Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие системы социальной защиты населения Красноярского края: 1988-2004 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы согласны с выводами авторов о том, что решение кадровой проблемы во многом будет зависеть от движения к оптимальной модели существования объекта, когда уровень образования (прежде всего специального) будет прямо пропорционально влиять на квалификационную категорию. Вопросу организации и содержания послевузовского (непрерывного, продолжающегося) образования посвящена статья Б. Ю. Шапиро… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ системы социальной защиты населения Красноярского края
    • 1. 1. Становление и развитие структуры социальной защиты населения Красноярского края с 1988 по 2004 гг
    • 1. 2. Социально-демографический и профессиональный состав работников системы социальной защиты населения Красноярского края
  • Глава 2. Подготовка и переподготовка работников системы социальной защиты населения края
    • 2. 1. Развитие высшего образования в регионе по специальности «Социальная работа»
    • 2. 2. Формы и методы повышения квалификации и предпосылки формирования новых типов социальных служб

Становление и развитие системы социальной защиты населения Красноярского края: 1988-2004 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Социальные процессы, происходящие в обществе, тесно связаны с историческим развитием самого общества. Система социальной защиты населения, профессиональная социальная работа, ее дифференциация — это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ (пенсионной, жилищно-коммунальной и др.) и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашейны. В России за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. чел., в том числе около 100 тыс. специалистов по социальной работе [149- С. 165].

Система социальной защиты населения как отрасль начала формироваться в конце 80-х годов XX в. и носила неоднозначный характер. В этот период шло становление российской государственности. В общественно-политической сфере осуществлялся переход от коммунистической к либеральной модели общества. В своем развитии государственно — правовые основы социальной работы в России прошли несколько этапов. В основание выделения этих этапов лежат взаимосвязанные, но периодически расходящиеся процессы: а) социальное увеличение или снижение государственной социальной помощи малоимущимб) государственно-правовая институционализация социальной работыв) переход от государственно-плановой политики социального обеспечения к коммерциализации. Социальные гарантии заменялись неустойчивыми механизмами, дающими частые сбои. Продолжалась институционализация социальной работы как сферы деятельности: введение норм права, создание органов власти и учреждений, программ и методик. Страна переживала всеобъемлющий кризис, охвативший все сферы общества: идеологию, политику, экономику, культуру. Проблема становления системы социальной защиты и формирования профессионализма в социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в мировом сообществе, так и от социально-экономических, социально-политических, духовно-нравственных условий становления профессии в Российской Федерации, в том числе и в Красноярском крае. Становление системы социальной защиты в России только начинается, целостная позитивная система социальной работы в отношении нуждающихся < граждан, молодежи, всего трудоспособного населения отсутствует. Действенность и эффективность социальной работы во многом определяются профессионализмом социальных работников, развитием ее как профессионального вида деятельности, адекватной потребностям современного общества и тенденциям социального развития во всем мире [156- С. 56−63].

Профессионализм в социальной работе — это сущностная характеристика таких специфических видов социальной работы, как социальное обслуживание, социальное исследование, социальная поддержка и др. [131- С. 129].

Курс на достижение устойчивого социального развития в России, связанный с преодолением безработицы, низкой заработной платы, реформированием практически всех отраслей народного хозяйства создают новые стимулы и возможности для возрастания роли профессиональных социальных работников в разрешении, преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов, становления новой стратификации российского общества, формирования социального государства. Поэтому изучение опыта становления и развития системы социальной защиты населения в РФ, в том числе на региональном уровне, а именно в Красноярском крае в 1988;2004 гг., имеет как практическое, так и научное значение.

Научная разработанность проблемы. Исследования государственной политики в области социальной работы, формирования системы социальной защиты населения носят полидисциплинарный характер. Они изучаются историками, правоведами, психологами, медиками и другими специалистами.

Каждая из общественных и прикладных наук имеет свою историографию. Свое внимание мы заострим на тех работах, которые помогут полнее изучить историю становления и развития системы социальной защиты населения в исследуемый период.

Для более полного осмысления проблем, возникающих в процессе становления и развития системы социальной защиты населения необходимо дать определение социальной работы. Следует отметить то, что вопрос о содержании социальной работы как вида социальной деятельности является дискуссионным. Исследователи Т. С. Пантелеева и Т. А. Червякова в учебном пособии «Экономические основы социальной работы» дают следующее определение понятия «социальная работа»: «.целостная система, включающая субъект, содержание, средство, управление, объект и связывающие их в единое целое функции и цели."[142]. Социальная работа, по В. И. Курбатову, это «.сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. Специфический вид профессиональной деятельности, направленной на оказание содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни, представление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности». Он же дает значение следующих понятий, характеризующих социальную работу: «.защита социальная — предоставление гражданам конституционных полномочий, с целью защищать свои права и свободы" — «социальное обслуживание — социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» [134- С. 90]. Теория социальной работы по В. И. Курбатову это «.наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.» [134- С. 91].

У исследователей нет единства и в определении такого понятия, как «социальный работник» и мы придерживаемся точки зрения Е. И. Холостовой «.социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, это соционом, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических регулятивах жизнедеятельности людей, способных прийти им на помощь», социальная помощь — это «система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействия им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и безвозмездной формах и социальная поддержка — «содействие трудоспособным — активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации» [156- С. 75−77]. При определении понятий «социальная работа», «теория социальной работы» Е. И. Холостова дает их идентично В. И. Курбатову.

Вопросами разработки понятийного аппарата в области социальной работы в 1988;2004 гг. занимались такие исследователи, как В. И. Жуков, Т. Ф. Яркина, Л. П. Якушев, JI.B. Топчий, A.M. Панов. Их работы определили основные направления теоретических исследований и способствовали формированию основ системы социальной защиты населения.

ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил следующие понятия в области социальной работы на государственном уровне: «.социальная защита — в широком смысле — деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных правв узком смысле — комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения» [139- С. 17]- «социальная деятельность — деятельность органов исполнительной власти, социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально — бытовых услуг, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [139- С. 14]- «социальная поддержка — помощь в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная поддержка оказывается в основном за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми» [139- С. 13], которые используются в настоящее время.

Несмотря на различные варианты толкования данных понятий историографами, общая их концепция сводится к оказанию помощи индивидуумам в обществе, с учетом всех составляющих компонентов. Если исходить из понятия социальной работы как деятельности и профессии, то содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с нормативно-правовыми актами, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения.

