Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время вся нормативная база, разработанная для организации ведения действий по тушению пожара, для оценки различных аспектов деятельности подразделений пожарной охраны (ППО) и по ряду других пунктов в полном объеме разработана только для ГПС. Согласно статьям 11.1, 12, 12.1 федерального закона № 69-ФЗ, муниципальная, ведомственная и частная пожарная охрана соответственно, вправе… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
    • 1. 1. Организация пожарной охраны в Российской Федерации
    • 1. 2. Анализ деятельности пожарной охраны в Северо-Западном федеральном округе
    • 1. 3. Системный подход к оценке уровня готовности подразделений пожарной охраны
    • 1. 4. Существующие методы оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров
    • 1. 5. Анализ факторов, влияющих на оценку уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ТУ
  • ШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
    • 2. 1. Обоснование применения функции принадлежности для нечеткой величины по результатам алгебраических действий
    • 2. 2. Моделирование подвоза воды к месту пожара
    • 2. 3. Моделирование подачи первого ствола на тушение пожара
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ К ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
    • 3. 1. Выбор и описание показателей готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров
    • 3. 2. Организация процедуры экспертного оценивания, выявляющие истинные предпочтения экспертов оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны
    • 3. 3. Методика оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров
    • 3. 4. Порядок выполнения методики оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров
  • Выводы по 3 главе

Оценка уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

* диссертации обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с совершенствованием оценки уровня готовности подразделений различных видовпожарной: охраны: к тушению пожаров, как важнейшего направления повышенияэффективности ее деятельности, обеспечения всесторонней защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров:

Пожарная охрана в Российской Федерациикак совокупность органов, управления^ подразделений и организаций" предназначенных: для: организации, профилактики пожаров, их тушения ю проведения аварийно-спасательных работ (АСР), подразделяется на следующие виды: Федеральная противопожарная служба (ФПС) в составе Государственной противопожарной, службы. (ГПС) — муниципальная пожарная служба (МНС) — ведомственная1 пожарная охрана (ВПО) — частная пожарная охрана (ЧПО) — добровольная пожарная охрана (ДИО).

В настоящее время" в пожарнойохране проводятся структурные и организационные изменения. Сущность, этих изменений состоит, в: первую очередь, в томчто виды пожарной охраны, являющиеся: структурными элементами территориальных органов исполнительной властивыводятся из оперативного подчинения" Государственной противопожарной службы и перестают быть военизированными формированиями. В этих условиях всю ответственность за организацию противопожарной службы берут на: себя структурные подразделения^ ответственные: за гражданскую оборону и предотвращение чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) территориальных органов исполнительной власти.

Территориальные органы управления ГОЧС готовят с учетом показателей: социально-экономического развитиятерриторий необходимые обоснования для: создания, подразделений пожарной: охраны, финансируемых за счет местных бюджетов. Органы местного самоуправления (например, администрация районов г. Санкт-Петербурга) создают муниципальную пожарную службу, определяют ее цели и задачи, порядок создания и организации ее деятельности, ее материально-техническое обеспечение, порядок взаимодействия с другими видами пожарной охраны. В сложившихся условиях должностные лица администраций муниципальных образований должны иметь оперативную информацию о состоянии повседневной и боевой деятельности подведомственных им пожарных подразделений.

В настоящее время вся нормативная база, разработанная для организации ведения действий по тушению пожара, для оценки различных аспектов деятельности подразделений пожарной охраны (ППО) и по ряду других пунктов в полном объеме разработана только для ГПС. Согласно статьям 11.1, 12, 12.1 федерального закона № 69-ФЗ [45], муниципальная, ведомственная и частная пожарная охрана соответственно, вправе самостоятельно определять порядок организации несения службы, условия осуществления своей деятельности, при условии их согласования с ГПС. Индивидуально для частной пожарной охраны законом определяется еще больший уровень самостоятельности подразделений в области организации ведения боевых действий по тушению пожара.

