Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое планирование развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление Федеральной программы развития образования в России, Программы развития образования Ленинградской области до 2000 года, определяющих цели, проблемы, этапы, стратегические направления развития образования, механизмы управления инновационными процессами и ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех элементов системы образования в рамках задач ее, развития и удовлетворения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Методологические положения, направленность и особенности стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
    • 1. 1. Методологические основы создания и использования механизма планирования развития дополнительного образования педагогических работников

    1.2. Функционально-целевая направленность и особенности стратегического планирования образовательных услуг и ресурсных потенциалов в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    ГЛАВА 2. Концептуальные основы реформирования и экономико-организационное обоснование стратегии развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    2.1. Обоснование функциональных стратегий и формирование принципов реформирования регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    2.2. Концептуальные положения реформирования региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    2.3. Рационализация взаимодействия элементов системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    ГЛАВА 3. Методические положения прогнозирования и тенденции развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе.

    3.1. Тенденции, оценка состояния и противоречия стратегического развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в Ленинградской области.

    3.2. Обоснование целесообразности применения и выбора методов социально-экономического прогнозирования в процессе формирования стратегического плана развития системы дополнительного образования педагогов региона.

    3.3. Создание и использование структурно-функциональных и информационно-технологических моделей прогнозирования социально-экономического развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

    ГЛАВА 4. Формирование стратегического плана развития региональной системы и оценка эффективности его реализации.

    4.1. Методические положения разработки стратегического ' плана.

    4.2. Экономические и социальные оценки эффективности осуществления стратегического плана развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Стратегическое планирование развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика Российской Федерации, ее рынки труда, образовательных услуг нуждаются не только в решении экономико-организационных проблем создания соответствующего им образовательно-квалификационного потенциала работников народного хозяйства и в первую очередь педагогических кадров, но и его эффективного использования, планирования этапов достижения намечаемых I оптимистических целевых ориентиров социального и экономического развития и рационализации взаимодействия элементов системы (комплекса) повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Эффективное функционирование и развитие народного хозяйства основаны на, необходимости постоянного обновления знаний — особой формы капитала, требующей значительных затрат средств, времени от индивидуума, организационно-правовых структур, общества для поддержания1 и развития определенного образовательно-квалификационного уровня работников, в том числе и за счет повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В процессе реформирования экономики, системы образования и ее составной части — повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров возникает потребность в обеспечении планомерности их перспективного и стратегического развития посредством средне-, долгосрочного и стратегического планов. При этом, если средне-, долгосрочные планы функционирования и развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (РК ПК ППК), системы дополнительного образования педагогов в регионе (Ленинградской области) ориентируют планомерность п эффективность оказания образовательных услуг во взаимосвязи со сроками, объемами, качеством, разнообразием их осуществления, то стратегическое планирование развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, не перенося тенденций социально-экономического и иной направленности развития образовательных учреждений, организаций из прошлого на будущий, стратегический период времени, на основе использования соответствующих правил, процедур, логико-аналитических последовательностей для обоснованного принятия управленческих решений, Останавливает функциональные стратегии различной направленности, размеры и, эффективность использования ресурсных потенциалов.

Осуществление Федеральной программы развития образования в России, Программы развития образования Ленинградской области до 2000 года, определяющих цели, проблемы, этапы, стратегические направления развития образования, механизмы управления инновационными процессами и ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех элементов системы образования в рамках задач ее, развития и удовлетворения потребностей на рынке образовательных услуг, неразрывно связано с необходимостью формирования стратегического плана развития системы дополнительного, послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров региона, их реформирования как по этапам, срокам реализации, раскрытия и эффективного использования научно-исследовательского, кадрового, образовательного ресурсных потенциалов, так и по соблюдению установленных программами концентрации финансовых, трудовых, материальных, информационных ресурсов для успешного решения приоритетных задач образования всех социальных слоев населения, включая педагогических работников, условий формирования новых социальных отношений в обществе с развивающейся рыночной экономикой.

Одним из основных направлений решения проблем стратегического планирования развития РК ПК ППК, системы дополнительного образования педагогических работников, их эффективного функционирования в стратегическом периоде является последовательная реализация государственных и региональных программ реформирования систем образования, рационализация формирующихся и развивающихся отношений на рынке образовательных услуг между потребителями и учреждениями их оказывающими посредством стандартизации, вариативности, диверсификации видов и содержания образования, перехода системы дополнительного образования на функционирование в соответствии с программно-целевой моделью управления, развития нормативно-правовой базы образования, децентрализации и регионализации управления образованием, включая управление дополнительным образованием, осуществления многоуровневого, многоканального и нормативно-персонифицированного финансирования.

Вместе с этим конструктивная направленность стратегического планирования развития регионального комплекса (системы) повышения квалификации j и переподготовки педагогических кадров должна I учитывать: условия экономической нестабильности в период реконструкции, реформирования системы ПК ППК в регионехроническую дефицитность федерального, регионального бюджетовнеобходимость обеспечения и гарантированности социальной защиты педагогов, учителейизменения в программах общеобразовательного и профессионального характера, затрагивающие широкий спектр адаптации системы образования к экономически, социальным, политическим преобразованиям в стране.

Актуальность решения данных задач, проблем особенно возрастает в процессе реализации этапов Программы развития образования Ленинградской области до 2000 года, осуществления стратегических целей реформирования образовательной системы, а вместе с ней экономики, которым сопутствуют кризис неплатежей, безработица, фискальная система налогообложения, остаточный принцип финансирования науки, культуры, образования.

В качестве основных положений, обосновывающих реальность и необходимость формирования плановой стратегии эффективного развития РК ПК ППК, системы дополнительного образования педагогических работников в| диссертационной работе выступают: анализ тенденций I сложившейся ' и прогнозируемой динамики структурных изменений обучающихся в учреждениях повышения квалификации, переподготовки и стажировки Ленинградской областиконцепция реформирования РК ПК ППК в стратегическом периоде его развитияпрограммно-концептуальная модель структурно-организационных преобразований институциональных участников рынка образовательных услугконцептуально-правовая стратегическая модель развития образования в России.

