Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвестиции как фактор социально-экономического развития регионов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на многие трудности, которые Республика Дагестан не может преодолевать без трансфертов из централизованного федерального бюджета, она вступила на путь ликвидации или смягчения последствий депрессивного характера развития своей экономики. Стабилизация этой тенденции является важнейшим условием дальнейшего продвижения Республики Дагестан по этому пути. Многое здесь зависит от повышения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Современное состояние и основные направления развития экономики Республики Дагестан
    • 1. 1. Особенности экономического развития
    • 1. 2. Изменения отраслевой структуры
  • ГЛАВА 2. Инвестиции в экономику Республики Дагестана: потребности и ресурсы
    • 2. 1. Потребность экономики в инвестициях
    • 2. 2. Инвестиционный климат и налоговое законодательство
    • 2. 3. Иностранные инвестиции
    • 2. 4. Роль финансово-банковской системы в инвестиционном процессе
  • ГЛАВА 3. Программно-целевой метод социально-экономического развития регионов и инвестиционные программы Республики Дагестан
    • 3. 1. Сущность программно-целевого метода развития
    • 3. 2. Инвестиции в РД по межрегиональной федеральной программе «Юг России. 2008−2012 годы»
    • 3. 3. Инвестиционные программы Республики Дагестана
    • 3. 4. Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года и до 2025 года: проблемы инвестирования

Инвестиции как фактор социально-экономического развития регионов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

данного исследования определена, с одной стороны, потребностями регионов Российской Федерации в реструктуризации их экономик, модернизации технологических процессов, создании необходимых условий для стабильного и эффективного развития. Для этого регионам необходима новая инвестиционная политика как инструмент прямого и косвенного воздействия на экономические процессы. Ведется поиск наиболее эффективных вариантов региональных инвестиционных программ, основанных на местных ресурсах и участии в интеграционных процессах. С другой стороны, потребностью теоретического обобщения опыта инвестирования в пореформенный период, накопленного регионами с разными уровнями социально-экономического развития.

Инвестирование в реальные отрасли экономики — важнейший механизм решения проблем многих регионов Российской Федерации, связанных с ускорением темпов экономического развития, с сокращением дифференциации в уровнях социально-экономического развития, с повышением жизненного уровня населения.

В притоке инвестиций особенно нуждаются так называемые депрессивные регионы, к которым относится Республика Дагестан. Опыт инвестиционной политики Республики Дагестан, развитие которой долгое время связано с выходом из депрессивного состояния, может представлять практический интерес для других субъектов СевероКавказского федерального округа, а также для других регионов РФ и зарубежных стран с аналогичной ситуацией. В то же время роль инвестиций в социально-экономическом развитии Республики Дагестан изучена недостаточно: хотя проблемы инвестирования затрагиваются в различных исследованиях, но до сих пор нет работы, в которой они рассматривалась бы в качестве фактора социально-экономического развития.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — выявить особенности динамики инвестиционной политики Республики Дагестан и показать роль инвестиций в ее социально-экономическом развитии в период 2000;2010 гг. и в долгосрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать особенности и проблемы современного социально-экономического развития Республики Дагестан;

— выявить конкурентные преимущества экономики Республики Дагестан по видам экономической деятельности;

— выявить особенности динамики и структуры инвестиций, показать их роль в социально-экономическом развитии Республики Дагестан в период 2000;2010 гг.- дать оценку потребностей различных сфер деятельности в инвестициях и определить приоритеты их обеспечения;

— показать влияние налогового законодательства на формирование инвестиционного климата в Республике Дагестан;

— диагностировать роль федеральных и региональных целевых программ в привлечении и использовании инвестиций;

— определить основные направления инвестиционной политики Республики Дагестан в долгосрочной перспективе.

Объект исследования — социально-экономическое развитие депрессивного региона — Республики Дагестан.

Предмет исследования — инвестиции как фактор социально-экономического развития Республики Дагестан.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению социально-экономических явлений и процессов в российской экономике, а также труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития. Среди них работы по проблемам государственного регулирования инвестиций — Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, Д. С. Львова, Н. Я. Петракова, С. С. Шаталина, В. Г. Алиева, C.B. Дохоляна, Я. Г. Бучаева, Ю. Н. Сагидова, Р. Г. Сомоева, И. Х. Джанхотова и других ученых. А также работы по теоретическим и методологическим вопросам, связанных с использованием инвестиций в странах с переходной рыночной экономикой — А. Ш. Ахмедуева, C.B. Дохоляна, В. З. Петросянца, И. Митрофановой, А. Г. Гранберга, В. Г. Игнатова, Н. П. Кетовой, В. Н. Лексина, О. В. Иншакова, В. И. Ишаева, В. Н. Овчинникова, П. А. Минакира, С. А. Суспицына, А. НШвецова и др.

