Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий нефтяной отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы определяется прикладным характером проведенных исследований, практической направленностью, которая представлена конкретными методическими и практическими положениями, позволяющими1 эффективно управлять внешнеэкономической деятельностью. Рекомендации ивыводы' исследования могут быть использованы на предприятиях при" разработке и реализации стратегических планов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Внешнеэкономическая деятельность как элемент эффективного развития промышленных предприятий
    • 1. 1. Сущность внешнеэкономической деятельности предприятия
    • 1. 2. Анализ основных направлений развития внешнеэкономического сектора Российской Федерации
    • 1. 3. Инструментарий стратегического управления на предприятиях -участниках внешнеэкономической деятельности
  • ГЛАВА 2. Разработка механизма формирования стратегии управления внешнеэкономической деятельностью предприятий нефтяной отрасли
    • 2. 1. Организационно-экономический механизм' управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях нефтяной отрасли
    • 2. 2. Формирование внешнеэкономической стратегии как важнейшей < составляющей в системе управления внешнеэкономической деятельностью предприятия нефтяной отрасли и механизмов ее реализации
  • ГЛАВА 3. Реализация мер, направленных на совершенствование системы стратегического управления деятельностью предприятия (на примере предприятий нефтяной отрасли Нижегородскою области)
    • 3. 1. Оценка позиций предприятий Нижегородской области на мировом нефтяном рынке
    • 3. 2. Разработка и реализация стратегии развития деятельности предприятий нефтяной отрасли Нижегородской области на внешнем рынке
    • 3. 3. Разработка предложений по развитию экспортного потенциала и повышению конкурентоспособности предприятий нефтяной отрасли Нижегородской области, вовлеченных в международный бизнес

Формирование механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий нефтяной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации мировой экономики и повышения роли внешнеэкономической деятельности для отечественных предприятий важнейшей задачей становится совершенствование систем управления. При этом имеет место ориентация преимущественно на мировую практику стратегического управления при одновременном стремлении к ее адаптации к российским задачам.

Теоретическая разработка механизма эффективного управления предприятием в целом и внешнеэкономической деятельностью в частности, необходима по причине возрастающего влияния факторов внешней среды.

Новые условия ведения бизнеса, которые для предприятий нефтяной отрасли заключаются в переходе на производство продуктов международного стандарта качества, требуют современного подхода к решению целого спектра вопросов. В условиях ограниченности финансовых ресурсов отечественных предприятий и высоких издержек, связанных с выходом на внешних рынок, крайне важно определить приоритетные направления внешнеэкономической деятельности. Предприятие должно максимально учитывать складывающиеся внешние условия деятельности, внедрять прогрессивную систему управления для успешного развития в конкурентной среде в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Практика изучения деятельности отечественных предприятий показывает, что система управления внешнеэкономической деятельностью разрознена. Отсутствие комплексных научных разработок в области управления внешнеэкономической деятельностью, охватывающих все этапы процесса внешнеэкономических операций, приводит к снижению эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных решений для формирования и управления реализацией стратегии внешнеэкономической деятельности с использованием не только классического инструментария в рассматриваемой сфере, но и инновационных методов.

Степень разработанности проблемы. К работам ученых, исследующих вопросы внешнеэкономической деятельности и ее функционального обеспечения, можно отнести труды: Д. И. Баркана, A.C. Булатова, С. И. Долгова, И. И. Кретова, Ю. М. Ростовского, JT.E. Стровского. Вопросам теории и практики управления посвящены работы A.JI. Кузнецова, В. И. Мухина, В. И. Некрасова, В. И. Рыкунова, и применительно к внешнеэкономической деятельности данные вопросы рассмотрены такими авторами, как И. С. Алексеев, O.A.

Архипов, М. И. Идрисов, А. И. Кредисов, С. А. Нагдиев, А. И. Петров, Э. Т. Рубинская,.

A.И.Татаркин, О. В. Черковец, труды которых внесли значительный вклад в развитие данного направления.

Различные аспекты организации и эффективности внешнеэкономической деятельности исследовались в работах И. Н. Герчиковой, В. В. Денисова, Р. Б. Ноздревой,.

B.В. Покровской, Ю. Е. Порошина, И. П. Фаминского и др.

Разработка идей стратегического управления нашла отражение в трудах таких западных исследователей, как Р. Акофф, И. Ансофф, Д. Гэлбрейт, Ф. Котлер М.Портер, А. Дж. Стрикленд, А. Томпсон, С. Хаймер, Д. Данинг и отечественных авторов О. С. Виханского, Р. А. Фатхутдинова, Б. А. Чуба и др.

