Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы комплексного управления вузом в сфере образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных социально-экономических условиях любой субъект образовательной деятельности концентрирует в себе комплекс ресурсов (финансовых, человеческих, информационных, материально-технических и др.), позволяющий обеспечить заданное качество образовательного процесса. Эффективное управление таким ресурсным комплексом может быть обеспечено лишь с применением адекватных методов управления. Такие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ВУЗА КАК КОМПЛЕКСНОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
    • 1. 1. Комплексный анализ факторов и социально-экономических условий функционирования вузов на рынке образовательных услуг
    • 1. 2. Роль государства в управлении деятельностью вузов
    • 1. 3. Формирование комплекса целей в системе управления вузом
    • 1. 4. Управление вузом на основе многоцелевого подхода к решению основных задач
    • 1. 5. Высшее учебное заведение как комплексный объект менеджмента в сфере образовательных услуг
  • Выводы по главе
  • 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Концептуальные основы организации управления процессами в вузе
    • 2. 2. Идентификация процессов в вузе с целью осуществления организации комплексного управления
    • 2. 3. Формулирование принципов организации системы комплексного управления ресурсами вуза
    • 2. 4. Формирование инфраструктуры системы управления высшим учебным заведением
    • 2. 5. Обоснование выбора метода организации комплексного управления ресурсами вуза
    • 2. 6. Обоснование целесообразности учета рисков в системе принятия управленческих решений
    • 2. 7. Основы управления рисками в вузе
  • Выводы по главе

Формирование системы комплексного управления вузом в сфере образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определяющим этапом развития системы управления объектами национальной экономики является признание исключительно важной роли «человеческого фактора», основу которого составляет «интеллектуальный капитал» профессиональных знаний. Именно «человеческий фактор» оказывает системное влияние на конечные результаты принимаемых управленческих решений в социально-экономической и экологической средах. Формирование «интеллектуального капитала» осуществляется в системе высшего образования на основе создания наиболее гармоничных условий организации образовательного процесса. Именно в рамках образовательного процесса формируются новые качества специалиста с высшим образованием. Поэтому к учреждениям высшего профессионального образования в настоящее время предъявляются достаточно высокие требования, в том числе и к качеству организации системы управления. Новое качество системы управления вузом можно создать лишь при переходе на новые принципы и методы ее формирования.

В современных социально-экономических условиях любой субъект образовательной деятельности концентрирует в себе комплекс ресурсов (финансовых, человеческих, информационных, материально-технических и др.), позволяющий обеспечить заданное качество образовательного процесса. Эффективное управление таким ресурсным комплексом может быть обеспечено лишь с применением адекватных методов управления. Такие методы управления позволяют решать экономические, административные и социально-психологические задачи в комплексе, т. е. учитывать их взаимовлияние, что в конечном итоге способствует получению синергетического эффекта от принятия управленческих решений. Синергетический эффект позволяет создать новое, требуемое качество образовательных услуг.

Сложившаяся в России системно-функциональная организация управления вузом плохо адаптирована к динамике изменений внешних условий социально-образовательной среды, не способствует принятию эффективных решений по управлению внутренними ресурсами и не отвечает современной концепции формирования системы комплексного управления организацией в условиях рыночной экономики. Именно комплексное управление позволяет снять многие противоречия, возникающие в процессе не согласованности функциональных решений управленческих задач. Методология комплексного подхода в системе управления предполагает исследование ее в качестве целостного объекта, с учетом взаимосвязей между различными аспектами ее рассмотрения, таких, как: экономическими, социальными, образовательными, педагогическими, финансовыми и т. д. Принципиальным отличием комплексного подхода в исследовании системы управления вузом от системного является то, что, он ориентирован не на исследование отдельных ее элементов (подсистем), а на процессы взаимодействия и взаимосвязей функциональных подсистем в едином целом. Именно такая методология отвечает современной концепции качества конечных результатов деятельности системы на основе процессного подхода. В сфере образовательных услуг под качеством конечных результатов деятельности вуза понимается новое, требуемое качество подготовки специалиста. Известно, что в рамках процессного подхода любая деятельность, направленная на изменение состояния объекта (новое качество), рассматривается как динамическая зависимость совокупности выходных параметров от входных.