При этом на ФПС ГПС МЧС России возложена задача координации деятельности остальных видов пожарной охраны. Координационная деятельность невозможна без знания тех основных возможностей подразделения, которыми обуславливается готовность и способность подразделения к выполнению возложенных на него задач.

Но все разработанные методики оценки возможностей подразделения, по выполнению возложенных на него задач, относились лишь к ФПС и отражали специфику её деятельности.

Так как к ведомственной, муниципальной, частной и добровольной пожарной охране, предъявляются иные требования по организации и осуществлению их деятельности, то и методика оценки должна отражать объективные составляющие их готовности к выполнению возложенных задач.

В настоящее время существует проблема — это отсутствие методик, применение которых позволит дать объективное представление об организационно-методической и тактической подготовленности подразделений ЧПО, ВПО, ДПО и МПО. А без этого успешная деятельность ГПС по координации альтернативных видов ПО невозможна.

В результате анализа данной проблемы, можно сформулировать несколько постулатов:

• к ЧПО, ВПО, МПО и ДПО нельзя применять методики оценки ФПС, так как в них не учитывается специфика деятельности подразделений данных видов пожарной охраны (малое количество вызовов, выполнение мероприятий по надзору и т. д.);

• появление новых видов пожарной охраны обуславливает необходимость разработки нормативных документов, позволяющих оценить их деятельность;

• при оценке подразделения необходимо опираться на объективные показатели его возможностей, таким образом, чтобы количество и набор критериев зависел от предназначения подразделения данного вида пожарной охраны и ряда других условий;

• оценка возможностей подразделения, как с технической точки зрения, так и с организационно-тактической, должна быть взаимосвязана с уровнем пожарной опасности охраняемого объекта или территории.

На основе анализа отечественных и зарубежных изданий и научных трудов [3−8, 31, 53, 61, 62, 72, 78, 96, 108] можно сделать предположение, что отсутствуют единственно верные решения в формировании научно-методических подходов к обоснованию обеспечения необходимого уровня готовности подразделений альтернативных видов (далее просто — подразделений) ПО. Таким образом, возникает необходимость сформулировать как в теоретическом, так и в практическом плане адекватную текущим реалиям систему нормативных требований в области оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров — разработка требований к оценке и прогнозированию оперативных’показателей подразделений ПО при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

В диссертационной работе предлагается на основе накопленного опыта теоретических исследований по рассматриваемому вопросу и практической реализации полученных результатов усовершенствовать, нормирование и контроль за состоянием оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров с учетом современных тенденций возникновения и развития ЧС природного и техногенного характера, а также ходом административной реформы в Российской Федерации.

Анализ существующих методов оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров свидетельствует о том, что им присущи недостатки, которые не позволяют в полной мере оценить способность подразделения и отдельных сотрудников наиболее эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

Научные концепции автора, нашедшие выражение в настоящем исследовании, сформировались, в основном, на базе научных работ B.C. Артамонова [51, 52], H.H. Брушлинского [61 — 69], В. Н. Буркова [70], Е. В. Грачева [72], И. Г. Малыгина [50, 56, 58, 80 — 88], A.C. Смирнова [59 — 60], H.H. Соболева [65 — 67, 103], C.B. Соколова [62, 68, 78], A.A. Таранцева [96, 105, 110] и др.

Цель диссертационной работы — повышение эффективности деятельности пожарных подразделений муниципальной пожарной службы, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, и как следствие этого, уменьшение количества пострадавших на пожарах людей, снижение материального ущерба.

Объект исследования — система организации пожаротушения в России.

Предмет исследования — модели и методы оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров.

Решаемая в диссертационной работе научная задача заключается в разработке математических моделей и методики оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров.

