Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-социальная характеристика психического здоровья и социальной адаптированности учащихся (по материалам тверской области)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Состояние психического здоровья и социальной адаптированности старших подростков (лиц в возрасте 15−17 лет), обучающихся в образовательных учреждениях России, представляет серьезную медико-социальную проблему (Альбицкий В.Ю., 2003; Щепин О. П., Коротких Р. В., Щепин В. О., Медик В. А., 2009 и др.). К числу проявлений этой проблемы, имеющих наиболее негативные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психическое здоровье и социальная адаптированность учащихся подросткового возраста как медико-социальная проблема обзор литературы)
    • 1. 1. Состояние психического здоровья и социальной адаптированности учащихся
    • 1. 2. Причины и условия, определяющие состояние психического здоровья и социальной адаптированности учащихся
    • 1. 3. Пути оптимизации деятельности по предупреждению ухудшения состояния психического здоровья и социальной адаптированности учащихся
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. Состояние и детерминированность психического здоровья и социальной адаптированности среди учащихся
    • 3. 1. Распространенность функциональных психических отклонений и факторы, обуславливающие их развитие учащихся
    • 3. 2. Распространенность психических нарушений и факторы, обуславливающие их развитие среди учащихся
    • 3. 3. Уровень социальной адаптированности и факторы, обуславливающие развитие ее нарушений
  • Глава 4. Состояние, детерминированность и прогнозирование психического здоровья и социальной адаптированности учащихся в связи с местом жительства и местом обучения
    • 4. 1. Распространенность, факторы, обуславливающие развитие, и оценка вероятности формирования функциональных психических отклонений среди учащихся
    • 4. 2. Распространенность, факторы, обуславливающие развитие, и оценка вероятности формирования психических нарушений среди учащихся в связи с их местом жительства и учебы
    • 4. 3. Уровень социальной адаптированности, факторы и оценка вероятности формирования социальной дезадаптации учащихся в связи с их местом жительства и учебы
  • Глава 5. Система охраны психического здоровья и социальной адаптированности учащихся и пути ее совершенствования
    • 5. 1. Состояние и проблемы системы охраны психического здоровья и социальной адаптированности учащихся
    • 5. 2. Пути совершенствования системы охраны психического здоровья и социальной адаптированности учащихся

Медико-социальная характеристика психического здоровья и социальной адаптированности учащихся (по материалам тверской области) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние психического здоровья и социальной адаптированности старших подростков (лиц в возрасте 15−17 лет), обучающихся в образовательных учреждениях России, представляет серьезную медико-социальную проблему (Альбицкий В.Ю., 2003; Щепин О. П., Коротких Р. В., Щепин В. О., Медик В. А., 2009 и др.). К числу проявлений этой проблемы, имеющих наиболее негативные индивидуальные и общественные последствия, следует отнести широко распространенные среди указанного контингента негативные эмоциональные состояния, школьную дезадаптацию, аутодеструктивное и аддиктивное поведение, пограничные психические расстройства, наркомании и токсикомании, безнадзорность и социальное сиротство, противоправные и криминальных действия (Баранов A.A., Кучма В. Р., Звездина И. В., 2007; Болотников И. Ю., Курьянова H.H., Сердюков А. Г., 2007; Девятова O.E., 2005; Дмитриевский Б. В., 2007; Иванов А. Г., 2004; Кучма В. Р., Чубаровский В. В., 2007; Орел В. И., 1998; Решетников A.B., 2002, Середа В. М., 2005; Шпаков A.B., 2005; Шубочкина Е. И., 2007 и др.).

Свойственные 15−17-летним учащимся психопатологические и социопа-тические проявления в не малой степени обусловлены присущими данному возрастному периоду интенсивными, но преходящими процессами активной социализации личности и физиологической перестройки организма и, поэтому, не редко вызывают ложное впечатление легко обратимых, устраняемых самим естественным ходом взросления. Научные факты и практика свидетельствуют об ином. Активные социальные и медицинские воздействия, направленные на предупреждение и коррекцию указанных проявлений, являются обязательными для предотвращения, как их обострения и утяжеления их течения непосредственно в старшем подростковом возрасте, так и формирования на их основе серьезных психосоциальных, психосоматических и иных последствий в более зрелых периодах жизни (Ананьин С.А., 1995; Цы-бульская И.С., Бахадова Е. В., Буркова A.C. и др. 2005; Берман P.E., Воган.

В.К., 1994). Важным условием эффективности подобных воздействий является соответствие их формы и содержания медицико-социальным особенностям психического здоровья и социальной адаптированности популяции 1517-летних лиц, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях и в учреждениях начального и среднего профессионального образования (Баранов А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др., 2005, 2006; Цыбуль-ская И.С., Бахадова Е. В., Армашевская О. В. и др., 2007; Гиллберг К., Хеллг-рен Л., 2004). В то же время в доступной литературе практически отсутствуют данные, которые, с одной стороны, позволяли бы охарактеризовать состояние и детерминированность психического здоровья и социальной адаптированности 15−17-летних учащихся всесторонне и комплексно, с учетом и относительно легких, донозологических психических и социоадаптивных отклонений, а с другой, в рамках этой же характеристики избирательно и отчетливо отражали бы специфику, присущую основным социальным группам рассматриваемой популяции, в частности выделенным в связи с местом жительства и местом учебы подростков.

Цель исследования изучить психическое здоровье и социальную адап-тированность учащихся подросткового возраста и разработать пути совершенствования региональной системы охраны психического здоровья и социальной адаптированности данной группы населения. Задачи исследования:

1. Изучить распространенность функциональных психических отклонений и психических нарушений, а так же формирующие их факторы среди учащихся подростков.

2. Провести сопоставительное изучение распространенности и детерминированности функциональных психических отклонений и психических нарушений в связи с отличиями места жительства и места обучения подростков.

3. Определить средний уровень социальной адаптированности и установить факторы, формирующие социальную дезадаптацию среди учащихся.

4. Изучить средние уровни социальной адаптированности и детерминированности социальной дезадаптации в зависимости от места жительства и места обучения подростков.

5. Разработать методики оценки уровня социальной адаптированности и вероятности формирования функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации у учащихся.

6. Совершенствовать региональную систему межведомственного подхода по охране психического здоровья и социальной адаптированности учащихся подростков.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые напримере Тверской области изучены данные об уровне, структуре и детерминированности функциональных психических отклонений среди российских учащихся подросткового возрастаполучены сведения о состоянии и факторах риска ослабления и нарушения психического здоровья и социальной адаптированности 15−17-летних учащихся Тверского региона, проживающих в сельской местностиобоснованы шкалы индивидуальной оценки, предназначенных для определения уровня социальной адаптированности учащихся Тверской областиобоснован комплекс методик, позволяющего в условиях региона прогнозировать риск развития функциональных психических отклонений, нарушений, социальной дезадаптации среди учащихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные о распространенности и факторах риска возникновения функциональных психических отклонений и психических нарушений, о средних значениях социальной адаптированности, о причинах и условиях формирования социальной дезадаптации, присущих учащимся старшего подросткового возраста, позволяют руководителям и специалистам в сферах охраны здоровья, образования, социальной защиты этой группы молодежи:

— более полно и глубоко осмыслить остроту, содержание, природу указанных медико-социальных проблем, а также перспективность различных путей и направлений их разрешения;

— основываясь на результатах работы, внести адекватные изменения в собственную деятельность по управлению либо по непосредственной реализации мер, направленных на предупреждение развития психических и социоадаптивных отклонений и нарушений у учащихся старшего подросткового возраста, что, в свою очередь, создаст положительные предпосылки для повышения целенаправленности, адресности и эффективности этой деятельности.

