Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие методов оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 15.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов», п.п. 15.15 «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства», п.п. 15.19 «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 10 ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Сравнительный терминологический анализ определений: стратегическое управление и стратегия
    • 1. 2. Сущность системы стратегического управления промышленным предприятием
    • 1. 3. Принципы стратегического управления промышленным предприятием
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 2. 1. Анализ существующих методов оценки эффективности стратегического управления промышленным предприятием <
    • 2. 2. Современные методы сравнительного анализа промышленных предприятий
    • 2. 3. Разработка методов оценки эффективности стратегического управления на базе кластерного анализа '
  • ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Оценка эффективности стратегического управления на основе роста стоимости 142 компаний (на базе классических методов)

    3.2. Оценка эффективности стратегического «управления исследуемых предприятий при помощи авторского метода (Анализ стратегического развития предприятий за 2003−2009 гг. и отклонений при помощи авторского метода)

    3.3. Расчет прогнозных внешних целеуказателей развития кластера исследуемых предприятий 173

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

    СПИСОК 180

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие методов оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование глобального информационного общества, начало выхода России из финансового кризиса указывают руководству предприятий на необходимость ориентироваться не на краткосрочный результат, а на долгосрочные цели, что" подчеркивает возрастающую важность вопросов стратегического управления. Экономическая нестабильность увеличивает риск, но одновременно повышает шансы тех, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли.

Эффективность экономической деятельности, умение удержаться на плаву в жестоких реалиях — сейчас это первоочередные проблемы. «Многие руководители успевают решать лишь задачи оперативного управления, не терпящие отлагательства. Действительно, при скоротечности изменений, происходящих в мировой экономике, следует значительно быстрее, чем прежде, решать проблемы, как тактического, так и стратегического характера, в «режиме реального времени вести мониторинг внешней и внутренней среды, повышать эффективность и устойчивость предприятий. Поэтому на сегодняшний день для высшего менеджмента особенно важен вопрос об оценке эффективности стратегического управления* предприятием и, следовательно, о своевременной корректировке решений стратегического характера.

Таким образом, приобретает актуальность разработка теоретических и методических положений, обеспечивающих развитие методов оценки эффективности стратегического управления предприятиями, в частности на предприятиях нефтегазового комплекса, являющегося бюджетообразующим для России. По данным World Energy Outlook (Прогноза мировой энергетики, или WEO), мировой первичный спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на 1% - до 106 млн. баррелей в день к 2030 г. Поэтому поддержка эффективного функционирования предприятий нефтегазового комплекса выступает одной из приоритетных государственных задач.

Степень разработанности проблемы. Основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов по проблеме управления эффективностью предприятия. В их числе работы К. Арроу, В. М. Гальперина, В. В. Глухова, А. П. Градова, Д. С. Демиденко, Р. Каплана, Т. Колера, Р. Коуза, Т. Коупленда, М. Д. Медникова, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Мурина, Д. Нортона, О. Уильямсона.

Значительный научный вклад в исследование проблем стратегического управления внесли И. Ансофф, А. Д. Чандлер, К. Эндрюс. Разработка идей стратегического менеджмента нашла отражение в работах таких авторов, как М. Портер, Г. Минцберг. Концепциямстратегического развития фирмы посвящены работы Г. Хэмела и К. Н. Прахалада по теории ключевых компетенций, Ml Трейси и Ф. Вирсема — по теории ценностных дисциплин, Дж. Мура — по теории экосистем, Адама М. Бранденбурга и Барри Дж. Нейлбаорора — по теории-изменений правил игры.

Теме стратегического^ управления* посвященьг работы отечественных ученых В. М'. Архипова, Т. Т. Авдеевой, G. IL Болотова, О. С. Виханского, А. Г. Воронина, Ю. В. Гусева, А. Ш. Градова, А. Т. Зуба,. B.C. Катькало, О.Г. МакаренкоН.Н. Михеевой, А. Н. Петрова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, Ю. В". ФилипповаА.Н. Широкова и др.

