Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие методического обеспечения управления налоговой задолженностью в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость проведенного исследования состоит в использовании предложенных подходов и разработанного методического инструментария по управлению налоговой задолженностью в практической деятельности налоговых органов всех уровней. Материалы диссертационного исследования могут быть применены при принятии управленческих решений в ходе реформирования налоговой системы, при… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность и проблемы теории и практики управления налоговой задолженностью
    • 1. 1. Управление налоговой задолженностью в системе налогового администрирования
    • 1. 2. Организационные и методические особенности управления налоговой задолженностью
  • 2. Методический инструментарий управления налоговой задолженностью
    • 2. 1. Принципы управления налоговой задолженностью
    • 2. 2. Классификация налогоплательщиков-должников
  • 3. Анализ и оценка эффективности управления налоговой задолженностью
    • 3. 1. Сущность эффективного управления задолженностью
    • 3. 2. Методика анализа и оценки эффективности управления задолженностью
  • Заключение
  • Литература Список
  • приложений

Развитие методического обеспечения управления налоговой задолженностью в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние два десятилетия налоговых реформ и развития налоговой системы государство создало надлежащие условия исполнения налоговой обязанности налогоплательщиками, определило права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, установило способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в соответствии с принципами справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости налогообложения. Однако на практике, по различным причинам налогоплательщики не всегда своевременно и в полном объеме выполняют свои обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от их исполнения. В целях защиты законных интересов государство применяет к должникам меры, направленные на обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджетную систему. Налоговые органы являются исполнителями интересов государства и, осуществляя работу с налогоплательщиками, мобилизуют все законные методы взаимодействия с тем, чтобы достичь стабильных поступлений налоговых платежей в бюджет, не допустить уклонения от налогообложения и повысить эффективность управления налоговой задолженностью. Размер и динамика изменения налоговой задолженности по периодам создает информационную основу для работы налоговых органов. Вместе с тем, управление налоговой задолженностью требует научно-обоснованного методического обеспечения процедур планирования, анализа, контроля налоговой задолженности по видам, срокам, налогоплательщикам и другим критериям, что позволило бы повысить эффективность управления и его результаты. В этой связи тема исследования представляется нам актуальной, а отсутствие в налоговых органах эффективных методик оценки управления налоговой задолженностью подчеркивает своевременность выполненной диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых и экономистов по проблеме организации администрирования налоговой задолженности. В работе использованы труды классиков экономической мысли: А. Смита, П. Самуэльсона, Дж. Кейнса, А. Лаффера, Н. Тургенева, М. Сперанского и других. Работы современных российских налоговедов С. В. Барулина, А. В. Брызгалина, Л. И. Гончаренко, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, Л. В. Поповой, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной, И. И. Кучерова, Ф. Ф. Ханафеева, С. Д. Шаталова и других, в части исследуемых нами вопросов, приняты для разработки авторской концепции управления налоговой задолженностью.

Высоко оценивая результаты, достигнутые в работах вышеперечисленных авторов, необходимо отметить недостаточность в отечественной науке комплексных исследований теории и методики управления налоговой задолженностью, критериев эффективности управления в налоговых органах и практического осуществления действия этого механизма в российских регионах. Следует указать на отсутствие специальных и системных методических разработок по рассматриваемой проблеме, востребованность которых на практике не может быть не замеченной.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы позволила сформулировать цель и задачи исследования, определить его структуру.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является научное обоснование и разработка комплекса теоретических и организационно-методических вопросов, а также совершенствование методов анализа и оценки эффективности управления налоговой задолженностью в региональных налоговых органах.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

— обосновать сущность управления налоговой задолженностью, сформулировать концептуальный подход к управлению задолженностью;

— выявить организационные и методические особенности управления налоговой задолженностью;

— уточнить понятийный аппарат, раскрывающий теоретические положения и принципы управления налоговой задолженностью;

— обосновать содержание и определить взаимосвязь последовательности этапов управления налоговой задолженностью;

— систематизировать плательщиков, имеющих задолженность по налогам и сборам, с целью применения к ним наиболее эффективных методов погашения задолженности;

— разработать методическое обеспечение для более эффективного управления налоговой задолженностью;

— разработать методику анализа и оценки эффективности управления налоговой задолженностьюопределить критерии и показатели эффективности для оценки деятельности налоговых органов.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом специальностей ВАК 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит», в части пунктов: 2.23 «Государственный контроль налоговых правонарушений», 3.14 «Теория, методология и базовые концепции налогообложения хозяйствующих субъектов», 3.16 «Мониторинг налогового вклада хозяйствующих субъектов» .

Предметом диссертационного исследования является совокупность отношений между плательщиками и государством по поводу возникновения и погашения налоговой задолженности.

Объектом диссертационного исследования является деятельность региональных налоговых органов и методический инструментарий управления налоговой задолженностью.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы экономической теории, теории и истории налогообложения, организации системы налогового администрирования, подходы и методы в сфере урегулирования задолженности. Использовано законодательство в сфере налогообложения. В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования: исторический и логический подходы к оценке экономических явлений, синтез и анализ, метод причинно-следственной связи, моделирование, сравнение и др.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной налоговой службы России (ФНС России) и данные внутренней отчетности региональных налоговых органов, нормативно-правовые документы в области налогообложения ФНС России, материалы Минфина России, Росстата, национальных аналитических агентств и информационных систем, размещенные в глобальной сети Интернет.

Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке методического обеспечения управления налоговой задолженностью в регионе.

