Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последующие годы изменения конституционно-правового статуса прокуратуры велись в векторе постепенного усиления функции прокуратуры по обеспечению конституционной законности, которая в настоящее время приведена в соответствие с задачами обеспечения единства правовой системы Российской Федерации. Изменения в правовом статусе прокуратуры, закрепленные в российском законодательстве за последнее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление и развитие конституционно-правового статуса прокуратуры в части, касающейся надзора за состоянием конституционной законности в Российской Федерации
  • §-Л. Историко-теоретический анализ развития прокуратуры как государственного органа обеспечения конституционной законности
    • 2. Развитие правового статуса прокуратуры на современном этапе и его влияние на обеспечение конституционной законности в
  • Российской Федерации
  • З.Понятие и основные направления обеспечения конституционной законности. Методика оценки соответствия и непротиворечия конституций и уставов субъектов РФ Конституции Российской Федерации

Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации стало важным этапом на пути становления России как демократического правового государства. Нынешняя российская Конституция содержит и новые подходы к проблемам российского федерализма. Ее значимость в этом направлении еще не до конца, оценена. ФактическиКонституцией-РФ 1993 г. было завершено создание современных основ российского федерализма, и Россия в этой связи превратилась из унитарного государства, каким она являлась фактически после 1918 г., в государство федеративное. Субъекты федерации получили не только свои предметы ведения и компетенцию по предметам совместного ведения, но и право на самостоятельное образование своих органов государственной власти, а также право на собственное законодательство и управление в этих предметах ведения.

В этой связи свою значимость приобрели проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации. Другими словами, на первое место в двухуровневой системе законодательства России как федеративного государства стала выходить проблема укрепления конституционной законности. В ее решении принимают участие в той или иной степени все государственные органы. Однако особое место в ней принадлежит органам прокуратуры, поскольку прокуратура как самостоятельный и независимый государственный орган осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Выяснение роли прокуратуры в государственном механизме обеспечения конституционной законности имеет свою научно-теоретическую и практическую значимость.

В научно-теоретическом плане изучение настоящей проблемы позволяет выявить роль прокуратуры в российском обществе как правоохранительного органа, ее место в государственном механизме обеспечения конституционной законности, разработать научную концепцию правового положения прокуратуры в системе разделения властей и в системе обеспечения конституционной законности. Ведь в современных условиях реализация, конституционной законности сопряжена с рядом сложностей, значительная часть которых связана с сепаратистскими стремлениями ряда субъектов Российской Федерации и отсутствием значительного законотворческого опыта в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В практическом плане изучение данной проблемы дает возможность повысить эффективность деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением конституционной законности, выработать систему практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в части, касающейся данной отрасли надзора.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в науке конституционного права уделяется значительное внимание изучению конституционной законности и роли государственных органов в его реализации. Здесь необходимо назвать фундаментальные теоретико-правовые и государствоведческие исследования С. С. Алексеева, М. В. Баглая, Л. Д. Воеводина, В. Т. Кабышева, В. А. Карташкина, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, Н. И. Матузова, Л. А. Морозовой, В. С. Нерсесянца, В. Е. Чиркина и других авторов.

Однако вопросы роли прокуратуры в системе обеспечения конституционной законности в них не подвергаются специальному исследованию. Работы указанных авторов рассматривают данную проблему как составную часть других проблем. Однако они играют важную методологическую роль в рассмотрении нашей проблемы.

Специально вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, определении ее места и-роли.в.государственном-механизме России были предметом исследования таких ученых как В. И. Басков, В. П. Беляев, В. Г. Бессарабов, С. Н. Бочарова, Г. И. Бровин, В. 3. Гущин, В. Г. Даев, Н. А. Дегтярова, B.C. Джатиев, С. Ю. Зай-ков, Ф. М. Кобзарев, Н. И. Костенко, С. С. Кравчук, Н. С. Малеин, В. П. Рябцев, Ю. И. Скуратов и других. В их работах основное внимание уделено изучению конституционно-правового статуса прокуратуры, ее места в системе разделения властей, историко-теоретическому анализу этого государственно-правового института. Эта группа исследований достаточно многочисленная. В них рассматриваются различные, заслуживающие внимания аспекты деятельности прокуратуры.

