Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические аспекты формирования инвестиционной активности в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы государственного воздействия на процесс обновления капитала, применяемые в свое время в централизованно планируемой экономике, в настоящее время не могут быть использованы. Вместе с тем, рыночные рычаги, которые понуждают владельцев капитала самим осуществлять его обновление и развитие, в условиях становления рыночных отношений не срабатывают. Необходим поиск новых инструментов и методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ тенденций развития инвестиционного процесса в
  • Российской Федерации
    • 1. 1. Характеристика инвестиционной ситуации в стране
    • 1. 2. Структурно-отраслевая перестройка и инвестиционный процесс
    • 1. 3. Инвестиционный климат в российских регионах
  • Глава 2. Факторы, формирующие инвестиционную активность
    • 2. 1. Влияние институциональных преобразований на инвестицион- 46 ную активность
    • 2. 2. Участие государственных институтов в формировании инвестиционной активности
  • Глава 3. Направления повышения инвестиционной активности в регионе (на примере хозяйственного комплекса Кабардино-Балкарской Республики)
    • 3. 1. Стратегия выбора направлений инвестирования в регионе
    • 3. 2. Концептуальные основы моделей будущего развития хозяйственного комплекса КБР
  • Заключение 125 Библиография
  • Приложения

Экономические аспекты формирования инвестиционной активности в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Последнее десятилетие в России ознаменовано проведением коренных социально-экономических преобразований. За эти годы в стране произошло становление основ рыночных отношений. Появились новые собственники средств производства, новые хозяйственные уклады. Вместе с тем имела место деградация экономической системы страны, что сказалось в резком падении уровня жизни населения, а также в снижении инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности: частных предпринимателей, корпораций, домашних хозяйств и государства.

Актуальность выбранного направления исследования определяется еще и тем, что начался период становления экономики смешанного типа при значительном участии государства в экономической жизни.

Методы государственного воздействия на процесс обновления капитала, применяемые в свое время в централизованно планируемой экономике, в настоящее время не могут быть использованы. Вместе с тем, рыночные рычаги, которые понуждают владельцев капитала самим осуществлять его обновление и развитие, в условиях становления рыночных отношений не срабатывают. Необходим поиск новых инструментов и методов воздействия государственных органов на хозяйствующие субъекты в целях активизации инвестиционной деятельности. Особенно актуальна эта проблема применительно к регионам страны, поскольку именно здесь обнажаются все проблемы и недостатки развития экономики в условиях переходного периода.

Многоукладность современной экономической системы страны порождает трудности управления процессом функционирования экономикой и в первую очередь процессом воспроизводства капитала.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является поиск путей активизации инвестиционной деятельности в регионе в условиях переходной экономики.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

— определить основные категории инвестиционного процесса и дать характеристику инвестиционной ситуации в стране;

— провести анализ тенденций формирования инвестиционной политики в России;

— рассмотреть способы активизации инвестиционной деятельности с учетом региональных особенностей экономики нашей страны;

— рассмотреть процесс массовой приватизации с точки зрения привлечения инвестиций в производство;

— исследовать потенциальные источники инвестиционных средств.

Объектом исследования являются процессы активизации привлечения капитала (как национального, так и иностранного) для инвестирования в реальный сектор российской экономики.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, социально-экономических условий, формирующих инвестиционную активность в региональных рыночных структурах.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономического регулирования, регионального развития, и инвестиционного планирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют монографии и брошюры, научные статьи отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования инвестиционного процесса и национальной экономики в целом, а также материалы периодической печати по проблеме привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики. В работе проанализированы правовые и нормативные акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, регламентирующие инвестиционную деятельность. Информационной базой исследования являются данные отечественной и зарубежной статистики.

Широко использовались разнообразные приемы экономического анализа и математического моделирования: метод группировки, технико-экономических расчетов, метод «затраты-выпуск», регрессионного анализа и других методов экономических исследований.

Привлекались материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати. В качестве информационной базы использованы статистические сборники России и Кабардино-Балкарской Республики, первичные данные предприятий.

