Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири: По материалам социологического исследования выпускников общеобразовательных школ г. Железногорска (Красноярска-26) и г. Зеленогорска (Красноярска-45

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неоднозначность происходящих перемен связана с формированием новой «эгоцентрической» (индивидуалистической) модели отношения к ценностям, которая позволяет поместить локус контроля «внутрь себя» и делает выпускников менее зависимыми от внешних обстоятельств. Так, выпускники конца 90-х годов в оценке событий или поступков другого человека отталкиваются уже не от самого факта «законности» или… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири
    • 1. 1. Теоретический анализ: ценностные ориентации как обобщенный показатель социальной направленности личности и духовного развития общества
    • 1. 2. Выпускники школ как особая социально-демографическая группа молодежи
    • 1. 3. Закрытые города Сибири как’специфический элемент социально-территориальной структуры «региона
    • 1. 4. Гипотезы и методика исследования
  • ГЛАВА 2. Анализ динамики ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири
    • 2. 1. Динамика социальной направленности выпускников школ на эмоциональном уровне
    • 2. 2. Динамика актуальных проблем выпускников школ
    • 2. 3. Основные типы жизненных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири
    • 2. 4. Динамика социальной направленности выпускников школ в основных сферах жизнедеятельности
  • Сфера материальных интересов
  • Сфера профессиональных ориентаций
  • Сфера учебной деятельности
  • Сфера коммуникации и досуга
  • Сфера социо-культурных и политических интересов

Динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири: По материалам социологического исследования выпускников общеобразовательных школ г. Железногорска (Красноярска-26) и г. Зеленогорска (Красноярска-45 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСЛЕДОВАНИЯ.

Изменения, происходящие в духовно-нравственной сфере жизни общества на этапе коренных преобразований, всегда носили символический, «знаковый» характер, поскольку рассматривались исследователями в качестве своеобразной проекции тех норм и ценностей, которые приходят на смену предыдущим. Особенно верно это по отношению к молодежи, которая в силу своей восприимчивости и способности к усвоению нового наиболее полно аккумулирует складывающиеся формы социального взаимодействия. Ценностные ориентиры молодежи в подобной ситуации могут выступать в качестве своеобразных векторов эволюции ценностей, ориентированных уже на «завтрашнее» общество.

Думается, что именно этим объясняется в наше время столь пристальное внимание к молодежи, ее интересам, проблемам и ценностным ориентирам. Всех интересует вопрос о том, в каком направлении движется наше общество, идущее по пути реформ, и каким оно станет в XXI веке.

Системный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, порождает противоречивые условия социализации молодых людей. Особенность ситуации состоит еще и в том, что «традиционные» образцы поведения оказались разрушенными, а большинство «субъектов» общественной жизни, утратив прежнюю идентификацию, находятся на стадии зарождения. Если у представителей старшего поколения есть в наличии собственный жизненный и профессиональный опыт, устойчивая в целом система ценностей, то молодежь этого лишена и включается в новую социальную реальность без такой подготовки, без адекватного механизма формирования перспективных моделей социального действия. Таким образом, молодые люди поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора моделей поведения.

Наибольший интерес для исследователей представляет изучение ценностных ориентаций молодежи, поскольку, опираясь на анализ ценностей, мы можем делать выводы о том, в каком направлении развивается общество. Выражая внутренний мир личности, ценностные ориентации непосредственно влияют на поведение индивида. Эдуард Шпрангер, которому мы обязаны ценнейшими исследованиями в области психологии человеческих отношений, так отозвался о значении ценностных ориентиров в развитии личности: «Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как высшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты» (181,с.55).

Серьезную тревогу в последние годы вызывает стремительный рост детской и подростковой преступности, активное приобщение молодежи к наркотическим препаратам, а также существенное расширение границ сексуальной свободы-молодых людей. Усиление асоциальных тенденций в поведении молодежи, приоритет материальных стимулов, нередко связывают с разрушением прежней системы ценностей. Как резюмировал когда-то Ф. М. Достоевский: «в мире разрушенных духовных ценностей деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество» (66,с.57).

Насколько закономерны те процессы, которые сегодня происходят с молодежьюв какой степени они связаны с разрушением прежней системы ценностейсохранились ли в виде ценностей «традиционные» ориентиры, такие, как семья, любовь, образование? Эти и другие вопросы приобретают практический смысл, когда речь заходит о будущем социально-территориальных структур, таких, как малые города.

