• Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ СИБИРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ, ГЕОЛОГО-ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУБКИ УДАЧНАЯ-ВОСТОЧНАЯ 1 б
    • 1. 1. Геологическое строение Сибирской платформы 1 б
    • 1. 2. Общая характеристика магматической деятельности, структурное положение и закономерности размещения кимберлитовых тел
    • 1. 3. Краткий очерк геологического строения Далдыно-Алакитского района кимберлитового магматизма
    • 1. 4. Геологическое строение трубки Удачная
  • Глава 2. КИМБЕРЛИТЫ ТРУБКИ УДАЧНАЯ-ВОСТОЧНАЯ
    • 2. 1. Петрография и минералогия кимберлитов, химический состав минералов
    • 2. 2. Расплавные включения в минералах кимберлитов, химический состав включений
    • 2. 3. Ксенолит шпинелевого лердолита из кимберлита трубки Удачная-Восточная, сульфидные ассоциации в ксенолите, химический состав сульфидов
  • Глава 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ СЕВЕРО-МИНУСИНСКОЙ ВПАДИНЫ, ГЕОЛОГО-ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУБКИ БЕЛЕ
    • 3. 1. Геологическое строение Северо-Минусинской впадины
    • 3. 2. Общая характеристика магматической деятельности, структурное положение и закономерности размещения базанитовых тел
    • 3. 3. Геологическое строение трубки Беле
  • Глава 4. БАЗАНИТЫ ТРУБКИ БЕЛЕ
    • 4. 1. Петрография и минералогия базанитов, химический состав минералов
    • 4. 2. Расплавные включения в минералах базанитов, химический состав включений
    • 4. 3. Глубинные ксенолиты из базанитов трубки Беле, различные типы включений в глубинных ксенолитах, химический состав включений
  • Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ РАСПЛАВОВ ПРИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ КИМБЕРЛИТОВ ТРУБКИ УДАЧНАЯ-ВОСТОЧНАЯ И БАЗАНИТОВ ТРУБКИ БЕЛЕ, НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КСЕНОЛИТОВ С ВЫНОСЯЩИМИ ИХ РАСПЛАВАМИ
    • 5. 1. Особенности эволюции расплава при кристаллизации кимберлитов трубки Удачная-Восточная
    • 5. 2. Генезис джерфишерита в ксенолите шпипелевого лерцолита из трубки Удачная-Восточная
    • 5. 3. Особенности эволюции расплава при кристаллизации базанитов трубки Беле
    • 5. 4. Генезис вторичных включений в глубинных ксенолитах из трубки Беле

Особенности эволюции расплавов при кристаллизации кимберлитов (трубка Удачная-Восточная, Якутия) и базанитов (трубка Беле, Хакасия) по данным изучения расплавных включений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вулканические трубки являются одним из основных проявлений мантийных расплавов на поверхности Земли. Изучение этих природных образований позволяет приблизиться к решению важнейших проблем современной петрологии, таких, как условия зарождения, состав, особенности эволюции, параметры кристаллизации мантийных расплавов, а также получить информацию о строении мантии Земли. С вулкано-плутоническими телами связаны и многочисленные месторождения полезных ископаемых (в частности, кимберлиты являются главным источником алмазов). Для решения этих проблем значительные результаты были получены в результате минералогических, иетрохимических, геохимических, а также изотопных исследований магматических пород и содержащихся в них глубинных ксенолитов. В настоящее время изучение состава мантийных магм, их эволюции, условий генерации и кристаллизации проводится с помощью следующих методических подходов: экспериментальных исследований при различных Р-Т-параметрах, математического моделирования, минералогических и хроматографических исследований пород. Однако, только расплавные включения в минералах являются единственным прямым источником сведений о химическом составе, направлении эволюции и Р-Т-условиях кристаллизации магм мантийного происхождения. Магматические включения в минералах обладают уникальными свойствами сохранять информацию о составе расплава и Р-Т-параметрах в момент их захвата, которая полностью или частично теряется в составах пород или стекол из-за процессов смешения, фракционной кристаллизации, дегазации, контаминации, вторичных изменений. (Магматогенная кристаллизация., 1975; Реддер, 1987;

Соболев, 1996). Эти свойства включений обусловлены тем, что после захвата минерал-хозяин эффективно изолирует их от воздействия внешней среды. Таким образом, изучение включений расплава в минералах позволяет значительно приблизиться к решению вышеобозначенных проблем.

Актуальным направлением мантийной петрологии и вулканологии также является изучение различных типов фаз в мантийных ксенолитах, образование которых происходило значительно позже кристаллизации первичных ассоциаций мантийных пород. Эти фазы в ксенолитах располагаются в межзериовом пространстве и по залеченным трещинкам непосредственно в породообразующих минералах. В интерстициях они представлены ассоциациями минералов, реже стеклами, в залеченных трещинках — расплавными, флюидными включениями и кристаллическими фазами. Б отношении поздних фаз в ксенолитах до сих пор остаются открытыми вопросы их происхождения, источника вещества и Р-Т-параметров образования. Все множество гипотез, рассматривающих генезис таких фаз в ксенолитах, можно разделить на две группы:

1. Эти новообразования связывают с процессами, происходящими па мантийном уровне до захвата ксенолитов выносящими расплавами, в основном, с мантийным метасоматозом пород. При этом, в большинстве случаев, не понятен пи источник, ни физико-химические условия захвата или кристаллизации этих поздних фаз.

2. Другая группа гипотез объясняет происхождение таких фаз инфильтрацией выносящего расплава в ксенолиты и (или) реакцией ксенолитов с вмещающей магмой в процессе их транспортировки к поверхности. Эта группа гипотез не получила широкого развития, что связано с общей тенденцией изучения ксенолитов безотносительно к вмещающим их породам.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы было построение комплексной модели эволюции расплавов при кристаллизации кимберлитов (трубка Удачная-Восточная) и базанитов (трубка Беле), а также выявление особенностей взаимодействия мантийных ксенолитов с выносящими их расплавами.

Для выполнения поставленной цели необходимо было решить две основные задачи: 1. Определить особенности эволюции и Р-Т-параметры при кристаллизации кимберлитов (трубка Удачная-Восточная) и базанитов (трубка) Беле. 2. Установить • генезис и условия образования различных типов поздних фаз в мантийных ксенолитах из этих тел. Объекты исследования.

Геологическими объектами исследования в представленной работе являются трубки взрыва: кимберлитовая — Удачная-Восточная (Якутия) и базанитовая — Беле (Северо-Минусинская впадина). Объектом детальных минералогических исследований был весь комплекс включений (расилавных, флюидных, ф кристаллических), установленный в минералах неизмененных пород и ксенолитов.

Выбор в качестве объектов исследования трубок Удачная-Восточная и Беле был обусловлен следующими причинами:

1. До настоящего времени комплексного изучения расплавных включений в кимберлитах не проводилось, соответственно, не было значительной части прямой информации о физико-химических особенностях кристаллизации кимберлитовых расплавов. Для щелочнобазальтовых вулкано-плутонических тел СевероМинусинской впадины информация о расплавных включениях в породообразующих минералах также практически отсутствовала.

2. Трубки взрыва Удачная-Восточная и Беле, с одной стороны, имеют ряд общих черт, с другой, — различий. Поэтому проведение сравнительного анализа физико-химических условий кристаллизации пород этих вулкано-плутоиических тел представляется достаточно актуальным.

Северо-Мииусинские базанитовые трубки взрыва имеют некоторое сходство с типичными кимберлитовыми трубками по морфологии, механизму образования, минералогическому и химическому составу включений мантийных пород. Аналогично кимберлитовым щелочнобазальтовые трубки образуют поля и локализуются вдоль глубинных разломов. В Северо-Минусинских трубках были обнаружены пиропы, которые имеют определенное сходство с пиропами якутских алмазоносных кимберлитов (Крюков, 1962). В связи с этим базанитовые трубки долгое время рассматривались как потенциально алмазоностные, но позднее эти предположения не подтвердились (Крюков, 1968). A.B. Крюков выделял щелочнобазальтовые трубки взрыва в особый тип, который он назвал Северо-Минусинским. По его мнению, «.трубки этого типа являются переходными к кимберлитовым, как бы недоразвившимися кимберлитовыми трубками, формирование которых приостановилось на самых ранних этапах» (Крюков, 19 646).