Степень разработанности проблемы. Происходящее в России коренное преобразование социально-экономических отношений остро поставило комплекс теоретических и практических вопросов о роли, месте и практических инструментах государственного регулирования экономики. Особенно актуальна эта проблема применительно к инвестиционному процессу, объективно ориентированному на будущее.

Отдельные аспекты проблемы формирования системы государственного регулирования вообще и инвестиционного процесса в частности рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых. Проблемы теории и методологии регулирования экономики и инвестиций нашли отражение в работах Л. ИАбалкина, С. Ю. Глазьева, Ч. Джонсона, Дж.М.Кейнса, В. П. Красовского, Ю. М. Осипова, М. Фридмана, Р. Харрода, Ю. М. Швыркова, Й. Шумпетера, Т. С. Хачатурова.

Вопросы инструментария анализа, прогнозирования и регулирования экономики, выбора оптимальных решений — в работах, А. Н. Аганбегяна,.

A.И.Анчишкина, А. Вебера, Л. В. Канторовича, В. В. Косова, В. Леонтьева,.

B.Н.Лившица, Д. С. Львова, В. П. Орешина, Н. Я. Петракова, В. К. Потемкина,.

Я.Тинбергена, В. Ф. Уколова, Р. Харрода, С. С. Шаталина, Л. Эрхарда, Ю. В. Яременко.

Проблеме регионального анализа и программирования посвящены работы Э. Алаева, А. Вебера, К. Викселя, А. Г. Гранберга, Д. Изарда, Н. Н. Колосовского, Н. Н. Некрасова, Х. Х. Сохрокова, Б. М. Штульберга, В. А. Шульги, Е. Г. Чистякова.

С учетом сложности проблемы автор поставил задачу системного исследования методов и инструментов государственного регулирования инвестиционного комплекса региона как части регионального хозяйственного комплекса, выработку и обоснование возможных вариантов развития экономики и социальной сферы конкретного региона (Кабардино-Балкарской Республики) с учетом его специфических особенностей.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Проведен анализ теоретико-методологических положений, касающихся роли и места инвестиционного комплекса в переходной экономике.

2. Сформулирован подход к анализу, прогнозированию и регулированию инвестиционной деятельности в переходной экономике, основные моменты которого состоят в следующем: а. инвестиционная сфера рассматривается как звено воспроизводственного процесса, определяющего как его текущее функционирование, так и перспективы развитияб. необходимость рассмотрения как материально-вещественных, так и финансово-стоимостных взаимосвязейв. необходимость многостороннего подхода в рассмотрении эффективности инвестиций.

3. Сформулированы общие условия и принципы восстановления инвестиционной активности.

4. Предложены направления активизации инвестиционной деятельности в регионе.

Одним из важных направлений активизации инвестиционной деятельности в регионе, по мнению автора, является развитие регионального рынка ценных бумаг, выпуск региональных и муниципальных займов.

5. Предложена методика обоснования приоритетных направлений инвестирования в регионе, базирующаяся на синтезе содержательного экономического анализа, проблем и вариантов экономического развития экономики региона — с одной стороны, и вместе с тем, учитывающая привлекательность данных направлений инвестирования с точки зрения потенциальных инвесторов (как внутренних, так и внешних).

6. Дано обоснование рациональных направлений ориентации развития регионального хозяйственного комплекса КБР в системе разделения труда в Российской Федерации.

Выдвинуты предложения по разработке модели будущего развития хозяйственного комплекса Приэльбрусья Кабардино-Балкарской Республики.

Практическое значение работы определяется ее направленностью на решение насущных проблем развития экономики региона. Ее результаты могут быть использованы при разработке нормативно правовых документов, определяющих перспективы будущего развития экономики Кабардино-Балкарской Республики. °.

Ряд предложений авторы нашел свое отражение в законодательных актах КБР относящихся к вопросам формирования цен и тарифов, а также вопросам формирования промышленной политики.

Разработанные в диссертационном исследовании предложения могут быть использованы для решения инвестиционных проблем и в практике хозяйствования других субъектов РФ.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекции для студентов специальности «Менеджмент», «Маркетинг», «Муниципальное управление».

Апробация работы. Основные содержательные моменты исследования докладывались автором на научных и научно-практических конференциях в РостовенаДону (1999), Иваново (1999, 2000), Сочи (2000), Нальчик (1998), на ежегодных межрегиональных научных конференциях «Перспектива» (1998;2000), а также на научно-методических семинарах Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.