Сибири, разновидностью которых являются ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования). Для таких городов эти вопросы связаны с целым рядом конкретных социальных проблем: образования, трудоустройства, организации сферы досуга и пр. Не последнее место занимает и вопрос о том, существует ли у этих городов реальная перспектива остаться «родным домом» для тех, кто еще только вступает во взрослую жизнь. Тот факт, что будущее малых городов неразрывно связано с молодежью, делает рассматриваемую тему актуальной не только в теоретическом, исследовательском плане, но и в практическом, прикладном значении.

Названные выше обстоятельства обусловили выбор темы исследования как весьма насущной в теоретическом и практическом отношении.

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций не утрачивает своей актуальности на протяжении последних десятилетий. Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западноевропейские социологи: М. Вебер, Э. Дюркгейм, ТДарсонс, Ф. Знанецкий и другие.

В отечественной литературе разработкой вопросов взаимосвязи теории личности и теории ценностей занимались многие видные исследователи. Так, вопросы ценностных ориентаций отражены в трудах.

A.Г. Здравомыслова, И. С. Нарского, Е. А. Подольской, А. К. Уледова,.

B.А.Ядова.

Результативные исследования механизма поведения личности в предметной области, включая ценностные аспекты, проводились классиками отечественной психологии Л. С. Выготским, А. А. Бодалевым, А. Н. Леонтьевым, A.B. Петровским в рамках психологического подхода.

Социологические аспекты проблемы личности получили свое развитие в работах видных отечественных исследователей, таких, как С. И. Григорьев, В. П. Казначеев, В. Т. Лисовский, В. Г. Немировский.

Серьезные разработки в области ценностных ориентаций представлены в работах И.Б.Бестужева-Лады, Б. И. Додонова, Н. И. Лапина, М. Х. Титмы, В. А. Ядова.

Менее изученной областью, по нашему мнению, является взаимосвязь между ценностными ориентациями и территорией. Среди тех исследователей, которые посвятили свои работы этой теме, можно назвать: Б. ОоШ, А. Г. Раппопорта, К. Риттера, А. В. Мудрика.

Так, анализируя связь организации пространства городов и вынужденной несвободы поведения, А. Г. Раппопорт выделил 8 факторов, способствующих формированию тоталитарных сред, обусловливающих особенности их организации: единства и центра («однообразие застройки»), количества, науки, будущего («стройка как характерная черта ландшафта»), секретности («избирательность видения среды», «перегораживание пространства», «загрязнение среды»), анонимности, лицемерия и отчуждения (133, с.79−81).

Следуя логике А. Г. Раппопорта, можно выделить как минимум четыре фактора: «науки», «секретности», «анонимности» и «загрязнения среды», которые способствовали формированию специфического пространства под названием «ЗАТО» .

Используя знаменитое изречение К. Риттера о том, что «человек — это зеркало территории» (30, ст. 12), можно предположить, что и молодежь, живущая в ЗАТО, определенным образом «впитала» в себя соответствующие специфические признаки закрытой территории, которые нашли свое отражение в ценностных ориентациях и жизненных планах молодых людей. Например, А. В. Мудрик считает, что огромную роль в восприятии мира юношами и девушками играет то социальное пространство, где они живут. «Сама архитектура, пространственная организация города, ритм и темп городской жизни определяют во многом, как и что воспринимают юноши и девушки в окружающем мире» (104,с.24).

Внимание к молодежи в последнее время большей частью связано с различными деструктивными проявлениями: наркоманией, проституцией, хулиганством и т. п. В работах отечественных социологов и психологов, таких, как Е. И. Головаха, С. И. Григорьев, Л. Д. Демина, Л. Г. Ионин, И. С. Кон, В. Г. Немировский, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин, нашли отражение те тревожные деформации, которые имеют место в мировоззрении нынешней молодежи. Развитие этой темы можно найти в работах молодых социологов: А. А. Гладченко, Н. Я. Голубковой, Е. В. Жижко, Т. В. Ковалевой, О. К. Степановой и других.

Одним из первых в отечественной науке серьезное внимание личности молодого человека уделил Л. С. Выготский, который в рамках психологического подхода рассмотрел развитие личности подростка. В дальнейшем рассмотрение молодежи как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим статусом, особенностями сознания и поведения, было представлено в 7080-е годы работами И.В. Бестужева-Лады, А. Г. Ковалева, A.B. Лисовского, А. В. Мудрика, Л .Я. Рубиной, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, трудами других исследователей.

