Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства
Диссертация
Обследование детей производилось с целью исключить возможность того, что неуспешное родительство определяется не личностными характеристиками и социальными условиями в семье как малой группе, а особенностями детей (например, тяжелой болезнью, которая обнаружилась у ребенка уже после приема его в семью, или характерологическими особенностями, препятствующими адаптации в семью). Обследование детей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Семья как малая группа
- 1. 2. Содержание понятия родительства и проблемы приемного родительства
- 1. 3. Социально-психологические проблемы формирования успешной приемной семьи
- 1. 4. Проблема описания личностных характеристик, предопределяющих успешное приемное родительство
- 1. 5. Авторский подход к пониманию социально-психологических детерминант успешного приемного родительства
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
- 2. 1. Программа эмпирического исследования социально-психологических детерминант успешного приемного родительства
- 2. 2. Описание авторской программы обучения приемных родителей
- Психологическая поддержка семей с приемными детьми"
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОГО ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
- 3. 1. Сравнительный анализ результатов исследования детей успешных и неуспешных приемных родителей
- 3. 2. Социальные факторы, влияющие на успешное принятия ребенка в семью
- 3. 3. Личностные характеристики приемных родителей, предопределяющие успешное родительство
- 3. 4. Типы семейного воспитания и своеобразие представлений о родительстве приемных родителей
- 3. 5. Проверка выводов с использованием выравнивания выборок и оценки результатов обследования кандидатов в приемные родители
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991 — 279с.
- Адлер, А. Наука жить / А.Адлер. Пер. с англ. — Киев: Port-Royal, 1997.-288с.
- Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю. П. Азаров. М.: Топикал.-1994−608 с.
- Александровская, Э.М. Адаптированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: методические рекомендации / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. М.: 1993. — 34с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер. — 2001. — 288 с. (Серия «Мастера психологии»),
- Андреева, Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. Изд. 5-е / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2008. — 363с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2005. -303с.
- Андреева, Ю. Хотите усыновить ребенка? / Ю. Андреева. — СПб.: Питер. 2004. — 224 с.
- Аронсон, Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию (пер. с англ. Миронова Н., Рысева С.). Изд. 9-е междунар./ Э.Аронсон. М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 416с.
- Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. -М.:Прайм-Еврознак, 2004. 560с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1984. 104с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 767 с.
- Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. Порядок. Условия. Правовые последствия / С. Н. Бабурин и др. М.: МЦФЭР. -2004.- 176с.
- Баклушинский, С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника / С. А. Баклушинский. — М.: И1111, 1993. 321с.
- Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская. -М.:ИПП, 1998. С. 64−85.
- Бандура, А. Теория социального научения /А. Бандура. СПб: Евразия, 2000. — 320с.
- Барабанова, В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать. Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы современной России / В. В. Барабанова. — М.: Дом, 1995. -С.25−26.
- Бардышевская, М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. .канд. психол. наук / М. К. Бардышевская. М.:ИПП, 1995. — 23 с.
- Батаршев, А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла: практическое руководство / А. В. Батаршев. М.: Творческий центр Сфера, 2002. — 96 с.
- Батуев, А.С. Биосоциальная природа материнства / А. С. Батуев, О. Н. Безрукова, А. Г. Кощавцев и др. СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та. — 2007. — 374 с.
- Белинская, Е.П. Социальная психология. Хрестоматия / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 2008. — 463 с.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. -323с.
- Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Самара: Изд-во Самарский университет. — 1999.- 198 с.
- Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии. 2-й том / В. М. Бехтерев. М. Алетейа, 1999. — 284с.
- Биркхойзер-Оэри, С. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке. Пер. с англ. / С. Биркхойзер-Оэри. М.: Когито-Центр, 2006. -254с.
- Бобылева, И.А. Приемная семья новая форма замещающей заботы / И. А. Бобылева // Материалы второй всерос. науч. конференции «Психологические проблемы современной российской семьи. Часть 1. — М.: 2005. С. 146- 152.