По теме диссертации опубликовано работ общим объемом п.л.

Логика диссертационного исследования подчинена решению поставленной задачи — поиску путей активизации инвестиционной деятельности в регионе в условиях переходной экономики.

Структура работы включает введение, ~ три главу, выводы и предложения. Кроме того в диссертации имеются приложения и библиография.

Выводы и предложения.

Стабилизация экономики и, тем более, устойчивый экономический рост в России невозможен, если не будет решена стратегическая задача обеспечения необходимых инвестиций в реальный сектор экономики. Реальные инвестиции — наиболее чувствительный элемент экономического барометра — в период экономического спада и тем более кризиса они снижаются гораздо быстрее, чем другие валовые показатели (ВВП, ВРГ1 и др.). Но и надежный выход из кризиса, тем более рост экономики невозможен без опережающих (по отношению к ВВП) темпов роста инвестиций в реальный сектор.

Инвестиционный климат в России и ее регионах в настоящее время неблагоприятен для инвесторов. Поэтому необходимо принять действенные меры по снижению в перспективе налогового бремени на реальный бизнес, стабилизации экономического и финансового положения, снижения всех видов риска инвесторов.

Доля инвестиций в ВВП по — прежнему остается весьма низкой. В прошлом, в отдельные периоды наблюдались некоторые признаки улучшения ситуации, например, рост в 1995 году импорта станков и оборудования на 14%. Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что повышение спроса на товары производственного назначения является провозвестником повышения уровня инвестиций и последующего экономического роста. Однако, в целом ситуация продолжает оставаться весьма сложной. Решение ее видится в первую очередь в активизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Для увеличения объема инвестиций необходимо сосредоточить усилия на решении следующих проблем: Продолжение курса на стабилизацию макроэкономической ситуации в стране. Это в принципе позволяет направить ресурсы из краткосрочного спекулятивного оборота в долгосрочные инвестиционные проекты. Для этого необходимо обеспечить жесткость бюджетной политики, поскольку последняя оказывает очень значительное влияние на инвестиции.

Необходимо создать специальные механизмы по стимулированию инвестиционной активности за счет внутренних источников. Речь идет о создании механизмов, препятствующих перетоку капитала из производственной сферы в спекулятивную. В этих целях возможно следует ввести специальные инвестиционные счета с особым режимом формирования их доходной части и жестко целевым использованием накопленных средств.

Не исключено создание специальных институтов развития, которые способствовали бы финансированию общественно значимых инвестиционных проектов на льготных условиях за счет государственных средств. Это придало бы государственных инвестициям своего рода «локомотивный» характер по отношению к инвестициям частного сектора.

Насущно необходимо снижение налогового обложения прибыли предприятий реального сектора экономики, направляемой на нужды инвестирования и зачисляемой на инвестиционные счета.

Необходима также более активная позиция государственных органов власти по разработке и реализации целостной инвестиционной программы, соответствующей по своим задачам намеченной стратегии социально — экономического развития страны.

Эти меры по не должны преследовать просто цели повышения инвестиционной активности в стране. Они должны быть нацелены на проведение долгосрочной социально — экономической политики, на структурную перестройку экономики исходя их стратегических целевых установок.

2. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Можно выделить несколько групп регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной привлекательности.

Кабардино — Балкария попадает в группу регионов, имеющих умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относится почти половина субъектов Федерации. Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов — Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми — Пермяцкий АО, республики Северного Кавказа, включая Кабардино — Балкарскую Республику.

К числу важнейших факторов, формирующих инвестиционный климат в стране со стороны институциональных преобразований, относятся: состояние фондового рынка, число и дееспособность коммерческих банков в инвестиционнрм процессе, преобразование форм собственности.

Отсутствие отработанной методики управления производственными предприятиями в переходный период в значительной мере спровоцировало спад инвестиционной активности, повлияв тем самым на все другие процессы. В управлении предприятиями, где государство владеет определенным пакетом акций необходимо решать двуединую задачу: сохранение влияния государственных органов на политику предприятия и создание условий для эффективной предпринимательской деятельности.

