Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Западное Предкавказье в IV-IX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы памятников восточного побережья Черного моря IV—V вв. н.э. позволяют судить о значительном влиянии Боспора, вызванном проникновением готов-тетракситов. Связи с Крымом продолжали существовать и в более позднее время, о чем свидетельствует распространение некоторых категорий инвентаря, в частности, фибул и поясной гарнитуры. В памятниках 1У-1Х вв., расположенных на внешних границах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История изучения памятников
  • Историография
  • Глава II. Западное Предкавказье по сведениям средневековых письменных источников
  • Глава III. Могильники IV—IX вв.
  • Погребальный обряд
  • Глава IV. Сопроводительный инвентарь могильников Западного Предкавказья
    • 1. У-1Х вв
  • Глава V. Хронология и периодизация памятников
  • Глава VI. Вопросы историко-культурной интерпретации

Западное Предкавказье в IV-IX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Западное Предкавказье в I тыс. н.э. являлось одной из зон контактов автохтонного населения с кочевым миром. Это обусловливает интерес, проявляемый исследователями к изучению средневековых древностей этого региона. Как показывают исследования, именно синтез традиций автохтонного населения с влиянием окружающих оседлых и кочевых народов определил тот своеобразный облик духовной и материальной культуры, на основе которого в дальнейшем формировалось единое адыгское общество.

Раннесредневековая история региона традиционно связывается с движением гуннских орд в IV в. н.э., положившим начало длительному периоду т.н. великого переселения народов. Следствием этого процесса явились миграции значительных масс населения в причерноморских и приазовских степях. В степной зоне Предкавказья складывалась новая этнополитическая обстановка. В это время возрастает роль двух племен из среды автохтонного населения: зихов, живших в Причерноморье, и касогов, населявших степные и предгорные территории СевероЗападного Кавказа. В археологической и исторической литературе сложилось мнение, что зихи и касоги возглавили союзы племен, образованных с целью отражения постоянной военной угрозы извне /Гадло, 1979, с. 74−75- Бетрозов, 1991, с. 111, 112/.

Некоторые кочевые племена, проникавшие сюда вместе с волной гуннского движения, оседали на вновь обретенных землях. В их среде происходил процесс объединения, создавались новые этнополитические союзы. Постепенно менялся уклад их жизни, наряду со скотоводством все большую роль в экономике начинает играть земледелие /Плетнева, 1967, е.19, 20/.

Географические особенности региона, такие, как выход к Черному морю и горным перевалам, делали территорию СевероЗападного Кавказа достаточно привлекательной для Византийской империи, Хазарского каганата и других государств. Соответственно, население было втянуто в орбиту взаимоотношений этих держав, которые носили как мирный, так и военный характер, что отражено в трудах средневековых авторов, а также в материальной культуре археологических памятников.

Основным источником для изучения средневековой истории и материальной культуры народов Северо-Западного Кавказа являются археологические исследования. История изучения средневековых памятников региона насчитывает более ста лет. В течение этого времени приоритет отдавался раскопкам могильников. К настоящему времени на этой территории открыто более 14 памятников, в которых раскопано около полутора тысяч погребений. Материалы многих из них опубликованы. Работы археологов направлены, в основном, на систематизацию погребального инвентаря и периодизацию памятников. Однако в настоящее время нет ни одного исследования, которое охватывало бы весь комплекс источников по названной проблематике. Кроме того, в результате полевых исследований последних лет стало очевидным, что некоторые факты средневековой истории региона нуждаются в уточнении либо в пересмотре. Это особенно актуально для периода, связанного с началом гуннского продвижения в степях Приазовья, а также с эпохой Хазарского Каганата.

Помимо археологических исследований в качестве источника в работе использованы сведения античных и средневековых авторов. 4.

Целью настоящей работы является обобщение данных о Западном Предкавказье в IV—IX вв. В связи с этим ставятся следующие задачи.

1. Систематизация материалов погребальных памятников СевероЗападного Кавказа IV—IX вв. — погребального обряда и сопроводительного инвентаря погребений.

2. Исследование вопросов хронологии, периодизации и историко-культурной интерпретации археологических памятников региона в названный период.