Кроме того, указанные данные послужили основой научного обоснования основных организационных требований: 1) к деятельности центров здоровья в части, направленной на предупреждение развития психических и социоадаптивных отклонений и нарушений у учащихся старшего подросткового возраста, 2) к деятельности психологических служб учебных заведений по улучшению психического и социоадаптивного состояния учащихся старшего подросткового возраста, представляющих в совокупности комплекс мер, способный оптимизировать деятельности системы охраны психического здоровья и повышения социальной адаптированности указанной группы молодежи в Тверском регионе.

Шкалы индивидуальной оценки уровня социальной адаптированности, таблицы оценки вероятности формирования функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации, разработанные в исследовании, могут быть использованы в качестве диагностического инструмента различных специалистов (врачи, педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и др.), решающими вопросы психического и социального благополучия учащихся.

Результаты исследования нашли отражение в методических разработках утвержденных Департаментом здравоохранения и Департаментом образования Тверской области. Изданы методические рекомендации «Оценка вероятности формирования функциональных психических отклонений у городских и сельских подростков, обучающихся в средних учебных заведениях» с последующим их внедрением в практическую деятельность лечебно профилактических учреждений и средних учебных заведений Тверского региона.

Методические рекомендации «Шкалы индивидуальной оценки уровня социальной адаптированности 15−17-летних учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и учреждений начального и среднего профессионального образования Тверской области» утверждены Департаментом здравоохранения Тверской области, изданы и, далее, внедрены в практическую деятельность лечебно — профилактических учреждений региона.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе в Тверской государственной медицинской академии на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, поликлинической педиатрии с основами формирования здоровья, педиатрии педиатрического факультета, детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, военной и экстремальной медицины, гигиены с экологией, социальной медицины, управления и экономики здравоохранения ФПДО, ПК и Ш 1С, педиатрии ФПДО, ПК и ППС, нервных болезней ФПДО, ПК и ППС.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены и обсуждены на межрегиональной научной конференции «Здоровье молодежи как основа будущего России (Тверь, 2006) — на всероссийской научно-практической конференции «Психологические, педагогические и социальные аспекты сопровождения талантливой молодежи: методология, теория, практика» (Тверь, 2006) — на всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистоворганизаторов здравоохранения «Новые организационно-правовые и научные принципы в условиях модернизации здравоохранения России» (Москва, 2006) — на учебно-методической региональной конференции «Сестринское образование в России: история вопроса, состояние проблемы и перспективы развития» (Тверь, 2007) — на всероссийской научной конференции с международным участием «Социально-медицинские аспекты экологического состояния Центрального экономического района России» (Тверь, 2007) — на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков» (Москва, 2007) — на совместном заседании кафедр общественного здоровья и здравоохранения, поликлинической педиатрии с основами формирования здоровья, детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, военной и экстремальной медицины, социальной медицины, управления и экономики здравоохранения ФПДО, ПК и ППС, педиатрии ФПДО, ПК и 1111С, нервных болезней ФПДО, ПК и ППС Тверской государственной медицинской академии (Тверь, 2010).

По теме диссертации опубликовано 13 научных работ в региональной и центральной научной печати (в том числе в коллективной монографии). Две работы выполнены в журналах, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (медицинские и биологические науки).

Личный вклад автора. Проанализирована научная, отечественная и зарубежная литература по исследуемой проблеме, разработаны план и программа исследования (в том числе сформулированы цель, задачи, положения, выносимые на защиту, избрана методология и подобраны методики исследования, создана учетная карта). Доля участия автора в интерпретации данных психодиагностических тестовых методик и в оценивании состояния психического здоровья обследуемых составляет 90%, в оценивании состояния социальной адаптированности обследуемых — 100%. Сбор статистической информации полностью выполнен автором.

Разработка статистических данных, анализ статистических данных и описание его результатов, научное обоснование и формулирование выводов и практических рекомендаций по материалам исследования полностью выполнены автором.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показатели распространенности функциональных психических отклонений и психических нарушений среди учащихся старшего подросткового возраста свидетельствуют о низком уровне психического здоровья данной группы населения.

2. В популяции 15−17-летних учащихся приоритетную роль в формировании психических отклонений играют личностно-психологические особенности, микросоциальные семейные условия и образ жизни, в формировании психических нарушений — микросоциальные семейные условия жизни, в формировании социальной дезадаптации — микросоциальные вне-семейные и семейные условия жизни подростков.

3. Состояние психического здоровья и содержание детерминированности функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации у учащихся подросткового возраста связано с их местом жительства и их местом учебы. А уровень социальной адаптации учащихся старшего подросткового возраста-горожан превосходит таковой их ровесников-жителей села.

4. Шкалы индивидуальной оценки уровня социальной адаптированности, таблицы оценки вероятности формирования функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации представляют комплекс медико-социальных методик, позволяющий выделить среди 15−17-летних учащихся группы, требующих наиболее пристального внимания при осуществлении деятельности психопрофилактической и социально адаптирующей направленности.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 194 страницах и состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Диссертация иллюстрирована 38 таблицами, 8 рисунками и 1 схемой. Библиографический указатель содержит 209 источников: 158 отечественных и 51 зарубежный.

Результаты исследования показывают, что возникновение функциональных психических отклонений среди всех 15−17-летних учащихся в целом определяется действием 15 репрезентативных (р<0,05) факторов.

Наиболее существенный вклад в формирование у учащихся старших подростков отклонений от психической нормы вносят их личностно-психологические характеристики, представленные 3 факторами: выраженностью личностно-психологических черт недоверчивости и скептицизма (интенсивность воздействия — К = 0,28) — выраженностью личностно-психологических черт независимости и доминантности (К = 0,25) — выраженностью личностно-психологических черт ответственности и альтруизма К = 0,19). Немногим менее активное участие принимают в этом процессе еще две группы детерминант: параметры микросоциального семейного окружения и составляющие образа жизни.

Содержательный анализ обусловленности развития функциональных психических отклонений показывает, что носителей последних отличают от их психически здоровых сверстников:

1) повышенная выраженность личностно-психологических черт недоверчивости и скептицизма, независимости и доминантности при пониженной выраженности в нем альтруизма;

2) более высокая распространенность и глубина нарушений семейного функционирования при относительно высоком уровне образования родителей;

3) большие затраты времени на учебную работу и меньшие — на ночной сон, а также более низкая спортивная активность.

У 15−17-летних учащихся-горожан формирование функциональных психических отклонений можно рассмотреть как ответ на действие 11 статистически достоверных факторов. Среди их ровесников, проживающих в сельской местности, развитие подобных отклонений определяется влиянием 5 репрезентативных детерминант. Возникновение отклонений от состояния психического здоровья среди лиц, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях, является результатом воздействия 10 статистически значимых факторов. В формировании функциональных психических отклонений в этих трех группах приоритетную роль играют факторы лично-стно-психологической и микросоциально-семейной природы. Возникновение функциональных психических отклонений у лиц, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, обуславливается влиянием 6 факторов, в первую очередь микросоциально-внесемейного и личностно-психологического плана.