Становление и развитие системы социальной защиты населения тесно связано с уровнем профессионализма социальных работников. Проблема профессионализма нашла отражение в работах М. В. Фирсова и Е. Т. Студентовой, где ими даются следующие определения понятий: «профессиональная компетенция», под которой подразумевается «.сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний, влияющих на качество решения профессиональных задач.» и «профессионализм» — «.высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих достичь наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.» [166- С. 132]. Такого же определения понятия «профессионализм» придерживаются A.A. Бодалев, В. Г. Зазыкин, Н. Б. Шмелева, И. М. Лаврененко. По Е. И. Холостовой «.профессионализм в социальной работе — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем. Профессионализм в любой работе предполагает наличие профессионального призвания, мастерства, профессиональных знаний и навыков» [167- С. 89].

Изучение опыта формирования системы социальной защиты населения, становления профессионализма социальных работников в условиях современного общества представляется очень важным с целью извлечения уроков в интересах наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения [167- С. 144].

Проблема формирования системы социальной защиты населения, становления профессионализма социальных работников изучается социологами, историками, философами, юристами, экономистами, психологами, медиками. Первые историографические работы в России о развитии системы социальной защиты населения, становлении профессионализма социальных работников, методологии социальной работы, вопросах подготовки кадров для служб социальной защиты населения появились в начале 90-х г. XX в., практически одновременно с формированием структуры будущей системы социальной защиты населения. Именно в 90-е г. XX в. вопрос подготовки, а еще более переподготовки, повышения квалификации социальных работников встал наиболее остро.

Очень большое внимание изучению данного вопроса уделял В. Н. Жуков, ректор Российского государственного социального университета. Целый ряд его статей и монографий освещают эту тематику. Основные идеи социальной защиты, вопросы социальной поддержки населения нашли отражение в его монографии «Теория и методика социальной работы» (1994) [122]. Анализу структуры учебных курсов по социальной работе, характеру и содержанию профессии посвящена статья Е. Р. Смирновой «Высшее образование по социальной работе в Саратовском государственном техническом университете» (1995) [98]. Те же вопросы рассматривает Л. А. Темникова в статье «Традиции милосердия и подготовка специалистов для современной системы в Калужской области» (1995) [101]. Но в вышеназванных статьях авторы не увязывают проблемы подготовки специалистов по социальной работе с этапами становления и развития системы социальной защиты населения.

Вопросы методологии социальной работы, подготовки социальных работников освещены в статье И. М. Лаврененко «Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопрос профессиональной деятельности социального работника)» (1995) [81]. Автор поднимает вопрос о том, кто же в Российской Федерации будет, в конечном счете, координировать подготовку социальных работников и отвечать за нее. Он указывает на необходимость объединения усилий ученых и практиков, для выработки концепции подготовки социальных работников в России, учитывая ее специфику. Этой же проблеме посящена стеатья С. И. Григорьева «Трансформация социального образования в Сибири: новое содержание, формы организации, качество» (1997), в которой автор рассматривает десятилетие с 1985 по 1995 гг. как время существенного повышения роли социального образования, подчеркивает его значение для регионов в условиях радикального реформирования всех сторон жизни российского общества, обострение проблемы социальной защиты и управления. Автор обращает внимание, что новой тенденцией развития социального образования в Сибири становятся углубляющаяся специализация и дифференциация. Им отмечено, что кадровую основу модернизации социального образования в вузах Сибири составляют преподаватели кафедр психолого-педагогического цикла и общественных наук. Следует отметить, что основные тенденции развития социального образования в Сибири отражают общую образовательную и общественную ситуацию в стране [63]. Вопрос становления системы социального обеспечения в Чувашии в 1920;е XX в. был проанализирован Р. И. Еруслановой «Становление системы социальной помощи населению в Чувашии в 1920;е годы (1997)», где автор анализирует поиск путей повышения эффективности осуществляемых в этой области мер в кризисный, переходный период, когда была полностью разрушена прежняя система. Областной отдел социального обеспечения Чувашии в своей деятельности придерживался трех основных направлений — строительство новых структур управления, налаживание и решение текущих вопросов социальной помощи и чрезвычайные меры по спасению голодающих. Автором отмечается, что деятельность областного отдела социального обеспечения в то время была направлена не столько на справедливое распределение выделенных государственных бюджетных средств между потребителями, сколько на создание условий для активного пополнения фондов общественной взаимопомощи и трудовой реабилитации инвалидов с тем, чтобы, в конечном итоге, снять их с государственного обеспечения. На наш взгляд, при изучении данного опыта вполне возможно проведение параллели между 1920 г. и ситуацией в России в период с 80-х по 90-е г. XX в. [68]. Вместе с тем, использование в нашей работе ссылки на данную статью достаточно необычна: в связи с переходом России на новый этап развития завершился период монополизма марксистсколенинской методологии с ее выводом о первичности бытия и вторичности сознания, что вело к отторжению общечеловеческих ценностей. Все это создало условия для нового осмысления истории России, в настоящее время главной ценностью государства провозглашена личность. Зависимость эффективности деятельности учреждений, системы социальных служб от уровня квалификации работников системы социальной защиты населения, исследуется в работе авторов Ж. А. Зелетдиновой и И. В. Давыдовой «Пути повышения эффективности социальной защиты населения Астраханской области (на материалах социологического исследования) (1997) [69].

Мы согласны с выводами авторов о том, что решение кадровой проблемы во многом будет зависеть от движения к оптимальной модели существования объекта, когда уровень образования (прежде всего специального) будет прямо пропорционально влиять на квалификационную категорию. Вопросу организации и содержания послевузовского (непрерывного, продолжающегося) образования посвящена статья Б. Ю. Шапиро «Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы (1997). Им, в частности, отмечено, что актуальность послевузовского образования обусловлена не столько переходом к многоступенчатой модели высшего образования, сколько резко возросшим социальным запросом на переподготовку и повышение квалификации специалистов различного профиля в связи с изменением инфраструктуры спроса и предложения на рынке труда [111]. JI.B. Топчий в своей статье «Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации» (1997) раскрывает понятие «профессионализация» в социальной работе, говорит о перспективах развития социальных служб в России [103]. Действительно, подготовка и переподготовка кадров для социальной сферы в рамках опыта послевузовского образования является перспективной. Н. Б. Шмелева отмечает в своих статьях «Профессионализм личности социального работникапоказатель его деятельности» (1998), «Становление и развитие социального работника как профессионала"(1997), что в период 1991;1992 гг. этап становления профессиональной работы как вида деятельности, как профессии в новых социальных структурах, статус социальной работы как профессии, личность социального работника воспринимались неоднозначно. [113]. Однако во всех этих работах авторами уровень подготовки социальных работников рассматривается без взаимосвязи с формированием структуры системы социальной защиты населения.

