Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идея света в древнерусской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тему света как одного из наиболее значимых понятий византийской культуры, разрабатывали на протяжении 1У-ХУ вв. представители византийской патристики: Макарий Египетский, Евагрий Понтийский, Великие Каппадокийцы — Григорий Нисский, Василий Великий, Григорий БогословПсевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама… Читать ещё >

Содержание

  • I. Становление традиции осмысления идеи света в восточнохристианском средневековье
  • 1. Духовно-эстетические основы византийской культуры
  • 2. Идея света в византийской традиции
  • 3. Синергия как принцип православной культуры
  • II. Идея света в культуре Древней Руси
  • 1. Символика огня, солнца и света в языческой культуре Руси
  • 2. Преобразование понятия света в начальный период православия
  • 3. Единство духовного света, святости и слова
  • 4. Житие как «словесная икона» (на примере житий русских северных святых XI—XV вв.еков)
  • 5. Святость как свет: значение личного подвига в древнерусской культуре

Идея света в древнерусской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одним из наиболее действенных инструментов исследования типологического своеобразия русской культуры является обращение к эпохам отечественной истории, в которых определились факторы, повлиявшие на становление и развитие русской культуры и обозначившие её место в мировой культуре. Не случайно в современной России обострился интерес к Древней Руси и византийской культуре как её религиозно-эстетическому прообразу, что отражает осознание значимости православия и духовного опыта в контексте современной культурной ситуации.

Ключевую роль в византийской культуре играла концепция света, воплотившая в себе идею преображения человека, его становления как личности, духовного совершенствования, и обозначившая синергию Бога и человека центральным аспектом православия. Идея света в византийской и русской культуре разрабатывалась исследователями на богатом культурно-историческом материале в различных ракурсах: философском, богословском, искусствоведческом, филологическом, что обусловило понимание света в качестве одной из основных категорий православного средневековья.

Природа человека внутренне противоречива, процесс его существования можно охарактеризовать как стремление «превзойти себя самого», разрешить противоречия и достигнуть целостности. Поскольку человек именно во взаимоотношениях с трансцендентной реальностью получает возможность достичь личностной целостности и определить смысл своего существования как стремление к полноте бытия, то исследование примеров православной подвижнической деятельности, направленной на постижение Божества, даваемое в световых образах, имеет значение для многих аспектов современной жизни (онтологического, антропологического, социокультурного и пр.), становясь своего рода потенциалом разрешения проблем современности.

Для Древней Руси идея света явилась важнейшим стимулом развития личностного начала, значительная культуротворческая роль которого нередко до сего дня недостаточно осознаётся. Поскольку именно этот аспект в изучении концепции света оказался к настоящему времени наименее разработанным, то первостепенное значение приобретает необходимость исследования агиографии, и конкретно — житий древнерусских северных святых Х1-ХУ веков, осуществлённого на основе культурологической методологии сквозь призму осмысления идеи света.

Степень разработанности проблемы.

Тему света как одного из наиболее значимых понятий византийской культуры, разрабатывали на протяжении 1У-ХУ вв. представители византийской патристики: Макарий Египетский, Евагрий Понтийский, Великие Каппадокийцы — Григорий Нисский, Василий Великий, Григорий БогословПсевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Николай Кавасила. В последние века существования Византийской империи в среде исихастов получила своё догматическое оформление концепция Фаворского света, которая отразила в полной мере понимание человека, характерное для восточного христианства. Идею света как православную духовную традицию в дальнейшем унаследует Русь, расширяя и углубляя исихастское учение. К разработке византийской концепции света уже в XX в. обращались многие русские мыслители: Е. Н. Трубецкой, обозначив и доказав связь света Фаворского с преображением умаС. Н. Булгаков, выразивший своё понимание проблемы света в трудах «Свет Невечерний» и «Первообраз и образ" — П. А. Флоренский, толковавший свет как видимое и ощутимое доказательство бытия БожияВ. Н. Лосский, определивший созерцание духовного света в качестве необходимого мистическогоопыта на пути спасения — основной жизненной цели православного человека.

В настоящее время свет в византийской культуре как её ключевая категория наиболее полно представлен в трудах крупнейшего исследователя византийской эстетики В. В. Бычкова, рассматривающего эту проблему сквозь призму восточнохристианской патристики. Формально-стилистический анализ является основным в труде английского учёного Дж. Мэтью (в. МаШелу) «Византийская эстетика» (1963), который объясняет стремление Византии к эстетической выразительности безупречным чувством прекрасного, воспринятым от античности, проявляющимся в соразмерности, приятности цвета, виртуозном чувстве меры, будучи обусловленным во многом также хорошим знанием законов геометрии, механики и физики.

Преемственность византийских церковных, политических, культурных и духовных традиций на Руси рассматривается в трудах крупных византологов прошлого и настоящего времени: С. С. Аверинцева, А. А. Васильева, А. П. Каждана, Н. П. Кондакова, И. П. Медведева, О. С. Поповой, Ф. И. Успенского, О. Е. Этингоф. Духовно-эстетический идеал Византии, отражённый в образе света и воспринятый Русью, стал предметом исследований И. И. Концевича, Н. О. Лосского, Г. В. Скотниковой, В. Н. Топорова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского.

Свет в языческой мифологической традиции древних славян, его символика и семантика разрабатывались учёными и исследователями с середины XIX века на волне возникшего активного интереса к истории Древней Руси. Из-за отсутствия письменных источников, способных дать однозначное толкование интересующих предметов и явлений в языческой истории, мнения исследователей часто расходились, что приводило к серьёзной полемике.

К славянским древностям обращались Ф. И. Буслаев, исследовавший народное творчество и его влияние на русскую литературу, в частности, на жития святых, понимаемых как образ света духовногоЕ. В. Аничков, не нашедший в язычестве никаких явственных зачатков будущего духовного совершенствованиятему света рассматривал в своей диссертации, посвященной мифологии славян М. И. КасторскийА. Н. Афанасьев, собиравший фольклорный материал и легенды, касавшиеся в том числе символики света, и отслеживавший на их основе определённые закономерности в мировоззрении древнерусских людей, проявившиеся впоследствии в христианский периодА. А. Потебня, уделивший внимание символу и мифу в народной культуреБ. А. Рыбаков, посвятивший свои исследования язычеству древних славян и Древней Руси, а также отголоскам языческих традиций уже в христианскую эпоху русской истории. Отдельно необходимо отметить исследования Д. С. Лихачёва, посвященные культуре Древней Руси, а также труды современных этнографов, фольклористов и лингвистов: В. В. Седова, В. Н. Топорова, В. В. Иванова, Н. И. Толстого,.

A. А. Громыко, Т. А. Бернштам. Все изыскания в той или иной мере затрагивали тему света, который был одним из важнейших аспектов мировосприятия древнерусских людей.

В последнее время в отечественной науке идея света исследуется с разных позиций: О. А. Сергеева «Семантика и поэтика „Свете тихий“ русской поэзии XIX века» (2006), Е. Ю. Худоногова «Свет в культурно-историческом контексте образов русской живописи XIX века» (2005),.

B. В. Янкевич «Концепт огня в культуре: смыслы и функции» (2003).

Византийская агиография была предметом комплексного изучения, где в большей или меньшей степени присутствовал исторический, филологический и культурологический аспект. К теме житий византийских святых обращались: С. С. Аверинцев, В. Г. Васильевский, С. А. Иванов, А. П. Каждан, X. М. Лопарев, С. В. Полякова, А. П. Рудаков, Ф. И. Успенский.

Святость как феномен религиозного опыта изучалась в работах А. А. Живова, С. А. Зарина, Л. А. Ильюниной, С. М. Климовой,.

И. М. Концевича, В. А. Котельникова, А. М. Любомудрова, Г. М. Прохорова, С. А. Семячко, О. Б. Сокуровой, Н. Н. Страхова, В. Н. Топорова, С. С. Хоружего.