В работе использованы архивные материалы ИА РАН, ИИМК РАН, а также вещевые комплексы средневековых погребений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусств народов Востока, Краснодарского Государственного историко-археологического музея-заповедника, Национального музея Республики Адыгея, Новороссийского историко-археологического музея.

Выражаю благодарность за предоставленную возможность использовать материалы археологических исследований Н. В. Анфимову, A.B. Дмитриеву, П. А. Дитлеру, Н. Г. Ловпаче. 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Свидетельства средневековой письменной традиции, анализ погребального обряда и материальной культуры средневековых могильников на территории Западного Предкавказья позволяют сделать следующие выводы. Коренное население региона представляло собой единое в этническом отношении общество. В результате дальнейшего развития этногенетических процессов из среды автохтонного населения выделились два племени — зихи и касоги. Анализ письменных источников показывает, что вокруг этих объединений происходило формирование современных адыгов. Основываясь на проведенных исследованиях, мы можем говорить о высокой степени внутриэтнических связей в среде местных жителей в 1У-1Х вв. Этот тезис подтверждают материалы могильников. Так, погребальный обряд имел фиксированные черты, прослеживаемые на всей территории Северо-Западного Кавказа: использование грунтовых могил, отсутствие сохранившихся надмогильных сооружений, положение погребенных, наличие сопроводительного инвентаря и заупокойной пищи. Имеющиеся отличия, например, использование каменных конструкций в некоторых памятниках, демонстрируют существование локальных вариантов одного обряда. Кроме того, наблюдается единый облик материальной культуры в памятниках Закубанья, о чем свидетельствуют сильные связи между погребениями могильников региона.

По сравнению с другими регионами Северного Кавказа, положение в Западном Предкавказье в этническом плане представляется наиболее стабильным. Одна из основных причин этого явления, на наш взгляд, состоит в относительной территориальной изолированности региона, ограниченного.

Черноморским побережьем, р. Кубанью и отрогами Кавказского хребта. Географические особенности обуславливали направление движение масс кочевников в основном в трех направлениях. Основное направление миграций — с востока на запад, вдоль Евразийских степей. Второе направление — с севера на юг, через горные перевалы Центрального Кавказа, способствовало оседанию нового населения восточнее территории Западного Кавказа. Третье направление — вдоль восточного побережья Черного моря.

Со времени проникновения гуннов в Приазовские степи в Закубанье начинают перемещаться представители различных этнических объединений. Археологические исследования выявили две основные контактные зоны: причерноморский регион и предгорья Кавказского хребта, что связано со спецификой обеих территорий. Черное море и переходы через Центральный Кавказ, освоенные еще в древности, использовались в торговых и стратегических целях.

Материалы памятников восточного побережья Черного моря IV—V вв. н.э. позволяют судить о значительном влиянии Боспора, вызванном проникновением готов-тетракситов. Связи с Крымом продолжали существовать и в более позднее время, о чем свидетельствует распространение некоторых категорий инвентаря, в частности, фибул и поясной гарнитуры. В памятниках 1У-1Х вв., расположенных на внешних границах регионов — Абрау-Дюрсо, Борисовском и Мешоко, обнаружены погребенные, черепа которых носили следы искусственной деформации. Данный признак является характерным для ирано-язычных алан. В IV—V вв. аланское население попало в район г. Новороссийска из Крыма вместе с готами-тетракситами. В УПЫХ вв. передвижение алан в.

141 предгорья Северного Кавказа было связано с их миграцией на север, происходившей в резулвтате ирано-хазарских столкновений.

С продвижением кочевого населения также, по всей видимости, связано появление в Закубанье обряда кремации. Распространение его, вероятно, шло с запада на восток.

Раннесредневековое адыгское общество обладало достаточно восприимчивым мировоззрением, что позволяло использовать инновации в том случае, если они не противоречили сложившейся системе взглядов. Так, например, в обществе использовались некоторые элементы христианства. Обряд кремации, связанный с культом огня, не был чужд населению Западного Предкавказья, значительное место в религии которого занимали культы огня и Солнца. Поэтому данный обряд получил распространение в Закубанье и существовал до ХШ-Х1У вв.

Таким образом, проанализированный комплекс источников и историографические. материалы дают основание утверждать, что этнополитические и социокультурные процессы, происходившие в среде средневековых адыгов, были составной и органичной частью более широких процессов восточноевропейского ареала.

