Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор обращает внимание на те элементы, которые позволяют ограничить косвенный умысел и легкомыслие и отмечает. Сходство этих двух форм вины определяет интеллектуальный момент. Если рассматривать косвенный умысел с точки зрения понимания опасности своих действий, то при легкомыслии понимание носит менее определенный характер, что обуславливает ошибочную оценку обстоятельств, способных по мнению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общая характеристика преступлений против эксплуатации военной техники
    • 1. Понятие, система и виды преступлений против эксплуатации военной техники
    • 2. Становление и развитие законодательства об уголовно-правовой ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин
  • ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин.. ?
  • §-1.Объект нарушения* правил вождения и эксплуатации военных машин
  • §-2.Объективная сторона нарушения правил вождения и эксплуатации машин
  • §-3.Субъективные признаки нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин
  • Глава 3. Отличие нарушения правил вождения пли эксплуатации военных машин от иных преступлении против безопасности движения и эксплуатации транспорта и особенности их квалификации
    • 1. Особенности квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин
    • 2. Разграничение нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин от административных правонарушений и иных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Порядок прохождения военной службы в соответствии с требованиями законов, нормативно-правовых актов (уставов, наставлений, приказов, инструкций и т. д.), соблюдение порядка эксплуатации военной техники является важным требованием, гарантирующим обеспечение безопасности государства, повышение боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Для реализации данных требований в Вооруженных Силах введено единоначалие, и все стороны прохождения военной службы регламентируются правовыми нормативными актами. Значительная роль в укреплении боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации принадлежит и нормам уголовного закона. Так, в УК РФ выделен специальный раздел «Преступления против военной службы», в котором содержаться нормы, определяющие должный порядок прохождения военной службы, в том числе и соблюдения правил безопасности эксплуатации военной техники.

Между тем, как свидетельствует практика, в Вооруженных Силах Российской Федерации еще и сегодня имеются факты нарушения установленного порядка прохождения военной службы, в том числе и нарушения безопасности вождения и эксплуатации военных машин. Так, официальная уголовно-правовая статистика свидетельствует, что, начиная с 1992 г. ежегодно в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях совершается в среднем около 25 тыс. преступлений. Высок показатель преступлений, связанных с нарушением правил вождения и эксплуатации военных машин. Так, если в 1998 г. он составил 14,8% от общего числа преступлений против военной службы, то в 2000 г. он составил уже 16,2%, а в 2001 г. 17,9%.

По официальным данным структуру причин гибели военнослужащих 11% составляют дорожно-транспортные происшествия. Таким образом, с увеличением мощности машин, их мобильности и маневренности аварий, приведших к тяжким последствиям, становиться все больше. А происходящее на протяжении последних пяти лет снижение основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменения общей многолетней тенденции роста количества транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.

Все это свидетельствует о том, что проблема уголовно — правовой охраны нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин нуждается в теоретическом осмыслении.

Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы затрагивались в трудах Х. М. Ахмедшина, 3.0. Ашитова, Ф. С. Бражшпса, А.А. Тер-Акопова, В. М. Чхиквадзе и др. Между тем, до настоящего времени по данной проблеме специального самостоятельного исследования не проводилось. А поэтому актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость темы, она не раскрыта и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Как показало изучение практики применения уголовного законодательства, наиболее часто допускаются ошибки как в разгршшчении рассматриваемого деяния от других смежных преступлений, так и при квалификации нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин по совокушюсти с иными противоправными деяниями.

Изложенные факторы свидетельствуют о необходимости тщательной научной разработки практических рекомендаций по применению норм военно-уголовного законодательства в деятельности органов военной юстиции и их теоретическое обоснование. Указанные обстоятельства обусловили выбор темы диссертациоЕиюго исследоваЕШЯ и определили направления проводимой работы.

В диссертационном исследовании рассматривается комплекс вопросов, связанных с проблемами уголовной ответственности за преступлеЕшя против военной техники в целом, и за вождение и эксплуатацию машин в частности с учетом проводимой военно-правовой реформы в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертационной работы является теоретическое исследование проблемы уголовно-правовой ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин на основе комплексного анализа действующего и исторического нормативного материала, изучение практики решения данных вопросов органами военной юстиции, а также выработка предложений и рекомендаций по этой проблеме.

