Становление и развитие железнодорожной отрасли в России 1836-1914 гг
Диссертация
Транспортная инфраструктура, как известно, создает необходимую основу для формирования единого экономического пространства, связывает различные компании и отрасли национальной экономики в единое хозяйственное целое и обеспечивает предпосылки для роста конкурентоспособности как государства в целом, так и отдельных отраслей и предприятий. Железнодорожный транспорт с момента своего создания играл… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- НАЧАЛО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
- 1. 1. Транспортные проблемы страны к началу индустриального этапа ее развития
- 1. 2. Железнодорожное строительство в дореформенный период: подходы и решения
- Выводы по первой главе
- Глава 2.
- ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
- 2. 1. Разработка и реализация первых государственных программ развития железнодорожной сети
- 2. 2. Железнодорожные реформы 1880-х гг. и поиск оптимальных моделей взаимодействия государства и частного капитала в строительстве и эксплуатации железных дорог
- 2. 3. Становление и развитие государственного контроля железнодорожного хозяйства
- Выводы по второй главе
- Глава 3.
- ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ДЕРЖАВУ
- 3. 1. Железные дороги как основное звено национальной транспортной системы
- 3. 2. Формирование и развитие инфраструктурного сектора железнодорожной отрасли
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Тт. 1−45. -СПб., 1830.1. Полное собрание законов Российской империи. Изд. 2-е. Тт. 1−55. -СПб., 1830−1884.
- Абдуева Ф.М. и др. Железнодорожная медицина. Харьков, 2006. — 68 с.
- Аблова Н. История КВЖД и российской колонии в Маньчжурии в конце XIX начале XX в. (1896−1917 гг.) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 3. — С. 62−72.
- Ададуров И.Е. К истории Рязанско-Козловской железной дороги. 1865−1884.-М., 1887. 170 с.
- Аксененко Н.Е., Лапидус Б. М., Мишарин A.C. Железные дороги России. От реформы к реформе. М., 2001.
- Андреев П.Н. Юго-Западные казенные железные дороги. Киев, 1906.
- Атрешков Н. Об устроении железнодорожного дела в России. СПб., 1899.
- Блиох И.С. Влияние железных дорог на экономическое состояние России.-СПб., 1878. Тт. 1−4.
- Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. -М.: О-во купцов и промышленников России, 2006. 304 с. (Переиздание книги 1907 г.).
- Бойко П.А. Кредитно-финансовые институты Российской империи: от традиционализма к модернизации. М., МПА-Пресс, 2010. — 276 с.
- Брюль H.JI. Систематический сборник действующих на русских железных дорогах, узаконений и распоряжений Правительства, а также положений, правил, инструкций и соглашений, изданных и одобренных Правительством. СПб., 1889.
- Брюль Н.JT. Перечень всех узаконений и распоряжений правительства, а также положений, правил, инструкций, соглашений, относящихся до русских железных дорог. СПб., 1893. Ч. VII.
- Бубликов A.A. Современное положение России и железнодорожный вопрос. СПб., 1906.
- Букшпан Я.М. Военно-хозяйственная политика: Формы и органы регулирования нар. хозяйства за время мировой войны 1914−1918. М.- JL, 1929.
- Бутурлин С.П. О военном значении железных дорог и особенной их важности для России. М., 1865. — 96 с.
- Ванаг Я.А. Историческая справка о Прибалтийской железной дороге Электронный ресурс. bg-znanie.ru>article.php?nid=22 461
- Вдовин В.А. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX в. -М, 1975.
- Великин Б. Петербург Москва. Постройка дороги. 1842−1851, 2 изд. --Л.-М., 1935.- 167 с.
- Вербловский Г. Положение о Совете по железнодорожным делам и общий Устав российских железных дорог. СПб., 1886.
- Вестник путей сообщения. 1916. № 32, 38, 41,42,47- 1917. № 17, 37- Сб. высоч. повелений, инструкций и правил, относящихся до эксплуатации и постройки казенных ж. д. СПб., 1891.
