Culture Programme (2007 to 2013) // Official Journal L 372, 27/12/2006. P. 0001 -0011.
  85. Decision No 624/2007/EC of the European Parliament and of the Council of 23 May 2007 establishing an action programme for customs in the Community (Customs 2013) // Official Journal L 154, 14/06/2007. P. 0025 — 0031.
  86. Council Decision of 7 June 2007 on the system of the European Communities' own resources (2007/436/EC, Euratom) // Official Journal L 163, 23/06/2007. P. 0017−0021.
  87. Council conclusions of 30 May 1980 on the United Kingdom contribution to the financing of the Community budget // Official Journal С 158, 27/06/1980. P. 0001.
  88. Council resolution of 25 July 1983 on framework programmes for Community research, development and demonstration activities and a first framework programme 1984 to 1987 // Official Journal С 208, 04/08/1983. P. 0001.
  89. Rules of Procedure of the Commission (C (2000) 3614) // Official Journal L 308, 08/12/2000. P. 0026 — 0034.
  90. European Parliament Rules of Procedure 16th edition July 2004 // Official Journal L 044, 15/02/2005. — P. 0001 -0140.
  91. Rules of Procedure of the Court of Auditors of the European Communities // Official Journal L 018, 20/01/2005. P. 0001 -0008.
  92. Fontainebleau European Council (25 and 26 June 1984) Conclusions of the Presidency // Bulletin of the European Communities. June 1984. — № 6. — P. 1112.
  93. European Council. Presidency Conclusions (Brussels, 11−13.02.1988) / European Council. Brussels: Council of the European Communities, February 1988.-28 p.
  94. European Council Presidency Conclusions (Edinburgh, 11 and 12 December 1992) / European Council. — Brussels: Council of the European Communities, December 1992. — P. 64 — 78.
  95. Part I European Council Presidency Conclusions (Berlin, 24−25.03.1999) / European Council. — Brussels: Council of the European Union, 25/03/1999. — P. 1 — 14.
  96. Joint Declaration by the European Parliament, the Council and the Commission of 30 June 1982 on various measures to improve the budgetary procedure // Official Journal С 194, 28/07/1982. P. 0001 -0003.
  97. Interinstitutional Agreement of 29 June 1988 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and improvement of the budgetary procedure // Official Journal L 185, 15/07/1988. P. 0033.
  98. Interinstitutional Agreement of 29 October 1993 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and improvement of the budgetary procedure // Official Journal С 331, 07/12/1993. -P. 0001 -0010.
  99. Interinstitutional Agreement of 6 May 1999 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and improvement of the budgetary procedure // Official Journal С 172, 18/06/1999. P. 0001 — 0022.
  100. Interinstitutional Agreement of 17 May 2006 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and sound financial management // Official Journal С 139, 14/06/2006. P. 0001 — 0017.
  101. Making a success of the Single Act: a new frontier for Europe, COM (87) 100 final / Commission of the European Communities. Brussels: Commission of the European Communities, 15/02/1987. -37 p.
  102. Report by the Commission to the Council and Parliament on the financing of the Community budget, COM (87) 101 final / Commission. Brussels: Commission of the European Communities, 28/02/1987. — 47 p.
  103. From the Single Act to Maastricht and beyond: the means to match our ambitions, COM (92) 2000 final / Commission of the European Communities. -Brussels: Commission of the European Communities, 11/02/1992. 41 p.
  104. The Community’s Finances Between Now and 1997, Communication from the Commission to the Council and Parliament. COM (92) 2001 final / Commission of the European Communities. Brussels: Commission of the European Communities, 10/03/1992. — 61 p.
  105. Agenda 2000 for a stronger and wider Union, COM (97) 2000 final VOL. I. / Commission of the European Communities. — Brussels: Commission of the European Communities, 15.07.1997. 98 p.
  106. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Financial Perspectives 2007 — 2013 — COM (2004) 487 final / Commission of the European Communities. — Brussels, 14.07.2004. — 28 p.
  107. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament establishing for the period 2007 2013 a framework programme on
  108. Report from the Commission to the Council and the European Parliament on transport security and its financing / Commission of the European Communities. -Brussels, 01.08.2006 CC) M (2006) 431 final. 8 p.
