Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическая компетентность руководителей Отделов Внутренних Дел и методы ее развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость решения социально-психологических проблем управления в МВД, УВД нашла свое отражение в Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел1, в которой отмечается, что развитие системы МВД России преимущественно будет осуществляться на основе поиска и использования ее внутренних резервов, прежде всего, в сфере управленческой деятельности. Директива № 1 МВД России от 23.03.2004… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению социальнопсихологической компетентности руководителя
    • 1. 1. Сущность социально-психологической компетентности руководителя
    • 1. 2. Структура социально-психологической компетентности руководителя ОВД
    • 1. 3. Функции социально-психологической компетентности руководителя ОВД
  • ГЛАВА 2. Развитие социально-психологической компетентности руководителя ОВД
    • 2. 1. Диагностика социально-психологической компетентности руководителя ОВД
    • 2. 2. Методы развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД
    • 2. 3. Развитие социально-психологической компетентности при подготовке и повышении квалификации руководителей ОВД

Социально-психологическая компетентность руководителей Отделов Внутренних Дел и методы ее развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью всего нашего общества, поэтому происходящие перемены в стране требуют и от МВД России изменений в стратегии и тактике управления как всей системой ОВД, так и каждым отдельным подразделением.

Необходимость решения социально-психологических проблем управления в МВД, УВД нашла свое отражение в Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел1, в которой отмечается, что развитие системы МВД России преимущественно будет осуществляться на основе поиска и использования ее внутренних резервов, прежде всего, в сфере управленческой деятельности. Директива № 1 МВД России от 23.03.2004 года2 говорит о том, что одной из основных причин имеющихся недостатков оперативно-служебной деятельности является недооценка руководством важности работы с кадрами, в связи с чем особый упор делается на дальнейшее проведение мероприятий по оптимизации функционального и организационного построения системы МВД России на основе концепции преобразования государственного аппарата. В задачах на 2004 год повышается спрос с руководителей всех уровней за состояние дисциплины и законности в руководимых подразделениях, что предъявляет новые требования к уровню компетентности руководителя ОВД. При этом важнейшая роль в развитии профессионализма отводится наличию социально-психологической компетентности как профессионально важной характеристике личности, проявляющейся в эффективном взаимодействии с.

1 Приказ МВД России от 11.01.1999 г. № 12.

2 «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и задачах на 2004 год»: Директива Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.2004 г. № 1. окружающими людьми, умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять межличностные особенности других людей и выбирать адекватные способы общения с ними.

Для управленческой науки, психологии управления, социальной психологии особый интерес представляет изучение социально-психологической компетентности руководителей городских и районных отделов внутренних дел. Проведенные нами опросы руководителей районных и городских отделов МВД Удмуртской Республики, а также их подчиненных сотрудников показывают1, что 63% опрошенных руководителей органов внутренних дел оценивают свой уровень организационных и коммуникативных качеств как не соответствующий их профессиональной подготовке. Подчиненные оценивают человеческие, личностные качества своих руководителей как не соответствующие современным требованиям управленческой компетентности руководителя. Так, например, такое качество руководителя как «внимательность к проблемам своих подчиненных» при опросе по 5-ти бальной шкале оценки получило 2.8 балла, тогда как представление подчиненных о необходимости данного качества для руководителя получило 4.9 балла.

Среди требований к личности компетентного руководителя 67% опрошенных отмечает качества психолого-технологического уровня, под которыми понимается эффективная организация руководителем своего собственного труда- 58% выделяют качества психологического уровня, под которыми понимается наличие у руководителя необходимых знаний, способностей, эмоциональной устойчивости, четко осознанных мотивов, целей, нравственных и профессиональных ценностей и установок- 61% опрошенных руководителей ОВД и вышестоящего руководства указывают на.

Коновалова Т.Ю., Дергачев В. Ф. Социально-психологическая компетентность руководителя органов внутренних дел: Лекция. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. — 50 с. необходимость наличия качеств управленческо-профессио, нального уровня, или способности к трансформации руководителем профессиональных знаний в собственную управленческую концепцию, систему умений и навыков, необходимых для достижения целей организации, решения оперативно-служебных задач, стоящих перед коллективом сотрудников, подчиненных руководителю органов внутренних дел1.

Изучение социально-психологической компетентности современными исследователями показывает, что в настоящее время происходит смещение приоритетов в качествах, которые необходимы современному руководителю. От профессионализма в узко-служебном смысле слова акценты в современных требованиях к руководителю смещаются на решение задач, связанных с наличием у руководителя комплекса профессионально-психологических и личностных качеств: умения разбираться в людях, навыков эффективно влиять на их поведение, способности убеждать и мобилизовывать подчиненных на эффективное решение оперативно-служебных задач, лидерства и высокого авторитета, а также способности управлять своими эмоциями и собственным поведением.

Поэтому в современных условиях деятельности органов внутренних дел особый интерес представляет исследование сущности и условий реализации социально-психологической компетентности руководителя, как составной части его управленческой компетентности, профессионализма в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Традиционно компетентность руководителя исследовалось в основном в рамках теории управления. Такой подход связывает эффективность управленческой деятельности в первую очередь с наличием у руководителя знаний в области.

1 Коновалова Т. Ю. Влияние стиля управления на морально-психологический климат в коллективе //Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел. — Сб. материалов семинара практических психологов Урало-Поволжского региона. — Ижевск, 1998 г. 46−49с. права и управления, а также хорошей ориентации в специальных, профессиональных вопросах.

В рамках социальной психологии сущность психологической компетентности руководителя рассматривается как определенный уровень развития его коммуникативных качеств, способности к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, умению предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, оптимально сочетать различные стилевые приемы управления с требованиями служебных задач и с особенностями коллектива. Ряд авторов (Девятко В.В., Емельянов Ю. Н., Жуков Ю. М., Журавлев А. Л., Максимова Р. А., Кидрон А. А., Кабардов М. К., Петровская JI.A., и др.) считают понятия социально-психологической и коммуникативной компетентности синонимичными. Так, Л. А. Петровская, под социально-психологической компетентностью понимает умение быстро и адекватно ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, что требует владения техниками общения, навыков глубокого понимания себя и партнеров по общению1. Однако это определение ближе к понятию коммуникативной чем социально-психологической компетентности. Иногда их объединяют в одном определении. Е. С. Кузьмин, B.C. Семенов определяют социально-психологическую компетентность как «ориентированность в различных ситуациях общения, основанную на знаниях и чувственном опыте индивида (эту часть можно отнести к коммуникативной компетентности), способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий динамичной социальной среды"2 (что уже можно отнести к социально-психологической компетентности.

1 Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во МГУ, 1982 г. с. 102.

2 Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова.