Отсутствие необходимой системности формирования и применения на практике функционирования и развития системы дополнительного образования педагогических работников региона основ стратегического планирования объясняется недостаточной научно-исследовательской разработкой и обоснованностью информационных, логических процедур и правил критериально-целевой ориентации развития, включая отдельные функциональные стратегии различной направленности, регионального комплекса ПК ППК, предпочтительностью приоритетам реальности и объективности планирования, установлению стратегических ориентиров и стремлению к достижению их, определению целевой направленности развития системы ПК ППК, дополнительного образования педагогических работников приоритетов декларативности и условий неопределенности получения высоких социальных и экономических результатов развития образовательной системы на долгосрочный и стратегический периоды.

В этой связи все более актуальными становятся методологические и методические основы создания системы стратегического планирования, включающей в себя взаимодействие экономических, организационных, кадровых, финансовых, системно-аналитических элементов, устанавливаемое в процессе стратегического анализа социально-экономического, учебно-методического развития РК ПК ППК, анализа внешних воздействий на систему дополнительного образования педагогических работников региона, ресурсных потенциалов. Плановое, программное осуществление поэтапной реализации реформирования, реконструкции РК ПК ППК предоставляет реальную возможность Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области прогнозировать экономические, социальные уровни развития системы дополнительного образования педагогов, РК ПК ППК в целом, на базе обоснованности стратегического плана определять возможности достижения высоких уровней эффективности оказания образовательных услуг.

Система стратегического планирования позволяет региональным органам управления образовательной системой формировать действенные механизмы планирования условий, последовательности, сроков, эффективности достижения поставленных целевых стратегических ориентиров, рационализировать взаимодействие составляющих механизма долгосрочного и стратегического планирования развития региональной системы дополнительного образования, обеспечивающих не только рационализацию выполнения экономических, логико-аналитических, организационных работ, но и ориентацию целевой направленности социально-экономического развития РК ПК ППК. ь.

В настоящее время теоретические и методические основы формирования стратегического плана «поэтапного развития, реформирования PIC ПК ППК, системы дополнительного, послевузовского образования педагогических работников региона, их стратегических составляющих и ресурсных потенциалов в условиях экономической нестабильности в нашей стране разработаны недостаточно, и, по сути дела, являются малоисследованной проблемой. Необходимо формирование таких методологических и методических положений стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, рационального взаимодействия его элементных составляющих, которые могли бы составить его основу.

Значимость и объективность планово-расчетных обосновании достижения желаемых социальных и экономических результатов, стратегических ориентиров, определение целевой направленности развития системы дополнительного образования педагогических работников, регионального комплекса ПК ППК, формирование функциональных стратегий экономического, финансового, международного сотрудничества организационно-правового, интеллектуально-образовательного, социального характера, выявление, увеличение объемов и повышение эффективности потребления ресурсных потенциалов РК ПК ППК, рациональное использование финансовых средств на основе научного обоснования и взаимодействия составляющих стратегического плана функционирования и развития системы дополнительного образования педагогов региона, определение оптимистических альтернатив развития, создание программно-концептуальной модели региональной системы ПК ППК также ждут своего решения.

Актуальность темы

исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важнейших задач как научное обоснование создания системы взаимодействующих функциональных составляющих стратегического плана развития РК ПК ППК, эффективность реализации которого могла бы подтвердить научную обоснованность выбора альтернативной стратегии функционирования и развития системы дополнительного образования педагогических работников.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства, системы образования, органов планирования и управления | системой повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе (в Ленинградской области) определили цели, задачи и предмет данного диссертационного исследования.

Главная цель настоящего исследования состоит в решении крупной научной проблемы — разработать экономико-организационные основы теории стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В соответствии с главной целью в диссертации сформулированы, поставлены и обоснованы следующие задачи:

• установить методологические основы формирования и рационального использования механизма стратегического планирования развития дополнительного образования педагогических работников в регионе;

• выявить и научно обосновать функционально-целевую направленность и особенности стратегического планирования размеров оказания образовательных услуг и эффективного использования ресурсных потенциалов регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

• обобщить процедуру и последовательность обоснования функциональных стратегий экономической, социальной, финансовой, организационно-правовой, международного сотрудничества, интеллектуально-образовательной направленности, определения принципов реформирования регионального комплекса повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников;

• научно обосновать и раскрыть содержание концептуальных положений реформирования и рационального взаимодействия элементов региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в стратегическом периоде;

• сформировать методические положения обоснованности выбора и целесообразности использования прогностических методов структурно-функциональных, информационно-технологических и экономико-математических моделей прогнозирования социально-экономического развития регионального комплекса повышения квалификации н переподготовки педагогических кадров;

• разработать методические положения составления и реализации стратегического плана развития системы дополнительного образования педагогических работников Ленинградской области на основе анализа взаимодействия составляющих процесса планово-расчетных обоснований и определения альтернатив стратегического развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в регионе;

• разработать и предложить методические основы определения показателей эффективности практической реализации стратегического плана развития РК ПК ППК с учетом эффективности использования ресурсных потенциалов и роста социальных и экономических результатов развития системы дополнительного образования педагогических работников.

Предметом исследования являются методологические и методические проблемы стратегического планирования развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ленинградской области.

Объектом исследования выступает система дополнительного образования педагогических работников, комплекс повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ленинградской области, его механизм планирования размеров и эффективности оказания образовательных услуг на средне-, долгосрочную и стратегическую перспективу. Объектами исследования также являются ресурсные потенциалы образовательного процесса, учреждения и организации системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических кадров региона. (.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью осуществления системно-стратегического анализа экономического, социального, учебно-методического развития, рационализации взаимодействия основных элементов системы стратегического планирования функционирования и развития регионального комплекса ПК ППК, научного обоснования реальных возможностей достижения эффективностй развития системы дополнительного образования педагогических работников региона на стратегических этапах ее формирования.

МеГодологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем явились новейшие работы в области стратегического планирования, прогнозирования и управления системой образования в стране, в регионах российских и зарубежных ученых-экономистов, организаторов образовательного процесса, законы Российской Федерации «Об образовании», Федеральная программа развития образования в России, Программа Ленинградской области до 2000 года, а также распоряжения и информационные материалы о развитии общего и профессионального образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

В диссертации использованы и такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, дедукция и индукция, математико-статистические, аддитивные, экспертные методы социально-экономического и прогностического моделирования развития системы дополнительного образования педагогических работников в стратегическом периоде.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедших отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов, специалистов в области управления образовательным процессом.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития систем образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Российской Федерации, Ленинградской области, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о структурных изменениях, динамике роста количества типов и видов образовательных учреждений и обучающихся в них.