В настоящее время разработке методологии комплексного управления организацией в России уделяется большое внимание. Это объясняется тем, что именно такая методология способствует консолидации (объединению) всех внутренних и внешних ресурсов на реализацию поставленных перед организацией целей, в том числе и на интеграцию, как инвестиционного, так и человеческого капиталов. Основой такой методологии является объединение на единой системной основе принципов и методов прикладных дисциплин таких, как: организация, планирование, экономика, инвестирование, маркетинг, менеджмент персонала и т. п.

Решению проблем формирования качественно новой системы управления деятельностью организации в сфере образовательных услуг, отвечающей новым требованиям внешней среды, посвящены работы по направлениям организации и управления на основе системного подхода, исследованию экономико-организационных и управленческих проблем функционирования вузов России, а также разработке концептуально новых направлений управления.

Так, исследованию проблем формирования, организации и управления социально-экономическими объектами на основе использования системного подхода посвящены работы: Блауберга И. В., Богданова А. А., Волкова В. Н., Гвишиани Д. М., Губанова В. А., Джея Р., Кемпбелла Э., Мильнера Б. З., Перегу-дова Ф.И., Садовского В. Н., Саммерса Лачс К., Спицнаделя В. Н., и др.

Решению экономико-организационных и управленческих проблем, связанных с обеспечением эффективного функционирования вузов России, посвящены научные труды отечественных ученых. Среди них надо отметить: Алексееву М. Б., Александрова Н. И, Батищева Д. И., Бессонова Б. Н., Борисова, Глу-хова В.В., Дятлова С. А., Емельянова А. А., Жамина В. А., Клочкова В. В., Коста-няна С.Я., Курицкого Б. Я., Лебедева В. В., Мазур И. И., Иванова Г. А., Михай-лушкина A.M., Субетто А. И., Павлова В. Е., Савицкого И. О., Скаржинского М. И., Царева В. В. и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования, направленные на изучение взаимодействия экономического, организационного, мотивационного, социального, правового и других основных элементов механизма управления подготовкой специалистов.

Исследование и решение проблем внедрения принципов и методов комплексного управления в сфере образовательных услуг являются актуальными не только для социально-культурной сферы, но и становятся жизненно важными для обновления и саморазвития национальной экономики России в условиях глобализации.

Профессиональный уровень подготовки специалистов, как результат деятельности вуза, оказывает непосредственное влияние на качественные и количественные показатели эффективности организационной и управленческой деятельности, осуществляемой в сложной и динамически изменяющейся социально-экономической среде.

Качественная подготовка специалистов, осуществляемая в рамках системного подхода, обеспечивает эффективное функционирование вуза. Создание оптимальных организационных структур, основанных на системном подходе, обеспечивающих получение качественных результатов деятельности, являются основными задачами комплексного управления в сфере образовательных услуг.

Сущность системного подхода состоит в интеграции различных видов деятельности, необходимых для достижения конкретных целей, и концентрации необходимых для этого ресурсов. В результате создаются организационные структуры матричного типа с интегрированными органами управления, на которые возлагается ответственность за достижение поставленных целей. Это позволяет перейти от экстенсивного к интенсивному развитию организационной системы. Новые направления развития организационных систем на базе системно-интегрирующего подхода в управлении послужили толчком к поиску новых методов в менеджменте вообще и менеджменте качества в частности.

На основании изложенных выше соображений можно констатировать, что тема диссертации, посвященная формированию системы комплексного управления вузом, не достаточно полно разработана в современной научной литературе, и, поэтому, является актуальной.