Разница в понимании сущности и содержания понятия социально-психологической компетентности руководителя в современной научной литературе обуславливает потребность в его уточнении и конкретизации.

Сущность социально-психологической компетентности руководителя заключается не только в особенностях личности руководителя, ее особенности будут определять условия осуществления руководителем управленческой деятельности в коллективе ОВД. В связи с этим особую значимость приобретают способы и особенности включения субъектов и объектов управленческих отношений в выполнение функциональных обязанностей по решению оперативно-служебных задач, т. е. социально-психологическая система «руководитель — служебный коллективсотрудник».

Объект исследования — руководители городских и районных отделов внутренних дел (далее — руководители ОВД) и сотрудники органов внутренних дел, находящиеся в резерве кадров на должность начальника отдела внутренних дел.

Предмет исследования — социально-психологическая компетентность руководителей отделов внутренних дел в системе «руководитель-коллектив-сотрудник», ее содержание, функции, условия реализации и методы ее развития.

Цель исследования — определить сущность, структуру и критерии развитости компонентов социально-психологической компетентности руководителя ОВД в системе «руководитель-коллектив-подчиненный», выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации, разработать и апробировать комплекс методов развития социально-психологической компетентности руководителей отделов внутренних дел.

В соответствии с объектом, предметом и целью сформулированы следующие задачи исследования:

Проанализировать современное состояние проблемы социально-психологической компетентности руководителя, методолого-теоретические подходы к ее изучению и уточнить содержание понятия «социально-психологическая компетентность руководителя». На основе изучения нормативных актов и анализа научной литературы разработать теоретическую модель социально-психологической компе тентности руководителя ОВД в системе «руководитель-коллектив-подчиненный» и выявить ее структуру и основные функции. Разработать программу исследования особенностей взаимодействия руководителя отдела внутренних дел в рамках внутреннего контура управления и эмпирически выявить основные факторы, способствующие эффективному формированию и реализации социально-психологической компетентности руководителя ОВД в системе «руководитель-коллектив-подчиненный».

Выделить показатели и критерии оценки степени сформированности социально-психологической компетентности руководителей ОВД и на их основе выделить уровни развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

Разработать программу развития социально-психологической компетентности руководителей ОВД и провести формирующий эксперимент для оценки ее эффективности.

В рамках эксперимента с руководителями ОВД и сотрудниками ОВД, включенными в резерв кадров на должность начальника ОВД, изучить влияние психологического тренинга на компоненты социально-психологической компетентности и определить детерминанты ее развития.

Разработать научно-практические рекомендации:

— для руководителей ОВД по овладению системрй социально-психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления эффективной управленческой деятельности;

— для сотрудников отделений подготовки кадров по отбору кандидатов в резерв кадров на должность начальника ГОРОВД с учетом уровня развития социально-психологической компетентности;

— для практических психологов по совершенствованию занятий (социально-психологических тренингов) с сотрудниками ОВД и для использования в консультировании руководителей ОВД по проблемам профессионально-личностного роста.

Общая гипотеза исследования заключается в предположении, что содержание, особенности реализации и развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД предопределяются не только его личностными качествами, но и особенностями социально-психологических процессов в коллективе ОВД, в которые включается руководитель в ходе своей деятельности, а также требованиями, предъявляемыми к руководителю и коллективу ОВД решаемыми ими профессионально-служебными задачами. Частные гипотезы:

1. Социально-психологическая компетентность руководителя ОВДпрофессионально важная характеристика личности, включающая в себя особенности личности самого руководителя, способы и методы управления социально-психологическими процессами в коллективе ОВД и уровень его коммуникативных знаний, умений и навыков.

2. Основными детерминантами развития социально-Психологической компетентности руководителя ОВД, влияющими на сформированность ее основных компонентов и опосредующей характер их взаимосвязи, являются управленческие взаимодействия и общение в системе «руководитель-коллектив-подчиненный».

3. В рамках специально организованного обучения основным фактором развития ' социально-психологической компетентности является моделирование управленческой деятельности руководителя ОВД в психотренинговых упражнениях. Методология исследования. Общенаучную ориентацию исследования предопределили фундаментальные положения общей и социальной психологии о развитии личности в деятельности, принципы детерминизма и системности. Конкретно-научной методологией диссертационного исследования выступили: положения концепции отношений личности В. Н. Мясищева, А. А. Бодалева, ситуационного подхода Н. В. Гришиной, Ю. М. Емельянова к анализу факторов, влияющих на эффективность общения, концепция профессиональных педагогических способностей Н. В. Кузьминой, а также методологические положения социальной психологии, обоснованные в научных трудах Г. М. Андреевой, А. Л. Журавлева, Г. А. Ковалева, А. А Леонтьева, и психологии управления, разработанные в исследованиях А. И. Китова, A.M. Столяренко, В. И. Черненилова, А. Г. Шестакова и др.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют анализ и обобщение данных научной литературы, систематизация имеющегося материала по проблеме социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

При этом изучались труды представителей юридической, социальной, педагогической психологии, психологии управления, психологии труда, психолингвистики. Помимо работ ученых, изучавших коммуникативную компетентность руководителя: А. И. Аржановой, А. А. Деркача, М. Г. Дебольского, А. Л. Журавлева, Ю. М. Жукова, А. А. Кидрона, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Р. А. Максимовой, М. И. Марьина, Л. А. Петровской, В. П. Трубочкина, А. В. Фокина, Ю. Л. Ханина, и непосредственно занимающихся исследованием особенностей деятельности руководителя органов внутренних дел, в частности социальнопсихологической ее составляющей: Л. И. Берестова, А. В. Евсеев, И. Е. Елина, И. Н. Никитин, О. В. Софронова, нами рассматривались труды психологов, занимающихся разработкой: общих вопросов развития и формирования личности в деятельности и общении: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др. основных положений психологии управления, которые легли в основу нашего исследования: Ю. Н. Емельянов, Е. М. Жариков, Ю. М. Жуков, А. И. Китов, Л. М. Колодкин, Е. С. Кузьмин, Р. Л. Кричевский, И. Л. Ладанов, Н. Н. Обозов, А. М. Омаров, А. Л. Свенцицкий, А. М. Столяренко, Ф. П. Тонких, В. И. Черненилов, М. Альберт, М. Вудкок, Х. Маккей, М. Х. Месконпроблем социальной перцепции и выделивших основные механизмы и закономерности восприятия и понимания человека другим человеком: И. И. Аминов, В. С. Агеев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, Л. А. Регуш.