Таким образом, вопросам стратегического управления внешнеэкономической деятельностью уделено определенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. В этом отношении среди зарубежных исследователей следует назвать таких, как Р. Гриффин, М. Пастей, Джон Д. Дэниеле, Ли X Радеба и др., среди отечественных исследователей — С. Э. Пивопарова, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля, В. М. Попова, Е. Ю. Трифонову и др. Однако степень разработанности указанных вопросов остается недостаточной и не в полной мере соответствует потребностям отечественных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. В' связи с этим требуется совершенствовать методическое обеспечение стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия на основе отечественного и зарубежного опыта с применением современных теорий стратегического управления.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методических положений по формированию эффективного механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий нефтяной отрасли.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: -систематизировать и обобщить теоретические основы стратегического управления внешнеэкономической деятельностью;

— уточнить и классифицировать компоненты системы управления внешнеэкономической деятельностью на основе всестороннего анализа специфических особенностей внешнеэкономической деятельности предприятия нефтяной отрасли;

— разработать организационно — экономическую модель системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия нефтяной отрасли;

— сформировать рекомендации по формированию эффективного механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий нефтяной отрасли.

Предметом исследования являются теоретические и прикладные вопросы, связанные с управленческими отношениями, возникающие в процессе стратегического управления предприятиями нефтяной отрасли, и обеспечивающие осуществление эффективной внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования являются предприятия нефтяной отрасли, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, экономистов, посвященные проблемам стратегического управления, специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности, международного менеджмента.

В основу исследования положены общенаучные методы и приемы: абстрактно-логические, методы количественного и качественного анализа, статистического анализа, методы математического расчета экономической эффективности применительно к внешнеэкономическим операциям, другие методы обработки информации.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации, статистические материалы Росстата РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, данные Торгово-Промышленной палаты Нижегородской области, Центрального Банка Российской Федерации и материалы отдельных нефтяных компаний.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены основные тенденции развития внешнеэкономического сектора России и обоснована необходимость более активного участия отечественных предприятий нефтяной отрасли в процессе стратегического управления их деятельностью как объективной предпосылки структурных преобразований во внешнеэкономической сфере.

Установлен и аргументирован тот факт, что активное участие отечественных предприятий нефтяной отрасли в процессах стратегического управления является ключевой предпосылкой для эффективной реализации конкурентных возможностей сырьевого сектора, как одного из векторов развития экономики страны.

2. Разработаны научно — методические положения по формированию, выбору и реализации стратегии: дляпредприятий нефтяной отрасли, вовлеченныхв = международный бизнес.

Предложен авторский! подход к формированию адаптационных механизмов' стратегического? управлениявнешнеэкономической, деятельностьюна. предприятиях непосредственно нефтяной, отрасли.

3: Предложена-, концептуальная схема стратегическогоуправления': внешнеэкономической деятельностью предприятия с учетом специфики" нефтянойотраслив которой содержание отдельных-блоков схемы связано между собой и результат одного блокаявляется начальными данными для другого.

Разработанная концептуальная схема отображает систему управления' внешнеэкономической деятельностью предприятия: нефтяной отрасли сучетом долгосрочных перспектив.

4: Построена организационно-экономическая: модель управления' которая: может быть интегрирована в систему управления предприятием, чтов свою очередь, обеспечивает гибкость, динамичность и непрерывность развития предприятия:

Применение данной модели может служить инструментомповышения эффективности процессов управленияусиленияконтроля, повышенияответственности-участников управления’внешнеэкономическойдеятельностью.

5. Предложен: комбинированный подход дляформирования и реализации стратегии развитиявнешнеэкономической? деятельности промышленного предприятия, основанный нал комплексном применении? различных, инструментов, вт.ч. матричной-, модели Мак-Кйнзи, методикиоценки эффективности конкретных: мероприятий по реализации внешнеэкономической стратегии, аналитическихмоделей врамкахстратегии «голубого океана»., .. «.

Данный комбинированный подход позволяет выработать четкиймеханизм формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия, произвести оценку эффективности конкретных мероприятий по реализации стратегии предприятий нефтяной отрасли.

6. Предложен и обоснован комплекс организационно — экономических, мер как на уровне предприятия, так и на уровне государства с учетом текущего состояния нефтяного сектора по повышению экспортного потенциала предприятий? нефтяной отрасли, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Разработанные рекомендации позволяют рационализировать систему стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия как элемента единого управленческого механизма для укрепления позиций отечественных предприятий на мировом рынке.

