Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики проектирования скоростных многокорпусных судов, сочетающих статическое и динамическое поддержание

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение перечисленных подходов позволяет создавать проекты экономичных, быстроходных и мореходных судов различных гидродинамических компоновок с параметрами, оптимальными для конкретного функционального назначения. В то же время, проектная оптимизация и исследование рассмотренных вопросов должны быть продолжены в направлении поиска ещё более эффективных решений. Создание на основе… Читать ещё >

Содержание

  • 81. Объект и цели исследования, научная новизна и практическая ценность
  • 82. Обоснование актуальности
  • 83. Публикации, апробация, внедрение
  • 84. Общая постановка задачи диссертационного исследования ^ 1. Проблемы проектного обоснования скоростных судов И
    • 1. 1. Особенности обоснования проектных характеристик скоростных судов
    • 1. 2. Состояние работ по скоростным судам. Доминирующая роль катамаранов
    • 1. 3. Актуальные направления исследований по скоростным судам
    • 1. 4. Проблемы и проектные параметры, требующие исследования. Способы обоснования проектных характеристик
  • 2. Модель обоснования проектных характеристик скоростных катамаранов 8 '* 2.1. Проектные особенности скоростных катамаранов 'г' 2.2. Система основных проектировочных уравнений и подмоделей
    • 2. 3. Обоснование и практическое совершенствование рациональных характеристик скоростных катамаранов ^ 2.4. Сопоставление эффективности проектных вариантов скоростных судов
  • 3. Гидродинамические аспекты проектного обоснования скоростных катамаранов

3.1. Гидродинамические позиции в модели проектного обоснования скоростных катамаранов. Расчёт располагаемыхч упоров и выбор рациональных режимов гребных винтов. Учёт доминирующего значения ходкости и мореходности в концептуальной модели скоростных судов

3.2. Обоснование области оптимальных значений главных '" размерений при проектировании скоростных судов. 3.2.а. Учёт особенностей обеспечения остойчивости глиссирующих катамаранов

3.2.Ь. Схема учёта перегрузок по ускорениям при проектировании глиссирующих скоростных судов

4. Уточнение гидродинамических аспектов модели проектного анализа скоростных катамаранов

4.1. Исследование ходкости и мореходности глиссирующих катамаранов и судов на гидролыжах

4.2. Разработка форм корпуса с повышенными параметрами ходкости

4.3. Возможности улучшения мореходности быстроходных катамаранов с помощью успокоителей килевой качки

5, Комплексная методика проектного обоснования скоростных судов, сочетающих статическое и динамическое поддержание

5.1. Формирование методики на основе выполненных -* исследований Q 5.La. Применение методики при обосновании пассажирских и пассажирско-автомобильных скоростных многокорпусных судов ^ 5.2. Опыт проектирования, постройки и испытаний пассажирского катамарана типа «Сокол»

