Актуальность темы
исследования. Современный этап развития российской экономической науки и практики свидетельствует об острой потребности в разработке стратегии устойчивого роста национального хозяйственного комплекса с учетом его возможностей адаптации к условиям посткризисного развития.
Концепция совокупного спроса прочно вошла сегодня в методологический инструментарий экономической теории. В качестве функции значимого стимулятора экономического роста национальной экономики механизм формирования и реализации совокупного спроса представляется весьма перспективным. По динамике его параметров можно прогнозировать конъюнктурные тенденции в экономике, а анализ взаимосвязей совокупного спроса с совокупным предложением способен раскрыть объективные характеристики макроэкономического равновесия. Регулирование макроэкономики, особенно в период её ры-ночно-трансформационных преобразований невозможно без теоретического и практического овладения концепцией совокупного спроса.
В рамках рыночно-транзитивной экономики особую значимость имеет соответствующая трансформационная адаптация концепции совокупного спроса, что объясняется следующими причинами.
Общей особенностью переходного к рынку периода является необходимость вынужденного взаимодействия альтернативных по характеру (административных и рыночных) принципов, форм и методов хозяйствования. Именно эту противоречивость непосредственно и отражает хозяйственный механизм экономики переходного общества, который обеспечивает реализацию одной и той же цели различными, порой несовместимыми способами.
Основной инструмент макроэкономического регулирования — экономическая политика государства — продолжает выполнять регулирующие функции и в экономике переходного к рынку периода. Более того, роль экономической политики государства в переходной экономике значительно возрастает, поскольку рыночные институты и формы в постадминистративной экономике имеют на начальном этапе рыночных преобразований преимущественно институциональное происхождение.
Теоретические исследования российских экономистов обнаруживают в последние годы методологически плодотворную тенденцию к «практическому» освоению теории рыночного механизма хозяйствования с учетом производственных реалий отечественной экономики. Тем не менее, при всем обширном диапазоне такого рода исследований в их числе до настоящего времени незаслуженно отсутствуют специальные разработки, посвященные необходимости, возможности и особенностям использования концепции совокупного спроса в условиях становления рыночной экономики. Это, несомненно, снижает возможность практического использования одного из самых эффективных инструментов, способных обеспечить устойчивый экономический рост.
Изложенное определяет выбор темы настоящего исследования, ее актуальность, а также логическую структуру предпринятого исследования.
Степень разработанности проблемы в научной литературе. Основы теории совокупного спроса представлены, прежде всего, в работах Дж. М. Кейнса и его последователей — видных кейнсианцев, посткейнсианцев и неокейнсиан-цев Е. Домара, П. Самуэльсона, С. Фишера, Э. Хансена, Дж. Хикса, Р. Харрода, а также их оппонентов М. Фридмена, Ф. Хайека, О.Уильямсона.
Анализ зависимости совокупного спроса от конкретных факторов экономического развития представлен в работах К. Купманса, X. Тейлора, Я. Тинбер-гена и Р. Фриша.
Теория потребления, используемая для современной оценки совокупного потребительского спроса, представлена в классических трудах Л. Вальраса, С. Джевонса, Дж. Кларка, Ш. Жида, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето.
Ключевые факторы, определяющие совокупный спрос населения и выбор индивидов, подробно исследованы Дж. Дьюзенбери, Дж. Нейманом, О. Мор-генштерном, Г. Саймоном и А.Сеном.
В российской экономической теории проблемами потребительской составляющей совокупного спроса занимаются такие ученые, как В. Агеев,.
И. Алехина, Г. Азгальдов, А. Аузан, Ю. Борозин, К. Вальтух, Ю. Иванов,.
B. Иноземцев, А. Пономарев, А. Сергеев, В. Смирнов, И. Столяров, С. Шаталин.
Сущность и место реального накопления капитала в экономическом развитии национального хозяйства представлены в работах М. Богуславского,.
A. Богатырева, А. Булатова, А. Водянова, Г. Воскресенского, Е. Гайдара,.
C. Глазьева, К. Гусевой, А. Илларионова, Н. Кравченко, И. Липсица, В. Мило-видовой, Е. Строева, Я. Уринсона, С. Шаталина, Ю. Яковца и Е. Яковлева.
Методологические основы анализа социально-экономической природы национальных интересов посткризисной экономики заложены в трудах таких известных отечественных и зарубежных ученых, как Л. Абалкин, Ф. Бастиа, Р. Барр, Е. Гайдар, Э. Ильенков, О. Мамедов, С. Мареев, С. Медведев, В. Межуев,.
B.Овчинников, Ю. Осипов, Ж. Руссо, Г. Солодков.
Теоретические проблемы совокупного спроса в увязке с проблемами транзитивной экономики исследованы в трудах, посвященных анализу особенностей трансформационных процессов и их российской специфики, Л. Абалкина, О. Белокрыловой, В. Белоусова, А. Бенедиктова, В. Ветрянского, С. Глазьева, В. Игнатова, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, Н. Елецкого, А. Зельднера, Д. Кери-мова, Р. Качалова, Р. Квасова, А. Лившица, Л. Любимова, О. Мамедова, В. May, Б. Мильнера, В. Овчинникова, Е. Суханова, В. Шкредова, В. Яковлева.
