Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление подготовкой специалистов в области охраны окружающей среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяется изменениями парадигмы развития человечества Ш-го тысячелетия, которая строится на качественно новой основе. Все это влечет кардинальные сдвиги в системе образования, которая должна стать сегодня экологически направленной, а завтра и навсегда социо-эколого-экономической системой опережающего образования. Существующая сегодня система к подготовки специалистов и, прежде всего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ современного состояния научно-образовательного обеспечения системы управления охраной окружающей среды
    • 1. 1. Анализ современного состояния научно-образовательного обеспечения управления деятельностью человека в области охраны окружающей среды
    • 1. 2. Выявление современных требований к развитию научно-образовательного обеспечения охраны окружающей среды
    • 1. 3. Системный анализ существующих методов предпрогнозных и прогнозных оценок при создании научно-образовательного обеспечения системы управления охраной окружающей среды

Управление подготовкой специалистов в области охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеизвестно, что современная цивилизация близка к исчерпанию экологического потенциала Земли (под экологическим потенциалом здесь понимается стабильное развитие биогеосферы), что может повлечь в ближайшем будущем глобальный коллапс, который сметет многие биологические виды животных и растений, в т. ч. Homo capiens, как инициатора катастрофических событий. В этой связи естественно необходимо принимать конкретные меры по предотвращению этих глобальных катаклизмов.

Для гарантии сбалансированного развития человеческого общества в 21-ом веке необходимо надежное обеспечение безопасности человека и защищенности объектов экономики и регионов от угрозы возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, влекущих за собой человеческие жертвы, тяжелые экологические последствия и финансовые ущербы.

На протяжении многих тысячелетий развития человеческой цивилизации наименее обеспеченным и гарантированным показателем качества жизни всегда являлась безопасность человека и, в первую очередь, личная безопасность каждого отдельного человека. В поисках обеспечения личной безопасности, испытывая угрозы голода, болезней, стихий, врагов и других опасностей, первобытные люди объединялись в сообщества, управляемые в соответствии с принятыми, впоследствии вошедшими в традицию, правилами. При развитии государственных образований, узурпировавших право распоряжаться качеством жизни человека на протяжении всей его жизни, весьма противоречиво трансформировались представления об обеспечении безопасности человека. В подавляющем большинстве государств, включая и Россию, безопасность человека скорее декларируется, чем обеспечивается.

В первую очередь это касается экологической безопасности, которая должна, по существу, быть на втором месте в ряду компонентов национальной безопасности, сразу после военной. Особенно существенна проблема экологической безопасности для России, где сегодняшнее состояние природной среды можно характеризовать как экологический кризис, в высшей степени опасный, так как он происходит одновременно и взаимосвязано с социально-политическими и экономическими кризисами. Более 20% территории России (наиболее населенная часть страны) в критическом экологическом состоянии, свыше 50 крупных городов в зонах экологического бедствия, более 70 млн. людей (половина всего населения России) дышат воздухом, в котором концентрация опасных для здоровья веществ в 5 и более раз превышает предельно допустимые концентрации (ПДК).

В ходе развития человеческой цивилизации были найдены возможные ответы на решение экологических проблем, и в настоящее время анализ существующих подходов показывает, что в конечном итоге они основываются на системе образования. Только правильно построенная, адекватно учитывающая современное состояние мира, система образования может явиться фундаментом в предотвращении грозящих бед. В этой связи экологизация образования должна стать не просто важнейшим звеном, а явиться ключевым моментом при выборе подходов к передаче знаний, умений, навыков последующим поколениям [1].

