Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление процессом формирования и развития товарных рынков на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Относительно подтверждения значимости роли товарных рынков в развитии экономики региона была определена взаимообусловленность таких экономических категорий как «регион», «региональный рынок» и «товарный рынок». Очевидно, что последняя является одной из важнейших составляющих двух вышестоящих образований. Во-первых, товарные рынки в составе регионального рынка являются основой для развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы управления процессом развития товарных рынков региона
    • 1. 1. Роль и место товарных рынков в развитии экономики региона
    • 1. 2. Методологические основы управления развитием товарных рынков в регионе
    • 1. 3. Ключевые направления совершенствования управления развитием товарных рынков региона
  • ГЛАВА II. Особенности управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков
    • 2. 1. Влияние конкурентной среды на развитие и регулирование товарных рынков в регионе
    • 2. 2. Анализ современной системы управления процессом развития региональных товарных рынков
    • 2. 3. Исследование и особенности взаимосвязи государственного и рыночного регулирования региональных товарных рынков
  • ГЛАВА III. Совершенствование управления процессом формирования и развития товарных рынков на региональном уровне
    • 3. 1. Концептуальные подходы формирования эффективной конкурентной среды на товарных рынках региона
    • 3. 2. Модель управления процессом развития товарных рынков региона
    • 3. 3. Контроллинг товарных рынков на региональном уровне

Управление процессом формирования и развития товарных рынков на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный период развития экономических и политических основ общества характеризуется усилением процессов трансформации и глобализации, что оказывает влияние на структуру производства и систему общественного разделения труда, как в отдельном государстве, так и на мировом уровне. Особенно данным процессам оказались подвержены страны постсоцалистического пространства, где за последнее десятилетие произошли коренные преобразования в экономической и политической системах. Экономика бывших стран социализма освободилась от административно-командной системы и находится на пути формирования новой системы государственного управления на основе рыночных отношений.

Сегодня возрастает функциональная роль и региональных структур в системе государственного управления. Территориальная составляющая в системе общественных отношений всё в большей степени становится проблемой, не решив которую, любые дальнейшие реформы в постсоциалистических странах обречены на неуспех.

В результате происходящих трансформационных изменений, основными задачами современного развития стран постсоцалистического пространства являются: формирование нового рационального механизма государственного управления экономической системойсоздание эффективного единого экономического пространстваразработка стратегии территориального развития и другие. Поэтому исследование проблем государственного управления и регулирования субъектов хозяйствования, действующих на региональных товарных рынках, является сегодня одной из актуальных задач, как в экономическом, так и в политическом плане.

Государственное управление и товарные рынки регионов взаимосвязаны и взаимообусловлены экономическим и организационно-правовым механизмом воздействия друг на друга. Это проявляется и в прямых и в косвенных методах воздействия. Так изменение форм собственности хозяйственных субъектов оказывает влияние на специфику государственного устройства и наоборот. Кроме того, экономический выбор общества в товарной сфере является движущим фактором в формировании % единого экономического пространства. А существование единого экономического пространства и межрегионального взаимодействия формирует качественную структуру товарных рынков регионов.

В свете политических и экономических изменений происходят трансформационные процессы и в фундаментальной науке постсоциалистических стран. Исследование новых закономерностей развития экономической жизни стало объективной необходимостью. Одной из задач региональной экономической науки является доказать возможность и необходимость формирования регулируемых товарных рынков регионов.

Таким образом, на современном этапе тема исследования процесса управления развитием региональных товарных рынков является ф своевременной и актуальной.

Степень разработанности проблемы исследования. Изучение и анализ правовых и теоретических источников показали, что существующие практические, правовые и теоретические разработки проблемы управления процессом развития товарных рынков в регионах, как правило, носят фрагментарный, несистемный характер и не достаточно раскрывают данную проблему с точки зрения, особенностей развития экономики в странах постсоцалистического пространства. Практически отсутствуют комплексные исследования по управлению региональными товарными рынками в разных регионах постсоцалистического пространства.

Законодательная база по управлению и регулированию товарных Ф рынков создавалась в России чуть более десяти лет назад, а в странах СНГ менее пяти лет назад в условиях полного отсутствия каких либо условий для развития эффективной рыночной структуры товарных рынков и их конкурентной среды [1−12]. Сложность нормативного регулирования товарных рынков регионов заключается в том, что необходим целый комплекс взаимообусловленных и взаимодополняющих нормативных актов на федеральном и региональном уровнях. Нормы стимулирующего характера развития товарных рынков должны быть закреплены в законодательстве о ф конкуренции, о малом предпринимательстве, о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве и других — в той мере, в какой данные области законодательства влияют на создание, развитие и эффективность субъектов региональных товарных рынков.

Теоретические взгляды на регулирующую роль государства в экономике, управление и регулирование товарных рынков согласно истории экономической мысли развивались достаточно длительный период. Этот вопрос всегда находился в центре внимания ученых и общественных деятелей. Первые теоретические взгляды относятся к периоду античности, например, Аристотель в работе «Никомахова этика» обосновал версию управления товарообменом [28,29]. В дальнейшем появилась теория ф самоуправляемости обмена или так называемая «теория невидимой руки».

А.Смита. Он обосновал принцип экономического либерализма в теории государственного регулирования экономики [108].