В языческой Древней Руси свет как святость относился к стихиям, природе, но никогда к людям. Только после принятия православия идея света, преображающего человека, была воспринята русскими людьми, которые именно святых стали понимать в значении образа света. До середины XIX века жития русских святых были любимым чтением, но не предметом серьёзного изучения. Появившийся интерес к самым истокам русской литературы определил необходимость научного исследования агиографической литературы. К житиям как первым примерам собственно русской литературы обращались разные учёные, не делая их, тем не менее, предметом отдельного исследования. Можно отметить вышедший в 1861 году труд М. П. Погодина «Нестерово житие святого Феодосия как исторический источник». Начало уже научного исследования древних житий на основе рукописных источников было положено В. О. Ключевским. Его труд «Древнерусские жития как исторический источник», получивший большой резонанс, явился первым фундаментальным исследованием древнерусской агиографии. Изначально целью работы Ключевского было показать степень участия церкви в колонизации северных земель, но в процессе исследования учёный отказался от этой цели ввиду своеобразности житий в качестве исторического источника. Несомненная заслуга В. О. Ключевского состоит в том, что, рассматривая жития древних северных святых, исследователь создал метод изучения жития как особого литературного вида и, помимо этого, определил датысоставления рассматриваемых житий и выявил их возможные редакции. И. А. Яхонтов в своём исследовании «Жития святых поморского края как исторический источник» придерживался мнения Ключевского. Появившаяся в 1902 году работа А. П. Кадлубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» ознаменовалась реабилитацией житий, которым до этого времени было отказано в исторической достоверности. К житиям обращались Ф. И. Буслаев в нескольких статьях «Исторических очерков русской народной словесности и искусства», выявивший легендарные черты и рассмотревший роль народного творчества в этом религиозном жанреС. П. Шевырев в «Истории русской словесности», И. С. Некрасов в «Зарождении национальной литературы в северной Руси», А. Н. Пыпин в «Истории русской литературы». Также Н. И. Барсуков, чья заслуга состоит в том, что он создал справочник, перечисляющий все редакции и списки русских святых («Источники русской агиографии»), Г. П. Федотов, сделавший на основе всех произведённых ранее изысканий своеобразную «классификацию» русских святых, прокомментировав подробным образом выводы («Святые Древней Руси»). Свои исследования посвящали русским подвижникам Н. И. Серебрянский («Древнерусские княжеские жития») и Е. Н. Погожев, которому принадлежит «Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви». Вопросом канонизации русских святых занимались Е. Е. Голубинский («История канонизации святых в Русской Церкви») и В. А. Васильев («История канонизации русских святых»). Подробное исследование древнейших русских летописей и Киево-Печерского патерика, которые являлись иногда источниками для некоторых житий, провели А. А. Шахматов и Д. И. Абрамович. К сожалению, на данный момент нет собрания текстов всех редакций житий, что позволило бы проследить динамику изменений редакций, соотнести эти изменения с историческим моментом, сделать выводы относительно духовно-нравственно преобразований в мировосприятии древнерусских людей. Именно эту цель — составление «Свода древнерусских житий» — обозначил во вступительном слове к изданию сборника статей «Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика» (2005 г.) В. О. Творогов.

К настоящему времени не существует специального комплексного исследования житий северных святых Х1-ХУ веков, осуществлённого сквозь призму осмысления православной концепции света.

Объект диссертационного исследования — древнерусская культура как преемница православной традиции.

Предмет исследования — идея света в древнерусской культуре.

Цель исследования заключается в изучении духовно-религиозной идеи света в культуре Древней Руси на основе комплексного изучения житий русских северных святых Х1-ХУ веков. Цель была конкретизирована в следующих задачах:

• проанализировать феномен святости в её связи со светом в языческой и православной традиции;

• выявить символы света в языческой традиции Древней Руси, исследовав особенности языческого восприятия огня,-солнца, света;

• рассмотреть особенности понимания света в византийской культуре как духовно-эстетической идеи;

• определить исторические и духовно — культурные факторы, обусловившие характер преемственности православной идеи света в Древней Руси;

• показать преобразование идеи света в начальный период православия на Руси;

• выделить основные методологические принципы агиографических исследований в России;

• обосновать понимание жития святого как «словесной иконы», образа духовного света, показав значимость личности святого в духовно-нравственном преображении православного человека;

• определить значение подвижничества для формирования личностного идеала в русской культуре;

Географические рамки очерчены преимущественно северными территориями Руси, включающими города Владимир, Новгород Великий, Ростов, Тверь, Смоленск.

Хронологические рамки определяются временным промежутком с XI по XV века. Обоснование — нижняя граница означает предполагаемую дату жизни святого, которому посвящено самое раннее из рассматриваемых житийверхняя граница выбрана как конец периода так называемого домакарьевского времени, так как при митрополите Макарии почитание святых уже имело более «плановый» вид, потеряв при этом определённую долю стихийности и народного участия.

Гипотеза исследования: исследование православной идеи света в византийской традиции и на Руси в первые века после крещения способствует более глубокому пониманию духовно — исторического генезиса отечественной культуры, её цивилизационного своеобразия, так как раскрывает первоосновы духовного бытия личности, конкретные национально — культурные способы воплощения религиозно-духовной составляющей человеческой жизни.

Методологические основы исследования составили: истолкование культуры как исторически развивающейся реальности, имеющей в своей основе творческую личность (С. Н. Иконникова, В. М. Межуев, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер, В. А. Щученко) — культурологический подход к изучению Византии и Древней Руси, представленный в трудах С. С. Аверинцева, В. В. Бычкова, А. П. Каждана, А. Л. Казина, Д. С. Лихачёва, Г. М. Прохорова, Ф. И. Успенскогокомплексный подход к агиографии, осуществлённый с опорой на исторические, историко-богословские, социально-культурологические, литературно-филологические исследования (А. П. Кадлубовского, О. В. Ключевского, В. Н. Лосского, М. П. Погодина, С. В. Поляковой, А. П. Рудакова, Н. И. Толстого, В. Н. Топорова, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского) — понимание православия как духовной основы русской культуры, присутствующее в исследованиях А. А. Королькова, В. А. Котельникова, Н. А. Нарочницкой.

В диссертации использовались: сравнительно-исторический методисторико — культурологический метод, позволяющий определить личность святого, понимаемого как образ света в контексте рассматриваемой эпохи, личностный аксиологический аспект в пределах данногосоциума на данном историческом этапетипологический анализ, дающий выявление характерных черт культурно-исторических феноменов и позволяющий проследить определённые закономерности в их проявлении.

Источникевал база диссертационного исследования включает в себя разрабатывавшуюся в течение II—XV вв.еков православную идею света, представленную в трудах выдающихся представителей патристики. Источниками, отражающими связь света со святостью, стали опубликованные жития святых, причём внимание уделялось не только редакциям, признанным в качестве первоисточников, но и последующим обработкам, как литературным, так и фольклорным, позволявшим проследить характер изменений и выявить на их основе закономерности в предпочтении личностных черт святых, отражающих, по мнению автора, духовно-нравственные потребности людей в данную эпоху. За основу были взяты издания житий русских святых: «Полное собрание житий святых Православной Греко — Российской Церкви», составленное Е. Н. Погожевым (1908 г.), арх. Филарет Черниговский «Русские святые» (3 издания с 1861 года), В. А. Яковлев «Памятники русской литературы XII—XIII вв.еков» (1872 г.), «Книга глаголемая о российских святых» (1887 г.), «Верный месяцеслов всех русских святых» (1903 г.), «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских» в 12 тт. под редакцией А. Н. Муравьёва (1855−1858 гг.), «Памятники старинной русской литературы» под редакцией Н. И. Костомарова (вып. 1−4, 1860 г.), «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих — Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из пролога» (в 8-ми томах, 1991 г.), Н. И. Серебрянский «Древнекняжеские жития» (1915 г.). Также были использованы материалы православных сайтов: «Агиограф», «Древнерусская литература. Антология», «Жития святых», «Православный календарь», «Россия», «Ростовские звоны».