Вместе с тем трубки взрыва Удачная-Восточная и Беле представляют два контрастных типа магматических пород, располагающихся в различных геодинамических обстановках: в стабильной центральной части и в обрамлении Сибирской платформы, которое подверглось нескольким циклам тектоно-магматической активизации (Рис. 1). Существенное различие сопоставляемых объектов заключается в минералогическом составе основной массы породы — продукта магматической деятельности. В кимберлитовых трубках она представлена ультраосновной, а в базанитовых — щелочпо-осиовной породой. озеро Байкал.

Рис. 1. Карта Сибирской платформы с полями кимберлитов, щелочных базальтов и архейскими щитами.

1 — поля кимберлитов;

2 — поля щелочных базальтов;

3 — архейские щиты;

4 — границы Сибирской платформы.

I — Далдыно-Алакитский район кимберлитового магматизма {трубка Удачная) — [I — Северо-Минусинская впадина, район щелочно-базальтоидного вулканизма (трубка Беле).

3. Немаловажным при выборе объектов исследования являлось и то, что эти вулкано-плутонические тела сложного строения содержат в виде одной из фаз внедрения гипабиссальпые породы, которые не подвергались значительным вторичным преобразованиям. Основные защищаемые положения.

1. Эволюция расплава при кристаллизации кимберлитов трубки Удачная-Восточная была направлена в сторону карбонатитовых составов — постепенного повышения содержания СаО, РеО, щелочей, летучих (СО2, Н2О, Р, Б, С1) и понижения концентраций 8102, АЬОз, СггОз.ТЮг. Кристаллизация минералов основной массы кимберлитов происходила в гипабиссальных условиях в интервале Т=1000−600°С.

2. Эволюция расплава при кристаллизации базаиитов трубки Беле была направлена в область тефрифонолит-фонолитовых составов — обогащения БЮг, АЬОз, щелочами и обеднения ИеО, N0, СаО, ТЮ2. Кристаллизация минералов основной массы базанитов происходила в приповерхностных условиях при Т=1300−900°С.

3. Джерфишерит, установленный в виде одной из фаз наложенной минерализации в мантийных ксенолитах трубки Удачная-Восточная, вероятно, является продуктом инфильтрации в ксенолиты кимберлитового расплава при Т<900°С и близповерхностном давлении.

4. Вторичные расплавные, флюидные и кристаллические включения в минералах глубинных ксенолитов трубки Беле являются продуктами взаимодействия ксенолитов с базанитовой магмой при Т=1200−1100°С и Р < 2.4 кбар.

Фактический материал и личный склад автора.

Для реализации поставленной цели были проведены следующие этапы исследования:

1. Минералогическое и петрохимическое изучение кимберлитов трубки Удачная-Восточная и базанитов трубки Беле.

2. Определение составов магм и реконструкция их эволюционных трендов по данным изучения расплавных включений.

3. Определение Р-Т условий кристаллизации минералов основной массы кимберлитов и базанитов.

4. Сопоставление трендов эволюции кимберлитовых и базанитовых расплавов.

5. Определение состава, Р-Т условий образования, источника вещества поздних кристаллических фаз, вторичных расплавных, флюидных включений в ксенолитах и, для сравнения, определение состава и условий образования первичных мантийных ассоциаций из ксенолитов.

6. Интерпретация и обобщение полученных термобарогеохимических и минералогических данных.

Материалом для проведения исследований стала коллекция неизмененных гипабисеальных пород и содержащихся в них ксенолитов из трубок взрыва Удачная-Восточная и Беле, отобранная при участии автора в период с 1995 по 2000 гг. совместно с Н. П. Похиленко, В. Ю. Брагиным и В. Г. Мальковцом. Часть образцов ксенолитов из трубки Беле была любезно предоставлена Ю. И. Овчинниковым. Автором была выполнена подготовка каменного материала для изготовления полированных пластинок и для проведения химического и редкоэлементного анализа пород. В ходе работы просмотрено более 200 полированных пластинок, и проведено оптическое исследование минералогии пород, диагностика и классификация различных типов включений в породообразующих минералах и минералах ксенолитов. Автором проведено около 100 высокотемпературных термометрических экспериментов с расплавными включениями и порядка 100 низкотемпературных криометрических исследований флюидных включений и флюидных обособлений в расплавных включениях. Выполнено более 1200 полных микрозондовых анализов породообразующих минералов, гомогенных закаленных и остаточных стекол расплавных включений, дочерних фаз из включений расплава, кристаллических включений в минералах. Подготовлены препараты для KP-спектроскопии и при участии автора получено и интерпретированно около 50 KP-спектров содержимого флюидных включений и дочерних фаз из расплавных включений. Проведены систематизация и обобщение всех результатов, сравнение их с литературными данными. Методы исследования.

Изучение кимберлитов и базанитов проводилось в несколько стадий с применением широкого комплекса методов. С использованием микроскопа Nu-2e (Karl Zeiss) в проходящем и отраженном свете проводилось изучение полированных пластинок пород и ксенолитов с целью определения минерального состава, а также обнаружения, классификации и оптического исследования в минералах расплавных, флюидных и кристаллических включений.

При изучении включений использовались методы термобарогеохимии — термометрия и криометрия (высокои низкотемпературные исследования включений). Термометрия применялась для определения температур захвата расплавных включений и получения при закалке гомогенных стекол. Эксперименты по гомогенизации расплавных включений проводились на высокотемпературной микротермокамере конструкции Михайлова-Шацкого (Михайлов, Шацкий, 1975) с силитовым нагревателем (до 1400°С) в условиях воздушной среды. В некоторых случаях применялась термокамера с инертной средой (аргон) конструкции Соболева-Каменского (Соболев, Каменский, 1986). Эталонировка термокамер проводилась по точкам плавления эталонных веществ: К2СГ2О7 (398°С), СбО (645°С), ЫаС1 (800°С), Аи° (1063°С), Мп° (1240°С). Криометрические исследования состава и плотности флюидных включений и флюидной фазы в расплавных включениях проводились на криокамере конструкции Осоргина-Томиленко, охлаждаемой жидким азотом (Осоргин, Томиленко, 1990). Эталонировка термопары производилась по точкам плавления СО2 — -56,6 °С и льда — 0 °C (точность измерений составляет +0,1 °С).

КР-спектры содержимого флюидных включений и некоторых дочерних фаз из расплавных включений получены на многоканальных спектрометрах (ЯАМЛЫОЯ и-1000, ОИГГиМ СО РАН и ТШРЬЕМАТЕ БРЕХ, ИНХ СО РАН, г. Новосибирск).

Химический состав породообразующих минералов, стекол и дочерних кристаллических фаз из расплавных включений определялся посредством рентгеноспектрального анализа на микрозопде СатеЬах-ппсго (ОИГГиМ СО РАН). Параметры съемки: и=20 кВ, 1=20 нА — для минералов, содержащих щелочи и летучие компоненты, и=20 кВ, 1=40 нА — для всех остальных минералов. В качестве эталонов использованы аттестованные стандарты минералов и стекол.

Химический и редкоэлемептный состав пород определялся методом РФА и РФА-СИ, летучие компонеты — методом классического химического анализа (ОИГГиМ СО РАН).

Научная новизна.

Проведено полное комплексное изучение неизмененных пород трубок взрыва Удачная-Восточная и Беле, а также расплавных включений в породообразующих минералах. На основании изучения расплавных включений и зональности минералов реконструированы тренды эволюции расплавов в процессе кристаллизации кимберлитов и базанитов. Установлены различия в направлении эволюции расплавов при образовании генетически различных типов пород трубок взрыва, расположенных в различных геодинамических обстановках: в стабильной центральной части (трубка Удачная) и в обрамлении Сибирской платформы, которое подверглось нескольким циклам тектопо-магматической активизации (трубка Беле). Получены данные о температурном и флюидном режимах при кристаллизации пород этих тел.

Данная работа представляет собой первое в мире систематическое исследование состава расплавных включений в кимберлитах. В расплавных включениях из кимберлитов трубки Удачная-Восточная среди дочерних фаз установлены редкие минералы — тетраферрифлогопит, гумит (клшгогумит), джерфишерит, Ыа-Са-карбонаты (шортит, земкорит), а также сульфаты и хлориды. Впервые идентифицирован среди минералов мезостазиса кимберлитов трубки Удачная-Восточная джерфишерит. Показано, что кальцит, доломит, карбонаты ряда магнезит-сидерит, шортит, земкорит и джерфишерит в кимберлитах имеют позднемагматическое происхождение. Впервые в щелочных базальтах СевероМинусинской впадины определен редкий алюмосиликат — рёнит.

