Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления хлебопекарными предприятиями с использованием технологии контроллинга: На примере организаций Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, принятые на федеральном и региональном уровнях, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, данные бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности хлебопекарных предприятий г. Воронежа и Воронежской области. Научная новизна диссертации заключается в следующем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Развитие теории управления предприятием в рыночной сфере
    • 1. 1. Влияние конъюнктуры рынка на формирование системы управления предприятием
    • 1. 2. Сущность контроллинга как инструмента управления
    • 1. 3. Классификация концепций контроллинга с целью его идентификации
  • 2. Оценка внешней и внутренней среды деятельности предприятии
    • 2. 1. Состояние и перспективы развития предприятий хлебопекарной промышленности
    • 2. 2. Организация системы контроллинга на хлебопекарном предприятии
    • 2. 3. Классификация объектов контроллинга на хлебопекарных предприятиях
  • 3. Оргапнзацпоппо-экономпчсскнс аспекты разработки системы контроллинга н пути их решения
    • 3. 1. Совершенствование технологии контроллинга для достижения желаемого результата
    • 3. 2. Автоматизация в системе контроллинга при решении перспективных и текущих задач управления
    • 3. 3. Институционализация контроллинга на предприятии как фактор экономического роста

Совершенствование системы управления хлебопекарными предприятиями с использованием технологии контроллинга: На примере организаций Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночная экономика требует новых подходов к управлению промышленным предприятием: на первый план пыхо-дят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий.

Контроллинг, как инструмент современного управления промышленным предприятием, возникший на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение тактических и стратегических целей. Занимая особое место в системе управления предприятием промышленности, контроллинг осуществляет информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей, объективной оценки сильных и слабых сторон предприятия, а также во избежание банкротства и кризисных ситуаций, провоцируемых, прежде всего, экономической средой функционирования предприятий. Особое значение это имеет для предприятий хлебопекарной промышленности, являющейся источником важнейших продуктов питания.

Экономическая среда в хлебопекарной промышленности в настоящее время не стабильна. По имеющимся данным, за последнее десятилетие примерно 30% из действующих в России хлебопекарных предприятий прекратили свое существование, объемы производства хлебобулочных изделий снизились с 9005,0 тыс. т до 8006,1 тыс. т, снижается рентабельность продукции. Это вызвано различными причинами, среди которых: проблемы инфляции, изношенность ОПФ, неплатежеспособность спроса, недостаточность проработки инвестиционных программ и т. д. В связи с этим на первый план выходит необходимость совершенствования экономических методов управления предприятиями, основанных на использовании рыночных инструментов. По нашему мнению, таким инструментом в настоящее время является контроллинг.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня, на наш взгляд, современное планирование на предприятиях хлебопекарной промышленности, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов тактического и стратегического контроллинга. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует тактическими и стратегическими аспектами в планировании, формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

Исследование современных проблем управления производственными предприятиями и оценка системы контроллинга позволили нам обобщить зарубежный и российский опыт, выделить методики, дающие реальный эффект управления предприятием, учитывая отраслевую специфику. Сложность и неоднозначность контроллинга как инструмента управления влечет за собой недооценку его значимости многими руководителями высшего звена. Недостаточная изученность этой управленческой категории резко ограничивает возможности практического использования контроллинга в практике российских промышленных предприятий. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования и решения практических проблем совершенствования управления предприятием с использованием технологии контроллинга.

Состояние изучсшгостн проблемы. Вклад в развитие теории управления внесли российские экономисты Л. И. Абалкин, Д. М. Гвишиани, А. Д. Канчавели, Б. З. Мильнер, С. А. Попов, Р. А. Фатхутдинов и др. Результаты их исследований послужили базой для развития теории управления предприятием в условиях перехода от плановой экономики с элементами рыночной к рыночной экономике с элементами плановой.

Отдельные аспекты данной проблемы освещены отечественными экономистами Ю. П. Анисимовым, И. П. Богомоловой, О. С. Виханским, В. П. Ворониным, Т. И. Овчинниковой, Л. У. Паниным, В. И. Рыкуновым, Л. И. Хоревым, Л. И. Чуриковым, А. Ф. Шишкиными др.

В последние годы интенсивно развивается функциональный подход к совершенствованию и повышению эффективности управления на основе системы контроллинга. За рубежом это направление разрабатывают Л. Дайле, Р. Манн, Э. Майер, Д. Хан, Х. Й. Фольмут и др. Среди российских исследователей значительный вклад внесли Г. Л. Азоев, Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина, A.M. Карминский, В. К. Фальцман и др.

Все это в комплексе привело к необходимости совершенствования корпоративного управления, прежде всего на основе внедрения в компаниях методов стратегического управления. Ее разновидностями стали такие активные модели управления, как стратегический менеджмент, корпоративная стратегия (И. Ап-софф), управление по целям (Р. Акофф), кризисное управление (П. Друкер), технология анализа производства и конкуренции (М. Портер).

