Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуру экономического потенциала наряду с такими традиционными элементами, как трудовой, производственный, инвестиционный, инновационный, пассионарный потенциалы, следует включить маркетинговый и экологический. Маркетинговая составляющая позволяет оценить ЭП не только с учетом внутренних факторов, но и внешних, то есть востребования его обществом. Экологический потенциал предполагает учет… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические подходы к определению сущности экономического потенциала в современных условиях
    • 1. 1. Изменение роли и места предприятия в национальном хозяйственном комплексе
    • 1. 2. Экономический потенциал как категория рыночных отношений
    • 1. 3. Классификация элементов экономического потенциала
  • II. Методические подходы к оценке и анализу экономического потенциала предприятия
    • 2. 1. Исследование концептуальных подходов к оценке экономического потенциала
    • 2. 2. Анализ существующих методик по оценке экономического потенциала
    • 2. 3. Обоснование методики оценки экономического потенциала предприятия на основе системного подхода
  • III. Основные направления повышения эффективности использования экономического потенциала предприятия
    • 3. 1. Прикладные аспекты расчета уровня развития экономического потенциала предприятия
    • 3. 2. Оценка величины и степени использования экономического потенциала предприятий хозяйственного комплекса субъекта Федерации
    • 3. 3. Реструктуризация как путь повышения экономического потенциала предприятий

Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная деятельность предприятий предполагает тщательное изучение, как внешней среды, так и собственных возможностей, что в настоящее время получило название «экономический потенциал» предприятия. Данная категория обозначилась в отечественной экономической науке довольно недавно, около 10−15 лет назад в период формирования в России рыночных отношений, поэтому сущность ее не была, в достаточной мере, раскрыта и определена. Произошедшие изменения в политической и экономической жизни страны привели к развитию иных, кроме государственной, форм собственности, что привело к различию интересов, взглядов, породило конкуренцию. Значение и важность определения, оценки и учета использования этого экономического явления для российских предприятий обусловлены рядом причин.

Во-первых, экономика объекта любого уровня от первичного звена до мирового хозяйства должна как можно шире использовать математический инструментарий. Невозможно эффективно управлять предприятием, количественно не оценив собственные ресурсы. Поэтому оценка экономического потенциала (ЭП) является одной из важнейших функций корпоративного менеджмента.

Во-вторых, определение уровня использования экономического потенциала позволяет ранжировать хозяйствующие субъекты по критерию инвестиционной привлекательности, отвечая существующему многообразию интересов и взглядов собственников.

В-третьих, по наличию экономического потенциала и уровню его использования можно определять степень благосостояния территориальных образований, в которых они находятся: области, региона, страны в целом, а также ее национальное богатство.

Следует отметить, что категория «экономический потенциал» вызывала и вызывает интерес у многих ученых-экономистов. Исследованию этого явления посвящены работы таких ученых, как Грязновой А. Г., Шаховской JI.C., Дорошенко Ю. А., Табурчака ПЛ., Румянцева А. Д., Яковенко М. А., Гурова И. В., Зайцева Е. П., Задоя А. А., Андрианова В. Д., Завьялова П. С. и других. Однако, все же теоретические аспекты оценки экономического потенциала были исследованы далеко не полностью, что негативно сказывается на их применении в практической работе. В современной экономической литературе отсутствуют единые взгляды и подходы к понятию и определению экономического потенциала, к методологии его оценки и анализа. Между тем эффективность управления экономическим потенциалом является важным фактором формирования конкурентных преимуществ любого предприятия.

Таким образом, все вышеперечисленное подтверждает актуальность темы, выбранной для диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций к оценке величины и уровня использования экономического потенциала промышленного предприятия, а также выбору направлений повышения уровня его использования. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

• выявить изменение роли и места промышленного предприятия в национальном хозяйственном комплексе;

• уточнить понятие «экономический потенциал», а также его содержание и структуру в условиях рыночных отношений;

• проанализировать существующие теоретические и методические подходы к оценке ЭП предприятия;

• разработать и обосновать методики оценки ЭП и уровня его использования;

• апробировать предлагаемые методические подходы к оценке и использованию ЭП на промышленных предприятиях одного из субъектов Федерации;