Данные, полученные при изучении детерминированности психических нарушений, свидетельствуют о том, что их развитие среди исследуемого контингента учащейся молодежи объясняется влиянием 19 статистически значимых (р<0,05) факторов.

При этом в качестве причин и условий формирования психических нарушений приоритетную роль играют особенности семейного микросоциума, к которым относятся 6 из указанных выше факторов: интенсивность воспитательных воздействий со стороны родителей и других взрослых членов семьи (К = 0,39) — наличие общих интересов и увлечений с родителями (К = 0,36) — наличие полной семьи (К = 0,28) — наличие одного или обоих родителей, злоупотребляющих спиртным (К = 0,28) — наличие тяжелого, конфликтного характера у одного или обоих родителей (К = 0,27) — оценка справедливости наказаний со стороны родителей (К = 0,22). Из прочих факторных групп наибольшим влиянием на развитие психических нарушений, хотя и заметно уступающим таковому факторов микросоциально-семейной сферы, обладают т условия внесемейной микросоциальной сферы и личностно-психологические параметры подростков.

Качественная интерпретация детерминированности возникновения у 1517-летних учащихся психических нарушений демонстрирует то, что этот процесс может быть рассмотрен как следствие:

1) глубоких нарушений в функционировании и в структуре семьи (неудовлетворительных взаимоотношений с родителями, патохарактеро-логических и социопатических проявлений в поведении родителей, ухода из семьи одного из родителей);

2) неудовлетворительного состояния взаимоотношений с микросоциальным окружением вне семьи и психотравмирующего воздействия слишком раннего начала учебы в школе;

3) наличия резко акцентуированных разноплановых личностно-психологических черт, таких как конформизм и ведомость, нонконформизм и агрессивность, недоверчивость и скептицизм;

4) относительно менее здорового образа жизни и более низкого уровня соматического здоровья.

В группе обучающихся в городских учебных заведениях, развитие психических нарушений обуславливалось действием 14, а в группе обучающихся в сельских учебных заведениях — 8 репрезентативных факторов. Возникновение таких нарушений в группе учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и в группе учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования определялось влиянием, соответственно, 13 и 8 статистически достоверных факторов. В формирование психических нарушений в среди горожан, среди обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях и среди обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования наибольший вклад внесли характеристики семейного микросоцума, а среди жителей сельской местности — характеристики микросоциальной внесемейной среды.

В результате изучения причин и условий социальной дезадаптации выявлено 14 факторов, статистически достоверно (р<0,05) влияющих на ее развитие у всех учащихся старшего подросткового возраста в целом.

Наиболее активное и по степени этой активности примерно одинаковое участие в формировании нарушений социальной адаптированности у учащихся старшего подросткового возраста принимают две факторные группы:

1) условия микросоциальной внесемейной сферы, выраженные 4 факторами (наличие друзей или знакомых сверстников, чье поведение характеризуется асоциальными или антисоциальными проявлениями, К = 0,39, общая оценка взаимоотношений с другими учащимися, К = 0,37, посещение детских дошкольных учреждений, К = 0,28, общая оценка взаимоотношений с педагогами, К = 0,25);

2) условия микросоциальной семейной сферы, также представленные 4 факторами (наличие полной семьи, К = 0,41, наличие общих интересов и увлечений с родителями, К = 0,33, образовательный статус родителей, К = 0,30, наличие одного или обоих родителей, злоупотребляющих спиртным, К = 0,25).

С содержательной точки зрения действие детерминант, обуславливающих формирование социальной дезадаптации у исследуемых лиц, может быть рассмотрено как следствие следующих обстоятельств:

1) неблагополучное состояние и неудовлетворительное функционирование семей (зачастую неполных, с пьющими, мало образованными родителями, не озабоченными полноценным воспитанием своих детей) 15−17-летних учащихся выступает в роли, своего рода, «пускового механизма» ухудшения социальной адаптированности последних;

2) в этих, по сути, социально дезадаптированных семьях дети напрямую усваивают образцы социально дезадаптирующего поведения, к тому же, у них вырабатываются личностно-психологических черты, так или иначе предрасполагающие к снижению социальной адаптированности (агрессивность и прямолинейность, либо, напротив, избыточная ком-промиссность, неумение конфронтировать и противостоять социальному давлению);

3) в результате молодые люди оказываются неспособными к построению позитивных отношений с социально адаптированным микросоциальным окружением и способны к нормальному взаимодействию лишь со столь же дезадаптированными асоциальными и делинквентными ровесниками (дезадаптирующий же потенциал такого модуса взаимоотношений с окружающими очевиден);

4) помимо перечисленных, дополнительными механизмами, способствующими ухудшению социальной адаптированности учащихся, подростков, являются их материально-бытовое неблагополучие и соматические проблемы.

Среди 15−17-летней учащейся молодежи, проживающей в городах, нарушения социальной адаптированности являются ответом на действие 10, а проживающей в сельской местности — 6 репрезентативных (р<0,05) факторов. Наиболее важную роль в формировании социальной дезадаптации у горожан играют условия внесемейного микросоциума, а у жителей села — микросоциальные семейные условия. В группе учащихся средних общеобразовательных учебных заведений развитие социальной дезадаптации детерминируется действием 10 статистически значимых (р<0,05) факторов в основном микросоциальной природы. В данном случае условия, как внесемейной, так и внутрисемейной среды вносят примерно одинаковый вклад в формирование указанного результативного признака. В группе обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, возникновение нарушений социальной дезадаптированности объясняется влиянием 6 репрезентативных (р<0,05) детерминант, представленных преимущественно микросоциальными внесемейными условиями и личностно-психологическими характеристиками указанных лиц.

С использованием приведенной выше информации был разработан комплекс из 6 таблиц, предназначенных для оценки вероятности формирования указанных уровней, то есть функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации, среди 15−17-летних учащихся, проживающих, соответственно, в городах и в сельской местности Тверской области. Использование этих прогностических методик, а также охарактеризованных выше шкал индивидуальной оценки социальной адаптирован-ности в деятельности по профилактике психических и социоадаптивных отклонений и нарушений у учащихся старшего подросткового возраста способно создать благоприятные предпосылки для повышения общей эффективности превентивных мер такой направленности.

Данные об уровнях психического здоровья и социальной адаптированное&trade-, а также о спектре и содержании влияния факторов, определяющих эти уровни, среди учащихся старшего подросткового возраста, дали возможность провести научное обоснование комплекса мер по оптимизации деятельности ' системы охраны психических и социоадаптивных кондиций указанной группы населения в Тверском1 регионе. Этот комплекс мер представлен основныJ ми организационными требованиями к деятельности центров здоровья в части, направленной на предупреждение развития психических и социоадаптивных отклонений и нарушений у старших подростков, и к деятельности психологических служб учебных заведений по улучшению психического и со-циоадаптивного состояния старших подростков. Требования, как для центров здоровья, так и психологических служб учебных заведений содержат сведения о конкретных целях, формах и методах деятельности, о перечнях предоставляемых услуг, о квалификационных требованиях к специалистам и об их основных функциональных обязанностях, а также ряд других положений, / реализация которых способна оказать позитивное воздействие на психическое и социоадаптивное состояние 15−17-летних учащихся Тверского региона. I I.