В работе получены и выносятся на защиту следующие результаты, характеризующиеся научной новизной и практической значимостью:

— обоснована сущность и дано определение управления налоговой задолженностью как совокупности действий, совершаемых налоговыми органами по отношению к плательщикам налогов и сборов с целью предупреждения возникновения задолженности, обеспечения ее своевременного погашения и эффективного урегулированиясформулирован концептуальный подход к управлению задолженностью как самостоятельной подсистемы налогового администрирования;

— выявлены организационные и методические особенности управления налоговой задолженностью, как неуплаты начисленных налоговых платежей исходя из оснований её возникновения: 1 — по результатам налогового кон.

• «о» троля, 2 — по итогам текущих начислении по представленным декларациям и расчетам, а также направленным налоговым уведомлениямопределено влияние на величину задолженности внешних и внутренних факторов и выделены сферы взаимодействия налоговых органов с государственными органами в ходе управления задолженностью на региональном уровне;

— уточнен понятийный аппарат, раскрывающий теоретические положения и принципы управления налоговой задолженностью (правовые — законность, определенностьорганизационные — всеобщность, прозрачность, нейтральность и независимость, системность, последовательность, эластичность, своевременность, регулярностьэкономические — результативность, действенность, экономичность);

— обосновано содержание и определена взаимосвязь последовательности этапов управления налоговой задолженностьюсистематизированы методы (информационно-воспитательные, добровольно-заявительные, уведомительно — предупредительные, принудительные), в совокупности составляющие действенный методический инструментарий управления налоговой задолженностью;

— систематизированы налогоплательщики-должники с целью применения к ним наиболее эффективных методов, направленных на погашение задолженности: 1 — юридические лица и индивидуальные предприниматели и 2 — физические лицаобосновано применение последующих признаков классификации, включающих: причину образования задолженности, основание возникновения, степень согласия, порядок взыскания, величину, длительность наличия задолженности, реальную возможность применения мер, систематичность появления задолженности, статус ведения деятельности, возможность признания банкротом;

— конкретизировано содержание определения эффективного управления налоговой задолженностью как степени соответствия процедур и результатов управленческой деятельности налоговых органов обозначенным параметрам, целям и задачам управления задолженностьюопределены направления развития методического обеспечения эффективности управления налоговой задолженностью;

— обобщены и систематизированы методики оценки эффективности деятельности налоговых органов, на основе которых разработана авторская методика анализа и оценки эффективности управления налоговой задолженностью, включающая четыре этапа последовательно выполняемых работ: 1 -выбор системы показателей оценки для определения результатов управления, 2 — установление системы показателей оценки и диапазонов изменения показателей, 3 — формирование алгоритма расчетов пяти групп показателей (состояния задолженности, факторов урегулирования, согласия плательщиков, налоговой дисциплины, экономичности) с использованием интегрального показателя, 4 — анализ полученных результатов и их использование в комплексной оценке деятельности налоговых органов.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в комплексном решении проблемных вопросов теории, организации и методики управления налоговой задолженностью налоговыми органами.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в использовании предложенных подходов и разработанного методического инструментария по управлению налоговой задолженностью в практической деятельности налоговых органов всех уровней. Материалы диссертационного исследования могут быть применены при принятии управленческих решений в ходе реформирования налоговой системы, при совершенствовании налогового законодательства, разработке специальных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области налогов и налогообложения, государственного регулирования экономического развития. Содержащиеся в работе выводы могут быть применены в преподавании специальных дисциплин по специальности «Налоги и налогообложение», в частности, «Введение в специальность», «Налоговое администрирование», «Учет и контроль в налоговых органах», «Правовое регулирование налоговых отношений» а также при разработке учебно-методических комплексов по этим дисциплинам.

Апробация результатов проведенного исследования. Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций» — г. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011 г.- на ежегодных региональных научно-практических конференциях студентов и аспирантов, посвященных развитию бухгалтерской и налоговой профессии «Актуальные проблемы теории и практики учета и налогообложения» — г. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2007 г., 2010 г., 2011 г.- на научно-технической конференции «Исследования. Технологии. Инновации», г. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011 г.- на региональной научно-практической конференции «Управление конкурентоспособностью региона: стратегии, модели, информационно-аналитическое обеспечение», г. Йошкар-Ола, МарГТУ, 2011 г.

Результаты исследования используются в деятельности УФНС России по Республике Марий Эл, а также приняты к внедрению в УФНС России по Республике Татарстан области для оценки эффективности управления налоговой задолженностью. Теоретические и методические положения используются для проведения лекционных и практических занятий со студентами в ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» по специальности «Налоги и налогообложение».

Публикации по теме диссертации. Наиболее существенные положения и результаты исследования автора нашли отражение в 10 публикациях авторским объемом 3,6 п.л., среди которых 3 научные статьи объемом 1,9 п.л., опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, иллюстрирована рисунками, таблицами и приложениями.

Результаты работы налоговых органов по урегулированию задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей отражены в приложении № 2, физических лиц в приложении № 3.

За 2011 год налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям направлено 38 тысяч требований об уплате на общую сумму 2 573 млн.рублей. В сравнении с 2010 годом общая сумма задолженности по направленным требованиям возросла на 657 млн.рублей. Также можно отметить и рост средней величины задолженности, приходящийся на 1 направленное организации и предпринимателю требование (с 39 тыс. руб. до 50 тыс. руб.).

От должников после направления требований налоговых органов поступило 1051 млн руб. или 41% от суммы направленных требований.