В диссертации использованы методы экономико-статистического, абстрактно-логического и социологического анализа, социально-экономического прогнозирования и другие общепринятые методы научного исследования.

Информационной базой исследования, послужили данные Рос-стата, Комитета по статистике Республики Дагестан, аналитические материалы и нормативно-правовые документы по регулированию социально-экономического развития^ в России и в Республике Дагестан, справочно-аналитические материалы органов управления Республики Дагестан, результаты социологических обследований, проведенных в различные годы в Республике Дагестан, публикации российских и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными результатами:

— Показано, что Республика Дагестан в период 2000;2010 гг. по темпам роста ВРП опережала средние показатели по России в целомв настоящее время почти треть суммарного ВРП Северо-Кавказского федерального округа производится в Республике Дагестаноднако в расчете на душу населения ВРП, произведенный в Республике Дагестан, боле чем в 3 раза меньше чем в среднем в РФ, а по большинству основных экономических показателей она занимает последние места среди субъектов РФ. Хотя Республика Дагестан имеет достаточный природно-ресурсный и демографический потенциал для успешного развития промышленности и сельского хозяйства, доля этих отраслей в ВРП сократилась, они не обеспечивают внутренние потребности и их продукция не конкурентоспособная на общероссийском рынке.

— Показано, что темпы роста объема инвестиций в Республике Дагестан выше чем в среднем по РФ и в других субъектах СКФО, однако в расчете на душу населения они ниже среднероссийских показателей почти в 2 раза. В последние годы увеличились инвестиции из федерального бюджета, в то время как доля собственных средств сократилась, а объем частных инвестиций в расчете на душу населения самый низкий в РФ. Сложившаяся модель инвестиционной деятельности в Республике Дагестан не в полной мере способствует экономическому росту — только пятая часть инвестиций направляется на обновление основных фондов, а остальная — в строительство нежилых зданий и жилища.

— Дана оценка потребностей экономики Республики Дагестан в инвестициях. Предложена ранжировка приоритетов инвестирования основных отраслей с позиций необходимости обновления основных фондов и модернизации производства.

— Выявлены основные недостатки федерального и республиканского налогового законодательства, негативно влияющие на формирование инвестиционного климата в Республике Дагестан.

— Дан анализ роли федеральных и региональных целевых программ, а также «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года и до 2025 года» в привлечении и использовании инвестиций, в преодолении зависимости Республики Дагестан от дотаций. На основе предложенной автором методики дана количественная оценка бюджетной эффективности реализации Программы реформирования финансов Республики Дагестан.

— Определены приоритетные направления инвестиционной политики Республики Дагестан на среднеи дальнесрочную перспективу, направленные на повышение в инвестициях доли собственных средств и привлечение иностранных инвесторов, на более эффективное их использование.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки методических подходов при разработке экономической и социальной политики России и ее регионов.

Практическое значение^ работы состоит в возможности использования ее результатов при подготовке конкретных рекомендаций' по совершенствованию регулирования экономических и социальных процессов в Республике Дагестан (в том числе при внесении уточнений в проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»), по проблемам распределения инвестиций при разработке целевых комплексных программ" по экономическому и социальному развитию других субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ, — а также других регионов России.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в ВГНА Минфина РФ, а также на заседаниях кафедр «Экономика и управление» и «Финансы и кредит».

Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 7,7 п. л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикаций основных результатов научных исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ состояния и перспектив использования инвестиций для ускоренного социально-экономического развития Республики Дагестан позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Стратегически важным для РД является последовательное проведение эффективной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

2. Важной составляющей такой политики является использование инвестиций как механизма сбалансирования межрегиональных интересов. Однако прогнозы, концепции, стратегии, программы социально-экономического развития регионов пока не фигурируют в качестве объектов нормативноправового регулирования ни в одном из федеральных законов и постановле ний правительства РФ. Из-за недостатка межрегионального взаимодействия даже в границах одного округа (например, Северо-Кавказского федерального округа) наблюдается конкуренция между субъектами за увеличение дотаций из федерального бюджета. Одной из причин такой ситуации является нарушение принципа целенаправленности инвестиционного обеспечения обновления производственного потенциала субъектов.

