Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения
Диссертация
Создание и разработка теории метротектонизма достойно венчает жизненный путь Конюса. Его разносторонняя музыкальная активность, проявившаяся едва ли не во всех сферах музыкальной деятельности, в значительной степени подготовила изобретение новой музыкальной концепции. Свой творческий путь Конюс начал как композитор. В своих творческих убеждениях он предстает ревностным хранителем традиций русской… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Г. Э. Конюс и его теория
- 1. Конюс на пути к метротектонизму (музыкальная деятельность Конюса)
- 1. 1. Композиторское творчество
- 1. 1. 1. Обзор творчества
- 1. 1. 2. Сюита «Из детской жизни»
- 1. 1. 3. Вокальная лирика
- 1. 2. Педагогическая деятельность Конюса. Учебные пособия
- 1. 2. 1. Обзор педагогической деятельности
- 1. 2. 2. Учебники инструментовки
- 1. 2. 3. Пособия по элементарной теории музыки
- 1. 2. 4. «Пособие к практическому изучению гармонии»
- 1. 2. 5. «Курс контрапункта строгого письма в ладах»
- 1. 1. Композиторское творчество
- 1. Конюс на пути к метротектонизму (музыкальная деятельность Конюса)
- 2. Научная деятельность Конюса в 1900—1920 гг. Обзор трудов
- 2. 1. Обзор музыкальной деятельности Конюса в 1900—1920 годах
- 2. 2. История возникновения метротектонизма
- 2. 3. «Музыкальная форма и ее анализ»
- 2. 4. «Границы метрических построений и каденция. Музыкально-теоретическое исследование»
- 2. 5. «Периоды музыкальной речи»
- 2. 6. «К вопросу о музыкальном зодчестве»
- 3. Метротектонизм в 1920—1933 годах
- 3. 1. Деятельность Конюса в 1920—1933 годах
- 3. 2. «Исторические, географические и этнографические подтверждения незыблемости временных принципов музыкальной формы»
- 3. 3. «Эмбриология и морфология музыкального организма»
- 1. Новые тенденции в музыкальной науке рубежа XIX—XX вв.еков и метротектонизм
- 1. 1. Русская музыкальная наука к началу XX века. Предпосылки появления метротектонизма
- 1. 2. Музыкальный материал в метротектонических анализах Конюса
- 1. 3. Сопоставление музыки и биологии. Понятие музыкальной энергии
- 1. 4. Музыка и поэзия
- 1. 5. Музыка и архитектура. Музыка и математика
- 2. Метротектонизм и традиционная теория музыкальной формы
- 2. 1. Понятие «традиционная теория» в трудах Конюса
- 2. 2. Расширение значения понятия музыкальной формы на рубеже XIX
- XX. веков
- 2. 3. Различие понятий музыкальной формы в традиционной теории и метротектонизме
- 2. 4. Доказательства приятия Конюсом традиционной теории
- 3. Конюс и Лосев: концептуальные параллели
- 3. 1. «Чистое» и музыкальное время
- 3. 2. Симметрия
- 3. 3. Метрический акцент
- 3. 4. Такт высшего порядка. Творческий волевой акт
- 1. Возможности применения метротектонизма к музыке XX века
- 2. Метротектонические формы у А.С. Скрябина
- 3. «Интуитивные» метротектонические формы
- 4. Конструктивные метротектонические формы
- 4. 1. Музыкальная форма как упорядоченное звуками время
- 4. 2. Музыкальная форма как упорядоченное чередование разных типов музыкальной ткани
- 4. 3. Метротектоническая форма как последование волевых актов
- 4. 4. Симметричные формы
Список литературы
- Источники1. А) Опубликованные
- Конюс Г. Дополнение к сборнику задач, упражнений и вопросов (1001) для практического изучения элементарной теории музыки. М., 1892.
- Конюс Г. Э. Задачник по инструментовке в 4-х частях. М., 1906.
- Конюс Г. Э. Краткое изложение основных принципов теории метротектонизма (Публикация А.И. Кондратьева) // Вопросы музыковедения. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 1.-М., 1972.