Установлено, что вторичные включения (расплавные, флюидные, кристаллические) и интерстиционные ассоциации в мантийных ксенолитах из базанитов и кимберлитов, происхождение которых обычно связывают с метасоматозом пород в мантии, могут быть продуктами инфильтрации в ксенолиты собственно выносящих расплавов.

Практическая ценность выполненной работы определяется полученными принципиально новыми данными по физико-химическим особенностям кристаллизации кимберлитов трубки Удачная, являющейся крупнейшим отечественным коренным месторождением алмазов. Приведенные в настоящей работе результаты являются важной информацией для создания объективных моделей формирования алмазных месторождений подобного типа. Апробация работы и основные публикации.

По теме диссертации опубликовано 17 работ, из которых 3 статьи — в российских журналах и 14 тезисов докладов — в трудах международных и российских конференций. Основные результаты по теме диссертации представлялись на 7-й и 8-й международных кимберлитовых конференциях («1КС»: Кейптаун, ЮАР, 1998; Виктория, Канада, 2003), на 14-й, 15-й и 17-й европейских конференциях по флюидным включениям («ЕСЯОРЬ): Нанси, Франция, 1997; Потсдам, Германия, 1999; Будапешт, Венгрия, 2003), на 9-й международной конференции по термобарогеохимии (Александров, Россия, 1999), на семинаре «Щелочной магматизм Земли» (Москва, Россия, 2002), на конференции «Геология, геохимия и геофизика на рубеже XX и XI веков» (Иркутск, Россия, 2002) и на «Первой Сибирской международной конференции молодых ученых по наукам о Земле» (Новосибирск, Россия, 2002). Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 5 глав и заключения общим объемом 240 страниц. Материал диссертации сопровождается 39 рисунками и 31 таблицон.

включает 240 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе на основании изучения состава расплавных включений и минералогии пород реконструировании тренды эволюции расплавов при кристаллизации кимберлитов и базанитов. Установлено, что эволюция кимберлитового (ультраосновного) расплава в процессе кристаллизации направлена в сторону карбонатитовых составов (постепенного повышения содержания СаО, БеО, летучих компонентов и понижения концентраций БЮг, АЬОз, М§-0), а эволюция базанитового (щелочно-основного) расплава — в область тефрифонолит-фонолитовых составов (обогащения 8102, АЬОз и обеднения фемическими компонентами). При этом в обоих случаях наблюдается накопление щелочей в последних дериватах расплава. Кроме того, значительно различаются интервалы температур кристаллизации минералов основной массы кимберлитов (1000−600 °С) и базанитов (1300−900 °С), состав и концентрации летучих компонентов.

Анализ результатов проведенных исследований по кимберлитам и ксенолитам трубки Удачная-Восточная позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Согласно минералого-петрографическим и термометрическим данным, порядок начала кристаллизации минералов кимберлитов, вероятно, был следующим: вкрапленники — оливин -+ флогопитосновная масса — оливин, перовскит, ядра шпинелидов (хромиты) (>900°С)-+ флогопит, титаномагнетит, ильменит (900−800°С) магнетит, кальцит, джерфишерит, Ыа-Са-карбонаты (800−600°С). Кристаллизация минералов основной массы (температура образования которых <900°С) происходила в приповерхностных условиях при Р < 1 кбара.

2. Эволюция расплава при кристаллизации кимберлитов трубки Удачная-Восточная была направлена в сторону постепенного повышения содержания СаО,.

БеО, щелочей (На20, К20), летучих (С02, Н20, Р, С1, Б) и понижения концентраций БЮ2, М§-0, А120з, Сг20з, ТЮ2. Последние дериваты кимберлитового расплава имели щелочно-карбонатитовый состав.

3. Различные по составу карбонаты (кальцит, доломит, магнезит-сидерит, шортит, земкорит) и джерфишерит, выявленные как в расплавных включениях, так и в основной массе кимберлитов трубки Удачная-Восточная, имеют позднемагматическое происхождение.

4. Джерфишерит, установленный в виде одной из фаз наложенной минерализации в мантийных ксенолитах трубки Удачная-Восточная, вероятно, является продуктом инфильтрации в ксенолиты кимберлитового расплава при Т<900°С и близповерхностном давлении.

Анализ результатов проведенных исследований по базанитам и ксенолитам трубки Беле позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Согласно минералого-петрографическим и термометрическим данным, порядок начала кристаллизации минералов базанитов, вероятно, был следующим: вкрапленники — оливин -* клинопироксен, плагиоклазосновная масса — оливин (>1250°С) -" клинопироксен (1160°-1100°С) -" плагиоклаз (1140−990°С), магнетит апатит (1100−1040°С) -* биотит, ильменит, амфибол, (нефелин), калишпат. Кристаллизация минералов основной массы происходила в приповерхностных условиях при Р < 1 кбар.

2. Эволюция расплава при кристаллизации базанитов трубки Беле была направлена в сторону обогащения 8Ю2, А120з, щелочами (Ка20, К20), обеднения РеО, М§-0, СаО, ТЮ2 и имела миаскитовый характер.

3. Вторичные расплавные, флюидные и кристаллические включения в минералах глубинных ксенолитов трубки Беле являются продуктами инфильтрации в ксенолиты базанитовой магмы при Т=1200−1100°С и давлении от 2.4 кбар до близповерхиостного.

4. Наличие первичных включений в мантийных ксенолитах из трубки Беле свидетельствует о существовании смешанного углекислотно-азотного флюида (С02 (95 мольн.%) — N2 (5 мольи.%)) в виде отдельной фазы на уровне верхней мантии Северо-Минусинской впадины. Среди летучих в базанитовом расплаве также преобладала углекислота с незначительным содержанием азота, что подтверждается составом вторичных флюидных включений в ксенолитах.

СОг (93 мольн.%) «N2 (7 мольн.%)).