Частные научные задачи диссертационного исследования:

1. Провести анализ проблемы оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к действиям по тушению пожаров, в том числе:

— проанализировать организацию пожарной охраны в Российской Федерации;

— провести анализ деятельности пожарной охраны в Северо-Западном федеральном округе;

— проанализировать существующие методы оценки уровня готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров;

— провести анализ факторов, влияющих на оценку уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров.

2. Разработать математические модели оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров на основе нечетких множеств, оценить их на реальных примерах.

3. Разработать методику оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, предварительно обосновав выбор и описание показателей готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, а также выработать порядок выполнения данной методики.

Методы исследования. В работе применялись методы системного анализа, математической статистики и анализа данных, а также теории вероятностей и теории нечетких множеств.

Источниками статистических данных служили материалы базы Отдела государственной статистики пожаров и статистического учета деятельности государственного пожарного надзора (ГПН) Управления ГПН Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, статистические отчеты Северо-Западного регионального центра МЧС России, статистические сборники Госкомстата России, приказы МЧС России, специальная литература по изучаемой теме.

Результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Математические модели оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров на основе нечетких множеств.

2. Методика оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров.

Научная новизиа. В диссертации представлены модели и методика, позволяющие повысить эффективность оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров:

1. Математические модели оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров позволяют осуществлять моделирование с использованием теории нечетких множеств широкого круга задач в области пожарной охраны — не только пожарно-тактических, но и многих других, где исходные данные не могут быть определены с полной достоверностью. В то же время, результирующие функции принадлежности значительно снижают уровень неопределенности итога вычислений и могут служить основой для принятия объективных управленческих решений.

2. Методика оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров позволяет произвести оценку подразделения путем подсчета набранных баллов по всем показателям. Полученное суммарное значение сравнивается с максимально возможным, затем, при соблюдении других условий, делается вывод о способности подразделения к проведению действий по тушению пожаров.

Научно-практическая значимость полученных результатов определяется их важностью для подразделений муниципальной пожарной службы, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, так как от уровня их профессиональной подготовленности зависит жизнь и здоровье спасаемых людей, повышается возможность существенно уменьшить вредные последствия для экологии, сберечь имущество граждан и снизить экономический ущерб для организаций и промышленных предприятий от пожаров.

На основе теоретических положений, практических предложений и рекомендаций организационно-технического характера разработаны математические модели оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров, которые позволяют теоретически оценить эффективность проведения аварийно-спасательных работ и действий по тушению пожаров на основе применения теории нечетких множеств.

На основе проведенного статистического анализа и практических экспериментов разработана методика оценки уровня готовности" подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, которая позволяет расчетным путем определить суммарный максимальный балл уровня готовности подразделения ПО с учетом стоящих перед подразделением задач.

Результаты диссертационного исследования внедрены в Главном управлении МЧС России по Краснодарскому краю, в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, а также в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Апробация исследования. Научные результаты, полученные в исследовании, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (2006 — 2010 г.), а также на следующих конференциях:

— Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты населения и территорий от пожаров и катастроф», Санкт-Петербург, СЗРЦ МЧС России, СПбУ ГПС МЧС России, 21 июня 2006 г.;

— II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения взрывобезопасности и противодействия терроризму», Санкт-Петербург, PAP АН, СПбУ ГПС МЧС России, 16 мая 2007 г.;

— III Международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», Санкт-Петербург, СПбУ ГПС МЧС России, 29−30 октября 2009 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, из них 6 научных, в том числе три статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Выводы по 3 главе.

В главе осуществлен выбор и описание показателей готовности подразделений частной, добровольной, ведомственной и муниципальной пожарной охраны к тушению пожаров.

Значимость показателей оценки подразделения пожарной охраны можно классифицировать по следующим группам:

1. Показатели, характеризующие оперативность реагирования подразделения и способность его к выполнению действий по тушению пожара.

2. Показатели, определяющие общий уровень организации деятельности подразделения.

3. Дополнительные показатели состояния пожаротушения.

4. Показатели, отражающие профилактическую направленность деятельности подразделения.