1. Распространенность функциональных психических отклонений среди учащихся подросткового возраста Тверской области, составляет 22,8+1,47%. Уровень функциональных психических отклонений в отдельные возрастные периоды статистически значимо (р<0,05) определяется полом и возрастом подростков. Возникновение функциональных психических отклонений у старших подростков определяется 15 статистически значимыми (р<0,05) факторами, из которых наибольшее значение имеют те, что относятся к трем факторным группам: личностно-психологических черт, условий микросоциальной семейной среды, характеристик образа жизни.

2. Общее число психических нарушений среди 15−17-летних учащихся Тверской области, достигает 58,3+1,73%. Наиболее часто встречающейся группой психических нарушений являются пограничные психические расстройства донозологического (синдромологического) уровня. Развитие психических нарушений среди указанного контингента обучаемых определяется 19 репрезентативными (р<0,05) факторами, среди которых преобладают те, что отражают состояние микросоциальной семейной сферы.

3. Частота встречаемости функциональных психических отклонений у учащихся горожан выше, чем у жителей села, а у обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования более высока по сравнению с обучающимися в средних общеобразовательных учебных заведениях. В процессы развития таких отклонений в группах городских жителей, жителей сельской местности, учащихся общеобразовательных учебных заведений наиболее существенный вклад вносят факторы лично-стно-психологической и микросоциальной семейной природы, а в группе учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования — факторы личностно-психологического и микросоциального внесемейного плана.

4. Психические нарушения у сельских жителей встречаются чаще, чем горожан, а у учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования чаще, чем у учеников средних общеобразовательных учебных заведений. В возникновении психических нарушений в группах лиц, проживающих в городах, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, приоритетную роль играют микросоциальные семейные условия, а в группе лиц, проживающих в сельских поселениях — микросоциальные внесемейные условия.

5. Средний уровень социальной адаптированности учащихся подросткового возраста Тверской области равняется 11,2+0,07 балла. Значение этого уровня характеризуется репрезентативной (р<0,05) зависимостью от пола и возраста учащихся. Формирование социальной' дезадаптации в популяции 15−17-летних учащихся в целом определяется 14 репрезентативными (р<0,05) факторами, среди которых доминируют две факторные группы: микросоциальных внесемейных и микросоциальных семейных условий.

6. Средний уровень социальной адаптированности подростков характеризуется репрезентативной зависимостью от их: места жительства: он более высок среди горожан по сравнениюс жителями? села (р<0,001). Среди причин и условий развития социальной дезадаптации в группе городских жителей наибольшее значение, имеют характеристики микросоциальной внесемейной среды, в группе сельских жителей характеристики микросоциальной семейной среды, в группе лиц, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях — примерно, в равной мере, и внесемейные, и семейные микросоциальные параметры, в группе лищ обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования — практически, в одинаковой степени микросоциальные внесемейные условия и личностно-психологические особенности.

7. Разработанные в процессе исследования шкалы индивидуальной оценки уровня социальной адаптированности могут быть применены для диагностики социальной дезадаптации, а таблицы оценки вероятности формирования функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации — для определения высоких степеней риска ухудшения психического и социоадаптивного состояния при проведении с учащимися старшего подросткового возраста Тверской области психопрофилактической и социально адаптирующей работы.

8. В рамках настоящего исследования разработаны основные организационные требования: а) к деятельности центров здоровья в части, направленной на предупреждение развития психических и социоадаптивных отклонений и нарушений у старших подростков и б) к деятельности психологических служб учебных заведений по улучшению психического и социоадаптивного состояния старших подростков. Данный комплекс мер нацелен на повышение эффективности ведущих звеньев системы охраны психического здоровья и социальной адаптированности 15−17-летних учащихся: медицинского и образовательного.

Практические рекомендации.

1. Территориальным органам управления здравоохранением ввести для центров здоровья обязательные дополнительные функции, состоящие в предупреждении развития у лиц 15−17 летнего возраста функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации, а также в информировании этих лиц и их родителей, с привлечением информационных ресурсов, о факторах риска развития таких отклонений и нарушений и о возможности обращения в центры здоровья за помощью, в том числе для отказа от вредных привычек.

2. Главным врачам центров здоровья организовать работу по выполнению приведенных выше дополнительных функций с привлечением как клинических психологов на основные ставки, так и психологов других квалификаций (прежде всего социальных) по совместительству, для активного формирования стремления к ведению здорового образа жизни детей 15 лет и старше.

3. Региональным органам управления образованием внести изменения в функциональные обязанности педагогов-психологов определив приоритетные направления их деятельности и наполнив конкретным содержанием, с учетом материалов данного исследования, что предполагает: а) проведение психологической диагностики с использованием рекомендованных методик (с целью определения структуры личности, особенностей его нервно-психической сферы, эмоциональных отношений в семье), определяя степень отклонений и нарушений в развитии учащихся и выявляя факторы, препятствующие нормальному развитию личностиб) разработка программы психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования, составление психологического заключения и проведение консультаций с целью ориентации учащегося, родителей, педагогов. Коррекционная работа должна проводиться в индивидуальном и групповом режиме в соответствии с возможностями возраста, места жительства и места обучения конкретного ребенка, содействуя развитию у него чувства уверенности, адекватной самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

4. Директорам образовательных учреждений модернизировать деятельность психологических служб (в соответствии с разработанными в данном исследовании основными организационными требованиями) по разделу деятельности, ориентированному на выявление и коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, на коррекцию эмоционального состоянияна устранение последствий влияния негативного прошлого опытана формированию навыков общения, на осуществление превентивных мероприятий по профилактике социальной дезадаптации, на оказание консультативной помощи родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты психически здоровой, самостоятельной и ответственной личности.

5. Сотрудникам центров здоровья и психологических служб образовательных учреждений планировать и проводить мероприятия по охране психического здоровья и социальной адаптированности 15−17-летних учащихся, принимая во внимание особенности влияния наиболее важных управляемых медико-социальных факторов на формирование функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации в конкретных группах, выделенных в связи с местом жительства подростков (год или село) и местом их учебы (средние общеобразовательные учебные заведения или учреждения начального’и среднего профессионального образования).

