Мотив «услужения-службы» в художественном мире Н.В. Гоголя
![Диссертация: Мотив «услужения-службы» в художественном мире Н.В. Гоголя](https://westud.ru/work/3151163/cover.png)
Диссертация
Наконец, «Выбранные места из переписки с друзьями» стали своеобразным итогом огромной духовной работы автора и его размышлений о возможности служения, исполнении своего предназначения как спасения в религиозном понимании. Как и произведения русской церковно-учительной литературы, гоголевская книга нацелена на перевоспитание и христианское просвещение народа. С этой точки зрения органичным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Мотив «услужения-службы» как проблема истории и теории литературы
- 1. Мотив в художественном мире: к постановке вопроса
- 2. Мотив «услужения-службы» в литературно-художественных текстах
- XVIII. —XIX веков
- 3. Служба и услужение в церковно-учительной литературе
- Глава 2. Мотив «услужения-службы» в произведениях Н. В. Гоголя 1829годов
- 1. Услужение в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
- 2. Мотив «услужения-службы» в «Миргороде»
- 3. Услужение и служба в «Ревизоре»
- 4. Осип в «Ревизоре»
- 5. Служба и медвежья услуга в «Женитьбе»
- Глава 3. В поисках Истины
- 1. Порыв к высокому
- 2. Автор-подвижник в поэме
- 3. Проблемы богатырства и служения во втором томе «Мертвых душ»
- 4. 0. бразы слуг в поэме
- 5. Идеал служения в «Выбранных местах из переписки с друзьями»
Список литературы
- Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. — Л.: Академия наук СССР, 1937−1952.
- Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 9 т./ Сост., под. текста и коммент. В.А. Воро- паева и А. И. Виноградова. — М.: Русская книга, 1994.
- Бомарше Безумный день, или Женитьба Фигаро // Бомарше Избранные произведения: В 2 т.— М.: Худож. лит., 1966. — Т. 1. Театр.
- Брянчанинов И., (святитель) Письма о подвижнической жизни. — Минск: Лучи Софии, 2001.
- Брянчанинов И. (святитель) Слово о смерти. — Минск: Лучи Софии, 2000.
- Булгарин Ф. Мазепа // Булгарин Ф. В. Полн. собр. соч. — СПб.: Изд-во М. Д. Ольхина, 1843. — Т. 3.
- Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древне- русского языков. — М.: Университетская типография, 1861.
- Грибоедов А. Горе от ума // Грибоедов А. Полн. собр. соч.: В 3 т. — СПб: Потабене, 1995. — Т.1.
- Дельвиг А. К Илличевскому // Дельвиг А. К. Полн. собр. стихотворе- ний. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, б.г.
- Жуковский В.А. Аббадона // Жуковский В. А. Собр. соч.: В 4 т. — М.- Л.: Худож. лит., 1959. — Т. 2.: Баллады. Поэмы и повести.
- Козлов И. Стихотворения И. Козлова. — СПб.: Типография Эдуарда Веймара, 1855. — Т. 1.
- Крылов И.А. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1945. — Т. 1: Проза.
- Мольер Ж. — Б. Плутни Скапена // Мольер Ж. — Б. Комедии. — М.: Ху- дож. лит., 1972.159
- Переписка Гоголя: в 2 т. — М. : Б. и., 1988.
- Переписка Н.В. Гоголя с Н.П. Шереметевой. — М.: Паследие, 2001.
- Петров В. Сочинения. — СПб.: Медицинская типография, 1811.— Ч. 1.
- Петров В. Сочинения. — СПб.: Медицинская типография, 1811. — Ч. 3.
- Плавт Тит Макций Амфитрион // Плавт Тит Макций Избранные коме- дии. — М.: Худож. лит., 1967.
- Погорельский А. Двойник или мои вечера в Малороссии // Погорель- ский А. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1985.
- Пушкин А.С. Граф Нулин // Пушкин А. С. Полн собр. соч.: В 17 т. — М: Воскресенье, 1994. — Т5.
- Пушкин А.С. Домик в Коломне // Пушкин А. С. Полн собр. соч.: В 17 т. — М.: Воскресенье, 1994. — Т5.
- Пушкин А.С. Полтава // Пушкин А. С. Полн собр. соч.: В 17 т. —^М.: Воскресенье, 1994, — Т5.