- Виргинский B.C. Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX в. М., 1949.
- Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники XVI—XIX вв.еков. -М., 1984.
- Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т. М., 1960.
- Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849−1911 гг. М.: Мысль, 1991. — 708 с.
- Витчевский В. Торговля, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер. с нем. СПб., 1909. — 362 с.
- Волков Н.Е. Очерки законодательной деятельности в царствование императора Александра III. 1881−1894.-СПб., 1910.-С. 162−178.
- Воронин М.И. и др. П.П. Мельников инженер, ученый, государственный деятель. СПб., 2003.
- Высшие и центральные государственные учреждения России. 18 021 917. Тт. 2, 3. СПб.: Наука. 2001−2002.
- Гавлин M.JI. Династия «железнодорожных королей» фон Мекк // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 7. М., 2001.-С. 133−152.
- Гагемейстер Ю.А. Русские железные дороги. СПб., 1871.
- Георгиевский П. Финансовые отношения государства и частных железных дорог в России и западноевропейских государств. СПб., 1887.
- Гиацинтов Н.Е. Основания организации тарифного дела на железных дорогах. М., 1887.
- Гиндин И.Ф. К вопросу об экономической политике царского правительства в 60−80 гг. XIX в. // Вопросы истории. 1959. № 5. С. 63−82.
- Главное общество российских железных дорог // Википедия. Свободная энциклопедия Электронный ресурс.ru.wikipedia.org>. .Главноеобщество. .железныхдорог.
- Головачев A.A. Железные дороги в России. История постройки // Сборник государственных знаний. Под ред. В. П. Безобразова. Т. V. СПб., 1878.
- Головачев A.A. История железнодорожного дела в России. СПб., 1881.- 404 с.
- Гольянова A. JL, Закревская Г. П. Акционерное общество «Царскосельская железная дорога» Электронный ресурс. zdt-magazine.ru/publik/history/2005.
- Градовский А.Д. Собр. сочинений. СПб., 1903. Т. 8.
- Гуиевич К.И. Железные дороги и тарифы. СПб., 1904.
- Гумилевский JI. Железная дорога. М., 1950. — 484 с.
- Дельвиг А.И. Полвека русской жизни. Воспоминания А. И. Дельвига 1820−1870. М.- Л., 1930. Т. 1. — 592 е.- Т. 2. — 600 с.
- Динамика российской и советской промышленности в связи с развитием народного хозяйства за сорок лет (1887−1926 гг.). Т. 1. М.- Л., 1929. -328 с.
- Долакова М.И. Социально-экономические реформы С.Ю. Витте (18 921 903 гг.). СПб.: «Инфо-Да», 2005. — 104 с.
- Елютин О.Н. «Золотой век» железнодорожного строительства в России и его последствия // Вопросы истории. 2004. № 2. -С. 47−57.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М., 1997.
- Ефремцев Г. П. История коломенского завода. 1863−1983. М.: Мысль, 1984 -366 с.
- Жданов Г. В. Верность традициям: Очерк истории Ворошиловградского тепловозостроительного завода. М., 1981. Захаренко И. А. Географические исследования Амурской железной дороги // Железнодорожный транспорт. 2009. № 10.
- Зензинов H.A. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали М., 1986.
- Зензинов H.A., Рыжак С. А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта: Очерки. -М.: Транспорт, 1978. 327 с.
- Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. Вып. 1−2. СПб., 1898. — 659 с.
- Исторический очерк развития организации ведомства путей сообщения. Б. м., 1908.
- Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798—1897. СПб., 1898.
- История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836−1917 гг. -СПб, 1994.
- История народного хозяйства СССР. Курс лекций. М.: Соцэкономиз-дат, 1960.-С. 276−278.
- История предпринимательства в России / Книга 2. Вторая половина XIX начало XX века. — М, 1999. — 575 с.