В начале 90-х годов в центре внимания многих исследований оказываются вопросы формирования политических и профессиональных ценностей молодежи, проблемы молодежного досуга. Этому посвятили свои работы Г. Г. Воробьев, С. И. Григорьев, В. А. Кузьмин, Б. Г. Мосалев, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин и ряд других отечественных исследователей.

В работах Е. Головахи, В. Т. Лисовского, В. Г. Немировского дается глубокий анализ понятия возрастной жизненной перспективы и различных аспектов направленности личности на реализацию в будущем определенных жизненных ценностей, а молодежь определяется как самостоятельная социально-демографическая группа.

Выделение молодежи как относительно обособленной социально-демографической группы является закономерным итогом целого ряда исследований, проведенных отечественными социологами. Этой позиции придерживаются многие исследователи, среди них — С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. И. Чупров и другие. В целом это связано с тем, что молодежь составляет особую общественную группу, которая имеет свои специфические черты, особенности жизни, сознания и поведения.

Одной из наиболее массовых групп молодежи является учащаяся молодежь. Объективной причиной выделения учащейся молодежи в самостоятельную группу являются особенности ее социального и демографического положения, ролевые функции и соответствующий статус. Определение учащейся и студенческой молодежи как отдельной социально-демографической группы разделяется многими отечественными социологами, среди них — Ю. Е. Волков, В. А. Кузьмин, Л. Я. Рубина, В. Н. Шубкин и др.

В результате проведенных отечественными авторами исследований сложилась представительная научная картина, отражающая многообразие процессов, происходящих в молодежной среде.

Помимо научной литературы, автор стремился использовать материалы периодики и художественных произведений. Одним из первых в отечественной литературе серьезное внимание личности молодого человека, его попытке найти свое место в жизни уделил Ф. М. Достоевский, который в романе «Подросток» всесторонне рассмотрел развитие личности подростка в условиях противостояния между высшими (духовными) ценностями и материальными побуждениями. «Подростки смутного времени» — это определение Ф. М. Достоевского как нельзя более точно подходит для характеристики юношества наших дней.

Думается, что изучение ценностных ориентации молодежи в нынешних условиях требует обновленных подходов. В представленной диссертации автор стремится рассмотреть фактическое содержание и определить вектор эволюции ценностных ориентации выпускников школ малых городов Сибири на примере данных, которые были получены в ходе социологических исследований, проведенных в закрытых городах Железногорске (Красноярск-26) и Зеленогорске (Красноярск-45) в период с 1991 г. по 1997 г.

ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ является изучение общей направленности изменений и особенностей трансформации ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири в процессе реформирования пост-советского общества.

Достижение поставленной цели потребовало решения в диссертации двух типов задач: рабочих и исследовательских. Рабочие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи.

2. Определить особенности такой специфической группы молодежи, как выпускники школ.

3. Разработать конкретные методические средства, позволяющие провести анализ поставленных задач.

4. Проанализировать структуру жизненных ориентаций выпускников школ с точки зрения эмоциональной направленности, социальных потребностей (актуальных проблем) и определить основные типы жизненных ориентаций выпускников.

5. Сформировать на основе исследований, проведенных в ЗАТО, «социальный портрет» (усредненный образ) выпускника школы.

6. Разработать предложения и подготовить практические рекомендации для структур, профессионально работающих с молодежью. Исследовательские задачи:

1. Дать развернутый анализ динамики ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири в течение 1991 — 1997 гг.

2. Определить содержание и специфику «новых» ценностей и раскрыть особенности взаимодействия «новых» и «традиционных» ценностей.

3. Выяснить, принимают или отвергают традиционные «общечеловеческие» ценности выпускники школ малых городов Сибири. Сравнить понимание этих ценностей выпускниками начала и конца девяностых годов.

4. Установить, существует ли взаимосвязь между изменением ценностных ориентаций и процессом адаптации учащихся к новым условиям жизни. Выявить, какие сферы жизнедеятельности выпускников уже адаптированы, а какие — нет.