Проблемы формирования совокупного спроса в российской экономике рассмотрены в работах В. Мехрякова, Г. Овчинникова, И. Осадчей, Г. Худокормова и Р.Нуреева.
Анализ государственной экономической политики в области формирования совокупного спроса осуществлен в исследованиях представителей ростовской экономической школы: О. Алексеевой, В. Белоусова, Н. Кущий, О. Мамедова, И. Солдатовой, Е. Ткачевой, С. Шагиняна и др.
Однако, несмотря на столь пристальное внимание экономистов к изучению проблем, связанных с управлением совокупным спросом, целостная концепция взаимосвязи макроэкономических показателей деятельности экономических субъектов, развития страны в целом с государственной политикой в области формирования совокупного спроса в трансформационном периоде еще не сформирована.
Совершенно очевидно, что задача исследования совокупного спроса в условиях транзитивной экономики не может быть решена механическим соединением разрозненно рассматриваемых вопросов, связанных с заявленной проблемой. Это обусловливает необходимость формирования концептуального видения и моделирования совокупного спроса как специфического механизма социально-экономической политики государства по обеспечению устойчивого роста российской экономики.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в обосновании системы инструментов государственной политики обеспечения дополнительного импульса устойчивого экономического развития трансформирующейся экономической системы на основе выявления реального рыночно-трансформационного потенциала совокупного спроса как макрорыночного приоритета транзитивной экономической политики.
Реализация данной цели означает необходимость постановки и решения системы логически взаимосвязанных задач, отражающих последовательные этапы предпринятого анализа и конструктивных разработок. К ним следует отнести:
1) выявление генезиса формирования и развития концепции совокупного спроса как системы теоретических подходов и практических мер по обеспечению стабильного устойчивого развития экономической системы с признаками кризисного характера. Решение этой задачи предполагает:
— раскрытие теоретико-методологических основ концепции совокупного спроса на основе теории Дж. Кейнса и определение места совокупного спроса в неокейнсианских концепциях экономического роста народнохозяйственной системы;
— исследование основных критических позиций представителей монетаристской школы экономической мысли в отношении кейнсианской концепции совокупного спроса и обоснование роли государственной экономической политики в регулировании роста национального хозяйства через управление основными составляющими совокупного спроса, предложенное посткейнсианца-ми.
2) формирование методологических основ анализа иерархии приоритетов рыночно-трансформационной экономической политики, что обусловливает:
— обоснование роли совокупного спроса в экономической политике обеспечения устойчивого роста национального хозяйства;
— выявление перспектив управления совокупным спросом в модели транзитивной экономики.
3) оценка реальности и оптимальности применения концепции совокупного спроса для реализации экономической политики государства в условиях посткризисного состояния российской экономики. Решение данной задачи предполагает:
— разработку основных инструментов политики управления потребительским спросом в российской экономике на этапе её посткризисного развития;
— формирование механизма управления инвестиционным спросом реального сектора национального хозяйства для стимулирования устойчивого развития российской экономики.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является совокупный спрос как фактор устойчивого развития национальной экономики в условиях трансформационных процессов и государственная экономическая политика, направленная на его обеспечение.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают инструменты государственной поддержки совокупного спроса, обеспечивающие учет национальной и региональной специфики развития российской экономики.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили фундаментальные теоретические положения основных направлений современной экономической мысли: кейнсианства — о структуре и факторах формирования совокупного спроса и механизме регулирования его величины в краткосрочном периоденеокейнсианства — о ведущей роли инвестиционного спроса как фактора экономического роста национального хозяйства и стимулировании высокого уровня частных инвестиций и государственных капиталовложений посредством бюджетно-налоговой политики в долгосрочном периодемонетаризма — о важности опосредованного регулирования макроэкономических процессов преимущественно мерами денежно-кредитной политикипо-сткейнсианства — о неустойчивости экономического роста и необходимости комплексного использования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политикитеории переходной экономики — о системном характере деформированно-сти механизма функционирования транзитивного рынка.
Инструментарно-методический аппарат исследования. В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовалась совокупность современных гносеологических методов — структурного, функционального, сравнительного и монографического, реализованы принципы единства исторического и логического, взаимосвязи конкретного и абстрактного, диалектики общего и особенного, а также приемы графического анализа, концептуального моделирования.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили фактологические сведения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам формирования совокупного спроса, официальные справочно-статистические материалы Госкомстата РФ, Ростоблкомстата, а также результаты социологических опросов, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе, в периодической печати, в том числе представленные на официальных web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, организаций и институтов.