Научная новизна исследования заключается в изучении православной идеи света в контексте духовно — культурной обстановки начального периода русского православия. (XI-XV вв.) на основе комплексного культурологического анализа житий древних северных святых в их связисо светом.

— показана устойчивая связь света и святости в русской духовности, во многом основанная на тождественности этимологии слов «свет» и «святость" — близость понятий «святой» и «свет» в православной культуре;

— выявлены истоки понимания света, присущего русскому мировосприятию, восходящие к индоарийской архаике, а также наиболее значимые символы огня, солнца и света в языческой Руси;

— обозначена роль характерной для византийской культуры православной идеи света, понимаемой в качестве одного из модусов явленности Божества в мире и её соотношения с концепцией синергии;

— рассмотрена преемственность древней славянской и православной символики света в начальный период христианства на Руси и их сущностные различия;

— обосновано понимание жития святого как «словесной иконы», духовной формы, подобной богослужебному пению, церковному зодчеству, иконописи;

— раскрыто на основе изучения житий северных святых Х1-ХУ вв. в их связи с православной идеей света значение подвижничества как архетипа русской православной культуры;

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В Древней Руси православная идея света была воспринята как «практическое богословие», путь к святости: преображение человека в цельную личность на пути её восхождения к истине предполагает духовно-аскетический опыт в качестве основания синергии.

2. Византийская идея света как способ познания Божества явилась фундаментом концепции синергии — идеи преображающего взаимодействия Бога и человека, лежащей в основе православной культуры.

3. Под влиянием византийской традиции древнеславянская языческая идея света, имеющая в своих истоках индоарийскую архаику, стала восприниматься как раскрывающая новую, важнейшую в православной традиции идею личности.

4. Исследование житий русских святых Х1-ХУ веков в их связи с православной концепцией света и критериев их народного почитания выявляет важнейшую роль подвижнического духовно-личностного начала как архетипа, ставшего уже на ранних этапах развития русской христианской традиции одной из определяющих культуротворческих сил России.

Научно — практическая значимость исследования состоит в том, что положения диссертации могут быть использованы в курсах культурологи, истории древнерусской литературы, истории Русской Церкви, эстетики, истории русской культуры. Также материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Апробация результатов исследования была осуществлена на Международном молодёжном конгрессе «Православие, молодежь и будущее России» (Санкт-Петербург, 3−5 марта 2005 г.) — на конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Санкт-Петербург, 25−27 марта 2005 г.), на открытом семинаре аспирантов кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2005 г.), на заседании кафедры теории и истории культуры (2006 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Определяя потребность в вере как естественную потребность каждого человека и русского человека в частности, необходимо констатировать факт, что именно православие является одновременно и связующим составом, и фундаментом, на котором строится личность и самосознание русского человека. Как показало время, отсутствие веры в жизни человека чревато нарушением целостности личности, ибо за неимением духовной цели, определяющей смысл и бытие человека, его онтологическую ценность, восприятие им самого себя сводится к перечню разобщённым между собой качеств и умений. Целостность личности, являющаяся одновременно показателем духовного совершенства, есть существенный признак человека как Образа и Подобия Божьего, но проявляющийся лишь синергийно, в со-действии, со-единении с Божеством. Именно этот постулат следует считать принципиальной отличительной чертой православия, ибо единственной целью православия является обожение, то есть совершение Подобия Божьего в человеке, обретение им полноты бытия, возведение человека в Личности. Обожение, что и есть спасение — результат необходимого личного мистического опыта постижения Божества, понимаемого как синергия Бога и человека, что достигается обоюдным волением и всегда проявляется схождением Благодати и видением Света — одного из чувственно воспринимаемых образов Бога.

517 Относительно приоритета потребностей существуют разные мнения. Например, Д. В. Новиков, учитывая теорию А. Маслоу, изложенную в 4-ой главе книги «Мотивация и личность», где американский учёный представляет потребности в виде пирамиды, основанием которой являются физиологические потребности, а вершиной — духовные, причём осуществление высших потребностей возможно при удовлетворении «фундаментальных» потребностей, утверждает, что такой подход в корне не верен из-за того, что потребности, расположенные на разных уровнях пирамиды относятся к потребностям или только тела, или только души. (Новиков Д. В. Учение о личности в христианском богословии 1У-УШ веков // Человек. -2000. — № 2. — С. 34). Автор учебника по теории социальной коммуникации А. В. Соколов относит потребность в вере к первичным («абсолютным» в его терминологии) потребностям^Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. — С. 362), что косвенно согласуется и с теорией А. Маслоу, т. к. Маслоу именно те потребности, которые предполагают диалог (и с самим собой в том числе), отнёс к высшим потребностям. Автор склонен отнести потребность в вере к первичным потребностям, присущим каждому человеку, но не всегда реализуемых, к сожалению, как потребность в религии.

Византийская культура, разрабатывавшая на протяжении многих веков теорию Света как одного из модусов бытия Божьего в мире, определила любовь в качестве добродетели, соотносимой по своему воздействию со светом. Традиция постоянного упоминания Бога в связи со светом существовала ещё в Ветхом Завете, но в Новом Завете «со специфическим упорством"528 Божество у всех Евангелистов и Апостолов связано с Любовью и Любовью проявляется, что необходимо рассматривать как доказательство реальность бытия Божьего. Весьма характерным явился тот факт, что в истории византийского богословия не было ни одного автора, который бы не уделил должного внимания теме любви к ближнему, отождествляемой, согласно Христовой Заповеди с Любовью Божественной. Этим объясняется обстоятельство переноса многих феноменом эстетической сферы в сферу нравственно-духовную и наоборот. Всё, доставляющее наслаждение, всё прекрасное, благое или символизирующее Прекрасное и Благое, сеть проявление Божества в мире дольнем, причём наиважнейшим символом Божества, Его энергией, Благодатью является Свет.

Как мы выяснили, в Древней Руси видимый свет также понимался одним из атрибутов солнечного бога — подателя благ, спасителя людей, ходатая и, согласно изысканиям, прародителя. В рассмотренной концепции, характерным для индоевропейцев моментом являлось то обстоятельство, что солнечный бог, сын верховного небесного божества воспринимался как связующее звено между верховным божеством и людьми, образно говоря, «между небом и землёй». Несомненно, этот факт, помимо того, что всё, что было связано со светом (= солнечным божеством) вселяло уверенность и доставляло эстетическое наслаждение, сыграл немаловажную роль после Крещения. Следует заметить, что, полагая себя потомками солнечного царя-бога, древнерусские люди чувствовали определённую ответственность за своё окружение, в целом, за весь мир. Можно описать как характерную особенность русского мировосприятия чувство непременного свершения.

321 Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек. -2000. — № 2. — С. 96.

172 святости, чувство упования на Бога, ожидание Его участия, а не надежду на собственное моральное совершенство как залог спасения.

На отождествление света и святости в Древней Руси, как было сказано выше, указывает уже сама этимология слова «святость». Понимание святости как преисполненного изобилия, некоей позитивной мощи, стремящейся излиться во вне, почти полностью совпадает с пониманием святости в православной традиции, с пониманием Божией Любви. Различие в том, что в языческой традиции не было святых людей, так как святость — феномен избыточной биологической витальности, свойство природы как таковой. Но, несомненно, после принятия христианства на Руси само понятие «святость» получило новое — духовное содержание, означавшее полноту бытия, «благую завершённость, исполненность человеческой судьбы в её высшем призвании, спасённость"529. Постоянное упоминание светлости ликов подвижников, светозарности их одеждстолпы света в местах обретения мощей, яркое блистание, льющееся из окон кельи — всё это указывает на явное соотношение святых и Света, на восприятие святых как «доказательств» синергии Божества и человека.

