Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические аспекты стратегического планирования в торговых бизнес-системах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуацию ухудшили и серьезные трудности в отсутствии научно-обоснованной теоретико-методологической базы проведения экономических реформ. Мало применимыми к российской реальности оказались известные, и казалось бы надежные и апробированные мировой экономической наукой, варианты теории функционирования предприятий и корпораций. В экономике спада, неплатежей, бартера, практически всеобщего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана 11 развития бизнес-систем
    • 1. 1. Планирование: сущность и объективные предпосылки возник- 11 новения
    • 1. 2. К вопросу о необходимости стратегического планирования в 23 торговых бизнес-системах
    • 1. 3. Рынок как среда реализации экономических стратегий 39 торговых бизнес-систем
  • Глава 2. Исследование действующих методик формирования стра- 60 тегического плана торговых организаций
    • 2. 1. Анализ алгоритма разработки стратегического плана бизнес- 60 системы
    • 2. 2. Исследование факторов, определяющих выбор стратегии раз- 73 вития организаций торговли
  • Глава 3. Методические аспекты бизнес-планирования предприни- 91 мательской деятельности торгового предприятия
    • 3. 1. Методика выбора и обоснования стратегии развития торгового 91 предприятия как бизнес-системы
    • 3. 2. Оценка стратегических позиций. торгового предприятия в кон- 108 курентном окружении
    • 3. 3. Методика выбора поставщика торгового предприятия с 125 использованием метода экспертных оценок

Методические аспекты стратегического планирования в торговых бизнес-системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход России к рыночной экономике объективно сопровождается глубокими изменениями систем экономических и институциональных отношений. Кардинальное реформирование экономической модели привело к ликвидации системы централизованного планирования, существовавшей в нашей стране несколько десятилетий. Возникла необходимость создания не только новой системы макроэкономического регулирования, но и пересмотра роли, места и инструментария плановой работы на уровне предприятий, организаций и их различного рода объединений, адаптированной к новым условиям функционирования отечественной экономики.

Осуществляемая экономическая реформа неразрывно связана с проблемой формирования и развития рынка потребительских товаров, где важную роль в выборе направлений и темпов играют предприятия и организации торговли. Позитивные сдвиги в повышении их экономической эффективности, совершенствования технологии торговых операций затрагивают жизнь миллионов граждан страны.

Заметное влияние на усиление плановых начал в развитии экономики оказало в числе других последовательно проводимых мероприятий принятое Правительством РФ Постановление в области социальной политики и модернизации экономики на ближайшие годы, где отмечается, что «.целенаправленное и согласованное движение по всем указанным направлениям позволит добиться сохранения высоких темпов экономического роста, последовательного повышения уровня жизни населения, активизации интеллектуального потенциала страны, увеличения степени открытости российской экономики, а также создания необходимых предпосылок для обеспечения долгосрочной экономической устойчивости государства"1.

1 План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 годы. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 г. № 1072-р. С. 11.

Однако многие вопросы, в первую очередь касающиеся планирования предпринимательской деятельности торговых структур, в силу широко распространенного превратного понимания, особенно в первые годы реформирования экономики, роли государственного управления в целом и планирования хозяйственной деятельности предприятий, в частности, а также ряда других хорошо известных причин, не нашли достаточного отражения ни в практике хозяйствования предприятий, ни в научных исследованиях.

В этих условиях особенно остро стоит вопрос обоснования методов ведения плановой работы, позволяющих решать не только краткосрочные оперативные задачи деятельности торговых предприятий, но и определять перспективу их развития с помощью современных технологий стратегического планирования.

Выбор конкретных методик планирования хозяйственной активности предприятий во многом определяет точность оценки и полноту охвата параметров, на которые должно оказываться воздействие.

Самого пристального внимания требует уточнение понятийного аппарата, обслуживающего сферу торговли. С точки зрения разработки эффективной технологии планирования важно определиться с опорным методологическим аспектом стратегического планирования — уточнить объект планирования. Общепринятый подход рассматривает в качестве объекта предприятие или организацию. Но существуют и другие точки зрения. Например, В. Ефремов предлагает считать объектом стратегического планирования бизнес «как нацеленную на определенный коммерческий эффект деятельность взаимодействующих людей или их групп"2.

Необходимо внести ясность в понимание содержания экономической сущности бизнес-системы, функционирующей в сфере торговли и имеющей свои специфические черты.

2 Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах.-М., 2001. С. 7.

Поэтому выбранная тема диссертационного исследования методологии стратегического планирования в торговых бизнес-системах является актуальной, как в аспекте дальнейшего развития элементов теории планирования на микроуровне, так и с позиций развития торговли в целом как отрасли российской экономики.