5. Определить общую направленность перемен, происходящих в духовно-нравственной сфере выпускников школ малых городов Сибири и, в частности, в ЗАТО.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ценностные ориентации выпускников школ малых городов Сибири.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири в период с 1991 г. по 1997 г.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составляют принципы системного подхода, а также основополагающие положения универсумной теории. В фундамент данного исследования легли основные принципы диспозиционной теории В. А. Ядова и положения В. Г. Немировского о структуре личности и взаимосвязи эмоциональной направленности (переживание потребностей) с ценностными ориентациями личности. и взаимосвязи эмоциональной направленности (переживание потребностей) с ценностными ориентациями личности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе проведения исследования были использованы методы: экспертных оценок, наблюдения, анализа документов, сравнительного анализа, вторичного анализа и анкетирование.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Дан развернутый анализ динамики ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири на примере закрытых городов в период с 1991 по 1997 годы.

Элементы новизны заключаются в следующем:

1. На основе выявленной взаимосвязи между актуальными проблемами и эмоциональной направленностью выделено 6 основных типов жизненных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири.

2. В оценке уровня «адаптированности» учащимися тех или иных актуальных проблем использован критерий конструктивности переживаний, т. е. принадлежности переживания к «светлым» или к «темным».

3. По итогам исследования, с учетом специфики закрытых городов, для органов исполнительной власти были подготовлены соответствующие рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменения в социально-экономической жизни малых городов Сибири способствовали рационализации жизненных ориентаций выпускников школ. Данные ориентации приобретают более индивидуалистический и прагматический характер.

2. Усиление процессов дифференциации в среде учащейся молодежи ведет к обострению конфликта между «традиционными» и «новыми» ценностями, что проявляется в отступлении от моральных норм (нравственный релятивизм) и в росте асоциальных проявлений.

3. Современное поколение выпускников посол малых городов Сибири не утратило традиционных «общечеловеческих» ценностей, таких, как «любовь», «семья», «дружеские связи», «профессионализм», «образование» и т. д., однако понимание этих ценностей также стало более прагматичным.

4. Выпускники школ конца 90-х годов значительно более приспособлены к новым условиям жизни, чем их сверстники начала 90-х годов. Ускорение процесса адаптации непосредственно связано с усвоением «новых» ценностей.

5. Трансформация ценностных ориентации носит неоднозначный характер. С одной стороны, рационализация ценностей делает выпускников менее зависимыми от внешних обстоятельств, что помогает молодым людям эффективнее приспособиться к условиям жизни в современном обществе. С другой стороны, данный процесс носит духовно ущербный характер, поскольку провозглашает господство материальных побуждений над любыми высшими ценностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ состоит в том, что проведенное исследование выявляет основные закономерности трансформации ценностных ориентации молодежи в период кардинальных преобразований в обществе и способствует пониманию тех процессов, которые происходят сегодня с выпускниками школ в малых городах Сибири. Выводы исследования могут послужить основой для принятия управленческих решений, связанных с решением молодежных проблем: обучения, занятости, досуга и других.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Содержание исследования дважды обсуждалось на заседании кафедры социологии Красноярского государственного университета (1997 и 1998 гг.) и трижды — на кафедре социальных технологий, инноваций и управления Алтайского государственного университета (в 1998 и 1999 гг.). Результаты исследования докладывались на городской учительской конференции и выездной коллегии управления народного образования Красноярского края (1994 г.), на IV и V всероссийских конференциях «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования» (Красноярск, 1997, 1998 гг). Выступления по теме работы звучали на городских педагогических конференциях в г. Железногорске и в г. Зеленогорске (1998 и 1999 г.). Кроме того, по материалам проведенных исследований в 1995 г., 1996, 1997, 1998 годах были подготовлены аналитические отчеты, которые легли в основу молодежных программ по г. Железногорску и г. Зеленогорску.

1.0. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ МАЛЫХ ГОРОДОВ.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Подводя общий итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. Изменения в социально-экономической жизни малых городов Сибири, в частности в ЗАТО, способствовали рационализации жизненных ориентаций выпускников школ, которые стали приобретать более индивидуалистический и прагматический характер. Ведущим ориентиром молодежи становится «жизненный успех».

2. Появление «новых ценностей» связано с разрушением традиционной коллективистской модели поведения и формированием индивидуалистической модели, в центре которой стоит отдельный индивид. «Новые» индивидуалистические ценности нередко конфликтуют с «традиционными» ценностями, на поведенческом уровне это проявляется в отступлении от моральных норм (моральный цинизм) и росте асоциальных проявлений. Усвоение «новых ценностей» происходит на фоне углубляющихся процессов дифференциации молодежи по материальному признаку.