Схема управления объектами региональной собственности возможна на пути создания специального регионального агентства. Целями такого агентства являются: увеличение налоговых поступлений в бюджет и отчислений в Пенсионный фонд, а также эффективная реализация региональных программ экономического развития.

Перечень конкретных мероприятий, повышающих степень инвестиционной активности в стране а. Переориентация финансовых институтов на цели производственных инвестиций связана с осуществлением экстренных мер по ликвидации разрыва в доходности по финансовым операциям со спекулятивными активами и работой в реальном секторе экономики. б. Проведенная переоценка стоимости основных фондов, обеспечившая номинальное восстановление стоимости активов реального сектора, должна сопровождаться активными мерами по сдерживанию инфляции издержек и более активной адаптацией финансовой системы государства и отдельных корпораций к включению этой стоимости в реальный хозяйственный оборот. в. Невозможна никакая долговременная инвестиционная политика со стороны государства при сохранении незащищенности расходов по приоритетным инвестиционным программам, предусмотренных соответствующими статьями бюджета. Представляется необходимым разрешить государству финансирование этих проектов за счет привлеченных средств, сократив сферу применения кассового принципа исполнения бюджета. г. Учитывая специфику организации производства в России, сконцентрированного на крупных и сверхкрупных производственных объектах, государство должно проводить политику по консолидации собственника в частном секторе как путем скупки государством акций предприятий у мелких собственников, так и стимулирования такого процесса со стороны крупнейших отечественных инвесторов из негосударственного сектора. д. Исходя из задачи всемерного стимулирования инвестиционной активности, государство должно стабилизировать рынки сбыта для ключевых товаропроизводителей, расширив практику государственных закупок у отечественных товаропроизводителей, осуществляемую по результатам конкурсного отбора подрядчиков, особенно если речь идет об исполнении межгосударственных торговых соглашений. Но прежде всего необходима нормализация расчетов по ранее заключенным государственным договорам. е. Высвобождение дополнительных финансовых средств и ускоренная аккумуляция инвестиционных ресурсов требует уже в ближайшее время резко сократить число федеральных налогов и уменьшить налоговое бремя, обеспечив всеми доступными средствами более высокий уровень собираемости налогов. При этом полученный прирост реальных налоговых поступлений должен быть сориентирован в первую очередь на поддержание производства, ограничение непроизводительного потребления и стабилизацию ресурсов, необходимых для программ национальной безопасности в социальной и военной области. ж. В ближайшее время необходимо потребовать от всех государственных ведомств представления основных направлений развития инвестиционных проектов с проработкой своих конкретных функций в процессе их реализации. На этой базе предстоит конкретизировать способы участия государства в инвестиционном процессе в отраслевом и региональном аспекте, подойти к разработке комплексной концепции усиления роли государства в стимулировании инвестиций и структурно — технологической модернизации экономики. з. Целесообразно заморозить на два года все программы приватизации государственных предприятий впредь до изменения условий, позволяющих передавать объекты только в руки эффективных собственников, способных осуществлять на них полноценные инвестиционные проекты, избегая притока спекулятивного финансового капитала. и. В качестве компенсатора дефицита внутренних инвестиций и как меру, способствующую успешной структурно — технологической модернизации производства, необходимо активизировать усилия по привлечению иностранных инвестиций в экспортно — ориентированные отрасли при более строгих обязательствах инвестора в отношении модернизации производства с использованием товаров и услуг отечественного происхождения и обеспечении программ экологической безопасности. к. Необходимо отказаться от политики сокращения степени участия государства в инвестиционном процессе, отнесения государственных капитальных вложений к числу наименее защищенных статей федерального бюджета. л. Необходимо также отказаться от принятой ныне практики отбора проектов для государственного инвестирования, исходя из принципа их быстрой (до двух лет) окупаемости. На самом деле, государственные инвестиции должны направляться в те отрасли и сферы, которые неэффективны с точки зрения частного бизнеса (прежде всего производственная и социальная инфраструктура, фундаментальная наука и экология), являются менее рентабельными, характеризуются более длительными сроками окупаемости. Их эффективность реализуется не непосредственно, а через сферу частного предпринимательства, создание для него наиболее благоприятных общих условий. Вместе с тем государственные инвестиции должны способствовать прогрессивным структурно — технологическим преобразованиям, решению задач социального характера (сдерживание безработицы, строительство жилья и т. д.), а также стимулированию частных инвестицийм. Поскольку участие государства в процессе прогрессивных структурно — технологических преобразований должно носить селективный характер, стоит вопрос об определении точек роста в экономике. Если иметь в виду, что в настоящее время и на ближайшие годы крайне актуальна задача внедрения в экономику страны ресурсосберегающих технологий, то при отборе «точечных» проектов, поддерживаемых государством, фактор ресурсосбережения должен играть важную, а в ряде случаев решающую роль. н. В целях упорядочения и согласованности действий по структурно — инвестиционному преобразованию экономики России необходимо более активно продолжить работу отраслевых министерств, ведомств, крупных акционерных компаний, заинтересованных банков по формированию отраслевых инвестиционных программ. В развитой рыночной экономике источником наибольшей неопределенности, как правило, является платежеспособный рыночный спрос. Однако, в условиях Российской действительности наименее предсказуемым фактором является окружающая среда, инвестиционный климат в стране. Поэтому для нашей страны особое место имеют затронутые в работе проблемы методологии оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях переходных экономик.