Нормативно-правовая база исследования включает федеральные законы, указы Президента РФ, регулирующие процесс осуществления экономических реформ.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании необходимости формирования и реализации комплекса экономических инструментов государственной политики стимулирования совокупного спроса, предполагающей одновременное воздействие на инвестиционный и потребительский спрос для обеспечения устойчивой тенденции экономического роста интенсивного типа на этапе посткризисного развития. Управление инвестиционным спросом должно осуществляться с учетом перспективности развития отраслей экономики, видов деятельности и отдельных предприятий через разработку и реализацию инструментов стимулирования инвестиционной активности экономических субъектов, основными из которых являются: крупные и средние предприятия, субъекты малого бизнеса и домашние хозяйства. Обеспечение необходимого уровня потребительского спроса должно реализо-вываться в зависимости от стратегии поведения населения на рынке потребительских товаров и услуг.
Основные положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся основные положения, отражающие содержание авторской позиции по исследуемым проблемам:
1. Анализ факторов, обеспечивающих экономический рост на посткризисном этапе развития российской экономики, позволяет утверждать, что, во-первых, они носят нестабильный и кратковременный характер и поэтому не могут обеспечить устойчивый тип экономического роста. Во-вторых, действующие факторы обеспечивают по преимуществу экстенсивный рост и не содействуют структурной перестройки экономики в сторону преобладания в ней наукоемких высокотехнологических отраслей обрабатывающей промышленности. Это свидетельствует о необходимости поиска долговременных и более действенных факторов экономического роста с использованием концепции совокупного спроса, которая предполагает одновременное стимулирование инвестиционного и потребительского спроса.
2. Историко-генетический анализ методологических основ концепции совокупного спроса и возможностей макроэкономической политики в области его формирования и стимулирования показал, что все рассмотренные научные теории (неоклассическая, кейнсианская, неокейнсианская, монетаристская, по-сткейнсианская) предлагают различные варианты достижения адекватного целям устойчивого экономического развития значения совокупного спроса. Но все данные теории объединяет признание недостаточности для решения этой задачи механизма рыночного саморегулирования и необходимости активного участия государства в формировании совокупного спроса мерами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, что позволяет рассматривать представленные экономические концепции не как альтернативные, а скорее как взаимодополняющие, дающие возможность при выработке и реализации экономической политики использовать рекомендации различных школ в определенном сочетании сообразно реальной экономической ситуации.
3. Снижение роли совокупного спроса в обеспечении экономического роста вначале трансформационных преобразований в российской экономике обусловило его сокращение и создало условия для возникновения и наращивания явлений кризисного характера, ставших результатом комплексного действия группы факторов: факторов ценовой политики (в первую очередь — резкий неравномерный рост цен и тарифов по отраслям, продуктам и видам услуг) — факторов финансовой политики (высокий уровень налогообложения, отмена налоговых преференций, отказ от предоставления налоговых субсидий, сокращение объемов госзаказов, отказ от прямой финансовой поддержки предприятий) — факторов денежно-кредитной политики (проведение политики «дорогих денег», поддержание высокого уровня кредитных ставок) — факторов валютного регулирования (политика сохранения твердого курса рубля) — факторов фондового рынка (выпуск значительной массы государственных ценных бумаг с высокой доходностью, отсутствие инструментов привлечения сбережений населения через рынок ценных бумаг в реальный сектор экономики) — факторов политики доходов (отказ от практики индексации заработной платы по мере роста инфляции, создание условий, предопределяющих общий весьма низкий уровень доходов населения). Решающее воздействие сокращения совокупного спроса на динамику реального сектора экономики означает, что, с одной стороны, экономический строй стал в своей основе рыночным (динамика и структура производства определяются не принудительными планово-распределительными методами, а объемом, динамикой и структурой совокупного спроса), а с другой — обеспечение выхода на устойчивую траекторию экономического развития невозможно без осуществления активной государственной экономической политики в области стимулирования инвестиционного и потребительского спроса.
4. В современных условиях посткризисного развития российской экономики высокие и устойчивые темпы экономического роста интенсивного типа могут быть обеспечены путем существенной активизации инвестиционного процесса посредством преодоления действия препятствующих этому причин, которые можно систематизировать следующим образом: административные (административные барьеры и неформальные воздействия государства на бизнес) — экономические (государственные внешние долгинеэффективное и нерациональное использование федеральных и региональных бюджетных средствдоминирование собственных средств предприятий в качестве источников финансирования инвестицийвысокая доля убыточных предприятийдисбаланс отраслей экономикивывоз капиталаотсутствие межотраслевого перелива капиталаслабая трансформация сбережений в инвестиции) — психологические (нежелание иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику России, поскольку сохраняются высокие инвестиционные рискинедоверие населения к государствуотсутствие устойчивой мотивации хранения сбережений на банковских счетах и в ценных бумагах) — информационные (незнание подавляющим большинством населения правил игры на фондовом рынкеограниченность доступности необходимой статистической информации, ассиметрия информации для различных групп рыночных игроков и т. д.).