5.3. Возможности применения методики для скоростных судов другого назначения

Разработка методики проектирования скоростных многокорпусных судов, сочетающих статическое и динамическое поддержание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В1. Объект и цели исследования" научная новизна и практическая ценность V Объектом исследования является совокупность скоростных пассажирских и пассажирско-автомобильных паромов, взаимосвязь их общепроектных, эксплуатационно-экономических, гидродинамических, компоновочных, конструктивно-прочностных и технологических характеристик, методики их анализа и сопоставления. Целью исследования является разработка методики анализа и обоснования проектных характеристик скоростных пассажирских и пассажирскоавтомобильных катамаранов с акцентом на оптимизацию гидродинамических параметров и тех общепроектных характеристик, с которыми они наиболее тесно связаны. К важным задачам исследования относятся: обзорно-статистический анализ проектных, построечных и методических работ по катамаранам, отбор рациональных целевых функций, выделение и ранжирование подсистем в проектной, построечной и эксплуатационной логико — математических моделях. В исследовании реализованы также способы и методы решения локальных проектных задач: построение теоретического чертежа, обоснование соотношений главных размерений и коэффициентов формы корпуса, решение архитектурно — компоновочных задач. Основными новыми научными результатами диссертационного исследования являются: формулирование методики, обеспечивающей для катамаранов нахождение гармоничного сочетания общепроектных, гидродинамических и конструктивных решений при условии достижения наибольшей экономичности в процессе эксплуатацииобоснование выгодных параметров других типов судов, сочетающих статическое и динамическое поддержаниеобоснование рационального типа, проектирование, постройка пассажирского катамарана для конкретных линий Черноморского и Балтийского бассейновпроектирование высокоскоростного катамарана с продольными и поперечными реданами, построенного в качестве ?1^ буксировщика экспериментальных моделейразработка опорных вариантов для формирования сетки типоразмеров паромов — катамарановформулирование способа комплексного обоснования рациональной длины катамаранов, получение данных о взаимовлиянии корпусов многокорпусных судов в переходном режиме и при глиссировании и формулирование ^ рекомендаций для выбора горизонтального клиренса для переходного и, глиссирующего режимовобеспечение рациональной компоновки пассажирских помещений на основе учёта требований комфортабельности, соответствующих конкретным уровням мореходностиприменение модульного подхода при создании пассажирских салонов с возможностью модификаций и с обеспечением виброи звукоизоляциисоздание на основе экспериментального поиска, отработки рациональной формы обводов и соотношений размерений катамаранов комплекта теоретических чертежей, обеспечивающих благоприятную ходкость и достижение высокой скорости при минимально возможных в конкретном скоростном диапазоне энергетических затратах- '"* обеспечение выбора рациональных проектных характеристик пропульсивного комплекса катамаранов с гребными винтами путём использованием оригинального метода расчёта располагаемых упоров для ^ уточнённого определения достижимой скорости на ранних стадиях проектного обоснованияформулирование для проектируемых катамаранов условий снижения инерционных нагрузок и линейных ускорений за счёт выбора параметров обводов и стабилизирующих устройств.Гк J) и Практическая значимость диссертационного исследования состоит в проектном обеспечении постройки на основе разработанных методик реальных судов-катамаранов, в создании ряда перспективных проектных предложений, а также в применении полученных методов и способов в практике работы, А конструкторских организаций. На основе методов, разработанных в диссертационном исследовании, V спроектированы и построены морской скоростной пассажирский катамаран и катамаран — буксировщик. В2. Обоснование актуальности Среди скоростных пассажирских и пассажирско-автомобильных паромов почти половину составляют катамараны. Реально это означает около тысячи судов, эксплуатируемых, главным образом, на линиях Европы, Юго-Восточной Азии и Австралии. С учётом внутренних линий катамараны используются и российскими судовладельцами, некоторый опыт применения катамаранов имеется на Черном море. По своему научно — инженерному потенциалу Россия •^ могла бы занять и более значительное место в проектировании, постройке и экспорте скоростных пассажирских катамаранов. Интенсивное практическое развитие этой группы судов недостаточно подкреплено теоретическими обоснованиями проектных характеристик, хотя специалисты-кораблестроители J) Санкт-Петербурга и Е[ижнего Новгорода в прошлые годы успешно вели как А) исследования, так и практические разработки в этой области. Зарубежных проектно-исследовательских работ и публикаций немного, преобладают конкретные полурекламные описания новых проектов. Как можно судить по этим описаниям, выбор габаритных характеристик катамаранов часто подчиняется задачам компоновки, что может приводить к неоптимальным ^ показателям ходкости и качки. Особенно важным вопросом является обоснование рациональной длины, которая наиболее сильно влияет