В результате систематизации археологического материала можно выделить 4 периода эпохи раннего средневековья, которые отражают определенные исторические реалии.

Первый период связан с проникновением гуннов в степи Приазовья и Причерноморья, в результате чего из Крыма на восточное побережье Черного моря переместились готы-тетракситы. Именно в это время происходит выделение из среды автохтонного населения двух этнических групп — зихов и касогов.

Второй период совпадает с усилением позиций Византии в регионе, с чем связано распространение здесь христианства. В материальной культуре памятников появляются украшения, выполненные в геральдическом стиле.

В третий период продолжают существовать контакты с этнополитическими объединениями кочевников степного Приазовья. В Закубанье появляются погребения, принадлежность которых к тюркскому этническому массиву очевидна. В могилвниках появляются вещи, характерные для уральского круга памятников.

В четвертый период происходит распространение на территории региона обряда кремации. В материальной культуре могильников появляются элементы салтово-маяцкой культуры, что связано с усилением в Западном Предкавказье влияния Хазарского каганата.

Несмотря на постоянное проникновение в Закубанье групп населения из других инокультурных территорий, средневековые адыги смогли сохранить свою независимость и традиции. По-видимому, приток пришлого населения в течение 1У-1Х вв. не носил характер экспансии, в результате чего представители других этнических групп были ассимилированы в автохтонной среде.

Очевидно, что сделанные выводы не могут считаться окончательными. Как показывают историографические данные, археологические раскопки последних десятилетий, направленные на изучение раннесредневековых погребальных памятников, значительно повлияли на оценку событий, происходивших на территории Западного Предкавказья в 1У-1Х вв. Новые исследования помогут уточнитв положения, связанные с.

