Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы сбалансированных показателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, российских и региональных научно-практических семинарах и конференциях в 2005;2007 гг.: Международной научно — практической конференции «Реорганизация и развитие социальных и бизнес-структур в условиях рыночной экономики» (ЮУрГУ, Киров, 2005 г.) — XI Нижегородской сессии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Уровень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Этапы стратегического управления на российских предприятиях
    • 1. 3. Сущность и значение системы сбалансированных показателей (ССП) в стратегическом развитии предприятия
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ССП
    • 2. 1. Обоснование необходимости совершенствования методов стратегического управления предприятием на основе ССП
    • 2. 2. Совершенствование методики формирования и внедрения системы сбалансированных показателей
    • 2. 3. Организация контроля за реализацией стратегического управления на основе ССП
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РАЗРАБОТОК СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ССП
    • 3. 1. Внедрение усовершенствованного механизма стратегического управления на основе ССП в группе компаний «ГАЗ»
    • 3. 2. Подготовка кадров для разработки и внедрения системы сбалансированных показателей на предприятии
    • 3. 3. Экономическая эффективность внедрения механизма стратегического управления предприятием на основе ССП

Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы сбалансированных показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в современной экономике изменения, такие как: нарастание конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса, развитие информационных технологий, возрастание роли человеческого капитала, рост неопределенности и т. д. приводят к переосмыслению понятий стратегического управления предприятиями, обеспечения их роста, развитию и актуализации исследований в этой области. С возрастанием масштабов рыночных отношений в России, ее подготовки к вхождению в ВТО, все большее значение приобретает такое конкурентное преимущество предприятий, как уровень их стратегичности, основанный на прогрессивных подходах к оценке и прогнозированию эффективности принимаемых управленческих решений.

Долгое время большинство подходов к оценке эффективности предприятий базировалось, в основном, на экономико-финансовых индикаторах, что исключало из анализа такие важные факторы успеха любой организации, как ее брэнд, знания и опыт сотрудников, качество отношений с клиентами и партнерами, потенциал инноваций и т. п. Кроме того, оценка эффективности бизнеса, основываясь на анализе текущего момента («как есть») и прошлых результатов («как было»), была слабо увязана со стратегией развития бизнеса («как должно быть»). В этой связи, большинство оценок эффективности не только не учитывали ряд важных факторов успешной деятельности предприятия, но и имели серьезный разрыв с его устремлениями, миссией и целями.

Понимание того, что наработанные ранее методы оценки эффективности бизнеса уже не соответствуют целям стратегического управления предприятиями, привело к тому, что начали разрабатываться новые подходы и технологии. В частности, это привело к разработке новой и перспективной методики, которая получила название системы сбалансированных показателей (BSC — Balanced Scorecard). Изначально эта технология была предложена Дэйвидом Нортоном и Робертом Капланом в рамках проведенного ими исследования по теме «Показатели деятельности организации» (научное подразделение «KPMG»). Уже с начала апробации систему сбалансированных показателей (ССП) высоко оценили в научных и деловых кругах, она успешно внедрена в 412 из 500 крупнейших компаний мира, в том числе и промышленных. В России же ССП появилась несколько лет назад и еще не успела приобрести столь большую популярность, как за рубежом. Несмотря на убеждение авторов ССП, что система подходит для самых различных стилей управления во всех странах мира, российская специфика бизнеса в целом и промышленности в частности обусловливает большие затруднения при внедрении рассматриваемой методики без ее адаптации.

Все это предопределило актуальность выбранной темы исследования. Изучение тенденций развития стратегического менеджмента в России и за рубежом, анализ преимуществ и недостатков системы сбалансированных показателей с точки зрения российской организации позволит выработать способы ее адаптации к условиям отечественной экономики и усовершенствовать механизм стратегического управления промышленными предприятиями.

