Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентной среды в транзитивной экономике на основе развития малых форм хозяйственной деятельности: теоретико-методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе поведенческого подхода выявлена зависимость конкурентной среды национальной экономики от деятельности малых предприятий, которая определяется их специфическими характеристиками. Деятельность малых предприятий, в частности, особый стиль их поведения формируют основы конкурентной среды, поскольку именно за счет них обеспечиваются многочисленность и разнообразие предпринимательских… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ.10 ¦
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы исследования малых форм хозяйственной деятельности
    • 1. 2. Роль малых форм хозяйственной деятельности в формировании конкурентной среды
    • 1. 3. Специфика становления малых форм хозяйственной деятельности и формирования конкурентной среды в транзитивной экономике

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 73 2.1. Структурный анализ развития сектора малых форм хозяйствования в национальном, региональном и отраслевом разрезах российской экономики.

    2.2. Определение уровня развития конкурентной среды на основе комплексной оценки состояния малых хозяйственных форм и выделение приоритетных направлений их государственной поддержки.

Формирование конкурентной среды в транзитивной экономике на основе развития малых форм хозяйственной деятельности: теоретико-методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальноеть темы исследования. Одним из важных факторов формирования конкурентной среды в условиях экономики рыночного типа является развитие малых форм хозяйственной деятельности, поскольку они создают новые рабочие места, насыщают рынок разнообразными товарами и услугами, смягчают последствия структурных изменений, препятствуют образованию монополий.

Приходится констатировать, что в современной экономике России сектор малых форм хозяйственной деятельности не выполняет тех функций, которые характерны для него в странах с развитой рыночной экономикой. Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный вес в экономике и роль данного сектора с каждым годом возрастает. Так, в развитых странах на долю производства малых предприятий приходится половина ВВП и занято 50% трудоспособного населения. Современные масштабы развития сектора малых форм хозяйствования и его доля в экономике России остаются весьма скромными: доля в ВВП не превышает 11−13%, а удельный вес в общей занятости населения составляет 21%. При этом темпы роста за последние десять лет остаются практически неизменными — 2−3% в год, что свидетельствует о стагнации малого сектора в национальной экономике.

Вследствие этого, в российской экономике в должной степени не реализуется потенциал сектора малых хозяйственных форм как фактора формирования конкурентного механизма. Причины данного явления недостаточно изучены в научной литературе, что требует самостоятельного теоретического исследования. В связи с этим, необходимым является анализ эволюции, состояния и тенденций развития малых форм хозяйственной деятельности на национальном и региональном уровнях, а также выявление их конкурентных преимуществ в национальной экономике.

Практика последних лет показала, что государственная поддержка малых хозяйственных форм носит, в основном, декларативный характер. Данный сектор до сих пор сталкивается с барьерами, препятствующими его развитию, что требует особого внимания со стороны государства на всех уровнях. Обострение проблем развития малых форм хозяйствования в условиях трансформируемой экономики России, их недостаточное исследование в экономической литературе свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности темы. В мировой экономической литературе малые формы хозяйственной деятельности исследуются по трем направлениям: в рамках теории предпринимательства, с точки зрения теории фирмы и с позиции теории конкуренции. Теоретические и методологические основы теории предпринимательства как фактора общественного производства, феномена общественного развития были заложены в трудах видных классиков экономической теории XVIII—XIX вв. — Р. Кантильона, А. Смита, Ж. Б. Сэя, М. Вебера, В. Зомбарта и др. В XX в. существенный вклад внесли такие крупнейшие экономисты, как: Й. Шумпетер, А. Маршалл, Д. Кларк, Ф. Найт, Ф. Хайек, П. Друкер, Г. Форд, Д. Макклелланд и др. Среди российских теоретиков следует отметить труды Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова, М.И.Туган-Барановского, А. И. Чупрова, В. А. Кокорева и др.

В 80-е годы XX века в связи с переходом к рыночной экономике в отечественной науке появляются работы, связанные с анализом зарубежного опыта малых предприятий в рамках теории фирмы, что нашло отражение в трудах В. А. Рубе, Е. А. Лебедевой, А. Н. Ткаченко, Н. Г. Зяблюк и др.