Теоретическаязначимость работы определяется актуальностью темы, своевременностью постановки задач и проблем, отраженных в данной работе.

Практическая значимость работы определяется прикладным характером проведенных исследований, практической направленностью, которая представлена конкретными методическими и практическими положениями, позволяющими1 эффективно управлять внешнеэкономической деятельностью. Рекомендации ивыводы' исследования могут быть использованы на предприятиях при" разработке и реализации стратегических планов развития. Научные рекомендации иположения по выработке стратегии предприятия способствуют эффективному использованию ресурсов предприятия' в. процессе производства.

Основные результаты и положения могут быть использованы предприятиями в качестве практического руководства.

Апробация результатов работы. Теоретические положения и практические рекомендации* прошли апробацию и внедрены на промышленных предприятиях: ООО* «Лукойл — Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Лукойл — Нижегородниинефтепроект», ООО «Нижсервисресурс».

Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях.

В результате исследования опубликовано десять работ общим объемом 2,8 п. л. (в том числе авторских — 1,7 п.л.), из них три работы — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа выполнена на 156 страницах. Содержит 31 рисунок, 30 таблиц и 6 приложений.

Список литературы

включает 175 наименования.

Заключение

.

В настоящее время нефтяная отрасль является одной из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственныхкомплексов} российской* экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети" объема промышленногопроизводства, около половины доходов, федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. Стабильность, российской экономики полностью зависит от добычи нефти и газа. Наличие обширных нефтегазовых ресурсов" — это, в первую очередь, естественное преимущество, и г главное, уметь ими рационально распорядиться:

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы теоретического, методического и практического характера.

— в условиях глобализации необходимо совершенствование систем управления, планирования, и на уровне и предприятий, и на уровне правительства: Ориентация на! мировую практику стратегического планирования, адаптация, стратегии1 к российским задачам и разработка инновационных программ сталиосновными требованиями российской экономики. В ходе преобразований системы управления-экономикой^России радикально изменился характер внешней среды, в которой пришлось действовать отечественным, предприятиям как внутри страны, так и на внешнем рынке. Большое влияние оказалиобщемировые тенденции, в томчисле глобализация экономики и мировой, финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. В* этих сложных условиях перед предприятиями встала задача самостоятельно определять направления своей деятельности. Особенно острая необходимость возникла в' отношении разработки стратегии и обеспечения эффективного управления, позволяющего предприятию в ближайшей и долгосрочной перспективе успешно развиваться в конкурентной среде, т. е. в обстановке, подверженной быстрым, радикальным и зачастую непредсказуемым изменениям.

— формирование внешнеэкономической стратегии является ключевым звеном в процессе управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Необходимо повышение эффективности управления предприятием путем внедрения инновационных методов управления, повышения профессиональной компетенции кадрового состава, автоматизации процессов управления. Процесс стратегического управления предприятием, вовлеченным в международный бизнес, значительно сложнее и имеет ряд специфических особенностей, которые были: комплексно изучены * в диссертационном исследовании.-. «¦ - .

— в? диссертационной работе: проведенанализнаиболее широко используемых, и xoponioi зарекомендовавших себя инструментов стратегического планирования-выявленысильные ислабые: стороны: каждого метода:. Проведенный анализ? позволяет сделать вывод, что наиболее эффективным будет являться комбинированный подход для формирования?- т реализации стратегии развития внешнеэкономической, деятельности-: промышленного* предприятия: В диссертационной работе: применен: комбинированный: подход, основанный: на: матричной: модели" Мак-Кйнси,* аналитических' моделях^ и: инструментах в рамках стратегии «голубого океана» и методики, учитывающей критерии развития межфирменных связей:

Для": проведения стратегической: диагностики предприятия: предлагается использовать SWOT — анализ. Данный инструмент является: простым, универсальным способом? анализа: внутренней" и внешней: среды, что особенно, важно: для": предприятийработающих на внешнем рынке:

На этапе формирования и: выбора стратегии предприятия" в качестве базового инструмента предлагается = использовать матрицу Мак-Кипси, которая^ предоставляет более широкие возможностигдля выбора стратегических решений:

Для того,' чтобы полномасштабно: увязать., стратегию предприятия-с оперативным: бизнесомпредлагается применитьсбалансированную систему показателей: Кроме: того, данная: система? дает возможность, принимать, вполне объективные решения" в.: области распределения ресурсов. Данная концепция адаптирована применительно к. предприятиям, работающимша" внешнем рынке;

Для: оценкиэффективности" того или: иного стратегическогомероприятия, предлагаетсяиспользовать: методику, учитывающую критерии развитиямежфирменных, связей с позиции текущего состояния среды, и прогнозируемого состояния" среды-, и изменений, которые могут возникнуть при реализации стратегии. Кроме того, данная методика учитывает фактор времени.