- Бодалев, А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
- Бодалев, А.А. Основы социально-психологических исследований / А. А. Бодалев. М.: Гардарики, 2007. — 334с.
- Божович, А.А. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / А. А. Божович. М.: МПА, 1995. — 212с.
- Бойко, В. В. Семейная психология / В. В. Бойко. — СПб.: Мысль, 1989. -231с.
- Боулби, Дж. Детям любовь и заботу / Дж. Боулби // Лишенные родительского попечительства/ под ред А. С. Мухиной. — М.: Прогресс, 1991.-С. 144−153.
- Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
- Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби / Пер. с англ. В. В. Старовойтова — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с. — („Психологические технологии“)
- Брюс, Р. Родительство, или как воспитать Человека / Р.Брюс. -М.: Армита Русь, 2007. 303с.
- Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: 1998. — 263с.
- Брутман, В.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. -1994. — № 5. -С. 31−36.
- Бутовская, М.Л. Родительский фаворитизм и особенности формирования стилей поведения у детей в зависимости от порядка рождения: биосоциальные аспекты / М. Л. Бутовская, Е. Ю. Бойко.// Этнографическое обозрение. 2001. — № 6. — С. 67- 81.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: Кн. Для учителей и родителей / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб: Питер. — 2003. — 512 с.
- Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. -1995. Т.16, N3. — С. 90−101.
- Вершинин, В.Н. „Раздача“ сирот. Приемная семья: на что надеемся, господа?/ В. Н. Вершинин // Социальная педагогика. 2008. — № 1. — С. 89−100.
- Виноградова, А.А. Особенности межличностных отношений в детских домах / А. А. Виноградова. М.: Просвещение. — 1992. — 135 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 168 с.
- Воскобойникова, С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства / С. А. Воскобойникова. М.: Педагогика, 1986.-175 с.
- Выготский, JI.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / JI.C. Выготский. — М.: Изд. эксп. дефект, ин-та. — 1936.-78 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии- под ред Т. А. Власовой / JI.C. Выготский. М.: Педагогика. — 1983. — 257−321 с.
- Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии / JI.C. Выготский. -СПб.: Союз., 1999.-224 с.
- Выготский, JI.C. Проблема культурного развития ребенка / JI.C. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. — № 4. С. 101−114.
- Выготский, JI.C. Психология детского возраста: Собр. соч. в 6 т. Т.4 / JI.C. Выготский. -М.:Педагогика, 1984 С. 5−242.
- Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта- Пер. с англ. / Г. Гарднер. -М.: ООО И. Д. Вильямс, 2007. 512 с.
- Гольжак, В. Де. История в наследство: Семейный роман социальная траектория / В.Де. Гольжак. СПб: Институт психотерапии, 2003. -233с.
- Гомьен, Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Д. Гомьен, Д. Харрис, JI. Зваак. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1998.-482 с.
- Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
- Государственный доклад „О положении детей в Российской Федерации“. М: ООО „БЭСТ-принт“, 2006. 150с.
- Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман. М.: Канон-пресс, 2000. — 304с.
- Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. — М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.
- Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с. (сер. „Семья и воспитание“),
- Дети — сироты: консультирование и диагностика развития- под ред. Стребелевой Е. А. М.: Полиграф сервиз, 1998. — 336 с.
- Диагностика семьи. Методики и тесты: учебное пособие по психологии семейных отношений- под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Издательский Дом БАХРАХ М.- 2004.-736 с.
- Довгалевская, А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в СССР: автореф. канд. дис. / А. И. Довгалевская. М.: 1957. — 23с.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В. Н. Дружинин. СПб: Питер. -2008.- 176 с.
- Журавлев, A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования / A.JI. Журавлев // Психологический журнал. -Т. 14, № 4.- 1993. -С. 4−15.
- Журавлев, A.JI. Социальная психология: Учебное пособие / A.JI. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. -М.: Форум, 2008. 416с.
- Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научно-практическойIконференции, 13−14 ноября 2007 г., Москва / под ред. A.JI. Журавлева, А. И. Ляшенко, В. Е. Иноземцевой. — М.: Институт психологии РАН, 2007. 284с.
- Зарецкий, В.К., Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. — М.: ООО
- Вопросы психологии».- 2002. — 208 с. (Библиотека журнала «Вопросы психологии»).
- Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. М.: Академия, 2001.-556с.
- Захарова, JI.H. Дитя в очереди за лаской: детский дом / JI.H. Захарова. — М.: Педагогика, 1991. — 221 с. (Библиотека семейного воспитания).
- Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. — СПб.: СОЮЗ, 1998.-336 с.
- Здравомыслова, О.М. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье / О. М. Здравомыслова. М.: УРСС, 2003. — 200 с.
- Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 156 с.
- Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здравоохранения Российской Федерации // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — Т. 1. С. 53−67.
- Иванова, Н.П. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина. М.: Дом, 1993. — 17 с.
- Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей на 01.01.2005 http://www.usynovite.ru/statistics/
- Каджуни, Н.Г. «Государственные дети» о предательстве родителей и детском доме / Н. Г. Каджуни. — Ростов н/д.: книж изд-во, 1990. — 141с.
- Каптерев, П. Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании / П. Ф. Каптерев. С.П.: Наука, 1957. — 254 с.
- Карлсен, Я.Э. Самоосуществляющееся пророчество. / Теория и методы в социальных науках. / Под ред. С. Ларсена- Пер. с англ. М.: МГИМО (У) — РОССПЭН, 2004. — С.102−114.
- Кениг, К. Братья и сестры / К. Кениг. Калуга: Духовное познание, 2006. — 224с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям / И. С. Кон. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
- Коробейников, И.А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 1216.
- Котли, П. Новые приемные родители. Первый опыт. Пер. с англ. / П. Котли. СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский Мост», 2004. -130 с.
- Кочетков, А.Н. Быть личностью, воспитывать личность / А. Н. Кочетков // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 74−76.
- Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. 3-е изд. / А. Н. Кочетков. — М.: Академический проект, 2001. —106 с.
- Красницкая, Г. С. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красвицкая, A.M. Прихожан, Н. И. Толстых, О. А. Кабышев, протоиерей A.M. Шатов.-М.: Дрофа, 2001.-288 с.
- Курбатова, Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-тест»: Руководство по использованию / Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр. СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 56 с.
- Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский. М.: Изд-во Московского университета, 1985.- 144с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Ливехуд, Б. Кризисы жизни- шансы жизни: развитие личности между детством и старостью- Пер с нем. Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка- под ред. А. Г. Рузской / М. И. Лисина. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. — М.:Педагогика, 1997. 300 с.
- Лобанова, М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / М. Ю. Лобанова, Е. В. Савельева, С. Н. Гринберг, Н. В. Бараева, СПб.: Речь, 2007. — 352 с.
- Лосева, В. Дети видят все. Рисунок ребенка глазами психолога / В. Лосева // Учительская газета. 1993. — № 30. — С. 2.
- Лупекина, Е.А. Сравнительный анализ полоролевой идентификации детей в приемных и биологических семьях / Е. А. Лупекина // Психологический журнал. 2007. — № 1. -С. 34−45.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. — Петрозаводск: Изд-во «Петроком». 1992. — С. 318.
- Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. — М.: Изд-во Просвещение, 1965. — 547 с.
- Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М., СПб.: Сова, 2006. 190с.
- Майерс, Д. Социальная психология. Пер. с англ. / Д. Майерс. СПб: Питер, 2007. 794 с.
- Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, JI.T. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985.-319 с.
- Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ. / В. Д. Менделевич. М., МЕДпресс-информ, 2001. — 432с.
- Методические материалы по подготовке приемных родителей. -СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2006.- 112 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности /B.C. Мерлин. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996−448 с.
- Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
- Морозов, Д. Поколение Китеж /Д.Морозов. М.: Эльф ИПР, 2004. -304 с.
- Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка / B.C. Мухина // Психологический журнал. 1980. — Т.1, № 5. — С.43−53.