Вместе с тем, при всей многочисленности научных исследований, посвященных прокуратуре, ее деятельность в области обеспечения конституционной законности специально рассматривается только в некоторых работах. В этой связи следует назвать исследования таких авторов как А. В. Безлепкин, В. Г. Бессарабов, В. 3. Гущин, Н. В. Мельников, С. А. Осипян, А. В. Чурилов.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в науке конституционного права предопредели выбор темы исследования.

Цель диссертации состоит в определении места прокуратуры в системе органов государственной власти и в системе разделения властей и ее влияния на обеспечение конституционной законности.

Поставленная цель определила и основные задачи исследования. Они состоят в: а) выявлении тенденций и противоречий развития прокуратуры как государственного органа обеспечения, конституционной-законностиб) раскрытии правового статуса прокуратуры на современном этапе и его влияние на обеспечение конституционной законности в Российской Федерациив) определении основных направлений обеспечения конституционной законности в Российской Федерацииг) выработке методики оценки соответствия и не противоречия конституций и уставов субъектов РФ Конституции Российской Федерации, которая может использоваться в деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законностид) изучении конституционных основ деятельности прокуратуры как органа надзора за соблюдением конституционной законности в Российской Федерациие) выявлении целей, задача и функций деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности и обобщении практики ее работы в данном направлении.

Объектом исследования стала надзорная функция прокуратуры как основная ее функция в части, касающейся обеспечения конституционной законности.

Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации, а также прокурорский надзор за соблюдением конституционной законности с учетом федеративного устройства России.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых в Российской Федерации комплексных исследований, специально изучающих конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности.

На защиту выносятся следующие основные положения, в которых нашла свое отражение научная новизна диссертационного исследования:

1.В системе разделения властей прокуратура занимает самостоятельное место. Этот статус прокуратуры позволяет ей с гораздо большей эффективностью обеспечивать конституционную законность в сравнении с тем обеспечением, которое бы проводила прокуратура, если бы она входила в какую-либо из традиционных ветвей власти. Именно независимость прокурорской власти является необходимым условием обеспечения конституционной законности.

2. Под конституционной законностью следует понимать политико-правовой режим, характеризующийся соответствием и не противоречием федеральных законов, законов субъектов федерации Конституции Российской Федерации. Стержнем конституционной законности в федеративном государстве является соответствие и не противоречие основных законов субъектов федерации федеральной конституции. Следовательно, в структуре конституционной законности следует выделять два уровня — федеральный и уровень субъектов федерации. Если в первом случае под конституционной законностью понимается соответствие конституции федеральных законов и основных законов субъектов федерации, то во втором случае — соответствие законов субъекта федерации основному закону субъекта федерации.

3.Конституционно-правовой статус прокуратуры в 90-е годы XX века развивался в векторе от урезания ее полномочий до их восстановления практически в прежнем объеме, что позволило повысить эффективность прокуратуры в обеспечении конституционной законности^Вместе. С-темне~закрепление места прокуратурыв системе органов государственной власти в Конституции РФ не является стабилизирующим фактором, поскольку статус прокуратуры можно изменять федеральным законодательством как путем расширения ее полномочий в области надзора за соблюдением конституционной законности, так и путем их урезания и ликвидации.

4.Неопред елейность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволяет выстроить стройную конституционно-правовую теорию прокуратуры и выявить соотношение прокурорской власти с другими ветвями власти, а, следовательно, степень ее влияния на обеспечение конституционной законности.