Процесс становления государственной региональной системы социальной защиты населения стал предметом диссертационного анализа в работе A.B. Крестова «Становление государственной региональной системы социальной защиты населения» (2000). Автор пришел к выводу о необходимости разработки новой концептуальной модели функционирования социальной защиты населения на региональном уровне. Он считает необходимым взаимодействие и разграничение полномочий между региональным и муниципальным уровнями власти [51].

Обобщению опыта подготовки менеджеров-специалистов по социальной работе посвящена статья «В лидеры со студенческой скамьи». В. Торохтий (2001), декана факультета социальной работы русско-американского христианского института. Главным акцентом в статье Л. Топчего «Как это начиналось?» (2001) стало обращение к историческим предпосылкам становления профессиональной социальной работы и введения должности специалиста по социальной работе в начале 90-х гг. XX в. [102].

В. Морозова в статье «Помощь платная и бесплатная» (2001) говорит о необходимости предоставления населению как платных, так и бесплатных услуг, приводит пример деятельности комплексного центра социального обслуживания в Мурманской области, обобщает опыт по предоставлению населению платных и бесплатных услуг. Но при этом указывает, что для оказания платных услуг необходимы специалисты-профессионалы [86].

Процесс становления системы социальной защиты населения стал предметом анализа в работе В. Гембаренко «Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения» (2002). Автором рассмотрены этапы формирования системы социальной защиты населения г. Электросталь Московской области [59- 60]. На наш взгляд, информация, изложенная в статье, достаточно интересна, но автор рассмотрел становление системы социальной защиты населения отдельно взятого муниципального образования, тем более расположенного в непосредственной близости со столицей, что не дает возможности видения всех проблем становления системы социальной защиты населения с учетом региональных особенностей. Кроме того, автором не рассматривается проблема подготовки кадров для системы социальной защиты населения с учетом изменения организационной структуры.

При формировании системы социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации учитывались местные особенности. О необходимости системного подхода при формировании системы социальной защиты населения говорит в своей статье «Делим полномочия, делим ответственность» (2002) кандидат социологических наук Н. Ускова. Автор обращает внимание на порядок распределения функций и полномочий между федеральными и муниципальными органами власти при реформировании системы социальной защиты населения [107]. Вопросами разработки региональных моделей подготовки социальных работников занимаются специалисты различных профессий и направлений. Несомненный интерес в этом отношении представляет статья P.M. Куличенко «Региональная модель профессиональной подготовки социальных работников» (2002). Автором рассмотрены основные тенденции формирования региональной модели подготовки социальных работников. Применительно к Красноярскому краю в этих работах фрагментарно освещались лишь отдельные вопросы проблемы.

На необходимость проведения многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения заостряет внимание А. Седакова — в статье «Социальная политика и проблемы инвалидности» (2002).

Несомненный интерес при изучении опыта становления и развития системы социальной защиты населения представляет статья О. В. Кучмаевой «Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста: состояние и развитие» (2002). Автором изучен вопрос формирования новых типов социальных учреждений в системе социальной защиты населения [80]. Однако, на наш взгляд, историография темы в период 1988; 2004 гг. отличалась высокой степенью фрагментарности: функционально единые система социальной защиты населения и профессионализм (уровень подготовки) социальных работников рассматривались изолированно. Неравномерно были изучены отдельные аспекты проблемы.

В литературе по Красноярскому краю, так же как и в РФ, в основном, раскрываются отдельные стороны проблемы обозначенной в теме диссертационной работы. Интересные сведения о состоянии в сфере подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием за период с 2002;2003 гг. представлены в аналитическом докладе «О состоянии и перспективах подготовки, переподготовки, трудоустройства и повышения квалификации специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием в крае», подготовленным Комитетом по науке и высшему образованию администрации Красноярского края.

Характерна в этом плане статья доктора исторических наук C.B. Гришаева «Динамика социальной структуры Красноярского края» (2000) — автор анализирует социальную стратификацию населения,. которая обусловила формирование системы социальной защиты населения в крае [175].

Большое влияние на нашу работу оказала изданная к 375-летию г. Красноярска коллективная монография «Красноярск: этапы исторического пути» (2003). В частности, авторами проанализирован переходный период в социально-политической и других областях жизни горожан.

В статье И. В. Плющ «Социальная политика и проблема депопуляции» (2004) освещены основные проблемы, возникающие при построении социальных программ развития регионов с учетом демографической реальности [157]. На наш взгляд, нельзя не согласиться с автором, что демографическая ситуация оказывает непосредственное влияние на формирование социальных программ и, как следствие, формирование системы социальной защиты населения.

Проблемам формирования семейной политики, основным ее направлениям в отношении неблагополучных семей посвящена статья С. Д. Чигановой «Формирование семейной политики в отношении неблагополучных семей» (2004) [157]. Проблемам развития социальной работы в школе уделено внимание A.A. Гончаровой в статье: «О проблемах, с которыми может столкнуться социальный работник на первых шагах своей профессиональной деятельности» (2004) [157]. Вопросам соотношения понятий «социальная работа» и «благотворительная деятельность», начиная с дореволюционного периода, посвящена статья А. Н. Гончаровой «К вопросу о соотношении понятий «социальная работа» и «благотворительная деятельность» (2004) [157]. О необходимости внимания общества к социальной работе говорится в статье.

В.И. Рузанова «Особенности репрезентации понятия „социальная работа“ в профессиональном и массовом сознании» (2004) [157]. Однако в работах данных авторов подробно рассматривались отдельные аспекты социальной работы, но не указывалось их влияние на возможные изменения в системе социальной защиты населения.

Отдельные вопросы по теме исследования нашли свое отражение в монографиях: Д. А. Гаврина «Развитие социально-демографической структуры населения Красноярского края в 1971;1980 гг.» (2005) [50], И. А. Цветочкиной «История становления системы социального партнерства в Красноярском крае в конце 1980;2003 гг.» (2005) [53].

Вопросы демографического характера во взаимосвязи с процессами миграции, занятости населения и объемами промышленного производства раскрыты в статье М. Д. Северьянова «К вопросу эффективности проводимой социальной политики и курса развития России с 1992 г.» (2006).

Вопросы методики исследования становления профессионализма социальных работников, формирования структуры социальной системы в отношении детей, развития социально-демографической структуры населения, становления системы социального партнерства как неотъемлемой части системы социальной защиты населения раскрыты в следующих работах: П. С. Ананьин «Становление управленческой культуры специалиста социальной работы в процессе послевузовского образования (2006) [49], A.A. Нихочина «Становление и реализация государственной политики в отношении детей в Российской Федерации в 1991;2004 гг.» (2006) [52].