1. Апт Ю. Е. Позднекайнозойский щелочной вулканизм Чукотского полуострова: Автореф. дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Магадан, 1994.-21 с.
  2. В.П., Зиичук Н. Н., Похилепко Н. П. Морфология и морфогенез индикаторных минералов кимберлитов. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2001. — 276 с.
  3. И.Т., Коляго С, Соболев B.C. Проблемы интерпретации термометрических исследований стекловатых включений в минералах и первые результаты проверки на искусственных включениях // ДАН СССР. 1967. Т. 175. № 5. 1127−1130.
  4. И.Т. Расплавленные включения, их типы и термометрические методы исследования // Магматогенная кристаллизация по данным изучения включений расплава. — Новосибирск: Наука, 1975. 33−54.
  5. Н.Л., Волошин А. В., Пахомовский Я. А., Поляков К. И. Состав джсрфишерита из щелочных комплексов Кольского полуострова // Минералогический >1сурнал, 1980. № 2. 90−99.
  6. А.П., Бондаренко М. Н., Гневушев М. А. и др. Алмазные месторождения Якутии. — М.: Госгсолтехиздат, 1959. — 527 с.
  7. А.В. Минералогия оксидов из связующей массы кимберлитов Якутии (генетические и прикладные аспекты): Автореф. дис. …канд. геолого-минерал, наук. — М., 2000. — 22 с.
  8. Д.А. Петрология щелочных кимберлитов Якутии (Петрохимичсские аспекты): Дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 2000. — 171 с.
  9. Г. П., Специус З. В., Лескова Н. В. Сульфиды в алмазах и ксенолитах из кимберлитовых трубок Якутии. — Новосибирск: Наука, 1990. — 120 с.
  10. В.Ю., Реутский В. Н., Литасов К. Д., Мальковец В. Г. Позднемеловой эпизод внутриплитного магматизма в Северо-Минусинском прогибе по палеомагнитным и геохронологическим данным // Геология и геофизика. 1999. Т. 40. № 4. 576−582.
  11. Ф.Ф. Геологические аспекты кимберлитового магматизма северо-востока Сибирской платформы. — Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1984. -126 с.
  12. В.И. Петрохимические взаимосвязи кимберлитов с щелочпо- ультраосновными, щелочнобазальтоидными породами и карбонатитами. //ДАН СССР. 1978. Т. 241. № 1. 196−199.
  13. В.Б., Зинчук Н. Н., Кузнецова Л. Г. Петрохимические модели алмазных месторождений Якутии. — Новосибирск: Наука, 1997. — 574 с.
  14. .М., Волянюк Н. Я., Пономаренко А. И. Глубинные включения из кимберлитов, базальтов и кимберлитоподобных пород. — М.: Наука, 1976.-284 с.
  15. .М., Костровицкий СИ., Соловьева Л. В. и др. Классификация кимберлитов и внутреннее строение кимберлитовых трубок — М.: Наука, 1981,136 с.
  16. Ю.К. Закономерности роста и эволюции кристаллов минералов. — М.: Наука, 1990.-184 с.
  17. Е.И., Костровицкий СИ., Арсенюк М. И. Геохимические особенности кальцитов кимберлитовых комплексов Якутии // Геохимия эндогенных процессов. Иркутск. 1979. 161−164.
  18. Геология и генезис алмазных месторождений. В 2-х т. — М.: Изд-во Мингсо СССР, ЦНИГРИ, 1989.
  19. Геология, закономерности размещения, методы прогнозирования и поисков месторождений алмазов: Сборник статей. — Мирный, 1998. — 408 с.
  20. А.В., Соловова И. П. Петрогенетическая информативность расплавных включений в минералах глубинных пород // Геохимия. 1989. № I. e. 20−28.
  21. А.В., Шарыгин В. В., Мальковец В. Г. Интерстиционные ассоциации в глубинных ксенолитах из трубок взрыва Северо-Минусинской впадины // Тезисы семинара «Щелочной магматизм Земли». — М., 2002. 34−35.
  22. А.В., Шарыгин В. В., Мальковец В. Г. Эволюция расплава в процессе кристаллизации базанитов трубки Беле, Северо-Минусинская впадина // Геология и геофизика. 2000. Т. 41. № 12. 1760−1782.
  23. А.В., Шарыгии В. В., Мальковсц В. Г. Эволюция кимберлитовой магмы трубки «Удачная-Восточная» (по расплавным включениям в минералах) // Тезисы семинара «Щелочной магматизм Земли». — М., 2002. 35 с.
  24. А.В., Шарыгин В. В., Похилснко Н. П., Мальковец В. Г., Колесов Б. А., Соболев Н. В. Вторичные включения расплава в оливине неизмененных кимберлитов трубки «Удачная-Восточная». // ДАН. 2003. Т. 388. № 3. 369−372.
  25. М.П. Петрогенетические аспекты типоморфиз.ма хромшпинслида, титаномагнетита и ильменита в траппах северо-запада Сибирской платформы: Автореф, дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 2003. — 20 с.
  26. В.В. Геология и структура кимберлитового поля трубки «Удачная» // Геология и полезные ископаемые Восточной Сибири / Под ред. СМ. Замараева. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1985. 91−98.
  27. Дж.Б. Олдоиньо Ленгаи — действующий вулкан с потоками лав натровых карбонатитов // Карбонатиты. — М., Мир, 1969, с. 169−181.
  28. Г. Л., Соболев Н. В., Харькив А. Д. Новые данные о возрасте кимберлитов Якутии, полученные по соотношению изотопов свинца и урана в цирконах.//ДАН СССР. 1980. Т. 254. № 1. 175−179.
  29. Н.Л., Ащепков И. В., Симонов В. А., Жмодик СМ. Взаимодействие пород верхней мантии с глубинными флюидами и расплавами в Байкальской рифтовой зоне // Геология и геофизика. 1992. № 5. 3−2.
  30. Н.Л., Кирдяшкин А. Г., Кирдяшкии А. А. Глуби1Н1ая геодинамика. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2001. — 409 с.
  31. Н.Л. Периодичность геологических процессов и глубинная геодинамика// Геология и геофизика. 1994. № 5. 5−19.
  32. М.Т. Кристаллические формулы джерфишерита со структурных позиций. — Изв. АН СССР. Сер. геол., 1976. № 4. 97−101.
  33. Ю.А., Борис Е. И. Авлакогенез и кимберлитовый магматизм. — Воронеж, 2000. — 161 с.
  34. К.Н., Ущаповская З. Ф., Кашаев А. А., Богданов Г. В., Сизых Ю. И. Земкорит — новый карбонат из кимберлитов Якутии. // ДАН СССР. 1988. Т. 301. № 1.С. 188−193.
  35. Н.П., Долгов Ю. С. Термобарогеохимия. — М.: Недра, 1979. — 271 с.
  36. Л.Н. К вопросу о геологии Далдынского кимберлитового поля на севере Сибирской платформы // Алмазы Якутии. ЯФ СО АН СССР. — М., 1961. № 6. 18−23.
  37. Н.Н., Специус З. В., Зуенко В. В., Зуев В. М. Кимберлитовая трубка «Удачная». — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. — 147 с.
  38. Н. Н. Постмагматические минералы кимберлитов. — М.: Недра, 2000. -538 с.
  39. Л.П., Кузьмин М. И., Натапов М. Л. Тектоника литосфсрных плит территории СССР. В 2-х кн. -М.: Недра, 1990. Кн. 1. — 328 с.
  40. Д.А., Логвинова A.M., Шацкий B.C., Соболев Н. В. Включения в микроалмазах из некоторых кимберлитовых трубок Якутии. // ДАН. Т. 359. № 1. 74−78.
  41. B.C., Кузнецова А. И., Одареева Л. Н. и др. Редкие элементы в ксенолитах лерцолитов и базанитах трубок взрыва Чулымо-Енисейской впадины //Геохимия. 1988. № I. e. 115−122.
  42. B.C., Смирнов В. Н., Плюснин Г. С. и др. Первые К-Аг датировки и изотопия стронция для базанитовых эксплозивных трубок Чулымско-Енисейской депрессии. //ДАН СССР. 1989. Т. 307. № 6. 1466−1469.
  43. И.П., Каминский Ф. В., Фрапцессон Е. В. Геохимия кимберлитов. -М.: Недра, 1978.-352 с.
  44. А.А., Луканин О. А., Лапин И. В. Физико-химические условия эволюции базальтовых магм в приповерхностных очагах. — М: Наука, 1990, 346 с.
  45. Н.Т. О вулканических трубках Минусинского межгорного прогиба // Известия АН СССР, сер. геол. 1963. № 2. 80−89.
  46. Классификация магматических (изверженных) пород и словарь терминов. Рекомендации Подкомиссии по систематике изверженных пород Международного союза геологических наук: Пер. с англ. СВ. Ефремовой. — М.: Недра, 1997. — 248 с.
  47. К. Г., Белл Дж. Д., Паикхерст Р.Дж. Интерпретация изверженных горных пород. — М.: Недра, 1982. — 413 с.