Исходной научной гипотезой исследования выдвинута идея о необходимости реорганизации организационно-управленческих структур высших образовательных учреждений на основе методологии комплексного управления с учетом использования закономерностей формирования образовательного процесса. Суть идеи заключается в том, что в динамично изменяющихся условиях развития сферы образовательных услуг и усилении конкуренции между высшими образовательными учреждениями разных форм собственности, новое качество подготовки специалистов может быть достигнуто только при качественно новой организационно-управленческой системе, соответствующей современной концепции системно-интегрирующего (процессного) подхода. Эффективность комплексного управления в вузе обеспечивается за счет многоцелевого использования разнообразных ресурсов вуза и многокритериальной оценки результатов управленческой деятельности.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических организационно-экономических вопросов, связанных с формированием эффективно функционирующей системы комплексного управления вузом на основе использования процессного подхода, современных методов, основывающихся на реализации многоцелевого подхода, поиска наиболее рациональных решений, широкого использования современных информационных технологий, программных продуктов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие научные задачи:

— проведен комплексный анализ основных факторов и социально-экономических условий функционирования вузов на рынке образовательных услуг;

— обоснована роль государства в обеспечении качественно новых условий функционирования вузов;

— классифицированы по разным признакам основные группы целей, реализуемые в вузе;

— выявлены особенности в осуществлении деятельности вуза как комплексного объекта менеджмента;

— определены закономерности, отражающие взаимовлияние структуры управления ресурсами вуза на качество подготовки специалистов;

— разработаны методы комплексного управления вузом с использованием процессного подхода;

— разработана инфраструктура управления вузом;

— разработаны основы управления разного вида рисками, встречающимися в системе высшей школы;

— изложены методические рекомендации по использованию современных программных средств (продуктов) для осуществления реинжиниринга процессов управления;

— даны практические рекомендации по формированию информационной инфраструктуры вуза;

— сформулированы основные экономико-организационные преимущества от реализации процессного подхода в системе управления вузом.

Предметом исследования являются теоретические и методические экономико-организационные вопросы формирования эффективно функционирующей системы комплексного управления высшим учебным заведением, базирующейся на использовании процессного подхода.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает высшее учебное заведение, осуществляющие свою профессиональную деятельность на рынке образовательных услуг.

В качестве теоретической основы исследования послужили результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в областях: теории систем, теории менеджмента, маркетинга, статистики, современных моделей и методов многоцелевой оптимизации. При разработке методических основ автор использовал методы: логического, сравнительного и системного анализов, синтеза, декомпозиции, индукции и дедукции, классификации и обобщения.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере высшего образования, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров.

Научная новизна выдвинутых и обоснованных автором положений, выносимых на защиту, заключается в следующем:

1. Обоснована необходимость реорганизации структуры управления вузом на основе использования комплексного подхода к управлению функциональными процессами и располагаемыми ресурсами, целью которой является повышение уровня конкурентоспособности вуза в условиях динамично развивающегося рынка образовательных услуг.

2. Уточнен механизм целеполагания в комплексной системе управления, в основе которого положен процесс согласования функциональных целей образовательной деятельности, средств (ресурсов) их реализации и планируемых конечных результатов.

3. Разработана классификация по разным признакам основных групп целей, реализуемых в вузе.

4. Разработана концептуальная информационная модель деятельности вуза на основе реализации процессного подхода и формирования системы менеджмента качества.

5. Сформулированы принципы системы организации деятельности вуза, основывающиеся на комплексном управлении протекающими в нем различными процессами.

6. Разработана инфраструктура управления вузом.

7. Разработана методика описания основных процессов с помощью современных инструментальных средств.

8. Сформулированы основные экономико-организационные преимущества от реализации процессного подхода в системе комплексного управления вузом.

Основными научными результатами исследования являются следующие выявленные и доказанные положения:

1. Сформулированы принципы организации системы комплексного управления ресурсами вуза.

2. Классифицированы основные группы целей, реализуемые в высшем учебном заведении.

3. Разработана инфраструктура системы комплексного управления высшим учебным учреждением.