3. Несмотря на то, что часть традиционных ценностей (прежде всего, ценностей коллективного плана, таких, как «труд на благо общества», «польза для окружающих» и т. п.) становится для выпускников ЗАТО менее значимой или вовсе отвергается ими, современное поколение выпускников школ не утратило таких «общечеловеческих» ценностей, как «любовь», «дружеские связи», «профессионализм», «образование» и т. д. Понимание этих ценностей стало более прагматичным, то есть включает в себя ориентации на «материальный достаток», «славу, известность», «успех у лиц противоположного пола» и т. п. Создавшееся противоречие решается путем «рационализации ценностей». Например, «образование» рассматривается учащимися как ценность потому, что без него нельзя рассчитывать на получение соответствующих жизненных благ.

4. Трансформация ценностных ориентации тесно связана с процессом адаптации, при этом современное поколение выпускников школ значительно более приспособлено к новым условиям жизни, чем их сверстники начала 90-х годов. Наименее адаптированными сферами жизнедеятельности выпускников являются: материальная, сфера взаимоотношений с противоположным полом, состояние здоровья, снабжение товарами и, частично, жилищно-бытовые условия.

5. Неоднозначность происходящих перемен связана с формированием новой «эгоцентрической» (индивидуалистической) модели отношения к ценностям, которая позволяет поместить локус контроля «внутрь себя» и делает выпускников менее зависимыми от внешних обстоятельств. Так, выпускники конца 90-х годов в оценке событий или поступков другого человека отталкиваются уже не от самого факта «законности» или «незаконности» поступка, а ставят его в зависимость от условий и мотивов совершения. С одной стороны, это повышает социальную активность и ускоряет адаптацию, а с другойнеуправляемая активность молодежи может привести к скачкообразному росту асоциальных проявлений, идущих вразрез с общепринятыми нормами поведения, и нанести серьезный ущерб духовно-нравственной сфере, поскольку противопоставляет «материальный успех» любым высшим (духовным) ценностям.

Полученные выводы предполагают сосредоточить внимание главным образом на тех сферах, которые в наименьшей степени адаптированы молодыми людьми: на материально-развлекательной и коммуникативной, т. е. на вопросах материального положения, досуга и взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая высокую потребность учащихся в самостоятельной деятельности и готовность значительной части молодых людей самостоятельно решать свои проблемы, необходимо использовать этот ресурс для включения молодежи в процесс совместной деятельности. Думается, что один из основных вопросов, который сегодня активно требует решения, — это возможность постоянного, пусть и небольшого, заработка для учащихся старших классов и аналогичных им категорий молодежи. При этом необходимо учитывать то, что привлекает молодых в работе помимо заработка: возможность общения, свободный график работы, уважение друзей и знакомых. Для этого необходимо создавать определенный имидж молодежных работ.

В сфере коммуникативных интересов молодежи особое внимание следует уделить вопросам половой культуры и организации социально-приемлемых форм досуга молодежи. Прежде всего, создать сеть небольших молодежных кафе. Особое внимание следует уделить воспитанию у юношей и девушек чувства взаимной ответственности в вопросах межполовых отношений. Помимо всесторонней информации по вопросам предупреждения беременности и профилактики венерических заболеваний, выпускники школ должны также иметь представление о психологии половых отношений. Тут не обойтись без специалистов в области психологии, сексологии и психотерапии. Эта работа, безусловно, должна быть подкреплена наличием специальных служб и учреждений (служба семьи, телефон доверия, приют, анонимная консультация и т. п.).

В основу работы с молодыми людьми должен быть положен принцип «со-деятельности». То есть речь идет не просто об организации рабочих мест для молодежи или формировании молодежного рынка труда, расширении правовых форм участия молодежи в сфере труда, включая предоставление льгот и гарантий, но и о непосредственном участии самих молодых людей в этом процессе. Отсутствие возможности реализовать себя как деятельную личность способствует формированию потребительской установки типа: «Вы нам сделайте, а мы отдохнем». Названные проблемы, связанные с дезадаптацией молодых людей, не решатся сами собой. Их игнорирование может привести к тому, что процессы расслоения и дифференциации, уже начавшиеся в молодежной среде, начнут обостряться и приведут к различным формам агрессии, направленной как на себя (суицид), так и на других людей. Вместе с тем, результаты проведенного исследования внушают определенную надежду на то, что «трудные времена» уже позади. Постепенно.