  48. В.П., Костюк Е. А., Базарова Т. Ю. и др. Минералогия и природа глубинных включений в базальтах Минусинской котловины // Материалы по генетической минералогии и петрологии. — Новосибирск, 1977. 9−29.
  49. В.П., Панина Л. И., Жидков А. Я., Орлова М. П., Базарова Т. Ю. Калиевый щелочной магматизм Байкало-Становой рифтогенной системы. — Новосибирск: Наука, 1990. — 239 с.
  50. В.П. Щелочной магматизм периферического обрамления Сибирской платформы. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2001. — 163 с.
  51. В.П., Никишов К. Н., Филиппов Н. Д., Махотко В. Ф. Ассоциация моптичеллита и рудных минералов в некоторых кимберлитовых телах Якутии //ДАН СССР. 1983. Т. 270. № 3. 696−700.
  52. В.П., Егоров К. Н., Сафронов А. Ф., Филипов Н.Д, Зайцев А. И. Монтичеллитовый кимберлит из трубки «Удачная-Восточная» и некоторые аспекты эволюции кимберлитовых расплавов // Отечественная геология. 1998. № 6.0 .48−51.
  53. И.И., Лурье М. П., Масайтис В. Л. Геология Сибирской платформы. -М.: Недра, 1966.-447 с.
  54. Крюков А. В, Крюкова З. В. Пиропы из трубки Тергешской // Материалы по геологии и полезным ископаемым Красноярского края. — Красноярск, 1962. Вып. 3. 131−140.
  55. А.В. Строение и состав трубки Бараджульской в Северо- Минусинской впадине // Новые данные по геологии юга Красноярского края. -Красноярск, 1963. 175−191.
  56. А.В. Геология Конгаровской трубки взрыва в Северо-Минусинской впадине // Геология и металлогения эффузивно-осадочных формаций Сибири. — М.: Недра, 1964. 190−202.
  57. А.В. О новом типе трубок взрыва в юго-западном обрамлении Сибирской платформы // Геология юго-западного обрамления Сибирской платформы. — М.: Недра, 1964, с. 196−240.
  58. А.В. Основные черты алмазоносности Красноярского края // Материалы по металлогении и полезным ископаемым Красноярского края. -Красноярск, 1968. 155−171.
  59. Д.В., Чупин В. П., Литвиновский Б. А. Температуры и составы магм трахибазальт-комендитовой ассоциации хребта Цаган-Хуртей, Западное Забайкалье (по включениям в минералах) // Геология и геофизика. 1999. Т. 40. № 1. 62−72.
  60. В.А., Фролова В. М. Петрология ультраосновных включений в базальтах Минусинской впадины и Забайкалья и состав верхней мантии Земли // Проблемы петрологии основных и ультраосновных пород. — М.: Наука, 1972. 55−59.
  61. В.А. Проблемы петрохимии и петрологии базальтов. — Новосибирск, Наука, 1972, 208 с.
  62. В.А., Фролова В. М. Глубинные включения в базальтоидах и щелочных габброидов континентов. Минусинская впадина // Глубинные ксенолиты и верхняя мантия. — Новосибирск: Наука, 1975, 68−82.
  63. Ф.Ш., Шарапов В. Н. Петрогенезис под вулканами. — М.: Недра, 1975.-197 с.
  64. В.Г., Сиииции А. В., Мишин A.M., Натапов Л. М. Структурная позиция и продуктивность кимберлитов Восточно-Сибирской (Якутской) провинции // Геология и геофизика. 1992. № 10. 61−73.
  65. Ю.Г., Усова Л. В. Рентгеноспсктральный квантометрический микроанализ важнейших минералов кимберлитов // Геология и геофизика. 1987. № 5. 75−81.
  66. Е.Е. Минералы-спутники алмаза и генезис кимберлитовых пород. — М.: Наука, 1979.-192 с.
  67. Л.И. Кимберлитовый магматизм и алмазоносность // Проблемы кимберлитового магматизма. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1989. 28−37.
  68. Ю.Д. Особенности эволюции щелочных базальтоидов вулканов Ингамакит и Мундужяк (Удоканское лавовое плато) // Термобарогеохимия минерало-образующих процессов. — Новосибирск: Изд-во ОИГГМ СО РАН, 1992. Вып. 2. 16−29.
  69. И.В. О молодых базальтах Минусинского межгорного прогиба // Известия АН СССР, сер. геол. 1957. № 10.
  70. И.В. Вулканизм и тектоника девонских впадин Минусинского прогиба. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 276 с.
  71. СВ., Стрсльцина М. В., Швайко-Швацковская Т.Н. Свойства стекол и стеклообразующих расплавов. Справочник. — Ленинград: Наука, 1973−1981. Т. 1−4.
  72. Е.В. Минералогия ксенолитов зернистых перидотитов из кимберлитовой трубки «Удачная» в связи с проблемой состава верхней мантии Сибирской платформы: Дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 2002. -264 с.
  73. В.Г. Состав и строение мезозойской верхней мантии под Севсро- Минусинской впадиной (по данным изучения мантийных ксенолитов из щелочно-базальтоидных трубок взрыва): Дис. …капд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 2001.-235 с.
  74. .А. Геология и петрология кимберлитов. — С-Пб. Наука. 1997. 231 с.
  75. В.К., Мигалкин К. Н., Николаев Н. С., Барашков Ю. П. Неизмененный кимберлит трубки «Удачная-Восточная». // ДАН СССР. 1976. Т.231.№ 4. 961−964.
  76. В.К., Мигалкин К. Н. Природа внутритрубочных кимберлитовых тел. // Геология и геофизика, 1979, № 7, с. 63−69.
  77. В.К. Вертикальная неоднородность кимберлитовых тел Якутии. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1986. -239 с.
  78. С., Платонов А. Н., Польшин Э. В. и др. Шпинелиды мантийных пород. -Киев: Наук, думка, 1989. -212 с.
  79. В.А. Кимберлитовые провинции.-Ленинград: Недра, 1974. — 238 с.
  80. В.А. Трубки взрыва. — Ленинград: Недра, 1984. — 268 с.
  81. В.А. Кимберлиты и глубинная геология. — Ленинград: Недра, 1990. — 167 с.
  82. В.А., Соколова В. П. Сравнительный анализ кимберлитовых полей Якутской и Русской провинций. — -Пб.: Изд-во ВНИИОксаигеология, 2000. -130 с.
  83. М.Ю., Шацкий B.C. Силлитовый нагреватель для высокотемпературной термокамеры. В сб.: Минералогия эндогенных образований (по включениям в минералах), Новосибирск. 1975. с. 109−110.
  84. Минералы. Справочник. — М.: Наука, 1992. Вып. 2. Т. 4. -661 с.
  85. К.Б., Еловых В. В., Ковальский В. В. и др. Структурный контроль проявлений кимбсрлитового магматизма на северо-востоке Сибирской платформы. — Новосибирск: Наука, 1974. — 97 с.
  86. К.Н. Петролого-минералогическая модель кимберлитового процесса. — М.: Наука, 1984. — 437 с.
  87. Н.Ю., Томиленко А. А. Микротермокамера / Авт. св-во № 1 562 816 СССР от 07.05.1990.
  88. Н.Ю., Томиленко А. А. Криокамера / Авт. св-во. № 1 592 678 СССР от 15.05.1990.
  89. Д.И., Илу пин И.П. Галит в кимберлитах Якутии, его соотношения с серпентином и вопрос об источнике отложивших его растворов. // ДАН СССР, 1973, Т. 213, № 6, с. 1406−1409.
  90. Л.И., Сазонов A.M., Усольцева Л. М. Мелилит и монтичеллит содержащие породы Крестовской интрузии (север Сибирской платформы) и их генезис//Геология и геофизика. 2001. Т. 42. № 9. 1314−1332.
  91. Л.И., Усольцева Л. М. Роль жидкостной несмесимости в образовании кальцитовых карбонатитов Маломурунского массива (Алдан). // Геология и геофизика. 2000. Т. 41, № 5, с. 655−670.
  92. Л.И., Усольцева Л. М. Щелочные высококальциевые сульфатно- карбонатные расплавные включения в мелилит-монтичеллит-оливиновых породах Маломурунского щелочного массива (Алдан). // Петрология. 1999. Т. 7, № 6, с. 653−669.
  93. Л.И., Владыкин Н. В. Лампроитовые породы Мурунского массива и их генезис//Геология и геофизика. 1994. Т 35. № 12. 100−113.
  94. Н.М. Условия минералообразования в карбонатитовых комплексах Восточного Саяна: Дис.канд. геолого-минерал.наук. — Новосибирск, 1981.-236 с.
  95. А.И., Соболев Н. В., Похпленко Н. П. и др. Алмазоносный гростерит и алмазоносные дистеновые эклогиты из кимберлитовой трубки Удачная (Якутия)//ДАН СССР. 1976. Т. 226. № 4. с.927−930.
