Разработка и исследование моделирующих автоматизированных деловых игр на основе анализа проблемно-ориентированных программных машин
Диссертация
Определено свойство полноты графа развития игры в широком смыслеполучена модель знаний игрокаспроектирован новый алгоритм формирования графа развития игры по понятиям, позволяющий определить полноту и достаточность структуры игрыразработано разбиение графа развития игры на этапы по структуре, предназначенное для определения структурной правильности графапредложена оптимизация подграфа развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Системы автоматизированного обучения и автоматизированные деловые игры
- 1. 1. Автоматизированные обучающие системы
- 1. 2. Автоматизированные деловые игры
- 1. 2. 1. Определение автоматизированных деловых игр
- 1. 2. 2. Автоматизированные деловые игры основные понятия
- 1. 2. 3. Имитационные методы активного обучения
- 1. 3. Основные составляющие систем автоматизированного обучения
- 1. 4. Технологии проектирования автоматизированных обучающих систем и деловых игр
- 1. 4. 1. Этапы проектирования деловых игр
- 1. 4. 2. Проблемы проектирования автоматизированных деловых игр
- 2. 1. Понятие формальной программной машины
- 2. 2. Проблемно-ориентированные программные машины, описывающие системы автоматизированных деловых игр
- 2. 2. 1. Алгебраическая система элементов игры
- 2. 2. 2. Алгебраическая система информационных элементов
- 2. 2. 3. Алгебраическая система управляющих конструкций игровыми элементами
- 2. 2. 4. Представление графа развития игры
- 2. 2. 5. Алгебраическая система представления подграфов развития игры
- 2. 2. 6. Свойство правильности подграфа развития игры
- 2. 2. 7. Операции над элементами подграфа развития игры
- 3. 1. Описание технологии проектирования автоматизированных деловых игр
- 3. 1. 1. Обобщенная схема проектирования автоматизированной деловой игры
- 3. 1. 2. Создание сценария процесса развития игры
- 3. 1. 3. Построение графа развития игры
- 3. 1. 4. Маркировка вершин графа развития игры
- 3. 1. 5. Разбиение графа развития игры на этапы по смыслу
- 3. 1. 6. Разбиение графа развития игры на этапы по структуре
- 3. 1. 7. Оптимизация подграфа развития игры
- 3. 1. 8. Исследование трасс графа развития игры
- 3. 1. 9. Формальная программа развития игры
- 3. 1. 10. Преобразование сценария процесса развития игры и графа развития игры к формальной программе развития игры
- 3. 2. Архитектура автоматизированной деловой игры
- 3. 3. Использование объектно-ориентированного подхода при проектировании автоматизированных деловых игр
- 3. 3. 1. Основные классы АДИ
- 3. 3. 2. Схема взаимодействия объектов классов АДИ
- 3. 3. Изоморфизм в алгебрах элементов игры и объектов класса «Кадр»
- 4. 1. Создание методической базы
- 4. 1. 1. Проектирование сценария процесса развития игры
- 4. 1. 2. Формирование графа развития игры из сценария процесса развития игры
- 4. 1. 3. Разбиение графа развития игры на этапы по смыслу
- 4. 1. 4. Разбиение графа развития игры по структуре
- 4. 1. 5. Оптимизация графа развития игры
- 4. 2. Проектирование автоматизированной деловой игры на основе использования формальной программной машины
- 4. 3. Некоторые проектные решения
- 4. 3. 1. Реализация базы кадров автоматизированной деловой игры «Интеллект»
- 4. 3. 2. Реализация интерфейса пользователя
- 4. 3. 3. Реализация базы операторов переходов игры
- 4. 4. Программная организация автоматизированной деловой игры
Список литературы
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). — М: Высшая школа, 1970.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Из-во Ленингр. Ун-та, 1988.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / Самойлов В. Д., Березников В. П., Писаренко А. П., Сметана С.И.- АН УССР. Ин-т проблем моделирования в энергетике. Киев: Наук, думка, 1989.-200 с.
- Кижнер А.И., Новиков В. А., Шнайдерман И. Б. Современные информационные технологии в учебных курсах // Автоматизация и современные технологии. 1998. № 3. С.12−15.
- Васильева Н.Л., Окороков Е. А., Протасова Т. Б., Риверс Н. Я. Моделирование в автоматизированных обучающих системах. М.:НИИВШ, 1986.
- Ерчиковский Р.Г., Матюшенко В. В., Нестеровский В. Г., Повзнер Ю.Н, Шкуратов Ю. А., Зубов Н. Е. Универсальная автоматизированная тренажерная система // Мир компьютерной автоматизации. 1998. № 1. С.98−101.