- История среднего профессионального образования в России. Кол. авторов. М.: Изд. Новь, 2000. — 704 с.
- История Харьковского паровозостроительного завода. Сборник документов и материалов. 1895−1917 гг. Харьков, 1956.
- Каншин Д.В. Опыт исследования экономического значения железных дорог.-СПб, 1870.
- Кафенгауз Л.Б. Снабжение страны минеральным топливом во время войны // Труды комиссии по изучению современной дороговизны. М, 1915.
- Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М, 1986.
- Костицкий С.Н. Частный железнодорожный транспорт и иностранный капитал во второй половине XIX-начале XX вв. М.: МИИТ, 2007.
- Краткий исторический очерк деятельности Инженерного совета за XXV лет с 1892 по 1917. Пг, 1917.
- Краткий исторический очерк объединения и эксплуатации Риго-Орловской железной дороги. 1861−1911.- Рига, 1911.
- Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за 100 лет его существования. 1798−1898. СПб., 1898.
- Кузьмин H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. — 278 с.
- Курсель А. Сеть русских железных дорог в ее практическом применении.-СПб., 1864.
- К двадцатипятилетию Совета по железнодорожным делам. СПб., 1911.
- Лазуткин A.A. Роль железнодорожной политики в стабилизации финансовой системы Российской империи в министерство И.А. Вышнеградско-го (1887−1892) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. № 6.-С. 24−35.
- Лашина Л.С. Деятельность акционерного общества по строительству и эксплуатации Московско-Киевско-Воронежской железной дороги в пореформенный период: 1866−1917 годы: на материалах Центрального Черноземья: Дис. канд. ист. наук. Белгород, 2008. — 179 с.
- Луганские локомотивы: Люди, годы, факты. 1896 -1996. Луганск, 1996.
- Любимов И.И. Записки к проекту Пермско-Уральской железной дороги. СПб., 1870.
- Магистраль имени Октября: История Октябрьской ж. д. М.: Транспорт, 1990.-342 е.:
- Макаров А.К. Николаевская железная дорога (историческо-статистический очерк). СПб., 1887.
- Мартынов С.Д. Государство и экономика: система Витте.
- Мельников П.П. О железных дорогах, необходимых в военном отношении.-СПб., 1868.
- Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 г.: По отчетам о поездке, совершенной с Высочайшего соизволения по поручению г-на Министра Финансов. Екатеринбург: ИД АКВА-Пресс, 2006. — 880 с.
- Мертенс О. Тридцать лет (1882 1911 гг.) русской железнодорожной политике и ее экономическое значение. Перевод с немецкого И. И. Графа. -М., 1919.
- Мильман Э.М. История Пермской железнодорожной магистрали Урала (70−90-е гг. XIX в.). Пермь, 1975.
- Милютин Д.А. Дневник. 1873−1875. М.: РОССПЭН, 2008. — 440 с.
- Мишина Н.В. Эффективность государственной политики России в сфере управления развитием железнодорожного транспорта: политологический анализ: монография. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011. — 420 с.
- Мокришицкий Е.И. История паровозостроения СССР 1846−1940. М.: Издат. ГТЖИ, 1941.-260 с.
- Монигетти В. Конспект лекций по железнодорожной администрации. -М., 1915.
- Недорубов А.Н. Железные дороги юга России в начале XX века. Государство и частный капитал: Дис. канд. ист. наук. М., 2003. — 222 с.
- Николаева Т.В. Петербургские предприниматели в строительстве железных дорог России во второй половине XIX века: Автореф. дис.. канд. ист. наук: Спец. 07.00.02 / С.- Петерб. гос. ун-т. СПб., 2007. — 24 с.
- Носова Г. В. Первые железные дороги в России: Причины появления и источники финансирования // Финансы. 2006. № 8. С. 71−73.
- Обзор деятельности Комиссии для исследования железнодорожного дела // Вестник Европы. 1882. Май-июнь.
