Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции
Диссертация
Педагогики, психологии, этологии, естествознания, включая экологию, — для построения процесса формирования нового мировоззрения. Ситуация в современном образовании характеризуется потребностью в педагогических и философских идеях, способных составить интеллектуальную основу для глубокой реконструкции школы. Широкое распространение коэволюционного подхода и возможность его использования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема коэволюции в рамках современного философского мировоззрения
- 1. 1. Концепция коэволюции как философское осмысление современной биологии
- 1. 2. Противоречия природы и общества: коэволюционный анализ
- 1. 3. Социально-философское содержание концепции коэволюции
- Глава 2. Социально-философский анализ идеи коэволюции в образовании
- 2. 1. Образовательное значение социальнофилософского смысла идеи коэволюции
- 2. 2. Коэволюционные принципы организации образовательного процесса
- 2. 3. Проблемы отбора содержания образования в соответствии с коэволюционной идеей
Список литературы
- Авсюк А.Ю. Философская рефлексия над биологией как составляющая представлений о жизни / Биофилософия. М., 1997. 250с. С.81−89.
- Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. 56с.
- Аристотель Политика / Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 828с.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. 543с.
- Баев А.А. Единство научной и социальной функции биологии / Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Наука, 1984. 240с. С.4−12.
- Баксанский О.Е. Коэволюционные репрезентации современной направленности познания. М.: Альтекс, 1999. 172с.
- Барсукова Т.В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования. Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 170с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 463с.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд. иностр. лит., 1956. 735с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383с.
- Беркинблит М.Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых системах. М.: Наука, 1988. 288с.
- Беспалько В.Б. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. № 2. С.12−17.125
- Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. № 5. С. 15−17.
- Бигон М., Харпер Дж., Таундсен К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т.Т.1.: Пер с англ.-М.: Мир, 1990. 325с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования: очерки проблем и методов их решения. М., 1994.
- Биология в познании человека. М., 1989.
- Бирюкова P.M. Социально-философские проблемы образования. Дис. .канд. филос. наук. М., 1990. 172с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. Т.2. / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 400с.
- Борзенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Человек. 1998. № 5. С.15−21.
- Бородин Е.Т. Современный философский материализм и синергетика (природное производство) // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1999. № 1. С.20−37.
- Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1.
- Будыко М.И. Человек и биосфера. М.: Наука, 1975. 98с.
- Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 5 томах. Книга 2-я.-СПб, «Петроградский и К». 1998. 832с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 258с.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2, — М.: Наука, 1977. 191с.126
- Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (методологический аспект). Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 162с.
- Витолс Э.А. Философско-космологическая концепция глобального эволюционизма. Дис.. канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 1996. 157с.
- Волькенштейн М.В. Перекрестки науки. М.: Наука, 1972. 336с.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1996. 256с.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 96с.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. 380с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. 695с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М.: Политиздат, 1977. 480с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М.: Совершенство, 1998. 608с.
- Гессен Б.С. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.
- Гиляров A.M. От эволюции биосферы к эволюции сознания // Природа. 1998. № 7. С.119−121.
- Гиндилис JI.M. Русский космизм и «живая этика»: взаимосвязь космизм экология / Стратегия выживания: космизм и эко127логия. Отв. ред. JI.B. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.142−147.
- Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.- М.: Наука, 1987. 184с.
- Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. 352с. С. 105−120.
- Глазачев С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. М.: Горизонт, 1997. 208с.
- Глазачев С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. № 3. С.5−10.
- Гневко В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб., 1998.
- Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы: философско-антропологическая модель коэволюционного развития. Новосибирск: ЦСА, 1998.
- Горелов А.А. Философия и решение экологической проблемы / Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР, — М, 1983. 239с.
- Горелов А.А. Экология. М.: Центр, 1998. 240с.
- Гошевский В.О., Закондырин Е. В. Человек и природа в русской философии XIX века. Мурманск, 1996. 44с.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в содержании образования // Педагогика. 1999. № 8. С.30−34.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2.: Пер. с англ. / Под ред. Р.Сопера. М.: Мир, 1990. 325с.
- Гудожник Г. С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М.: Международные отношения, 1975. 232с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495с.128
- Гусева Н.В. Философский анализ образования как явления культуры. Дис. .доктора филос. наук. М., 1992. 413с.
- Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. 175с.
- Данилов-Данильян В. И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии. 1998. № 8. С.15−25.
- Дахнин А. Экология в дидактике и дидактика в экологии // Народное образование. 1997. № 9. С.70−73.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 148с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Две модели экологии // Человек. 1998. № 1. С.34−40.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. 200с.
- Добрякова А.В., Каганова З. В., Сивоконь П. Е. Понятие «ритм» в концепциях глобального эволюционизма / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.196−203.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-медиа, 1995. 214с.
- Дридзе Т.М. Экоантропоцентристская парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С.95−105.
- Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические проблемы взаимодействия. Л., 1990.
- Жидков B.C. «Две культуры» на пороге третьего тысячелетия // Экология и жизнь. 1998. № 4. С.4−6.
- Заварзин Г. А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии //Вопросы философии. 1999. № 4. С.89−106.
- Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. № 1. С.33−50.129
- Зинченко В.П. Образование. Культура. Сознание. / Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 08с. С.87−104.
- Игнатьев В.Н. Социобиология человека: «теория генно-культурной коэволюции» // Вопросы философии. 1982. № 9. С.134−141.
- Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. -М.: Просвещение, 1986. 178с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. 192с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК «Петрополис» 1996. 416с.
- Каганова З.В. Философские аспекты интеграции научных знаний в современной биологии. Дис.. докт. филос. наук. М., 1981. 387с.
- Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: Книжное издательство, 1991. 125с.
- Калинин Э.Ю. Проблема окружающей среды в русской мысли/ Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С179−190.
- Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979. 256с.
- Кант И. Сочинения: В 6 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1965.
- Капица С.П., Курдюмов С. П. Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285с.
- Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. -М.: Мысль, 1980. 208с.
- Карпинская Р.С. О философских основаниях интеграции биологического и социогуманитарного знания / Пути интеграции130биологического и социогуманитарного знания. -М.: Наука, 1984. 240с. С.23−38.
- Карпинская Р.С. Мировоззрение в контексте научно-исследовательской деятельности //Вопросы философии. 1987. № 7. С.19−30.
- Карпинская Р.С. Биофилософия -новое направление исследования / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.90−94.
- Карпинская Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А.П.Философия природы: коэволюционная стратегия. -М.:Интерпакс, 1995. 352с.
- Карпова Г. Ф., Жилина Т. Н. Учение В.И.Вернадского и современное образование // Известия вузов. Общественные науки. 2000. № 2. С.121−125.
- Картамышева Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования. Автореферат дис. .канд. фи-лос. наук. М., 1991. 16с.
- Кацура А.В. Экологические перспективы человечества. -М.: Знание, 1988. 63с.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. 205с.
- Ковалев A.M. Целостность и многообразие мира. Философские размышления. Т.1. М.: Мысль, 1996. 386с.
- Комаров В.Д. Культура и природа //Философия и общество. 1997. № 5. С.92−107.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: ПросвещениеД991. 160с.
- Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 278с.
- Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области (сборник информационных документов).- Мурманск, 1994. 98с.131
- Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Общая редакция С. В. Алексеева. СПб.: Крисмас+, 1998. 150с.
- Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М.: Наука, 1994. 207с.
- Корженевская Т.Г., Пивоваров Л. В., Гусев М. В. Проблемы безопасности биосферы и новая стратегия биологического образования // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. № 4. С.45−51.
- Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. -Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 1998. 186с.
- Красилов В.А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем. -М.: Палеонтологический институт РАН, 1997. 208с.
- Красилов В.А. Метаэкология. Основные понятия // Экология и жизнь. 1998. № 4. С.7−12.
- Красновский Э.А. Сферы культуры как источник содержания образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 5. С.13−17.
- Крисаченко B.C. Пути формирования науки о живом / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991.216с. С.87−100.
- Круть И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1988, 414.
- Кузнецов В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. -М.: Агар, 1996. 384с.
- Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но природосооб-разная // Народное образование. 1997. № 5. С.10−20.
- Кутырев В.А. Алгебра, убивающая гармонию // Человек. 1991. № 3. С.41−45.132
- Кутырев В.А. Полюбить жизнь больше смысла ее // Человек. 1992. № 4. С.5−14.
- Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба миров.- Н. Новгород, 1994.
- Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11. С.23−31.
- Кутырев В.А. Ноосфера как утопия и как реальность / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. JI.B. Фесенкова.- М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с. С.169−178.
- Кутырев В.А. Универсальный эволюционизм или коэволюция? // Природа. 1998. С.4−10.
- Кушнир А. Природосообразность или педагогический волюнтаризм? // Народное образование. 1998. № 9−10. С.138−145.
- Ламсден Ч., Гушурст А. Генно-культурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3. С.11−17.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для учителя. Мурманск, 1997. 228с.
- Левитес Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов. Дис. .доктора пед. наук. СПб., 1998. 375с.
- Левитес Д.Г., Маслова Е. В. Эффективные технологии обучения. Мурманский опыт. Биология. Уч.-метод, пособие. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 63с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.133
- Либеров А.Ю. Философские основания экологизации образования // Наука и школа. 1999. № 1. С.48−53.
- Лисеев И.К. Философия жизни- путь к новой парадигме культуры / Биофилософия.- М., 1997. 250с. С.95−107.
- Лисеев И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы культуры / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л. В. Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997.304с.С.154−168.
- Лордкипанидзе Л. Непрофессиональное мнение о проблемах педагогики // Народное образование. 1998. № 9−10. С.146−150.
- Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. 187с.
- Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 1971. 454с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990. 290с.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: концептуальный синтез // Дидакт. 1997. № 3−4. С.64−67.
- Мамедов Н.М., Юсубов Н. Б. Философско-методологические аспекты тенденции экологизации современной науки / Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты). Под ред. Урсул А. Д. и др.- Кишинев: Штиинца, 1988. 104с. С.78−100.
- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 160с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.
- Маслова Е.В. Историко-философский аспект концепции коэволюции // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. Том 2. № 1. 1999. С.93−98.134
- Маслова Е.В. Коэволюционный подход в образовании: постановка проблемы / Педагогика и социум. Сборник научных статей. Мурманск: МОИПКРО, 1999. С.47−54.
- Маслова Е.В. Применение коэволюционного подхода к подготовке учителей / Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докладов научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.27−28.
- Маслова Е.В. Идея коэволюции в философии образования // Современные проблемы высшего образования: Материалы докладов научно-методической конференции МГТУ. Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2001. 495с. С.212−218.
- Маслова Е.В. Социально-философское содержание концепции коэволюции / Человек. Общество. Государство: Сборник научных статей. Вып. 7. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002.С.87−95.
- Маслова Е.В., Тупальская Е. Э. Человек и Север. Уч.- метод, пособие. Мурманск: МОИПКРО, 2000. 58с.
- Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.: Знание, 1982. 136с.
- Миклин A.M. Эволюционная теория. Век XX / Концепции современного естествознания. СПб.: Лань, 1999. 160с.
- Моисеев Н.Н. Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты // Природа. 1984. № 1. С.60−67.
- Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989. № 8. С.52−63.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера,— М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
- Моисеев Н.Н. Пути к созиданию.-М.:Республика, 1992. 255с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 210с.135
- Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С.26−32.
- Москалева Н.В. Взаимосвязь предметов биологии и экологии в экологическом образовании школьников. Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 160с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 39с.
- Назаретян А.П. Агрессия: синергетика исторического прогресса. М., 1996.
- Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С.85−93.
- Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? // Педагогика. 1998. № 8. С.6−8.
- Одум Ю. Основы экологии. Пер. с англ.-М.:Мир, 1975. 740с.
- Одум Ю. Экология: в 2-х т. Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1986. 376с.
- Окунев А.А. Как учить не уча. СПб.: Питер Пресс, 1996. 448с.
- Олескин А.В. Основные научные подходы к живой природе / Природа биологического познания. М.: Наука, 1991. 216с. С.43−55.
- Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. № 11. С.149−157.
- Олескин А.В. Неклассическая биология, уровни биоса и биофилософия / Биофилософия. -М., 1997. 250с. С.108−126.
- Олескин А.В., Ботвинко И. В., Кировская Т. А. Микробная эндокринология и биополитика // Вестник МГУ. Серия 16. Биология. 1998. № 4. С.3−10.
- Онтогенез, эволюция, биосфера: Сб. научных трудов. Отв. ред. А. В. Яблоков. М.: Наука, 1989. 293с.136
- Опарин А.И. Жизнь, ее соотношение с другими формами движения материи /О сущности жизни. М.: Наука, 1964. 352с. С.8−34.
- Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. 142с.
- Очерки социальной антропологии. Отв. ред. В. В. Шаронов. -СПб., 1995.
- Павлова Т.Н. Биоэтика в школе. М., 1995. 41с.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Философия образования для XXI века. Сборник статей. М.: Логос, 1992. 107с. С.18−31.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
- Пионтковский С.Г. Философские основания идеи универсального эволюционизма. Дис. .канд. филос. наук. М., 1993.
- Платон. Государство. М.: Мысль, 1998. 798с.
- Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 247с.
- Плюснин Ю.М. Проблемы построения теории социальной биологии // Биофилософия.- М.: 1997. 250с. С.204−214.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 431с.
- Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М.: Акад. проект, 2000. 766с.137
- Родин С.Н. Идея коэволюции, — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 267с.
- Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / Философия образования для XXI века. Сборник статей. -М.:Логос, 1992.107с. С.31−50.
- Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater. 1993. № 1. С.20−27.
- Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223с.
- Ростовцев А.Н. Содержание общего образования как фило-софско-методологическая проблема. Дис. .доктора филос. наук.- Екатеринбург. 1992.
- Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
- Рузавин Г. И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 90−101.
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368с.
- Рьюз М. Эволюционная этика здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии. 1989. № 8. С.34−51.
- Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1. С.94−108.
- Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 1. С.48−55.
- Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления.- М., 1994.138
- Сеитова М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема. Дисс. .канд. филос. наук. М., 1991. 130с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. 210с.
- Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977. 438с.
- Сержантов В.Ф. Введение в методологию современной биологии. М.: Наука, 1972. 284с.
- Сетров М.И. Организация биосистем: методологический очерк принципов организации сложных систем. Л.: Наука. 1971. 276с.
- Сидоров Н.Р. Заметки о философии образования // Образование в современной школе. 2000. № 1. С.17−20.
- Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. 640с.
- Смирнов И.Н., Толстов А. Б. Философский вклад дарвинизма: натуралистическая версия Майкла Рьюза // Вопросы философии. 1987. № 1. С.109−127.
- Сноу Чарльз П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. 142с.
- Современная философия науки. М.: Наука, 1994. 254с.
- Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. 892с.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542с.
- Состояние и пути оптимизации здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений Мурманской области / под ред. д. м. н. С. В. Алексеева, к. м. н. О. И. Янушанец. СПб.: СПб ГПМА, 1997.78с.
- Социально-философские проблемы экологии / С. В. Огородник, Н. Н. Киселев, В. С. Крисаченко, И.П.Стогний- под ред. И. В. Огородника. К.: Выща школа, 1989. 271с.139
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744с.
- Стратегия выживания: космизм и экология /Отв. ред. Л. В. Фесенкова М.: Эдиториал УРСС, 1997. 304с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. -М.: ООО «Мир книги», 2001. 110с.
- Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. -М., 1994.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. 319с.
- Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. № 8. С.3−11.
- Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. М., 1991. Т.1.
- Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 284с.
- Тхагапсоев Т.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1. С.103−110.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М: Мысль, 1980. 271с.140
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. -М.: Педагогика, 1972. 152с.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 1986. 543с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтнге-незе. М.: Педагогика, 1989. 206с.
- Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. 208с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366с.
- Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. 350с.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. 559с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430с.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Диль-тея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. № 11.
- Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205с.
- Хозин Г. С. В ответе перед будущим: Поиски решения общечеловеческих проблем. М.: Политиздат, 1984. 159с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Наука, 1993. 297с.
- Шайхиева Т.Н. Принципы и методы отбора содержания современного общего образования. Дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 160с.141
- Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели и перспективы развития.- Ставрополь, 1996.
- Шарипов М.И. Социально-философский анализ проблем формирования экологической культуры. Дис. .канд. филос. наук. Душанбе, 1996. 141с.
- Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. 98с.
- Швейцер А. Культура и этика. Пер с нем. М.: Прогресс, 1973. 344с.
- Шефер Г. Универсальные принципы как основа биологического образования // Биология в школе. 1993. № 1. С. 38−41.
- Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1972. 88с.
- Шульга Е.Н. Генезис идеи коэволюции / Биофилософия.-М., 1997. 250с. С.54−72.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 123 с.
- Чайковский Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. № 8. С.5−12.
- Чайковский Ю.В. Эволюция //Биология. 1998. № 28. С.5−12.
- Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1. С.9−17.
- Эволюция Homo. sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. Круглый стол //Человек. 1998. № 1. С.38−40.
- Экологические императивы устойчивого развития России. -СПб., 1996.
- Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. М, 1961. 828с. С.343−626.
- Югай Г. А. Общая теория жизни: (диалектика формирования).-М.: Мысль, 1985. 256с.142
- Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 450с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.
- Яблоков А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм. М.: Высшая школа, 1989. 335с.
- Dushl Richard A., Restructuring science education: the importance of theories and their development. Teachers College, Columbia university. New York. London. 1990.