- Chris Crawford The Art of Computer Game Design. Washington State University. 1997.
- Хруцкий E.A. Организация проведения деловых игр: Учеб. метод. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1991. -320 с.
- Платов В Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991.
- Российские образовательные CD-ROM: сегодня и вчера // Компьютер-пресс. 1998. № 9. С. 74−93.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. — 138 с.
- Маркова В.В. Архитектура моделирующей автоматизированной деловой игры // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз. сб. науч. тр. Рязань: РГРТА, 2001. — С. 151−154.
- Краудер Н.А. О различиях между линейным и разветвленным программированием / В сб. «Программированное обучение за рубежом». -М.: Высшая школа, 1968. С. 58−67.
- Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
- Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 480 с.
- Горбатов В.А. Основы дискретной математики: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1986. — 311 с.
- Winkowski J., Maggiolo-Schettini An Algebra of Process // Journal of Computer and System Science. 1987. v.35, № 2. Pp. 206−228.
- Каширина E.C. Формальные средства описания сценариев автоматизированных деловых игр // Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций: Материалы 8-ой Международной науч.-техн. конференции. Рязань: РГРТА, 1999. — С. 8788.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука,
- Вейшедл P.M. Представление знаний и обработка естественных языков // ТИИЭР. 1986. Т.74. № 7.31.0суга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. 32. Представление и использование знаний/Под ред. Х. Уэно, М. Исудзука. — М.: Мир, 1989.
- Экспертные системы: состояние и перспективы/ Под ред. Д. А. Поспелова М.: Наука, 1989.
- Уэно, Исидзука. Представление и использование знаний. М.: Мир, 1989.
- Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию: Пер. с франц./ Тейз А., Грибомон П., Луи Ж. и др. М.: Мир, 1990. — 432 с.
- Кузин Л.Т. Основы кибернетики: В 2-х т. Т. 2. Основы кибернетических моделей. М.: Энергия, 1979. — 584 с.
- Петрушин В.А., Экспертно-обучающие системы. Киев: Наук, думка, 1992. — 196 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.335 с.
- Maletz М.С. An introduction to multirobot control using production systems // Proc. IEEE Workshop Iang. autom, 1983.
- Нильсон H. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1985. 372 с.
- Уинстон П. Искусственный интеллект/пер. с англ. В. Л. Стефанюка. М.: Мир, 1980. — 519 с.
- Кузнецов Б.П. Оптимизация продукционной базы знаний по достоверности и длительности вывода // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1996. № 5. С. 45 50.
- Нариньяни А.С., Яхно Т. М. Продукционные системы // Представление знаний в человеко-машинных и робото-технических системах. М.: ВИНИТИ, 1984.
- Яхно Т.М. Системы продукций как стиль программирования и задач искусственного интеллекта. Новосибирск: ВЦ АН СССР, 1984.
- Клещев А.С. Представление знаний в человеко-машинных и робото-технических системах. М.:ВИНИТИ, 1984.
- Вольфенгаген В.Э., Яцук В. Я. Алгебра на фреймах для манипулирования знаниями // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1984. № 5. С. 4−14.
- Мачераускас В.Ф. Фреймовая модель знаний в системах управления качеством // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1982. № 5. С. 166−172.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.
- Лозовский B.C. Семантические сети // Представление знаний в человеко-машинных и робото-технических системах. М.: ВИНИТИ, 1984.
- Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергатомиздат, 1981. — 231 с.
- Плесневич Г. С. Представление знаний в ассоциативных сетях // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1982. № 5. с. 6.
- Кузнецов И.П. Семантческие представления. М.: Наука, 1985.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. — 278 с.
- Плесневич Г. С. Концептуальные схемы и модели данных // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1984. № 5. С. 23−39.
- Вагин В.Н. Параллельная дедукция на семантических сетях // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1986. № 5. С. 51−61.
- Вагин В.Н., Кикнадзе В. Г. Дедуктивный вывод на семантических сетях в системе принятия решений // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1984. № 5. С. 128−134.
- Ващенко Н.Д. Формирование понятий в семантических сетях/УКибернетика. 1983. № 2.
- Сопатый П.С. Об эффективности структурной реализации операций над семантическими сетями // Изв. АН СССР. Техн. Кибернетика. 1983. № 5. С.128−134.
- Искандеров Ю.М. Использование семантических графов для построения информационной модели предметной области // Региональная информатика 96: тез. докл. 5-ой С.-Петербург, междунар. конф. -С.-Петербург, 1996. — С. 51.