143 хронологией и периодизацией древностей этой эпохи, а также этнической ситуацией в регионе. Кроме того, для более обоснованных выводов об уровне экономического развития и материальной культуры населения необходимо привлечение материалов средневековых поселений Закубанья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Отчеты о полевых исследованиях.
  2. Н.В., 1936. Отчет о раскопках Краснодарского городища на Дубинке, о доследовании погребений на могильнике № 4 ст. Пашковской и на Краснодарском могильнике за кожзаводами. // Архив ИИМК РАН, ф. № 2, дело 23 6. СПб.
  3. Н.В., Отчет за 1955 г. // Архив ИА РАН, дело № 1094.
  4. П.У., Дитлер П. А., 1963. Отчет за 1962 г. // Архив ИА РАН, фонд Р-1, дело № 2662.
  5. П.А., 1975. Отчет о раскопках Ленинохабльского грунтового могильника в 1973—1974 гг.// Личный архив П. А. Дитлера.
  6. В. А., 1975. Отчет за 1974 г. // Архив ИА РАН, дело № 6290.
  7. A.A. Отчет. // Архив ИИМК РАН, фонд № 1, 1907 г. Арх. № 27.
  8. Л.М., 1986. Отчет о работах Ново-Вочепшийского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 1985 г. // Архив НМРА, № н/а 338. Майкоп. С. 53−108.
  9. Л.М., 1987. Отчет о работе Теучежского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 198 6 г. // Архив НМРА, № н/а 332. Майкоп.
  10. Л.М., 1988. Отчет о работе Теучежского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 1987 г. // Архив НМРА, № н/а 337. Майкоп.
  11. A.A., 1990. Отчет о работе отряда археологической разведки ААЭ при Областном краеведческом музее в 198 9 г. // Архив НМРА.146
  12. В.А., 1988. Отчет за 1987 г. / Архив ИА РАН, дело № 11 610.1. Письменные источники.
  13. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII1-Х1Х вв., 1974. Нальчик.
  14. Аммиан Марцеллин. История // Латышев В. В.
  15. Безымянный перипл Понта Евксинского и Меотийского озера., 1848. 300ИД, т. II. Одесса, с. 232−245.
  16. М., 1897. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК, вып. XXII. Тифлис, с. 1−196.
  17. Иордан, 1960. О происхождении и деяниях гетов. М.
  18. П.К., 1913. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро русско-византийских отношениях в X в. Спб.
  19. Константин Багрянородный, 1991 Об управлении империей. М.
  20. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. СПб., 1993.
  21. В.В., 1948. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ
  22. В.В., 1949. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ
  23. Мровели Леонти, 1979. Жизнь картлийских царей. М.
  24. Рашид-ад-Дин, 1952. Сборник летописей. М., Л.
  25. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (С половины VII в. до конца X в. по Р.Х.). Составитель А. Я. Гаркави., 1870. СПб.
  26. Страбон, 1994. География. М.
  27. , В.И., 1958. Историко-этимологический словарь осетинскогоязыка. Т. I. М.-Л. Абрамова М. П., 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА, № 2. С. 69−84.
  28. М.П., 1986. Раннесредневековый могильник у с. Чми в Северной Осетии // Новые материалы по археологии Центрального Кавказа в древности и средневековье. Орджоникидзе. С. 4 9−71. Абрамова М. П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III—V вв. М.
  29. А.И., 1977. Салтовские поясные наборы из Крыма // СА, № 1. С. 225−239.
  30. А.И., 1982. Погребения конца VII первой половины VIII в. в Крыму // Древности эпохи великого переселения народов V—VIII вв. М. С. 165−192. Айбабин А. И., 1985. Погребение хазарского воина // СА, № 3. С. 191−213.
  31. А.И., Э.А., 1996. Новый комплекс с пальчатыми фибулами с некрополя у с. Лучистое // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С. 85−93.148
  32. А.И., Хайретдинова Э. А., 19 97. Ранние комплексы могильника у села Лучистое в Крыму // МАИЭТ, вып. VI. Симферополь. С. 274−311.
  33. Е.П., 1954. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов) // Труды Черкесского НИИ. Вып. 2. Черкесск. С. 199−260.
  34. Е.П., 1971. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. М.
  35. Е.П., 1975. Погребальный обряд и материальная культура раннесредневековых адыгских племен // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Т. III. Орджоникидзе. С. 144−156.