Достижение цели исследовшшя осуществляется постановкой и последующим решением следующих задач:

— провести анализ уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин в их историческом аспекте и дать сравнительный анализ современного законодательства с ранее действующим;

— рассмотреть особенности квалификации нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин в различных ситуациях;

— определить место и роль нарушений правил вождения и эксплуатации машин в группе преступлений против военной техники;

— изучить особенности современного состояния нарушений правил вождения и эксплуатации военных машин в практике производства военной прокуратуры и суда;

— рассмотреть спорные вопросы правоприменительной практики по делам о нарушениях правил вождения и эксплуатации машин и разработать научно-практические рекомендации по квалификации и ограничении от смежных составов преступления;

— разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства в связи с полученными результатами исследования;

— выработать отдельные рекомендаций по применению военно-уголовного законодательства.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является охраняемая уголовным законом безопасность вождения и эксплуатации военных машин, а также установленный порядок использования военной техники.

Предметом исследования выступают: ранее действовавшее и современное уголовное законодательство Россиистатистические данные, касающиеся состояния, структуры и динамики указанного преступления, материалы соответствующей правоприменительной практикиюридическая и иная литература, касающаяся проблем ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является материалистическая диалектика как общенаучный метод познания. В процессе работы использовались сравнительно-правовой, формально-логический, историко-аналитический, системный, статистический и др. методы исследования.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и административное законодательство Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты Министерства обороны РФ, а так же постановления Пленума Верховного Суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования.

В диссертации автором были использованы научные работы отечественных и зарубежных ученых по общей теории права, военному праву, военной теории, механики, философии.

Эмпирическую базу исследования составили: статистические данные о нарушениях правил вождения пли эксплуатации машин, совершенные на территории Волгоградского и Ростовского-на-Дону гарнизоновобзоры практики Военной коллегии Верховного Суда РФ (СССР) за 1957;2002 гг., публикации в Бюллетенях Военной коллегии Верховного Сударезультаты изучения более 90 уголовных дел, возбужденных по факту нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин в 1993;2002 гг.

Научная новизна работы определяется тем, что она относится к одному из первых самостоятельных монографических исследований, специально посвященным проблемам уголовной ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных боевых, специальных и транспортных машин. Особенностями настоящей работы является также комплексный подход к изучению указанной проблемы, охватывающий ее исторический, уголовно-правовой и психологический аспекты.

В частности, новизна диссертационного исследования заключается:

— в установлении тенденций развития уголовной ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин в истории и теории военно-уголовного законодательства;

— в авторском варианте анализа норм УК Российской Федерации, регламентирующих ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации машин;

— в обосновании концептуальной модели системы преступлений против эксплуатации военной техники;

— в освещении наиболее существенных и спорных вопросов, связашпых с квалификацией нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин, отграничению их от иных преступлений;

— в предложениях по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за преступления, посягающие на безопасность вождения и эксплуатации военной техники.

Достоверность результатов исследовании обеспечивается его методологией и методикой, а также эмпирическим материалом, на котором основываются научные положения, предложения и выводы проведенного исследования.

Основные положения выносимые на защиту:

— Классификация преступлений против эксплуатации военной техники, которая быть может представлена в следующем виде:

1) нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины;

2) нарушение правил полетов или подготовки к ним;

3) нарушение правил кораблевождения;

4) нарушеште правил управления и эксплуатации военного железнодорожного транспорта.

— Сформулирована ст.350' УК РФ в следующей редакции: «Нарушение правил управления и эксплуатации военного железнодорожного транспорта повлекшее по неосторожности смерть человека либо другие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы от трех до десяти лет».

— Понятие непосредственного объекта нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин является производным от родового объекта преступлений против военной службы. Им является безопасность вождения и эксплуатации военных машин, а порядок использования боевой, специальной или транспортной машины — как гарантия обеспечения безопасности. Дополнительным объектом нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин является безопасность жизни и здоровья людей.

— Природа нарушения правил вождения или эксплуатащш военных машин определяется, прежде всего, средством совершения преступления, в качестве которого выступают боевые, специальные и транспортные машины, состоящие на балансе Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Дорожно-патрулыюй службы, Федерального агентства правительственной связи и информации Российской Федерации.

— Нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин могут быть совершены как по неосторожности, так и с двумя формами вины, то есть по отношению к нарушению правил вина может быть I как умышленной, так и неосторожной, а по отношению к наступившим последствиям только неосторожной.

— Изложить ст. 265 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия, в следующей редакции:

Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации в случае наступления последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо по неосторожности смерти человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Теоретическая и практическая значимость диссертации. В теоретическом плане могут представлять интерес положения работы о уголовно-правовой характеристики нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин, что во многом предопределяет решение спорных вопросов его квалификации и разграничения со смежными составами преступления.