На счета налогоплательщиков в кредитных учреждениях выставлено 32 тысячи инкассовых поручений для принудительного взыскания платежей на общую сумму 790 млн руб. Поступило в отчетном периоде со счетов налогоплательщиков денежных средств, взысканных по платежным документам налоговых органов, направленным в 2011 г., в размере 170 млн руб. или 22%.

В качестве обеспечительной меры направлено банкам 22 тысячи решений о приостановлении операций по счетам должников на сумму 910 млн руб.

Для взыскания налогов за счет иного имущества налогоплательщиков принято и направлено в службу судебных приставов 6,8 тысяч постановлений на общую сумму 958 млн руб. Погашено в результате проведения исполнительных действий 240 млн руб. или 25%.

Кроме того, физическим лицам направлено 133 тыс. требований на общую сумму 97 млн руб. Средний размер задолженности, приходящийся на 1 направленное физическому лицу требование составил 0,8 тыс. руб. (указанное значение практически не изменилось в сравнении с 1 января 2011 года и 1 января 2010 года). В судебные органы направлено 21 тыс. документов на взыскание задолженности за счет имущества на общую сумму 42 млн руб. В ходе исполнительного производства от физических лиц в уплату задолженности поступило 21 млн руб.

Результаты взыскания налоговой задолженности приведены в приложении № 4.

Определение критериев и принципов эффективности управления задолженностью предполагает формирование методики и показателей оценки эффективности.

3.2. Методика анализа и оценки эффективности управления задолженностью.

Определение методов оценки эффективности является одним из основных требований при оценке различных объектов.

Многофункциональная направленность деятельности налоговых органов, фиксируемая через систему показателей в статистической налоговой отчетности и иной внутренней отчетности налоговых органов, оценивается при помощи различных количественных и качественных критериев. Показатели оценки деятельности формируются по следующим группам:

1 — поступление администрируемых доходов и уровень достижения индикативных показателей;

2 — задолженность и недоимка;

3 — контрольная работа;

4 — учет налогоплательщиков;

5 — налоговые споры и судебная работа.

Методика предусматривает условия присвоения баллов по полученным результатам расчета и определение коэффициентов значимости. Итоговые значения по всем показателям территориальных налоговых органов включаются в свод данных на федеральном уровне, что позволяет ранжировать оценку деятельности территориальных органов.

В настоящее время отсутствует единая разработанная система оценки эффективности работы по управлению налоговой задолженностью. Используемый ФНС России подход к определению эффективности работы налогового органа по урегулированию задолженности, по нашему мнению, не способен к формированию полноценных и объективных результатов работы в связи с ограниченным набором показателей. Так, на отчетную дату рассчитываются два показателя:

— снижение (рост) задолженности в сравнении с 1 января 2009 года (периодом наибольшей величины накопленных налоговых долгов), а также изменение задолженности за текущий квартал;

— отношение задолженности, погашенной в результате применения мер урегулирования на всех стадиях, к величине задолженности по направленным требованиям.

Кроме того, по нашему мнению к числу недостатков можно отнести отражение результатов деятельности налогового органа по образовавшейся только в текущем периоде налоговой задолженности.

Для дальнейшего развития системы управления задолженностью повышается значимость комплексной методики оценки эффективности рассматриваемого направления деятельности налоговых органов, основной на сочетании различных показателей, соответствующих критериям эффективности. Условиями (требованиями) построения методики являются:

— измеряемость показателей;

— определенность источника получения информации (использование материалов статистической налоговой отчетности, баз данных информационных и учетных систем налоговых органов);

— объективность, наглядность, сравнимость;

— наличие экспертно установленных целевых плановых значений;

— оперативность и простота.

По нашему мнению, методика оценки эффективности основывается на четырех последовательных стадиях (рис. 4).

Рис. 9. Построение методики оценки эффективности управления налоговой задолженностью.

Первой стадией является выбор системы показателей оценки.

В системе учета налоговых органов формируется информация, которая отражается в многочисленных формах статистической отчетности налоговых органов. В настоящее время налоговые органы составляют более 50 таких форм отчетности. Отчеты и сведения формируются регулярно и охватывают широкий спектр сведений о работе налоговых органов.

Следует отметить, что данные отчетности базируются на документах, большая часть сведений может быть соответствующим образом подтверждена. Инструментарий по приему и обработке данных налоговой отчетности технически и организационно отработан, а точность сведений установлена персональной ответственностью руководства налогового органа.

Мы считаем, что оценку эффективности управления налоговой задолженностью необходимо осуществлять на основе 5 групп показателей (табл. 6), которые в максимальной степени отвечают требованиям эффективности:

Заключение

.

Исполнение обязанности по уплате налога является одним из ключевых моментов налогообложения, а вся система правового регулирования и налогового контроля направлена на то, чтобы налогоплательщик добровольно исполнил свою обязанность, либо на обеспечение ее исполнения иными средствами.

В диссертации проанализированы 2 подхода, существующих в экономической литературе и отражающих деятельность налоговых органов по устранению налоговой задолженности:

1. взыскание задолженности как форма принудительного механизма изъятия налогов и сборов;

2. урегулирование (регулирование) задолженности как совокупность применяемых налоговыми органами методов, направленных на восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей и снижение уровня налоговой задолженности за счет её погашения.

В работе обоснована необходимость целенаправленного управления налоговой задолженностью исходя из следующих факторов:

— правового, означающего контроль государства за соблюдением плательщиками их конституционной обязанности платить налоги и применение мер понуждения, если эта обязанность не будет исполнена;

— организационного, обусловленного необходимостью упорядочить действия налоговых органов в процессе исполнения ими контрольных функций;

— рациональности, т. е. обеспечения рационального объема затрат на налоговое администрирование и управление налоговой задолженностью. Поскольку величина налоговой задолженности влияет на экономическое развитие и на бюджет государства, то государство стремится к увеличению налоговых поступлений и, одновременно, к сокращению затрат на налоговое администрирование;

— фискального. Размер погашенной задолженности прошлых периодов в отчетном году рассматривается как фактор, влияющий на пополнение доходной части бюджета и на величину налогового потенциала региона.