Разработанность темы исследования. Различные вопросы стратегического управления нашли отражение в работах таких зарубежных авторов, как Абраме Ф., Арджирис К., Ансофф И., Гольдшейн Г. Я., Друкер П., Карлофф Б., Кон-но Т., Куинн Дж., Майнер Д., Мейер В. М., Минцберг Г., Питере Т., Прахалад К., Портер М., Рамперсад Х. К., Саймон Г., Сенге П., Эндрюс К. и других [21,29,30,34,37]. Значительный вклад в развитие практики стратегического управления внесли в 1990;х годах Р. Каплан и Д. Нортон [35], разработав новый подход к оценке результативности деятельности компании — систему сбалансированных показателей. Среди российских ученых, известных своими работами по стратегическому управлению и измерению эффективности, следует указать Абалкина Л. И., Агафонова А. В., Виханского О. С., Глущенко В. В., Градова А. П., Гусева Ю. М., Евенко Л. И., Ефимычева Ю. И., Жмачинского В. И., Забелина П. Б., Иванову Е. А., Круглова М. И., Лившица А. Я., Мильнера Б. З., Панова А. И., Удалова Ф. Е., Юда-нова А.Ю. и др. [26,27,42].

Несмотря на то, что вопросам стратегического управления уделено достаточное внимание в экономической литературе, многие аспекты этой проблемы продолжают оставаться недостаточно изученными, а именно: разработка классификации моделей и методов оценки эффективности бизнеса в стратегическом аспекте, адаптация концепций к российским условиям, выработка критериев отбора оптимальных инструментов для стратегического планирования и управления в промышленности, применение современных информационных технологий для оценки стратегической выживаемости предприятий, взаимосвязь мотивации и стратегии организации и т. д.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом развитии и совершенствовании механизма стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей.

Задачи диссертационного исследования:

1. Провести анализ и оценку методологических аспектов развития теории стратегического управления, изложенных в отечественных и зарубежных научных изданиях, а также существующих методов и подходов практического решения этих проблем на промышленных предприятиях РФ, уточнить понятийный аппарат и рассмотреть этапы стратегического управления.

2. Обосновать необходимость совершенствования методов стратегического управления предприятием на основе системы сбалансированных показателей с помощью разработанной системы оценки стратегических инструментов.

3. Адаптировать механизм стратегического управления на основе формирования и внедрения ССП применительно к отечественным промышленным предприятиям, усовершенствовать методику выбора показателей по стратегическим целям и установления их причинно-следственных взаимосвязей.

4. Разработать методы контроля за процессом формирования и внедрения системы сбалансированных показателей на промышленном предприятии.

5. Предложить способ реализации стратегии отдельного промышленного комплекса на основе ССП.

6. Усовершенствовать методику мотивации персонала на достижение стратегических целей, декомпозированных до уровня индивидуальных.

Предметом исследования являются методы и механизм осуществления стратегического управления на промышленном предприятии на основе системы сбалансированных показателей.

Объектом исследования являются комплекс промышленных предприятий.

РФ.

Методологической и информационной базой исследования послужили: нормативные и законодательные акты, Постановления Правительства РФ и Нижегородской областимонографии, научные статьи зарубежных и отечественных ученых по проблемам стратегического управления в целом, и применения системы сбалансированных показателей, в частностиданные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Территориального органа Росстата по Нижегородской областиинформационная база сети Интернетматериалы научно-исследовательских учрежденийоперативная отчетность по группе «ГАЗ» и других предприятий промышленностиданные, полученные автором в ходе собственных исследований.

Основные методы исследования. При обосновании и разработке положений диссертации применялись современные экономико-математические методы: системный анализматематическое и графическое моделирование, в том числе составление Интеллект-карты по методу Бьюзен, программно-целевой метод построения алгоритмов решения управленческих и экономических задач прогнозирования на основе экспертных оценок, составление гистограмм и диаграммфакторный анализ и др.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующих положениях:

1. Проанализированы и систематизированы методологические аспекты и тенденции развития стратегического управления, уточнен понятийный аппарат, выявлены проблемы разработки и реализации стратегии на отечественных промышленных предприятиях, определяющие необходимость совершенствования механизмов стратегического менеджмента, рассмотрены его этапы.

