Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы функциональной организации, методы оценки и повышения эффективности видеоинформационных систем учебно-тренировочного назначения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация результатов работы. Результаты теоретических и прикладных исследований, полученные в работе, использованы при выполнении 9 научно-исследовательских работ, в том числе: «Разработка комплекса аппаратуры и исследование телевизионной обратной связи для управления состоянием оператора» (№ гос. регистрации 1 870 016 600) — «Исследование комплексных средств представления информации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 1. 1. Основные особенности учебно-тренировочного процесса
    • 1. 2. Видеоинформационные системы учебно-тренировочного назначения
    • 1. 3. Оценка эффективности гетерогенных многосвязных систем
    • 1. 4. Проблемы функциональной организации ВИС УТН
    • 1. 5. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ В ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 2. 1. Первичные информационные модели
    • 2. 2. Информационные потоки в ВИС УТН
    • 2. 3. Обработка вторичной информационной модели обучающимся
    • 2. 4. Восприятие информации в системах виртуальной реальности
      • 2. 4. 1. Основные свойства виртуальной реальности
      • 2. 4. 2. Сенсомоторные связи в операциональных системах виртуальной реальности
    • 2. 5. Феноменологическая макромодель восприятия визуальной информации
    • 2. 6. Связь между синтаксической, семантической и прагматической информацией
    • 2. 7. Выводы
  • ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АНАЛИЗ МАКРОСТРУКТУРЫ ГЕТЕРОГЕННЫХ МНОГОСВЯЗНЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Принципы функциональной организации ВИС УТН
      • 3. 1. 1. Принцип алгоритмической избыточности
      • 3. 1. 2. Принцип информационного соответствия
    • 3. 2. Критерий доминирования
    • 3. 3. Оценка эффективности функционирования ВИС УТН с помощью критерия доминирования
    • 3. 4. Анализ макроструктуры гетерогенных многосвязных систем на основе критерия доминирования
    • 3. 5. Выводы
  • ГЛАВА 4. ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    • 4. 1. Место и роль образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе
      • 4. 1. 1. Технологии формирования содержания образовательного процесса
      • 4. 1. 2. Технологии взаимодействия обучаемого с учебной информацией
    • 4. 2. Дистанционное обучение
    • 4. 3. Выбор образовательных технологий для реализации программы обучения
    • 4. 4. Выводы
  • ГЛАВА 5. МЕТОДЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМОГО С ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДОЙ В ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 5. 1. Методы коммутации информационных зон на индикаторах растрового типа
    • 5. 2. Принцип действия электронно-оптического дистанционного указателя информационных зон
    • 5. 3. Погрешность позиционирования электронно-оптического указателя
      • 5. 3. 1. Влияние помехи на стабильность позиционирования
      • 5. 3. 2. Влияние ограниченности динамического диапазона системы на погрешность позиционирования ЭДУ
      • 5. 3. 3. Влияние микродвижений оператора на погрешность позиционирования ЭДУ
    • 5. 4. Определение числа информационных зон для коммутации с помощью ЭДУ
    • 5. 5. Выводы
  • ГЛАВА 6. АППАРАТНО-ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 6. 1. Экспериментальные исследования зрительного восприятия изображений различной размерности на индикаторах растрового типа
    • 6. 2. Прогнозирование результатов обучения в ВИС УТН
    • 6. 3. Видеоинформационная система с индивидуальными индикаторами и обратной связью с источником информации
    • 6. 4. Биотехническая система электронно-оптического взаимодействия для операторов с ограниченными физическими возможностями
    • 6. 5. Аппаратно-программный комплекс для изучения работы операторов с изображениями в трехмерной виртуальной реальности
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ

Принципы функциональной организации, методы оценки и повышения эффективности видеоинформационных систем учебно-тренировочного назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже XX и XXI веков мировое образовательное пространство получило в свое распоряжение такой мощный инструмент, возможности использования которого трудно переоценить — информационные технологии.

Информационные технологии являются тем фундаментом для сегодняшней сферы образования, тем ключевым условием подготовки специалистов, которое позволит удовлетворить потребности личности в получении универсальных и специальных знанийспособствовать интеграции различных образовательных систем в единое образовательное пространствосущественно повысить оперативность представления образовательных программорганизовать обмен образовательными ресурсами, что в целом соответствует развивающейся концепции мобильных людей, знаний и обучения [15], [150], [157], [165], [168].

Использование информационных технологий в сфере образования связано, в первую очередь, с формированием, обработкой, передачей и восприятием обучающимся визуальной информации.

Следует отметить, что на сегодняшний день многие технические проблемы, обуславливающие оптимизацию передачи визуальной информации по каналам связи, решены. Это и проблемы сжатия информации, реконструирования изображений, согласования информационных потоков и т. п. [77], [78], [92], [113], [119].

Ведущие фирмы мира и Российской Федерации занимались и занимаются разработкой различных систем учебно-тренировочного назначения, ориентированных на использование информационных технологий ELECTRONOME, SONY, IBM, Analog Devices, Hildenbrand-Elektronik GmbH, BARCO, Medium, 3M, Gutman, Esselte Dymo, Festo Didactic, JIOMO, Росучприбор и другие.

Значительный вклад в развитие и совершенствование систем учебно-тренировочного назначения, в разработку методов оценки их эффективности и функционирования внесли отечественные и зарубежные ученые: А. И. Берг, Н. Д. Никандров, Н. Ф. Талызина, И. И. Тихонов, А. Я. Савельев, Т. А. Ильина, JI. Н. Ланда, П. Я. Гальперин, В. П. Беспалько, К. К. Шелешков, D. Tollingerova, A. Melezinek, L. Strashun, R. Atkinson, U. Rithmond, P. Robinson и др.

Однако применение информационных технологий в учебном процессе, точнее в учебно-тренировочном процессе (УТП) не учитывает его основных отличительных особенностей, информационных возможностей обучающегося и его активной деятельности.

Во многих работах последних лет этот вопрос даже не ставится. Не ставится также вопрос и о системной оценке эффективности функционирования такого рода видеоинформационных систем. Рассмотрение обычно завершается оптимизацией использования канала связи, экономических затрат на его эксплуатацию и т. п. [77], [118].

Методологической концепцией, положенной в основу данного исследования, является целостный системный подход к анализу видеоинформационных систем учебно-тренировочного назначения (ВИС УТН).

Сделанный акцент на особенности УТП позволяет по-новому представить методы оценки и критерии эффективности ВИС УТН, определяющим фактором в которых является полезность (прагматичность) информации.

Главным обстоятельством, вытекающим из методологической концепции исследования, является более широкая трактовка термина восприятия информации учебно-тренировочного назначения обучающимися.

Важно учитывать не то, что и как воспринимается, а то, что и как воспроизводится и используется в деятельности обучающегося.

Подобный подход, очевидно, оказывает влияние и на выбор и обоснование технических характеристик средств отображения визуальной информации и других элементов ВИС УТН.

По своей природе ВИС УТН состоят из элементов, имеющих разнородную структуру и природу (устройства формирования изображений, каналы связи, базы данных, средства отображения информации, обучающийся и т. д.), что позволяет отнести их к классу гетерогенных систем.

В свою очередь процессы преобразования, трансляции и восприятия информации связаны непосредственно с влиянием внешней среды, ограничениями канала связи, что предполагает в исследовании учет многосвязности ВИС УТН.

Цель работы. Целью работы является разработка принципов функциональной организации, методов оценки и повышения эффективности и оптимизация технических характеристик ВИС УТН, являющихся по своей природе гетерогенными, многосвязными системами.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач исследования:

1. Анализ процессов, определяющих специфику и характерные особенности ВИС УТН, как гетерогенных многосвязных систем.