В главе обоснован порядок организации процедуры экспертного оценивания, выявляющие истинные предпочтения экспертов оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны. Фактически показано, что для любого механизма экспертизы можно построить эквивалентный прямой’механизм, в котором сообщение достоверной информации является равновесием Нэша. Таким образом, использование эквивалентных прямых механизмов позволяет организовывать процедуры экспертного оценивания, выявляющие истинные предпочтения экспертов.

Разработана методика оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров. Суть методики заключается в следующем. Для подведения итогов оценки подразделения необходимо произвести подсчет набранных подразделением баллов по всем показателям. Полученное суммарное значение сравнивается с максимально возможным (см. рис. 3.1), затем, при соблюдении других условий, делается вывод о способности подразделения к проведению действий по тушению пожаров.

Для вынесения окончательной оценки способности подразделения к выполнению работ по тушению пожаров и проведению связанных с ним аварийно-спасательных работ был использован суммарный максимальный балл подразделения. Это связанно с тем, что не все показатели таблицы 3.8 применимы ко всем подразделениям частной, добровольной, муниципальной и ведомственной пожарной охраны. Подсчет суммарного максимального балла подразделения предлагается производить на основании стоящих перед подразделением задач. Для этого нужно из максимальной суммы баллов вычесть максимальный балл по каждому показателю, который не применим к данному подразделению. Неприменимость показателя определяется по нормативным документам, определяющим задачи конкретного подразделения, и по каждому разделу выставляется отдельная оценка.

При условии, что подразделение за первый раздел таблицы 3.8 (показатели, характеризующие оперативность реагирования подразделения и способность его к выполнению действий по тушению пожара) получает менее 0.661 («ограничено готово» или «не готово»), оно автоматически признается не готовым к выполнению задач в общем итоге. Если и по второму разделу подразделение оценено как «не готово», то оно так же в общем итоге получает оценку «не готово».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научная задача диссертационной работы, которая заключалась в разработке математических моделей и методики оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров решена.

Цель диссертационной работы — повышение эффективности деятельности пожарных подразделений муниципальной пожарной службы, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, и как следствие этого, уменьшение количества пострадавших на пожарах людей, снижение материального ущерба — достигнута.

В диссертационной работе получены следующие научные результаты:

1. На основе применения системного подхода к оценке уровня готовности подразделений пожарной охраны определены основные параметры, поддающиеся количественной оценке и позволяющие найти количественные закономерности оперативной деятельности подразделений пожарной охраны.

2. Осуществлен анализ факторов, влияющих на оценку уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, проведена процедура их классификации.

3. На основе теории нечетких множеств разработаны математические модели оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров.

4. Проведена оценка применения разработанных математических моделей на примерах моделирования подвоза воды к месту пожара и подачи первого ствола на тушение пожара.

5. Проведен выбор и описание показателей готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, осуществлена классификация значимости показателей оценки подразделения пожарной охраны по группам.

6. Разработана методика оценки уровня готовности подразделения пожарной охраны к тушению пожаров, которая позволяет произвести оценку подразделения путем подсчета набранных баллов по всем показателям.

Результаты диссертационного исследования внедрены в Главном управлении МЧС России по Краснодарскому краю, в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, а также в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Научные результаты, полученные в исследовании, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, а также на 3 научно-практических конференциях, в том числе 2 международных.