3.0.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

В ходе теоретического и практического анализа собранного материала было выделено шесть «переживаний потребностей», которые можно определить как основные и которые являются своеобразным отражением социальной направленности выпускников школ малых городов Сибири.

Использование корреляционного анализа выявило в социальной направленности выпускников школ, отражением которой является эмоциональная направленность, прагматическую тенденцию, связанную с материальным благополучием и успехом.

Анализ основных социальных проблем учащихся с точки зрения их «эмоциональной окрашенности» позволил установить, что большая часть так называемых «актуальных проблем» уже освоена учащимися в процессе социальной практики. Неосвоенными остались четыре проблемы: «материальная», «взаимоотношения с противоположным полом», «состояние своего здоровья», «снабжение товарами" — частично освоенной является проблема «жилшцно-бытовых условий». В целом можно сделать вывод о том, что за время исследований в ценностных ориентациях учащихся произошли изменения, которые позволили выпускникам успешно адаптироваться к большинству проблем сегодняшней жизни.

Для того, чтобы определить вектор происходящих перемен, на основе максимальных корреляций между основными «переживаниями потребностей» и «актуальными проблемами» было выделено шесть типов жизненных ориентаций и соответствующие им шесть основных сфер жизнедеятельности учащихся: сфера материальных интересов, профессиональных планов, учебной деятельности, коммуникации и досуга, а также сфера социально-культурных и политических интересов учащихся.

Анализ ценностей по основным сферам жизнедеятельности показал, что, несмотря на происходящие перемены, большая часть «традиционных» ценностей по-прежнему свойственна выпускникам. Н. И. Лапин в своем исследовании «Наши ценности сегодня» называет это явление «повседневным гуманизмом» и рассматривает его как универсальную ценностную макропозицию, центр которой образуют спокойная совесть, жизнь как высшая ценность, добро, красота, хорошие отношения в семье и с друзьями, интересная работа и др.(84).

Конфликт «традиционных» и «новых» ценностей проявляется главным образом в сфере материальных интересов, а также в сфере коммуникации и досуга. При этом «традиционные» ценности частично меняют свое содержание. Однако конфликт ценностей не означает их разрушение, скорее, наоборот, это нормальное многообразие и качественное обновление ценностных ориентаций.

Тенденция рационализации ценностей, по мнению Н. И. Лапина, является естественным продолжением и закономерным итогом предшествующего периода развития общества, своеобразным противовесом иррациональному и мифологическому сознанию (84).

В процессе анализа собранного материала удалось оформить «усредненный образ», или социальный портрет выпускников школ малых городов Сибири второй половины 90-х годов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ ЗАТО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 90-х ГОДОВ.