Актуальность темы

определяется изменениями парадигмы развития человечества Ш-го тысячелетия, которая строится на качественно новой основе. Все это влечет кардинальные сдвиги в системе образования, которая должна стать сегодня экологически направленной, а завтра и навсегда социо-эколого-экономической системой опережающего образования. Существующая сегодня система к подготовки специалистов и, прежде всего научно-образовательное обеспечение в области охраны окружающей среды, не адекватны возникшим перед ними проблемами. Существующее научно-образовательное обеспечение строится, как правило, на эвристических способностях специалистов и их осознании сложившихся в вышей школе тенденций развития. Однако такая система формирования элементов обновления системы высшего образования не отвечает современным требованиям, прежде всего в области управления охраной окружающей среды. В этой связи актуальным становится создание системы управления подготовкой специалистов в области охраны окружающей среды с использованием принципиально нового научно-образовательного обеспечения, которое строится путем разработки и реализации перспективных информационно-поисковых систем, позволяющих проводить систематические предпрогнозные оценки путем исследования и анализа дискретных множеств, образованных из документальных источников, как носителей относительно достоверных сведений и данных. В результате создаются возможности научно-обоснованного открытия и реализации новых специальностей и/или специализаций.

Целью работы является разработка концепции, алгоритмов и структурно-логических схем научно-образовательного обеспечения системы управления охраной окружающей среды, пользуясь результатами анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития интегральной системы «рынок кадров образование».

Основные задачи исследования: ¦ Произвести систематизацию и обобщение разработок в области научно-образовательного обеспечения управления охраной окружающей среды, позволяющих критически оценить и обосновать необходимость исследований в научно-образовательных областях, имеющих связанные между собой экологические аспектыРазработать элементы теоретических основ предпрогнозного анализа научно-образовательного обеспечения управления охраной окружающей среды, базирующегося на современных информационных технологиях и позволяющих учесть многообразие документационных потоков, обеспечивающих функционирование областей подготовки специалистов, связанных с интегральными системами разных рангов: «рынок кадров — образование», «кадрызнания — образование» и т. п.;

Разработать морфологические классификации наименований специальностей и специализаций, позволяющих произвести совместный анализ научно-образовательного обеспечения управления охраной окружающей среды в образовательных областях, имеющих связанные между собой экологические аспекты;

Произвести экспериментальный анализ современного состояния развития научно-образовательного обеспечения управления охраной окружающей среды в образовательных системах, имеющих связанные между собой экологические аспекты и показать динамику их развития с выявлением экономико-управленческой проблематикиРазработать исходные документы, позволяющие создать научно-образовательное обеспечение системы управления охраной окружающей среды, связанных с экономико-управленческой проблематикой, в частности, в области управления рисками и безопасностью.

На защиту выносятся следующие положения: Предложения по проекту Государственного образовательного стандарта новой экономико-управленческой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах».

Морфологическая структура номенклатуры специальностей и специализаций, выпускаемых ВУЗами России в области «Металлургии» и «Экологии».

Предложения по развитию экологических специальностей в России с целью удовлетворения рынка кадров в 21 веке специалистами высшей квалификации в области управления рисками и безопасностью. В предложениях акцентируются социо-эколого-экономические аспекты управления.

Научная новизна работы:

Показано, что совокупность наименований специальностей и специализаций в каждой отдельной области знаний (образовательной области) развивается во времени по объективным законам самоорганизации, родственным законам синэргетики сложных систем.

Разработана система морфологических матриц для выявления и формулирования объективных законов самоорганизации образовательных областей, требующих предварительного структурно-логического преобразования номенклатуры наименований специальностей и специализаций, как основы анализа проблем экономики труда.

Предложено описание процесса развития во времени номенклатуры специальностей и специализаций в отдельных отраслях знаний на базе созданных структурно-логических схем, включающие варианты: линейного роста (расширение), линейного роста с поглощением других специальностей или специализаций, деструкции (умирание), переход в другие образовательные области, развитие и деструкция одиночных специализаций.

Установлены факты несовпадения процессов самоорганизации образовательных областей и, в частности, что образовательное обеспечение охраны окружающей среды в настоящее время находится на этапе становления. ¦ Разработан проект Государственного образовательного стандарта новой экономико-управленческой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах».

Практическое значение результатов исследований: 1 Разработанная универсальная методика предпрогнозных оценок определения тенденций развития специальностей и специализаций в системе высшего образования использована для структурно-логического развития специальностей и специализаций в области охраны окружающей среды. Данная методика, апробированная в рамках настоящей работы, рекомендована для широкого использования в системах Минобразования РФ и других министерствах и ведомствах РФ. 2. Разработан и передан на рассмотрение в Минобразование РФ проект Государственного образовательного стандарта новой экономико-управленческой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах».