6. Работникам психологических служб образовательных учреждений и центров здоровья Тверской области использовать созданные в рамках настоящего исследования шкалы индивидуальной оценки уровня социальной адаптированности и таблицы оценки вероятности формирования функциональных психических отклонений, психических нарушений, социальной дезадаптации при оценивании состояния психического здоровья и социальной адаптированности учащихся старшего подросткового возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Пере М., Планжеры Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1999. № 2. С.4−8.
  2. М.Ю. Медико-социальная характеристика современного подростка // Вопросы современной педиатрии. 2003. Т.2, Приложение № 1: Матер. 8-го конгр. педиатров России. С.З.
  3. М.Ю. Состояние здоровья и самосохранительное поведение молодежи: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Казань, 2005. 22 с.
  4. А.Г., Жезлова Л. Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возрастам., 1973. С. 211−215.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2000. 400 с.
  6. В.Ю. Особенности образа жизни воспитанников общеобразовательных школ-интернатов и детских домов // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии Л., 1989. с. 9699.
  7. В.Ю., Абросимова М. Ю., Сафиуллина Л. С. Результаты изучения самосохранительного поведения подростка // Социальные и организационные проблемы педиатрии: Избранные очерки. 2003. С. 192−206.
  8. С.А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия и принципы организации медико-социальной помощи: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. М., 1995. 43 с.
  9. П.И., Ильинский И. М. Молодежь: будущее России М., 1995. 240 с.
  10. Е.Ф., Н.Б. Ласко, А. У. Тархан Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП). Метод. Рекомендации. JL: 1980. 25 с.
  11. A.A., Кучма В. Р., Сухарева JT.M. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков в условиях обучения, воспитания и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.:ГЭОТАР, 2006. 350с.
  12. A.A., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). М.: ИД «Династия», 2004. 168 с.
  13. A.A., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М., 2006. 412 с.
  14. A.A., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М., 2006. 412 с.
  15. A.A., Кучма В. Р., Сухарева JI.M. Совершенствование медицинского обслуживания подростков, старшего возраста и оптимизация условий обучения. М., 2005. 107 с.
  16. Ю.Б., Шукшина Е. В. Психическая патология у несовершеннолетних, воспитывающихся в закрытом специализированном учреждении // Тезисы докладов Рос. нац. конгр. «Человек и лекарство», 10-й. М., 2003. С.305−306.
  17. М.О., Галиуллин А. Н., Яхин К. А. Роль медико-социальных факторов риска в формировании, развитии и профилактике невротических расстройств с учетом типа семьи // Неврологический Вестн. 2004. Вып.3−4. С.35−39.
  18. Ф.А., Куприн И. В. Субъективная оценка психопатологических и соматовегетативных проявлений в процессе реабилитации больных героиновой наркоманией // Сибирск. вестн. психиатрии и наркологии.2003. № 1. С.86−88.
  19. P.E., Вогана В. К. Педиатрия. Руководство. Под ред. P.E. Бер-мана, В. К. Вогана. М.: Медицина, 1994. кн.8 528 с.
  20. B.C., Куницкий В. В., Савостин А. П. Подростковая агрессивность. Субъекты и объекты. // Арх. психиатрии. 1995. № 9. С. 60.
  21. Ю.П. Социально-гигиеническое обоснование стратегии развития психотерапевтической помощи в современных условиях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2003. 47 с.
  22. И.Ю., Курьянова H.H., Сердюков А. Г. Медико-социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей. М.: Академия естествознания, 2007. 132 с.
  23. H.A. Эндоформный вариант психопатологических расстройств при ассоциированных формах синдрома зависимости к этанолу // Клиника, адаптация и реабилитация больных шизофренией. Томск, 2004. С.19−23.
  24. Е.А. Психофизиологические особенности адаптации и качество жизни детей с отклонениями в психическом и речевом развитии: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2005. 36 с.
  25. Т.И. Психодиагностика депрессивных расстройств // Соц. и клинич. психиатрия. 1998. № 3. С.30−33.
  26. М.Е. «Душа России» и профилактика душевного здоровья // Экология человека. 2001. № 4. С. 19−21.
  27. Н.Е., Куприн И. В., Хотяновская Н. Б. Особенности терапевтических ремиссий при героиновой наркомании у подростков // Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии. Казань, 2003. С.25−27.
  28. А.М. Депрессия: взгляд невролога // Психиатрия и психофармакология. 2000. № 1. С.3−4.
  29. .Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье. // Здравоохранение РФ 2006. № 2. С.8−17.
  30. JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  31. А.Н., Камалова Ф. М. Тенденции формирования психических и поведенческих расстройств среди населения РФ // Матер. Всерос. Науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию кафедры ОЗ и ОЗ КГМУ. Казань, 2004. С. 55.
  32. C.B. Клинико-социальные аспекты расстройств поведения у подростков женского пола: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М- 2003. 24 с.
  33. Ф.Ф. Моделирование заболеваемости эпилепсией по медико-социальным факторам риска // Пробл. управления здравоохранением. — 2005. № 1. С.61−65.
  34. Ф.Ф. Научное обоснование медико-социальной профилактики основных психических и поведенческих расстройств: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Казань, 2005. 50 с.
  35. С. Медико-биологическая статистика. М-.: Практика, 1999. 459 с.
  36. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 94 с.
  37. Э.Ю. Особенности нервно-психического здоровья в подростковом возрасте // Современный подросток. М., 2001. С. 115−118.
  38. И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России // Соц. и клинич. психиатрия. 2001. № 1. С.9−15.
  39. И.Я., Шмуклер А. Б., Сторожакова Я. А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии СПб., 2004. 432 с.
  40. В.А. Принципы диагностики психических расстройств в подростковом возрасте // Арх. психиатрии. 1995. № 9. С. 60.
  41. В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд.-во Том. ун.-та, 1994. 310 с.
  42. O.E. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2005. 23 с.
  43. Д.П. Популяционная характеристика состояния психического здоровья городских подростков. Социоадаптивные и половозрастные аспекты // Нижегородский медицинский журн. 1998. № 1. с.72−75.
  44. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен Тверь, 1998. 96 с.
  45. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация подростков в условиях социально-экономического кризиса: Дис.. д-ра мед. наук. М., 1998. 365 с.
  46. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация подростков в условиях социально-экономического кризиса: Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. М., 1998. 45 с.
  47. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация подростков в условиях социально-экономического кризиса: Дис.. д-ра. мед. наук. М., 1998. 365 с.
  48. Т. Б. Воложин А.И., Александровский Ю. А. Социальный стресс и психическое здоровье М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 248 с.
  49. Т.Б. Девиантное поведение у детей и подростков с пато-характерологическими и психо-патоподобными расстройствами: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1996. 55 с.
  50. Т.Б. Динамика основных вариантов девиантного поведения у детей и подростков по данным клинико-динамического и клинико-катамнестического исследования // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. № 1. С.54−61.
