Стратегическое планирование развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
Осуществление Федеральной программы развития образования в России, Программы развития образования Ленинградской области до 2000 года, определяющих цели, проблемы, этапы, стратегические направления развития образования, механизмы управления инновационными процессами и ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех элементов системы образования в рамках задач ее, развития и удовлетворения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Методологические положения, направленность и особенности стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
- 1. 1. Методологические основы создания и использования механизма планирования развития дополнительного образования педагогических работников
1.2. Функционально-целевая направленность и особенности стратегического планирования образовательных услуг и ресурсных потенциалов в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
ГЛАВА 2. Концептуальные основы реформирования и экономико-организационное обоснование стратегии развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
2.1. Обоснование функциональных стратегий и формирование принципов реформирования регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
2.2. Концептуальные положения реформирования региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
2.3. Рационализация взаимодействия элементов системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
ГЛАВА 3. Методические положения прогнозирования и тенденции развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе.
3.1. Тенденции, оценка состояния и противоречия стратегического развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в Ленинградской области.
3.2. Обоснование целесообразности применения и выбора методов социально-экономического прогнозирования в процессе формирования стратегического плана развития системы дополнительного образования педагогов региона.
3.3. Создание и использование структурно-функциональных и информационно-технологических моделей прогнозирования социально-экономического развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
ГЛАВА 4. Формирование стратегического плана развития региональной системы и оценка эффективности его реализации.
4.1. Методические положения разработки стратегического ' плана.
4.2. Экономические и социальные оценки эффективности осуществления стратегического плана развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Список литературы
- Авербух Р.Н. Концепция и основные методические положения разработки стратегии развития учебного заведения профессиональной школы. СПб.: Изд-во Ленипград.обл.пед.ин-та, 1995.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1984.
- Актуальные проблемы развития образования Ленинградской области / В сб.: Материалы для участников круглого стола. -Кириши, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 1997.
- Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Аркавенко Л. и др. Открытая модель (о развитии образования) // Высшее образование в России. 1997. — № 1.
- Асатуров А.К. Регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1996.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности / Общее среднее образование России. М., 1993.
- Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов II.М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- З.Балашов Г. В. Экономика высшей школы: особенности формирования нового хозяйственного механизма/ / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1993.
- И.Бараш Б. Л. Институты усовершенствования учителей и районные педагогические кадры // Народное образование. 1950. — № 2. — С.8−15.
- Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. — № 3.
- Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.
- Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1978.
- Бизнес-план'/ Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Болотов В. Модель на выбор//Иародное образование. 1995. — № 2. — С.17−20.
- Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев, 1987.
- Борисочкина Е.О. Идеи Л.С.Выготского в современной практике образования // Источник мудрости, творчества, радости. 1996. — № 2. — С. 1011.
- Бочаров М.К. Наука управления: новый подход. М., 1990.
- Браже Т.Г. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей // Вечерняя средняя школа. 1993. -№ 4. — С.19−21.
- Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов.педагогика. -1989. № 8., I
- Браже Т.Г. Обучение новым методическим решениям // Вечерняя средняя школа. 1989. — № 2.
- Буренина Г. А. Стратегический анализ деятельности промышленного предприятия (на примере АО «Красный Выборжец») / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СПб., 1995.
- Вагугов Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. 1993. — № 8. — С.95−104.
- Васильева З.И. Целостное построение воспитания в процессе обучения. В кн.: Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996. — С.70−83.
- Васильев 10., Мерзляк JI. Важный аспект управления // Народное образование. 1988. — № 8.
- Ващенко Н.М. Повышение квалификации кадров в системе непрерывного образования// Сов.педагогика. 1988. -№ 8.
- Вержицкий Г. А., Стрикун Н. Г. Теоретический анализ проблем развития системы образования, роль системы повышения квалификации в их разрешении. Новокузнецк, 1994.
- Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы последипломного образования взрослых. В сб.: Образование в жизни взрослого человека / Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. — С.10−13.
- Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Материалы и конференции. СПб., 1992.
- Воронцов А.В., Ходячий Ф. З. Наука и система образования Санкт-Петербурга: региональные аспекты // Гуманитарные науки. 1996. — № 5−6. — С.146−152.
- Габдуллин Г. Управленческим кадрам глубокие знания // Народное образование. — 1987. — № 7.