Последователи данной теории выступали сторонниками либерализации экономики в разные периоды истории: в рамках маржинализма в 70 — 80-е годы XIX века (К. Менгер, JL Вальрас, А. Маршалл и др.), а так же на протяжении почти всего XX века в теориях П. Самуэльсона, М. Фридмана и Ф. фон Хайека [28, 76,104,105"118,119,123]. Отметим, что в теориях государственного управления неолиберального направления XX века оговаривалась роль государства как регулирующая в тех или иных отдельных областях экономики. Ф. фон Хайек утверждал, что 01 только свободное предпринимательство на базе частной собственности и конкуренции может обеспечить оптимальные пропорции в распределении ресурсов и удовлетворение потребностей. Но уже в работе «Дорога к рабству» (1944 г.) так сформулировал основную идею неолиберализма:

Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо" [123, с.21−25]. В 30-е годы XX века В. Ойкен разработал теорию «идеальных типов хозяйства: централизованно управляемое хозяйство с одной стороны и меновое (рыночное) хозяйство с другой» [83,84]. % Значительный вклад в теорию государственного управления внесли учёные, разрабатывающие методологию категорий «монополии» и «конкуренции» Р. Гильфердинг, Й. Шумпетер, Э. Чемберлен, Д. Робинсон [41,131,132,127,100]. Основой управления общества в условиях монополистической конкуренции становится государственное регулирование субъектов товарных рынков, отличающихся дифференциацией продукта.

В условиях ситуации кризисной экономики наиболее известна теория государственного управления Дж. Кейнса. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) он резко отходит от либерализма и неолиберализма в государственном управлении и определяет роль государства в регулировании экономики как ведущую [62]. На рубеже XIX-ф, XX веков сформировалась новая теория государственного регулирования институционализм, представителями которой были Т. Веблен, Д. Норт и другие [82].

Все, вышеперечисленные методологические подходы к управлению и регулированию товарных рынков в разной мере исследовались в трудах русских, советских, российских ученых, а так же ученых стран СНГ. Идеи государственного регулирования рынков, оптимального сочетания государственного регулирования и саморегуляторов рынка высказывали учёные разных исторических периодов российской науки: М.И. Туган-Барановский, И. М. Гольдштейн, В. И. Ленин, Е. С. Варга, Н. И. Вавилов, С. Шаталин, А. Аганбегян, А. Лившиц, В. Ясин, Е. Т. Гайдар, А. Г. Гранберг, А.И. * Татаркин, Р. А Коренченко, В. Андрианов, В. И. Кушлин, В. Л. Берсенёв, У.К.

Шеденов, Г. Сансызбаева и другие [35,36,71,72,39,45,44,65,20,68, 29].

Основы теории институционализма применительно к регулированию российской экономикой рассматривались в трудах Л. Абалкина, А.Г.

Гранберга, А. Добрынина, В.H. Лексина, Р. Нуреева, В. В. Радаева, А. Швецова, Г. Г. Муфтиева, Л. А. Юрганова и других [45,69,68,134,81,137,138]. Теоретические подходы институционализма достаточно близки современным тенденциям развития экономики России и стран СНГ, в том числе и щ Казахстана, так как появление данной теории было обусловлено трансформационными процессами, происходящими в обществе.

Региональные аспекты развития экономики современного периода исследовали: А. Г. Гранберг, Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный, М. Д. Шарыгин, Л. А. Романова, O.A. Романова, А. Н. Пыткин, И. Лексин, В. Н. Лексин, А. Н. Швецов, P.A. Коренченко, Ю. К. Перский, Б. И. Изтелеузлов, Г. В Гутман, О. И. Боткин, О. Ф. Балацкий, В. И. Гурман, Е. В. Рюмина, С. Ибрагимов, Д. Щульц, А. Кандербаева, Г. Умаров [45, 16, 17, 128, 93, 102, 103, 71, 69, 65, 59, 47, 23, 58, 129].

Исследованию структуры, инфраструктуры региональных и отраслевых товарных рынков, а так же их управлению и регулированию? посвятили свои труды такие ученые России и Казахстана как С. Б. Авдашева,.

Н.Ш. Цуканова, В. Шумаев, Н. Г. Федько, В. Третьяк, А. Н. Пыткин, Г. Г. Муфтиев, И. К. Беляевский, Г. К. Кулагина, A.B. Коротаев, Н. Исингарин [19, 14, 120, 125,130,115,93,92, 81,26,21].

Проблемы правового и экономического регулирования монополий и конкурентных отношений на товарных рынках России и Казахстана исследовали такие ученые как И. И. Янжул, В. Я. Железнов, В. Серебряков, Е. Варга, И. Дашковский, В. Цапелик, A.B. Барышева, В. В. Радаев, А. Авилов, Н. Клейн, Тотьев К. Ю., А. Городецкий, Р. Г. Агаев, Б. Н. Ичитовкин, C.B. Цухло, А. Ю. Юданов, М. Залесская, В. И. Ерёменко, Варламова А. Н., Т. В. Бурмистрова, Г. И. Мартыненко, И. К. Ахметова и другие [18,61,124,135, 50, Щ 56,54,33,34,22,37, 114].

Труды экономистов прошлых лет и современного исторического периода позволяют использовать наиболее результативные методологические подходы при исследовании проблем управления развитием товарных рынков регионов начала XXI столетия.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствование теоретико-методических основ управления процессом формирования и Ф развития товарных рынков на региональном уровне.

Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— исследование роли и места товарных рынков в развитии экономики региона, а так же в системе единого экономического пространства стран СНГ;

— уточнение содержания категории «товарный рынок» и определение его специфики на региональном уровне;

— исследование методологических основ управления процессом развития товарных рынков в регионе и выявление ключевых направлений их совершенствования;

— анализ современной системы управления процессом формирования товарных рынков региона и выявление влияния конкурентной среды на развитие и регулирование региональных товарных рынков;

— разработка методики анализа формирования эффективной конкурентной среды на региональных товарных рынках;

— совершенствование и построение модели управления процессом развития региональных товарных рынков, а так же обоснование системы контроллинга товарных рынков на региональном уровне.

Объектом исследования являются региональные товарные рынки субъектов Республики Казахстан и Российской Федерации.

