Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели и программное обеспечение стратификационных адаптивных систем управления обучением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экспериментальном режиме проверена работа АСУО в рамках МИФИСТО, результаты работы которого также говорят о росте успеваемости в среднем на 7−10% уже по сравнению со студентами, обучавшимися дистанционно без применения адаптивных технологий. Это в среднем дало повышение эффективности управления обучением еще втрое. Разработано математическое и алгоритмическое обеспечение стратификационного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Анализ стандартов в области создания компьютерных обучающих систем (КОС)
      • 1. 1. 1. Проблемы стандартизации и интероперабелъности
      • 1. 1. 2. Ресурсы, используемые в обучающих системах
      • 1. 1. 3. Стандарт IEEE
      • 1. 1. 4. Спецификации IMS
      • 1. 1. 5. Модель SCORM
    • 1. 2. Методы и модели адаптации к учащимся в КОС
      • 1. 2. 1. Уровни и методы адаптации в компьютерном обучении
      • 1. 2. 2. Построение последовательности обучения
      • 1. 2. 3. Адаптивное представление информации
      • 1. 2. 4. Возвратное обучение
      • 1. 2. 5. Адаптивная выдача комментариев, пояснений
      • 1. 2. 6. Интеллектуальный анализ решений
      • 1. 2. 7. Диалоговая поддержка решения задач
      • 1. 2. 8. Интеллектуальное посредничество
      • 1. 2. 9. Сравнительны анализ методов и моделей адаптации
    • 1. 3. Существующие адаптивные обучающие web-системы
      • 1. 3. 1. Особенности адаптивных обучающих web-систем
      • 1. 3. 2. Adaptive Hypermedia for All
      • 1. 3. 3. ATutor
      • 1. 3. 4. iDL’s Adaptive Learning system
      • 1. 3. 5. Moodle
      • 1. 3. 6. Сравнительный анализ адаптивных систем
    • 1. 4. Постановка задачи
  • Выводы по главе
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТИФИКАЦИОННОЙ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (АСУО)
    • 2. 1. Стратификационный подход к управлению обучением
    • 2. 2. Модель преподавателя
      • 2. 2. 1. Закон изменения индивидуальной учебной траекторией (ИУТ)
      • 2. 2. 2. Система управления ИУТ
      • 2. 2. 3. Автоматический режим изменения ИУТ
      • 2. 2. 4. Полуавтоматический режим изменения ИУТ
      • 2. 2. 5. Ручной режим изменения ИУТ
      • 2. 2. 6. Ограничения и рекомендации по применению
    • 2. 3. Модель учащегося
      • 2. 3. 1. Модель IMS Learner Information Package
      • 2. 3. 2. Проекция LIP для нужд АСУО
    • 2. 4. Модель процесса адаптивного обучения
      • 2. 4. 1. Соглашения
      • 2. 4. 2. Диаграмма состояний
      • 2. 4. 3. Состояние «Начало»
      • 2. 4. 4. Состояние «Обучение»
      • 2. 4. 5. Состояние «Контроль»
      • 2. 4. 6. Состояние «Пауза»
      • 2. 4. 7. Состояние «Результат»
      • 2. 4. 8. Состояние «Обзор»
      • 2. 4. 9. Схема переходов между состояниями
      • 2. 4. 10. Диаграмма взаимодействий
    • 2. 5. Определение структуры АСУО
      • 2. 5. 1. Общие положения
      • 2. 5. 2. Функциональная спецификация
      • 2. 5. 3. Внешняя спецификация
      • 2. 5. 4. Среда функционирования
      • 2. 5. 5. Плеер курсов
      • 2. 5. 6. Редактор курсов
    • 2. 6. Обобщенная математическая модель АСУО
  • Выводы по главе
  • 3. РАЗРАБОТКА АСУО
    • 3. 1. Уровень ощущаемого качества АСУО
    • 3. 2. Архитектура
    • 3. 3. Модель базы данных АСУО
      • 3. 3. 1. Описание предметной области
      • 3. 3. 2. Динамика системы
      • 3. 3. 3. Концептуально-информационная модель предметной области
      • 3. 3. 4. Схема отношений БД
    • 3. 4. Организация стратификационного контроля знаний
      • 3. 4. 1. Предпосылки
      • 3. 4. 2. Проектирование модуля стратификационного тестирования
    • 3. 5. Генерация отчетов по результатам контрольных мероприятий
      • 3. 5. 1. Задачи модуля
      • 3. 5. 2. Проектирование модуля
      • 3. 5. 3. Функциональные требования к модулю
    • 3. 6. Организация доступа к АСУО
      • 3. 6. 1. Методы разграничения прав доступа
      • 3. 6. 2. Определение наборов прав
      • 3. 6. 3. Рекомендации по созданию надежной системы аутентификации
      • 3. 6. 4. Реализация ядра безопасности
      • 3. 6. 5. Политика назначения прав и реализация наследования
  • выводы по главе
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АСУО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 4. 1. Задачи электронных курсов
      • 4. 1. 1. Отработка методик использования МИФИСТО
      • 4. 1. 2. Динамика роста количества курсов
    • 4. 2. Результаты подготовки и проведения контрольных мероприятий
      • 4. 2. 1. Динамика роста количества контрольных материалов и количество обращений к ним
      • 4. 2. 2. Корреляция итоговых экзаменационных оценок с баллами, полученными на предварительном тестировании
      • 4. 2. 3. Увеличение показателей итоговых результатов контрольных мероприятий за счет предварительного доступа к утвержденным тестовым вопросам
      • 4. 2. 4. Зависимость уровня успеваемости от подходов к обучению на примере дистанционного курса «Логистика»
      • 4. 2. 5. Протоколирование контрольных мероприятий
    • 4. 3. Информационная поддержка
      • 4. 3. 1. Рост количества пользователей
      • 4. 3. 2. Число обращений к системе
      • 4. 3. 3. Динамика подписки на курсы
    • 4. 4. Адаптивное стратификационное управление обучением
  • Выводы по главе