• определить направления наращивания величины ЭП и повышения степени его использования на предприятиях. Объектом диссертационного исследования — предприятия разных отраслей Белгородской области.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе оценки, формирования и использования экономического потенциала на промышленных предприятиях. Научная новизна выполненной работы заключается в следующем:

— уточнены понятие и структура экономического потенциала предприятия как экономического явления, присущего рыночным отношениям;

— обоснована необходимость рассмотрения экономического потенциала как системы, состоящей из энергетических полей разного уровня, и на основе такого подхода сформулированы условия эффективности его использования;

— разработана методика определения величины экономического потенциала, базирующаяся на оценке значения его наименее развитого элемента с учетом неиспользованных возможностей его остальных элементов;

— предложены альтернативные способы оценки уровня использования экономического потенциала предприятия на основе синтеза монетарных и немонетарных подходов, качественно и количественно характеризующих это явление;

— предложен методический подход к выбору направлений реструктуризации предприятия, основанный на анализе структуры и уровня использования экономического потенциала.

Теоретическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых по экономике, социологии, маркетингу, менеджменту, использовались справочные и нормативные материалы по данной теме. Работа была выполнена на базе практических данных, собранных в областном комитете статистики и на исследуемых предприятиях. Для получения некоторых значений применялся метод экспертных оценок.

Практическую значимость имеют следующие результаты данной диссертационной работы: методика определения величины экономического потенциала предприятия и уровня его использования, основанная на синтезе абсолютных и относительных показателейметодический подход к определению направлений реструктуризации предприятий на основе анализа уровня использования его ЭПопределение инвестиционной привлекательности предприятий исходя из уровня реализации его потенциала.

Разработанные методические положения и рекомендации имеют универсальный характер и могут быть использованы предприятиями независимо от их отраслевой принадлежности.

Апробация и внедрение работы. Результаты исследования докладывались на научных конференциях студентов и аспирантов. Основные положения работы опубликованы в сборниках научных трудов.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по третьей главе:

1. Для нахождения искомой величины экономического потенциала предлагается использование системного подхода, базирующегося на абсолютных и относительных величинах, количественных и качественных показателях, отраженных в бухгалтерской или финансовой отчетности, а также учитывающего взаимное влияние и взаимодействие всех элементов, образующих экономический потенциал того или иного предприятия.

2. Методика нахождения абсолютного значения экономического потенциала на уровне отдельного предприятия представляет собой выявление его элемента, имеющего минимальное значение и, как правило, равное величине маркетингового потенциала предприятия, нахождение отклонений значений остальных элементов экономического потенциала от абсолютной величины маркетингового потенциала, с последующим их суммированием.

3. Уровень использования ЭП может быть определен, во-первых, как отношение объема выручки, полученной за определенный период (например, за год) и величины экономического потенциалаво-вторых, на основе относительных показателейв-третьих, на кумулятивной основе путем перемножения коэффициентов, отражающих уровень использования каждого элемента экономического потенциала.

4. В качестве объектов апробации предлагаемых методик определения величины и степени использования ЭП выбраны предприятия, определяющие экономику субъекта Федерации, приоритетные направления ее развития, представляющие различные отрасли промышленности и направления бизнеса от крупного до малого, в целях доказательства их универсальности для оценки и уровня реализации имеющихся возможностей.

5. Полученные результаты от применения разных методик свидетельствуют, что, несмотря на отличия в подходах, конечные результаты имеют общую тенденцию. Это позволяет сделать обоснованные выводы по выявлению привлекательности каждого объекта исследования с точки зрения потенциального инвестора. Так, при ранжировании исследуемых предприятий наименьшим образом реализуют свой потенциал попеременно ОАО «Бел-энергомаш» и ОАО «Осколцемент», а наибольший процент использования своих возможностей по всем трем методикам приходится на ОАО «ОЭМК», что вполне оправдано, поскольку оно по многим показателям является ведущим предприятием хозяйственного комплекса.