В создание основ планирования экономических систем значительный вклад сделали отечественные ученые А. Анчишкин, М. Бреев, М. Бор, В. Буда-вей, В. Ефремов, Г. Клейнер, М. Круглов, С. Логвинов, В. Мау, Е. Майминас, Л. Пекарский, Б. Райзберг и ряд других.

Из зарубежных — Ф. Абрамс, И. Ансофф, Л. Йохансен, К. Керне, Дж. Куинн, Дж. Майнер, Г. Минцберг, М. Портер, Я. Тинберген, А. Томпсон, К. Хофер, Э. Чандлер, Дж. Штейнер и другие исследователи.

Проблемы формирования механизма регулирования и планирования деятельности субъектов сферы обращения в условиях новой модели российской экономики анализировали Ю. Баженов, Л. Басков, Л. Брагин, А. Гребнев, Т. Данько, М. Иоффе, С. Королева, В. Коханенко, В. Кравцова, А. Литвинюк, В. Малышков, Б. Мусатов, Л. Никулин, Р. Савкина, Б. Соловьев и другие экономисты.

Но исследования проводились или для условий начального этапа реформ, или затрагивали отдельные аспекты сферы обращения. Поэтому, несмотря на глубину проведенных научных работ, по-прежнему актуальной является необходимость методологического и теоретического сопровождения процессов стратегического планирования предпринимательской деятельности торговых бизнес-систем.

Объектом исследования выступают различные типы торговых организаций потребительского рынка и модели планирования хозяйственной деятельности, используемые для обеспечения экономической эффективности их функционирования.

Предметом исследования является совокупность особенностей планирования развития организаций торговли с учетом взаимоотношений и взаимосвязей с другими субъектами рынка, возникающими как внутри торговой организации, так и вне ее, при выполнении особой деятельности, связанной с осуществлением актов купли-продажи посредством операций, обслуживающих процесс обмена, и направленной на максимальное удовлетворение конкретных запросов конкретных потребителей.

Целью диссертационной работы является разработка общих подходов и методик стратегического планирования хозяйственной деятельности торговых бизнес-систем.

В соответствии с поставленной целью в процессе работы над диссертацией решались следующие основные задачи:

— провести анализ теоретических основ планирования в условиях административно-командной системы и рыночной модели экономики;

— изучить содержание стратегического планирования как экономической категории и особенности технологии стратегического планирования в торговых бизнес-системах;

— уточнить понятийный аппарат теории стратегического планирования в части определения объекта планирования и содержания экономической сущности бизнес-системы, функционирующей в сфере торговли;

— исследовать параметры, определяющие результаты хозяйственной деятельности торговых организаций различного типа и выявить необходимость их учета при планировании;

— разработать методики планирования стратегических направлений развития торговых бизнес-систем;

— рассмотреть возможности применения полученных результатов исследования в практической работе торговых организаций.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории планирования, диалектический подход к изучению закономерностей формирования и развития экономических систем, разработки по проблемам планирования и регулирования сферы обращения в условиях рыночных отношений.

В работе применялась методология системного анализа механизма функционирования объекта исследования, использовались методы вариантного исследования, имитационного моделирования, прогнозирования развития экономических процессов и другие общенаучные методы.

Информационную базу работы составили законы Российской Федерации, Постановления Правительства и другие правовые акты, статистические данные Госкомстата РФ, материалы специальных обследований торговых организаций, проведенных автором.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что уточнены теоретические положения теории стратегического планирования применительно к торговым бизнес-системам и разработано методическое обеспечение процесса стратегического планирования, адекватное современным условиям хозяйствования торговых организаций.

При этом получены следующие результаты:

— исследованы объективные предпосылки необходимости планирования и координации совместной деятельности хозяйствующих субъектов в рамках единой экономической системы с выделением особенностей административно-командной и рыночной моделей экономики;

— дано определение «торговая бизнес-система», под которой понимается система отношений, возникающих как внутри торговой организации, так и вне ее, при выполнении особой деятельности, связанной с осуществлением актов купли-продажи посредством операций, обслуживающих процесс обмена, и направленной на максимальное удовлетворение конкретных запросов конкретных потребителей;

— уточнено содержание понятия «стратегическое планирование» применительно к торговым бизнес-системам, отражающее специфику их экономического назначение в общественном воспроизводстве и опирающееся на понимание объекта планирования как коммерческой деятельности взаимодействующих людей или их объединений;

— проанализировано состояние институциональной среды, в которой действуют торговые организации, выявлены ее недостатки и определены направления развития. Доказано, что первостепенное внимание должно быть уделено институту предприятия, который не исследован до конца, отличается существенной спецификой и тесно связан с другими социально-экономическими институтами страны;

— разработана методика выбора и обоснования стратегии развития торгового предприятия как бизнес-системы на основе построения экономико-математической модели в виде отдельных взаимосвязанных функциональных блоков;

— предложен алгоритм выбора поставщика торгового предприятия методом попарных сравнений совокупности выбранных параметров, характеризующих различные стороны деловой активности потенциальных поставщиков;

— разработана методика оценки стратегических позиций торгового предприятия в конкурентном окружении с использованием метода экспертных оценок и системы критериев.