Модели и программное обеспечение стратификационных адаптивных систем управления обучением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом исследований в настоящей работе являются индивидуальные и групповые учебные траектории учащихся в адаптивных системах управления обучением (АСУО) и связанные с ними современные методы обработки информации, позволяющие повысить эффективность управления учебным процессом.

Актуальность работы определяется необходимостью дальнейшего развития применения информационных технологий в образовании в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I) и Национальными приоритетами, обозначенными Президентом России в своем выступлении на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г. Особенно актуальным данное диссертационное исследование является в связи с остро стоящими задачами по индивидуализации обучения и повышению эффективности функционирования учебных объектов в системах управления обучением.

Целью работы является изучение различных адаптивных подходов к управлению обучением, их теоретическое исследования путем построения моделей и инструментальных средств, а также анализ их эффективности путем статистических исследований результатов учебного процесса, поддерживаемого специально разработанной для этой цели компьютерной обучающей системой. Особое внимание уделено исследованию процесса стратификационного адаптивного обучения [1, 2], основанного на том, что каждая учебная тема имеет несколько представлений, выдаваемых учащемуся в зависимости от его успехов и неудач, и формированию электронных учебных курсов, содержащих необходимый и достаточный для безотказного функционирования учебного процесса набор учебных материалов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. В целях исследования стратификационного адаптивного подхода к управлению обучением на основе теории конечных автоматов построены модели преподавателя, учащегося, процесса адаптивного обучения, применимые как к групповым, так и к индивидуальным учебным траекториям.

2. Разработано математическое и алгоритмическое обеспечение стратификационного адаптивного управления учебным процессом, регламентирующие возможные действия учащегося и преподавателя, а также формализующие набор ресурсов, применяемых в процессе обучения, в том числе алгоритмы стратификационного тестирования.

3. Предложены современные принципы построения эффективной и безопасной стратификационной адаптивной системы управления обучением (АСУО).

4. Указанные принципы реализованы в Интернет-системе стратификационного адаптивного обучения МИФИСТО.

Практическая ценность.

В рамках диссертационного исследования разработана Интернет-система управления обучением МИФИСТО для использования в учебных заведениях и учебных центрах России. Разработка МИФИСТО в 20 022 003 гг. проводилась в рамках программы «Инновационное сотрудничество» Минобразования России и Минатома России.