6. В результате исследования сделан выбор направления реструктуризации в качестве приоритетного с целью повышения использования экономического потенциала предприятий. На основании проведенных расчетов уровней использования каждого элемента экономического потенциала предлагаются для каждого исследуемого предприятия необходимые структурные преобразования в целях повышения степени реализации их возможностей. Критерием для определения направлений преобразований является «расшитое узких мест», то есть, выбор мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности использования наименее развитого элемента экономического потенциала конкретно взятого предприятия.

Заключение

.

На основании выполненного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В экономике с преобладающими рыночными отношениями предприятие является не только социально-экономическим комплексом, но и обладателем экономического потенциала как источника возможных доходов, выступает объектом управления и столкновения разных интересов, а также основой благосостояния как самого предприятия, так и отрасли, региона, страны в целом.

2. Категория «экономический потенциал» относится к числу неустановившихся и не имеет однозначной трактовки. Ее возникновение связано с рыночным реформированием экономических отношений в России, появлением многообразия форм собственности и интересов, запуском механизма конкуренции. Анализ дефиниций позволяет расценивать это явление как многоаспектное и многоуровневое, которое необходимо изучать в комплексе.

3. В структуру экономического потенциала наряду с такими традиционными элементами, как трудовой, производственный, инвестиционный, инновационный, пассионарный потенциалы, следует включить маркетинговый и экологический. Маркетинговая составляющая позволяет оценить ЭП не только с учетом внутренних факторов, но и внешних, то есть востребования его обществом. Экологический потенциал предполагает учет экстерналий (внешних эффектов) в процессе создания материальных благ и является на данный момент времени естественным ограничителем развития остальных элементов ЭП.

4. Изучение существующих методик анализа и оценки ЭП показал их функциональную, предметную, прикладную и прочую направленность, что во многом препятствует исследованию этой категории как системы. Для всесторонней оценки экономического потенциала предлагается рассматривать его как систему, состоящую из 3-х подсистем, являющихся энергетическими полями и располагающихся на трех уровнях. Каждое из полей имеет собственный источник энергии: первый уровень — ноосферу, второй — овеществленный труд, третий — природу. Эти поля объединяет общий индуктирующий центр — предпринимательская и творческая активность, развитию которого в этой связи следует уделять первостепенное внимание.

5. Величину ЭП предприятия необходимо определять на кумулятивной основе — с учетом влияния составляющих ЭП элементов друг на друга, и в то же время их относительной самостоятельности, обеспечивающей самореализацию его элементов вне данного предприятия.

6. Абсолютная величина ЭП может быть определена величиной наименее развитого его элемента (как правило, это величина маркетингового потенциала), увеличенной на сумму отклонений остальных его элементов от минимального значения. В свою очередь величина отклонений должна быть скорректирована на поправочные коэффициенты, учитывающие внешние и внутренние условия ведения бизнеса.

7. Уровень использования экономического потенциала предприятия предлагается определять путем сочетания двух подходов: монетарного и немонетарного (на основе балльных величин и экспертных оценок). Оцененный на основе первого подхода уровень использования экономического потенциала предприятиями Белгородской области варьируется от 35% до 77%, а на основе второго подхода — от 49% до 72%.

8. Результаты расчетов, проведенных с помощью обеих методик оценки ЭП (монетарной и немонетарной), практически совпали в тенденции распределения обследуемых предприятий по степени реализации ими своих экономических возможностей.