5. Государственная политика стимулирования инвестиционного спроса на мезоуровне, направленная на наращивание общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу региона, должна осуществляться через реализацию механизма управления инвестиционной активностью, основными составляющими которого являются:
— выявление «точек роста» в регионе на основе анализа динамики показателей производственной деятельности и удельного веса отраслей народного хозяйства в структуре валового регионального продукта на этапе посткризисного развития, а также обеспеченности населения жильем;
— разработка инвестиционной программы, направленной на стимулирование инвестиционной активности перспективных отраслей, видов деятельности, отдельных предприятий, включающая определение основных направлений инвестиционной политики и комплекса инструментов дифференцированного воздействия на инвестиционный спрос различных групп экономических субъектов: для активизации инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий — налоговое стимулирование инвестицийвведение режима специального хранения и расходования амортизационных отчисленийреализация системы финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономикиразвитие промышленного ипотечного кредитования и др.- для стимулирования инвестиционной активности предприятий малого бизнеса — обеспечение защиты субъектов малого предпринимательства от неправомерных действий административных и иных властных структурразвитие лизинганалоговое стимулирование инвестиций малого бизнесасоздание предпринимательских инкубаторовдля вовлечения в инвестиционный процесс домашних хозяйств — повышение доходности сбережений, аккумулированных банковской системойсоздание эффективной институциональной организации рынка жильяразвитие ипотеки в сфере жилищного строительства и др.
6. Потребительскому рынку российской экономики на этапе посткризисного развития присуще: деформированная структура потребительского спроса, проявляющаяся в устойчивом расширении сегмента потребительского рынка, занимаемого импортной продукциейвысокий удельный вес расходов на питание в структуре конечного потребления домашних хозяйствувеличение доли услуг в потребительских расходах населения, вызванное опережающим ростом тарифов на платные услугинизкий удельный вес товаров длительного пользования в структуре расходов на непродовольственные товары. Это обусловлено низким уровнем денежных доходов населения, углубляющейся беспрецедентной по масштабам социально-экономической дифференциацией населения, напряженной (особенно в депрессивных регионах) ситуацией на рынке труда, задолженностью предприятий и организаций по заработной плате, высоким уровнем цен, что в целом предопределяет не снижающиеся масштабы бедности и невысокие темпы роста потребительского спроса населения.
7. Дифференциация трудоспособного населения Ростовской области по уровню получаемых основных и дополнительных доходов и их источников, сферам деятельности, выполняемым экономическим функциям детерминирует существенные различия его спросовых стратегий на региональном рынке потребительских благ:
— активная рыночная стратегия реализуется преимущественно предпринимательским слоем населения с высоким уровнем совокупного дохода (составляющим более 7000 рублей в месяц и включающим предпринимательский доход или заработную плату в высокодоходных отраслях экономики региона, а также доходы от собственности и иных активов) и, соответственно, с высоким спросом на потребительские товары и услуги, а также активным участием в инвестиционном процессе;
— консервативная стратегия присуща в основном работникам бюджетной сферы с уровнем совокупного дохода не ниже величины прожиточного минимума (дополнительный доход которых формируется в домашнем секторе экономики), предъявляющим на региональном потребительском рынке, главным образом, спрос на продукты питания, одежду, обувь, санитарно-гигиенические и моющие средства, при этом расходы на приобретение товаров длительного пользования и инвестиционная активность данной группы населения незначительны;
— пассивная стратегия свойственна населению (отличающемуся отсутствием желания поиска новых путей развития и всякого рода инициативы) с совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума и, соответственно, с незначительным потребительским спросом даже на товары первой необходимости.
8. Основными инструментарными средствами воздействия на потребительский спрос на региональном рынке, соответствующими конкретным типам стратегии рыночного поведения трудоспособного населения выступают: для потребителей с активной рыночной стратегией — упрощение процедур регистрации малого предпринимательства, создание так называемых «магазинов предпринимательства" — предоставление налоговых льгот лицам, стремящимся к обеспечению самозанятостистимулирование маркетинговой активности и т. д.- для потребителей с консервативной стратегией — внедрение новых форм стимулирования труда в учреждениях и организациях государственного секторасовершенствование форм и методов предоставления потребительского кредита, в первую очередь при приобретении продукции отечественного производствавнедрение и распространение системы расчетов через банковские карты с открытой кредитной линиейсоздание и обеспечение работы крупных районных организаций по закупке продукции, производимой в ЛПХ, по трем направлениям — мясо-молочная продукция, яйцо и овощи-фруктыдля потребителей с пассивной стратегией — внедрение системы разделения рабочих мест и предоставление налоговых льгот предприятиям, реализующим такие механизмырегулирование цен на социально значимую продукциюиндексация фиксированных доходов в соответствии с темпами роста цен.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном обосновании особенностей механизма влияния совокупного спроса на развитие национальной экономики в условиях посткризисного периода, идентификации факторов его региональной дифференциации и разработке инструментов эффективной государственной экономической политики стимулирования инвестиционного и потребительского спроса, реализация которых направлена на рост действенности принимаемых решений в области повышения совокупного спроса как индикатора макроэкономической стабилизации и устойчивого развития. Конкретно элементы научной новизны проявляются в следующем:
1. На основе анализа факторов, обеспечивающих развитие российской экономики на этапе посткризисного восстановительного роста, доказана роль совокупного спроса в создании условий интенсивного, инновационного характера экономического развития, что дало основания для структурного анализа совокупного спроса и определения первостепенных направлений государственной политики стимулирования его компонентов (инвестиционного и потребительского спроса).