5. Надзорная функция прокуратуры за исполнением законов и защитой прав и свобод граждан предопределяет самостоятельность и независимость прокуратуры. Именно надзорная функция прокуратуры за обеспечением конституционной законности делает прокуратуру органом, востребованным не только государством, но и формирующимся в России гражданским обществом.

6.Процесс утверждения единой конституционной законности в России осуществляется недостаточно динамично, а в ряде случаев и при противостоянии местных элит. Некоторые руководители субъектов федерации с исправлением своего законодательства не спешат, затягивают работу по рассмотрению протестов прокуроров, возлагая надежды на согласительные процедуры. Однако, по мнению автора, подобная политика обусловлена отсутствием четкой и выверенной позиции федерального центра по отношению к субъектам Российской Федерации. Поэтому надзорная функция прокуратуры в части, касающейся обеспечения конституционной законности, продолжает оставаться задачей актуальной и прокуратура ее на данном этапе выполняет.

7. Выработка методики оценки конституционности конституций и уставов субъектов Российской Федерации прокуратурой и выдвижение системы практических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство в части, касающейся конституционно-правовых основ деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности.

Методологическую основу диссертации составили современные научные концепции института прокуратуры и государственного механизма обеспечения конституционной законности.

В качестве методов исследования использовались диалектический подход к анализу становления и развития института прокуратуры России, общенаучные и частнонаучные методы исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.

Особо следует сказать о применении общенаучного метода анализа и синтеза, который в сочетании со сравнительно-правовым стал основным в представленной работе. За анализом всей совокупности правовых норм следовал их синтез, что позволило автору выявить основные правовые теории, идеи и принципы, которые были положены в основу законодательства о прокуратуре, определить степень их соответствия общепризнанным в науке конституционного права теориям прокуратуры и конституционной законности.

Источниками права, используемыми в настоящей диссертации стали Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, касающиеся института прокуратуры и обеспечения конституционной законности, другие нормативные правовые акты.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она имеет значение для-повышения-эффективности работы прокуратуры в области обеспечения конституционной законности, совершенствования законодательства о прокуратуре и правоприменительной практики в этой сфере. Выводы и положения исследования могут быть использованы в учебном процессе в юридических вузах, в преподавании курсов конституционного права, прокурорского надзора, спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного педагогического университета, кафедры конституционного права Московского государственного торгово-экономического университета, докладывались на ряде научно-практических конференций, использовались автором в практической работе в прокуратуре, изложены опубликованных работах соискателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ деятельности прокуратуры по укреплению конституционной законности показывает, что в последнее время значение этой функции значительно возросло. Этому способствовало то обстоятельство, что надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации стал одной из основных целей прокуратуры и приобрел самостоятельное-значение, — наравне-с другими традиционными отраслями прокурорского надзора. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов, наряду с другими законодательными актами стала Конституция Российской Федерации. Эти новеллы в российском законодательстве свидетельствуют о том, что именно укреплению конституционной законности по мере утверждения в России принципов правового государства будет придаваться все большее значение.

Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в современной России прокуратура не может быть только органом судебного преследования. Она должна являться и органом надзора за исполнением Конституции РФ, законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется тем, что в России исторически была велика роль государства. Прокуратура в этой связи является эффективным инструментом в укреплении конституционной законности и, как государственный орган, становится востребованной формирующимся гражданским обществом, которое заинтересовано в единстве правовой системы страны и в сохранении территориальной целостности государства.

Исследование правового статуса прокуратуры с позиции конституционного права показывает, что она является многофункциональным государственным институтом, учрежденным Конституцией РФ. В системе разделения властей прокуратура занимает самостоятельное место. Этот статус прокурорской власти позволяет ей с гораздо большей эффективностью обеспечивать конституционную законность в сравнении с тем обеспечением, которое бы проводила прокуратура, если бы она входила в какую-либо из традиционных ветвей власти. Именно независимость прокурорской власти является необходимым условием укрепления конституционной законности в стране.