— разработанной в диссертационной работе методология была, применена на предприятиях нефтяной отрасли, поскольку данная отрасль: является стратегически важной для отечественной экономики. В заключительной части диссертационной работы предложен и обоснован комплекс организационно-экономическихмероприятий по укреплению конкурентоспособности и повышению экспортного потенциала предприятия.

Главным направлением перестройки отечественной экономики должно стать производство и экспортирование топлива и нефтепродуктов, соответствующих мировым требованиям экологической безопасности (Евро-4, Евро-5, авиационное топлива Jet). Кроме того, необходимо осуществлять инвестиции для укрепления позиций предприятий Нижегородской области на мировом рынке нефтепродуктов. Инвестировать необходимо только те области, которые обладают необходимым потенциалом для развития.

Таким образом, разработанные в диссертационном исследовании методические положения и практические рекомендации могут быть применимы предприятиями нефтяной отрасли, в том числе и предприятиями Нижегородской области, для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в частности, и системы управления на предприятии в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ Е. Ф. Авдокушин М.: Экономист, 2003.
  2. , А.Г. Социально-экономическое развитие России: Учеб. пособие/ А. Г. Аганбегян М.: Дело, 2004.
  3. , Р. Планирование будущего корпорации/ Р. Акофф- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1999.
  4. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России: Учеб. пособие/ под ' ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
  5. , В. Первому всегда трудно Электр, ресурс.- Режим доступа: http://www.oilru.com/nr/128/
  6. , Ю.А. Битва за военную премию Электр, ресурс.- Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st= 1 035 344 040
  7. , Т. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Т. Амблер СПб.: Питер, 2000.
  8. , И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф- Сокр. пер. с англ.-М.: Экономика, 1998.
  9. , Б.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / Б. В. Артамонов М.: Наука, 1997.
  10. , М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник /М.И Баканов,
  11. A.Д. Шеремет М.: Финансы и статистика, 2000.
  12. , И.Т., Балабанов, А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие/ И.Т. Балабанов, А.И.Балабанов М.: Финансы и статистика, 2000.
  13. , А.Н., Алабян, С.С. Прогноз внешней торговли РФ на период до 2025 года / А. Н. Барковский, С.С. Алабян// Внешнеэкономический бюллетень.- 2003.- № 121 С. 47−50.
  14. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна.- б-е изд., доп.-М.: Институт новой экономики, 2004.
  15. , X. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование. Отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы/ X. Боссель- Пер. с англ. Тюмень: ИПОС СО РАН, 2001.
  16. , X. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры/ X. Боссель М.: Наука, 1997.
  17. , В.Н. Актуальные проблемы международной торговли: Учеб. пособие/
  18. B.Н. Бурмистров М.: Весть, 2004.
  19. , В.Н., Холопов, К.В. Внешняя торговля Российской Федерации: Учеб. пособие/ В. Н. Бурмистров, К. В. Холопов.- под ред. В. Н. Бурмистрова. М.: Юристъ, 2001.
  20. , Ж. Вступление России, в ВТО: выбор стратегии/ Ж. Веркей. // Проблемы прогнозирования 2002. — № 5.- С. 46−51.
  21. Внешнеторговая деятельность промышленного комплекса: потенциал, факторы-развития: Учебник для вузов. Саратов: СГСЭУ, 2005.
  22. Внешнеэкономическая! деятельность предприятия: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, C.B. Карпова и др.- под ред. Б. М. Смитиенко 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  23. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов.-М.: Межд. отношения, 2001.
  24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов/ JI.E. Стровский и др.- под ред. JI.E. Стровского. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТ-ДАНА, 2007. -799 с.
  25. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития: Справочник / Под ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
  26. Внешняя торговля: таможенные аспекты, регулирования. Межд. сб. научн. трудов. -Курган: Курганский гос. ун-т, 2005.
  27. , О. Н., Пузакова, Е. П., Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие / О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова.- под ред. проф. Е. П. Пузаковой .- М.: Экономисть, 2007.
  28. Всемирная торговая организация: Краткое пособие для бизнеса./Центр торговой политики и права. М., 2004.