Проблемы формирования системы социальной защиты, становления профессионализма социальных работников, взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки специалистов по социальной работе поднимали исследователи И. В. Коваль, Н. К Гаврильченко, Е. С. Стрижева, И. Н. Шумилова, Ю. В. Левина. Историография темы исследования охватывает сравнительно непродолжительный период. Несмотря на достаточное количество работ, рассматривающих отдельные аспекты темы, комплексных научных трудов, посвященных истории формирования социальной защиты населения во взаимосвязи с подготовкой профессиональных кадров и становлением профессионализма социальных работников в масштабе страны и, в особенности, отдельных регионов явно недостаточно. В рассматриваемых работах и монографиях отсутствует обобщающий материал о процессе становления и развития системы социальной защиты населения. Так же, как и в целом по России, в Красноярском крае историография комплексных научных работ, посвященных истории формирования системы социальной защиты населения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, не стала объектом комплексного исторического исследования. Степень изученности проблемы определила цели и задачи исследования, выбор темы.

Цель диссертационной работы — исследовать процесс становления и развития системы социальной защиты и обеспечения ее профессиональными кадрами в Красноярском крае в 1988;2004 гг.

Задачи исследования:

— выявить и изучить исторические условия и предпосылки, .тенденции и противоречия становления и развития системы социальной защиты населения и ее кадрового обеспечения специалистами по социальной работе;

— раскрыть взаимосвязь между становлением системы социальной защиты населения и формированием профессионализма специалистов по социальной работе;

— обозначить перспективы и пути совершенствования системы социальной защиты населения.

Объектом исследования является система социальной защиты населения в 1988 по 2004 гг.

Предметом исследования является исторический опыт деятельности органов государственной власти Красноярского края по формированию системы и профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

Территориальные рамки ограничены пределами Красноярского края, без учета Республики Хакасия, Таймырского и Эвенкийского автономного округов.

Красноярский край — один из крупнейших регионов Российской Федерации. В исследуемом периоде проживало более 3 млн. человек. В Российской Федерации регион в материально-финансовом отношении является донором.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1988;2004 гг. 1988 г. определен как начало появления первых социальных служб нового типа. Рубеж 2004 г. обозначен структурными изменениями в обществе на федеральном и региональном уровнях, переходом на качественно новый уровень социальной работы в Красноярском крае.

Методология исследования характеризуется основополагающими принципами исторической науки, что позволило исторические события и процессы исследовать в их развитии и взаимосвязи с прошлым и настоящим. На основе системного, сравнительного, синхронного методов проанализирована профессиональная подготовка специалистов по социальной работесистематизированы исторические источники. На основе проблемно-хронологического метода изложено содержание работы. В исследовании также применялись междисциплинарные методы, один из них — метод качественной социологии (интервью, опрос, беседы и др.), позволяющий глубже проникнуть в психологию человека, раскрыть побудительные мотивы его поведения.

Источниковая база диссертационного исследования. В основу исследования положен широкий круг неопубликованных и опубликованных источников, законодательные акты, документы и материалы государственных и статистических органов, периодическая печать.

Первую часть источниковой базы составили неопубликованные материалы.

Стержневыми историческими источниками стали материалы и документы, хранящиеся Архивном агентстве Красноярского края (ААА КК), текущие архивы управления по социальной защите населения администрации Красноярского края и высших учебных заведений края. Диссертантом был изучен и проанализирован фонд № р-1430 (Красноярский краевой отдел социального обеспечения). Достоверность многих исторических источников была достаточно высока. К сожалению, материалы, переданные в государственный архив краевым отделом социального обеспечения, представлены с 1980 по 1998 гг. XX в. приказами по производственной деятельности и сводными сметами расходов и, соответственно, имеют малую информативность для исследуемой проблемы.

Обширный массив неопубликованных документов хранится в текущих архивах управления социальной защиты населения администрации Красноярского края (с 2008 г. Министерство социальной политики Красноярского края, 2006 — июль 2008 г. Агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края), высших и средних учебных заведениях профессионального образования Красноярского края. В них содержатся аналитические материалы и статистические данные. В отдельных случаях эти источники позволили выявить разночтения в материалах разных организаций, оценить достоверность фактических данных. Использование данного вида источников позволило проанализировать различные документы и материалы, которые либо не подлежат обязательной сдаче в архив, либо предназначены для служебного пользования и которые по прошествии трехлетнего срока не были уничтожены.

Вторую часть источниковой базы диссертационного исследования составили опубликованные материалы. Важными источниками по теме исследования являются издания, содержащие нормативно — правовую базу становления и развития государственной политики при формировании системы социальной защиты населения, подготовки профессиональных кадров, уровня их квалификации. Значительное место среди них заняла официальная статистическая информация, изданная в разные годы Государственным Комитетом по статистике РФ, Российским статистическим агентством, Красноярским краевым комитетом государственной статистики. Такие издания, как «Российский статистический ежегодник», «Социальное положение и уровень жизни населения России» позволили судить о количественных и качественных изменениях в социальной сфере, уровне жизни населения, демографических процессах в России. Все это помогло проанализировать региональные явления и процессы на федеральном фоне.

Краевые статистические источники: ежегодные статистические сборники «Экономика Красноярского края», «Доходы, уровень жизни и демографическая ситуация в Красноярском крае», — помогли провести подробный анализ изменения ситуации в 1990;е гг. XX в. в Красноярском крае, изучить динамику численности населения края.

В работе широко использованы периодические издания. 1990;е гг. XX в. характеризуются резкой политизацией общества, что привело не только к многоцветию мнений и суждений по социальной политике государства, но и к количественному росту газет и журналов, специально посвященных социальной политике, семье, образованию. Достоинство этого вида источников заключается в актуальности и оперативности опубликованной информации. Богатый фактический и аналитический материал содержится в журналах «Социальная защита» (издается с 1998 г.), «Социальное обеспечение» (издается с 1997 г.), «Российский журнал социальной работы» (издается с 1997 г.), «Социальная работа» (издается с 2001 г.) и «Социальные технологии, исследования» (издается с 2002 г.).

Нами проанализированы материалы краевой печати 1990;х г. как либерального толка по отношению к политике государства, так и оппозиционной направленности. Автором изучена информация за 1999;2004 гг., опубликованная в газетах: «Российская газета», «Труд», «Красноярский рабочий», «Красноярская газета». Данные издания выполняли пропагандистскую, организаторскую, идеологическую и информационную роль. Анализируя газетные материалы, автор выделил статьи информационного и аналитического характера. В условиях переходного периода, острой политической борьбы, социально-экономического кризиса данные материалы имеют яркую эмоциональную и политическую окраску, носят дискуссионный характер.

Анализ архивных материалов позволил автору сделать следующие выводы:

1. В фондах ААА КК Красноярского края материал для исследовании представлен крайне недостаточно, в силу частых административных изменений системы социальной защиты населения и отсутствия специальной инструкции по делопроизводству в социальных учреждениях.