Вместе с тем неопределенность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволила выстроить стройную конституционно-правовую теорию прокуратуры и выявить ее соотношение с другими ветвями власти, а, следовательно, и увеличить степень влияния на обеспечение конституционной законности. Не полное закрепление статуса прокуратуры в Конституции РФ и отсутствие в ней понятия прокурорской власти как самостоятельной ветви власти не является стабильным фактором для существования данного государственного института в российском обществе, поскольку это дает возможность изменять правовой статус прокуратуры федеральным законодательством.

Исторический опыт развития прокуратуры на всех его этапах показывает, что статус прокуратуры постоянно менялся. При этом надзор за исполнением законов на протяжении всех лет существования прокуратуры был главной ее функцией. В России прокуратура была создана как властный надзорный и контрольный орган.

Как государственный орган, выражающий государственный интерес, прокуратура внесла свой вклад в укрепление российской государственности. Однако в советский период она не осуществляла надзор за соответствием конституций автономных и союзных республик Конституции СССР. Советский Союз, как и РСФСР, не являлись тогда федеративными государствами в подлинном смысле этого слова, поскольку не было проведено разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и субъектами федерации. Поэтому законодательство Союза СССР о прокуратуре не учитывало, да и не могло учитывать в тех условиях федеративных начал государственной власти и не считалось с двухуровневым законодательством, присущим федеративным государствам. Советское законодательство о прокуратуре было на самом деле законодательством унитарного государства. Поэтому конституционная законность тогда не понималась как обеспечение соответствия законодательных актов субъектов федерации федеральному законодательству и федеральной конституции. Сама прокуратура действовала в рамках принятых законов, являлась частью государственного механизма и была проводником государственной политики унитаризма.

В советское время прокуратура интегрировалась в механизм партийно-политической диктатуры и нередко выполняла несвойственные ей функции, посредством социалистической законности оберегая устои тоталитарного государства и созданные им институты.

Однако если отбросить последнее, то в советский период организационно сложилась единая, централизованная и независимая прокуратура, способная решать задачи укрепления государственности, законности и правопорядка, обеспечения прав и свобод личности, т. е. те задачи, которые стоят перед прокуратурой на нынешнем этапе. При этом следует отметить, что современный особый статус российской прокуратуры, не укладывающийся в конституционный принцип разделения властей, сложился исторически, начиная со времен Петра I, — т. е. того периода, когда вопрос о разделении властей не стоял и стоять не мог.

Однако в связи с не закреплением в Конституции РФ самостоятельного статуса российской прокуратуры, остается опасность ликвидации надзорной функции прокуратуры посредством внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Тем более что прокурорский надзор за соблюдением конституционной законности не относится к числу универсальных, т. е. присущих прокуратуре всех стран. Он характерен только для прокуратуры тех государств, в которых она осуществляет надзор за исполнением законов.

Развитие российского законодательства о прокуратуре на протяжении последних десяти лет показывает, что прокуратура прошла путь от урезания ее полномочии до их расширения и восстановления. В период «парада суверенитетов» прокуратура не оказывала заметного влияния на состояние конституционной законности, так как была ограничена в своих действиях законом о прокуратуре 1992 года.

В последующие годы изменения конституционно-правового статуса прокуратуры велись в векторе постепенного усиления функции прокуратуры по обеспечению конституционной законности, которая в настоящее время приведена в соответствие с задачами обеспечения единства правовой системы Российской Федерации. Изменения в правовом статусе прокуратуры, закрепленные в российском законодательстве за последнее десятилетие, соответствовали задачам обеспечения конституционной законности и правопорядка. Здесь в годы реформ не произошло сужения функций прокуратуры. Нынешнее правовое положение прокуратуры является оптимальным для обеспечения конституционной законности и соответствует переходному экономическому периоду, когда требуется усиление роли государства и государственной власти. Поэтому предложения об ограничении функций прокуратуры только уголовным преследованием преждевременны.