2. Доказано, что политика стимулирования совокупного спроса и его компонентов должна разрабатываться на основе синтеза теоретических и практических положений базовых концепций научных экономических школ, что позволило заимствовать адекватные состоянию экономической системы и долгосрочным перспективам её развития рекомендации через системное использование инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
3. Определены на основе анализа тенденций изменения структуры и динамики совокупного спроса группы факторов, оказавших влияние на его сокращение на начальных этапах трансформационного процесса в России, что позволило выявить наиболее важные проблемные области механизма формирования и стимулирования совокупного спроса в условиях посткризисной экономики (разработка и принятие мер по стимулированию, организации, повышению эффективности инвестиционного процесса в целом и инвестиционной привлекательности и кредитоспособности отдельных предприятий приоритетных отраслей экономикиформирование потребительского спроса, обеспечивающего стимул устойчивых темпов роста объемов и качества национального производства и, соответственно, увеличение уровня благосостояния населения).
4. Показано, что в современных условиях деформированности структуры инвестиционного и потребительского спроса существуют реальные возможности управления совокупным спросом, обусловленные недоиспользованием потенциала инвестирования, в т. ч. сбережений населения, в большей своей части не используемых на инвестиции в реальные активыотсутствием концепции эффективного использования средств огромного по масштабам стабилизационного фонда России для ускорения темпов обновления основных фондов, поддержки отраслей, способных обеспечить технологический и информационный прорывнедостаточным задействованием инвестиционного потенциала экспор-тоориентированных отраслей экономики, который необходимо реализовать в целях приоритетного развития производств, ориентированных на внутреннее потреблениесохраняющимися невысокими темпами роста реальных располагаемых денежных доходов населения, а также значительными масштабами «скрытой» заработной платы и теневых доходов.
5. Предложен механизм управления инвестиционным спросом на мезо-уровне, предполагающий учет результатов анализа динамики и структуры развития производства в отраслях экономики региона, обеспеченности предприятий основными фондами, а населения жильем на этапе посткризисного развития для выявления основных направлений государственной региональной инвестиционной политики и разработки инструментов стимулирования инвестиционного спроса по группам основных экономических субъектов (для крупных и средних предприятий, предприятий малого бизнеса и домашних хозяйств), формирующих потребность в инвестициях. Реализация данного механизма обеспечит повышение эффективности государственной экономической политики в области формирования и стимулирования совокупного спроса, что в свою очередь будет способствовать росту благосостояния и макроэкономической стабилизации национальной экономики.
6. Выявлены основные типы стратегий поведения трудоспособного населения региона на потребительском рынке с учетом величины прожиточного минимума, основных сфер деятельности, экономических функций, источников и форм основного и дополнительного дохода, что позволило разработать инструменты экономической политики целенаправленного воздействия на потребительский спрос конкретной группы населения с целью его активизации для создания в регионе благоприятных условий формирования ёмкого потребительского рынка и ускорения темпов экономического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и состоит в развитии современной концепции совокупного спроса, учитывающей специфику транзитивного состояния экономики и особенности ее российской модели, использование которой позволяет концептуально обосновать общефедеральные и региональные программы по формированию стабильного посткризисного развития экономики.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические выводы могут быть использованы: при концептуально-методическом обосновании федеральной и региональной экономической политики в области формирования совокупного спросав практической деятельности региональных органов управления и ипотечных компаний по стимулированию потребительского спроса домохозяйств за счет роста доходов населения, эффективной рекламы и в целом рационального маркетинга торговых организаций и фирм, развития ипотечного кредитования строительства жилья, создания условий для потребительского кредита и т. д.- в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по экономической теории, макроэкономике, теории переходной экономикипри разработке специальных учебных курсов «Совокупный спрос в трансформационной экономике», «Совокупный спрос домохозяйств», «Формирование и реализация инвестиционного спроса в транзитивной экономике».
Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты работы докладывались и обсуждались на научных конференциях аспирантов и молодых ученых экономического факультета Ростовского государственного университета, на конференциях научно-исследовательского общества «Ростовская университетская экономическая инициатива», а также в других вузах г. Ростова-на-Дону. Они отражены в 5 научных публикациях автора общим объемом 3,3 п. л.
Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 8 параграфов, объединенных в три главы, в которые включено 19 таблиц и 13 рисунков.
заключение
.
Проведенное исследование генезиса концепции совокупного спроса, динамики и структуры совокупного спроса посткризисной экономики России для выявления комплекса экономических инструментов государственной политики его стимулирования позволило прийти к следующим выводам:
1. На основе анализа классических теорий и практики функционирования рыночной экономики Дж. М. Кейнс сделал революционный методологический вывод, в соответствии с которым рыночная экономика не в состоянии самостоятельно решить проблему достижения и стабильного поддержания макроэкономического равновесия. Теория Дж. М. Кейнса — это прежде всего теория эффективного спроса, основная идея которой состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория придает решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Цель государственного экономического дирижирования состоит в обеспечении полной занятостисоздании стабильного экономического равновесия и обеспечении пропорциональности экономического роста страны. Поскольку мотивация экономической деятельности, по Кейнсу, заключена в массовой психологии людей, склонностях, приобретающих силу законов (склонность к потреблению, к инвестициям (накоплению), сбережениям), то смысл государственного вмешательства в экономику заключается в поощрении и стимулировании этих трех основных психологических склонностей людей.