2. Статистические материалы, содержащиеся в статистических сборниках «Красноярский край в цифрах», «Экономика Красноярского края», «Доходы, уровень жизни и демографическая ситуация в Красноярском крае» не содержат сведений о количестве социальных учреждений и численности специалистов по социальной работе в исследуемый период. Данные сведения обобщены в разделе под названием «Социальное обеспечение, здравоохранение и физкультура», что не дает возможности проведения анализа по годам. Из данных источников нами была получена информация о численности отдельных категорий населения и уровне заработной платы в России и Красноярском крае.

3. Более полно материалы предоставлены в текущих архивах, где содержится информация по теме исследования.

Состояние источниковой базы, как известно, во многом определяется конкретно — историческими реалиями изучаемого общества. В 1988 — 2004 гг. XX в. шло складывание новой государственности, становление и развитие новой системы социальной защиты населения. Происходило изменение социально — экономической ситуации в стране, переход к системе рыночных отношений, разрушение общественных институтов, отсутствие координации в деятельности различных ведомств, резкое снижение уровня социальных гарантий. Все это и предопределило состояние источниковой базы по теме исследования. В этом специфика и сложность исследования. Поэтому те или иные выводы мы были вынуждены делать на основе анализа, сравнения, взаимопроверки всего комплекса источников.

Таким образом, источниковая база исследования представлена разноплановыми документами и материалами, которые позволили выполнить цель и решить задачи, поставленные в диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе конкретного исторического материала впервые обобщен опыт становления и развития системы социальной защиты населения в Красноярском краераскрыт позитивный и негативный опытразработаны предложения по дальнейшему развитиювпервые введены в оборот исторические источники в части подготовки специалистов по социальной работе в Красноярском краевыявлены наиболее востребованные формы подготовки и переподготовки специалистовопределены основные этапы формирования системы социальной защиты населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе» .

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие этих профессий было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощиа также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой — эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно сложная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально — слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, — а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, — хотя и не на пустом месте — создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность органично связана со второйт. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа — социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России — это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся гражданам, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики, приносит больше вреда, чем пользы.

Становление и развитие системы социальной защиты населения Красноярского края в период с 1988 по 2004 гг. происходило в соответствии с требованиями данного исторического периода.

Автором исследован процесс формирования структуры системы социальной защиты населения Красноярского края. В работе рассмотрены проблемы и этапы становления и развития системы социальной защиты населения Красноярского края, как сегмента системы социальной защиты населения Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде с 1988 по 2004 гг., особенно на первом и втором этапах государственная политика в сфере подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, формирования системы социальной защиты населения, как в Российской Федерации, так и в Красноярском крае складывалась противоречиво, не имела выстроенной стратегии, идеологии, четкой структуры управления, законодательной, кадровой, научной и информационной основ, выработанных форм и методов реализации.

Содержание процесса становления и развития системы социальной защиты населения Красноярского края представляло из себя достаточно сложную и многогранную проблему. На основании анализа результатов комплексного исследования выявлено, что под влиянием ряда факторов, обусловленных, в первую очередь, переходом страны на рыночную экономику, в том числе Красноярского края, на рыночную экономику, при отсутствии профессионально подготовленных кадров, разработанной концепции развития отрасли, формирование всей системы социальной защиты населения не могло пойти по другому пути.

Практически на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Красноярском крае, в конце 80-х гг. XX в. отсутствовали подготовленные специалистыпрофессионалы. Подготовка специалистов — профессионалов в регионе начала складываться лишь в середине 90-х гг. XX в. Отсутствие профессионально подготовленных кадров специалистов по социальной работе, способных адекватно отвечать требованиям времени и решать вопросы по самому широкому спектру социальных проблем, явилось серьезной проблемой.

Большинство людей, пришедших работать в социальную защиту в этот период, имели высшее или среднее техническое образование, многие имели лишь среднее образование, в значительной части это работники отделений социальной помощи на дому. При этом уровень подготовки специалистов по социальной работе был невысоким для решения основных задач, стоящих перед системой социальной защиты населения:

— создание системы социальной безопасности и формированиеповышение уровня технологизации социальной работы и управленческой деятельности;

— организация информационных потоков на основе современных технологий связи в целях создания единого информационного пространства;

— организация социального обслуживания населения;

— упорядочение структуры социальной защиты населения.

Для дальнейшего поступательного развития Российской Федерации были крайне необходимы специалисты во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в системе социальной защиты населения. Проведенное автором исследование проблем и состояний профессионального образования в области социальной работы, формирования системы социальной защиты в Красноярском крае подтверждает, что профессиональное образование в области социальной работы постоянно совершенствуется. В Российской Федерации разработаны два поколения государственных образовательных стандартов для профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в высшей школе, где особое внимание уделяется практической подготовке. Эти стандарты заложены в программу подготовки специалистов по социальной работе в вузах Красноярского края. Следует отметить, что число вузов, занимающихся подготовкой специалистов по социальной работе, существенно выросло, но вместе с тем возникают вопросы по качеству подготовки будущих специалистов и решение вопросов их трудоустройства.

Автором установлено, что наиболее востребованной формой переподготовки специалистов по социальной работе на сегодняшний день являются курсы повышения квалификации и получение второго высшего профессионального образования по профилю работы. Важными проблемами при подготовке специалистов по социальной работе являются:

— отсутствие престижа в обществе к данной профессии;

— низкий уровень заработной платы;

— невозможность трудоустройства по специальности.

Данные проблемы подтвердились при проведении социологического исследования, проведенного автором работы.

В рассматриваемый период, практически до 1995 г., процесс подготовки и переподготовки кадров специалистов по социальной работе, формирования системы социальной защиты населения носил в значительной степени спонтанный характер. Отсюда большой разброс в появлении различных типов и форм учреждений социальной защиты.

В результате проведенного исследования нами установлена взаимосвязь между уровнем подготовки специалистов по социальной работе, эффективностью социальной работы и формированием ее структуры. В работе использован ряд новых, не употреблявшихся ранее фактов и данных.

Автором было высказано предположение о влиянии уровня подготовки специалистов на формирование структуры с учетом выполняемых функций, результаты данной работы подтвердили правильность высказанного предположения. В работе использован понятийный аппарат социальной работы. Установлена взаимосвязь между отдельными понятиями в области социальной поддержки населения.