Предложения, обоснованные и сформированные в работе могут быть использованы при совершенствовании действующего уголовного законодательства. Внедрение в деятельность правоприменительных органов рекомендаций, разработанных в процессе исследования, позволит избежать ошибок в их правоприменительной практике.

Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы в учебном процессе учебных заведений юридического профиля по курсу Особенной части уголовного права, в системе повышения квалификации следователей, оперативных и других работников, органов, ведущих борьбу с нарушениями правил вождения и эксплуатации военных машин.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Ростовского юридического института МВД РФ, где проводилось ее обсуждение. Результаты проведенного исследования, основанные на выводах, предложениях и рекомендациях использованы в научных публикациях и в уголовном процессе Ростовского филиала Московского института защиты предпринимателя. Всего, автором опубликовано пять научных публикаций общим объемом 1,6 п.л.

Ряд положений диссертации докладывались автором на научно-практсиеских конференциях: «Ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин» (Ростов-на-Дону, 1999), «История уголовной ответственности за нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин» (Ростов-на-Дону, 1999), «Специальный объект преступлешш против военной службы» (Ростов-на-Дону, 2000), «Разграничение нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин от административных правонарушений и иных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта» (Ростов-на-Дону, 1999), «Субъект преступлений против военной службы» (Ростов-на-Дону, 2001).

Объем и структура диссертации. Диссертация выполнена в объеме, соответствующим требованиям ВАК. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее время в общей структуре преступлений против военной службы значительно возросло число нарушений правил вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, посягающих на воинскую безопасность, безопасность жизни и здоровья человека, безопасность дорожного движения в целом. Очевидно, ускоряющиеся темпы автомобилизации в Российской армии ведут к увеличению количества транспортных средств, повышению интенсивности движения, влияют на характер и количество дорожно-транспортных происшествий.

Изучение практики применения уголовного законодательства показало, что проблема обеспечения безопасности вождения и эксплуатации военных машин на сегодняшний день резко обострилась. В этой связи решение данной проблемы возможно только при подробном, комплексном анализе содержания и сущности как уголовно-правовых норм, обеспечивающих безопасность вождения и эксплуатации военных машин, так и норм других отраслей права.

С 1 января 1997 г. вступил в действие Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором впервые дифференцирована ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий. В отличие от ранее действовавшего УК РСФСР 1960 г., выделены квалифицирующие признаки нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин аналшируемого деяния. Установлен и дополнительные виды наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Снижен и максимальный предел наказания в виде лишения свободы до пяти лет (до десяти лет по УК РСФСР 1960 г.) за причинение по неосторожности смерти человека.

Между тем, несмотря на законодательное обновление, уголовно-правовые нормы, не отвечают в полной мере требованиям обеспечения военной безопасности и безопасности дорожного движения и нуждаются в совершенствовании.

Анализ практики применения Уголовного законодательства, регулирующего отношения безопасности вождения и эксплуатащш военных машин показал, что не всегда правильно понимаются такие признаки состава преступления как вождение и эксплуатация военных машин, безопасность и порядок их использования. Недостаточно полно выясняется вина при нарушении правил вождения и эксплуатащш военных машин, не выясняется психическое отношении виновного к совершенным им действиям, а учитывается лишь его отношение к наступившим последствиям.

Решение проблем уголовно-правовой характеристики нарушешм правил вождения или эксплуатащш военных машин возможно только при совокупном анализе всей группы преступлений против безопасности использования военной техники. Автор полагает, что при разработке общего понятия преступлений против эксплуатащш военной техники необходимо, прежде всего, обратить. внимание на то, что речь идет об определенной группе однородных общественно опасных деяний. Все преступлений данной группы посягают, прежде всего на один объект — безопасность использования военной техники. Данные преступления затрагивают совокупность общественных отношений и интересов, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, посягают на существующий в Вооруженных Силах порядок, обеспечивающий безопасность эксплуатащш военной техники и содержат в себе все признаки преступлений против военной службы.

В работе показывается, что правовой гарантией обеспечения безопасности эксплуатации военной техники является установленный нормативными актами порядок ее использования. Отмечается, что преступления против эксплуатации военной техники являются многообъектными. В качестве дополнительного объекта выступают безопасность жизни и здоровья человека или, например, при нарушении правил кораблевождения — военное имущество.

В группу преступлений против безопасности использования военной техники, автор включает следующие составы:

— нарушение правил вождения или эксплуатащш военной боевой, специальной или транспортной машины;

— нарушение правил полетов или подготовки к ним;

— нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин правил кораблевождения;

— нарушение правил управления и эксплуатащш военного железнодорожного транспорта.

