Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виртуальная реальность и социальная действительность: аспекты взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин виртуальной реальности не легитимизирован в академической науке и поэтому используется в различных, в основном междисциплинарных исследованиях в достаточно произвольных значениях. Здесь уместны слова Ноэма Хомского, что мы называем физическим то, что нами уже изучено, — таким образом, своей недостаточной артикулированностью виртуальная реальность обязана автономным статусом своего термина… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Виртуальная реальность как проективная модель
    • 1. 1. Структурно-дискурсивный статус как основная форма существования виртуальной реальности
    • 1. 2. Виртуальность в онтологическом статусе иной реальности
    • 1. 3. Виртуальная реальность и реконструктивная модель
    • 1. 4. Виртуальная реальность: систематизация концептов-^
  • Выводы первой Главы
  • Глава 11. Виртуальная реальность и социальная действительность: от реконструктивных моделей к проективным
    • 2. 1. От реконструктивных моделей к проективным: к концепциям общества будущего
    • 2. 2. Проективная модель и сетевое общество: онтологические перспективы
    • 2. 3. Марксистская теория и концепт виртуального
  • Выводы второй Гпавы
  • Глава III. Проективная модель сетевого общества и социальная действительность: аспекты взаимодействия
    • 3. 1. Преодоление линеарной парадигмы в практике гипертекста
    • 3. 2. Когнитивная теория электронных коммуникаций
    • 3. 3. Виртуальная реальность сетевого общества в опыте пользователя
  • Выводы третьей Главы

Виртуальная реальность и социальная действительность: аспекты взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение к теме виртуальной реальности связано с потребностью в систематизации концепций виртуального в условиях очевидной актуализации и стремительного проникновения этого концепта в самые различные социальные дисциплины.

Ключевую роль в развитии идеи виртуальности играет специфика сетевого общества, прежде всего выраженная в возможности конструирования компьютерной реальности и в особенностях рефлексии такого технического феномена, как компьютер. Мы не можем полностью определить компьютер через понятие «технический», так как он одновременно является и символическим, социальным феноменом — как в смысле конструирования социальных структур в новом пространственно-временном поле, так и в идеальном смысле, в смысле представлений о том, чем на самом деле является компьютер. И именно последний, идеальный смысл компьютера представляется нам здесь наиболее важным для понимания электронных коммуникаций и конструирования новой «виртуальной» реальности вообще.

Компьютерная «виртуальная» игра позволяет представить тождество логоса и судьбы (идеальное воплощение идеи, без вмешательства бессмысловой возможности — материи), — компьютерный игрок уподобляется античному играющему в камешки ребенку, -безответственной и наивной игре вечности с самой собой, иными словами, тождеству возможного и действительного. Тождество логоса и судьбы, как непреходящее человеческое желание бытия в вечности, представляет соблазн быть осуществленным виртуально (в рамках дисплея, экрана), и, с одной стороны, конструирует тенденцию к постоянному расширению возможного опыта в качестве разных идентичностей при единстве созерцания. Пользователь современного интернета, по сути, пребывает в пространстве новой мифологемы — среде, свободной от институциональных формальностей, то есть также и вне их защиты, не зная никогда наверняка, насколько реальны окружающие его объекты и субъекты. В связи с этим в когнитивных науках (Дж. Серл, А. Тьюринг и другие) разрабатывается вопрос об онтологической гарантии достоверности пользователя как основной социально-философской проблематики сетевого общества. С другой стороны, символическая реальность сетевого общества способствует идеям конструирования принципиально иной действительности: глобализация и кибер-коммунизм предполагают восстановление подразумеваемой и желанной каузальной связи, единства идеи и ее осуществления, или устранения внеэйдетического случайного фактора.

Концепт виртуального конституирует новое понятие вещи в действительности сетевого общества. Современная вещь не есть «одно», потому что она не есть «также», если сравнивать ее свойства со свойствами вещей, описанных в «Феноменологии духа» Гегеля. Соль может быть несоленая, но при этом сохранять свои консервирующие свойства. Кофе может не содержать кофеин, но иметь его вкус. Анализ этих манифестаций виртуальной реальности представляется важным для всего проблемного поля социальной философии с точки зрения выявления значимости статуса виртуального как предмета рефлексии.