С точки зрения автора, необходимость разработки новой модели системы социальной защиты населения и ее последующее формирование, появление социальных служб новых типов теснейшим образом связано с уровнем подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе с целью повышения качества работы органов управления и повышения эффективности работы системы социальной защиты населения. Данное утверждение подтверждается результатами проведенного исследования. На современном этапе данная концепция обусловлена ФЗ № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация которого потребует достаточно высокого уровня подготовки специалистов по социальной работе. Важное значение при реализации данной модели будут иметь заключение договоров о разграничении полномочий между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате проведенного анализа результаты могут быть использованы:

— структурами региональных государственных органов власти для разработки нормативно-правовых актов в области социальной защиты населенияорганами местного самоуправления для использования в практической деятельности по социальной защите населения;

— региональными органами исполнительной власти для определения качества и количества подготовки специалистов по социальной работе вузами Красноярского края;

— вузами, осуществляющими подготовку кадров по социальной работе при проведении практических занятий и семинаров.

Создание в крае широкой и многосторонней системы социальных служб и учреждений, а также узаконенной вертикальной и горизонтальной структуры управления ими, требует обеспечения их квалифицированными кадрами. В условиях формирования гражданского общества имеется необходимость в специалистах по работе с общественными организациями социальной направленности (общественные организации инвалидов, детей-инвалидов, советы ветеранов и т. д.).

В настоящее время в Красноярском крае продолжает формироваться система социальной защиты населения, позволяющая оперативно реагировать на динамичные изменения социально-экономической ситуации региона и на деле реализовывать принцип гуманистически ориентированной региональной социальной политики.

Важнейшими тенденциями развития социальной работы на современном этапе являются:

— расширение исследовательского поля;

— повышение профессионализма специалистов;

— совершенствование процесса подготовки кадров;

— определение отраслей социальной работы (философия, социология, педагогика, психология, экономика социальной работы);

— выделение глобальных и национально-региональных проблем социальной работы.