на самые важные показатели качеств и эффективность катамаранов. Во многих случаях в проектах катамаранов слишком развиваются боковые поверхности, что вполне S j коррелируется с благоприятной остойчивостью катамаранов, но может вызвать трудности с управляемостью. Дискуссионным является вопрос о рациональном типе движителя, поскольку в характерном для катамаранов диапазоне скоростей конкурентоспособны обычные, суперкавитирующие и частичнопогруженные гребные винты, а также водомёты. Требует оптимизации вопрос о выборе режима движения и, соответственно, о рациональном сочетании статических и динамических подъёмных сил, то есть либо о сохранении стабильного переходного режима, либо о применении глиссирования. По упомянутым вопросам некоторый практический опыт накоплен фирмами >^ Австралии, Японии, Южной Кореи, России, Норвегии, Германии, Италии,. США, Англии. Сопоставление практических решений и расчётных методик специалистов перечисленных стран имеет важное методологическое значение. Таким образом, разработка методики проектирования катамаранов в качестве характерных представителей судов, сочетающих статические и динамические силы поддержания, является весьма актуальной. — С «^ ВЗ. Публикации, апробация, внедрение По теме диссертационнного исследования имеется 28 публикаций в журналах Судостроение и Морской Вестник, в Трудах Ленинградского и Николаевского кораблестроительных институтов, в Трудах Ленинградского f института водного транспорта, а также в сборниках докладов Международных о конференций по морским интеллектуальным технологиям «Моринтех» и в сборниках НТО им. акад. А. Н. Крылова, а также имеется 20 патентов на изобретения. По основным разделам диссертационного исследования делались доклады на научно-технических конференциях Санкт-Петербургского государственного «^ морского технического университета и Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций в период с 1979 по 2003 годы, а также на международных конференциях по морским интеллектуальным технологиям 1997, 1999 и 2001 годов, на научно — технических семинарах и в НТО кораблестроителей им. акад А. Н. Крылова, Проектные предложения по разработанному на основе методики типоразмерному ряду скоростных многокорпусных судов были представлены на международных научнотехнических выставках и семинарах в Санкт — Петербурге, Лондоне, Брюсселе, •'^ Гамбурге, Осло, Пирее (Греция), Котке (Финляндия), Лиме (Перу) с 1993 по 1999 годы. На основе методов, разработанных в диссертационном исследовании, спроектированы и построены морской скоростной пассажирский катамаран типа «Сокол» для линий Туапсинского порта на Черном море, в настоящее ,^ время переведенный для работы на линии Котка (Финляндия) — Выборг J Санкт-Петербург, катамаран — буксировщик для Нижегородского филиала ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Подготовлен также ряд перспективных проектных предложений. Разработанные методики использованы в практике работы Нижегородского филиала ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, Средне Невского завода, Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций и Санкт-Петербургского государственного морского г технического университета. В4. Общая постановка задачи диссертационного исследования Диссертационное исследование направлено на разработку методики О анализа и обоснования проектных характеристик скоростных пассажирских и q пассажирско-автомобильных катамаранов с акцентом на оптимизацию гидродинамических параметров и наиболее тесно связанных с ними общепроектных характеристик. Результаты разработки и практического внедрения методики анализа и обоснования проектных характеристик скоростных катамаранов смогут принести большую практическую пользу при разработке проектной документации в конструкторских бюро. Для обоснования методики выполнены проектные и экспериментальные исследования, позволяющие сформулировать принципы проектного анализа на начальных этапах создания пассажирских и пассажирско-автомобильных катамаранов, а также методы детальной разработки формы обводов, параметров теоретического чертежа, характеристик компоновки, ходкости, энергетики, остойчивости, качки, экономичности и других характеристик, обосновываемых на практических этапах создания ^ проектной документации. Непосредственная постановка задачи диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе сложившихся в теории проектирования судов оптимизационных подходов (с учётом принципов доминантности) разработать конкретную методику обоснования проектных характеристик ^ скоростных пассажирских катамаранов. Апробация методики проводилась параллельно с её разработкой в ходе выполнения проектных и построечных работ для конкретных заказчиков. В математическом плане в диссертационном исследовании дана общая формулировка оптимизационной задачи в рамках математического программирования и совокупность проектировочных формул и логико-математических процедур, позволяющих наполнить оптимизационную задачу практическим содержанием. Математическая постановка отдельных блоков оптимизации дается в соответствующих разделах.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Особенности оптимизации проектных характеристик скоростных пассажирских судов / Труды ЛКИ: Проектирование морских судов и плавучих технических средств. 1987, с. 106−110.

