Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России, середина XIX — начало ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проведенного исследования показывает, что в результате интенсивного развития крупного промышленного производства в России конца XIX — начала XX вв. были созданы условия для развития благотворительной и меценатской деятельности, которые сыграли огромную роль в экономическом, культурном и духовно-нравственном развитии общества. Изучение деятельности торгово-промышленного сословия по развитию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Меценатская деятельность как социокультурный феномен в России середины XIX — начала XX вв
    • 1. 1. История развития меценатства в России
    • 1. 2. Мотивы меценатской деятельности
    • 1. 3. Направления просветительской деятельности меценатов
  • Глава 2. Основные направления деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений России середины XIX — началаXX вв
  • Л * f * .flr
    • 2. 1. Состояние и система школьного обу^еЛя- Для малолетних рабочих в России середины XIX — начала XX вв
    • 2. 2. Частные инициативы по развитию низшего профессионального образования в России середины XIX — начала XX вв
    • 2. 3. Особенности деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России середины
    • XIX. — начала XX вв

Деятельность российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России, середина XIX — начало ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается возросший интерес исследователей к анализу исторического опыта меценатства в России конца XIX — начала XX вв., так как в этот период деятельность меценатов оказала наиболее заметное влияние на социально-экономическое и культурное развитие страны. Деятельностью меценатов руководили как глубоко патриотические устремления (содействовать обретению Россией экономической и интеллектуальной независимости в Европе, поднять культурный уровень населения, повлиять на формирование национального самосознания), так и личные амбиции, и чисто корыстные, утилитарные интересы. Проблемы, которые стояли перед российскими меценатами XIX в. стали актуальными и в наше время.

В России конца ХХ-го столетия происходят глубокие изменения во всех сферах общественной’жизни. Государственные организации культуры, науки, образования, которые привыкли к гарантированной бюджетной поддержке, тяжело переносят новые экономические изменения. Театры, музеи, библиотеки оказались в бедственном положении, нуждаются в поддержке все звенья системы образования. Существенную поддержку успешному решению материальных проблем вставших перед культурой и образованием могло бы оказать возрождающееся предпринимательство. Необходима государственная поддержка нового типа предпринимателя, который относился бы к своей деятельности как к способу проявления творческих способностей, средству самореализации и понял важность своего положения, взяв на себя ответственность за возрождение страны, ее культуры, образования, а также профессиональной подготовки молодежи. Однако в конце XX в. такая общественная деятельность не получила своего развития. Меценатство как своеобразная форма социокультурной деятельности второй половины XIX-го — начала XX веков может служить своеобразным ориентиром для современного предпринимателя.

Благотворительная деятельность меценатов прошлого времени в сфере профессионального образования определялась общественными потребностями и внесла значительный вклад. Острая потребность в образовании была связана с промышленным переворотом, начавшимся в России в 30−40-е гг. XIX-го века и новая техника требовала от работника специальных знаний и навыков. Эту необходимость хорошо осознавали российские предприниматели, вкладывая часть прибыли не только в развитие промышленности, совершенствование техники производства, но и в повышение квалификации рабочих, их культурного и образовательного уровня. Профессиональное образование в России этих лет мало соответствовало новым требованиям, поэтому в отличие от мелкого лавочника умный, дальновидный предприниматель осознавал роль работника на производстве и, для того чтобы иметь квалифицированный персонал, принимал участие в учреждении и финансировании школ начального и профессионального образования. Ряд ведомств и частных лиц, как под давлением правительства, так: и исходя из своих прагматических нужд, содержали соответствующие учебные заведения.

Поэтому становление и развитие низшего профессионального образования, его этапы, факторы, определявшие теоретические и методические основы профессиональной подготовки молодежи, представляют научный и практический интерес для осознания исторического опыта взаимодействия школы и общества, опыта частного предпринимательства и благотворительности в образовании.

История развития профессионального образования в России конца XIX — начала XX вв. представлена архивными материалами, нормативными документами, работами обзорного характера, материалами журнальной публицистики («Журнал мануфактур и торговли», «Вестник промышленности», «Сборник материалов по профессиональному и техническому образованию», «Труды комиссии по техническому образованию», Русская школа" и др.).

Первые попытки решения проблемы, связанные с подготовкой малолетних рабочих для работы на производстве появились в конце XIXначале XX вв. Это работы И. А. Анопова «Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России» (1889г.), «По вопросу об открытии промышленных училищ» (1891г.), И. М. Максина «Очерк развития промышленного образования» (1909г.), A.F." Неболсина «Школьное обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах» (1895г.). В них освещается роль различных обществ и частных лиц в развитии профессионального образования в России. Деятели отечественной педагогики в деле профессионального образования А. Г. Неболсин, И. А. Анопов, И. М. Максин, Н. А. Вышнеградский развивали идеи расширения профессионального образования в стране в связи с интенсивным ростом крупной промышленности и необходимостью подготовки специалистов для работы на производстве.

Выходят юбилейные обзоры-, связанные с проблемой развития профессионального образования для работающей молодежи, «Краткий исторический очерк деятельности Прохоровской Трехгорной мануфактуры по техническому и общему образованию рабочих» (1899г.).

В период после 1917 года низшее профессиональное образование XIX — начала XX вв. изучалось мало, а участие торгово-промышленных деятелей в этой области рассматривалось с негативной точки зрения. А. В. Смолин в работе «Горные училища Алтая в XVIII — XIX вв.» (1956 г.), отмечает, что в 70-х годах XVIII в. потребность в образованных и знающих специалистах была велика и, что сами промышленники обращались в Берг-Коллегию с просьбой об открытии подобных учебных заведений, соглашаясь вносить на их содержание значительную часть средств в виде специального налога.

Крупные исследования появляются с выделением профессионального образования в специальную отрасль: Н. С. Киняпиной «Подготовка промыш-ленно-технических кадров в России в 20−50-е гг. XIX в.» (1960), А. Н. Веселова «Профессионально-техническое образование» (1961г.), Н. Н. Кузьмина «Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России» (1971г.), JI.B. Кошман «Фабричные школы в России в первой половине XIX в.» (1976г.). В этих работах получают полное освещение теоретические и практические аспекты становления этого звена образования, анализируется правительственная политика в области подготовки рабочих кадров, дается оценка практической деятельности частной и общественной инициативы. Однако в выше названных работах участие промышленников в этой области рассматривается мало и с негативной стороны.

