Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уголовная ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап возникновения уголовной ответственности начинается с момента совершения преступления. На этой стадии осуществляется привлечение к уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, которое состоит из совокупности процессуальных мер, направленных на обеспечение в каждом конкретном случае нарушения границы неотвратимости ответственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие и социально-правовые предпосылки установления уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. ^
    • 11. Понятие уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной 16 границы РФ
  • 1−2 Социально-правовые предпосылки установления уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы РФ. ^
  • Глава II. Реализация уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. yg
    • 2. 1. Правовые основания реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ
    • 2. 2. Правовые основания реализации уголовной ответственности за противоправное изменение Государственной границы РФ
    • 2. 3. Формы реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной 128 границы РФ

Уголовная ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.

Актуальность темы

исследования. Пограничная политика современного российского государства направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности его территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.

Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:

— территориальные притязания других государствнезавершенность международно-правового оформления государственной границы Россиипроявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;

— расширение экономической и демографической экспансии;

— расхищение национальных богатств страны, активизация контрабандной деятельности;

— массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;

— нестабильность обстановки вследствие этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;

— трансграничная организованная преступность и терроризм;

— региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;

— распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в граничащих с Россией регионах;

— аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом1.

Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.

Для Российской Федерации в силу ряда причин внутреннего и внешнего характера значение проблемы обеспечения пограничной безопасности на нынешнем этапе трудно переоценить.

Во-первых, внушительные количественные и качественные параметры границы России требуют от государства повышенного внимания к политике в отношении российского приграничья и адаптации ее к новым геополитическим реалиям.

Во-вторых, резко активизировалась проблема межгосударственного разграничения в связи с динамикой и направленностью радикальных изменений в мире и регионах. По существу сегодня мы являемся свидетелями пересмотра принципа нерушимости послевоенных границ. Реальность такова, что границы стали не только своего рода точкой отсчета радикальных преобразований, но и предметом воздействия разного рода сил, претендующих на суверенитет. Вспышка территориальных притязаний и пересмотр ранее зафиксированных границ — яркое подтверждение этому.

В-третьих, граница и приграничные регионы России были и остаются местом «первой пробы» прочности государства, его военной, экономической, демографической и других видов безопасности. Давно замечено, что атмосфера неопределенности, ослабление.

1 Основы пограничной политики Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ 5 октября 1996 г. // РГ 1996, № 213. государственности, внутренняя социальная напряженность и экономический кризис стимулируют различные виды экспансии. Ухудшение международного климата, обострение межгосударственных проблем на региональном и местном уровне первыми испытывают на себе приграничные регионы. Динамичность международных отношений объективно требуют гибкости, обновления содержания политики нашей страны в отношении сопредельных государств.

И, наконец, в-четвертых, в приграничье концентрируются практически все виды жизнедеятельности общества, а, следовательно, свой вклад в реализацию интересов государства в этой области вносят если не все, то многие ведомства и организации. Государственная польза от экономических, политических, дипломатических, социальных, культурных процессов, происходящих на границе и вблизи нее, а так же мероприятий по обеспечению безопасности государства возможна в том случае, если деятельность различных министерств и ведомств, всех государственных и общественных организаций будет скоординирована и начнет осуществляться с учетом «пограничной» специфики реализации национальных интересов2.

Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает, наряду с другими мерами, создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России.

Основными направлениями пограничной политики являются завершение международно-правового оформления государственной О.

См.: Пограничная политика Российской Федерации. М., 1998. С. 7−9. границы, совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и формирование её правовых основ (приложение № 1). Требуют согласования между собой многие нормативно-правовые акты, определяющие полномочия различных организаций в пограничном пространстве и устанавливающие ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России на границе. Основополагающим из них является Федеральный Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее для краткости — Закон).

Отдельные вопросы, связанные с нарушениями на государственной границе, урегулированы нормами уголовного законодательства. Уголовно-правовая наука, к сожалению, не располагает достаточным количеством работ, в которых бы на высоком научном уровне рассматривались правовые аспекты пограничной безопасности государства на современном этапе.

За совершение наиболее опасных правонарушений, непосредственно связанных с посягательством на жизненно важные интересы личности, общества и государства в пограничных пространствах, законодателем введена уголовная ответственность. К числу преступлений, совершаемых на государственной границе (некоторые авторы именуют эти преступления «пограничными» 4), относятся незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) и противоправное изменение Государственной границы Российской.

3 Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1993, № 17- Собрание законодательства Российской Федерации 1994, № 16, ст. 1861- 1996, № 50, ст. 5610- 1997, № 29, ст. 3507- 1998, № 31, ст. 3805- Российская газета, 1999, № 107.

4 См.: Зинченко Н. И. Нормативно-правовая база пограничной политики // В кн.: Пограничная политика Российской Федерации, с. 55.

Федерации (ст. 323 УК РФ).

В настоящее время не имеется специальных научных исследований проблемы уголовно-правового обеспечения пограничной безопасности государства. Многие положения ранее опубликованных научных и учебных трудов по данной проблематике устарели и не отвечают потребностям сегодняшнего дня.

Обращение к уголовно-правовым аспектам регулирования режима государственной границы вызвано также сложной криминогенной обстановкой на границе5.

Приведенные аргументы позволяют прийти к выводу, что исследование проблем обеспечения пограничной безопасности государства, в том числе уголовно-правовой охраны государственной границы, а также внедрение результатов исследования в законодательство и правоприменительную деятельность, является одной из актуальных задач юридической науки. Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы и определение основных направлений настоящей диссертационной работы.