С учетом проведенного исследования автор предлагает дополнить УК РФ статьей 350' следующего содержания:

Нарушение правил управления и эксплуатащш военного железнодорожного транспорта повлекшее по неосторожности смерть человека либо другие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы от трех до десяти лет".

Критический анализ, предпринятый автором понятия непосредственного объекта нарушения правил вождения и эксплуатащш военных машин приводит к выводу о том, что установление непосредствешюго объекта посягательства сопряжено с трудностями, связанными как с отсутствием законодательного решения данного вопроса, так и с наличием различных концепций, существующих в теории уголовного права. В работе освещаются основные теоретические взгляды, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что порядок вождения и эксплуатации в силу своей всеобщности не может рассматриваться в качестве непосредственного объекта посягательства.

Понятие непосредственного объекта нарушения правил вождения или эксплуатащш военных машин является производным от родового объекта преступлений против военной службы. В этой связи автор предлагает рассматривать в качестве непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ безопасность вождения и эксплуатации военных машин, а порядок использования боевой, специальной или транспортной машины — как гарантию обеспечения безопасности. Дополнительным объектом нарушения правил вождения или эксплуатации военных боевых, специальных или транспортных машин является безопасность жизни и здоровья человека.

Природа нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин определяется, прежде всего, средством совершения преступления, в качестве которого выступают боевые, специальные и транспортные машины. Принадлежность машин Министерству обороны, Мшшстерству чрезвычайных ситуащш, Дорожно-патрульной службы, Федеральному агентству правительственной связи и информации Российской Федерации позволяет рассматривать деяние как преступление против военной службы.

Для наличия состава предусмотренного ст. 350 УК РФ необходимо, чтобы действия либо бездействия выражающиеся в нарушении правил вождения или эксплуатации машин были общественно опасными и противоправными, поскольку не противоречащее уголовному законодательству поведение воешюслужащего исключает уголовную ответственность. Только совокупный анализ всех, без исключения нормативных актов, регулирующих безопасность движения и эксплуатащш машин, позволит решить вопрос о противоправности деяния.

Причинная связь при нарушении правил движения и эксплуатащш военных машин обладает сложным характером и имеет ряд специфических особенностей. Специфика ее состоит в том, что дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых, в пределах дорог. Это сложная система взаимодействия всех участников движения (водителей, пассажиров, пешеходов). Следовательно, любое нарушение правил приводит к созданию аварийной обстановки, которая развивается под воздействием многочисленных факторов, зачастую независимо от воли лица, нарушившего правила. Поэтому нельзя подходить однозначно к решению вопроса о причинной связи и применять какие либо общие теории. Причинную связь необходимо устанавливать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела.

Для решения этой проблемы необходимо установить следующее: 1) факт нарушения правил вождения или нарушения эксплуатации военных машин военнослужащим- 2) противоправное действие (бездействие) должно повлечь за собой последствия, предусмотренные ст. 350 УК РФ- 3) нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин должно предшествовать наступившим последствиям во времени- 4) нарушите правил вождения или эксплуатащш военных машин должны явится необходимым условием, предпосылкой наступивших последствий- 5) если последствия наступили в результате нарушений нескольких лиц — то наличие причинной связи между действиями каждого виновного и наступившим последствием.

В работе подробно анализируются субъективные признаки нарушения правил вождения и эксплуатащш военных машин. Субъективная сторона преступлений против безопасности вождения и эксплуатащш военных машин включает: неосторожностью по отношению к наступившим последствиям, когда водитель, нарушающий Правила дорожного движения и эксплуатащш военных машин, предвидит наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований засчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие) либо не предвидит такие последствия, хоты при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и реально мог их предвидеть (преступная небрежность). неосторожность или умысел относительно самого нарушения Правил дорожного движения. При этом необходимо иметь ввиду, если водитель допустил нарушения в состоянии крайней необход! шости или водитель не мог по объективным причинам предотвратить их, вина водителя исключается.

Автор обращает внимание на те элементы, которые позволяют ограничить косвенный умысел и легкомыслие и отмечает. Сходство этих двух форм вины определяет интеллектуальный момент. Если рассматривать косвенный умысел с точки зрения понимания опасности своих действий, то при легкомыслии понимание носит менее определенный характер, что обуславливает ошибочную оценку обстоятельств, способных по мнению виновного предотвратить наступление предусмотренных статьей последствий. Основное различие между легкомыслием и косвенным умыслом заключается в их волевом моменте. В первом случае военнослужащий рассчитывает предотвратить создание опасной обстановки своими действиями, а во втором — нет.