В связи с трансформацией экономики, развитием рыночной модели в российской экономической науке усиливается внимание к роли малых форм хозяйствования в формировании конкурентной среды и обеспечении стабильного состояния общества. Внимание ученых-экономистов концентрируется на исследовании механизма формирования рыночных структур, в том числе деятельности малых предприятий как основного источника развития рыночного механизма. В таком контексте малый сектор экономики представлен в работах Л. И. Абалкина, В. С. Афанасьева,.

О.А.Платонова, А. О. Блинова, В. В. Радаева, В. Е. Савченко, М. Г. Лагтусты, Ю. А. Старостина, А. А. Шулуса, Е. М. Бухвальда, А. В. Виленского, А. В. Бусыгина, В. Я. Горфинкеля, Ю. М. Осипова, А. И. Агеева, А. Ю. Юданова и др.

Исследованию теоретико-методологических основ развития малых форм хозяйственной деятельности в условиях транзитивной экономики посвящены труды А. Д. Иоффе, В. Ш. Каганова, А. Ю. Чепуренко, М. Л. Еваленко,.

A.И.Татаркина, М. А. Мельнова, А. В. Горшкова, Н. Н. Филиппова, П. А. Мягкова,.

B.С.Антонюк и многих других.

В то же время конкретизация роли сектора малых форм хозяйствования как фактора создания конкурентной среды национальной экономики транзитивного типа нуждается в доработке. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи, объект и предмет.

Целью исследования является теоретико-экономическое обоснование формирования конкурентной среды в транзитивной экономике на основе развития малых форм хозяйственной деятельности для разработки направлений совершенствования государственного регулирования рыночного механизма.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— проанализировать экономическое содержание деятельности субъектов малых хозяйственных форм и направления их воздействия на формирование конкурентной среды;

— определить функции, условия и этапы становления малых форм хозяйственной деятельности и конкурентной среды в транзитивной экономике;

— провести структурный анализ сектора малых форм хозяйственной деятельности, определить тенденции его развития в национальном, региональном и отраслевом разрезах;

— разработать методику определения уровня развития конкурентной среды на основе комплексной оценки деятельности малых хозяйственных форм, определить направления государственного регулирования рыночного механизма в транзитивной экономике России.

Область исследования — 1. Общая экономическая теория: 1.2. — теория фирмытеория конкуренции и антимонопольного регулирования- 1.4. — теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем.

Объект исследования — процесс развития малых хозяйственных форм в рыночной экономике.

Предмет исследования — формирование конкурентной среды в транзитивной экономике через развитие малых форм хозяйственной деятельности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились фундаментальные положения экономической теории, в том числе микрои макроэкономики, региональной экономики, теории отраслевых рынков, математической статистики.

Исследование основано на общих методах научного познания, в том числе методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методах теоретического исследования (анализ и синтез, метод абстракции, индукция и дедукция, исторический метод, метод моделирования), а также статистических и социологических приемах анализа.

Информационной базой послужили официальные сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы и аналитические материалы Министерства экономического развития Челябинской области, Правительства Челябинской области, научные публикации, информационные данные Ресурсного центра малого предпринимательства, справочные и инструктивные документы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна.

1. Предложен авторский методологический подход к анализу влияния малых форм хозяйственной деятельности на формирование конкурентной среды, представляющий синтез поведенческого, функционального и структурного аспектов исследования. Согласно поведенческому подходу раскрыты качественные характеристики малых хозяйственных форм, критериями которых являются: 1) специфика профиля деятельности- 2) тип и характер менеджмента- 3) степень влияния на рыночные параметры- 4) вид удовлетворяемых потребностей- 5) масштаб производства и технологий- 6) специфика взаимосвязи с внешней средой- 7) гибкость и способность к изменениям. Выявлена зависимость конкурентной среды национальной экономики от деятельности малых предприятий, которая определяется их специфическими характеристиками.

2. На основе функционального подхода определено, что малые формы хозяйственной деятельности выступают катализатором конкурентной среды через выполнение ими экономических (микрои макроэкономических), социальных и политических функций. Доказана взаимообусловленность развития малых хозяйственных форм и конкурентной среды в транзитивной экономике, что проявилось в сопряженности этапов их эволюции: динамичного развития, стагнации и оживления.

3. На основе структурного подхода обоснована неоднородность российской конкурентной среды, а именно: неравномерное распределение и разный уровень развития малых хозяйственных форм по регионам и отраслям национальной экономики.