2. Корректировка коэффициентов полноты корпуса остроскулого судна при проектных вариациях его главных размерений / Труды ЛКИ: Проектирование морских судов, 1988, с. 82−85.

3. Схема проектного обоснования рациональной ширины и центровки глиссирующих судов / Труды ЛКИ: Перспективные направления в проектировании судов, 1983, с. 79−83.

4. Ходовые качества малого судна. Сопротивление движению малого судна / В кн.: Справочник по малотоннажному судостроению. Л., Судостроение, 1987, с. 73−119.

5. Выделение области оптимальных значений главных размерений при проектировании глиссирующих судов / Труды ЛКИ: Оптимизация проектируемых судов, 1985, с. 82−86 (В соавт. с Разумовым С.В.).

6. Учёт перегрузок по ускорениям в структуре критерия мореходности при проектировании скоростных судов / Труды ЛКИ: Актуальные вопросы проектирования судов, 1986, с. 79−82 (В соавт. с Разумовым С.В.).

7. Сопоставление эффективности проектных вариантов скоростных пассажирских судов. Судостроение, № 12, 1985, с. 3−4 (В соавт. с Голубом И.С.).

8. Экспериментальное исследование гидродинамики скоростных катамаранов // Тезисы докладов Третьей научно-технической конференции «Алферьев-ские чтения», Нижний Новгород, изд. ГИИВТ-а, 1990, с. 77 — 79.

9. Экспериментальное исследование буксировочное сопротивления плавучих объектов с плохообтекаемыми обводами // Труды ЛКИ: Средства и методы повышения мореходных качеств судов, 1989, с. 44 — 47 (В соавт. с Весело-вой Л.Г.).

10. Отработка форм обводов корпуса и пропульсивного комплекса грузового теплохода для Волжского бассейна // Тезисы докладов Третьей научно-технической конференции «Алферьевские чтения», Нижний Новгород, изд. ГИИВТ-а, 1990, с. 47 — 48 (в соавт. с Сахновским Б. М., Белкиным А. Б., Васильевым А. Е., Мишкевичем В.Г.).