  36. Е.П., 1992. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.
  37. В.А., 1981. Погребальный обряд как археологический источник // КСИА, вып. 167. М. С. 3−9.
  38. А.К., 1966. Фибулы юга европейской части СССР II в. до н.э.-IV в. н.э. // САИ, вып. Д1−30. М.
  39. А.К., 1970. Южные художественные связи населения Верхнего Поднепровья в VI в. // МИА, № 17 6.
  40. А.К., 1971. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы // СА, № 2.
  41. А.К., 1973. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель (IV-VIII вв.) // СА № 4. С. 8198.
  42. А.К., 1981. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V первой половины VIII в. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 10−23.149
  43. А.К., 1982. О двупластинчатых фибулах с накладками -аналогии к статье A.B. Дмитриева // Древности эпохи великого переселения народов V—VIII вв. М. С. 107−121. Амброз А. К., 1989. Хронология древностей Северного Кавказа V1. VII вв. М.
  44. А.К., 1994. Юго-западный Крым. Могильники IV—VII вв. //
  45. МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 31−88. Антонова И. А., Даниленко В. Н., Ивашута Л. П., Кадеева В. И., Романчук А. И., 1971. Средневековые амфоры Херсонеса // Античная древность и средние века. Сб. 7. Свердловск. С. 81−101.
  46. Н.В., 1961. Тахтамукаевский могильник // СМАА, вып. II.
  47. . С. 188−203. Анфимов Н. В., 1980. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и в средние века. М. С. 91−113. Артамонов М. И., 19 62. История хазар. Л.
  48. А.Г., Паромов Я. М., 1991. Болгарское погребение с золотым поясным набором из Нижнего Прикубанья // Древности Северного Кавказа и Причерноморья. М. С. 151−155. Аталиков В. М., 1987. Страницы истории. Нальчик.
  49. И.А., Каргапольцев С. Ю., 198 9. В-образные рифленые пряжки как хронологический индикатор синхронизации // КСИА, № 198. С. 28−35.
  50. С.И., 1985. Погребение кочевника VII в. н.э. на Нижнем
  51. В.П., 1990. Готы в эпоху великого переселения народов. М.
  52. В.Б., Петренко В. А., 1974. Могильник сарматскойэпохи на горе Лехкч-Корт // CA, № 1. С. 171−180. Волкова Н. Г., 1973. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.
  53. , Ю.Н., Юшин В. А., 1973. Новые памятники цебельдинскойкультуры в Абхазии // CA, № 1. С. 171−191. Воронов Ю. Н., Шенкао Н. К., 1982. Вооружение воинов Абхазии IV
  54. VII вв. // Древности эпохи великого переселения народов V
  55. VIII веков. М. С. 121−165.
  56. Л.Л., 1980. К вопросу о связях степного Заволжья с Кавказом в хазарское время // Северный Кавказ в древности и в средние века. М. С. 153−156.152
  57. Гей О.А., Бажан И. А., 1997. Хронология эпохи «готских походов» (на территории Восточной Европы и Кавказа). М.
  58. Р.Д., 1979. Хронология погребальных комплексов раннего средневековья в верхнем Прикамье // КСИА, № 158. С. 79−90.
  59. Л.А., 1995. Комплекс VI в. из северо-восточного района Херсонеса /'/' МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 215−224.
  60. Л.А., 1966. Коньковые подвески Верхнего Прикамья // СА. № 3. С. 80−98.
  61. Л.А., 1979. Зооморфные украшения финно-угров // САИ, вып. El-59. М.
  62. В.А., 1950. Пам’ятка VIII ст. коло с. Вознесенки на Запор1жж1 // Археолог1я, вып. III, Ки1 В. С. 37−63.
  63. М.М., 1989. Абхазия в первом тысячелетии. Сухуми.
  64. Р.А., Мамаев Х. М., 1974. Археологические памятники средневековья у селения Али-Юрт (Чечено-Ингушетия) // СА, № 2. С. 223−228.
  65. В.Б., 19 61. Классификация бус Юго-Восточной Европы VI—IX вв. // СА, № 3. С. 202−232.
  66. Ю.М., 1973. Сарматы на Таманском полуострове // СА, № 4. С. 69−80.
  67. Ф.К., 1995. Керамика из могильников V—IX вв. в Закубанье // Древние культуры и технологии. СПб. С. 71−77/
  68. Ф.К., 1998. К вопросу об этнической атрибутации средневековых могильников Западного Предкавказья IV—IX вв. // Проблемы искусства и этнографии. Майкоп. С. 4 0−57.
  69. Р.Г., 1986 г. Раннесредневековый могильник в селении Едыс (Южная Осетия) // СА, № 2. С. 198−209.
  70. Дзаттиаты Р.Г., 1992 г. Алано-Сасанидские отношения по материалам археологических раскопок в Южной Осетии // Аланы и Кавказ. Владикавказ. С. 71−82.