4. Разработаны методические основы организации управления рисками в вузе.

5. Обоснован выбор метода объемно-информационного моделирования, посредством которого обеспечивается управление ресурсами вуза.

6. Сформулированы основные экономико-организационные преимущества, обусловленные внедрением системы комплексного управления вузом на основе процессного подхода.

Научная значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные научные результаты и рекомендации позволяют обеспечить новое качество подготовки специалистов в вузе за счет организации более совершенной структуры управления, соответствующей современной концепции процессного (системно-интегрирующего) подхода.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по применению системы комплексного управления, основывающейся на использовании процессного подхода с целью повышения эффективности ее функционирования и уровня конкурентоспособности вуза. Эти рекомендации могут быть использованы в практической деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на различных международных, всероссийских конференциях, семинарах и совещаниях, посвященных практическим проблемам совершенствования деятельности высших образовательных учреждений:

1. Конференция «Информационные технологии в образовании», Москва, 30 сентября — 1 октября 2004 г.

2. IV Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)», Санкт-Петербург, 6−9 июля 2005 г.

3. II Ежегодная межвузовская научно-практическая конференция экономического факультета СПбГУП, Санкт-Петербург, 14−15 июня 2005 г.

Отдельные методические положения, связанные с совершенствованием управления учебным процессом, были внедрены в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общий объем которых составил 3,0 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа написана на 160 машинописных листах и содержит 19 рисунков, 4 таблицы и 11 листов приложений.

Выводы по главе 3.

В результате проведенного исследования были получены научные и методические результаты, суть которых заключается в следующем.

1. Разработаны и обоснованы мероприятия, обеспечивающие перевод системы управления вузом на методы комплексного управления.

2. Для сокращения времени разработки процессных моделей предложено использование современных программных продуктов.

3. Разработаны практические рекомендации по внедрению процессного подхода в вузе.

4. Предложены методы внедрения информационных технологий для решения задач управления вузом.

5. Сформулированы основные экономико-организационные преимущества от реализации процессного подхода в системе комплексного управления вузом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Объективная и многофункциональная (системная) взаимозависимость между процессами изменения уровня образования людей и их социальных потребностей обусловливает необходимость создания новой теории и методологии социально-экономического управления в Российском обществе, осуществляющем переход к рыночной экономике. Очевидный приоритет подготовки специалистов с высшим образованием для работы в новых динамичных условиях вызвал также необходимость разработки теоретических и методологических основ социально-экономического управления высшим образовательным учреждением. Такая потребность возникла в результате формирования нового порядка, обусловленного изменениями экономических отношений и связей в социально-экономической среде, а также учета возрастающего дисбаланса природных ресурсов.

Структурные изменения в системе высшего образования предполагают использование новых методов управления в образовательном учреждении, которые базировались бы на учете принципов самоорганизации и самоуправления. Представленная работа является логическим продолжением совершенствования теории и методологии социально-экономического управления высшим образовательным учреждением, осуществляемого с учетом интеграции связей и наличия конкуренции.

Индустриальный тип развития цивилизации ускорил взаимодействие перечисленных выше кризисов и придал им системный характер. Определяющими факторами антикризисных мероприятий являются изменение взглядов на окружающую действительность и критический анализ результатов практической деятельности человека, формирующихся в образовательной среде. Реформирование высшего образования должно стимулировать профессиональное саморазвитие и самосовершенствование. Следовательно, реформа высшего образования имеет многоцелевой характер, который объясняется многофункциональной ролью образования в интегрированно-информационном, инновационном обществе.

В обществе наукоемких технологий инновационного производства информация и управление являются универсальными междисциплинарными категориями, которые непосредственно влияют на формирование новой управленческой культуры. Основой такой культуры становится понимание объективности многообразия связей между ресурсами и учет результатов энергоинформационного обмена (синергетический эффект).