В! тоже время, анализ научных публикаций, посвященных методам оценки эффективности стратегическогоуправления, свидетельствует о недостаточной проработанности этого вопроса в теоретическом и методическом аспектах. Большинство.' ученых пытались, создать такие методы, но сформулированные ими* критерии оценки эффективности стратегического управления предприятиями не всегда могут быть точныминадежными и зачастую зависят от субъективных факторов. Вот почему в последнее время все чаще выдвигаются тезисы об утрате эффективности стратегических подходов к управлению и уделяется пристальное внимание методикам оценки эффективности выбранных управленческих стратегий, что и свидетельствует об актуальности темы данного исследования.

Таким образом, наличие отмеченных выше недоработок обосновывает необходимость оценки эффективности стратегического управления предприятиями, особенно предприятиями нефтегазового комплекса.

Актуальность решения данных проблем, его практическая значимость и недостаточная степень проработанности предопределили выбор темы, постановку цели и задач, структуру и логику диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследованиятеоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию мeтoдoв^ оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— проанализировать теоретические и методические аспекты стратегического управления предприятием;

— представить авторское понимание терминов стратегического управления, в частности таких, как «стратегическое управление», «стратегия», «эффективность стратегического управления предприятием» ;

— исследовать современное состояние нефтегазового комплекса, а также его* структуру;

— классифицировать общепринятые системы ранжирования предприятий и обосновать метод отбора однотипных предприятий нефтегазового комплекса для формирования исследуемого кластера;

— разработать, алгоритм проведения анализа и оценки эффективности стратегического управления предприятием нефтегазового комплекса на базе кластерного анализа;

— обосновать методический подход к определению* оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса;

— разработать методические рекомендации по применению предложенного метода оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса, входящими в исследуемый кластер;

— апробировать метод оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса на базе кластерного анализа.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 15.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов», п.п. 15.15 «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства», п.п. 15.19 «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и< управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности» паспортов специальностей ВАК РФ (экономические науки):

Объект исследования., Объектом" исследования являются предприятия нефтегазового комплекса? Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса и оценки-его эффективности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления предприятиями, стратегического управления, эффективностистратегического управления.

В ходе исследования" автором использовались диалектический метод познанияметод научного обобщенияметоды системного, сравнительного и логического анализа, анализа финансовой деятельности, экономико-математического моделированияметоды графического и экономико-статистического представления результатов исследования. Обработка собранных статистических данных осуществлялась, с использованием компьютерных программ.

Информационную базу исследования" составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные государственной' статистики, Международного энергетического агентства, Министерства экономического развития Российской Федерации, Российского информационного агентства топливно-энергетического комплекса, материалы научно-практических конференций, монографий, периодических печатных и электронных изданий.

Основным источником информации для работы послужили официальные сайты российских нефтяных компаний, содержащие официальные отчетные данные о своей деятельности.

Научная новизна полученных результатов диссертационной работы состоит в. теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по развитию"методов оценки эффективности стратегического управления предприятиями" нефтегазового" комплекса и заключается в следующем:

— предложено авторское определение понятия1 стратегическое управление, отличающееся от существующих тем, что в, совокупности оноучитывает миссию и цели, результаты* текущего состояния, предприятия* и оценку его потенциала, прогноз возможных изменений, внешней, среды и опирается, на человеческий потенциал как основу бизнеса;

— обоснован) метод отбора, однородных предприятий нефтегазового > комплекса на основе анализа отечественного1 и зарубежного4 опыта рейтинговой оценки, что позволит более объективно формировать исследуемую группу;

— разработан алгоритм оценки эффективности стратегического управления предприятием нефтегазового комплекса, позволяющий сформировать перечень приоритетных целевых показателей эффективности, стратегического' управления однородными предприятиями и осуществлять их мониторинг;

— предложен интегральный показатель, гармоничности стратегического управления предприятием и дана методика его расчета, что позволит осуществлять всесторонний комплексный подход, к определению уровня эффективности стратегического управления предприятием нефтегазового комплекса с учетом всех аспектов его деятельности и обосновывать выбор направлений развития предприятия в соответствии с прогнозными значениями^ целеуказателей однородной" группы.