Тема исследования имеет широкую теоретическую разработанность, обусловленную идеями модели общества будущего. Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, К. Мангейм, М. Мак-Люэн, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен, и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как постиндустриальное или информационное общество, отличающееся ключевой ролью информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов, то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий, большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, что в свою очередь привело к трансформации социальных структур.

В интересе к виртуальности как к новой культурной формации, новому проекту реальности, новому, наконец, объяснению существующих социальных процессов выражается современная философская космогония, противостоящая идее античного космоса, или основополагающего порядка. Идеи относительности основополагающих, «онтологических» принципов и заявления о десубстанционализации бытия на сегодняшний день уже далеко не новы, они фундаментально разрабатывались в XIX столетии, и теория относительности Альберта Эйнштейна в начале прошлого века явилась скорее не инновацией, а определенным дисциплинарным резюмированием этих идей (что, кстати, является прекрасным подтверждением тезиса современного итальянского ученого Джанни Ваттимо, что социальные (гуманитарные) науки задают направление наукам естественным)1.

Однако ряд практических выводов и культурных практик, опирающихся на базу «антикосмоса» (не говоря уже о различных научных теориях типа синергетики), еще порой рассматривается в современной России как нечто новое и оригинальное. На наш взгляд, это имеет следующие объяснения. Во-первых, времена, когда концепции «антикосмоса» только зарождались, пришлись на период индустриальной формации, когда производство, товар и капитал были имманентно и субстанционально связаны между собой. В условиях сохранения и воспроизводства порядка субстанциональности и его каузальных связей идеи относительности оставались абстрактными тезисами, действующими разве что на бумаге.

Во-вторых, развитие общества потребления дало реальные иллюстрации к торжеству теорий относительности и функциональности. В эпоху, когда индивид представляет собой прежде всего сумму символических товаров, имеющих балансирующую котировку на различных, возможно не связанных друг с другом, и в большинстве своем тоже балансирующих рынках, концепции «антикосмоса» дают базу для развития направлений.

1 Ваттимо Дж.: Прозрачное общество. М.:Логос, 2002 менеджмента, маркетинга, управления и т. д. как в смысле теоретических, так и прикладных принципов.

В-третьих, вхождение в эпоху информационного общества, связанное с бурным развитием в России общества потребления открыло возможность в том числе информационного потребления, что означает возникновение плюралистического рынка идей и культурных практик.

В то же время информация и знание становятся ключевым экономическим ресурсом и определяют развитие цивилизации. Информационная парадигма как новая форма общественного бытия в наше время разрабатывалась в творчестве Д. Белла, А. Турена, Э. Тоффлера и других авторов, с распространением интернета все более популярными становятся исследования общества нового типа через формы коммуникации (М. Мак-Люэн, П. Вирилио, С. Жижек, М. Кастельс и др.).

В большинстве своем исследователи, оперирующие виртуалистской терминологией, приводят соответствующие исторические подтверждения, демонстрирующие, что «виртуальная реальность» была «всегда», началась с платоновской пещеры, по иным версиямс первобытных камланий, развилась в средневековой мистике и т. д. Однако тогда получается, что виртуальная реальность тематизировалась и систематизировалась, и, соответственно, имела место быть во все времена человеческого существования, что само по себе противоречит необходимости введения новой терминологии. Подобная попытка «подпереть» свою инновационную концепцию веским историческим примером, ссылкой или мифом объясняется естественным желанием исследователя иметь в своей научной аргументации такую тяжелую артиллерию, как власть архетипического суждения.

Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания представителей постструктуралистской и постмодернистской мысли, среди которых можно отметить Ж. Бодрийяра, Дж. Ваттимо, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, П. Слотердайка, Ж.-JI. Нанси, Ж. Лиотара, Ф. Лаку-Лабарта, Б. Гройса, С. Жижека, У. Эко, А. Крокера и Д. Кука, П. Вирилио и других авторов, что касается отечественных исследователей, выделяются работы А. Гулыги, Л. Зыбайлова, И. Ильина, В. Кутырева, Н. Носова, П. Солопова, И. Цуриной, В. Шапинского, Е. Шаповалова и т. д.