- Гачко В.А. Оценка эффективности реализации стратегического плана развития регионального образовательного учреждения. СПб.: ИСЭП1. РАН, 1996. ,
- Гачко В.А. Методические основы разработки стратегического плана развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. -СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
- Гачко В.А. Стратегическое планирование образовательных услуг и ресурсных потенциалов в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. ь
- Гачко В.А. Стратегическое планирование развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе. СПб.: РАН, Институт социально-экономических проблем, 1997.
- Горбупова JI.JI. Информационная культура в образовании взрослых // Гуманитарные науки. 1996. — № 5−6. — С. 138−142.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. СПб.: Макет, 1995.
- Громов И.А., Воронцов А. В., Мацкевич АЛО. Социология: XIX—XX вв. -СПб.: ОАО «Санкт-Петербургская типография № 6», 1997.
- Гурбатов Н.Д. Методические основы регионализации развития системы профессионального образования и обучения населения / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1996.
- Гусев Д.В. Стратегия развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
- Джексон Грейсон, Карла О Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы: учебное пособие ЛОИУУ/ Под ред. В. Н. Максимовой. СПб., 1995.
- Добринская Е.И. Социально-интегрирующая функция образования взрослых. В сб.: Образование в жизни взрослого человека / Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. — С. 19−22.
- Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
- Ермолаева М.Г. О перспективах развития экспериментального курса «Педагогическая синергетика» // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. 1996. — № 8. — С.27−29.
- Жданова С. Некоторые аспекты подготовки социальных педагогов / В сб.: Образование в жизни взрослого человека. Материалы научно-практической конференции. СПб.: Российская Академия Образования, 1997. — С.27−28.
- Жерпосек И. Если смотреть в завтра . // Народное образование. 1988.6.
- Жильцов П.А., Алнбекова Г. З. Профотбор по педагогическим специальностям в школах США // Сов. педагогика. 1990. — № 6. — С.87−93.
- Жихаревич Б.С. Основы стратегического планирования экономического развития города // Евроград. № 7. — С.31 -37.
- Жук А. И. Концептуальные подходы к решению проблемы повышенияквалификации и переподготовки работников образования. В сб.:
- Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции / Материалы юбилейной научно-практической конференции «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы». Часть 1. СПб., 1996. -С.57−60.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996. -СПб.: АО ГИППОКРАТ, 1996.
- Зверева В.И. Исследовательский характер управленческой деятельности (Система организационно-педагогических мер по совершенствованию работы с педагогическими кадрами). // Вечерняя средняя школа. 1989. -№ 1.
- Зверева Г. А. Органпзационно-деятельностная игра в системе повышения квалификации // Советсткая педагогика. 1989. — № 9.68.3ипковская И. В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1993.
- Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непрерывного образования. Сб.научн.трудов под ред. Б. С. Гершунского. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
- Информационный материал о развитии общего и профессионального образования Ленинградской области в 1995−96 г. г. / Сб.№ 2. СПб.: Министерство образования Ленинградской области, 1996.71 .Кадровый потенциал регионоведения // Регионология. 1994. — № 3.
- Капитанская А. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Народное образование. 1993. -№ 1. — С.118−119.
- Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка» // Народное образование. 1995. — № 1. — С.124−126.
- Каспаржак А. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1992. — № 9−10. — № 2, 6.
- Кваша В.Ф., Исправников Б. Б. Акмеология жизни основа региональной школы. В сб.: Безопасность молодого специалиста в условиях кризиса / Материалы межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29−29 июня 1994 г.) — СПб., 1995. — С.40−44.
- Кованова О.С. Психологические аспекты обучения взрослых в системе повышения квалификации. В сб.: Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников. -СПб., 1995.-С.23−28.
- Ковина Т.Е. Повышение квалификации педагогических кадров в структуре управления аттестационным процессом / В сб.: Образованиевзрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Часть 2.- СПб.: Российская Академия Образования, 1995. С.21−23.
- Когут А.Е., Рохлин В. Е., Знаменская К. Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб.: РАН, Институт социально-экономических проблем, 1992.
- Козлова II.И. Социальные и экономические вопросы непрерывного образования / В сб.: Проблемы социологии профессионального образования: непрерывное образование. СПб.: Санкт-Петербургское отделение Академии акмеологических наук, 1996. — С. 11−14.
- Колесникова И.А. как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6.
- Координационный план-схема организации повышения квалификации Министерством образования Российской Федерации в ближнесрочной перспективе. М., 1994.
- Кондаков М.Н. Планирование работы районных (городских) отделов народного образования // Народное образование. 1952. — № 10. — С.З.к
- Коростылева JI.A., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.
