Социально-психологическая компетентность руководителей Отделов Внутренних Дел и методы ее развития
Диссертация
Необходимость решения социально-психологических проблем управления в МВД, УВД нашла свое отражение в Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел1, в которой отмечается, что развитие системы МВД России преимущественно будет осуществляться на основе поиска и использования ее внутренних резервов, прежде всего, в сфере управленческой деятельности. Директива № 1 МВД России от 23.03.2004… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению социальнопсихологической компетентности руководителя
- 1. 1. Сущность социально-психологической компетентности руководителя
- 1. 2. Структура социально-психологической компетентности руководителя ОВД
- 1. 3. Функции социально-психологической компетентности руководителя ОВД
- ГЛАВА 2. Развитие социально-психологической компетентности руководителя ОВД
- 2. 1. Диагностика социально-психологической компетентности руководителя ОВД
- 2. 2. Методы развития социально-психологической компетентности руководителя ОВД
- 2. 3. Развитие социально-психологической компетентности при подготовке и повышении квалификации руководителей ОВД
Список литературы
- Директива Министерства внутренних дел Российской Федерации «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19.06.1996 г. № 1.
- Директива Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и задачах на 2004 год» от 23.03.2004 г. № 1.
- Закон РСФСР № 1026−1 от 18.04.1991 г. «О милиции».
- Квалификационные требования к должностным категориям начальствующего состава аппарата МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, руководящего состава городских и районных органов внутренних дел. ИМЦ ГУК МВД России. Утверждены МВД России 15.05.2001 г.
- Приказ МВД России от 11.01.1999 г. № 12 «Об утверждении Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел»
- Приказ МВД России от 25.09.2002 г. № 925 «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации»
- Приказ МВД России от 06.11.2003 г. № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».
- Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. -с.54
- Федеральный закон № 163-Ф3 от 29.12.2000 г. «О внесецин изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».1. Монографии и статьи.
- Ю.Абдульханова-Славская К. А. Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИПРАН, 1995.
- П.Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста. -Нижний Новгород, 2000. 80 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.- 240 с.
- З.Ананьев Б. Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Труды Института мозга им. В. М. Бехтерева, 1935. — с.27−43
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968. 339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994, 325с.
- П.Андреев Н. В. Тренинг по переговорной деятельности. -М., 1996. -138 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.:МГУ, 1984.-104 с.
- Атватер И. Я вас слушаю.- М.: Экономика, 1984. 111 с
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Блакар P.M. Язык и моделирование социального взаимодействия. -М., Прогресс, 1987.-С. 47.
- Богомолова Н.Н. Социально-психологический тренинг. Методологические проблемы. В кн: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. -М., 1987. — с. 6-
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 198 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. — 379 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. М., Знание. 1989. — 63 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967, с. 46−55.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике -СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 245.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000. — 224 с.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. Л., 1989
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1981. — с.374
- Головаха Е.И., Панина Н. В. психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат, 1989. — 187 с.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. -489 с.
- Гришина Н.В. Психология ситуаций как область социально психологических исследований. В кн.: Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб, 2000.
- Давыдов В.В., Лазарев B.C., Неверкович B.C., К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. 1989 — т. 10. № 1. — с.32−41
- Деркач А.А., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. — 310 с.
- Дилова М Компетентность деятельности личности.- София, 1985. 136с
- Добрович А. Общение: наука и искусство.- М.: АОЗТ «Яуза», 1996. с.89−111
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: ЛГУ, 1985.- 166с.
- Емельянов Ю.П. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. — с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 1988. 63 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. -104 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) //Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М.: 1983. — с.90−97
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. -104 с.
- Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом //т Психол. Журн. 1983 — т.4, № 1.-с. 57−67
- Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. № 6. с. 23−28.
- Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — с. 103−127
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: Наука, 1999.-586 с.
- Кайдалов Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности: вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. -М.:Мысль, 1979 .