Научная. новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

• впервые поставлены, исследованы и научно обоснованы методологические положения создания и применения в деятельности систем образования механизма /долгосрочного и стратегического планирования, взаимодействующие составляющие которого ориентированы на получение научно обоснованной перспективной информации ! об эффективности функционирования и развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, системы дополнительного образования педагогов;

• теоретически разработаны функционально-целевая направленность, установлены и проанализированы особенности стратегического планирования объемов образовательных услуг и ресурсных потенциалов, определяющих стратегию достижения программируемых социальных и экономических результатов, эффективности развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в регионе;

• предложено новое методологическое обеспечение, осуществлено экономико-организационное обоенрвание функциональных стратегий, принципов и целевой ориентации реформирования системы дополнительного образования педагогических работников в регионе на основе анализа базовой стратегии, программно-концептуальных изменений ориентиров и направлений развития регионального комплекса ПК ППК;

• разработаны и научно обоснованы принципиально новые концептуальные положения стратегии реформирования и рационализации элементно-организационной структуры регионального комплекса ПК ППК;

• сформированы и обоснованы методические положения о приоритетност! и выбора и целесообразности использования экономико математических и экспертных методов социально-экономического прогнозирования в процессе формирования стратегического плана развития системы дополнительного образования педагогов региона;

• впервые разработаны системные основы создания структурно-функциональной и информационно-технологической модели прогнозирования развития регионального комплекса ПК ППК, роста образовательного потенциала, численности обучающихся, числа рабочих мест, численности педагогических кадров в системе дополнительного образования педагогов;

• сформированы и предложены для практического использования новые методические положения разработки разделов стратегического плана на основе функциональных стратегий экономического, финансового, организационно-правового, интеллектуально-образовательного характера, международного сотрудничества, результатов анализа влияния внешних воздействий, обоснований планово-расчетных стратегических возможностей достижения и наиболее полного использования ресурсных потенциалов, определения и выбора стратегических альтернатив развития системы дополнительного образования педагогических работников региона;

• впервые разработаны методические положения определения эффективности, социальных и экономических результатов реализации стратегического плана, структурно-организационного реформирования, развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Практическая п научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методологических и методических проблем направлены на развитие экономической теории стратегического планирования. Научные положения работы имеют практическую значимость и могут быть использованы региональными и местными органами управления системами образования, дополнительного образования ! педагогических работников в процессе системно-стратегического анализа развития, установления основных условий и факторов, определяющих содержание и направленность функциональных стратегий, формирования и выбора наиболее приемлемых альтернатив развития регионального комплекса ПК ППК.

Существенное практическое значение имеют полученные научные результаты в области системного стратегического планирования эффективности функционирования, развития РК ПК ППК, роста социальных 'и экономических результатов, ресурсных потенциалов, направленные на повышение реальности, значимости и объективности стратегии планирования.

На практическую реализацию направлены и предлагаемые в диссертации методические разработки по обоснованию стратегического плана развития системы дополнительного образования педагогических работниковЛенинградской области на основе устанавливаемых в диссертационном исследовании оценок состояния и противоречий стратегического развития, конструируемых структурно-функциональных, экономико-математических и экспертных моделей прогнозирования частных и обобщающих экономических показателей системы дополнительного образования педагогических работников региона. Практической конкретностью и реальностью характеризуются также методические положения определения комплексных ' социально-экономических оценок результатов функционирования РК ПК ППК и эффективности реализации стратегического плана.

Отдельные рекомендации и выводы автора уже практически реализованы на ряде учреждений системы образования Ленинградской области, в Ленинградском областном институте развития образования, в Центральном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования, либо внедряются.

Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на заседаниях Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, на совещаниях по реформированию системы дополнительного образования педагогических работников, на межвузовских и международных научно-практических конференциях, на конференциях профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского университета экономики и финансов по актуальным проблемам стратегического планирования социально-экономического развития системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ленинградской области.

Основные научные положения диссертации изложены в двух монографиях, в шести брошюрах, а также в статьях, докладах, изданных в сборниках научных трудов.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структура диссертационной работы в наибольшей степени ориентирована автором на отражение актуальных, малоисследованных или совсем нерешенных задач по теме диссертации. 7.

Структура данного диссертационного исследования включила главы, в которых приведены теоретические обоснования основ, направлений, содержания стратегического планирования размеров оказания образовательных услуг и ресурсных потенциалов в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В диссертацию вошли методологические и методические положения создания механизма, определения функционально-целевой направленности, особенностей, экономико-организационного обоснования плановой стратегии развития регионального комплекса ПК ППК.

Другими J принципиальными положениями, вошедшими в диссертацию, являются обоснование целесообразности стратегической ориентации на свои потенциальные ресурсные возможности, на относительную автономизацшо, которые могут выступать основой, для реформирования деятельности и развития регионального комплекса. В качестве основных ресурсных составляющих на стратегический период выступают научно-исследовательский (творческий), кадровый, образовательный потенциалы. В диссертации показано, что формирование целевой направленности стратегического планирования использования ресурсных потенциалов РК ПК ППК зависит от специфики I образовательных услуг, отличающихся от остальных услуг системы образования своими потребительскими свойствами, качеством и социальными характеристиками. Это связано с тем, что целевая направленность процесса создания и оказания образовательной услуги в региональном комплексе ПК ППК обусловлена тенденциями и факторами развития макрои микросреды.

В диссертации рассматриваются процедуры и определяется последовательность формирования стратегического плана регионального комплекса в единстве, раскрывается содержание каждой из них в целях полного представления о методике стратегического планирования развития РК ПК ППК с учетом его особенностей в общей системе образования. Особое внимание автором уделено анализу ресурсных потенциалов, формированию концептуально-правовой, программно-концептуалыюй стратегических моделей РК ПК ППК, системы образования, системно-стратегическому анализу экономического, социального, учебно-методического развития регионального комплекса.

Диссертация также включила аргументацию и обоснования методических положений: формирования стратегического плана развития регионального комплекса ПК ППК в форме разработки концепции целесообразности институциональных, структурно-организационных и иных преобразований, реконструкции стратегического характерасистемно-стратегического анализа социально-экономического развития i I регионального комплекса, разработки функциональных стратегий, основные условия и факторы их определяющиеобоснования целесообразности их постановки и комплексного использования в процессе принятия стратегических решений о реконструкции РК ПК ППКоб установлении стратегических альтернатив развития регионального комплекса, обоснованности выбора наиболее предпочтительной из них на основе возможностей достижения желаемых уровней результативности социальной, экономической, организационной направленности.