Термин виртуальной реальности не легитимизирован в академической науке и поэтому используется в различных, в основном междисциплинарных исследованиях в достаточно произвольных значениях. Здесь уместны слова Ноэма Хомского, что мы называем физическим то, что нами уже изучено, — таким образом, своей недостаточной артикулированностью виртуальная реальность обязана автономным статусом своего термина. Тема виртуалистики предстает для нас как проблема нерешенности некоторых аксиологических, феноменологических, когнитивных вопросов в условиях необходимости объяснения того, что смысл и вещи в символико-информационную эпоху становятся взаимообратимыми. Новая структура каузальности, дающая возможность существования. вещам как единичным свойствам, не как гегелевскому «рядоположенно», а как «исключительно», рассматривается различными исследователями. В философии символических форм Э. Кассирера изменение структуры каузальности связывается с зависимостью форм созерцания от форм мышленияв исследовании структуры современного мультимедийного мира М. Кастельсом выявляются разные формы пространственно-временных и причинно-следственных связей, обозначаемые как «виртуальная реальность» и «реальная виртуальность».

Дискуссионный момент в философских исследованиях виртуальной реальности составляет неопределенность отношения виртуальной реальности к актуальной действительности, вопрос о возможности их сосуществования или же о включении виртуальной реальности в структуру сознания в качестве имплицитного «прибавления к сущему», перефразируя Фому Аквинского. Поэтому в диссертационное исследование включены идеи ряда ученых, которые рассматривали возможность существования иных реальностей, как, например, метафизическая концепция множества возможных миров Г. Лейбница, теория множества конечных областей значения А. Шюца, символические поля П. Бурдье. Конструктивистская парадигма (П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Л. Тевено, Т. Хойруп и др.) предполагает возможность конструирования иной реальности и множественности возможных миров, в связи с чем она включена в критический анализ онтологии виртуального.

В целом следует отметить, что концепция виртуального до сих пор не получала должной систематической экспликации. Цель работы состоит в систематизации концепций виртуальной реальности, выявлении специфики ее социально-философской проблематизации, определений на этой основе бытийственного статуса виртуального и эвристической значимости его рефлексии. Эта общая цель предполагает постановку следующих задач:

1) Выработать методологию, позволяющую осмыслить понятие виртуальной реальности в рамках философской аналитики.

2) Доказать предметность рефлексии виртуального в социально-исторической действительности.

3) Исследовать пути тематизации виртуальной реальности в проблемном горизонте сетевого общества.

Основные методы и методологические принципы исследования.

С целью выяснения специфики использования концепта «виртуальная реальность» в современном обществе в диссертации используется структурно-дискурсивный анализ, исследующий дисциплинарные поля, статус субъектов и механизмы построения дискурсов, конституирующих данный концепт.

При рассмотрении концепции виртуальности в рамках социальной онтологии используется критический принцип анализа теорий социального конструирования реальности. От противопоставления множества миров миру здравого смысла (А. ТТТюц) методологическое рассмотрение переходит к анализу теории множества символических полей и социального «габитуса» (П. Бурдье).

С целью исследования особенностей проективного статуса виртуальной реальности используется компаративный анализ цивилизационного развития. Для выявления контекстов виртуального в конструировании сетевого общества используются методы когнитивных наук и социального психоанализа. Новизна диссертации состоит в том, что выявлены условия и пределы рациональности социально-философской рефлексии виртуальной реальностираскрыт абстрактно-номиналистический характер когнитивистских, аксиологических и эпистемологических трактовок проблемы виртуального и обоснована необходимость ее онтологической постановки. Разработана методология, позволяющая определить место концепта виртуального в проблемном горизонте социальной онтологии.

Разработанная методология основывается на аналитике виртуального в качестве модуса реальности, обладающего автономным онтологическим статусом.

Онтологический статус виртуального рассматривается как проективный (т. е. «не обладающий бытием для протяжного тела», что, по характеристике Г. Лейбница, присущее для реальности, обладающей бытием, но не существованием). Постулируется возможность такого бытия посредством конструирования онтологической гарантии достоверности субъекта в пределах онтологического горизонта сетевого общества, что представляет собой раскрытие позитивного эвристического смысла концепта виртуального и его значение для философско-исторической аналитики современности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Постановка проблемы возникновения и популяризации концепта виртуальной реальности, определение его статуса и исследование предметности его рефлексии является важным шагом в философском осмыслении исторического процесса и общественного развития.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в критическом анализе понятия виртуального в различных социально-философских концепциях, в описании такого бытийственного статуса виртуальной реальности, который позволяет ответственно обозначить эвристический горизонт тематизации виртуального.