Для достижения целей эмпирического исследования были использованы следующие методы и методики:

— стандартизированное наблюдение за процессом взаимодействия руководителя ОВД и подчиненных сотрудниковконтент-анализ записей речевых и письменных сообщений руководителей ОВД о процессе их взаимодействия с подчиненными;

— письменные опросы руководителей ОВД, сотрудников, подчиненных им коллективов;

— метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступали руководители ОВД, их непосредственные начальники и практические психологи ОВД);

— психологическое тестирование (Калифорнийский психологический опросник (CPI) — адаптация Н. В. Тарабриной, Н. А. Графининойметодика определения уровня субъективного контроля (У, СК) — адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкйной, A.M. Эткинда, методика определения стиля деятельности — адаптированный вариант методики В. ПЗахарова),.

— формирующий эксперимент по разработанной программе развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД, в котором помимо контрольной группы приняли участие группа начальников ОВД и группа сотрудников ОВД, включенных в резерв кадров на должность начальника ОВД;

— методы математической статистики: сравнение выборочных данных и оценка репрезентативности собранных данных, оценка значимости полученных различий при помощи вычисления коэффициента значимости Юла, Стьюдента;

— корреляционный и факторный анализы с определением достоверности получаемых результатов посредством вычисления коэффициента Стьюдента, Пирсона.

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование реализовано в четыре этапа: 1) поисково-аналитический- 2) эмпирический j 3) экспериментально-формирующий- 4) обобщающе-внедренческий.

На первом (поисково-аналитическом) этапе исследования проводилось изучение, обобщение и анализ имеющегося материала по проблеме исследования. Была разработана теоретическая модель социально-психологической компетентности руководителя ОВД и выявлены ее содержательные особенности.

На втором (эмпирическом) этапе первоочередными задачами исследования являлось выявление основных компонентов социально-психологической компетентности руководителя ОВД, условий ее функционирования, выявление значения социально-психологической компетентности руководителя в управленческой деятельности, содержательное понимание ее основных функций в деятельности руководителя ОВД, а также выявление основных проблемных ситуаций общения руководителя ОВД, имеющих значение для достижения целей оперативно-служебной деятельности. Для решения этих задач:

— анализировалось мнение руководителей ОВД о значении в их деятельности высокой степени сформированное&tradeсоциально-психологических знаний, навыков и умений, качеств, и других характеристик управленческой деятельности, отражающих содержание и функции социально-психологической компетентностипроводилось стандартизированное интервью начальников РОВД, начальников психологических служб МВД, УВД, ГУВД субъектов МВД России и преподавателей учебных заведений, осуществляющих подготовку начальников ГОРОВД, направленное на выявление значимых социально-психологических характеристик управленческой деятельности и понимания сущности и значения социально-психологической компетентности в управленческой деятельности руководителя ОВД (приложение 4).

— проводилось психологическое наблюдение за проявлением конкретных элементов социально-психологической компетентности и степени ее сформированности непосредственно в ходе проведения занятий в рамках специальной программы, посвященной ее формированию и развитию.

— осуществлялось анкетирование руководителей ОВД и начальников психологических служб субъектов МВД России (приложения 2,3,). Анкеты содержали полузакрытые и открытые вопросы о наиболее трудных ситуациях взаимодействия с коллективом подчиненных сотрудников в процессе управленческой деятельности, о наиболее значимых проблемах общения и наиболее частых способах их решения руководителем ОВД.

— проводилась экспертное оценивание (Приложение 3) социально-психологических характеристик управленческой деятельности в целях выяснения основных функций социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

— проводилось ранжирование руководителями ОВД проблемных ситуаций общения, возникающих в управленческой деятельности руководителя ОВД. По результатам исследования был создан банк управленческих ситуаций, часть которых легла в основу ролевых игр.

В результате полученных данных была сформирована логика построения программы развития социально-психологической компетентности руководителей ОВД.

В ходе третьего (экспериментально-формирующего) этапа исследования изучалась возможность создания условий для развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД и их совершенствования в рамках курсов повышения квалификации. На этом этапе исследования решались следующие задачи:

— разработка программы формирующего эксперимента;

— выявление уровня сформированности базовых компонентов социально-психологической компетентности руководителей ОВД и сотрудников, состоящих в резерве кадров на должность начальника ГОРОВД (далее — резерва кадров).

— выявление основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование социально-психологической. компетентности руководителей ОВД;

— проведение формирующего эксперимента по двум основным направлениям: а) развитие социально-психологической компетентности руководителей ОВД в образовательном учреждении МВД России (Учебном центре) в процессе проведения специальной программыб) проверка эффективности путей развития социально-психологической компетентности;

— разработка рекомендаций для образовательных учреждений МВД России по организации и проведению специальной учебной программы, нацеленной на развитие социально-психологической компетентности руководителя ОВД, а также для психологов ГОРОВД, сотрудников отделов подготовки кадров, занимающихся работой по отбору и обучению лиц, состоящих в резерве кадров на повышение.

Формирующий эксперимент проводился в октябре 2003 г. на базе Учебного центра при МВД Удмуртской Республики и факультета повышения квалификации Ижевского филиала Нижегородской Академии МВД РФ. В нем участвовали руководители городских и районных отделов внутренних дел -. 32 человека, и сотрудники, состоящие в резерве кадров на должность начальника ГОРОВД, — 28 человек. В качестве контрольной группы выступила группа слушателей 4-го и 1-го факультета Академии управления МВД России, которые не участвовали в психологическом тренинге, но по которым велся диагностический мониторинг — 40 человек.

Оценка результатов эксперимента производилась в количественном и качественном планах. В первом случае, обработка психодиагностических результатов, полученных в ходе эксперимента, осуществлялась путем сравнения данных тестирования по CPI, УСК, методики определения стиля деятельности, а также самооценки СПК до и после прохождения обучения, во втором случае проводились корреляционный и факторный анализ с целью выявления факторов успешности овладения основными компонентами социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

Для получения статистически достоверной информации по результатам исследования применялась аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий между группами испытуемых по полученным показателям. Для оценки статистической значимости разности показателей, полученных в результате группового оценивания и применения психодиагностических методик, использовался лкритерий Пирсона, tкритерий Стьюдента.

На четвертом (обобщающе-внедренческом) этапе осуществлялись: анализ и обобщение полученных результатов исследованияих внедрение в практикуформулировка выводов по исходным позициям исследования (достижение цели исследования, решение задач, подтверждение основных гипотез исследования) — подготовка методических рекомендаций для практических психологов органов внутренних дел, сотрудников отделов профессиональной подготовки и преподавательского состава учебных заведений МВД России.

Всего в исследовании приняли участие 73 слушателя Академии управления МВД России, 27 начальников психологических служб субъектов МВД России, 32 начальника районных, городских отделов внутренних дел МВД Удмуртской Республики, 28 сотрудников МВД Удмуртской Республики, состоящих в резерве на должность начальника отдела внутренних дел, 132 сотрудника органов внутренних дел МВД России, всего 292 человека.