9. Ранжирование обследуемых предприятий по уровню использования ими ЭП позволяет выявить их инвестиционную привлекательность, оценка же степени развития каждого элемента дает возможность определить основные направления реструктуризации предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новое экономическое мышление потребность времени. // Наука и жизнь, — 1988 № 7
  2. Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост. // Экономист, 2000 № 6
  3. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. -М.: Экономика, 1989 240с.
  4. М.Д. Реструктуризация предприятий. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2002,287с.
  5. В.Д. Экономический и инвестиционный потенциал инфраструктурных отраслей экономики России // Маркетинг, 1999 № 11
  6. А.И. Прогнозирование роста экономики. М.: Экономика, 1996 -98 с.
  7. В.П. О «точке опоры» в оценке эффективности информационных систем / Компьютер-Информ № 14.- 2001
  8. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 1994
  9. В.А. Методология корпоративного подхода к реструктуризации промышленных предприятий в условиях российской экономики. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 204 с.
  10. Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия : Учебное пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 399 с.
  11. Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. 380 с.
  12. Борман, Воротин, Федерман Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург, 1992. 905 с.
  13. В.И. Организация, планирование, управление производством на предприятиях строительных материалов «Вища школа» : Киев, 1979
  14. В. Интегральная оценка результатов работы предприятий // Вопросы экономики 1998, № 6
  15. И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика, 1999 № 9
  16. А.В. Переходная экономика М.: 1994
  17. С.М. Организация и планирование инвестиционного рынка региона. СПб: Химия, 1998.- 229 е.: ил.
  18. JI. Оптимальные производственные отношения критерий социа-листичности // Вопросы экономики, — 1990 № 5
  19. П.Х. Предприниматель: Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. М.: 1992
  20. Е.Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 2003. -283 с.
  21. Е. Реформирование социально-трудовой сферы предприятий: закономерная медлительность // Человек и труд, 1997 № 8
  22. М. Интеллектуальный потенциал частного бизнеса на службе у государства // РЦБ, — 2000 № 9
  23. А.Д., Федоренко О. В., Карелов С.В, Экономика природопользования. -М.: ЦНИИцветмет экономики и информации, 1980.- 264 с.
  24. Гайдук К, Мерзликина Г., Функциональная реструктуризация коммерческих организаций // Проблемы теории и практики управления- 2002 № 2
  25. М. К. Маркс об экономическом содержании производительных сил общества // Вопросы экономики, — 1990 № 5
  26. А.А., Захаров В. М., Шаповалов А. А. Антикризисное управление предприятием. Белгород: Центр социальных технологий, 1997. — 210 с.
  27. Д. Новое индустриальное общество М.: Прогресс, 1969
  28. С.Д. Оценка результатов хозяйственной деятельности. -М.: Финансы и статистика, 1990.- 172 с.
  29. В. Экономический потенциал развитого социализма // Вопросы экономики 1981 № 9
  30. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. -М.: Тандем, 2001.-228 с.
  31. А.Г. Изучение производительных сил России //Вестник России АН, -1996 № 7
  32. JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Эко-прос, 1992.- 336 с.
  33. М. Формирование потенциала инновационного развития // Общество и экономика. -1998 № 2
  34. Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. Киев.: Знание, 1998. — 128 с.
  35. Ю.А. Экономический потенциал территории. СПб.: Химия, 1997.-238 с.
  36. Драчева E. JL, Юликов Л. И. Менеджмент. М.: Изд. «Мастерство», 2002
  37. М., Давыденко А. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства./ Учебное пособие М.: Вестник, 1996
  38. В., Маховинова Г., Терехова В., Оценка бизнеса. СПб: Питер, 2001.-416 с.:ил.
  39. Л.Л. Анализ эффективности промышленного производства. -М.: Финансы и статистика, 1995
  40. В.Ф. Оперативный экономический анализ в управлении производством. Киев, 1994. — 295 с.
  41. А.А. Народнохозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев.: Вища школа -1986. — 154 с.
  42. П. Экономический потенциал в условиях действенности хозяйственного механизма // Плановое хозяйство, 1980 № 2
  43. А.И. Управление предприятием. Минск.: Высшая школа, 1997.270 с.
  44. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2001 .327 с.
  45. В. Формирование предпринимательской политики фирмы //Экономика и управление, 1981 № 6
  46. А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2000 № 6