При обосновании основных пунктов программы развития региона на будущее необходимо исходить из общих теоретических подходов к формированию такого рода документов с учетом всей совокупности специфических факторов, формирующих данный регион. При этом особый акцент должен быть сделан на тех факторах, которые раньше либо совсем не учитывались, в формировании региональной экономики, либо учитывались слабо;

При выработке концепции развития экономики региона и определении возможных альтернативных вариантов развития региона исходными пунктами анализа являются два момента: во — первых, парадигма, отражающая роль различных теоретических воззрений в выработке положений региональной экономики.

При этом необходимо рассматривать регион не просто как хозяйственную единицу, а как целостную социально — эколого — экономическую систему, имеющую тесные связи с другими регионами страны и мировым сообществом. При этом необходимо принимать во внимание факторы, обуславливающие специфику региона, которые имеют не обязательно экономическую природу, а могут лежать в более широкой сфере естественно — научной среды. во — вторых, должна рассматриваться проблема специализации региона в теоретическом и практическом аспектах. Исследуются основные выигрышные моменты в местоположении данного регионального образования в цепях более органичного вписания его в социально — эколого — экономическую систему страны и мира. В этой связи должна более подробно, на наш взгляд, рассмотрена проблемы рекреационной деятельности. Делается подробный анализ система экономических и социальных показателей, характеризующих рекреационный комплекс как самостоятельную структуру экономики региона. Влияние рекреации на развитие экономики региона может быть объективно оценено, если воспользоваться схемой «экономика в экономике». То есть представить рекреационную отрасль как самостоятельную хозяйственную структуру экономической системы и в соответствие с этим положением определить систему так называемых внешних связей ее с другими отраслями экономики региона. В этом случае, чтобы получить обоснованную оценку роли и места рекреационного комплекса в экономике региона требуется провести кропотливую работу по учету влияния многих факторов.

Другой подход связан с использованием специфических социальных экономических и психологических показателей. В качестве таковых специалистами рекомендуется использовать свободное время, уровень заболеваемости и т. д. Использование этих параметров в оценке рекреационного комплекса лишь на первый взгляд представляется простым и корректным. Проблема состоит в том, что указанные показатели не настолько «чисты», чтобы быть непосредственно используемыми в оценке рекреационного комплекса.

Проведенный анализ нынешнего состояния промышленности республики приводит к выводу, что спасти все созданные на предшествующих этапах экономического развития предприятия и производства, скорее уже не удастся — на это нет финансовых средств. Поэтому программа — минимум для Кабардино — Балкарского региона — сохранение наиболее жизнеспособных отраслей и производств, имеющих важное значение с точки зрения будущей специализации региона в общероссийском и международном разделении труда.