Исследование проблемы совершенствования механизма управления предприятием в рыночных условиях в настоящее время раскрыты не глубоко и не имеют отраслевой направленности. Вместе с тем, проблемы применения контроллинга в практике российских предприятий разработаны еще недостаточно, что требует дальнейшего исследования теоретических основ, анализа существующей практики и разработки методических рекомендаций по применению контроллинга на производственных предприятиях. Прежде всего, это относится к предприятиям хлебопекарной промышленности, играющей жизненно важную роль для нормального развития общества.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления предприятием с использованием современных рыночных инструментов.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны крупные и средние хлебопекарные предприятия г. Воронежа и Воронежской области.

Цель п задачи диссертационного исследовании. Целыо диссертационной работы является развитие теоретических положений и разработка перспективных направлений управления предприятиями хлебопекарной промышленности на основе инструментария контроллинга. Достижение подставленной цели предопределило постановку и решения следующих задач: уточнить сущность контроллинга как современного инструмента менеджментарассмотреть виды контроллинга и оценить методы контроллингавыявить взаимосвязь объектов контроллингаоцепить эффективность существующих инструментов управления хлебопекарными предприятиями и обосновать практические процедуры контроллинга в процессе тактического и стратегического управления предприятиемсформулировать рекомендации и предложения по осуществлению и совершенствованию технологии контроллинга на предприятииобосновать методику выработки и принятия решения о создании специализированного структурного подразделения контроллинга.

Теоретической п методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблеме совершенствования управления предприятиями и использования современных рыночных технологий, прежде всего, контроллинга.

Для решения поставленных задач были применены методы монографического исследования, системного подхода, экономико-математического моделирования, математико-статистического анализа, сравнения и группировок, графического анализа.

Информационная база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, принятые на федеральном и региональном уровнях, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, данные бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности хлебопекарных предприятий г. Воронежа и Воронежской области. Научная новизна диссертации заключается в следующем: уточнена сущность контроллинга как рыночного инструмента управления хлебопекарными предприятиями, в основу которой положен функциональный подход к управлению производственно-коммерческой деятельностьюисследованы виды и методы контроллинга, на основании которых осуществлена, отличная от общепринятых, классификация концепций контроллинга с целыо его идентификации, которая позволяет целенаправленно формировать контрольную деятельность на предприятиивыявлена взаимосвязь объектов контроллинга и предложена классификация объектов контроллинга, отличительной чертой которой, является выделение тактических и стратегических аспектов производственно-коммерческой деятельностидана оценка существующих инструментов управления хлебопекарными предприятиями и выявлены основные факторы, формирующие эффективность использования контроллинга на предприятии, содержание которых отличается концептуальным характером и создает возможность обеспечения системного подхода к управлению производственно-коммерческой деятельностью предприятияразработана программа совершенствования организации контроллинга на хлебопекарном предприятии, в основу которой, в отличие от существующих, положена поэтапная технология и вариантность методического подхода, позволяющая целенаправленно управлять производственно-коммерческой деятельностьюобоснована методика выработки и принятия решения о создании специализированного структурного подразделения контроллинга, отличительной чертой которой, является функциональный подход к оценке действующей структуры хлебопекарного предприятия.

Практическая значимость работы состоит в следующих методических и прикладных разработках: классификация объектов и концепций контроллинга, которая позволяет обосновывать управленческое воздействие в заданный момент времениэкономико-математическая модель затрат хлебопекарного предприятия, позволяющая определить контрольные точки отслеживания результатов (показателей) производственно-коммерческой деятельности для тактического и стратегического управления предприятиемпрограмма совершенствования организации контроллинга, обеспечивающая выработку стратегии развития и тактики поведения на рынке, достижение качественно нового уровня управления хлебопекарным предприятиемконцепция формирования механизма управления, направленная на повышение уровня конкурентоспособности предприятия через создание структурного подразделения контроллинга для достижения высокого уровня качества управленияметодическое обоснование целесообразности создания специализированных служб контроллинга на предприятии в зависимости от состояния внутренней среды.

Внедрение п апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференциях в г. Воронеже.

Отдельные положения диссертации, в частности методические рекомендации по формированию механизма управления на основе технологии контроллинга, методическое обоснование целесообразности создания специализированной службы контроллинга, программа совершенствования организации контроллинга, были внедрены на ОАО «Хлебозавод № 2» и ОАО «Хлебозавод № 7», что подтверждается актами о внедрении.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе ВФ РГТЭУ и ВГТА при подготовке специалистов экономического профиля по дисциплинам «Менеджмент», «Стратегический менеджмент».

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ, включая монографию, общим объемом 12 п.л., в том числе авторский вклад 5,0 п.л. Основные положения научного исследования изложены в сборниках научных трудов и материалах конференций.