- Конюс Г. Э. Краткое пособие к изучению инструментовки. М., 1893. Литография.
- Конюс Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы. С 32-мя нотными примерами и графическими схемами. -М., 1932.
- Конюс Г. Э. Курс контрапункта строгого письма в ладах. М., 1930.
- Георгий Эдуардович Конюс: Материалы, воспоминания, письма. При участии Н. Г. Конюс. Составитель Л. А. Кожевникова. М., 1988.
- Конюс Г. Метротектоническое исследование музыкальной формы. М., 1933.
- Конюс Г. Э. Научное обоснование музыкального синтаксиса (к изучению вопроса) -М., 1935.
- Конюс Г. О «Карманьоле». Предисловие к партитуре. М., 1918.
- Конюс Г. Э. О метро-тектоническом разрешении проблемы музыкальной формы (Мой ответ Л. Сабанееву) // Музыкальная культура. 1924 № 3.
- Конюс Г. Э. Пособие к практическому изучению гармонии. М., 1894.
- Конюс Г. Э. Сборник задач, упражнений и вопросов (1001) для практического изучения элементарной теории музыки. М., 1892.
- Конюс Г. Э. Статьи, воспоминания, письма. Сост. и примеч. Г. Л. Головинского. М., 1965.
- Конюс Г. Э. Шуберт и музыкальные формы // Венок Шуберту. М., 1928.1. Б) Неопубликованные
- Конюс Г. Границы метрических построений и каденция. Музыкально-теоретическое исследование. 1897−1925. Рукопись. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 71.
- Конюс Г. Э. Историческое, географическое и этнографическое подтверждения незыблемости временных принципов музыкальной формы. Лекция, читанная в музыкальном техникуме им. А. Н. Скрябина. 1926. Рукопись. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 190.
- То же. Черновик. Ф. 62. № 188−189.
- Конюс Г. Э. Метротектонический анализ Серенады «Ты опять у окна» в цифровой схеме. Рукопись. Б.г. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 870.
- Конюс Г. Э. Конструкция и план работы исследовательского кабинета метротектонического анализа при Г.А.Х.Н. 1925−26. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 941. ГАХН. On. 1. Ед. хр. 68.
- Конюс Г. Э. Метр в музыкальном творчестве. Доклад, читанный в Государственной Академии Художественных наук. 1928. 6 марта. Рукопись. Ф. 62. № 180.
- Конюс Г. Музыкальная форма и ее анализ (с демонстрацией 1-ой части I симфонии Бетховена). Доклад, читанный на очередном собрании Научно-музыкального общества". Б.м., 1903. 12 марта. Рукопись. — ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 160.
- Конюс Г. Э. Музыкальные произведения разных эпох и авторов в метротектоническом освещении. 2-я лекция, читаемая в техникуме им. А. Н. Скрябина. 1926. Рукопись. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62 № 186−187.
- Конюс Г. Э. Об абсолютном равновесии в музыкальном строительстве и уклонения от него. Тезисы к докладу на подсекции теории музыки ГАХН 3 декабря 1925 г. -Рукопись. 1925. РГАЛИ. Ф. 941 ГАХН. Ор. 2. Ед. хр. 3.
- Конюс Г. Э. Отчет о научной работе за 1924−25 г. Рукопись. 1925. РГАЛИ. Ф. 941 ГАХН. On. 1. Ед. хр. 70.
- Конюс Г. Э. Перечень музыкальных форм (задание студентам Московской консерватории). 1923. Рукопись. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62, №. 1179.
- Конюс Г. Э. Периоды музыкальной речи. Пособие к изучению их разновидностей. -Рукопись. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62 № 160.
- Конюс Г. Э. Планы метротектонического строения 48 «Песен без слов» Мендельсона. Рукопись. 1920. ГЦММК им. М. И. Глиики. Ф. 62 № 474−476.
- Конюс Г. Э. Природа музыкального синтаксиса, демонстрированная на сонате D-dur ор. 2 № 2 Бетховена. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 941, ГАХН. Оп. 2. Ед. хр. 3. №№ 364 365,1926.