Исследование показало, что условия, в которых человек получает образование, воздействуют на него на полевом уровне как многофакторная среда. Изменение качества человека и образования связано с изменением ценностных ориентаций и принципов жизнедеятельности. Образование несет в себе рекуррентные (возвратные) характеристики той среды, в которой оно осуществлялось. Исследования показали, что изменение качества образования возможно только в том случае, если в процессе образования создаются социально-экономйческие условия, в которых провозглашаемые ценности адекватно реализованы в организационных и управленческих методах.

Результатом диссертационной работы по исследованию организационно-управленческой деятельности высшего образовательного учреждения стали ряд новых теоретических и методологических положений, разработанных на междисциплинарной основе. Это позволило автору предложить принципиально новые методологические средства, позволяющие моделировать результаты многоцелевого управления сочетанием всего многообразия (социальных, научных, педагогических и экономических) ресурсов высшего образовательного комплекса.

1. Проведенное обследование функционирования высших учебных заведений показало, что принятие Закона об образовании явилось стимулом к формированию рынка образовательных услуг. Объектами этого рынка стали государственные и негосударственные вузы.

2. В результате проведения комплексного анализа системы целей, специфичных для деятельности вуза, показана необходимость применения многоцелевого подхода к решению управленческих задач и многокритериальной оценки результатов деятельности, что позволит обеспечить конкурентоспособность вуза в сфере образовательных услуг.

3. Проведены исследования объектов современной экономики, функционирующих на основе интеграции процессов взаимодействия различных ресурсов, что требует адекватной системы управления вузом (комплексной).

4. Сделан вывод, что руководство вузом, осуществляемое в условиях рыночной экономики, может быть реализовано на принципах комплексного управления.

5. Сделан вывод, что, все функциональные системы университета рассматриваются в виде процессов, целевые функции или результаты которых взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на качество подготовки студентов.

6. Разработана концептуальная модель организационной структуры процессов в вузе с точки зрения процессного подхода.

7. Выявлено появление нового понятия в социально экономической сфере — образовательные риски.

8. Разработаны мероприятия по переходу системы управления вузом на методы комплексного управления.

9. Предложено использование CASE-средства BPwin в реинжиниринге бизнес-процессов.

10. Представлены рекомендации по созданию информационной инфраструктуры вуза.