- Сборник мыслей и изречений Митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. — Саратов: СаратовскийСвято-Алексеевский женский монастырь, 1996.
- Филарет. Историческое учение об отцах церкви. — СПб.: Типография П-го отделения Собственной Его Импер. Велич. Канцелярии, 1859. — Т. 1.
- Филарет. Историческое учение об отцах церкви. — СПб.: Типография П-го отделения Собственной Его Имнер. Велич. Канцелярии, 1859. — Т. 2.
- Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. — М.- Д.: Худож. лит., 1959. —Т. 1.
- Хемницер И. Басни: В 3 кн. — М.: Типография при Императорских Московских театрах, содержателя И. Смирнова, 1838. — Т. 1.
- Херасков М. Россияда, эпическая поэма // Херасков М. Творения М. Хераскова. — М.: Университетская типография Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1796. — Т. 1.
- Хмельницкий. Сочинения.— СПб.: Типография Карла Крайа, 1849. — Т. 2.
- Шекспир У. Укрощение строптивой- Два веронца- Сон в летнюю ночь- Бесплодные усилия любви- Много шума из ничего- Как вам это понравится-Двенадцатая ночь. — М., 1987.
- Языков Н.М. Полн. собр. Стихотворений. — М.- Л.: Academia, 1934. II
- Абрамович Д. Способ художественного обобщения у Н.В. Гоголя // Гоголь и современность: Творческое наследие писателя в движении эпох. —Киев: Вища школа, 1983. — 98−105.
- Аксаков СТ. История моего знакомства с Гоголем // Русский архив. — 1890.—№ 8. — С. 2−206.
- Аникст А. Жизненные комедии Шекспира // Шекснир У. Укрощение строптивой- Два веронца- Сон в летнюю ночь- Бесплодные усилия любви-Много шума из ничего- Как вам это понравится- Двенадцатая ночь. — М., 1987.
- Анненкова Е.И. Гоголь и Аксаковы: Лекция. — Л.: ЛГПИ, 1983.
- Антропова Н.В. «Выбранные места из переписки с друзьями» как ли- рико-философский эквивалент «Мертвых душ» (II т.) Н. В. Гоголя // Филоло-гические науки: Материалы XLIII науч.-метод. конф. // Универ. наука — ре-гиону. — Ставрополь, 1999. — 54−59.
- Архимандрит Киприан (Керн) Золотой век Свято-Отеческой письмен- ности. — М.: Наломник, 1995.
- Бальбуров Э.А. Фабула, сюжет, нарратив как художественная рефлек- сия событий // Критика и семиотика. — Новосибирск, 2002.— Вып. 5.— 71−78.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1994.162
- Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Б. и., 2000.
- Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — 526 -536.
- Башилов Б. Роль Гоголя в развитии русского национального мировоз- зрения // Масонство и русская интеллигенция // http: //lib.ru/POLITOLOG/OV/intellectuals.htm.
- Белинский В.Г. Собр. Соч. В 9-ти томах. — М.: Худож. лит., 1976. — Т. 2.
- Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. — М.: МАЛИ, 1996.
- Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. — Л.: Наука, 1977.
- Берков П.Н. Проблема изучения русского классицизма // Берков П. Н. XVIII век. — М.- Л.: Наука, 1964. — Сб. 6.
- Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с ду- ховными детьми. Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры. — СПб., 1995.
- Болкунова Н.С. Мотивы дома и дороги в художественной нрозе Н.В.Гоголя: Дис… канд. филол. наук. — Саратов, 1999.
- Борисов Ю. Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия. — Са- ратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978.
- Бочаров Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратын- ский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. — М.: Сов. Россия, 1985.
- Бояджиев Г. Ж — Б. Мольер // Писатели Франции. — М.: Просвещение, 1964.163
- Булгаков Н. «Душа слышит свет…»: Реализм позднего Гоголя // Лит. учеба. — 1995. —Яо№ 2,3.—С.173−202.
- Булгаков Н. Н.В. Гоголь про нас // Н.В. Гоголь и Православие. — М.: ЗАО «Издательский дом „К единству!“, 2004.вв. Бухарев A.M. О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. — М.: Б.и., 1865.
- Вайскопф М. Я. Птица тройка и колесница души: Платон и Гоголь // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. — М.: Наследие, 1995. — 99−117.