Другая особенность преступлений против безопасности вождения и эксплуатации военных машин связанна с их субъектом. В Уголовном кодексе России 1996 г. важным новшеством является относительно чёткая точная регламентация понятия субъекта преступлений против военной службы, а также точное определение того, что является военной службой, содержащиеся в федеральных законах.

— военнослужащие, проходящие срочную службу по пргоыву;

— военнослужащие, проходящие службу по контракту;

— граждане, проходящие военные сборы;

— военные строители военно-строительных отрядов Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств Российской Федерации.

С учетом нововведений необходимо определять и субъект нарушения правил вождения или эксплуатации военных машин. Субъектом нарушения правил вождения может быть только военнослужащий, который непосредственно управлял машиной в момент дорожно-транспортного происшествия. Для привлечения к ответственности за нарушение правил вождения не имеет значения, является ли нарушитель штатным водителем и умеет ли он водить машину, были ли возложены на него обязанности по вождению военной машины и двигался ли он согласно маршрутному листу, имел ли он права на вождешш машины данной категории.

Субъектом преступлений против эксплуатации военной техники могут быть только военнослужащие, выполняющие специально возложенные на них обязанности по эксплуатащш военной техники. К их числу относятся: командиры соответствующих подразделений, старший техник (техник) роты, заместитель командира части по технической части, начальник КПП, комащцгр отделения, сам водитель.

Автор дает юридическую оцегпсу действиям старшего маппшы, при нарушешш правил вождения и эксплуатащш военных боевых, специальных и транспортных машин, а также рассматривает различные ситуации соучастия в данном преступлении. Действия старшего машины могут вызвать нарушение правил вождения со стороны водителя машины, например, в случае если они затруднили управление машиной либо водитель был допущен к управлению в нетрезвом состоянии и т. д.

Особое внимание автор выделяет особенностям, связанным с криминологической характеристикой личности преступника, в частности возрасту, полу, квалификации водителя и др. Из общего числа нарушений правил вождения и эксплуатащш военных машин мужской пол является абсолютно доминирующим. Военнослужащие по призыву, привлеченные к уголовной ответственности за нарушешш правил вождения военных машин в возрасте от 18 до 25 лет составили 84,9% от общего числа обследованных. Причем на долю данной возрастной категории приходиться лишь около 15,3% от общего числа осужденных за нарушение правил эксплуатации военных машин. На долю военнослужащих от 30 до 50 лет, совершивших нарушение правил эксплуатации военных машин приходиться 57,4% от общего числа осужденных за данное преступление. 7,3% виновных в нарушении правил вождения и эксплуатации военных машин имеют квалификацию «А»,"В" — 24,6% - «В», «С" — 27,0% - «В», «С», «Д" — 32,4% -«В», «С», «Д», «Е». Водители, лишенные права вождения транспортного средства или не имеющие квалификации составляют 8,7% от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за нарушения правил вождения и эксплуатащш военных машин.

Выборочный анализ уголовных дел, возбужденных по факту нарушения правил вождения и эксплуатащш. военных машин, позволил выявить ошибки и в разграничении рассматриваемого преступления с другими, внешне схожими деяниями, такими как нарушение правил дорожного движешщ и эксплуатащш транспортных средств, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями и др. Допускаются ошибки и при квалификации нарушений правил вождения и эксплуатащш военных машин.

Исходя из субъективных и объективных признаков состава преступления, автор делает вывод о том, что все деяния выходящие за эти пределы образовывают наряду с нарушением правил вождения или эксплуатащш военных машин совокупность преступлении и, следовательно, должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ. Квалификация нарушений правил вождения или эксплуатащш военных машин имеет свои особенности, связанные как с объективной сложностью его конструкции, так и спецификой субъективных признаков рассматриваемого преступления.

С учетом проведенного исследования предлагается достроить систему регулирования интересов и общественных отношений, складывающихся в процессе дорожного движения и в законодательном порядке закрепить уголовную ответственность военного водителя, виновного в нарушении правил вождения или эксплуатащш военной машины в случае сокрытия последнего с места дорожно-транспортного происшествия и изложить ст. 265 УК РФ в следующей редакции:

Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатащш транспортного средства в случае наступления последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо по неосторожности смерти человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Важное значение имеет разграничение нарушений правил вождения или эксплуатащш военных машин от иных преступлений против безопасности движения и эксплуатащш транспорта, а также административных правонарушений. В этой связи, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Преступление против военной службы — нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин отличается от общеуголовного транспортного преступления по следующим признакам:

— по родовому и непосредственному объекту посягательства. Несмотря на то, что преступление, предусмотренное ст. 350 УК РФ посягает на безопасность вождения и эксплуатащш машин, родовым объектом данного преступления является военная безопасность, которая и определяет специфику преступления. В качестве непосредственного объекта нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств выступает безопасность дорожного движения.