- Конюс Г. Э. Природа музыкальной формы в доступном изложении. Март 1930. Конспект статьи. Рукопись. 1930. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62 № 154.
- Конюс Г. Э. Способ печатания музыкальных произведений или их плана с целью наглядного представления их построения. Рукопись. 1923. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62 № 1915
- Конюс Г. Э. Темы для рефератов. Рукопись. 1922−23. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 1177.
- Конюс Г. Э. 48 фуг темперированного клавесина Баха в метротектонических планах, чертежах и комментариях. Рукопись. 1917−1926. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62 № 248−258.
- Конюс Г. Э. Эмбриология и морфология музыкального организма. Музыкальное творение как объект естественно-научного исследования. Рукопись, 1929. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 62. № 72.
- Личное дело Конюса Георгия Эдуардовича, действительного члена Государственной Академии Искусствознания. Крайние даты 15.03.1922 23.01.1932. — РГАЛИ. Ф. 984, ГАИС. Он. 1. Ед. хр. 123.15.03.1922−23.01.1932.
- Кожевникова Л. Творчество музыковеда Г.Э. Конюса // «Советская музыка». 1983. № 6.
- Крылов П.Д. Георгий Эдуардович Конюс. М., 1932.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
- Лосев А.Ф. Памяти одного светлого скептика // Что с нами происходит? М., 1989.
- М. «Даита». Японская сказка с танцами в одном действии и четырех картинах // «Русская музыкальная газета». 1897 № 2, февраль.
- Мазель Л. О метро-тектонизме // Пролетарский музыкант, 1929. № 7−8.
- Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. -М., 1939.
- Рыжкин И. Пространство в музыкальном времени (о теории метротектонизма Г. Э. Конюса) // «Советская музыка». 1987. № 2.
- Рыэюкин И. Советское теоретическое музыкознание (1917−1941) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 6−7. Л., 1967.
- Сабанеев Л. Несколько слов о метро-тектоническом анализе проф. Г. Конюса // «Музыкальная культура». 1924. № 2.
- Савина М. 10 творческих портретов // «Советский музыкант». 1977. № 18.
- Ферман В. О принципах метро-тектонизма// «Музыкальное образование». 1928. № 2.
- Ферман В. Памяти Георгия Эдуардовича Конюса // Советская музыка, 1933. № 5.
- Холопов Ю. Метротектонизм // Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш.-М., 1990.
- Шебалин В. Отрывки из «Воспоминаний» // Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966.
- Шкапа Е.А. Еще раз о форме и содержании в музыке. Концепция Г. Э. Конюса // «Музыковедение». 2004. № 1.
- Шкапа Е.А. Забытые страницы музыки прошлого: вокальные миниатюры Г. Э. Конюса // «Музыка и время». 2005. № 3.
- Шкапа Е.А. Метротектонизм после Конюса // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики: Материалы научной конференции / Науч. ред. B.C. Ценова, М. В. Переверзева. М., 2005 (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 54).
- Шкапа Е.А. «Эмбриология и морфология музыкального организма» Георгия Эдуардовича Конюса // Из личных архивов профессоров Московской консерватории / Ред.-сост. Г. В. Григорьева. М., 2005.
- Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.
- Аренский А. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. -М., 1893.
- Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии. -М., 1890.
- Арзаманов Ф. С.И. Танеев преподаватель курса музыкальных форм. — М., 1984.
- Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М., 1992.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.
- Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1968.
- Беляев В. Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальных формах. -М., 1915.
- Бергсон А. Восприятие изменчивости // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
- Бергсон А. Непосредственные данные сознания // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
- Берио Jl. Фрагменты из интервью и статей // XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 2. -М., 1995.
- Брюсова Н. Временное и пространственное строение формы. М., 1911.
- Булез П. Звук и слово // Булез П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. М., 2004.
- Булич С. Новая теория музыкальной ритмики. Варшава, 1884.
- БусслерЛ. Строгий стиль. Перевод С. И. Танеева. -М., 1925.
- Выготский Л. Психология искусства. СПб., 2000.
- Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М., 1895.