- Вайскопф М. Я Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. — М.: Б. и., 2002
- Ван дер Энг Я. Искусство новеллы: Образование вариационных рядов мотивов как фундаментальный принцип повествовательного построения //Русская новелла: Проблемы теории и истории. — Спб.: Б. и., 1993.
- Венгеров А. Собр. соч.: в 5 т. — СПб.: Прометей, 1913. — Т. 2. Писа- тель-гражданин Гоголь.
- Вересаев В.В. Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных сви- детельств современников. — М.-Л.: „Academia“, 1933.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высш. шк., 1989.
- Виноградов В.В. Сюжет и стиль. — М.: Б. и., 1963.
- Виноградов И.А. Гоголь и Уваров: Православие, Самодержавие, На- родность // Вестник РГНФ. — 2001. — Яо 1. — 83−91.
- Виноградов И.А. Гоголь — художник и мыслитель: христианские ос- новы миросозерцания. — М.: Наследие, 2000.
- Виноградов И. А. Поэма Н.В. Гоголя „Мертвые души“: проблемы ин- терпретации и текстологии: Автореф. дис. …доктора филол. наук. — М., 2003.
- Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. — М.: Наука, 1976.
- Войтоловская Э. Л. Комедия Н. В. Гоголя „Ревизор“: Комментарий. — Л.: Просвещение, 1971.164
- Воропаев В.А. Гоголь и монашество // Лепта. — 1993. — № 2. — 123−143.
- Воропаев В.А. „Каждому из нас званье свято“. Гоголь и Государь Ни- колай Павлович // http://www. moskvam.ru/199904 99/voropaev. htm.
- Воропаев В.А. Книги для Гоголя // Прометей: Историко- биографический альманах. — М.: Молодая гвардия, 1983.— Т. 13. — 128−147.
- Воропаев В.А. Мертвые души: кто они?: О названии поэмы Н.В. Гого- ля // Русская речь. — 2002. — № 3. — 10−13.
- Воропаев В.А. „На зеркало неча пенять …“: Смысл эпиграфа и „немой сцены“ в комедии Н. В. Гоголя „Ревизор“ // Русская речь. — 2002. — J» 6. —С. 9−15. 82. Воропаев В. А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии // Лит. уче- ба. — 2002.—№№ 1,2.
- Воропаев В. Подданный русского царя: Гоголь и Государь Николай Павлович // Лит. учеба. — 1999. — .№ 2. — 140−151.
- Воропаев В.А. Полтора века спустя (Гоголь в современном литерату- роведении) // Гоголь и мировая культура: Вторые Гоголевские чтения: Сб.докл. — М.: Книжный дом «Университет», 2003.
- Воропаев В.А. Пословицы и притчи в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя // Русская речь. —2002. — № 2. — 96−102.
- Воропаев В. А. «Поэт и Царь» // Лит. Россия. — 1999. — № 27. — 23- 29.165
- Воропаев В. А. «Сердце мое говорит, что книга моя нужна…» // Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. — М.: Сов. Россия, 1990.
- Воропаев В.А. «Эй, гряди. Господи Иисусе» // Слово. — 2002. — № 2. — 3−10.
- Вострикова Е.Е. Н.В. Гоголь и Н.М. Языков: история взаимоотноше- ний: Дис. …канд. филол. наук. — Саратов, 2004.
- Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. —1988. — JST" 10. — 25−39.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т.— М: Искусство, 1971. — Т. 3.
- Георгиевский Г. Оптинские письма Гоголя // Н. В. Гоголь и Правосла- вие. — М.: ЗАО «Издательский дом „К единству!“, 2004.
- Гиппиус В.В. Проблематика и композиция „Ревизора“// Н. В. Гоголь. Материалы и исследования.— М.-Л.: АН СССР, 1936. — Т. 2.
- Гольденберг А. X. Житийная традиция в „Мертвых душах“// Лит. уче- ба. — 1982. — № 3. — 155−162.
- Гончаров А. Творчество Н. В. Гоголя в религиозно-мистическом кон- тексте. — СПб.: Б. и., 1997.
- Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Русская эстетика и кри- тика 40−50-х годов XIX века. — М.: Искусство, 1982.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя — М.- Л.: Худож. лит. 1959. 166
- Гуминский В. Гоголь, Александр I и Наполеон: К 150-летию со дня смерти писателя и к 190-летию Отечественной войны 1812 г. // Наш совре-менник.—2002.—№ 3.—С. 216−231.