  109. Trans-European networks: Towards an integrated approach: Communication from the Commission / Commission of the European Communities. Brussels, 21.03.2007 COM (2007) 135 final. — 16 p.
  110. Statement by the British Secretary of State for Foreign and Commonwealth Affairs at the Council (Luxembourg, 1 April 1974) // Bulletin of the European Communities. March 1974.-№ 3.-P. 14−19.
  111. Statement by James Callaghan (Luxembourg, on 4 June 1974) // Bulletin of the European Communities. June 1974. — № 6. — P. 6−15.
  112. Speech by Jacques Delors to the European Parliament // Official Journal L 2348, 18/02/1987. P. 0094 — 0102.
  113. Актуальные вопросы административного и финансового права: сборник науч. трудов / МГИМО (У) МИД России, каф. административного и финансового права- Отв. ред. И. И. Веремеенко. -М.: МГИМО, 2002. 155 с.
  114. Актуальные вопросы административного и финансового права: сборник науч. трудов. Вып. 2 / МГИМО (У) МИД России, каф. административного и финансового права- Отв. ред. И. И. Веремеенко. М.: МГИМО, 2004. — 208 с.
  115. Д. Теория государственных финансов / Перевод седьмого немецкого издания: Е. М. Макарова, A.M. Кокоев / Под общей ред. А. Л. Кудрина, В. Д. Дзгоева. Владикавказ: Пионер-Пресс, 2001. — 480 с.
  116. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / Перевод: Г. Иванов, В. Мерзляков / Под ред. Й. Юнгмана. Стокгольм: Intellecta tryckindustri, 2005. -255 с.
  117. Германия. Факты. / Перевод: В. Григорьев, А. Семенов / Под ред. А. Капплер. Франкфурт-на-Майне.: Социетэтс-ферлаг, 1998. — 568 с.
  118. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. д.ю.н., проф. С. Ю. Кашкин. М.: ИНФРА-М, 2008.-696 с.
  119. JI.A. Бюджетный процесс во Франции: центральный и местные бюджеты: сборник обзоров / JI.A. Зубченко, Г. В. Семеко. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1995. — 1 12 с.
  120. А.Я. Европейский союз: интеграция и право / А. Я. Капустин. -М.: Изд-во РУДН, 2000. 438 с.
  121. Налоговое право Евразийского экономического сообщества: правовой режим налога на добавленную стоимость / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д. В. Винницкого. М.: Волтерс Клувер, 2010. — 304 с.
  122. .А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: ИНФРА-М, 1998.-479 с.
  123. И.И. Наднациональность в политике Европейского Союза / И. И. Хохлов. М.: Международные отношения, 2007. — 160 с.
  124. Community public finance The European budget after the 1988 reform. / European Communities — Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1989. — 116 p.
  125. EU budget 2006 Financial Report / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. — 71 p.
  126. EU budget 2007 Financial Report / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. — 88 p.
  127. EU budget 2008 Financial Report / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. — 114 p.
  128. European Union Public Finance / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1995. — 190 p.
  129. European Union Public Finance / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2002. 410 p.
  130. European Union Public Finance Forth edition / European Commission. -Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. -427 p.
  131. European Anti-Fraud Office // Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003. 32 p.
  132. Financing the European Union. Commission report on the operation of the own resources system / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. — 92 p.
  133. Galileo The European Programme for Global Navigation Services / Edit, by A. Wilson. -Noordwijk: ESA Publications Division, 2005. 36 p.
  134. General Budget of the European Union for the financial year 2007. The figures / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. — 28 p.
  135. General Budget of the European Union for the financial year 2009. The figures / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009. — 28 p.
  136. General Budget of the European Union for the financial year 2010. The figures / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2010. -25 p.
  137. Healey J. Budget 2006. A strong and strengthening economy: Investing in Britain’s future. Economic and Fiscal Strategy Report and Financial Statement and Budget Report March 2006. / J. Healey. London: TSO (The Stationery Office), 2006.-300 p.
  138. Healey J. Budget 2007. Building Britain’s long-term future: Prosperity and fairness for families. Economic and Fiscal Strategy Report and Financial Statementand Budget Report March 2007. / J. Healey. London: TSO (The Stationery Office), 2007.-320 p.
