Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синтез алгоритмов функционирования бортовой навигационной системы для малоразмерных беспилотных летательных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НС предназначена для определения навигационных параметров (координат положения БПЛА, его скоростей и т. д.), которые представляют собой реализации случайных процессов. Кроме того, входные сигналы (измерения датчиков) всегда наблюдаются на фоне помех. Поэтому статистические методы анализа и синтеза, которые основаны на вероятностной трактовке процессов, протекающих в НС, описания навигационных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Обзор навигационных систем беспилотных летательных аппаратов
    • 1. 1. Постановка задачи управления беспилотными летательными аппаратами
    • 1. 2. Обзор навигационных систем
      • 1. 2. 1. Классификация навигационных систем, применяемых для беспилотных летательных аппаратов
      • 1. 2. 2. Инерциальные навигационные системы
      • 1. 2. 3. Доплеровские навигационные системы
      • 1. 2. 4. Корреляционно-экстремальные навигационные системы
      • 1. 2. 5. Дальномерные навигационные системы
      • 1. 2. 6. Спутниковые навигационные системы
    • 1. 3. Выбор оптимальной навигационной системы
      • 1. 3. 1. Критерии оптимальности навигационной системы
      • 1. 3. 2. Комплексирование автономной и спутниковой навигационных систем
    • 1. 4. Выбор метода комплексирования датчиков навигационной информации
      • 1. 4. 1. Комплексная первичная и вторичная обработка информации
      • 1. 4. 2. Применение методов марковской теории нелинейной оптимальной фильтрации
      • 1. 4. 3. Оптимальная фильтрация на фоне окрашенных шумов наблюдения
    • 1. 5. Анализ существующих схем комплексирования навигационных датчиков
  • Выводы
  • 2. Математические модели объектов
    • 2. 1. Математические модели движения беспилотного летательного аппарата
      • 2. 1. 1. Детерминированная нелинейная математическая модель
        • 2. 1. 1. 1. Уравнения пространственного движения
        • 2. 1. 1. 2. Вычисление внешних и внутренних сил
        • 2. 1. 1. 3. Вычисление аэродинамических моментов
      • 2. 1. 2. Уравнения динамики поступательного движения беспилотного летательного аппарата в траекторной системе координат
      • 2. 1. 3. Введение траекторных углов атаки, скольжения и крена в вектор состояния модели
      • 2. 1. 4. Математические модели возмущающих факторов
      • 2. 1. 5. Стохастическая нелинейная модель
      • 2. 1. 6. Полная линейная модель
      • 2. 1. 7. Разделение полной линейной модели на изолированные продольное и боковое движения
    • 2. 2. Математические модели датчиков
      • 2. 2. 1. Анализ статистической обработки навигационных данных бортовой спутниковой навигационной системы
      • 2. 2. 2. Математические модели датчиков автономной навигационной системы
  • Выводы
  • 3. Синтез оптимальных алгоритмов обработки информации
    • 3. 1. Комплексирование датчиков навигационной информации без использования модели беспилотного летательного аппарата
      • 3. 1. 1. Преодоление априорной неопределенности
      • 3. 1. 2. Комплексирование измерителей путевой скорости и воздушной скорости
      • 3. 1. 3. Комплексирование измерителей высоты
      • 3. 1. 4. Комплексирование измерителей угла пути и магнитного курса
    • 3. 2. Построение оптимальной навигационной системы с использованием модели беспилотного летательного аппарата
      • 3. 2. 1. Разделение синтезируемой навигационной системы на продольный и боковой каналы
      • 3. 2. 2. Синтез алгоритма функционирования продольного канала
      • 3. 2. 3. Синтез алгоритма функционирования бокового канала
      • 3. 2. 4. Синтез оптимальной системы оценивания горизонтальных координат
      • 3. 2. 5. Вариант построения оптимальной навигационной системы
  • Выводы
  • 4. Экспериментальный раздел
    • 4. 1. Дискретная форма алгоритмов оптимальной фильтрации
      • 4. 1. 1. Преобразование алгоритмов оптимальной фильтрации в дискретную форму
      • 4. 1. 2. Алгоритм оптимальной фильтрации параметров продольного канала (дискретная форма)
      • 4. 1. 3. Алгоритм оптимальной фильтрации параметров бокового канала (дискретная форма)
      • 4. 1. 4. Алгоритм функционирования оптимальной навигационной системы (дискретная форма)
    • 4. 2. Реализация алгоритма работы навигационной системы средствами бортового вычислителя навигационных параметров
      • 4. 2. 1. Устройство и работа бортового вычислителя
      • 4. 2. 2. Разработка управляющей программы
    • 4. 3. Стенд для отработки программного обеспечения навигационно-пилотажной системы беспилотного летательного аппарата
      • 4. 3. 1. Назначение
      • 4. 3. 2. Перечень оборудования рабочего места
      • 4. 3. 3. Устройство и работа стенда
  • Выводы