- Мухина, B.C. Проблемы генезиса личности / B.C. Мухина. М.: МГПИ, 1985.- 105 с.
- Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина // Вопросы психологии. 1989.-№ 1.-С. 32−39.
- Ш. Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблемы общей и социальной психологии / В. Н. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970. — 39 с.
- Мясоед, П.А. Проблема «ненормативного» психического развития"/ П. А. Мясоед // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.49−56.
- Мэш, Э. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. С-Пб.Питер, 2003.-384 с.
- Нартова-Бочавер, С .К. 140 вопросов семейному психологу (Серия «Психология для жизни») / С.К. Нартова-Бочавер, Г. К. Кислица, А. В. Потапова. М.: Генезис, 2002. — 356 с.
- Наумов, Б.И. Поощрение и наказание в семье / Б. И. Наумов. — М.: Просвещение. — 1962. -115 с.
- Некрасов, А. Материнская любовь/ А. Некрасов. — М.: Амрита-Русь, 2008. 320 с.
- Николаева, Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник / Е. И. Николаева.-М.: Пер СЭ, 2008. 640 с.
- Николаева, Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье / Е. И. Николаева // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2006. — ТЗ, № 2. С. 118−125.
- Николаева, Е.И. Социально-психологическая характеристика семей, берущих на воспитание приемных детей / Е. И. Николаева, О. Г. Япарова // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2007. — Т. 14, № 3. — С. 42−49.
- Обзор государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» http://www.sirotstvo.ru/comments/report/#9
- О’Коннор, Дж. и Сеймор, Дж. Введение в нейролингвистическое программирование /Дж. О' Коннор, Дж. Сеймор // Пер. с англ. — Челябинск: Версия. 1997. — 256 с.
- Обухова, JI. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство. — 1996. — 374 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола. — 1995. — 360 с.
- Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Академия, 2005. 368 с.
- Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов: монография / Н. И. Олифирович, Н.А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. — СПб: Речь, 2008. 360с.
- Ослон, В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 39- 53.
- Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 79−89.
- Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Генезис, 2006. — 368 с. — {Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
- Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. Изд. 3-е. СПб: Речь, 2004. — 224с.
- Парыгин, Б. Д, Социальная психология: Уч. пос./ Б. Д. Парыгин. СПб.: СпбГУП, 2003. 616 с.
- Петровский, В.А. Идея «Я=Мир» в развитии личности // Новые ценности образования: десять концепций и эссе/ В А. Петровский. -М.: ИЛИ РАО, учебно-воспитательный центр «Инноватор», 1995 С. 27−37.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. — М.: Просчещение, 1964.-659с.
- Платонов, К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-312 с.
- Прайор, К. Не рычите на собаку / К. Прайор. М.: Селена, 1995. -288 с.
- Прихожан, A.M. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 80−86.
- Прихожан, A.M. Психология сиротства: учебное пособие для студентов вузов- 2-е изд. / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. — С-Пб.: Питер, 2005. — 400 с. (Серия «Детскому психологу).
- Прихожан, A.M. Дети без семьи / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. -СПб: Питер, 1990. 160 с.
- Прусакова, О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О. А. Прусакова, Е. А. Сергиенко // Вопросы психологии. — 2006. — № 4. -С. 24−35.
- Психическое развитие воспитанников детского дома- под ред. И. В. Дубровиной, Рузской А. Г. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Равич-Щербо, И. В. Психогенетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология» / И.В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е.Л. Григоренко- под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. {Учеб. для вузов).
- Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д. Я. Райгородский М.: Бахрах, 2007. — 752с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб: Питер, 1999. 209 с.
- Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект-пресс, 1999. — 429 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Изд 4-е. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 705 с.
- Рукавишников, А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: методическое руководство / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. -СПб.: ГП Иматон, 1998. 96 с.
- Руфо, М. Братья и сестры: болезнь любви / М. Руфо. М.: У-Фактория, 2006. — 341 с.