4. Разработана методика оценки и измерения уровня развития конкурентной среды на национальном и региональном уровне с использованием интегрального индекса развития малых предприятий, что позволило сформулировать предложения по совершенствованию государственного регулирования рыночного механизма.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении научных представлений о формировании конкурентной среды на основе развития малых форм хозяйственной деятельности, в раскрытии особенностей, тенденций и факторов развития малых предприятий в трансформационных условиях.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти региона, Торгово-промышленными палатами, союзами предпринимателей и предпринимательскими структурами для проведения мониторинга предпринимательской деятельности, при анализе проблем малых форм хозяйствования и разработке программ государственного регулирования их деятельности.

Отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Экономическая теория», «Теория фирмы», «Теория отраслевых рынков», а также в системе дополнительного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Международных конференциях: «Современный этап реформирования экономического образования в России» (Москва, 1998 г.), «Человеческий потенциал и конкурентоспособность России» (Челябинск, 2005 г.) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Теория и практика развития малого предпринимательства в России и пути его совершенствования» (Екатеринбург, 1999 г.), «Россия в условиях рыночной экономики» (Челябинск, 2003 г.), «Новый этап в развитии России: социально-экономические условия и перспективы» (Челябинск, 2005 г.) — а также на региональных научно-практических конференциях: «Социально-экономическое развитие региона: проблемы и пути их решения в условиях рынка» (Челябинск, 1999 г.), «Проблемы становления и развития малого бизнеса» (Челябинск, 2000 г.), «Социально-экономические проблемы региона в XXI столетии» (Челябинск, 2002 г.), «Особенности региональных социально-экономических процессов стабилизации и развития» (Челябинск, 2003 г.), «Проблемы российского бизнеса» (Челябинск, 2006 г.).

Положения и выводы диссертации используются в высших учебных заведениях в преподавании экономических дисциплин: «Экономическая теория», «Теория фирмы», «Теория предпринимательства», а также в системе дополнительного образования, что подтверждается актами о внедрении.

Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях общим объемом 4,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 8 приложений. Основной текст работы изложен на 143 страницах печатного текста, включая 18 таблиц и 22 рисунка.

Список литературы

содержит 143 источника, из них 20 на английском языке.

Заключение

.

Проведенное исследование особенностей формирования конкурентной среды на основе развития малых форм хозяйственной деятельности в транзитивной экономике позволило сделать следующие выводы:

1. Малые формы хозяйственной деятельности представляют собой совокупность самостоятельных и независимых субъектов (физических и юридических лиц), ограниченных количественными критериями, деятельность которых определяется качественными поведенческими характеристиками, способствующими формированию конкурентной среды.

К количественным критериям необходимо отнести, помимо существующих (численности занятых, структуры уставного капитала) и ряд других критериев, используемых в мировой практике, а именно: величину годового оборота (объема продаж), величину балансовой стоимости активов, размер уставного капитала. Верхние границы данных критериев должны быть установлены по результатам специального обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, Федеральной налоговой службой Российской Федерации, учитывая при этом зарубежный опыт. Назрела необходимость принятия нового Федерального закона «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации», где необходимо установить статус микрои среднего предприятий, новые критерии отнесения предприятий к субъектам малых хозяйственных форм.

Проведенный анализ теоретических и методологических аспектов исследования малых форм хозяйственной деятельности позволил сделать вывод о существовании одностороннего подхода к данной проблеме, преобладании количественных характеристик деятельности малых субъектов, абстрагировании от качественного результата их функционирования, который состоит в усилении конкуренции и влиянии на формирование конкурентной среды. Поэтому необходимо перейти от чисто количественных критериев к комбинированным с качественными характеристиками, к которым предложено отнести: 1) специфику профиля деятельности (узкое, мелкосерийное, специализированное производство) — 2) тип и характер менеджмента (демократичный и персонифицированный) — 3) степень влияния на рыночные параметры (низкая, обусловленная небольшой долей, которая не позволяет доминировать на рынке и влиять на цену) — 4) вид удовлетворяемых потребностей (дифференцированные, локальные) — 5) масштаб производства и технологий (ограниченные возможности в производстве и использовании технологий) — 6) специфику взаимосвязи с внешней средой (экономическая независимость, правовая самостоятельность, полная ответственность) — 7) гибкость (способность к изменениям и нововведениям).

В ходе исследования установлено, что развитие конкурентной среды и малых форм хозяйствования находится в тесном единстве друг с другом. Так, конкурентная среда оказывает воздействие на развитие малых форм хозяйствования, поскольку определяет внешние условия их функционирования. С другой стороны, под влиянием деятельности малых форм хозяйствования конкурентная среда сама изменяется и преобразуется.