  96. И.В., Лазько Е. Е. Включения затвердевших расплавов в минералах кимберлитовых пород Западной Якутии. // ДАН СССР. 1979. Т. 244. № 1.С. 194−197.
  97. Н.П. К минералогии граната из ксенолитов ультраосновных пород в кимберлитах // Вопросы геологии Сибири. — Новосибирск, 1972. 36−40.
  98. Н.П. Минералогия и петрология ксенолитов глубинных ультраосновиых пород в кимберлитах Далдыно-Алакитского района, Якутия: Автореф. дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 1974. -26 с.
  99. Н.П., Усова Л. В. Вторичные расплавные включения в оливинах из кимберлитовой трубки «Удачная» (Якутия): Сборник тезисов 1У-го совещания по термобарогеохимии. — Владивосток, 1978. 66−67.
  100. П.П., Соболев П. В., Ефимова Э. С. Ксенолит катаклазированного алмазоносного дистенового эклогита из трубки Удачная (Якутия).//ДАН СССР, 1982. Т. 286. № 1.0. 212−216.
  101. Н.П. Мантийные парагекезисы в кимберлитах, их происхождение и поисковое значение: Автореф. дис. … докт. геолого-минерал, наук. -Новосибирск, 1990. — 39 с.
  102. Н.П., Соболев Н. В., Бойд Ф. Р., Пирсон Г. Д., Шимизу Н. Мегакристаллические пироповые перидотиты в литосфере Сибирской платформы: минералогия, геохимические особенности и проблема происхождения // Геология и геофизика. 1993. № 1. 71−84.
  103. Проблемы кимберлитового магматизма: Сборник научных трудов. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1989. — 259 с.
  104. Э. Флюидные включения в минералах. — М.: Мир, 1987. Т. 1. — 560 с.
  105. Э. Флюидные включения в минералах. — М.: Мир, 1987. Т. 2. — 630 с.
  106. И.Д. Природа кимбсрлитовых магм. // Геология рудных месторождений. 1980. № 6. 18−26.
  107. Н.В. Глубинные включения в кимберлитах и проблема состава верхней мантии. — Новосибирск: Наука, 1974. -264 с.
  108. Н.В., Похиленко Н. П. Ксенолиты катаклазированных перидотитов в кимберлитах Далдыно-Алакитского района Якутии // Глубинные ксенолиты и верхняя мантия. — Новосибирск: Наука, 1975. 48−55.
  109. Н.В., Харькив А. Д. Глубинные включения в кимберлитах // Глубинные ксенолиты и верхняя мантия. — Новосибирск: Наука, 1975. 26−47.
  110. Н.В., Харькив А. Д., Похиленко Н. П. Кимберлиты, лапроиты и проблема состава верхней мантии // Геология и геофизика. 1986. № 7. 18−27.
  111. II.B., Кепежипскас В. В., Овчинников Ю. И., Похилепко Н. П. Мантийные ксенолиты мезо-кайнозойских вулканических трубок Хакасии. — Новосибирск: Изд-во ИГиГ СО СССР, 1988. — 76 с.
  112. Н.В., Бакумснко И. Т., Ефимова Э. С., Похиленко Н. П. Особенности морфологии микроалмазов, содержания примеси натрия в гранатах, калия в клинопироксенах эклогитов из кимберлитовой трубки Удачная. //ДАН СССР, 1991. Т. 321. № 3. с.585−591.
  113. Р.Н., Грозман П. Я., Коган Б. С. Применение ЭВМ при петрохимических пересчетах. Справочник. — М.: Недра, 1992. — 223 с.
  114. А.В. Включения расплавов в минералах как источник принципиальной петрогенетической информации // Петрология. 1996. Т. 4. № 3. 228−239.
  115. А.В. Проблемы образования и эволюции мантийных магм: Автореферат дис. …д.г.-м.н. — М., 1997. — 50 с.
  116. А.В., Соболев Н. В., Смит К. Б., Кононкова Н. Н. Новые данные по петрологии оливиновых лампроитов западной Австралии по результатам исследования магматических включений в оливинах. // ДАН СССР. 1985. Т. 284. № 1.С. 196−201.
  117. И.П., Рябчиков И. Д., Когарко Л. Н., Кононкова Н. Н. Изучение включений в минералах карбонатитового комплекса Палабора (Ю. Африка) // Геохимия. 1998. № 5. 435−447.
  118. Л.В., Баранксвич В. Г., Завьялова Л. Л., Липская В. И. Метасоматические изменения в железо-магнезиальньк эклогитах из трубки «Удачная». //ДАН СССР. 1976. Т. 303. 107−110.
  119. Л.В., Владимиров Б. М., Днепровская Л. В. и др. Кимберлиты и кимберлитоподобиыс породы: вещество верхней мантии под древними платформами. — Новосибирск: Наука, 1994. — 256 с.
  120. З.В., Буланова Г. П., Лескова Н. В. Джерфишерит и его генезис в кимберлитовых породах. //ДАН СССР. 1987. Т. 293. № 1. 199−202.
  121. А.В., Рябчиков И. Д., Харькив А. Д. Литосферная мантия Якутской кимберлитовой провинции. — М.: Наука, 1988.-286 с.
  122. Е.В., Лутц Б. Г. Кимбсрлитовый магматизм древних платформ. — М.: Изд-во ВИНИТИ. — 342 с.
  123. Формы геологических тел (терминологический справочник). Под редакцией Косыгина Ю. А., Кулындышева В. А., Соловьева В. А. — М.: Недра. 1977, 246 с.
  124. А.Д., Зуенко В. В., Боткунов А. И., Зинчук Н. Н., Зуев В. М., Мельник Ю. М. Минералого-петрохимические особенности кимберлитовых пород трубки «Удачная» // Записки Всесоюз. Минерал, об-ва. 1983. Вып. 4. Ч. 112. 426−435.
  125. А.Д. Вертикальная неоднородность пород верхней мантии и вопросы происхождения кимберлитовой магмы // Геология и полезные ископаемые Восточной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1985. 71−78.
  126. А.Д., Зуенко В. В., Зинчук Н. Н. и др. Петрохимия кимберлитов. -М.: Недра, 1991.-304 с.
  127. А.Д., Зинчук Н. Н., Крючков А. И. Коренные месторождения алмазов мира. — М.: Недра, 1998. — 555 с.
  128. А.П., Черепивская Г. Е., Тимченко А. Д. Шортит Na2Ca2(C03)3 — первые находки в СССР // Минералогический журнал. 1980. Т. 2. № 2. 85−89.
  129. Ч. Петрология изверженных пород. — М.: Недра, 1988. — 320 с.
  130. А.И. К оценке погрешности замеров температуры гомогенизации включений в микротермокамере с инертной средой // Геология и геофизика. 1973. № 6. 134−138.
  131. А.И. Аппаратура для исследования включений расплава в минералах // Магматогенная кристаллизация по данным изучения включений расплавов / Под. ред. B.C. Соболева, В. П. Костюка. — Новосибирск: Наука, 1975. 28−30.
  132. В.В. Эволюция лампроитов по расплавным включения.м в минералах. // Геология и геофизика. 1997. Т. 38. № 1. 136−147.
  133. В.В. Физико-химические особенности кристаллизации лампроитов по данным изучения включений расплава в минералах: Автореф. дис. …канд. геолого-минерал, наук. — Новосибирск, 1997.-48 с.
  134. В.В. Калиевые щелочные пикриты массива Рябиновый (Ц. Алдан) // Геология и геофизика. 1993. Т. 34. № 4. 60−70.
  135. В.В., Поспелова Л. Н. Эволюция расплава в процессе кристаллизации фергусит-порфиров Восточного Памира // Геология и геофизика. 1994. Т. 35. № 1. 110−117.
  136. В.В., Головин А. В. Джерфишерит в неизмененных кимберлитах трубки «Удачная-Восточная» // Материалы конференции РФФИ «Геология, геохимия и геофизика на рубеже XX и XXI веков». — Иркутск, 2002. 465−467.
  137. В.В., Головин А. В., Похиленко Н. П., Соболев И. В. Джерфишерит в неизмененных кимберлитах трубки «Удачная-Восточная», Якутия. // ДАН. 2003. Т 390. № 2. 242−246.
  138. Н., Похиленко Н. П., Бонд Ф. Р., Пирсон Г. Д. Геохимические характеристики мантийных ксенолитов из кимберлитовой трубки «Удачная» // Геология и геофизика. 1997. № 38. 194−205.
  139. Aldous, R. Copper-rich fluid inclusions in pyroxenes from the Guide Copper Mine, a satellite intrusion of the Palabora Igneous Complex, South Africa // Econ. Geol. 1986,
  140. Ananiev V.V., Okrugin V.M. Mineralogy of molten inclusions in olivines from high-alumina basalt melts in Kamchatka // Abstracts of XI ECROFI, Firenze, Italy. Plinius, 1991. № 5.-264 p.
  141. Andersen Т., O’Reilly S.Y., Griffin W.L. The trapped fluid phase in upper mantle xenoliths from Victoria, Australia: implications for mantle metasomatism // Contrib.Mineral. Petrol. (1984) 88:72−85.