3. Использование инвестиций в Республике Дагестан, хотя и лежит в общем русле инвестиционной политики Российской Федерации (реструктуризация экономики, повышение роли перерабатывающих производств, интеграция регионов в единое экономическое пространство, преодоление негативных последствий глобального финансового кризиса и поиск новых возможностей укрепить свои позиции на мировой арене) еще не приобрело значение фактора, преобразующего ее социально-экономическую систему.

4. Экономическая политика Республики Дагестан становится все более социализированной. Это находит отражение в курсе ее руководства, направленного на повышение жизненного уровня населения, достижение высоких темпов развития экономики, позволяющих ликвидировать отставание от других регионов. Эти темпы по большинству показателей (денежные доходы, объемы инвестиций, строительства, розничной торговли, платных услуг на душу населения) превышают средние данные ЮФО, а по некоторым показателям хотя отставание еще заметно, но оно сократилось на семь-десять процентов.1.

5. Современная ситуация в экономике Республики Дагестан является следствием, глубоких структурных диспропорций, накапливавшихся при проведении рыночных реформ в 1990;е гг. Наиболее остро кризис коснулся банковской системы. В результате кризиса пострадали и все остальные отрасли, поскольку отсутствие эффективной банковской системы в государстве, как известно, приводит к общей стагнации. Этому способствуют некоторые позитивные сдвиги, которые наметились в банковско-финансовой системе Республики.

В настоящее время банковский, сектор региона, пройдя длительный путь становления и развития^ вступил на новый этап развития, который характеризуется адаптацией банковской системы к меняющимся условиям хозяйствования.

В развитии банковской системы региона происходят следующие процессы:

1. Качественное изменение банковской системы региона. Выделяются" банки, прошедшие этап первоначального накопления капитала, сформировавшие достаточно большой объем свободных средств и достигшие устойчивого развития и лидирующих позиций на банковском рынке региона.

2. Многие спонтанно возникшие банки, не сделавшие глубокого анализа своих возможностей, не имеющие высокой профессиональной команды и надежной клиентуры, вынуждены прекратить свое существование путем слияния и перепродажи.

1 Послание президента Республики Дагестан Народному Собранию РД, 10 июля 2008 г. -Дагестанская правда, 11.07. 2008.

3. Усиление конкуренции между банками, функционирующими в регионе требует поиска новых перспективных путей повышения эффективности деятельности, наращивания объемов операций и продажи услуг.

Поэтому приоритетными задачами развития банковской системы должны быть: насыщенность регионов банковскими услугамиобеспечение широкой конкуренции на внутреннем рынке банковских услугповышение качества банковских продуктов. В этой связи дальнейшее устойчивое развитие, совершенствование и повышение эффективности работы будут зависеть только от активности, профессионализма, настойчивости и гибкости самих банков.

В самой финансовой сфере давно назрела необходимость снизить ставки рефинансированиячтобы кредит стал не долговым бременем, а посильной помощью для предприятий. Кроме того, значительную пользу принесла бы более широкая практика рефинансирования коммерческих банков, кредитующих реальный сектор через развитие-механизмов системы учета и переучета векселей предприятий, с тем, чтобы в дальнейшем перейти к залоговой схеме.

Высокие темпы инфляции приводят к снижению ликвидности банковской системыпредприятия сталкиваются с задержкой платежей за реализованную продукцию, проходящих через кредитные организации. В то же время, все кредитные организации повышают процентные ставки по кредитам, что создает серьезные трудности предприятиям реального сектора экономики.

6. Экономика Республики Дагестан представляет собой многоотраслевое хозяйство с аграрно-индустриальной специализацией, ориентированное в перспективе на более тесную интеграцию с другими российскими территоО риями и инновационные преобразования. В настоящее время в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики региона происходят.

2 Послание президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. Ресурс Интернета: с/г<6-г?ги/г05/сИгес18реесЬ/1471 /. по взаимным платежам и выплатам в бюджет. В решении этих задач целесообразно использовать программно-целевой метод составления инвестиционных программ. Этот метод дает возможность согласовывать задачи развития и определять приоритеты финансирования. В настоящее время можно проследить направления капиталовложений в основные производственные фонды по региональным адресным программам, но по отдельным целевым федеральным программам по развитию Республики Дагестан это сделать очень трудно, что крайне затрудняет оценку результатов выполнения той или иной программы. В данном случае возникает требование к повышению уровня методологии разработки программ и их согласования.