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
- Киллен К. Вопросы управления: сокр. Пер. с англ.- М.: Экономика, 1981. -199 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1978. — 279 е.-
- Косев И., Игнатов М., Дилова М. Результативные стилевые и самооценочные детерминанты деятельности // Доклад на 7-й встрече психологов дунайских стран. Варна, 1985.- с. 184−212
- Коупленд Н. Психология и солдат.- М., 1958. 136 с.
- Красник B.C. Некоторые вопросы психологии социального восприятия в деятельности руководителя ОВД. Сборник научных трудов Академии МВД РФ. -М., 1992.
- Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы.- М.: Инфра-М, 1997. 361
- Кузьмин В. П Гносеологические проблемы системного знания. М., 1983. -с.64
- Кузьмин Е.С. и др. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.:Лениздат, 1974. — 167с.
- Кузьмина Н.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.- 138с
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1979.
- Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной ситуацией.// Актуальные проблемы психологии труда: Труды по психологии. Тарту., 1986., с 40−45
- Лабунская В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 1999. -386с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Смысл, 1999. -365 с.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. — 48 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии: Вместо введения // Проблема общения в психологии. М., 1981. — 280 с.
- Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности // Научное управление обществом. Вып. 10. М.:Мысль, 1976.-С.277−311
- Макшанов С.И. Профессиональный тренинг // Психология профессиональной подготовки. Спб.: Изд-во СпбГУ, 1993. — с. 44−81
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю. Психологическая гимнастика в тренинге. Каталог. 4.1.-СПб., 1993.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психологическая гимнастика в тренинге. Каталог. 4.2. СПб., 1993.
- Мануйлов Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. С.-Пб.: Изд-во «Алетейя». 1999.352 с.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -308 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. — 479 с.
- Мелибруда Е. Я Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986. -365 с.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол. Журн. 1982. -№ 4. — С.24−29.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер с англ., 1992.
- Миккин X. Возможности видеотренинга при подготовке руководителей и специалистов к общению в международных трудовых коллективах // Методы исследования диагностики и психологии международных трудовых коллективов. М., 1986. — c. l 11−127.
- Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя.- М., 1975.- 368 с
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мысль, 1997.
- Мудрик А.В. Коммуникативная культура учителя. // Мир психологии. № 3,1996.-С.42−45.
- Мэлоун С.А. Навыки мышления для менеджера. Ростов-на-Дону, 1997. -с.48−73.
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я образа» // Психологический журнал. 1990, № 5. Т. 11. -с. 74−78.
- Никифоров Г. С. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ сер. 13 «Теории научного коммунизма» № 3, с 3−9
- Носков В.А. Психотехника общения. Нижний Новгород, 1997. — 153 е.,
- Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М.
- Папкин А.И. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД. М., 1996.
- Папкин А.И. Психология милицейской деятельности. В кн. Прикладная юридическая психология. Под ред. A.M. Столяренко. М. :ЮНИТИ, 2001. С. 577−582.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. — 300 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. — 216 с
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 168 с.
- Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. -2000. 256 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум. М.: Просвещение, 1980.
- Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус-М., 2001.-288 с.
- Поздняков В.М. К вопросу о социально-психологической культуре специалистов ИТУ // Социальные и правовые проблемы перестройки ИТУ. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.
- Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии. Рязань, 1997. — 43 с.
- Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1989.
- Пономарев И.Б., Трубочкин В.П.Психотехнология общения //И.Б.Пономарев. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — с 248−259
- Пономаренко А.В. Теория коммуникационного воспитания сотрудников органов внутренних дел. СПб. 1999. — 184 с.
- Постоев В.И., Туманов В. Д. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания, памяти сотрудников ОВД. Домодедово, 1995.
- Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности. // Мир психологии. № 2, 2000. С. 192−200.
- Прозорова Е.В. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов на Дону. 1990. — 205 с.
- Русалинова А. А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом. //Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., 1980. с. 143−176
- ИЗ. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения. В кн. Проблема общения в психологии. М., 1981.