11. Оптимизационные аспекты перспективного проектирования судов / Труды Никол. Кораблестр. Инст.: Проектирование и конструкции судов, 1984, с. 43−48 (В соавт. с Царевым Б. А., Игольниковым А.И.).

12. Концептуальная модель судов с доминированием требований к скорости и мореходности / Сб. докладов конфер. «Моринтех — 97», СПб, ТОО — Мо-ринтех, с. 211−213 (В соавт. с Ермилкиным А.П.).

13. Опыт проектирования, постройки и испытаний пассажирского катамарана «Капитан Корсак» / Сб. тезисов регион, конфер. 1997 г., СПб, СПбГМТУ, 1998, с. 67 (В соавт. с Ермилкиным А.П.).

14. Особенности гидродинамики и основных конструктивных решений судов на гидролыжах / Труды ЛЕСИ: Обоснование характеристик проектируемых судов, 1984, с. 148−151.

15. Некоторые результаты исследования ходкости и мореходности глиссирующих катамаранов / В сб. Материалы по обмену опытом НТО им. Акад. Крылова, Вып. 300, JL, Судостроение, 1979, с.107−115 (В соавт. с Городецким А.З.).

16. О ходкости и мореходности глиссирующих катамаранов и однокорпусных судов / Труды ЛИВТ, 1982, вып. 175, с. 39−42 (В соавт. с Городецким А.З.).

17. Экспериментальное исследование ходкости скоростного двухкорпусного судна / Сб. НТО им. Акад. А. Н. Крылова, вып. 441, с. 42−47 (В соавт. С Чу-пайло В.Л.).

18. Проектные особенности скоростных катамаранов / Тезисы докл. Конфер. «Моринтех — 99», Спб. НИЦ-Моринтех, с. 53−54 (В соавт. с Даняевым А. А, Ермилкиным А. П, Трубниковым В.Г.).

19. Гидродинамическая доминантность в логико-математических моделях проектирования скоростных судов. / Сборник тезисов докладов конференции Моринтех-2001, СПб, НИЦ «Моринтех», 2001, с.21−22.

20. Доминантные модели оптимизационного сопоставления быстроходных судов по энергосберегаемости и навигационной безопасности / Сборник докладов конференции ОПТИМ — 2001, СПб, ЦНИИ ТС, 2001 г., с.249−253 (в соавт. с Борисовой Е. В., Любимовым Е. В., Селезнёвым А. А., Царевым Б.А.).

21. Влияние длины морских пассажирских катамаранов на структуру нагрузки, мореходные качества и эффективность. / Сборник докладов конференции «Кораблестроение и океанотехника», Владивосток, ДВГТУ, 2001.(в соавт. с Царевым Б.А.).

22. Проектные аспекты гидродинамического совершенствования скоростных судов. / Морской вестник, 2002, № 1, стр.49−56 (в соавт. с Царевым Б.А.).

23. Каким быть парому Санкт-Петербург — Хельсинки? // Судостроение, 2002, № 3, с. 11 — 16 (в соавт. С Дубровским В.А.).

24. Новые подходы к концепции гидродинамического проектирования надводных кораблей. / Сборник докладов конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ «Моринтех», 2003, стр. 263 — 269 (В соавт. с Дубровским В. А. и Половинкиным В.Н.).

25. Sokolov V.P., Dubrovsky V.A. Future Surface Ships and Boats/ Military Parade, 2004, № 5, September-November, p.p. 28−29- № 6, November-December, p.p. 25−26.

26. Sokolov V.P., Sutulo S.V. Study of the Seakeeping of a Fast Displacement Catamaran Equipped With Above-Water Bow Antipitching Fins / Transactions CRF'96 Conference, June 1996, St. Petersburg State Marine Technical University, vol.2, p. 487−514.

27. Sokolov V.P. Sokol Family — new patrol boats for new century / ARMS. Russian Defens Technologies. 6 (7). 2001. p.p. 26, 27.

28. Sokolov V.P. Family of Fast Displacement-type Craft / Military Parade, 1999, November-December, p.p. 24−26.

Заключение

.

Общее направление исследований и разработок, выполняемых по изложенным направлениям является перспективным, поскольку даёт возможность развивать быстроходный, мореходный и экономичный тип пассажирских и автомобильно — пассажирских паромов. Параллельно на основе разработанных материалов могут быть созданы как эффективные катамараны, так и суда с аутригерами и однокорпусные объекты спортивного, патрульного, экологического, таможенного, лоцманского и спасательного назначений.