  51. Т.Б., Положий Б. С. Психическое здоровье населения в условиях реформирующегося общества // Экология человека. 2001. № 4. С.5−7.
  52. .В. Динамика и тенденции распространенности наркологической патологии среди населения Российской Федерации и Рязанской области // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества Рязань, 2007. Т.2. С.196−200.
  53. .В. Медико-социальные аспекты распространенности среди подростков злоупотребления психоактивными веществами (факторы риска, организация профилактики, лечения и реабилитации): Ав-тореф. дис.. канд. мед. наук. Рязань, 2007. 24 с.
  54. Т.Н. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М, 2003. 40 с.
  55. В.И., Найденова Л. И. Состояние здоровья детей и подростков и социально-экономическое развитие регионов // Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов, 7-е Пенза, 2004. С.94−101.
  56. A.M. Здоровье, образ жизни и готовность молодежи к трудовой и репродуктивной функциям: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1993.32 с.
  57. О.Н. Состояние здоровья и адаптационные показатели у первоклассников при разных формах организации образовательного процесса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2005. 23 с.
  58. В.М., Лифляндский В. Г., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика. СПб.: ФОЛИАНТ, 2003. 432 с.
  59. Р.В., Келасьев В. Н. Социальное здоровье и социализация человека: Учеб. Пособие. СПб.: Химиздат, 2005. 167 с.
  60. А.Г. Медико-социальные проблемы репродуктивного потенциала молодежи. Тверь: Триада, 2004. 112 с.
  61. Н.Я., Личко А. Е. Усовершенствованный метод патохарактеро-логического исследования подростков: Метод, рекомендации. JL, 1983. 40 с.
  62. Н.М. Просветительская, лечебно-коррекционная и социореаби-литационная работа с семьей психически больного ребенка (Некоторые размышления в первоначальном опыте) // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2002. № 2. С.41−47.
  63. З.А. Социальные проблемы детства в условиях реформирования Российского государства // Аналитический вестник. Вып. 27 «Дети России: факты и проблемы». 1996. С. 17−23.
  64. В.Г. Неблагополучная семья в контексте трансформирующегося общества: проблемы типологии // Актуальные социальные и правовые проблемы развития транзитивного общества Краснодар, 2004. С.105−110.
  65. И.Л., Барыльник Ю. Б., Пяткина Е. С. Психотерапевтическая помощь социально-дезадаптированным и безнадзорным несовершеннолетним : Метод. Рекомендации. Саратов, 2003. 48с.
  66. Д.И. Проблемы реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ // Экономика здравоохранения. 1998. № 8−9. с.74−76.
  67. Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 160 с.
  68. В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С.56−65.
  69. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. 560 с.
  70. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 286 с.
  71. Н.В. Половые отличия суицидального поведения у подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами // Саморазрушающее поведение у подростков Л., 1991. С.41−49.
  72. М.Н. Превенция психических расстройств в дошкольном учреждении: Автореф. дис. канд. мед. наук. Новосибирск, 2005. 22 с.
  73. Ю.В. Прогноз психического состояния лиц с опиатной наркоманией: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2003. 17с.
  74. Ю.В. Прогноз психического состояния лиц с опиатной наркоманией. (С позиций многоосевой диагностики): Дис.. канд. мед. наук. М., 2003. 135 с.
  75. В.Л., Кузьмичев Б. Н. Медико-социальные аспекты психического здоровья у учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната // Профилактические программы по оздоровлению детей школьного возраста Тверь, 2004. С.73−74.
  76. В.Н. Социально-психологический статус лиц с расстройствами адаптации: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2005. 18 с.
  77. .Н., Кочегуров В. В., Волоскова И. М. Соматические факторы риска школьной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития // Современные принципы терапии и реабилитации психических больных М., 2006. С. 238.
  78. И.В., Беликов Ф. А. Психотерапевтические основы медико-социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных подростков с героиновой зависимостью // Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии. Казань, 2003. С.93−95.
  79. Т.Р. Социальные и биологические факторы риска развития ранней алкоголизации и психологические принципы ее профилактики: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1992. 22 с.
  80. Г. И., Вялков А. И. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медицина, 2003. 495 с.
  81. В.З. Проблемы курения среди юношей // Здоровый образ жизни. Л., 1990. ч.2. с.146−147.
  82. В.Р., Суханова H.H., Катечкина H.A. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С.27−28.
  83. В.Р., Чубаровский В. В. Проблема психогигиены и психопрофилактики у детей и подростков на современном этапе // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков. М., 2007. С. 268 270.
  84. М.А. Особенности распространения и клиники пограничных психических расстройств у подростков, проживающих в различных региональных условиях // Научные исследования и проблемы преподавания в психиатрии. М., 1987. С.79−81.
  85. М.А., Палатов С. Ю. Клинико-эпидемиологическое катамне-стическое изучение аффективных расстройств у студентов // Экология человека. 2001. № 4. С.32−33.
  86. В.Т. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведение //Социальная психология — науке и практике. М, 2002. Вып. 2. С.21−25.
  87. А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
  88. В.А. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. // Доклад Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации. М1, 1996. 160 с.
  89. B.C. Характеристика социально-психологического статуса семей с учетом особенностей их образа жизни // Клиническая сексология. СПб., 1999. с.47−51,
  90. A.C. Социально-психологические и клинико-биологические аспекты становления героиновой наркомании в молодом возрасте // Вопросы наркологии. 2002. № 3. С.43−50.
  91. И.В. Периодические органические психозы у детей и подростков // Актуальные: проблемы клинической- социальной и военной психиатрии. СПб., 2005. С.23−25.
  92. B.C. Клиническая динамика личностных расстройств, вызванных семейной дезадаптацией: Автореф- дис.. канд. мед. наук. Томск, 2005. 25 с.
  93. И.А. Психический! дизонтогенез у детей из условий хронического внутрисемейного насилия: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2006. 25 с. .
  94. Морева-Е.В., Воронова F.А., Кузьмичев Б. Н. Особенности социального и клинического состояния учащихся коррекционных школ-интернатов г. Твери//Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее: Тверь, 2002. С.44−45.
  95. А.Г. Факторы развития зависимого поведения от употребления психоактивных веществ подростками в условиях Крайнего Севера // Проблема развития и охраны здоровья детей подросткового возраста Уфа, 2003. С.51−55.
  96. В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте // Саморазрушающее поведение у подростков JL, 1991. С.36−40.
  97. Т.В. Социально-физиологическое исследование адаптивных свойств жителей малого северного города: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2005. 23 с.
  98. Р.Г., Халитов P.A., Жуковский Г. С. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет -основные неинфекционные заболеваният. М., 1994. 80 с.