По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные, правовые документы
  2. Боевой устав пожарной охраны (утверждено приказом МВД РФ от 15.07.95 № 257 «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности ГПС», приложение № 2). М.: МВД РФ, 1995.
  3. Инструкция по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждена приказом МЧС России № 125 от 3.03.2005 г.). М.: МЧС России, 2005. '
  4. Методика оценки деятельности аппаратов государственного пожарного надзора. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1977. 61 с.
  5. Методика оценки деятельности пожарной охраны МВД СССР. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1974. 64 с.
  6. Методика оценки деятельности пожарных частей по охране населенных пунктов. М.: ВНИИПО МВД СССР. 1978. 24 с.
  7. Методика оценки деятельности частей технической службы пожарной охраны. М.: ВНИИПО МВД СССР. 1978.
  8. Методические рекомендации по изучению пожаров (Утверждено Первым заместителем МЧС России 12 марта 2007 года). М.: МЧС России, 2007.
  9. Наставление по газодымозащитной службе ГПС МВД России (утверждено приказом МВД РФ от 30.04.96 № 234 «Об утверждении нормативных актов по газодымозащитной службе ГПС МВД России», приложение № 1). М.: МВД РФ, 1996.
  10. Наставление по эксплуатации пожарной техники. М.: Россельхозиздат, 1969. 87 с.
  11. Наставление по службе связи ГПС МВД РФ (Утверждено приказом МВД РФ от 30.06.2000 г. № 700). М.: МВД РФ, 2001.
  12. Наставление по технической службе ГПС МВД РФ (Утверждено приказом МВД РФ от 24.01.1996 г. № 34). М.: МВД РФ, 1996.
  13. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. М.: ГУГПС МВД России. 1994.
  14. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы (утверждены приказом МЧС России № 630 от 31.12.2002 г.). М.: МЧС России, 2003.
  15. Правила пожарной-безопасности в Российской Федерации (ППБ 01−03) (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 г.). М.: МЧС России, 2003.
  16. Приказ МВД СССР от 10.07.91 г. № 110 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР». М.: МВД СССР, 1991.
  17. Приказ МВД России от 2.04.2001 г. № 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных». М.: МВД России, 2001.
  18. Приказ МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2004 г.). М.: МЧС России, 2004.
  19. Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2004 г.). М.: МЧС России, 2004.
  20. Приказ МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». М.: МЧС России, 2005.
  21. Приказ МЧС России от 23.10.97 г. № 384 «О порядке применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий». М.: МЧС России, 1997.
  22. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России (утверждена приказом МЧС России № 30/16/1795 от 23.06.2002 г.). М.: МЧС России, 2002.
  23. Распоряжение ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 22.07.2005 г. № 35 «О вопросах организации пожаротушения в г. Санкт-Петербурге на переходный период». СПб.: ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, 2005. СПб.: ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, 2005.
  24. Рекомендации по оценке деятельности частей и отрядов ВПО по охране особо важных пожароопасных объектов. М.: ГУПО МВД СССР, 1975. 48 с.
  25. Руководство по планированию, учету и анализу производственной деятельности пожарной части (отряда) технической службы. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1979. 123 с.
  26. СНиП 2.07.01−89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Издание официальное. М.: Государственный строительный комитет СССР, 1989. 11 с.
  27. СНиП 2.01.02−85*. Противопожарные нормы (с изменениями и дополнениями). М.: Стройиздат, 2006.
  28. СНиП 2.08.02−89. Общественные здания и сооружения. М.: Государственный строительный комитет СССР, 1989.
  29. СНиП 21−01- 97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений (с изменениями и дополнениями). М.: Стройиздат, 2006.
  30. СНиП 11−89−80*. Генеральные планы промышленных предприятий (с изменениями и дополнениями). М.: Стройиздат, 2006.
  31. Средства спасения 2006 год. Каталог. М.: РИА «Индустрия безопасности», 2006. 368 с.
  32. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом РФ № 123-Ф3 от 22 июля 2008 г.). М.: МЧС России, 2008.
