Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цифровая защита асинхронных электродвигателей от внутренних повреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведены исследования защиты путем математического и физического моделирования процессов работы. Для этого создана лабораторная установка, позволяющая на физической модели контролируемого электродвигателя имитировать нормальные режимы электродвигателя, витковые и междуфазные короткие замыкания с различным числом замкнувшихся витков, регистрировать данные о предаварийных и аварийных процессах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ЗАЩИТ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ВНУТРЕННИХ ЗАМЫКАНИЙ
    • 1. 1. Виды повреждений обмоток асинхронных электродвигателей
    • 1. 2. Анализ работы электромеханических защит в переходных режимах
    • 1. 3. Методы контроля параметров асинхронных электродвигателей
    • 1. 4. Анализ известных алгоритмов защит от внутренних замыканий в обмотках асинхронных электродвигателей
      • 1. 4. 1. Токовые защиты
      • 1. 4. 2. Защита от витковых замыканий, основанная на сравнении фазных токов и напряжений
      • 1. 4. 3. Защита от внутренних замыканий, основанная на контроле токов обратной последовательности
      • 1. 4. 4. Защита от витковых замыканий, основанная на контроле магнитного потока с помощью кольцевого преобразователя
      • 1. 4. 5. Защита от витковых замыканий, основанная на контроле намагничивающей силы с помощью индуктивных датчиков
    • 1. 5. Сравнительный анализ значений параметров схем замещения асинхронных электродвигателей в различных режимах работы
      • 1. 5. 1. Математическое описание асинхронных электродвигателей для построения защиты
      • 1. 5. 2. Параметры асинхронных электродвигателей в нормальных режимах работы
      • 1. 5. 3. Параметры асинхронных электродвигателей при внутренних замыканиях
    • 1. 6. Требования к защитам электродвигателей от внутренних замыканий в обмотках
  • Выводы
  • 2. РАЗРАБОТКА НОВОГО МЕТОДА ВЫЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАМЫКАНИЙ В ОБМОТКАХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Общие принципы построения защиты
    • 2. 2. Определение параметров контролируемого электродвигателя методами решения обратных задач динамики
    • 2. 3. Выбор критерия близости объекта и модели и процедура настройки математической модели
    • 2. 4. Алгоритм работы устройства защиты
  • Выводы
  • 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЫ
    • 3. 1. Требования к аппаратной базе защиты
    • 3. 2. Разработка управляющей программы
    • 3. 3. Пользовательский интерфейс
    • 3. 4. Оценка параметров исходной схемы замещения
    • 3. 5. Алгоритм определения момента возникновения переходного режима и начальной фазы тока
    • 3. 6. Оценка основных эксплуатационных параметров управляющей программы
  • Выводы
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТЫ НА ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОНТРОЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
    • 4. 1. Общие принципы физического моделирования повреждений в обмотках электродвигателей
    • 4. 2. Программа исследований
    • 4. 3. Преобразователи сигналов в установке для физического моделирования
    • 4. 4. Лабораторная установка
    • 4. 5. Анализ результатов физического моделирования
      • 4. 5. 1. Представление результатов физического моделирования
      • 4. 5. 2. Сравнительный анализ результатов физического и математического моделирования
  • Выводы

Цифровая защита асинхронных электродвигателей от внутренних повреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Асинхронные электродвигатели составляют основу наиболее массовых приемников электрической энергии в современных электрических системах. Стремление максимально полно использовать их нагрузочные возможности в условиях все более динамичных и разнообразных режимов работы привело к повышению риска возникновения внутренних повреждений. Ежегодно 10−20% общего парка электродвигателей выходит из строя. Каждый день возникают несколько тысяч повреждений в электродвигателях, которые вызывают нарушения технологических процессов, создают опасные возмущения в электрических системах и приводят к угрожающему росту опасности их развития в крупные аварии с катастрофическими последствиями.

Традиционные средства релейной защиты электродвигателей развивались исторически параллельно с электромеханическими измерительными механизмами измерительных приборов на базе общей теории применительно к стационарным входным сигналам. Поэтому большинство алгоритмов традиционных защит основано на контроле интегральных (действующих или средних) значений токов и напряжений. Этот стационарный подход требует длительного наблюдения за процессами в аварийных ситуациях для принятия правильного решения о состоянии контролируемого объекта.