Практическая значимость результатов исследования определяется их направленностью на повышение экономической эффективности коммерческой деятельности торговых организаций посредством использования предложенных в диссертации методик, обеспечивающих разработку и рациональный выбор стратегического плана развития.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях докторантов, аспирантов и научных сотрудников «Плехановские чтения» в 2002;2003гг.

Обоснованность результатов научного исследования в части методического обеспечения планирования стратегических направлений развития торговых бизнес-систем подтверждается внедрением рекомендаций в практическую работу ООО «Торговый Дом «Крестовский».

Теоретические положения и практические рекомендации по теме исследования были опубликованы в четырех научных работах общим объемом авторского текста 1,7 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Объем работы составляет 159 страниц машинописного текста.

Заключение

.

1. Поскольку торговое предпринимательство должно развиваться в рамках рыночной экономики с присущей ей многообразием форм собственности, наличии конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства, постольку обостряется необходимость теоретических и методических разработок, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций в условиях развития рыночных отношений, в первую очередь посредством укрепления методологической базы стратегического планирования.

Переход торговых предприятий к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Рыночные отношения перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного, отраслевого, регионального, городского уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта — предприятия.

Главным в планировании в настоящее время является разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия (в лице отдельных служб) никто не сможет достичь высокой эффективности в планировании, поскольку предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. Поэтому участие в планировании должно быть обязательно для руководителей и целесообразно для работников.

В условиях рыночных отношений и усиления конкуренции в торговой сфере основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта планирования, сколько показателям его развития. Следует подчеркнуть, что рост и развитие торговых предприятий предлагаемых условий.

Основным результатом данной главы диссертации является разработка комплекса взаимосвязанных методик, обеспечивающих разработку стратегического плана развития торгово-посреднических организаций как бизнес-систем на потребительском рынке.

Предлагаемые методики дает возможность создания, сравнения и выбора различных вариантов стратегий развития торговых организаций, независимо от их специализации и выбранной рыночной ниши.

Практическая апробация методик нашла реализацию в моделировании деятельности конкретной торговой организации — Торгового Дома «Крестовский» — при разработке стратегического плана развития и подтвердила целесообразность их использования при принятии управленческих решений в реальных условиях функционирования потребительского рынка. не однозначные понятия. Рост масштабов деятельности может происходить с развитием или при его отсутствии.

До недавнего времени основным в деятельности торгового предприятия считался рост его показателей. Однако многие, особенно мелкие предприятия торговли и общественного питания, рассчитанные на определенный контингент потребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие от немногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке, открывать новые предприятия, перепрофилировать действующие и т. п.

Большинство торговых предприятий, не располагая возможностями в области роста, в целях повышения конкурентоспособности при планировании своей деятельности основное внимание должны уделять вопросам развития, которые связаны, прежде всего, с качеством работы предприятия и соответствии выполняемых функций требованиям экономической системы более высокого порядка, например, локального потребительского рынка и субъектов его инфраструктуры.

2. В условиях рыночных отношений стратегическое планирование, как функция управления, приобретает особую значимость. Использование планирования позволяет уменьшить неопределенность в процессе принятия и реализации управленческих решений, определить экономическую целесообразность выбранной сферы деятельности, обосновать направления и пропорции распределения ресурсов, выбрать стратегию и тактику ведения бизнеса и конкурентной борьбы, предвидеть потенциальные ошибки, нейтрализовать влияние слабых и активизировать влияние сильных сторон на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на значительные расхождения в имеющихся определениях, в большинстве из них можно выделить два опорных момента: большой временной период стратегического планирования и наличие четко.

Отсюда можно определить экономическую сущность бизнес-системы, функционирующей в сфере торговли и имеющей свои специфические черты. Торговая бизнес-система представляет собой систему отношений (экономических, организационных, правовых, социальных и других), возникающих как внутри торговой организации, так и вне ее, при выполнении особой деятельности, связанной с осуществлением актов купли-продажи посредством операций, обслуживающих процесс обмена, и направленной на максимальное удовлетворение конкретных запросов конкретных потребителей.

Опираясь на проведенные исследования можно утверждать, что под стратегическим планированием в торговой бизнес-системе следует понимать комплексное описание стратегической цели долгосрочного развития существующего бизнеса, учитывающее прогноз потенциальных возможностей торговой деятельности в получении коммерческого эффекта и вероятные сценарии изменения внешней среды, а также выработку программы поэтапных действий по достижению этой цели.