Разработанные методики выгодно отличаются от существующих тем, что они учитывают систему социальных, экономических, педагогических и научно-исследовательских параметров при формировании критериев оценки результата. Основанием автора для выбора приоритета решения оптимизационных задач в системе управления вузом явились — актуализация «человеческого фактора» и наличие условий конкуренции в образовательной среде. Именно эти факторы определяют поиск универсальных и эффективных путей разрешения естественных противоречий между существующими методами управления в образовательной среде (технократическими) и новыми, возникающими в рамках ситуативной концепции образовательного менеджмента и маркетинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании». М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г., 48с.
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., Ось 89, 2004 г., 48с.
  3. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г., № 1756-р.
  4. Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Проект постановления Правительства РФ. Газета «Поиск» от 24.09.2004 г., № 39(801).
  5. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21с.
  6. Россия в цифрах. 2004 г. Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. М. 2004 г., 431с.
  7. М.Б. Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования. / Экономика образования. Кострома, 2000 г., № 1.
  8. М.Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. Монография, / СПГИЭА, СПб., 2000, 203 с.
  9. М.Б. Концепция целостной модели экономики образования. / Вестник Международной Академии. СПб.: МАИСУ. 1998. № 3. С. 5−12.
  10. Алексеева М. Б Объемно-информационная модель деятельности руководителя Материалы Оборудование Специалисты Технология / МОСТ (информационно-аналитический журнал для промышленников Северо-Западного региона): СПб.: № 4. (24) 99 г. май, с. 34−35.
  11. М.Б. Синергетическая парадигма экономики образования. Экономический строй России: прошлое, настоящее и будущее. // Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: СПбГУ. 2000. С. 86−87.
  12. М.Б. Научные основы организации системы управления ресурсами высшего образовательного учреждения: Дис. на соиск. уч. ст. докт. экон. наук /Гос. Инж.-экон.акад. С-Пб, 2000. 867 с.
  13. М.Б., Голубев А. А. Формирование образовательной среды как специфической бизнес-системы. / Вестник образования и развития науки РАЕН, 2005, № 1(9).
  14. М.Б., Голубев А. А. Использование BPwin в реинжиниринге бизнес-процессов. / Вестник образования и развития науки РАЕН, 2005, № 3(9).
  15. М.Б., Царев В. В., Раковщик JI.C. Экономика, организация и планирование деятельности образовательных учреждений на основе многокритериального подхода. / G-Пб, «Нестор», 1999,113с.
  16. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания. / Вопросы психологии. 1994, № 2, С.88−99.
  17. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении- Под ред. Емельянова А. А. / М.: Финансы и статистика, 2002, 368 с.
  18. И.В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ. Системные исследования. Методологические проблемы / Ежегодник 1982. М.: Наука, 1982. С. 47−64.
  19. Э. Валеологическое образование. / Высшее образование в России. 1999. № 4, С. 70−71.
  20. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. / С-Пб, «Лань», 2001, 544с.
  21. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). / СПб.: Издательство «Лань», 1999, 480 с.
  22. Я. и др. Экология: опыт преподавания в экономических и управленческих вузах. / Высшее образование в России. 1996, № 3, С. 90−96.
  23. Э. Многоцелевая оптимизация. Математические методы в социальных науках. / Вильнюс, 1976. Вып. 7. С. 16−67.
  24. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. / М.: ВУ, 1996.
  25. В. Государственный вуз в рыночной экономике. / Высшее образование в России. 1997. № 4, С. 6−13.
  26. В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию. / Высшее образование в России. 1998, № 4, С. 29−32.
  27. А. Дерегулирование системы высшего образования. / Polite-konom.- 1999, № 3, С. 109−115.
  28. А.А., Беляков С. А. Вопросы совершенствования финансирования высшего образования. / Финансы.-1998,№ 9, С. 15−18.
  29. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа / СПб.: Издательство СПбГУТ, 1999, 512 с
  30. Р. Преодоление парадоксов процессов. / Ж. «Стандарты и качество». 2002 г., № 1, 6−14с.
  31. Д.М. Многокритериальные задачи принятия решений / Сб. статей. /Под ред. Д. М. Гвишиани, С.Е. Емельянова- ВНИИ системных исследований М.: Машиностроение, 1978.