На современном этапе изучения истории развития профессионального образования в России выделены различные направления, одно из них посвящено женскому профессиональному образованию. В научном исследовании О. Б. Кирьяновой «Развитие женского низшего профессионального образования в России конца XIX — начала XX вв. (1996г.) целостно рассматривается женское профессиональное образование, обобщена типологизация женских профессиональных учебных заведений по основным отраслям производств, показана роль общественно-педагогического движения в развитии женского профессионального образования. .Следующее направление рассматривает горнозаводскую отрасль. Э. А. Черноухов в диссертации «Горнозаводское образование на Урале в XIX в.» (1998) комплексно исследует систему горнозаводского образования на Урале, предпринимается попытка преодоления некоторых сложившихся стереотипов в оценке народного просвещения в крае, прослеживается динамика развития системы горнозаводского образования на Урале в XIX в., уточняются даты открытия и закрытия многих учебных заведений.

Тем не менее в новых подходах и материалах практически не нашли отражение вопросы о роли меценатов в развитии низшего профессионального образования.

Таким образом, несмотря на имеющиеся публикации, в которых исследуется развитие профессионального образования в России середины XIXначала XX в., недостаточно исследована проблема организации низших профессиональных учебных заведений и содержания обучения в них, создававшихся на средства и при непосредственном участии меценатов. В то же время мемуарная литература, архивные материалы позволяют констатировать, что вклад меценатов в развитие низшего профессионального образования был значителен.

Отсутствие специальных научно-педагогических исследований по данной проблеме определили тему диссертации «Деятельность российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России (середина XIX — начало XX вв.)».

Проблема исследования: каковы направления деятельности российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений середины XIX — начале XX вв. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

— проследить историю развития меценатства в России и выявить мотивы меценатской деятельности;

— охарактеризовать основные направления просветительской деятельности российских меценатов;

— проанализировать состояние и систему школьного обучения для работающих детей в России середины XIX — начала XX вв.;

— дать оценку частных инициатив по развитию низших профессиональных учебных заведений середины XIX — начала XX веков в России;

— раскрыть особенности деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России середины XIX — начала XX вв.;

Объект исследования, низшие профессиональные учебные заведения, созданные российскими меценатами середины XIX — начала XX вв.

Предмет исследования, процесс развития низших профессиональных учебных заведений, основанных российскими меценатами середины XIXначала XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX в. — начало XX в. На протяжении этого отрезка времени можно проследить расширение спектра пожертвований, направленных на развитие низших профессиональных учебных заведений. Данный период, в который укладывалась практически вся стадия быстрой модернизации промышленности России, стал временем существенных изменений в сознании предпринимателей.

Методологическую основуисследования составляют положения и разработки современной истории, философии, социологии, педагогики о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о движущих силах педагогического процесса, о факторах, обусловливающих общественное развитиеподход к истории образования как к части истории культуры, выдвигающей приоритет педагогического и антропологического, педагогического и социокультурного принципов анализа историко-педагогического процесса. В сочетании с принципом историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание взаимосвязи различных факторов на развитие низшего профессионального образования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: анализ историко-педагогической литературы по исследуемой проблеме, ана-литико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям, а также сравнительно-исторический, теоретический методы анализа и обобщения источников, отражающих развитие низших учебных заведений, созданных меценатами дореволюционной России.

Источниковедческая база исследования:

— нормативные документы, справочные книги, уставы, правительственные инструкции;

— общая и специальная литература изучаемого периода и современная о меценатах и их вкладе в развитие низшего профессионального образования;

— эпистолярная, мемуарная и художественная литература;

— данные московских архивов: Центрального исторического архива г. МосквыРоссийского государственного архива древних актовОтдела рукописей Российской государственной библиотекиРоссийского государственного исторического архиваОтдела письменных источников государственно* го исторического музеяНаучного, архива Российской Академии Образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные автором объективные данные расширяют имеющиеся представления о результатах деятельности российских меценатов середины XIX — начала XX вв., по развитию.образования. В диссертации впервые рассмотрена деятельность меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений середины XIX — начала XX вв. и проанализировано состояние школьного обучения для детей рабочихохарактеризованы типы школ и содержание обучения, в нихрасширены представления о совместной деятельности меценатов-предпринимателей и общественных организаций по развитию низшего профессионального образования в России в середине XIX — начале XX вековвведены в научный оборот новые архивные материалы.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена получением новых для историко-педагогической науки знаний о деятельности российских меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений. Результаты исследования обогащают материалы вузовского курса истории педагогики, они являются основой для спецкурсов и спецсеминаров, адресованных студентам, изучающим историю отечественной педагогики в педагогических университетах, институтах, колледжах. Материалы исследования могут быть использованы при создании научно-популярных пособий.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании положений, выводов и результатов определяется методологическим обоснованием исследования, применением комплекса методов исследования, поставленными задачами и использованными источниками. Результаты использованных в работе источников проверялись путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем времени.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на семинарах, круглых столах кафедры педагогики надального обучения Московского государственного педагогического университета и Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко, докладывались на конференциях «Ненасилие как условие развития творческой личности» (г. Елец, 1997.) «Проблемы вузовской и школьной педагогики» (г. Глазов, 1998), а также нашли отражение в публикациях автора.

Основные положения,.выносимые на защиту:

1. Социально-исторические, экономические и политические факторы второй половины XIX — начала XX вв. обусловили быстрый рост крупной промышленности. В этот период происходит формирование целого слоя предпринимателей-меценатов, принимавших участие во всех сферах общественной жизни страны. Их просветительская деятельность имела широкий диапазон: открытие различных учебных заведений, приютов, библиотек, музеев, поддержка научных экспедиций, книгоиздательство.

2. Развитие низшего профессионального образования в России XIX в. было обусловлено объективными социально-экономическими условиями:

— социально-экономическими потребностями общества;

— быстрым ростом крупной промышленности, начавшимся во второй четверти XIX в.;

— неспособностью государства обеспечить потребности страны в специалистах разного профиля для развивающейся промышленности;

— развитие общественной и частной инициативы, приобретающей черты и формы общественно-педагогического движения.