В диссертации определены основополагающие принципы и методические положения реформирования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе, рационализации взаимодействия элементов РК ПК ППК, методы системной оценки плана развития регионального комплекса, учитывающих как экономическую, так и социальную результативность развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

Выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы, органами управления, перспективного и стратегического 1 планирования развития системы образования региона (Ленинградской t области) в целом, регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.

Применение в планово-расчетной деятельности федеральных и региональных систем дополнительного образования педагогических работников методологических и методических положений данного исследования о стратегическом планировании и эффективности функционирования и развития окажет, как полагает автор, помощь в решении экономических и социальных проблем в процессе реформирования, реконструкции РК ПК ППК, повышения эффективности использования его ресурсных потенциалов в стратегическом периоде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективное функционирование системы образования в регионе, ее составляющей — комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров возможно на основе обеспечения планомерности их долгосрочного и стратегического развития, научной обоснованности и объективности планирования. Стратегическая направленность социально-экономического развития РК ПК ППК, системы дополнительного образования педагогических работников Ленинградской области неразрывно связана со сложившимися и изменяющимися в перспективе экономическими, финансовыми, социальными, организационными, нормативно-правовыми, политическими факторами, характерными для этапа развивающихся рыночных отношений, с экономическим кризисом, необходимостью структурной реорганизации экономики, системы образования.

Целевая стратегическая направленность, ее конкретизированные ориентиры развития регионального комплекса ПК ППК вместе с этим должны реально учитывать нричинно-следственные связи явлений, событий, складывающихся в планово-стратегическом периоде времени, а также возможные изменения в организационной структуре регионального комплекса в процессе движения к намечаемым ориентирам эффективности использования ресурсных потенциалов.

Значимость и объективность стратегического плана, характеризуемого высоким уровнем самостоятельности разработки и определения направлений функционирования и развития образовательной системы не может удовлетворять условиям программированное^! своих положений без отлаженного планово-расчетного механизма рационального взаимодействия элементов, выступающего инструментарием реальности, обоснованности и значимости планово-перспективной информации о возможности и реальности стратегического достижения социальных и экономических результатов функционирования.

Основными составляющими механизма стратегического планирования могут выступать: предварительный анализ вероятности достижения частных и обобщающих уровней функционирования регионального комплекса ПК ППК в долгосрочном и стратегическом периодахметод планирования, имитация регионального процесса дополнительного образования педагогических работников, комплекс экономико-организационных мероприятий, определяющих его интенсивное и равновесное состояниесочетание срочности и неопределенности планирования эффективности использования трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсовпроцедуры раскрытия содержания функциональных стратегий развития РК ПК ППК, анализ направлений и объемов внешних воздействий на процесс оказания сложных высокоинтеллектуальных образовательных услуг педагогам Ленинградской области, использования ресурсных потенциалов системы дополнительного, послевузовского образования педагогических кадровпрогнозирование, как процесс научного обоснования и объективизации планомерности деятельности по оказанию образовательных услуг в региональной системе ПК ППК.

На решение проблем создания методологических и методических основ формирования эффективного механизма стратегического планирования развития дополнительного образования педагогических работников региона, концептуального и экономико-организационного обоснования состава и содержания функциональных стратегий, построения и использования структурно-функциональных и информационно-технологических моделей, прогнозирования социально-экономического развития, разработки и оценки эффективности осуществления стратегического плана развития регионального комплекса ПК ППК направлено данное исследование, основные выводы и рекомендации которого можно сформулировать следующим образом: I.

• механизм планирования, выступая в качестве планово-расчетного инструментария обеспечения планомерности перспективного и стратегического развития системы дополнительного образования педагогических работников региона, должен быть ориентирован на обоснованность, объективность и значимость предстоящей, перспективной информации о возможности и реальности достижения данной системой образования желаемых социальных, экономических результатов;

• в механизм стратегического планирования развития дополнительного образования педагогов региона могут быть включены такие его взаимодействующие элементы, как: предварительный анализ ожидаемых в стратегическом периоде экономических и социальных результатов, обобщающих и частных показателей эффективности функционирования регионального комплекса ПК ППК в долгосрочном и стратегическом периодахнаучные и экспериментально подтверждаемые обоснования о реальности достижения рациональных объемов оказания образовательных услуг в форме повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на модели имитации данного образовательного процессаорганизационно-технические, научно-исследовательские, учебно-методические и иные мероприятия, направленные на оптимальное сочетание социальных и экономических результатов функционирования и развития системы дополнительного, послевузовского образования педагоговсоблюдение рационального сочетания срочности и непрерывности планирования своего функционирования и развитиявзаимосвязи планово-расчетных обоснований и эффективности деятельности по оказанию образовательных услуг с принимаемыми управленческими органами образовательной системы ПК ППК стратегических решений о реформировании, реконструкции институциональной, организационной структуры, деятельности, развития системы дополнительного, послевузовского образования педагоговпроцедуры раскрытия содержания функциональных стратегий развития регионального комплекса ПК ППК, анализ внешних воздействий на процесс оказания сложных образовательных услуг, определение ресурсных потенциалов образовательной системыпрогнозирование социально-экономического развития РК ПК ППК;

• общая целевая направленность стратегического планирования определяется не только внутренней потребностью системы дополнительного образования педагогических работников к саморегулированию, самоорганизации, самопланированию при наличии значительных прямых и косвенных регламентирующих деятельность регионального комплекса воздействий, но и стремлением управленческих органов самого регионального комплекса ПК ППК рационально использовать свои материальные, трудовые, денежные информационно-методические и иные ресурсы во времени при постоянном контроле и анализе своей деятельности, развития, корректировке и регулировании социально-экономической направленности своего движения, посредством запланированных к осуществлению организационных, правовых, административных, экономических, финансовых, научно-педагогических мероприятий, диверсифицированных видов деятельности, внедрения новых педагогических технологий обучения;