  29. Газета «Известия» Электронный ресурс. Режим доступа www.izvestiya.ru
  30. , И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов/И.Н Герчикова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  31. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики / JT.H. Бляхман, М. Н. Кротов // Российский экономический журнал -2001.-Вып.З С. 94−95.
  32. , В.В. В поисках совершенства управления (опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы) / В. В. Гончаров М.: Сувенир, 1993.
  33. , В.А. Развитие предприятия/ В. А. Гончарук М.: Дело, 2000.
  34. , Н.Т., Маховикова, Г.А. Основы внешнеэкономической деятельности/ Н. Т. Гофман, Г. А. Маховикова -СПб.: Питер, 2001.
  35. , М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации/ М. В. Грачев М.: Дело, 1993.
  36. , Ю.Н. Внешнеторговая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учебно-практическое пособие Практика внешнеэкономической деятельности/ Ю. Н. Грачев, — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  37. , Дж., О’Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века/Дж. Грейсон, К. О’Делл- Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  38. , В.А., Богомолов, O.A. Экономическая стратегия предприятия: Учебник/ В. А. Гремыкин, O.A. Богомолов М.: «Филин», 2001.
  39. , Н.Е. Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика: Учеб. пособие / Н. Е. Григорук М.: «Анкил», 2001.
  40. , И.П. Диверсификация российского экспорта /И.П. Гурова, Е. В. Зыкова, Е. Б. Склярова // ЭКО. 2007. — № 9. — с.29−42
  41. , М. Прогноз развития внешней торговли на 2008−2015 гг. /М. Гусев // Общество и экономика. 2008. — № 8. — С.119−132
  42. , A.M. Внешняя торговля в 2004 году / A.M. Данилин // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 7. С. 7−18.
  43. Данилин, A.M.' Внешняя торговля в 2008 году / A.M. Данилин // Внешнеэкономический бюллетень. 2008 — № 4. С. 9−12.
  44. , О.И., Полянова, Т.Н., Саркисов, C.B. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие/ О. И. Дектярева, Т. Н. Полянова, С. В. Саркисов М.: Дело, 2000.
  45. , С., Симкин, JL, Бредли, Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию: Учеб. пособие / С. Дибб, JI. Симкин, Дж. Бредли СПб.: Питер, 2001.
  46. , Дж. Д., Радебал, JI.X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Учеб. пособие/ Дж. Дниэлс., JI.X. Радебал М.: Дело ЛТД, 1994.
  47. , П. Менеджмент: стратегия и тактика: Учеб. пособие/ П Дойль. СПб.: Питер, 2000.
  48. Доклад ЮНКТАД «Финансовый кризис и экономический спад отрицательно сказываются на планах компаний относительно будущих зарубежных инвестиций» // ЮНКТАД, 2008
  49. , П. Управление, нацеленное на результаты / П. Драккер- Пер. с англ. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992.
  50. Друкер, П: Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы / П. Друкер М.: Book chamber international, 1992.
  51. , И.И. Международная торговля. Тарифное и- нетарифное регулирование: Учеб. пособие/ И. И. Дюмулен М.: ВАВТ, 2004.
  52. , С.В., Коровин, С.К. Новые типы обратной связи: управление при неопределенности: Учеб. пособие /С.В.Емельянов, С. К. Коровин М.: Наука, 1997.
  53. , B.C. Классические модели стратегического, анализа и планирования: модель GE/McKensey/ B.C. Ефремов.-Менеджмент в России и за рубежом. — 1997.— № 2.
  54. , B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования:-модель Shell/DPM// B.C. Ефремов.- Менеджмент в России и за рубежом. — 1997.— № 3.
  55. , B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.intalev.ru/7icH735
  56. Журнал «Аналитика» № 2, 2009.
  57. , Л.Г., Соколова, — М.И. Стратегический менеджмент/ Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова.- М.: Юристь, 2002.
  58. Закат нефтяного бизнеса//ТНЕ ECONOMIST. 2 ноября 2008-
  59. Ивановская, Л. В: Анализ и проектирование кадрового обеспечения системы управления машиностроительным предприятием: Учеб. пособие/ Л. В. Ивановская М.: МИУ, 1989.
  60. , В., Клоцвог, Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов/ В. Ивантер, Ф. Клоцвог //Проблемы теории и практики управления. -2007.-№ 5, — С.13−18.
  61. , Д.М., Лобанов, A.A. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом: Учеб. пособие/ Д. М. Иванцевич, A.A. Лобанов М.: Дело, 1993.
  62. , В.А., Попова, T.B. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации: Учеб. пособие /В.А.Ивлев, Т. В. Попова М.: Научтехлитиздат, 2000.
  63. Издательство международного энергетического агентства. Париж// World Energy Outlook.- 2008.- С. 13—36.
  64. Инвестиции в России, 2010. Стат. сб./Росстат.-М., 2010.-695 с.