- Савина, Е.А. Родители и дети / Е. А. Савина. — М.: Когито-центр, 2003.-230 с.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ./ В. Сатир. -М.: Педагогика Пресс, 1992. — 192 с.
- Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учеб. / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2009. — 336 с.
- Семейный кодекс РФ: комментарии специалистов. 1996. Вып. 4.
- Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд / Е. А. Сергиенко. М.: ИПРАН, 2006. — 464 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
- Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е. О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 105−115.
- Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С.139−150.
- Соловейчик, A.M. Человек для человека / A.M. Соловейчик. М.: Наука, 1999.-216 с.
- Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 640 с. — (Классический университетский учебник).
- Спиваковская, А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / А.С. Спиваковская- под ред. B.C. Мухиной. -М.: Просвещение, 1991 -. С. 127−132.
- Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А. С. Спиваковская. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. — 2000. — 464 с. (Серия «Психология —XXвек»),
- Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. Порядок. Условия. Правовые последствия / С. Н. Бабурин, А. И. Забейворота,
- A.Г. Глисков, К. Ю. Бородич. -М.: МЦФЭР, 2004. 176 с.
- Тимофеев, В.И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. Изд. 3-е, исправленное /
- B.И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. СПб.: Иматон, 1995. — С. 31.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. Соч. Т.8. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1948. 775 с.
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПА, 1995. 366с.
- Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 319 с.
- Харчев, А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социол. исследования / А. Г. Харчев. 1986. — № 3. — С. 23−28.
- Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
- Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 2003. —№ 3. -С. 3−15.
- Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 432 с.
- Шеффер, Б., Шредер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание / Б. Шеффер, Б. Шредер // Психологический журнал. № 1. -1993.-С. 236−239.
- Шилов, И.Ю. Фамилистика / И. Ю. Шилов. СПб: Петрополис, 2000. — 416с.
- Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. -М.: ЭКСМО, 2000. 512 с.
- Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 928 с.
- Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический Проект- Трикста, 2008. — 736с.
- Шнекендорф, 3. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель-ученик» / 3. Шнекендорф // Мир образования. -1996. N1. -С. 234−239.
- Шпиц, Р.А. Первый год жизни- под ред. Боровикова A.M.- Пер. с англ. / Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер. М.: Академпроект, 2006. — 352 с. (Серия «Психологические технологии»).
- Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь. — 2005. — 336 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. -№ 1.-С. 6−21.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.- Воронеж: ИПСИ, 1997. — 416 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — М.: Летний сад, 2000.-416 с.
- Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995. № 3−4. С. 34−39.
- Ainsworth, M. D., Marvin, R. S. On the shaping of attachment theory and research: An interview with Mary D. S. Ainsworth (Fall, 1994) // E. Waters В. E. Vaughn G. Posada, K. Kondo-Ikemura (Eds.). Monographs for the
- Society for Research1 in Child Development: Caregiving, cultural, and cognitive perspectives on secure-base behaviour and working models: New growing points of attachment theory and research. — 1995. — V. 60. — P.2−3, Serial No. 244. 285 p.
- Block J.H., Block J. The role of ego-control and ego-resiliency in the organization of behavior // W.A. Collins (Ed) Minnesota Symposium on Child Psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1980. P. 234−246
- Booth-Laforce, C., Oh W., Kim, A. H., Rubin, К. H., Rose-Krasnor, L., Burgess, K. Attachment, self-worth, and peer-group functioning in middle childhood Attachment & Human Development. 2007. — V.8, N4. — P.309−325.
- Bowlby, J. Attachment and loss: Loss, sadness, and depression (V. 3). New York: Basic Books, 1980. 546p.
- Bradley, E.J., Peters, R.D. Physically abusive and nonabusive mothers' perceptions of parenting and child behaviour // American Journal of Orthopsychiatry. 1991. -V. 61 — P. 455−60.
- Brodzinsky D.M. A stress and coping model of adoption adjustment // D.M. Brodzinsky and M.D. Schechter (Eds) The psychology of adoption. Oxford: Oxford University Press, 1990. P. 3−24.