2. Разработка и формализация методов оценки и критериев эффективности ВИС УТН.

3. Моделирование процесса восприятия визуальной информации обучающимся и оптимизация технических характеристик ВИС УТН. Прогнозирование результатов обучения.

4. Развитие информационного подхода к анализу ВИС УТН с учетом эффекта раздвоения еэнтропии при опознавании изображений и определяющей роли прагматической информации.

5. Разработка принципов функциональной организации ВИС УТН.

6. Развитие методов и средств операционального взаимодействия обучающегося с информационной средой в ВИС УТН, с ориентацией на растровые методы отображения информации.

7. Проведение прикладных и экспериментальных исследований, оценивающих справедливость выдвинутых в работе теоретических положений.

Методы исследования. В диссертации приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований, полученных с использованием теории информации, теории биотехнических систем, математического аппарата теории вероятностей, планирования экспериментов, теории матриц, факторного анализа, теории графов, исследования операций.

Научная новизна. В процессе исследования получены следующие новые научные результаты:

1. Проанализированы фундаментальные процессы, определяющие специфику УТП и предложена его модель, отличающаяся наличием двух основных информационных полей деятельности обучающего и обучаемого.

2. Разработана феноменологическая макромодель восприятия изображений учебно-тренировочного назначения и определены соответствующие требования к оптимальным техническим характеристикам различных средств отображения визуальной информации.

3. Предложен метод оценки эффективности ВИС УТН с помощью критерия доминирования, с использованием которого разработаны основы анализа и осуществлено теоретическое исследование влияния различных элементов ВИС УТН на функционирование всей системы в целом. г.

4. Предложены и обоснованы принципы функциональной организации ВИС УТН: принцип алгоритмической избыточности и принцип информационного соответствия, на основе которых определены требования к техническим характеристикам элементов ВИС УТН.

5. Теоретически и экспериментально исследованы характеристики восприятия изображений учебно-тренировочного назначения обучающимся в том числе с учетом эффекта раздвоения £-энтропии при опознавании изображений. При этом определена функциональная связь между синтаксической и прагматической информацией. Доказано, что при симультанном восприятии изображений раздвоение вэнтропии практически можно не учитывать.

6. Разработаны методы и средства операционального взаимодействия обучающегося с информационной средой учебно-тренировочного назначенияразработаны: комплекс аппаратуры для управления и исследования состояния обучаемого с телевизионной обратной связьюмодульная телевизионная система телеметрического контроля функционального состояния оператора — обучаемогоустройство электронно-оптической коммутации фрагментов телевизионного изображения для работы оператора при повышенной освещенностиВИС УТН с индивидуальными индикаторами и обратной связью с источником информациибиотехническая система электронно-оптического взаимодействия для операторов с ограниченными физическими возможностямиаппаратно-программный комплекс для изучения работы обучаемых с изображением в трехмерной виртуальной реальности.

7. Предложена и обоснована классификация образовательных технологий, объединенных в две большие группы: технологии формирования содержания образовательного процессатехнологии взаимодействия обучаемого с учебным материалом. Определены роль и место видеоинформационной образовательной технологии.

8. Разработаны информационно-вероятностные методы прогнозирования результатов УТП при выбранной образовательной технологии.

Практическую ценность работы представляют: — метод количественной оценки эффективности ВИС УТН на основе критерия доминирования;

— аналитические соотношения для оценки влияния технических характеристик средств отображения визуальной информации на процент правильно воспроизведенной информации обучаемым;

— рекомендации по функциональной организации ВИС УТН с учетом раздвоения вэнтропии и информационной обратной связью в системе;

— аналитические соотношения по прогнозированию забывания информации УТН с учетом характеристик изображения и характера его восприятия;

— методы повышения эффективности ВИС УТН на основе оптимизации их технических характеристик и обоснованных требований к конструированию визуальной среды обучения;

— средства операционального взаимодействия обучаемого с визуальной информацией УТН;

— разработанные ВИС УТН, рекомендации по их применению в УТП и результаты экспериментальных исследований их эффективного использования.

Совокупность теоретических положений работы, направленных на разработку принципов функциональной организации, количественную оценку и повышение эффективности видеоинформационных систем учебно-тренировочного назначения, представляет собой решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное и социальное значение.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. При реализации ВИС УТН основные принципы синтеза биотехнических систем должны быть дополнены принципами алгоритмической избыточности и информационного соответствия.

2. Методы факторно-стохастического моделирования процесса восприятия изображений УТН с двойной трансформацией подобласти изменения факторов являются основой для построения феноменологической макромодели восприятия визуальной информации обучаемым.

3. Количественная оценка эффективности ВИС УТН осуществляется на основе критерия доминирования, учитывающего структуру ВИС УТН и информационные потери в системе.

4. Прогнозирование результатов УТП следует осуществлять на основе определения вероятности правильно воспроизведенной информации при выбранной технологии обучения.

5. При определении взаимосвязи прагматической и синтаксической информации установлено, что эффект раздвоения 8 -энтропии наблюдается лишь в области опознавания обучаемым изображений УТН. При симультанном восприятии, даже при пониженном качестве изображений, раздвоением вэнтропии можно пренебречь.

6. Оптико-электрические дистанционные методы операционального взаимодействия обучаемого с изображением на индикаторах различного типа являются основой для эффективного функционирования ВИС УТН.

Реализация результатов работы. Результаты теоретических и прикладных исследований, полученные в работе, использованы при выполнении 9 научно-исследовательских работ, в том числе: «Разработка комплекса аппаратуры и исследование телевизионной обратной связи для управления состоянием оператора» (№ гос. регистрации 1 870 016 600) — «Исследование комплексных средств представления информации оператору-штурману» (№ гос. регистрации 81 402 411) — «Разработка и исследование модульной, телевизионной системы телеметрического контроля функционального состояния оператора» (№ гос. регистрации 1 880 021 624) — «Исследование характеристик блока электронно-оптической коммутации и телевизионных способов регистрации направленности взгляда оператора при повышенной освещенности для комплекса «Взгляд» (№ гос. регистрации 1 900 008 362) — «Методологические, методические и организационные основы интенсивной технологии обучения в условиях многоуровневой системы высшего образования» (№ гос. регистрации 1 960 000 051) — «Разработка методологических и организационных основ путей совершенствования подготовки специалистов в ЭТУ, профориентации абитуриентов и адаптации выпускников к современному рынку труда» (№ гос. регистрации 190 004 423) — «Разработка системы управления качеством высшего образования в вузах учебно-методического объединения по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники» (№ гос. регистрации 1 200 010 388) — «Разработка принципов научного проектирования и технологии сопровождения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в условиях изменяющейся структуры кадровых потребностей» (№ гос. регистрации 1 200 010 389, № гос. регистрации 1 200 115 569) — «Разработка макета устройства ввода изображений» (№ гос. регистрации 1 900 003 359).

Результаты работы внедрены в АО «ОКБ Сухого» — ФГУП «Научно-технический центр «Атлас» ФАПСИ при Президенте РФфирме W-Trade TechnologiesЗАО Hull «Иста-системс» — ГУП НПП «Электрон-Оптроник» — ФГУП «Научно-исследовательский институт телевидения» — ФГУП ЦНИИ «Комета» «Научно-проектный Центр оптоэлектронных комплексов наблюдения» — ГУП НИИ «Рубин» — учебном процессе СПбГЭТУиспользовались при реализации ВИС УТН в ЛЭИС им. М.А.Бонч-Бруевича, Кировском политехническом институте, Челябинском политехническом институте.