  71. Р.Г., 19 95. Пряжки и поясные наборы Едысского могильника (VI-VII вв. н.э.) // Аланы: история и культура. Владикавказ. С. 107−122.
  72. П.А., 19 61. Могильники в районе пос. Колосовка на р. Фарс // СМАА, т. II. Майкоп. С. 127−187.
  73. П.А., 1995. Раннесредневековый могильник Мешоко // Археология Адыгеи. Майкоп. С. 138−237.
  74. В.А., 1979. Погребения всадников и боевых коней из могильника эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ Новороссийска // CA, № 4. С. 212−229.
  75. В.А., 1982. Раннесредневековые фибулы из могильника на р. Дюрсо // Древности эпохи великого переселения народов V—VIII вв.еков. М. С. 69−107.
  76. JI.A., 1938. Из исторической географии древней Колхиды // ВДИ, № 2(3). С. 307−320.
  77. И.Е., 1984. Общественный строй гуннов последней четверти IV V. М.
  78. И.П., 1982. Классификация полихромных изделий гуннской эпохи по стилистическим данным // Древности эпохи великого переселения народов V—VIII вв.еков. М. С. 14−30.
  79. И.П., 1993. Материалы Боспорского некрополя второй половины IV первой половины V веков // МАИЭТ. Вып. III. Симферополь. С. 23−105.
  80. И.П., 1994. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V вв.). СПб.
  81. И.П., 2000. О двух классификациях стеклянных сосудов с декором из напаянных капель и нитей синего стекла. В печати.
  82. Зеест И.В., i960. Керамическая тара Боспора // МИД, № 83. М.
  83. A.A., 1992. Кавказ на шелковом пути. СПб.
  84. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в., 1988. М.
  85. М.М., 1994. Могилы алано-сарматских вождей IV в. в Понтийских степях // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 238 256.
  86. М.М., Мастыкова, 1993. Германские элементы в культуре населения Северного Кавказа в эпоху великого переселения народов // Историко-археологический альманах, вып. 4. Армавир. С. 102−135.
  87. И.С., Кропоткин В. В., 19 62. Погребение гуннского времени близ Танаиса // СА, № 3. С. 234−24 0.
  88. И.С., 1983. Код для описания погребального обряда // Древности Дона. М.
  89. В.Н., 1984. Раннесредневековые аланские катакомбы на Средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе. С. 11−28.
  90. В.Н., 1986. Воинское снаряжение раннесредневековых племен Северо-Западного Кавказа // Культура и быт адыгов. Майкоп.
  91. В.Н., 1987. Алано-болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани // СА, № 4.155
  92. Каминский В. Н, 1993. Одно из сочинений Константина Багрянородного и этническая карта Северо-Западного Кавказа // Музейный вестник, вып. 1. Краснодар. С. 7 0−7 9.
  93. С.Ю., Бажан И. А., 1992. Умбоны щитов и боевые топоры римского времени // ПАВ, вып. № 2. СПб. С. 113−126.
  94. Ковалевская (Деопик) В.Б., 1963. Классификация и хронология аланских украшений VI—IX вв. // Средневековые памятники Северной Осетии. М. С. 122−147.
  95. В.Б., 1979. Поясные наборы Евразии IV—IX вв. Пряжки // САИ, вып. Е 1−2. М.
  96. В.Б., 1981. Археологические следы пребывания древних болгар на Северном Кавказе // Плиска-Преслав, 2. София. С. 43−52.
  97. В.Б., 1981а. Западное Предкавказье // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 90−93.
  98. В.Б., 1994. Археологическая культура практика, теория, компьютер. М.
  99. В.Б., 1992. Методические приемы выделения аланских древностей I тыс. н.э. в Закавказье //Аланы и Кавказ. Владикавказ. С. 22−50.
  100. В.Б., 1995. Хронология древностей северокавказских алан // Апаны: история и культура. Владикавказ. С. 123 183.
  101. В.Б., 1998. Хронология восточно-европейских древностей V—IX вв.еков. Каменные бусы Кавказа и Крыма. М.
  102. A.B., 1987. Кистени салтово-маяцкой культуры Подонья //CA, № 2. С. 63−69.
  103. В.Г., 1981. Сообщение анонимного автора «Ахбар аз-Заман» («Большая книга диковинок») // Древнейшие государства на территории СССР. М. С. 182−196.
  104. В.А., 1961. Аланские племена северного Кавказа // МИА10. М.
  105. В.А., Пудовин В. К., 1961. Аланы в Западной Европе в эпоху «великого переселения народов» // СА, № 2. С. 79−95.
  106. В.А., Рунич П. А., 1974. Погребение аланского дружинника IX в. // СА, № 3. С. 196−203.