Теоретическая" и практическая значимость диссертационной работы.

Теоретическая* значимость результатов исследования состоит в дальнейшем развитии методов оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса.

Практическая^ значимость результатов v исследования^ заключается в том, что разработанные автором методические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы: менеджерами^ предприятий нефтегазового комплекса в* качестве1 ориентира для. обоснования принятия управленческих решений в вопросах стратегического управления при определении’сравнительной оценки эффективности управления) конкретнымпредприятием относительно* исследуемого кластера предприятий, соизмеримых по размеру и структуреi консалтинговыми компаниями,. занимающимися оценкой* эффективности стратегического управления и определением направлений повышения эффективности всей системы управления предприятиями нефтегазового комплексаорганами государственного управления при разработке кластерной региональной политики;

— преподавателями в учебном процессе вузов при подготовке учебно-методических пособий и чтении курсов студентам экономических специальностей по дисциплинам «Экономика предприятия», «Стратегический менеджмент», «Экономика отрасли» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе вышесказанного, автор диссертационной работы делает выводы о достижении поставленной цели.

Целью диссертационного исследования являлось теоретическое обоснование и развитие методов оценки эффективности стратегического управления промышленными предприятиями.

В процессе исследования в соответствии с поставленными задачами были получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

— предложено авторское определение понятия стратегическое управление, отличающееся от существующих тем, что в совокупности оно учитывает миссию и цели, результаты текущего состояния" предприятия и оценку его потенциала, прогноз возможных изменений внешней среды и опирается на человеческий потенциал как основу бизнеса;

— классифицированы общепризнанные системы ранжирования предприятий, обоснован метод отбора однотипных предприятий нефтегазового комплекса, что позволит более объективно осуществлять их отбор с целью формирования исследуемого кластера;

— разработан алгоритм проведения анализа и оценки эффективности стратегического управления предприятием нефтегазового комплекса на базе кластерного анализа,' позволяющий сформировать перечень приоритетных целевых показателей эффективности стратегического управления однотипными предприятиями и осуществлять мониторинг эффективности стратегического управления предприятием относительно, кластера: рассчитать показатели эффективности всех предприятий и кластера за исходные временные периоды, определить прогнозные значения этих показателей с целью ориентации предприятия нефтегазового комплекса относительно рассматриваемого кластера;

— предложен интегральный показатель гармоничности стратегического управления предприятием, даны определение этого показателя и методика его расчетас целью обоснования, методического подхода к определению * уровня? эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазовогокомплекса;

— разработаны методические рекомендации к применению предложенного метода оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса, входящими вгисследуемый кластер, на основе выбора направлений развития предприятия, в соответствии с прогнозными значениями целеуказателей кластера.

Для-этого в диссертационной работе было сделано следующее:

Biпервой главе диссертационного исследования «Теоретические основы» стратегического* управления" в системе эффективного функционирования! предприятия" рассмотрены теоретические аспекты стратегического управленияс позицииповышения* эффективности предприятия-: предложено авторское: определение понятий- «стратегическое управление», «стратегия» и «эффективность стратегического управления* предприятием» .