Приведенные в работе характеристики сущности целей предприятия и предпринимателя позволили сделать принципиально важный вывод о возможном несовпадении целей их деятельности. Предприятие в рассматриваемом аспекте не следует отождествлять ни с собственником-предпринимателем, ни с трудовым коллективом. Предприятие, как было показано, это элемент бизнес-системы, в чью деятельность вовлечены и физические лица, и владельцы различного рода материальных и нематериальных активов, и субъекты внешней среды, чьи экономические цели могут, и, как правило, не совпадают.

3. Если с институциональной средой экономики в целом имеется определенная ясность, то институт предприятия не исследован до конца, отличается существенной спецификой и тесно связан с другими социально-экономическими институтами страны. выраженной цели, на достижение которой ориентированна деятельность фирмы.

Некоторые авторы ставят условия применения долгосрочного и стратегического планирования в зависимости от степени нестабильности внешней среды. Они считают, что если степень нестабильности внешней среды низкая, предпочтительнее долгосрочное планирование. В случае увеличения степени нестабильности — целесообразно использовать стратегическое планирование.

Однако при переходе к рыночным отношениям, по мере роста степени нестабильности внешней среды, предприятия, и не только торговые, наоборот, стали уменьшать горизонт стратегического планирования, устанавливая его применительно к состоянию экономической конъюнктуры.

К чрезвычайно важному аспекту методологического характера относится выбор объекта стратегического планирования. Общепринятый подход рассматривает в качестве объекта предприятие или организацию. В. Ефремов предлагает считать объектом стратегического планирования бизнес. Главным аргументом подобного подхода выступает утверждение о том, что широта и многообразие человеческой деятельности таковы, что ее невозможно охватить рамками одной организации. В таком контексте стратегическое планирование выглядит как стратегическое планирование развития бизнеса.

Если следовать базовым принципам общей теории систем, то главное в организации не ее собственное устройство, а насколько эффективно она выполняет заданные функции как элемент экономической системы. Принимая во внимание полученные выводы, можно предположить, что развитие организации ориентировано на наиболее полную реализацию своего общественного предназначения, где внутренний порядок организации предопределен ее системной функцией.

На предприятие как на основную движущую силу экономического развития страны обращали внимание многие экономисты при определении направления и содержания рыночных реформ. В начальный период становления рыночных отношений преобладало мнение о том, что свободное развитие предприятий, не сдерживаемых административно-командной системой распределения и управления, достаточно скоро даст реальный экономический результат. Но либерализация условий хозяйственной деятельности предприятий не привела к росту производительных сил. Ситуация даже усугубилась. В дополнение к имевшимся экономическим проблемам в виде устаревших технологий и изношенного оборудования, отсутствия интереса к инновациям, добавились новые, такие как падение качества продукции, потеря управляемости предприятий, комплексов и отраслей в целом, погоня за краткосрочной коммерческой выгодой, продолжающееся, уже катастрофическое, повышение износа основных фондов, обнищание основной массы населения, уход с предприятий квалифицированных работников и другие.

Ситуацию ухудшили и серьезные трудности в отсутствии научно-обоснованной теоретико-методологической базы проведения экономических реформ. Мало применимыми к российской реальности оказались известные, и казалось бы надежные и апробированные мировой экономической наукой, варианты теории функционирования предприятий и корпораций. В экономике спада, неплатежей, бартера, практически всеобщего нарушения контрактных обязательств как внутри предприятий, так и в отношениях между ними, неожиданно выяснилось, что ни неоклассические, ни институционалистские, ни эволюционные, ни другие концепции развития предприятия не имеют достаточных оснований для описания и объяснения происходящих процессов.

Концепция предприятия как «совокупности контрактов», на которой базируются как институциональная, так и агентская теории фирмы, также мало согласовывалась с российской действительностью широко распространенной практикой невыплаты зарплат, неполного рабочего дня, неплатежей и других проявлений подобного рода, превращающих заключенные контрактов, а уж тем более устные договоренности, по существу, в ничтожные сделки.

Классическая микроэкономика представляет предприятие как простейшую структуру, поведение которой определяется в основном ответной реакцией на воздействие факторов внешней среды, в первую очередь динамики спроса и цен. Но реалии экономического развития показывают, что предприятие — это сложный и многогранный организм, понимание закономерностей жизнедеятельности которого требует глубокого анализа с использованием современного инструментария. В научной литературе имеется немало убедительных доказательств влияния не только внешней среды на экономическое поведение предприятия, но в большей степени его внутреннего состояния и взаимоотношений отдельных элементов этой многоуровневой экономической системы.

Только составив ясное представление о роли предприятия в современной российской экономике, направлений взаимосвязей и характера взаимоотношений между макроэкономическим, мезои микроэкономическим уровнями, можно определить содержание внутреннего механизма принятия решений на предприятиях и воздействовать на факторы, определяющими содержание и объем деятельности предприятия.