12. Для роста экономического развития Республика Дагестан могла бы более целенаправленно использовать инвестиции для реструктуризации экономики, рационально сочетая курс на развитие добычи и экспорта углеводородного сырья, с инвестиционной поддержкой перерабатывающих отраслей.

В этом плане перспективным видится намечаемое освоение дагестанского побережья Каспия. В случае успеха оно будет способствовать росту прибрежной. производственной и социальной инфраструктуры, а также агропромышленного комплекса районов и городов — приморской зоны. Кроме того, эффективное использование составляющих морского потенциала позволит в значительной степени решить социально-экономические проблемы Республики и обеспечить существенный приток необходимых для региона инвестиций. В этих целях, на наш взгляд, есть возможность создания на ее прибрежной территории свободной экономической зоны (с помощью федерального центра и других заинтересованных регионов), что могло бы стимулировать привлечение как российских, так и иностранных инвестиций.

13. На перспективу ресурсами превращения Дагестана в процветающий регион являются: повышение доли собственных накоплений для обеспечения инвестиций в экономику и социальные отрасли, повышения качества менеджмента в сфере национальных финансов, а также коренное улучшение работы всех органов управления, прежде всего исполнительной власти.

Кроме того Республике Дагестан предстоит упорядочить деятельность всех научных и учебных учреждений с ориентацией их работы на проблемы ее инновационного развития — это вопрос, тесно связанный с концепцией инвестиционной деятельности. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» есть разделы по инновационному развитию, но при их разработке, например, бизнес был практически отстранен от участия, в результате многие проблемы упущены. По нашему мнению, необходима организация постоянного проведения экспертизы разрабатываемых стратегий и программ со стороны науки и бизнес-сообщества.

РД.

14. Эффективное использование инвестиций для стабильного развития РД представляет собой многофакторный процесс, предполагающий максимальное привлечение местных возможностей, включая управленческий ресурс, находящийся в распоряжении региональных властей.

Управленческий ресурс — это возможность как непосредственного выделения на конкурсной основе бюджетных средств на финансирование ад-" ресных программ, так и косвенное стимулирование организаций и предприятий — участников налоговыми льготами и льготными кредитами, а также предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование кредитов, субсидирование на льготных условиях и т. д.