С середины XIX в. ведущая роль в данном направлении стала принадлежать общественности и частным лицам России. Все названные условия определили необходимость развития низшего профессионального образования.

3. Развитие низших профессиональных учебных заведений меценатами было особо значимо, т. к. только благодаря этим учебным заведениям многие дети и подростки имели возможность получения общего и профессионального образования. А это приводило к росту отечественных специалистов. Характерная особенность деятельности меценатов по развитию учебных заведений состояла в том, что их участие в этой деятельности было неоднозначным.

— устройство и содержание школ при фабриках и заводах;

— попечительство школ, которым фабриканты оказывали пособие тем или иным путем;

— в качестве попечителей, лишь номинально числящихся при школах, но не оказывающих им никакой поддержки.

4. Вопросы содержания, форм, методов образования, организация учебного процесса в низших профессиональных учебных заведениях становилась по мере их развития частью общей проблемы подготовки профессиональных кадров в России середины XIX — начала XX вв.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по второй главе.

Рассматривая особенности деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений России второй половины XIXначала XX вв. можно сделать следующие выводы.

В результате быстро растущего капиталистического производства наблюдалась острая нехватка грамотных рабочих. В России этого периода состояние и система школьного обучения для детей-рабочих и работающих детей находились в неудовлетворительном состоянии. Так как на большинстве фабрик и заводов использовался деташй труд, многие фабриканты — предприниматели начинают осознавать, что, создавая школы при своих заводах, они могут подготовить для своего предприятия квалифицированные кадры, тем самым повысить производительность своего предприятия.

Существенный вклад в формирование низшего профессионально-технического образования внесли частные лица — фабриканты-предприниматели, общественные организации — Русское Техническое Общество, общества грамотности, купеческие общества, городские органы самоуправления и др.

Деятельность меценатов в распространении грамотности среди рабочего населения, в основном среди детей рабочих, можно представить таким образом:

По устройству и содержанию школ при фабриках и заводах.

В форме попечительства при земских и других школах, которым фабриканты оказывали пособие тем или иным путем.

В качестве почетных попечителей, лишь номинально числящихся при школах, но не оказывающих им никакой поддержки.

Основными типами образовательных учреждений для малолетних рабочих, удовлетворявших задачам начального общего и низшего профессионального образования, были фабричные полудневные школы, вечерние, воскресные, вечерне-воскресные школы, классы технического рисования.

Образовательные учреждения, созданные частными лицами и общественными организациями, играли значительную роль в общественно-культурном развитии России.

Заключение

.

Многообразный материал и проведенный анализ теоретической разработанности проблемы, представленный в данном диссертационном исследовании, позволяют прийти к определенному выводу о значении и роли российского меценатства середины XIX — начала XX вв. в формировании низших профессиональных учебных заведений. Педагогическая направленность деятельности меценатов по насаждению профессионального образования, а также культурного образования населения в целом, не в полной мере была объектом научного анализа, поэтому она заслуживает самого пристального внимания. Демократизация российского общества выдвигает задачу максимального использования в целях воспитания и образования народа разнообразных общественных форм просвещения. Решение этой масштабной задачи требует теоретического и исторического анализа, тем более что история российского меценатства в области просвещения содержит богатый материал.

В диссертации освещен материал по истории развития меценатства и благотворительности в России середины XIX — начала XX вв. В данном случае «меценатство» мы рассматриваем как составную часть более широкого и емкого понятия «благотворительность», т. е. меценатство — это одна из форм благотворительной деятельности.

Меценатство в России имеет глубокие исторические и духовные традиции в национальной культуре, исторически оно вытекает из таких нравственных критериев благотворительности, как милосердие, филантропия, берущих свое начало в христианской морали.

Благотворительная деятельность в России прошла четыре этапа своего развития. Неизмеримо более действенной и эффективной она была на последнем, четвертом, этапе своего развития, сочетавшем государственную форму благотворительности с общественной и, особенно, частной формами, что и было характерно для России середины XIXначала XX вв. Именно этот период считается «золотым веком» российского купечества.

Анализ мотивов меценатской деятельности показывает специфику мотивов феномена меценатства. В диссертации выделены доминирующие мотивы, которые были обусловлены господствующими идеями общества того времени, особенностями социально-культурных условий, а также системой ценностных ориентации общества.

Исследуя социально-психологический портрет мецената, можно отметить тот факт, что представители торгово-промышленного сословия в последних поколениях существенно отличались от своих предшественников, были образованны, интеллигентны. Таким образом, в конце XIX в. сформировалось новое поколение предпринимателейт. к. у них уже был сформирован значительный капитал, они не жалели средств на культурное и просветительское развитие. Кроме того, правительство активно стимулировало благотворительную и меценатскую деятельность.

Меценатская деятельность российского купечества в области культуры и просвещения разнонаправлена. Заметный вклад в культуру народа был внесен книгоиздателями, собирателями книг, создателями библиотек. Впоследствии большинство частных библиотек пополнили фонды государственных библиотек и музеев.

Благотворительность и меценатство вместе несли в себе общую смысловую нагрузку. Все виды деятельности купеческого сословия способствовали развитию просвещения, науки, живописи, милосердия к людям.

В данной диссертации особое внимание уделено рассмотрению деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений. В основном ими были созданы промышленные школы, связанные с родом их деятельности, т. е. при фабриках и заводах. Классифицируя данные виды учебных заведений, нами выделены такие типы образовательных учреждений для малолетних рабочих, удовлетворявших задачам начального общего и низшего профессионального образования, как фабричные полудневные школы, вечерние, воскресные, вечерне-воскресные школы, классы технического рисования.

В дореволюционной России состояние и система школьного обучения для детей рабочих и работающих детей находились в неудовлетворительном состоянии. А так как на большинстве фабрик и заводах использовался детский труд, многие фабриканты — предприниматели начинают осознавать, что, создавая школы при своих заводах, они могут подготовить для предприятия квалифицированные кадры, тем самым повысить производительность труда. Таким образом, решалось несколько проблем: для фабрикантов — повышение производительности труда, увеличение прибылидля рабочих и их детейприобретение начальных общеобразовательных и профессиональных знаний и навыковдля страны в целом — обретение экономической независимости в Европе, повышение культурного уровня народа.