Практическая значимость заключается в описании роли концепта виртуального в проектах социального конструирования реальности. Результаты исследования имеют широкую возможность применения, в частности, при подготовке лекций по социальной философии и антропологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлялись и обсуждались теоретическом семинаре кафедры социальной философии и философии истории философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Автор принимал участие в ряде научных конференций с докладами, содержащими отдельные положения диссертационного исследования. Промежуточные и окончательные результаты исследования изложены в ряде научных публикаций.

Структура работы включает введение, три главы, разделенных на параграфы, заключение, библиографию. ч.

Выводы III главы.

В III Главе мы рассматриваем проективную виртуальную модель грядущего сетевого общества. Этот этап работы предполагает рассмотрение социальной действительности интернета. Нами исследован вопрос, как именно возможно социальное конструирование реальности сетевого общества, как изменение пространственно-временных параметров влияет на изменение социальных условий, с учетом политологических и психологических аспектов.

Для этого мы возвращаемся к идее связи развития форм мышления и пространственно-временных преобразований, чтобы рассмотреть роль гипер-текста как эпистемологического параметра проективной модели в конструировании новых форм мышления и представлений. Далее мы разрабатываем когнитивную теорию электронных коммуникаций, которая исследует компьютерные технологии «изнутри», в рамках социально-философской рефлексии, и рассматриваем реальность интернета во всей совокупности социальных, психологических, феноменологических моментов. В качестве вывода, сделанного из описания грядущей реальности, мы подчеркиваем существование потребности в онтологической гарантированности границ реального и нереального в виртуальной среде кибер-пространства. Этот момент описывается Умберто Эко, когда он говорит о противостоянии компьютера и книги. «Текстуальный гипертекст конечен и пределен, хотя он и открыт бесчисленным текстуальным интерпретациям. Гипертекст очень хорош для работы с системами, т. е. теми книгами, которые предназначены для консультаций, но он не может работать с текстами, т. е. с книгами для чтения. Системы предельны, но бесконечны. Тексты — предельны и конечны, хотя интерпретаций может быть очень много"80.

Разница между книгой и гипертекстом, который предполагает манипуляторское вмешательство множества пользователей, в том, что сюжет книги не изменить — князь Андрей Болконский и госпожа Бовари все равно умрут, хотя мы можем представлять себе, что на самом деле это не так. Однако книги создают необратимую, единственную реальность, «урок жизни и смерти», как говорит Эко, напоминая человеку, что его жизнь не дается несколько раз, как это случается в виртуальной реальности, и опция «начать сначала» действует не всегда. Следует ожидать, что и в дальнейшем множество возможностей, представляемых виртуальной реальностью, будут иметь своей целью только подтверждение.

80 Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст, http://philosophyl.narod.ru онтологической гарантии человеческого бытия в его необратимости, которую не может разделить с человеком виртуальная реальность.

Заключение

.

В ходе работы над исследованием специфики социально-философской проблематизации концепта виртуального была выработана методология, основанная на структурно-дискурсивном анализе. Использование дискурсивного анализа текстов, посвященных исследованию концепций виртуальной реальности, позволяет тематизировать виртуальное как конституирующий концепт множества символических универсумов (конечных областей значения).

Определяя виртуальную реальность как эпистемологическую модель области конечного значения, мы выделяем два типа моделирования. Первый тип моделирования будущего предполагает онтологический проект (например, рай, или глобалистическое сообщество). Этот проект характеризуется утверждением новой онтологической сущности человекапри этом окружающая действительность, не соответствующая новой онтологии / философской антропологии либо не рассматривается в контексте взаимосвязи с новой реальностью, либо возникает необходимость снять противоречия, присутствующие в действительности и мешающие реализации новой онтологической парадигмы. Под такими противоречиями понимаются некие условия, вызывающие отчуждение, подавление и т. д. (например, в проектах нового либерализма, кибер-коммунизма, провозглашающие рай на земле при реализации некоторого проекта).