2.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы исследовать теоретические и практические вопросы установления и реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации, наметить пути и средства дальнейшего совершенствования механизма уголовно-правовой охраны государственной границы от преступных посягательств.

Достижение цели исследования осуществляется постановкой и последовательным решением следующих задач:

5 См. приложения 1−12 к настоящей работе.

— установление теоретико-правовых основ понятия уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации;

— определение социально-правовых предпосылок установления уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации;

— анализ правовых оснований и стадий реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации;

— формулирование предложений по совершенствованию уголовного и пограничного законодательства в связи полученными результатами исследования;

— выработка отдельных рекомендаций для правоохранительных органов по применению действующего законодательства.

3. Объект и предмет исследования. Объект исследования составляют правовые основы деятельности государства по обеспечению пограничной безопасности России от преступных посягательств.

Предмет исследования — нормы отечественного уголовного права, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, их законодательное выражение и практика применения.

4. Методологическая основа и источники исследования. В процессе разработки теоретических и научно-прикладных положений, постановки цели и решения указанных задач автор руководствовался общенаучным диалектико-материалистическим методом познания, а также частными научными методами исследования: сравнительно-правовым, историко-аналитическим, системно-структурным, формальнологическим и другими.

Исходной теоретической базой работы явились труды ученых-криминалистов В. Н. Белецкого, Н. А. Беляева, Г. Ф. Белякова, К. Н. Болдина, В. Н. Большакова, Г. Н. Бондаренко, Я. М. Брайнина, М.А. Л. И. Волкова, Гельфера, В. К. Глистина, Ю. А. Демидова, С. В. Дъякова, Н. Д. Дурманова, Н. И. Загородникова, Е. К. Каиржанова, Б. М. Клименко, М. И. Ковалева, Н. И. Коржанского, Г. А. Кригера, А. В. Кузнецова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, Ю. М. Ляпунова, Н. И. Макарова, А. С. Михлина, В. Д. Меныпагина, В. Ф. Молчановского, А. В. Наумова, Б. С. Никифорова, Г. П. Новоселова, А. А. Пионтковского, A.M. Плеханова, А. А. Порка, Э. А. Пушмина, В. В. Ренева, В. А. Сальникова, М. Д. Самыгина, В. Я. Тация, А.А. Тер-Акопова, К. В. Тоцкого, А. Н. Трайнина, М. И. Федорова, М. Д. Шаргородского, Н. А. Шулепова, А. С. Щербакова, К. Г. Цимановича, А. И. Чугунова и других.

В работе также использованы научные труды в области общей теории права, военного права, военной теории, философии, системных исследований, социологии.

Диссертация основывается на действующем общем, уголовном и пограничном законодательстве с учетом его изменений и дополнений. Проведена систематизация нормативных правовых актов, в том числе международно-правового характера, регламентирующих пограничные вопросы в современных условиях (см. приложение 18).

Эмпирическую базу исследования составили обзоры, справки и другие документы Информационно-аналитического управления Главного штаба ФПС России, МЮ России, Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, а также результаты изучения более 100 уголовных дел о незаконном пересечении Государственной границы РФ.

4. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы заключаются в попытке впервые в отечественной науке уголовного права на диссертационном уровне подвергнуть исследованию уголовно-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности России.

На основе теоретических выводов выработаны предложения по совершенствованию норм о преступлениях, посягающих на пограничную безопасность государства, и практики их применения, по внесению соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ и законодательство о Государственной границе РФ.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании уголовного права в юридических высших учебных заведениях страны, а также в Академии и других военных образовательных учреждениях профессионального образования ФПС России. Конкретные рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть учтены правоохранительными органами в своей деятельности по применению уголовного законодательства.

5. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы и уголовная ответственность за противоправное изменение государственной границы являются видами ответственности, которые в совокупности с другими правовыми средствами регулируют деятельность субъектов пограничных правоотношений в целях обеспечения безопасности государства на его границах.

2. Диспозиции статей, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, являются бланкетными и содержат термины, для уяснения которых требуется обращение к специальным познаниям в области погранологии. Учитывая, что понятийно-категориальный аппарат данной отрасли знания еще находится на стадии формирования, некоторые понятия, используемые в Законе, требуют уточнения. Основополагающим из них является понятие «Государственная граница». Целесообразно также в Законе сформулировать дефиницию понятия «режим Государственной границы».

3. В отличие от ранее действовавшего уголовного закона, УК 1996 г. не предусматривает таких составов преступлений, как нарушение режима Государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через Государственную границу. Он установил два вида уголовной ответственности: за незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК) и за противоправное изменение Государственной границы РФ (ст. 322 УК). Надлежит привести в соответствие с названными статьями УК нормы других нормативно-правовых актов, в том числе УПК РСФСР и Закона.

4. Уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы и уголовная ответственность за противоправное изменение Государственной границы отнесены законодателем к видам ответственности, регулирующим общественные отношения в сфере государственного управления. Однако государственная граница — не только объект управленческой деятельности. Территория государства в его границах — это естественное условие функционирования государства. Безопасность государственных границ обеспечивает безопасность самого государства и его территории, в связи с чем рассматриваемые виды преступлений следовало бы отнести к преступлениям против безопасности государства.

5. Установление уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы обусловлено, прежде всего, фактической неблагоприятной обстановкой в пограничном пространстве России, угрожающей её национальным интересам. Активизируется преступная деятельность криминогенных структур на российской границе, в приграничных районах, территориальных и внутренних водах. Только в 1999 г. задержано 4300 нарушителей границы. Рост масштабов преступности привели к значительному увеличению попыток контрабанды, незаконной переправы культурных ценностей, оружия, наркотиков и запрещенных для перемещения через государственную границу грузов. Создавшаяся ситуация требует разработки и реализации специальной правительственной Программы по укреплению Государственной границы России.