Положения пмносп. ммс ил защиту: уточненное содержание понятия «контроллинг» применительно к управлению производственно-коммерческой деятельностью хлебопекарных предприятииоценка методов и классификация концепций контроллинга, позволяющих формировать контроллинговую деятельность, учитывая специфику хлебопекарных предприятийклассификационные признаки объектов контроллинга для реализации тактических и стратегических целей хлебопекарных предприятийэкономико-математическая модель затрат хлебопекарного предприятия, позволяющая определить контрольные точки отслеживания результатов производственно-коммерческой деятельности для тактического и стратегического управления предприятиемметодическое обоснование основных направлений организации и совершенствования технологии контроллинга на предприятииметодика выработки и принятия решения об институализации контроллинга на хлебопекарном предприятии.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 178 источников, снабжена 12 приложениями. Основное содержание изложено на 172 страницах машинописного текста и содержит 20 таблиц, 17 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные теоретические и практические исследования позволили автору сделать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Современное состояние хлебопекарных предприятии характеризуется спадом спроса, разнонаправленной динамикой рентабельности, нестабильным финансовым состоянием. Внедрение стратегических технологий управления находится на начальных этапах, отсутствует систематическое менеджмент-обучение. Решение проблемы совершенствования управления предприятиями автор видит в системном подходе посредством формирования эффективного механизма управления с использованием технологии контроллинга.

2. Выявленные проблемы предприятий хлебопекарной отрасли позволяют автору утверждать, что использование на современном этапе системы контроллинга в управленческой деятельности предопределяет уровень качества управления, выступает важнейшим фактором формирования конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе, позволяет предвидеть проблему риска и соответственно ее своевременно предотвращатьоперативно осуществлять анализ изменяющейся внешней среды с целыо внесения соответствующих корректировок в процесс управления.

3. Оценка понятия «контроллинг» на базе функционального подхода к управлению производственно-коммерческой деятельностью позволила определить его важные содержательные аспекты и принципиальные особенности, которые положены в основу уточнения сущности и содержания контроллинга, учитывая специфику отраслевых предприятий. По нашему мнению, сущность контроллинга представляет собой систему тактического и стратегического управления предприятием, основанную на информационно-аналитическом отслеживании результатов производственно-коммерческой деятельности и оперативной корректировке плановых показателей (управленческих решений).

4. Исследование видов и оценка методов контроллинга, на основании которых осуществлена классификация концепций контроллинга с целыо его идентификации, позволяет целенаправленно формировать контроллинговую деятельность на предприятии, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение тактических и стратегических целей.

5. Выявленная взаимосвязь и предложенная классификация объектов контроллинга для хлебопекарного предприятия, отличительной чертой которой является выделение стратегических и тактических аспектов хозяйственной деятельности, позволили автору разработать экономико-математическую модель управления затратами, определяющую контрольные точки отслеживания результатов (показателей) производственно-коммерческой деятельности для эффективного управления предприятием хлебопекарной промышленности.

6. Оценка существующих инструментов управления хлебопекарными предприятиями дала возможность обосновать практические процедуры контроллинга и выявить основные факторы, формирующие эффективность использования технологии контроллинга в процессе тактического и стратегического управления предприятием хлебопечения.

7. Предложенная программа совершенствования организации контроллинга на хлебопекарном предприятии, в основу которой положена поэтапная технология и вариантность методического подхода к управлению производственно-коммерческой деятельностью, обеспечивает выработку стратегии развития и тактики поведения на рынке, достижение качественно нового уровня управления хлебопекарным предприятием.