2. Механизм установления величины эффективного спроса в концепции Дж. М. Кейнса предполагает прохождение пяти этапов: определение величины занятостиисходя из ее значения — расчет объема совокупного доходана основе его значения и предельной склонности к потреблению — расчет объема совокупного потребительского спросадалее — определение ожидаемых расходов общества на новые инвестициив итоге — расчет значения эффективного спроса как суммы потребительского и инвестиционного спроса.
3. Теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса отталкивается одновременно от совокупного спроса и совокупного предложения. Его заслуга как раз состоит в понимании единства и неразделенное&tradeуказанных параметров макроэкономической системы. Кейнс обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса и снижение уровня безработицы через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики. Однако применимость теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса ограничена рядом недостатков, основным из которых является то, что она рассчитана на краткосрочный период.
4. Последователи Дж. М. Кейнса, анализируя проблему факторного обеспечения экономического роста, пришли к выводу, что темпы роста определяются двумя основными факторами — величиной капиталовложений, или долей накопления в национальном доходе, и уровнем капиталоёмкости производства, а динамика и уровень последней зависят от тенденции технического прогресса. Поэтому основной целью исследований неокейнсианцев было выявление механизма управления темпами экономического развития через стимулирование совокупного инвестиционного спроса посредством бюджетно-налоговой политики государства. Для поддержания устойчивых темпов экономического роста необходимо (модель Харрода-Домара): обеспечение оптимального соотношения между сегодняшним приростом сбережений и ожидаемым приростом инвестиции (5 = /) — увеличение текущего уровня частных инвестиций и государственных капитальных вложенийпостоянное балансирование спроса (стимулирование инвестиции) и предложения. Действия правительства должны быть направлены на одновременное увеличение дохода и склонности к сбережению (отказ от прогрессивного налогообложения предпринимателей, введение высоких косвенных налогов на потребительские расходы и т. п.).
5. Анализ неокейнсианских теорий «большого толчка» позволил выявить основные рекомендации представителей данного течения экономической мысли в области стимулирования совокупного спроса. Наиболее приемлемые из них для российской экономики на этапе посткризисного развития следующие: создание механизма распределения инвестиций по отраслям на основе организации конкурса индивидуальных проектов (X. Лейбенстайн) — осуществление государственных инвестиционных вложений в проекты, обеспечивающие развитие инфраструктуры и базовых отраслей хозяйства, которые должны уменьшить инвестиционные издержки для частного предпринимателя и увеличить прибыльность частных капиталовложений, а также стимулирование вложения средств в производственную деятельность, определяемую экономической стратегией государства посредством выборочного льготного кредитования, выдачи лицензий, субсидий, тарифных и налоговых мер и т. д. (А. Хиршман) — активное импортирование капитала в растущую экономику в случае недостатка внутренних инвестиционных ресурсов (Х.Ченери, М. Бруно, А. Страут, П. Экстейн, П. Картер и др.).
6. Представители монетаристской и кейнсианской экономических школ расходятся главным образом в вопросе о степени государственного регулирования, при которой в рыночной экономике достигается эффективное размещение ресурсов и оптимальное удовлетворение личных потребностей. Монетаристы утверждают, что рынок ближе к совершенству, чем государство. Кейнсианцы же считают, что рынки страдают от множества недостатков, вызывающих время от времени недоиспользование ресурсов. Важную роль в дебатах кейнсианцев и монетаристов играет проблема неопределенности. Если для кейнсианцев это означает, что решения частного сектора принимаются в условиях неполного знания будущей экономической ситуации, что приводит к несовершенному ценообразованию и нерациональному размещению ресурсов, то для монетаристов неопределенность означает ошибки в принятии правительственных экономических решений, что с той же долей вероятности может ухудшить ситуацию на рынках, с какой и улучшить.
7. В теоретических концепциях представителей английского левого кейн-сианства превалирующий фактор роста ВВП — эффективное перераспределение национального дохода как источника дополнительных накоплений. Само распределение дохода является функцией темпа накопления капитала, который определяет норму прибыли, а следовательно, и долю прибыли в национальном доходе. Доля и фонд заработной платы определяются как остаточные величины. Решающая переменная системы — инвестиции. Поэтому для поддержания устойчивого экономического роста необходимо: повышение заработной платы как главного фактора расширения совокупного спроса, стимулирование инвестиций, ограничение власти монополий и проведение социальных реформ.