  139. Investing in our common future. The budget of the European Union / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. — 22 p.
  140. Kennedy J. Budget 2008. Stability and opportunity: building a strong, sustainable future. Economic and Fiscal Strategy Report and Financial Statement and Budget Report March 2008 / J. Kennedy. London: TSO (The Stationery Office), 2008.-212 p.
  141. New funds, better rules Overview of new financial rules and funding opportunities 2007 — 2013 / European Commission. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. — 24 p.
  142. The budget of the European Union: how is your money spent? 2000 edition / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000. — 19 p.
  143. The Community Budget: the facts in figures / European Commission. -Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000. 128 p.
  144. The European Union budget at a glance / European Commission. -Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. 15 p.
  145. Введение в право Европейского Союза. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. С. Ю. Кашкина. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 368 с.
  146. Европейское международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова, П. В. Саваськов. М.: Международные отношения, 2009. -408 с.
  147. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. J1.M. Энтин. 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2005. -936 с.
  148. Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. J1.M. Энтина. М.: Норма, 2000. — 720 с.
  149. Е.А. Бюджетная система Российской Федерации / Е. А. Ермакова, и др.: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2003. — 170 с.
  150. Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалёва, С. В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005. — 208 с.
  151. Конституционное право зарубежных стран: учебник / МГИМО (У) МИД России- под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. 2-е изд., перераб. -М.: Норма, 2008. — 1043 с.
  152. И.И. Бюджетное право России: Курс лекций / И. И. Кучеров. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. — 317 с.
  153. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007. — 816 с.
  154. Международное право: учебник / Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев и др.- Отв. ред. А.Н. Вылегжанин- МГИМО (У) МИД России. М.: Юрайт- Высшее образование, 2009. — 1012 с.
  155. Международное публичное право: курс лекций / Отв. ред. Г. И. Курдюков. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 270 с.
  156. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота.-Учебное пособие / Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. 400 с.
  157. Право Европейского союза: Учебник для вузов. / Под ред. С. Ю. Кашкина.- М.: Юристъ, 2002. 925 с.
  158. .Н. Европейское право: Учебник / Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 1998.-456 с.
  159. Финансовое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А. Б. Быля, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.- отв. ред. ЕЛО. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М.: Проспект, 2010. 528 с.
  160. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева М.: Юристъ, 2002. — 576 с.
  161. В.М. Международное финансовое право: учебник / В. М. Шумилов. — М.: Международные отношения, 2005. 432 с.
  162. Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 -2017 годы / Л. М. Энтин. -М.: Изд-во «Аксиом», 2009. 304 с. 1. Статьи и интернет-ресурсы
  163. Бюджет Германии основа развития страны // http://news.a.ua/?id=1393&p:=newsstati (дата обращения: 31.10.2007).
  164. И. Европейский Союз вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь. -2003. — № 6. — http://nauka.relis.ru/02/0306/2 306 002.htm (дата обращения: 05.04.2007).
  165. Утвержден бюджет Литвы на 2007 год // Сайт информационного агентства Regnum. http://www.regnum.ru/news/751 687.html (дата обращения: 01.08.2007).
  166. Утвержден бюджет Литвы на 2008 год // Сайт новостного интернет-портала DELFI. http://ru.delfi.lt/news/economy/utverzhden-byudzhet-litvy-na-2008-god.d?id=T 5 248 131 (дата обращения: 01.08.2009).
  167. Т. О чем поведал доклад Счетной палаты ЕС // Интернет журнал «Вся Европа. ги». 2008. — № 2(19). http://alleuropa.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=590 (дата обращения: 12.03.2008).
  168. Cacheux J. European Budget the poisonous budget rebate debate // Notre Europe. Studies & Research. June 2005. — № 41. — P. 1−31.
  169. Hartwig I. The Agenda 2007 Proposals: Evolution or Revolution? // Eipascope. -2004.-№ 2.-P. 3−8.
  170. Nicolaides P., Talsma F. Financing the European Union: Options for Reform // Eipascope. 2005. — № 2. — P. 27 — 34.
  171. Annual Report. The 2007 EU Budget. Information Note // Сайт Европейской счетной палаты. http://eca.europa.eu/portal/pls/portal/docs/l/1 569 518.PDF (дата обращения: 15.05.2009).