На основе поведенческого подхода выявлена зависимость конкурентной среды национальной экономики от деятельности малых предприятий, которая определяется их специфическими характеристиками. Деятельность малых предприятий, в частности, особый стиль их поведения формируют основы конкурентной среды, поскольку именно за счет них обеспечиваются многочисленность и разнообразие предпринимательских структур, экономическая стабильность и демонополизация экономики. 2. На основе функционального подхода показана роль малых форм хозяйственной деятельности, которая наиболее полно отражается в их функциях, а именно: экономических, которые распадаются на микрои макроэкономические, социальных и политических. Реализация данных функций приводит к существенным изменениям в экономической, социальной и политической сферах, что, в свою очередь, обеспечивает формирование основ конкурентной среды.

Доказана взаимообусловленность развития малых хозяйственных форм и конкурентной среды в транзитивной экономике. В ходе исследования раскрыта эволюция малых хозяйственных форм, выявлены трансформационные условия их становления, выделены этапы их развития, что позволило определить и этапы формирования конкурентной среды, а именно: динамичного развития, стагнации и последующего оживления.

3. На основе структурного подхода раскрыта региональная и отраслевая структура сектора малых хозяйственных форм, на основании чего сделан вывод о неравномерном их распределении и разном уровне их развития в территориальном разрезе национальной экономики. Структурный анализ сектора малых хозяйственных форм позволил обосновать неоднородность конкурентной среды.

Кроме этого, анализ состояния и динамики развития малого предпринимательства на национальном и региональном уровнях указывает на недостаточные темпы развития данного сектора, что вызывает ослабление конкурентной среды. За последнее десятилетие происходит спад деловой активности, сокращение удельного веса малых предприятий в производственной сфере, сфере науки и научного обслуживания, промышленности, строительстве, увеличение удельного веса теневого бизнеса. Данные факты свидетельствуют о нарастании кризисного положения сектора малых хозяйственных форм. На начало 2005 г. по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на территории России было зарегистрировано 950 тыс. малых предприятий, где было занято около 7,5 млн. человек. В целом в данном секторе задействовано 5,5 млн. субъектов, включая малые предприятия, частных предпринимателей и глав крестьянских фермерских хозяйств, что составляет 21% от общей численности занятого населения. Это немного по сравнению с развитыми странами, где в малом бизнесе занято более 50% трудоспособного населения, а на 1000 жителей приходится не менее 35 малых предприятий.

Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики крайне неравномерно и мы наблюдаем явные диспропорции. Так, самый высокий удельный вес малых предприятий (50%) наблюдается в сфере торговли и общественного питания, где динамика имеет положительную тенденцию. Удельный вес малых предприятий в промышленности, строительстве составляет по 13% в каждомв науке и научном обслуживании, транспорте, связи — по 3% в каждомв сельском хозяйстве, здравоохранении и социальном обеспечении — по 2%, где наблюдается отрицательная динамика. Конкурентоспособной экономике необходима совершенно иная структура малого предпринимательства, чем сложилась в современной российской экономике, где приоритетными должны стать инновационная и производственная сферы, которые приведут к усилению конкурентной среды.

В целом, структурный анализ сектора малых форм хозяйствования показал высокую дифференциацию развития малых предприятий по регионам и отраслям свидетельствует о неоднородности конкурентной среды в национальной экономике.

В ходе исследования раскрыты негативные факторы, препятствующие развитию сектора малых хозяйственных форм, которые имеют субъективный и объективный характер, действующие как на национальном, так и на региональном уровнях.

4. Разработана методика оценки и измерения уровня развития конкурентной среды на национальном и региональном уровне с использованием интегрального индекса развития малых предприятий, что позволило сформулировать предложения по совершенствованию государственного регулирования рыночного механизма.

В отличие от существующих подходов, автором предложен обобщающий показатель развития малых форм хозяйственной деятельности — интегральный индекс развития малых предприятий (ИРМП), на основе которого можно количественно оценить концентрацию субъектов малых хозяйственных форм и, как следствие, определить уровень развития конкурентной среды.