В работе уточнена цель управления налоговой задолженностью как защита интересов государства по обеспечению полноты и своевременности исполнения плательщиками обязанности по уплате налоговых платежей, и выделены подцели, достижение которых позволяет предупредить возникновение налоговой задолженности, обеспечить её своевременное погашение, а также повысить эффективность урегулирования конфликтов.

Исследование подходов к определению понятия налогового администрирования позволило определить функции управления налоговой задолженностью (планирование, учет, анализ, регулирование, контроль) и рассматривать его как самостоятельную подсистему в рамках налогового администрирования, осуществляемую налоговыми органами через взаимосвязь определенных методов.

Обоснование элементов управления налоговой задолженностью позволило сформулировать в работе его определение: управление налоговой задолженностью — совокупность определенных действий (методов), совершаемых налоговыми органами по отношению к плательщикам, с тем, чтобы предупредить её возникновение, обеспечить своевременное погашение и эффективное урегулирование.

Рассмотрение подходов к понятию налоговой задолженности позволили уточнить её определение: под налоговой задолженностью следует понимать сумму финансовых обязательств, возникших в процессе неисполнения плательщиком обязанности по уплате налогов или в результате изменения условий её исполнения. Основанием возникновения налоговой задолженности является неуплата или несвоевременная уплата начисленных платежей по налогам и сборам в полном объеме и в установленный срок.

Рассмотрение факторов возникновения налоговой задолженности позволило выделить виды, причины и условия совершения налоговых правонарушений, временные характеристики появления задолженности, а также особенности технологического процесса налогового органа в работе в неосуществленными в установленный срок платежами.

В ходе управления налоговыми органами задолженностью возникают устойчивые связи с иными участниками, сопровождающими процесс. Следовательно, организационная структура управления очерчивается кругом принимающих участие лиц (государственных органов, субъектов налоговых отношений и др.), активность взаимодействия и слаженность работы которых во многом оказывает влияние на конечный результат. В работе сформулированы цели, принципы, модели, способы и направления взаимодействия налоговых органов с государственными органами в процессе управления задолженностью, а также определены сферы взаимодействия на региональном уровне.

Под управлением налоговой задолженностью предлагается понимать упорядоченную организованную систему воздействия, осуществляемую налоговыми органами по отношению к плательщикам, и направленную на предупреждение возникновения налоговой задолженности, обеспечение её своевременного погашения и эффективного урегулирования.

Отличительной особенностью управления задолженностью является сочетание элементов ряда общественных систем: экономической, судебной, правоохранительной, а также вовлечение в процесс различных участников, каждый из которых выполняет определенные значимые задачи и оказывает влияние на эффективность управления в целом.

Реализация процедур управления налоговой задолженностью обеспечивается разработкой и соблюдением комплекса принципов, которые имеют большое значение в регулировании налоговых отношений. В работе выделяются 3 группы принципов: правовые, отражающие законодательную определенность, организационные, обеспечивающие процессуальное действие, и экономические, определяющие его воздействие на экономику.

Проведенный анализ деятельности налоговых органов показал, что в настоящее время не все из обозначенных принципов реализуются в полной мере. В частности, не находят отражение принципы всеобщности, своевременности и непрерывности, поскольку воздействие на плательщиков начинается после появления налоговой задолженности без применения профилактических мер, направленных на предупреждение её возникновения.

Процесс реализации налоговыми органами управления налоговой задолженностью рассматривается в виде последовательности определенных этапов: 1 — предварительный этап- 2 — основной этап- 3 — результативный этап.

Предварительный этап управления налоговой задолженностью заключается в проведении налоговыми органами разъяснительной, сервисной и профилактической деятельности с целью определения круга лиц, у которых может возникнуть задолженность, а также её прогнозной величины. По итогам указанных мероприятий разрабатывается дальнейшая стратегия осуществления действий по урегулированию неосуществленных платежей. Содержанием основного этапа является формирование массива должников, их систематизация и применение методов ликвидации задолженности, уточненных в работе исходя из целей управления (информационно-воспитательные, добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные, принудительные). На заключительном этапе определяются результаты управления налоговой задолженностью, производится расчет показателей эффективности деятельности налогового органа, а на их основе — осуществляется оценка качества налогового администрирования.

Систематизация должников позволила их упорядочить, позволяя в дальнейшем обеспечить наиболее эффективное действие методов и инструментов управления налоговой задолженностью.

Исходя из правового положения выделены 2 категории лиц, имеющих налоговую задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации, а также определены последующие классифицирующие признаки.

В работе обоснована необходимость применения таких последующих признаков классификации, как: факторы, влияющие на величину задолженности: (внешние, внутренние) основания возникновения (результаты налогового контроля, итоги текущих начислений) — степень согласия (оспаривается плательщиком или им признается) — порядок взыскания (судебный, внесудебный) — величина и длительность наличия задолженностиреальная возможность применения мер (имеется, не имеется) — систематичность появления задолженности (возникла впервые, появляется систематически) — статус ведения деятельности (для организаций и индивидуальных предпринимателей) — возможность признания банкротом (имеется, отсутствует).