  172. Budget 2010 Important procedure dates in 2009 // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/200 907/20090701ATT57. 540/200 9070lATT57540EN.doc (дата обращения: 15.08.2009).
  173. Deciding the budget // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/budget/budgetdetail/decidingen.htm (дата обращения: 04.08.2007).
  174. European Parliament Decision of 23 April 2009 on the discharge for implementation of the European Union general budget for the financial year 2007, Section III Commission (SEC (2008)2359 — C6−0415/2008 — 2008/2186(DEC)) //! л-
  175. Сайт ' Европейского парламента. http://www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/200 905/20090519АТТ56 154/2 009 0519ATT56154EN.pdf (дата обращения: 15.05.2009).
  176. European Parliament Rules of Procedure 7th parliamentary term July 2009 // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/RegData/reglement/2009/07−14/EP-PEREGL (2009)07−14EN.rtf (дата обращения: 15.08.2009).
  177. EU’s own resources, Council of the European Union, 10 646/00 ADD 2, of 21 September 2000, // Сайт Европейской Комиссии. -http://ec.europa.eu/budget/library/documents/revenueexpenditure/ownresources/ calcownresen. pdf (дата обращения: 18.07.2007).
  178. Financial perspectives system // Сайт Европейского Союза. -http://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/134 012.htm (дата обращения: 03.08.2007).
  179. Handbook 2004 For New Members of the Committee on Budgetary Control // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/comparl/cont/guide/contentsen.htm (дата обращения: 30.08.2007).
  180. Handbook for new Committee Members // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/20 042 009/documents/cm/531/53 1576en .pdf (дата обращения: 15.08.2007).
  181. Preliminary Draft General Budget of the European Communities for the financial year 2007 // Сайт по праву Европейского Союза. http://eur-lex.europa.eu/budget/data/AP2007VOLO/EN/VolO.pdf (дата обращения: 10.07.2007).
  182. Preliminary Draft General Budget of the European Communities for the financial year 2009 // Сайт по праву Европейского Союза. http://eur-lex.europa.eu/budget/data/AP2009VOLO/EN/VolO.pdf (дата обращения:1004.2009).
  183. Priority Initiatives Index // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/atwork/programmes/docs/clwp2007roadmappriorityinitiativ es. pdf (дата обращения: 02.08.2007).
  184. Priority Initiatives // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/atwork/programmes/docs/clwp2009roadmappriorityinitiativ esen. pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  185. Revenue in detail // Сайт Европейского Союза. -http://ec.europa.eu/budget/budgetdetail/revenuedetailen.htm (дата обращения: 17.07.2007).
  186. Strategic Initiatives // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/atwork/programmes/docs/clwp2007roadmapstrategicinitiati ves. pdf (дата обращения: 02.08.2007).
  187. Strategic Initiatives // Сайт Европейской комиссии. -http ://ес. europa. eu/atwork/programmes/docs/cl wp2009ro admapstr ategicinitiati vesen. pdf (дата обращения: 02.03.2009).
  188. Summer reading matters: The EU budget // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/news/public/storypage/034−9948−205−07−30−905−2 006 0726ST009947−2006−24−07−2006/defaulten.htm (дата обращения: 02.08.2007).
  189. The budgetary imbalances issue // Сайт European Navigator. -http://www.ena.lu/mce.cfm (дата обращения: 02.09.2006).
  190. The Commission’s work programme // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/atwork/programmes/indexen.htm (дата обращения: 02.03.2009).
  191. The road from the five-year objectives to the annual activity report synthesis // Сайт Европейской комиссии. -http://ec.europa.eu/atwork/synthesis/indexen.htm (дата обращения: 02.08.2007).
  192. Vitrey A. Werner Н. The budgetary procedure // European Parliament Fact Sheets. 2006. — № 9 // Сайт Европейского парламента. -http://www.europarl.europa.eu/facts/l43en.htm (дата обращения: 02.08.2007).
Заполнить форму текущей работой