МИФИСТО с 2001 г. обеспечивает учебный процесс в Экономико-аналитическом институте Московского инженерно-физического института (государственного университета), что подтверждается соответствующим актом о многолетнем использовании. В системе на сегодня разработаны и функционируют 48 курсов, два из которых реализованы в АСУ О и находятся в стадии апробации. Количество пользователей сегодня составляет 1213 человек, 83% из которых воспользовались системой.

Прототип системы отмечен дипломом «Научной сессии МИФИ-2003» и VI Московской международной телекоммуникационной конференции студентов и молодых ученых «Молодежь и наука».

Система МИФИСТО внедрена на кафедре «Информационные технологии» Финансовой академии при Правительстве РФ, что подтверждается соответствующим актом.

На защиту выносятся:

1. Предложенные модели преподавателя, учащегося, процесса адаптивного обучения, применимые как к групповым, так и к индивидуальным учебным траекториям.

2. Математическое обеспечение адаптивного стратификационного управления групповыми и индивидуальными учебными траекториями. Разработанный набор алгоритмов для формирования управляющих воздействий на учащегося в процессе прохождения учебной траектории.

3. Предложенные и реализованные в системе МИФИСТО принципы построения эффективной и безопасной АСУО.

4. Разработанная и внедренная в учебный процесс высших учебных заведений России адаптивная Интернет-система управления обучением МИФИСТО, о чем имеются соответствующие акты о внедрении и многолетнем использовании.

Достоверность разработанных моделей, методов, алгоритмов и программных средств подтверждается соответствующими актами о внедрении, почетными дипломами «Научной сессии МИФИ-2003» и VI Московской международной телекоммуникационной конференции студентов и молодых ученых «Молодежь и наука».

Апробация.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях и семинарах, в т. ч.:

Международная конференция «Применение новых технологий в образовании», г. Троицк, 2002, 2004.

Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», г. Москва, 2001;2004.

Международная научно-практическая конференция «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития» г. Актобе, 2002.

Международная студенческая научная конференция «Полярное сияние», г. Санкт-Петербург, 2001.

Международный научно-технический семинар «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации», г. Алушта, 2002, 2004.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 21 работа, в т. ч. статья в реферируемом журнале «Информатика и образование». Публикации отражают все основные результаты диссертационной работы.

Объем и структура работы.

Работа содержит 169 страниц, в том числе 153 страницы основного текста, иллюстрированного 51 рисунком и состоит из введения, четырех глав, заключения, перечня литературы и приложений.

Выводы по главе.

1. Общий срок функционирования разработанной системы МИФИСТО составил 2 года, из которых первые полгода отрабатывалась методика применения дистанционного обучения в традиционном учебном процессе. За это время количество обращений к системе превысило 335 ООО.

2. На текущий момент для всех учащихся ЭАИ МИФИ созданы персональные учетные записи и 83% студентов посчитали необходимым воспользоваться услугами МИФИСТО. При этом 14% курсов ЭАИ МИФИ полностью функционируют через Интернет.

3. Оправдал себя подход, заключающийся в предоставлении студентам возможности готовиться к экзаменам, сдавая заранее предстоящий тест без ограничения попыток. Данный подход позволил увеличить эффективность управления обучением в 1,5 раза.

4. По итогам применения МИФИСТО в учебном процессе у студентов, обучавшихся дистанционно, отмечен рост успеваемости по сравнению со студентами, обучавшимися традиционно в среднем на 8−12%.

5. В экспериментальном режиме проверена работа АСУО в рамках МИФИСТО, результаты работы которого также говорят о росте успеваемости в среднем на 7−10% уже по сравнению со студентами, обучавшимися дистанционно без применения адаптивных технологий. Это в среднем дало повышение эффективности управления обучением еще втрое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследование системных связей и закономерностей функционирования и развития учебного процесса, а также анализ текущих потребностей образовательного рынка дали возможность ввести понятие эффективности управления учебным процессом для адаптивных методов обучения.

2. Для управления индивидуальной учебной траекторией на основе успехов и неудач студента в рамках стратификационного подхода к обучению предложена модель преподавателя, позволяющая полностью или частично автоматизировать деятельность преподавателя по управлению учебным процессом.

3. Для взаимодействия с любыми компьютерными обучающими системами, поддерживающими спецификацию IMS Learning Information Package, предложена модель учащегося, консолидирующая данные для принятия решения по созданию и изменению индивидуальной учебной траектории в рамках процесса адаптивного обучения.