4. В любых сложившихся условиях всегда возможны различные стратегии развития торгового предприятия, которые будут отличаться как величиной требуемых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных, времени), так и достигнутыми результатами. При выборе конкретной стратегии существенную роль будут играть как чисто экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия, так и другие последствия принимаемых решений, такие как, например, характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями и конкурентами.

В связи с тем, что проведение эксперимента в естественных условиях функционирования рынка невозможно, выбор стратегии развития предприятия в каждом конкретном случае целесообразно осуществлять путем априорного сравнительного анализа различных возможных стратегий с использованием экономико-математического моделирования.

При моделировании бизнес-деятельности торговых предприятий возникают определенные проблемы, основными из которых являются:

1. Большое количество факторов, влияющих на результат деятельности предприятия.

2. Случайный характер некоторых зависимостей (колебания спроса, ожидания потребителей, инфляция и др.).

3. Отсутствие аналитических соотношений, связывающих некоторые параметры с результатами хозяйственной деятельности.

4. Существенная зависимость большинства параметров от времени (спрос, потоки покупателей, деятельность конкурентов и др.).

5. Инерционность, которая состоит в том, что влияние изменения параметра проявляется не сразу, а через некоторое время (например, влияние рекламной кампании, снижения цен, изменения ассортимента и т. п.).

Разработка экономико-математической модели функционирования торгового предприятия как бизнес-системы сопряжена с необходимостью решения ряда задач. Первой и наиболее сложной задачей является выбор критерия для оценки эффективности стратегии в том случае, если целью моделирования является стратегическое планирование. Множественность целей деятельности предприятия приводит к тому, что количество различных возможных критериев так же будет достаточно велико.

Как следует анализа, использование любого из перечисленных в работе методов вносит в решение поставленной задачи значительную долю субъективизма, как за счет выбора обобщенного критерия, так и за счет ранжирования частных критериев. Вероятностный характер некоторых независимых переменных, таких как колебания спроса, курса валют, ожиданий потребителей и ряда других факторов, а так же невозможность точно определить границы изменения некоторых параметров приводит к появлению дополнительной неопределенности. В этой связи наиболее рациональным представляется использование интерактивного метода нахождения окончательного решения, при котором получают некоторое количество допустимых решений при различных граничных условиях и допущениях с использованием различных критериев, а выбор окончательного варианта остается за экспертом.

В соответствии с принципом блочного построения модели экономическая модель торгового предприятия представлена как бизнес-система в виде отдельных взаимосвязанных функциональных блоков.

Разработанная модель носит, наряду с прикладным, методический характер. Подход, положенный в основу данной модели, может быть применен практически для любых торгующих организаций с произвольно заданной организационной структурой, ассортиментом реализуемых товаров, величиной и характером ресурсного потенциала и конкурентного окружения.

Модель позволяет осуществить выбор и обоснование стратегического плана развития предприятия исходя из любого предложенного критерия. Однако сфера применения подобных моделей не исчерпывается вопросами стратегического планирования. Модель позволяет оценить характер и степень влияния изменения любого внешнего и внутреннего фактора на результат хозяйственной деятельности предприятия, что в свою очередь позволяет значительно повысить обоснованность принимаемых управленческих решений в условиях рыночной неопределенности, которая находит свое концентрированное проявление в сфере обращения.

5. Для анализа конкурентоспособности предприятия нами была использована теория конкурентных преимуществ, разработанная М.Портером. Она позволяет понять положение фирмы в сложной конкурентной среде, оценить возможности фирмы и ее перспективы в отрасли, правильно определить конкурентную стратегию и найти конкретные способы достижения конкурентного преимущества.

Торговлю в целом можно охарактеризовать как отрасль с высокой интенсивностью внутриотраслевого соперничества и высокой угрозой вторжения новых участников. Рыночная власть поставщика не велика, кроме торговых предприятий, являющихся дилером конкретного производителя. Во всех остальных случаях, как правило, существует большое количество производителей и поставщиков однотипных товаров, и предложение большинства товаров значительно превышает спрос. Появление товаров-заменителей происходит постоянно, что при грамотном управлении запасами приводит не к снижению, а, наоборот, к повышению конкурентоспособности предприятия. Следовательно, основным и определяющим фактором успешного функционирования торгового предприятия становится рыночная власть потребителя. В этой связи конкурентоспособность торгового предприятия можно определить как степень его привлекательности для потребителей.

Для каждого торгового предприятия перечень значимых факторов и степень их влияния на результат деятельности предприятия будет различным в зависимости от типа предприятия, его специализации, контингента потребителей, конкретной ситуации на рынке и др.

Многообразие факторов и неоднозначность их влияния на конкурентоспособность торгового предприятия вызывает необходимость в разработке обобщенного показателя, отражающего совокупное влияние всех перечисленных факторов.

Предложенные методики апробированы на примере конкретных предприятий, осуществляющих торговлю различными товарными группами.