- Гречко В.О., Капитонова Ю. В., Погребинский С. Б. Инструментальный комплекс сетевых семантических баз данных и знаний // Управляющие системы и машины 1993. № 3. С. 68−76.
- Экспертные системы: принципы работы и примеры/Под ред. Р.Форсайта. -М: Радио и связь, 1987.
- Нильсон Н. Дж. Искусственный интеллект. Методы поиска решений. М.: Мир, 1973.бб.Чачко А. Г., Долгоносов Н. С., Ткачук И. В. Подготовка оперативного персонала электростанций на основе планов действий // Электрич. станции. 1984. № 10. С. 9−12.
- Павлюк О.В. Обзор некоторых способов формального описания диалоговых систем // Управляющие системы и машины. 1983. № 6. С. 7478.
- Чачко А.Г., Долгоносов Н. С. Карты наблюдений как средство подготовки операторов энергоблоков // Электрич. станции. 1984. № 7. С. 912.
- Крылова Е.Г. Имитационное моделирование функционирования негосударственного пенсионного фонда // Автоматизация и современные технологии. 1996. № 10. С. 16−20.
- Каширин И.Ю. Объектно-ориентированное проектирование программ в среде С++. Вопросы практики и теории./ Под ред. Л. П. Коричнева. М.: Госкомвуз России, НИЦПрИС, 1996. — 192 с.
- Каширин И.Ю., Коричнев Л. П. Основы формального анализа интеллектуальных программных систем. М.: Радио и связь, 1997. — 160 с.
- Каширин И.Ю.,. Маликова Л. В, Маркова В. В. Основы формальных систем: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Каширина. М.: Минобразования России, НИЦПрИС, 1999. — 80 с.
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992.
- Клышинский Э.С. Метод построения и применения интеллектуальных объектов в системах моделирования // Автоматизация и современные технологии. 1998. № 2. С. 27−31.
- Экспертные системы. -М.: Знание, 1990.
- Построение экспертных систем: Пер. с англ./Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермана, Д.Лената. М.: Мир, 1987.
- Daniel Е. O’Leary Knowledge-Management Systems: Converting and Connecting // IEEE Intelligent systems. 1998. № 3. Pp. 30−33.
- Daniel E. O’Leary Using AI in Knowledge Management: Knowledge Bases and Ontologies // IEEE Intelligent systems. 1998. № 3. Pp. 34−39.
- Толковый словарь по искусственному интеллекту/ А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. — 256 с.
- Искусственный интеллект: В 3 кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы: Справочник/ под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990.-464 с.
- Highland F. Embedded AI // IEEE Expert. 1994. № 3. Pp. 18 20.
- Уотерман Д. Руководство по экспертным системам. М.: Мир, 1989.
- Алгебра. Языки. Программирование. Изд. 3-е, перераб. И доп./ Глушков В. М., Цейтлин Г. Е., Ющенко Е. Л. Институт кибернетики АН УССР. Киев: Наук, думка, 1989. — 376 с.
- Abrial J.R. The mathematical construction of a program // Science of Computer Programming. 1984. v.4, № 1. P. 45−86.
- Ластовецкий А. А. Алгебраический подход к схемам структурированных программ//Программирование. 1984. С. 29−36.
- Каширин И.Ю. Формальные программные машины для исследования автоматизированных продукционных систем // Вычислительные машины, комплексы и сети: Межвуз. сб. научн. тр. -Рязань: Минобразования России, РГРТА, 1999. С.100−102.
- Каширин И.Ю. Формальный анализ эвристических программ // Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций: Материалы 9-ой Международной науч.-техн. конференции. Рязань: РГРТА, 2000. — С. 125−127.
- Чепайкин А.О. Определение модели пользователя // Актуальные вопросы образовательного процесса: Сборник научных трудов. Рязань: Рязанский филиал Военного университета связи, 1999. — С. 43 — 47.154
- Петрушин В. А. Интеллектуальные обучающие системы: архитектура и методы реализации // Техическая кибернетика. М.: МАИК «Наука», N 2, 1993.
- Goldstein I.P. The Genetic Graph: a representation for the evolution of procedural knowledge // International journal of Man-Machine Studies. 1979. № 11, Pp. 51−77.
- Маркова В.В. Разработка программного инструментария для проектирования моделирующих экспертных систем // Вычислительные машины, комплексы и сети: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: Минобразования России, РГРТА, 1999. — С. 107−110.