Предмет исследования составляет механизм управления процессом ^ формирования и развития товарных рынков на региональном уровне, складывающийся в субъектах Республики Казахстан и в России в современный период.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных, российских и казахских ученых, посвященные разработке концептуальных и методических подходов к исследованию процесса управления экономикой государства и в частности товарными рынками и развитием конкурентной среды. Так же материалы научных конференций, нормативных источников государственных органов управления, прогнозные оценки РАН, директивные и нормативные документы Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также Президента Республики Казахстан и Правительства РК.

Основными методами исследования послужили: методы диалектического мышления, системно-аналитического, статистического, структурно-функционального, экономико-математического анализа. Так же методы экспертных оценок и контурного анализа.

Информационно-статистическую основу исследования образуют данные статистических сборников государственного комитета Российской Федерации по статистике, Агентства Республики Казахстан по статистике и Статкомитета стран Содружества Независимых Государств, так же экспертные оценки и расчеты исследователей и практических работников государственных органов управления различного уровня, первичные данные хозяйствующих субъектов исследуемых товарных рынков.

Научная новизна исследования определяется следующим: — уточнено и дополнено содержание категории «товарный рынок» в контексте формирования его общей специфики на региональном уровне в условиях формирования новой институциональной среды: выявлена значимость взаимообусловленности таких экономических категорий как «регион», «региональный рынок» и «товарный рынок» в свете решения современной проблемы создания единого экономического пространства в условиях глобализацииуточнено понимание географических границ товарного рынкаопределена интегральная сущностная характеристика товарных рынков;

— определены и систематизированы методологические основы современного управления процессом развития региональных товарных рынков на основе многоцелевого исследования эволюции теоретических взглядов на исследуемую проблему;

— выявлены и обоснованы особенности взаимосвязи государственного и рыночного регулирования развития товарных рынков на региональном уровне, позволяющие учитывать их в процессе управления и создания институциональных условий для формирования конкурентной среды как основы для гибкого регулирования товарных рынков;

— предложены концептуальные подходы к формированию эффективной конкурентной среды на товарных рынках региона и механизм ее реализации, а так же методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации региональных товарных рынков, обосновано ее применение к расчетам структуры и емкости локальных товарных рынков;

— на основе синтеза механизмов государственного и рыночного регулирования разработана модель управления процессом формирования и развития товарных рынков;

— обоснована система контроллинга товарных рынков на региональном уровне, позволяющая обеспечивать мониторинг товарных рынков региона, уточнено понятие контроллинга на уровне регионального управления и регулирования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения формируют теоретическую и методическую основу для решения важной государственной проблемысовершенствования механизма управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков в рамках, формирующегося единого экономического пространства стран СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан).

Предложенные автором методика анализа конкурентной среды на товарных рынках регионов и система контроллинга товарных рынков на региональном уровне в процессе реализации открывают перспективу повышения эффективности управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков.

Апробация результатов исследования. Основные результаты !" диссертационного исследования докладывались автором на международных, межрегиональных научно-практических конференциях: «Местное самоуправление в трансформируемом российском обществе» (Пермь, 2002 г.), «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России» (Пермь, 2003 г.), международная конференция, посвященная 60-летию ЮжноКазахстанского университета им. М. Ауэзова (Чимкент, 2003 г.), «Стратегия приоритетного развития социальной сферы региона» (Курган, 2004 г.).

Основные теоретико-методологические положения, разработанные в диссертации, реализованы в целях совершенствования управления процессом формирования и развития товарных рынков регионов государственными территориально-административными органами Актюбинской области РК и ц, Пермской области РФ. А так же в целях эффективности формирования региональных товарных рынков промышленными предприятиями Республики Казахстан (Актюбинский комбинат хлебопродуктов «Рамазан»).

Публикации. Основное содержание диссертации получило отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Общий объем опубликованных научных работ составляет 7,3 п.л. (личный вклад автора 3,0 п.л.).

Объем и структура работы. Предмет исследования, цель и задачи определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 185 страниц, в том числе 151 страница основного текста. M Библиографический список включает 140 работ российских, казахских и зарубежных авторов.

В вводной части обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается суть проблемы, поставленной и решенной в ходе выполнения работыопределяются цель и задачи исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе рассмотрены теоретико-методологические аспекты управления процессом формирования и развития товарных рынков региона, ф Раскрыто содержание категории «товарный рынок», уточнены понятия товарных и географических границ" товарного рынка. Дано обобщение теоретических представлений о системе управления процессом развития региональных товарных рынков. Систематизированы методологические основы: подходы, методы, принципы, цель, задачи и функции управления процессом развития товарных рынков. Выявлены и сформулированы ключевые направления совершенствования управления развитием товарных рынков региона.

Во второй главе «Особенности управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков» исследуется влияние конкурентной среды на развитие и регулирование товарных рынков в ф регионе. Проведен анализ современной системы управления процессом развития региональных товарных рынков. Выявлены и обоснованы особенности взаимосвязи государственного и рыночного регулирования развитием товарных рынков на региональном уровне.

В третьей главе «Совершенствование управления процессом формирования и развития товарных рынков на региональном уровне» предложены концептуальные подходы формирования эффективной конкурентной среды на товарных рынках региона, через многоуровневую методику анализа конкурентной среды на товарных рынках. Рассматриваются принципы моделирования управления процессом развития товарных рынков региона. На основании которых, прелагается модель ¦ управления процессом формирования и развития товарных рынков, учитывающая сочетание методов экономического и административного регулирования.

В заключении диссертации излагаются основные выводы и предложения теоретического и практического характера.

В приложении представлен справочно-аналитический материал, подтверждающий обоснованность и достоверность результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение основных результатов исследования предполагает решение поставленных в работе цели и задач теоретического и практического характера.

В результате изложенного материала в первой части исследования была раскрыта роль товарных рынков в развитии экономики региона, уточнено и дополнено содержание категории «товарный рынок», систематизированы методологические подходы к управлению развитием товарных рынков в регионе, а так же выявлены ключевые направления совершенствования управления развитием товарных рынков региона.

Относительно подтверждения значимости роли товарных рынков в развитии экономики региона была определена взаимообусловленность таких экономических категорий как «регион», «региональный рынок» и «товарный рынок». Очевидно, что последняя является одной из важнейших составляющих двух вышестоящих образований. Во-первых, товарные рынки в составе регионального рынка являются основой для развития территориального разделения труда. Во-вторых, товарные рынки считаются необходимым условием формирования структуры экономики региона. В-третьих, структура товарных рынков определяет качественные показатели уровня развития экономики региона. В-четвертых, отношения между субъектами товарных рынков являются основанием для перспективного развития стратегии территорий с целью создания единого экономического пространства. Следовательно, особенную значимость взаимообусловленность данных экономических категорий приобретает в свете решения такой проблемы как создание единого экономического пространства в рамках территорий четырёх государств России, Казахстана, Белоруссии и Украины.

Далее потребовалось уточнение понятия «товарного рынка», его товарных и географических границ. Товарные границы рынка мы определили как наборы товаров, работ и услуг, которые население и предприятия данной местности или данного региона могут приобрести на свои доходы. Понятие географических границ товарного рынка связано со структурой территориальных пропорций, обусловленных разделением труда и специализацией производства на данной территории и его можно трактовать как в узком смысле, так и в широком. В широком смысле географические границы товарного рынка определяются структурой предложения и спроса на товары и услуги в пределах этой же территории. В более узком смыслеэто модель оптимизации ввоза и вывоза товаров, опосредованная платёжным балансом.

На основании сущностной характеристики товарного рынка представлена схема структуры товарного рынка, состоящая из субъектов, объектов и инфраструктуры товарного рынка (см. Рис. 1, раздел 1.1.). В данной схеме каждый из элементов несёт свою функциональную нагрузку. В результате мы определили товарный рынок, во-первых, как иерархию рынков, товаров, работ и услуг для национальной экономики и для её территорий и отраслей, во-вторых, как систему субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров через комплекс элементов инфраструктуры.

Исследуя методологические основы управления развитием товарных рынков региона, мы пришли к выводу, что в современный период при изучении методологии управления необходимо учитывать эволюционный опыт теоретических изысканий представителей различных научных школ. В данной работе были обобщены теоретические взгляды отдельных ученых разных периодов времени относительно управления процессом товарообмена. Анализируя эволюцию теоретических взглядов на проблему управления товарными рынками мы можем сказать, что в разные временные периоды наблюдались волнообразные спады и подъемы либеральных и радикальных взглядов на управление экономическими процессами. Классическую теорию экономического либерализма А. Смита и маржиналистов (К.Менгер, Л. Вальрас, А. Маршал) сменила кейнсианская теория активного государственного регулирования экономики, а в XX веке вновь наблюдается волна неоклассических взглядов (М.Фридман, Ф. фон Хайек).

Кроме того, в методологии исследования управления процессом развития товарных рынков следует опираться на определённые принципы управления — экономической справедливости, согласованности, правовой защиты и так далее, а так же уделять внимание институциональной основе общества и товарных рынков непосредственно.

На основании анализа различных подходов к управлению экономикой региона, а, следовательно, в рамках тех же подходов и к управлению процессом развития товарных рынков региона мы выявили ключевые направления совершенствования управления развитием товарных рынков региона. К таковым, как уже было сказано выше, можно отнести: совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и институционального механизмаразвитие инфраструктуры товарных рынков и научно-методического обеспечения процесса формирования и развития товарных рынкова так же разработку мероприятий по демонополизации товарных рынков и формирования конкурентной среды.

Во второй части работы исследуются некоторые особенности управления процессом формирования развития региональных товарных рынков. Относительно современной системы управления развитием товарных рынков региона мы можем сказать, что современный анализ системы управления товарными рынками региона следует основывать на институциональном подходе. Данная методика позволяет обосновать модель системы управления процессом развития товарных рынков региона на основе применения принципов согласованности решения проблем и комплексности.

Институциональная модель системы управления процессом развития товарных рынков региона имеет вертикальную и горизонтальную структуру.

Вертикальный механизм управления осуществляется на основе принципа делегации полномочий, что означает временную уступку одним государственным органом некоторых из принадлежащих ему исключительных полномочий другому государственному органу. Горизонтальный механизм управления состоит из совокупности определённых уровневых функций и методов.

Основой институционального подхода к анализу системы управления развитием региональных товарных рынков является сочетание прямых (административных) и косвенных (экономических) механизмов управления. Где, методы прямого воздействия на потребителей и производителей включают в себя различные правовые, нормативные и ограничительные меры, а косвенные — приёмы и способы планирования, стимулирования, учёта, оценки и организации деятельности хозяйственных субъектов товарных рынков.

К особенностям управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков относятся: во-первых, формирование эффективной конкурентной среды как основы гибкого управления товарными рынками регионовво-вторых, институциональная система управления товарными рынками регионов как современная система, сочетающая административные и экономические механизмы управленияв-третьих, применение смешанного типа управления, основанного на современных принципах управления развитием товарных рынков регионов, которые объединяет единство экономических, политических и правовых решений.

Институциональная система регулирования товарных рынков регионов, учитывая экономические и административные методы управления помогает реализовываться эффективной саморегуляции рынка в целом, что в последствии отражается на формировании необходимых для регулирования новых институтов и тем самым обновляет структуру самой системы, а так же увеличивает эффективность управления. Получается замкнутый взаимосвязанный механизм, где каждый элемент взаимообуславливает последующий, обеспечивая эффективность движения и развития рыночного хозяйства в целом.

Общая оценка процесса влияния конкурентной среды на развитие товарных рынков и ее экономико-теоретический анализ позволяют выделить основные проблемы ее формирования и влияния на развитие товарных рынков в регионах России и стран постсоцалистического пространства:

— во-первых, это необходимость единой государственной политики по формированию конкурентной среды на товарных рынках;

— во-вторых, разработка методических подходов к анализу состояния и формирования конкурентной среды на конкретных товарных рынках;

— в-третьих, определение регионов, где особо необходимо обоснование системы мер по деконцентрации и дальнейшему развитию конкуренции во всех сегментах рынка.

В заключительной части исследования предложены концептуальные подходы формирования эффективной конкурентной среды на товарных рынках региона, через многоуровневую методику анализа конкурентной среды на товарных рынках. Рассматриваются принципы моделирования управления товарными рынками, на основании которых, прелагается модель управления процессом формирования и развития товарных рынков, учитывающая сочетание методов экономического и административного регулирования.

Современные товарные рынки территорий в основном базируются на воспроизводственной структуре экономики, сложившейся в годы советской власти. Реструктуризация региональных народнохозяйственных комплексов находится в стадии развития. Всем этим объясняется сохраняющийся высокий уровень монополизма товарных рынков регионов и недостаточное развитие конкурентной среды.

Во-первых, и методология, и методики определения структуры товарных рынков, формирования эффективной конкурентной среды на территориях России и Казахстана находятся в стадии становления.

Во-вторых, специальная информационная база для адекватных расчетов пока отсутствует в статистике и России, и Казахстана, поэтому сегодня применим лишь метод контурного анализа.

Вместе с тем, в нашей собственной методике предприняты попытки поэтапного анализа конкретных товарных рынков Актюбинской области и построения моделей структуры конкретных рынков в табличных вариантах, а также в условных диаграммах.

Общая контурная характеристика конкурентной среды региона может дополняться анализом конкретных локальных рынков товаров, работ и услуг не только в статике (по состоянию на определенный период), но и в динамике, что позволяет прогнозировать новые тенденции в их развитии и эффективней управлять ими.

Предложенная нами современная модель государственного управления развитием товарных рынков регионов, представленная на рис. 13, имеет две основные составные части — это государственное управление и его механизмы, а так же государственное регулирование и соответственно его методы и направления регулирования товарных рынков. Поскольку данная модель государственного управления развитием товарных рынков регионов основана, на смешанном типе управления, то государственное управление и регулирование не является в ней антиподом рыночного механизма саморегуляции, а является составной частью единого целого механизма управления в современном государстве. Отметим, что механизм смешанного типа управления развитием товарных рынков региона разработан применительно к экономической ситуации постсоциалистических государств.

В качестве заключения характеристики модели государственного управления развитием товарных рынков региона скажем о взаимовлиянии всех механизмов управления друг на друга и их взаимообусловленности.

В качестве методической основы осуществления деятельности модели управления процессом развития товарных рынков регионов, по нашему мнению, выступает контроллинг как интегрирующий, координирующий и направляющий механизм.

В работе было дано авторское определение понятия контроллинга товарных рынков на макрои мезоэкономическом уровне. Контроллинг товарных рынков на региональном уровне — система управления и регулирования товарных рынков регионов, включающая в себя процессы планирования, сбора информации, мониторинга, экономического анализа и выработки конкретных рекомендаций с целью эффективности управления. Субъектом контроллинга товарных рынков являются институты государственного регулирования региональных товарных рынков, а объектом управления — региональные товарные рынки.

Кроме того, нами была предложена система контроллинга товарных рынков на уровне региона. Она является сложной конструкцией, объединяющей в себе столь различные элементы как установление целей и задач в управлении товарными рынками, планирование, создание информационной системы, мониторинг региональных товарных рынков, экономический анализ и выработку рекомендаций для эффективности управления товарными рынками региона. Элементы системы контроллинга товарных рынков на уровне региона систематизированы, а значит, находятся во взаимодействии и имеют обратную связь. Это обеспечивает корректировку факторов в каждом блоке в перспективе, то есть управление товарными рынками может совершенствоваться в процессе.

Вследствие своей интегрированности контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на управление товарными рынками в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению возникающих проблем в развитии товарных рынков в регионах.

В целом, как показали результаты контроллинга исследуемых региональных товарных рынков, отличительной особенностью экономики постсоциалистических стран, в том числе и России и Казахстана является региональная замкнутость товарных рынков. Данное явление в свою очередь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высокими тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных администраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) продукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры, в конечном счете, способствуют воспроизводству базы монополизма и прекращению развития конкурентной среды.

Одновременно остается актуальной и задача совершенствования методических подходов к проведению контроллинга товарных рынков как на макроуровне, так и в разрезе региональных экономик.

В заключении отметим, что, во-первых, современные товарные рынки территорий в основном базируются на воспроизводственной структуре экономики, сложившейся в годы советской власти. Реструктуризация региональных народнохозяйственных комплексов находится в стадии развития. Всем этим объясняется сохраняющийся высокий уровень монополизма товарных рынков регионов и недостаточное развитие конкурентной среды, отмеченные в результате исследования конкретных товарных рынков Актюбинской области.

Во-вторых, и методология, и методики определения структуры товарных рынков, формирования эффективной конкурентной среды и системы контроллинга на территориях России и Казахстана находятся в стадии становления.

В-третьих, специальная информационная база для адекватных расчетов пока отсутствует в статистике и России, и Казахстана, поэтому сегодня применим лишь метод контурного анализа конкурентной среды региональных товарных рынков. Вместе с тем, в нашей собственной методике предприняты попытки поэтапного анализа конкретных товарных рынков Актюбинской области и построения моделей структуры конкретных рынков в табличных вариантах (см. Приложения 5, 9).

В-четвертых, современная модель государственного управления развитием товарных рынков регионов, представленная нами на рис. 13, имеет две основные составные части — это государственное управление и его механизмы, а так же государственное регулирование и соответственно его методы и направления регулирования товарных рынков. Данная модель государственного управления развитием товарных рынков регионов основана на смешанном типе управления, который характерен для экономической ситуации постсоциалистических государств. Модель государственного управления развитием товарных рынков региона характеризуется взаимовлиянием всех механизмов управления друг на друга и их взаимообусловленностью.

В-пятых, современным выражением комплексного системного подхода к управлению развитием товарных рынков может являться система контроллинга региональных товарных рынков как наиболее интегрированный процесс исследования, планирования и контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ5.
  2. Указ Президента РФ. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. № 803 от 3 июня 1996 года.
  3. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 годы Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 593.
  4. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) // Российская газета, 1994 от 14 апреля.
  5. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Правительственная программа / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М., 2000.
  6. Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 г. N 144-И.
  7. Указ Президента Республики Казахстан. О Государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001- 2002 годы. № 597 от 7 мая 2001 года.
  8. Правительственная программа Республики Казахстан о дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года. -Указ Президента Республики Казахстан N 827 от 28 марта 2002 года.
  9. Программа импортозамещения в отраслях легкой и пищевой промышленности на 2001−2003 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан № 1088 от 20 августа 2001 года.
  10. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 22 июня 1994 г. № 97- XI I I «О ратификации Договора о проведении согласованной антимонопольной политики» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1994. № 4−5. Ст. 86.
  11. План мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002−2004 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан N 470 от 24 апреля 2002 года6.
  12. Концепция региональной политики Республики Казахстан на 20 022 006 годы.- Постановление Правительства Республики Казахстан N 1598 от 7 декабря 2001 года.
  13. Методические рекомендации по разработке региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных (местных) товарных рынках М.:ГКАП, 1994.
  14. С.Б. Анализ структур товарных рынков. Экономическая теория и практика России. М. Изд-во «ТЕИС», 1998.
  15. АгаевР.Г. Антимонопольная политика в рыночных условиях В кн.: Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации — М.: РАУ, 1993, ч.1.
  16. Е.Г., Тертышный А. Т. Экономическая реформа в России: общенациональные и региональные аспекты Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического ун-та, 1995. — 223 с.
  17. Е.Г., Шарыгин М. Д. Особенности функционирования регионов России в переходный период / В сб.: Региональная экономика и региональная политика, Выпуск 2 Екатеринбург: Изд-во Ур.гос.экон.ун-та, 1995. — 151 с.
  18. Внесены изменения постановлениями Правительства РК от 18.07.02 г. N 800- от 23.10.02 г. N 1145- от 27.01.03 г. N92
  19. Р.Г. Антимонопольная деятельность государства: теоретические и организационно-правовые аспекты М.: Луч, 1994.
  20. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках/ С. Б. Авдашева, В. П. Балюкевич, A.B. Горбачёв, В. Е. Дементьев, Я.Ш. Паппэ- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2000.- 302 с.
  21. В. Теории саморегуляции рыночной экономики // Общество и экономика. 2002. № 5.
  22. Е. Время реформ (модель железной дороги Казахстана). // Континент. 2002. № 16(78)
  23. И.К. Монополия и проблемы ее регулирования (автореферат на степень к.э.н.) Алма-Ата, Институт экономики, 1995. — 20 с.
  24. О.Ф., Гурман В. И., Рюмина Е. В. и др. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. Под редакцией Гурмана В. И., Рюминой E.B. М.: Наука, 2001.
  25. С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций.- М.: Издательство БЕК, 1996. 352 с.
  26. A.B., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. Монополизм и антимонопольная политика М.: Наука, 1994. — 240 с.
  27. И.К., Кулагина Г. К., Короткое A.B. Статистика рынка товаров и услуг М.: Финансы и стистика, 1995. — 432 с.
  28. Д., Тумажев А. Разгосударствление и демонополизация экономики. Свобода предпринимательства // Экономические науки, 1991, № 8.
  29. Берсенёв B. J1. История экономических учений: история зарубежных экономических учений: Курс лекций 4.1. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2001.- 236 с.
  30. Большие системы: моделирование организационных механизмов / В. Н. Бурков, Б. Б. Данев, А. К. Еналиев. М.: Наука, 1989.- 246 с.
  31. М.В. Неоклассическая модель чистой монополии / М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
  32. БурмистроваТ., МартыненкоГ. Основные тенденции антимонопольного регулирования в условиях переходной экономики России // Право и экономика. 2003. №№ 5,6.
  33. Т.В., Мартыненко Г. И., Костюк Г. В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции // Право и экономика. 1999. № 7.
  34. Е.С. Основные вопросы экономики и политики империализма -М., 1953.
  35. Е.С. Проблемы образования монополий и «организованный капитализм» // Мировое хозяйство и мировая политика, 1929, № 11.
  36. А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. — 275 с.
  37. Д., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики, 1995, № 11.
  38. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997. -224с.
  39. И. Организация искусственной конкуренции как метод стимулирования экономики // Общество и экономика, 2001, № 2.
  40. Р. Финансовый капитал М., 1912. — 589 с.
  41. Государственный доклад о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровне М.: ГКАП, 1995 — 151с.
  42. Государственный доклад о конкурентной политике в Российской Федерации (1999−2001 г. г.) М.: МАП России, 2002 — 160 с.
  43. Государственное регулирование региональных рыночных процессов / Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. 450 с.
  44. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.-М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 495 с.
  45. А.Г. О стратегии территориального развития России / В кн. Государственное регулирование региональных рыночных процессов / Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. с.43−53.
  46. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 175 с.
  47. Д. Новое индустриальное общество М., 1969.
  48. Дж.К. Экономические теории и цели общества М.: Прогресс1976. — 406 с.
  49. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике (под редакцией д.э.н. А.Е. Городецкого) М.: Российская Академия наук, институт экономики, 1995. — 28 с.
  50. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. -С.-Пб., 1992.-496 с.
  51. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации государственных и негосударственных субъектовуправления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. №№ 6, 7−8.
  52. Л., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации // Вопросы экономики. 2003. № 5.
  53. В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции капиталистических стран М.:ВНИИ пат. информ, 1991.-170 с.
  54. А.М., Палкина О. М. О системе показателей и критериев монополизации товарных рынков в регионе / В сб.: Российская экономика: проблемы перехода к рынку (тезисы международной научно-практической конференции) Пермь: ПГУ, 1995. — 244 с.
  55. М. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов. // Законодательство и экономика. 2001. № 1.
  56. М.Ю. Холдинги, финансово-промышленные группы и банковские группы // Право и экономика. 2003. № 4.
  57. С. Об инвестиционном процессе в Казахстане // Общество и экономика. 2002. № 7.
  58. .И. Региональный хозяйственный механизм формирования, функционирования, моделирования.- М.: Экономика, 1992.
  59. .Н. Малые формы хозяйствования М., ЭКО, 1991.- 89 с.
  60. .Н. Соотношение монополии и конкуренции // Известия академии наук СССР, 1988, № 2.
  61. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. — с. 224−518.
  62. Н.И., Авилов Г. Е. Антимонопольные законы государств содружества М., 1995.
  63. Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  64. P.A. Рыночная модель хозяйства в России. Социальная ориентация рыночной экономики Пермь: ПГУ, Западно-Уральский институт экономики и права, 1996. — 120 с.
  65. Э.М. Исследование систем управления М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2002. — 208 с.
  66. А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля М.: Прогресс -Универс, 1993.- 192 с.
  67. В.И., Волгин H.A. и др. Государственное регулирование рыночной экономики. -М.: НПО «Экономика», 2000.
  68. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.- М.: УРСС, 2000.
  69. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 10. Трансформация идеологии и практики российского федерализма в начале XXI века. // Российский экономический журнал. 2003. № 3.
  70. И. Системные основания преобразований территориального устройства государства и оценка аргументов «от экономики» // Российский экономический журнал. 2003 .№ 4.
  71. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.:Республика, 1992−399с.
  72. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.:Республика, 1992−400с.
  73. А. Принципы политической экономии. В Зт. М.: Прогресс, 1993−1994.-Т. 1 416с., T.2 310c., T.3 351с.
  74. Т.М. Региональное развитие и проблема территории Алма-Аты: LEM, 2003.
  75. Мониторинг товарных рынков // Конкурент. 1996. № 3−4.
  76. Г. Г. Государственное регулирование регионального рынка средств производства: институциональный подход. Екатеринбург: УрО РАН, 2000.- 328 с.
  77. Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение / В кн.: THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах «Весна-93» М.: «Начала-Пресс», 1993, т.1, вып. 2.
  78. В. Экономические системы / В кн.: THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах «Весна-93» М.: «Начала-Пресс», 1993, т.1, вып. 2.
  79. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. — 494 с.
  80. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. под ред. В.Д. Щетинина-М.: Международные отношения, 1993.
  81. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. Утвержден приказом Гос. ком. РФ по антимонопольной политике от 10.01.1997 г. // Курьер. 1997. № 4 с. 4658
  82. Приоритеты социально экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики/ Под ред. Чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000.-503 с.
  83. Проведение конкурентной политики в экономике переходного периода (тезисы выступлений на I международной конференции 26−28 сентября 1995 г.) М.: ГКАП РФ, 1995. — 203 с.
  84. А.Н., Коробейников Д. А. Теоретико-методологические аспекты формирования регионального научно-инновационного потенциала Препринт. Екатеринбург.: УрО РАН, 2001. — 73 с.
  85. А.Н., Малышев Ю. А., Фахрутдинова О. В. Методические положения проведения преобразований в механизме антикризисного управления промышленным предприятием.- Пермь. 2002. 4,2 п.л.
  86. А.Н., Малышев Ю. А., Ширинкин М. В. Проблемы механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования крупнейшего города. Пермь. 2002. — 9,31 п.л.
  87. А.Н., Палкина О. М., Казембетова Ж. А. Особенности управления процессом формирования и развития региональных товарных рынков. Препринт. Пермь: УрО РАН, 2002. 56 с.
  88. Региональный статистический ежегодник Казахстана. Агентство Республики Казахстан по статистике. 2002.
  89. Региональный статистический ежегодник Казахстана. Агентство Республики Казахстан по статистике. 2003.
  90. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста/ Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. -637 с.
  91. Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования /Коллектив авторов. Отв. Редактор Татаркин А. И. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.- 173 с.