  65. Е. Минприроды ищет нефть в Антарктиде // Электронный ресурс. Режим доступа: Газета.ру. 16.11.2008.
  66. , Е. Деловая стратегия: Учеб. пособие / Е. Калюков- Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  67. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию./ Р. Каплан, Д. Нортон М.: ОЛИМП-Бизнес, 2004.
  68. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей./ Р. Каплан, Д. Нортон -М.: ОЛИМП-Бизнес, 2008.
  69. , А.Я., Захаров, Д.К. Организация управления персоналом на предприятии: Учеб. пособие / А .Я. Кибанов, Д. К. Захаров М.: ГАУ, 1994.
  70. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель 811е11/Е>РМ//Менеджмент в России и за рубежом. — 1997 — № 3.
  71. , Г. Б., Тамбовцев, В.Л., Качалов, P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность: Учеб. пособие / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов М.: Экономика, 1997.
  72. , А.И., Привалов, В.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие / А. И. Ковалев, В. П. Привалов М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  73. Концепция внешней политики РФ // Российская газета. 2000. — № 24.
  74. , Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие Т. Е. Кочергина.-Ростов-на -Дону: Феникс, 2006.
  75. , Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров/ Е. Б. Кошелев // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 85−87.
  76. Кругман, Пол. Р. Международная экономика: теория и политика: Учеб. пособие / Пол Р. Кругман М.: ЮНИТИ, 1997.
  77. , А. В. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию/ A.B. Кудрин -Вопросы экономики. -2009. № 1. С. 3−7.
  78. , Б.Н., Яковец, Ю.В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва: Учеб. пособие / Б. Н. Кузык, Ю.В. Яковец- М.: Экономика, 2004.
  79. , Т.А., Ленчук, Е.Б. Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации: Учеб. пособие /Т.А. Ласкин, Е. Б. Ленчук М.: ЭКО. — 2004.
  80. , Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь/, JT TTT Лозовский, Е. Б. Стародубцева.-5-е изд, перераб. и дош-М.: ИНФРА-М, 2006.
  81. , Т.П., Мясоедова, Л.В., Олейникова, Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова М.: Приор, 2001.
  82. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга: Учеб. пособие / М. Мак-Дональд СПб: Питер, 2000.
  83. , Ш. Российская нефть становится все более привлекательной/ Ш. Маклалти //Financial Times.-2008 -№ 10.-С. 11−15.
  84. , Г. А., Павлова, Е.Е., Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова М.: Эксмо, 2009.
  85. , В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник / В. Г. Медынский М.: ИНФРА-М, 2007.
  86. Международные валютные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. JI.H. Красавиной М.: Финансы и статистика, 1994.
  87. Международный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д.И., Баркана, Л. С. Тарасовича, А. И. Майзеля С-Петербург, 2000.
  88. , Б.З., Евенко, Л.И., Раппопорт, B.C. Системный подход к организации управления: Учеб. пособие / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Раппопорт- М.: Экономика, 1983.
  89. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет: Учеб. пособие / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономист, 2003.
  90. , А.И. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий: Учеб. пособие/А.И. Муравьев М.: Финансы и статистика, 1992.
  91. Нефтегазовая Вертикаль 2010- № 5- С. 11−13.
  92. Новый экономический и юридический словарь: учебное пособие/ А. Н. Азрилиян, О. М. Азрилиян, Е. В. Калашникова, О.В. Квардакова- Институт новой экономики. М., 2003.
  93. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон РФ от 13 октября 1995 года. № 157- ФЗ.
  94. О защите конкуренции. Федеральный Закон РФ // Российская газета. -2006.-27 июля.
  95. О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 г № 2395−1.
  96. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 № 225-ФЗ.
  97. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.1 Федеральный Закон РФ // Российская газета. 2003. — № 4.
  98. Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» Постановление правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118
  99. Об экспортном контроле: Закон РФ от 18 июля 1999 г № 183-ф3.
  100. , В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений: Учеб. пособие/ В.П. Оболенский// Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 2003.
  101. Организация эффективной страховой защиты как элемент управления промышленными рисками: практический опыт ОАО «ЛУКОЙЛ». // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.risk-manage.ru/case/casel 6/