Здесь важен наш вывод о том, что виртуальному присущ особый онтологический статус, а именно, проективный, который дискурсивно конституирует концепт виртуальной реальности, обязательно включающий в себя эсхатологический и утопический сценарии.

Второй тип моделирования будущего предполагает эпистемологический проект (проективная модель), который позволяет постулировать будущее, исходя из эпистемологических (априорно незаданных) параметров.

Виртуальная реальность постулируется нами именно в качестве второго типа моделирования проекта сетевого общества, информационного, или, как утверждает Мануэль Кастельс, «информационального», основанного на электронных коммуникациях и образуемой ими среде.

Виртуальная реальность, как проект сетевого общества, связана с представлением о возможностях, которые дает глобальная сеть интернет. В первую очередь эти возможности связывались с демократизацией, децентрализацией, более свободным доступом к различным социальным позициям (Б. Гейтс, Э. Геллнер, М. Сэнбот и др.) Подобные представления основываются на генезисе интернет-коммуникаций, сконструированных по принципу горизонтальной структуры. С другой стороны, виртуальная реальность остается открытой для трансформации в иерархизированные и коммерческие конструкции.

Отказ от линеарной коммуникационной структуры, традиционно связываемой с идеями подчинения, упорядочения и даже насилия, и переход к новой «мифологеме» изменяет ансамбль социальных практик. Однако пренебрежение некоторыми социетальными формальностями, ослабление институционального давления, более широкий доступ к информационным ресурсам и расширение возможностей развлечений и творчества не делают человека более «свободным». Относительная свобода от институтов означает также и свободу от их поддержки, «прикрытия» и гарантий, в то же время новое общество требует освоения стиля on-line, означающего обязательное следование принципам новой пространственно-временной парадигмы, требования которой оказываются не менее жесткими.

Особенность бытийственного статуса виртуального заключается в его онтологической уязвимости, которая преодолевается за счет вменения онтологического значения эпистемологическим параметрам, или их мистифицирования. Тенденция к исчезновению.