Во второй: главе — «Разработка методов оценки! эффективности стратегического управления^ предприятиями: нефтегазового комплекса!' проведен обзор существующих методов оценки: эффективности стратегического управления предприятием, обоснованы, их преимущества и недостатки. Также даннаяглава посвящена современным методам, сравнительного анализапредприятийна основе общепринятых систем^ ранжирования обоснованметод отбора однотипных предприятий, нефтегазового комплекса, для-, формирования: исследуемого кластера: Разработан метод оценки эффективности стратегического управления^ предприятиями нефтегазового комплекса на базе кластерного анализа с использованием предложенного интегрального показателя гармоничности стратегического развития. Также сформирован алгоритм реализации данного метода и обоснован методический подход к определению уровня эффективности стратегического управления предприятием на основе приоритетных целевых показателей эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса.

В третьей главе «Расчет эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса» проведена оценка эффективности стратегического управления на основе роста стоимости предприятий нефтегазового комплекса.

Проведена оценка эффективности стратегического управления исследуемыми предприятиями при помощи авторского метода на основании расчета интегрального показателя гармоничности стратегического управления кластером и предприятий за 2003;2009 гг. Определены прогнозные значения их интегральных показателей с целью ориентации предприятия нефтегазового комплекса относительно рассматриваемого кластера.

Предложены методические рекомендации к применению разработанного метода оценки эффективности стратегического управления предприятиями нефтегазового комплекса, входящими в исследуемый кластер, на основе выбора направленийч развития предприятия в соответствии с тенденциями развития кластера.