- Фрагменты исходного текста программы «Интеллект «1. Реализация базы кадров этапа «Оформление и подача заявки «-----------------------------------------------------------------------static void VisiblePages (WORD Flag) {if (Flag==16) {//Protect
- MainForm→PageControl→ActivePage = Main Form→PageControl1. Pages0.-
- MainForm→PageControl→ Pages0.→ TabVisible=true- jelse MainForm→PageControl→Pages[0]→ Tab Visible =false- if (Flag==32){//Create
- MainForm→PageControl→ActivePage = MainForm→PageControl1. Pages 1.-
- MainForm→PageControl→Pages1.→ Tab Visible=true- jelse MainForm→PageControl→Pagesl.→ Tab Visible=false- if (Flag =48) {//How
- MainForm→PageControl→ActivePage = MainForm→PageControl1. Pages2.-
- MainForm→PageControl→ Pages2.→ Tab Visible=true- Jelse Main Form→PageConiroF>Pages[2]→Tab Visible=false- if (Flag==64) {// RelEmpl
- MainForm→PageControl→ActivePage = MainForm→PageControl1. Pages3J-
- MainForm→PageControl~> Pages3.→ Tab Visible=true- Main Form→RelWPaneF> Visible false- Main Form→RelEmplPanel→ Visible — true-jelse if (Flag≠80) MainForm→PageControl→ Pages3.1. Tab Visible = false-if (Flag==80){ // RelW
- MainForm→PageControl→ActivePage = MainForm→PageControl1. Pages3.-
- MainForm→PageControl→Pages3.→ Tab Visible=true-
- MainForm→RelWPanel→ Visible=true- MainForm→RelEmplPanel→ Visible =false-else if (Flag≠64)MainForm→Page Control→ Pages3.1. Tab Visible =false-if (Flag==96){ //Claim
- Main Form→PageControl→ActivePage = Main Form→PageControl1. Pages4.-
- Main Form- PageControl→Pages4/→ Tab Visible=true- Jel. se MainForm-PageControI→Pages[4.→ Tab Visible false- if (Flag==112) {//Intellect Object
- Main Form- PageControl→AclivePage = Main Form→PageControl1. Pages5.-
- Main Form→PageControl→Pages5.→ Tab Visible =true- jelse MainForm→PageControl→Pages[5/→ Tab Visible = false-if ((Flag&128) ==128) {//Result
- MainForm→PageControl→ActivePage = MainForm→PageControl1. Pages6.-
- Main Form→PageControl→Pages6.→ Tab Visible=true-boolres = false-if (Flag==129){
- MainForm→NotPayPanel→ Visible=true- res = true-else Main I<'orm- NotPayPanel-> Visible ' false- if (Flag==130){
- Main Form→NotTransPanel→ Visible=true- res = true-jelse MainForm→NotTransPanel→ Visible =false- if (Flag==131){
- MainForm- N ()tPalentPanel→ Visible=true- res = true-else MainForm→NotPatentPanel→Visible=false- if (Flag==132){
- Main Form→NotEvidencePanel→ Visible=true-res = true-elseMainForm→NotEvidencePanel→Visible=false- if (Flag==133){
- MainForm→ConsWPanel→Visible=true- res = true-else MainForm→ConsWPanel→ Visible =false- if (Flag==134){
- MamForm→ConsEmplPanel→Visible true- res = true-else Main Form→ConsEmplPanel→ Visible=false- if (Flag==135){
- MainForm→SucsPanel→ Visible=true- res = true-else MainForm→SucsPanel→Visible=false- if (Flag==136){
- MainForm→Panell213→Visible=true- res = true-elseMainForm→Panell213→Visible=false- if (Flag==137) {
- MainForm→Panell 214→ Visible=true- res = true-else MainForm→Panell214→ Visible == false- if (Flag==138) {
- MainForm→Panell223→ Visible^-true- res = true-else Main Form→Pcmell223→ Visible false- if (Flag==139) {
- NextBtn→ Enabled = false- }if ((Employer→ Checked) && (SecretCheck→ Checked)) {1. Results (ResultSucs) — }
- PrevBtn→ Enabled = false- ProgressBar→PB Visible (false) — }else{if (!DocPayCheck→ Checked) { VisiblePages (128l)-// NotPay CorrectBtn→ Visible=true- } else {if (! TransDocCheck→ Checked) {
- PatentRBtn→ Checked)) { Visible? ages (128 3)-// NotPatent
- CorrectBtn→ Visible=true- }else
- VisiblePages (1287)-// Sucsses ProgressBar→PBVisible (false) — ResultSucs = true-}