- Обзор деятельности Министерства путей сообщения за время царствования императора Александра III. СПб., 1902.
- Обзор деятельности Комиссии и Бюро металлов при Распорядительном комитете по водным перевозкам. Пг., 1918.
- Обзор деятельности Министерства путей сообщения за десятилетие. 1895−1904.-СПб., 1906.
- Обухов Н.П. Внешнеторговая, таможенно-тарифная и промышленно-финансовая политика России в XIX первой половине XX вв.: (1800 — 1945). — М.: Бух. учет, 2007. — 366 с.
- Объяснительная записка к проекту Общего Устава Российских железных дорог. СПб., 1881.
- Особые совещания и комитеты военного времени. Пг., 1917.
- Островский А. Ключевые документы путейского ведомства // Октябрьская магистраль. 2005. № 72.
- Очерк 25 лет эксплуатации Полесских казенных железных дорог. (1884−1909 гг.). -Вильна, 1909.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: Педагогика, 1991.-448 с.
- Паталеев A.B. История строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Хабаровск, 1951.
- Перль Л.И. Реформа пассажирских тарифов. СПБ., 1892.
- Пихно Д.И. Железнодорожные тарифы. Опыт исследования цены железнодорожной перевозки. Киев, 1888.
- Погребинский А.П. Строительство железных дорог в пореформенной России и финансовая политика царизма (60−90 гг. XIX в.) // Исторические записки. Т. 47.-М., 1954.-С. 149−180.
- Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX вв.). М., 1954.
- Положение о центр, и порайонных комитетах по регулированию массовых перевозок грузов по железных дорог. Харьков, 1907.
- Положение об императорских поездах. СПб., 1900.
- Положение о мерах охраны высочайших путешествий по железным дорогам. Пг., 1915.
- Постройка и эксплуатация Николаевской железной дороги (1842−18 511 901 гг.). Краткий исторический очерк. СПБ, 1901. — 64 с.
- Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М., 1997.-351 с.
- Пути сообщения на театре войны. 1914−1918. М., 1919.
- Пширков С.И. Из Петербурга в Царское село // Энергия: экономика, техника, экология. 1988. № 1.- С. 42−45.
- Радциг A.A. Влияние железных дорог на сельское хозяйство, промышленность, торговлю. СПб., 1896. — 267 с.
- Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог. 1845−1955 гг. Изд. 2-е, перераб. и доп. M.: Транспорт, 1995.
- Рафиенко Л. С. Уральская горнозаводская железная дорога // Энциклопедия Екатеринбурга Электронный ресурс. dic.academic.ruxiic.nsf/ekaterinburg/570/УРАЛЬСКАЯ
- Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: БЛИЦ, 1995.
- Саблер C.B., Сосновский И. В., Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк. СПб., 1903.
- Салов В.В., Начало железнодорожного дела в России. 1836−1855 // Вестник Европы. 1899. Кн. 3−5.
- Салов В.В. Исторический очерк учреждения, под председательством генерал-адъютанта графа Э.Т. Баранова, Комиссии для исследования железнодорожного дела в России. СПб., 1909.
- Сборник железнодорожных узаконений и распоряжений правительства. Ч. 1. Общий устав Российских железных дорог. СПб., 1908.
- Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Отд. 108. -Пг., 1917.
- Сборник действующих правительственных распоряжений по железным дорогам. 1882−1884. СПб., 1902.
- Сведения о железных дорогах за 1912 г. СПб., 1914.
- Сенин A.C. Министерство путей сообщения в 1917 г. М., 1993. — 170 с.
- Сенин A.C. Железные дороги в марте октябре 1917 г.: от кризиса к хаосу // Вопросы истории. 2004. № 3. — С. 32−56.
- Систематический сборник узаконений и общих распоряжений, относящихся до постройки и эксплуатации железных дорог казною. 1881−1898. -СПб., 1900.