  47. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: НМЭМО, 1990
  48. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики 2000, № 5
  49. А. Основы миропонимания новой эпохи, 1991.-288 с.
  50. В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М.: Мысль, 1993.-278 с.
  51. Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: 2000
  52. А.П. Как оценить имущество предприятия. М.: Финанстатин-форм, 1996. — 233 с.
  53. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике //Экономист -1999 № 1
  54. А. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России //Проблемы теории и практики управления. 1998 № 3
  55. Ю.Б. Эволюция менеджеризма. -М.: Наука, 1985
  56. Е. Рыночная трансформация российской экономики, как процесс первоначального накопления капитала // Вопросы экономики. 2001 № 2
  57. В.П. Экономический потенциал: резервы и отдача. М.: Экономика, 1996
  58. С.В. Использование природных ресурсов региона. СПб, Химия, 1998.-214 с.
  59. А. Принцип организационного проектирования предприятий / Проблемы теории и практики управления. 1998 № 1
  60. С.Г. Измерение влияния НТП на повышение социального дохода. М.: Наука, 1998. — 128 с.
  61. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Справ. Пособ./ Под ред. И. И. Мазура М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
  62. В., Клейнер Г. Развитие бартерных отношений в экономике России. Институциональный этап. М., 1999
  63. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. -М.: Республика 1992.-400 с.
  64. Малый энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2000
  65. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М.: Экономика 1990. — 207 с.
  66. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА, 1996
  67. Г. С., Шаховская JI.C. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография / ВолгГТУ, Волгоград, 1998. 265 с.
  68. М. И др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
  69. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отборц для финансирования. Официальное издание. М.: Экономика, 1994. — 78 с.
  70. К.И. Социально-ориентированная рыночная экономика //АПК: Экономика управления 1996 № 8
  71. В. Оптимизация внутренних ресурсов предприятия основной источник средств // Экономика и жизнь — 1999 № 22
  72. А. Промышленность три ступени подъема // Коммуна -1999
  73. А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления -1999 № 5
  74. P.M. Экономическая природа фирмы: неоинституциональный подход //Экономические субъекты постсоветской Росии (институциональный анализ) / Под ред. д.э.н. P.M. Нуреева.- М.:МОНФ, 2001
  75. М. Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения конкурентоспособности производства // Экономист — 2000 № 10
  76. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  77. Оксфордский толковый словарь. Англ.-русс. -М.: Прогресс-академия, 1995.-318 с.
  78. Оценка бизнеса Учеб. / под ред. Гразновой и др. М.: Финансы и статистика, 1998. — 288 с.
  79. А.С. Трудовой потенциал в системе управления производством. -М.: изд. МГУ, 1983. 164 с.
  80. А.П. Маркетинг.- М: 1999
  81. Ю. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях / Проблемы теории и практики управления. 1999 № 3
  82. С.И. Воспроизводство трудового потенциала //Экономика советской Украины -1991 № 7
  83. Планирование деятельности предприятия / Под ред. П. П. Табурчака. СП, Химия, 1997
  84. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191 с.
  85. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. -М.: Экономика 2002. -540 с.
  86. Производственный потенциал промышленности / Под ред. Н. И. Иванова -Киев, 1995
  87. Н. Сравнительная оценка социально-экономического потенциалов субъектов РФ //Регион: экономика и социология, 2000 № 2 Иванова и др.-Киев, 1991.-160 с.
  88. Путь в 21 век: стратегические проблемы. М., 1999
  89. С.М. Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд. -М.: Академия, 2000.-336 с.
  90. .А. Курс управления экономикой. СПб.: Питер, 2003. — 523 с.
  91. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000 № 1
  92. Н.М. Поведение фирмы в условиях переходной экономики. // Вестник московского университета, 1997 № 2
  93. Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал. -1996, № 2
  94. А.А., Дончак И .Д., Рыбакова О. В., Расчет и анализ эффективности предпринимательского проекта. Белгород.: БелГТАСМ, 1997.- 179 с.
  95. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий Мн: ИП Экоперспектива, 1997.- 498 с.
  96. Г. П., Чижова Л. С. Эффективное использование трудового потенциала. М.: Знание, 1987.-64 с.
  97. И.В. Экономика предприятия М.: Финансы и статистика, 1997.303 с.