Несмотря на многие трудности, которые Республика Дагестан не может преодолевать без трансфертов из централизованного федерального бюджета, она вступила на путь ликвидации или смягчения последствий депрессивного характера развития своей экономики. Стабилизация этой тенденции является важнейшим условием дальнейшего продвижения Республики Дагестан по этому пути. Многое здесь зависит от повышения эффективности реализации инвестиций и создания их собственных источников. Главное, что если до настоящего времени проблема инвестирования социально-экономического развития Республики Дагестан решалась главным образом за счет федерального бюджета, то теперь в программных документах на среднеи дальнесрочную перспективу упор делается на повышении доли собственных средств и привлечение иностранных инвесторов, а это требует мобилизации всех своих ресурсов, как производственных, так и трудовых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы.
  2. Адресные федеральные инвестиционные программы России. — Министерство экономического развития. Департамент государственных целевых ' программой капитальных вложений. М. 2009.
  3. Дагестан 2007. Статистический ежегодник. Махачкала, 2007.
  4. Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики' Дагестан». Ведомости Народного Собрания РД 4-го созыва. Махачкала, 2008, № 1.
  5. Закон Республики Дагестан «О залоговом фонде Республики- Дагестан», — Ведомости Народного Собрания Республики Дагестан 4-го-созыва: Махачкала, 2007, № 4.
  6. Закон Республики Дагестан «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан».
  7. Закон Республики Дагестан «Об инновационной деятельности ненаучно-инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан».
  8. Закон Республики Дагестан «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах». Ведомости Народного Собрания Республики Дагестан 4-го созыва. Махачкала, 2007, № 4.
  9. Информация о ходе реализации программ социально-экономического развитияРеспу блики Дагестан. Ресурс Интернета: Официальный сайт Президента Республики Дагестан, 18.04.2009.
  10. Каспий. Направление Дагестан. — Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации. — Ресурс Интернета: www.morskayakollegiya.ш/primorskieregioЛcaspijskoenapra/respublikadages/.
  11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Проект МЭРТ РФ. М., 2007.
  12. Материалы министерства строительства Республики Дагестан. РИА «Дагестан», 02.03.2009.
  13. Материалы 24-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан. Махачкала, 30.04.2009.14- Материалы 17-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан четвертого созыва. Махачкала, 30.10.2008.
  14. Материалы. Совета по антикризисным мерам при президенте Дагестана, — РИА «Дагестан», 24.04.2009.
  15. Данные Национального банка Дагестана Центробанка. России — РИА «Дагестан», 24.04.2009.
  16. О проекте закона Республики Дагестан «О технопарках в Республике Дагестан».- Ведомости Народного Собрания Республики Дагестан 4-го созыва. Махачкала, 2008, № 18.
  17. О строительстве малых гидроэлектростанций в Республике Дагестан".- Новое дело, № 23, 11 июня 2003.
  18. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года. Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ: Российская газета, 28.10.2008.
  19. О стратегии развития России до 2020 года. Из выступления Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета. — Время новостей, № 20, 11 февраля 2008.
  20. Основные показатели системы национальных счетов Российской Федерации 2007. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008.
  21. Обеспечение деятельности Президента и Правительства Республики: об итогах работы Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан за 2008 год. — Ресурс Интернета: www.president.e-ёа§.ги/1пдех.р11р?агеа=1&р==81айс&ра§ е=а (1трг (108. •
  22. Послание президента Республики Дагестан Народному Собранию РД, 10 июля 2008 г. -Дагестанская правда, 11.07. 2008.
  23. Послание Президента, России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. — Российская газета- Центральный выпуск № 4786,06.11.2008.
  24. Реализации программ социально-экономического развития Республики Дагестан. Сайт президента Республики Дагестан: — Ресурс Интернета: www.president.e- dag.ru/index.php?area=l &р=81айс&ра§ е=йо§ рг2008.
  25. Собрание законодательства Республики Дагестан. Махачкала, 2007, № 12.
  26. Социально-экономическое положение Республика Дагестан — 2008. Махачкала, 2008.
  27. Социально-экономическое положение Республика Дагестан — 2007. Т.-2. Махачкала, 2007.
  28. Статистический регистр хозяйствующих объектов РД. Махачкала, 2007.
  29. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Махачкала Москва — 2008 г.
  30. Транспорт России. Том 1. М., 2008.
  31. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 2008, № 4.
  32. Федеральная целевая программа. «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологичного комплекса России на 2007−20 012 гг.». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г., № 613.
  33. Л.И. Поиск самоопределения России, М.: Экономика, 2002.
  34. Л.И. Стратегия: выбор курса. М.- 2003.
  35. Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова A.M. О региональной экономической политике. Региональные проблемы преобразования экономики. 2008, № 4.
  36. Абдуллаева 3.3. Механизм банкротства и санации несостоятельных предприятий: На примере Республики Дагестан. Канд.диссертация. — Ресурс Интернета, Махачкала, 2003.
  37. А.Г. Укрепление ресурсной и производственной составляющих экспортного потенциала Республики Дагестан. Региональные проблемы преобразования экономики. 2008, № 3.
  38. В. Экономика Дагестана: стратегия развития в XXI веке. Российский экономический журнал. М., № 9, 2002.
  39. Д. Банкам задали высокую планку. Свободная Республика, Махачкала, 13.03.2009.