— по средству совершения преступления. Военные боевые, специальные или транспортные машины, состоящие на балансе Министерства Обороны РФ, являются средством преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ. Что касается нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, то средством преступления являются «мехашшеские транспортные средства» к которым относятся: автомобили, троллейбусы, трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические средства.

— по субъекту преступления. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных боевых, специальных или транспортных машин рассматривается преступлением против военной службы только в случае совершения его военнослужащим. К уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ может быть привлечено любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 летнего возраста и нарушившее правила дорожного движения или эксплуатащш транспортного средства. Исключение составляет выпуск в эксплуатацию техшгчески неисправного транспортного средства, ответственность за которое несет специальный субъект.

2. Нарушение правил эксплуатащш военных машин отличается от общеуголовного транспортного преступления, предусматривающего уголовную ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями по следующим признакам: 1) по специальному субъекту преступления- 2) по специальному объекту преступления- 3) по кругу действий (бездействия), характеризующих объективную сторону деяния- 4) по предмету преступления.

3. В зависимости от характера и особенностей нарушешш правил вождения или нарушения правил эксплуатащш машины, а также наступления при этом определенных последствий военные водители могут быть привлечены к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Автор не претендует на всесторонний анализ и однозначное решение проблем уголовно-правовой характеристики нарушения правил вождения и эксплуатации военных боевых, специальных или транспортных машина. Между тем, предполагается, что работа окажет помощь сотрудшжам правоохранительных органов, а также студентам-юристам, изучающим данную тему и лицам, специализирующимся в направлении адвокатской, следственной и судебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лиг, 1995.
  2. Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной, Республики. -СУ РСФСР. 1922. № 15.
  3. Уголовный кодекс РСФСР.-М.: Спарк. 1996.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: ИНФРА М-НОРМА. 1998.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С. В. Бородин, С.В. Замятина- Под ред. В. М. Лебедева. М.: Спарк. 1998.
  6. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. с изм. и доп. на 1956. М: Госюризд. 1956.
  7. Положение о революционных военных трибуналах от 20 ноября 1919 г. // СУ РСФСР. 1919. № 13.
  8. Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. № 24.
  9. Положение об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке): Утверждено Указом Президента РФ от 19 февраля 1993 г. № 277. // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5916.
  10. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Утверждены Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140. — М.: Воениздат, 1994.
  11. Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федеращш: Утверждено Указом Презвдента РФ от 27 мая 1996 г. № 784. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2671.
  12. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федеращш: Утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. № 1136. // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3901.
  13. Положение о военно-транспортной обязанности: Утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 // Российская газета. 1998. 10 октября.
  14. Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе: Утверждено Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 605 // САПП. 1993. № 28. Ст. 2595.
  15. Положение о воинском учете: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 292. // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1152.
  16. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924−1986 гг. -М.: Известия Советов народных депутатов СССР. 1987. С. 694−702.
  17. Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года. М.: 1954 г.
  18. Правила учета дорожно-транспортных происшествий Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 647 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.1997 г. № 1513, от 31.07.1998 г. № 866.
  19. Декрет СНК РСФСР от 10 июня 1920 года «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)». СУ РСФСР 1920. № 57.