  107. Т.Х., 1969. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М. С. 189−197.
  108. В.А., 1982. Четырехапсидный храм Херсонеса // СА, № 1. С. 155−169.
  109. Ю.В., 1951. О некоторых археологических находках на Харьковщине // КСИИМК, № 41. С. 99−108.
  110. Ю.В., 1952. Новопокровский могильник и поселение // Археолог1я, вып. VI. Ки1 В, с.33−50.
  111. И.Д., 1993. Мировоззренческая основа погребального обряда // РА, № 3. С. 98−112.
  112. Л.И., 1959. Доисламсикие верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Л. С. 193−23 6.
  113. Л.И., 1978. Проблемы этногенеза кавказских горцев // Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. С. 33−47.157
  114. И.И., 1976. Новые раннесредневековые могильники в Юго-Западном Крыму (Бахчисарайский район) // СА, № 2. С. 135 147 .
  115. И.И., 1977. Раскопки могильника Озерное III в 1963—1965 гг. // СА, № 4. С. 236−252.
  116. Н.Г., 1982. Художественная керамика средневековой Адыгеи. Автореф. Канд. Дис. Тбилиси.
  117. Н.Г., 1984. Погребальный обряд средневековых адыгов V—IX вв.еков и место керамики в сопровождающем инвентаре / / Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. С. 128−161.
  118. Н.Г., 1985. Могильники в устье р. Псекупса // ВАА. Майкоп. С. 16−64.
  119. H.A., 1981. Южный Урал в IX начале X в. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 80−82.
  120. A.A., 19 95. Захоронения эпохи великого переселения народов в Цемесской долине // ИАА, вып. 1. Армавир, Москва. С. 148−153.
  121. А.И., Шер Я.А., 1989. Методы археологического исследования. Москва.
  122. .В., Левада М. Е., 1996. Оружие Черняховской кулвтуры // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С. 304−323.
  123. A.A., 1985. Некрополи городов Азиатского Боспора // CA, № 1. С. 61−74.
  124. Г. А., 1959. К истории древней Грузии. Тбилиси.
  125. В.И., 1993. Погребальный обычай и погребальный обряд // CA, № 1. С. 94−97.
  126. Н.Я., 1957. К вопросу о древнейших болгарских племенах. Казань. С. 5−15.158
  127. А.А., 1909. Разведки на Черноморском побережье Кавказа в1907 г. // ИАК, № 33. СПб. С. 71−102. Минаева Г. М., 1927. Погребения с сожжением близ г. Покровска //
  128. Уч. Зап. СГУ. T. VI, вып. III. Саратов. С. 91−123. Минаева Т. М., I960. Поселение в устье р. Узун-Кол // СА, № 2. С. 196−199.
  129. В.К., 1986. Сухогомолыианский могильник // СА, № 3. С. 158−173.
  130. A.JI., 1955. Некоторые средневековые археологические памятники Северо-Западного Кавказа // СА, вып. XXIII. С. 321−340.
  131. JI.M. Средневековые погребения Нововочепшийского Могильника // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 14 7157 .
  132. B.C., 1993. Погребальная обрядность // РА, № 1. С. 78.93.
  133. Очерки истории Адыгеи, 1958. Майкоп.
  134. Я.М., 1990. Принципы изучения эволюции системы расселения на Таманском полуострове в античное и159средневековое время // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 56−69.
  135. С.А., 1962. Подгоровский могильник // СА, № 3. С. 241 251.
  136. С.А., 1967. От кочевий к городам. М.
  137. С.А., 1972. Об этнической неоднородности населения северо-запада Хазарского пограничья // Новое в археологии. М. С. 108−118.
  138. С.А., 1973. Сосуды с зооморфными чертами в салтово-маяцких древностях // Кавказ и Восточная Европа в древности. М. С. 205−212. Плетнева С. А., 1982. Кочевники средневековья. Плетнева С. А., 1986. Хазары. М.
  139. С.А., 1989. На славяно-хазарском пограничье.
  140. Дмитриевский археологический комплекс. М. Покровский М. В., 1936. Пашковский могильник № 1 // СА, № 1. С. 159−169.
  141. A.B., 1989. Проблемы средневековой археологии западных адыгов // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 111−113.
  142. A.B., 1990. Новый средневековый могильник у аула Казазово // Древние памятники Кубани. Краснодар. С. 158 165 .
  143. A.B., 1993. Средневековый могильник Абинский 4 // Древности Кубани и Причерноморья. Краснодар. С. 123−138.
  144. P.JI., 1987. Прикамские финны // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М. С. 116−162.