Образовательные учреждения, созданные частными лицами и общественными организациями, играли определенную роль в общественно-культурном развитии России.

Анализ проведенного исследования показывает, что в результате интенсивного развития крупного промышленного производства в России конца XIX — начала XX вв. были созданы условия для развития благотворительной и меценатской деятельности, которые сыграли огромную роль в экономическом, культурном и духовно-нравственном развитии общества. Изучение деятельности торгово-промышленного сословия по развитию благотворительности и меценатства в России середины XIX — начала XX вв. важно и необходимо и в настоящее время. Оно, возможно, станет в какой-то степени основой для создания культурных центров по негосударственной материальной поддержке талантливых представителей творческой, научной интеллигенции, а система купеческой благотворительности может быть в определенной мере использована при организации различных форм помощи малообеспеченным слоям населения, а также для спонсирования социальных и культурных программ.

Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, т. к. представляет собой богатый материал для изучение деятельности меценатов в области образования в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов /Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова- Указатель имен Ю. Башилова. -М., 1995.-479 с.
  2. Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России. М., 1993. -247 с.
  3. Я.В. Очерки частной инициативы в деле народного образования //Русская школа. 1890. Т. 11. № 7, с. 93−113- № 8, — с.113−131- № 9, — с.111−124.
  4. Я.В. Хроника народного образования //Русская школа. 1890. Т. IX. с. 168−178.
  5. Я.В. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресная школа вообще.- Харьков, 1890. 56 с.
  6. Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. Спб., 1900.- 352 с.
  7. В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации предпринимателя: Дис.. канд. пед. наук. -Спб., 1995. 183 с.
  8. С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России, середина XIX начало XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 200 с.
  9. И. О воспитании в России бедных мальчиков и о приготовлении из них техников и специалистов промышленности //Вестник промышленности. 1859. № 4, с. 105−107.
  10. Ю.Алферов А. //Русские ведомости. М., 1916. 17 февраля. — с. 4.
  11. П.Ананьич Б. В. Банкирские дома в России, 1860−1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. Л. 1991. — 197 с.
  12. Е.Н. Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы. Спб., 1882.- 232 с.
  13. Е.Н. О реальных училищах и профессиональных школах //Техническое образование. 1892. № 1, с. 17−27.
  14. И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. Спб., 1889. — 556 с.
  15. И.А. Владимирское земское ремесленное училище д. т. с. И. С. Мальцева //Техническое образование. Спб., 1893. № 1. — с. 48−53.
  16. Р.Г. Добро и польза // Этическая мысль. М., 1992. — с.14.
  17. И.В. Никольское начальное училище при фабриках т-ва Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К*. Орехово, 1906. — 131 с.
  18. А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. — 115 с.
  19. В.Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты пробл.: Учебно-методическая работа. Спб., 1998. — 103 с.
  20. М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. -М., 1994. 222 с.
  21. С.В. Старая Москва. М., 1947. — 31 с.
  22. С.В. Книгоиздатели Сабашниковы. М., 1974. — 175 с.
  23. . А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России, 1861−1917 гг.: Ист. опыт: Дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 1997. — 366 с.
  24. А. Мои воспоминания /В 5-и кн. М., 1990. Кн. 4. — с. 121−122, с. 711.
  25. Благотворительность в России /В 3-х т. Спб. 1907.
  26. Благотворительные учреждения Российской империи /В 4- х т. Спб., 1900.
  27. И.П. Грамотность детей школьного возраста в Московском и Можайском уездах Московской губернии. М., 1894. — 174 с.
  28. Большой энциклопедический словарь /2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. — 1456 с.
  29. А.П. П.М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951. — 311 с.
  30. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. — 187 с.
  31. А.Н. Крупная буржуазия России, конец XIX в. 1914. — М., 1992. -260 с.
  32. А.Н. Деловая элита России. М., 1994, — 272 с.
  33. П.А. Москва купеческая. М., 1991. — 352 с.
  34. JI. Дар напрасный?: Неоконч история Иванов, мецената Буры-лина и его кол. //Москва. 1990. № 2, — с. 159−166.
  35. В.П. Внешкольное образование народа. М., 1896. — 380 с.
  36. В.П. Всеобщее обучение. М., 1897, — 216 с.
  37. Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа. М., 1961. — 368 с.
  38. П. О Московском мещанском училище //Коммерческая газета. 1840. № 86, № 139.
  39. А.Н. Очерки по истории низшего профтехобразования и подготовки рабочих кадров в РСФСР. Дис. .доктора ист. наук /В 2-х т. М., 1952. 1063 с.
  40. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. Очерки по истории профтехобразования /Под ред. Н. А. Константинова. -М., 1955. 328 с.
  41. А.Н. Общественная и частная инициатива в развитии профессионально-технического образования в дореволюционной России //Научные труды. Т. 51 /144/. Профессионально-техническое образование и трудовое воспитание учащихся. Курск, 1976. — с. 47, 49.
  42. Н.Х. Профессиональные училища //Русская школа. 1892. № 9, с. 97−113.
  43. Владимирское земское ремесленное училище действительного тайного советника И. С. Мальцева. Владимир на Клязьме, 1890. — 314 с.
  44. П.В. Обитель милосердия. М., 1991, — 301 с.
  45. М. Село Иваново //Вестник промышленности. 1859. т. 2. № 5. с. 193.194.