Такого рода селективный подход позволяет сформировать значимые предпосылки для последующего экономического роста, предотвратить нарастание нестабильности и несбалансированности региональной системы, сохранить технологическую культуру и квалифицированные кадры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.
  2. Федеральный Закон РФ «О прогнозировании и программах социально — экономического развития Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации № 30 от 24 июля 1995 г., ст. 2871.
  3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля 1996 г.)
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 38 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральной закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  5. Концепция социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года //М., Министерство экономики Р.Ф., январь 1997.
  6. ЛКонцепция среднесрочной программы правительства Р.Ф. на 1997 — 2000годы // ж. Вопросы экономики, 1997, № 1, с. 6 — 68.1. Книги и монографии
  7. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики.// М.: Экономика, 1973. — 274 с.
  8. М. О мерах по улучшению финансового положения промышленных предприятий. Тезисы конференции: Государственное регулирование национальной экономики. — М.: МГУ, май 1996 года.
  9. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций //М., Инфра — М, 1995. ЮНИТИ, 1997 г.
  10. И.Г. США: государство, капитал и рекреационные ресурсы. //М.: Наука, 1976. — 140с.
  11. А. Размещение промышленности.// М., 1926.
  12. В.А. Динамика территориальных рекреационных систем. // М: Наука, 1982, — 150с.
  13. В.И. Биосфера и ноосфера.// М.: Наука-1989.— 258с.
  14. А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. // М.: Экономика, 1973. — 248с.
  15. DommarT. Essays of Tconomic Growth. // N. Y. 1957.
  16. А.П. Вопросы методологии изучения спроса в туризме. — В кн.: Проблемы развития индустрии туризма. — Новосибирск, 1970. — С.11 103.
  17. И. В. Экономикс — географический факторы формирования рекреационных районов. — В кн.: Географические проблемы организации отдыха и туризма.// М.: Наука, 1969. — С.93 — 126.
  18. И. В., Вендина О. И. Моделирование циклов рекреационных занятий. — В кн.: Социально — географические проблемы повышения эффективности туристско — экскурсионного обслуживания. // Минск: 1978.1. С. 56 — 82.
  19. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. //М., Прогресс, 1966. — 659с.
  20. КБР в цифрах 1992 г.: Стат. сб.//Нальчик: Госкомстат КБР, 1993.—188с.
  21. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. В кн: Антология экономической классики.// М.: Эконов — ключ, 1993,—С. 147— 432.
  22. Н.Н. Теория экономического районирования. // М.: Мысль, 1969. — 335 с.
  23. H.JI. Избранные сочинения.// М.: Экономика, 1993. —543 с.
  24. А.Г. Системный подход к исследованию рекреации. //М.: Наука, 1977. — 123 с.
  25. Е.А. География отдыха и туризма. // М: Мысль, 1978. —195с.
  26. Леонтьев В. В и др. Исследования структуры американской экономики. //М.: Госстатиздат, 1958.
  27. Д. Обновлённые ориентиры экономической политики. Сборник статей: Реформы глазами американских и российских учёных. — М: «Российский экономический журнал». Фонд «За экономическую грамотность», 1996 г.
  28. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч.1. — 476 с.
  29. К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т.26, ч. Ill — 674 с.
  30. К., Энгельс Ф. Соч. 2 -е изд., т. 46, ч. 1 — 559 с.
  31. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.11. — 618 с.
  32. Модели размещения производства. // М.: Наука, 1975.- 216 с.
  33. Manges G. Zur Oekonometri des touristischen Konsum. // Zaitschrift fuer Frevden Verkehr, 1966, № 1, s. 13.
  34. H.H. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы // М.: Экономика, 1978. — 348 с.
  35. B.C. Размещение производительных сил: Избранные произведения, т. 4. // М.: Наука, 1967. — 478с.
  36. ЗО.Обзор экономики России (основные тенденции развития). Отв. ред. Ершов Э. Б. //М., Российско — Европейский центр экономической политики, 1997.