  33. Устав службы пожарной охраны (утвержден приказом МВД РФ от 15.07.95 № 257 «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности ГПС», приложение № 1). М.: МВД РФ, 1995.
  34. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М.: Собрание законодательства Российской Федерации, № 35, 1994.
  35. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». М.: Собрание законодательства Российской Федерации, № 35, 1995.
  36. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». М.: Собрание законодательства Российской Федерации, № 35, 1995.
  37. А.Н., Батыршин И. З. и др. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта. М.: Наука, 1996.
  38. B.C. Новые технологии в деятельности подразделений и организаций МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России, № 3, 2004.
  39. B.C., Кабанов A.A., Сметанин Ю. В. Теоретический анализ функций управления подразделениями ОМОН и внутренних войск МВД России. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 97 с.
  40. В.Ф., Вязигин В. Г., Малыгин И. Г. Пожарная тактика в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под общей ред. B.C. Артамонова. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004. 192 с.
  41. В.Ф., Малыгин И. Г., Скопцов A.A., Ширинкин П. В. Пожарная тактика в вопросах и ответах (3-я редакция с изменениями и исправлениями). Учебное пособие. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. 228 с.
  42. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1974.
  43. A.A., Малыгин И. Г., Цыганов В. В. Адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями (Монография). СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  44. A.B., Малыгин И. Г., Скопцов A.A., Ширинкин П. В. Пожарная тактика. Курс лекций. Часть 3. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.
  45. Бречалов C. JL, Малыгин И. Г., Таранцев A.A. Модель управления боевыми участками руководителем тушения пожара. Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России № 1(4). СПб.: СПбИ ГПС МЧС России. 2004.
  46. H.H. Анализ мировой пожарной статистики и ее роль в обеспечении пожарной безопасности на планете. М.: Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, № 1. 1998.
  47. H.H. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. М.: МИПБ МВД России, 1998. 255 с.
  48. H.H., Вагнер П., Соколов C.B., Холл Д. Мировая пожарная статистика. М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.
  49. H.H., Глуховенко Ю. М., Соколов C.B. Управление безопасностью сложных социально-экономических и технических систем. В кн.: Юбилейный сборник трудов Академии ГПС МЧС России. М.: АГПС МЧС России, 2003. С. 15−49.
  50. H.H., Пранов Б. М., Соболев H.H. Об одном подходе к проблеме комплексной оценки качества функционирования пожарной охраны: Сб. тр. М.: ВИПТШ МВД СССР, 1978. с. 222−225.
  51. H.H., Соболев H.H. Вероятностная модель процесса функционирования оперативных подразделений пожарной охраны // Вопросы экономики в пожарной охране: Сб. науч. тр. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1985.
  52. H.H., Соболев H.H. Математическая модель оперативной деятельности пожарной охраны города. В кн.: Стационарные и передвижные средства борьбы с пожарами. М.: ВИПТШ МВД СССР, 1985. С. 69−76.
  53. H.H., Соболев H.H. О критериях эффективности и качества функционирования пожарной охраны / Вопросы экономики в пожарной охране: Сб. научных трудов. Вып. 7. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1978. с. 3−9.
  54. H.H., Соколов C.B., Коломиец Ю. И. Теоретические основы организации и управления деятельностью противопожарной службы. Моделирование процесса ее функционирования. М.: Пожаровзрывобезопас-ность, № 1. 2002.
  55. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994.
  56. Е.С. Теория вероятностей. Изд. 5, стереотипное. М.: Высшая школа, 1998.
  57. Е.В. Общие принципы оценки и анализа эффективности управления оперативной деятельностью пожарных частей // Юбилейный сборник статей «Научные идеи, направления, традиции». СПб.: СПбВПТШ МВД РФ, 1996.
  58. В.М. Теория статистики. М.: Издательское объединение «Юни-ти», 1998.
  59. А.Е. Разработка моделей алгоритмов совершенствования функциональной структуры органов управления Государственной противопожарной службы. М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 20 с.