Апробация работы. Результаты, полученные в работе на различных стадиях ее выполнения, апробированы в докладах, сделанных автором на конференциях, симпозиумах и совещаниях различного уровня, а именно на:

— Всесоюзной научно-технической конференции «Техническое обеспечение учебного процесса и технические средства обучения в высших и средних учебных заведениях», Москва, 1975 г.;

— Межвузовской научно-методической конференции «Технические средства и программированное обучение в учебном процессе», Уфа, 1975 г.;

— Межвузовской научно-технической конференции «Применение технических средств в учебном процессе», Челябинск, 1977 г.;

— I зональном научно-методическом совещании по учебному телевидению республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Тбилиси, 1978 г.;

— Всесоюзной научно-технической конференции «Технические средства обучения», Москва, МИФИ, 1984 г.;

— Межвузовском совещании «Применение в учебном процессе аудиовизуаль ных средств с использованием вычислительной техники», Свердловск, УПИ, 1987 г.;

— Всесоюзной научно-технической конференции «Теория и практика проектирования РЭА», Махачкала, ДПИ, 1987 г.;

— Всесоюзной конференции «Телевидение в высшей школе», Москва, МГУ, 1987 г.;

— Всесоюзной научно-технической конференции «ТСО-88», Москва, 1988 г.;

— Всесоюзной научно-методической конференции, Москва, МГУ, 1989 г.;

— Всесоюзной научно-технической конференции «Автоматика и медицинское приборостроение», Махачкала, ДГУ, 1991 г.;

— Семинаре по ЦИПС, Москва, 1992 г.;

— Международной конференции по инженерному образованию, 1СЕЕЕ'95, 1995 г.;

— Всероссийской научно-технической конференции «Физика и радиоэлектроника в медицине и биотехнологии», Владимир, 1994 г.;

— Международной конференции «Современные технологии обучения», СПб,.

1995 г.;

— Международной конференции «Аэрокосмонавтика-94» ;

— Международной конференции «Современные технологии обучения», СПб,.

1996 г.;

— Международной конференции «Современные технологии обучения», СПб,.

1998 г.;

— Международной конференции «Современные технологии обучения», СПб,.

1999 г.;

— Международной конференции «Современные технологии обучения», СПб,.

2000 г.;

— Международной конференции «Современные технологии обучения» СПб,.

2001 г.

— Первой научно-технической конференции «Новейшие достижения в области телевидения, аудио и видеотехники», СПб, 1999 г.

— Международной конференции «Телевидение: передача и обработка изображений», СПб, 2000 г. и получили положительную оценку.

Разработанные на основе полученных научных и практических результатов работы ВИС УТН «ТКК ЛЭТИ», «Обучающая система с ИОС», «Система тестирования оператора на базе технических средств виртуального пространства» и др. отмечены серебряной медалью ВВЦ и грамотами.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 74 работы, в том числе: 2 монографии, 3 учебных пособия (одно с грифом Министерства образования), 1 патент на полезную модель.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, включающего 286 найме.

Основные результаты диссертационной работы состоят в следующем:

1. Теоретико-методические результаты:

1.1. Развитие информационного подхода позволило представить ВИС УТН как многосвязные, гетерогенные системы, к которым возможно применить основные идеи видеоинформатики, при этом определены соотношения, позволяющие вычислять потери полезной информации, кодовую гэнтропию и шумовую информацию при формировании первичной и вторичной информационных моделей изображений, подлежащих изучению.

1.2. Предложена информационная модель ВИС УТН, в которой источник информации образует первичную информационную модель, передаваемую по каналу связи с обучающимся и преобразуемую во вторичную информационную модель объекта, подлежащего изучению, при этом проявляется нетипичная ситуация, когда источник информации одновременно выступает и в качестве адресата и в то же время условия формирования входных событий канала зависят от событий на его выходе.

1.3. На основе факторно-стохастических методов с трансформацией поI добласти изменения факторов разработана феноменологическая макромодель процесса восприятия визуальной информации. Экспериментально определены параметры модели, что позволяет с достаточной для практических целей точностью определять вероятность правильного воспроизведения информации в ВИС УТН и прогнозировать результаты обучения.

1.4. Сформулированы основные принципы синтеза ВИС УТН: принцип алгоритмической избыточности, принцип информационного соответствия.

1.5. Сформулирован и формализован в терминах теории графов критерий доминирования для оценки эффективности функционирования ВИС УТН, с помощью которого показана практическая возможность количественной оценки влияния различных элементов на эффективность функционирования всей системы в целом. Определены доминантные свойства источника визуальной информацииканала связиэлементов системы, охваченных информационной обратной связью.

1.6. Для симультанного восприятия плоских и объемных изображений, смысл которых достаточно хорошо известен и понятен обучаемому, определена связь между прагматической и синтаксической информацией с учетом раздвоения бэнтропии, что позволяет оптимизировать выбор технических характеристик изображений.

1.7. На основе структурирования УТП предложена классификация образовательных технологий и определены возможности и особенности ВИС УТН в реализации тех или иных образовательных технологий. Разработанная схема выбора образовательных технологий позволяет методически оправдано использовать ВИС УТН.

2. Экспериментальные и прикладные результаты:

2.1. Разработанная ВИС УТН с индивидуальными видеопросмотровыми устройствами и информационной обратной связью и исследованная с помощью Э-критерия показала высокую степень эффективности функционирования, позволяющую в 1,6 раза повысить вероятность правильного воспроизведения информации обучаемым.

2.2. Экспериментально подтверждена возможность прогнозирования интенсивности забывания учебной информации обучаемым по вероятности правильного воспроизведения учебной информации, что достаточно удобно вследствие быстроты и относительной простоты определения характеристик воспроизведения информации.

2.3. Введенное в диссертации понятие информационной зоны и ее коммутации позволило конкретизировать деятельность обучаемого по взаимодействию с вторичной информационной моделью. Разработан специальный электронно-оптический указатель для системы коммутации информационных зон на растровом индикаторе и исследованы его основные характеристики с учетом микродвижений обучаемого. Синтезирован алгоритм, обеспечивающий повышение стабильности положения метки указателя на экране индикатора.

2.4. Экспериментально подтверждена работоспособность разработанной системы электронно-оптического взаимодействия обучаемых в условиях повышенной (до 20 ООО Лк) освещенности и минимальной яркости (до 5 Кд/м2) экранов растрового типа.

2.5. Экспериментально показано, что нестабильность метки ЭДУ при длительной работе обучаемого возрастает от центра к краям изображения, что позволяет уточнить теоретические расчеты размеров и числа информационных зон. Анализ системы электронно-оптического взаимодействия с помощью Б-критерия позволил выявить оптимальные параметры системы с точки зрения минимизации погрешности позиционирования.

2.6. Сравнительные исследования состояния обучаемого во время интенсивной деятельности в виртуальной среде со стереоскопическим изображением показали, что при хорошем навыке работы в виртуальном пространстве число ошибок обучаемого в среднем уменьшается в 1,8 раз по сравнению с работой с плоским изображением при относительно меньшей степени утомления.

Совокупность теоретических положений, сформулированных в работе и направленных на разработку принципов функциональной организации, методов оценки и повышения эффективности ВИС УТН, представляет собой решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное и социальное значение.