  37. В. Основы национальной экономии// М., Экономика, 1996. 32.0йкен В. Основные принципы экономической политики // М., Прогресс, 1995.
  38. В.П. Планирование производственной инфраструктуры: комплексный подход //М., Экономика 1986,208с.
  39. В.П. Государственное регулирование инвестиций / /М., МГУ —Диалог, 1996. 103с.
  40. Pigram Т. Outboor recreation andresourse management. N.Y. 1982
  41. В. Кризис инвестиционной сферы экономики России и основные направления участия банков в его преодолении. Сборник работ: Банки и инвестиции. — М.: Институт экономики РАН, 1996 г.
  42. Планирование развития межотраслевых комплексов. Под ред. Э. Н. Крылатых, В. П. Орешина.// М.: Изд — во МГУ, 1982. — 192с.
  43. Rajotte F/ The different traveland spatial frameworkof recreation and tourism. Canada, 1975.
  44. Рекреационные ресурсы СССР. Проблемы рационального использования! В. Н. Козлов, Л. С. Филиппович, И. П. Чалая и др. / / М.: Наука, 1990. — 168с.
  45. Рекреационные системы // М.: Изд — во МГУ. 1986. — 136с.
  46. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //М., ИЭ РАН, 1997. с. 210.
  47. Стиглиц Дж, Ю. Экономика государственного сектора // М., МГУ, Инфра — М, 1997.
  48. Д.С. Государственное регулирование процессов социально — экономической трансформации и развития республики Татарстан // Казань, 1997 — 235с.
  49. Shontz W.D. Dorfman P.W. Recreation auccession a stimulation model 1997, vol.11,1.
  50. Jl. Равновесие и экономический рост.// М.: Статистика, 1974. —472 с.
  51. С.П. Избранные произведения. В 5 ти т. // М., Изд — во АН СССР, 1963.
  52. И.Т. Основы рекреационного районирования. — В кн.: Географические проблемы организации отдыха и туризма. //М.: Наука, 1969. —С.22 —67.
  53. Я. Пересмотр международного порядка. Пер с англ. // М.: Прогресс, 1980. — 416 с.
  54. М.П. Экономическое развитие (Учебник под ред. С. М. Яковлева, Л.З.Зевина) //М., МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  55. Туган — Барановский И. И. Промышленные кризисы. Очерки из современной истории Англии. 2 — е соверш. перераб. изд. — СПб. 1900.
  56. Дж.Р. Стоимость и капитал.// М., Прогресс, 1993,488с.
  57. Экономическое развитие городов и районов КБАССР в 1989 году: Стат. сб.// Нальчик, 1990. — 89 с.
  58. Ю. Современная экономика России: анализ и стратегия развития. Тезисы конференции: Государственное регулирование национальной экономики. — М.: МГУ, май 1996 г.
  59. А.А. К совершенствованию территориально — организационной структуры России // Российский экономический журнал. — 1993, № 10, —С. 60 — 71.
  60. Л.А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) // Известия АИ СССР. Сер. география. 1977, № 2. — с. 5 —12.
  61. В.Ф. Организация и методы исследования районно — комплексных народнохозяйственных проблем // Известия АН СССР. М.: 1959. — Отделение экономики и права. — 186 с.
  62. Ю.А., Преображенский B.C. Тенденции развития территориальных рекреационных систем СССР // Известия АН СССР. Сер. география, 1980, М 3. — С.103 — 117.
  63. С. Перспективы экономического роста в 1996 году. Вопросы экономики, № 5,1996 г.
  64. С. Как добиться экономического роста? (макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения). Российский экономический журнал, № 5, 6, 7,1996 г.
  65. С. Стабилизация и экономический рост. Вопросы экономикиДо 1,1997 г.
  66. В. Активизация структурно — инвестиционной политики и ФПГ. Экономист, № 9,1996 г.
  67. В., Панфилов В., Говтвань О., Медков А., Моисеев А. Основные элементы денежно — финансовой политики России. Проблемы прогнозирования, № 1, 1997 г.
  68. О. А. Туризм как отрасль хозяйства экономических районов СССР // Вопросы географии. М.: Мысль, 1973, Вып. 93.—С. 91— 107.
  69. Н.Н. Производственно — территориальные сочетания (комплекс) в советской экономической географии // Вопросы географии. 1973. Вып. 6. — С. 135 — 149.
  70. В.Н., Андреева Е. Н., Ситников А. И., Швецов А. Н. Региональные бюджетно — налоговые системы // Российский экономический журнал. — 1993, М 12,1994, Ml. — С.23 — 32.
  71. И. Инвестиционный подход к выходу из экономического кризиса. Проблемы прогнозирования, № 1,1996 г.
Заполнить форму текущей работой