  46. Д. Отчетность воскресной школы. Томск, 1903. — 48 с.
  47. Ю.С. Московский городской народный университет имени А.А. Шанявского: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 458 с.
  48. С.В. Теории «филантропии». М., 1981. — 160 с.
  49. Всеобщее народное образование. Сб., вып.1. М., 1902. — 164 с.
  50. Всеобщее образование в России. Сборник статей /Под ред. К. Д. Шаховского. Вып. 1.-М., 1902. 98 с.
  51. Гавлин M. J1. Московский тогово-промышленный капитал в конце XIX в. //Русский город Москва и Подмосковье. М., 1981. Вып. 4. — с. 43−65.
  52. M.JI. Российские медичи. Портреты предпринимателей. М., 1996, — 319 с.
  53. JI. Учреждение в г. Николаеве вечерних и воскресных классов технического черчения и рисования для взрослых ремесленников //Техническое образование. Спб., 1896. № 2, — с. 97−112.
  54. Я.П. Город Иваново-Вознесенск /В 2-х ч. Шуя, 1884. Ч. 1. 225 с. 4.2.-140 с.
  55. А. Дела и деяния Всероссийского купечества в донесениях китайского мандарина. М., 1899. — с. 26.
  56. В.А. Москва и москвичи. М., 1979. — 153 с.
  57. А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX- начала XX вв. //Вопросы экономики. 1994. № 7, с. 109−121.
  58. Д. Городской приют имени П.М. Третьякова для вдов и сирот русских художников //Изв. Мое. Гор. Думы. Отд. общ. 1907. № 3, — с. 24. — (Хроника Моск. Гор. Упр.).
  59. Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже 19−20 веков: Дис.. канд. ист. наук. М., 1996.- 235 с.
  60. Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные Московскому городскому общественному управлению в течение 1863 -1904 гг. М., 1906. — 473 с.
  61. Г. Прошлое и настоящее российского меценатства //Салон. -1995. № 2,-с. 139−142.
  62. В. Толковый словарь живого великорусского языка /Т. 1. М., 1955. — 699 с.
  63. Двадцатипятилетие деятельности Московского отделения ИРТО //Техническое образование. Спб., 1901. № 6, — с. 84−87.
  64. Двадцатипятилетие Дома призрения бедных в Москве мануфактур советника Герасима Ивановича Хлудова. М., 1916. — 19 с.
  65. Двадцатипятилетие Путиловской школы //Техническое образование. -Спб., 1893. № 7,-с. 14−22.
  66. Деятельность учебного отдела Общества распространения технических знаний в Москве //Вестник воспитания. 1891. № 4, с. 229−231.
  67. А.Е., Львов М. Р. Дидактика. М., 1990. — 202 с.
  68. Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. -М., 1951.- 145 с.
  69. Дневник III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в С-Петербурге /26 декабре 1903- 6 января 1904/ Спб., 1903−1904.
  70. Э.Д. Народное образование в пореформенной России. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. -М., 1984. 245 с.
  71. Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования //Советская педагогика. 1986. № 1, с. 107 114.
  72. Н.Г. Московские меценаты. М., 1992. — 333 с.
  73. Н.И. Детский труд, ученичество и образование детей рабочих в России конца XIX начала XX вв.: Дис. .канд. пед. наук. — Саранск, 1993. -219 с.
  74. И.С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России: Дис.. канд. ист. наук. М., 1996. — 185 с.
  75. Жизнь для книги: Сытин И. Д. Страницы пережитого. Современники о И. Д. Сытине /Предисл. Н. Некорякова. 2-е изд., доп. М., 1985. — 416 с.
  76. Житие и наставления преподобного Амвросия, старца оптинского. М., 1990.-с. 46.
  77. Л.С. Талашкино: Очерк-путеводитель. М., 1989. — 205 с.
  78. Л.С. «Придите и владейте, мудрые.». -М., 1990. 140 с.
  79. Л.С. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев //Вопросы истории. 1991. № 12, — с. 207−211.
  80. Л.С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск. 1994. — 318 с.
  81. В. Зачем человеку деньги.: Хроника жизни купеческой семьи Рябушинских, — М., 1996. 447 с.
  82. И. Курсы для рабочих и техническое образование // Техническое образование. Спб., 1895. № 4- - с. 231−248.
  83. И.М. Школы и курсы для фабричных рабочих //Техническое образование. Спб., 1903. № 6, — с. 1−13, № 7, — с. 27−33.
  84. У.Г. Памяти Алексея Петровича Бахрушина: Из воспоминаний библиофила. М., 1904. — 8 с.
  85. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых Научно-аналитический обзор /Сост. Гавлин М. Л. М., 1991. — 61 с.
  86. А. Внешкольное образование в Петербурге //Техническое образование. Спб., 1901. № 4, -с. 41−54.
  87. Исторический очерк к двадцатипятилетию городского женского профессионального училища имени Варвары Лепешкиной, 1887−1912. М., 1912. -69 с.
  88. История Москвы /В 6-и т. М., 1954. Т., 3. — 872 с.
  89. История Московского купеческого общества, 1863−1913 /Под ред. В. Н. Сторожева: в 5-т. М., 1913−1916. — Т. 5. Вып. 1. — с. 429. Вып. 2. — с.446−484.
  90. Ю.М. И.В. Цветаев: Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1982. -191 с.
  91. Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга, конец XIX начало XX вв.: Дис.. канд. пед. наук. — Спб., 1994. — 192 с.
  92. О. Современное значение воскресной школы //Общее дело. Сб. статей по вопросам образования взрослого населения. Сост. под ред. В. Костроминой. Вып. III. М., 1912. — с. 65.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. A.M. Ар-сеньева. М., 1982.- 265 с.
  94. П.Ф. Народная школа как образовательно-воспитательное учреждение //Русская школа. 1902. № 3, с. 162−174.
  95. П.Ф. История русской педагогии. Пг. 1915. — 746 с.
  96. Ю.И. Жизненный уровень рабочих России. М., 1979. — 287 с.
  97. В.О. Добрые люди древней Руси //Богословский вестник. -Сергиев-Пасад, 1892. № 1, с 78.
  98. В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. -М., 1993.-416 с.
  99. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России. -М., 1910.-211 с.
  100. В.А. Обличительное дело. Спб., 1859. — 71 с.
  101. В.А. Владимиро-Мариинский приют на озере Метин //Рус. Арх. М&bdquo- 1885. Кн. 2. № 7, — с. 453−456.
  102. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России /2-е изд. М., 1953. — 272 с.
  103. М.И. Савва Мамонтов. М., 1972. — 251 с.
  104. А.П. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.- 379 с.
  105. Н.М. Краткий обзор деятельности ПК по техническому образованию /IX отдела ИРТО/. Спб., 1912. -166 с.
  106. Е.Ф. Петр Иванович Щукин. М., 1913. — 7 с.
  107. JI.B. Фабричные школы в России в первой половине XIX в. //Вестник московского университета. М., 1976. № 2, — с. 16−33.
  108. Краткий исторический очерк деятельности «Прохоровской Трехгорной Мануфактуры» по техническому и общему образованию рабочих, 18 161 899 гг. /Под ред. П. Н. Терентьева, — М., 1899. 91 с.
  109. Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения во время управления покойного министра Н. П. Боголюбова. Спб., 1901. -77 с.
  110. Г. Ревнитель света П.И. Макушин: 50 лет просвет, деятельности, 1866−1916 гг. в Сибири. — Томск, 1916. — VIII, — 103 с.
  111. А., Петров Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. -М., 1993, — 128 с.
  112. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерк истории. М., 1995. — 192 с.
  113. В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (18 611 990) -М., 1974. 252 с.
  114. Д.И. История воспитания и образования в России. М., 1992, 136 с.
  115. Д.И. Родная история. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен /Учеб. Пособие по чтению для 2 (3) класса. В 2-х книгах. М., 1997.
  116. Д.И. История педагогики. М., 1998. — 583 с.
  117. А.А. Краткий биографический очерк Федора Васильевича Чижова: С приложением его портрета, видов Костром, просветит, учреждений его имени и крат, сведений об этих учреждениях. М., 1905. -48 с.
  118. Я. Слово о Тенишевском училище //Звезда. 1992. № 4, с. 138−149.
  119. М. О преподавании и преподавателях специальных предметов в низших технических училищах //Техническое образование. -Спб., 1896. № 5,-с. 1−22.
  120. К.К. Значение частной и общественной инициативы в деле распространения просвещения. М., 1903. — 11 с.
  121. К.К. Значение частной инициативы в развитии просвещения //Техническое образование. 1903. № 8, с. 1- 9.
  122. Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б. м., 1894. — 277 с.
  123. Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. -Спб., 1903. 137 с.
  124. Е.Д. Городские общественные управления в деле помощи бедным. Спб., 1905. — 224 с.
  125. И.К. Очерк развития промышленного образования в России 1888−1908. Спб., 1909. 103 с.
  126. И.К. Судьба промышленного образования в России //Техническое и коммерческое образование. 1910. № 7, с. 25−31.
  127. ПИ. К пятидесятилетию книготорговли в Сибири: (Из воспоминаний П.И. Макушина). Новониколаевск, 1923. — 22 с.
  128. С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты: Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Гучковы, Морозовы. Спб., 1993. — 86 с.
  129. Материалы для истории московского купеческого общества. Общественные приговоры. М., 1899. Т.2, — с. 516- Т. 4.(1837 — 1845), — с. 423- Т.8, — с. 357- Т. 9, — с. 206- Т. 10, — с. 381−496- Т.11, — с. ИЗ.
  130. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых, — М., 1915. 235 с.
  131. Ю.В. Роль московского купечества в социально-культурном развитии России (середина XIX начало XX вв.): Дис.. канд. ист. наук. -М&bdquo- 1996. — 161 с.
  132. Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы, опыт методики для библиотекарей, лекторов, ведущих занятия с взрослыми, заведующих народными домами и пр. Пг., 1915. VIII. -110 с.
  133. Меценаты и коллекционеры: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., Русская книга, 1994. — 191 с. /Памятники Отечества: Альманах: № 29 (1−2), 1993./
  134. Г. Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. XIX век /РГБ. М., 1995. — 734 с.
  135. В.В. Вечерние школы для рабочих //Техническое образование. Спб., 1893. № 1,-с. 53−71.
  136. В.В., Сабанин В. В. Итоги 25-и летней деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию //Техническое образование. Спб., 1893. № 8, — с. 46−58.
  137. М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX в.: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1966. 311 с.
  138. А. Вопрос об обустройстве Бахрушинского сельскохозяйственного приюта //Изв. Моск. Гор. Думы. Отд. Общ. 1908. — № 6−7, -с. 36−40. (Хроника Моск. Гор. Думы).
  139. Р.П. Очерк экономической истории трехгорной мануфактуры (1799−1917 гг.). Дис. .доктора истр. наук. -М., 1950. 322 с.
  140. С.Т. Дед умер молодым: Документальная повесть. М., 1996.- 203 с.
  141. Ю. Заметки о промышленном образовании. С всемирной парижской выставки //Техническое образование. Спб., 1901. № 1, — с. 1−31.
  142. Народный Дом /Сб. сост. А. Брянцвым., Б. Бухаровым и др. Пг. 1918. -424 с.
  143. Начальное училище и ремесленные классы имени В. А. Морозовой //Изв. Моск. Гор. Думы. Отд. общ. 1902. — № 21, — с. 46−48. — (Хроника Моск. Гор. Упр.).
  144. А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. Спб., 1884. — 259 с.
  145. А.Г. Курсы для рабочих в Харькове //Техническое образование. Спб., 1896. № 4, — с. 310−311.
  146. А.Г. Организация курсов для взрослых рабочих /2-е изд. -Спб., 1897.-29 с.
  147. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993. — 31 с.
  148. С. Из истории отечественного меценатства // Посев, — 1992. № 2,-с. 106−111.
  149. О воскресных рисовальных школах в Москве //Журнал мануфактур и торговли. 1838. № 12, с. 486−487.
  150. О фабричных школах //Владимирские губернские ведомости. 1857. № 20−24, часть неофициальная.
  151. Об открытии классов технических наук //Журнал мануфактур и торговли. 1859. Кн. 12, отд.7. с. 26.