Дефицит времени, отводимого для выявления повреждений в современных электрических системах, вызывает необходимость выполнять анализ состояния контролируемого объекта в условиях не завершившихся переходных процессов. При этом требования к средствам защиты электродвигателей повышаются, и традиционные решения часто оказываются не приемлемыми. Требуется новый нестационарный подход к построению средств релейной защиты электродвигателей, основанный на представлении контролируемых объектов более точными математическими моделями, пригодными для реализации динамического контроля.

В этой связи совершенствование защит наиболее массовых приемников электрической энергии в электрических системах на основе нового нестационарного подхода играет важную роль в достижении высокой надежности электроснабжения и представляет собой крупную и актуальную научно-техническую задачу.

Цель работы — разработка новой защиты асинхронных электродвигателей от внутренних замыканий, обладающей новыми свойствами, повышающими чувствительность и эффективность действия в нестационарных условиях при внутренних повреждениях в обмотках.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи научного характера: исследование переходных процессов в асинхронных электродвигателях при нормальных режимах работы и внутренних замыканиях и оценка изменения параметров в рассматриваемых режимахразработка уточненной математической модели контролируемого электродвигателя, отображающей поведение объекта в переходных режимахразработка алгоритма работы быстродействующей цифровой защиты асинхронного электродвигателя от внутренних замыканий на основе динамического контроля его параметровразработка управляющей программы, реализующей алгоритм работы устройства защитысоздание экспериментальной установки с физической моделью электродвигателя и всестороннее экспериментальное исследование процессов в контролируемых электродвигателях и разработанной защите. В первой главе дан анализ современного состояния и тенденций развития методов и технических средств защиты электродвигателей от внутренних замыканий. Сформулированы требования к быстродействующим защитам, устанавливаемым на электродвигателях, для выявления внутренних повреждений. Показано, что для получения приемлемой для релейной защиты точности оценки состояния контролируемого объекта в переходных режимах необходимо использование более точной математической модели, учитывающей динамические параметры. Проведен сравнительный анализ значений параметров схем замещения асинхронных машин. Оценены возможные диапазоны изменения параметров во всех режимах и выявлены отличительные особенности значений R-L — параметров, характеризующих нормальные и аварийные режимы. Это позволило доказать принципиальную возможность выявления внутренних замыканий в обмотках асинхронных машин по факту выхода эквивалентных значений R-L — параметров за пределы установленных допусков.

Во второй главе предложен новый метод выявления внутренних замыканий в обмотках асинхронных электродвигателей и разработан алгоритм действия защиты, в основу которого положен принцип работы самонастраивающейся модели контролируемого электродвигателя.

В соответствии с принятым нестационарным подходом, основой математической модели контролируемого асинхронного электродвигателя может служить схема замещения, содержащая R-L — параметры, приведенные к обмотке статора. Определение параметров осуществляется путем решения обратной задачи динамики с применением итерационных методов.

В третьей главе приведены результаты разработки управляющей программы для устройства защиты, реализующей разработанный алгоритм контроля R-L — параметров и выявление внутренних повреждений контролируемого объекта. Программа обладает приемлемым для релейной защиты быстродействием при достаточной степени адекватности модели и контролируемого электродвигателя. Она может использоваться в качестве самостоятельного программного обеспечения для промышленного компьютера, ориентированного на решение поставленной задачи, либо компилироваться в управляющую программу микроконтроллеров и выступать в качестве отдельного канала цифровой защиты асинхронного электродвигателя.

В четвертой главе рассмотрены результаты исследования разработанной защиты на физической модели контролируемого электродвигателя. Установка позволяет моделировать режим нормального пуска, режим холостого хода, нагрузочные режимы с широким диапазоном изменения нагрузки контролируемого электродвигателя, междуфазные и витковые замыкания в его обмотках с различным числом замкнувшихся витков. Результаты экспериментальных исследований подтвердили возможность выполнения разработанной защитой всех основных функций, приемлемую точность работы, правомерность использования предложенных алгоритмов действия и допущений, принятых в процессе разработки.