Синтез алгоритмов функционирования бортовой навигационной системы для малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время наблюдается интерес к использованию малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) при решении задач видовой разведки и патрулирования в геологии, геодезии, картографии, лесном и сельском хозяйстве, охране границ и т. п. Представляют интерес БПЛА, выполненные по самолетной схеме, со стартовой массой до 50 кг как наиболее дешевые и удобные в эксплуатации [1]. Для них не требуется специальных аэродромов. Запуск осуществляется с транспортного средства при помощи катапульты, а посадка на парашюте.

Системы управления БПЛА строятся на основе сочетания принципов программного и дистанционного управления и представляют собой комплекс наземного и бортового оборудования. Неотъемлемой частью системы управления является навигационная система БПЛА, представляющая собой сложный измерительно-информационный комплекс, предназначенный для снабжения системы управления данными, необходимыми для движения аппарата по заданному маршруту. Навигационная система (НС) включает в себя измерительные устройства (датчики) и вычислительную систему, используемую для обработки поступающей от измерителей информации и выдачи ее в канал управления. Навигационная информация должна удовлетворять предъявляемым к ней требованиям по точности и надежности. Как правило, любой датчик, взятый в отдельности, указанным требованиям не удовлетворяет, поэтому возникает необходимость в установке на борту нескольких навигационных датчиков, объединяемых вычислителем навигационных параметров в единую навигационную систему.

В настоящее время для управления БПЛА созданы навигационные системы. Однако, абсолютному большинству НС присущ ряд недостатков, ограничивающих их использование. Это сложность конструкции, а следовательно, низкая надежность, большие габариты, вес, потребляемая мощность. Другие НС, лишенные этих недостатков, обладают высокой стоимостью. Поэтому особое внимание обращается на разработку дешевой НС, в то же время обладающей приемлемыми характеристиками, способными удовлетворить требования по точности, массо-габаритные требования. В связи с этим работа по исследованию системы навигации для малоразмерного БПЛА является актуальной.

Цель работы и задачи исследования.

Целью работы является создание и исследование новых, достаточно простых и надежных, недорогих НС и отдельных компонент НС, являющихся составной частью пилотажно-навигационного комплекса БПЛА. В связи с поставленной целью в работе исследованы следующие вопросы:

— проведен сравнительный анализ существующих технических решений;

— рассмотрены принципы построения НС и отдельных элементов НС;

— исследованы статистические характеристики датчиков навигационной информации, являющихся составными элементами разрабатываемой НС;

— проведена оптимизация существующих математических моделей БПЛА с целью внедрения оптимальной модели БПЛА в алгоритм работы НС;

— разработаны новые схемы комплексирования датчиков навигационной информации;

— исследованы статистические характеристики новых схем комплексирования в различных условиях полета БПЛА;

— разработан бортовой вычислитель навигационных параметров (БВНП), реализующий новые схемы комплексирования датчиков;

— выполнены экспериментальные исследования с помощью методов полунатурного моделирования и определены области практического применения БВНП.