8. Рекомендованная методика выработки и принятия решения о создании специализированного структурного подразделения контроллинга, в основу которой положен функциональный подход к оценке действующей структуры хлебопекарного предприятия, позволяет целенаправленно решать предприятию вопрос об институционализации контроллинга в организационной структуре предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI.II. Курс переходной экономики Текст. / Л. И. Абалкин. М.:
  2. Финстатинформ, 1997. 632 с.
  3. , О.В. Прогнозирование состояния технических систем Текст. /
  4. О.В. Абрамов, А. М. Розенбаум. М.: Наука, 1990. — 126 е.: ил.- 22 см. -Библиогр.: С. 122−124. — 2000 экз. — ISBN 5−02−6 720−2.
  5. , B.II. Производственный потенциал промышленного предприятия Текст. / В. Н. Авдеенко, В. А. Котлов. М.: Экономика, 1989. — 240 е.: граф.- 21 см.-Библиогр.: С. 236−238. — 19 000 экз. — ISBN 5−282−125-Х.
  6. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 е.: ил.- 21 см. — 1000 экз. -ISBN 5−85 871−026−4.
  7. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст.: уч. пособие / Г. Л.
  8. , А.П. Челенков. М.: Гос. ун-т управления, 2000. — 254 е.: ил.- 21 см.- 3000 экз. ISBN 5−88 149−045−2.
  9. , Р.Л. Планирование будущего корпорации Текст. / Р. Л. Акофф.
  10. М.: Сирин, 2002. 256 с. — ISBN 5−86 567−045−4.
  11. , М.М. Планирование деятельности фирмы Текст.: учебнометод. пособие / М. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2000. -248 е.- 20,5 см. — 5000 экз. — ISBN 5−279−1 679−9.
  12. , Л. Проблемы создания конкурентоспособного предприятия XXIвека Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2000. — № 7. — С. 50−54.-ISSN 0038−9692.
  13. , Ю. П. Гармонизация деятельности предприятия Текст.: Монография /10. П. Анисимов, 10. В. Журавлев, С. В. Горин. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003.- 304 е.- 500 экз.- ISBN 5−89 448−279−8.
  14. , Ю.П. Управление промышленным бизнесом Текст. /
  15. Ю.П. Анисимов, Ю. В. Журавлев. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2001. — 224 е.- 20 см. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−141−4.
  16. , II. Стратегическое управление Текст. / И. Лнсофф: сокр. пер сангл. // Науч. ред. и автор предисловия Л. И. Евепко. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  17. , М.И. Теория экономического анализа Текст.: учеб. пособие /
  18. М.И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., перераб. и доп. — M.: Финансы и статистика, 2002.-416 е.: ил.- 21 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−279−2 042−7.
  19. Белоусов, Е. Г. Математическое моделирование экономических процессов
  20. Текст. / Е. Г. Белоусов, Ю. Н. Черемных, X. Керта, К. Otto. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 157 е.- 21 см. — 1000 экз.
  21. , E.II. Продовольственная безопасность России: проблемы иперспективы Текст. / E.H. Борисенко. Науч. ред. B.C. Балабанов. М.: Экономика, 1997.-349 е.: рис.: табл. — ISBN 282−1 875−6.
  22. , C.B. Теория бухгалтерского учета Текст.: учебное пособие. /
  23. C.B. Булгакова, Н. Г. Сапожникова. Воронеж: Издательство Воронеж, гос. ун-та, 2002.-288 с.
  24. , В.П. Бизнес план инновационного проекта. Методика составления
  25. Текст.: метод, пособие / В. П. Буров, В. В. Галь, А. П. Казаков и др. М.: ЦИПКК АП, 1997. — 106 е.- 20 см. — 1000 экз. — ISBN 5−5-88 124−017−0.
  26. , B.II. Организация производства в условиях рынка Текст. /
  27. В.II. Васильев. М.: Машиностроение, 1993. — 367 е.: ил.- 22 см. — Библи-огр.: с. 364. — 1000 экз. — ISBN 5−217−1 932−8.
  28. , Л. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха Текст. / Л. Вайсман- пер. с нем. М.: ЛО «Интерэксперт», Экономика, 1995. — 344 е.: 22 см. -15 000 экз. — ISBN 5−28 201 829−2.
  29. , Н.П. Маркетинг Текст.: учебник-практикум / Н. П. Ващекин,
  30. Т.Н. Парамонова, В. И. Зонов, Ж. Л Арто и др. М.: Московский гос. ун-тет коммерции, 1999. — 570 с.
  31. Всрсаи, В. Г. Интеграция производства и управление качеством продукции
  32. Текст. / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий, Н. З. Солодилова, С. Х. Екшембиев М.: Издательство стандартов, 1995. — 350 с. — ISBN 570 500−397−8.
  33. , С.Л. Контроллинг как технология менеджмента. Заметкипрактика Текст. / С. Л. Виноградов // Контроллинг. 2002, № 2. — С. 2−6.
  34. , О.С. Стратегическое управление Текст.: учебник / О. С. Виханский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2002. — 296 е.- 21 см. -Библиогр.: с. 292.- 10 000 экз. — ISBN 5−8297−0021−2.
  35. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс
  36. Текст.: учебник / О. С. Виханский, Л. И. Наумов. 2-е изд. — М.: Гардар-ники, 2002. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5−7762−0001 -6.
  37. , В.П. Имидж предприятия Текст. / В. П. Воронин, И. В. Гончарова.- Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003. 180 е.- 20 см. — Библиогр.: с. 173 176. — 200 экз. — ISBN 5−9273−0293−9.