- Bugental, D.B., Johnston, Ch. Parental and child cognitions in the context of the family // Annual Review of Psychology. 2000. — V51. — P.315−344.
- Fox, N.A., Kimmerly N.L., Schafer, W.D. * Attachment to mother/attachment to father: A meta-analysis // Child Development. — 1991. -V.62. -P. 210−225.
- Grusec, J.E., Mammone, N. Features and sources of parents' attributions about themselves and their children. // Review of Personality and Social
- Psychology, ed. N Eisenberg. Thousand Oaks, CA: Sage. 1995. — V.15. -P. 49−73.
- Harvey, J.H., Miller, E.D. Toward a psychology of loss // Psychological Science. 1998. -V.9. — P. 429−434.
- Hebb, D.O. The Organization of Behavior. A Neuropsychological Theory. -N.Y. 1957 675p.'
- Holmes, J. Bowlby J and attachment theory. London: Routledge, 1993. 341p.
- Howes, C., Hamilton, C.E. Children’s relationships with child care teachers: Stability and concordance with parental attachments // Child Development. 1992. — V.63. — P.867−878.
- Karen, R. Becoming attached: Unfolding the mystery of the mother—infant bond and impact on later life. New York: Warner Books, 1994. —236 p.
- Kegan, R. The evolving self: Problem and process in human development. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1982. -445 p.
- Loehlin J., Horn J., Willerman L. Heredity, Environment and IQ in the Texas Adoption Project // R. Sternberg, E. Grigorenko (eds). Intelligence, Heredity and Environment. Cambridge Univ. Press, 1997. P. 105−126.
- Loshbaugh B. Relationship of EEG, neurological and psychological findings in adopted children (75 cases) // American Journal of EEG Technology. -1965. V.5. -P.l-4.
- Maccoby, E.E., Martin, J.A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // P.H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology: Vol. 4. Socialization, personality, and social development. — New York: Wiley, 1983. P. 1−101.
- Maccoby E.E. Paranting and its effects on children: On Reading and Misreading Behavior Genetics // Annual Review of Psychology. 2000. -V.51.P. 1−27.
- Main, M., Solomon, J. Discovery of a new, insecure-disorganized/disoriented attachment pattern // Т. B. Brazelton, M. Yogman (Eds.), Affective development in infancy. Norwood, NJ: Ablex, 1986. -P.95−124.
- Marcovich S., Goldberg S., Gold A., Washington J., Wasson C., Krekewich K., Handley-Derry M. Determinants of behavioral problems in Romanian children adopted in Ontario // International Journal of behavioral Development. 1997. -V.20. — P. 17−31.
- Oppenheim D., Sagi A., Lamb M.E. Infant-adult attachments on the kibbutz and their relation to socio-emotional development 4 years later // Developmental Psychology. -1988. -V.24. -P. 427−433.
- Parke R.D. Development in the family // Annual Review of Psychology. -2004.-V. 55. -P.365−399.
- Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E., Rutter M. Behavioral Genetics. N.Y.: Freeman and Company, 1997. 344p.
- Skeels H.M. Adult status of children with contrasting early life experience // Monographs of the Society of research in children development. 1966. -V.31, N3. — P.1−65.
- Slep, A.M.S., O’Leary, S.G. The effects of maternal attributions on parenting: an experimental analysis // Journal of Family Psychology. — 1998.-V. 12. — P.234—43.
- Stams G-J J.M., Juffer F., Ijzendoorn M.H. van Attachment-based intervention in adoptive families in infancy and children’s development at age 7: Two follow-up studies // British Journal of Developmental Psychology. -2001. -V:l9. P. 159−180.
- Straus M.A. Discipline and Deviance: Physical Punishment of Children and Violence and Other Crime in Adulthood // Social Problems. -1991. -V.38. — P.133−152 .
- Versluis den B. H.J.M., Verhulst F.C. Self-reported and parent reported problems in adolescent international adoptees // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. -V.36. -P. -1411−1428.