- Котов В.Н. Регулирование занятости и профессионального обучения населения в регионе: экономические формы, методы и прогнозные оценки / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СРб., 1996.
- Кроливецкий Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. СПб.: СПбУЭФ, 1992.
- Кунсов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. 1996. — № 6. — С.27−28.
- Лебедев О.Е. Управление процессом формирования региональных образовательных стандартов / В сб.: Образовательные стандарты. к
- Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. — С. 2730.
- Литвинова Н.П. Альтернативные пути финансирования образования // Вестник Костромского государственного педагогического университета имени Н. А. Некрасова. 1995. — № 4. — С. 18−20.
- Литвинова Н.П. и др. Маркетинг образовательных услуг. СПб., 1997.
- Литовка О.П., Мишустина В. В., Шконда К. В. Северо-Запад России: Современное состояние и проблемы социально-экономического развития // Гуманитарные науки. 1995. — № 1−2. — С.7−14.
- Локхорст Д., Меер Т. Разработка учебного плана, связанного со специализацией школы. В кн.: Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996. — С.4−69.
- Максимова В.II. Повышать квалификацию руководящих и инженерно-педагогических кадров // Советская педагогика. 1989. — № 6.
- Максимова В.Н. Формирование профессионально-педагогических умении при подготовке и повышении квалификации учителя. Учебное пособие. 1992.
- Материалы Коллегий Министерства образования Ленинградской области о развитии системы образования в 1994—1995 гг. г. СПб., 1995.
- Материалы расширенного заседания совета руководителей учреждений дополнительного педагогического образования Российской Федерации -Москва Тверь — Псков, 1996.
- Материалы по аттестации педагогических и руководящих работников Ленинградской области / Министерство образования Ленинградской области. СПб, 1996.
- Матросов В.Л., Буняев М. М. Информатизация образования и подготовка учительских кадров // Советская педагогика. 1991. — № 8.
- ЮЗ.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
- Местные власти и рыночная экономика / Под общей ред. Б. М. Гринчеля. -СПб.: ИнститутЕвроград, 1996.
- Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников: Сб.ст. / Научи.ред. Н. П. Черненко.-СПб., 1995.
- Мищенко А.И. О расширении понятия «Содержание педагогического образования» // Советская педагогика. 1989. — № 10.
- Ю7.Мордуховская В. Н. Дидактические основы повышения квалификации инженерно-педагогических работников. В сб.: Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников. СПб., 1995. — С.6−14.
- Найденова З.Г. Совершенствование структуры педагогического образования. В сб.: • Образование педагогов в современной социокультурной ситуации / Материалы научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека». СПб., 1997. -С.83−86.
- Научный Потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России, 1994 г. Статистический сборник / Под ред. Ю. В. Шленова. СПб., Изд-во Сев.-Зап. научно-методич. центра, 1995.
- Ю.Никитин Э. М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. Учебное пособие / ЛОНУУ. Под ред. В. Н. Максимовой. Спб., 1995.
- Никитин Э.М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования. Учебное пособие / РИПКРО. Под ред. П. П. Ситник. М. — РИО РИПКО, 1995.
- Никитин Э. Неизбежность перемен. Развитие системы повышения квалификации // Народное образование. 1995. -№ 2. — С.9−13.
- Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (Отчетный доклад министра образования) // Вестник образования. 1996. — № 3. — С.7−81.
- Областной закон «О местном самоуправлении в Ленинградской области» от 26 марта 1996 г.
- Образование по выбору реальность сегодняшнего дня: об итогах работы министерства образования Российской Федерации в 1994 году и основных задачах развития образования на 1995 год // Вестник образования. — 1995. — № 6. — С. 1−53.
- Образовательная политика на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материал международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. — СПб.: СПбГУПМ, 1995.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 1995.
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
- Петровичей В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. — № 4.
- План-график повышения квалификации работников образования в Республиканском институте повышения квалификации работников образования в 1996 году. М.: Мин-во образования РФ, 1995.
- Подобед В.И. Региональная структура управления образованием // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.29.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Федеральных органов исполнительной власти». !
- Постановление государственного комитета Российской Федерации, но высшему образованию от 27.12.95 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.09.96 № 113 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 08.04.97. № 655 «Об основных направлениях деятельности Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
- Потеев М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Учебное пособие. СПб., 1992.
- Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем // Под ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
- Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года.
- СПб.: Комитет общего и профессионального образования
- Ленинградской области, 1997.
- Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996.