Методы исследования.

НС предназначена для определения навигационных параметров (координат положения БПЛА, его скоростей и т. д.), которые представляют собой реализации случайных процессов. Кроме того, входные сигналы (измерения датчиков) всегда наблюдаются на фоне помех. Поэтому статистические методы анализа и синтеза, которые основаны на вероятностной трактовке процессов, протекающих в НС, описания навигационных параметров, сигналов и помех на основе понятия пространства состояний являются наиболее оптимальными методами для построения и исследования НС. Применение статистических методов исследования систем дает возможность более глубоко и полно анализировать их функционирование в реальных условиях.

В данной работе для синтеза и исследования НС используются методы марковской теории оптимального нелинейного оценивания, разработанной Р. Л. Стратановичем.

Марковская теория оптимального нелинейного оценивания дает возможность решать задачи синтеза многомерных стационарных и нестационарных, линейных и нелинейных систем в дискретном и непрерывном вариантах. Марковская теория оптимального нелинейного оценивания, естественно, охватывает как частный случай оптимальную линейную фильтрацию Калмана-Бьюси.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— предложены и теоретически исследованы различные варианты НС и отдельных компонент НС, включая варианты с использованием линейной модели БПЛА;

— получены зависимости статистических характеристик различных компонент НС от времени, среднеквадратических ошибок измерений, параметров корреляции ошибок измерений;

— разработана математическая модель движения БПЛА, учитывающая влияние возмущающих факторов, отличная от общепринятой;

— исследованы статистические характеристики ошибок спутниковой навигационной системы (СНС), а также построены и экспериментально подтверждены математические модели ошибок СНС.

Основные положения, выносимые на защиту:

— схемы построения НС, обеспечивающие улучшение точностных характеристик в случае использования недорогих датчиков навигационной информации, имеющих среднюю точность измерений;

— математическая модель движения БПЛА с введёнными в вектор состояния параметрами, характеризующими возмущающие факторы движения БПЛА;

— статистический анализ результатов данных ошибок измерений СНС;

— полунатурный моделирующий стенд, предназначенный для отладки программного обеспечения пилотажно-навигационного комплекса.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в следующем:

— предложена новая схема построения НС, позволяющая оценивать все параметры, необходимые для качественного управления БПЛА;

— разработана структурная схема БВНП ;

— разработаны алгоритм работы НС, а также программное обеспечение, реализующее этот алгоритм;

— построен комплексный моделирующий стенд для отработки программного обеспечения БВНП в режиме реального времени;

— определены области практического применения разработанной НС и даны рекомендации по дальнейшей оптимизации устройства.

Результаты работы внедрены на головном предприятии по малоразмерным БПЛА ФГУП «КБ «Луч», г. Рыбинск.

Апробация работы.

Основные результаты работы были вынесены на обсуждение и одобрены на следующих конференциях:

— I Всероссийская научно-техническая конференция «Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве» — Н. Новгород, 1999.

— XXVI конференция молодых ученых и студентов — Рыбинск, 1999.

— Всероссийская научно-техническая конференция «Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков» — Рыбинск, 2002.

Публикации.

По результатам выполненных исследований опубликовано пять печатных работ, посвященных математическим моделям малоразмерного летательного аппарата, идентификации их параметров, построению пилотажно-навигационных систем, исследованию систем обработки информации, построению моделирующих стендов.

Структура и объём диссертации.

Работа состоит из введения, четырех основных разделов, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 185 листах, из них 152 страницы основного текста, 32 страницы занимают приложения, 6 страниц — список литературы из 65 работ. Работа содержит 50 рисунков и 4 таблицы.

Выводы.

1. Использование разработанного бортового вычислителя навигационных параметров в составе бортовой аппаратуры БПЛА позволяет выполнить реализацию оптимальных алгоритмов оценивания параметров движения БПЛА, синтезированных в разделе 3.

2. Использование полунатурного моделирующего стенда позволяет проверить работоспособность программного обеспечения навигационно-пилотажной системы.