  60. Г. М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. К.: Наукова думка, 1974.
  61. В.П., Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. М: Стройиздат, 1987. 288 с.
  62. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Изд. 4. М.: Наука, 1978.
  63. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.
  64. И.Г., Разливанов И. Н., Смирнов A.C., Ширинкин П. В. Математическое моделирование процессов развития пожара и пожаротушения в условиях ограниченности сил и средств // Проблемы управления рисками в техносфере, № 4(8), 2008 г.
  65. И.Г., Таранцев A.A. Об оценке динамики ущерба от пожара // Сборник докладов постоянно действующего научно-технического семинара Военного инженерно-космического университета им. А. Ф. Можайского. СПб.: ВИКУ, 2001.
  66. И.Г., Таранцев A.A., Ширинкин П. В. Организация пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Часть 1. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.
  67. И.Г., Таранцев A.A., Ширинкин П. В. Организация пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Курс лекций. Часть 2. -СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.
  68. И.Г., Таранцев A.A., Ширинкин П. В. Пожарная тактика. Курс лекций. Часть 1. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.
  69. И.Г., Таранцев A.A., Ширинкин П. В. Пожарная тактика. Курс лекций. Часть 2. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.
  70. И.Г., Скопцов A.A., Ширинкин П. В. Пожарная тактика. Курс лекций. Часть 3. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.
  71. A.B., Порошин A.A., Новиков A.A., Харин В. В. Анализ методических подходов к оценке деятельности органов управления и подразделений ГПС МЧС России. М.: Пожарная безопасность, № 3, 2004. с. 71−75.
  72. A.K. Добровольная пожарная охрана. М.: Стройиздат, 1987. 399 с.
  73. А.К. Пожар. Социальные, экономические, экологические проблемы. М.: Пожнаука, 1994. 386 с.
  74. А.К. Расчетный метод экономической оценки эффективности деятельности ДПО / Пожарная профилактика: Сб. научных трудов. М.: ВНИИПО, 1982. с. 411.
  75. В.М., Гришин Ю. В., Ширяев В. Ю. Имитационная система моделирования пожарной охраны города // Вопросы экономики в пожарной охране: Сб. науч. тр. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1981.
  76. С.Н. К вопросу оценки деятельности пожарной службы // Вопросы экономики в пожарной охране. Вып. 4. М.: ВНИИПО МВД СССР, 1975. с. 23−33.
  77. Надежность и эффективность в технике. Эффективность технических систем: Справочник, т. 3 / Под ред. В. Ф. Уткина. М.: Машиностроение, 1988.
  78. С.А., Таранцев A.A. Комплексная оценка эффективности деятельности оперативных пожарных подразделений / Проблемы управления рисками в техносфере, № 3, 2007 г. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007.
  79. ПовзикЯ.С. Пожарная тактика. Учебник. М.: ЗАО «Спецтехника», 1999. 411 с.
  80. Пожары и пожарная безопасность в Северо-Западном федеральном округе в первом полугодии 2009 года: Статистический сборник. СПб.: СЗРЦ МЧС России, 2009.
  81. А. Нечеткое моделирование и управление. М.: Бином, 2009.
  82. Прикладные нечеткие системы / Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. М.: Мир, 1993.
  83. H.H., Минаев С. Н., Августинович О. В. К оценке деятельности структурных звеньев пожарной охраны // Вопросы экономики в пожарной охране. М.: ВНИИПО МВД СССР. Вып. 6, 1977. С. 8−29.
  84. A.C., Ширинкин П. В. Оценка уровня готовности подразделения пожарной охраны к действиям по тушению пожаров // Проблемы управления рисками в техносфере, № 1(13), 2010 г.
  85. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. Практикум. М.: Высшая школа, 1999.
  86. A.A. Случайные величины и работа с ними. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.
  87. A.A. Случайные величины и законы их распределения. Справочное пособие. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2005.
  88. С.К., Воробьев Ю. Л., Владимиров В. А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.
  89. Ю9.Яковенко Ю. Ф. Современные пожарные автомобили. М.: Стройиздат, 1998. 352 с. 1. Отчеты о НИР
  90. В.И., Таранцев A.A. и др. Разработка методов оценки деятельности пожарных формирований / Отчет о НИР. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004. 136 с.
Заполнить форму текущей работой