Таким" образом, полученные автором результаты апробации, методического инструментария оценки эффективности стратегического управления предприятия свидетельствуют о возможности применения данного инструментария на других предприятиях с учетом предварительного отбора кластера «однотипных» предприятий на основании общепризнанных систем ранжирования’и выявления целевых приоритетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России: Методология формирования и реализация. — М., 2004.
  2. В.Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. Изд-во института микроэкономики, 2004.
  3. B.C. Синергетика менеджмента устойчивого развития: Моногр. — Калуга: Манускрипт, 2006. — 328 е.: ил., табл.
  4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК. Под ред. академика РАЕН, д.э.н. Г. Б. Клейнера. М., «КОНСЭКО», 1998.
  5. И. Новая корпоративная-стратегия (Пер. с англ. С. Жильцова) под ред. Ю. Н. Каптуревского. М., Питер, 1999.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989:
  7. И. Стратегическое управление. Пер с англ. М.: Экономика, 1999.
  8. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Проф. Э. М. Короткова: М.: ИНФРА-М, 2005. — 620 с.
  9. Баканов М. И- Теория экономического анализа: Учеб./М.И. Баканов, М. В. Мельник, М. В. Шеремет. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 535 с.
  10. А.В., ЧубБ.А. http://www.cfm.ru/management/chub/0412.shtml
  11. А.В., Терехин Д. В. Основы формирования стратегических целей региональных сетевых компаний. Энергорынок № 03(04), 2004.
  12. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006 — 260 с. табл. — (Высш. образование)
  13. А. С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика СПб: Питер, 2002.
  14. Большой Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1987.
  15. А.И., Николаева С. И. К оценке стратегии развития предприятия в конкурентной среде. Проблемы современной экономики, № 1(5), 2004.16- Бурков В. Н. Большие системы: моделирование и организационные механизмы. М.: Наука, 1999. — 246с
  16. О.В. Экономика отрасли. Анализ отраслевых рынков. Текст.: Учеб. пособие / О. В: Вагнер. Самара: СамГТУ, 2008. — 155 с.
  17. В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: Практикум: Учеб. пособие/ В. И. Варфоломеев, С. В. Назаров. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 264 е.: ил.
  18. В.Р. Стратегическое управление. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
  19. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.
  20. .М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б. М1 Генкин. — М.: Норма, 2007. 400 с.
  21. .М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. — 8-е изд., пересмотр. И доп. — М.: Норма, 2009i — 464 с.
  22. И. Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  23. О.Б. Стратегия развития кадрового потенциала вуза. Диссертация к.э.н. 2002.
  24. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный. Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. -416с.
  25. С.В. Организационно-экономические направления совершенствования разработки производственно стратегии предприятия (на примере станкостроения). Диссертация к.э.н., Самара, 2004.
  26. Ю.В. Стратегия развития предприятий. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1992.
  27. Даль В .И- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. — М., 1998.-Т. 1.
  28. П. Директора и дилеммы: История с передовой: Пер. с англ. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. 278 е.: ил. — (Эффектив. справ, директора).
  29. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: «Питер», 1999.
  30. В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. — М.: «Финпресс», 1998.
  31. И.М. Выбор и оценка сратеги развития промышленного предприятия. Диссертация к.э.н., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, 2006.
  32. Зуб А. Т. Стратегический, менеджмент теория и практика. Оценка стратегий и их осуществимости, http://polbu.ru/zubsmanagement/ch24vi.html.
  33. M.G. Система стратегического управления как основа реструктуризации бизнеса // Вестник ТИСБИ. № 2. — 2000.
  34. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка / Российский журнал менеджмента № 1, 2003.
  35. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 1998.
  36. Г. Системное моделирование микроэкономических объектов.-//Системный анализ в экономике. Таганрог: ТГРУ, 2001.
  37. Г. Особенности процессов формирования и эволюции социально-экономических институтов в России. М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
  38. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236с.
  39. Н.Д. Избр. соч. М.: Экономика, 1993. — 542с.
  40. Компьютерная деловая игра Бизнес-курс: Корпорация Плюс. Версия 3.// Руководство пользователя ВККБ. М., 2001.
  41. Е. Хосин канри — один из подходов японского менеджмента качества // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 5.
  42. Э.М. Менеджмент. М.: Юрайт, 2010. — 640 с.
  43. Т., Коллер Т., Муррин Дж. «Стоимость компаний: оценка и управление», изд-во «Олимп-Бизнес», 1999.
  44. Е.С. Математическое моделирование в экономике: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и испр. / Под науч. ред. проф. Б. А. Суслакова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 352 с.