В приложениях приведены осциллограммы токов и напряжений, полученные при исследованиях защиты на физической модели асинхронного электродвигателя, схемы алгоритма работы управляющей программы с элементами листинга программы, включающими основные процедуры программирования.

Выводы:

1. Создан и всесторонне исследован экспериментальный образец защиты в лабораторной установке, содержащей физическую модель асинхронного двигателя. Получены основные характеристики, подтвердившие работоспособность защиты во всех основных режимах и при внутренних коротких замыканиях в обмотках статора.

2. Разработана и изготовлена лабораторная установка, позволяющая на физической модели контролируемого электродвигателя имитировать нормальные режимы электродвигателя, витковые и междуфазные короткие замыкания с различным числом замкнувшихся витков, регистрировать данные о предаварийных и аварийных процессах и использовать для их обработки современные средства вычислительной техники.

3. Проведены испытания защиты в нормальных и аварийных режимах работы физических моделей электродвигателей. Их результаты подтвердили возможность выполнения разработанной защитой всех возложенных на нее функций, приемлемую точность работы, правомерность использования предложенных алгоритмов действия и допущений, принятых в процессе разработки.

4. Согласованность результатов, полученных путем теоретических исследований, с результатами испытаний на физических моделях дает основание считать использованные в защите математические модели контролируемых электродвигателей адекватными реальным процессам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Разработана защита асинхронных электродвигателей, обладающая новыми свойствами, повышающими чувствительность и эффективность в части выявления внутренних коротких замыканий в обмотках контролируемых электродвигателей в нестационарных условиях. Изготовлен экспериментальный образец защиты и всесторонне исследован на физической модели асинхронного электродвигателя. Получены основные характеристики, подтвердившие преимущества разработанной защиты.

2. Разработано программное обеспечение для цифровой системы защиты, обеспечивающее быстрое выявление внутренних повреждений в обмотках контролируемого электродвигателя в условиях переходных процессов. В основу алгоритма и управляющей программы положен принцип работы самонастраивающейся математической модели асинхронного электродвигателя, позволяющий путем непрерывного контроля параметров выявлять внутренние и другие короткие замыкания.

3. Разработаны итерационные алгоритмы определения параметров математической модели контролируемого электродвигателя на основе численных методов решения коэффициентной обратной задачи динамики по доступным для измерения сигналам. При этом получено приемлемое для релейной защиты быстродействие при достаточной степени адекватности модели и контролируемого электродвигателя. Общее время цикла регистрации сигналов и вычисления параметров не превышает 0,06 с.

4. Проведены исследования защиты путем математического и физического моделирования процессов работы. Для этого создана лабораторная установка, позволяющая на физической модели контролируемого электродвигателя имитировать нормальные режимы электродвигателя, витковые и междуфазные короткие замыкания с различным числом замкнувшихся витков, регистрировать данные о предаварийных и аварийных процессах и использовать для их обработки современные наиболее совершенные средства вычислительной техники. Результаты исследований подтвердили работоспособность защиты во всех возможных режимах работы контролируемого электродвигателя и правомерность допущений, принятых при анализе и синтезе защиты.