Понимание святого как цельной, свершившейся личности, как некоего «связующего звена» Божества и мира людей, согласуется с понятием героя в языческой традиции, где в качестве оного выступал, как было рассмотрено выше, кузнец — человек по природе, но обладатель сверхчеловеческих способностей, являвшихся «милостью» солнечного божества (=благодатью). Характерно, что эти качества проявлялись не постоянно, а только в критический момент, в ситуации возможной победы злых сил. Именно кузнец, наследник солнечного бога-спасителя людей, являлся тем человеком, что сражался с врагом, демонстрируя полное самоотречение и бесстрашие. Знаменательно, что такими же качествами в последствии обладали наиболее высоко духовные подвижники, ставя своей задачей спасти целый мир. Вследствие восприятия кузнеца как мифологического персонажа с.

329 Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. — С. 179. ограниченными «сказочными» возможностями, егосменили «богатыри-витязи, сражавшиеся за Землю Русскую с иноверцами и демонстрировавшие полное отсутствие романтических черт, что не могло быть у современных им рыцарей Запада. Им, в свою очередь, наследовали святые подвижники — «богатыри войска Христова».

Поэтому в русском православии так важна роль личностного начала, ибо высоко духовные личности, являя собой зримый образ синергии Бога и человека, схождения Благодати и озарения Светом, служили в то же время ориентиром и идеалом, подтверждением чему служат примеры народного почитания святых, чьи жития были рассмотрены в данном исследовании. Факт составления жития в то время, когда на Руси ещё не было устойчивой агиографической традиции, примеры присутствия в житиях элементов народной эпической поэзии, множество редакций и легенд на основе житий — всё это свидетельствует о высоком социальном статусе и влиянии, которое имели в Древней Руси святые.