  38. Вороннн, Н. П. Формирование промышленной политики предприятия
  39. Текст. / В. П. Воронин, Н. В. Шишкина, U.M. Паршин, Н. П. Матыцина / Под науч. ред. проф. Воронина В. П. Воронеж: ВГАУ, 2005 — 191 с.
  40. , A.A. Стратегическое управление Текст.: учебник / A.A. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М: Омега-Л, 2004. — 472 с. — ISBN 5−98 119−075−2.
  41. , Д.М. Организация и управление. Текст. / Д. М. Гвишиани.
  42. М: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1998. 160 с.
  43. , Л.Т. Экономический анализ Текст.: учебник / Под ред.
  44. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 616 с. — библиогр.: с. 611−612. — ISBN 5−238−383.
  45. Глаз, 13.11. Контроллинг как управленческая концепция Текст. / В. И. Глаз,
  46. С.И. Шиленко // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности коммерческих организаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ч. 1.- Воронеж: Воронеж, гос. ун-т. 2003. — С. 125−128.
  47. , Дж.К. мл. Американский менеджмент на пороге XXI века Текст.
  48. , Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология Текст. / Е. П. Голубков. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 е., 26 см. — Библиогр.: с. 402−404. — 10 000 экз. — ISBN 5−8 001−0003−9.
  49. , Е.П. Основы маркетинга Текст.: учебник / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 1999. — 656 с. — 5000 экз. — ISBN 5−8001 -0018−7.
  50. , Л.Г. Антикризисный менеджмент Текст. / А. Г. Грязнопа. М.:
  51. Изд-по «Экмос», 1999. 366 с.
  52. , С. Промышленная политика и государство Текст. / С. Губанов //
  53. Экономист. 2004. — № 7. — С. 3−14.
  54. II.Б. Контроллинг на предприятии Текст.: учебное пособие /
  55. И.Б. Гусева, А. Ф. Плеханова. II. Новгород: РИО МТУ, 2004. — 92 с.
  56. , И.Б. Нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия всистеме контроллинга Текст. / И. Б. Гусева // Контроллинг. 2004. — № 12. -С. 48−57.
  57. , А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике Текст.: учебное пособие. -М.: Наука, 1994.-207 с. 3000 экз. — ISBN 5−02−10 845−6.
  58. , Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов Текст. /
  59. , П. Менеджмент: стратегия и тактика Текст. / П. Дойль- пер. с англ.
  60. С. Жильцова, под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. и др.: Питер, 1999. -560 е.- 26 см. — Перевод изд.: Management. Strategy and Tactic / P. Doyle. Chichester. 1995. — 5000 экз. — ISBN 5−318−226−9 (в пер.).
  61. , Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель Текст. /Э.Дж. Долан, Д.
  62. Линдссй- пер. с англ. В. Лукашевича и др. СПб. и др.: Питер, 1992. -496 е.- 27 см. — Перевод изд.: Market: model of microeconomics / E.J. Dolan, D. Lindsey. New York. 1985. — 50 500 экз. — ISBN 5−7062−0029−7 (в пер.).
  63. , П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения Текст. / П. Друкер- пер. с англ. М. Котелышковой. М.: Фа-ир-Пресс, 2001.-288 с. — ISBN 5−8183−0018−8.
  64. , П. Практика менеджмента Текст. / П. Друкер- под ред. Я.К. Мари-новича. М.- СПб- Киев: «Вильяме», 2000. — 398 е.: ил. — 5000 экз. — ISBN 58 459−885−9- 0−7506−4393−5.
  65. Дэниеле, Д, Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции
  66. Текст. / Д. Дэниеле, Л.Х. Радеба- пер. с англ. C.B. Власенко, А. Л. Быковского, Л. М. Закса и др.- общ. ред. Л. И. Евенко. 6-е изд. — М.: «Дело ЛТД», 1994. — 784 с. — ISBN 5−86 461−139−5 (рус.) — 0−201−59 090 (англ.).
  67. , Ю. Производственная необходимость Текст. / 10. Евдокимов
  68. Экономическая газета. 2002. — № 27. — С. 1. — ISSN 0038−9692.
  69. , В. Оценка бизнеса Текст. / В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова.- СПб.: Питер, 2001. 416 е.: ил.- 20 см. — Предм. указ.: с. 410−415. — Имен, указ.: с. 401−409. — 5000 экз. — ISBN 5−318−575−6 (в пер.).
  70. Ефрс.мов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах Текст. /
  71. B.C. Ефремов. М.: Изд-во «Финпресс», 2001. — 240 е.- 25 см. — 5000 экз. -ISBN 5−8001−002.
  72. , С.А. Экономические модели и методы в управлении Текст. /
  73. C.А. Жданов. М.: Дело и Сервис, 1998. — 176 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−8018−0028-Х.
  74. , Л.И. Проблемы контроллинга производственно-экономическойдеятельности предприятия Текст. / Л. И. Завьялова // Пищевая промышленность. 2003. — № 4. — С. 54−56. — ISSN 0235−2486.
  75. , Н.Л. Экономика промышленного предприятия Текст.: учебник /
  76. Н.Л. Зайцев. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 358 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 355. — 5000 экз. — ISBN 5−16−161−1.
  77. ICa.uMiiiaiiou, П. 11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление ианализ Текст. / П. И. Камышанов, Л.ГТ. Камышапов. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ОМЕГЛ-Л, 2005. 214 с. — ISBN 5−9811−011−6.