- Гаррас А. Ручной музыкальный словарь с прибавлением биографий известных композиторов, артистов и дилетантов с портретами. М., 1850.
- Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки. М., 1892.
- Глебов И. Ценность музыки // De musica. СПб., 1923.
- Ю.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Избранные сочинения. Мипск-М., 2000.
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1986.
- Дельсон В.Ю. Скрябин.-М., 1971.
- Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1979.91 .Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник Гармонии. 9 М., 1984.
- История русской музыки в 10-ти томах. Т. 10 Б. 1890−1917-е годы. М., 2004.
- Казбирюк А.Ф. Популярное изложение основных начал музыкальной теории, приспособленное к самообучению. Киев, 1916.
- Карманный музыкальный словарь. Музыкальная терминология А. Гарраса, исправленная и умноженная кн. В. Ф. Одоевским и др. 18-е издание. М., б.г.
- КатуарГ. Музыкальная форма. Ч. 1. Метрика. -М., 1934.
- КашкинД. Учебник элементарной теории музыки.-М., 241 913.
- Климов М. Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги. М., 1911.
- Кон 10. Пьер Булез как теоретик // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1983. Вып. 4.
- Кудряшов Ю. «Учение о тропах» Й.М. Хауэра // Проблемы музыкальной науки. М., 1983. Вып. 5.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта. — М., 1931.
- Ладухин Н. Краткая энциклопедия теории музыки. М., 1897.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М., 1991.
- Левая. Т. Скрябин // История русской музыки в 10-ти томах. Т. 10 А. М., 1997.
- Ломаное М. Элементы симметрии в музыке // Музыкальное искусство и наука. -М., 1970. Вып. 1.
- Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. -М., 1993.
- Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.
- Лосев А. Ф. Логическая теория числа // Вопросы философии. 1994. № 11.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // «Советская музыка». 1990. № 11−12.
- Люси М. Теория музыкального выражения. Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной. СПб., б.г.
- Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 1.-М., 1934.
- Мельгунов Ю.Н. Элементарный учебник музыкальной ритмики // Материалы по музыкальной ритмике. Труд музыкально-этнографической комиссии. Т. 3. Вып. 1. -М., 1907.
- Михайлов А.В. «Архитектура как застывшая музыка» // Античная культура и современная наука. -М., 1985.
- Морозова Т. Рага в музыке Хиндустани. Современный период. М., 2003.
- Московская консерватория. 1866−1966.-М., 1966.
- Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып. 1. -М., 1972.
- Пантиелев Г. Серийный метод композиции в современной опере ФРГ («Солдаты» Б. А. Циммермана и «Лир» А. Раймана) // Проблемы музыкального искусства немецкоязычных стран: Сб. науч. трудов Моск. гос. коне. М., 1990.
- Переверзева М. Музыкальные формы Джона Кейджа // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики: Материалы научной конференции / Науч. ред.
- B.C. Ценова, M.B. Переверзева. М., 2005 (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 54).
- Праут Э. Музыкальная форма. М., 1891.
- Пузыревский А. Значение и практический способ изучения главных отделов элементарной теории музыки. М., 1896.
- Пузыревский А. И. Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний. СПб., 1903.
- Пузыревский А. Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий. СПб., 21 910.
- РиманX. Музыкальный словарь. Ред. Ю. Энгеля. -М., 1901.
- Риман X. Музыкальная фразировка на основании учения о музыкальной метрике и ритмике. М., 1912.
- Риман X. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. -М., 1929.
- Рихтер Э. Учебник простого и двойного контрапункта. Практическое руководство к его изучению. Пер. А. Фаминцина. М., 1903.
- Рихтер Э. Элементарная теория музыки. -М./1900.
- Розенов Э.К. О применении закона «Золотого деления» к музыке. М., 1904.
- Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Аппассионаты» // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1990.
- Рубец А. Краткая музыкальная грамматика. СПб., 1871.
- Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. M.-JL, 1966.
- Рыжкин И.Я. Оперно-симфоническое воплощение мифа в «Истории Доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Сост. Е. Е. Дурандипа. Вып. 96. -М., 1988.