В целом институт прокуратуры в части касающейся ее конституционно-надзорных полномочий, нашедший свое выражение в различных законодательных актах, характеризуется согласованностью включенных в него правовых норм. Развитие правового статуса прокуратуры за последние годы создало необходимую правовую базу для эффективной работы по обеспечению конституционной законности в стране. Следовательно, в современных условиях произошла не коренная ломка традиционной для России прокуратуры, а ее эволюционное развитие.

Значимым является также доведение в законодательстве до логического завершения принципа самостоятельности и независимости прокуратуры, освободив ее от влияния органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сохранение прокурорского надзора в качестве основной функции прокуратуры диктуется и тем, что в современной России остается неразвитым гражданское общество и его институты, которые самостоятельно еще не могут оказать решающего влияния на государственную власть с целью обеспечения конституционной законности. Характерной чертой, присущей российской правовой системе является низкая правовая культура населения. В этих условиях вполне оправданной является тенденция, направленная на расширение функции прокуратуры по обеспечению конституционной законности, которая все больше становится востребованной обществом и государством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Федеральный конституционный закон от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447- 2001. № 7. Ст. 607- 2001. № 51. Ст. 4824.
  3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». (Ред. от 17 ноября 1995 г. С изм. и доп.// Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472- 1999. № 7. Ст. 848- № 47. Ст. 5020- 2000. № 2. Ст. 140.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16- 1997. № 46. Ст. 5243- 1998. № 26. Ст. 3014- 2000. № 2. Ст. 153.
  7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О коллективных договорах и соглашениях» // Правовая система «Гарант». Федеральное законодательство. Март 2003 г.
  8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» //Правовая система «Гарант». Федеральное законодательство. Март 2003 г.
  9. Федеральный закон от И июля 2001 г. «О политических партиях"// Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
  11. Ко деке Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. // Собрание законодательства-РФ~ 2002. № Г. Ст. 3.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. //Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.
  13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 г.// Правовая система «Гарант». Федеральное законодательство. Март 2003 г.
  14. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992 1996. М., Новый юрист, 1997.
  15. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления.
  16. Определения. 1997- 1998. М., Юрист, 2000..Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1999. М., Юрист, 2000.
  17. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2000. М., Юрист, 2001.
  18. Конституция Республики Башкортостан //Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  19. Конституция Республики Бурятия //Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  20. Конституция Республики Мордовия //Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  21. Устав Приморского края //Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  22. Устав Белгородской области // Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  23. Устав Иркутской области // Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  24. Устав Курганской области // Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  25. Устав Смоленской области // Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  26. Устав Ульяновской области // Правовая система «Гарант». Региональное законодательство. Март 2003 г.
  27. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г.// Правовая система «Гарант». Федеральное законодательство. Январь 2000 г.
  28. Закон СССР «О прокуратуре СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
  29. Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. № 2. Ст. 45.
  30. Известия ВЦИК. 1922. № 132.
  31. Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2331- Т. V. № 2786- Т. VIII. № 5431- Т. VI. № 3877- № 3880- Т. IX. № 6475- Т. XX. № 14 392- Т. XXVII. № 20 408, 20 553.
  32. Свод Установлений РСФСР. 1917. № 4.
  33. С. Н. Надзор за законностью предварительного расследования как форма государственной защиты прав и свобод человека // Право и политика. 2001. № 10.
  34. П. Г. Конституционные основы организации охраны труда// Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  35. К. И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы прокурорского надзора. Сб. статей. Вып. 5. М., ИПК Генпрокуратуры РФ, 2001.