• особенность использования потенциальных ресурсов РК ПК Г1ПК заключается в том, что, опираясь на своп внутренние творческие потенции, в условиях сложности определения степени воздействия внешних институтов развития образования, учреждений инноваций, управления на изменение научно-исследовательского потенциала, целесообразно в процессе стратегического планирования предусматривать: расширение объемов издания и использования учебной литературы, методического обеспечения учебного процесса, соблюдать образовательные стандарты, рост инициированных новых педагогических технологийизменение количества квалифицированных трудовых ресурсов на стратегическую перспективу в зависимости от изменений в регионе демографического, 1 социального, экономического характера, от реформирования сети образовательных учреждений, многоуровневой системы педагогического образованияучет реалий диверсификации образовательных услуг, видов деятельности в региональном комплексе ПК ППК, создания условий гараптированности получения гражданами региона образования, но выбору, реализации парадигмы развивающегося, дистанционного обучения граждан с использованием телевидения и коммуникационных систем;

• функциональные стратегии, как элементы стратегического планирования РК ПК ППК, подчинены закономерностям своей элементной структуры и, взаимодействуя с другими элементами системы стратегического планирования в процессе анализа ресурсных потенциалов регионального комплекса, раскрывают количественные и качественные критериально-целевые, программно-концептуальные изменения ориентиров и стратегических направлений движения к ним, представляют возможность для квалифицированной оценки вероятности осуществления и результативности мер в планово-расчетном стратегическом периоде для таких функциональных стратегий, как: экономическая, зависящая от реального введения в действие минимальных государственных экономических стандартов жизнеобеспечения педагогов, учителей, оплаты их труда, от старения основных фондов образовательных учреждений, внедрения ускоренной амортизации, обновления основных учебно-производственных фондов, от незаконной приватизации и ведомственной разобщенности собственности, усиленного режима экономии и сохранности имущества, льготного налогообложениясоциальная стратегия, характеризуемая мерами, направленными на улучшение условии труда и быта педагогов, оказание целевой социальной помощи молодым педагогам, на социальную адаптацию школьников и студентов в регионе, улучшение их психологического и физиологического здоровья, на инфляционную индексацию оплаты и стимулирование труда педагогов, медицинское и диагностическое обслуживаниефинансовая стратегия, реальность достижения которой могут быть установлены в процессе анализа фактического положения с финансированием РК ПК ППК и реализации ряда организационных, правовых п иных мер постоянно наращивать объемы финансирования, исходя из динамики развития образовательной системы в регионестратегия организационно-правовых изменений, реальность которых подтверждается разработкой и введением таких нормативно-правовых актов, которые бы расширяли и укрепляли гарантированность граждан на получение образования, определяли механизм обязательного соблюдения образовательных стандартов, повышали мотивацию на продолжение образования, обеспечивали бы рост квалификации и переподготовки педагогических кадровинтеллектуально-образовательная стратегия, зависящая от личностной ориентации, вариативности и многоуровневости образования в регионе, гуманизации, дифференцированности форм получения образования, реализации парадигмы развивающего обучения и развивающегося образования, сохранения единого образовательного стандарта без организационно-правового разделения его по национальному и территориальному принципу;

• стратегическую функциональную направленность процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе можно характеризовать такими зеркальными отражениями факторов воздействия макросреды, как политико-правовые, социальноэкономические, природно-экономические, демографические, научно-технические, культурно-этические;

• система высшего педагогического образования не в состоянии своевременно и адекватно реагировать на изменения требований элементов макросреды и потребности элементов микросреды — систем среднего специального профессионального, среднего общего, неполного, начального и дошкольного образования, так как она отличается большим периодом запаздывания как в системе управления процессом оказания образовательных услуг, так и в самом процессе;

• акмеологические, апдрагогические и дидактические принципы совершенствования процесса ПК ППК представляют возможность в I стратегической периоде реконструкции, реформирования регионального комплекса выделить особую форму очно-заочного — дистанционного обучения, основанной на личностно-ориентированном мотивационном подходе к системе образования и принципиально новой последовательности этапов получения и применения знаний и навыков (понимание-информация-действие);

• концепция реформирования РК ПК ППК, системы дополнительного образования педагогических работников должна исходить из постановки таких целевых установок стратегического планирования развития, которые па предстоящий период принятия и реализации стратегических решений о реформировании могли бы соединять запросы педагога о повышении квалификации, получении дополнительного образования с адекватным и реально осуществимым процессом приобретения новых профессиональных знаний, умений и навыков на основе подчинения учебного процесса задаче развития творческого потенциала педагога;

• в процессе реформирования системы ПК ППК на стратегический период необходимо использовать все модели и виды организации методического, кадрового, научного, информационного обеспечения, входящих в состав различных элементов микросреды, рационализация взаимодействия которых заключается в том, чтобы разграничить и ранжировать цели и задачи, функционально-целевую направленность элементов, находящихся в различном организационно-функциональном подчинении, и в то же время координировать их деятельность в регионе с целью создания единого образовательного пространства;

• кризисные явления в экономике ведут к обострению противоречий между профессионально-квалификационными знаниями педагога и динамично растущими требованиями рынка к образовательному процессу, выражающимися в несоответствии уровня сложности, ответственности педагогического труда и его недостаточной общественно-экономической оценки, форм и методов обучения современным требованиям процесса повышения квалификации, в отсутствии гибкости, эффективности механизма управления образованием;

• использование экономико-математических, экспертных методов, структурно-функциональных и информационно-технологических моделей прогнозирования развития системы дополнительного образования педагогических работников региона (Ленинградской области) при обосновании необходимости ее реформирования, составлении стратегического плана позволяют на основе комплекса демографических прогнозов, а также прогнозирования: общей численности обучающихся в школах и учебных заведениях, числа рабочих мест, профессорско-преподавательского состава в системе дополнительного образованиячисленности педагогических кадров и потребности педагогов в дополнительном образованииобъемов образовательных услуг в форме повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров принять управленческие решения о проведении совокупности мер, направленных на эффективное использование ресурсных потенциалов РК.