  102. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В. Г. Драганова. Рос. Тамож. Акад. ГТК РФ. М.: ОАО «Экономика», 1998.
  103. Основы торговой политики и правила ВТО. Коллектив авторов/ Под ред.Н. П. Огаркова. М.: Международные отношения, 2005.
  104. Официальный интернет сайт «Росэксимбанк» // Электронный ресурс. Режим доступа: httpV/www.eximbank.ru/
  105. Официальный интернет сайт «Сто лучших товаров России» // Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.100best.ru/
  106. Официальный интернет- сайт агентства «РосБизнесКонсалтинг» Электронный ресурс. Режим доступа: www.rbc.ru
  107. Официальный Интернет сайт Консалтинговой группы «I-team"/ Миссии некоторых российских и иностранных компаний.// Электронный ресурс. Режим доступа: http://wvvw.iteam.ru/
  108. Официальный Интернет-сайт Министерства финансов РФ // Электронный ресурс. -Режим доступа: www.minfln.ru
  109. Официальный Интернет-сайт Комитета статистики Нижегородской области // Электронный ресурс. Режим доступа: www.nizhstat.gks.ru
  110. Официальный Интернет-сайт Международного валютного фонда // Электронный ресурс. Режим доступа: www.imf.org
  111. Официальный Интернет-сайт Международного энергетического агенства // Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.iea.org/publications/freenewDesc.asp?PUBSID=1084
  112. Официальный Интернет-сайт Министерства экономики РФ // Электронный ресурс. Режим доступа: www.economy.gov.ru
  113. Официальный Интернет-сайт Объединенной финансовой' группы (UFG) // Электронный ресурс. — Режим доступа: www.ufg.ru
  114. Официальный Интернет-сайт ООО «Лукойл» // Электронный ресурс. Режим доступа: www.lukoil.ru
  115. Официальный Интернет-сайт ООО «Нефтехим» // Электронный ресурс. Режим доступа: www. sibur-nn.ru
  116. Официальный Интернет-сайт по поддержке экспорта Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: www.exportsupport.ru
  117. Официальный Интернет-сайт Правительства Нижегородской области // Электронный ресурс. Режим доступа: www.government.nnov.ru
  118. Официальный интернет-сайт Правительства РФ, стенограмма выступления // Электронный ресурс. Режим доступа: www.premier.gov.ru
  119. Официальный Интернет-сайт Росстата РФ. // Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru
  120. Официальный Интернет-сайт Таможни РФ // Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  121. Официальный Интернет-сайт Торгово-Промышленной палаты Нижегородской области // Электронный ресурс. Режим доступа: www.tpp.nnov.ru
  122. Официальный Интернет-сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.forecast.ru/mainframe.asp
  123. Официальный Интернет-сайт Центрального банка РФ // Электронный ресурс. -Режим доступа: mvw.cbr.ru
  124. Официальный сайт Портала о российской нефти // Электронный ресурс. Режим доступа: www.cdu.oilnet.ru
  125. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/
  126. Официальный сайт Национально ого бюро статистики Китая National Bureau of Statistics of China // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.stats.gov.cn
  127. Официальный сайт Центра исследований и статистики науки Минпромнауки и РАН // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.csrs.ru/
  128. , В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник / В. В. Покровская М.: Юрист, 2000.
  129. , С.Г. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб пособие / С. Г. Попов М.- 1997.
  130. , М. Международная конкуренция/ М. Портер- Пер. с англ.- М.: Международные отношения, 1993.
  131. Постановление Правительства Нижегородской области № 127от 17.04.2006 «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года»
  132. Постановление Правительства Российской Федерации № 187 от 7 апреля 2004 г.
  133. Предприятие на внешних рынках. Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. С. И. Долгова, И. П. Кретова. М.- 1997.
  134. Премьер и море. Васильченко Е. // Российская газета. 2009 — № 5 — С. 3 — 4.
  135. , Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.- практ. пособие / Е. Ф. Прокушев М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  136. , О. И., Дегтярева, Т. Н., Полянова С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие / О. И. Райзберг, ТН. Дегтярева, С. В. Полянова М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008.
  137. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р. «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации».
  138. , B.B. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития/ В.В. Рогов// Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 5−7.