4. Разработана модель процесса стратификационного адаптивного обучения, регламентирующая полный цикл событий для индивидуальной учебной траектории. Реализация предложенной модели позволила значительно повысить эффективность управления учебным процессом: при подготовке к государственному экзамену — в 1, 5 разапри смешанном обучении с возможностью доступа к учебным материалам и проверке знаний — в 2 разас применением стратификационного адаптивного принципа управления обучением — в 3 раза.

5. Спроектирована архитектура АСУО, позволяющая реализовать предложенные математические и информационные модели и методымодель базы данных АСУОпринципы реализации модуля стратификационного тестирования. Разработанный модуль генерации отчетов для системы МИФИСТО дает возможность настраиваться на разные виды ведомостей и бланков отчетности, а также обрабатывать статистические данные.

6. Реализована система безопасности, учитывающая особенности АСУО, в т. ч. среды функционирования Интернет/Интранет, обеспечивающая безопасность получаемых с её помощью информации, служб и метаданных.

7. Опыт эксплуатации второй очереди МИФИСТО в течение 2,5 лет показал, что количество обращений к разработанной системе превысило 335 ООО. 14% курсов ЭАИ МИФИ полностью функционируют через Интернет, все учащиеся ЭАИ МИФИ получили персональные учетные записи и 83% студентов посчитали необходимым воспользоваться услугами МИФИСТО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Адаптивные методики тестирования. М.:Препринт/МИФИ, 007−2002, 2002.
  2. А.И. Методики адаптивного контроля знаний // Информатика и образование № 7, 2003.
  3. Ю.Е., Арнаутов С. А. Обзор форматов метаданных // http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/methodology/mdrev
  4. The Dublin Core Metadata Initiative // http://dublincore.org/
  5. Формат метаописаний для обмена Интернет-ресурсами между горизонтальным и вертикальными порталами // http://ep.informika.ru/catalog-xml.html
  6. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Система критериев качества учебного процесса для дистанционного образования //http://www.engineer.bmstu.ru/resources/science/201 002.htm
  7. А.И., Филиппов С. А. Корпоративный университет: компоненты информационного портала // XI Междунар. науч.-техн. семин. «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации» — М: МГАПИ, 2002.
  8. Спецификация АЕСМА 1000D // http://www.cals.ru/standards/classification/AECMA/
  9. Standard Generalized Markup Language (ISO 8879) // http://www.sgmlsource.com/
  10. В.П., Титарев Л. Г., Шевченко К. К. Технологические системы в открытом образовании //http://www.dlab.kiev.ua/TLLL2001/abstract/shevchenkotihomirovtitar ev. doc
  11. IMS Global Learning Consortium // http://www.imsglobal.org
  12. IEEE 1484.12.1−2002 Draft Standard for Learnjng Object Metadata / http://ltsc.ieee.org/15.SCORM Overview//http://www.adlnet.org/index.cfm?fuseaction=scormabt
  13. Компьютерные обучающие системы и среды// http://www2.bmstu.ru/develop/f091 .htm
  14. С.А. Инструментальные среды разработки обучающих модулей многократного применения // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2.
  15. C.A. Вопросы создания систем стратификационного дистанционного обучения // XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2004.
  16. Zaitseva L., Boule С. Student models in Computer-based Education // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. Athens, Greece, 2003, p. 451.
  17. А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с.
  18. Brusilovsky P. Adaptive Educational Systems on the World-Wide-Web: A Review of Available Technologies // Proceedings of Workshop «WWW-Based Tutoring» at the 4th International Conference on Intelligent Tutoring Sysytems (ITS'98). San Antonio.
  19. А.П., Малиновский В. П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // 9-я Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2004
  20. Redeker G.H.J. An Educational Taxonomy for Learning Objects // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. Athens, Greece, 2003. — pp. 250 -251.
  21. A.B., Никитин A.B. О методе синтеза учебных программ // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1969.-С. 236−243.
  22. Г. С. Модели, методы и технологии дифференцированного обучения на базе Интернет. Автореферат. М: ИПМ РАН, 2001.
  23. B.B., Емельянов B.B., Тарасов В. Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы //Новости искусственного интеллекта № 4, 2001
  24. В.П., Можаева Г. В., Яковлева А. Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // X Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2003».
  25. А.И., Шпурик А. П. Дистанционная система тренинга и тестирования // IX Междунар. науч.-техн. семин. «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». — Алушта, 2000. С 303−306.