Повышению результативности этого процесса будет способствовать взаимодействие региональных систем социальной защиты населения и социального образования, обуславливающее их успешное функционирование и развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Красноярского края. Ф. 1430 оп. 1, д. 15.
  2. Текущий архив главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска.
  3. Текущий архив управления социальной защиты населения администрации Красноярского края.
  4. Текущий архив Красноярского государственного университета.
  5. Текущий архив Красноярской государственной архитектурно-строительной академии.
  6. Текущий архив Красноярского педагогического колледжа № 2.
  7. Текущий архив Российского государственного социального университета.
  8. Закон Красноярского края «О муниципальной службе в Красноярском крае» от 21.10.1997 // Ведомости государственных органов власти Красноярского края. -1997.-№ 15
  9. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 48 с.
  10. Нормативно-правовые акты по социальной поддержке населения: Сб. норм, актов / Управление социальной защиты населения администрации Красноярского края. 4.2. Красноярск, 2005. — 343 с.
  11. Нормативно-правовые акты по социальному обслуживанию населения: Сб. норм, актов / Управление социальной защиты населения администрации Красноярского края. 4.1. Красноярск, 2005. — 223 с.
  12. Постановление Минтруда России «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения» от 26 ноября 2001 г., № 82 // Российская газета. 2001. — № 112.
  13. Постановление Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие национального стандарта» от 24.11.2003, № 327 // ИПК Изд-во стандарта. 2003.
  14. Постановление Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие национального стандарта» от 24.11.2003, № 326 // ИПК Изд-во стандарта. 2003.
  15. Постановление правительства РФ «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 29.09.1999 № 1096 // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 23.
  16. Указ президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27 сентября 2000 г., № 1709 // Российская газета. 2000. — № 84. — с. 2−3.
  17. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидам». 2-е изд. — М.: Ось-89, 2003. — 64 с.
  18. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178 ФЗ // Российская газета. — 2005. — № 118.
  19. О положении семьи в Красноярском крае: Сборник материалов по результатам мониторинга. Красноярск, 2005. — 95 с.
  20. Информационные материалы по итогам работы отрасли за 2005 г.: Бюллетень агентства социальной защиты населения администрации Красноярского края. 2006.- 146с.
  21. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Госкомстат России.- М., 2003. -48 с.
  22. Экономика Красноярского края в 2004 году: стат. ежегодник (№ 1−12). -Красноярск: Крайкомстат, 2004. С. 128
  23. Экономика Красноярского края в 2005 г.: статистический ежегодник (№ 1−12).- Красноярск: Красйкомстат, 2005. С. 130 Периодическая печать
  24. Газета «Красноярский рабочий». Администрация Красноярского края. -Красноярск, 1989 — 2004.
  25. Журнал «Социальное обеспечение». Министерство труда и социального развития РФ. — М., 1997−2004.
  26. Журнал «Российский журнал социальной работы». Ассоциация работников социальных служб. — М., 1997 — 2000.
  27. Авторефераты и диссертации
  28. П.С. Становление управленческой культуры специалиста социальной работы в процессе послевузовского образования: Автореф дис. канд. соц. наук / СибГТУ. Красноярск, 2006. — 18 с.
  29. Д.А. Развитие социально-демографической структуры населения Красноярского края в 1971—1980гг.: Автореф. дис. канд. истор. наук / СибГТУ. -Красноярск, 2006. 17 с.
  30. A.B. Становление государственной региональной системы социальной защиты населения: Автореф. дис. социол. канд. наук. / М., 2000. 25 с.
  31. A.A. Становление и реализация государственной политики в отношении детей в Российской Федерации в 1991—2004 гг.. Автореф. дис. канд. истор. наук / КрасГАСА. Красноярск, 2006. — 24 с.
  32. И.А. История становления системы социального партнерства в Красноярском крае в конце 1980х-2003гг. Автореф. дис. канд. истор. наук / КрасГАСА. Красноярск, 2005. — 23 с. 1. Статьи из журналов
  33. Г. В старцах мудрость и в долголетних разум/ Г. Ананьева // Социальная защита. 1998. — № 8. — С. 12 — 15.
  34. Г. Оскомина от зеленого винограда/ Г. Ананьева // Социальная защита 1998. — № 8. — С. 3 — 2.
  35. В. Парадокс обратной связи/ В. Борисов // Социальная защита. 2003. -№ 12. — С. 3 — 6.
  36. А. Наши приоритеты/ А. Васильева // Социальная защита. — 2002. -№ 1.-С. 3−7.
  37. Т. Социальная политика и проблемы инвалидности/ Т. Васильева // Социальное обеспечение. — 2002. № 4. — С. 21 — 23.
  38. В. Десять лет на пути становления и развития системы социальной защиты населения / В. Гембаренко // Социальное обеспечение. 2002. — № 10. — С. 19−25.
  39. В. Десять лет на пути становления и развития системы социальной защиты населения / В. Гембаренко // Социальное обеспечение. — 2002. -№ 11.- С. 10−19.
  40. А.Н. О проблемах, с которыми может столкнуться социальный работник на первых шагах своей профессиональной деятельности в школе / А. Н. Гончарова // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. — 2004. № 4. — С. 76−82.
  41. А.Н. О соотношении понятий «социальная работа» и «благотворительная деятельность» / А. Н. Гончарова // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. 2004. — № 4. — С. 33−40.
  42. С.И. Трансформация социального образования в Сибири: новое содержание, формы организации и качество / С. И. Григорьев // Российский журнал социальной работы. -1997. № 2.- С. 144−149.
  43. Н. Главные инвесторы / Н. Гриценко // Социальная защита. 2003. -№ 11.- С. 2−4.
  44. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н. С. Данакин // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С. 25−32.
  45. М. Момент истины / М. Делягин // Социальная защита. 2004.- № 10.- С.5−9.
  46. Доклад Минтруда России «Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской Федерации, их влияния на формирование пенсионного обеспечения» // Пенсионное обеспечение. 1997. — № 3. — С. 130−150.
  47. Р.И. «Становление системы социальной помощи населению в Чувашии в 1920-е годы / Р. И. Ерусланова //Российский журнал социальной работы.- 1997.-№ 2.-С. 54−58.
  48. Э.А. Пути повышения эффективности социальной защиты населения Астраханской области (на материале социологического исследования) / Э. А. Зелетдинова, И. П. Давыдов // Российский журнал социальной работы. 1997. -№ 1.- С. 65−73.
  49. И.А. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России / И. А. Зимняя // Социальная работа. Выпуск 6. — М., 1992.- С. 2834
  50. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалистов) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С. 79−82.
  51. И.Д. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. Д. Зимняя // Социальная работа. Выпуск 2. 1998. — с. 19−27
  52. И. Всегда в поиске / И. Зинченко // Социальная защита. 2001. — № 11.-С. 23−24.
  53. Т.Ф. «Научные аспекты практической подготовки социальных работников» / Т. Ф. Золотарева // Сотис. 2004. — № 2. — С. 26−32.
  54. Г. Помочь семье помочь стране / Г. Карелова // Социальная защита. -2002.-№ 1.-С. 3−7.
  55. В.В. Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления /В.В. Колков // Социальная защита. 1998. — № 9. -С. 21−24.
  56. В.В. Формирование учебных дисциплин в области теории социальной работы / В. В. Колков // Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1. — С. 105−109.
  57. Н. Субсидии в пользу бедных / Н. Кучер // Социальная защита. 2002. -№ 5. — С. 4−7.
  58. В.И. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) / В. И. Курбатов, И. Ф. Поручник // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С. 82−87.
  59. О.В. Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста: состояние и развитие / О. В. Кучмаева // Работник социальной службы. 2002. — № 3. — С. 24−35.
  60. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) / И. М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 110−119.
  61. И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) / И. М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С. 55−60.
  62. Г. В. Об опыте работы по подготовке кадров для нестационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов в Ярославской области / Г. В. Лысухина, О. В. Терлецкий // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 2. — С. 103−106.
  63. В. Благополучие рождается в семье / В. Мельников // Социальная защита. -2001. № 11. — С. 18−21.
  64. Е.Ю. Проблемы определения эффективного обслуживания / Е. Ю. Мещанинова // Работник социальной службы. 2005. — № 4. — С. 7−11.
  65. В. Помощь платная и бесплатная / В. Морозова // Социономия. — 2001.-№ 12.- С. 6−9.
  66. A.B. Социальная педагогика / A.B. Мудрик. М.: Владос, 1997. — 186 с.
  67. О взаимодействии ученых и практиков // Социальное обеспечение. 2002. — № 7.-С. 18−20.
  68. А. Положение женщин и детей улучшается / А.Опарова. 2004. — № 2. — С. 34
  69. А. Социальное развитие и социальная работа: проблемы и возможности на пороге XXI века. / А. Панов // Работник социальной службы. 1999. — № 1. — С. 19.
  70. М. Организация системы повышения квалификации / М. Плугина // Высшее образование в России. -2005. № 1. — С. 126−129.
  71. В.Г. Эффективность социальной работы общий взгляд / В. Г. Попов // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 1. — С. 34−37.
  72. Проблемы определения эффективности социального обслуживания // Работник социальной службы. 2005. — № 4. — С. 8−9.
  73. Н. Нет зарплаты? Плати пособие / Н. Римашевская, JI. Мигранова // Социальная защита. 1999. — № 3. — С. 24−27.