Реализация методов управления налоговой задолженностью вызывает необходимость определения его эффективности. В работе предлагается авторское обоснование сущности и содержания категории эффективности применительно к системе управления налоговой задолженностью как степени соответствия содержания и результатов управленческой деятельности налоговых органов обозначенным параметрам, целям и задачам управления.

Методическое обеспечение эффективности управления налоговой задолженностью предполагает установление следующих элементов: а) определение цели эффективности применительно к результатам деятельностиб) определение критериев, отражающих объективную направленность эффективностипринципов и показателей эффективностив) формирование методики оценки эффективности.

В качестве критериев эффективности предлагается выделять:

1) правовой, отражающий законность решений и действий налогового органа;

2) экономический, направленный на обеспечение фактического поступления неосуществленных в срок платежей и снижение размера задолженности;

3) бюджетный, состоящий в рациональном расходовании средств, направленных на управление;

4) социальный, заключающийся в повышении налоговой культуры, дисциплины и грамотности плательщиков.

В работе охарактеризованы принципы эффективного управления налоговой задолженностью как ориентиры деятельности налоговых органов (оптимальность, комплексность, целостность, законность).

Развитие системы управления задолженностью обуславливает необходимость комплексной методики оценки эффективности рассматриваемого направления деятельности налоговых органов, основанной на сочетании различных показателей, соответствующих критериям эффективности.

Предлагаемая методика оценки эффективности управления налоговой задолженностью строится на четырех последовательных стадиях. Первым этапом является выбор системы показателей оценки, которая в максимальной степени отвечает требованиям эффективности.

Выделено пять групп, каждая из которых содержит наиболее значимые для оценки эффективности управления налоговой задолженностью показатели:

1 группа «Состояние задолженности, её динамика и размер» :

2 группа «Факторы урегулирования задолженности» .

3 группа «Оспаривание плательщиками действий (бездействия) налоговых органов» :

4 группа «Налоговая дисциплина и грамотность плательщиков» :

5 группа «Экономичность» :

На втором этапе исходя из целей управления и критериев эффективности экспертно устанавливаются диапазоны изменения показателей. Третий этап заключается в формировании алгоритма и непосредственного расчета показателей. Таким образом, рассчитываются 5 сводных показателей, характеризующих эффективность каждой группы, и 1 интегральный показатель, отражающий эффективность управления в целом. Для каждой группы рассчитывается сводный показатель, определяемый суммированием баллов по каждому сегменту, скорректированному на вес позиции, устанавливаемый экспертно. Итоговую оценку эффективности предлагается осуществлять с помощью расчета интегрального показателя. Этот показатель определяется суммированием сводных показателей:

Заключительным четвертым этапом является анализ полученных результатов и их использование в комплексной оценке деятельности налоговых органов. Проведенный анализ позволил установить, что эффективность работы налоговых органов Республики Марий Эл может быть существенно повышена посредством проведения предупредительной работы по возникновению налоговой задолженности, информационно-разъяснительных мероприятий по улучшению налоговой культуры, грамотности и дисциплины плательщиков, а также жесткого контроля по понуждению должников к исполнению конституционной обязанности по уплате налогов.

Таким образом, реализация разработанной методики оценки эффективности управления налоговой задолженностью, развивает методический инструментарий управления, обеспечивает его эффективность и способствует качественному развитию налогового администрирования в целом.