  78. , Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы. [Текст]
  79. Б. Карлоф- пер. с англ. изд. М.: Экономика, 1991. — 238 е.: ил.- 22 см. -Перевод изд.: Strategy of Business / В. Karloff. New York. 1988. — 5000 экз. -ISBN 5−314−105−5 (в пер.).
  80. IGiciinep Г. Б. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность Текст. / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997. — 288 с. — ISBN 5−282−1 865−9.
  81. , В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.:учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2004. — 424 с. — Биб-лиогр.: с. 416−417. — ISBN 5−98 032−291−4.
  82. , В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности Текст. / В. В. Ковалев. 2-е из., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1997. 560 е.- 24 см. — Предм. указ.: с. 545 548. — 7000 экз. — ISBN 5−279−2 354-Х.
  83. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях Текст. / A.M. Карминскнй и др. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 е.: ил.- 20 см. — 5000 экз. — ISBN 5−27 902 000−1.
  84. Контроллинг как инструмент управления предприятием Текст. /
  85. Е.А. Анапькина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина п др.: Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2002.- 279 с. 6 ил.- 20 см — 20 000 экз. -ISBN 5−85 177−039−2.
  86. , П.А. Товар и его экспертиза Текст. / П. А. Красовский,
  87. А.А. Ковалев, С. Г. Стрижов. Изд. 2-е. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 240 е.: ил.- 20 см. — 3500 экз. — ISBN 5−85 873−026−4.
  88. Ламбсн, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива
  89. , П. Об организации системы контроллинга на промышленныхпредприятиях России Текст. / П. Лабзунов, Р. Попов // Проблемы теории и практики управления. 2003/ - № 2 — С. 97−99.
  90. , II.M. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров иуслуг Текст. / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 е.- 20 см. — Библи-огр.: с. 218−221.-3000 экз. — ISBN 5−94 227−028−7.
  91. , В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой Текст. / В. Л. Лунев.
  92. М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. 356 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 5−610 010 027.
  93. JIi.doi), Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки
  94. Текст. / Д. С. Львов. М.: Экономика, 2001. — 79 е.: табл. — ISBN 5−28 201 951−5.
  95. , Л.П. Стратегический менеджмент Текст.: учебное пособие для вузов / А. II. Люкшинов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. — 375 с. — 1000 экз. -ISBN 5−238−178−9.
  96. , K.P. Экономикс: принципы, проблемы и политика Текст.:учебник / K.P. Макконелл, С.Л. Брю- пер. с англ. H.H. Барышникова, Е. В. Вышинский, В. Д. Мидвинская и др. М.: ИИФРА-М, 2001. — 974 с. -ISBN 5−16−1−1 (рус.) — 0−07−46 814−1.
  97. , Л.А. Управление организационными-изменениями на основеконтроллинга Текст. / Л. А. Малышева. Екатеринбург: Институт экономики УкрО АН, 2004. — 165 с.
  98. , В.Д. Стратегический менеджмент Текст.: Курс лекций /
  99. В.Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М. и др.: ИНФРА-М, 2000. — 288 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 282−284. — 3000 экз. — ISBN 5−16−27−5.
  100. , В.Г. Инновационный менеджмент Текст.: учебник / В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2004. — 295 с. — 3000 экз. — ISBN 5−16−1 089−0.
  101. , Б.З. Системный подход к организации управления Текст. /
  102. Б.З. Мильнер, JI.H. Евенко, B.C. Рапопорт. М.: Экономика, 1983. — 224 е.: 22 см. — Библиогр.: с. 220−222. — 15 000 экз.
  103. , Б.З. Организация программно целевого управления Текст. /
  104. Б.З. Мильнер. М.: Наука, 1980. — 376 е.- 20 см. — 8550 экз.
  105. , Б.З. Теория организаций Текст.: учебник / Б. З. Мильнер. 3-еизд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. — XVIII+558 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 546−553. — 6000 экз. — ISBN 5−16−1 174−9.
  106. , Г. Стратегический процесс Текст. / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн,
  107. С. Гошал- под ред Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 688 е.: ил.- 25 см. — Перевод изд.: Strategie Process / Н. Mintzberg, J.B. Quinn, S. Goshal. Prentice Hall int. 1994. — 5000 экз. — ISBN 5−272−21−8 (в пер.).
  108. , Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособногопроизводства Текст. / Ю. В. Мишин. М.: «Издат. дом НОВЫЙ ВЕК», 2000. — 212 е.- 21 см. — Библиогр.: с. 198−211. — 500 экз. -ISBN 5−8235−0032−7.
  109. , II.K. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление Текст.: в 2 т. / II.K. Моисеева, Ю. П. Анискин. М.: Внешторгнздат, 1993. — 221с.- 304 с.
  110. , B.II. Методы исследования и совершенствования информационных систем в управлении предприятия Текст. / В. И. Нестеренко, ILM. Паршин, Л. И. Чуриков. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2003. — 159 с.