  74. В.И. Особенности репрезентации понятия «социальная работа» в профессиональном и массовом сознании / В. И. Рузанов // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. — 2004. № 4. — С. 14−28.
  75. H.A. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель социального становления социального работника /H.A. Рыбакова // Российский журнал социальной работы. — 1996. № 1. — С. 117−122.
  76. Н. Не оставить в беде / Н. Селиванова // Социальная защита. -1999.-№ 4.- С. 14−15.
  77. Е. Р. Высшее образование по социальной работе в саратовском государственном техническом университете / Е. Р. Смирнова // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С. 85−89.
  78. Социальная защита: пути развития (заметки с совещания семинара) // Социальное обеспечение. — 1994. — № 8. — С. 4−10.
  79. Т. Пряников на всех не хватает / Т. Степанова // Социальная защита. 1998. — № 9. — С. 18−20.
  80. JI.A. Традиции милосердия и подготовка специалистов для современной системы социальной защиты в Калужской области / JI.A. Темникова // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С. 100−103
  81. JI.A. Как все начиналось / JI.A. Топчий // Социальная защита.2001,-№ 5.- С. 19−22.
  82. JI. В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации / JI. В. Топчий // Социальная работа. Вып. 2. — М., 1992. -С. 24
  83. JI.B. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе / JI.A. Топчий // Семья в России. 1998. — № 2. — С. 100−112.
  84. JI.B. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия / JI.B. Топчий // Российский журнал социальной работы. -1997. -№ 1.-С. 8−17.
  85. В. В лидеры со студенческой скамьи / В. Торохтий // Социономия. 2001. — № 7. — С. 9−13.
  86. Н. Делим полномочия делим ответственность / Н. Ускова // Социономия. — 2004. — № 8. — С. 2−5.
  87. Т. Приоритет заботы / Т. Успенская // Социальная защита.2002. № 8. — С. 4−7.
  88. К.В. Влияние глобальных и региональных процессов на социальную политику (гендерный анализ) / К. В. Фофанова // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа. 2004. — № 4. — С. 40−48.
  89. Р. Курсы повышения квалификации социальных работников России / Р. Цинтер, У. Виссер // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 2.-С. 129−131.
  90. .Ю. Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы / Б. Ю. Шапиро // Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1. — С. 99−105.
  91. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание подготовка / Шапиро Б. Ю. // Социальная работа. -М., 1992. -№ 5.-С. 6−8
  92. Н.Б. Профессионализм личности социального работника — показатель его деятельности / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. 1998. — № 1. — С. 100−104.
  93. Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 109−113.
  94. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР в 1994 году) // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 2. С. 37−43
  95. JI.E. Состояние социального обслуживания пожилых людей в Красноярском крае / JI.E. Ананьина, З. Д. Новоселова, Д. Г. Никитина.- Красноярск.: СибГТУ, 2004. 60 с.
  96. В.Г. Педагогика социальной работы./ В. Г. Бочарова. М.: SvR-Аргус, 1994.-294 с.
  97. Высшее профессиональное образование в области социальной работы: опыт и проблемы. М.: АСОПиР, 2002. — 304 с.
  98. Высшее профессиональное образование в области социальной работы: нормативно-методологические материалы. М., Изд-во РГСУ, 2002. — 178 с.
  99. В.И. Реформы в России: 1985−1995 гг. / В. И. Жуков. М.: Феникс, 1997.-280 с.
  100. В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития / В. И. Жуков.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1995. 129 с.
  101. И.В. К вопросу о востребованности интеллектуальной продукции ВУЗа / И. В. Зайцева, Е. О. Лукьянова // Проблемы экономики и менеджмента: тезисы докладов XXI региональной научно-технической конференции КрасГАСА. -Красноярск, 2003.-С. 15−316.
  102. И.А. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов. Проблемы семьи и детства в современной России / И. А. Зимняя. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 120 с.
  103. Н.П. Организация практики студентов по социальной работе / Н. П. Клушина, B.C. Ткаченко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 127 с.
  104. A.A. Практикум социального работника / A.A. Козлов, Т. Б. Иванова. Ростов-на-Дону: Сотис, 2001. — 320 с.
  105. Н.В. Социальная перцепция в деятельности социального работника / Н. В. Козловская // Методологические и технологические основы современной социальной работы в России (сборник тезисов конференции 28−30 сентября 1997 г.). -М., 1997. С. 59−63.
  106. Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Е. И. Колосова. М.: Феникс, 2003. — 427с.
  107. Т.П. Проблемы профессионального обучения и переподготовки кадров в условиях рынка труда / Т. П. Космарская. М.: Инфра-М, 1993.-206 с.
  108. P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России / P.M. Куличенко. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. — 206 с.
  109. В.И. Социальная работа / Курбатов В. И. Ростов на Дону: Феникс, 1999.-576 с.
  110. М.И. Анализ законов о социальной защите уязвимых групп населения (1995−1999г.). Социальное законодательство России и Великобритании / М. И. Левина. М.: Хризостом, 2000. — 240 с.
  111. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-288 с.
  112. Методологические и технологические основы современной социальной работы в России (сборник тезисов конференции 28−30 сентября 1997 г.) -Ярославль, 2006. 222 с.
  113. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ/ Под общ. ред. H.A. Волгина, C.B. Калашникова. М.: РАГС, 2005.-456 с.
  114. В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: Учебное пособие / В. А. Никитин. М.: РАГС, 2002. — 236 с.
  115. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. М.:ИНФРА-М, 2007. — 560 с.
  116. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие.- 4-е изд./ П. Д. Павленок. М.: Дашков и К, 2005. — 160 с.
  117. O.E. Переподготовка рабочих кадров в системе непрерывного профессионального образования/ O.E. Подвербных. М.: РАГС, 2004, — 264 с.
  118. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. С. Я. Батышева. 4.1. -М., Изд-во МГСУ, 1991.-266 с.
  119. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М.: Инфра-М, 1997.-123 с.
  120. Проблемы экономики и менеджмента: Тезисы докладов XXI региональной научно-технической конференции КрасГАСА. Красноярск, 2003. — 341с.
  121. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Библиотечка социального работника. М.: Изд-во Института молодежи, 1993. — 118 с.
  122. Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С. А. Беличевой. -М.: Феникс, 1993.-448 с.
  123. Реформирование системы социального обслуживания: проблемы и перспективы: Материалы международной конференции НГУ. Новосибирск, 2005/ -212 с.
  124. М.Д. К познанию социальной истории России. Красноярск: КрасГАСА, 2006.-143 с.
  125. Семейная политика в Красноярском крае: состояние и перспективы развития: Сборник материалов краевой научно-практической конференции. Красноярск: Управление социальной защиты населения, 2005. — 204 с.
  126. Словарь-справочник пособие по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Сотис, 2000. — 418 с.
  127. М.Е. К вопросу о теоретических основах социальной работы / М. Е. Соболева // Методологические и технологические основы современной социальной работы в России (сборник тезисов конференции 28−30 сентября 1997 г.). М., 1997. -С. 106−110.
  128. Современные угрозы человечеству и обеспечение безопасности жизнедеятельности. Том 2. «Безопасность 03»: Материалы докладов VIII
  129. Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием. Иркутск, 2003. — 332 с.
  130. Теория и методика социальной работы: краткий курс/ Под ред. В. И. Жукова. -М.: Союз, 1994.-376 с.
  131. Социальная работа: Теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н. Е. И. Холостова. М., 2003. — 427 с.
  132. Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа: Сб.науч.ст. Вып. 4/ Отв.ред. Е. В. Жижко. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2004. 188 с.
  133. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах) / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. -М.: Феникс, 1997. 134 с
  134. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994. — 349 с.
  135. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Наука, 1994. — 420 с.
  136. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. М.: Тула, 1993. — 175 с.
  137. C.B. Введение в социальную работу. Учебное пособие / Тетерский C.B. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. — 496 с.
  138. В.А. Подготовка социальных работников и экзистенциальные вопросы / В. А. Урываев. // Методологические и технологические основы современной социальной работы в России (сборник тезисов конференции 28−30 сентября 1997 г.). М., 1997. — С. 125−129.
  139. М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие / М. В. Фирсов. М.: РАГС, 2001.- 256 с.
  140. М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студентова. М.: РАГС, 2001.-430 с.
  141. Е.И. Социальная политика и социальная работа. Учебное издание / Е. И. Холостова. М., Дашков и К, 2007. — 216 с.
  142. Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров / Н. Б. Шмелева. Ульяновск: Изд-во филиала МГУ, 1994. — 244 с.
  143. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. Т. 1−3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993- 1994.
  144. Л.П. Социальная защита / Л. П. Якушев.- М.: Инфра М, 1998. — 324 с. 1. Электронный ресурс
  145. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в РФ Электронный ресурс. / Центр информационных технологий, 2001- 2003. Режим доступа: http.7/www. budgetrf.ru / Magazines / VestnikSF / 1999/ vestniksfl 12−24/ vest. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой