Модели и программное обеспечение стратификационных адаптивных систем управления обучением
Диссертация
В экспериментальном режиме проверена работа АСУО в рамках МИФИСТО, результаты работы которого также говорят о росте успеваемости в среднем на 7−10% уже по сравнению со студентами, обучавшимися дистанционно без применения адаптивных технологий. Это в среднем дало повышение эффективности управления обучением еще втрое. Разработано математическое и алгоритмическое обеспечение стратификационного… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
- 1. 1. Анализ стандартов в области создания компьютерных обучающих систем (КОС)
- 1. 1. 1. Проблемы стандартизации и интероперабелъности
- 1. 1. 2. Ресурсы, используемые в обучающих системах
- 1. 1. 3. Стандарт IEEE
- 1. 1. 4. Спецификации IMS
- 1. 1. 5. Модель SCORM
- 1. 2. Методы и модели адаптации к учащимся в КОС
- 1. 2. 1. Уровни и методы адаптации в компьютерном обучении
- 1. 2. 2. Построение последовательности обучения
- 1. 2. 3. Адаптивное представление информации
- 1. 2. 4. Возвратное обучение
- 1. 2. 5. Адаптивная выдача комментариев, пояснений
- 1. 2. 6. Интеллектуальный анализ решений
- 1. 2. 7. Диалоговая поддержка решения задач
- 1. 2. 8. Интеллектуальное посредничество
- 1. 2. 9. Сравнительны анализ методов и моделей адаптации
- 1. 3. Существующие адаптивные обучающие web-системы
- 1. 3. 1. Особенности адаптивных обучающих web-систем
- 1. 3. 2. Adaptive Hypermedia for All
- 1. 3. 3. ATutor
- 1. 3. 4. iDL’s Adaptive Learning system
- 1. 3. 5. Moodle
- 1. 3. 6. Сравнительный анализ адаптивных систем
- 1. 4. Постановка задачи
- 1. 1. Анализ стандартов в области создания компьютерных обучающих систем (КОС)
- Выводы по главе
- 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТИФИКАЦИОННОЙ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (АСУО)
- 2. 1. Стратификационный подход к управлению обучением
- 2. 2. Модель преподавателя
- 2. 2. 1. Закон изменения индивидуальной учебной траекторией (ИУТ)
- 2. 2. 2. Система управления ИУТ
- 2. 2. 3. Автоматический режим изменения ИУТ
- 2. 2. 4. Полуавтоматический режим изменения ИУТ
- 2. 2. 5. Ручной режим изменения ИУТ
- 2. 2. 6. Ограничения и рекомендации по применению
- 2. 3. Модель учащегося
- 2. 3. 1. Модель IMS Learner Information Package
- 2. 3. 2. Проекция LIP для нужд АСУО
- 2. 4. Модель процесса адаптивного обучения
- 2. 4. 1. Соглашения
- 2. 4. 2. Диаграмма состояний
- 2. 4. 3. Состояние «Начало»
- 2. 4. 4. Состояние «Обучение»
- 2. 4. 5. Состояние «Контроль»
- 2. 4. 6. Состояние «Пауза»
- 2. 4. 7. Состояние «Результат»
- 2. 4. 8. Состояние «Обзор»
- 2. 4. 9. Схема переходов между состояниями
- 2. 4. 10. Диаграмма взаимодействий
- 2. 5. Определение структуры АСУО
- 2. 5. 1. Общие положения
- 2. 5. 2. Функциональная спецификация
- 2. 5. 3. Внешняя спецификация
- 2. 5. 4. Среда функционирования
- 2. 5. 5. Плеер курсов
- 2. 5. 6. Редактор курсов
- 2. 6. Обобщенная математическая модель АСУО
- Выводы по главе
- 3. РАЗРАБОТКА АСУО
- 3. 1. Уровень ощущаемого качества АСУО
- 3. 2. Архитектура
- 3. 3. Модель базы данных АСУО
- 3. 3. 1. Описание предметной области
- 3. 3. 2. Динамика системы
- 3. 3. 3. Концептуально-информационная модель предметной области
- 3. 3. 4. Схема отношений БД
- 3. 4. Организация стратификационного контроля знаний
- 3. 4. 1. Предпосылки
- 3. 4. 2. Проектирование модуля стратификационного тестирования
- 3. 5. Генерация отчетов по результатам контрольных мероприятий
- 3. 5. 1. Задачи модуля
- 3. 5. 2. Проектирование модуля
- 3. 5. 3. Функциональные требования к модулю
- 3. 6. Организация доступа к АСУО
- 3. 6. 1. Методы разграничения прав доступа
- 3. 6. 2. Определение наборов прав
- 3. 6. 3. Рекомендации по созданию надежной системы аутентификации
- 3. 6. 4. Реализация ядра безопасности
- 3. 6. 5. Политика назначения прав и реализация наследования
- 4. 1. Задачи электронных курсов
- 4. 1. 1. Отработка методик использования МИФИСТО
- 4. 1. 2. Динамика роста количества курсов
- 4. 2. Результаты подготовки и проведения контрольных мероприятий
- 4. 2. 1. Динамика роста количества контрольных материалов и количество обращений к ним
- 4. 2. 2. Корреляция итоговых экзаменационных оценок с баллами, полученными на предварительном тестировании
- 4. 2. 3. Увеличение показателей итоговых результатов контрольных мероприятий за счет предварительного доступа к утвержденным тестовым вопросам
- 4. 2. 4. Зависимость уровня успеваемости от подходов к обучению на примере дистанционного курса «Логистика»
- 4. 2. 5. Протоколирование контрольных мероприятий
- 4. 3. Информационная поддержка
- 4. 3. 1. Рост количества пользователей
- 4. 3. 2. Число обращений к системе
- 4. 3. 3. Динамика подписки на курсы
- 4. 4. Адаптивное стратификационное управление обучением
Список литературы
- Гусева А.И. Адаптивные методики тестирования. М.:Препринт/МИФИ, 007−2002, 2002.
- Гусева А.И. Методики адаптивного контроля знаний // Информатика и образование № 7, 2003.
- Хохлов Ю.Е., Арнаутов С. А. Обзор форматов метаданных // http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/methodology/mdrev
- The Dublin Core Metadata Initiative // http://dublincore.org/
- Формат метаописаний для обмена Интернет-ресурсами между горизонтальным и вертикальными порталами // http://ep.informika.ru/catalog-xml.html
- ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования //http://www.engineer.bmstu.ru/resources/science/201 002.htm
- Гусева А.И., Филиппов С. А. Корпоративный университет: компоненты информационного портала // XI Междунар. науч.-техн. семин. «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации» — М: МГАПИ, 2002.
- Спецификация АЕСМА 1000D // http://www.cals.ru/standards/classification/AECMA/
- Standard Generalized Markup Language (ISO 8879) // http://www.sgmlsource.com/
- Тихомиров В.П., Титарев Л. Г., Шевченко К. К. Технологические системы в открытом образовании //http://www.dlab.kiev.ua/TLLL2001/abstract/shevchenkotihomirovtitar ev. doc
- IMS Global Learning Consortium // http://www.imsglobal.org
- IEEE 1484.12.1−2002 Draft Standard for Learnjng Object Metadata / http://ltsc.ieee.org/15.SCORM Overview//http://www.adlnet.org/index.cfm?fuseaction=scormabt
- Компьютерные обучающие системы и среды// http://www2.bmstu.ru/develop/f091 .htm
- Филиппов С.А. Инструментальные среды разработки обучающих модулей многократного применения // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2.
- Филиппов C.A. Вопросы создания систем стратификационного дистанционного обучения // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2004.
- Zaitseva L., Boule С. Student models in Computer-based Education // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. Athens, Greece, 2003, p. 451.
- Андреев А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с.
- Brusilovsky P. Adaptive Educational Systems on the World-Wide-Web: A Review of Available Technologies // Proceedings of Workshop «WWW-Based Tutoring» at the 4th International Conference on Intelligent Tutoring Sysytems (ITS'98). San Antonio.
- Еремеев А.П., Малиновский В. П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // 9-я Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2004
- Redeker G.H.J. An Educational Taxonomy for Learning Objects // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. Athens, Greece, 2003. — pp. 250 -251.
- Нетушил A.B., Никитин A.B. О методе синтеза учебных программ // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1969.-С. 236−243.
- Курганская Г. С. Модели, методы и технологии дифференцированного обучения на базе Интернет. Автореферат. М: ИПМ РАН, 2001.