- Гуревич Л, Взгляд Гоголя на искусство актера и режиссера // Ежегод- ник императорских театров. — 1909. — Вып. 2. — 14−27.
- Дандес А. Структурная типология индейских сказок Северной Амери- ки // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. — М.: Б.и., 1985.
- Данилов С. „Женитьба“ Н.В. Гоголя. — Л.: Изд.-во Гос. Акад. теат- ра драмы, 1934.
- Данилов С. Очерки по истории русского драматического театра. — М.- Л.: Искусство, 1948.
- Долгополов Л.К. Гоголь в начале 1840-х годов („Портрет“ и „Тарас Бульба“) // Рус. лит. — 1969. — № 2. — 82−104.
- Дурылин Н. Гоголь и Аксаковы // Звенья. — М.- Л., 1934. — Т. 3−4. — 325−364
- Дурылин Н. От „Владимира третьей степени“ к „Ревизору“ // Еже- годник Института истории искусств. — М.: АН СССР, 1953.
- Душечкина Е.В. „Тарас Бульба“ в свете традиций Древнерусской воин- ской повести // Гоголь и современность: Творческое наследие писателя вдвижении эпох. — Киев: Вища школа, 1983. — 30−34.
- Егоров Б.Ф. О национализме и панславизме славянофилов // Славяно- фильство и современность. — СПб.: Наука, 1994.
- Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. — М.: Наука, 1972.
- Есаулов И.А. Пасхальность в поэтике Гоголя // Гоголь и мировая куль- тура: Вторые Гоголевские чтения: Сб. докл. — М.: Книжный дом „Универси-тет“, 2003.
- Захаров К.М. Мотивы игры в драматургии П.В. Гоголя: Дис. … канд. филол. наук. — Саратов, 1999.
- Звегинцев В.А. Семасиология. — М.: МГУ, 1957.
- Зеньковский В. П.В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь- Зеньковский В. Го- голь. —СПб.: Logos, 1994.
- Зернова Р. Бомарше // Писатели Франции. — М.: Просвещение, 1964.
- Золотусский И. „Пиковая Дама“ и „Ревизор“: попытка сопоставления.// Московский пушкинист. — 2000. — № 8. — 214−220.
- Зорин А.П. Семантика пауз в драматургических текстах П.В. Гоголя: Автореф. дис. …канд. филол. наук. — Саратов, 2001.
- Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. К вопросу о культурно-исторических основах подсознательного. — М.: Российск. гос. гу-манит. ун-т., 2000.
- Иваницкий А.И. Об эволюции роли риторики в гоголевской фабуле // П. В. Гоголь: загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения. —М.: Б. и., 2002.
- Иваницкий А.И. Текст и прототекст (смысловые уровни „Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Пикифоровичем“ П.В. Гоголя)// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1992. — № 1.— 24−38.168
- Из воспоминаний протоиерея С, С. Модестова // У Троицы в Акаде- мии.1814−1914. Юбилейный сборник исторических материалов, — М.: Б. и., 1914.
- Канунова Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя: О соот- ношении реалистического и романтического начал в эстетике и творчествеписателя. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. — М.: Наука, 1976.
- Ключевский В.О. Сочинения. — М., 1958. — Т. 4.
- Котляревский Н. Николай Васильевич Гоголь 1829−1842. Очерк из ис- тории русской повести и драмы. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1911.
- Крестова Л.В. Комментарий к комедии Н.В. Гоголя „Ревизор“. — М.: Мир, 1933.
- Кривонос В.Ш. „Мертвые души“ Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985.
- Кривонос В, Ш. Тарас и Андрий в „Тарасе Бульбе“ Гоголя // Н. В. Го- голь и мировая культура: Вторые гоголевские чтеиия: Сб. докл. — М.: Книж-ный дом „Университет“, 2003.
- Кривонос В.Ш. Мотивы художественной ирозы Гоголя: Монография. — Спб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
- Крымова Н. А. Любите ли вы театр?: Очерки. — М.: Дет. лит., 1987.
- Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и ноэтика жанра. — Томск: Б. и., 1996,
- Лобов Л.П. Гоголь и славянофилы // Славянские известия. —1909, — № 3 , — С. 356−363,
- Лотман Ю, М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. — СПб.: Б. и., 2001.
- Лотман М.Ю. Очерк дворянского быта онегинской поры // Лотман Ю. М. Роман А. С, Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий: Пособие дляучителя. — Л.: Просвещение, 1983,
- Лотман Ю. М, Проблема знака и знаковой системы // Семиосфера, — Спб: Б, п., 2001.
- Максимович И.А. Письма о Киеве и воспоминания о Тавриде. — СПб.: Б. и., 1871.
- Манн Ю.В. В поисках живой души: „Мертвые души“. Писатель — кри- тика — читатель. — М.: Книга, 1984.
- Манн Ю.В. Комедия Гоголя „Ревизор“. — М., 1966.
- Манн Ю.В. О жанре „Мертвых душ“ // Изв. АП СССР. Сер. Лит. и яз. — 1972. — Т. 3 1. — Вып. 1.
- Манн. Ю. В. Поэтика Гоголя. — М.: Худож. лит., 1978.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М.: Coda, 1996.
- Манн Ю.В. „Сквозь видный миру смех…“: Жизнь П. В. Гоголя 1809 — 1852 гг. —М.:МИРОС, 1994.
- Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Го- голя. — М.: Дет. лит., 1979.
- Машинский СО. Художественный мир Гоголя. — М.: Просвещение, 1979.
- Мацкин А. П. Па темы Гоголя. Театральные очерки. — М.: Б. и., 1984. 171
- Мережковский Д.С. Гоголь, — Спб.: Пантеон, 1909.
- Мильдон В.И. Чаадаев и Гоголь. (Опыт понимания образной логики) // Вопросы философии. — 1989. — № 11. — 77−89.
- Мильдон В.И. Эстетика Гоголя. — М.: ВГИК, 1998.
- Михед П.В. Об истоках художественного мира П.В. Гоголя (Н.В. Го- голь и В.Г. Нарежный) // Гоголь и современность. Творческое наследие писа-теля в движении эпох. — Киев: Вища щкола, 1985.
- Моторин А.В. Художественное воплощение темы политической власти в творчестве Н.В. Гоголя // Филологические науки. — 1988.— JV» 4.—С. 13−16.
- Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М.: Республика, 1995. — 7−63.
- Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. — 1987. — № 4. — 43−66.
- Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. / Под. ред. В. В. Гиппиуса. — М.-Л.: АН СССР, 1936. — Тт. 1, 2.
- Н.В. Гоголь и Православие. — М.: Отчий дом, 2004.
- Немзер А.С. О названиях повестей Гоголя // Русская речь. —1979. — № 2. — 33−37.
- Рикер П. Символика интерпретации зла // Конфликт интерпретаций. — М., 2002.
- Рикер П. Существование и герменевтика // Конфликт интерпретаций. — М., 2002.
- Розанов Н. Гоголь как верный сын Церкви. — М.: Б. и., 1902.
- Розанов В.В. Пушкин и Гоголь // Розанов В. В. Несовместимые контра- сты бытия. — М.: Б. и., 1990.
- Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. — Л.: Наука, 1973.
- Смирнов В.Б. Больше века назад: Избранные статьи о русской литера- туре XIX века. — Волгоград: Ком. по печати и информ., 1997.
- Смирнов В.Б. Н.А. Некрасов и журнальная поэзия «Отечественных за- писок». Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филол. фак. педвузов. —Уфа: Б. и., 1972.
- Смирнов В.Б. Ф. М. Достоевский и русская демократическая журнали- стика 70−80-х годов. — Волгоград: Изд-во Волгогр. ун-та, 1996.
- Смирнова Е.А. Общественная и эстетическая позиция Гоголя в послед- нее десятилетие его жизни // Освободительное движение в России. — Сара-тов, 1975.—Вып. 4.
- Смирнова Е.А. О многосмысленности «Мертвых душ» // Контекст. 1982. — М.: Наука, 1983.
- Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». — Л.: Наука, 1987.
- Смирнова Е.А. Эволюция творческого метода Гоголя от 1830-х годов к 1840-м: Автореф. …канд. филол. наук. — Тарту, 1974.
- Смирнова-Чикина Е. С. Ноэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Коммен- тарий. Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1974.