  45. А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  46. С. Кризис стратегического менеджмента? Аналитический журнал «Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке», № 4, 2005.
  47. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 512с.
  48. И. И., Шапиро В. Д. Управление проектами: Справочник для профессионалов^.: Высшая школа, 2001.
  49. И. И., Шапиро В! Д., Коротков, Э.М., Ольдерогге Н. Г. Корпоративный менеджмент. Серия: Современное бизнес-образование. — Омега-Л, 2005. 376 с.5Г. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т. // Пер. с англ. -М.: Прогресс, Т. 1., 1993. 220с.
  50. Математическая энциклопедия. // Под ред. И. М'. Винорадова. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985. — 2942с.
  51. Математические методы в планировании промышленного производства. -М.: Прогресс, 2002.
  52. Математические методы и проблемы размещения производства. М.: Финансы и статистика, 1998.
  53. А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. Вестник ЬСРСУ, № 3, 2002.
  54. П.А. Построение комплекса экономических моделей управления эффективностью промышленного предприятия. Диссертация к.э.н., Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, 2006.
  55. Г., Альстэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. KD.H. Каптуревского. / СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2000. 336 е.: ил. -(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  56. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. «Стратегический процесс»: пер. с англ./ Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001.
  57. Мир управления проектами: основы, методы организации, применение. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  58. Мори Смильян. Семь секретов мотивакции. — М.: Инвестиционно-страховой институт, 2006 — 192 с.
  59. С. Производственные инновации: Пособие по ТРМ: Пер. с яп. — Управление акционерной компанией: японская модель (Ноу-хау менеджмента эпохи информационной революции): Хрестоматия.
  60. Э. Принять решение — но как?: Пер. с нем. / Под ред. Ю. П. Адлера.— М.: Мир, 1987.- 198с.
  61. Р. Основы менеджмента: Учебник. Пер. с англ. М.: Изд-во «Финпресс», 1999.-320 с.
  62. К. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски / Кеничи Омае- Пер. с англ. — 2-е изд. — М'.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 215 с.
  63. Основы менеджмента., Семенов.А.К., Набоков>В1И. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2008. — 556 с.66: Основы менеджмента: Учеб для вузов, / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др.- Под ред. Д. Д: Вачугова. М.: Высшая школа, 2002.
  64. Основы менеджмента: Учебник, для вузов / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, H.JI. Кислякова и др.- Под ред. Вачугова Д. Д1 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2005.
  65. Основы менеджмента: Учебник для, вузов/ Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. Л. Кислякова и др.- Под ред. Вачугова Д. Д. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2005, с- 278.
  66. Основы.менеджмента. Семенов’А.К., Набоков В. И. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К,' 2008.
  67. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
  68. Пестриков С. В- Основы управления, экономическими системами: Учебное пособие. Самара: СамГТУ, 1999.
  69. С.В. Управление развитием экономических систем: Монография. М.: Изд-во «Машиностроение 1», 2003.
  70. С.В., Фионин В. И. и др. Справочник-словарь по предпринимательству. Учебное пособие / Под ред. академика РАН Д. С. Львова. Самара: Офорт, 2004. — 980с.
  71. С.В., Вагнер О. В. Структура интеллектуального потенциала предприятия. Вторая Всероссийская- научно—практическая конференция. Экономика Поволжья. Самара: СамГТУ, ПИБ- 2003.
  72. С.В., Зубанов Н. В. Анализ функционирования экономических систем относительно поставленных целей. Самара: СамГТУ, 1999. — 108с.
  73. С.В. Прототип организации. Экономика Поволжья. Первая Всероссийская научно-практическая конференция. Самара: СамГТУ, 2002. -С. 9−12.
  74. Пестриков С. В1 Методология построения моделей развития эталонных экономических систем. Всероссийская научно-практическая конференция. Наука, бизнес,.образование. — Самара: Поволжский институт бизнеса, 2003. — С. 87−95.
  75. Популярная экономическая энциклопедия. // Гл. ред. А. Д. Некипелов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 367с.
  76. Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986--472с.
  77. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1993.
  78. М. Конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Заблоцкого. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  79. А.А. Вводный курс экономики, для экономистов и менеджеров (основы экономического мышления): Учебник / А. А. Прохоренко, Н. Ф. Прохоренко, И. Г. Беркович. Самара: СамГТУ, ПИБ, 2007.
  80. А.А. Организация- и управление производством (нефтегазовым): учеб.пособие./ А.А. Прохоренко- В. Д. Кузнецов. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009: —371 с.
  81. Б. А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: 2003.
  82. А.С. Экономические основы стратегического управления на предприятиях нефтегазовой промышленности. Диссертация д.э.н., Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Москва, 2003.