  139. Российская нефть никому не нужна//Известия 2009- № 56-С. 14−15.
  140. Россия в цифрах. 2010: Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб.: Ml Росстат, 2010:
  141. Россия- интеграция в мировую экономику: Учебник / под ред. Р. И. Зименкова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  142. , В.Г. Таможенно- тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / В. Г. Свинухов М.: Экономисть, 2004.
  143. , В.Е., Кулешов, В.В., Клисторин, В. И. Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции: Учеб. пособие / В. Е. Селиверстов, В.В. Кулешов, В.И. Клисторин — М.: проект Тасис EDRUS, 2009.
  144. , Е.К. Экономические показатели бизнеса: Учеб. пособие / Е К. Смирницкий М.: Экзамен, 2002.
  145. , В.П. Внешняя торговля России: вопросы стратегического развития/ В.П. Смирнов// Внешнеэкономический^бюллетень 2003. — № 4. — С. 9−21.
  146. , Б.М. Всемирная торговая организация- и проблемы регулирования международной торговли: Учеб. пособие для студентов/ Б. М. Смитиенко М., 2000.
  147. Соломатин, Н А., Румянцева, З. П. Менеджмент организации: Учебное пособие/ H.A. Соломатин, З. П. Румянцева М.:Экзамен, 1995.
  148. , JI.E., Казанцев, С.К., Паршина, Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учеб. пособие/JI.E. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А Паршина М.: Юнити, 2001
  149. Таможенный Кодекс РФ. М.: Академия-Сервис, 2003.
  150. Таможенный тариф РФ. М.: Группа Тарго, 2000.
  151. , А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. / А. Н. Тарковский // Проблемы прогнозирования -2004. -№ 5.-С. 130−144
  152. , А.И. Торгово-промышленная палата РФ: концепция присоединения России к Всемирной торговой организации /А.И. Тимаков // Внешнеэкономический бюллетень 2008, — № 3.- С. 14−17.
  153. , В.П. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы/ В.П. Токарев// Русский менеджмент 2004. — № 5. — С. 6−8.
  154. , A.A., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ A.A. Томпсон, А. Дж. Стрикленд- Пер. с англ.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  155. Торгово-промышленная палата РФ: концепция «Присоединения к ВТО» // Российская газета. 2001. — № 21.
  156. , Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Диссертация доктора экономических наук: 08.00.05/ Е. Ю. Трифонова.- Нижний Новгород, 2009.
  157. Трифонова, Е. Ю. Механизмы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятий: Монография / Е.Ю. Трифонова- Нижний Новгород, ННГУ, 2004
  158. , Ю. Г, Учитель, М. Ю. SWOT-анализ и синтез основа формирования стратегии организации: Учеб. пособие/ Ю. Г. Учитель, М. Ю. Учитель — М.: Либроком, 2010 г.
  159. , P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/Р.А. Фатхутдинов М.:Финансы и статистика, 1997.
  160. , В.И. Торгово-промышленные палаты: Учебник для вузов / В. И. Федотов -Саратов: СГУ, 2000.
  161. , С.К. Кластеры центры деловой активности/ С. К. Филин // Дело и деньги.2005.-№ 7.-С.8.
  162. , П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. / П.М. Фрадков// Внешнеэкономический бюллетень.- 2007. № 8.
  163. , А.Н. Стратегический анализ: Учеб. пособие / А. Н. Хорин М.: ЭКСМО, 2006.
  164. Чан Ким, У., Моборн, Р. Стратегия голубого океана: Учеб. пособие / У. Чан Ким, Р. Моборн M. :Hippo, 2010.
  165. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие/ В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина, С. А. Смирнов М.: Финансы и статистика, 2000.
  166. Экспортировать бензин станет дороже//Коммерсант 2007. — № 194. — С.6−7
  167. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р
  168. Dunning J. The European internal market program and inbound forcing direct investment/ J. Dunning // Common market studies Oxford, 1997 — vol. 35- № 1.
  169. Energy Information Administration (EIA), Office of Energy Markets and End Use, International Statistics Database and International Energy Annual 2008, DOE/EIA-0219(08) (Washington, DC, February 2008).
  170. Oil and gas journal. Statistics. 2008.- № 2.
  171. D., Muvroidis P.C. «The WTO legal system: Sources of law» / D. Palmeter, P.C. Muvroidis // American Journal of International Law, 1998.
  172. United Nations Commodity Trade Statistics Database, UN Comtrade, Электронный ресурс. Режим доступа: http://comtade.un.org.
  173. Wind, Y., Douglas S.P., Perlmutter H.V. Guidelines for Developing International Marketing Strategy / Y. Wind, S.P. Douglas, H.V.Perlmutter // Journal of Marketing. — 1973. — April. — Pp. 14—23.
Заполнить форму текущей работой