- Сабанеев JI.JI. Воспоминания о Скрябине. М., 2000.
- Саккетти JI. Краткое руководство к теории музыки. СПб., 1896.
- Скрябин А.Н. Письма. Сост. и ред. А. В. Кашперова. М., 2003.
- Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной науки. -М., 1983. Вып. 5.
- Соколов А. Теоретическая концепция Я. Ксенакиса как основа его практического метода композиции // Современные зарубежные музыкально-теоретические системы. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 105. -М., 1989.
- Спасская A.JI. Руководство к изучению элементарной теории музыки. СПб., М., 61 902.
- Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1994.
- Танеев С.И. Материалы и документы. Т. 1. Переписка и воспоминания. М., 1952.
- Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959.
- Танеев С.И. Программа по гармонии (совместно с Г. Конюсом) // Танеев С. И. Из научно-педагогического наследия. М., 1967.
- Танеев С.И. Программа по инструментовке // Танеев С. И. Из научно-педагогического наследия. М., 1967.
- Теория современной композиции. Отв. ред. B.C. Ценова. М., 2005.
- Тыкина А. Шестая соната Скрябина. Проблемы гармонии // Musica teorica. Вып. 10.-М., 2003.
- Фаминцын А. С. Начатки теории музыки. М., 1895.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
- Фукс И. Новая метода музыкальной композиции. СПб., 1830.
- Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. Сост. В. Н. Холопова. М., 1978.
- Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982.
- Холопов Ю. К понятию «музыкальная форма» // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. М., 1994.
- Холопов Ю.Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. Сост. В. Н. Холопова. М., 1978.
- Холопов Ю.Н. Музыкально-эстетические взгляды X. Шенкера // Эстетические очерки. Вып. 5.-М., 1979.
- Холопов Ю.Н. Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции (ММФТ) // Материалы международных конференций. Памяти А. В. Рудневой.-М., 1999.
- Холопов. Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1990.
- Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.
- Холопова В.Н., Холопов Ю.Н Музыка Веберна. М., 1999.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов 1-й половины XX в. -М., 1971.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994.
- Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве О. Мессиапа. М., 2002.
- Ценова B.C. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. М., 2000.
- Циммерман Б.А. Интервал и время // XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1.-М., 1995.
- Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. 3. М., 1997.
- Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии // Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. Ill А. М., 1957.
- Шлецер Б.Ф. А. Скрябин. Личность и творчество. Берлин, 1923.
- Bellermann J. G. Der Contrappunkt. Berlin, 1862.
- Cherubini L. Theorie des Contrapunktes und der Fuge. Paris. 1835.
- Euler L. Tentamen novae theoriae musicae. Petropoli. 1739.
- Indy V. d'. Cours de composition musicale. L. 1−2. Paris, 1897−1900.
- Kelkel M. Alexandre Scriabine. Paris, 1984.
- Leichtentritt H. Musikalische Formenlehre. Leipzig, 1911.
- Lobe J. Ch. Compositionslehre oder umfassende Theorie von der thematischen Arbeit und den modernen Instrumentalformen. Weimar, 1844.
- Lobe J. Ch. Lehrbuch der musikalischen Komposition. Bd. I. Leipzig, 1850.
- LussyM. Le rythme musical. Paris, 1883.
- Marx A.B. Die Lehre von der musikalischen Komposition. Bd. I-IV. Leipzig, 1837−1847.
- Rieemann H. GroBe Kompositionslehre. Bd. I. Berlin, Stuttgart, 1902.
- Riemann H. GrundriB der Kompositionslehre (Musikalische Formenlehre). -Leipzig, 1897.
- Riemann H. Katechismus der Kompositionslehre. Leipzig, 1889.
- Riemann H. L. van Beethovens samtliche Klavier-Solo-Sonaten. T. 1−3. Berlin, 1918−1920.
- Werker W. Studien iiber die Symmetric im Bau der Fugen und die motivische Zusammengehorigkeit der Praludien und Fugen des «Wohltemperierten Klaviers» von Johann Sebastian Bach. Leipzig, 1922.
- Westphal R. AHgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J.S. Bach. -Leipzig, 1880.