  142. Andersen Т., Griffin W.L., O’Reilly S. Primary sulphide melt inclusions in mantle-derived megacrysts and pyroxenites // Lithos, 20. 1987. P. 279−294.
  143. Andersen Т., Neumann E.-R. Fluid inclusions in mantle xenoliths. // Lithos, 55. 2001, P. 301−320.
  144. Ashchepkov I.V., Kepezhinskas V.V., Malkovcts V.G. and Ovchinnikov Yu.I. Mantle xenoliths from the meso-cenozoic volcanic pipes of Khakassia. Field guide book of the Sixth Intemational Kimberlite Conference. — Novosibirsk, UIGGM SD RAS. 1995.-39 p.
  145. Barkov, A.Y., Laajoki, K.V.O., Gehor, S.A., Yakovlev, Yu.N., Taikina-Aho O. Chlorine-poor analogues of djerfisherite — thalfenisite from Noril’sk, Siberia and Salmagorsky, Kola Peninsula, Russia// Can. Mineral., 1997, 35. P. 1421−1430.
  146. Boctor N.Z., Meyer H.O.A. Oxide and sulfide minerals in kimberhte from Green Mountain, Colorado // 2"*^ Intern. Kimberlite Conf: Ext. Abstr. — New Mexico, 1977.
  147. Bonaccorsi E., Merlino S., Pasero M. Rhonite: structural and microstructural features, crystal chemistry and polysomatic relationships // Eur. J. Mineral., 1990. Vol. 2. № 2. P. 203−218.
  148. Boyd F.R., Pokhilenko N.P., Pearson S.A., Mertzman S.A., Sobolev N.B., Finger L.W. Composition of the Siberian cratonic mantle: evidence from Udachnaya peridotite xenoliths//Contrib. Mineral. Petrol. 1997. Vol. 128. P. 228−246.
  149. Brachfogel F.F. The age division of the kimberlitic and related magmatites in the N.-E. Of Siberian platform (methods end results) // 6^^ Intern. Kimberlite Conf.: Ext. Abstr. — Novosibirsk, 1995. P. 60−62.
  150. Brey G.P. and Kohler T. Geothermobarometry in four phase Iherzolites II: new thermobarometers and practical assessment of using theraiobarometers // J. Petrol., 1990. Vol. 31. P. 1353−1378.
  151. Brooker R.A. The effect of CO2 saturation on immiscibility between silicate and carbonate liquids: an experimental study//J. Petrol., 1998. Vol. 39. P. 1905−1915.
  152. Chakhmouradian A.R., Mitchell R.H. Three compositional varieties of perovskite from kimberlite of the Lac de Gras field (Northwest Territories, Canada) // Mineral. Mag., 2001, Vol. 65. P. 133−148.
  153. Clarke D.B. Synthesis of nickeloan djerfisherites and the origin of potassic sulphides at the Frank Smith mine, in «The Mantle Sample: Inclusions in Kimberlites and Other Volcanics». Proc. Second Int. Kimberiite Conf., 1979. 2. 300−307 p.
  154. Clarke D.B., Pe G.G., MacKay R.M., Gill K.R., O’Hara M.J., Gard J.A. A new potassium — iron — nickel sulfide from a nodule in kimberlite // Earth Planet. Sci. Lett., 1977, 35. P. 421−428.
  155. D. В., Mitchell R.H., Chapman Chere A.T., MacKay Robert M. Occurrence and oridin of djerfisherite from the Elwin Bay kimberlite, Somerset Island, Northwest Territories// Can. Miner., 1994, 32. № 4. P. 815−823.
  156. O’Connor Т.К., Edgar A.D., Lloyd F.E. Origin of glass in quaternary mantle xenoliths from Meerfeldermaar, West Eifel, Germany: implications for enrichment in the lithospheric mantle//The Canadian Mineralogist. 1996. Vol. 34. P. 187−200.
  157. Czamanske G.K., Erd R.C., Sokolova M.N., Dobrovorskaya M.G., Dmitrieva M.T. New data on rasvumite and djerfisherite // Am. Mineral., 1979. 64. 776−778 p.
  158. J.B., Smith J.V., Steele I.M. 1966 ash eruption of Oldoinyo Lengai: mineralogy of lapilli, and mixing of silicate and carbonate magmas // Mineral. Mag., 1992.56. 1−16 p.
  159. Dawson J.B., Smith J.V., Steele I.M. Petrology and mineral chemistry of plutonic igneous xenoliths from the carbonatite volcano, Oldoinyo Lengai, Tanzania // J. Petrol., 1995, 36. P. 797−826.
  160. Delaney J.S., Smith J.V., Carswell D.A., Dawson J.B. Chemistry of micas from kimberlites and xenolithes — II. Primary — and secondary-Textured micas from pendotite xenoliths // Geochim. Cpsmochim. Acta. 1980. Vol. 44. P. 857−872.
  161. Distler V.V., Ilupin I.P., Laputina LP. Sulfides of deep-seated origin in kimberlites and some aspects of copper-nickel mineralization // Int. Geol. Review, 1987. 29. 456−464 p.
  162. Evans H.T., Clark J.R. The crystal structure of bartonite, a potassium iron sulfide, and its relationship to pentlandite and djerfisherite // Am. Mineral., 1981, 66. P. 376−384.
  163. Fleet M.E., Stone W.E. Nickeliferous sulfides in xenoliths, olivine megacrysts and basaltic glass // Contrib. Mineral. Petrol., 1990. Vol. 105. P. 629−636.
  164. Frey F.A. and Prinz M. Ultramafic inclusions from San Carlos, Arizona: petrological and geochemical data bearing on their pctrogenesis // Earth Planet. Sci. Lett., 1978. Vol. 38. № LP. 129−176.
  165. Frezzotti M.-L. Silicate-melt inclusions in magmatic rocks: applications to petrology// Lithos, 55. 2001. P. 273−299.
  166. Golovin A.v., Smirnov S.Z. and Sharygin V.V. Primary CO2 inclusions in orthopyroxene of a websterite xenolith from the Bele pipe (Khakassia, Russia) // Abstracts of XIV ECROFI, Nancy, France. 1997, p. 127.
  167. Golovin A.V. and Sharygin V. V. Melt evolution during krystallization of basanite, pipe Bele, Minusa depression, Russia // ECROFI 15. Potsdam, Germany. TERRA NOSTRA, 1999. № 6. P. 121−122.
  168. Golovin A.v., Sharygin V.V., Pokhilenko N.P. Chemical evolution of micas from the Udachnaya-Eastem pipe kimberlites, Yakutia: data from inclusions in olivine // ECROFI 17, Budapest, Hungary, 2003, pp. 80−81.
  169. Govorov I.N., Blagodareva N.S., Kiryukhina N.I., Khar’kiv A.D., Shcheglov, A.D. Primary potassium minerals in deep-seated eclogites of Yakutia. // Int. Geol. Review, 1984. 26, 1290−1294 p.
  170. Giuli G., Paris E., Wu Z., Brigatti M. F., Cibin A. Mottana and A. Marcelli Experimental and theoretical XANES and EXAFS stydy of tetra-ferriphlogopite // Eur. J. Mineral. 2001, 13. P. 1099−1108.
  171. GuG J., Griffin W.L., O’Reilly S. Geochemistry and origin of sulphide minerals in mantle xenoliths: Qilin, southeastern China // J. Petrol., 1999. Vol. 40. № 7. P. 1125−1149.
  172. Henderson C.M.B., Kogarko L.N., Plant D.A. Extreme closed system fractionation of volatile-rich, ultrabasic peralkaline melt inclusions and the occurrence of djerfisherite in the Kugda alkaline complex, Siberia // Mineral. Mag., 1999, 63. P. 488−495.
  173. Izraeli E.S., Harris J.W., Navon O. Brine inclusions in diamonds: a new upper mantle fluid // Earth and Planet. Sci. Lett., 5807. 2001. P. 1−10.
  174. Izraeli ES., Harris JW, Navon O. Mineral inclusions in cloudy diamonds from Koffiefontein South Africa // 8″" IKC, Victoria, ВС, Canada, 2003, Program with abstracts, p. 96.
  175. Kamcnetskaya M.B., Sobolev A.V., Sobolev N.V. and Pokhilenko N.P. Kimberlite parental melts: new insights from inclusions in olivine // Geochim. Cosnochim. Acta, 2002, 66 (SI). A380 p. Abstract Volume of the XII Goldschmidt Conf., Davos, 2002.
  176. Van den Kerkhof A.M. The system CO2 — CH4 — N2 in fluid inclusions: theoretical modelling and geological applications // Free University Press, Amsterdam, 1988.-206 p.
  177. B.A. & Hamilton D.L. Liquid immiscibility and the origin of alkali-poor carbonatites // Miner. Mag., 1988. V. 52. P. 43−55.
  178. Kogarko L.N., Henderson C.M.B., Pacheco H. Primary Ca-rich carbonatite magma and carbonate-silicate-sulphide liquid immiscibility in the upper mantle // Contrib. Mineral. Petrol., 1995. Vol.121. № 3. P. 267−274.