Направлениями повышения эффективности управления налоговой задолженности является совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, подходов к проведению налоговых проверок, улучшение информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, а также обеспечение электронного взаимодействия между налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Налоги и налогообложение: учебник. 9-е изд., пере-раб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2009. 318 с.
  2. С.Н. Особенности налогового администрирования в современных условиях Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 38 (278). С. 46−52.
  3. .Х., Абдулгалимов A.M., Алиев М. Б. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. 240 с.
  4. .Х. Налоговая система: понятие, структура, параметры // Налоги. 2008. № 3.
  5. A.JI. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. Закон и практика / А. Л. Апель, В. А. Гунько. СПб.: Питер, 2002.
  6. A.B., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. 591 с.
  7. A.B., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2004. 560 с.
  8. Д.А. Институт налогового консультирования в механизме налогового администрирования // Финансы. 2011. № 1.
  9. Л.М. Анализ налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 5.
  10. Л.М. Организация планирования налоговых поступлений в бюджетную систему // Налоги и налогообложения. 2008. № 1.
  11. Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.
  12. В.В. Формирование экономического механизма народного хозяйства в современных условиях: автореф. дис.. канд. экон. наук. М.: МГСУ, 2003.
  13. О.Ю., Шилина Е. В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и таможенных органов // Банковское право. 2006. № 2.
  14. E.B. Факторы формирования задолженности по налоговым платежам // Общество и экономика. 2004. № 9. С. 29−48.
  15. И.Л. Взыскание налоговых долгов за счет имущества организации // Российский налоговый курьер. 2010. № 18. С. 50−58.
  16. H.H., Сугробова Е. Б. Основы налогового консультирования: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гончаренко. М.: Магистр, 2005. 175 с.
  17. К.С. Основы налогового права (цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) //Гражданин и право. 2006. № 1.
  18. Н.В. Принудительное взыскание налоговых платежей: проблемы и практика их решения. М.: Изд-во „Бухгалтерский учет“, 2008. 128 с.
  19. A.B. Государственный финансовый контроль: оценка эффективности // Аудиторские ведомости. 2009. № 3.
  20. А.Н. Защита прав налогоплательщика при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций. М.: Юстицинформ, 2007. 480 с.
  21. Е.В. Основные направления и новации бюджетно-налоговой политики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Финансы и кредит. 2007. № 33 (273). С. 63−66.
  22. Е.В. Теоретические и методические аспекты определения целей и качества налогового и бюджетного планирования // Финансы и кредит. 2008. № 5 (293). С. 23−28.
  23. В.А., Малахов П. В. Анализ влияния государственного регулирования на поступление налогов и сборов // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 26.
  24. O.A. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности // Молодой ученый. 2010. № 8. Т. 2. С. 6−9.
  25. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
  26. A.B. Практическая налоговая энциклопедия. Т. 6. / Под ред. A.B. Брызгалина. М., 2010.
  27. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. О. Врублевской, М. Романовского. СПб.: Питер, 2008. 576 с.
  28. Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2010. № 12. С. 6−9.
  29. С.Г. правовые формы легализации политики налогов в Древней Греции и Древнем Риме // Право и политика. 2007. № 5.
  30. М.Е. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Адвокат. 2008. № 3.
  31. М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современности России // Законодательство и экономика. 2008. № З.С. 81−86.
  32. М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. № 5.
  33. Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребления правом в сфере налогообложения // Право и экономика. 2003. № 1.
  34. Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. 238 с.
  35. В. Принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2003. № 24.
  36. П.А. Вопросы, возникающие в процессе взыскания задолженности по налогам //Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 1.
  37. A.B. Некоторые правовые аспекты механизма взыскания налоговой задолженности // Финансовое право. 2009. № 3.
  38. A.B. Основания возникновения налоговой задолженности // Налоги. 2009. № 5. С. 23−27.
  39. A.B. Понятие налоговой задолженности по российскому законодательству // Финансовое право. 2009. № 10. С. 2−4.
  40. A.B. Системный подход к содержанию взыскания налоговой задолженности // Налоги. 2009. № 6. С. 44−47.
  41. Г. Р. Правовое регулирование признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию // Налоговая политика и практика.2010. № 7. С. 20−25.
  42. Л.И. К Вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. № 2. С. 17−24.
  43. Ю.В. Совершенствование налогового администрирования на современном этапе: автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 23 с.
  44. О.В. Принципы эффективности налогового регулирования //1. Финансы. 2010. № 9.
  45. Е.Ю. Финансовое право: учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М., 2003.
  46. Е.М. Эффективность в финансовом контроле: приложение общей теории // Аудиторские ведомости. 2009. № 2.
  47. А.З., Лобанов A.B. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002.
  48. В .И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издание 1863−1866 гг.
  49. О.И., Ловинюков A.C. О надлежащих условиях исполнения налоговой обязанности // Административное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 80−87.
  50. О.И., Ловинюков А.С.О правовой природе пени и возможности ее бесконечного роста // Административное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 79−83.
  51. О.И. О погашении задолженности по налогам, штрафам, пеням учредителями организации // Налоговый вестник. 2008. № 6.
  52. А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы муниципальных образований в условиях финансового кризиса //1. Финансы. 2009. № 3.
  53. Е.Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства // СПС КонсультантПлюс. 2009. С. 205.
  54. В.П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть // Налоговая политика и практика. 2010. № 2.
  55. И.В. Влияние налогов и сборов на формирование доходной части бюджетов // Налоговое планирование. 2007. № 4.
  56. E.H. Основы налогообложения и налогового законодательства / E.H. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. СПб.: Питер, 2004.
  57. Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2007. № 8 (248). С. 2832.
  58. H.H. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  59. В.А. Теоретические и методические основы эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2001. № 1 (37).
  60. Н.С. Совершенствование аналитической работы налоговых органов // Российский налоговый курьер. 2010. № 22.
  61. А.Я. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансовое право. 2009. № 4.