  20. Постановление ВНИК и СНК от 23 января 1931 г. «Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта» СУ РСФСР. 1931. № 9.
  21. Постановление Совета Министров РСФСР № 1092 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах» Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1967. № 29, от 29 ноября 1967 г.
  22. Наставление по автомобильной службе Российской Федерации: Приказ Министра Обороны СССР. № 225. от 1 сентября 1977 г. М.: Воениздат. 1986.
  23. Наставление по производству полетов авиации Вооруженных силах Российской Федерации:
  24. Основными правилами полетов в воздушном пространстве РФ для авиации всех министерств и ведомств 1970 г.,
  25. Автотранспортное право и практика. Реферативная информация. -М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР. 1977. Вып.1 (1).
  26. Автотранспортные происшествия и их расследования. М.: Юриздат.41 962.
  27. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. J1.: Малахит. 1989.
  28. JI. Транспортные преступления. Ответственность за преступное посягательство на правильную работу Советского транспорта. -М.: 1957.
  29. Н.С. Транспортные преступления. JI.: Издательство Ленинградского университета. 1957.
  30. Г. С. Формы вины в автотранспортных преступлениях. // Соц. Законность. 1971. № 12.
  31. З.О. Вопросы дальнейшего укрепления социалистической законности: (Соотношение воинских и общеуголовных преступлений): ' Алма-Ата. Казахстан. 1976.
  32. Х.М. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления. Комментарий. -М.: Воешвдат. 1981.
  33. X. Уголовный кодекс Российской Федерации о нормахответственности за преступления против военной службы. //Ориентир. 1997. № 1−2
  34. П.Беляков В., Скрябин М. Безопасность каждый день. М.: Юрид. лит.1984.
  35. Е.В. Судебное разбирательство дел об автотранспортных преступлениях. М.: Юрид. лит. 1975.
  36. Большой энциклопедический словарь. Гл.ред. Прохоров A.M. — М.: Советская энциклопедия. 1991.
  37. .Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Анализ дорожно-транспортных происшествий. Л.: Лениздат. 1984.
  38. А.Г., Половинчик Д. И. Основы автотранспортного права. -М.: Юрид. лит. 1980.
  39. Борьба с преступностью в войсках. //Ваше право. 1998. № 9. П. Васильев Н. Кудрявцев В. Об изменении и дополнении взаконодательство о воинских преступлениях. //Бюллетень Военной коллегии Верховного суда СССР М.: 1957. № 2.
  40. В.Ф. Военные автоматические и гусеничные машины.-Рязань: Рыбин. 1996.
  41. Военно-технический прогресс и Вооруженные Силы СССР. — М.: Воениздат. 1982 г.
  42. Военное право// Под ред. Кузнецова Н. И. М.: Военный университет МО РФ. 1996.
  43. Военный энциклопедический словарь/ Под ред. Огоркова Н. В. М.: Воениздат. 1984.
  44. X., Евтюхин И., Серебряников Ю. Вождение автомобилей в сложных условиях -М.: Воениздат МО MP. 1964.
  45. Ф.И. Возмещение вреда, причиненного механизированным транспортом. Минск: Университетское. 1988.
  46. Л., Кувалдин В., Максимов С. Проблемы борьбы с организованной транспортной преступностью. //Законность. 1998. № 5
  47. А.А. Уголовное право, часть Общая. М.: Юрид. лит.1945.
  48. М.С. Преступлеш1е против общественной безопасности в сфере взаимодеймствия человека и техники.- Свердловск: Свердловский университет. 1973.
  49. Ф.А. Автомобиль и безопасность (причины правонарушения на автотранспорте и меры борьбы с ними). Баку: Азернешр. 1973.
  50. П.С. Проблемы вины в советском уголовном праве. Ученые записки Дальневосточного университета вып. 21. Владивосток. 1968.
  51. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1980.
  52. Т.Г. Уголовная ответственность за легкие телесные повреждения. //Под ред. проф. И. С. Ноя. — Саратов: Саратовский университ. 1980.
  53. И. Преступлешш против военной службы: (Материал к одноименной теме). //Ориентир. 1998. № 7.
  54. Дорога ценною в жизнь //Милиция. 1993. № 10.
  55. В.И. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений: (Практическое пособие). -М.: Юрид. лит. 1989.
  56. В.И. Уголовная ответственность за нарушения правил безопасности движения автотранспорта М.: Юрид. лит. 1989.
  57. Н.И. Советское уголовное право: Общая и особенная части. -М.: Юрид. лит. 1975.
  58. Из истории развития русской военной технической мысли. Сб. статей.-М.: Воениздат. 1952.
  59. В.Д. Преступления против военной службы. Ростов-на-Дону: РВШМВДРВ. 1997.
  60. В.Д. Уголовное законодательство России. 1−3 том. Ростов-на-Дону: Личный интерес. 1997.
  61. И.А. Подготовка материалов для автотех1шческой и трассологической экспертиз при расследовании автотранспортных происшествий. Саратов: Издательство Саратовского университета. 1963.
  62. Э.А. Транснациональная транспортная преступность как фактор угрозы национальной безопасности.//Права 1997. № 2
  63. В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств. Харьков. Юрид. лит. 1979.
  64. В.И. Уголовная ответственность транспортные преступления Киев: Вища школа. 1977.
  65. В.Е., Махмудов Ш. Д. Ответственность за неосторожность. -Душамбе: Ирфон. 1975.
  66. В.Е. Ответственность за правонарушения на автотранспорте. -М.: Знание. 1974.
  67. К вопросу об изменении и дополнении в законодательство о воинских преступлениях. Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда СССР. М.: 1958. № 2.
  68. И.Я., Ишутин Е. А. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных~оценок. Тюмень. Эникс. 1991.
  69. Е.В. Ответственность за нарушение правил безопасности движения городского транспорта. М.: Юрвд. лит. 1996.
  70. М. Вооруженные силы РФ и правоохранительная деятельность.//Законность. 2001. № 6.
  71. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. //Под ред. Бойко А. И. -Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.
  72. Комментарий к Закону РСФСР «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Под ред. //Ахмедшмна X. М.: Воениздат 1976.
  73. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федеращш. Под общ. ред. Скуратова Ю. И., Лебедева В. М. -М.: Юрид. лит. 1999.
  74. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федеращш с постатейными материалами и судебной практикой. /Боровиев В.Б., Дубовик O. JL, Жалинский А. Э. и др.: Министерство юстиции РФ- Под общ. ред. С. И. Никулина. -М.: Юрайт. 2001.
  75. Комменгарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. /Ахмедшин Х.М., Беляев А. Е., Борзенков Г. Н. и др. Отв. ред. В. И. Радченко. -М.: Спарк. 2000.
  76. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — М.: Зеркало. 1998.
  77. В.П. Состояние опьянения. Транспортные преступления: Уголовная ответственность.-Ташкент: Узбекистон. 1992.
  78. М.М., Котик В. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений. Талин: Валгус. 1980.
  79. A.M. Оперативный выход на след: (Очерк) 3-е изд., перераб. и доп.- Минск: Беларусь. 1991.
  80. Г. А. Состав преступления и квалификация содеянного // Сов. юст. 1985. № 12
  81. В.Н. О соотношении предмета и объекта преступления по Советскому уголовному праву. /АГруды ВЮА. М.: 1951.
  82. А.С. Борьба с автотранспортными происшествиями: (Учебное пособие). Омск: ОВШМ. 1981.
  83. Ф.Х. Расследование угонов автотранспортных средств: -Волгоград: ВСШ МВД СССР. 1987.
  84. .А. Автотранспортные преступления.- М.: Юрид. лит.1976.
  85. .А. Автотранспортные преступления. (Квалификация и наказание).- М.: Юрид. лит. 1970.
  86. .А. Научные основы квалификации преступлений.- М.: МГУ. 1984.
  87. Г. И. Человек за рулем. М.: Юрид. лит. 1980.
  88. В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. лит. 1979.
  89. В.В. Субъективное вменение. М.: Спарк. 2000.
  90. В.Н. Всему виной рюмка. Куйбышев: Книжное издательство. 1974.
  91. Н.С. Возбуждение уголовных дел о нарушении правил движения по улицам и дорогам.//Под ред. доц. Л. Д. Кокорева.- Воронеж: Изд. Воронежского университета. 1968.
  92. А.К. Осмотр места происшествия по делам об авариях на водном транспорте// Под ред. В. В. Степанова. Саратов: Издательство Саратовского университета. 1985.
  93. И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте в СССР (Причины дорожно-транспортных правонарушений и ответственность заавтотранспортные правонарушения) Издательство Саратовского университета. 1968.
  94. В.Б. Причинная связь в уголовном праве. М.: Юрид. центр пресс. 2000.
  95. П.С. Ответственность за преступления против общественности, безопасности, общественного порядка и здоровья населения.-М.: С. 54. .
  96. В.И. Справочник автомобилиста: Дорожно-транспортные преступления — Ростов-на-Дону.: Феникс. 2000.
  97. И.М. Криминологический и уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы. //Государство и право. 1999. № 6.
  98. И.М. Преступность и ее освещение в печати. —М: Преступность и культура. 1999.
  99. В.Н. Традиция и субъект воинских преступлений //Законность и армия. 1999. № 1.
  100. Л.Г. Возмещение ущерба при столкновении автотранспорта. М.: Юрид. лит. 1968.
  101. Организационно-правовые проблемы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: Сборник научных трудов. /ВНИИ безопасности дорожного движения- Ред. кол.: B.C. Асташов (отв. ред.) и. др. М.:ВНИИБД. 1981
  102. B.C. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. М.: Юрид. лит. 1975.89.0сипов В. О преступлениях с двумя формами вины //Законность.
Заполнить форму текущей работой