3. Разработанный бортовой вычислитель навигационных параметров использует лишь часть алгоритмов, синтезированных в разделе 3. Целесообразна дальнейшая доработка, исследование неиспользованных алгоритмов и их реализация на основе бортового вычислителя.

Заключение

.

В результате проведенных исследований разработаны научные основы построения навигационных систем, использующих недорогие датчики средней точности. Увеличение точности вычисления навигационных параметров достигнуто комплексной обработкой информации с датчиков, размещенных на летательном аппарате, и информации, получаемой со спутниковой навигационной системы. Включение в структуру вычислителя навигационных параметров математической модели БПЛА с расширенным вектором состояния позволяет наблюдать не только навигационные параметры, но и целый ряд параметров ориентации летательного аппарата. Использование в комплексной обработке информации реальных моделей ошибок датчиков, полученных в результате экспериментальных исследований, увеличивает достоверность принятых решений.

На основании теоретических исследований построена структура навигационной системы, обеспечивающая высокую точность вычисления навигационных параметров, что подтверждается экспериментальными исследованиями, выполненными на полунатурном стенде, включающем в себя вычислительный комплекс и опытный образец пилотажно-навигационной системы.

По результатам выполненных теоретических исследований и проведенных экспериментов можно сделать обобщенные выводы:

— для более полного и точного описания навигационной системы в ее структуру необходимо ввести математическую модель беспилотного летательного аппарата с расширенным вектором состояния, учитывающим траекторные углы атаки, скольжения и крена, а также вектор скорости ветра;

— навигационная система малоразмерного беспилотного летательного аппарата должна иметь комплексную структуру, состоящую из автономной и неавтономной частей, для снижения массогабаритных характеристик и стоимости навигационную систему целесообразно комплектовать датчиками средней точности, а для компенсации ошибок применять комплексирование со спутниковой навигационной системой при совместной обработке и фильтрации оптимальными цифровыми фильтрами;

— при синтезе алгоритмов навигационной системы необходимо применять методы марковской теории оптимальной нелинейной фильтрации, позволяющие оценивать параметры на фоне как белых, так и окрашенных шумов;

— комплексирование измерений датчиков автономной навигационной системы со спутниковой навигационной системой позволяет наблюдать с приемлемой точностью систематические составляющие ошибок датчиков без использования математической модели беспилотного летательного аппарата, в случае же ее использования возможна оценка навигационных параметров летательного аппарата даже при отсутствии спутниковой навигационной системы;

— испытания опытного образца бортовой навигационной системы показали правильность выбранного направления исследований по созданию малогабаритного и недорогого бортового вычислителя навигационных параметров беспилотного летательного аппарата с высокими оценочными характеристиками.