6. В условиях, когда существует большое количество производителей и поставщиков однотипных товаров и предложение большинства товаров значительно превышает спрос, перед руководителем розничного торгового предприятия возникает проблема выбора оптимального поставщика. При этом отдельные поставщики могут отличаться друг от друга не только качеством, ассортиментом и отпускной или оптовой ценой товара, но и другими важными факторами, такими как наличие и размер скидок, условия поставки, репутация поставщика и т. д. Большое количество факторов, которые необходимо принять во внимание при выборе поставщика, а так же невозможность количественной оценки некоторых из них делает проблему выбора поставщика достаточно сложной.

Выбор поставщика осуществляется на основе расчета обобщенных показателей. Поставщик, имеющий наибольшее значение обобщенного показателя, и может быть рекомендован как наилучший по совокупности факторов.

Как и предложенная методика оценки конкурентоспособности, данный алгоритм выбора поставщика предприятия может использоваться в составе модели торгового предприятия (блок «возможности поставщиков», на выходе которого должны быть данные о периодичности, объеме, условиях и сроках поставки товаров каждым поставщиком). Варьируя перечисленными данными, наряду с другими управляемыми параметрами модели, можно оптимизировать стратегический план развития предприятия. Однако указанная методика имеет и самостоятельное значение: ее реально использовать для обоснования выбора поставщика товаров при наличии большого количества предложений и значительной дифференциации предлагаемых условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. М.: «Дело и сервис», 2000. — 512 с.
  2. С.Ю. Эволюция рыночных отношений в России. СПб.: Изд-во СПб. ун-та эконом, и финансов, 1994. — 144 с.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы/Финансовая академия при Правительстве РФ. -М.: Финансы и статистика, 1997. -248 с.
  4. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с анг. / Под. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 402 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. Спб: Изд-во «Питер», 1999.-416 с.
  6. Н. Как организовать стратегическое планирование в корпорациях // Менеджмент в России и зарубежом. 1999. — № 4. — С. 130−141.
  7. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация/ТПроблемы теории и практики управления. 1998. — № 5. -С.85−90.
  8. В.К. Планирование деятельности предприятия. Вопросы и ответы: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.-177 с.
  9. Г. Овладение политикой планирования: создание реально выполнимых планов и политики, которая ведет к переменам/Пер. с анг. К. П. Михневич. М.: Экономика, 1994. — 304 с.
  10. И.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -Казань: КФЭИ, 1997. 176 с.
  11. П.Блинов А. Выбор альтернатив и предпочтений//Журнал для акционе-ров.-1999.-№ 5.-С. 28−33.
  12. Бор М. З. Основы планирования народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1971. — 232 с.
  13. А. Тихий омут стратегического планирования//Эксперт. -1997.-№ 29.-С. 34−35.
  14. М.В. Методология планирования народного хозяйства. М.: Изд-во МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1970. — 44 с.
  15. У. Менеджмент в организации/Пер. с англ. М.: «ИНФРА-М», 1997.-344 с.
  16. В.П., Галь В. В., Казаков А. П., Морошкин В. А. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления: Методическое пособие. -М.: ЦИГОСК АЛ, 1997. 106 с.
  17. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-392 с.
  18. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность.- М.: ИНФРА-М, 1997. 400 с.
  19. Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии//Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 105−110.
  20. Е.А., Нещадин A.A., Липсиц И. В. и др. Трудный поиск конкурентных стратегий//ЭКО. -1998. № 10−11. — С. 51−68.С.24−46.
  21. С.Н. Организация и технология торговли. Мн.: Выш. школа, 1998.-224 с.
  22. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.
  23. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М. -287 с.
  24. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  25. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
  26. Вопросы планирования народного хозяйства. (Сборник научных трудов). Под ред. Анчишкина А. И., Орешина В. Н. М.?Издательство МГУ, 1982.- 70 с.
  27. В.В. Менеджмент: системные основы. -Железнодорожный (МО): ТОО НПЦ «Крылья», 1996. 320 с.
  28. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. г. Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. -400с.
  29. Г. М. Стратегическое управление регионом в транзитивной экономике. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 160 с.
  30. А.И., Пармененков К. Н., Савкина Р. В. Основы коммерческой деятельности. М.: Изд-во МГУК, 2000. -170 с.
  31. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 2. М.: МНИИПУ, 1997. — 736 с.
  32. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. М.: ИНФА-М, 1997.-334 с.
  33. Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях/ Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. С. 112−116.
  34. С.И. Макроэкономическое планирование: новые подходы// Экономист. 1996. — № 11. — С. 37−52.
  35. A.B. Определение миссии организации //Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 3. С. 130−134.
  36. Л.И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1995. — 287 с.
  37. Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 334 с.
  38. А.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли.-М.: «Маркетинг», 1999. 448 с.
  39. Дей Д.С., Бойси Д. Т. Процедуры стратегического планирования маркетинга// Маркетинг успеха. 1998. — № 12. С. 23−36.
  40. Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Пер. < англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 304 с.
  41. П. Менеджмент: стратегия и тактика. -Спб: Изд-во «Питер», 1999.-560 с.
  42. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности// Экономист. 2000. -№ 1. — С. 26−33.
  43. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. пособие/Под ред. Б. А. Лагоши. М.: Финансы и статистика, 1999. 176 с.
  44. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC/ТМенеджмент в России и за рубежом. 1998 -№ 1.С.117−130.
  45. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ОЕ/МсКепзеу//Менеджмент в России и за рубежом. -1997.-№ 9−10.-С. 82−93.
  46. B.C. Ревизия сущности стратегического планирования// Менеджмент в России и за рубежом. 1997. (сент, окт.). С. 3−11.
  47. B.C. Стратегическое управление в контексте организационно го развития//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. С. 3−13
  48. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. -М.: Издательство «Финпресс», 2001. 240 с.
  49. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Инфоормационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с.
  50. А.Б., Каптышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 1998. — 272 с.
  51. А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. 4.1. Стратегическое планирование. Мн.: ООО «Мисанта», 1998. -296 с.
  52. Т. Создание и реализация успеха как ключевая задача стратегического менеджмента//Проблемы теории и практики управления. -1999.-№ 2. С. 83−88.
  53. Йохансен J1. Очерки макроэкономического планирования. Т. 1. -М.: Прогресс, 1992.-398 с.
  54. Каким быть плану: дискуссии 20-х годов: Статьи и современные комментарии /Сост.: Корицкий Э. Б. Д.: Лениздат, 1989. — 224 с.
  55. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. -239с.
  56. Кеннет Дж.Кук. Малый бизнес: стратегическое планирование /Пер.с англ. М.: Издательский дом «Довгань», 1998. — 168 с.
  57. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 398 с.
  58. С.С. Стратегическое планирование предприятий сетевой подход//Бизнес. — 1999. № 1−2. С. 32−33.
  59. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. № 4.
  60. Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях//Вопросы экономики. 1998. -№ 9.-С. 46−65.
  61. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. — 287 с.
  62. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. -СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. 315 с.
  63. Г., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. Пер. с англ ./Под ред. и спредисл. В. М. Савинкова. М.: Финансы и статистика, 1986. — 264 с.
  64. В.В., Кузнецова Г. В. Торговая деятельность. М.: ПРИОР, 1998. — 416 с.
  65. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учебное пособие / Под ред. A.B. Зырянова. Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. — 402 с.
  66. М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. М.: Русская деловая лит-ра, 1998. — 768 с.
  67. А. Планирование деятельности предприятия//Экономист. -1996. № 6. С. 61−67.
  68. В.А., Логунов В. В. Выбор инновационных стратегий предприятия и управление их реализацией с учетом фактора риска//Современное управление. -1999. -№ 6. С. 65−81.
  69. А.И., Шлей Н. В., Железняков A.C. Стратегическое планирование и управление в ключевых областях//ЭКО. 1999. — № 10. С. 6670.
  70. И. Особенности бизнес-планирования в фирмах со сложной структурой управления// Управление риском. 1999. — № 1. С. 3−12.
  71. В.В. Основы менеджмента в торговле. М.: Экономика, 1993. — 190 с.
  72. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учеб. пособие. -М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1991. 356 с.
  73. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия требование времени//ЭКО. — 1998. -№ 11. С. 13−23.
  74. May В.А. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х начала 60-х гг. — М.: Наука, 1990. -160 с.
  75. H.A., Пучкова Т. И. Прогнозирование социального и экономического развития народного хозяйства: Учеб.пособие. М.: МГУЛ, 1998.-160 с.
  76. H.A., Пучкова Т. И., Касаткин В. П. Бизнес-планирование: Учеб.пособие. М.: МГУЛ, 1998. — 147 с.
  77. А. Трансформация системы планирования на предприятиях России//Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. С.35−37.
  78. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1998. 800 с.
  79. Методология и организация народнохозяйственного планирования. (Сборник научных трудов). Под ред. Будавея В. Ю. М.: НИЭИ при Госплане СССР, 1981. — 211 с.
  80. .З. Теория организаций. -М.: ИНФРА-М, 1998. 336 с.
  81. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы, взаимосвязи и взаимопроникновение//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — март-апрель. С. 33−44.
  82. Р. Эффективное управление. М.: Финпресс, 1998. 220с.
  83. Д. Институциональные изменения: Рамки анализа //Вопросы экономики. 1997.№ 3. С.6−17.84.0сновы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учебное пособие/ Под ред. В. М. Власовой. -М.: Финансы и статистика, 1999. -240 с.
  84. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: С-Петербург. ун-т экономики и финансов, 1993. 136 с.
  85. П.В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. -М.:ИНФРА-М, 2001. 220 с.
  86. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 2001 годы.
  87. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 г. № 1072-р.
  88. .В., Прилепский М. Б. Стратегическое планирование комплексного развития предприятия// ЭКО. 1999. № 3. С. 105−126.
  89. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 793 с.
  90. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
  91. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. -М.:Дело, 1998.-336 с.
  92. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. -М.: Наука, 1994.-592 с.
  93. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Экономика, 1990. — 200 с.
  94. Стратегическое планирование/Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 440 с.
  95. И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. М., 2000.- 132 с.
  96. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ., под ред. А. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  97. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. проф. JT.A. Брагина, проф. Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2002. 560 с.
  98. Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 669 с.
  99. P.A. Стратегический менеджмент. Учеб. для вузов. 2-е изд. доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 416 с.
  100. П.Т. Инструменты стратегического рыночного планирования//Маркетинг успеха. 1998. -№ 12. С. 37−47.
  101. В.Н. Основы моделирования маркетинговой информации в системе управления торговлей. М.: Экономика и финансы, 1997. — 308с.
  102. М. Факторы выбора стратегии предприятия //Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика. 1999. — № 3. С. 59−70.
  103. В.Е. Институциональный анализ инвестиционного планирования и проектирования//ЭКО. 1999. — № 4. С. 67−84.
  104. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 295 с.
  105. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Видяпина, проф. Г. П. Журавлевой. М., 2000. — 592 с.
  106. Определение коэффициентов значимости факторов методом попарных сравнений
  107. Расчет коэффициентов конкурентоспособности
  108. Номер фактора КЗн Аптека № 201 Аптека № 217 Аптека № 7 Киоск в метро Аптека «Таблетка»
  109. ККС 0,793 0,742 0,777 0,442 0,626
  110. Анкета Уважаемый Покупатель!
  111. Наша фирма проводит опрос с целью узнать Ваше мнение о деятельности «Сластены» и принять к сведению Ваши рекомендации, которые, несомненно, улучшат нашу работу и сделают Ваше посещение магазина удовольствием.
  112. Просим Вас ответить на следующие вопросы и отметить тот вариант ответа, которые отражает Ваше мнение.
  113. Ваш возраст До 17 лет I——I 17−30 лет I 131 45 лет | | свыше 45 лет | |2. Ваш пол М Ж |
  114. Любите ли Вы сладкое Да? Нет? Равнодушен ?
  115. Как часто Вы приходите в наш магазин? каждый день? один раз в неделю? как получится ?
  116. От чего зависит регулярность посещения «Сластены»?семейный бюджет I 1 цены в магазине 1 1 настроение I 1
  117. Что больше всего обратило Ваше внимание в нашем магазине? разнообразие продукции | приемлемые цены | | интерьер | |
  118. Какие из следующих факторов оказывают на Вас наибольшее влияние при покупке кондитерской продукции? низкая цена? качество? Удобная упаковка ?
  119. Какой из видов продукции, представленной в магазине, Вы предпочитаете? карамель I 1 шоколад 1 1шоколадные конфеты на развес? шоколадные конфеты в коробках! |
  120. Устраивают ли Вас цены в «Сластене»?1. Да? Нет ?
  121. Придете ли Вы еще к нам, если цены повысятся на 10%?1. Да Нет СИ
  122. Как Вы считаете, что позволит нашей фирме привлечь больше покупателей?
  123. Реклама на кабельном телевидении? Снижение цен? Расширение ассортимента | | Скидки ?
  124. Благодарим Вас за сотрудничество!
  125. Мы работаем для Вас, а Вы помогаете нам работать лучше!
  126. Оценка факторов конкурентоспособности магазина «Книги»
  127. Предыдущий год Текущий год
  128. Наименование Количественная Количественная Количественная Количественнаяфакторов оценка фирмы оценка, средняя по ряду фирм оценка фирмы оценка, средняя по ряду фирм1. Уровень цен 60 70 65 75
  129. Широта ассортимента 90 50 90 55
  130. Быстрота выхода изданий 80 55 90 60
  131. Возможность получения дополнительной информации 80 40 95 50
  132. Ассортимент сопутствующих товаров 70 50 75 50
  133. Качество рекламы 80 60 80 55
  134. Местонахождение предприятия 85 80 85 80
  135. Интерьер магазина 90 60 90 70
  136. Квалификация персонала 90 60 90 70
  137. Внешний вид и культура персонала 90 80 90 8011 .Качество обслуживания 80 65 85 7012.Наличие скидок 0 20 0 2513 .Наличие современного торгового и 80 40 85 60контрольно-кассового оборудования
  138. Удобство размещения товара в зале 75 70 80 7015.0бщая репутация предприятия 95 75 95 80
  139. Определение коэффициентов значимости факторов методом попарных сравнений
Заполнить форму текущей работой