Организационно-экономические основы развития регионального туризма
Путрик Ю., Азар В., Гидбут А., Лещенцева А. «Как превратить Москву в крупных международных туристских центрах», Туризм, 1998, № 1. Новожилова И. М. Вклад мировой индустрии путешествий и туризма в мировую экономику М.: Научные проблемы туризма и отдыха, 1990. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 г.) Туринфо, № 16 от 15 декабря 1994 г. Блинов А… Читать ещё >
Содержание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В мире нет такой страны, которая не могла бы предложить иностранным туристам совершить путешествие от осмотра памятников древней архитектуры Запада и России до шедевров зодчества Востоке, от теплых морей до северных просторов, от осмотра соревнований «моржей» до участия в ловле рыбы и катания на верблюдах. Большое развитие приобретает туризм на Восток: Вьетнам, Лаос, Кампучия, а также в развивающихся странах Африки и Ближнего Востока: Тунис, Египет, Марокко, на курорты Аравийского и Бенгальского залива, Индию и Шри-Ланку и т. д.
Иностранных туристов интересует Россия, особенно сейчас, от Европейской части, включая такие города, как Москва и Петербург, до Дальнего Востока. Особенно получили развитие автотуризм и круизы. Нельзя не упомянуть о развитии конгрессного и делового туризма. Демократическое развитие России позволило россиянам лучше познать мир, их поездки за рубеж не стали проблемой при любой цели поездки, для которых не столь характерна сезонность.
Становление рыночной экономики в России сопровождается коренной ломкой сложившихся ранее форм туризма, экономических отношений между участниками туристской деятельности и движения всех видов ресурсов общества.
Государство является активным субъектом формирующихся рыночных отношений в сфере туризма в России. Значение сферы туризма в жизни нашего общества подтверждает опыт зарубежных стран.
Историко-экономическое развитие западного рынка туризма и методы его исследования были использованы в исследовании. Российский рынок туризма непрерывно связан с международным туризмом. Въездной туризм для России в целом и для Москвы в
61−23 780 149 (2144×3354×2 Щ частности является одним из важных источников валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма ведет к падению валютных поступлений и к дефициту платежного баланса.
Российский туризм постепенно переходит от диких к цивилизованным формам туризма, при этом все большее значение приобретает человеческий фактор. Успех фирмы на рынке в возрастающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки ее сотрудников и руководителей.
Высокий уровень потребностей западных туристов, особенно нового потребителя, должны заставить российских производителей туристических услуг повышать их качество. С другой стороны, с ростом благосостояния россиян и, в частности, москвичей увеличивается объем выездного туризма, повышается требовательность потребителей туруслуг к их качеству.
Сопоставление результатов исследований рынков туризма в ФРГ, Швейцарии, Австрии и США, а также учет современных тенденций развития туризма в Москве и Московском регионе дают основания говорить, что, несмотря на национальные особенности развития нашего туристического рынка, имеется ряд общих закономерностей развития, а именно, динамика развития туристических потребностей и потребительского сознания, механизм и тенденции концентрационных процессов в предложении, производстве туруслуг, координационные формы регулирования рынка туризма, маркетинговые стратегии и т. д. Знание закономерностей развития туризма и процесса организации туристического бизнеса могут дать турфирме огромные преимущества.
Есть основания предполагать, что, при благоприятной политической обстановке, в ближайшее время международный туризм в России будет развиваться устойчивыми темпами на уровне мировых
61−23 780 150 (2144×3354×2 tiff) показателей и даже превысит их.
На основе проведенных исследований в диссертации обоснованы следующие
выводы и рекомендации:
1. Исследован рынок туризма развитых зарубежных стран, его развитие за последние 20 лет. Проанализированы важные факторы и тенденции развития мирового туризма, в том числе изменение характера спроса на туристские услуги, рассмотрена динамика и структура спроса в связи с ростом благосостояния широких слоев населения и формирования среднего класса, что вызывает возникновение массового туризма и становление туристской индустрии.