  40. А.Ш. Концептуальные основы стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 2008, № 3.
  41. В. Формирование финансово-экономических условий для стимулирования инвестиционной деятельности в России: Внешнеэкономический бюллетень. М., 2001, № 6.
  42. . Д.К. Модель факторного анализа источников, экономического роста. /Региональные проблемы преобразования экономики. 2008, № 3.
  43. О. Замороженный Восток. Нефтегазовая вертикаль, 2006, № 6.
  44. Вопросы структуризации экономики. Сб. статей. Махачкала, 1998−2009. 54: Газимагомедов Р. К., заместитель председателя правительства Республики Дагестан. Перспективы гидроэнергетики. Независимая газета, 12.11.2007.
  45. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  46. Е. Государственное регулирование в сфере банкротства. Право и экономика, 2006, № 2.
  47. C.B., Петросянц В. З. Новые подходы к формированию отраслевой структуры промышленного региона. Региональные проблемы преобразования экономики. 2008, № 3.
  48. , Е.П., Бродский, Б.Е. Антикризисное управление: Учебник.- М.: Омега-Л, 2004.
  49. , Т. К вопросу о тенденциях развития законодательства о предупреждении, банкротства в России. Право и экономика, 2007, № 1.
  50. Зайналов Шамиль призвал банки в период кризиса объединить усилия и кредитовать промышленность. РИА «Дагестан», 24.04.2009.
  51. Зайналов Шамиль: «Мы должны развивать производство строительных материалов». РИА — Дагестан (Региональное информационное агентство Дагестана, 21.05.2008.
  52. Г. И. Применение программно-целевого метода при реализации стратегии социально-экономического развития. Республики Дагестан. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 2008, № 3.
  53. Каталог транспорта России. 2006−2009. М., 2009.
  54. И.Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник. Махачкала, 2006.
  55. В. Иностранные инвестиции в экономику России тенденции развития,-Финансы, 2001, № 8.
  56. Д.С. Свободная экономика России: взгляд в XXI век. М.: Экономика, 2000.
  57. М.М., Ахмедова П. К. О некоторых особенностях проведения реструктуризации промышленного комплекса Республики Дагестан. Региональные проблемы преобразования экономики. Сб. ст. Махачкала, № 3.
  58. Материалы заседаний Южной секции содействия экономической науки Отделения общественных наук РАН.
  59. Материалы 10-го международного инвестиционного форума г. Сочи, сентябрь 2011.
  60. И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ современного отечественного опыта. Региональная экономика: теория и практика, М., 2006, № 6.
  61. Модернизация Юга России на основе МТК: проблемы, приоритеты, проекты. Под ред. О. В. Иншакова. — Волгоград: ВолГУ, ЮНЦ РАН, 2007.
  62. Модернизация и экономическая безопасность России. М. Финансы и кредит. 2009.
  63. Наука производству. Изд. 2-е. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006.
  64. Перспективы развития дагестанской экономики в XXI веке. Коллект. моногр. Махачкала: Юпитер, 2002.
  65. В.З., Дохолян С.В: Модель, особенности и стратегические приоритеты развития экономики Дагестана. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, № 3.
  66. A.B., Немчина В. И., Черноус В. В. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь). Ростов н/Д., 2003.
  67. .А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002.
  68. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. Коллект. моногр. М.: Экономика. 2002.
  69. Н.Б. Экономика России и ее регионов как база развития внешнеэкономической деятельности РФ. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, № 3. 2009.
  70. Социально-демографическая безопасность России. ИЭУрО РАН. 2008.
  71. Стратегический анализ социально-экономического развития региона. СПб. ИПРЭ РАН. 2007.
  72. М.Н. Типизация отсталых регионов России и пути преодоления их депрессивности. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, № 4. 2009.
  73. Треть предприятий Республики Дагестан готова поднять цены на продукцию. Ресурс Интернета: Спектр, инфо. Открытый портал Юга России. 03.30. 2009.
  74. З.Р. Финансовый контроль и пути его совершенствования в субъекте Российской Федерации. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, № 3.
  75. В .В. Северокавказский регионализм: между глобализацией и этноэтатизмом. Факторы влияния на процессы трансформации в Центральной Азии и на Кавказе. Сб. ст. М: 2004.
  76. М.А., Рамазанов А. А. Интенсификация производства зерна в хозяйствах равнинной зоны Дагестана. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, № 3.
  77. Экономический форум «Дагестан: новые региональные возможности. -Дагестанская правда, 31.05.2005.1. Периодические издания.
  78. Банковское дело. М., 2006−2011.
  79. Бизнес и банки. М., 2008−2011.
  80. Бизнес Дагестана. Махачкала, 2008−2011.
  81. Ведомости Народного Собрания Республики Дагестан 4-го созыва. Махачкала, 2008.
  82. Вестник Дагестанского научного центра Российской Академии наук, 2006−2011.
  83. Внешнеэкономический бюллетень. М., 2001, 2007.
  84. Вопросы экономики. М, 1990−2011.
  85. Время новостей. М., 2008−2011.
  86. Дагестанская правда. Махачкала, 2008−2011.
  87. Деловая Махачкала. Махачкала, 1995−2011.
  88. Кумыкский мир. Дагестан, 2004−2007.
  89. Независимая газета. М., 2000−2011.
  90. Нефтегазовая магистраль. М., 2001−2011.105. Нефть. М., 2003−2011.
  91. Нефть и капитал. М., 2005−2011.107. Новое дело. М., 2003.
  92. Региональная экономика: теория и практика. М., 2006−2011.
  93. Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 20 082 011.
  94. РИА- «Дагестан» (Региональное информационное агентство «Дагестан»). Махачкала, 2005−2011.
  95. Российская газета. М., 2005−2011.
  96. Российский налоговый курьер. М., 2005 -2011.
  97. Российский экономический журнал. М., 2005 -2011.
  98. Свободная Республика. Махачкала, 2007−2011.
  99. Финансы и кредит. М., 2007−2011.
Заполнить форму текущей работой