- Скальковский К.А. Наши государственные и общественные деятели. -СПб., 1896. 586 с.
- Слепнев И.Н. С.Ю. Витте и железнодорожная тарифная реформа 8 марта 1889 года (к вопросу о балансе предпринимательских интересов и экономической политике) // Отечественная история. 1998. № 5. С. 20−32.
- Смышляев Д.Д. Материалы для разработки вопроса о направлении Пермско-Уральской железной дороги и ее продолжения на запад от Камы. -СПб, 1869.
- Соколовский Е. 50-летие Института и Корпуса инженеров путей сообщения.-СПб, 1859.
- Соловьева A.M. Из истории выкупа частных железных дорог в России в конце XIX века // Исторические записки. Т. 82. М, 1968.
- Соловьева A.M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века. М, 1975. — 315 с.
- Старостенко H В. Роль государства и общественных движений России в развитии железнодорожного транспорта во второй половине XIX в. 1914 г.-СПб, 1994.-486 с.
- Степанов В.Л. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора. М.: РОССПЭН, 1998. -398 с.
- Сулиговский А. Земледельческое производство и железнодорожные тарифы. СПб, 1896.
- Теличко В.П. Возникновение паровоза и железных дорог. 2-е изд., доп. Киев: АН УССР, 1937. — 95 с.
- Тестов В.H. Политика российского правительства в области железнодорожного транспорта в 80−90-е годы XIX века: Дис.. канд. ист. Наук. Воронеж, 2004 — 224 с.
- Уродков С.А. Петербурго-Московская железная дорога. История строительства (1842−1851 гг.). JL, 1951.
- Фадеев Г. М., Амелин C.B., Бернгард Ф.К и др. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836−1917 гг. СПб.- М., 1994.
- Федор Енакиев Коммерсант и Промышленник, Один из Отцов Донбасса Электронный ресурс. kievscripo.com>enakiev-biography.html
- Фонды Российского государственного исторического архива: Краткий справочник. СПб., 1994.
- Фролов А. Об административной организации железнодорожных установлений в России. СПб., 1909.
- Хадонов Е.Е. Очерки из истории финансово-экономической политики пореформенной России (1861−1904 гг.). -М., 1997.
- Харланович И.В. Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию // Железнодорожный транспорт. 2008. № 10.
- Хозяйственное освоение Сибири в контексте отечественной и мировой истории: Сб. науч. тр. / Ин-т истории СО РАН- Ред. В. А. Ламин. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2005. — 225 с.
- Хусаинов Ф. Железные дороги и государство. Забытые мысли графа Витте // РЖД-Партнер. 2008. № 12. Июнь. Приложение LIFE STYLE.
- Чарноцкая Л.П. Первая железная дорога в России // Вопросы истории. 1988. № 4.-С. 167−174.
- Чернова М. Из истории российских железных дорог Электронный ресурс. his. 1 september.ru>2003/06/4.htm
- Чупров А.И. Железнодорожное хозяйство. Тт. 1−3. М, 1875−1878.
- Чупров А.И. Об установлении правительственного контроля за денежными оборотами железнодорожных обществ // Чупров А. И. Речи и статьи. -М, 1909. Т. 3.
- Чупров А.И. Из прошлого русских железных дорог. М, 1909. — 301 с.
- Шаулов A.JI. Железнодорожная политика царизма в 60−90-е гг. XIX в. (на примере перевозок хлебных грузов). Ростов-на-Дону, 1977.
- Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Белова И. В. М.: Транспорт, 1989. -351 с.
- Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы. Часть 1. Март-октябрь 1917 г. -М.: Изд. АН СССР, 1957.
- Якунин В.И. Железные дороги России и государство. М.: Научный эксперт, 2010. — 432 с.
- Янжул И.И. Миллионы и что с ними надо делать: Избр. ст. М.: О-во купцов и промышленников России, 2006. — 361 с. (Экономическая история России).