Полученные значения ИРМП позволили ранжировать федеральные округа по уровню развития малых предприятий, и, соответственно, по уровню развития конкурентной среды. К первой группе с высоким уровнем развития конкурентной среды и конкуренции относятся: Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Ко второй группе, которая характеризуется средним уровнем развития конкуренции, относятся: Сибирский и Южный федеральные округа. Низкий уровень развития конкурентной среды, недостаточное развитие малых предприятий типичны для третьей группы, в которую вошли Уральский и Дальневосточный федеральные округа, что дает основание говорить о необходимости усиления государственной поддержки малых предприятий в данных округах.

По результатам проведенной в работе комплексной оценки состояния и развития сектора малых хозяйственных форм в территориальном разрезе можно сделать следующие выводы:

1) в целом по России, уровень развития сектора малых хозяйственных форм и конкурентной среды по сравнению с развитыми странами явно недостаточен;

2) по федеральным округам Российской Федерации, существует высокая дифференциация уровней развития МП;

3) по Уральскому ФО, на первый план по уровню развития МП выдвигается Свердловская область, на второй — Челябинская область, далее идут Тюменская и Курганская области;

4) по Челябинской области, МП за последние годы имеют тенденцию к сокращению. Так, на 1 января 2005 г. в Челябинской области функционировало 16 625 МП, что на 14,5% ниже аналогичного показателя прошлого года. По видам деятельности МП охватывают все отрасли экономики, но наибольшее их количество наблюдается в торговле и общественном питании (37%), промышленности (17%) и строительстве (15%), что говорит о низкой степени диверсификации малого бизнеса в отраслевом разрезе.

Результатом исследования стало научное обоснование вывода об объективной необходимости государственной поддержки малых предприятий, которые имеют неравные экономические условия воспроизводства по сравнению с крупными предприятиями. Поэтому гарантом развития данного сектора в рыночной экономике должно быть государство, в силу чего встает вопрос об объективной необходимости государственного регулирования и поддержки малых форм хозяйствования. В связи с этим, разработан алгоритм механизма государственной поддержки сектора малых хозяйственных форм как основы развития конкурентной среды в рамках программно-целевого подхода. Кроме этого, в ходе исследования в диссертации предложены приоритетные направления развития малых предприятий, а также сформулированы рекомендации по совершенствованию форм их государственной поддержки, результатом реализации которых станет рост и стабильное развитие малых субъектов, что приведет к усилению конкуренции и формированию полноценной конкурентной среды.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что поставленные в диссертационной работе цель и задачи выполнены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г, № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изменениями по сост. на 21 июля 2005 г.)
  2. Закон Челябинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области» от 27 ноября 2003 г., № 205−30 (с изменениями по сост. на 28 апреля 2005 г.)
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями по сост. на 22 июля 2005 г.)
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (с изменениями по сост. на 22 августа 2004 г.)
  6. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями по сост. на 25 июля 2002 г.)
  8. И. Школа предпринимательства// Татарстан. 1995. — № 5−6. -С. 12−22
  9. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.- 112 с.
  10. В. Деньги опять побежали// Труд. 2005. — 6 июня
  11. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Ресурсный центр малого предпринимательства. М., 2003// http://www.rcsme.ru
  12. Антикризисное управление: общие основы и особенности России: Учеб. пособие/Под ред. И. К. Ларионова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 248с.
  13. А. А. Предпринимательство как фактор структурных преобразований в регионе: Автореф. дисс. .д-ра экон. наук / Рос. Академия Гос. службы при Президенте РФ. М.: 1994. — 47 с.
  14. С.П., Батяева А. Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. -М.: Наука, 2001. 139 с.
  15. В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса// Российский экономический журнал. 1994. — № 2. — С.55−64
  16. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости// Российский экономический журнал. 1996. — № 10.- С.40−46.
  17. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: ИВЦ МАРКЕТИНГ, 1999. — 104 с.
  18. Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М.: РУДН, 1992.- 158 с.
  19. Н. Институциональные факторы эффективности развития малого предпринимательства. Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.- Ин-т экономики УрО РАН, 2004. — 26 с.
  20. А. Малое предпринимательство и большая политика// Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С.39−45
  21. А. Развитие предпринимательства// Экономист. 1993. — № 6. -С.70−73
  22. А. Условия регулирования малого бизнеса// Экономист. 1999. -№ 2. — С.75−78
  23. Большие надежды малого бизнеса// Экономические стратегии (электронный журнал) http://www.invur.ru
  24. С. Конкурентоспособность и малый бизнес// Бизнес-журнал. -2005. № 6. — С.12−1525.
Заполнить форму текущей работой