  26. С.А. Принципы создания стратификационных систем дистанционного обучения // Информатика и образование. 2006. Вып.5.37.0рлов С. А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПб.:Питер, 2004. — 527 е.: ил.
  27. В.П., Дымарский Я. С. Элементы теории управления ГАП: Математическое обеспечение. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984. — 333 е., ил.
  28. М.И., Морозов В. П., Розенберг В. Я. Специальное математическое обеспечение управления. 2-е изд. М.: Сов. радио, 1979. —534 с.
  29. G.Schneider, J. Winters, I.Jacobson. Applying Use Cases: A Practical Guide. USA, 2000.
  30. Marshal Chris. Enterprise Modeling with UML. Designing Successful Software through Business Analysis. 1999.
  31. Kruchten P. The Rational Unified Process: an introduction, Second Edition. USA, 2000.
  32. UML 2.0 OCL Specification // OMG Adopted Specification, ptc/03−10−14.
  33. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
  34. А.И. Оценка качества методического, математического и программного обеспечения распределенных обучающих систем: Автореферат. — М.:МИФИ, 2003. — 48 с.
  35. С.А. Архитектура подсистемы адаптивного обучения МИФИСТО // Науч. сессия МИФИ-2006: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2006. Т.2.
  36. Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. // Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2001.
  37. Department of Defense Trusted Computer System Evaliation Criteria. — DoD 5200.28-STD, 1993.
  38. С.А. Наследование прав в неоднородных образовательных портальных системах // XII Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2002. Ч. IV.
  39. А.И., Филиппов С. А. Концепция информационно-образовательного портала корпоративного университета (на базе ЭАИ МИФИ) // Науч. сессия МИФИ-2002: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2002. Т.2.
  40. А.И., Филиппов С. А. Этапы создания корпоративного университета: архитектура информационного портала // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития» Актобе: АГУ, 2002.
  41. А.И., Филиппов С. А. Прототип корпоративного ядерного университета // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.6.
  42. С.А. Корпоративный университет: архитектура информационного портала // Материалы XIII Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2002. Ч. II.
  43. С.А. Построение прототипа интернет-порталов для доступа к распределенным образовательным ресурсам. Дипломный проект. М: МИФИ, 2003.
  44. ISO 7498−2. Basic Reference Model Part 2: Security Architecture. -February 1989.
  45. С. Реализация ядра безопасности в информационной системе на основе объектно-ориентированного подхода // http://www.arbinada.com
  46. А.Н. Дистанционное обучение: основные технологии // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2., с. 128.
  47. А.И., Филиппов С. А. Информационно-образовательный портал «Электронный деканат» // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
  48. С.А. Построение Единого образовательного информационного пространства с использованием готовых систем управления информацией // XI Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2.
  49. С.А., Вепрев И. Н., Ворожцов П. И., Толокольников М. С., Копцев С. В., Горохов Р. И., Голов Н. Ю. Информационно-образовательный портал: подсистема поддержки учебного процесса // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
  50. С.А., Бабайкин А. В. Информационно-образовательный портал: хранилище персонифицированной информации // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
  51. С.А., Калачев А. В. Информационно-образовательный портал: хранилище электронных обучающих ресурсов // Науч. сессия МИФИ-2003: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2003. Т.2.
  52. В.А., Филиппов С. А., Шуйкова И. А. Единое информационное пространство школы как один из компонентов единого образовательного информационного пространства // XI Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2.
  53. С.А. Взаимосвязь учебных материалов в системах стратификационного дистанционного обучения // IV Науч.-практич. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб.тр., Ростов-на-Дону, 2004. 4.2.
  54. С.А. Вопросы подготовки учебных материалов для адаптивных гипермедиа-курсов // XIV Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2004. Ч. III.
  55. С.А. Современные концепции создания web-серверов // Междунар. студ. науч. конф. «Полярное сияние-2001»: Сб. тез. докл. М: МИФИ, 2001.
  56. С.А. Современные концепции создания образовательных web-серверов // XI Междунар. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании»: Сб. тр. М: МИФИ, 2001. Ч. IV.
Заполнить форму текущей работой