- Развитие системы образования Российской Федерации / РИПРКРО. -М., 1992.
- Ребенок в современном мире / Материалы областного педагогического совета.-СПб., 1995.
- Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Вып. З / НИИ регпонологии при Мордовском ун-те. -Саранск, 1994.
- Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. М., 1997.
- Румянцев А.А., Гусаков М. А., Максимов В. В. Переход к новому технологическому укладу: влияние социально-экономических условий. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
- Сапрыкин B.C. Повышение квалификации организаторов народного образования // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С.8−9.
- Сергейчук А.В. Перспективы стратегического управления в Ленинградской области // Евроград. № 7. — С.29−31.
- Сепашеико B.C. Взаимодействие вузов и общеобразовательных учреждений в столичном регионе//Регионология. 1994. -№ 4. — С. 114−119.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии профессионального обучения: Учебно-методические планы и программы авторских курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования. СПб., 1995.
- Сивов М.В. Экономическая стратегия развития системы профессионального образования в регионе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1995.
- Сигов В.И. Региональная политика как объект реформирования II Гуманитарные науки. 1993. -№ 1. — С.79−83.
- Сигов В.И. Социология национального управления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Статистические данные о системе образования Ленинградской области, 1995 год. СПб.: Министерство образования Ленинградской области, 1995.
- Стратегия развития образования в России. 1994 / Мин-во образ.РФ. -М., 1993.
- Субетто А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. Москва-Кострома, 1996.
- Татарченкова С. Становление института как центра последипломного образования II Проблемы непрерывного образования: педагогическое кадры. Информационный бюллетень. 1996. -№ 8. — С.43−47.
- Ухов Н.Н., Демидова Л. Г., Кроливецкий Э. Н. Экономическое программирование. СПБ.: СПбУЭФ, 1993.
- Фабричева О.А. Подготовка кадров, работающих со взрослыми в сфере образования / В сб.: «Образование в жизни взрослого человека». Материалы научно-практической конференции. СПб.: Российская Академия Образования, 1997. — С.46−48.
- Филатова Л.И. ИУУ, ИПК и повышение квалификации руководящих, управленческих кадров // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. 1996. — № 8. — С.55−60.
- Хазова Л.В. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности. Подготовка и повышение квалификации преподавателей // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С.96−110.
- Целнщева Н. Полифония ценностного мира. Непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1996. — № 1.
- Цвирхун А.Д., Акнфиев В. К. Структура многоуровневых и крупномасштабных систем. Синтез и планирование развития. М.: Наука, 1993.
- Чегодаев Н.М. Организационно-методические условиясовершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 1991.
- Шатун А. Еще раз о повышении квалификации преподавателей II Высш. образование в России. 1996. — № 4.
- Шевченко Л.И. Методологические и методические основы разработки региональной программы социальных реформ / В сб.: Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация. СПб., СПбГУ, 1996. — С.73−75.
- Шленов 10.В. Аналитический обзор состояния научного потенциала вузов и научных организаций Госкомвуза России. СПб.: Изд-во Сев.-Зап. научно-методич. центра, 1996.
- Шленов Ю.В. Грантовая модель финансирования научных исследований в высшей школе. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Шленов Ю.В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе / Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 1996.
- Шувалова В., Шиняева О. От неуверенности к профессионализму // Народное образование. 1995. — № 1. — С. 121−123.
- Экономические реформы: проблемы и перспективы / Под ред.
- А.Е.Когута. СПб.: Наука, 1993.
- Экономическое образование в школе / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1995.
- Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.98−107.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: «Наука», 1972.
- Davics Peter and Scribbins Keith. Marketing Further and Higher Education, New York, 1985.
- DavisB., BraundT. Local Management of Schools. Plemouth, 1989.
- David S.P. Hopkens and William F.Massy. Planning Models for Colleges and Universities. Standord.Cal. 1981.
- GlafTer Ron. Educational Institutions and their Environments Managing the Boundaries Philadelphia, 1989.
- Kotier, Philip, and Karen F.A.Fox. Strategic Marketing for Educational Institutioni. NewJersy, 1985.
- Le Systeme educatif en France et son administration / Collection franko-russe documents d information et de formation.- 1993.- N 22.
- PsacharopouIos George. The Privatization of Education in Europe.- Comparative Education Review. Volume 36. N 1, 1992.
- Reimers Fernando. The Rolt of Organization and Politics in Government Finfncing of Education Manual, New York, 1962.
- Simon H. Modela of Man: Social and National.- New York: Welley.- 1981.