Обращенность святого к миру, его любовь, направленная на ближних, есть свидетельство исхождение Божественного Света, придающее смысл всему бытию человеческому.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. С. Византия и Русь : два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. — 1988. — № 7. — С. 210−220- № 9. — С. 227−239.
  2. С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / С. С. Аверинцев // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. в честь В. Н. Лазарева / Ред.
  3. B. Н. Гращенков и др. — Вст. ст. В. Н. Гращенкова. М, 1973. — С.43−53.
  4. С. С. Крещение Руси и путь русской культуры : Доклад, прочитанный на симпозиуме «Значение введения христианства на Руси для развития европейской и мировой культуры». ЮНЕСКО, Париж, 1988 /
  5. C. С. Аверинцев // Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси / Сост. М. В. Назаров. М., 2000. — С. 53 — 61.
  6. С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики / С. С. Аверинцев // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. -М., 1975.-С. 371 -397.
  7. С. С. Русское подвижничество и русская культура / С. С. Аверинцев // Русское подвижничество / сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1996.-С. 23−29.
  8. Ю.Алексий (Дородницын), епископ. Византийские церковные мистики XIV века / епископ Алексий. Казань: Центр, типогр., 1906. — 93-с.
  9. П.Алпатов М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. — -М.: Искусство, 1974.-458 с.
  10. Алфавит Духовный святителя Димитрия Ростовского / св. Димитрий Ростовский. М.: Паломник, 1995. — 276 с.
  11. Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1914. — 386 с.
  12. Антология. Восточные Отцы и учители Церкви V века. М.: МФТИ, 2000.-785 с.
  13. Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / ред. И. П. Медведева. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — 463 с. 18.свт. Афанасий Великий. Творения: В 4 т. / свт. Афанасий Великий. — М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
  14. А. В. Мифическая связь понятий света, зрения, огня, металла, оружия и желчи / А. В. Афанасьев. М.: Тип. А. Семена, 1854. — 16 с.
  15. А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям / А. Н. Афанасьев // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб.: тип. Импер. Акад. Наук, 1861. — кн. 3. — раздел IV. — С. 3−26.
  16. А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. / А. Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1995.
  17. А. Н. Происхождение мифа : статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А. Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1996. — 638 с.
  18. А. Следы древних верований в народном иконопочитании / А. Балов // Живая старина. СПб., 1891. — вып. 3. — С. 218−222.
  19. Н. И. Источники русской агиографии / Н. И. Барсуков. Leipzig, 1970.-617 с.
  20. Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вст. ст., С.3−45 Г. К. Косикова / Р. Барт. М.: Прогресс — Университет, 1994. — 615 с.
  21. В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 512 с.
  22. Г. Психоанализ огня : пер. с фр. / Г. Башляр. М.: Изд. труппа «Прогресс», 1993. — 176 с.
  23. П. В. Византийские сказания / П. В. Безобразов. Юрьев: Тип. К Матиссена, 1917. — 322 с.
  24. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов : пер. с фр. / общ. ред. и вст. ст. Степанова Ю. С. М.: Прогресс — Универс, 1995. — 452 с.
  25. М. В. К проблеме историзма византийской агиографии / М. В. Бибиков // Византийские очерки. М.: Индрик, 1996. — С. 50−56.
  26. М. Ю. Русская святость как экзистенциальный феномен : автореф. дис.. канд. философ, наук / М. Ю. Бубнова. СПб., 2005. -16 с.
  27. И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV — XVI веках (по «житиям святых») / И. У. Будовиц. М.: Наука, 1966. -392 с.
  28. С. Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков // Вехи. Сборник статей русской интеллигенции. М.: Тип. В. М. Саблина, 1909 (репр. М., 1990).-С. 30−48.
  29. С. Н. Первообраз и Образ / С. Н. Булгаков. М.: Мысль, 1999. — 479 с.
  30. С. Н. Свет Невечерний : созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. — 414 с.
  31. С. Н. Христианство и мифология / С. Н. Булгаков // Русская мысль. М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерёв и К, 1911. — кн. VIII. -С. 112−133.
  32. Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства : В 2 т. / Ф. И. Буслаев. СПб.: Тип. Тов-ва «Общественная польза», 1861.
  33. Ф. И. История русского языка и словесности : лекции, читанные ордин. проф. Ф. И. Буслаевым / Ф. И. Буслаев. М.: Изд. А. Мавродиади, 1867−1868.-121 с.
  34. И. Н. Жития всех святых, празднуемых Православной Греко-Российской Церковью / И. Н. Бухарев. изд. 3-е. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1900. — 767 с.
  35. В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2 т. / В. В. Бычков. М.: Российские пропилеи, 1999.
  36. В. В. Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве (критический анализ проблемы) :автореф. дис. канд. философ, наук / В. В. Бычков. -М.: МГУ, 1972. -25 с.
  37. В. В. Византийская эстетика : теоретические проблемы / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  38. В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков. М.: Ладомир, 1994. — 331с.
  39. В. В. Идеал любви христианско византийского мира / В. В. Бычков // Философия любви. — М.: Политиздат, 1990. — Т. 1. — С. 68 109.
  40. В. В. Из истории византийской гносеологии (К публикации сочинений Псевдо Дионисия Ареопагита) / В. В. Бычков // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1989. — № 12. — С. 93−96.
  41. В. В. Малая история византийской эстетики / В. В. Бычков. Киев: «Путь к истине», 1991.-407 с.
  42. В. В. Эстетика поздней античности (II-III вв.) / В. В. Бычков. М.: Наука, 1981.-325 с.
  43. В. В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве / В. В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики. М.: изд-во МГУ, 1978. — вып. 7. — С. 72−91.
  44. В. В. Эстетическое сознание Древней Руси / В. В. Бычков. М.: Знание, 1988.-61 с.
  45. В. В. Вопрошание и Откровение / В. В. Варава // Человек. 2003. -№ 2. — С. 80−93.
  46. Васильев A. JL История Византийской Империи: В 2 т. / A. JI. Васильев — вст. ст., примеч., науч. ред., пер. с англ. А. Т. Грушевого. — СПб.: Алетейя, 1998.
  47. В. Г. Труды : В 3 т. Т. 3. Русско-византийские исследования / В. Г. Васильевский СПб.: Акад. Наук, 1908. — 122 с.
  48. Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы: Крещение Руси. Сборник тезисов. М.: Наука, 1987. — 62 с.
  49. А. С. Разведки о древнейшей русь-славянской грамотности : В 2 т. / А. С. Великанов. Одесса: Франко-Рус. тип. JI. Даникана, 1878 — 1881.
  50. Е. М. Христианская книжность Древней Руси / Е. М. Верещагин. М.: Наука, 1996. — 207 с.
  51. Г. В. Два подвига св. Александра Невского / Г. В. Вернадский //Евразийский временник.- Прага, 1925.-кн.IV. -С.318−337.
  52. Верный месяцеслов всех русских святых. М.: Синод. Тип., 1903. — 72 с.
  53. . Значение сердца в религии / Б. Вышеславцев // Путь. -Париж, 1925. № 1. — С. 79−98.
  54. Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2 т. / Н. М. Гальковский. т.1 — Харьков: Епарх. Тип., 1916. — 376 е.- т.2. // Записки Московского Археологического института. — М., 1913. — 388 с.
  55. Я. Русские народные представления о загробной жизни на основании закличек, причитаний, духовных стихов и т. п. / Я. Генерозов. -Саратов: Типо-лит. Киммель и К, 1883. 48 с.
  56. Георхий, архимандрит. Обожение как смысл человеческой жизни / архимандрит Георгий, игумен обители Св. Георгия на Горе Афон. -http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts/
  57. А., прот. Философия и исихия / прот. А. Геронимус // Рождественские чтения 2000. Христианство и философия. М., 2000. — С. 142−159.
  58. Н. В. Духовная проза / Н. В. Гоголь. М.: Русская книга, 2001. — 557 с.
  59. Н. В. Размышление о Божественной Литургии / Н. В. Гоголь. -(Козельск): Мон рь Оптина Пустынь, 1990. — 47 с.
  60. Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви / Е. Е. Голубинский. изд. 2-е, испр. — М.: Университетская типография, 1903.-600 с.
  61. А. Первочеловек и первослово (к истокам мифа о Прометее) / А. Григорян // Знаки Балкан. сб. статей. — М.: Радикс, 1994. — ч. 1. -С. 136−172.
  62. М. М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко. М.: Паломник, 2000. — 542 с.
  63. М. М. Православие у русских : проблемы этнологического исследования / М. М. Громыко // Православие и русская народная культура: Сб. статей. М., 1996. — С. 160−164.
  64. А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
  65. С. И. Русская историография XIX XX веков о житиях святых как историческом источнике / С. И. Гуров // История русской мысли. Историография. — М., 2002. — С. 42−56.
  66. Добротолюбие: В 5 т. Paris: YMCA — Press, 1988.
  67. Докучаев-Басков К А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера / К.А. Докучаев-Басков // Христианское Чтение. 1885 — С. 180−191.
  68. Дорофей, авва. Поучения. Послания. Вопросы. Ответы / Авва Дорофей. — М.: МТЦ «Актис», 1991.-305 с.
  69. Болховитинов). M.: АО «Русский двор»: Паломник — Сергиев Посад: Св — Троицкая Сергиева лавра, 1995. — 406 с.
  70. Е. Представление «того света» в русской народной сказке / Е. Елеопская // Этнографическое обозрение. № 3−4. — М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1913. — С. 50−59.