6. Правовыми основаниями установления уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы являются нормы Конституции РФ, Закона, других многочисленных нормативно-правовых актов и международных договоров, регулирующих пограничные правовые отношения. Сопоставление фактических и правовых оснований уголовной ответственности указывает на отставание законотворческих работ от потребностей практики государственного строительства и формирования государственных границ, нужд правового обеспечения их защиты и охраны. Правовую основу деятельности в пограничной сфере составляют более 100 законов и около 150 подзаконных актов, 6 которые нередко не согласованны между собой, а иногда и противоречат друг другу. В связи с этим вносится и обосновывается предложение о необходимости принятии Пограничного кодекса РФ. Концепция его создания состоит в систематизации действующих в пограничной сфере норм права,.

6 См.: Щукин А. В. Правовые аспекты функционирования ФПС России // Право в Вооруженных Силах. М., 1999, № 3, с. 3. приведении их к единой идеологии и выработке эффективного механизма их применения.

7. В механизме правового регулирования пограничных правовых отношений немаловажную роль играет уголовное законодательство. Правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения в пограничной сфере, и уголовно-правовые нормы, охраняющие эти отношения, в совокупности образуют правовое основание уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы.

8. Сформулированные в ст. 322 и ст. 323 УК составы преступлений отвечают как материальным, так и правовым основаниям криминализации общественно опасных деяний. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК, является порядок пересечения государственной границы, устанавливаемый законами и международными договорами Российской Федерации. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 323 УК, необходимо признать неприкосновенность государственной границы. И та, и другая норма предназначены для обеспечения пограничной безопасности государства.

9. Уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы подлежит более глубокой дифференциации. В частности, должна быть предусмотрена более строгая ответственность за нарушение правил пересечения государственной границы группой лиц, с применением насилия или угрозой его применения. Следует выделить особо квалифицированный состав нарушения правил пересечения государственной границы — с применением оружия или с угрозой его применения. В то же время целесообразно установить специальный вид освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, которые впервые совершили пересечение государственной границы без установленных документов или надлежащего разрешения, но они затем добровольно об этом заявили и активно способствовали раскрытию преступления.

6. Апробация результатов исследования и внедрение его результатов. Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Московской академии МВД России, где проводилось ее обсуждение. Автор апробировал результаты исследования в научных сообщениях, сделанных им на заседаниях кафедры, на научно-практических семинарах, конференциях, проводимых в Военном университете, Институте государства и права Российской академии наук, Академии Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Выводы, изложенные в диссертации, отражены в 5 научных публикациях. Некоторые положения диссертации внедрены в учебный процесс в Академии Федеральной пограничной службы, использованы курсантами и слушателями при подготовке научных, курсовых и дипломных работ.

7. Структура работы и содержание плана. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений.

Заключение

.

Исследование вопросов уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы РФ, изучение и обобщение судебной практики по рассматриваемой категории уголовных дел позволяют сформулировать определенные теоретические выводы и внести конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.

I. Теоретические выводы и положения.

1. Уголовная ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы в совокупности с другими правовыми средствами регулируют деятельность людей в сфере обеспечения безопасности государства на его границах.

2. Диспозиции ст. 322 УК и ст. 323 УК, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, являются бланкетными и содержат термины, для уяснения которых требуется обращение к специальным познаниям. Учитывая, что понятийно-категориальный аппарат погранологии еще находится на стадии формирования, некоторые понятия, используемые в уголовном законе, требуют уточнения. Основополагающим из них является понятие «государственная граница» -" линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации" (ст. 1 Закона).

Характеристика в Законе Государственной границы как «предела действия государственного суверенитета» является неточной. Суверенитет государства не может быть ограничен пределами его границ.

Представляется также целесообразным непосредственно в Законе сформулировать понятие режима государственной границы, ввиду важности этого института, дополнив раздел III Закона статьей соответствующего содержания.

3. Уголовная ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, как ретроспективный вид ответственности, проходят в своем развитии стадии установления, возникновения и реализации. Первая стадия охватывает процесс криминализации общественно опасных деяний, совершаемых на границе, и совпадает по времени с моментом вступления уголовного закона в силу.

Этап возникновения уголовной ответственности начинается с момента совершения преступления. На этой стадии осуществляется привлечение к уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы, которое состоит из совокупности процессуальных мер, направленных на обеспечение в каждом конкретном случае нарушения границы неотвратимости ответственности, предусмотренной ст. 322 и ст. 323 УК. В отличие от ранее действовавшего уголовного закона, УК 1996 г. не предусматривает таких составов преступлений, как нарушение режима государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через государственную границу. В целях приведения УПК в соответствие с УК РФ п. 6 ст. 117 УПК изложить в следующей редакции:

Стадия реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы есть элемент, сторона уголовно-правового отношения, заключающаяся в применении к лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст.

322 и 323 УК, мер государственного принуждения" .

4. Установление уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы обусловлено, прежде всего, фактической неблагоприятной обстановкой в пограничном пространстве России, угрожающей её национальным интересам. Уголовно-правовые средства должны быть направлены главным образом на борьбу с транснациональной организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией и другими формами незаконного пересечения государственной границы, с любыми попытками её изменения.