Результаты диссертационной работы по созданию бортовой навигационной системы для управления малоразмерным беспилотным летательным аппаратом внедрены в ФГУП «КБ «Луч» путем их использования при разработке навигационно-пилотажной системы для малоразмерного беспилотного летательного аппарата специального назначения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами/ТКраткий аналитический обзор состояния и перспектив развития за рубежом и в Российской Федерации. Рыбинск, 2001. — 45 с.
  2. Э.П., Мелса Дж.П. Теория оценивания и ее применение в связи и управлении: Пер. с англ./Под ред. Б. Р. Левина. М.:Радио и связь, 1976.-356 с.
  3. Э.П., Уайт Ч. С. Оптимальное управление системами: Пер. с англ./Под ред. Б. Р. Левина. М.: Радио и связь, 1982. — 392 с.
  4. В.Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М.: Наука, 1987. -232 с.
  5. Системы адаптивного управления летательного аппарата / А. С. Новоселов, В. Е. Болнокин, П. И. Чинаев, А. Н. Юрьев. М.: Машиностроение, 1987.-280 с.
  6. О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. -М.: Машиностроение, 1991. -512 с.
  7. С.С. Метод оптимальной фильтрации Калмана и его применение в инерциальных навигационных системах. Л.: Судостроение, 4.1, 1974.- 219 с.
  8. И.И., Селезнев В. П., Дмитриченко Л. А. Навигационные приборы и системы: Учебное пособие для вузов. Под ред. И. И. Помыкаева. -М.: Машиностроение, 1983. 456 е., ил.
  9. Н.Г., Салычев О. С. Инерционная навигация и оптимальная фильтрация. М.: Машиностроение, 1982. — 216 е., ил.
  10. Г. А., Резников Г. Б. Доплеровские измерители скорости и угла сноса. М.: Сов. Радио, 1964. — 344 с.
  11. Р.А. Оценка характеристик оптимального фильтра для слежения за пилотируемой целью //Зарубежная радиоэлектроника. 1971. -№ 8.-с. 41−47.
  12. Ю.А. Системы спутниковой навигации. -М.: Эко-Трендз, 2000. 270 с.
  13. В.А., Зубинский В. И., Зурабов Ю. Г. и др. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. М.:ИПРЖР, 1999. -560 с.
  14. Ю.П.Иванов, А. Н. Синяков, И. В. Филатов Комплексирование информационно-измерительных устройств летательных аппаратов: Учебное пособие для вузов. Л.: Машиностроение, 1984. — 207 е., ил.
  15. Д.Р. Навигация малоразмерных летательных аппаратов// XXVI конференция молодых ученых и студентов: Тезисы докладов в 2-х ч. — Рыбинск (РГАТА), 1999. — 4.1. — с.55
  16. Комбинированное исследование систем ГЛОНАСС и GPS на основе адаптивного навигационного алгоритма /Аверин С.В., Виноградов А. А., Иванов Н. Е., Солнцев В.А.//Радиотехника. 1998. — № 9.
  17. Н.С., Кудинов А. Т. Помехоустойчивость субоптимальных приемников со структурно раздельной первичной обработкой сигналов спутниковых радионавигационных систем//Радиотехника. 1999.- № 10.
  18. Ван Дайк К. Использование спутниковых радионавигационных систем GPS и Глонасс для обеспечения требуемого уровня характеристик глобальной навигационной спутниковой системы //Радиотехника. 1996. -№ 1.
  19. Н.С., Кудинов А. Т. Повышение качества функционирования спутниковых радионавигационных систем за счет использования информационной избыточности//Радиотехника 1998. -№ 2.
  20. Н.С., Кудинов А. Т. Анализ субоптимальных алгоритмов обработки сигналов интегрированной аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС и GPS// Радиотехника 1998 — № 10.
  21. Н.С. Навигационное обеспечение абонентов систем мобильной связи на основе спутниковых радионавигационных систем// Зарубежная радиоэлектроника. 2001. — № 9, с. 3−10.
  22. М. П., Кривицкий Б. Х., Ярлыков М. С. Комплексные системы радиоавтоматики. М.: Сов. Радио, 1968. — 232 с.
  23. А. Статистические решающие функции. Пер. с англ./Под ред. Н. Н. Воробьева, И. Н. Врублевской. -М.: Наука, 1967. -222 с.
  24. Р.Л. Условные марковские процессы и их применение к теории оптимального управления. М.:МГУ, 1966. — 319с.
  25. Р.Л. К теории оптимальной нелинейной фильтрации случайных функций// Теория вероятностей и ее применение. 1959. -Вып.2. — Т.4.