  98. Е., Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости недвижимости. Киев, 1998. -31 с.
  99. Советский энциклопедический словарь (гл. ред. A.M. Прохоров) М.: Советская энциклопедия, 1983. -1600 с.
  100. Г. М. Учет нематериальных активов М.: Финансы и статистика, 2001
  101. Социально-трудовой потенциал: теория и практика. -Киев: Наукова думка, 1994. 263 с.
  102. Социальный аспект теории фирмы // Российский экономический журнал. -1996 № 4
  103. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе / Под ред. А. И. Колганова. М.: ТЕИС, 1998
  104. B.C. Анализ экономического потенциала предприятия. М.: Финансы и статистика, 1994. -295 с.
  105. Статистическое изучение трудового потенциала в промышленности. /Под ред. В. Е Адальва. М.:МЭСИ, 1998
  106. С.Г. Проблемы экономии труда М, 1957. — 598 с.
  107. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. ЛТод ред. В. Л. Иноземцева М.: Academia, 1999
  108. В. Роль государства в экономике, эволюция концепций //Мировая экономика и международные отношения, 1998 № 10
  109. А.К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы теории и практики. -М.: Экономика, 2000. -261 с.
  110. А.В. Инвестиции в инновации // Финансы и кредит, 2000 № 6
  111. О.И. Экономические институты капитализма: фирма, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996
  112. Федорков А. И Методология и организационные формы управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям. -СПб.: СПбГИЭА, 1998.-232 с.
  113. С. Производственный и научно-технический потенциал // Вопросы экономики, -1982 № 12
  114. Хозяйственная организация в свете экономических и социологических теорий // Вопросы экономики, 1996 № 12
  115. В.Я., Суша Г. З., Андросович Е. И., Оноприенко Г. К. Экономика предприятия. Минск.: Экономпрес, 2000. — 464 с.
  116. Человеческий потенциал / под ред. А. И. Фролова. М, 1999. -176 с.
  117. Г. Н. Методические подходы оценки и анализа потенциала предприятия / Международная Академия науки и практики организации производства / «Организационные проблемы обеспечения качества продукции конкурентоспособности производства»
  118. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 1998.
  119. В.Д. Управление проектами. СПб: Два-три, 1996.- 314 с.
  120. Д.К. Проблемы эффективности использования ресурсов. -Владивосток.: Изд. Дальневост. ун-та, 1994
  121. Е.Д. Экономика и экология: противостояние или единство? Опыт системного анализа. М.: Экономическое образование, 1997. — 196 с.
  122. Экологический маркетинг в современном обществе //Маркетинг. 2002 № 4
  123. Экологические аспекты развития и размещения производительных сил. -М.: Наука, 1992
  124. Экологический учет для предприятий / Конференция ООН по торговле и развитию. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997
  125. Экономика /Под ред. А. Г. Грязновой, Н. П. Николаевой. М.: Единство, 2001.-815 с.
  126. Экономика предприятий: Учебник для вузов /Под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина. СПб.: Химиздат, 2001.-304 с.
  127. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л. Ф. Горфинкель, Е. М. Купряков и др. / Под ред. Л. Ф. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. М.: ЮНИТИ, 1996.- 367 с.
  128. Экономическая энциклопедия /Под ред. Л. И. Абалкина, М.: Экономика 1999.-421 с.
  129. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия/ Гл. ред. A.M. Румянцев.- М.: Советская энциклопедия, 1979. 624 с.
  130. Е. Фактор роста экономического и духовного потенциала социалистического общества//Среднее специальное образование1990 № 2
  131. С.Ф. Основные направления реструктуризации российских предприятий // Экономика, экология и общество России в XXI столетии: Труды 3-й межд. научн.-практ. конф. СпбТУ, 2001
  132. Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.экон. у-та, 1997.- 764 с.
  133. Р. Главное звено реформ предприятие. //Экономика и жизнь, -1997 № 2
  134. Закон «О государственном предприятии» от 30.06. 1987 г.
  135. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 1.01.1991г.
  136. Экологическое законодательство России. Сборник нормативных актов. Колл-в авторов. Отв. За выполнение Д. Т. Завидов. М.: Орион, 1 996 139. «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 от 16.10. 2000 г. № 91
  137. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г.
  138. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-Ф3
  139. Michael Е/ Porter, Competitive Strateogy, New York: The Free Press, 1980
  140. Pasmore, William A. Greating strategic change: designing the flexible, highperforming organization, 1994 Canada.
  141. Rigby D. Management: tools and techniques, Boston 1999.
Заполнить форму текущей работой