  99. Е.Ю. Современная семья глазами детей // Вестн. Фил. Моск. гос. социал. ун-та в г. Сургуте. 2004. № 1. С.35−46.
  100. В.И. Концептуальные основы формирования здоровья детей в современных условиях // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. СПб., 1998. с.243−244.
  101. Г. И. Здоровье населения мегаполисов и провинции: тендерный аспект // Социальная политика и социология. М., 2005. № 3. С. 19−24.
  102. А.Ф. Патологические формы поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в ситуации социальной депривации: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2005. 26 с.
  103. E.B. Социологические исследования суицидального поведения // Арх. психиатрии. 1995. № 9. С.77−79.
  104. JI.B. Атипичная мания у детей и подростков: клиника, диагностика и лечение: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2006. 24 с.
  105. JI.B. Динамика атипичной эндогенной мании в детско-подростковом возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. 2006, № 4. С.34−38.
  106. B.C. Основные направления работы по медико-социальной реабилитации детей и подростков с пограничными нервно-психическими заболеваниями // Укр. Вестн. психоневрологии. 1995. № 2. С. З68−369.
  107. .С., Беляева Г. Г., Шевцов А. Ю. Клиника, терапия и профилактика пограничных психических расстройств у работников промышленных предприятий // Старые и новые проблемы пограничной психиатрии М., 1997. С.191−199.
  108. Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков JL, 1991. С.5−9.
  109. Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С.6−13.
  110. Психиатрия детского и подросткового возраста Под ред К. Гиллберга, Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 544 с.
  111. H.H., Ларцев М. А., Хижнякова Т. Г. Некоторые результаты изучения распространенности и клиники психических нарушений среди школьников-подростков // Эпидемиологические исследования в неврологии и психиатрии. М., 1982. Т.2. С. 193−194.
  112. Рейтинг-шкалирование // Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 338 с.
  113. A.B. Социология медицины. М.: Медицина, 2002. 976 с.
  114. А. Современная молодежь и семья (выдержка из исследовательского проекта) // Регион: политика, экономика, социол. СПб., 2005. № 3−4. С. 162−167.
  115. P.C. Медико-социальные аспекты синдрома экологической дезадаптации и обоснование мероприятий по ее профилактике в условиях среднегорья: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2004. 15 с.
  116. Т.Я. Охрана здоровья ребенка // Положение детей в Российской Федерации. Государственный ежегодный доклад. 1993 год. М., 1994. С.20−35.
  117. В.В. Российская семья в начале века: ситуация крайне тревожная // Вестн. Фил. Моск. гос. соц. ун-та в г. Сургуте. 2004. № 1. С.102−105.
  118. A.A. Симптоматические психозы. // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб., 2004. С.614−618.
  119. A.A. Медико-социальные аспекты школьной адаптации у подростков с задержкой психического развития воспитанников специализированных (коррекционных) образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. мед. наук. Рязань, 2007. 24 с.
  120. В.Я. Вегетативная дисфункциональность при расстройствах личности // Актуальные аспекты психосоматических исследований. — Томск, 2005. С. 106−108.
  121. В.Я. Психофизиологические характеристики пациентов с расстройствами личности // Актуальные вопросы психиатрии и нарколо-гииТомск, 2005. С. 16−18.
  122. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990. 207 с.
  123. Сепетлиев-Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М: Медицина, 1968, 504 с.
  124. И.В., Сухарев А. Г. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С.29−31.
  125. Г. Н. Медико-психологические аспекты средовой дезадаптации детей и подростков и охрана их психического здоровья // Проблемы социальной дезадаптации детей-и подростков и’принципы ее профилактики М, 1993. C.3L11.
  126. Середа.В. М. Здоровье дезадаптированных детей и пути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. СПб., 2005: 46 с.
  127. П.И., Бочарова Е. А., Соловьев' А.Г. Проблемный! ребенок: психосоциальная адаптация и качество жизни. Архангельск: Северный гос. мед. ун-т, 2005. 219 с.
  128. П.И., Парняков A.B. Введение в клиническую психологию. М., Акад. проект- Екатеринбург: Деловая кн., 2000. Т.2. 381с.
  129. Е.С. Социально-гигиенические аспекты потребления алкоголя, наркотически действующих веществ- курения" среди городских подростков-школьников Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра-мед. наук. М., 1997. 52 с.
  130. JI.H. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 48 с.
  131. М.Г. Клинико-динамические особенности депрессивного расстройства с наличием или отсутствием коморбидного соматизиро-ванного расстройства (катамнестический аспект исследования): Дис.. канд. мед. наук.Иркутск. 2004. 206с.
  132. Н.Д. Экологические аспекты психического здоровья человека // Экология человека. 2001. № 4. С.21−25.
  133. Н.Б., Кондратов A.C., Голодный C.B. Аффективные расстройства у подростков как проявления пенитенциарной дезадаптации // Конгресс по детской психиатрии: Матер, конгр. М., 2001. С. 190−191.
  134. В.В. Распространенность и структура пограничных психических расстройств у школьников подросткового возраста // Школьная дезадаптация. М., 1995. с.48−49.
  135. A.A., Хамитов P.P. Выявление предикторов агрессивного поведения психически больных при помощи Я-структурного теста Амона // Психическое здоровье и безопасность общества. М., 2004. С.135−136.
  136. .Ю. Отношение современного подростка к социально-опасной патологии и его поведение (на примере Ш11 111 и ВИЧ-инфекции: Автореф. дис. канд. мед. наук. Казань, 2006. 22 с.
  137. Шац И. К. Психотические синдромы в детском и подростковом возрасте: Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб., 2005. 43 с.
  138. Ю.С., Пилюгина Л. В. «Возбужденная мания» у детей. Критерии диагностики. // Аффективные и шизоаффективные расстройства. М., 2003. С. 198.
  139. E.H. Методика социально-гигиенических исследований // Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: 1987. Т.1. С.200−278.
  140. E.H. Методы прогнозирования и моделирования в социально гигиенических исследованиях. М.: Медицина, 1986. 208 с.
  141. Л.Б. Семейная психология. Екатеринбург: Деловая кн.- М.: Акад. проект., 2006. 766 с.
  142. A.B., Изаровкий Б. В., Виноградов Д. Б. Принципы комплексной реабилитационно-профилактической помощи несовершеннолетним в условиях пенитенциарной дезадаптации // Актуальные аспекты психосоматических исследований. Томск, 2005. С.90−94.
  143. A.C. Изменения в употреблении наркотиков и особенности лечения больных наркоманией в современных условиях // Медицинские и правовые аспекты оказания помощи лицам, страдающим наркоманией и проведение их реабилитации. Рязань, 2006. С.76−80.
  144. В.К. Методология оценки репродуктивного потенциала детей и подростков//Ребенок. СПб., 1999. с.130−132
  145. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. 330 с.
  146. Arborelius L., Owens M.J., Plotsky P.M. The role of corticotrophin-releasing factor (CRF) in depression and anxiety disorders // J. Endocrinol. 1999. Vol.160. P. l-12.
  147. Beltmann U., Kant I.J., Kasl S. The relationship between psychosocial work characteristics and fatigue and psychological distress // Int. Arch. Occup. Environ. Health. 2002. Vol.75, N 4. P.259−266.
  148. Blum R.W. Adolescent substance abuse: Diagnostic and treatment issues // Pediatr. Clinn. Amer. 1987. Vol.34, N 2. P.523−538.