Большого другого" вместо желанного облегчения приносит опасения того, что следующим «занесенным в Красную книгу» субъектом могу стать я сам. Поэтому говоря о предметности социально-философской рефлексии виртуального, мы в первую очередь обращаемся к «закону сетевых джунглей» — к поиску онтологической гарантии достоверности субъекта, которая связана с презумпцией субъектного характера средств электронных коммуникаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994
  2. Р. Киберкоммунизм: что американцы готовят на смену капитализму в киберпространстве. http://www.computerra.ru/Authors/593/offline.html. Дата публикации: 20.06.2000
  3. Р., Камерон Э. Калифорнийская идеология. © Оригинал: http://www.zhurnal.ru/4/"
  4. . Из внутреннего опыта, http ://philosophy. allru.net/perv 155. html
  5. . Запрет и трансгрессия, http://vispir.narod.ru/bataj2.htm
  6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция 2000
  7. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: 1995
  8. Бодал ев А. Личность и общение. М.1983
  9. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000
  10. . Символический обмен и смерть. М.: 2000
  11. П.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: 2000
  12. С. Стиль PR. Искусство забвения / Ars oblivionalis. http://www.nz-online.ru/index.phtml?cid=5 000 144
  13. З.Бруно Дж. Диалоги. М. Госполитшдат, 1949
  14. П. Практический смысл. СПб: 2001
  15. П. Социология политики. М.: 1993
  16. П. О телевидении и журналистике. М.: 2002
  17. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб: 1999
  18. Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма. http://sociologi.narod.ru/socpeople/veber.htnil
  20. П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002
  21. А. Зрелость электронной почты// Живой журнал -предварительные итоги// http:// www.russ.ru/images/dot.gif. Дата публикации: 15.06.2003
  22. К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект//Вопросы философии № 12, 1998
  23. В. Рыцарь Медийного Образа. http://nethistory.ru/bibIio/! 43 173 791 .html
  24. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: «Наука» 1992
  25. . Бизнес со скорость мысли. М.: ЭКСМО 2001
  26. Э. Пришествие национализма //Нации и национализм/Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М.:Праксис, 2002
  27. Д. Метафизика коммуникации. СПб: 2000
  28. Л. Сеть и суевер ия/Zhttp ://www.russ.ru/netcult/l9991109goralik.html. Дата публикации 11.09.1999
  29. . Скорость искусства. Мир Дизайна. 33/1999. С. XIX-XXI
  30. . Дневник философа. Париж: «Синтаксис» 1989
  31. Э. Кризис Европейского Человечества и философии/Кризис европейского человечества. http://filosof.historic.ru/books/item
  32. С. Виртуальный анализ времени. http://www.uis.kiev.ua/russian/wiii/~xyz/virtreal.rus.htnil, 1997
  33. Т.А. ван. Расизм и язык. М. 1989
  34. Т. А. ван. Язык, познание, коммуникация. М.:1989
  35. . Логика смысла. М.: Академия, 1995
  36. . О грамматологии. М.: 2000
  37. Е.Г., Трахтенберг А.Д.: Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
  38. Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу/ЯТОЛИС, No 3, 2003
  39. В. А. Автореферат диссертации «Информационные технологии в контексте постмодернистской философии». М.: 1999
  40. С. Добро пожаловать в пустыню Реального! М.: 2002
  41. С. Киберпространство или Невыносимая замкнутость бытия. «Искусство кино», 1998, No 1, 242.3алесский П. Рунет глазами социолога. http://www.ng.ru/internet/2003−03−21/10runet.html
  42. А.Ф. Об онтологическом статусе виртуальной реальности // Виртуальное пространство культуры. 11−13 апреля 2000 г. Материалы научной конференции. СПб, изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2000 г.
  43. Д. В. Виртуализация общества. СПб: «Петербургское востоковедение», 2000
  44. К.В. Эстетическая легитимация компьютерных означающих. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб: 2003
  45. Р. Исследования по эстетике. М.:1962
  46. В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии № 12, 1998
  47. А. Миф о Сизифе, http://filosofiya2004.narod.ru
  48. И. Критика чистого разума. М.: 1994
  49. Э. Философия символических форм. Том 3. Феноменология познания. М., СПб.: 2002
  50. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000
  51. К., фон. О войне. СПб.: Terra fantastica, 2002
  52. А.Г. Мир виртуального и виртуальная реальность. РЖ 2004−1, Философия, серия 3.
  53. А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля, http://antropology.rinet.ru/old/library/kojev.htm
  54. Е. Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, том II, выпуск 3.
  55. С. Господин Батая и Господин Ницше. Постмодернизм и тотальная утилизация, http://kornev.chat.ru/absgos.htm
  56. Кун Т. Структура научных революций. http://filosofiya2004.narod.ru
  57. В.И. Мифы и реальность электронного бизнеса. http://www.business2busmess.ru/index.phtml?part=articles&iid=0 &aid=l l&atopic=l