ПК ППК, на стратегическую ориентацию достижения желаемых социальных и экономических результатов;

• разработка стратегического плана развития регионального комплекса ПК ППК может быть осуществлена при последовательности раскрытия: направленности институциональных и структурно-организационных преобразований и реконструкции как региональной образовательной системы, так и системы ПК ППКрезультатов анализа влияния внешних воздействий на систему дополнительного образования педагогических работников регионаобоснований планово-расчетных стратегических возможностей достижения и наиболее полного использования ресурсных потенциалов регионального комплексапроцесса определения ! и обоснований возможных к реализации стратегических альтернатив развития, выбора наиболее приемлемой из альтернатив;

• определение эффективности реализации структурно-содержательной части стратегического плана социально-экономического развития регионального комплекса ПК ППК необходимо, так как ориентировочные вероятностные оценки получения социальных и экономических результатов по итогам воплощения функциональных стратегий могут служить тем подтверждающим оптимистические результаты, эффективность объективизированным качественным и количественным обобщением, которое может быть положено в основу как принятия стратегических решений о проведении структурно-организационных и иных преобразований в системе дополнительного образования педагогов региона, так и последовательной реализации принятых функциональных стратегий для достижения целой развития РК ПК ППК;

• оценивать результативность, эффективность структурно-организационных и иных преобразований регионального комплекса ПК ППК необходимо исходя не только из оценок результатов его социально-экономического развития на установленный стратегический период, но и из применения методов, процедур формирования стратегического плана, позволяющих соблюдать упорядоченность принимаемых мер, но реконструкции регионального комплекса, планомерность их осуществления, производить коррекцию действующей реорганизации РК ПК ППК для достижения стратегических целей;

• при наличии высокой вероятности снижения ресурсных потенциалов различной направленности или одного из них — наиболее доминирующего, отсутствии направлений интенсификации использования трудовых и иных ресурсов регионального комплекса ПК ППК, диверсификации видов деятельности, педагогических технологий обучения и нерешенности задач повышения квалификационного уровня непосредственно самих педагогических кадров РК ПК ППК, наиболее целесообразно в качестве обобщающего показателя эффективности потребления ресурсных потенциалов использовать отношение результата использования ресурсных потенциалов в стратегическом периоде к величине общих потенциальных затрат;