5. Правовыми основаниями установления уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы являются нормы Конституции РФ, закона «О Государственной границе Российской Федерации», других многочисленных нормативно-правовых актов и международных договоров, регулирующих пограничные правовые отношения. Анализ неблагоприятной обстановки, сложившейся на границах России с другими государствами, и роли права в её преодолении свидетельствует об отставании законотворческих работ от потребностей практики государственного строительства и формирования государственных границ, нужд правового обеспечения их защиты и охраны.

Сопоставление различных правовых актов о государственной границе показывает их несогласованность между собой, а иногда и противоречивость. В связи с этим вносится предложение о принятии Пограничного кодекса Российской Федерации. Концепция его создания состоит в систематизации действующих в пограничной сфере норм права, приведении их к единой идеологии и выработке эффективного механизма их применения.

6. В механизме правового регулирования пограничных правовых отношений немаловажную роль играет уголовное законодательство. Правовые нормы, регулирующие конкретные общественные отношения в пограничной сфере, и уголовно-правовые нормы, охраняющие эти отношения, в совокупности образуют правовое основание уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы.

Основанием реализации уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК. К данным признакам относятся объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект.

7. Непосредственным объектом преступления, предусмотренных ст. 322 и 323 УК, является пограничная безопасность государства, под которой понимается состояние защищенности государственной границы от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.

Правила пересечения государственной границы устанавливаются (изменяются) в Российской Федерации не только законами, но и заключенными ею с другими государствами международными договорами, а также постановлениями Правительства, т. е. подзаконными актами.

8. Объективной стороной основного состава преступления является пересечение Государственной границы Российской Федерации «без установленных документов и надлежащего разрешения». В содержании названной нормы желательно не использовать слово «охраняемой», так как государственная граница подлежит охране на всем её протяжении, без каких-либо изъятий.

Описание объективной стороны квалифицированного состава рассматриваемого преступления также следует изменить и сформулировать преступление как «то же деяние, а равно пересечение Государственной границы Российской Федерации в неустановленном месте, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения».

Кроме того, представляется необходимым дополнить ст. 322 УК частью 3, сформировав в ней особо квалифицированный состав преступления: нарушение правил пересечения государственной границы с применением оружия или угрозой его применения.

9. Субъектом незаконного пересечения государственной границы признаются дееспособные физические лица — российские граждане, иностранцы, лица без гражданства. По мнению диссертанта в настоящее время существуют объективные основания признания субъектами преступлений, посягающих на пограничную безопасность Российской Федерации, иностранных юридических лиц, морских и воздушных судов, которые незаконно вторгаются в пограничное пространство России.

10. Субъективная сторона незаконного пересечения и противоправного изменения Государственной границы РФ характеризуется прямым умыслом, определяемым мотивами и целями совершения преступления. Не могут быть субъектами рассматриваемого правонарушения лица, совершившие переход с косвенным умыслом, по неосторожности и в силу чрезвычайных обстоятельств.

Субъективная сторона исследуемой разновидности преступления тесно связана со свободой воли индивида. При решении вопроса о целесообразности реализации уголовной ответственности важно установить не только фактическую сторону совершенного преступления, но и личность виновного, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, а также причины, в силу которых лицо имело намерение незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации. II. Практические предложения.

В соответствии с изложенными теоретическими выводами целесообразно в УК РФ, законодательство о государственной границе и другие нормативные акты по рассматриваемым вопросам внести следующие изменения и дополнения:

1. Статью 322 УК изложить в следующей редакции: «Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешениянаказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, а равно пересечение Государственной границы Российской Федерации в неустановленном месте, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации с применением оружия или угрозой его применения — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание 1. Освобождается от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее пересечение государственной границы без установленных документов или надлежащего разрешения, но затем добровольно заявившее органам государственной власти о совершенном деянии и способствовавшее раскрытию преступления, если в их действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Примечание 2. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.".

2. Статью 323 УК изложить в следующей редакции:

Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации.

1. Изъятие, перемещение, повреждение или уничтожение пограничного знака в целях противоправного изменения обозначения на местности Государственной границы Российской Федерации наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно или повлекшие тяжкие последствия, а также повреждение или уничтожение пограничного знака путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом наказываются лишением свободы на срок до пяти лет".

3. В названии раздела X УК слова «преступления против государственной власти» заменить словами «преступления против государства» .

4. Статьи об уголовной ответственности за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы переместить из главы 32 УК («Преступления против порядка управления») в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

5. Из ст. 1 Закона слова «то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» исключить.

6. Раздел III Закона дополнить ст. 7 следующего содержания: «Статья 7. Режим Государственной границы Российской Федерации.

Режим Государственной границы Российской Федерации — это правовое состояние Государственной границы Российской Федерации, основанное на правовом урегулировании взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами на границах с ними, соблюдении действующих внутригосударственных и международно-правовых норм о Государственной границе органами государства, юридическими и физическими лицами и влекущее ответственность в случае их нарушения, а также включающее совокупность действий и мер, осуществляемых органами и войсками Федеральной пограничной службы и другими компетентными органами государства по обеспечению пограничной безопасности Российской Федерации".