  83. А. К. Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к0», 2004.
  84. Д.А. Оценка стоимости бизнеса. Финансовый менеджмент, № 3,2001.
  85. В.Е. Стратегическое • управление нефтеперерабатывающими предприятиями / -СПб.: Химиздат: КИНЕФ, 2004.
  86. Сорокин-Н.Н. Комплексный алгоритм анализа конкурентных стратегий нефтяных компаний/Н.Н.Сорокин//Современная экономика: проблемы и решения: Сб. науч. тр. Вып. 2. —Красноярск: КрасГУ, 2001.
  87. Стратегический менеджмент/ Под ред. Петрова А. Н. СПб: Питер, 2005.
  88. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для ВУЗов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  89. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 195.
  90. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002.- 448 с.
  91. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник/ Р. А. Фатхутдинов — М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2005 504 с.
  92. Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 352 е.: ил. — (Серия „Учебник для ВУЗов“).
  93. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. — 240с.
  94. Г. Синергетика-. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 419с.
  95. Д. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988. — 488с.
  96. Р. Организации: структуры, процессы, результаты: — Пер. с англ. / Под ред. И. В. Андреевой.-СПб: ПИТЕР- 2001.-512с.
  97. А.Д. Стратегия и структура. М.: Мир, 1966.
  98. А.Д. Функции штаб-квартиры в многопрофильной фирме. Российский журнал менеджмента 2003 № 1
  99. С.Н. Развитие стратегического управления в вертикально интегрированных структурах. Диссертация к.э.н., Самара, 2004.
  100. О.В. » Методология стратегического управления промышленным предприятием. Диссертация к.э.н., Самара, 2004.
  101. Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. № 6.
  102. Д. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455с.1067 нот менеджмента. 5-е изд., доп. — М.: ЗАО 'Журнал Эксперт1, 2005.
  103. AdlerYu. ShchepetovaS. Cost of quality, cost of poor quality or cost management? — Proceedings of the Millennium International Conference of the Israel Society for Quality. — Jerusalem, November, 2000. — Vol. 1.
  104. Andrews K. R. The concept of Corporate Strategy Dow Jones-Irwin: Homewood, IL1971
  105. Ansoff H. I. The New Corporate Strategy Walley 1988
  106. DemingW.E. The new economics. For-Industry, Government and Education.2nd ed. — Cambridge, MA: MIT, Center for Advance Engineering Study, 1995. —247 p.
  107. H. 5 pillars of the visual workplace. The sourcebook for 5S implementation. — Portland, OR: Productivity Press, 1995. — 353 p.
  108. HoS. Cicmil S. Japanese 5S practice — the key to total quality environment.
  109. Proceedings of 41st Congress EOQ. — Trondheim, Norway, 1997.-Vol. 3. 113.1mai M. Kaizen: The key to Japan’s competitive success. — New York: Random House, 1986.
  110. Kaplan R. S., Norton D. P. The balanced scorecard: translating strategy into action. Boston: Harvard Business SchooLPress, 1996.
  111. Kaplan R. S., Norton D. P. The strategy-focused organization: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment. Boston: Harvard Business School Press, 2001.
  112. Kaplan R., Norton D: Balanced. score-card: translating strategy into action. — Boston: Harvard Business School Press, 1996. — 323 c.
  113. Micklethwait J. Woodbridge A. The Company: A Short History of a Revolutionary Idea. Modern Library Edition 2003.
  114. Mintzberg H. The Design School: Reconsidering the basis premises of strategic management / Strategy Management Journal 1990 11(3)
  115. MollerC., Love J. Moller V. Touborg L Personal quality. The basis of all other quality. — San Francisco: Time-Manager International A/S, 1988. -192 p.
  116. Porter M. Competitive Advantages of Nations. NY: Free Press, 1990.
  117. Porter M. Competitive Advantages. NY: Free Press, 1985.
  118. Prahalad С. K. Hamel G., Competing for the Future. Boston: Harvard Business School Press, 1994.
  119. Rockart J. Chief executives define their own data needs / Harvard Business Review, March-April 1979- pp. 81−92.
  120. K. (Editor) TPM team guide. —Portland, Oregon: Productivity Press, 1995.
  121. Talawadekar S. Wonderlands of kaizen. A total quality culture for survival! — Bombay, India- Quality Management System, 1994. — 184 p.
  122. The Oxford Encyclopedic English ///dictionary. Oxford. 1999.
  123. Tsuchiya S. Quality maintenance. Zero defects through equipment management. — Cambridge, MA: Productivity Press, 1992.
  124. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
  125. Higgins J.M. Organizational Policy and strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983. P. 3.
  126. Pearce J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, III: Richard D. Irvin, 1985. P. 6.131. http://strategplann.m/organization-and-management/l 16-strategic-organization.html. Экономико-стратегическое планирование и управление.
  127. Chandler A. Strategy and Structure: Chepters in the History of American Industrial Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, Mass, 1962.
  128. Chandler A. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Harvard University Cambridge, Mass, 1990.
Заполнить форму текущей работой