  92. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм. Реализм. / Под ред. Тенжегузина М. Б. Алма-Аты: Институт экономики АНКР, 1998.
  93. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986, — 472с.
  94. Д. Начала политической экономии и налогового обложения -М., 1955, Соч. Т.1.-360 с.
  95. Романова J1.A. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь: Изд-во университета, 1994. -242с.
  96. П. Экономика. Т.1 М.: НПО «Алгон», ВНИИСИ «Машиностроение», 1994.-333 с.
  97. П. Экономика. Т.2 М.: НПО «Алгон», ВНИИСИ «Машиностроение», 1994.-415 с.
  98. Д. Рыночная экономика и Россия М.: «Экономика», 1994. -331 с.
  99. А.Н., Игнатьева Е. Д., Коркия М. А. Методологические аспекты модернизации российской экономики и её устойчивого развития / В кн. Государственное регулирование региональных рыночных процессов /
  100. Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. с. 5−24.
  101. А. Исследование о природе и причинах богатства народов -М., 1935, т. I кн.1−3, т. II кн.4−5.
  102. СНПС- Актобемунайгаз Республика Казахстан, Актобе. 2002. — 30 с.
  103. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. / Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. 379 с.
  104. Содружество Независимых Государств в 2001 году. Краткий статистический справочник. М.: Статкомитет СНГ, 2002.
  105. Статистика рынка товаров и услуг М.: Финансы и статистка, 1995 -216с.
  106. ПЗ.Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2002. — 231с.
  107. К.Ю. Конкуренция и монополии, правовые аспекты регулирования. -М.: Юрист. 1996.
  108. В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций) Л. 5 // Российский экономический журнал. 2002. №№ 1−2.
  109. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития/ Под ред. Чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 566 с.
  110. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика М.: Дело ЛТД, 1993.864 с.
  111. Фридман и Хайек о свободе Лондон: Институт Като, 1985. — 126 с.
  112. М. Если бы деньги заговорили./ Пер. с англ. М.: ДелоД999. -160 с.
  113. Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов он/Д «Феникс», 2000 512 с.
  114. Д.H. Современная микроэкономика: анализ и применение М.: Финансы и статистика, 1992, т. 2.
  115. Ф.А. фон Фатальная самонадеянность: ошибки социализма М.: ИЮЮН, 1990. — 17 с.
  116. Ф.А. фон Дорога к рабству. М.: Экономика- МП «ЭКОНОВ», 1992.
  117. Г. Синергетике 30 лет // Вопросы философии. 2000. № 3.
  118. Н.Ш. Структура товарных рынков и конкурентная полтика в условиях переходной экономики // Законодательство и экономика. 1995. № 3−4.
  119. C.B. Оценка конкуренции в российской промышленности. Возможности опросов руководителей предприятий // Вопросы статистики. 2000. № 11.
  120. М.Д. Региональная организация общества. Пермь. Изд-во Пермского университета, 1992.
  121. . В. Инфраструктура товарных рынков. // Экономист. 1997. № 10
  122. Й.А. Капитализм, социализм и демократия М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  123. Й.А. Теория экономического развития М.: Прогресс, 1982.454 с.
  124. Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопрсы экономики, 2003, № 6, с. 122.
  125. Экономика переходного периода: Учебное пособие/ Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 410 с.
  126. А.Ю. Конкуренция: теория и практика М.: Изд-во АКАЛИС, 1996.-272 с.
  127. JI.A. Трансформация системы государственного управления в Российской Федерации. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. -51с.
  128. А. Статистическая оценка уровня монополизации производства // Вестник статистики, 1991, № 1.
  129. Е., Цапелик В. Пути преодоления монополии в общественном производстве // Планирование хозяйства, 1990, № 1.
  130. I этап -дифференцирован -ный анализ
  131. Изучение структуры конкретных товарных рынков1 .Доля на рынке доминирующих ХС
  132. Количество доминирующих ХС
  133. Показатели концентрации рынка основные:-коэффициенты концентрации (СК)-индекс Герфиндаля-Гиршманадополнительные: -индекс Линда -доля крупнейших ХС
  134. Отношение реализованной (поставленной) продукции к объему рынка ХС с крупыми долями поставок на рынок
  135. Доля нескольких крупнейших производителей в общем количестве всех ХС товарного рынка по объему Сумма квадрвтов долей рынка (в%), контролируемых всеми ХС^цействующими на товарном рынке
  136. Общая доля лидирующих ХС Доля анализируемых ХС Численность занятых Стоимость основных производственных фондов
  137. Определение степени доминирования ХС на товарном рынке
  138. Расчет уровня монополизации рынка (чем выше показатели концентрации, тем выше уровень монополизации конкретного товарного рынка)
  139. Определение границ олигополии, степени неравенства между домонирующими ХС
  140. Методические рекомендации по определению домини-руещего положения ХС на товарном рынке (приказ ГКАП РФ от 05.10.94. № 104)
  141. Методические рекомендации по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках (1994г.)
  142. Методические рекомендации по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках (1994г.)1 2 3 4 5
  143. Заключительный этап методики контурного анализа1 2 3 4 5этапы и их показатели критериальные результат необходимые мерыназначение значения показателей
  144. V этап 1. Уровень Высокая Определение Разработка и принятиеинтегральный анализ монополизации Умеренная необходимости программ
  145. Низкая доминирующих ХС в отрасли, в подотрасли, в доминирующих ХС со стороны антимоно
  146. Значимость Правовые Определение уровня Контрольбарьеров входа на Организационные монополизации и антимонопольныхтоварный рынок Экономические возможности развития органов за
  147. Технологические конкуренции на товарном ценообразованием нарынке монополизированных
  148. Формы: -рынка Конкурентный рынок Выбор характера ХС.
  149. Конкурентный рынок применения Совершенствованиес доминированием мер демонополизации и нормативно-правовойнескольких ХС развития конкурентной базы хозяйственной- монополии Естественная среды деятельности
  150. Государственная предприятий.1. Временная Применениеконкретных мердемонополизации, соответствующихопределенной формемонополии или рынка
  151. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ АКТЮБИНСКОМ ОБЛАСТИ (1997 Г, В16%18%11%1
Заполнить форму текущей работой