Для решения поставленных задач были использованы современные методы исследования: структурно-морфологический анализ, теория разработки управленческих решений, теория прогнозирования, системный анализ. Для решения отдельных вопросов применялись эвристические методы генерирования информации, моделирование на базе функционального подхода, а также анализа документационных потоков статистическими методами и теория кодирования.

Основу исследований составили теоретические и практические труды в области управления подготовкой социо-эколого-ориентированных специалистов, в частности, следующих ученых и исследователей: И.В. Бестужева-Лады, Я. Д. Вишнякова, С. С. Картавова, А. Я. Кибанова, Э. М. Короткова, В. А. Лисичкина, В. М. Одрина, Н. Ф. Реймерса, Н. М. Тимофеевой, Р. Эйреса и др.

Работа выполнена в Государственном университете управления на кафедре «Управления экологической безопасностью» в соответствии с планами научно-исследовательских работ: ПП «Безопасность» (в составе приоритетного направления «Экология и рациональное природопользование», Миннауки РФ), план госбюджетной тематики ГУУ.

Личный вклад автора:

— анализ и систематизация научно-образовательного обеспечения системы управления охраны окружающей среды с разработкой структуры промышленной сферы и обеспечение потребностей ее развития специалистами высшей квалификации;

— разработка модели функционирования промышленного комплекса «Охрана окружающей среды» с учетом влияния на ее развитие, как других промышленных комплексов, так и образовательной системы, обеспечивающей подготовку специалистов необходимой квалификации;

— формализация и структурирование документационных источников в научно-образовательном обеспечении управления подготовкой специалистов в области охраны окружающей среды;

— разработка морфологических классификаций образовательных областей «Экология» и «Металлургия», позволяющих проводить смысловой анализ документационных потоков и кодировать содержание названий специальностей и специализаций, публикуемых в официальных источниках, в частности, в Перечнях Министерства образования РФ;

— участие в экспериментальном исследовании и выявление закономерностей динамики развития системы подготовки специалистов в области экологии и металлургии;

— участие в разработке Государственного образовательного стандарта новой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах» .

Реализация работы. Результаты работы нашли практическую реализацию в следующих действующих документах и проектов документов:

1) Предложения по созданию предпрогнозных оценок развития специальностей и специализаций на базе универсального алгоритма (проект автоматизированной системы предпрогнозных оценок развития специальностей и специализаций о подготовке специалистов высшей квалификации).

2) Проект методики анализа официальных документов, публикуемых Министерством образования РФ, на предмет выявления тенденций развития высшей школы с определением этапа развития образовательных областей.

3) Проект Государственного образовательного стандарта новой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах» .

4) Проект методики по формированию научно-организационной политики в области определения оптимальной структуры номенклатуры специальностей и специализаций, выпускаемых учебным заведениехМ.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на международных и всероссийских конференциях, симпозиумах: на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 95» (1995), Международной конференции «Науки о рисках: рынок труда и обучение» (1996), научной конференции.

Реформы в России и проблемы управления-97″ (1997), международной научно-практической конференции «Управление реструктуризацией экономики» (1998), конференции «Проблемы управления — 99» (1999), симпозиуме «Человек и катастрофы: проблемы обучения новым технологиям и подготовки населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях» (1999).

Основные положения диссертации опубликованы в 11 печатных работах (2 статьи, 9 тезисов докладов на международных и всероссийских конференциях и симпозиумах).

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников из 80 наименований. Содержит 156 стр., 8 таблиц, 22 рисунков, включает 2 приложения.

Основные выводы и результаты исследования сводятся к следующему:

1. Произведено обобщение и систематизация разработок в области научно-образовательного обеспечения управления охраной окружающей среды на базе прогнозных оценок, исходя из современных требований к экологической деятельности специалистов, имеющих управленческую и экономическую квалификацию, как для действий в квазистабильных штатных ситуациях, так и в экстремальных ситуациях.