  36. А. Является ли прокуратура силовым ведомством? // Законность. 2000. № 1.
  37. М. В. Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., Инфра-М, 1996.
  38. М. И. Сущность права. Саратов, СГАП, 2001.
  39. В. И. История прокуратуры Российской империи //Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1997. № 2.
  40. В. И. Отечественная прокуратура в 1922 1996 гг. // Вестник московского университета. Серия 11 «Право». 1998. № 1.
  41. В. И. Курс прокурорского надзора. М., Норма, 1999.
  42. К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних. М., Юриздат, 1971.
  43. А. В. Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Саратов, СГАП, 2001.
  44. В. П. Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории) Белгород, Кооперативное образование, 2001.
  45. В. П., Борисов Г. А., Горячковская Ю. М., Теплов В. И. Прокурорский надзор в России: историко-теоретический очерк. Белгород, Кооперативное образование, 2001.
  46. А., Семененко М. Осуществление прокурором надзорных и иных функций в уголовном судопроизводстве // Право и жизнь. 2001. № 33.
  47. С. Г. Новое в общем надзоре // Социалистическая законность. 1980. № 12.
  48. В. Г. Прокуратура как важное звено становления в России демократического правового государства // Журнал Российского права. 1998. № 9.
  49. В. Г. Новое в законодательстве о прокуратуре // Законодательство. 1999. № 6.
  50. В. Г. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // Законность. 1999. № 10.
  51. В. Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры // Право и политика. 2001. № 3.
  52. ЗЗ.Бессарабов В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации // Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 2001.
  53. В. Г., Осипян С. Г. Деятельность прокуратуры в обеспечении конституционной законности // Политика и право. 2002. № 6.
  54. В. Г. Постсоветская российская прокуратура // Журнал российского права. 2003. № 3.
  55. В. Прокуратура России: какой ей быть? //Российская юстиция. 1995. № 9.
  56. А. Д. Третья власть. М., Б. и., 1998.
  57. А. Д. Проблемы развития российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Законность. 1998. № 7.
  58. А. Совершенствование федерального законодательства о прокуратуре // Законность. 1994. № 10.
  59. С. Н. Конституционная обязанность российского государства охранять права и свободы граждан // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  60. Г. И. О прокурорско-надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., Юрид. л-ра, 1973.
  61. И. Ответственность за неисполнение законных требований прокурора //Законность. 1999. № 9.
  62. О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 1997. № 4.
  63. Вопросы прокурорского надзора. М., Юрид. л-ра, 1972.
  64. В. В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов, СЮИ, 1984.
  65. А. П. К вопросу о функциях прокурорского надзора // Проблемы прокурорского надзора. М., Всесоюзный ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972.
  66. В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., Норма, 1999.
  67. В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., Янус-К, 2000.
  68. В. В. Исторический очерк развития прокуратуры как государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Политика и право. 2003. -№ 7
  69. JI. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. Т. 1. Спб., 1899.
  70. А., Фирдман А. Прокурорский надзор в процессе конституционного правосудия // Законность. 1998. № 11.
  71. В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  72. B.C. О прокуратуре Российской Федерации. Инициативный проект федерального конституционного закона и краткие пояснения к нему. Владикавказ, 2001.
  73. B.C. Бьют по прокуратуре, целятся в Россию// Национальные интересы. 2003. № 3
  74. Н. Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
  75. Е. Э. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда // Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 2001.
  76. Ю. А., Шапкин М. А. Проблемы централизации в руководстве органами прокуратуры // Государство и право. 1995. № 7.
  77. Ю. А., Черемных Г. Г. Разделение властей и правовая природа органов прокуратуры // Юрист. 1997. № 6.
  78. Д. Г. Прокурорский надзор как средство защиты экономических прав человека и гражданина // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  79. В. Н., Крутских В. Е. Прокуратура в России и за рубежом. М., Норма, 2001.
  80. В. В. Проблемы компетенции прокуратуры //Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 1990.
  81. С. Пределы общего надзора прокуратуры // Социалистическая законность. 1975. № 7.
  82. Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., Высшая школа, 1983.
  83. С. М. История царской прокуратуры. Спб., Изд-во СпбУ, 1993.
  84. С. Проблемы общего надзора прокуратуры России за законностью // Право и жизнь. 1999. № 22.