  58. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф. СПб: «Владимир Даль», 2002
  59. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. СПб.: Европейский Дом, 2002
  60. К. Ф. Постмодернистское состояние. http://filosofiya2004.narod.ru
  61. . Эра пустоты. СПб.: 2001
  62. . Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб.: 2003
  63. Е. В. Некоторые аспекты политико-экономическогоанализа сетевой экономики // Философия хозяйства. Альманах
  64. Центра общественных наук и экономического факультета МГУим. М. В. Ломоносова. 2004. № 5
  65. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.1991
  66. М. Галактика Гутенберга. http://yanko.lib.ru/books/cultur/mcluhan=galaktikagutenberga=an n. htm
  67. В. Ответы на вопросы к семилетию выхода сборника «Иное». http://www.russ.ru/Iistsovr/2 002 1216mal.html
  68. К. Диагноз нашего времени. М.: 1994
  69. К. Идеология и утопия. М., ИНИОН РАН. 1992
  70. Г. Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М.: 1973
  71. А. В Сети, как и в бане, все равны//Корпоративное сайтостроение. http://www.izvestia.ru/mternet/article21850. Дата публикации 31.07.02
  72. Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: 2001
  73. Марков Б.В.: Знаки бытия. СПб.: 2001
  74. Марков Б.В.: Человек в цивилизации/Ючерки социальной философии. СПбГУ: 1998
  75. .В. Виртуальный город// Виртуальное пространство культуры. 11−13 апреля 2000 г. Материалы научной конференции. СПб, изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2000 г.
  76. К. и Энгельс Ф. Об искусстве. М. «Искусство» 1976
  77. Мелас В.Б.: Социальная философия Альфреда 111юца//Очерки социальной философии. СПбГУ: 1998
  78. Е. Эсхатологические ожидания рубежа XIX—XX вв.еков: конца света не будет?//Антропологический форум. 2004, № 1
  79. М. Социальные функции священного. СПб.: «Евразия» 2000
  80. Мюррей Ч. Laisser-Faire капитализм, ограничение функций правительства и стремление к счастью. Cato Institute, США, доклад 12 апреля 2004 г. в СПб
  81. Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: 1990
  82. Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Том 2. М.: «Мысль», 1990
  83. Новая философская энциклопедия в 4-х т. М.: «Мысль» 2001
  84. Носов Н.: Виртуальная психология. М.2000
  85. Д. В.: Психология терроризма. СПб.: 2002
  86. Онтология бытия // Основы онтологии. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1997
  87. Онтология культуры // Основы онтологии. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1997
  88. Ю. М.: Философия хозяйства. М.: 2001
  89. Парети М: Демократия для немногих. М.: Прогресс 1990
  90. Переосмысливая грядущее (Дж. К. Гэлбрейт, Ф. Фукуяма и др.) // Свободная мысль № 8 (1477) 1998
  91. Пигров К.: Эволюция средств коммуникации / Социальная онтология // Очерки социальной философии. СПбГУ: 1998
  92. И. Кибер-коммунизм как виртуальная реальность, или «Барбрук в поход собрался.» http://www.russ.ru/forums/msg/940/940.html Дата публикации: 24.11.1999
  93. И., Стенгерс И.: Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986
  94. Психолингвистические технологии оценки личности// Лубченков Ю. Н., Попов Ю. А., Рыжков В. И., Карпов А. Ю. М.: 2001
  95. В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства. К новой социологии рынков// СОЦИС 9, 2003
  96. В.В. Экономическая социология: курс лекций. М. Аспект Пресс. 1997 (репринты 1998, 2000). Глава 6.
  97. Ребер Б, Роша Ф. (с участием С. Ди Грегорио). «Концепция виртуальных миров и научное познание», СПб.: РХГИ, 2000
  98. Дж. (Riskin J.) Конкурирующие языки для революционной науки и воспитания граждан новой республики. РЖ Социальные и гуманитарные науки, Серия 8, 2002/4
  99. В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. Ч. 2 СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1999
  100. Ф.Л. Витгенштейн-мистик? О молчании Витгенштейна. РЖ Социальные и гуманитарные науки, Серия 3,2004/1
  101. Самоорганизация: психо- и социогенез / под редакцией В. Н. Келасьева. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996
  102. А., Орлов Д., Горичева Т.: От Эдипа к Нарциссу. СПб.: 2001
  103. Серл Д.: Открывая сознание заново. М.: 2002
  104. Слотердайк П.: Критика цинического разума. Екатеринбург: 2000
  105. Соболева М.Е.: Философия символических форм Э. Кассирера СПб.:2001
  106. Современные тенденции в антропологических исследованиях // Форум. Антропологический форум. 2004, № 1
  107. .Г. Между пределом и ничто. Феномен удовольствия в культуре. Материалы международного научного форума 6−9 апреля 2004 г.- СПб.: ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 2004 г.
  108. Солопов П.Е.: Виртуалистика и философия. М. :2 000 112.
  109. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Изд-во «Наука», 1976
  110. Г. Промышленный труд и культура возрождения. СПб.: 1987