Выпускник школы второй половины 90-х годов — это молодой человек (или девушка) 17 лет, основными потребностями которого (или которой) являются потребности в любви, в общении, в самостоятельной деятельности и в развлечениях. Самыми актуальными последние два года для него является вопросы, связанные с материальным положением, а также проблемы «возможности реализации своих планов» и «учебы». «Средний» выпускник достаточно уверен в себе и, хотя несколько обеспокоен возможными перспективами безработицы после окончания учебного заведения, в целом смотрит в будущее с оптимизмом. Основными условиями своего дальнейшего успеха в жизни он считает: «образование», «деньги», «способности» и «дружеские связи», поэтому в жизни стремится к тому, чтобы «заниматься любимым делом», иметь «большой заработок», «раскрыть свои способности» и «заслужить уважение друзей и знакомых». При выборе будущей профессии выпускник ЗАТО все больше ориентируется на ее престижность и практичность. Не случайно в списке предпочтительных специальностей на первом месте — экономические специальности. Ориентация на работу с людьми является частью нереализованной потребности в общении, которая проявляет себя в сфере досуга и развлечений. Эта сфера является для него (для нее) основной с точки зрения реализации возрастных потребностей. Однако именно эта сфера менее всего адаптирована и, главным образом, из-за катастрофического диссонанса между высокими потребностями и низкими материальными возможностями. Вследствие этого вопросы материального плана становятся сверхактуальными, а в ряде случаев — определяющими взгляды молодого человека на жизнь. Так, при выборе профессии он (или она) начинает ориентироваться исключительно на высокооплачиваемую работу (пусть даже в ущерб своим интересам, а иногда — и своим нравственным заповедям). Выпускник все острее чувствует, что его среда начинает расслаиваться по материальному признаку, и, хотя количество «необеспеченных» учащихся пока еще не превышает трети, он не хочет ощущать себя «необеспеченным». Поэтому изо всех сил стремится достать где-либо деньги для того, чтобы соответствовать определенному «стандарту обеспеченности», прежде всего, по одежде, а во вторую очередь — по образу жизни, то есть: участвовать в вечеринках, ходить с друзьями на дискотеки и на танцы, дарить подарки, участвовать в совместных расходах на спиртное, а иногда — и на «травку». При этом часть денег уходит и просто на повседневное питание. Учитывая, что родители «нашего» выпускника тоже испытывают серьезные материальные проблемы, ему (или ей) все чаще приходится задумываться о том, где и как можно «найти» необходимое количество денег. Самостоятельные поиски возможного заработка далеко не всегда оказываются успешными. Теперь не так легко получить работу во время летних каникул или устроиться подрабатывать на предприятие. И все же выпускник ЗАТО чувствует себя элитарным и за любую работу браться не станет. «Тяжелому физическому» труду он часто предпочитает интеллектуальную и чистую (пусть даже мало оплачиваемую) работу. Недостаток возможностей «законного» заработка подталкивает некоторых «знакомых нашего выпускника» к незаконным видам зарабатывания средств, таким, как воровство, вымогательство и проституция. Выпускник ЗАТО конца 90-х годов не одобряет, но и не осуждает их. В оценке человеческих поступков он все больше отталкивается не от самого поступка как такового, а от ситуации и условий, которые могут оправдать совершение противоправного или аморального поступка. «Ширмой», за которую можно спрятать любое асоциальное действие, становится формулировка типа: «нужда заставила" — при этом понимание «нужды» крайне расплывчато и может вмещать в себя все, что угодно: от куска хлеба на пропитание до удовлетворения потребности в «спиртном» или «наркотике». Вместе с тем, сфера развлечений «не мешает» выпускнику нормально решать свои учебные задачи. И, хотя количество учебной нагрузки вызывает у него усталость, а иногда и нервный стресс, в целом блок вопросов, связанных с учебной деятельностью, им адаптирован. Выпускник ЗАТО удовлетворен своим учебным заведением, и ему интересно учиться. Однако, интерес к учебе у него избирательный. Так, на первом планеотношения с учителями и форма обучения. Главное внимание он старается уделять тем предметам, которые пригодятся ему при поступлении в вуз, или тем, которые отвечают его профессиональной наклонности. Выпускник в основном удовлетворен контактами с учителями, но считает, что учителя пока еще не осознали своей новой роли в отношениях с учащимися, поэтому ждет от них понимания своих проблем и партнерства. В сфере взаимоотношений для выпускника наиболее важны «отношения с противоположным полом». Любовь остается для него важнейшей жизненной ценностью, но понимание любви несколько иное, отличное от традиционного. Так, «средний» выпускник не считает брак наилучшей формой отношений между мужчиной и женщиной. Ему (и ей) по душе более свободные отношения. Главное — наличие «сильных чувств». Именно это приводит к тому, что «средний» выпускник или выпускница уже имеют опыт интимной близости. Вместе с тем, это иногда и печальный опыт, связанный (преимущественно для девушки) с попыткой сексуального насилия. Если девушка-выпускница хотела бы видеть своего ровесника умным, волевым и добрым, то выпускник-юноша мечтает видеть свою подругу прежде всего красивой, а потом уже — доброй и умной. Взгляд «нашего» выпускника на общечеловеческие ценности традиционен: он их поддерживает и к ним стремится. Однако его рассуждения о «всеобщей пользе» носят, скорее, декларативный характер. Выпускник 1997 года достаточно прагматичен и в своих стремлениях ориентирован на материальные и гедонистические цели, нередко связанные с престижным положением в обществе. После идеологического вакуума сознание выпускника ЗАТО конца 90-х годов заполнено различными религиозными и мистическими представлениями. «Средний» выпускник неравнодушен к Богу и склонен верить, что жизнь его в известной степени предопределена. Однако его нельзя назвать истинно верующим, поскольку его мировоззрение никак не связано с реальными поступками. То же самое можно сказать и об отношении выпускника к политике. В целом он аполитичен. В ситуации выбора между различными путями государственного устройства выпускник внутренне ориентирован на сильную власть авторитетного лидера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой