Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформация российского общества привела к изменению социально-экономических, политических и социокультурных условий жизни, а также состава социальных групп и их статуса в социальной структуре. Гуманитарная интеллигенция, активно включившись в середине 80-х гг. XX века в процесс перестройки общества, сейчас переживает состояние социальной растерянности и неопределенности перед новой волной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
    • 1. 1. Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции как социологическая проблема
    • 1. 2. Социальные условия изменения статуса гуманитарной интеллигенции в современном российском обществе
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Адаптация гуманитарной интеллигенции в профессиональной и социально-экономической сферах
    • 2. 2. Социально-политическая адаптация гуманитарной интеллигенции региона и ее гражданские позиции

Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Российские реформы конца XX — начала XXI веков способствовали коренным изменениям структуры общества, в ходе которых одни социальные группы перешли в новый статус, другие исчезли, слившись с более устойчивыми общностямитретьи — к которым относится гуманитарная интеллигенция — все еще находятся в состоянии адаптации к новым условиям.

В последнее десятилетие численность россиян, имеющих высшее образование, в том числе гуманитарное, значительно увеличилась. По сравнению с концом 90-х годов XX века, доля россиян, имеющих высшее образование, возросла более чем в полтора раза. Однако рост численности высокообразованного слоя не означает улучшения его положения в иерархической структуре общества. Трудности в социальной адаптации интеллигенции во многом связаны с недостаточным вниманием федеральных и региональных органов управления к этой проблеме.

Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции осложняется неравномерностью развития профессиональных сфер. Среди гуманитарных отраслей положительной динамикой доходов и числа занятых специалистов выделяются здравоохранение и социальное обеспечениеобразование и наука относятся к конструктивным сферам, не приносящим высокого доходадля учреждений культуры характерны нисходящая мобильность занятых и социальное положение, переходящее в маргинальность. Дифференциация условий труда и жизни снижает общую адаптированность и эффективность выполнения гуманитариями социальных функций — обеспечения культурной целостности социума, хранения и передачи новым поколениям символического капитала.

Адаптация гуманитарной интеллигенции к рыночной экономике сопровождается усилением состояния отчуждения и кризиса идентичности. Наметившаяся тенденция преобразования интеллигенции в «наемных интеллектуалов» более характерна для технических специалистовгуманитарии отчуждены от основных форм собственности. Ухудшение экономического положения и неопределенность социального статуса гуманитариев способствовали снижению гражданской активности, традиционно присущей интеллигенции.

Социально-экономическая стратификация российских регионов усилила различия условий и моделей адаптивного поведения специалистов гуманитарных сфер. Особая роль гуманитарной интеллигенции в воспроизводстве и развитии человеческого капитала требует социологического осмысления ее положения и адаптации к условиям жизни в конкретном регионе.

Степень научной разработанности проблемы. Сформулированная проблема изучается на стыке двух социологических отраслей — социологии адаптации и социологии интеллигенции, в каждой из которых накоплен свой научный потенциал.

Исходные идеи адаптации как инструмента выживания в усложняющемся социуме принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру. Адаптацию индивидов к обществу в контексте общественного разделения труда рассматривал К. Маркс. Концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера ввели в модели адаптационного процесса помимо экономических, материальных компонентов духовные элементы: использование культурных и властных ресурсов, целерациональность личности и ее поведения.

Социальная адаптация выступает в роли источника восстановления равновесия, выработки защитных и компенсаторных приемов в работах Э. Гидденса, Р. Мертона, Т. Парсонса, где в качестве механизма адаптации выделяются освоение новых и восстановление утраченных социально-ролевых отношений. В теории социального пространства П. Бурдье выделены экономическое, политическое, социокультурное поля, в которых действуют свои правила успешной адаптации.

Впервые теории социальной адаптации были использованы для изучения интеллектуальной элиты общества в работах зарубежных социологов Д. Бэлла, А. Гоулднера, Р. Кантильона, К. Маннгейма, Ж. Неккера. Первый отечественный опыт анализа статуса интеллигенции и ее адаптации к меняющимся социально-политическим условиям представлен в трудах Н. А. Бердяева, Р. И. Иванова-Разумника, Н. М. Михайловского.

Сущность современной интеллигенции как социальной группы рассматривается в работах В. И. Астаховой, В. X. Беленького, Л. Д. Гудкова, С. Г. Кордонского, В. Ф. Левичевой, В. А. Мансурова, Т. В. Никитиной, И. И. Осинского, Л. А. Семеновой, Г. Г. Силласте, А. В. Соколова,.

A. С. Панарина, М. Фейера, Н. Хомски и др. Изменение условий и образа жизни в России, сущность модернизации российского общества анализируются в трудах Л. А. Беляевой, М. К. Горшкова, Г. И. Осадчей, Н. Е. Тихоновой, В. А. Ядова и др.

Определению места интеллигенции в структуре российского общества посвящены исследования И. А. Березиной, Е. Будилова, Т. И. Заславской,.

B. И. Ильина, Ю. А. Левады, Т. М. Малевой, В. В. Радаева, О. И. Шкаратана и др.

Анализ профессиональной и экономической адаптации интеллигенции содержится в трудах Е. В. Давыдовой, Н. В. Касаткиной, Л. В. Корель,.

C. А. Кугеля, И. О. Миловановой, Л. А. Орловой, Л. Е. Петровой, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, Л. Л. Шпака и др.

В работах А. Н. Андреева, Л. А. Гордон, Н. И. Лапина, Н. М. Плискевич, Т. А. Рассадиной, О. В. Шиняевой раскрываются особенности трансформации интеллигенции в социокультурном пространстве современного общества.

Профессиональная деятельность отдельных групп гуманитарной интеллигенции является предметом научного интереса Е. М. Аврамовой, А. А. Алексеенок, Е. С. Балабановой, 3. Т. Голенковой, А. С. Готлиб, Е. Д. Игитханян, Н. В. Никитиной и др. Модели адаптации студентов-гуманитариев высших учебных заведений в профессиональной сфере анализируются в публикациях А. М. Баженова, Т. П. Беловой, Г. А. Будник, Т. М. Мартыновой, С. В. Полутина и др.

Аспекты адаптации интеллигенции в политическом пространстве освещались в работах Л. Д. Гудкова, Ю. А. Левады, Е. В. Морозовой, Д. С. Попова, А. В. Соколова, М. А. Шабановой и др. Методологии и методике исследования сложных социальных явлений и процессов адаптации посвящены труды Г. Г. Татаровой, О. М. Масловой, В. А. Ядова и др.

Вместе с тем, социальная адаптация гуманитарной интеллигенции до сих пор не была подвергнута комплексному изучению, учитывающему взаимодействие моделей ее поведения в профессиональной, социально-экономической, политической сферах. Слабо изучена гуманитарная интеллигенция как современная самостоятельная социально-профессиональная группа с отличным от технических специалистов гражданским предназначением. Существует потребность в социологических работах, направленных на изучение социальной адаптации гуманитарной интеллигенции с учетом региональной специфики.

Недостаточная изученность проблемы определила выбор темы, объекта и предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования — гуманитарная интеллигенция как социально-профессиональная группа.

Предмет исследования — социальная адаптация гуманитарной интеллигенции к новым социально-экономическим и политическим условиям на примере Ульяновской области.

Цель исследования — определение стратегий адаптации и уровня адаптированности гуманитарной интеллигенции к изменившимся социальным условиям.

Достижение цели потребовало решения следующих задач.

1. На основе анализа зарубежных и отечественных концепций раскрыть структуру адаптации гуманитарной интеллигенции, выделить показатели успешности адаптационного процесса.

2. Выявить социетальные и региональные факторы адаптивной ситуации, влияющие на изменение статуса гуманитарной интеллигенции и ее социальное самочувствие.

3. Раскрыть характер адаптации гуманитарной интеллигенции в профессиональной и социально-экономической сферахвыявить типы распространенных адаптационных стратегий.

4. Проанализировать особенности социально-политической адаптации гуманитарной интеллигенции, содержание ее гражданских позиций в контексте формирования гражданского общества.

5. Определить пути повышения уровня профессиональной, социально-экономической, политической адаптированности гуманитарной интеллигенции, усиления ее позиций в обществе.

Теоретико-методологическая и методическая база исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили положения о функционировании образованных групп в обществе классиков социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Маннгейма, П. Бурдье, Э. Гидденсасовременные работы зарубежных ученых (3. Бауман, Дж. Берри) и отечественных социологов (Т. И. Заславская, В. В. Радаев, Л. В. Корель) в области социальной адаптации.

В качестве методологических основ исследования выделены принципы комплексности, системности, историзма, позволяющие изучить стратегии и уровень социальной адаптации гуманитарной интеллигенции как динамический процесс и результат воздействия факторов разного происхождения. Проблема исследуется с позиции структурно-функционального и деятельностного подходов, раскрывающих адаптацию в контексте изменений социальной структуры и моделей поведения гуманитарной интеллигенции. При решении конкретных исследовательских задач использовались положения о функциях и стратегиях адаптации в социальных сферахтеории социокультурной идентификации интеллигенции, ее роли в построении гражданского общества.

Эмпирическая база включает исследования, проведенные диссертантом:

— «Изменение статуса гуманитарной интеллигенции в региональном социуме» (2010 г.) — анкетный опрос во всех типах поселений Ульяновской областивыборка региональная, квотная (квоты по сфере деятельности, типу поселений), п=1150 (Приложение 1 — анкетаПриложение 3 — расчет выборкиПриложение 4 -перекрестные таблицы по результатам опроса);

— «Гражданская позиция современной интеллигенции региона» (20 092 010 гг.) — нестандартизированные интервью с представителями интеллигенциивыборка неслучайная, целевая, п=100 (Приложение 2 -инструментарий для нестандартизированного интервью);

— «Социокультурная и социально-политическая идентификация студентов-гуманитариев высших учебных заведений» (2010;2011 гг.) — анкетный опрос студентов, обучающихся на специальностях гуманитарного" профилявыборка региональная, квотная, п — 644.

В работе также использовались данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в изданиях «Россия в цифрах», «Регионы России», «Социальное положение и уровень жизни населения России» (2001;2010 гг.) — статистические сведения территориального органа Федеральной службы статистики по Ульяновской области (2001;2010 гг.).

В диссертации проведен вторичный анализ результатов Всероссийского социологического мониторинга ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» за 2000;2010 гг. Использование общероссийских данных статистики и социологических опросов позволило сравнить результаты адаптации гуманитарных служащих в России и отдельном регионе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Определена структура социальной адаптации гуманитарной интеллигенции как специфической социально-профессиональной группывыделены критерии успешности адаптационного процесса: увеличение объемов профессиональных, экономических, властных ресурсовповышение статуса в социальной иерархиирасширение возможностей профессиональной автономии.

2. Выявлены социальные факторы адаптации гуманитарной интеллигенции, действующие на макроуровне (социально-экономические, политические, социокультурные изменения), мезоуровне (особенности развития региона и профессиональных сообществ), микроуровне (индивидуальные установки и стратегии поведения) — предложены показатели институционального, социально-экономического, социально-политического, • демографического и психологического факторов адаптации.

3. Проанализирован характер адаптации специалистов гуманитарного профиля в профессиональной и экономической сферах, который связан с нестабильным положением и ростом негативной идентичностивыделены типичные практики адаптационного поведения, в основе которых лежат высокая привязанность к организации и осознание социальной значимости своей работы, низкая удовлетворенность условиями и оплатой труда, слабое распространение инновационных стратегий, широкое использование вторичной занятости.

4. Определен уровень социально-политической адаптации гуманитарной интеллигенции, характеризующийся нейтрально-отстраненным отношением к проявлению социальной активности, отсутствием постоянного диалога с органами регионального и муниципального управления, формальной реализацией гражданских позиций в деятельности профсоюзов и иных профессиональных объединений.

5. Выделены направления государственной, региональной и корпоративной политики, способствующие преодолению состояний отчуждения и маргинального положения гуманитарной интеллигенции в социальной структуре: превращение сообщества гуманитарных специалистов в корпоративного актора, повышение профессионального самосознания группы, создание положительного публичного образа, увеличение властных ресурсов через участие в управлении отраслью и регионом.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции представляет собой совокупность процессов и состояний, которая приводит эту социально-профессиональную группу к более эффективному функционированию в условиях меняющегося общества через трансформацию функций, обновление социальных практик и сохранение гуманистической миссии. Социологический анализ адаптации гуманитарной интеллигенции включает в себя исследование специфической адаптивной ситуации, связанной с периферийным положением группы в социальной структуре, неэффективным использованием адаптивных ресурсов, ростом ее корпоративной замкнутости. Область социологического анализа содержит также изучение адаптивной потребности, включающей осознание гуманитарной интеллигенцией необходимости перехода от компенсаторных процессов в адаптации к инновационным, преодоление спонтанного поведения в профессиональной и социально-политической сферах. Успешность адаптации гуманитариев определяется увеличением профессиональных, экономических, властных ресурсов, позволяющим повысить профессиональную автономию и преодолеть социальную депривацию.

2. В качестве объективных факторов социальной адаптации гуманитарной интеллигенции, которые реализуются на макрои мезоуровнях, выделяются институциональный, социально-экономический и социально-политический. К показателям институционального фактора адаптации относятся реформирование институтов образования, здравоохранения, культурыреализация приоритетных национальных проектовобразовательный и культурный потенциал населения, социокультурная инфраструктура региона. Социально-экономический фактор реализуется через характер экономических реформ, материально-техническое обеспечение гуманитарных отраслей, уровень жизни в регионе, наличие программ социальной поддержки служащих бюджетной сферы. К факторам социально-политического происхождения относятся открытость политической системы, характер политических коммуникаций в регионе, ак1ивность профессиональных объединений гуманитарной интеллигенции. К числу субъективных факторов адаптации, действующих в микросреде, отнесены социально-демографические характеристики и психологические свойства представителей гуманитарной интеллигенции, которые на практике реализуются через профессиональные, мотивационные и ценностные ресурсы адаптации отдельных индивидов.

3. Положение гуманитарной интеллигенции в системе экономической стратификации соответствует уровню ниже среднего: по размеру душевого дохода почти половина семей гуманитарных служащих относится к бедным и малообеспеченным, что в полтора раза больше, чем среди технической интеллигенциик средним и обеспеченным слоям можно отнести лишь каждую восьмую семью.

Неэффективно используются культурные и профессиональные ресурсы адаптации: распространенными стратегиями адаптивного поведения в трудовой деятельности являются «стереотипизация» и многократное совместительствотолько треть специалистов гуманитарного профиля в изменении своего статуса отводит решающую роль собственным усилиям, применяет инновационные стратегии в профессиональной и экономической сферах. К группам риска относятся сотрудники библиотек и учреждений культуры, школьные учителя, а также молодежь и гуманитарии сельской местности всех отраслей. В целом к «успешному» типу можно отнести лишь пятую часть гуманитарной интеллигенциик «выживающим» — четвертьостальные — более половины — составляют тип «слабо адаптированных».

4. Политическая адаптация гуманитарной интеллигенции тесно связана с социокультурной идентификацией — признанием особой роли в формировании гражданского общества. Реальная социально-политическая и коммуникативная активность гуманитарной интеллигенции постоянно снижается: растет доля пассивных членов профсоюзов и иных профессиональных объединений, отказов от членства в политических и общественных организациях. При этом эволюционно развивающееся общество не может отказаться от особой социально-политической роли гуманитарной интеллигенции, пока существует «бесконтрольная власть» и слабо развиты структуры гражданского участия. В политической жизни региона выполнение гражданских функций гуманитарной интеллигенцией затруднено ее дифференциацией по поколенческим признакам, уходом в личную жизнь, локализацией идентичности на уровне профессиональной группы.

5. Гуманитарная интеллигенция во всех отношениях не попадает в группы с высоким социальным статусом, что вступает в противоречие с реализуемой ею функцией сохранения и развития духовной культуры общества, совершенствования человеческого капитала на качественно новом уровне. Регулирование условий адаптации гуманитарной интеллигенции включает совершенствование государственной и региональной политики в сфере адекватной поддержки интеллектуальной элиты и массовой интеллигенцииповышение уровня социального статуса гуманитарных специалистов в структуре регионального социумасовершенствование работы профессиональных объединений, активное включение гуманитарной интеллигенции в структуры гражданского общества и экспертные советы при органах управления.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом развитии концепции социальной адаптации гуманитарной интеллигенцииуточнении научных знаний о системе факторов, влияющих на процесс включения данной группы в новые социальные отношениявыделении успешных и неуспешных адаптационных практик в различных социальных сферах.

На практике результаты диссертационной работы могут быть применены для оптимизации социальных проектов и программ, призванных поддержать модернизацию профессиональных сообществ и совершенствование институтов гражданского общества в регионах. Обобщенные результаты могут быть использованы в преподавании курса «Социология», спецкурсов «Социология образования», «Социологические основы профессиональной деятельности» и др.

Апробация диссертационного исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских конференциях: III Всероссийском социологическом Конгрессе (Москва, 2008) — «Гагаринские чтения» (Москва, 2008) — «Туполевские чтения» (Казань, 2008) — «Сорокинские чтения» (Санкт-Петербург, 2009) — «Интеллигенция и идеалы российского общества» (Москва, 2010) — «Наука в различных измерениях» (Ульяновск, 2010) — «Россия в многополярном мире» (Ульяновск, 2011).

Отдельные положения диссертационной работы внедрены в деятельность экспертных советов при Министерстве образования и Министерстве внутренней политики Ульяновской области, в работу молодежного общественного движения «Ассоциация учащейся молодежи», а также в программу преподавания курсов «Социология интеллигенции» и N «Социальное проектирование» в Малой академии государственного управления, работающей под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Диссертация обсуждена на кафедре «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано 15 статей, в том числе 3 работы — в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 6,65 п. л.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертационная работа включает 35 таблиц, 14 рисунков. Нумерация таблиц — по разделам, рисунков — сплошная.

Выводы по главе 2.

1. Социально-профессиональная адаптация гуманитарной интеллигенции связана с применением экстенсивных поведенческих практик, широко распространенной стратегией является многократное совместительство, часто в смежных сферах деятельности. Инновационные стратегии профессионального поведения, опора на собственные усилия в достижении, профессионального и социально-экономического успеха не имеют значительного распространения.

2. Менее адаптированные в экономической сфере группы гуманитарной интеллигенции- - представители малых и средних городов, специалисты учреждений культуры и библиотечного дела, молодое поколение интеллигенции. Они чаще являются депривированнымилишенными товарно-материальных ценностей, достаточного дохода. Для того, чтобы реализовать функции в духовной и социокультурной сферах, им нужно преодолеть стратегии выживания, занять более активные позиции в профессиональной сфере, использовать инновационные практики.

3. «Идеология тупика» — выражение мнения о том, что интеллигенция исчерпала свою общественную роль, неспособна активно участвовать в политической жизни региона — получила распространение в первую очередь. среди городской интеллигенции, представителей высшего образования и науки, культуры, СМИ.

4. Социальная позиция молодежи, пополняющей гуманитарную интеллигенцию, демонстрирует меньшую гражданскую зрелость, но большую социально-политическую активность в реальных делах. Необходимо направить энергию этой группы на решение проблем региона, особенно самой молодежи — улучшение качества образования и досуга, усиление предприимчивости на рынке труда.

5. Для социально-политической адаптации гуманитарной интеллигенции характерны три стратегии поведения: оппозиция, сотрудничество, уход. Гуманитарная интеллигенция региона чаще привержена последней стратегии. Частым явлением стал уход от активного сотрудничества на как с органами регионального, муниципального управления, так и с профессиональными союзами и организациями, отказ от активной общественной оппозиции — выражения идей конструктивной критики. Барьерами социально-коммуникативной и политической активности гуманитарной интеллигенции становятся поколенческие различия, отчужденность от средств массовой информации, каналов коммуникации, локализация идентичности на уровне профессионального сообщества, концентрация собственной активности на решении личных и бытовых проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Трансформация российского общества привела к изменению социально-экономических, политических и социокультурных условий жизни, а также состава социальных групп и их статуса в социальной структуре. Гуманитарная интеллигенция, активно включившись в середине 80-х гг. XX века в процесс перестройки общества, сейчас переживает состояние социальной растерянности и неопределенности перед новой волной социальных преобразований — модернизацией. Отвечая, за духовное воспроизводство человеческого потенциала' на качественно ином уровне, отбори- трансляцию эффективных образцов культуры иповеденческих практик, специалисты гуманитарного профиля сами> далеко не всегда включены в освоение новых стратегий поведения. Проблема нашего исследования состояла в выявлении адаптивных стратегий гуманитарной интеллигенции, их зависимости от объективных и субъективных факторов.

Изучение социальной адаптация гуманитарной интеллигенции с позиции деятельностного и структурно-функционального подходов позволило выявить противоречивый характер этого явления: социальная адаптация является процессом поиска новых поведенческих стратегий в изменившихся условиях и одновременно сохранением традиционных функций воспроизводства культурного потенциаладопускает существование в социальной практике индивидов и групп как «зон прорыва», так и «зон стабильности». Проведенный анализ подтвердил теорию постепенного включения в процесс адаптации разных социальных субъектов, что объясняет факт существования среди гуманитарной интеллигенции, профессиональных групп, занимающих позиции лидеров и аутсайдеров.

Особенные функции гуманитарной интеллигенции в' социуме, исторически сложившиеся неукорененность в экономическом базисе и. маргинальность в отношениях собственности, «прослоечньш» статус и принадлежность ее большинства к бюджетным предприятиям, доставшийся в наследство символ «совесть нации» и зависимость от политического руководства, — все эти условия наложили отпечаток на способы, скорость и результаты социальной адаптации данной социально-профессиональной общности.

При определении границ изучаемого явления мы пришли к выводу, что социальная адаптация гуманитарной интеллигенции не ограничивается простым приспособлением к изменяющимся условиям профессиональной, экономической, политической жизни. Через интеграцию с изменившейся социокультурной средой она должна повысить эффективность своего функционирования в регионе, освоить*новые формы отношения с бизнесом ш государственными структурами. В условиях модернизации общества адаптациягуманитарной интеллигенции от компенсаторных форм должна переходить к инновационным — внедрение новых технологий в воспроизводстве и передаче культуры.

Механизм адаптации гуманитарной интеллигенции формируется на трех уровнях. Макросреда связана с состоянием общества и его институтамимезосреда включает характеристики субкультур конкретных социально-профессиональных общностей и регионамикросреда аккумулирует личностный потенциал и позволяет выделить результативные практики адаптации в качестве индивидуально-групповых образцов.

Показатели институционального, социально-экономического, политического, социально-демографического, психологического факторов связаны с каждым из перечисленных уровнейтолько комплексное их изучение способствует выявлению уровня адаптированности специалистов-гуманитариев. В условиях формирования гражданского общества возникают новые функции гуманитарной интеллигенции, в которых заинтересована система государственного и регионального управления: обеспечение двусторонних отношений власти с общественностью, создание привлекательного имиджа территории, разработка системы обратной связипродвижение национальных идей в сознание населения.

В профессиональной адаптации гуманитарная интеллигенция примерно в равной мере использует традиционные и модернистские стратегии. Традиционные стратегии основаны на экстенсивных технологиях труда, включающих вторичную занятость, опору на стереотипы и «клише», отказ от кардинального обновления профессионального потенциала. Результатом такого адаптационного поведения является не освоение новых профессиональных практик, а достижение достаточного уровня жизни, выход из ситуации депривации необходимых ресурсов. При • этом социальную-значимость профессиональной деятельности признает не более трети гуманитарной интеллигенции. При низкой удовлетворенности условиями труда гуманитарные специалисты демонстрируют устойчивую лояльность месту работыбольшинство гуманитариев не собирается искать другое место приложения профессиональных усилий.

В социальной структуре регионального социума гуманитарная интеллигенция принадлежит к так называемому «медианному» классу, который представляет собой социально-экономическую и социально-политическую общность, соответствующую по основному составу малообеспеченнымв Ульяновской области он насчитывает более трети населения. В последние годы наметилась тенденция его сокращения из-за исчерпания ресурсов, которые оставались у его представителей, и «сползания» их в состав бедных.

Основным признаком социокультурной идентичности современной гуманитарной интеллигенции является усиление негативной идентичности, а также локализация идентичности в рамках профессиональных групп. Состояние гражданского общества в России находится в зачаточном состоянии, а это означает: единоличной власти нужен противовесобщественная оппозиция. Ядром ее всегда выступала гуманитарная интеллигенция. Оппозиционно настроенная интеллигенция в своей социальной активности остается на уровне локальных действий и внутреннего осмысления, не переходя к реальным действиям на региональном и социетальном уровнях.

Проблема социальной адаптации гуманитарной интеллигенции остается актуальной и требует дальнейшего социологического изучения, как в теоретическом, так и в эмпирическом смыслах. Перспективными направлениями дальнейшего научного исследования являются кроссрегиональный анализ успешности социальной адаптации профессиональных групп гуманитарной интеллигенциисравнение социокультурной идентичности специалистов-гуманитариев с разным уровнем экономической адаптированностигражданские позиции молодого поколения российской гуманитарной интеллигенциимониторинг участия гуманитарной интеллигенции в модернизации российского общества, воспроизводства человеческого капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. М. Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации / Е. М. Авраамова // Общественные науки и современность. 2005. — № 6. — С. 5−15.
  2. , Е. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности / Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов //Общественные науки и современность. 2002. — № 5 — С. 24−34.
  3. , А .А. Социальное самочувствие учителей в современном российском обществе / А. А. Алексеенок, Н. В. Никитина // Образование и общество. 2009. — № 5. — С. 76−79.
  4. , Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске / Г. П. Анашкина // Социологические исследования. 2001. — № 12. — С. 97 103.
  5. , А. Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства / А. Л. Андреев // Социологические исследования. -2007.-№ 9.-С. 38−44.
  6. , А. М. Ценностные ориентации как фактор духовного развития молодого поколения российской интеллигенции / А. М. Баженов, Т. М. Мартынова // Интеллигенция и мир. 2009. — № 1. — С. 98−105.
  7. , Е. С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации. / Е. С. Балабанова // Социологические исследования. 1999. — № 4. — С. 46−57.
  8. , Е. С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями / Е. С. Балабанова // Социологические исследования. 2002. — № 11. — С. 26−36.
  9. , Е. С. Социально-экономическая зависимость: история, теория, современность: Монография / Е. С. Балабанова. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. — 269 с.
  10. , Е. С. Стратегии совладания с жизненными трудностями: самостоятельность или зависимость? / Е. С. Балабанова // Экономическая социология. 2002. — Т. 3. — № 3. — С. 59−78.
  11. , Е. С. Теории «зависимой личности»: возможности социологической интерпретации / Е. С. Балабанова // Личность. Культура. Общество. -2005. Т. 7. — Вып. 4 (28). — С. 94−103.
  12. , К. Г. Интеллигенция и власть: динамика взаимодействия / К. Г. Барбакова, В. А. Мансуров. Курган: Зауралье, 2007 -303 с.
  13. , В. С. Российский человек в XX веке: потери и обретения себя / В. С. Барулин. СПб: Алетейя, 2000. — 431 с.
  14. , В. X. Еще раз об интеллигенции / В. X. Беленький // Социологические исследования. 2004. — № 4. — С. 94−102.
  15. , Т. П. Вузовская интеллигенция и студенчество как объект социологического анализа / Т. П. Белова // Интеллигенция и мир. — 2005. -№ 1−2.-С. 13−30.
  16. , JT. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспеяния / JI. А. Беляева // Социологические исследования. — 2001. № 6. — С. 44−53.
  17. , П., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  18. , Н. А. Душа России / Н. А. Бердяев // Русская идея. М.: Прогресс, 1992.-313 с.
  19. , Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев // Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Наука, 1994. Т.1. -457 с.
  20. Большой толковый социологический словарь. / Джери Д., Джери Дж. М.: ACT, 2001. — Т. 1. — 544 с.
  21. , Г. А. Понятие «интеллигенция»: новые подходы и дискуссии / Г. А. Будник // Интеллигенция и мир. 2009. — № 3. — С. 7−19.
  22. , Г. А. Студенчество как резерв интеллигенции / Г. А. Будник // Интеллигенция и мир. 2009. — № 1. — С. 76−89.
  23. , П. Социальное пространство и генезис классов / П. Бурдье // Социология политики. M.: Socio-logos, 1993. — С. 53−97.
  24. , П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // Начала. Choses dites. M.: Socio-Logos, 1994. — С. 181−207.
  25. , П. Социология социального пространства / П. Бурдье. -М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. 288 с.
  26. , М. Социология религии / М. Вебер // Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  27. , М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С.602−643.
  28. , С. А. Интеллигенция в Сибири в годы перестройки (1985−1991)/С. А. Величко // Интеллигенция и мир. 2009. -№ 4. — С. 52−70.
  29. , Ю. П. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования / Ю. П. Ветров, А. Г. ' Ивашкин // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45−49.
  30. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание. — М.: Новости, 1991. — 272 с.
  31. , А. А. Образ жизни в России: динамика изменений / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // Социологические исследования. 2010. -№ 1.-С. 17−27.
  32. , В. П. Интеллигенция и культура: избранные произведения. / В. П. Воронцов. М.: Астрель, 2008. — 752 с.
  33. , Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический проспект, 2005. — 528 с.
  34. Голенкова, 3. Т., Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов / 3. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. 2008. — № 7. — С. 75−85.
  35. , М. С. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. С. Горбулева, JI. С. Шабанов // Высшее образование в России-2008.-№ 9.-С. 109−113.
  36. , Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — С. 54−58.
  37. , А. А. Призвание интеллигенции и этика дара / А. А. Горелов // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 5. — С. 229 240.
  38. , М. К. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. -М.: Издательство «Весь Мир», 2010. 344 с.
  39. , М. К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества / М. К. Горшков // Социологические исследования. 2009. — № 7. — С. 26−32.
  40. , А. С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-неуспешности / А. С. Готлиб // Социологические исследования. 2001. — № 7. — С. 51−57.
  41. , A.C. Социально-экономическая адаптация: опыт сочетания качественной и количественной методологии в одном отдельно взятом исследовании / А. С. Готлиб // Социология: методология, методы, математические модели. 2000. — № 12. — С.5−24.
  42. , Е. И. Российская производственная культура в параметрах Г.Хофштеда. / Е. И. Данилова, Е. А. Таратухина. Тверь, 2005. -315 с.
  43. Динамика социокультурного развития Ульяновской области: 1991−2008 годы. / под ред. Н. В. Дергуновой, А. В. Волкова. Ульяновск: У л ГУ, 2009.-180 с.
  44. Динамика ценностей населения трансформируемой России / под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Эдиториал, УРСС, 1996. — 224 с.
  45. , М. Е. Интеллигенция под огнем критики: вымыслы и истина / М. Е. Добрускин // Философия и общество. 2004. — N 3. — С. 43−59.
  46. , Т. М. Прогнозное социальное проектирование в коммуникативном контексте / Т. М. Дридзе // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. -М.: Наука, 1994.-304 с.
  47. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. — 563 с.
  48. , Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. М.: Мысль, 1994. — 399 с.
  49. , Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2005. — № 4. — С. 13−25.
  50. , И. А. Социальная структура российского общества в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям / И. А. Збарская // Вопросы статистики. 2006. — N 5. — С.72−77.
  51. , Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация / Н. В. Зубаревич. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. — 160 с.
  52. Иванов-Разумник, Р. В. Что такое интеллигенция? / Р. В. Иванов-Разумник // Интеллигенция Власть — Народ. Русские источники современной социальной философии (антология). — М.: Наука, 1992. — С. 7380.
  53. Интеллигенция в мире современных коммуникаций: Сб. статей / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2009. — 432 с.
  54. , А. А. Интеллигенция и структурные инновации в политическом пространстве / А. А. Казанцев // Полис. 2007. — № 1. — С. 7193
  55. , С. И. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета / С. И. Капица. 2009. — № 4. — С. 204 209.
  56. , О. И., Владимир Путин и интеллигенция / О. И. Карпухин, Э. Ф. Макаревич // Социально-гуманитарные знания. — 2004. № 4. — С. 36−49.
  57. , Н. В. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве / Н. В. Касаткина // Социологические исследования. -2004. -№ 5.-С.46−54.
  58. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  59. , Н. Л. Философские аспекты социальной адаптации / Н. Л. Кириллова // Мир науки, культуры, образования. 2010. — № 1. -С. 122−125
  60. , Т. В. Социальные позиции современной интеллигенции в условиях формирования гражданского общества / Т. В. Клюева // Вопросы культурологии. 2010. — № 6. — С. 10−16.
  61. , Т. В. Социальный выбор интеллигенции в современном российском обществе / Т. В. Клюева // Интеллигенция и идеалы российского общества: Сб. статей / под. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2010. — С. 404 414.
  62. , Т. В. Изменение социального статуса российской интеллигенции в условиях перехода к рыночной экономике / Т. В. Клюева, О. В. Шиняева // Вопросы культурологии. 2011. — № 5. — С. 83−88.
  63. , О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с.
  64. Кордонский, С, Г. Сословная структура постсоветской России / С. Г. Кордонский. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. -216с.
  65. , Л. В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс / Л. В. Корель // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.-С. 169−185.
  66. , Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики / Л. В. Корель. Новосибирск: Наука, 2005. — 424 с.
  67. , Г. Б. Социально-экономические условия формирования жизненных стратегий сельских жителей / Г. Б. Кошарная, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. — № 1. — С.30−37
  68. , Г. Б. Малое предпринимательство как способ социальной адаптации населения малых городов / Г. Б. Кошарная, Н. А. Юртаев, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2008. — № 3. — С. 12−20.
  69. , Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности / Я. Н. Крупец // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 143−144.
  70. , И. Н. Политическая активность граждан: теория и практика прогнозирования / И. Н. Кулешова, В. К. Минников // Вестник Московского университета. Сер. 16 — Политология, культурология — Вып.2. -2007. -№ 3(5). -С. 60−67.
  71. , Н. И. Новые проблемы исследований региональных сообществ / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2010. — № 7. -С. 27−34.
  72. , Н. И. Опыт интеграции социологического образования в вузе и научных исследований / Н. И. Лапин, Г. И. Осадчая, В. А. Ядов // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С. 106−111.
  73. , Н. И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2006. — № 8. — С. 25−34.
  74. , Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2010. — № 1. — С. 28−36.
  75. , Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993−2000 / Ю. А. Левада. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 354 с.
  76. , Ю. А. 1989—1998: десятилетие вынужденных поворотов / Ю. А. Левада // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Логос, 1999. -С. 113−127.
  77. Левада, Ю. A. Homo Post-Soveticus / Ю. А. Левада // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 5−24.
  78. , В. Ф. Гуманитарная интеллигенция: основания корпоративной идентичности / В. Ф. Левичева // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 57−61.
  79. , Д. С. О русской интеллигенции / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1993.-№ 2.-С. 3−9.
  80. , Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Наука, 2006. — С.319−345.
  81. , Т. М. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Т. М. Малева, Е. М. Авраамова, М. В. Михайлюк и др. М.: Гендальф, 2003. — 502 с.
  82. К. Диагноз нашего времени / К. Маннгейм. — М.: Юрист, 1994.-700 с.
  83. К. Идеология и утопия / К. Маннгейм. // Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994. — С. 7−276.
  84. , В. А. Интеллигенция в структуре власти — миф или реальность / В. А. Мансуров, К. Г. Барбакова // Интеллигенция и мир. 2008. — № 1. — С. 7−46.
  85. , В. А. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе / В. А. Мансуров, О. В. Юрченко // Социологические исследования. 2005. — № 1. — С. 62−79.
  86. , В. А. Профессиональная идеология альтруизма российских врачей / В. А. Мансуров // Вестник Института социологии. — 2010. -№ 1. -С. 397−410.
  87. , В. А. Социология профессий. История, методология и практика исследований / В. А. Мансуров, О. В. Юрченко // Социологические исследования. 2009. — № 8. — С. 36−46.
  88. , К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. М.: Терра, 2009. — 1040 с.
  89. , О. М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью / О. М. Маслова // Социология: 4 М. 2000. — № 12. -С. 40−64.
  90. , Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности. М.: Прогресс, 1996. — С. 299−313.
  91. , И. О. Политическая активность интеллигенции (Социолого-историографический аспект) / И. О. Милованова // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. 2006. — № 5. — С. 85−91.
  92. , Н. К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии / Н. К. Михайловский. М.: Алетейя, 1998. — 814 с.
  93. Модернизация социальной структуры российского общества / под ред. 3. Т. Голенковой. М.: Институт социологии РАН, 2008. — 287 с.
  94. , Ю. Н. Роль интеллигенции в управлении обществом / Ю. Н. Назаров, В. В. Возилов // Философия и общество. 2004. — N 1. — С.67−85.
  95. Научный потенциал вузов Приволжского федерального округа. 2001−2010: Стат. сб. / СПб.: СПб ТЭТУ «ЛЭТИ», 2011. 126 с.
  96. , В. Ш. Интеллигенция как сообщество пассионариев / В. Ш. Нахушев // Социологические исследования. 2006. — № 3. — С. 129−138.
  97. , JI. А. О социальном самочувствии учителей Московской области (по результатам социологических опросов) / Л. А. Орлова // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 88−94.
  98. , А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века / А. С. Панарин. М.: Эдиториал, 1998. — 352 с.
  99. , Р. Аккомодация / Р. Парк //Теоретическая социология: Антология. М.: Университет. — Т.1, 2002. — С. 406−414.
  100. , Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академический Проспект, 2002. — 830 с.
  101. , Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. -М.: Академический Проспект, 2000. 880 с.
  102. , Л. Е. «Новые бедные ученые»: жизненные стратегии в условиях кризиса / Л. Е. Петрова // Экономическая социология. 2001. -Том 2. — № 1.-С. 26−42.
  103. , Л. Е. Социальное самочувствие молодежи / Л. Е. Петрова // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 50−55.
  104. , Н. М. Тупики инструментальной модернизации / Н. М. Плискевич // Общественные науки и современность. 2010. — № 2. -С. 78−85.
  105. , С. В. Анализ инновационного потенциала региона / С. В. Полутин, А. В. Седлецкий // Регионология. 2010. — № 2. — С. 110−117.
  106. , С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства: Социологический анализ / С. В. Полутин. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000. — 220 с.
  107. , Н. Л. XX век в социологических теориях общества / Н. Л. Полякова. М.: Логос, 2004. — 384с.
  108. Понятие: «Интеллигенция». Всероссийский опрос городского и сельского населения. Электронный ресурс. / База данных Фонда Общественное мнение, 2005. Режим доступа: http://bd.forn.ru/report/cat/val/spiritual/dof012905 — Загл. с экрана
  109. , Д. С. Бескрылый Пегас русской интеллигенции / Д. С. Попов // Социологические исследования. 2006. — № 4.. — С. 128−134.
  110. , Д. С. Основные направления концептуализации понятия интеллигенция / Д. С. Попов // Профессии doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М.: Вариант, 2007. -С. 57−78.
  111. , В. В., Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. М.: Аспект Пресс, 2003. — 237 с.
  112. Развитие социологии в России / под ред. Е. И. Кукушкиной. М.: Высшая школа, 2004. — 455 с.
  113. Т. А. Нравственные ориентации жителей российской провинции / Т. А. Рассадина // Социологические исследования. 2004. — № 7. -С. 52−61.
  114. Т. А. Рационализация как фактор социокультурных изменений / Т. А. Рассадина // Особенности постсоветских трансформационных процессов / Под ред. Р. Г. Яновского, Г. Б. Кошарной. -Пенза, 2004.-С. 3−5.
  115. , Т. А. Трансформация традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян / Т. А. Рассадина. — М.: Прометей, МПГУ, 2004. 409 с.
  116. , Т. А. Человек в условиях «общества риска» / Т. А. Рассадина, Е. А. Семенова // Регионология. 2010. — № 4. — С. 27−35.
  117. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. / под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Academia, 2009. — 807 с.
  118. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010.: Стат.сб. М., 2011. — 990 с.
  119. , М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М. В. Ромм. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
  120. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011.558 с.
  121. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 279 с.
  122. , М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. -2004.-N 12.-С. 41−45.
  123. , Р. В. Интеллигенция в постсоветской России — исчерпание социальной роли / Р. В. Рывкина // Социологические исследования. -2006.-№ 3. .-С. 138−146.
  124. , Г. Г. Стратификация российского общества вызов времени / Г. Г. Силласте. — Обозреватель. — 2006. — № 12. — С. 48−51.
  125. , А. В. Поколения русской интеллигенции / А. В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 2009. — 672 с.
  126. , А. В. Интеллигентность в мире библиографии / А. В. Соколов // Мир библиографии. 2006. — № 2. — С. 8−11.
  127. , О. В. Концепции социальной адаптации: виды, уровни и этапы / О. В. Соколова // Социальная политика и социология. 2007. — № 2. -С. 132−136.
  128. , А. И. Образованщина / А. И. Солженицын // Из-под глыб: Сборник статей. Paris: YMKA- PRESS, 2004. — С. 230−253.
  129. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Academia, LVS, 2005. — 588с.
  130. Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под. ред. В. А. Мансурова. М.: Издательство института социологии РАН, 2007. — 290 с.
  131. Социальное и экономическое положение городов и районов Ульяновской области за 2000−2010 годы.: Стат.сб. Ульяновск, 2011. -132 с.
  132. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат.сб. / Росстат. М., 2011. — 503 с.
  133. Социальные аспекты жизни населения Ульяновской области / под ред. Н. В. Дергуновой, А. В. Волкова. Ульяновск: УлГУ, 2008. — 131 с.
  134. Социальный атлас российских регионов.: Стат. сб.. М., 2011.—523 с.
  135. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность // Социологические исследования. 2001. — № 11. — С.58−68.
  136. Социологический энциклопедический словарь. / под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма, 2000. — 167 с.
  137. , Г. Основания социологии / Г. Спенсер. М.: Социум, 2007.-256 с.
  138. Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2010: Стат. сб. Ульяновск, 2011. — 396 с.
  139. , О. К. Понятие интеллигенция: судьба в символическом пространстве и во времени / О. К. Степанова // Социологические исследования. — 2003. № 1. — С. 46−53.
  140. , Г. Законы подражания / Г. Тард. СПб, 1992. 189 с.
  141. , Г. Г. Метаметодики анализа данных как средства концептуализации / Г. Г. Татарова // Россия реформирующаяся. Ежегодник -2003 / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Институт социологии РАН, 2003. -С.75−90.
  142. , Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях / Г. Г. Татарова. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.
  143. , Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н. Е. Тихонова. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 320 с.
  144. , А. Футурошок / А Тоффлер. СПб.: Лань, 1997.464 с.
  145. , Ж. Т. Парадоксальный человек: монография / Ж. Т. Тощенко. М.: Юнити-Дана, 2008. — 543 с.
  146. , А. А. Концепт интеллигенция в смысловом пространстве современной русской культуры / А. А. Филатова // Логос. -2005.-№ 6. -С. 206−217.
  147. , Б. М. Интеллигенция и интеллектуалы в конце. XX века / Б. М. Фирсов // Звезда. 2001. — № 8. — С. 164−173.
  148. , М. П. Интеллект как способ социальной адаптации и самоактуализации человека / М. П. Челомбицкая, А. С. Подопригора // Вестник ДГТУ. 2008. — С.57−66.
  149. , М. А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций / М. А. Шабанова // Мир России. 2001. -№ 3.- С. 78−104.
  150. , О. В. Социокультурная инфраструктура крупного города в объективных показателях и субъективных оценках горожан / О. В. Шиняева // Вопросы культурологии. 2010. — № 10, с. 36−45.
  151. , О. В., Социальная адаптация гуманитарной интеллигенции: теоретико-методологические основы исследования / О. В. Шиняева, Т. В. Клюева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. — № 2.
  152. , П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. — М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
  153. , М. А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу / М. А. Южанин // Социологические исследования. 2007. — № 5. — С. 70−77.
  154. Bauman, Z., Vecchi В. Identity: Conversations Cambridge, 2004.
  155. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting / D. Bell. New York: Basic Books. — 616 p.
  156. Berry, J .W. Acculturation as varieties of adaptation. / J. W. Berry. -Boston: McGraw-Hill, 2003. 279 p.
  157. Bristol, L. M. Social Adaptation: A Study in the Development of the Doctrine of Adaptation as a Theory of Social Progress / L. M. Bristol, T. Nixon. -New York: Kessinger Publishing, 2008. 368 p.
  158. Gouldner, A. W. The Future Of Intellectuals And The Rise Of The New Class / A. W. Gouldner. New York: Seabury, 2000. — 308 p.
  159. King L. P. Theories Of The New Class: Intellectuals And Power (Contradictions of Modernity) / L. P. King. Minneapolis: University Of Minnesota Press, 2004.-304 p.
  160. Leaf, M.J. Human Organizations and Social Theory: Pragmatism, Pluralism, and Adaptation. / M. J. Leaf. Chicago: University of Illinois Press, 2009.-264 p.
  161. Mohan, R. P. The Mythmakers: Intellectuals and the Intelligentsia in Perspective (Contributions in Sociology) / R. P. Mohan. Denver: Greenwood Press, 1997.- 159 p.
  162. Said, E. W. Representations of the Intellectual / E. W. Said. New York: Pantheon, 2004. — 273 p.
  163. Veblen, T. The Theory of the Leisure Class. / T. Veblen. New York: Transaction Publishers, 2001. — 282 p.
Заполнить форму текущей работой