2. Показано, что при развитии международного туризма огромную роль играют политические изменения, а также важна регулирующая роль государства в создании и продвижении на внутренний и внешний рынки национального туристского продукта. Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки его инфраструктуры и международной политики, влияет двумя путями: управляя спросом и доходами или предложением и ценами.
3. На примере стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и других проанализированы региональные особенности, выявлены современные тенденции развития и регулирования региональных рынков туристских услуг, в частности, показаны формы государственной поддержки развития регионального туризма: субсидии, льготные займы и государственные поручительства, налоговые льготы, создания специальных экономических зон. Этот опыт государственной поддержки развития туризма может быть использован в развитии туризма в РФ и ее регионах.
61−23 780 151 (2144×3354×2 Щ
4. Выявлены особенности развития международного туризма в России и проведен анализ развития рынка туристских услуг в Москве и Московском регионе. Существующая ориентация большинства российских туристских фирм на выездной туризм является катализатором подъема экономики тех стран, которые посещаемы нашими туристами, а не России. В связи с этим, рекомендованы приоритетное развитие въездного и внутреннего туризма, наиболее эффективные формы предпринимательства в отрасли с учетом масштабов и соответствующих условий деятельности турфирмы.
5. Проанализированы организационно-экономические формы предпринимательства в сфере туристских услуг в России. Продолжение «стихийного» развития туризма в России наносит вред обществу. Требуется пересмотр общей концепции регулирования развития сферы туризма в переходный период, так как пока практически не действуют рыночные рычаги, обеспечивающие развитие туризма, нет государственной поддержки развития туризма во многих регионах. Систематизированы организационно-экономические формы предпринимательства в сфере туристских услуг лишь в столичном регионе.
6. Даны рекомендации по совершенствованию регулирования развития туристских услуг в России, а именно: необходимость проведения изменения в деятельности Национальной Туристской Администрации России, требуется следовать опыту многих туристских стран и рекомендациям ВТО, предложены пути совершенствования организации государственного регулирования туристской деятельности в регионах России на основе создания Национальной Туристской Администрации и аналогичных государственных органов на территориальном уровне-
доказано, что частнопредпринимательский сектор туризма в
61−23 780 152 (2144×3354×2 Щ настоящим момент может развиваться только при поддержке государства: для развития туризма в регионах России необходимы вложения более крупных инвестиций для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий- государству необходимо оказывать содействие национальному турпродукту в конкуренции на международном рынке- больше развивать и расширять рекламные мероприятия в области безопасности туризма с целью формирования образа страны, как благоприятной для туризма- более эффективно решать вопросы экологии в РФ-
необходимо осознать, что туристский рынок России в настоящее время формирует спрос, а не предложение. Созданные информационные системы позволяют людям получать большой объем туристской информации, сравнивать цены и делать свой выбор. Туристские фирмы России не должны заниматься только вывозом российских граждан за границу, а вносить свой вклад в развитие туристской инфраструктуры самой России-
улучшить координацию работы с целью консолидации усилий по развитию единого общенационального туристского рынка и его региональных сегментов, участия отдельных регионов коллективных маркетинговых акциях. Региональные туристские администрации должны отвечать за комплексное развитие туризма на своей территории, за продвижение регионального туристского продукта на национальные и международные туристские рынки и проводить политику, направленную на наиболее эффективное использование местных туристских ресурсов-
целесообразно осуществить диверсификацию деятельности турфирм в регионах России в условиях экономической нестабильности с целью минимизации финансовых рисков-
разработать систему мер по повышению туристской
61−23 780 153 (2144×3354×2 Щ привлекательности конкретного региона, включая разработку и обоснование приоритетных направлений его развития.
Сделанные в работе
выводы и рекомендации могут послужить делу дальнейшего совершенствования и развития туризма в России и превращения сферы туризма в управляемую целостную современную индустрию туризма.
61−23 780 154 (2144×3354×2 tiff)