Основные результаты и научная новизна исследования. На основе эмпирического исследования уточнено базовое понятие социально-психологической компетентности руководителя ОВД, обоснованы ее структура, содержание ее компонентов, вскрыты условия ее реализации и основные функции в рамках управления коллективом ОВД.

Выявлен многозначный характер связей между выделенными компонентами социально-психологической компетентности руководителя ОВД: мотивационно-личностным, процессуально-деятельностным и интеракционным, что позволяет характеризовать социально-психологическую компетентность руководителя ОВД как открытую, динамичную систему, реализующуюся в условиях управления коллективом органов внутренних дел.

Выделены критерии оценки уровня развития социально-психологической компетентности, в основу которых положены выявленные эмпирическим путем шкалы «высокая — низкая результативность общения», «высокая — низкая интеллектуальная эффективность», «внешнийвнутренний локус-контроля», на основании чего выделяются уровни развития СПК у руководителей ОВД: низкий, средний и высокий.

Выявлены условия эффективного формирования социально-психологической компетентности руководителя ОВД и разработана специальная программа психологического тренинга, обеспечивающего целенаправленное воздействие на развитие СПК руководителя ОВД. Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая компетентность руководителя отдела внутренних дел это профессионально важная характеристика личности руководителя, осознанно реализующаяся в условиях его профессиональной деятельности и характеризующая особенности включенности руководителя в социально-психологические процессы в коллективе ОВД и особенности его взаимодействия в системе «руководитель-коллектив-подчиненный».

2. В структуре социально-психологической компетентности выделяются три компонента: мотивационно-личностный, процессуально-деятельностный, интеракционный. Системообразующим элементом является мотивационно-личностный компонент, который преломляясь через призму профессиональной деятельности и общения с подчиненными сотрудниками, реализуется в виде процессуально-деятельностного и интеракционного компонентов.

3. Основными функциями социально-психологической компетентности руководителя ОВД в системе «руководитель-коллектив-подчиненный» являются: 1) познавательная (для руководителя эта функция проявляется в том, что в процессе управленческого воздействия он познает личностные особенности и мышление подчиненных и на этой. основе строит «стратегию^ и «тактику» своего воздействия) — 2) регулятивная (в процессе управленческих воздействий руководитель влияет на подчиненного, чтобы закрепить или изменить его поведение, восприятие, систему ценностей и др.) — 3) рефлексивная (осознание руководителем того, как он или его действия оцениваются подчиненными) — 4) контроля и оценки (управление коллективом ОВД требует постоянного контроля за изменениями в сознании и поведении подчиненных.).

4. В основе оценки уровня развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД лежат выделенные эмпирическим путем измерительные шкалы: «высокая — низкая результативность общения», «высокая — низкая интеллектуальная эффективность», «внешний — внутренний локус-контроля», на основании которых выделяются три уровня сформированности социально-психологической компетентности руководителя ОВД: низкий, средний и высокий.

5. Основным фактором развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД является моделирование условий управленческой деятельности в коллективе ОВД в процессе специально организованного обучения через использование ролевых игр, в основе которых лежат наиболее проблемные ситуации общения руководителя ОВД с подчиненными.

6. Развитие социально-психологической компетентности необходимо проводить у сотрудников, включенных в резерв кадров на должность начальника отдела внутренних дел, так как эта категория наиболее восприимчива к разработанным методам и средствам воздействия на структуру социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

Теоретическая значимость исследования заключается в более полной разработке понятия социально-психологической компетентности руководителя отдела внутренних дел, выявлении ее сущности, структуры, функций и * факторов ее развития с учетом специфики деятельности руководителя отдела внутренних дел и особенностей повышения квалификации руководящих кадров органов внутренних дел. В результате исследования: раскрыта структура социально-психологической компетентности руководителя ОВД как комплекс взаимосвязанных компонентов: мотивационно-личностного, процессуально-деятельностного и итеракционного;

— описаны познавательная, контролирующая, регулятивная и рефлексивная функции социально-психологической компетентности руководителя ОВД и раскрыто их значение в управленческой деятельности руководителя ОВД;

— выявлен комплекс проблемных ситуаций общения, с которым сталкивается руководитель ОВД при решении управленческих задач, обусловленных недостаточным уровнем социально-психологической, коммуникативной подготовленности;

— обоснованы критерии оценки уровня развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД;

— выявлены условия функционирования и развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

Разработанные диссертантом методические рекомендации по формированию социально-психологической компетентности у руководителей ОВД используются в образовательном процессе Учебного центра МВД Удмуртской Республики и в системе служебной подготовки практических работников органов внутренних Удмуртской Республики.

Практические рекомендации и предложения по результатам исследования предназначены для практических психологов ОВД, сотрудников отделов подготовки кадров, а также для руководителей в целях повышения их профессионализма, в частности социально-психологической компетентности.

Результаты исследования могут послужить основанием для улучшения работы с резервом кадров на должность руководителя ОВД и разработки нормативных актов, регламентирующих аспекты деятельности начальника ГОРОВД и новых спецкурсов гуманитарных дисциплин.

Апробация научной работы осуществлялась путем внедрения методических рекомендаций по развитию социально-психологической компетентности в процесс повышения квалификации на базе Учебного Центра МВД Удмуртской Республики, а также в ходе служебных занятий с психологами ГОРОВД Удмуртской Республики по темам «Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел».

Основные идеи и положения работы отражены в 7 публикациях, общим объемом 11.2 п.л., из них 4 работы выполнены в соавторстве, личный вклад составляет 2.1 п.л. Результаты проведенных исследований были представлены в выступлениях на ряде научно-практических конференций общероссийского и регионального уровней, проходивших в Москве, Домодедово, Ижевске.

Объем и структура диссертационной работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, а также из приложений.

Выводы, сделанные на основе конкретного исследования, выявляют наиболее существенные характеристики социально-психологической компетентности руководителя ОВД, а также способы ее развития и представляют первый шаг в изучении социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

1. На основе изучения теоретических источников и практических аспектов деятельности руководителя ОВД было сформулировано определение его социально-психологической компетентности как открытой системы «руководитель — коллектив — сотрудник» в единстве множества составляющих элементов, которая активно и избирательно адаптивна к изменениям внешней среды и входит в систему связей и отношений её носителя.

2. Опираясь на системный подход, мы разработали модель социально-психологической компетентности руководителя ОВД, структуру которой составляют: мотивационно-личиостиый компонент, который отражает личностную структуру руководителя: мотивацию, установки, ролевые позиции, направленность. Являясь наиболее устойчивым к изменениям, этот компонент определяет возможности развития СПК руководителя ОВД, проявляясь в процессах управления и общения руководителя.