  85. Н. М. Записки о древней и новой России. М., Независимая газета, 1993.
  86. А. Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. М., РАГС, 2000.
  87. Ким Ю. В. Прокурорский надзор в структуре российской правовой государственности // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Кемерово, 1992.
  88. Ф. М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2002.
  89. Ф. М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы равиития. М., Моск. психолого-социальный ин-т, 2002.
  90. JI. М. Особенности прокуратуры как государственного органа // Российский юридический журнал. 1995. № 3.
  91. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., Юрист, 1998.
  92. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. Т. 1 2. М., Юрист, 2000.
  93. Комментарий к федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года. М., Норма, 1995.
  94. А. Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Дореволюционные юристы о прокуратуре. Спб, Юрид. центр пресс, 2001.
  95. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., Юрист, 1996.
  96. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., Республика, 1992.
  97. Ю. Отменять общий надзор прокуратуры — преждевременно // Российская юстиция. 1995. № 4.
  98. А. А. Курс истории России XIX века. М., Высшая школа, 1993.
  99. Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. № 11.
  100. Н. И. Прокуратура в государственном механизме Российской Федерации // Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1996.
  101. Д. В. Проблемы прокурорского надзора за исполнением финансового законодательства Российской Федерации // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  102. О. Е. Предмет конституционного права. М., Юрист, 2001.
  103. В. Ф. О системе науки советского государственного права // Сов. государство и право. 1959. № 6.
  104. В. Г., Каленов Ю. А. Прокурорский надзор в СССР. Очерки по курсу. М., Госкомиздат, 1957.
  105. В. И. О «двойном» подчинении и законности. Полн. собр. соч. Т. 45.
  106. С. Правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты собственности и финансов // Право и жизнь. 1999. № 22.
  107. В. Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов на — Дону, Изд-во РГУ, 1987.
  108. В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. № 9.
  109. В. О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., Юнити, 1998.
  110. Л. В. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан-В органах прокуратуры // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1984.
  111. Н. Правозащитная роль прокуратуры // Законность. 1997. № 9.
  112. Н. В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры в России. М., Книготорг, 2000.
  113. Н. В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан России. М., Книготорг, 2000.
  114. Н. В. Прокуратура России и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов на — Дону, 2001.
  115. Н. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Актуальные проблемы прокурорского надзора. Сб. статей. Вып. 5. М., ИПК Генпрокуратуры РФ, 2001.
  116. Н. В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2.
  117. Н. В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М., Юрист, 2003.
  118. Н. В. Прокурорский надзор самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2003. № 5.
  119. И. В фокусе: проблемы посткоммунистической прокуратуры. Россия // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.
  120. Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., Мысль, 1989.
  121. Н. В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристы о прокуратуре-Спб., Юрид. центр пресс, 2001.
  122. Г. А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, Наукова думка, 1972.
  123. А. Прокуратура. Проблемы развития // Законность. 2000. № 1.
  124. В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., Норма, 1996.
  125. В. С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М., Норма, 2000.
  126. А. М. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 г. и текущем законодательстве // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  127. JI. А. Прокурорско-надзорные правоотношения как предмет правового регулирования //Правоведение. 1975. № 8.
  128. П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Спб., Спб. ун-т МВД РФ, 2000.
  129. М. А. Конституционный контроль в капиталистических странах. М., Политиздат, 1968.
  130. Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. Т. 1. Спб., 1895.
  131. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., РАН, Ин-т рус. яз., 1999.
  132. Очерки истории конституционного права иностранных государств. М., Спарк, 1999.
  133. Н. И. У истоков российской бюрократии // Вопросы истории. 1989. № 12.
  134. Р. Россия при старом режиме. М., Независимая газета,-1993.