  145. А.П., 197 6. Захоронение вождя эпохи раннего средневековья из Кисловодской котловины // CA, № 3. С. 25 6−2 66.
  146. А.П., 1979. Раннесредневековые склепы Пятигорья // CA, № 4. С. 232−247.
  147. A.M., Семенов А. И., 1989. К типологии раннесредневековых луков Прикубанья // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 104−107.
  148. A.M., Семенов А. И., 19 92. Средневековый лук из находки на р. Гогопс // Северная Евразия от древности до средневековья. СПб. С. 201−205.
  149. A.B., 1989. О хронологии Боспора ранневизантийского времени // CA, № 4. С. 41−60.
  150. A.B., 1995. Краснолаковая керамика Северного Причерноморья ранневизантийского времени // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 4 0 6−4 33.
  151. А.И., 1975. Клад III IV вв. с Шум — речки (Анапский район) // CA, № 3. С. 172−175.
  152. В.В., 1914. Раскопки на Северном Кавказе в 1911—1912 гг. Петроград.
  153. А.П., 1938. О возникновении государства волжских булгар // ВДИ, № 2. С. 99−112.
  154. К.Ф., 1951. О некоторых итогах исследования могильников меотской и сарматской культуры Прикубанья и Дагестана // КСИИМК, вып. XXXVII. С. 151−160.
  155. К.Ф., 1952. Основные пути развития меото-сарматской культуры Среднего Прикубанья // КСИИМК, вып. XLVI. С. 3−18.
  156. Н. И., 1954. Боспорские мечи // МИА, № 33. М.
  157. Н.П. 1979. Стеклянные сосуды IV—V вв. и хронология цебельдинских могильников // КСИА, № 158. С. 57−67.
  158. В.А., 1983. Средневековый могильник у а. Казазово // Историческая этнография, вып. II. JT. С. 148−155.
  159. В.А., 198 3а. Этническая принадлежность ранней группы погребений Казазовского могильника // Проблемы хронологии археологических памятников степной зоны Северного Кавказа. Ростов-на-Дону. С. 93−97.
  160. В.А., 1984. Средневековые погребения Ленинохабльского могильника // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. С. 165 169.
  161. В.А., 1989. Вооружение и снаряжение всадника VIII—IX вв. в могильниках Казазово I и II // Первая кубанская археологическая конференция. Краснодар. С. 107−108.
  162. В.А., 1992. Раскопки средневекового кремационного могильника у с. Молдовановское Крымского района в 198 9 г. // Археологические раскопки на Кубани в 1989—1990 годах. Ейск. С. 7 6−7 9.162
  163. В.А., 1993. Поселения болгар на правобережве Кубани // Понтийско-Кавказские исследования. Краснодар. С. 115 122 .
  164. Э.А., 1995. Боспор и морские походы варваров второй половины III в. н.э. // МАИЭТ, вып. IV. Симферополь. С. 517−527.
  165. Е.А., 1976. Больше-тиганский могильник // СА, № 2. С. 158−178.
  166. Е.А., 197 6а. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралвя // СА, № 3. С. 141−157.163
  167. С.T., 1997. Религия адыгов: история, динамика развития (IV-XVI вв.). Автореф. Канд. Дис. Майкоп.
  168. И.С., 1980. Византийские исторические сочинения. М.
  169. Д.В., 1972. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М.
  170. В.В., 1904. Отчет об археологических раскопках в г. Керчи и его окрестностях в 1902 г // ИАК, № 9. С. 73−177.
  171. В.В., 1909. Боспорские надписи, найденные в 1908 г. // ИАК, № 33. С. 23−32.
  172. В.В., 1914. Три христианские надписи, найденные в 1913 г. СПб.
  173. М. В., 1994. На рубеже эр. СПб.
  174. А. JT., 1959. Средневековый Херсонес // МИА, № 63. JI.
  175. Якобсон A. J1., 1964. Средневековый Крым. M.-JI.
  176. С.Я., 19 93. Аланы в Восточной Европе в середине I -середине IV вв. н. э // ПАВ, № 6. С. 83−88.
  177. J., 1972. Late roman pottery. L.
  178. M., 1984. A propos de quelues types de fidules ansiies de 1'йрорие des grandes invasions бгои^йеБ en Gauie // Archeologie medievele. XIV, pp. 7−27.
  179. M., 1994. Les plaques boucls mediterraneennes des V-VI siecles // Archeologie medievale, t. XXIV, p. 137−198.
  180. Radu Harhoiu., 1988. Das Kurschwert von Micia // DACIA, XXXII, 1−2. Bucarest, p. 79−90.
  181. Soupault Vanessa, 1996. A propos de l’origine et de la diffusion des pougnards et epees a encoches (IVe-VIIe s.) // МАИЭТ, вып. V. Симферополь. С.60−7 6.164
  182. Tempelmann-Maczynska M., 1985. Perlen im Mitteleuropaischen Barbaricum.165
Заполнить форму текущей работой