ОВД через процессуально-деятельностный и цнтеракционный компоненты социально-психологической компетентности руководителя ОВД. процессуально-деятельностный, где руководитель ОВД рассматривается в социально-психологических процессах, порождаемых его общением в ходе совместной деятельности, и выявляется характер связей, необходимых для организации эффективного взаимодействия с подчиненными в системе «руководитель-коллектив — сотрудник». Этот компонент напрямую зависит от личностного, однако на него влияет и уровень развития интеракционного компонента. интеракционный, отражающий специфику взаимодействия руководителя с подчиненными, поглощающего как обстоятельства межличностного взаимодействия, коммуникативной деятельности, так и возможности самой личности и содержащего гностические, проектировочные, конструкторские, организаторские, собственно коммуникативные способности и соответствующие им умения. Этот компонент является технологической составляющей СПК руководителя ОВД и наиболее подвержен изменениям. 3. Социально-психологическая компетентность в структуре управленческой деятельности выполняет следующие основные функции:

— Познавательная. Для руководителя эта функция проявляется в том, что в процессе управленческого воздействия он познает личностные особенности и мышление подчиненных и на этой основе строит «стратегию» и «тактику» своего воздействия.

— Регулятивная. В процессе управленческих воздействий руководитель влияет на подчиненного, чтобы закрепить или изменить его поведение, состояние, активность, восприятие, систему ценностей.

— Контроля и оценки. Процесс управленческого воздействия невозможен без постоянного контроля за изменениями в сознании и поведении подчиненных. Это необходимо прежде всего для определения эффективности воздействия, выявления его результатов. Проверка и оценка воспринимаются подчиненными также, как и стимул к изменению их поведения, состояния.

— Рефлексивная — осознание руководителем того, как он или его действия оцениваются подчиненными, адекватная оценка результатов своего воздействия и т. д.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что руководители имеют представление о выделенных функциях социально-психологической компетентности и их роли в управлении коллективом. Однако на практике руководители выделяют в первую очередь контролирующую и регулятивную функцию социально-психологической компетентности, как сходные с функцией управления, а познавательная и рефлексивная функции остаются не реализованными, что снижает эффективность управленческой деятельности.

4. В исследовании было выявлено три уровня развития СПК: удовлетворительный, средний и высокий, в основе которых лежат три выявленных континиума: «высокая — низкая результативность общения», «высокая — низкая интеллектуальная эффективность» и «внешний — внутренний локус-контроль». Первый уровень развития СПК характеризуется стандартностью, формальностью в выполнении управленческих функций, низкой лабильностью и гибкостью. Средний уровень выявляется у руководителя, который ведет себя как профессионал, заинтересованный в развитии собственных способностей, собственного стиля деятельности. Он умеет работать с идеями, которые внешне кажутся противоречивыми, делать выбор из альтернативных действий в двойственных ситуациях! Высокий уровень развития СПК связан с проявлением творчества в деятельности. Руководитель этого уровня компетентности должен замечать проявления профессиональной деформации, негативных явлений в социально-психологическом климате коллектива и принимать меры для восстановления баланса.

5. Проведенное исследование выявило зависимость между эффективностью деятельности руководителя ОВД и наличием и развитостью у него социально-психологической компетентности.

6. В исследовании была выявлена значительная потребность руководителей ОВД в психологической подготовке к общению в рамках управленческой деятельности. Так как профессиональное общение руководителя органов внутренних дел носит не только общий специфический для всех органов внутренних дел характер, регламентированный законом, приказами, но и является специфическим видом деятельности руководителя, определяющим его стиль управления коллективом, стиль поведения, воздействия на окружающих людей, в том числе и на подчиненных сотрудников, одним из условий программы развития СПК руководителя ОВД является соответствие содержательной части профессионального тренинга специфике управленческой деятельности руководителя ОВД.

7. При изучении специфики управленческого общения нами было выделено 4 основные группы проблемных ситуаций общения руководителя ОВД:

— проблемные ситуации общения, связанные с личностными качествами подчиненных;

— проблемные ситуации общения с гражданами;

— проблемные ситуации общения руководителя ОВД с вышестоящим руководством;

— проблемные ситуации общения, связанные с выполнением управленческих функций.

Данная классификация легла в основу сценариев разработанных ролевых игр, использовавшихся в профессиональном тренинге. Содержание взаимодействия в рамках ролевой игры определяется выполнением управленческих функций, выделенных в четвертом типе проблемных ситуаций. Эффективность использования разработанных по предложенной схеме ролевых игр была доказана в процессе проведения эксперимента.

8. Полученные в исследовании данные выявили алгоритм построения тренинга развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД включающего:

— диагностическую часть, ориентированную на самопознание собственного уровня СПК: самоанализ имеющихся личностных качеств, собственных преимуществ и недостатков в управленческой деятельности при организации работы подчиненныханализ социально-психологического климата в коллективе, оценка подчиненных.

— ролевую игру: столкновение позиций в ролевой игре ведет к интериоризации способов разрешения противоречий, что позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Ролевое взаимодействие приводит к актуализации познавательного мотива, мотива обучения.

— тренинговую часть, направленную на развитие технологической составляющей СПК руководителя ОВД: развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, психологических явлений, других людей и себя, развитие умений и навыков, эффективного, воздействующего коммуникативного взаимодействия. — диагностическую часть, основанную на самоанализе личностного и профессионального развития в социально-психологической сфере, осознание своей позиции в коллективе, «Я-руководитель», целью которых является закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на уровне сознания, разработка индивидуальных планов саморазвития, индивидуальных профессионально-психологических рекомендаций.

9. Результаты формирующего эксперимента подтвердили обоснованность выбранных методов и сформулированной модели и программы развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД. Наиболее эффективными являются методы вербализованной рефлексии слушателями своих мыслей и переживаний, обратная связь от других участников группы и ролевые игры, которые разрушают привычные стереотипы поведения и открывают новые способы поведения. Наиболее сензитивными к методам развития СПК руководителя ОВД являются лица, не имеющие опыта службы в должности начальника ОВД, так как именно в этой категории произошли наибольшие положительные достоверные изменения. Группа «начальники ОВД» проявила большее сопротивление в процессе профессионального тренинга, что на наш взгляд связано с предпочтением руководителями ОВД устойчивых способов достижения профессиональных целей, связанных с точным выполнением предписанных указаний и распоряжений и их более низкой интеллектуальной эффективностью.