  152. Обзор деятельности Московской Городской Торговой Школы имени В.А. и А. А. Алексеевых в 1897—1898 и 1898−1899 учебных годах. М., 1900.- 9 с.
  153. Обстоятельства и выгоды руководившие фабрикантов братьев Прохоровых к заведению и поддержанию их фабричной школы //Журнал мануфактур и торговли. Спб., 1832. № 4, — с. 12−19.
  154. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21- е изд. перераб. и доп. — М., 1989. — 924 с.
  155. А.В. Борьба за всеобщее начальное обучение в дореволюционной России (1911−1917): Уч. зап., т. 247. Вып. 17. М, 1970. — 169 с.
  156. А. Я. Памяти кн. В.Н. Тенишева //Памятная книжка Те-нишевского училища в Санкт-Петербурге за 1901/2 уч. год. Спб., — 1905. -с. 11.
  157. Открытие воскресных классов в с. Иваново для детей, работающих на фабрике купца Бабурина //Владимирские губернские ведомости. 1847. № 5, часть неофициальная.
  158. Отчет о деятельности Попечительства Императорского Человеколюбивого Общества для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство за 1895−1896 уч. год //Техническое образование. -Спб., 1896. № 7,-с. 16−17.
  159. Отчет о деятельности Постоянной Комиссии по техническому образованию Московского отделения ИРТО за 1899−1900 уч. год //Техническое образование. 1901. № 2, с. 63−70.
  160. Отчет о состоянии воспитательно-ремесленного заведения поч. Гражданина Н. П. Трапезникова за 1895 г. //Техническое образование. Спб., 1896. № 7,-с. 17−18.
  161. Отчет о школах Императорского Русского технического общества за 1901−1902 уч. год //Техническое образование. 1903. № 1, с. 1−28.
  162. Очерк издательской деятельности Товарищества И. Д. Сытина. М., 1910. -XVI,-71 с.
  163. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- нач. XX вв. /Под ред. А. И. Пискунова. М., 1976. — 599 с.
  164. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина.- 2-е изд., доп. -М&bdquo- 1986.- 334 с.
  165. Педагогическая энциклопедия /Под ред. И. А. Капрова. В 4- х т. М., 1964−1966.
  166. А.Т. Порядок и условия открытия и преобразования частных учебных заведений, курсов, детских садов. М., 1915. — 92 с.
  167. А.В. Школьно-фабричные нужды России //Русская мысль. 1894. № 2,-с. 89−109- № 9,-с. 13−27- № 11,-с. 89 109.
  168. Н.В. Абрамцево: Воспоминания. М., 1922. — 105 с.
  169. И.И. Ремесленные училища //Техническое образование. Спб., 1893. № 3,-с. 7−20.
  170. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до XX в. -М&bdquo- 1997.- 351 с.
  171. М.Д. Купеческий бытовой портрет XVIII XX вв. — JL, 1925. — с. 26−27.
  172. Прохоровы: Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799−1915 гг. /Сост. П. Н. Терентьев. М., 1996. — 271 с.
  173. А.С. Московский иллюстрированный календарь-альманах на 1887 год. -М., 1887. 322 с.
  174. Н. Школы производств при фабриках и заводах и школа при бумажной фабрике //Техническое образование. Спб., 1901. № 3, — с. 8−26.
  175. Российские предприниматели, благотворители, меценаты.(вт. пол. XIX-начало XX вв.): Каталог книжной выставки. М., 1993. — с. 34−87.
  176. Российское законодательство X XX вв. /Под ред. д. ю. н., проф. О. И. Чистякова. В 9 — и т. — М&bdquo- 1985. Т. 2. — 519 е.- Т.З. — 511с.
  177. Русский биографический словарь. Гаат-Гебель. М., 1914. — с. 232.
  178. Русский торгово-промышленный мир /Сост. П. А. Примаченко, М., 1993.- 335 с.
  179. С. Забытые школы //Вестник воспитания. М., 1912. № 8, — с. 176−186.
  180. М. Образование рабочих и воскресные школы //Техническое образование. Спб., 1896. № 6. — с. 1- 6.
  181. JI. Атлас промышленности Московской губернии. М., 1845. — 128 с.
  182. Санкт-Петербургская панорама. Спб., 1992. № 1, — с. 33.
  183. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. 4. Промышленные училища имени Ф. В. Чижова. Спб., 1895. -684 с.
  184. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения, т.1. Спб., 1864.-46 с.
  185. Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901.-371 с.
  186. Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшего профессионального образования в России. В 2-х ч. Спб., 1910., 4.1. — 94 е.- Ч. 2.-669 с.
  187. Сведения о промышленных учреждениях товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К*. М., 1882. — 32 с.
  188. Сведения по народному образованию в Вятской губернии за 1900−1901 и 1901−1902 уч. годы. Вятка, 1902. — 155 с.
  189. П.П. Частные библиотеки, галереи, разные собрания, кабинеты и русские художники 1819 года //Отечественные записки. 1820. 4.1. № 2.-е. 19.
  190. Свод законов Российской империи. Спб., 1896. Т. 3. — 767 с.
  191. И.И. Московская Голицынская больница в ряду европейскихбольниц /В 3-х ч. М&bdquo- 1865. Ч. 1−2. — 359 с. Ч. 3. — 136 с.
  192. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987. — 608 с.
  193. Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989.-447 с.
  194. Ю.П. Педагогическая наука и образование. М., 1998. -108 с.
  195. И.А. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.-479 с.
  196. Специальные школы Пермской губернии и материальные результаты профессионального образования //Техническое образование. Спб., 1911. № 1, — с. 36−43.
  197. К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1972. — 534 с.
  198. М. После начальной школы //Техническое образование. -Спб., 1896. № 6,-с. 7−29.
  199. Съезд по техническому и профессиональному образованию, 1889−1890. Труды первого отделения. Спб., 1890. — с. 1−31.
  200. Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, 2-ой, М., 1895−1896. Ч. II. под ред. С. А. Владимирского. М., 1896−1898. Секция III средних и низших технических и ремесленных училищ. — 416 с.
  201. И.Л. Классовая борьба вокруг законов о труде и образовании рабочей молодежи во второй половине XIX в. М-Л., 1928. — 384 с.
  202. Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества: Дис.. канд. социол. наук. Белгород, 1996. — 164 с.