Действующей ст. 7 Закона присвоить номер 7а.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г., № 24 // СЗ РФ. -2000. № 2. — Ст. 170
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. // РГ 1999. — № 85−86.
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости ФС РФ. 1998. — № 11. — Ст. 514- СЗ РФ — 1998.-№ 30.-Ст. 3613
  5. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. -№ 31.
  6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) 1998 г.// СЗ РФ 1998. — № 31.
  7. Градостроительный кодекс РФ 1998 г. // СЗ РФ 1998 — № 19.
  8. Бюджетный кодекс РФ 1998 г. // СЗ РФ 1998. — № 31.
  9. Лесной кодекс РФ 1997 г. // РГ 1997. — № 23.11 .Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. // ЮСИС-АНАЛИТИК. Картотека РЕШ СНГ. 28.03.1997.
  10. Воздушный кодекс РФ 1997 г. // РГ 1997. — № 59−60.
  11. Федеральный закон РФ от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» по состоянию на 25 марта 2000 г. // РГ 1996. — № 159- СЗ РФ — 1998. — № 30 — Ст. 3606- РГ — 1999. — № 121
  12. Федеральный закон РФ от 10 января 1996 «О внешней разведке» // РГ -1996.-№ 9.
  13. Федеральный закон РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» по состоянию на 25 марта 2000 г. // РГ 1995. — № 160- СЗ РФ — 1997. — № 29. — Ст. 3502- СЗ РФ — 1998 — № 30. — Ст. 3613- СЗ РФ- 1999. -№ 2. -Ст. 233.
  14. Федеральный закон РФ от 25 октября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» по состоянию на 25 марта 2000 г. // РГ 1995. — № 237- СЗ РФ — 1999. — № 7. — Ст. 879.
  15. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ 1995. — № 21. — Ст. 1927.
  16. Семейный кодекс РФ 1995 г. // РГ 1996. — № 17.
  17. Закон от 16 июня 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // РГ 1995. — № 140.
  18. Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в содружество от 26 мая 1995 г. // ЮСИС-АНАЛИТИК. Картотека ДОГ СНГ. 26.05.1995 г
  19. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // РВ -1994. № 7.
  20. Постановление Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. № 4732−1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации „О Государственной границе Российской Федерации“» // ВДС РСФСР. -1993.-№ 17.
  21. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. — № 12- СЗ РФ — 1997. — № 26. — Ст. 2956- СЗ РФ- 1998.-№ 30.-Ст. 3613.
  22. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армении от 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 11.
  23. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армении, и условиях их функционирования от 30 сентября 1992 г. // БМД 1995. — № 6.
  24. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // ВВС РСФСР. 1984. — № 5. — Ст. 168.
  25. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. Сборник научных трудов. -М.: ВНИИПП, 1981. — 136 с.
  26. Н. С., Смирнов В. Г., Шаргородский М. Д. Основание уголовной ответственности по советскому праву // Правоведение. 1961.- № 2.- С. 76.
  27. Астемиров 3. А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М.: ВШ МВД СССР, 1970. — 124 с.
  28. З.А. Понятие юридической ответственности. // СГП.- 1979.- № 6. С. 59−67.
  29. З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала: Даг. гос. ун-т, 1987. — 89 с.
  30. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  31. Багрий-Шахматов JI. В. Уголовная ответственность и наказание. -Минск: Вышейшая школа, 1976. 384 с.
  32. . Т. Юридическая ответственность: теоретические вопросы. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1985. 118 с.
  33. Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М.: Юрид. лит., 1963. — 275 с.
  34. .В. Общественная опасность преступника и основание уголовной ответственности // Правоведение. 1963.- № 3. — С. 95−98
  35. Д.С. Документы демаркации // Геодезия и картография. 1992.- № 9. С. 53−55.
  36. Д.С. Задачи и функции пограничных комиссий // Геодезия и картография. 1992. — № 8. — С. 52−54.
  37. Д.С. Особенности обозначения границ// Геодезия и картография. 1992. — № 11−12. — С. 42−50.
  38. Д.С. Пограничные знаки // Геодезия и картография. 1993. -№ 11 — С. 36−40.
  39. И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж: ВГУ, 1970.-251 с.
  40. В. К. Общее учение об объекте преступления // Автореф. докт. дисс. Л.: ЛГУ, 1981. — 30 с.
  41. П.С., Номоконов В. А. Уголовная политика и проблема позитивной ответственности // В кн.: Проблемы советской уголовной политики. Межвуз. темат. сб. Владивосток: ДГУ, 1985. — С. 66−74.
  42. И.Н. К вопросу о позитивном аспекте уголовной ответственности // В кн.: Проблемы правоведения, вып. 45. Киев: КГУ, 1984.-С. 128−135.
  43. Т. Т. Основания уголовной ответственности // В кн.: Реализация уголовной ответственности: уголовно-правовые и процессуальные проблемы. Куйбышев: КГУ, 1987. — С. 12−24.
  44. С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. -М.: НОРМА, 1999. 320 с.
  45. В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979. — 183 с.
  46. Н. М., Овчинников В. П. Уголовная ответственность и освобождение от ответственности за незаконный переход государственной границы. М.: ВШ КГБ, 1968. 91 с.
  47. О. С. Вина и ответственность по советскому праву// СГП. -1972.-№ 9.-С. 35−36.
  48. М. П., Курляндский В. Н. Уголовная ответственность и состав преступления. М.: Юрид. лит., 1974. — 232 с.
  49. С.Г. Ответственность юридических лиц в проекте нового УК Российской Федерации // В кн.: Уголовное право: новые идеи. М.: ИГПАН, 1994.-С. 50−60.
  50. С.Г. Некоторые аспекты теории криминализации // Проблемы уголовной политики и уголовного права. М.: МВШ МВД РФ, 1994. -С. 47−57.
  51. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. — 472 с.
  52. В.И. Логика познания сущности. М.: 1980. — 105 с.
  53. . М., Порк А. А. Территория и граница СССР. М.: 1985. -С. 36−56.
  54. В. М. Логико-юридическая структура советского уголовного закона. Алма-Ата, 1966. — с. 14.
  55. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под редакцией Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1997, с. 732.
  56. С. Л. Юридическая ответственность: соотношение норм материального и процессуального права. Автореф. канд. дисс М.: Юр.инст. МВД России, 1998. 23 с.
  57. Н. И. Предмет преступления (понятие, виды и значение для квалификации). Волгоград, 1976, с. 47-
  58. А.И. Криминализация и пенализация как основное содержание советской уголовно-правовой политики // Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования. Свердловск: СЮИ, 1986. — С. 10−14.
  59. П. В. К вопросу о понятии уголовной ответственности // В кн.: Реализация уголовной ответственности: уголовно-правовые и процессуальные проблемы. Куйбышев: 1987, с. 10.