Достоверность полученных результатов подтверждается их внедрением в учебно-тренировочный процесс и экспериментальной проверкой разработанных методов, моделей и критерия доминирования на ряде примеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -192 с.
  2. В. Д Цуккерман И. И. Информация и зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-241 с.
  3. В. П., Вергилес И. Ю. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969.- 166 с.
  4. В. Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. 204 с.
  5. Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987. 320 с.
  6. Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.
  7. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1986. 217 с.
  8. Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. 183 с.
  9. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1973.-48 с.
  10. Tollingerova D. Programmierung und die Steuerung Des Lernens. Lehrmaschinen in kybernetischer und padagoqischer Sicht. Munchen: изд-во TU Munchen, 1966.-68 s.
  11. Л. H. Теоретические проблемы алгоритмизации и эвристики в обучении / Вопросы психологии. 1975, № 4. с. 48−53.
  12. Н. В. Дидактические возможности учебных замкнутых телевизионных систем / Межвузовская НТК «Применение технических средств в учебном процессе». Тезисы докл. Челябинск, 1977. с.41−43.
  13. Н. В. Технические и методические возможности телевидения по активизации учебной деятельности студентов / Технические средства обучения: Сб. статей / АПИ, Баку, 1983. с.72−73.
  14. Н. В. Касаткин Е. А. Активизация внимания студентов при восприятии телевизионного изображения / Всесоюзная конф. «Технические средства обучения» Тез. докл. / МИФИ, М., 1984. с. 131−133.
  15. M. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997.-400 с.
  16. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -290 с.
  17. JT. М. Зрительное восприятие и основы его моделирования. Л., ЛГУ, 1965.-202 с.
  18. Marko H., Hauske G. Struppler A. Processing structures for perception and action. New-York: VCH Publischers, 1988. 46 p.
  19. E. П. Инженерно-психологические аспекты синтеза систем отображения информации. ЛЭТИ, Л., 1991. 64 с.
  20. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973. -463 с.
  21. Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. -121 с.
  22. М. В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987.-206 с.
  23. Н. В., Ахлаков М. К. Многоканальное устройство оценки функционального состояния оператора / ЛЭТИ, СПб., 1990. (Известия ЛЭТИ. Вып. 413.) с.49−53.
  24. П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 360 с.
  25. И. П. ПСС. Т. 3. Кн. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-289 с.
  26. Р. Визуальное мышление. М.: Изд-во МГУ, 1981. 131 с.
  27. Р. В защиту визуального мышления. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-280 с.
  28. Watson P. Instructional Strategies and Teaming Systems? // Audio Visual Instruction. 1968, № 8, p.446−54.
  29. Г. Обучение, как процесс создания системы управления // Кибернетика и проблемы обучения. Сб. статей. М.: Прогресс, 1970. с. 114−120.
  30. Н. В. Эффективность электронных средств в образовании // Петербургский журнал электроники. 1993. № 3. с.71−74.
  31. Л. Н. О кибернетическом подходе к теории обучения // Вопросы философии. 1962, № 9. с. 17−25.
  32. Telecommunications and education. // Telecommunication Journal. Geneva. 1970. V. 37, № 7. Приложение. 26 с.
  33. . Г. Научно-техническая революция и технические средства обучения // Технические средства обучения: Сб. статей / ЛГПИ, Л., 1974. с.51−55.
  34. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
  35. Т. П., Капицын В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатик, 1995. 80 с.
  36. Компьютерные технологии в высшем образовании. Под. ред. А. Н. Тихонова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 64 с.
  37. С. В. Информационные и коммуникационные технологии в лич-ностно ориентированном обучении. М.: изд-во «Мысль», 1998. 124 с.
  38. Bulletin Association International documents technical information // Educational Television. 1965. V. 4, № 4. p.326−330.
  39. Johnson F. Film, Television and Tape-slide in University // British Journal of Educational Thecnology. 1971. V. 2, № 3. p.267−278.
  40. Д., Джонсон P. Система PLATO техническое средство обучения, использующее ЭВМ / Кибернетика и педагогика: Сб. статей. М.: Мир, 1972, с.147−155.
  41. Westley В. Modins J. The effects of «eyecontact' in television instruction // Research Bulletin. 1960, № 14. p.26−31.
  42. Everly* J. The evaluation of continuing education via television // Educational technology. 1971. V. 11, № 7. p.461−468.
  43. A. M. Особенности телевизионной техники для обучения / Межвузовский научно-теоретический семинар по учебному телевидению. Тез. докл. М.: изд-во МГУ, 1971. с. 14−16.
  44. Lemploi de la television en circuit ferme dans l’enseignement superieur: Rapport du semenare tenu a Padue en sept. 1968, Strasbourg. Conseit de 1'Europe, 1970. -28 p.
  45. Сайто-Акира. Применение видеомагнитофона в учебных целях // Хитати хёрон. 1971. 53, № 3. с.39−43.
  46. Rush С. W. The Creative use of television in education // Visual Education. 1972, № 2. p.61−64.
  47. Телевидение и обучение. Под ред. JI. П. Пресмана. М.: изд-во «Наука», 1969.- 140 с.
  48. Р., Буш А. Двусторонняя учебная телевизионная сеть Южного методистского университета, опыт четырехлетней работы // Кибернетика и педагогика. Сб.статей. М.: Мир, 1972. с. 140−146.
  49. Grauer W. Instructional television facilities a planning quide // Research Bulletin American Foundat Blind. 1969. № 9. p.81−85.
  50. Ashton E. H. The use of closed-circuit television in anatomical teaching. // Roy Television-Society J. 1969. V. 12, № 8. p.385−391.
  51. Г. H., Рязанцев Г. В. УЗТС совершенствуются // Вестник высшей школы. 1968, № 4. с. 19−23.
  52. И. А., Рязанцев Г. В. Замкнутая телевизионная система // Вестник высшей школы. 1966, № 10. с.22−26.
  53. Shiyi G., Mitsumasa М., Fuminori М. The cable Television System in teaching // National Technical Rept. 1973. V. 19, № 1. p.164−171.
  54. Система связи для учебных целей, модель 100: Проспект фирмы Jylvania Electric Prodacts. США, 1971. 16 с.
  55. A Chamber for teaching television // Electronics Weekly. 1969, № 452. p.70−76.
  56. Wilson C. University teaching by television // British kinematography, sound and television. 1968, № 6. p.33−40.
  57. Schmidt M., Unangst D. Anqewandtes Fernsehen und Lehre // Femmeldetechnik, 1971, № 3. s.24−31.
  58. Willams R. The technical opportunities for community television // Television Society J. 1965 V. 11, № 1. p.231 -243.
  59. New approach to educational TV // Electronics World. 1966. V. 75, № 3. p. l 1 451 170.
  60. Cornberg S. Desing factors of an educational television program production center and random access audiovideo system // J. Society Motion Picture and Television Engrs. 1963. V. 72, № 9. p.31−39.
  61. О роли и месте телевидения в учебном процессе общетехнических факультетов (методическая разработка MB и ССО УССР). Киев, 1966. 34 с.
  62. H. В., Куликовский Ю. П. Телевизионно-контролирующий комплекс ЛЭТИ // Техника кино и телевидения. 1975, № 6. с.9−14.
  63. Н. В. Куликовский Ю. П. Телевизионно-контролирующий комплекс // Современная высшая школа. 1976, № 1. с.71−79.