  32. Гинкель Ганс Дж.А. Проблемы институционального изменения: диалог и управление, основанное на взаимодействии. //Высшее образование в Европе. -1995. -XX Т. № 3, С. 8−29.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание офицальное М.: Логос. 1995. — 383 с.
  34. А.А. Проблема возникновения рисков в системе образовательных услуг. / Тезисы доклада на II Ежегодной межвузовской научно-практической конференции экономического факультета СПбГУП, 14−15 июня 2005 года.
  35. А.А. Разработка концептуальной модели организации процессов в ВУЗе. / Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении. С-Пб, Издательство СПбГУЭФ, 2005, № 11.
  36. А.А. Проблемы рисков в системе образовательных услуг. / Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении. СПб, Издательство СПбГУЭФ, 2005, № 11.
  37. С. От истории синергетики к синергетике истории. / Общественные науки и современность. 1994. № 2, С.99−106.
  38. К.К. Стратегия и тактика формирования понятий. Проблемы непрерывного технического образования. / Сб. науч. тр. ЛГТУ. JL, 1991, С. 33−36.
  39. Р. Менеджмент / СПб.: Питер, 2004. 864с.
  40. Р. Малозатратный маркетинг / СПб: Питер. 2003. 240с.
  41. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. / СПб.: СПбУЭиФ. 1995, 160 с.
  42. С.А. Информационная модель трансформации экономических систем. / СПб.: СПбУЭиФ. 1995.
  43. B.C., Шевелева С. С. Интеграция различных способов освоения мира и современное образование. / Философские проблемы образования. -М., 1996.
  44. B.C. Учебный процесс в современном вузе. / М., 1991.
  45. Е.Н. Студенты об институте негосударственного высшего образования. / Социс. 1999. № 11, С. 97−99.
  46. В.А. Негосударственный сектор: анализ, прогноз, развитие. / Высшее образование в России, 2004, № 9, стр. 52.
  47. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. 2-е изд., стереотип. Мн.: Книжный дом, 2004. — 720 с.
  48. Н.А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров. / СПбГИЭА. СПб., 1997, 130 с.
  49. Н. Высшее образование в XXI веке. //Образование в документах. 1999, № 5, С. 96−101.
  50. JI.B., Немцов А. А. Вузовское образование в оценках студентов. / Социс. -1999, № 4, С. 95−100.
  51. . Деловая стратегия. Пер. с англ. / М: Экономика, 1992 239с.
  52. Квалиметрия человека и образования, методология и практика: // Сб. науч. статей: В 4 4, М., 1994.
  53. Кемпбелл Э, Саммерс Лачс К. Стратегтческий синергизм, 2-е изд. / СПб: Питер. 2004. 416с.
  54. Кинжалин A. BPwin инструмент системного анализа. / Компьютер информ, 2000.
  55. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / М. Финансы и статистика, 2002. 559с.
  56. С.Я. Предмет и метод экономики образования / М.: МГПИ.1976.
  57. Ф. Маркетинг менеджмент. / СПб.: Питер, 2004. 800с.
  58. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. / М.: Финансы и статистика, 1993.
  59. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков. / Высшее образование в России. 1996. № 2, С. 130−136.
  60. В.В., Шахгельдян К. И. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления. / Университетское управление: практика и анализ 2004, № 4.
  61. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. / СПб.: Изд. ОЛБИС, 1997, 192 с.
  62. М.М. Человеческий капитал. / Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  63. О.И. Теория и методы принятия решений / ЛОГОС, 2002,240с.
  64. В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. / М.: Изограф. 1997. -224 с.
  65. Лингарт Йозеф. Процесс и структура человеческого учения. / М.: Прогресс, 1979. 685 с.
  66. А.Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. / М.: Наука, 1990.-270 с.
  67. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя / Высшее образование в России, 2004 г. № 1,стр.81−92.
  68. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. / СПб.: ГМП «Формика», 1992.-381 с.
  69. Ю.А. Экономико-математические методы и модели: // Учеб. пособие /ЛИЭИ. Л., 1980.
  70. А.П. Методы инженерной деятельности (основы технического творчества) / ГМТУ. СПб. 1996. 211 с.
  71. И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профес-сионалов/И.И.Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др.- Под общ. Ред. И. И. Мазура. / М.: Высшая школа, 2003. 1077 с.
  72. Маклаков С.В. BPwin и ERwin CASE средства разработки информационных систем. / М.Диалог.МИФИ, 1999.
  73. Д.А., Мак-Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT. /М.: Метатехнология, 1993.
  74. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.: Дело, 2000. 704 с.
  75. A.M., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты / СПб.: СПбИЭА, 1998.