  26. Р.Л. Применение теории процессов Маркова для оптимальной фильтрации сигналов. Радиотехника и электроника, 1960. -№ 11.
  27. Р.Л. Избранные вопросы теории флуктуаций в радиотехнике. -М.: Сов. радио, 1961. 558 с.
  28. В.И., Миронов Н. А. Марковские процессы. М.: Сов. радио, 1977.-487с.
  29. Н.С., Миронов Н. А. Марковская теория оценивания случайных процессов. М.: Радио и связь, 1993. — 437 с.
  30. Kalman R.E. A new approach to linear filtering and prediction problem. Trans/ASME, J. Basic Engineering, 1960. — v/82D. — p. 34−35.
  31. Kalman R.E., Bucy R.S. New results in linear filtering and prediction theory. Trans. ASME, J. Basic Engineering, 1961. — v/83D. — p. 95−108.
  32. М.А. Устранение полимодальности апостериорного распределения за счет использования информационной избыточности. -Радиотехника и электроника, 1983.- т.28. с.1577−1585.
  33. Н.С., Миронов М. А. Оптимальное комплексирование измерителей при частично окрашенных шумах наблюдений. Радиотехника и электроника, 1982. — № 10. — с. 1949−1956.
  34. Н.С. Статистическая теория радионавигации. М.: Радио и связь, 1985. — 344 е., ил.
  35. Ван Трис Г. Теория обнаружения оценок и модуляции: Пер. с англ./Под ред. В. И. Тихонова, Т.1. М.: Сов. Радио, 1972. — 744 с.
  36. Н.А. Условия применимости метода гауссовской аппроксимации в марковской теории оптимальной нелинейной фильтрации. Радиотехника и электроника, 1981. — № 6. — с. 1186−1197.
  37. С.Н. Введение в аэроавтоупругость. М.: Наука, 1980.- 383 с.
  38. ГОСТ 20 058–80. Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения.
  39. П.Ф. Справочник по высшей математике. Киев: Наукова Думка, 1972.-744 с.
  40. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика, Т.1. М.:серия «Теоретическая физика», 1973. — 208 е., ил.
  41. П. Теория матриц: Пер. с англ. М.: Наука, 1978. — 280 с.
  42. Ю.П., Загайнов Г. И. Управление полётом самолёта. М.: Машиностроение, 1980. -456 с.
  43. Г. Ф. Точность и надёжность навигации летательных аппаратов М.: Машиностроение, 1967. — 215 с.
  44. ОСТ 1 2 514−84. Модель турбулентности атмосферы. Характеристики.
  45. Е. П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1978. — 256 с.
  46. В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука. — 1975.
  47. Г. Математические методы статистики: Пер. с англ. М.: Мир, 1975.-568 с.
  48. Дж., Пирсон А. Измерение и анализ случайных процессов: Пер. с англ. М.: Мир, 1974. — 464 с.
  49. Д.А., Петров В. В. Точность измерительных устройств. М.: Машиностроение, 1976. — 312 с.
  50. Д.А. Приборы и датчики летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1970. — 392 с.
  51. Е.С. Теория вероятностей: Учебное пособие для вузов. -6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 1999. — 576 е.: ил.
  52. .З., Селезнев В. П. Геомагнитная навигация. М.: Машиностроение, 1967. 379 с.
  53. В.А. Приборы первичной информации. М.: Машиностроение, 1981. — 344 с.
  54. В.И. Статистическая радиотехника. М.: Радио и связь, 1982. — 624 с.
  55. А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация. М.: Наука, 1976. — 670 с.
  56. В.И., Смирнов В. А. Оптимальная фильтрация дискретно-непрерывных процессов. Радиотехника и электроника, 1978. — № 7. -с. 1441−1452.
  57. Н.А., Смирнов В. А., Харисов В. Н. Оптимальная фильтрация квантованных по времени непрерывных процессов. -Радиотехника и электроника, 1980. № 11. — с. 234.
  58. Д.Р. Идентификация параметров БПЛА в условиях летных испытаний // Сборник трудов молодых ученых. Рыбинск: РГАТА, 2001. -232 с.
  59. . Язык программирования С++, 3 изд./ Пер. с англ. -СПб: Питер, 1999. -991 е., ил.
  60. А.Н., Березин Д. Р. Моделирование погрешностей спутниковой радионавигационной системы с помощью цифровых фильтров/ Вестник Рыбинской авиационной технологической академии им. П. А. Соловьёва. Рыбинск, 2002. — № 2(2).
Заполнить форму текущей работой