- Соловьев Г. А. Эстетические идеи молодого Белинского. — М.: Худож. лит., 1986.
- Станиславский К.С. Работа над ролью: («Ревизор») // Станиславский К. С. Собр. соч.— М., 1957. — Т. 4.
- Степанов И.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. — М.: Гослитиздат, 1959.
- Терц А. В тени Гоголя. — М.: Аграф, 2001.
- Томачинский В. Путеводитель к «Светлому Воскресению». П.В. Го- голь и его «Выбранные места из переписки с друзьями"// П. В. Гоголь и Пра-вославие. — М.: ЗАО «Издательский дом «К единству!», 2004.
- Топоров В.П. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1979.
- Трудный путь: Зарубежная Россия и Гоголь. — М.: Русский миръ, 2002.
- Хоцянов К. Опыт разбора повести Гоголя «Тарас Бульба». — Спб.: Б. и., 1883.
- Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. — М.: АН СССР, 1954.
- Художественный текст: онтология и интерпретация. — Саратов, 1992.
- Черемисина Н.В. Условия контекстной реалнзации индивидуально- авторского значения слова // Русский язык в школе. — 1969. Н9.3. — 108−112.
- Черепанова Р.С. Н.В.Гоголь как социальный философ// Вестник Челя- бинского ун-та. Сер.1. История. — 2001. —^№ 1. — 107−121.
- Чероков А. Ф. Чижов и его связи с Н.В. Гоголем. — М.: Б. и., 1902.
- Шамбинаго К. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). — М.: Б. и., 1911,
- Шенрок В. И. Драматические произведения Гоголя // Артист. — № 20.—1892. — С. 14−34.
- Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя: В 2 т. — СПб.: Б. и., 1892−1893.
- Широнин И. Риторика и нарративный дискурс (к вопросу о генезисе русской романтической прозы) // www.sujet.ru
- Шульц А. Гоголь: личность и художественный мир. — М., 1994.
- Шульц «Записки сумасшедшего» Гоголя и «Записки сумасшедшего» Л. Толстого: топика и нарратив // Гоголеведческие студии. Вып. 7. — Н1жин, 2001. — С. 41−45.
- Шульц А. Изображение цивилизационных институтов в творчество Н.В. Гоголя // Филология — Philologika. — 1997. — № 11.
- Энштейн М.Н. Ирония стиля: демоническое в образе России у Гоголя // http://nlo. magazine.ru/scientist/47. html.
- Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопо- этики рус. лит. XVIII — XIX вв. — М.: Б. и., 1999.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. — М., 1994.
- Янушкевич М. Авторская позиция предсмертного слова в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя и «Нравственных писем к Луци-лию» как основа своеобразия предельного жанра // Гоголеведческие студии.Вып. 7. — Нежин: Б. и., 2001.
- Jackson R. L. Two views of Gogol' and the critical synthesis: Belinskij, Ro- sanov and Dostoevskij // Russian literature. — Amsterdam. 1984.
- Laszio Tikos. Gogol’s Art: A Search for Identity. — BATY PUBLISHERS, 1997.
- Me Lean H. Gogol’s retreat from love: Tovard an inteфritation of Mirgorod // Amer. Contributions to the Fourth International Congress of Slavists. Moscow.1958. — S- Gravenhage, 1958. Ill
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Терра, 1995. — Т. 4.178
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.— М: ТЕРРА, 1995—Т.1.
- Лермонтовская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопе- дия, 1994.
- Логический словарь: ДЕФОРТ. — М.: Мысль, 1994.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АП СССР Н. Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1987.
- Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: В 3 т. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных слова-рей, 1959.—Т.2.
- Русские писатели 1800 — 1917: Библиографический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981. — Т. 1.
- Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. — М., 2001.
- Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия / Автор- составитель Н. Д. Тамарченко. — М., 2001.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д. Ушакова. — М.: Терра, 1996. — Т. 2: Л — Ояловеть
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д. Ушакова. — М.: Терра, 1996.-Т. 4
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. —М.: Про- гресс, 1987. — Т. 3. (Муза — Сят).
- Художественное восприятие. Основные термины и понятия. Словарь- справочник. — Тверь, 1991.
- Шанский Н.М., Боброва Т. Д. Этимологический словарь русского язы- ка. — М.: Прозерпина, 1994.