  64. Р. Е., Киврин В. И., Лысенко Н. В. Системы учебного телевидения. M.: Радио и связь, 1987. 80 с.
  65. А. М., Ющенко Е. Л. Обучающие системы нового поколения // Управляющие системы и машины. 1988, № 1. с.36−43.
  66. Н. П., Маслов С. П., Альварес К. Р. Микрокомпьютерная система обучения // Наставник. М.: Наука, 1990. 49 с.
  67. Strashun L., The Evolution of Knowledqe Tranfer Concepts a Personal View // Sony Broadcast & Communications / Basingstoke, 1993. 12 p.
  68. С. И. Типовые компьютерные технологии и базовые средства обучения. М.: ИК МГУПП, 2000. 124 с.
  69. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / В. М. Приходько, В. Ф. Мануйлов, В. Н. Луканин и др. Под ред. В. М. Жураковского. М.: ЛАТМЭС, 1998. 84 с.
  70. О. В. Информационные методы исследования эргатических систем. М.: Энергия, 1976.-208 с.
  71. В. В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985. -199 с.
  72. В. Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. 234 с.
  73. Е. П., Юлдашев 3. М. Биотехнические системы в офтальмоди-агностических исследованиях: Учебное пособие. ТЭТУ, СПб., 1997. 64 с.
  74. Юлдашев 3. М. Автоматизированные системы для исследования зрения с электронными устройствами визуализации и активным управлением параметрами зрительных стимуляторов. Дисс. на соискание ученой степени д-ра техн. наук. СПб, 1999.
  75. Л. И. Информационная революция и виртуальное познание. СПб.: ЗАО ЭВС, 2000, — 120 с.
  76. Л. И., Цыцулин А. К., Куликов А. Н. Видеоинформатика. М.: Радио и связь, 1991, — 192 с.
  77. Н. В. Основы видеоинформатики: Учебное пособие. ГЭТУ, СПб., 1998.-56 с.
  78. JI. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем. Сб. статей. М.: Прогресс, 1969. с.4−19.
  79. Системные исследования. Под ред. акад. А. И. Берга. М.: Наука, 1969. 366 с.
  80. К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. 368 с.
  81. С. С. Математика, измерение и психофизика. В кн. Экспериментальная психология. Т. 1. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. с.54−67.
  82. К. Работы по теории информации и кибернетики. Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 830 с.
  83. А. Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987.-304 с.
  84. Р. Передача информации. Пер. с англ. М.: Наука, 1963. 350 с.
  85. JI. Наука и теория информации. М.: ГИФМЛ, 1960. 320 с.
  86. М. Основания общей теории систем // Общая теория систем. Сб. статей. М.: Мир, 1966. с. 18−35.
  87. Г. А., Коёкин А. И. Выбор и оптимизация структуры информационных систем. М.: Энергия, 1972. — 255 с.
  88. А. Д. Структура сложных систем. М.: Сов. радио, 1975. 200 с.
  89. Г. Основы исследования операций. М.: Мир, 1972. 826 с.
  90. А., Купер У. Модели условий экстремизации и их использование для оценки качества систем // Общая теория систем. Сб. статей. М.: Мир, 1966. с.41−60.
  91. Е. П. Методы медико-биологических исследований. Системные аспекты: Учебное пособие. ЖИТИ, Житомир, 1997. 186 с.
  92. А. С., Железнов И. Г. Испытания сложных систем. М.: Высшая школа, 1974. 183 с.
  93. А., Уилсон М. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968. 281 с.
  94. Е. А. Некоторые вопросы исследования учебного заведения как большой системы // Вопросы научной организации педагогического труда. Сб. статей. Рига: изд-во Рижского университета, 1968. с.61−70.
  95. Учебный телевизионный центр Харьковского института радиоэлектроники, серия: НОТ и применение технических средств обучения в учебном вопросе. М.: НИИВШ, 1975. 32 с.
  96. К. К. Сравнительная оценка систем обучения. М.: Знание, 1971. -76 с.
  97. Р. С. О дидактической эффективности и медикобиофизических вопросах учебного телевидения // Всесоюзная НТК по телевизионной технике. Тезисы докл. JL: изд-во МЭИ, 1970. с. 131−139.
  98. К. К. Свиридова Н. Г. Программированное обучение и некоторые аспекты кибернетического направления в педагогике высшей школы. Магнитогорск: изд-во Магнитогорского университета, 1972. 34 с.
  99. П. М. Оценка эффективности технических средств обучения // 5-я Всесоюз. конф. по применению технических средств и программированного обучения / Симпозиум. 1969, № 5. с.49−53.
  100. И. И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: Сов. радио, 1970.-407 с.
  101. И. К. Насырова Р. Г. Новые технологии обучения в системе непрерывного профессионального образования и оценка их эффективности // Мат. 6-й Межд. конф. «Современные технологии обучения» / ТЭТУ, СПб., 2000. с. 116−117.
  102. Hiltz S. R. Con-elates of learning in a virtual classroom // Int. J. Man Machine Studies, 1993.-49 s.
  103. Л. В. Виртуальная реальность новый шаг в технологии человеко-машинного взаимодействия: концепция и использование // Теория и системы управления. 1995, № 5. с.53−59.
  104. Head tracking for the control of virtual viewpoint direction // Part of IS&T/SPIE's Stereoscopic Displays and Applications. IX. San Jose: California, USA, January / SPIE. 1998. V. 3295. p.161−166.
  105. Методика оценки качества подготовки оператора автоматизированной системы управления сложными объектами с учетом его психофизиологических характеристик / В. Д. Гахович, В. В. Моисеенко, С. В. Павлюк и др. Киев, Военный ин-т управл. и связи, 1995. 49 с.
  106. Аль-Наами Б., Лысенко Н. В. Влияние виртуальной реальности на интенсивность работы обучающихся с трехмерным изображением // Матер. 5-й межд. конф. «Современные технологии обучения» / ТЭТУ, СПб., 1999. с.110−111.
  107. Биотехнические системы: Теория и проектирование. Под ред. В. М. Аху-тина. Л.: ЛГУ, 1981.-220 с.
  108. Н. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1968. 311 с.
  109. С. Б. Теория и расчет невещательных систем телевидения. Л.: Энергия, 1970.-236 с.
  110. Цифровое кодирование телевизионных изображений / И. И. Цуккерман, Б. М. Кац, Д. С. Лебедев и др. М.: Радио и связь, 1981. 239 с.
  111. А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. 460 с.
  112. А. Н. О некоторых перспективах проблемной психологии // Вопросы психологии. 1967, № 6. с. 21−32.
  113. В. Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л.: Наука, 1974. -268 с.
  114. Д. Роль моделей зрения человека в обработке изображений // ТИИЭР. 1981. Т. 69, № 5. с. 139−150.
  115. Н. Н. Теория передачи и восприятия изображений. М.: Радио и связь, 1986. 247 с.
  116. Н. Н., Шелепин Ю. Е. Функциональная модель зрения // Оптический журнал. 1997. Т. 64, № 2. с. 71−78.
  117. Н. Н. О вероятности правильного опознавания изображений, переданных малокадровыми телевизионными системами, в присутствии шумов // Радиотехника. 1970. Т. 25, № 6. с. 24−30.
  118. Encarnacao J. L., Gobel M.: Rosenblum L. European Activities in Virtual Reality // IEEE Computer Graphics and Applications. 1994. V. 14, № 1. P. 233−240.
  119. Gruz-Neira C., Sandin D. J., De Fanti T. A. Surroundscreen Projection Based Virtual Realiti: The Design and Implementation of the CAVE Computer Graphics // Proc. SIGGRAPH-93 / Anaheim, 1993. P. 139−150.
  120. Sherman W. R. Intgrating Virtual Environments into the Dataflow Paradigm. Fourth Eurographics Workshop on Visualization in Scientific Computing / Abington, 1993.-81 p.
  121. Sims D. See how they run: modeling evacuations in VR // IEEE Computer Graphics and Application, 1995. P. 60−69.
  122. M. W., Stewart D. В., Khosla P. K. A human-machine interface or distributed virtual laboratories // IEEE Robotics & Automation Magazine. 1994. V. l, № 4. P. 106−119.
  123. Spiram Sethuraman, Siegel M. W., Angel J. J. Segmentation based coding of stereoscopic image sequences // Proceedings of the IS&T/SPIE's Symposiums on EI. San Jose. 1996. V. 2688. P. 1018−1029.
  124. И. В. Виртуальная реальность // Новые проекты. 1994. 32 с.
  125. Синтез и визуализация трехмерных и стереоскопических медицинских диагностических изображений на персональном компьютере / В. Н. Андронов, А. Н. Смирнов, Д. Ю. Тихонов и др. // Вопросы кибернетики. М.: 1995. -94 с.
  126. Н. Психология виртуальных реальностей. Аномалия. 1995, № 1. с. 14−18.
  127. Н. В. Операциональные системы виртуальной реальности // Материалы междунар. конф. «Телевидение: передача и обработка изображений» /ТЭТУ, СПб., 2000. с. 14−19.
  128. Johnson-Lenz P., Johnson-Lenz Т. Groupware: process and impact of des-ignchoices // Computer-Mediated Communication: Status and Evolution. N.Y.: Academic Press, 1982. 74 c.
  129. How hyperstereopsis can improve the accuracy of spatial perception: an experimental approach//SPIE. 1998, V. 3021. c. 51−63.
  130. И. Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем. М.: Наука, 1976. 390 с.
  131. М. В. Интегральная оценка качества телевизионного изображения. Л.: Наука, 1970.- 156 с.
  132. Н. В., Куликовский Ю. П. Экспериментальные исследования эффективности УЗТВС // Техника кино и телевидения. 1976, № 2. с. 21−29.
  133. Н. В. Сравнительные исследования эффективности коллективных и индивидуальных видеопросмотровых устройств // Технические средства в учебном процессе. Сб. статей. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛТА, 1977. с. 44−51.
  134. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. 202 с.
  135. Р. М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1981. 168 с.
  136. Р. М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974. 230 с.
  137. Р. М., Березная И. Я. Роль различных форм памяти в зрительном опознании букв и цифр // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. с. 149−171.
  138. А. И. Формирование симультанного опознания. М.: Изд-во МГУ, 1978.-64 с.
  139. К. Теория графов и ее применение. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. -280 с.
  140. С. В. Введение в дискретную математику. М.: Наука, 1979. -308 с.
  141. Я. 3. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968. 290 с.
  142. У. Н. Учителя и машины. М.: Мир, 1968. 352 с.
  143. Underwood В. J. Schulz R. W. Meaning flulness and verbal learning / Chicago, I960, 170 c.
  144. H. Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978. 164 с.
  145. Подготовка специалистов в области образования: Технологии образования. Вып. V, СПб.: Образование, 1997. 68 с.
  146. Концептуальный анализ состояния технологий образования. Под общей ред. M. М. Благовещенской. М.: ИК МГУПП, 2001. 93 с.
  147. А. Н. Курс физики как методологическая и методическая основа системы обучения студентов дисциплинам технического цикла в вузе / Автореферат дисс. на соискание уч. степени д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
  148. Ю. С., Козлов В. Н., Федоров М. П. Современное состояние разработки интеллектуальных технологий образования и науки // Матер. VIII Межд. науч.-метод, конф. СПб.: изд-во СПбГТУ, 2001. с. 16−17.
  149. M. Н. Инвариантная технология обучения в инженерном образовании и преподаватель высшей школы // Современные технологии обучения: Сб. науч.-метод. трудов. Вып. 1. / СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 1995. с. 2431.
  150. И. В., Пузанков Д. В., Советов Б. Я. Информатизация образования: возможность и ограничение // Современные технологии обучения: Сб. науч.-метод. трудов. Вып. 1. / СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 1995. с. 19−23.
  151. Информатизация высшего образования России. М.: изд-во МГУ, 1993.
  152. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998, № 3−4.
  153. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1986. 192 с.
  154. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. I, И, III. М.: Знание, 1984.
  155. В. М. Кафедра главное звено высшего учебного заведения. М.: Знание, 1986.-82 с.
  156. H. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988. 49 с.
  157. Основы вузовской педагогики. Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-367 с.
  158. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. А. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. 291 с.
  159. И. Г. Совершенствование заочного обучения в высшей школе //. Новые методы и средства обучения. Сб. статей, № 2. / М.: Знание, 1988. с. 39−47.
  160. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во «Наука», 1995. 310 с.
  161. Е. А., Лысенко Н. В. Классификация технологий обучения // Матер. VII Межд. конф. «Современные технологии обучения» СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 200 I.e. 50−51.
  162. В. Дидактическая технология и мультимедиальное обучение // Современная высшая школа. 1988, № 3. с. 39−44.
  163. В. П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции // Дистанционное образование. 1997, № 2. с. 3−11.
  164. В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994, № 3. с. 11−18.
  165. А. Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994, № 3. с. 11−18.
  166. В. Н., Шехонин А. А. Принципы и структура построения универсальной системы сетевого дистанционного обучения // Матер. VI Межд. конф. «Современные технологии обучения». Тезисы докл. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2000. с. 5−7.
  167. А. Н., Воронов М. В. Некоторые проблемы процесса дистанционного обучения // Матер. VII Межд. конф. «Современные технологии обучений» СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2001. с. 148−149.
  168. Б. Я. Цехановский В. В. Методические проблемы создания учебных CD-ROM // Современные технологии обучения: Сб. науч.-метод, трудов. Вып. 4. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 1999. с. 28−30.
  169. А. В. Мультимедиа в высшем образовании // Высшее образование в России. 1994, № 3. с. 41−48.
  170. Reisman S., Carr W. A. Perspectivis on multimedia systems in education // IBM Systems Journal. 1991. V. 30, № 3. c. 96−102.
  171. CD-ROM Multimedia Systems. Winter 1993. Procom Technology. -14 c.
  172. Robinson P. The Four multimedia gospels // Byte, February, 1990. c. 39−50.
  173. Ю. H. Автоматизированные рабочие места для станций и классов мультимедиа в системе дистанционного обучения // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 1995, № 5. с. 29−33.
  174. И. Р. Компьютерные мультимедиа технологии в дистанционном обучении // Матер. VII Межд. конф. «Современные технологии обучения». СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 2001. с. 117−118.
  175. Г. Л., Андриенко Н. В. Построение информационно-аналитических multimé-dia-систем, основанных на знаниях // Теория и системы управления. 1995, № 5. с. 40−43.
  176. Н. П., Маслов С. П., К. Рамиль Альварес. Микрокомпьютерная система обучения // Наставник. М.: Наука, 1990. 76 с.
  177. Н. А. Программы компьютерного контроля знаний по высшей математике // Матер. VII Межд. конф. «Современные технологии обучения». СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 2001. с. 71−72.