• частные показатели эффективности функционирования и развития системы дополнительного образования могут свидетельствовать о разнонанравленности снижения или роста эффективности вовлечения в образовательный оборот ресурсных потенциалов в динамике изменений за несколько лет стратегического периода и сигнализировать органам управления, перспективного развития регионального комплекса о необходимости принятия адекватных мер для коррекции и устранения будущих негативных явлений, регулирования использования стратегических потенциалов или принятия стратегических альтернативных вариантов развития РК ПК ППК, исключающего такого рода явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Концепция и основные методические положения разработки стратегии развития учебного заведения профессиональной школы. СПб.: Изд-во Ленипград.обл.пед.ин-та, 1995.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1984.
  3. Актуальные проблемы развития образования Ленинградской области / В сб.: Материалы для участников круглого стола. -Кириши, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 1997.
  4. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. Аркавенко Л. и др. Открытая модель (о развитии образования) // Высшее образование в России. 1997. — № 1.
  7. А.К. Регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1996.
  8. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности / Общее среднее образование России. М., 1993.
  9. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
  10. Г. В., Беляков С. А., Виноградов II.М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  11. З.Балашов Г. В. Экономика высшей школы: особенности формирования нового хозяйственного механизма/ / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1993.
  12. И.Бараш Б. Л. Институты усовершенствования учителей и районные педагогические кадры // Народное образование. 1950. — № 2. — С.8−15.
  13. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. — № 3.
  14. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  15. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970.
  16. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1978.
  17. Бизнес-план'/ Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1995.
  18. В. Модель на выбор//Иародное образование. 1995. — № 2. — С.17−20.
  19. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев, 1987.
  20. Е.О. Идеи Л.С.Выготского в современной практике образования // Источник мудрости, творчества, радости. 1996. — № 2. — С. 1011.
  21. М.К. Наука управления: новый подход. М., 1990.
  22. Т.Г. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей // Вечерняя средняя школа. 1993. -№ 4. — С.19−21.
  23. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов.педагогика. -1989. № 8., I
  24. Т.Г. Обучение новым методическим решениям // Вечерняя средняя школа. 1989. — № 2.
  25. Г. А. Стратегический анализ деятельности промышленного предприятия (на примере АО «Красный Выборжец») / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СПб., 1995.
  26. Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. 1993. — № 8. — С.95−104.
  27. З.И. Целостное построение воспитания в процессе обучения. В кн.: Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996. — С.70−83.
  28. Васильев 10., Мерзляк JI. Важный аспект управления // Народное образование. 1988. — № 8.
  29. Н.М. Повышение квалификации кадров в системе непрерывного образования// Сов.педагогика. 1988. -№ 8.
  30. Г. А., Стрикун Н. Г. Теоретический анализ проблем развития системы образования, роль системы повышения квалификации в их разрешении. Новокузнецк, 1994.
  31. С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы последипломного образования взрослых. В сб.: Образование в жизни взрослого человека / Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. — С.10−13.
  32. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Материалы и конференции. СПб., 1992.
  33. А.В., Ходячий Ф. З. Наука и система образования Санкт-Петербурга: региональные аспекты // Гуманитарные науки. 1996. — № 5−6. — С.146−152.
  34. Г. Управленческим кадрам глубокие знания // Народное образование. — 1987. — № 7.
  35. В.А. Оценка эффективности реализации стратегического плана развития регионального образовательного учреждения. СПб.: ИСЭП1. РАН, 1996. ,
  36. В.А. Методические основы разработки стратегического плана развития регионального комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. -СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  37. В.А. Стратегическое планирование образовательных услуг и ресурсных потенциалов в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. ь
  38. В.А. Стратегическое планирование развития комплекса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионе. СПб.: РАН, Институт социально-экономических проблем, 1997.
  39. JI.JI. Информационная культура в образовании взрослых // Гуманитарные науки. 1996. — № 5−6. — С. 138−142.
  40. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. СПб.: Макет, 1995.
  41. И.А., Воронцов А. В., Мацкевич АЛО. Социология: XIX—XX вв. -СПб.: ОАО «Санкт-Петербургская типография № 6», 1997.
  42. Н.Д. Методические основы регионализации развития системы профессионального образования и обучения населения / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 1996.
  43. Д.В. Стратегия развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  44. Джексон Грейсон, Карла О Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
  45. Диагностика как фактор развития образовательной системы: учебное пособие ЛОИУУ/ Под ред. В. Н. Максимовой. СПб., 1995.
  46. Е.И. Социально-интегрирующая функция образования взрослых. В сб.: Образование в жизни взрослого человека / Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997. — С. 19−22.
  47. А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  48. М.Г. О перспективах развития экспериментального курса «Педагогическая синергетика» // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. 1996. — № 8. — С.27−29.
  49. С. Некоторые аспекты подготовки социальных педагогов / В сб.: Образование в жизни взрослого человека. Материалы научно-практической конференции. СПб.: Российская Академия Образования, 1997. — С.27−28.
  50. И. Если смотреть в завтра . // Народное образование. 1988.6.
  51. П.А., Алнбекова Г. З. Профотбор по педагогическим специальностям в школах США // Сов. педагогика. 1990. — № 6. — С.87−93.
  52. .С. Основы стратегического планирования экономического развития города // Евроград. № 7. — С.31 -37.
  53. Жук А. И. Концептуальные подходы к решению проблемы повышенияквалификации и переподготовки работников образования. В сб.:
  54. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции / Материалы юбилейной научно-практической конференции «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы». Часть 1. СПб., 1996. -С.57−60.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996. -СПб.: АО ГИППОКРАТ, 1996.
  56. В.И. Исследовательский характер управленческой деятельности (Система организационно-педагогических мер по совершенствованию работы с педагогическими кадрами). // Вечерняя средняя школа. 1989. -№ 1.
  57. Г. А. Органпзационно-деятельностная игра в системе повышения квалификации // Советсткая педагогика. 1989. — № 9.68.3ипковская И. В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 1993.
  58. Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непрерывного образования. Сб.научн.трудов под ред. Б. С. Гершунского. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  59. Информационный материал о развитии общего и профессионального образования Ленинградской области в 1995−96 г. г. / Сб.№ 2. СПб.: Министерство образования Ленинградской области, 1996.71 .Кадровый потенциал регионоведения // Регионология. 1994. — № 3.
  60. А. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Народное образование. 1993. -№ 1. — С.118−119.
  61. Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка» // Народное образование. 1995. — № 1. — С.124−126.
  62. А. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1992. — № 9−10. — № 2, 6.
  63. В.Ф., Исправников Б. Б. Акмеология жизни основа региональной школы. В сб.: Безопасность молодого специалиста в условиях кризиса / Материалы межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 29−29 июня 1994 г.) — СПб., 1995. — С.40−44.
  64. О.С. Психологические аспекты обучения взрослых в системе повышения квалификации. В сб.: Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников. -СПб., 1995.-С.23−28.
  65. Т.Е. Повышение квалификации педагогических кадров в структуре управления аттестационным процессом / В сб.: Образованиевзрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Часть 2.- СПб.: Российская Академия Образования, 1995. С.21−23.
  66. А.Е., Рохлин В. Е., Знаменская К. Н. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб.: РАН, Институт социально-экономических проблем, 1992.
  67. II.И. Социальные и экономические вопросы непрерывного образования / В сб.: Проблемы социологии профессионального образования: непрерывное образование. СПб.: Санкт-Петербургское отделение Академии акмеологических наук, 1996. — С. 11−14.
  68. И.А. как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6.
  69. Координационный план-схема организации повышения квалификации Министерством образования Российской Федерации в ближнесрочной перспективе. М., 1994.
  70. М.Н. Планирование работы районных (городских) отделов народного образования // Народное образование. 1952. — № 10. — С.З.к
  71. JI.A., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.
  72. В.Н. Регулирование занятости и профессионального обучения населения в регионе: экономические формы, методы и прогнозные оценки / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СРб., 1996.
  73. Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. СПб.: СПбУЭФ, 1992.
  74. А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. 1996. — № 6. — С.27−28.
  75. О.Е. Управление процессом формирования региональных образовательных стандартов / В сб.: Образовательные стандарты. к
  76. Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. — С. 2730.
  77. Н.П. Альтернативные пути финансирования образования // Вестник Костромского государственного педагогического университета имени Н. А. Некрасова. 1995. — № 4. — С. 18−20.
  78. Н.П. и др. Маркетинг образовательных услуг. СПб., 1997.