- Голенков B.B., Емельянов B.B., Тарасов В. Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы //Новости искусственного интеллекта № 4, 2001
- Демкин В.П., Можаева Г. В., Яковлева А. Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // X Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2003».
- Гусева А.И., Шпурик А. П. Дистанционная система тренинга и тестирования // IX Междунар. науч.-техн. семин. «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». — Алушта, 2000. С 303−306.
- Филиппов С.А. Принципы создания стратификационных систем дистанционного обучения // Информатика и образование. 2006. Вып.5.37.0рлов С. А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.:Питер, 2004. — 527 е.: ил.
- Морозов В.П., Дымарский Я. С. Элементы теории управления ГАП: Математическое обеспечение. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984. — 333 е., ил.
- Гвардейцев М.И., Морозов В. П., Розенберг В. Я. Специальное математическое обеспечение управления. 2-е изд. М.: Сов. радио, 1979. —534 с.
- G.Schneider, J. Winters, I.Jacobson. Applying Use Cases: A Practical Guide. USA, 2000.
- Marshal Chris. Enterprise Modeling with UML. Designing Successful Software through Business Analysis. 1999.
- Kruchten P. The Rational Unified Process: an introduction, Second Edition. USA, 2000.
- UML 2.0 OCL Specification // OMG Adopted Specification, ptc/03−10−14.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
- Гусева А.И. Оценка качества методического, математического и программного обеспечения распределенных обучающих систем: Автореферат. — М.:МИФИ, 2003. — 48 с.
- Филиппов С.А. Архитектура подсистемы адаптивного обучения МИФИСТО // Науч. сессия МИФИ-2006: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2006. Т.2.
- Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. // Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2001.
- Department of Defense Trusted Computer System Evaliation Criteria. — DoD 5200.28-STD, 1993.
- Филиппов С.А. Наследование прав в неоднородных образовательных портальных системах // XII Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2002. Ч. IV.
- Гусева А.И., Филиппов С. А. Концепция информационно-образовательного портала корпоративного университета (на базе ЭАИ МИФИ) // Науч. сессия МИФИ-2002: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2002. Т.2.
- Гусева А.И., Филиппов С. А. Этапы создания корпоративного университета: архитектура информационного портала // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития» Актобе: АГУ, 2002.
- Гусева А.И., Филиппов С. А. Прототип корпоративного ядерного университета // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.6.
- Филиппов С.А. Корпоративный университет: архитектура информационного портала // Материалы XIII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2002. Ч. II.
- Филиппов С.А. Построение прототипа интернет-порталов для доступа к распределенным образовательным ресурсам. Дипломный проект. М: МИФИ, 2003.
- ISO 7498−2. Basic Reference Model Part 2: Security Architecture. -February 1989.
- Тарасов С. Реализация ядра безопасности в информационной системе на основе объектно-ориентированного подхода // http://www.arbinada.com
- Тихомирова А.Н. Дистанционное обучение: основные технологии // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2., с. 128.
- Гусева А.И., Филиппов С. А. Информационно-образовательный портал «Электронный деканат» // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
- Филиппов С.А. Построение Единого образовательного информационного пространства с использованием готовых систем управления информацией // XI Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2.
- Филиппов С.А., Вепрев И. Н., Ворожцов П. И., Толокольников М. С., Копцев С. В., Горохов Р. И., Голов Н. Ю. Информационно-образовательный портал: подсистема поддержки учебного процесса // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
- Филиппов С.А., Бабайкин А. В. Информационно-образовательный портал: хранилище персонифицированной информации // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
- Филиппов С.А., Калачев А. В. Информационно-образовательный портал: хранилище электронных обучающих ресурсов // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
- Урнов В.А., Филиппов С. А., Шуйкова И. А. Единое информационное пространство школы как один из компонентов единого образовательного информационного пространства // XI Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2.
- Филиппов С.А. Взаимосвязь учебных материалов в системах стратификационного дистанционного обучения // IV Науч.-практич. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб.тр., Ростов-на-Дону, 2004. 4.2.
- Филиппов С.А. Вопросы подготовки учебных материалов для адаптивных гипермедиа-курсов // XIV Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2004. Ч. III.
- Филиппов С.А. Современные концепции создания web-серверов // Междунар. студ. науч. конф. «Полярное сияние-2001»: Сб. тез. докл. М: МИФИ, 2001.
- Филиппов С.А. Современные концепции создания образовательных web-серверов // XI Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2001. Ч. IV.