2. Разработан вариант теоретическо-методической базы предпрогнозного анализа научно-образовательного обеспечения системы управления охраной окружающей среды, предполагающий изучение документальных источников, создание на их основе морфологических классификаций наименований специальностей и специализаций и построение на базе терминологического анализа статических и динамических структур, позволяющих выявить российские тенденции изменения системы высшего образования в интересах решения современных проблем экономики труда.

3. Разработаны морфологические классификации наименований специальностей и специализаций для двух областей подготовки специалистов: «Металлургия», как структура с устоявшимся элементным составом (структурными элементами для созданных морфологических классификаций являются существующие понятия, используемые в типовых профессиональных задачах на классифицируемые специальности и специализации) и «Экология», как структура с динамично изменяющимся элементным составом, позволяющие анализировать научно-образовательное обеспечение управления охраной окружающей среды в конкретных российских условиях при наличии кризисных явлений в экономике.

4. Экспериментально исследована динамика развития двух областей подготовки специалистов в «Металлургии» и «Экологии» и установлен интенсивный рост числа специальностей и специализаций в «Экологии» (количество специачьностей в 1985 году составило 6. а в 1998 — 13, количество специализаций в 1985 году — 13, в 1998 — 213) в сопоставлении с «Металлургией», в которой наблюдается увеличение специализаций и уменьшение специатьностей (количество специальностей в 1985 году составило 24, а в 1998 — 17, количество специализаций в 1985 году — 48, в 1998 — 202), позволяющих констатировать, что в образовательной области «Экология» происходят коренные позитивные сдвиги, которые необходимо учитывать в научно-образовательном обеспечении управления охраной окружающей среды, в частности, безотлагательно обеспечить научную поддержку в создании специальностей и специализаций, связанных с подготовкой специалистов в области управления рисками и безопасностью.

5. Результаты настоящей работы использовались при подготовке проекта Государственного образовательного стандарта экономико-управленческой специальности «Управление безопасностью в природной и техногенной сферах», позволяющий заполнить новую нишу в системе «кадры — образование», причем предусмотрено использование в подготовке специалистов по новой специальности элементов креативного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований предложено решение научно-практической проблемы совершенствования системы управления подготовки специалистов в области охраны окружающей среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.Д., Кирсанов К. А., Еремина Т. Н. Креативная система экологического образования. — М.: «Экология и промышленность России», 1999, № 7
  2. Экологическое образование и природа. М. Знание, 1988
  3. Я.Д. Новая парадигма для следующего тысячелетия. М.: «Экономика и жизнь», 1994, № 24Ш
  4. Р.Б., Вишняков Я. Д., Кирсанов К. А. Системы отраслей народного хозяйства. М.: Высшая школа, 1992
  5. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1989
  6. Я.Д. Образование и подготовка специалистов по безопасности. М.: Изд. ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», Вып. 1, 1998
  7. Я.Д., Грацианский Е. В., Поршнев А. Г. Сертификационная система образования в области высоких рисков. -М.: Изд. ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», Вып. 12, 1994
  8. Я. Д. Кирсанов К.А. Безопасность жизнедеятельности: кадры, образование, типовые требования к специалисту по менеджменту промышленной и экологической безопасности. М.: Изд. ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», Вып. 2, 1994
  9. Ю., Шварцбург Л. Проблемы экологического образования в техническом вузе (Московский технологический университет (СТАНКИН)). М.: «Высшее образование в России», 1997, № 2
  10. И. О преподавании курса «Экология» в технических вузах (Московская государственная академия пищевых производств). М.: «Высшее образование в России», 1995, № 3
  11. О., Стократова С., Желтобрюхов В. О преподавании курса «Экология» в технических вузах (Волгоградский государственный технический университете). М.: «Высшее образование в России», 1995, № 2
  12. Я.Д., Поршнев А. Г. Кадры и образование для обеспечения безопасности общества и человека. М.: «Российский экономический журнал», 1995, № 7
  13. Я.Д., Кирсанов К. А., Прокопенко A.B. Экология: опыт преподавания в экономических и управленческих ВУЗах. М.: «Высшее образование в России», 1996, № 34
  14. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. — М.: Изд. АСТ-ЛТД, 1998
  15. А., Короткое А. Экологическое образование в техническом вузе (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный институт). М.: «Высшее образование в России», 1997, № 1
  16. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Изд. Валгус, 1981
  17. Я.Д. Управление рисками и безопасностью. М.: «Менеджмент в России и за рубежом», 1997, ноябрь-декабрь
  18. М.Г. Словарь-справочник менеджера. М.: Изд. ИНФРА-М, 1996
  19. Лебедев О Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. Санкт-Петербург: Изд. МиМ, 1997
  20. Э.М. Антикризисное управление. М.: 2000
  21. Я.Д., Грацианский Е. В., Мастрюков Б. С. и др. Под редакцией Воробьева Ю.Л. Катастрофы и образование. М.: Изд. Эдиториал УРСС, 1999
  22. Я.Д., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Эколого-экономические специальности специальности будущего. — М.: «Экология и промышленность России», 1998, июнь
  23. В.И., Вишняков Я. Д. Перспектива подготовки кадров в области управления безопасностью. М.: Изд. ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», Вып. 1, 1999
  24. А., Кирсанов К., Семченко Е. Трудности роста. М.: «высшее образование в России», 1999, № 1
  25. Т.Н. Прогнозирование развития специальностей и специализаций высшей школы в области управления безопасностью в природно-техногенной сфере. Материалы конференции «Проблемы управления — 99», М.: 1999 г.
  26. B.C. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Изд. Вища школа. 1989
  27. .С. Дидактическая прогностика. Киев: Изд. Вища школа, 1980
  28. В.Н. Педагогическая прогностика. М.: Изд. Аспект Пресс, 1998
  29. В.Л., Мельникова E.H. Основы прогнозирования систем. -М.: Высшая школа, 1986
  30. Н.М. Методы обработки патентной информации при изучении тенденций развития техники. М.: Изд. ВНИИПИ, 1988
  31. Л.С., Калугина К. В., Михайлов С. К. Методы прогнозирования развития конструкционных материалов. М.: Машиностроение, 1980
  32. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982
  33. В.А. Теория и практика прогностики. М.: Наука, 1972
  34. С.А., Лисичкин В. А. и др. Теория прогнозирования и принятие решений. М.: Высшая школа, 1977
  35. С.М., Лисичкин В. А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974
  36. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970
  37. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М.: Мир, 1971
  38. В.М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. -Киев: Наукова думка, 1977
  39. И.Б., Журавков В. В. и др. Применение морфологического анализа в исследовательском прогнозе. В сб.: Проблемы и практика прогнозирования в промышленности. — Л.: ЛДНТП, 1973
  40. В.М. Морфологический синтез систем: морфологические методы поиска. Киев: Институт кибернетики, 1986
  41. К.И., Тимофеева Н. М. и др. Научно-техническое прогнозирование в области геофизических методов разведки. В сб.: прикладная геофизика, вып. 99. — М.: Недра, 1981
  42. Г. И., Лясс A.M. Прогнозирование тенденций развития технологии изготовления литейных форм и стержней. В сб.: Теория и практика прогнозирования в промышленности. — Л.: ЛДНТИ, 1975
  43. Н.М., Чабровский В. А. Методология обработки патентной информации при прогнозировании научно-технического прогресса в судостроении. М.: ЦНИИ «Румб», 1974
  44. И.Н., Тимофеева Н. М. Морфологические классификаторы для ввода в ЭВМ информации о БРЭА. В сб.: Техника средств связи, вып. 2. — М., 1980
  45. Н.М., Мадатов Н. М. Опыт прогнозирования тенденций развития отрасли техники на основе статистической обработки патентов. М.: Атомиздат, 1970
  46. Н.М., Негру А. И. и др. Опыт использования морфологического анализа при создании автоматических поисковых систем для прогностической информации. В сб.: Методология и практика прогнозирования в промышленности. — Л.: ЛДНТП, 1974
  47. К.В., Михайлов С. К. и др. Прогнозирование технологии производства стали. М.: Металлургия, 1980
  48. JI.M. Методические рекомендации по выявлению перспективных направлений развития отрасли техники на базе системного анализа. М.: НИИ Экономика, 1986
  49. Ч. Анализ информационных систем. Сокр. пер. с англ. / Под общей редакцией Савинкова. М.: Прогресс, 1977
  50. B.C. Системный анализ операторской деятельности. М.: Радио и связь, 1990
  51. К.А., Попова Е. В. и др. Прогнозирование научно-технического прогресса в отраслях промышленности. М.: ВНИИПИ, 1991, часть 1
  52. П., Вишняков Я. Д., Кирсанов К. А. Инновационный менеджмент. М.: «Российский экономический журнал», 1993, № 10
  53. Т.Н., Кирсанов К. А. Универсальный банк профессий и решение проблем экологической безопасности на производственных фирмах в переходный период. Материалы Международной конференции «Науки о рисках: рынок труда и обучение», Страсбург, 1997
  54. Ф.И., Тарасенко Ф. Л. Введение в системный анализ: Учеб. Пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989
  55. С.А., Ахундов В. М., Минаев Э. С. Большие технические системы: анализ и прогноз развития. М.: Наука, 1977
  56. А.С., Железнов И. Г., Ивницкий В. А. Сложные системы. М.: Высшая школа. 1977
  57. Основы научных исследований / Под редакцией Крутова В. И. М.: Высшая школа, 1989
  58. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Отв. ред. Тонкаль В. Е., Добров Г. М. Киев: Наукова думка, 1988
  59. К.А. прогнозирование в СССР. М.: ВНИИПИ, 1992
  60. К.А., Попов С. А. Антикризисное управление. М.: МАЭП, 1999
  61. Г. Д. Циклическая динамика экономических процессов. -Новосибирск: Наука, 1992
  62. Н.М. Специальности высшей школы. Справочник. -Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985
  63. Специальности и специализации высших учебных заведений СССР (состояние на 1 сентября 1989). М.: Государственный комитет СССР по народному образованию
  64. Под редакцией Сенашко B.C. Сборник учебно-методических материалов. М.: Изд. Московского государственного университета леса, 1998
  65. К.А., Тимофеева Н. М., Матевосов J1.M. Электрошлаковая выплавка деталей энергомашиностроения. М.: ВНИИПИ, 1989
  66. Kuczynski Т. Methodologische Ueberlegimgen zur Anwendbarkeit mathematischer Methoden in der Wirtschfftsgeschichte. -Wirtschaftsgeschichte. 1978
  67. Ю.И., Панфилов E.A. Классификация и кодирование технико-экономической информации // Знания, Сер. Наука управления. 1975, № 6
  68. А.И. и др. Основы информатики. М.: Наука, 1968
  69. Т.Н., Тимофеева Н. М. Морфологическая классификация как инструмент оценки тенденций развития системы специальностей высшего образования. М.: «Научно-техническая информация», Сер. 1, 1999, № 7
  70. Bradford S.C. Documentation. 2 nd ed. London, Lockwood, 1953
  71. Ю.М., Тимофеева Н. М. Классификация изобретений с целью выявления прототипа. «Вопросы изобретательства», 1974, № 12
  72. Международная классификация изобретений (МКИ) 4 редакция. -М.: ВОИС, ВНИИПИ, 1985
  73. Глазьев С. Как добиться экономического роста? РЭЖ, 1996, № 5−7
  74. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс. — РЭЖ, 1997, № 1
  75. С. Российская реформа и новый экономический порядок. -РЭЖ, 1997, № 7
  76. А.Я. и др. Управление персоналом организации: учебник. -М.: ИНФРА-М, 19 971. Г"-. .7
  77. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА «УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ1. БЕЗОПАСНОСТЬЮ»
  78. ЕРЕМИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
  79. УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫк диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук1. Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент
  80. Кирсанов Константин Александрович1. Научный консультант: служенный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессорвишняков Яков Дмитриевич1. На правах рукописи0800.07. Экономика труда
Заполнить форму текущей работой