10. Данные формирующего эксперимента подтвердили наше предположение о том, что социально-психологическая компетентность руководителя ОВД определяется не столько особенностями личности руководителя, сколько спецификой его взаимодействия с подчиненными, реализацией его возможностей в динамике управленческой деятельности, т. е. особенностями его управленческой деятельности. Так, профессиональная деятельность в органах внутренних дел осуществляется на основе нормативных документов, достаточно жестко регламентирующих деятельность органов внутренних дел, в связи с чем начальник ОВД вынужден действовать в строго предписанных законами, нормативами и различными указаниями и распоряжениями рамках. Кроме того, начальник ОВД, отвечая за деятельность сложного подразделения, обладает большим дефицитом времени, чем лица, состоящие в резерве кадров на выдвижение, являющиеся большей частью начальниками самостоятельных подразделений. Поэтому в группе «начальники ОВД» чаще используется авторитарный стиль руководства, чем в группе «резерв кадров». 11. Наиболее динамичным и подверженным воздействию профессионального тренинга является интеракционный компонент социально-психологической компетентности руководителя ОВД, так как он отражает технологический уровень коммуникации. Менее подвержен изменениям личностный компонент, однако исходные различия по шкалам CPI позволяют спрогнозировать успешность в развитии социально-психологической компетентности руководителя ОВД.

Так, наличие внутреннего локус-контроля и экстравертированность определяют высокий уровень готовности к обучению. Наиболее значимым для развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД для лиц, состоящих в резерве кадров является развитие саморефлексии, чувствительности в восприятии понимания себя и окружающих людей, терпимости и принятие, людей такими, какие они есть.

12.Участие в профессиональном тренинге в группе «резерв кадров» способствовало принятию большей независимости и лидерского статуса, повышению мотивации достижения, стремления к лидерству, профессиональной общительности, а также достоверно повысило уровень интеракционного компонента социально-психологической компетентности руководителя ОВД. В группе «начальники ОВД» произошли изменения в направленности личностного компонента руководителя ОВД от доминирования, соперничества, нормативной ориентированности к пониманию и принятию других людей, повышению значения эмпатии в деятельности руководителя. Во-вторых, произошли изменения в стиле руководства, что свидетельствует об изменениях не только личностного и интеракционного компонента социально-психологической компетентности руководителя ОВД, но и процессуально-деятельностного.

Рекомендации и предложения:

1. Внедрение опыта по развитию социально-психологической компетентности руководителя ОВД возможно осуществлять по направлениям: в системе служебной подготовки руководящего состава органов внутренних делв системе организации работы с резервом кадров на выдвижениев процессе консультирования руководителей органов внутренних дел по вопросам личностного роста, управления коллективом и социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, оказания воздействия на поведение подчиненных;

— обобщение и расширение банка типовых ситуаций общения руководителя ОВД.

2. При реализации различных программ развития социально-психологической компетентности руководителей ОВД для повышения их эффективности необходимо оптимальное сочетание в их рамках блоков самодиагностики, теоретического, тренингового обучения.

3. При аттестации руководителя ОВД использовать выделенные нами компоненты социально-психологической компетентности и уровни ее развития как важнейшие характеристики профессиональной пригодности.

4. При отборе в резерв кадров на должность начальника ОВД рекомендовать к использованию в качестве методов диагностики профессионально важных качеств разработанную диссертантом психодиагностическую модель социально-психологической компетентности руководителя ОВД. Значимыми при оценке уровня социально-психологической компетентности руководителя ОВД рассматривать показатели CPI по компоненту интеллектуальной эффективности, а также шкалы Sa (самопринятие),. А также интегрированные шкалы управленческого потенциала и уровень развития профессионально-важных качеств: стремления к лидерству и профессиональной общительности. По методике УСК значимым является наличие высокого уровня общей интернальности, а также интернальности в области межличностных отношений и в сфере производства. Учитывать уровень сформированности интеракционного компонента.

Перспективными направлениями изучения социально-психологической компетентности руководителя ОВД являются: изучение особенностей социально-психологическойкомпетентности руководителя ОВД во внешнем контуре управления (в системе «ОВДначальник — гражданин (или руководитель другой организации)») — изучение роли и влияния социально-психологической компетентности руководителя ОВД на выполнение оперативно-служебных задач в экстремальных условияхизучение механизмов формирования социально-психологической компетентности руководителяизучение особенностей и механизмов осуществления руководителем управления социально-психологическими процессами в коллективеизучение зависимости стиля деятельности от уровня развития социально-психологической компетентностисовершенствование консультирования руководителей ОВД в проблемах личностного роста и профессионального саморазвития.

Заключение

.