5. Результаты исследований использованы при выполнении научно-исследовательских работ Вологодского государственного технического университета по заказу ведущих разработчиков цифровых средств релейной защиты и учтены при разработке алгоритмов работы блоков микропроцессорной релейной защиты. Материалы теоретических, методических и практических разработок используются в учебном процессе и научно-исследовательских работах Вологодского государственного технического университета и в учебном центре «Энергетик» при повышении квалификации инженерно-технических работников Вологодской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И., Кужеков С. Л., Паперно Л. Б. Релейная защита электродвигателей напряжением выше 1кВ. М.: Энергоатомиздат. -1987.
  2. Теоретические основы построения реле: учеб. Пособие / Г. М. Павлов- Санкт-Петербург, гос. техн. ун-т. СПб. 1993. — 44 с.
  3. Электрические измерения: Учебник для вузов / Под ред. А. В. Фремке. -Л.: Энергия. 1973. — 424 с.
  4. Н.Н. Измерение электрических и неэлектрических величин: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Евтихиев, Я. А. Купершмидт, В. Ф. Папуловский, В.Н. Скугоров- под общ. ред. Н. Н. Евтихиева. М.: Энергоатомиздат. — 1990. — 352 с.
  5. О.Д., Абдуллаев И. М., Абиев А. Н. Автоматизация контроля параметров и диагностика асинхронных двигателей. М.: Энергоатомиздат. — 1991. — 160 с.
  6. В.К., Косенко Н. Ю. Устройство для защиты генераторов от витковых коротких замыканий // Электроэнергетика. 1992. — С 110−116.
  7. А.В. Автоматический поиск неисправностей. Л.: Машиностроение. — 1967. — 264 с.
  8. Пат. № 2 896 407/24−07. Н 02 Н 3/40 G 01 R 27/16. Устройство для контроля сопротивления электрической системы / Ванин В. К., Халикулов И. Б., Егонский А. А.: заявлено 19.03.80, опубликовано 07.03.81.
  9. П. Основы идентификации систем управления/Пер. с англ.- Под ред. Н. С. Райбмана. М.: Мир. — 1975.
  10. Г. Г., Бешта А. С. Иденификация динамических параметров электропривода // Электричество. -№ 11.- 2002.
  11. П.Булычев А. В., Несговоров Е. В., Вяткина О. С., Сошенин Н. А. Выявление витковых замыканий в обмотках статора электродвигателяна основе методов идентификации параметров // Вестник ВоГТУ. Научный журнал. Вологда: ВоГТУ. — 2004. — № 4. — С. 31 — 37.
  12. JI.A., Маджаров Н. Е. Введение в идентификацию объектов управления. М.: Энергия. — 1977. — 216 с.
  13. A.M. Методы идентификации динамических объектов. М.: Энергия. — 1979.-240 с.
  14. А.В., Вяткина О. С. Оценка качества процесса идентификации // Материалы первой общероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука региону». — Вологда: ВоГТУ, 2003. -778 е., С. 204−207.
  15. Г. Г., Бешта А. С. Иденификация динамических параметров электропривода // Электричество. 2002. -№ 11.
  16. В.К., Павлов Г. Н. Релейная защита на элементах вычислительной техники. Д.: Энергоатомиздат. — 1991. — 335 е.: ил.
  17. У., Ванин В. К., Гинковер A.M., Павлов Г. М., Печковский А. В. Синтез измерительных органов защиты, как градиентной самонастраивающейся системы // Электричество. 1987. — № 4.
  18. А.И. Электрические машины. JL, «Энергия». 1974. — 840 е., ил.
  19. Правила устройства электроустановок. 6-е изд., с изм., испр. И доп., принятыми Главгосэнергонадзором РФ в период с 01.01.92 по 01.01.99 г. — СПб: Деан. — 2001. — 926 с.
  20. Н.В. Релейная защита. М.: «Энергия», 1971. 624 е.: ил.
  21. A.M. Релейная защита электрических систем. М.: Энергия. — 1976.-560 с.
  22. Г. Г. Фильтровые токовые защиты трехфазных электродвигателей // Электричество. -1972. № 5.
  23. Пат. 2 912 071/24−07, МКИ Н 02 Н 7/08. Устройство для защиты электродвигателя от витковых замыканий / C. J1. Кужеков, Е. П. Варфоломеев, B.JI. Рубан: заявлено 17.04.80- опубликовано 15.01.82.