  111. , Т.Н. Современные методы управления персоналом в торговых организациях Текст. / Т. Н. Овчинникова. Воронеж: ВГПУ, 1999. -136 е.- 20 см. — Библиогр.: с.124−135. — 100 экз. — ISBN 5−88 519−129−8.
  112. , В.В. Управление качеством Текст.: учебник. 2-е изд. доп. иперер. М.: Экономика, 1998. — 639 с. — рис., табл. — ISBN 5−282−1 912−4.
  113. , А.У. Законы формирования и предпосылки функционирования хозяйственного механизма Текст. / А. У. Панин. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1995. — 88 е.- 20 см. — Библиогр.: с. 84. — 1000 экз. — ISBN 57 455−0882−5.
  114. , Е.А. Специфика функционирования и организации контроллинга на российских предприятиях Текст. / Е. А. Панфилова // Контроллинг. 2004. — № 12.-С. 22−25.
  115. , Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) Текст. / Петере Т., Уотермен Р.- пер. с англ. изд. М.: Прогресс, 1986. — 423 е.- 23 см. — 5000 экз. (в пер.).
  116. , Г. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки Текст. / Г. Питч, Э. Шерм // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 3. — С. 102−107.
  117. , Т.А. Практикум по анализу финансовой отчетности Текст.: учеб. пособие / Т. А. Пожидаева, Н. Ф. Щербакова, Л.С. Коробей-никова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 264 с. — ISBN 5−279−2 859−2.
  118. Положения по бухгалтерскому учету. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: ТКВелби, 2003.-176 с.
  119. , A.II. Стратегическое управление развитием промышленных организаций Текст. / А. Н. Полозова. М.: Изд-во МАИ, 2003. — 464 с. — 500 экз. — ISBN 5−7035−1398−7.
  120. , С.Л. Стратегическое управление Текст. / С. Л. Попов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 е.- 21 см. — (Управление развитием организации: в 17 модулях / С.А. Попов- модуль 4). — Библиогр.: с. 264−268. — 6000 экз. -ISBN 5−16−278−2.
  121. , Г. С. Процедуры и алгоритм формирования комплексных программ Текст. / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, А. Е. Поспелов, А.Е. Кури-лов. М.: Наука, 1985. — 422 е.: ил.- 23 см. — Библиогр.: с.413−423. — 1000 экз.
  122. Предпринимательство Текст.: учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б Полякова, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 е.: табл., граф., схемы. — Библиограф.- с. 469−470. — ISBN 5−238−57-Х.
  123. , Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь Текст. / Д. М. Разенберг. М.: ИНФРА-М, 1977. — 464 с.
  124. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей Текст. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро,
  125. С.Л. Титов, JI.B. Элькина. М.: Высшая школа, 2000. — 587 е.- 21 см. -1000 экз. — ISBN 5−06−3 657-Х.
  126. , В.И. Основы управления. Многоаспектный подход: {Монография} Текст. / В. И. Рыку нов. М.: Изограф, 2000 — 112 е.- 21 см. — Биб-лиогр.: с. 105−107. — 1000 экз. — ISBN 5−87 113−097−6.
  127. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник / Г. В. Савицкая. -2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.-400 с. (Высшее образ-е). ISBN 5−16−1 454−3.
  128. , П.А. Экономика Текст.: учеб. пособие / П.А. Самуэль-сон, Д. А. Нордхаус.- пер. с англ. Тарасовича JI.C., Лусского А. И. 15-е изд. — М.: Пином Кно Рус, 1997. — 800 е.: ил. — ISBN 0−07−05−4981−8(англ.) — 57 989−0030 (бином) — 5−93 208−004−3 (ЛБЗ).
  129. Саио'/кпнкова, Н. Г. Бухгалтерский учет для менеджеров Текст.: учебник / Н. Г. Сапожникова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2005.-468 с.
  130. , В.М. Сервис промышленных товаров Текст. / В. М. Семенов, O.E. Васильева. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 208 е.- 22 см. — Библиогр.: с. 202−205. — 3000 экз. — ISBN 5−85 873−075−2.
  131. , В.И. Пищевая промышленность России на «весах» продовольственной безопасности Текст. / В. I I. Сергеев // Пищевая промышленность. — 2001. К<2 6. — С. 4−9- № 7. — С.10−13- № 8. — С.22−25- N° 9. — С.24−27.
  132. , II.E. Методы анализа рынка Текст. / Н. Е. Симионова. -М.: Экспертное бюро, 2000. 128с.- 20 см. — Библиогр.: с. 121−122. — 2000 экз. — ISBN 5−7990−0424−8.
  133. , Э. Контроллинг Текст. / Э. Смирнов // Аудит и налогообложение. 1998, № 6. — С. 41 — 47.
  134. , Б.А. Управление маркетингом Текст. / Б. А. Соловьев. -М.: ИНФРА-М, 2000. 288 е.- 21 см. — (Управление развитием организации: в 17 модулях / Б.А. Соловьев- модуль 13). — Библиогр.: с. 264. — 6000 экз.-ISBN 5−16−287−1.
  135. Стратегическое планирование Текст.: учеб. пособие / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов и др.- под ред. Петрова С. М. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. — 200 с. — ISBN 5−7320−0679−6.
  136. , E.B. Продовольственная безопасность и виды экономических угроз Текст. / Е. В. Ульянов, О. А. Масленникова, С. С. Теребулин, Е. И. Бровко // Пищевая промышленность. 2002. — № 2. — С. 13−14.
  137. Управление организацией Текст.: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева,