  135. С. В. Общий надзор прокуратуры за исполнением законов о труде // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1980.
  136. С. А. О сенате в царствование Петра Великого. М., 1875.
  137. В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. № 5.
  138. Права человека и правозащитная функция прокуратуры // Правоведение. 1999. № 1.
  139. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М., Норма, 2002.
  140. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., Норма, 2000.
  141. Проблемы общей теории государства. М., Норма, 1999.
  142. Проблемы правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода). М., НИИ проблем укрепления законности, 1998.
  143. Проблемы прокурорского надзора. М., Всесоюзный ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972.
  144. Прокуратура на защите интересов государства и гражданина // Российская юстиция. 2001. № 1.
  145. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., МНЭПУ, 2001.
  146. Прокурорский надзор и укрепление социалистической законности в Советском государстве. Саратов, СЮИ, 1981.
  147. A. JI. Функции прокуратуры // Правоведение. 2000. № 6.
  148. Т. А. Правотворчество законодательных органов субъектов Российской Федерации: возможен ли превентивный надзор прокуратуры? //Журнал российского права. 2000. № 9.
  149. В. Г., Фролова А. В. О функциях и организации деятельности прокуратуры // Журнал российского права. 1999. № 2.
  150. Российский прокурорский надзор. М., Норма, 2002.
  151. В. И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки // законность. 2000. № 6.
  152. В. Прокуратура приобретает новые полномочия // Российская юстиция. 1999. № 4.
  153. В. Роль и функции прокуратуры // Законность. 2000. № 8.
  154. Ю. П. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о народном образовании // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1985.
  155. Ю. И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка//Законность. 1996. № 12.
  156. Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.
  157. Ю. И. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой // Российская юстиция. 1999. № 3.
  158. О. В. Организационные и правовые основы совершенствования деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  159. Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., Юрид. л-ра, 1973.
  160. Советская прокуратура: история и современность. М., Юрид. л-ра, 1977.
  161. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. 1994. № 5.
  162. Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы. М., Моск. общ. науч. фонд, 1997.
  163. А. Старые кадры. Почему и как надо реформировать прокуратуру // Независимая газета. 2000.20 июля.
  164. А. Я. Историческая судьба российской прокуратуры. М., Норма, 2000.
  165. В. С. Прокурорский надзор в СССР. М., Госиздат, 1956.
  166. Ю. Органы прокуратуры и проблемы федерализма //Законность. 1999. № 6.
  167. В. Н. О компетенции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. № 9.
  168. В. И. Российская прокуратура в условиях становления правового государства // Правоведение. 1998. № 2.
  169. А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1997. № 2.
  170. И. Е. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве // Советская прокуратура на страже законности. Саратов, СЮИ, 1973.
  171. Ф. Б. Защита прокурором конституционных прав и свобод граждан от незаконных действий должностных лиц // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
  172. С. Проблемы посткоммунистической прокуратуры^ Введение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.
  173. Г. Н. Принцип разделения властей в конституционной системе Российской Федерации // Автореф. дис. доктора юрид. наук. Екатеринбург, 1998.
  174. В. Е. Контрольная власть //Государство и право. 1993. № 4.
  175. В. Е. Государствоведение. М., Юрист, 1999.
  176. А. В., Гущин В. 3. Правозащитная функция прокуратуры в постсоциалистическом государстве // Государство и право. 1998. № 5.
  177. М. Прокуратура в правовой системе государства // Законность. 1993. № 7.
  178. М. С. Функции прокуратуры // Государство и право. 1995. № 6.
  179. М. С. Прокуратурам государственном механизме России // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., ИПК Генпрокуратуры РФ, 1997.
  180. М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности//Государство и право. 1999. № 1.
  181. М. Прокуратура. Проблемы требуют решения // Законность. 2001. № 4.
  182. Н. В. Вопросы прокуратуры в уставах субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 1997. № 15−16.
  183. Ю. JI. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., ИГП РАН, 1998.
  184. Ю. JI. Прокуратура и конституционный надзор в Российской Федерации // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., Норма, 1999.
  185. К. Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право. 1999. № 11.
Заполнить форму текущей работой