8. Представители американского монетарного кейнсианства источник неустойчивости экономического роста видят в особенностях формирования денежного спроса, отсутствии полной или надежной информации и различных институциональных ограничениях. В связи с этим они отошли от признания бюджета и особенно бюджетного дефицита в качестве ведущего инструмента регулирования совокупного спроса и главную ставку сделали на активную кредитно-денежную политику как основное средство косвенного воздействия на экономику. Кроме того, по мнению современных посткейнсианцев, традиционные методы фискальной и денежно-кредитной политики необходимо дополнить политикой доходов.
9. Проведенный сравнительный анализ сформировавшихся в рамках различных школ в экономической теории базовых концепций совокупного спроса позволяет сделать вывод о том, что все научные концепции предлагают различные варианты его формирования и стимулирования. Но все данные концепции объединяет признание недостаточности для реализации этой цели механизма рыночного саморегулирования и необходимости активного участия государства в формировании совокупного спроса мерами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Это позволяет рассматривать представленные экономические концепции не как альтернативные, а скорее как взаимодополняющие, дающие возможность при выработке и реализации экономической политики использовать рекомендации различных школ в определенном сочетании сообразно реальной экономической ситуации.
10. При этом полагаем, что применять рекомендации монетаристов следует с осторожностью, поскольку кредитно-денежная политика — это недостаточно надежный инструмент в связи с отсутствием монополии государства на регулирование количества денег в обращении, а последнее обстоятельство в свою очередь объясняется существованием символических денег и сильной конкуренции со стороны коммерческих банков как институтов, способных выпускать и изымать деньги из обращения. Поэтому управление спросом наиболее целесообразно осуществлять посредством грамотного и оптимального сочетания инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной, отдавая приоритет при этом (следуя рекомендациям посткейнсианцев) фискальному регулированию экономической системы.
11. Объединение критериев эффективности и справедливости распределения ресурсов и продуктов Парето, Калдора и модели совокупного спроса позволяет определить состояние национального хозяйства в условиях установления необходимого для устойчивого экономического развития значения совокупного спроса как устойчивое и эффективное. Очевидно, что экономическая система не способна самостоятельно достигать состояния равновесия (установления эффективного состояния), следовательно, необходима реализация специфического набора мер государственного регулирования в направлении формирования основ устойчивого экономического развития национального хозяйства.
12. Анализ причин глубокого спада в российской экономике позволяет сделать вывод, что ограниченность возможностей управления совокупным спросом в трансформационной экономике объясняется резким сокращением за годы реформ доходов всех экономических субъектов (государства, фирм, домо-хозяйств) вследствие объективного расстройства народнохозяйственной системы производства на начальном этапе ее рыночной перестройки. Очевидно, что такое сокращение замедляет темпы прироста совокупного спроса. На посткризисном этапе развития российской экономики, несмотря на положительную динамику практически всех макроэкономических показателей, существенного повышения инвестиционной активности, увеличения и улучшения структуры потребительского спроса не происходит.
13. Основные причины, оказывающие негативное влияние на инвестиционный процесс в современной России и ее регионах, можно классифицировать на: административные, экономические (государственные внешние долгинеэффективное и нерациональное использование федеральных и региональных бюджетных средствадминистративные барьеры и неформальные воздействия государства на бизнесважнейшим источником финансирования инвестиций остаются собственные средства предприятийвысокая доля убыточных предприятийпривязанность к сырьевым экспортоориентированным отраслямдисбаланс отраслей экономикивывоз капиталаотсутствие межотраслевого перелива капиталаслабая трансформация сбережений в инвестиции), психологические (нежелание иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику России, поскольку сохраняются высокие инвестиционные рискинедоверие населения к государству) и информационные (незнание подавляющим большинством населения правил игры на фондовом рынкеотсутствие доступности определенной статистической информации).
14. Исследование потребительского рынка Ростовской области свидетельствует о присущей для нашей страны на протяжении длительного периода времени деформированной структуры потребительского спроса. Во-первых, растет зависимость в обеспечении потребительского спроса от импорта. Во-вторых, в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление чрезвычайно высокий удельный вес составляют расходы на питание. При этом наиболее бедная категория лиц обеспечена необходимыми продуктами на уровне биологического выживания и ниже. В-третьих, товары длительного пользования занимают весьма скромное место в потребительских расходах россиян (10%). В-четвертых, доля услуг в потребительских расходах населения в посткризисный период существенно возросла, но это увеличение произошло благодаря опережающему росту тарифов на платные услуги населению, а также переводу бесплатных услуг в платные. Основными факторами потребительского спроса населения на локальном уровне являются: денежные доходы населения, социально-экономическая дифференциация населения, ситуация на рынке труда, задолженность предприятий и организаций по заработной плате, уровень цен, численность малоимущего населения.
15. Проведенное исследование позволило выявить сложившиеся в настоящее время реальные возможности или перспективы управления совокупным спросом в российской экономике, которые обусловлены, во-первых, высокими доходами государства от экспорта углеводородного сырьяво-вторых, значительным потенциалом ресурсов для инвестирования в форме сбережений, в большей своей части не используемых на инвестиции в реальные активыв-третьих, огромными масштабами стабилизационного фонда России (величина которого к концу 2005 года должна составить 1 трлн. рублей) — в-четвертых, большим инвестиционным потенциалом экспортоориентированных отраслей экономики, который необходимо задействовать для эффективного развития ориентированных на внутреннее потребление производствв-пятых, начавшимся небольшим ростом после кризиса 1998 г. реальных располагаемых денежных доходов населения, а также большим масштабом «скрытой» заработной платы и теневых доходов. Поэтому непременное условие для обеспечения устойчивого роста национального хозяйства — активная государственная экономическая политика стимулирования совокупного спроса по всем возможным направлениям.