- Свенцицкий A. JL Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
- Свенцицкий A.JI. Социальная психология управления. JI: Изд-во ЛГУ, 1986.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 1996.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб, 2000. — 234 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
- Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. СПб, 2000, с.58−65.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-148 с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -112 с.
- Соснин В.А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М., 1996. -220 с.
- Социально-психологический тренинг. Сборник научных трудов. Ответственный редактор академик Е. В. Руденский Новосибирск., 1995. -104 с.
- Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими аспектами. М., 2002. 235 с.
- Столяренко A.M. Проблемы управления в юридической психологии // Психологические проблемы управления в правоохранительных органах.
- Сборник научных трудов / Под ред. А. Я. Сухарева, Г. Х, Ефремовой. М. 2000.- с.46−50
- Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000. -288с.
- Стренберг Р.Дж., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. И др. Практический интеллект. СПб.: Питер. 2002. — с. 17−19
- Сухов А.Н., Поздняков В. М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, 1992.- 147 с.
- Толочек В. А Управленческая триада: психологическая совместимость руководителя и подчиненного // Социол. исследования 1993 -№ 5. — с.69−73
- Трубочкин В. П. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. М., 1995. — 88 с.
- Трубочкин В.П. Конфликтная компетентность практического психолога органов внутренних дел. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. М., 2000. — С. 109−114.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. т.2, М.: Педагогика, 1998. -498 с.
- Федорова JI.JI. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения /Под. ред. Е. Ф. Тарасова. -М., 1981.- С. 224.
- Филонов Л.Б. Коммуникация, общение, взаимодействие. // Мир психологии. № з. 1996. С. 16−18.
- Филонов Л.Б. Тренинг делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992. — 76 с.
- Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения личности // Психологический журнал. М., 1984, № 4. -С.57−64.
- Ханин Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности. // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л., 1972. с.172−173.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — 209 с.
- Хрящева Н.Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативности основания, задачи, содержания // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. 1995. с.110−111.
- Черненилов В.И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. -Минск, МВШ МВД, 1989. 78 с.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев, 1985. 159 с.
- Шакуров Р. Х Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.:Просвещение, 1990.
- Шестаков А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на подчиненных. СПб., 1994. — 106 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / Академия пед. наук СССР. Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Яничева Т.Г. Восприятие и оценивание ситуаций межличностного взаимодействия. СПб., 1991.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей.- Киев, 1987.
- Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие. -М.:Аспект'Пресс, 2000.
- Базаров Т.Ю., Веселов В. М., Пищелко А. В. Психолого-педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе. М.: ВИПК МВД России, 1983.-77с.
- Бетберг. В.В. Диагностика коммуникативных способностей в целях профориентации : Автореф.. дис.канд.психол.наук: Ярославль, 1980.
- Вахнина В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя ОВД. Дис. .канд.псих. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.
- Глоточкин А.Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива (на материалах воинских подразделений). Дис.канд.психол.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.
- Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективности деятельности командира зенитного ракетного полка сухопутных войск по управлению огнем: Автореф.. .дис.канд.психол.наук. М., 1989 — 24с.
- Дебольский М.Г., Свирская И. Б. Социально-психологическая компетентность руководителей органов внутренних дел. Учеб. пособие. -М.: Академия управления МВД России, 1999.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Дис. канд.псих.наук. Л., 1990.
- Ершова Н.Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения. Дис. канд. псих, наук.- М., 1997.
- Зайцева Т.В. Диагностика «зоны ближайшего развития» личности в процессе психологического тренинга: Автореферат дисс. канд. псих. наук. -М., 2001,25 стр.
- Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом. Автореф.дис.канд.психол. наук. М., 1976.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИПРАН, 1994. 237 с.
- Иванова JI.H. Психотехника личностного профессионально-значимого роста. Автореферат канд. псих наук. М, 1996. 27 е.,
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. с. 32−34
- Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Дис.канд. псих. наук. Л., 1981. — 274с.
- Китов А. И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.