  71. С. JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / С. JI. Епифанович. М. :"Мартис", 1996. — 222 с.
  72. В. М. Святость : Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М.: Гнозис, 1994. — 110 с.
  73. Жития византийских святых / пер. и вст. сл. С. В. Поляковой. СПб.: Изд-во «Terra Fantastica» Издательского Дома «Карвус», 1995. — 544 с.
  74. Жития и творения русских святых: Жизнеописания и духовные наставления великий подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской / сост. С. Тимченко. М.: Современник, 1993.-480 с.
  75. Жития Ростовских угодников Божиих. (СПб): И. И. Хранилов, (1809).-151 с.
  76. Жития русских святых: 1000 лет русской святости /собр. монахиня Таисия. Свято-Сергиева Лавра, 1991. — 300 с.
  77. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия. Ярославль: Тип. Г. Фальк, 1887. — 30 с.
  78. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского: В 8 т.- М.: Православная книга, 1991.
  79. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: В 12 т. / собр. А. Н. Муравьёв. СПб, 1855−1858.
  80. А. Ф. Из русской обрядовой лексики : «живой огонь» / А. Ф. Журавлёв // Общеславянский лингвистический атлас: Материалы и исследования. М.: Наука, 1978. — С. 229−241.
  81. А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингво религиозных традиций / А. П. Забияко. — М.: Издательский дом «Московский учебник — 2000», 1998. — 207 с.
  82. С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению : В 2 т. Т. 2 / С. М. Зарин. СПб, 1907 (репр: М.: Паломник, 1996). — 693 с.
  83. Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. М.: Наука, 1991.
  84. В. В., прот. Принципы православной антропологии /
  85. B. В. Зеньковский // Вестник РХД. № 154. — 1988. — С. 75−99.
  86. Е. В. Религиозно-философские парадигмы русского старчества / Е. В. Зимакова // Человек. 2003. — № 2. — С. 94−105.
  87. В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянскихдревностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1974. — 342 с.
  88. В. В., Топоров В. Н. Проблема функции кузнеца в свете семиотической типологии культур / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. т. 1(5). — Тарту, 1974. — С.87−90.
  89. С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. М.: Международные отношения, 1994. — 240 с.
  90. Идеи эстетического воспитания: Антология. Т. 1. — М.: Искусство, 1973.-407 с.
  91. Избранные жития святых (III- IX вв.). М.: Молодая Гвардия, 1992. -412 с.
  92. С. Н. Очерки по истории культурологии /
  93. C. Н. Иконникова. СПб.: Изд — во СПбГУП, 1998.-408 с.
  94. Илия (Гумилевский), священник. Учение св. апостола Павла о душевном и духовном человеке / священник Илия (Гумилевский). -Сергиев Посад: Тип. И. И. Иванова, 1913.-210 с.
  95. А. П. Византийская культура (X-XII вв) / А. П. Каждан. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 1997. — 280 с.
  96. П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основаниялавры Св. Троицы преподобным Сергием / П. Казанский. М.: Типогр. А. Семена, 1855. — 205 с.
  97. A. JI. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / A. JI. Казин. СПб.: Алетейя, 2000. — 434 с.
  98. Н. М. Заметки о древней и новой Руси. СПб.: Изд. гр. М. Н. Толстой, 1914. — 133 с.
  99. А. В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение / А. В. Карташев // Русское Зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси: сборник. М.: Столица, 1991. — С. 32−40.
  100. М. И. Начертание славянской мифологии / М. И. Касторский. СПб.: Тип. И. Фишера, 1841.-261 с.
  101. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы / Архимандрит Киприан (Керн). М.: Паломник, 1996. — 449 с.
  102. Киприан (Керн), архимандрит. Духовные предки Григория Паламы // Богословская мысль / Архимандрит Киприан (Керн) // Богословская мысль. Париж, 1942.-С. 102−131
  103. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности / Киприан (Керн). М.: Паломник, 1995. — 177 с.
  104. М. С. Эпический герой и феномен «двоеверия» / М. С. Киселёва // Человек. 2000. — № 3 — С. 73−36.
  105. Н. А. Св. и благоверный великий князь Александр Невский / Н. А. Клепинин. М.: Товарищество «Соратник», 1994. — 209 с.
  106. С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С. М. Климова. СПб.: Алетейя, 2004. — 329 с.
  107. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 395 с.
  108. В. В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд / В. В. Кожинов М. :Фирма «Чарли»: «Моск. учебник — 2000», 1997. -525 с.
  109. И., иеромонах. Очерки по истории русской святости / Иоанн (Кологривов), иеромонах. Брюссель: Siracusa, 1991.-418 с.
  110. Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне / Н. П. Кондаков. М.: Кн. Дом «Университет», 1999. — 312 с.
  111. Н. Святые Вологодского края / Н. Коноплёв. — М.: Унив. Тип., 1895.-131 с.
  112. И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси / И. М. Концевич. -М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993.-230 с.
  113. О. А. Феномен старчества в православной культуре : автореф.. канд. философ, наук / О. А. Корнецова. Ростов — на — Дону, 2003.-30 с.
  114. А. А. Духовный смысл русской культуры / А. А. Корольков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 739 с.
  115. В. А. Восточно-христианская аскетика на русской почве /
  116. В. А. Монастырь и мир / В. А. Котельников // Пути и миражи русской культуры: Сборник. СПб.: Северо-Запад, 1994.1. C. 222−240.
  117. В. А. О смысле и границах понятия «аскетическая культура» / В. А. Котельников // Монастырская культура: Восток и Запад / сост. Е. Г. Водолазкин. СПб.: Альманах «Канун»: Фонд «Сервантес», 1999.-С. 31−36.
  118. В. В. Древнерусские княжеские жития / В. В. Кусков. М.: Индрик, 2001.-401 с.
  119. В. В. Древнерусские предания XI—XVI вв.еков / В. В. Кусков. -М.: Наука, 1982.-345 с.
  120. П. О языке северно-русских летописей, / П. Лавровский. — СПб.: Тип. Акад. Наук, 1852. 163 с.
  121. В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI XV вв. / В. Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1973. — 205 с.
  122. В. Н. История византийской живописи / В. Н. Лазарев. М.: Искусство, 1986. — 329 с.
  123. А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времён апостольских до X века / А. П. Лебедев. М.: печатня А. И. Снегирёва, 1905.-495 с.
  124. Г. А. К вопросу о гибели великанов / Г. А. Левинтон // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. т. 1 (5). — Тарту, 1974. — С. 64−68.
  125. Л. А. Авеста в современной науке / Л. А. Лелеков. М.: Гос. НИИ реставрации, 1992. — 362 с.
  126. Леонид (Кавелин), архимандрит. Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX—X вв.ека / Леонид (Кавелин), архимандрит. М.: Унив. Тип., 1890. — 28 с.
  127. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) / Леонид (Кавелин), архимандрит. СПб.: тип. M. М. Стасюлевича, 1891. — 221 с.
  128. В. Икона и иконичность / В. Лепахин. СПб.: Изд. Успенского Подворья Оптиной Пустыни, 2002. — 318 с.
  129. X. Описание некоторых греческих житий святых / X. Лопарев. СПб.: Тип. Импер. Акад. Наук, 1897. — 65 с.
  130. В. Н. Богословие Света в учении св. Григория Паламы /
  131. B. Н. Лосский // Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995. — С. 5172.
  132. В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991. -287 с.
  133. В. Н. Очерк мистического богословия / В. Н. Лосский // Богословские труды. сб. 18. — С. 109 — 132.
  134. В. Н. Паламитский синтез / В. Н. Лосский // Богословские труды. сб.8. — С. 195−203.
  135. Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. М.: «Прогресс-Традиция», «Традиция», 1998. — 416 с.
  136. Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Успенский Б. А. Избранные труды. Т.1. Семиотика культуры. — М.: Гнозис, 1994.1. C. 219−253.
  137. Ю. М. Избранные статьи : В 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллин: Александрия, 1992.
  138. М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоарийских языках : образ мира и миры образов / М. М. Маковский. -М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 1996. 415 с.
  139. Максим Исповедник. Творения: В 2 книгах / пер. с греч., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993.
  140. М. А. История древней русской словесности. Кн. 1 / М. А. Максимович. Киев, 1839. — 227 с.
  141. В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст / В. Мансикка. СПб.: ОЛДП, 1913. — 226 с.
  142. В. И. История богослужебного пения : Учебное пособие / В. И. Мартынов. М.: РИО Федеральных архивов — Русские огни, 1994. -240 с.
  143. В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси / В. И. Мартынов. М.: Прогресс — Традиция. Русский путь, 2000.-224 с.
  144. И. Ф., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы / прот. И. Ф. Мейендорф. СПб., 1997. -457 с.
  145. И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке / О. Ф. Мейендорф // ТОДРЛ М., Л., 1974. — Т. 29. — С. 291 — 305.
  146. О. Ф. Опыт исторического обозрения русской словесности с хрестоматией : в 2-х книгах / О. Ф. Миллер. изд. 2-е. — СПб., 1865−1866.
  147. В. В. Древняя Русь : пересечение традиций. М.: Скрипторий, 1997. — 456 с.
  148. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: НИ «Большая Российская Энциклопедия», 1997. т.1 (А-И) — 671 е.- т.2 (К-Я) — 719 с.
  149. В. Н. О мнимом дуализме в мифологии славян / В. Н. Мочульский // Русский филологический вестник. — Варшава, 1889. -№ 2.-С. 47−61.
  150. А. Н. Русская Фиваида на Севере / А. Н. Муравьев. М.: Паломник, 1999. — 526 с.
  151. А. А. Происхождение креста / А. А. Нейхардт. М.: Просвещение, 1956. — 54 с.
  152. И. С. К. А. Докучаев-Басков. «Подвижники и монастыри Крайнего Севера». Рецензия / И. С. Некрасов. СПб.: Тип. Импер. Акад. Наук, 1892.-16 с.
  153. И. С. Древнерусский литератор / И. С. Некрасов. М.: Тип. Грачёва и К, (1867). — 12 с.
  154. П. Кожаные ризы / П. Неллас // Человек. 2000. — № 5. — С. 99 111- № 6.-С. 76−96.
  155. П. Образ Божий / П. Неллас // Человек. 2000. — № 4. — С. 71−36.
  156. М. Д. Русское язычество. Опыт популярного изложения научных сведений о языческой религии русских славян / М. Д. Никифоровский. СПб., 1875. — 125 с.
  157. Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности / Н. Никольский. СПб., 1907. — 25 С.
  158. Никон, иеромонах. Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв) / иером. Никон // Очерки Истории Русской Православной Церкви. С. 3442.
  159. Д. В. Учение о личности в христианском богословии IV—VIII вв.еков / Д. В. Новиков // Человек. 2000. — № 2 — С. 27−37- № 3 — С. 64−72.
  160. Т. А. Гибель богатырей / Т. А. Новичкова // Пути и миражи русской культуры: Сборник. СПб.: Северо-Запад, 1994. — С. 58−84.
  161. Очерки истории культуры славян: с древнейших времён до XIII века — М.: Индрик, 1996. 463 с.
  162. А. М. Русский поэт, или мирская святость как религиозно-культурная проблема // А. М. Панченко. О русской истории и культуре. — СПб.: Азбука, 2000. 404 с. — С. 301−320.
  163. А. М. Юродивые на Руси // А. М. Панченко. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. — С. 326−342.
  164. В. А. Эстетика полемического дискурса в русской культуре : автореф. дисканд. филос. наук / В. А. Петрова. СПБ., 2004. — 24 с.
  165. Пётр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и-его духовные преемники / Пётр (Пиголь). М.: Макцентр, 1999. — 208 с.
  166. Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. JI.: Наука, 1976.-240 с.
  167. Н. Б. Памятник древнерусской культуры XI века : ценностно эстетический аспект древнерусской культуры у Илариона / Н. Б. Пилюгина // Культура как эстетическая проблема. — М., 1985. — С. 99 -142.
  168. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Пер. с древнегреч., общ. ред.
  169. A. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1994.
  170. Плотин. Эннеады // http: // philosophy/library/plotin.
  171. Повесть о житии и о храбрости благоверного князя Александра / пер.
  172. М. П. Записки о древнем русском языке / М. П. Погодин. — СПб.: Тип. Акад. Наук, 1856.-241 с.
  173. М. П. Нестерово житие святого Феодосия как исторический источник / М. П. Погодин. СПб.: Тип. Импер. Акад. Наук, 1861. -31 с.
  174. Е. Н. (Поселянин Е.). Божья рать. Рассказы из жизни святых / Е. Н. Погожев. СПб.: И. Л. Тузов, 1902. — 124 с.
  175. Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни / Е. Н. Погожев. СПб.: Сатисъ, 1994. — 422 с.
  176. Е. Н. (Поселянин Е.). Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви / Е. Н. Погожев. СПб., (1908).
  177. Е. Н. (Поселянин Е.). Сказание о святых вождях земли русской / Е. Е. Погожев. М.: Поломник, 1997. — 192 с.
  178. Подвижничество русского иночества и его значение для русского народа. изд-е 2-ое. — Киев, 1913. — 20 с.
  179. О. С. Свет в византийском и русском искусстве XII—XIV вв.. / О. С. Попова // Сов. Искусствознание. 1977. — № 1. — С. 75−99.
  180. А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен : В 2 т. /А. А. Потебня. Варшава: в тип. М. Земковича и В. Нолковского — Краковское предместье, 1883−1887.
  181. А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / А. А. Потебня. М.: Университет. Типогр., 1865. — 211 с.
  182. А. А. Символ и миф в народной культуре / А. А. Потебня. — М.: Лабиринт, 2000. 622 с.
  183. А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. М.: Правда, 1989. — 622 с.
  184. Православие: pro et contra / Сост., вст. ст., комм. В. Ф. Фёдорова. СПб.: Изд-во Рус. Христ. Гуман. Ин-та: Летний сад, 2001. — 791 с.
  185. А. Г. Этимологический словарь русского языка / А. Г. Преображенский. М.: ГИС, 1958. — 1284 с.
  186. М. Д. История русского летописания XI—XV вв.. / М. Д. Приселков. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. — 325 с.
  187. Пролог в поучениях. /Сост. протоиерей Виктор Гусев. М.: Елеон, 1999.-672 с.
  188. В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2000. 333 с.
  189. В. Я. Змееборство Георгия в свете фольклора / В. Я. Пропп // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. — С. 190−203.
  190. Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской’битвы. Повесть о Митяе / Г. М. Прохоров. СПб.: Алетейя, 2000. — 479 с.
  191. Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / сост., общая ред., предисл., прим. А. Дунаева. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — 171 с.
  192. . В. Развитие Киевской Руси как результат её христианизации / Б. В. Раушенбах // Русское Зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси: сборник. М.: Столица, 1991. — С. 18−31.
  193. Н. Преподобный Авраамий Смоленский / Н. Редков // Смоленская старина. вып.1. — ч.1. — Смоленск, 1909. — С.2 — 45.
  194. В. В. Религия и культура . Соч.: В 2 т. / В. В. Розанов. М.: Правда, 1990.
  195. А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии / А. П. Рудаков. СПб.: Алетейя, 1997. — 396 с.
  196. Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика / кол. Авторов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. — 788 с.
  197. В. П. Словарь культуры XX века : Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. -М.: Аграф, 1999. -381 с.
  198. . А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1993. — 336 с.
  199. . А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-782 с.
  200. . А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1984.-606 с.
  201. Д. Богородица в русском народном православии / Д. Самарин // Русская мысль. -М., Пг., 1918. кн. 3−4. — С. 1−38.
  202. А. И. Житие святого Никиты Столпника / А. И. Свирелин. -Вязники: изд. Православного братства св. благ. Вел. кн. Александра Невского во Владимире, 1890. 52 с.
  203. JI. О. Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре : дис. .канд. культурологии / JI. О. Свиридова. СПб.: СПб ГУКИ, 2004. — 173 с.
  204. Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушитский и Александров Кумтский монастыри и их обитатели / изд. подг. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2005. — 416 с.
  205. В. В. Древнерусская народность : Историко-археологическое исследование / В. В. Седов. М.: Языки русской культуры, 1999. — 320 с.
  206. В. В. Этногенез ранних славян / В. В. Седов // Вестник РАН. -т. 73. № 7. — М., 2003. — С. 594−605.
  207. О. А. Семантика и поэтика «Свете тихий» в русской поэзии XIX века : автореф. дис.. канд. филол. Наук / О. А. Сергеева. СПб.: Пушкинск. Дом, 2006. — 24 с.
  208. Н. И. Древнерусские княжеские жития (обзор редакций и тексты) / Н. И. Серебрянский. М.: О-во истории и древностей росс, при Моск. Ун-те, 1915. — 494 с.
  209. А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. М.: Православный паломник, 1998.- 526 с.
  210. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Науч. сб. под общ. ред. С. С. Хоружего. М.: изд-во Ди-Дик, 1995. — 368 с.
  211. Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV XVI вв.) / Н. В. Синицына. — М.: Индрик, 1998.-416 с.
  212. Сказания Ростова Великого, записанные Александром Артыновым / сост., пред., коммент. Ю. К. Бегунова. Женева: «Буй Туръ», 2000. -383 с.
  213. Г. В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования / Г. В. Скотникова. — СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2002. 284 с.
  214. Г. В. Византийская традиция и русская культура / Г. В. Скотникова. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2001. — 158 с.
  215. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
  216. Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал: сб. статей под ред. Н. И. Толстого / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 1994.
  217. Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст: сб. статей под ред. Н. И. Толстого / Н. И. Толстой. М.: Наука, 1981
  218. Славянский и балканский фольклор: Народная демонология: сб. статей под ред. Н. И. Толстого / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 2000. -400 с.
  219. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I: Х1-первая половина XIV в.- Л.: Наука, 1987. 485 с.
  220. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. вып.1. — М., 1890. — 249 с.
  221. М. Ю. Мифология и религия : некоторые аспекты их соотношения / М. Ю. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета. вып. 3. — № 20. — СПб., 1992. — С. 8−19.
  222. С.И. Как служили миру подвижники Древней Руси / С. И. Смирнов. Серг. П., 1903.-142 с.
  223. М. Солнечные боги и богини / М. Соколов. Симбирск: Тип. А. Т. Токарева, 1887. — 278 с.
  224. М. И. О редакциях жития св. Авраамия Ростовского / М. И. Соколов. М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1895. — 6 с.
  225. Э. В. Культурология. Очерки теории культуры / Э. В. Соколов. -М.: Интерпракс, 1994.-272 с.
  226. И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х-Х1У вв.) / И. И. Срезневский. СПБ.: Тип. Акад. Наук, 1863. — 299 с.
  227. И. И. Исследования о языческом богослужении древних славян / И. И. Срезневский. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1848.- 98 с.