  60. П.В. Дифференциация уголовной ответственности и классификация уголовно-наказуемых деяний. Канд. дисс. М., 1983, с. 34
  61. С. Ф. Предмет преступления // Автореф. канд. дисс. -Д., 1976, с. 3,8, 16-
  62. В. Н. Общая теория квалификации преступлений. -М., 1972, с.248−249-
  63. В.Н. Право и поведение. М., 1978, с. 110.
  64. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 255.
  65. . А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1984, с. 177.
  66. В. И. Уголовная ответственность и меры общественного воздействия. М., 1965, с. 32.
  67. Курс советского уголовного права, т. IV. М., 1970, стр. 226
  68. Курс советского уголовного права. Том V. JL, 1981, с. 520.
  69. А.А. К проблеме уголовной ответственности юридических лиц // Человек: преступление и наказание. Рязань, 1994, № 2, с. 28−29-
  70. Н. В.К вопросу об основаниях уголовной ответственности // Вест. Ленингр. ун-та. 1960, № 17. Сер. Экономики, философии и права. Вып. 3, с. 132-
  71. . С., Проблема ответственности в уголовном праве. -М.-Л., 1949, с. 105, 116-
  72. А.И. Уголовная ответственность и общее предупреждение преступлений. Омск, 1973-
  73. Н.И. Социалистическая демократия как единство прав, обязанностей и ответственность личности. // «Советское государство и право», 1977, N 11, с. 14-
  74. Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. Красноярск, 1989, с. 3−4.
  75. Метод о логические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 69.
  76. В.Ф. Государственная граница как социально-политическая реальность // В кн.: Пограничная политика Российской Федерации. М., 1998, с. 66−73.
  77. Я. О. Уголовно-процессуальная ответственность обвиняемого и уголовно-материальная ответственность виновного // Правоведение. 1977. — с. 59−65.
  78. . Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976, с. 296
  79. А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967, с. 8.
  80. А. В. Применение уголовно-правовых норм. Волгоград, 1973, с. 65-
  81. А.В. Применение уголовно-правовых норм. Волгоград, 1976, с. 58
  82. А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996, с. 137.
  83. П.М. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. //Правоведение, № 8,1971, с. 51−52-
  84. И. Дифференциация уголовной ответственности // В кн.: Правовые исследования. Тбилиси, 1977, с. 129.
  85. А.С. Об уголовной ответственности юридических лиц // В кн.: Уголовное право: новые идеи. М., 1994, с. 43−49-
  86. А.С. Организация как субъект преступления // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства. -М., 1994, с. 59−61.
  87. .С. Объект преступления по советскому уголовному праву.-М., 1960, с. 130.
  88. Общая теория безопасности. М., 1994, с. 17
  89. Н.А. Правоотношение и ответственность в советском уголовном праве. Рязань, 1976-
  90. С. И. Словарь русского языка. М., 1981, с. 578.
  91. Основания уголовно-правового запрета. М., 1982. — 303 е.-
  92. Основные направления борьбы с преступностью. М., 1976, с. 77.
  93. Основы современной философии. Спб., 1997, с. 212.
  94. А.В. Теоретические вопросы криминализации деяний. // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 4. С. 94−98-
  95. А. А. Основание уголовной ответственности // Сов. гос-во и право, 1959, № 11, с. 48−58.
  96. Пограничная политика Российской Федерации. М., 1999, с. 473 474.
  97. В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск, 1990. С. 25.
  98. B.C. Преступление и ответственность. Л., 1984-
  99. Э. А., Порк А. А. Государственная территория и государственная граница СССР. М., 1982. С. 22.
  100. И.С. Уголовная ответственность и её реализация. Воронеж, 1983-
  101. С.Л. Человек и мир. М., 1997, с.ЗО. С. 54−62.
  102. Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. М., 1987, с. 7475.
  103. И. С., Фарукшин М. X. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971, с. 43- и др.
  104. А. И. Теоретические вопросы уголовной ответственности. -Л., 1982, с. 32
  105. А. Б. Предложения по законодательству // Советская юстиция, 1958, № 9, с. 33−34
  106. А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР.-М., 1961, с. 23
  107. Т. Л. Вопросы виновности и вины в практике Верховного Суда СССР по уголовным делам. М.-Л., 1950, с. 11, 34 и др.-
  108. Словарь иностранных слов. М., 1996, с. 237.
  109. В.Г. Уголовная ответственность и уголовное наказание // Правоведение, 1963, № 4, с. 78−89
  110. А. М. Социология уголовного права. М., 1986, с. 45.
  111. Л.И. Теория государства и права. М., 1995, с. 24
  112. А.Г. Курс марксистской философии. М., 1964, с. 193
  113. Н. А., Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1978, с. 48.
  114. А.Н. О понятии позитивной уголовно-правовойответственности // Вест.Ленингр. ун-та, 1981, N 5. Экономика, философия, право, вып. 1, с. 87−91- и др.
  115. А.Н. Понятие и цели уголовной ответственности. Красноярск, 1986- и др.
  116. В. Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. Харьков, 1988, с. 41−58.
  117. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. -М., 1997, с. 52.
  118. Тер-Акопов А. А. Ответственность за нарушение специальных правил. М., 1995, с. 56.
  119. Тер-Акопов А. А. Христианство, государство, право. М., 2000, с. 72−84.
  120. Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 235-
  121. Ю.М. Давность в советском уголовном праве. М., 1978, с. 30.
  122. А. Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. -М., 1951, с. 125-
  123. Г. И. Международное право. М.: Юрид.лит., 1982.
  124. Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996, с. 420
  125. Уголовное право. Особенная часть. М., 1999, с. 328.
  126. Уголовный процесс. Учебник. М., 1999, с. 109.
  127. . С. Вина в советском уголовном праве. М., 1950, с. 9 и след.
  128. Н.А. Основания международной ответственности государств// Международные отношения. М.: 1983.
  129. Философский словарь. М., 1975, с. 63−64
  130. Е. А. Спорные вопросы общего учения об объекте преступления // Сб. уч. тр. М.: СвЮИ. — 1969. — Вып. 10.- С. 184 225
  131. P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974, с. 69.
  132. В. Н. Теория государства и права. М.: ИПП «Отечество», 1993. — 344 с.
  133. Я.Н. Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1976. — 189 с.
  134. М. Д. Стадии юридической ответственности. М.: Книжный мир, 1998. — 168 с.
  135. Н. А. Правовые основания освобождения военнослужащих от уголовной ответственности по советскому законодательству. Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1981. — С. 211.
  136. А. Пограничная безопасность России и система её обеспечения // Вестник границы России. М.: РАГС, 1998. — № 10.-23 с.
  137. А.С. Пограничная безопасность России: роль и место Федеральной пограничной службы в системе её обеспечения. Лекция. -М.: РАГС, 1998.-23 с.