16. В ходе обследования населения России и Ростовской области по уровню номинальных и реальных располагаемых денежных доходов, величине прожиточного минимума, распределению по размеру среднедушевых денежных доходов в 2004 году были выявлены три основные группы населения на основе различия в поведении по пяти основным критериям (сфера деятельности, экономические функции, основной доход и его источники, дополнительный доход и его источники, отношение к риску) и определена специфика стратегий трудоспособного населения на региональном потребительском рынке, что позволило разработать комплекс инструментарных средств стимулирования потребительского спроса в зависимости от отнесения группы населения к той или иной стратегии поведения (активная рыночная, консервативная, пассивная) на рынке потребительских благ.
17. Для создания эффективного механизма управления инвестиционным спросом в реальном секторе экономики необходимы четкая экономическая политика активного стимулирования инвестиционного процесса и — что самое важное — координация усилий государства и бизнеса в реализации поставленной цели с жестко определенными взаимными обязательствами и конкретными результатами, которые должны быть получены в итоге совместных действий. Основной задачей региональной инвестиционной политики всех субъектов Российской Федерации должно стать выявление наиболее эффективных, конкурентоспособных производств и видов деятельности, способных обеспечить поступательное развитие каждого отдельно взятого региона, и активное стимулирование привлечения инвестиций в эти «точки роста».
18. Управление инвестиционным спросом крупных и средних предприятий перспективных отраслей региональной экономики на посткризисном этапе, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в нескольких направлениях: 1) налоговое стимулирование инвестиций (снижение суммы инвестиций, с которой начинается действие налоговых льгот для предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов в сельских районах и городахзаконодательное определение норм о раздельном учете средств, высвободившихся в результате применения налоговых льгот, и возможные направления их использованиядифференциация ставок налога на имущество с целью совершенствования технологической структуры основного капитала и улучшения использования вложенных средств) — 2) введение режима специального хранения и расходования амортизационных отчислений, а также других средств, предназначенных на инвестиции, с целью их использования строго по назначению и наиболее эффективно- 3) реализация системы финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики (разработка схемы, устанавливающей первоочередность расчетов предприятий по банковским кредитамзаконодательная защита банков от досрочного изъятия вкладовустановление льгот в налогообложении доходов банков, полученных от долгосрочного кредитования предприятий, являющихся «точками роста») — 4) развитие промышленного ипотечного кредитования.
19. Для создания условий эффективного функционирования и инвестиционной поддержки малых предприятий в первую очередь необходимо обеспечение защиты субъектов малого предпринимательства от неправомерных действий административных и иных властных структурразвитие лизинга как наиболее доступного способа получения производственных активов (внедрение различных форм краткосрочной аренды типового оборудования и средств малой механизациирасширение межрегиональных контактов по лизинговым сделкамсубсидирование процентной ставки по лизинговым сделкам для малого бизнеса в области стройиндустрии и производственно-инновационного комплекса) — налоговое стимулирование инвестиций малого бизнеса (освобождение от налога на прибыль инновационных предприятий и малых предприятий, созданных инвалидамивведение пониженных на 30−50% ставок налога на прибыль для малых предприятий строительного комплекса). Для решения проблем субъектов малого предпринимательства в области информированности по вопросам права, маркетинга, рекламы, недостаточной управленческой квалификации сотрудников можно воспользоваться опытом создания так называемых предпринимательских инкубаторов.
20. С целью обеспечения результативности механизма трансформации сбережений россиян в инвестиции, а также мотивации названного процесса требуются: повышение доходности сбережений, аккумулированных банковской системойсоздание эффективной институциональной организации рынка жилья. В качестве финансового инструмента воздействия на инвестиционную активность населения выступает ипотечный кредит. Главной задачей государства при этом становится нормативно-правовое обеспечение развития системы ипотечного кредитования и, прежде всего, порядок заключения и регистрации сделок. При формировании стратегии создания российской системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования следует учитывать, во-первых, ориентацию на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите, что позволит при ограниченных ресурсах обеспечить кредитами максимальное число заемщиковво-вторых, оплату части нового жилья старым для граждан с недостаточными собственными денежными средствамив-третьих, чтобы условия ипотечного кредитования, особенно в провинции, соответствовали доходам основной части населения, необходимо продление сроков предоставления кредитов до 20−25 лет, использование механизмов распределения рисков между участниками кредитования, применение гибких кредитных инструментов. Анализ сложившихся к настоящему времени основных подходов к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу и повышения доступности жилья в российской экономике позволил выявить, что в Ростовской области преобладает долевое строительство и продажа жилья в рассрочку.