  178. Волновые процессы в общественном развитии / В. В. Васильева, И. П. Яковлев, И. Н. Барыгин и др. Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1992.- 180 с.
  179. Н.В. Технологии обучения: состояние и перспективы развития // Современные технологии обучения: Сб. науч.-метод, трудов. Вып. 1. / СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 1995. с. 4−11.
  180. С. Г., Лысенко Н. В. Технология телевизионной лекции: Метод, указания. Л.: Ленуприздат, 1987. 31 с.
  181. Патент США № 4 591 841. Дистанционный оптический указатель для видеоэкранов, 1986.
  182. Авторское свидетельство № 721 077, МКИ А61 В 31/14. Способ определения направленности взгляда. 1980. Бюлл. № 27.
  183. В. М., Москвин В. С., Сенькин С. И. Технические средства ввода-вывода графической информации. М.: Высшая школа, 1990. 160 с.
  184. В. М., Соломонов Л. А. Инженерно-психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами. М.: Высшая школа, 1990.-234 с.
  185. Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1987. 180 с.
  186. М. В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987.-262 с.
  187. Н. В. Измерение направленности взгляда оператора с помощью ТВ-системы высокой четкости. Л.: Известия ЛЭТИ, 1988. Вып. 397. с. 4752.
  188. М. К., Касаткин Е. А., Лысенко Н. В. Оценка разрешающей способности телевизионного анализатора направленности взгляда оператора. Л.: Известия ЛЭТИ, 1990. Вып. 429. с. 39−44.
  189. Н. В. и др. Исследование характеристик блока электронно-оптической коммутации и телевизионных способов регистрации направленности взгляда оператора при повышенной освещенности для комплекса «Взгляд»: Отчет по НИР № гос. per. 1 900 008 362, 1989.
  190. Н. В., Мустафа Амджад. Дистанционная коммутация информационных зон растровых дисплеев как инструмент управления обучающей программой // Матер. IV Межд. конф. «Современные технологии обучения». СПб.: изд-во СПбГЭТУ, 1998. с. 171−172.
  191. Н. В. Мустафа Амджад. Влияние расстояния, яркости и размера экрана индикатора на работу фотоприемника электронно-оптического дистанционного указателя // Известия ТЭТУ (ЛЭТИ). Сер. Радиоэлектроника. 1998. Вып. 2. с. 41−46.
  192. Н. В., Мустафа Амджад Свидетельство на полезную модель № 12 279. Фотоэлектрический преобразователь дистанционного оптического указателя для растровых индикаторов. № 99 116 844- заявл. 03.08.99.
  193. Л. С. Новиков В. С., Оленюк П. Л. Обработка и отображение радионавигационной информации. М.: Радио и связь, 1990. 268 с.
  194. В. И. Статистическая радиотехника. М.: Радио и связь, 1982. -624 с.
  195. Мустафа Амджад Метод и биотехническая система электронно-оптической коммутации информационных зон на растровых индикаторахдля операторов с ограниченными физическими возможностями / Дисс. на соиск. уч. степени канд. техн. наук. СПб ГЭТУ, 2000.
  196. Lysenko N. Gerauschparameter des entferne Lichtgriefel. Wissenschaftreihe / TU Munchen. 1992, № 14. c. 16−21.
  197. Исса Самир Исследование параметров гребенчатых фильтров телевизионных шумоподавителей / Дисс. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Л.: 1990.
  198. Цифровые фильтры / Л. М. Гольденберг и др. М.: Связь, 1974. 146 с.
  199. Т. Алгоритмы машинной графики и обработки изображений. М.: Радио и связь, 1986. 385 с.
  200. Л. А., Филиппович Ю. Н., Шульгин В. Л. Персональные автоматизированные информационные системы и дисплейные комплексы. М.: Высшая школа, 1990. 231 с.
  201. К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. Л.: Наука, 1976. -395 с.
  202. А., Вольф Д. Модели группового поведения в системе человек-машина. М.: Мир, 1973. 227 с.
  203. SEP and muscle responses related to thalamic and subthalamic structures in man / P. Brik, H. Riescher, A. Strupper, M. Keidel // Sensory-motor integration: implications for neurological diseases, Springer, 1986. 160 c.
  204. Suer С. H. Automatic recognition of handprinted characters state of the art // Proc. IEEE 1980. V. 68. c. 141−147.
  205. H. В. Операционная модель учебной телевизионной системы // Технические средства в учебном процессе: Сб. статей. Вып. 3. Л.: изд-во ЛТА, 1978. с. 66−74.
  206. Н. В. К вопросу о построении интегрального критерия эффективности учебной телевизионной системы // Технические средства в учебном процессе: Сб. статей. Вып. 6. Л.: изд-во ЛТА, 1980. с. 18−23.
  207. Lysenko N. Factor-stochastisches Model des Lehrsystems / Schriftreihe TU Wien. 1982. № 19. c. 49−59.
  208. Аль-Наами Б. О. Исследование эффективности взаимодействия операциональных систем виртуальной реальности с оператором / Дисс. на соискание уч. степени канд. техн. наук. СПб, 2000.
  209. А. А. Проблема психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -244 с.
  210. П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 189 с.
  211. А. П. Введение в статистическую теорию обучения и контроля знаний. М.: изд-во МЭИ, 1974.-92 с.
  212. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. Пер. с англ. М.: Мир, 1969. 395 с.
  213. Г. С. Системный анализ и искусственный интеллект. М., 1980. -148 с.
  214. В. Ф. Видеотерминалы в информационном взаимодействии. М.: Энергия, 1980.- 191 с.
  215. Иванов-Муромский К. А., Черноморец В. А., Лукьянова О. Н. Психофизиология оператора в системах человек-машина. Киев: Наукова думка, 1980.-224 с.
  216. Psychovisual aspects of viewing stereoscopic video sequences // Part of IS&T/SPIE's Stereoscopic Displays and Applications IX. San Jose, California, USA. 1998. V. 3295, January. P. 9−17.
  217. Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: изд-во ЛГУ, 1983.- 169 с.
  218. Зависимость некоторых показателей функционального состояния операторов ЭВМ от качества изображения на дисплее / В. А. Доскин, В. Н. Белявская, П .И. Храмцов и др. // Гигиена труда и профессиональных заболеваний. 1989. № 10. с. 39−43.
  219. Е. П. Влияние эмоционального напряжения на залповые характеристики векодвигательной реакции оператора. Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1986. 341 с.
  220. Г. Б. Таблицы интегралов. М.: Наука, 1966. 269 с.
  221. В. С. Оптика телевизионных устройств. М.: Радио и связь, 1982. -380 с.
  222. В.И., Куликовский Ю. П., Лысенко Н. В., Григорьян А. Е., Дерма-нов К.В. Специализированная поточная аудитория с учебной замкнутой телевизионной системой обратной связи / Отчет по НИР Л., ЛЭТИ, 1972.
  223. Ю.П., Лысенко Н. В. Телевизионно-контролирующий комплекс ЛЭТИ / «Техника кино и телевидения» № 6, 1975. с. 17−26.
  224. Ю.П., Лысенко H.B. К оценке педагогической эффективности телевизионно-контролирующего комплекса. «Известия ЛЭТИ», вып. 180, 1975. с. 62−65.
  225. Ю.П., Лысенко Н. В. Об использовании телевизионно-контролирующего комплекса ЛЭТИ // Информационный центр высшей школы. Серия: НОТ и применение технических средств в учебном: процессе. М., 1976.-32 с.
  226. Ю.П., Лысенко Н. В. Телевизионно-контролирующий комплекс лекционной аудитории ЛЭТИ / В кн. «Опыт использования телевидения в учебном процессе вузов» М., 1976. с. 96−103.
  227. Н. В. Исследование эффективности учебных замкнутых систем телевидения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Л.: ЛЭТИ, 1976.
  228. A.A., Высокодворский И. А., Лысенко Н. В. и др. Технические средства обучения в вузах: Метод, реком. Л.: ЛГПИ, 1978. 40 с.
  229. Н. В. Разработка и исследование эффективности ТКК ЛЭТИ. Л., 1978. Премия Ленинградского комсомола. 82 с.