  149. Bocharova E., Sidorov P., Soloviev A. Prevention of psychospeech development delay risk factors // Int. J. Circumpolar Health. 2002. Vol.61, N 1. P. 129.
  150. Bonnan P. et al. Optimism, hostility and adjustment in the first year of high school // Br. J. Educ Psychol. 2001. Vol.71, N 3. P.401−411.
  151. Bonne O., Grillon C, Vythilingam M. etal Adaptive and maladaptive psy-chobiological responses to severe psychological stress, implications for the discovery of novel pharmacotherapy // Neurosci Biobehav Rev. 2004. Vol.28, Nl.P.65−94.
  152. Ceasty M., Clare A.W., Collins C. Relation between sexual abuse in childhood and adult depression: case-control study // Brit. Med. J. 1998. Vol.316, N7126. P.198−201.
  153. Celeaste M. Comparison of alternative models of coping: identifying relationships among coworker support, wokrload, and emotional exhaustion in the workplace // International J. Stress Management. 2001. Vol.8, N 1. P. l-14.
  154. Croon E. M, Blonk R.W., de Zwart B.C.H. Job stress, fatigue, and job dissatisfaction in Dutch lorry drivers: towards an occupation specific model of job demands and control // J. Occup. Environ. Med. 2002. Vol.59. P.356−361.
  155. Dickelmann N. Suicidal behavior and depressiwe disorders in adolescents and young Adults Dickelmann N. // Neuropsychobiologg. Vol.22, N 4. P. 194−207.
  156. Dickelmann N. Experienced practitioners as new faculty: new pedagogies and new possibilities // J. Nurs Educ. 2004. Vol.43, N 3. P.101−103.
  157. Eriksen H.R. Subjective health complaints: in coping more important than control? // Work and Stress. 1999. Vol.13. P.238−252.
  158. Evans K., Le Hellard S., Underwood S. An integrated approach towards the identification of a susceptibility gene for psychosis // World Congress of Psychiatric Genetics, 12: Abstr. Dublin, 2004.
  159. Faben R. Radici e liberta: Mutamenti generazionali nella famiglia ital./ Fa-ben R. Milano: FrancoAngeli, 2002. 248 p.
  160. Feder R. Clinical depression is a disease state, not an adaptation // Arch. Gen. Psychiatry. 2001. Vol.58, N 11. p.1084
  161. Fish G.S. Adaptive behavior in children with autism // J. Autism Dev Disord. 2001. Vol.31, N 2. P.249−50.
  162. Ghitti J.M. La separation des families (Recherches morales). Paris.: Ed. du Cerf, 2003. 165 p.
  163. Gullion J.L., Brudon R., Gallet J.P. Tentatives de suicide d’enfants et d’adolescents. A props de 67 observations d’un service de Pediatrie Generale //Neuropsychiatr. Enfance Adolesc. 1987. Vol.35, N 6. P.227−238.
  164. Gutkevith E., Kaschaeva A., Semke V. Heredity of psychological characteristics of personality in families of patients with hysterical disorders // 5th Int. congr. of neuropsychiatry «Psychiatry and the neurosciences». Athens, Greece, 2004. P.64.
  165. Isern R.D. Youth suicide- the influence of major depression and alcohol abuse on attempts and complection // South Med. J. 1994. Vol.87, N 9. P.58−61.
  166. Jankulov-Demjen M. Neka zapazanja u psijatri jskom radu u savetovalistu doma zdravlia univerziteta u Novom Sadu // Len. Med. 1998. T.40, N 1−2. S.73−74.
  167. Jonston L.D., O’Malley P., Bachman J. Drugs and American high school students 1975−1983 // Rockville. (USA): National Inot on Drug Abuse, 1984. 72 p.
  168. Kanazawa S. General intelligence as a domain-specific adaptation // Psychol Rev. 2004. Vol.111, N 2. P.512−523.
  169. Kendler K.S. Anna-Monika-Prize paper. Major depression and the environment: a psychiatric genetic perspective // Pharmacopsychiatry. 1998. Vol.31, N 1. P.5−9.
  170. Kendler K.S., Karkowski-Shuman L. Stressful life events and genetic liability to major depression: genetic control of exposure to the environment. // Psyhol. Med. 1997. Vol.27, N 3. P.539−547.
  171. Landberg U. Psychophysiology of work: stress, gender, endocrine responses, and work-related upper extremity disorders // Amer. J. Ind. Med. 2002. Vol.41. P.383−392.
  172. Lei I. et al. Stress in expatriates // Clin. Occup Environ Med. 2004. Vol.4, N 1. P.221−229.
  173. Liss M., Harel B, Fein D. etal. Children with developmental disorders // J. Autism Dev Disord. 2001. Vol.31, N 2. P.219−230.
  174. Longley A J. Depression is an adaptation // J. Arch Gen. Psychiatry. 2001. Vol.58, N 11. P.1083- discussion, 1085−1086.
  175. Lowy A., Burton P., Briggs A. Increasing suicide rates in young adults // Brit. Med. J. 1990. Vol.300, N 6725. P.643−643.
  176. Lynch J.W., Muntaner C. Income inequality and social cohesion versus class relations: a critique of Wilkinson’s neo-Durkheimian research program // Int. J. Health Serv. 1999. Vol.29, N 1. P.59−81.
  177. Mashach C, Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Ann. Rev. Psychol. 2001. Vol.52, P.397−422.
  178. Masson D., Collard M. Jeunes suicidants et leur family // Psychiatry. 1987. Vol.22, N 2. P.85−92.
  179. Mattison R.E. Suicide and other cosequences of childhood and adolescent anxiety disorders // J. Clin. Psychiatry. 1988. Vol.49. Suppl. P.9−11.
  180. McEwen B.S. Protective and damaging effects of stress mediators //N. Engl. J. Med. 1998. Vol.338. P.171−179.
  181. Moodie D.S. Our children health: prospects far the 1990's // Clin, pediatr. 1991. Vol.36, N6. P.367−372.
  182. Morris R.E., Harrison E.A., Knox G.W. Health risk behavioral survey from 39 juvenile correctional facilities in the United States // J. Adolesc. Health. 1995. Vol.17- N 6. P.334−344.
  183. Muntaner O., Oates G. The social class determinants of income inequality and social cohesion // Int. J. Health Serv. 1999. Vol.29. P.699−732.
  184. Nagel R., Lynch D., Tamburrino M. Validity of the medical outcomes study depression screener in family practice training centers and community settings // Fam. Med. 1998. Vol.30, N 5. P.362−365.
  185. Orbach I. Familial and intrapsychic splits in suicidal // Amer. J. Psychoter. 1989. Vol.43, N 3. P.356−367.
  186. Paykel E.S., Weissman M.M. Social adjustment and depression: a longitudinal study//Arch. Gen. Psychiatry. 1973. Vol.28. P.659−663.
  187. Perrez M., Peicherts M. Stress, Coping and Health. A Situation-Behavior Approach Theory? Methods? Applications // Hogrefe/Huber, 1995. 137 p.
  188. Pfefer C.R., Lipkins R., Plutchik R. Normal children at risk for suicidal behavior. A two-year follow-up study // J. Amer. Acad. Child. Psychiatry. 1988. Vol.27, N l.P.34−41.
  189. Phan T. Life in school: narratives of resiliency among Vietnamese-Canadian youths // Adolescence. 2003. Vol.38, N 151. P.555−566.
  190. Purugganan O.H. et al. Exposure to violence and psychosocial adjustment among urban school-aged children // J. Dev Behav Pediatr. 2003. Vol.24, N 6. P.424−430.
  191. Rao M.L., Hawellek B. Papassotiropoulos A. Upregulation of the platelet Serotonin-2-A receptor and low blood serotonin in suicidal psychiatric patients // Neuropsychobiology. 1998. Vol.38, N 2. P.84−89.
  192. Thierry B., Steru L., Chermat P. Searching-waiting strategy: a candidate for an evolutionary model of depression // Arch. Gen. Psychiatry. 2000. Vol.57, N 1. P. 14−20.
  193. Wainwright D. The political transformation of the health inequalities debate // Crit. Soc. Policy. 1996. Vol.49. P.67−82.
  194. Weiss E.L., Longhust J.G., Mazure C.M. Childhood sexual abuse as a risk factor for depression in women: psychosocial and neurobiological correlates // Amer. J. Psychiatry. 1999. Vol.156, N 6. P.816−828.
  195. Wilson D.R. Depression is an adaptation // Arch Gen. Psychiatry. 2001. Vol.58, N 11. P.1086−1087.
Заполнить форму текущей работой