  76. Д.В., Михайлушкин A.M. Концептуальные основы анализа рынка высшего профессионального образования. / Препринт. СПб.: СПбГИЭА, 1998.-77 с.
  77. Научно-инновационная среда в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. А. А. Румянцева. СПб., 1996. — 194 с.
  78. Нив Г. В. Пространство доктора Деминга. Кн.1. Пер. с англ. / Тольятти, Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998 336с.
  79. Новое качество высшего образования в современной России /Концептуально-программный подход. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец. 1995. — 199 с.
  80. И.А. и др. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования. //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 4. -С. 113−126.
  81. К.М. МС ИСО серии 9000 версии 2000 г.: Сущность и содержание процессного подхода. // Доклад на X Международной конференции «Менеджмент качества на пороге XXI века» (С-Пб, 3−5 октября 2000 г.).
  82. А.А. Образование в России: история, современность, проблемы развития. //Петербургский Аналитик. 1999. № 6, С. 25−31.
  83. М.Ф. Психология обучения в вузе: Социально-психологический портрет студента. / Д., 1990. 29 с.
  84. Ф.М. Социально-духовные основы рыночной модели хозяйствования в современной России //Вопросы образования в России. 1996. № 2. -С. 19
  85. Г Свиткин М. З. Стандарты ИСО серии 2000: новые шаги в практике менеджмента качества. / Ж. «Стандарты и качество», 2001, № 12.
  86. В.Н. Управление качеством образования: ситуация, проблемы, направление решений //Активные методы обучения в системе много-уровнего обучения: Сб. науч. тр. /СПбГИЭА, СПб., 1995, С. 25−32.
  87. В.Н. Основы системного анализа: Учеб.пособие. / СПб.: «Изд. Дом «Бинесс-пресса», 2000. 326 с
  88. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. / Учеб. Пособие. С-Пб, Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. 394с.
  89. П. Конец ERP.//ComputerWorld. 2003. Авг.
  90. А. Высшее образование: системный подход. //Вопросы образования в России. 1999. № 4. -С. 42−48.
  91. Трофимов С.А. CASE-технологии: практическая работа в Rational Rose. / М. ЗАО Издательство БНОМ, 2001.
  92. Н.Н. Глобализация и образование. / Философские науки, 2003, № 4.
  93. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. / С-Пб. Изд-во С-Петербургского государственного университета, 1999 г.
  94. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. / СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  95. В.В. Экономические проблемы сферы образования: Монография. Под общ. ред. М. И. Скаржинского. / Кострома: Изд-во КГПУ, 1996. Ч. 1−2.
  96. Дж., Говиндаражант В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Пер. с англ. / СПб: Бизнес Микро., 1999, 278 с.
  97. Ю. Синергетика в управлении учреждениями образования. //Вопросы образования в России. 1999 .- № 4. С. 14−18.
  98. Д. Маркетинговые исследования на рынке образования / Высшее образование в России, 2004 г. №, с. 38−43.
  99. В.В. О проблемах терминологии, менеджменте качества внедрения ИСО серии 9000/Стандарты и качество. 1996. № 5.
  100. С.С. К становлению синергетической модели образования. / Общественные науки и современность. 1997, № 1, С. 125−134
  101. В. «Управленческая антропология». / Вопросы образования в России. 1998, № 3. С. 105−107.
  102. Экономика и организация управления вузом. Под ред. Глухова В. В. // Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 448 с.
  103. В.В., Голубев А. А. Применение внедрений ERP-системы на платформе SAP для подготовки специалистов в ВУЗе. // Тезисы доклада на конференции «Информационные технологии в образовании». Москва, 30.09.2004 -01.10.2004г.
  104. Г. В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы качества /http-./quality 21 .ru/index.php?module=subjects&func=viewpagt&pageid=303.
  105. А.Л., Болотина Т. Э. Идентификация процессов СМК. / http:/www.stq.ru/riasite/index.phtml?page= 1 &tb 1 =tb88&id= 1028.
  106. Процессный подход революция в управлении — статья. ФИНЕКС Консалтинг. / http://www.finexcons.ru/FILE/finex.doc.
  107. А.В. Эффективное управление ресурсами вуза в сфере образовательной деятельности / http:/www.ict.edu.ru/ft/4 062/soldatov.pdf
  108. И.Н. Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия. / www.rciabc.vsu.ru/article inz.htm.
  109. Bologna Declaration -http:/europa.eulnt/comm./education/Socrates/Erasmus/bologna.pdf.
  110. Sedgwick R. Bologna Declaration Addresses Higher Education in European Union http:/ www.wes.org/ewenr/00jan/research.htm.гоо X тз то1. ГО И1. И В toОta то аг
Заполнить форму текущей работой