На основе представленной методики или её элементов разработаны следующие проекты скоростных судов:

• скоростное судно-катамаран повышенной мореходности проекта 23 107 «Сокол» для пассажирских перевозок со скоростью 30 узлов на волнении до 4 баллов включительно, водоизмещением 100 т на 150 мест. Построено головное судно. В течение 1995 — 2004 годов судно успешно эксплуатировалось в порту Туапсе на Чёрном море для пассажирских и круизных перевозок. В настоящее время судно переведено на Балтику для работы на линии Котка (Финляндия) — Выборг — Санкт-Петербург. Выполнены научная разработка, эскизный технический и рабочий проекты.

• скоростное автомобильно-пассажирское судно проекта 23 305 «Виктория-S», предусматривающее перевозку на скорости 32 узлов и 500 пассажиров в креслах авиационного типа и 40 легковых автомашин. Выполнен технический проект.

• скоростное автомобильно-пассажирское судно проекта 23 306 «Виктория-С», предусматривающее перевозку на скорости 32 узлов 270 пассажиров в каютах и 40 легковых автомашин. Выполнено техническое предложение.

• скоростной катер-катамаран повышенной мореходности проекта 23 111 «Тритон» водоизмещением 20 т на 60 человек с туристско-экскурсионной и грузовой модификациями (проекты 23 112, 23 113). Выполнена стадия технического предложения;

• скоростной патрульный катер-катамаран повышенной мореходности «Персей» по заказу Ярославского судостроительного завода для министерства рыболовства Греции со скоростью 25 (20) узлов. Выполнено техническое предложение;

• скоростной катер-катамаран повышенной мореходности «Макрель» для перевозки 40 пассажиров или 3,5 тонн груза со скоростью 25 (20) узлов. Выполнена стадия технического предложения;

• скоростной глиссирующий катер повышенной мореходности «Кайман» водоизмещением 40 тонн для перевозки пассажиров или выполнения функций лоцманского, пожарного, легководолазного, спасательного со скоростью 45 (40) узлов. Выполнено техническое предложение;

• мореходная лодка Анаконда повышенной экономичности и мореходности грузоподъёмностью 3,0 тонны для работы в прибойной океанской зоне. Выполнена стадия технического предложения.

Разработан ряд новых конструктивных решений для судов различного назначения, за 15 лет автором получено 20 авторских свидетельств и патентов.

В процессе диссертационного исследования решён ряд конкретных проектных задач и показаны наиболее важные направления оптимизационного проектирования пассажирских и пассажирско-автомобильных катамаранов и близких к ним других типов скоростных судов.

Получены конкретные данные взаимовлияния корпусов многокорпусни-ков, в том числе при глиссировании, и рекомендации для определения оптимального горизонтального клиренса.

На основе изучения вихре — волнового взаимодействия выявлены обводы г наивысшего гидродинамического качества.

Найден способ гармоничного сочетания общепроектных, гидродинамических и конструктивных решений.

Получены данные для оценки изменения посадки и сопротивления скоростного судна на мелководьи.

Разработана программа для поиска оптимальных режимов бескавитацион-ной работы гребных винтов до скоростей 35 — 40 узлов с обеспечением максимально достижимых КПД при оптимальных передаточных отношениях редукторов.

Создана серия оптимальных по ходкости теоретических чертежей СК 1 -г СК 11, и на основе их характеристик в процессе проектирования применён учёт сопротивления с повышенной точностью.

Спроектирован и построен катамаран — буксировщик с продольными и поперечными реданами.

Решены задачи уменьшения вертикальных линейных ускорений за счёт выбора рациональных размерений, модификации обводов и применения стабилизирующих устройств.

Применён модульный подход при создании пассажирских салонов с возможностью модификаций и с обеспечением вибро — и звукоизоляции.

Наиболее важными новыми результатами, полученными соискателем, являются следующие:

1. Формулирование методики, обеспечивающей для катамаранов гармоничное сочетание общепроектных, гидродинамических и конструктивных решений при выполнении требований экономичной эксплуатации;

2. Обоснование рационального типа пассажирского катамарана для конкретных линий Черноморско-Азовского и Балтийского бассейнов;

3. Проектирование катамарана с продольными и поперечными реданами, построенного в качестве буксировщика экспериментальных моделей;

4. Обоснование выгодных параметров других судов, сочетающих статическое и динамическое поддержание, — мореходных глиссеров и судов на гидролыжах;

5. Обеспечение компоновочной рациональности пассажирских помещений на основе учёта реальных требований комфортабельности, соответствующих конкретным уровням мореходности;

6. Применение модульного подхода при создании пассажирских салонов с возможностью модификаций и с обеспечением виброи звукоизоляции;

7. Формирование опорных вариантов для сетки типоразмеров скоростных пассажирских и пассажирско-автомобильных паромов-катамаранов и судов с аутригерами;

8. Создание на основе экспериментального поиска и отработки рациональной формы обводов и соотношений размерений катамаранов ряда теоретических чертежей, обеспечивающих благоприятную ходкость и достижение высокой скорости при минимально возможных в конкретном скоростном диапазоне энергетических затратах;

9. Обеспечение выбора проектных характеристик пропульсивного комплекса катамаранов с гребными винтами, обеспечивающими бескавитационную работу до 35 узлов и максимальный КПД за счёт выбора рационального передаточного отношения редукторов;

10. Формулирование для проектируемых катамаранов условий снижения инерционных нагрузок и линейных ускорений за счёт выбора параметров обводов и стабилизирующих устройств.