  111. Г. Ф. Визуальный опыт и пространственные представления в живописи // Советское искусствознание No 20 М. 1986
  112. Е.Э. Предзаданная виртуальность Чуждого // Виртуальное пространство культуры. 11−13 апреля 2000 г. Материалы научной конференции. СПб, изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2000 г.
  113. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономике. М.: «Дело» 2000
  114. В. Мир IV и Человек Кликающий (размещение на сайте синергетика/общественные науки/каталог mail.ru)
  115. Е.Е. Интернет-полифония: Текстовые ролевые игры // Диалог: Проблемы дисциплинарных исследований: Межвузовск. сб. / Под ред. Г. М. Бирюковой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000
  116. Е. Е. Социальный смысл виртуальной реальности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб: 2003
  117. С.С. Смерть Бога в философии Ф. Ницше. Социально-философский анализ // Смерть господина. http://social.philosophy.pu.ru/vc27.htm
  118. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991
  119. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. // Рязанцев С. Танатология наука о смерти. М.: 1987
  120. Фрейд 3. Тотем и табу. СПб.: 1998
  121. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии И Сумерки богов. М. 1990
  122. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ер.: «Камар», 1991
  123. Э. Иметь или быть, http://filosofiya2004.narod.ru
  124. М. Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996
  125. М. История безумия в классическую эпоху. Университетская книга, СПб 1997
  126. М. Пытка это разум // Интеллектуалы и власть П. http://www.politizdat.ni/author/7/ Дата публикации 28.06.2004
  127. Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990, № 3
  128. В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Мн., 2000
  129. Ю. Обоснованное воздержание. http://www.russ.ru
  130. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: «Наука», 2000
  131. Ю. Модерн незавершенный проект. http://filosofiva2004.narod.ru
  132. Ю. Философский дискурс о модерне. М.: «Весь мир», 2003
  133. Хайдеггер М.: Время картины мира («Время и бытие») М.: Республика 1993
  134. М. Бытие и время. М. 1997
  135. Хальбвакс М.: Социальные классы и морфология. СПб: 2000
  136. Хойруп Т.: Модели жизни. СПб.:1998
  137. . И. Высокие технологии убивают любовь. http://www.rol.ru/news/hobby/fashion/02/06/27 009.htm Дата публикации 27.06.2002
  138. Шаповалов Е.А.: Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры//материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. СПб, 1996
  139. Т., де. Феномен человека. http://filosofiya2004.narod.ru
  140. В.И. Определение свойств виртуального // Виртуальное пространство культуры. 11−13 апреля 2000 г. Материалы научной конференции. СПб, изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2000 г.
  141. К. (Clay Shirky). Федеральная комиссия по коммуникациям, веблоги и неравенство // Сети, экономика и культура. http://www.russ.ru/images/dot.gif. Дата публикации: 11.06.2003
  142. А. Теория относительности. М.: 1953
  143. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998
  144. Юлдашев Л.Г.: Социальный отбор как фактор саморазвития общества//СОЦИС № 2,1998
  145. Юнг К.-Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное//Психология бессознательного. http://www.psychology.ru/library/26.shtml
  146. К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика. 1994
  147. Boltanski L., Chiapello Ё. Quelle liberation? // Le nouvel esprit du capitalisme. Paris: Gallimard, 1999
  148. Deleuze G., Guattari F. Rhizome. P., 1976
  149. Dimaggio P. Cultural entrepreneurship in nineteenth-centure. Boston: the creation of an organization base for high cultura in America// Media, Culture and Society/A Critical Reader/London. © 1986 Micon Ltd
  150. Eisenstad S. N., Roniger L. Patrons, clients and friends. Interpersonal relations and the structure of trust in society. Cambridge, 1984
  151. Graber Doris A. Mass Media and American Politics. Washington, D.C. 1993
  152. Joseph K. The left-leaning antenna. Copyright© 1971 by Arlington House, New Rochelle, New York
  153. Hammet F. Virtual reality. N. Y., 1993. http://astu.secna.ru
  154. Kroker A., Cook D. The postmodern scene: Experimental culture and hiper-aesthetics. Macmillan, 1988
  155. McLuhan M. Inderstanding Media: The Extension of Man. Copyright (c)1964 by Marshall Mcluhan
  156. W.Russell Neuman. The Paradox of Mass Politics. Harvard University Press/ Cambridge, Massachusetts, ands London, England 1986
  157. J. (1995). The Construction of Social Reality. New York, Free Press. © 1999 Романова А., реферативный перевод с англ.
  158. Slevin J.: The Internet and Society. Copyright © James Slevin 2000
  159. The next fifty years: science in the first half of the twenty-first century. Copyright © 2002 by John Brockman
Заполнить форму текущей работой