- Китов АИ. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984. -248с.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис. .канд. психол. наук. СПб., 1995. — 221с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общества: Автореф. канд. псих, наук.-М., 1980.-24 е.-
- Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий // Под ред. Е. С. Кузьмина и В.С.Семенова
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986. -268 с.
- Кондаурова О.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами. Дисс.канд.псих.наук. М.: Академия управления МВД России, 2002., 204с.
- Коновалова Т.Ю., Дергачев В. Ф. Социально-психологическая компетентность руководителя органов внутренних дел: Лекция. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. 50 с.
- Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентности участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки. Дис. канд. псих наук. М.: Академия управления МВД России, 2003.
- Красило А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом: Автореф. .дис.канд.психол.наук. М., 1986- 16с.
- Лисицин В.В. Компетенция местных органов государственной власти и управления в сфере организации и деятельности милиции //автореф. канд. дис. М.: Академия МВД СССР, 1991.
- Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 244 с.
- Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования сплоченности. Дис. канд. псих. наук. СПб., 1988. — 180 е.-
- Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. .канд.психол.наук. Л. 1981−191 с.
- Марьин М.И. и др. Оценка организационно-управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: (Метод, рекомендации).- М., 1996.-36с
- Мякишев Г. М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайлиноргана внутренних дел в работе с кадрами. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. с.9
- Никитин И.Н. Продуктивность социально-психологической компетентности организатора детского движения. Дис.канд.психол.наук, М., 1992.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. -М.:Рус.яз., 1981 — 816с.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-цсихологических исследований. Автореф. дис. докт. псих. наук. Л., 1983
- Папкин А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах ОВД: Метод.рекомендации. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. — 27 с.
- Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально-важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий. Дис.канд.психол.наук. М., 2001.-268с.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие СПб.: Изд-во Речь, 2000., с 203−205
- Прикладная юридическая психология./ Под ред. проф. A.M. Столяренко. М., ЮНИТИ, 2001. — с. 269.
- Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов). Уч. Пособие- Воронеж, 2002., 256 С.
- Психологический словарь Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2 изд., расш., испр. И доп. Ростов н/Д, 1998. — С.457.
- Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб.пособие. М.: Инфра-М- Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997. — 180 с.
- Софронова О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы. Дис.канд.псих.наук. М.: 1998
- Социальная психология: Учеб пособие / под ред А. Н. Сухова, А. А. Деркача. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 62−73
- Столяренко A.M. Обеспечение морально-психологической подготовки личного состава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. М., 1990. с. 10.
- Столяренко A.M. Психологические и педагогичёские проблемы управления в МВД, УВД. Учеб. пособие М.: Академия МВД СССР, 1982.
- Фатеев Н.М. Социально-психологический климат, в коллективах органов внутренних дел: содерожание и методы его изучения: Учеб пособие. М. Академия МВД РФ, 1991. — 74 с.
- Argyle М. The Psychology of Interpersonal Behavior. Harmondsworth: Penguin Books. 1974. -367p.
- Ericsson, K.A. The acquisition of expert performance. In K.A. Ericsson (Ed.), The road to excellence (pp 1−50). Hillsdeale, NJ: Erblaum.
- Jancech Darthema «Soziale Kommunikation» in der Polizeiakademie Bratislava// Fktuelleprobleme der entwieklung der polizeiwissenschaften und der polizeilichen praxis. Bratislava, 2001, c. 162−169
- Likert R. Motivation: the core of management. New York. 1953.
- McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psyhology / Ed. By G. Lindzey, A.Aronson. N. Y., 1985. V. 2 P. 233−346.
- Mischel. W. (1968). Personality and assessment. New York: Wiley.- Peterson, D.R. (1968). The clinical study of social behavior. New York: Appleton
- Процессуально-деятельностный компоненто от 1 о я о г, а ta я 1 О ¦О 1 О1 § ге о «Л/ я Б г- -п | я о я н1 tr я я Я О н ы tr I о 0"1. В го в> чге я «11 111. Sl S S? sf о нв & I §-Л1. Я к в пв05 2 й 2s ^ К о1. К О пи к хю ?