  24. А.В., Ванин В. К., Меркурьев Г. В. Методы и технические средства контроля параметров и защиты электродвигателей переменного тока СПб.: РАО «ЕЭС РОССИИ», ГВЦ энергетики, Северо-Западный филиал. — 1996. — 96 с.
  25. Г. Г. Релейная защита горных электроустановок. М. — 1978. -349 с.
  26. Пат. № 2 158 760/24−07, Н 02 Н 7/08. Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от внешних, внутренних коротких замыканий и анормальных режимов / Г. Г. Гимоян, Ш. А. Ароян, С. А. Шахбазян, К. А. Мирзоян: заявлено 05.06.75, опубликовано 25.04.80.
  27. , В.П. Надежность и техническая диагностика судового электрооборудования и автоматики / В. П. Калявин, А. В. Мозгалевский, В. Л. Галка. СПб.: Элмор. — 1996. — 296 с.
  28. А.Н. Моделирование процессов в системе защиты асинхронных двигателей от витковых замыканий // Электричество. -1998. -№ 1. -С 56−59.
  29. М.Я., Новожилов А. Н., Поляков В. Е. Защита двигателей от витковых замыканий на кольцевом преобразователе // Известия ВУЗов. Электромеханика 1986. — № 3.
  30. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины: Учебник для вузов. -М.: Энергия. 1980. — 928 с.
  31. .А., Попков Е. Н. Алгоритм имитационного моделирования переходных процессов в электрических системах. Л.: Издательство ленинградского университета. — 1987. — 280 с.
  32. Ю.С. Расчет взаимоиндукции длинных линий электропередачи / Электричество. 1997. — № 11. — С.29−31.
  33. Я.Б., Домбровский В. В., Казовский Е. Я. Параметры электрических машин переменного тока. М., JL: Наука. 1965. — 340 с.
  34. , И. А. Режимы работы асинхронных электродвигателей/И. А. Сыромятников. М.Л.: Госэнергоиздат. — 1963.- 528 с.
  35. К.П., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока.- M-JI: Госэнергоиздат. 1963. — 744 с.
  36. Е.Я. Переходные процессы в электрических машинах переменного тока.- M-JL: Изд-во Академии наук СССР. 1962. — 624 с.
  37. В.Ф., Гармаш B.C. Исследование переходных процессов в асинхронных машинах с вытеснением токов в роторе методами математического моделирования. // Известия ВУЗов. 1981. -№ 6.
  38. М.П., Пиотровский JI.M. Электрические машины. -Госэнергоиздат. 1958. — 652 с.
  39. Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН. 2000. — 654 с.
  40. JI.A. Теоретические основы электротехники. М.: Высшая школа. -1967.
  41. A.M. Введение в теорию обратных задач. М.: Изд-во Моск. унта. 1994.
  42. В.К., Васин В. В., Танана В. П. Теория линейных некорректных задач и ее приложения. М.: Наука, 1978. Кантарович А. В., Крылов В. И. Приближенные методы высшего анализа. Ленинград — Москва.
  43. А.А., Вабищевич П. Н. Численные методы решения обратных задач математической физики. М.: Едиториал УРСС. — 2004. -480 с.
  44. П.Д. Обратные задачи динамики в теории автоматического управления. М.: Машиностроение. — 2004. — 576 с.
  45. А.С. Методы решения обратных задач динамики. М.: Наука.-1986.-244 с.
  46. С.Ю., Кононенко К. Е., Тонн Д. А. Учет изменения индуктивных параметров схемы замещения при пуске асинхронного двигателя. / / Известия вузов. Электромеханика 2004. — № 3.
  47. Г. И. Основы теории цепей. М.: Энергия. — 1969. — 424 с.
  48. Самарский А. А, Андреев В. Б. Разностные методы для элиптических уравнений. М.: Наука. 1976.
  49. Г. М., Веретенников А. Ю. Итерационные процедуры в некорректных задачах. М.: Наука, 1986.
  50. В.К., Павлов Г. Н. Релейная защита на элементах вычислительной техники. JI.: Энергоатомиздат. — 1991. — 335 е.: ил.
  51. Элементы автоматических устройств. Аналоговая и цифровая микроэлектроника для средств релейной защиты / А. В. Булычев, В. К. Ванин, Т. И. Кривченко и др.- Санкт-Петербург, гос. техн. ун-т. СПб. -2002. -72 с.
  52. В.Г., Рудаков И.П. MATLAB 5. М.: Диалог Мифи. — 1999. -450 с.