  62. М.В. О показателях эффективности функционирования налоговой системы // Налоговая политика и практика. 2005. № 6.
  63. Ю.Б., Тищенко А. Н. Современные проблемы налоговой политики /Ю.Б. Иванов, А. Н. Тищенко. Харьков: ИД „Инжек“, 2006. 224 с.
  64. С.Ю. Основы взаимодействия // Президентский контроль. 1999. № 9.
  65. С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1985.
  66. Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2005.
  67. Институциональная экономика: Учебник / под общ. Ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2009. 721 с.
  68. А.П., Геворкян К. С. Взаимодействие как управленческая категория // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998.
  69. A.A. Очерк теории и политики налогов //Финансы и налоги: очерки теории и политики. М.: „Статут“, 2004.
  70. В.А., Мышов В. А. Совершенствование управления механизмами контроля и аудита на современном посткризисном этапе развития экономики //Международный бухгалтерский учет. 2011. № 4.
  71. М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003
  72. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М. Н. Карасев. М.: Вершина, 2004. — 244 с.
  73. А.Ф. Гражданский процесс. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940
  74. Г. В. Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности // Российский налоговый курьер, 2010, № 22
  75. A.C. Критерии оценки эффективности государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями России // Финансы и кредит. 2007. № 4 (244)
  76. Д.Г. Правовые вопросы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон, 2009, № 5
  77. В.А. Работа с налогоплательщиками одно из условий повышения налоговой дисциплины // Российский налоговые курьер, 2010, № 20
  78. Е.А., Ткачев В. Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. М.: Городец, 2007
  79. А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и Ко“, 2005
  80. В.А., Перонко И. А. Налоговое администрирование Электронный сесурс СПС „КонсультантПлюс“. // Налоговый вестник. -2000. -№ 10.
  81. A.B. Безнадежные долги по налогам и сборам: понятие и процедура списания. М.: Ось-89, 2009. С. 12 46.
  82. Ю.А. Налоговое право России: учебник / Отв.ред. Крохина Ю.А.-М.: Норма, 2007
  83. И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право, 2005, № 4
  84. И.И. Налоговое право России / И. И. Кучеров. М.: ЮрИнфоР, 2006. — 279 с.
  85. М.А. Административный порядок взыскания задолженности по налогам и сборам на современном этапе // „Налоги“ (газета), 2009, № 2
  86. Ю.М. Итоги реализации налоговой политики // Аудит и налогообложение, 2010, № 8. С.30−35
  87. A.C., Мухин В. И. Исследование систем управления. Учебник.1. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  88. A.B. Механизм правового регулирования //Правоведение. -1996.-№ 3.
  89. В.Е. Взаимодействие органов власти при формировании бюджета субъекта Федерации // Налоги, 2006, № 3
  90. В.И. История управленческой мысли: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 599.
  91. Д.А. Налоговый контроль: формы осуществления и результативность // Бухгалтер и закон. 2111. № 6. С. 10−12
  92. P.A. Механизм регулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели эффективности // Налоговая политика и практика, 2008, № 11. С.52−57
  93. P.A. О действенности механизма регулирования задолженности организаций // Все для бухгалтера, 2008, № 11
  94. Ю.В. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 5
  95. O.A., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование: учебник. М.:Омега-JI, 2008. — 288 с.
  96. М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер, 2010, № 13−14
  97. О.Н. Административно-правовое регулирование налоговой сферы Российской Федерации: автореф. дис. .канд. юрид. наук / О. Н. Михайлов. М., 2001. — 24 с.
  98. Налоговая политика России: проблемы и перспективы /Под ред. И. В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003. — 288 с.
  99. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальсностям „Финансы и кредит“, „Бухгалтерский учет, анализ и аудит“, „Мировая экономика“ / И. А. Майбуров и др.- под ред. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 519 с
  100. Налоговое администрирование: учеб. пособие/ М. А. Невская, М. А. Шалагина. М.: Изд-во „Омега — Л“, 2009. — 250 с.
  101. Налоговое администрирование: учебное пособие/ кол. авторов- под ред. Л. И. Гончаренко. М.: КНОРУС, 2009
  102. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004.
  103. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям „Финансы и кредит“, „Бухгалтерский учет, анализ и аудит“ / И. А. Майбуров и др.- под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.
  104. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. -М.: КНОРУС, 2009.
  105. Налоговый контроль: учеб пособие / Г. Г. Нестеров, H.A. Попонова, A.B. Терзиди. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 384 с.
  106. В.В., Желтов Н. С., Сергеев C.B. Информационное взаимодействие в финансовой системе России // Налоговый вестник, № 1, 1999
  107. В.Н., Юрзинова И. Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы, 2009, № 12
  108. Ф.С. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 240.
  109. А.И. Повышение эффективности обеспечения доходов региональных и местных бюджетов // Российский налоговый курьер, 2009, № 21
  110. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  111. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 204.
  112. K.M. Налоговая задолженность: повышение эффективности администрирования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. Спб., 2008. — С.249−256
  113. М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. № 2.
  114. Осипов C. JL, Бондарь O.A. Системность урегулирования налоговой задолженности в субъекте Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России, 2010, № 2 С. 15
  115. Е.Г. История налоговых систем: опыт социально-философского анализа: Монография. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. — 196 с.
  116. В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М., 2008.-С. 84.
  117. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Учебник для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. — М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.
  118. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. 1998. — № 11.-С. 18−23.
  119. О.В. Ответственность участников (учредителей) по налоговым долгам организации //Юрист. 2010. № 1. С. 10 17.
  120. В.А., Тедеев A.A. Налоговое право РФ. Ростов н/Д, 2002. С. 233.
  121. О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения //Налоговый вестник. 2005, № 6
  122. С.Г. Налоги. Реформы и практика. М., 2005.
  123. С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. -М., 2004.-591 с.
  124. В.В. О взаимодействии при осуществлении функции контроля за поступлением налогов и иных обязательных платежей // Налоговый вестник, № 2, 1999
  125. Г. В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: Дисс.. .докт.юрид.наук. М., 2003.
  126. Н.Е. История налогообложения в России IX XX вв.: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 416 с.
  127. А.Ю. Институт принудительного исполнения в России: история и современность // Исполнительное право, 2006, № 1