  179. Kogarko L.N., Plant D.A., Henderson C.M.B., Kjarsgaard B.A. Na-rich carbonate inclusions in perovskite and calzirtite from the Guli intrusive Ca-carbonatite, Polar Siberia//Contrib. Mineral. Petrol., 1991, 109, 124−129 p.
  180. Korobelnikov A.N., Mitrofanov F.P., Gehor S., Laajoki K., Pavlov V.P., Mamontov V.P. Geology and copper sulphide mineralization of the Salmagorskii ring igneous complex. Kola Peninsula, NW Russia // J. Petrol., 1998. 39, 2033−2041 p.
  181. Kohler T.P. and Brey G.P. Calcium exchange between olivine and clinopyroxene calibrated as a geothermobarometer for natural peridotites from 2 to 6 kb with applications // Geochimica et Cosmochimica Acta, 1990. Vol. 54. P. 2375−2388.
  182. Kothay K., Szabo C. Silicate melt inclusion study on olivine phenocrysts from the Hegyestu basalt, Balaton-Highland, Hungary // Abstracts of XV ECROFI, Potsdam, Germany. Terra Nostra, 1999. № 6. P. 170−172.
  183. Kinny, Peter D., Griffin, Brendon J. and Brakhfogel, Felix F. Shrimp U-Pb ages of perovskite and zircon from yakutian kimberlites // 6* Intern. Kimberlite Conf: Ext. Abstr. -Novosibirsk, 1995, p. 275−276.
  184. Klein-BenDavid O, Izraeli ES., Navon O. Volatile-rich brine and melt in Canadian diamonds // 8"' ПСС, Victoria, ВС, Canada, 2003, Program with abstracts, p. 46.
  185. Kunzmann Th. Rhonit: Mineralchemie paragenese und stabilitat in alkalibasaltischen vulkaniten. Ein beitrag zur minerogenese der rhonit-anigmatit-mischkristallgruppe. PhD dissertation, 1989. Univ. Munchen. — 151 p.
  186. Kunzmann Th. The aenigmatite-rhonite mineral group // Eur. J. Mineral., 1999. Vol. ll .№ 4. P. 743−756.
  187. Kushiro Z., Kuno H. Origin of primari basalt magmas and classification of basaltic rocks // J. Petrol. 1963. № 4. P. 1.
  188. Logvinova A., Klein-BcnDavid O, Izraeli ES., Navon O, Sobolcv N. Microinclusions in fibrous diamonds from Yubileinaya kimberlite pipe (Yakutia) // 8″" IKC, Victoria, ВС, Canada, 2003, Program with abstracts, p. 97.
  189. Malkovets V.G., lonov D.A., Griffin W.L., O’Reilly et al. A P-T composition cross-section of spinel and garnet facies lithospheric mantle in the Minusa region, SW of the Siberian craton // 7″" IKC, Cape Town, 1998. Extended Abstracts. P. 543−545.
  190. Miller C, Richter W. Solid and fluid phases in Iherzolite and pyroxenite inclusions from the Hoggar, central Sahara // Geochemical Journal. 1982. Vol. 16. P. 263−277.
  191. Mitchell R. H. Kimberlites: mineralogy, geochemistry, and petrology // New York, Plenum Press, 1986. — 442 p.
  192. Mitchell R.H. Coexisting glasses occurring as inclusions in leucite from lamproites: examples of silicate liquid immiscibility in ultrapotassic magmas //Mineral. Mag., 1991. Vol. 55. P. 197−202.
  193. Mitchell R.H. Kimberlites, Orangeites, and related rocks // New York, Plenum Press, 1995.-410 p.
  194. Mitchell R.H. Carbonate-carbonate immiscibility, neighborite and potassiu iron sulphide in Oldoinyo Lengai natrocarbonatite // Mineral. Mag., 1997. Vol. 61, p. 779−789.
  195. Navon O., Izraeli ES., Klein-BenDavid O. Fluid inclusions in diamonds — the carbonatitic connection // 8"^ IKC, Victoria, ВС, Canada, 2003, Program with abstracts, p. 46.
  196. Neumann E.-R., Wulff-Pcdersen E., Johnsen K., Andersen Т., Krogh E. Petrogenesis of spinel harzburgite and dunite suite xenoliths from Lanzarote, eastern Canary Islands: Implications for the upper mantle // Lithos, 35. 1995. P. 83−107.
  197. Nickel K.G. and Green D.H. Empirical geothermobarometry for garnet peridotites and implication for the nature of lithosphere, kimberlites and diamonds // Earth Planet. Sci. Lett., 1985.
  198. Qin Z., Lu F., Anderson J.A.T. Diffusive reequilibration of melt and fluid inclusion // Amer. Mineral. 1992. Vol. 77. P. 565−576.
  199. O’Reilly S.Y., Griffin W.L., Segelstad T.V. The nature and role of fluids in the upper mantle: evidence in xenoliths from Victoria, Australia // Geol. Soc. Austr. Spec. Publication 14. 1989. P. 315−323.
  200. O’Reilly S.Y., Chen D., Griffin W.L., Ryan С G. Minor elements in olivine from spinel Iherzolite xenoliths: implications for thermobarometry // Mineralogical Magazine, April 1997. Vol. 61. P. 257−269.
  201. Ringwood A.E., Kesson S.E., Hibberson W. and Ware N. Origin of kimberlite and related magmas // Earth Planet. Sci. Lett., 1992. Vol.113. P. 531−538.
  202. Roedder E. Liquid CO2 inclusions in olivin-bearing nodules and phenocrysts from basalts//Amer. Mineralogist. 1965. Vol. 50. P. 1746−1782.
  203. Schiano P. and Ciocchiatti R. Worldwide occurrence of silica-rich melts in sub-continental and sub-oceanic mantle minerals // Letters to nature. 1994. Vol. 368. P. 621−624.
  204. Seghedi I., Vasclli O., Downes H. Occurrence of rhonite in basanitcs from Poiana Rusca Mountains, Romania// Rom. J. Mineral., 1995. Vol. 77. P. 41,
  205. Sharygin V.V., Pospelova L.N. Sulfide inclusions in early lamproite minerals // 7* IKC, Cape Town, 1998. Extended Abstracts. P. 794−796.
  206. Sharygin V.V. Ni-rich sulfide inclusions in early lamproite minerals // Abstracts of XV ECROFl. Potsdam, Germany. Terra Nostra, 1999. № 6. P. 265−267.
  207. Sharygin V.V., Golovin A.V., Pokhilenko N.P. Djerfisherite from unaltered kimberlites of the Udachnaya-Eastem pipe, Yakutia // 8″" IKC, Victoria, EC, Canada, 2003, Program with abstracts p. 118, Extended abstracts on CD, FLA 0227.
  208. Shaw C.S.J. Origin of sulfide blebs in variably metasomatizcd mantle xenoliths, Quaternary West Eifel volcanic field, Germany // Can. Mineral., 1997. Vol. 35. P. 1453−1463.
  209. Simkin Т., Smith J. V. Minor element distribution in olivine // J. Geol., 1970. Vol. 78. P. 304−325.
  210. Stormer J. C. Calcium zoning in olivine and its relationship to silica activity and pressure//Geochimica et Cosmochimica Acta, 1973. Vol. 37. P. 1815−1821.
  211. Timina T. Ju., Sharygin V.V., Golcvin A.V., Peto, M. Silicate melt inclusions in phenocrysts from glassy basanites of the Tergesh pipe (North Minusa depression, Khakasia, Russia)// ECROFI 17, Budapest, Hungary, 2003, pp. 213−214.
  212. Vaggelli G., Belkin H.E., Francalanci L. Silicate-melt inclusions in the mineral phases of the Stromboli volcanic rocks: a contribution to understanding of magmatic processes//Acta Vulcanol., 1993. Vol. 3. P. 115−125.
  213. Vaggelli G., De Vivo В., Triglla R. Silicate-melt inclusions in recent Vesuvius lavas (1631−1944): II. Analytical chemistry// J. Volcanol. Gcotherm. Res., 1993. Vol. 58. P. 367−376.
  214. Varcla M.E., Bjerg E.A., Clocchiatti R., Labudia C.H. and Kurat G. Fluid inclusions in upper mantle xenoliths from Northern Patagonia Argentina: evidence for an upper mantle diaper// Mineral. Petrol., 1997, 60 (3−4).
  215. Wells P.R.A. Pyroxene thermometry in simple and complex systems// Contrib. Mineral. Petrol., 1977, 62. P. 129−139.
  216. Wilspire H.G., Shervais J. W. Al-augite and Cr-diopside ultramafic xenoliths in basaltic rock from Westcm United States // Physics and Chemistry of the Earth., 1975. Vol. 9. P. 257−272.
  217. Yaxley G.M., Kamenetsky V., Green D.H., Fallon T.J. Glasses in mantle xenoliths from westem Victoria, Australia, and their relevance to mantle processes // Earth and Planetary Science Letters 148 (1997). P. 433−446.