  53. В. П. Matlab 6.5 SP1/7 + Simulink 5/6 в математике и моделировании. М.: Солон-Пресс. 2005. — 576с.
  54. В. П. Matlab 6.5 SP1/7 + Simulink 5/6. Обработка сигналов и проектирование фильтров. М.: Солон-Пресс. 2005. — 576с.
  55. В.Г. Система инженерных и научных расчетов MATLAB 5.x. М.: Диалог Мифи. — 1999.
  56. Герман-Галкин С. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0. Корона принт. 2001.
  57. B.C. Фильтрация измерительных сигналов. Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение. — 1990. — 192 с.
  58. П.И. Обработка сигналов и изображений. MATLAB 5. x / П. И. Рудаков, И.В. Сафронов- Под общ. Ред. В. Г. Потемкина. М.: ДИАЛОГ -МИФИ.-2000.-416 с.
  59. , А.И. Электрические машины / А. И. Важнов. Л.: Энергия. -1969.-768 с.
  60. Ю. С., Номографический метод определения рабочих характеристик однофазных асинхронных микродвигателей с расщепленной фазой // Электричество. 1948. — № 7.
  61. А.И., Шалыт Г. М. Определение мест короткого замыкания на линиях с ответвлениями. М.: Энергоатомиздат. — 1988. — 160 с.
  62. Г. М., Айзенфельд А. И., Малый А. С. Определение мест повреждения линий электропередачи по параметрам аварийного режима. М.: Энергоатомиздат. — 1988. — 208 с.
  63. А.В. Курс высшей математики / А. В. Игнатьева, Т. И. Краснощекова, В. Ф. Смирнов. М.: Высшая школа. — 1964. — 682 с.
  64. М.С., Матюшкин Б. Д. Цифровая обработка сигналов: процессоры, алгоритмы, средства проектирования. СПб.: Политехника. — 1999. — 592 с.
  65. В.А. Теория подобия и моделирования. (Применительно к задачам электроэнергетики). Учеб. Пособие для электроэнергетических спец. вузов. Изд. 2-е. М.: Высшая школа. 1976. — 479 с.
  66. А.В., Ванин В. К. Анализ входных преобразователей сигналов для устройств релейной защиты на интегральных микросхемах // Электричество. 1985. — № 9. — С. 13−18.
  67. Р.Х. Трансформаторы для радиоэлектроники. М.: Советское радио. -1971.
  68. А.В., Вяткина О. С. Физическое моделирование витковых замыканий в асинхронном двигателе // Материалы четвертой всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука -региону». В 2-х томах.-Вологда: ВоГТУ. 2006. -Т1.-543 е., С. 187 — 194.
  69. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/ Кравчик А. Э., Шлаф М. М., Афонин В. И., Соболенская Е. А. М.: Энергоиздат. — 1982. — 504с.
  70. Справочник по электрическим машинам. В 2 т. / Под общ.ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова, Т.1. М.: Энергоатомиздат. 1988.-456с.
  71. Справочник по электрическим машинам. В 2 т. / Под общ.ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова, Т. 1. М.: Энергоатомиздат. 1988.-456с.
  72. М.А. Автоматическая коррекция погрешностей измерительных устройств. Изд-во стандартов. 1972.
  73. Ю. С. Управляемый асинхронный двигатель с полым ротором. -М.: Госэнергоиздат. 1955.
  74. М., Вошни Э. Измерительные информационные системы. М.: Изд-во «Мир». — 1975. — 300 с.
  75. Е. Динамика измерительных цепей. М.: Энергия-1969. -282 с.
  76. A.JI. Защита асинхронных электрических двигателей напряжением 0,4 кВ. С.-Петербург. — 2005. — 72 с.
  77. A.JI. Методические указания по выбору характеристик и уставок защиты электрооборудования с использованием микропроцессорных терминалов серии SEP AM производства фирмы Шнейдер Электрик. С.-Петербург. — 2006.4.1 — 48 с.
  78. A.JI. Методические указания по выбору характеристик и уставок защиты электрооборудования с использованием микропроцессорных терминалов серии SEP AM производства фирмы Шнейдер Электрик. С.-Петербург. — 2006.4.2 — 44 с.
  79. Патент РФ № 2 297 167. МПК Н02Н7/08. Способ защиты асинхронного двигателя от витковых замыканий / А. В. Булычев, К. А. Воеводин, О. С. Вяткина, Е. В. Несговоров. Опубл. в БИ, 2007, № 11.
Заполнить форму текущей работой