  138. З.П. Румянцевой, H.A. Соломатиной. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИН-ФРА-М, 1998 -669 е.- 21 см.-3000 экз. — ISBN 5−16−1 597−3.
  139. , B.K. Основы управления предприятием Текст. / В. К. Фальцмап, Л. А. Давыдова. М.: ТЕИС, 2000. — 122 е.- 20 см. — Библи-огр.: с. 122. — 3000 экз. — ISBN 5−7218−0254−5.
  140. , P.A. Стратегический менеджмент Текст.: учеб. пособие / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- синтез», 1997. -304 е.- 20 см. — 3000 экз. — ISBN 5−87 057−081−6.
  141. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 е.: 20 см. — Библиогр.: с. 310−31 1. — 5000 экз. — ISBN 5−16−313−4.
  142. , P.A. Организация производства Текст.: учебник / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2001. — 672 с. — (Высшее образование). -Библиогр.: с. 669−670. — ISBN 5−16−201−4.
  143. , С. Экономика Текст. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмапеизи: пер. с англ.- общ. Ред. И преднел. Г. Г. Сапова. М.: «Дело», 2002. — 864 е.: ил. — ISBN 0−07−17 781−3(англ.) — 5−7749−0136-Х (русск.)
  144. David N. riyman. I-Iomewood. Boston. 20 000 экз. — ISBN 5−279−1 135−5 (в пер.).
  145. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга Текст. / Д. Хан- пер. с нем. / Под ред. Л. Л. Турчака, Л. Г. Головача, M.JI. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 240 с.
  146. , В. Как делать бизнес в Европе Текст. / В. Хойер. М.: Прогресс, 1992.- 253 с.
  147. , A.II. Антикризисное управление хозяйственной деятельностью предприятий в системе хлебопродуктов: теория, методология, практика Текст. / А. И. Хорев. Воронеж: Истоки, 1998. — 264 е.- 20 см. — 500 экз. — ISBN 5−8435−4506−7.
  148. , А.И. Проблемы оценки экономического и финансового состояния предприятия Текст. / А. И. Хорев, A.M. Полозова, И. П. Богомолова. М.: Хлебпродинформ, 1997. — 24 е.- 20 см. — 300 экз.
  149. , А.И. Управление организационно экономической устойчивостью хлебопекарных организаций Текст. / А. И. Хорев, A.M. Полозова, Н. В. Фролова. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002.-201 с.
  150. , А.И. Приоритетные направления промышленной политики предприятия Текст. / А. И. Хорев, Ю. А. Саликов, E.IO. Саликова. Воронеж: ВГТА. — 2005. — 158 с. — 300 экз. — ISBN 5−89 448−358−1.
  151. , П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием Текст. / П. Хорват // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. — С. 108−113. — ISSN 0234−4505.
  152. , Г. Стратегические факторы успеха па рынках потребительских товаров Текст. / Г. Хэдрих, Т. Йеннер // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 1.-С. 110−115. — ISSN 0234−4505.
  153. , У. Введение в исследование операций Текст. / У. Черчмен, Р. Акоф, JI. Арноф- пер. с англ. М.: «Наука», 1967. — 489 с.
  154. , Н.Т. Проблемы научного обеспечения хлебопекарного и макаронного производства Текст. / Н. Т. Чубенко // Хлебопечение России. 1998. — № 5. — С. 3 — 4. — ISSN 0235−2486.
  155. , JI.II. Количественная оценка риска и кризисная ситуация Текст.: у чеб. пособие / Л. И. Чуриков. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад, 2001.- 169 с.
  156. , А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 208 е.- 20 см. — 60 000 экз. — ISBN 5−16−45−3.
  157. Шпик, Д'/К. Стратегическое управление затратами: Пер. с англ. -СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. 336 с.
  158. , Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования Текст. / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3. — С. 50−55. — ISSN 0234−4505.
  159. , И.П. Моделирование механизма принятия решений. М.: Наука, ИПО «МП», 1992. — 75 с.
  160. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Текст. / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92−111.-ISSN 1028−5849.
  161. Экономикс: Анго-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Е. И. Домненко. М.: Лазурь, 1994. — 544 с.
  162. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева.- 10-е изд. перераб. и доп.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 592 с.
  163. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4-х томах). Гл. ред. А. М. Румянцев. М.: «Советская Энциклопедия», 1980.- т.4.
  164. Юданов, АЛО. Конкуренция: теория и практика Текст. учеб. практ. пособие / АЛО. Юданов. — М.: АКАЛИС, 1996. — 272 е.- 21 см. — ISBN 588 275−042−7.
  165. , Л.В. Роль и место контроллинга в системе управленияпредприятием Текст. / JI.D. Смарчкова, В. М. Самойлов // Проблемы региональной экономики. Вестник ЦИРЭ. 2005. — Вып. 4. — Воронеж, 2005. -С. 89−92.
  166. , В.П. Технологии контроллинга в системе управления хлебопекарными предприятиями Текст. / В. П. Воронин, В. М. Самойлов, J1.B. Смарчкова. Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад., 2005. — 136 е.- 21 см. — 300 экз. — ISBN 5 — 89 448−397−2.
Заполнить форму текущей работой