Повышенное внимание к проблеме социально-психологической компетентности руководителя ОВД обусловлено изменением концепции деятельности правоохранительных органов, в частности изменением требований к личности руководителя, который должен ориентироваться не только в узко профессиональных вопросах, но и владеть комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих разбираться, понимать своих подчиненных, уметь оказывать влияние, управлять социально-психологическими процессами, происходящими в коллективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Директива Министерства внутренних дел Российской Федерации «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19.06.1996 г. № 1.
  2. Директива Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и задачах на 2004 год» от 23.03.2004 г. № 1.
  3. Закон РСФСР № 1026−1 от 18.04.1991 г. «О милиции».
  4. Квалификационные требования к должностным категориям начальствующего состава аппарата МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, руководящего состава городских и районных органов внутренних дел. ИМЦ ГУК МВД России. Утверждены МВД России 15.05.2001 г.
  5. Приказ МВД России от 11.01.1999 г. № 12 «Об утверждении Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел»
  6. Приказ МВД России от 25.09.2002 г. № 925 «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации»
  7. Приказ МВД России от 06.11.2003 г. № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».
  8. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. -с.54
  9. Федеральный закон № 163-Ф3 от 29.12.2000 г. «О внесецин изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».1. Монографии и статьи.
  10. Ю.Абдульханова-Славская К. А. Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИПРАН, 1995.
  11. П.Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста. -Нижний Новгород, 2000. 80 с.
  12. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.- 240 с.
  13. З.Ананьев Б. Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  14. .Г. Психология педагогической оценки. Труды Института мозга им. В. М. Бехтерева, 1935. — с.27−43
  15. .Г. Человек как предмет познания. 1968. 339 с.
  16. Андреева Г. М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994, 325с.
  17. П.Андреев Н. В. Тренинг по переговорной деятельности. -М., 1996. -138 с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:МГУ, 1984.-104 с.
  19. И. Я вас слушаю.- М.: Экономика, 1984. 111 с
  20. Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  21. P.M. Язык и моделирование социального взаимодействия. -М., Прогресс, 1987.-С. 47.
  22. Н.Н. Социально-психологический тренинг. Методологические проблемы. В кн: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. -М., 1987. — с. 6-
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 198 с.
  24. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  25. В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. — 379 с.
  26. А.А. Понимание и общение. М., Знание. 1989. — 63 с.
  27. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967, с. 46−55.
  28. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике -СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 245.
  29. И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000. — 224 с.
  30. И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. Л., 1989
  31. Л.С. Педагогическая психология. М., 1981. — с.374
  32. Е.И., Панина Н. В. психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат, 1989. — 187 с.
  33. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  34. Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. -489 с.
  35. Н.В. Психология ситуаций как область социально психологических исследований. В кн.: Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб, 2000.
  36. В.В., Лазарев B.C., Неверкович B.C., К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. 1989 — т. 10. № 1. — с.32−41
  37. А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. — 310 с.
  38. Дилова М Компетентность деятельности личности.- София, 1985. 136с
  39. А. Общение: наука и искусство.- М.: АОЗТ «Яуза», 1996. с.89−111
  40. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: ЛГУ, 1985.- 166с.
  41. Ю.П. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. — с.
  42. Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 1988. 63 с.
  43. Ю.М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. -104 с.
  44. Ю.М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) //Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М.: 1983. — с.90−97
  45. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. -104 с.
  46. А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом //т Психол. Журн. 1983 — т.4, № 1.-с. 57−67
  47. А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. № 6. с. 23−28.
  48. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — с. 103−127
  49. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: Наука, 1999.-586 с.
  50. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности: вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. -М.:Мысль, 1979 .
  51. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
  52. К. Вопросы управления: сокр. Пер. с англ.- М.: Экономика, 1981. -199 с.
  53. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1978. — 279 е.-
  54. И., Игнатов М., Дилова М. Результативные стилевые и самооценочные детерминанты деятельности // Доклад на 7-й встрече психологов дунайских стран. Варна, 1985.- с. 184−212
  55. Н. Психология и солдат.- М., 1958. 136 с.
  56. B.C. Некоторые вопросы психологии социального восприятия в деятельности руководителя ОВД. Сборник научных трудов Академии МВД РФ. -М., 1992.
  57. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы.- М.: Инфра-М, 1997. 361
  58. Кузьмин В. П Гносеологические проблемы системного знания. М., 1983. -с.64
  59. Е.С. и др. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.:Лениздат, 1974. — 167с.
  60. Н.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.- 138с
  61. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1979.
  62. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной ситуацией.// Актуальные проблемы психологии труда: Труды по психологии. Тарту., 1986., с 40−45
  63. В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 1999. -386с.
  64. А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Смысл, 1999. -365 с.
  65. А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. — 48 с.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  67. .Ф. Проблемы общения в психологии: Вместо введения // Проблема общения в психологии. М., 1981. — 280 с.
  68. Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности // Научное управление обществом. Вып. 10. М.:Мысль, 1976.-С.277−311
  69. С.И. Профессиональный тренинг // Психология профессиональной подготовки. Спб.: Изд-во СпбГУ, 1993. — с. 44−81
  70. С.И., Хрящева Н. Ю. Психологическая гимнастика в тренинге. Каталог. 4.1.-СПб., 1993.
  71. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психологическая гимнастика в тренинге. Каталог. 4.2. СПб., 1993.
  72. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. С.-Пб.: Изд-во «Алетейя». 1999.352 с.
  73. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
  74. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -308 с.
  75. А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. — 479 с.
  76. Е. Я Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. -365 с.
  77. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол. Журн. 1982. -№ 4. — С.24−29.
  78. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер с англ., 1992.
  79. X. Возможности видеотренинга при подготовке руководителей и специалистов к общению в международных трудовых коллективах // Методы исследования диагностики и психологии международных трудовых коллективов. М., 1986. — c. l 11−127.
  80. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя.- М., 1975.- 368 с
  81. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мысль, 1997.
  82. А.В. Коммуникативная культура учителя. // Мир психологии. № 3,1996.-С.42−45.
  83. С.А. Навыки мышления для менеджера. Ростов-на-Дону, 1997. -с.48−73.
  84. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я образа» // Психологический журнал. 1990, № 5. Т. 11. -с. 74−78.
  85. Г. С. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ сер. 13 «Теории научного коммунизма» № 3, с 3−9
  86. В.А. Психотехника общения. Нижний Новгород, 1997. — 153 е.,
  87. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М.
  88. А.И. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД. М., 1996.
  89. А.И. Психология милицейской деятельности. В кн. Прикладная юридическая психология. Под ред. A.M. Столяренко. М. :ЮНИТИ, 2001. С. 577−582.
  90. .Д. Анатомия общения. СПб, 1999. — 300 с.
  91. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.
  92. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. — 216 с
  93. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 168 с.
  94. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. -2000. 256 с.
  95. К.К. Психологический практикум. М.: Просвещение, 1980.
  96. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус-М., 2001.-288 с.
  97. В.М. К вопросу о социально-психологической культуре специалистов ИТУ // Социальные и правовые проблемы перестройки ИТУ. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.
  98. В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии. Рязань, 1997. — 43 с.
  99. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1989.
  100. И.Б., Трубочкин В.П.Психотехнология общения //И.Б.Пономарев. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — с 248−259
  101. А.В. Теория коммуникационного воспитания сотрудников органов внутренних дел. СПб. 1999. — 184 с.
  102. В.И., Туманов В. Д. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания, памяти сотрудников ОВД. Домодедово, 1995.
  103. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности. // Мир психологии. № 2, 2000. С. 192−200.
  104. Е.В. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов на Дону. 1990. — 205 с.
  105. А. А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом. //Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., 1980. с. 143−176