  138. А. М. Социальные функции процесса криминализации // СГП. М.: 1980. — № 2. — С. 95
  139. ПЕРЕЧЕНЬ ДОГОВОРОВ, СОГЛАШЕНИЙ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  140. РОССИЙСКО-ЭСТОНСКАЯ ГРАНИЦА
  141. Договор об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики от 12 января 1991 г.
  142. Распоряжение Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. № 382-рп «О переговорах Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой по вопросам установления государственной границы».
  143. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 ноября 1992 г. № 3800−1 «О придании границе Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой правового статуса государственной границы».
  144. Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1994 г. № 1275 «Об обозначении на местности государственной границы между Российской Федерацией и Эстонской Республикой».
  145. Постановление Правительства Российской Федерации от июля 1994 г. № 823 «О мероприятиях по обозначению на местности государственной границы Российской Федерации на эстонском участке».
  146. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г.№ 1038 «О мерах по обеспечению работ, связанных с обозначением на местности государственной границы Российской Федерации на эстонском участке».
  147. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1196 «О создании Комиссии по делимитации государственной границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой».
  148. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 61-р (о включении в состав группы экспертов Н.Я. Ильева).
  149. РОССИЙСКО-ЛА ТВИЙСКАЯ ГРАНИЦА
  150. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 октября 1946 г. № 193 «Об утверждении и изменении границы между Латвийской ССР и РСФСР».
  151. Договор об основах межгосударственных отношений российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Латвийской Республики от 13 января 1993 г.
  152. Указ Президента РСФСР от 24 августа 1991 г. № 84 «О признании государственной независимости Латвийской Республики»,
  153. Распоряжение Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. № 382-рп «О переговорах Российской Федерации с Латвийской Республикой Литовской
  154. Республикой и Эстонской Республикой по вопросам установления государственной границы».
  155. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 ноября 1992 г. № 3800−1 «О придании границе Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой правового статуса государственной границы».
  156. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 январи 1945 г. № 619/27 «Об образовании Качановского, Печорскою и Пыталовского районов в составе Псковской области».
  157. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1992 г.-518 «О делегации Российской Федерации на переговорах с Латвийской Республикой».
  158. Заявление Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 24 891 по поводу принятия Верховным Советом Латвийской Республики постановления от 22 января 1992 г. «О непризнании аннексии города Абрене и шести волостей Абренского уезда».
  159. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1608 «О составе государственной делегации Российской Федерации на переговорах с Латвийской Республикой».
  160. Консульская конвенция между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 14 декабря 1994 г.
  161. Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 367 «О делегациях Российской Федерации на переговорах с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой».
  162. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г.№ 1197 «О создании Комиссии по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой».
  163. РОССИЙСКО-ЛИТОВСКАЯ ГРАНИЦА
  164. Распоряжение Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. № 382-рп «О переговорах Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой по вопросам установления государственной границы».
  165. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 ноября 1992 г. № 3800−1 «О придании границе Российской Федерации с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Эстонской Республикой правового статуса государственной границы».
  166. Договор об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой от 29 июля 1991 г.
  167. Соглашение между Российской Советской Федеративной Республикой и Литовской Республикой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области РСФСР от 29 июля 1991 г.
  168. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 131−9 «О создании Комиссии по делимитации границ между Российской Федерацией и Литовской Республикой».
  169. Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 24 февраля 1995 г.
  170. Протокол к Временному соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 24 февраля 1995 г.
  171. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Литовской Республикой от 24 февраля 1995 г.
  172. РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКАЯ ГРАНИЦА
  173. Договор между РСФСР и БССР от 18 декабря 1990 г.
  174. Многостороннее Соглашение от 9 октября 1992 г. «О безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников».
  175. Многостороннее Соглашение от 13 ноября 1992 г. «О взаимном признании виз государств участников Содружества Независимых Государств».
  176. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам от 15 апреля 1994 г.
  177. Меморандум о сотрудничестве в охране государственных границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 15 апреля 1994 г.
  178. Заявление глав государств Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 15 апреля 1994 г. в связи с подписанием Меморандума о сотрудничестве в охране государственных границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
  179. Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества от 6 января 1995 г.
  180. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 г.
  181. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г.
  182. РОССИЙСКО-УКРАИНСКАЯ ГРАНИЦА
  183. Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой от 19 ноября 1990 г.
  184. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной от 23 июня 1992 г. «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений».
  185. Многостороннее Соглашение от 9 октября 1992 г. «О безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников».
  186. Многостороннее Соглашение от 13 ноября 1992 г. «О взаимном признании виз государств участников Содружества Независимых Государств».
  187. Обращение руководителей приграничных областей Российской Федерации и Украины от 28 января 1994 г.