  230. Н. В. К вопросу о передаче изображений в учебной телевизионной системе. Л.: Известия ЛЭТИ, № 270, 1980. с. 49−53.
  231. Н. В., Киврин В. И., Кукушкин В. И. Психолого-педагогические основы применения ТС: Учеб.-метод, реком. Л.: ЛОСП, 1980. 76 с.
  232. Н. В., Кнврнн В. И., Кукушкин В. И. Технические средства в учебном процессе: Учеб.-метод. реком. Л.: ЛОСП, 1980. 84 с.
  233. Н. В., Башмаков М. И., Данилов Л. В. и др. Метод, реком. по чтению лекций в больших аудиториях. Л.: ЛЭТИ, 1980. 31 с.
  234. Н. В., Курочкин С. Л. Формирование гистограмм на телевизионном дисплее. Л.: «Известия ЛЭТИ». Вып. 297, 1981. с. 71−76.
  235. Н. В., Сурин В. И., Яковлев И. П. и др. Социально-профессиональные проблемы подготовки инженеров-электротехников / Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-216 с.
  236. Н.В. и др. Исследование и разработка автоматизированных методов и технических средств калибровки координатных и апертурных искажений на экране ЭЛТ//Отчет по НИР № гос. per. 0181.4 013 279. Л., 1983.
  237. Н.В., Быстров Ю. А., Тимохин В. И. Опыт и проблемы использования технических средств в учебном процессе по специальным дисциплинам: Учеб.-метод. реком. Л.: ЛПИ, 1984. -48 с.
  238. Н.В., Товбин.М. Психологическая оценка деятельности оператора телевизионного дисплея // Всесоюзная конф. Тезисы докл. / Л.: ЛЭТИ, 1984. с. 49−50.
  239. Н.В. и др. Исследование комплексных средств представления информации оператору-штурману // Отчет по НИР № Гос. per. 81 402 411. Л.: ЛЭТИ, 1984.
  240. Н. В., Касаткин Е. А. Анализ переходных характеристик в активных RC-цепях телевизионных устройств / Изв. ЛЭТИ, вып. 31, 1985. с. 6162.
  241. Н. В., Касаткин Е. А. Возможности синтеза изображений для учебных телевизионных систем / Известия ЛЭТИ, вып.349, 1986. с. 29−33.
  242. Н. В., Ахлаков М. К. Автоматизированное рабочее место студента с информационной обратной связью / Журнал ВДНХ СССР, 1986. № 11. с. 41−43.
  243. Н.В., Киврин В. И. Развитие учебного телевидения. Изв. ЛЭТИ, вып. 370,1986. с. 16−20.
  244. Н.В., Ахлаков М. К., Касаткин Е. А. Телевизионная система экспресс оценки функционального состояния оператора / Известия ЛЭТИ, вып. 390. 1987. с. 39−43.
  245. Н.В., Киврин В. И. Технология формирования аудиовизуального материала в учебном телевидении // Межв. Сборник научных трудов «Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в техническом вузе» ЛЭТИ, 1987. с. 29−32.
  246. Н.В., Ахлаков М. К. Система автоматизированного отображения визуальной информации // Тезисы докл. Всесоюзной научно-технической конф. «Теория и практика проектирования РЭА». Махачкала, Изд. ДПИ, 1987. с.81−82.
  247. Н.В., Ситникова М. Ф., Фомичева В. Н. Эффективность ТСО в количественном: выражении // Вестник ВШ, № 7, 1987. с.40−42. с. 40−42.
  248. Н.В., Фомичева В. Н. Особенности применения комплекса ТВС-графопроектор в лекционном обучении // «Всесоюзная конф. Телевидение в высшей школе». Тезисы докл. М.: МГУ, 1987. с.191−193.
  249. Н.В., Ахлаков М. К., Касаткин Е. А. Учебный комплекс на основе телевизионно-вычислительных ТСО // Тезисы докл. Всесоюзной конф. Телевидение в высшей школе. М.: МГУ, 1987. с. 46−48.
  250. Н.В. Технические и методические возможности ТВ-комплексов по активизации учебного процесса // Материалы Всесоюз. НПК ТСО-88. М.: Изд-во ГК по HP. 1988. с. 52−53.
  251. Н.В. Особенности применения комплекса ТВ-система-графопроектор // Тезисы докл. всесоюз. НМК. М.: МГУ, 1989. с. 101−102.
  252. Н.В., Чернявский Е. А. и др. Методическая разработка по диагностическому тестированию абитуриентов. Л.: ЛЭТИ, 1990. 20 с.
  253. Н.В., Барри М. Еро. Коммутация телевизионного изображения на экране дисплея. Известия ЛЭТИ, вып. 440, 1991. с. 46−51.
  254. Н.В., Ахлаков М. К. Влияние шумов дискретизации на дальность дистанционного ТВ-указателя // Сб. докл. НТК «Автоматика и мед. прибо-ростр.» Махачкала: ДГУ, 1991. с. 123−129.
  255. Н. В., Алексеев О. В., Пузанков Д. В. Об опыте целевой подготовки инженеров-исследователей в ЭЛТУ // Семинар по ЦИПС М., ГК по НО, 1992. 14 с.
  256. Н. В. Видеотехника. Учеб. пособие. СПб: ГЭТУ, 1994. 68 с.
  257. Н. В., Большаков В. П., Стрельцова М. Д. К созданию интегрированных компьютерных сред обучения. About that to realize the integrated Teaching computer environment // Межд. конф. по инж. образованию. Тезисы докл. 1995. ICEEE'95. с. 173−176.
  258. Н. В. Видеотехника и создание виртуальной реальности / Известия № 478, СПбГЭТУ 1995. с. 98−102.
  259. Н. В., Ахлаков М. К., Попечителев Е. П. Пути повышения эффективности работы оператора с ТВ-дисплеями // Всероссийский НТК «Физика и радиоэлектроника в медицине и биотехнологии». Тезисы докл. Владимир, 1994. с. 73−74.
  260. Н. В., Полевой В. В., Ульяницкий Ю. Д. О подготовке инженеров-исследователей на радиотехническом факультете ГЭТУ // Сб. «Современные технологии обучения», СПб: изд-во ГЭТУ, 1995. с. 14−19.
  261. Н.В., Ахлаков М. К. Информационная обратная связь при работе обучающихся с PC / Тезисы докл. межд. конф. «Современные технологии обучения» СПбГЭТУ, 1995. с. 79−80.
  262. Н.В., Грудзинский М. А. Оптическая запись сигналов изображения: Учеб. пособие. СПб: изд-во ГЭТУ, 1996. 64 с.
  263. Лысенко Н.В. Optimization of operator’s work when using television displays // Тезисы докл. международной конф. «Аэрокосмонавтика-94». с. 139−140.
  264. Н.В., Сафронов В. И. Виртуальные пространства и технологии обучения // Материалы международной конф. «Совр. технологии обучения», СПб: изд-во ГЭТУ. с. 163−164.
  265. Н.В., Аль Наами Бассам Особенности работы обучающихся с трехмерными изображениями // Материалы 4-ой международной конф. «Совр. технологии обучения», СПб: изд-во ГЭТУ, 1998. с. 246−248.
  266. Н.В., Ахлаков М. К., Попечителев Е. П. Методология многофакторного тестирования в профессиональной ориентации абитуриентов и студентов вуза // Сб. «Современные технологии обучения» № 3, СПб.: ИПЦ СПбГЭТУ, 1997. с. 54−59.
  267. H.B. Критерий эффективности систем учебно-тренировочного назначения. // Материалы 5-й международной, конф. «Современные технологии обучения» / СПб, 1999. с. 26.
  268. Н.В., Мустафа Амджад Системы электронно-оптической коммутации информационных зон на растровых индикаторах для дистанционного обучения инвалидов // Материалы 6-й межд. конф. «Современные технологии обучения» / СПб., 2000. с. 207−208.
  269. Разработка и исследование модульной телевизионной системы телеметрического контроля функционального состояния оператора / Отчет по НИР № гос. per. 1 880 021 624, 1988.
  270. В.А., Лысенко Н. В., Марголин В. И., Мошников В. А. Информационные центры коллективного пользования в неорганическом материаловедении // Матер. VII межд. конф. «Современные технологии обучения» / СПб., изд-во СПбГЭТУ, 2001. с. 37−39.
  271. Н.В. Методы оценки эффективности многосвязных гетерогенных систем // Матер. 56-й НТК НТОРЭС им. A.C. Попова / СПб., 2001. с. 3−8.
  272. Разработка систем управления качеством высшего образования в вузах УМО по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники // Отчет по НИР № гос. per. 1 200 010 388, 2000.
  273. Разработка комплекса аппаратуры и исследование телевизионной обратной связи для управления состоянием оператора. // Отчет по НИР № гос. per. 1 870 016 600, 1987.
Заполнить форму текущей работой