  203. Тенишев В. Н. Программа этнографических сведений о крестьянах
  204. Центральной России. Смоленск, 1898. — 229 с.
  205. М.К. Впечатления моей жизни. JI., 1991. — 287 с.
  206. Тенишевское училище. Справочная книга. Пг., 1915, — IV, — 247 с.
  207. Д.И. Автобиографический очерк. М., 1901. Кн. № 6, — 751 с.
  208. Тиц Б. Н. Краткий обзор деятельности Императорского русского технического общества по образованию рабочих. Спб., 1907. — 15 с.
  209. Тиц Б. Н. Ремесленное ученичество и закон 15-го ноября 1906 г. -Спб., 1908.- 54 с.
  210. А.П. Люди и мысли добра: Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. М., 1984. — 225 с.
  211. Труды комиссии по техническому образованию 1890−1891 /Вып. III. -Спб., 1891.-81 с.
  212. Труды комиссии по техническому образованию и отчет о школах для рабочих и их детей, учреждениях ИРТО при содействии гг. фабрикантов и заводчиков г. С-Петербурга 1876−1877. Спб., 1878. — 197 с.
  213. Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.-214 с.
  214. Г. Н. Специальная периодика по благотворительности в России. 1870−1907 //Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. М., 1992. с. 117−141.
  215. Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860−1914 гг.: Дис. .канд. ист. наук. М., 1995. — 259 с. + Прил. (с.260−496).
  216. Г. Н. Новейшая американская историография российской благотворительности //Отечественная история. 1995. № 1. с 108−118.
  217. Г. Н. Общественное призрение и благотворительность в России //Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. Спб., 1995.-с. 381−400.
  218. Г. И. Русские очерки. Т. 3. М., 1956. — с. 79.
  219. Уставы ИРТО и его училищ, состоящих под покровительством великого князя Константина Константиновича. Правила и программы в них. М., 1898.-с. 33−34.
  220. Федорченко-Шемякина JI.H. Сарапул-город купеческий. Сарапул, 1993.- 99 с.
  221. Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры /В 2-х т. Спб., 1992. Т.1. — 350 с. Т. 2 — 348 с.
  222. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1997. — 220 с.
  223. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.-М» 1983.- 839 с.
  224. .И. Макрьевский Стоглавник //Троиц Новгородская губернская ученая архивная комиссия. Вып. 1. Новгород, 1912. — с. 118.
  225. Хроника технического образования. По России //Техническое образование. Спб., 1893. № 7, — с. 121−144- № 8, — с. 73−93.
  226. Хроника технического образования. По России. Среднее техническое, художественное и низшее техническое образование //Техническое образование. Спб., 1901. № 1, — с. 72−75.
  227. М.И. Отец и его музей /Сочинения: В 2-х т. М., 1980. Т. 2, -543 с.
  228. С.Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования /Ч. 1. Спб., 1996. — 174 с.
  229. Чарльз Рууд. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. -М., 1996.- 303 с.
  230. В., Фальборк Г. Народное образование в России. Спб. 1900.-264 с.
  231. В.И. Земство и народное образование. Спб., 1910. 4.1. -186 с.
  232. Ф.В. Каким путем должно идти образование низших слоев общества //Вестник промышленности. 1859. Т. 1, № 2., с. 27−247- Т 2, № 5, -с. 193−194.
  233. Н.И. Московское купечество XVIII-XIX вв.: Генеологические заметки //Рус. Арх. М., 1907. № 12, — с. 489−502.
  234. П.М. Иследование образовательных учреждений для рабочих на фабриках и заводах // Техническое образование. Спб., 1903. № 2,-с. 50−52.
  235. Е. Подвижник просвещения //Деловой мир. Былое. 1995. № 8. -с. 12.
  236. Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию //Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. — с. 84−87.
  237. М. Бюджеты трех московских сословий. М., 1865. — с. 3.
  238. Н. Спешите делать добро //Российские вести. 1994.25.06. № 116,-с. 3.
  239. П.М. История города Иванова. Иваново, 1958. Ч. 1. -396 с.
  240. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. -М., 1911. Т. 6. 640 с.
  241. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.Эфрона.- Спб., 1891, Т. 4.-472 с.
  242. И.И. Значение образования для успехов промышленности и торговли. М., 1895. 26 с.
  243. Центральный исторический архив Москвы
  244. Ф.З. Оп.З. Д. 49. JI.1 об. 9 об.
  245. Ф.З. Оп. 4. Д. 3803. JI. 5 об.
  246. Ф.З. Оп.2. Д. 2741. 1912 г. Л.70.
  247. Ф.З. ОП.2. Д. 2800. 1913 г. Л.38. 48- 119 об.-120
  248. Ф.З.Оп.2.Д. 2838. 1914 г. Л.84-Л.14−20.
  249. Ф.16. On. 198. Д. 385. Л. 6. об-7.
  250. Ф.17. On. 97. 1845. Д. 81. Л. 395.
  251. Ф.17. Оп. 97. 1853. Д. 184 Л. 492.
  252. Ф.142. Оп.5. Д. 1982. Л.2 об. Завещание П. М. Третьякова
  253. Ф.179. Оп. 59. Д 16. Л.157. Завещание К. Т. Солдатенкова. Государственный исторический музей отдел, письменных источников
  254. Ф. 146. Д. 1. Л. 89- Д. 7. Л. 109 об- Д. 10. Л. 106- Д. 12. Л 2 8./Прохоровы/
  255. Научный архив Российской Академии Образования
  256. Ф.19, Оп.1. Д. 108. Л. З /Архив проф. В.И. Чарнолуского/
  257. Ф.21. Оп.1. Д. 439. Лл.2−9. /Архив Н.В. Чехова/ Российский государственный исторический архив
  258. Ф. 1001. On. 1. Д. 205. Л. 4.- Д. 268. Л.2- Д. 291. Л. 4- Д. 328. Л.З. Л.6 Д. 327. Л.1- Д. 291. Л. 4- Д. 300. Л.2- Д. 338. Л.2-/Неболсин/
  259. Ф 560. Оп. 38. 1844 г. Д. 499. Л 23.
  260. Ф. 560. Оп. 38. 1846 г. Д. 530. Л. 112.
  261. Ф.1102. Оп.1. Д. 873. Л.16.
  262. Ф. 1263. Оп.1. Д. 3414. Л.435. /Комитет министров/
  263. Ф.1290. Оп. 5. Д. 178. Л.29 об.-ЗО.
  264. Ф.1343. Оп.36. Д. 19 791. Л.1об.
  265. Ф.1349. Оп. 36. Д. 1971. Л. 1−64- Д. 19 789. Л 1−95. Российский государственный архив древних актов
  266. ЦТ АДА. Ф. 1287. Д. 36. 1848. Л. 19.
  267. Российская государственная библиотека. Отдел рукописей
  268. Ф. 58. Оп.1. Папка 28. Д. 6. Л. 29 об.
  269. Ф.58. Оп.1. Папка 57. Д. 18. Л.5 об.
Заполнить форму текущей работой