  79. О.П., Мишустина В. В., Шконда К. В. Северо-Запад России: Современное состояние и проблемы социально-экономического развития // Гуманитарные науки. 1995. — № 1−2. — С.7−14.
  80. Д., Меер Т. Разработка учебного плана, связанного со специализацией школы. В кн.: Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996. — С.4−69.
  81. В.II. Повышать квалификацию руководящих и инженерно-педагогических кадров // Советская педагогика. 1989. — № 6.
  82. В.Н. Формирование профессионально-педагогических умении при подготовке и повышении квалификации учителя. Учебное пособие. 1992.
  83. Материалы Коллегий Министерства образования Ленинградской области о развитии системы образования в 1994—1995 гг. г. СПб., 1995.
  84. Материалы расширенного заседания совета руководителей учреждений дополнительного педагогического образования Российской Федерации -Москва Тверь — Псков, 1996.
  85. Материалы по аттестации педагогических и руководящих работников Ленинградской области / Министерство образования Ленинградской области. СПб, 1996.
  86. В.Л., Буняев М. М. Информатизация образования и подготовка учительских кадров // Советская педагогика. 1991. — № 8.
  87. ЮЗ.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  88. Местные власти и рыночная экономика / Под общей ред. Б. М. Гринчеля. -СПб.: ИнститутЕвроград, 1996.
  89. Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников: Сб.ст. / Научи.ред. Н. П. Черненко.-СПб., 1995.
  90. А.И. О расширении понятия «Содержание педагогического образования» // Советская педагогика. 1989. — № 10.
  91. Ю7.Мордуховская В. Н. Дидактические основы повышения квалификации инженерно-педагогических работников. В сб.: Методы активного обучения в системе непрерывного образования инженерно-педагогических работников. СПб., 1995. — С.6−14.
  92. З.Г. Совершенствование структуры педагогического образования. В сб.: • Образование педагогов в современной социокультурной ситуации / Материалы научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека». СПб., 1997. -С.83−86.
  93. Научный Потенциал вузов и научных организаций Госкомвуза России, 1994 г. Статистический сборник / Под ред. Ю. В. Шленова. СПб., Изд-во Сев.-Зап. научно-методич. центра, 1995.
  94. Ю.Никитин Э. М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. Учебное пособие / ЛОНУУ. Под ред. В. Н. Максимовой. Спб., 1995.
  95. Э.М. Научно-организационные основы федеральной системы повышения квалификации в условиях реформирования образования. Учебное пособие / РИПКРО. Под ред. П. П. Ситник. М. — РИО РИПКО, 1995.
  96. Э. Неизбежность перемен. Развитие системы повышения квалификации // Народное образование. 1995. -№ 2. — С.9−13.
  97. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (Отчетный доклад министра образования) // Вестник образования. 1996. — № 3. — С.7−81.
  98. Областной закон «О местном самоуправлении в Ленинградской области» от 26 марта 1996 г.
  99. Образование по выбору реальность сегодняшнего дня: об итогах работы министерства образования Российской Федерации в 1994 году и основных задачах развития образования на 1995 год // Вестник образования. — 1995. — № 6. — С. 1−53.
  100. Образовательная политика на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материал международной конференции 28 марта 3 апреля 1994 г. — СПб.: СПбГУПМ, 1995.
  101. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 1995.
  102. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  103. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994.
  104. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990.
  105. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика. 1995. — № 4.
  106. План-график повышения квалификации работников образования в Республиканском институте повышения квалификации работников образования в 1996 году. М.: Мин-во образования РФ, 1995.
  107. В.И. Региональная структура управления образованием // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.29.
  108. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)».
  109. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Федеральных органов исполнительной власти». !
  110. Постановление государственного комитета Российской Федерации, но высшему образованию от 27.12.95 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
  111. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.09.96 № 113 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов».
  112. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 08.04.97. № 655 «Об основных направлениях деятельности Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
  113. М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Учебное пособие. СПб., 1992.
  114. Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем // Под ред. А. Е. Когута. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
  115. Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года.
  116. СПб.: Комитет общего и профессионального образования
  117. Ленинградской области, 1997.
  118. Профилирование школ: разработка учебных планов / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1996.
  119. Развитие системы образования Российской Федерации / РИПРКРО. -М., 1992.
  120. Ребенок в современном мире / Материалы областного педагогического совета.-СПб., 1995.
  121. Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Вып. З / НИИ регпонологии при Мордовском ун-те. -Саранск, 1994.
  122. Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития. М., 1997.
  123. А.А., Гусаков М. А., Максимов В. В. Переход к новому технологическому укладу: влияние социально-экономических условий. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  124. B.C. Повышение квалификации организаторов народного образования // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С.8−9.
  125. А.В. Перспективы стратегического управления в Ленинградской области // Евроград. № 7. — С.29−31.
  126. B.C. Взаимодействие вузов и общеобразовательных учреждений в столичном регионе//Регионология. 1994. -№ 4. — С. 114−119.
  127. М.П. Педагогические технологии профессионального обучения: Учебно-методические планы и программы авторских курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования. СПб., 1995.
  128. М.В. Экономическая стратегия развития системы профессионального образования в регионе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 1995.
  129. В.И. Региональная политика как объект реформирования II Гуманитарные науки. 1993. -№ 1. — С.79−83.
  130. В.И. Социология национального управления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  131. Статистические данные о системе образования Ленинградской области, 1995 год. СПб.: Министерство образования Ленинградской области, 1995.
  132. Стратегия развития образования в России. 1994 / Мин-во образ.РФ. -М., 1993.
  133. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования. Москва-Кострома, 1996.
  134. С. Становление института как центра последипломного образования II Проблемы непрерывного образования: педагогическое кадры. Информационный бюллетень. 1996. -№ 8. — С.43−47.
  135. Н.Н., Демидова Л. Г., Кроливецкий Э. Н. Экономическое программирование. СПБ.: СПбУЭФ, 1993.
  136. О.А. Подготовка кадров, работающих со взрослыми в сфере образования / В сб.: «Образование в жизни взрослого человека». Материалы научно-практической конференции. СПб.: Российская Академия Образования, 1997. — С.46−48.
  137. Л.И. ИУУ, ИПК и повышение квалификации руководящих, управленческих кадров // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. 1996. — № 8. — С.55−60.
  138. Л.В. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности. Подготовка и повышение квалификации преподавателей // Социально-политический журнал. 1997. — № 1. — С.96−110.
  139. Н. Полифония ценностного мира. Непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1996. — № 1.
  140. А.Д., Акнфиев В. К. Структура многоуровневых и крупномасштабных систем. Синтез и планирование развития. М.: Наука, 1993.
  141. Н.М. Организационно-методические условиясовершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров / Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 1991.
  142. А. Еще раз о повышении квалификации преподавателей II Высш. образование в России. 1996. — № 4.
  143. Л.И. Методологические и методические основы разработки региональной программы социальных реформ / В сб.: Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация. СПб., СПбГУ, 1996. — С.73−75.
  144. Шленов 10.В. Аналитический обзор состояния научного потенциала вузов и научных организаций Госкомвуза России. СПб.: Изд-во Сев.-Зап. научно-методич. центра, 1996.
  145. Ю.В. Грантовая модель финансирования научных исследований в высшей школе. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  146. Ю.В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе / Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 1996.
  147. В., Шиняева О. От неуверенности к профессионализму // Народное образование. 1995. — № 1. — С. 121−123.
  148. Экономические реформы: проблемы и перспективы / Под ред.
  149. А.Е.Когута. СПб.: Наука, 1993.
  150. Экономическое образование в школе / Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1995.
  151. К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.98−107.
  152. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: «Наука», 1972.
  153. Davics Peter and Scribbins Keith. Marketing Further and Higher Education, New York, 1985.
  154. DavisB., BraundT. Local Management of Schools. Plemouth, 1989.
  155. David S.P. Hopkens and William F.Massy. Planning Models for Colleges and Universities. Standord.Cal. 1981.
  156. GlafTer Ron. Educational Institutions and their Environments Managing the Boundaries Philadelphia, 1989.
  157. Kotier, Philip, and Karen F.A.Fox. Strategic Marketing for Educational Institutioni. NewJersy, 1985.
  158. Le Systeme educatif en France et son administration / Collection franko-russe documents d information et de formation.- 1993.- N 22.
  159. PsacharopouIos George. The Privatization of Education in Europe.- Comparative Education Review. Volume 36. N 1, 1992.
  160. Reimers Fernando. The Rolt of Organization and Politics in Government Finfncing of Education Manual, New York, 1962.
  161. Simon H. Modela of Man: Social and National.- New York: Welley.- 1981.
Заполнить форму текущей работой