11. Формулирование метода оценки взаимовлияния корпусов многокорпусни-ков, в том числе при глиссировании, и способа определения оптимального горизонтального клиренса;

12. Разработка проектной методики оценки изменения посадки и сопротивления скоростных судов на мелководье.

Применение перечисленных подходов позволяет создавать проекты экономичных, быстроходных и мореходных судов различных гидродинамических компоновок с параметрами, оптимальными для конкретного функционального назначения. В то же время, проектная оптимизация и исследование рассмотренных вопросов должны быть продолжены в направлении поиска ещё более эффективных решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамовский В. А, Деминок А. Ф., Шляхтенко А. В. Концепция скоростных пассажирско — автомобильных паромов для морских линий России на Балтике / Морской парад, 1999, № 2, с.16−19.
  2. B.C., Гершкович В. А., Кочаров М. А. Анализ задач оптимизации для многокорпусных судов / Сб. докладов конфер. «Моринтех — 97», СПб, НИЦ Моринтех, с. 218−222.
  3. B.C., Гершкович В. А., Кочаров М. А. Особенности задач оптимизации для многокорпусных пассажирских судов / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 61.
  4. М.Н. Безопасность человека на море. Л., Судостроение, 1983.
  5. Р.Е. Основные направления развития транспортного скоростного судостроения / Материалы научно- техн. конфер по проектир. скоростных судов 1986 и 1988 годов. Горький, НТО им. Акад. А. Н. Крылова, 1990, с. 59.
  6. М.Я. Ходкость и управляемость. Сопротивление воды движению судов, М, Транспорт, 1967.
  7. М.Я., Мадорский Г. С. Транспортные катамараны внутреннего плавания. М., Транспорт, 1976, с. 336.
  8. Л.С., Ачкинадзе А. Ш., Русецкий А. А. Судовые движители. Л., Судостроение, 1988, с. 296.
  9. Л.С., Ляховицкий А. Г., Юрков Н. Н. Экспериментальное исследование сопротивления воды движению трёхкорпусных судов. Судостроение, 1975, № 12, с. 7−9.
  10. В.В. Проектирование судов. Л., Судостроение, 1985.
  11. В.В., Царев Б. А. Обоснование оптимальных характеристик судов способами, развивающими идеи В.Л. Поздюнина / Труды ЛКИ: Перспективные направления проектирования судов, 1983, с.7−13.
  12. В.В., Царев Б. А., Челпанов И. В. Значение коэффициентов использования технических характериятик судов в качестве частных критериев оптимизации / В кн.: Общие вопросы проектирования судов. Л., Судостроение, 1973, вып. 199, с 92−100.
  13. В.В., Царев Б. А., Челпанов И. В. Влияние иерархических уровней логико-математических моделей судов на динамичностть прогнозируемыххарактеристик ./ В кн.: Общие вопросы проектирования судов. Д., Судостроение, 1973, вып. 199, с 180−187.
  14. В.В., Дробышевский Р. В. Особенности проектирования обводов судов переходного режима движения / Труды ЛЕСИ: Оптимизация проектируемых судов. 1985, с. 3−7.
  15. И.Я., Гайзер Ф. А., Лебедев Я. Я. Применение модульного метода в начальных стадиях проектирования скоростных судов / В кн.: Проблемы модульного судостроения, Л., Судостроение, 1982, с. 41−42.
  16. Л.Б. Технико-экономическое обоснование средств освоения мирового океана. Л., Судостроение, 1982, 240 с.
  17. А.В. Морские транспортные суда. Л., Судостроение, 1984, 352 с.
  18. А.В. К определению сопротивления воды движению быстроходных транспортных судов на начальных этапах разработки проектов / Труды ЛКИ: Проектирование судов. 1980, с. 15−26.
  19. А.В. Классификация и сопоставительный анализ алгоритмов определения основных элементов проектируемых судов / Труды ЛКИ: Обоснование характеристик проектируемых судов, 1984, с. 3−8.
  20. А.В. Практические коэффициенты, соотношения и зависимости, используемые на начальных этапах проектирования судов / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 1314.
  21. В.Г. Модель системной оптимизации расстановки и пополнения флота бассейна / Кибернетика на морском транспорте, 1982, вып. 11, с. 2330.25.26,27,28,293 233,34,35,36,
  22. В.Г. Оптимизационно-имитационное моделирование развития флота бассейна / В кн.: Опыт проектирования и модернизации судов для дальневосточного бассейна. Владивосток, Дальневост. Политехи. Институт, 1989, с. 92−94.
  23. Ю.А., Пилипенко Г. П., Чукавин А. Г., Петухов B.C. Морские пассажирские суда. Л., Судостроение, 1989, 222 с.
  24. A.M. Проектирование скоростных судов. Л., Судостроение, 1978, 280 с.
  25. А.Н. Автоматизированное проектирование судов. Л., Судостроение, 1985, 164 с.
  26. В.В. Глубокое V «за» и «против» / Катера и яхты, 1973, № 44, с. 49−55- № 45, с. 48−65.
  27. А.И., Царев Б.А, Алгоритмизация логических процедур в задачах проектирования судов с применением ЭВМ / Тезисы докладов Всесоюзн. Конфер. по математ. обеспечению автоматизир. систем управления в судостроении. Л., Судостроение, 1972, с. 85−88.
  28. .А., Кочеров М. А., Ляховицкий А. Г., Шагиданов В. И., Царев Б. А. Концепция и модель сложно-структурной компоновки быстроходных кораблей / Тезисы докл. конфер. «Моринтех 99», СПб, НИЦ — Моринтех, с. 39−40.
  29. А.И. Структура корабля как сложной технической системы в уравнениях теории проектирования / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы -300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 41.
  30. Г. В., Царев Б. А. Реконструктивный проектный анализ и эволюционные аналогии как методы прогнозирования для скоростных катеров / Сб. докладов конфер. «Моринтех 97», СПб, НИЦ — Моринтех, с. 214−217.
  31. Г. В. Сопоставительный анализ характеристик катеров и самолётов на ранних этапах их эволюции / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы — 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 64.
  32. И.С., Соколов В. П. Сопоставление эффективности проектных вариантов скоростных пассажирских судов. Судостроение, № 12, 1985, с. 3−4.
  33. А.З., Соколов В. П. Некоторые результаты исследования ходкости и мореходности глиссирующих катамаранов / В сб. Материалы по обмену опытом НТО им. Акад. Крылова, Вып. 300, Л., Судостроение, 1979, с.107−115.