  188. Заявление глав государств Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 15 апреля 1994 г. в связи с подписанием Меморандума о сотрудничестве в охране государственных границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
  189. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г. «О пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной».
  190. Обращение глав администраций приграничных с Украиной областей Российской Федерации к Президенту Российской Федерации от 8 сентября 1995 г.
  191. РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКАЯ ГРАНИЦА
  192. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 г. № 614-рп «О делегации Российской Федерации на переговорах с Республикой Грузия».
  193. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1993 г. № 981−55 «О создании Комиссии по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Грузия».
  194. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия, от 3 февраля 1994 г. (не ратифицировано).
  195. Закон Российской Федерации от 4 июня 1992 г. № 2927−1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации».
  196. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г. «О передаче Клухорского района Грузинской ССР в состав РСФСР».
  197. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 г. «О передаче части территории Душетского и Казбегского районов из Грузинской ССР в состав РСФСР».
  198. Закон Союза ССР от 25 июня 1946 г. «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР и Крымскую область».
  199. РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГРАНИЦА
  200. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г.№ 35 418 «О создании Комиссии по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой».
  201. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г.№ 1394 «О мерах по временному ограничению пересечения государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой и Республикой Грузия».
  202. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 7 октября 1995 г. о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
  203. РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА
  204. Договор между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам от 26 ноября 1980 г.
  205. Постановление Совета Министров СССР от 21 декабря 1988 г. № 1442−288 «О проведении проверки государственной границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой».
  206. РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ГРАНИЦА
  207. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г.
  208. Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 г.
  209. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о режиме российско-китайской государственной границы от 27 мая 1994 г.
  210. Соглашение между Правительствами Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации и Республики Таджикистан о переговорах с
  211. Китайской Народной Республикой по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе границы от 9 апреля 1994 г.
  212. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Министерством государственной безопасности Китайской Народной Республики от 23 августа 1995 г.
  213. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики от 23 августа 1995 г.
  214. Соглашение между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Министерством обороны Китайской Народной Республики о пограничном сотрудничестве от 22 августа 1995 г.
  215. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 25 января 1994 г.
  216. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29 декабря 1993 г.
  217. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 18 декабря 1992 г.
  218. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о визовых поездках граждан от 29 декабря 1993 г.
  219. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области окружающей среды от 25 мая 1995 г.
  220. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури от 25 мая 1995 г.
  221. Совместная российско-китайская декларация от 3 сентября 1995 г.
  222. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. № 568−38 «О составе российской делегации в Совместной российско-китайской демаркационной комиссии и мерах по обеспечению ее переговоров».
  223. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 5 мая 1993 г. № 419 «Об организации и материально-техническом обеспечении работ по демаркации российско-китайской границы на ее восточном участке».
  224. Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. № 77-рп «О мерах по завершению демаркационных работ на восточной части российско-китайской государственной границы».1. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БА ССЕЙН
  225. Соглашение между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангерфьорде от 15 февраля 1957 г.
  226. Мирный договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 12 марта 1940 г.
  227. Мирный и договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 10 февраля 1947 г.
  228. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о границах морских вод и континентального шельфа в Финском заливе от 20 мая 1956 г.
  229. Соглашение о принципах разграничения морских пространств в Балтийском море между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Швеция от 13 января 1988 г.
  230. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик, Правительством Польской Народной Республики и Правительством Королевства Швеция о точке стыка границ морских пространств в Балтийском море от 30 июня 1989 г.
  231. ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКИЙ БАССЕЙН
  232. Протокол между СССР и Турецкой Республикой об определении линии морской границы от 17 апреля 1973 г.
  233. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Турецкой Республики о разграничении континентального шельфа в Черном море от 23 июня 1978 г.
  234. Соглашение по вопросу о границе экономических зон между СССР и Турецкой Республикой от 6 февраля 1987 г. 1. ТИХООКЕАНСКИЙ Б, А ССЕЙН
  235. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой «О прохождении линии советско-корейской государственной границы» от 17 апреля 1985 г.
  236. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой «О разграничении экономической зоны и континентального шельфа» от 22 января 1986 г.
  237. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки «О линии разграничения морских пространств» от 1 июня 1990 г. (не ратифицировано).
  238. СПРАВКА о задержании нарушителей границы за 1996−1999 годы1. Государство1. Норвегия1. Финляндия1. Эстония1. Латвия1. Литва1. Польша1. Грузия1. Азербайджан1. Турция1. Иран1. Афганистан1. Монголия1. Китай1. Кореядр. страны Всего:
Заполнить форму текущей работой