  228. И. И. Об обожании солнца у древних славян / И. И. Срезневский // ЖМНП. ч.51. — СПб., 1846. — С. 32−49.
  229. Ю. С. Константы : Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
  230. Н. Н. Воспоминания и отрывки / Н. Н. Страхов. СПб.: Тип. Брат. Пантелеевых, 1892. — 313 с.
  231. К. Сверхприродное бытие : Бог и обожение в теологии Св. Павла / К. Субири // Человек. 2000. — № 2 — С. 92−101- № 3 — С. 108−115- № 4-С. 42−48- № 5- С. 88−98- 2001. — № 1 — С. 95−106- № 2-С. 83−101.
  232. А. А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского / А. А. Титов. Ярославль, 1892. — 36 С.
  233. А. А. Жития святых чудотворцев Леонтия, Исаии, Игнатия, епископов Ростовских / А. А. Титов. изд. 3-е. — М.: печатня А. И. Снегирёвой, 1906. — 20 С.
  234. М. В. Книга, глаголемая описание о российских святых / М. В. Толстой. репр. воспр. изд. 1888. — М.: изд-во Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1995. — 314 с.
  235. Н. И. Ведение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: сб. тезисов / Н. И. Толстой. М.: Наука, 1987.-62 с.
  236. Н. И. Очерки славянского язычества / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 2003. — 624 с.
  237. Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. М.: Изд-во Индрик, 1995.-512 с.
  238. В. Н. Авраамий Смоленский и «Глубинные книги» / В. Н. Топоров // Русское подвижничество / сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1996.-С.96−123.
  239. В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре : В 2 т. Т. 1 Первый век христианства на Руси / В. Н. Топоров. — М.: «Гнозис» -Школа «Языки русской культуры», 1995. 875 с.
  240. Е. А. Религии мира : Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. — 384 с.
  241. Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Полько / Дж. Трессидер. М.: ФАИР — ПРЕСС, 1999. — 448 с.
  242. Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума / Е. Н. Трубецкой // Вопросы философии № 12. — 1989. — С. 110−132.
  243. Е. Н. Умозрение в красках / Е. Н. Трубецкой. М.: СП «Интерпринт», 1990. — 44 с.
  244. С. Н. О Софии Премудрости Божией / С. Н. Трубецкой // Вопросы философии. № 9. -М., 1995. — С. 120−168.
  245. С. Н. Собрание сочинений : В 6 т. / С. Н. Трубецкой. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1906−1912.
  246. А. С. Христианская символика. Т. 1 / А. С. Уваров. М.: Тип. Г. Лиссера и Д. Собко, 1908. — 212 с.
  247. . А. Филологические разыскания в области славянских древностей / Б. А. Успенский. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 245 с.
  248. Д. Народные верования в церковной жизни / Д. Успенский // Этнографическое обозрение. М., 1906. — № 1,2. — С. 73−87.
  249. Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. М.: Изд-во Зап. — Европ. Экзархата Моск. Патриархат, 1989.-476 с.
  250. Ф. И. История Византийской Империи : В 3 т. / сост. Л. В. Литвинова. М.: Мысль, 1997.
  251. М. Этимологический словарь русского языка : В 4 т. / М. Фасмер / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. СПб.: Терра — Азбука, 1996.
  252. Г. П. Житие и терпение преподобного Авраамия Смоленского / Г. П. Федотов // Православная мысль. вып. 2. — Париж, 1930 — С. 101 165
  253. Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. — М.: Московский рабочий, 1990.-269 с.
  254. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви: В 3 книгах / арх. Филарет (Гумилевский). (репр.) — М.: Паломник, 1996.- 909 с.
  255. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: В 3 т. / Филарет (Гумилевский). СПб.: Тип. И. Л. Тузов, 1882.
  256. Филарет, митрополит Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века / митрополит Минский и Слуцкий Филарет // Человек. 2002. — № 1. — С. 118−126.
  257. П. А. Собрание сочинений : В 4 т / П. А. Флоренский -М.: Мысль, 1996.
  258. П. А. Столп и утверждение истины : В 2 т. Т. 1 / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. — 490 с.
  259. Г. В. Восточные Отцы IV века / Г. В. Флоровский. -М.: Паломник, 1992. 240 с.
  260. Г. В. Избранные богословские статьи / Г. В. Флоровский. -М.: Пробел, 2000. 416 с.
  261. Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. — Киев: Путь к истине, 1991. 600 с.
  262. С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении / С. С, Хоружий. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 136 с.
  263. С. С. Исихазм как пространство философии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1995. — № 9. — С. 80−94.
  264. С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.-475 с.
  265. С. С. Сердце и ум / С. С. Хоружий // Московский Психотерапевтический журнал. № 1. — 1992. — С. 137−159.
  266. Е. Ю. Свет в культурно историческом контексте образов русской живописи XIX века : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Е. Ю. Худоногова. — М.: Изд-во Строг. Акад., 2005. — 30 с.
  267. М. Н. Русский авангард : образ бытия в мире / М. Н. Цветаева. СПб.: изд-во С. — Петерб. Универ-та, 2003. — 264 с.
  268. С. П. История русской словесности. Ч. 1 / С. П. Шевырев. — М.: Тип. Бахметева, 1859. — 322 с.
  269. С. П. Обозрение русской словесности в XIII веке / С. П. Шевырев. СПб.: тип. Импер. Акад. Наук, 1854. —59 с.
  270. Ф. В. Й. Введение в философию мифологии // Сочинения / пер. с нем. М. И. Левиной, А. В. Михайлова. М.: Мысль, 1998. — 1664 с. -С. 1031−1313
  271. Д. О. Воззрения человека на смерть и загробную жизнь / Д. О. Шеппинг. СПб.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерева и К, 1889. — 28 с.
  272. Д. О. Мифы славянского язычества / Д. О. Шеппинг. — М.: ТЕРРА, 1997. 239 с.
  273. Д. О. Русская народность в её повериях, обрядах и сказках. Т. 1 / Д. О. Шеппинг. М.: Тип. Бахметьева, 1862. — 399 с.
  274. Д. Исследования в области греческих народных сказаний о святых / Д. Шестаков. Варшава: Тип. Варшавского учеб. Округа, 1910. -286 с.
  275. В. А. Вечное настоящее культуры. Теоретические проблемы историко-культурного процесса / В. А. Щученко. СПб., 2001. — 232 с.
  276. М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения: пер. с англ. / М. Элиаде. М.: НЦ «Ладомир», 1999. -488 с.
  277. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / пер с франц. Е. Морозовой, Е. Мурайкинцевой / М. Элиаде. СПб.: Алетейя, 1998. — 249 с.
  278. М. Священное и мирское / пер. с франц., пред. и комм. А. К. Гарбовского / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994. -143 с.
  279. М. Словарь религий, обрядов и верований / М. Элиаде. М.: Рудомино. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 413 с.
  280. М. Трактат по истории религии : В 2 т. / М. Элиаде. СПб, 1999.
  281. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К. — Г. Юнг. — СПб.: Вост. — Европ. Ин-т психоанализа, 1994. — 416 с.
  282. П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия / П. Д. Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Изд-во «Правда», 1990. — С. 69−103.
  283. И. К. Богословие иконы / И. К. Языкова. М.: Изд — во Общедоступного Православного Университета, 1995. — 212 с.
  284. В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород / В. Л. Янин. М.: Высшая школа, 1977. — 240 с.
  285. В. В. Концепт огня в культуре : смыслы и функции: Дис.. канд. культурологии / В. В. Янкевич. СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 178 с.
  286. И. А. Жития святых поморского края как исторический источник / И. А. Яхонтов. Казань: тип. Унив-та, 1881. — 377 с.
  287. Brown P. The Cult of the Saints. Its Rise and Function in Latin Christianity / P. Brown. Chicago, 1981. — 377 p.
  288. Brown P. Eastern and Western Christendom in Late Antiquity: a Parting of the Ways / P. Brown // Brown P. Society and the Holy in Late Antiquity. -Berkeley, 1982.-P. 183−184.
  289. Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity / P. Brown //Journal of Roman Studies, -vol. 71. 1971. — P. 80−101.
  290. Bultmann R. Geschichte der Lichtsymbolik im Altertum / R. Bultmann // Philologikus. XCVII. — 1948. — p. 1 sq.
  291. Dolger F. J. Lumen Christi. Untersuchungen zum abendlichen Licht-Segen in Antike und Christentum. Die Deo-gratias-Lampen von Selinunt in Sizilien und Curcul in Numidien / F. J. Dolger // Antike und Christentum. V. — 1936. — p. 1−43.
  292. Dolger F. J. Sol Salutis / F. J. Dolger. 2e-ed. — Munster i.W., 1925. — 445 p.
  293. Gierlich A. M. Die Lichtgedanke in den Psalmen. Eine terminologischexegetische Studie / A. M. Gierlich // Freiburger Theologische Studien. H. 56. — Freiburg im Breisgau, 1940. — P.42−76.
  294. Goodenough E. By Light, Light. The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism / E. Goodenough. New Haven, 1935. — 223 p.
  295. Gonneau P. La maison de la Sainte Trinite: Un grand-monastere russe du Moyen-Age tardif (1345−1533) / P. Gonneau. Paris, 1993. — 546 p.
  296. Mathew G. Byzantine aesthetic / G. Mathew. London, 1963. — 189 p.
  297. Patlagean E. Ancienne hagiographie byzantine et histoire sociale / E. Patlagean // Annales E. S. C. 1968. — P.106−126.
  298. Rahner H. Das christliche Mysterium von Sonne und Mond / H. Rahner // Eranos. vol. X. — Jahrbuch, 1943. — p. 305−404.
  299. Stenton Leonard J. The Optina Pustyn Monastery in The Russian literary imangination: iconic vision in works by Dostoevsky, Gogol, Tolstoy, and others // Middlebury Studies in Russian Language and literature. New York, 1995. — Vol.3. -P.309−354.
Заполнить форму текущей работой