  106. ИЗ. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения. В кн. Проблема общения в психологии. М., 1981.
  107. Свенцицкий A. JL Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
  108. A.JI. Социальная психология управления. JI: Изд-во ЛГУ, 1986.
  109. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 1996.
  110. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб, 2000. — 234 с.
  111. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
  112. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  113. В.М. Психология коммуникации в организациях. СПб, 2000, с.58−65.
  114. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-148 с.
  115. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -112 с.
  116. В.А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М., 1996. -220 с.
  117. Социально-психологический тренинг. Сборник научных трудов. Ответственный редактор академик Е. В. Руденский Новосибирск., 1995. -104 с.
  118. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими аспектами. М., 2002. 235 с.
  119. A.M. Проблемы управления в юридической психологии // Психологические проблемы управления в правоохранительных органах.
  120. Сборник научных трудов / Под ред. А. Я. Сухарева, Г. Х, Ефремовой. М. 2000.- с.46−50
  121. A.M. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000. -288с.
  122. Р.Дж., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. И др. Практический интеллект. СПб.: Питер. 2002. — с. 17−19
  123. А.Н., Поздняков В. М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, 1992.- 147 с.
  124. Толочек В. А Управленческая триада: психологическая совместимость руководителя и подчиненного // Социол. исследования 1993 -№ 5. — с.69−73
  125. В. П. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. М., 1995. — 88 с.
  126. В.П. Конфликтная компетентность практического психолога органов внутренних дел. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. М., 2000. — С. 109−114.
  127. К.Д. Педагогические сочинения. т.2, М.: Педагогика, 1998. -498 с.
  128. JI.JI. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения /Под. ред. Е. Ф. Тарасова. -М., 1981.- С. 224.
  129. Л.Б. Коммуникация, общение, взаимодействие. // Мир психологии. № з. 1996. С. 16−18.
  130. Л.Б. Тренинг делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992. — 76 с.
  131. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения личности // Психологический журнал. М., 1984, № 4. -С.57−64.
  132. Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности. // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л., 1972. с.172−173.
  133. Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — 209 с.
  134. Н.Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативности основания, задачи, содержания // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. 1995. с.110−111.
  135. В.И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. -Минск, МВШ МВД, 1989. 78 с.
  136. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев, 1985. 159 с.
  137. Шакуров Р. Х Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.:Просвещение, 1990.
  138. А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчиненных. СПб., 1994. — 106 с.
  139. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / Академия пед. наук СССР. Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  140. Т.Г. Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия. СПб., 1991.
  141. Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей.- Киев, 1987.
  142. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  143. Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие. -М.:Аспект'Пресс, 2000.
  144. Т.Ю., Веселов В. М., Пищелко А. В. Психолого-педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе. М.: ВИПК МВД России, 1983.-77с.
  145. . В.В. Диагностика коммуникативных способностей в целях профориентации : Автореф.. дис.канд.психол.наук: Ярославль, 1980.
  146. В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя ОВД. Дис. .канд.псих. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.
  147. А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива (на материалах воинских подразделений). Дис.канд.психол.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.
  148. Г. В. Психологические условия эффективности деятельности командира зенитного ракетного полка сухопутных войск по управлению огнем: Автореф.. .дис.канд.психол.наук. М., 1989 — 24с.
  149. М.Г., Свирская И. Б. Социально-психологическая компетентность руководителей органов внутренних дел. Учеб. пособие. -М.: Академия управления МВД России, 1999.
  150. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Дис. канд.псих.наук. Л., 1990.
  151. Н.Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения. Дис. канд. псих, наук.- М., 1997.
  152. Т.В. Диагностика «зоны ближайшего развития» личности в процессе психологического тренинга: Автореферат дисс. канд. псих. наук. -М., 2001,25 стр.
  153. А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом. Автореф.дис.канд.психол. наук. М., 1976.
  154. Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336
  155. В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИПРАН, 1994. 237 с.
  156. JI.H. Психотехника личностного профессионально-значимого роста. Автореферат канд. псих наук. М, 1996. 27 е.,
  157. Т.С. Психология управления: Учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. с. 32−34
  158. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Дис.канд. псих. наук. Л., 1981. — 274с.
  159. Китов А. И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.
  160. АИ. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984. -248с.
  161. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис. .канд. психол. наук. СПб., 1995. — 221с.
  162. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общества: Автореф. канд. псих, наук.-М., 1980.-24 е.-
  163. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е. С. Кузьмина и В.С.Семенова
  164. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986. -268 с.
  165. О.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами. Дисс.канд.псих.наук. М.: Академия управления МВД России, 2002., 204с.
  166. Т.Ю., Дергачев В. Ф. Социально-психологическая компетентность руководителя органов внутренних дел: Лекция. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. 50 с.
  167. С.Е. Коммуникативная компетентности участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки. Дис. канд. псих наук. М.: Академия управления МВД России, 2003.
  168. А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом: Автореф. .дис.канд.психол.наук. М., 1986- 16с.
  169. В.В. Компетенция местных органов государственной власти и управления в сфере организации и деятельности милиции //автореф. канд. дис. М.: Академия МВД СССР, 1991.
  170. Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 244 с.
  171. Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования сплоченности. Дис. канд. псих. наук. СПб., 1988. — 180 е.-
  172. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. .канд.психол.наук. Л. 1981−191 с.
  173. М.И. и др. Оценка организационно-управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: (Метод, рекомендации).- М., 1996.-36с
  174. Г. М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайлиноргана внутренних дел в работе с кадрами. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. с.9
  175. И.Н. Продуктивность социально-психологической компетентности организатора детского движения. Дис.канд.психол.наук, М., 1992.
  176. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. -М.:Рус.яз., 1981 — 816с.
  177. В.Н. Общение как предмет социально-цсихологических исследований. Автореф. дис. докт. псих. наук. Л., 1983
  178. А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах ОВД: Метод.рекомендации. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. — 27 с.
  179. В.Е. Психологическая диагностика профессионально-важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий. Дис.канд.психол.наук. М., 2001.-268с.
  180. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие СПб.: Изд-во Речь, 2000., с 203−205
  181. Прикладная юридическая психология./ Под ред. проф. A.M. Столяренко. М., ЮНИТИ, 2001. — с. 269.
  182. П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов). Уч. Пособие- Воронеж, 2002., 256 С.
  183. Психологический словарь Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2 изд., расш., испр. И доп. Ростов н/Д, 1998. — С.457.
  184. Е.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб.пособие. М.: Инфра-М- Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
  185. О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы. Дис.канд.псих.наук. М.: 1998
  186. Социальная психология: Учеб пособие / под ред А. Н. Сухова, А. А. Деркача. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 62−73
  187. A.M. Обеспечение морально-психологической подготовки личного состава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. М., 1990. с. 10.
  188. A.M. Психологические и педагогичёские проблемы управления в МВД, УВД. Учеб. пособие М.: Академия МВД СССР, 1982.
  189. Н.М. Социально-психологический климат, в коллективах органов внутренних дел: содерожание и методы его изучения: Учеб пособие. М. Академия МВД РФ, 1991. — 74 с.
  190. Argyle М. The Psychology of Interpersonal Behavior. Harmondsworth: Penguin Books. 1974. -367p.
  191. Ericsson, K.A. The acquisition of expert performance. In K.A. Ericsson (Ed.), The road to excellence (pp 1−50). Hillsdeale, NJ: Erblaum.
  192. Jancech Darthema «Soziale Kommunikation» in der Polizeiakademie Bratislava// Fktuelleprobleme der entwieklung der polizeiwissenschaften und der polizeilichen praxis. Bratislava, 2001, c. 162−169
  193. Likert R. Motivation: the core of management. New York. 1953.
  194. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psyhology / Ed. By G. Lindzey, A.Aronson. N. Y., 1985. V. 2 P. 233−346.
  195. . W. (1968). Personality and assessment. New York: Wiley.- Peterson, D.R. (1968). The clinical study of social behavior. New York: Appleton
  196. Процессуально-деятельностный компоненто от 1 о я о г, а ta я 1 О ¦О 1 О1 § ге о «Л/ я Б г- -п | я о я н1 tr я я Я О н ы tr I о 0"1. В го в> чге я «11 111. Sl S S? sf о нв & I §-Л1. Я к в пв05 2 й 2s ^ К о1. К О пи к хю ?
Заполнить форму текущей работой