  128. М.Р. Сочетание налоговых интересов всех уровней власти // Финансы, 2010, № 6
  129. М.Р. Вопросы налогового федерализма в концепции федеративных финансов // Налоги и налогообложение, 2011, № 1
  130. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.02.2010 № 03−02−07/1−57
  131. Письмо МНС России от 5 мая 2000 г. №АС-6−09/352@ „О порядке отражения в лицевых счетах плательщиков отсроченных (рассроченных) и приостановленных к взысканию сумм задолженности по налогам“ // СПС „Консультант Плюс“
  132. Письмо ФНС России от 15.09.2008 №ММ-6−1/652@ „О направлении плана мероприятий по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам“
  133. Письмо ФНС РФ от 30.03.2011 №ЯК-4−11/4954@ „О повышении эффективности урегулирования задолженности по налогам“
  134. .А. Способы взыскания долгов // Налоговый вестник, 2009, № 10
  135. Положение по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99), утверждено Приказом Министерства финансов российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 н // Финансовая газета. 1999. № 34.
  136. В. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества: можно ли оспорить? // Финансовая газета. 2011. № 2. С. 7 8- № 3. С. 9.
  137. Н. Долг платежом красен Интервью с К.В. Янковым. // Налоговая политика и практика. 2011. № 6. С. 4 6.
  138. Практическая налоговая энциклопедия. Т. 16. Пеня в налоговом праве / Под ред. A.B. Брызгалина. 2007 // Электронная правовая система „Гарант“.
  139. С.Б., Пронин М. С. Взыскание задолженностей по налогам с организаций // Горячая линия бухгалтера, 2006, № 9, 216 с.
  140. C.B. О некоторых вопросах повышения эффективности взыскания налоговой задолженности // Бюджет, 2011, № 6
  141. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. „Современный экономический словарь“, М, ИНФРА М, 2006
  142. Реш В.К. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов // Налоговый вестник, 1999, № 11
  143. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1999.
  144. Российский статистический ежегодник 2004 г.: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. С. 568.
  145. Е.А. Антикризисные меры: управление дебиторский задолженностью // Налоговый вестник, 2009, № 6
  146. Э.А., Никитенко Т. В. Организационно-экономический механизм укрепления налоговой дисциплины // Международный бухгалтерский учет, 2011, № 36
  147. М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью М.: Волтерс Клувер, 2011. 528 с.
  148. H.A. Принуждение в финансовом праве. М., 2006
  149. Т.Ю. Отдельные исторические аспекты эволюции понятия „налоговая обязанность“ // Финансовое право, 2007, № 4
  150. A.A., Грибанов С. Л. история обеспечения законности и контроля за сбором налогов в России // История государства и права, 2006, № 9
  151. И.В. Налоговое планирование: Учеб.-метод. пособие / И. В. Сергеев, А. Ф. Галкин, О. М. Воронцова. М.: Финансы и статистика, 2007.-168 с.
  152. А.Э., Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. / А. Е. Сердюков, Е. С. Вылкова, A.JI. Тарасевич. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  153. Т. Реструктуризация старой налоговой задолженности // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2010. № 4. С. 40 48.
  154. Синягин А. К, Дубинина И. В. Новации и традиции в развитии методологии аудита эффективности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2010, № 14, С.20−26
  155. Е.В. Проблемы задолженности по налоговым платежам в 2004 г. //"Финансы», 2005, № 4
  156. Е.Е. Совершенствование регистрационной работы налоговых органов // Финансы, 2009, № 11
  157. Е.Е. О результатах налоговых проверок // Финансы, 2007, № 12
  158. М.Н. Очерки финансовой науки. Петроград, 1925
  159. Собрание законодательства РФ, 26.07.2004, № 30
  160. Собрание законодательства РФ. 1999. № 30
  161. A.A. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. — 506 с.
  162. В.В. Правовой режим пени в налоговом праве / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2004
  163. В.В. Порядок взыскания недоимок, пени, штрафов: история и современность // Арбитражный и гражданский процесс, 2005, № 6
  164. А.Е., Черкасова Ю. И. Анализ налогового потенциала муниципальных образований в целях совершенствования механизма внутрирегионального бюджетного выравнивания // Экономический анализ: теория и практика, 2009, № 5
  165. С.А., Колосова J1.B. Проблемные вопросы взыскания задолженности по налогам // «Налоговые споры: теория и практика», 2007, № 5
  166. В.А. О методологических принципах списания безнадежной задолженности и об отсрочке платежей по уплате налогов // Все для бухгалтера. 2011. № 1. С. 31 33.
  167. A.C. Налоговая обязанность и её неисполнение как основание принуждения в налоговой сфере // Юрист, 2004, № 12
  168. A.C. Недоимка как категория налогового права // Финансовое право, 2002, № 1
  169. A.B. История налогов в России.—М.: «Юрист», 2001. 432 с.
  170. A.B. Энциклопедия российского и международного налогообложения. М.: Юристь, 2003 .-910с.
  171. Л.И. Методы экспериментального исследования социальнойпсихологии. М., 1977
  172. Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы // Налоговый вестник, 2010
  173. Л.Ю. Методические подходы к управлению и анализу дебиторской задолженностью в малом предпринимательстве // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 7
  174. Ф.Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология: Монография. М.: Издательство «Проспект», 2008.
  175. А.П. К вопросу о понятии и правовой природе налогового администрирования // Финансовое право, 2011, № 4
  176. Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ». — 1997. — 382 с.
  177. Д.Г. Налоги: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д. Г. Черника. -М.: Финансы и статистика. — 2001.
  178. Д.Г. Налоги: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996−400 с.
  179. Д.Г. Экономическая ситуация и налоги Электронный ресурс СПС «Консультант^-». // Налоговый вестник. 1999. — № 9.
  180. JI.А. Взыскание задолженности по налогам и пеням // Налоговый вестник. 2010. № 3. С. 123 127.
  181. И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги (журнал), 2008, № 3 (2)
  182. С.О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. M.: Издательская группа «Прогресс», 1995
  183. A.B., Рожок А. П. Налогообложение в различных странах: история возникновения и развития // Аудиторские ведомости, 2010, № 7, С.72−80
  184. A.B., Рожок А. П. Налогообложение в России: исторический аспект // Аудиторские ведомости, 2010, № 9, С.68−78
  185. А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / А. Д. Шеремет. М.: РИОР, — 2010.
  186. Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
  187. A.A. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. A.A. Ялбулганова
  188. Е.Е. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога организацией: меры, его образующие, и их правовая природа //Юрист, 2005, № 8
  189. Е.Е. Процессуальные аспекты принудительного исполнения налоговой обязанности // Финансовое право, 2006, № 9
  190. К.В. Повышение профессионализма в ведении дел о банкротстве резерв роста собираемости налогов // Российский налоговый курьер, 2010, № 22
Заполнить форму текущей работой