  34. А.З., Соколов В. П. О ходкости и мореходности глиссирующих катамаранов и однокорпусных судов / Труды ЛИВТ, 1982, вып. 175, с. 3942.
  35. А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л., Судостроение, 1988, 360 с.
  36. А.В. Определение и систематизация основных причинных факторов формообразования в архитектуре судов / Труды НКИ: Проектирование и конструкция судов, 1984, с. 5−7.
  37. Г. Ф., Ренни М. В. Архитектурные и компоновочные проблемы при разработке общего расположения скоростных пассажирских и автомобильно-пассажирских однокорпусных судов / Материалы конфер. «Мо-ринтех-99», СПБ, НИЦ- Моринтех, с. 41.
  38. Г. Ф., Рюмин С. Н. Учёт требований безопасности эксплуатации при проектировапнии быстроходных кораблей / Материалы конфер. «Мо-ринтех-99», СПБ, НИЦ- Моринтех, с. 41−42.
  39. Г. Ф., Рюмин С. Н. Алгоритм проектирования глиссирующих судов / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 66.
  40. Г. Ф., Цымляков Д. Е. Определение массы металлического корпуса скоростного двухкорпусного судна / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 14−15.
  41. B.C. Автоматизация обработки информации в судостроении / Судостроение, 1979, № 7, с 30−35.
  42. Р.В. Задача проектирования обводов корпуса на основе моделей ходкости / В кн.: Опыт проектирования и модернизации судов для дальневосточного бассейна. Владивосток, Дальневост. Политехи. Институт, 1989, с. 87−88.
  43. Р.В. Обоснование выбора энергетической установки при проектном анализе скоростных судов / Труды ЛКИ: Проектирование морских судов, 1988, с. 55−58.
  44. Р.В. Обоснование проектных параметров формы корпуса при построении математической модели обводов судов переходного режима движения / Труды ЛКИ: Обоснование характеристик проектируемых судов, 1984, с. 51−56.
  45. В.А. Некоторые новые концепции многокорпусных судов. СПб, Типогр. ЦНИИ им. Акад. А. Н. Крылова, 2000, 50 с.
  46. В.А., Зубахин В. Ф., Касьянов В. В., Сизов И. И. Концепция многокорпусных боевых катеров и кораблей / Тезисы докл. Конфер «Мо-ринтех- 99», СПб, НИЦ-Моринтех, с. 21.
  47. Дубровский В. А, Особенности сопротивления воды движению двухкор-пусного судна. Автореф. кандид. диссерт. ЛКИ, 1967.
  48. И.Т., Буньков М. М., Садовников Ю. М. Ходкость и мореходность глиссирующих судов. Л., Судостроение, 1976, 336 с.
  49. А.П., Соколов В. П. Концептуальная модель судов судов с доминированием требований к скорости и мореходности / Сб. докладов конфер. «Моринтех 97», СПб, ТОО — Моринтех, с. 211−213.
  50. С.Г., Афрамеев Э. А., Тедер Л. А., Рабинович Я. С. Особенности гидродинамики быстроходных катамаранов / Судостроение, 1976, № 8, с. 35−36.
  51. Р.Б., Ляховицкий А. Г., Николаев В. А., Саттарова Е. В. Проблема системной оптимизации гидромеханических схем многокорпусных судов / Материалы конфер. «Моринтех-99», СПБ, НИЦ- Моринтех, с. 42−43.
  52. Р.Б., Обухов С. Н., Царев Б. А. Модель проектного анализа высокоскоростных катеров / Сб. тезисов докл. конфер. «Корабелы — 300-летию Санкт-Петербурга», 1998, с. 63.
  53. А.А., Соломенцев О. И. К определению вертикального клиренса морских катамаранов / Труды НКИ: Проектирование и конструкция судов, 1983, с. 16−26.
  54. А.А., Соломенцев О. И. Учёт заливаемости при выборе надводного борта катамарана / Труды НКИ: Проектирование и конструкция судов, 1984, с. 36−43.
  55. А.А. Определение относительной длины малого двухкорпусно-го судна / Труды НКИ: Автоматизированное проектирование и конструкции судов, 1988, с. 40−45.
  56. И.Г. Теория компромиссных решений при проектировании корабля. Л., Судостроение, 1987, 136 с.
  57. Г. П., Симонов Ю. А. Суда на воздушной подушке (по материалам зарубежной печати).Л.: Судостроение, 1971, 212 с.
  58. Н.М. Влияние величины водоизмещения на относительную массу корпуса / Труды ГИИВТ, 1972, Вып. 125, с. 45−56.62.63,64,65,66,6770,71,72,73,74,75,
  59. В.В., Маскалик А. И. Особенности проектирования и конструкции судов на подводных крыльях. Л., Судостроение, 1987, 320 с.
  60. П. Быстроходные катера. Л., Судпромгиз, 1960, 330 с.
  61. Л.Д. Приближённый расчёт границ устойчивости глиссирования плоскокилеватой пластины / Труды ЦАГИ, 1985, Вып. 2272, с. 36−44.
  62. .А., Косоруков А. И., Литвиненко В. А., Попов Г. И. Особенности проектирования судов с новыми принципами движения. Л., Судостроение, 1974.
  63. .А., Косоруков А. И., Литвиненко В. А. Справочник по проектированию судов с динамическими принципами поддержания. Л., Судостроение, 1980, 472 с.
  64. .Г., Кучер В. А. Концептуальные направления формирования технического облика кораблей на основе единых базовых моделей / Тезисы докл. Конфер. «Моринтх 99», СПб, НИЦ-Моринтех, с. 16−17.
  65. O.K., Азаренко С. А. Тенденции развития кораблей, катеров, и судов, охраняющих морские пограничные пространства в ведущих морских державах / Тезисы докл. конфер. «Моринтех-99», СПб, НИЦ-Моринтех, с. 27−28.
  66. Н. Скоростные катамараны «гибридных» типов / Катера и яхты. 2000−2001, № 174, с 49−53.
  67. М.А., Кутенёв А. А., Царев Б. А., Шагиданов В. И. Задачи прочностной оптимизации многокорпусных судов / Сб. докладов конфер. «Моринтех 99», СПб, НИЦ — Моринтех, т.1, с. 61−64.
  68. М.А., Соколов В. П., Ермилкин А. П. Проектные особенности скоростных катамаранов / Сб. докладов конфер. «Моринтех — 99», СПб, НИЦ -Моринтех, т.1, с. 85−87.
  69. Л.М. О гидродинамике многокорпусных глиссирующих судов / Катера и яхты, 1968, № 14, с. 55−59
  70. А.Д., Левин Б. З. К вопросу о создании скоростных катамаранов повышенной мореходности / В кн.: Научное наследие А. Н. Крылова и его влияние на современное кораблестроение. СПб, Военно-морская Академия, 1994, с. 39−46.
  71. .З. Пассажирские суда прибрежного плавания. Л., Судостроение, 1975,320 с.
  72. С.И. Транспортные суда будущего. Л. Судостроение, 1976.76,77
Заполнить форму текущей работой