2. Обоснована необходимость совершенствования методов стратегического управления предприятием на основе ССП с помощью разработанной системы оценки стратегических инструментов.

3. Адаптирован к российской специфике бизнеса механизм стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей. Разработана технология расчета интегрального показателя для совершенствования методов балансировки показателей и установления их причинно-следственных взаимосвязей, позволяющая осуществлять объективную оценку деятельности предприятия в оперативном, тактическом и долгосрочном периодах.

4. Предложены методы совершенствования направляющего контроля за проектом разработки и внедрения стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей, а также методы мониторинга процесса принятия решений по координации тактических задач в пределах принятой стратегии.

5. Разработана схема реализации усовершенствованного механизма стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей для достижения стратегических целей отдельного промышленного комплекса.

6. Усовершенствована методика мотивации персонала на реализацию стратегических целей организации за счет расчета индивидуальных премий на основе интегрального показателя эффективности деятельности сотрудника (ИПЭДС). Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные теоретические положения диссертации и сформулированные в ней практические рекомендации приняты для использования в целях повышения эффективности стратегического управления наряде отечественных предприятий.

Разработанные теоретические подходы к стратегическому управлению на базе ССП могут применяться при подготовке кадров в ВУЗах и системе повышения квалификации и переподготовки кадров по дисциплинам: «Стратегическое управление», «Управление развитием организации», «Управление бизнес-процессами».

Апробация работы.

Теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, российских и региональных научно-практических семинарах и конференциях в 2005;2007 гг.: Международной научно — практической конференции «Реорганизация и развитие социальных и бизнес-структур в условиях рыночной экономики» (ЮУрГУ, Киров, 2005 г.) — XI Нижегородской сессии молодых ученых (Н.Новгород, 2006 г.) — Всероссийской научно — практической конференции — «Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами» (МНИЦ ПГСХА, Пенза, 2007 г.) и др. научных мероприятиях, посвященных проблематике стратегического управления (г.Нижний Новгород и Нижегородская область, г. Самара). Отдельные теоретические и практические аспекты диссертации отражены в научных публикациях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований: журнал «Инновации» (№ 11, 2006 г.), вестник «Экономика и финансы» (ННГУ, Выпуск 2(9), 2006 г.).

Результаты диссертационной работы использованы в рамках стратегического управления при подборе ключевых показателей эффективности предприятия химической промышленности ООО «Корунд». Отдельные положения работы при непосредственном участии автора применяются в процессе реализации стратегии в крупнейшем производственно-коммерческом холдинге, работающем в металлургической отрасли («Волго-Вятское промышленное снабжение»).

Публикации. По результатам исследований опубликовано 27 работ, в том числе две из них в соответствии с перечнем ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК (вклад автора — 0,6 п.л.), общим объемом 10,1 п.л. (вклад автора — 7,3 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено актуальной в условиях неопределенности и нестабильности рыночной среды теме стратегического управления на российских промышленных предприятиях.

В результате проведенного исследования получены основные научные результаты:

1. Изучены проблемы постановки стратегического управления на российских предприятиях, которые стали следствием невозможности применения западных методик без адаптации их применительно российской специфики. Базируясь на изученном эволюционном пути развития школ менеджмента как в России, так и за рубежом, автором сделаны выводы о недостаточности развития механизмов стратегического менеджмента с точки зрения формализации и необходимых условий внедрения аналогичных иностранным.

2. Следствием появления в России многочисленных иностранных методик по управлению предприятием, которые могут быть использованы в целях стратегического управления, стало отсутствие их классификации и бессистемность. В ряде случаев результатом этого становится использование инструментов стратегического управления без оценки оптимальности его выбора в сравнении с другими вариантами, непонимание его назначения и условий успешного использования. Это, в свою очередь, ведет к высокому риску неоправданных затрат и неэффективному использованию инновационных методик. В целях снижения такого риска в диссертационной работе теоретически обоснован выбор классификационных признаков, инструменты менеджмента классифицированы, а также разработана система оценки методов стратегического управления (СОМСУ).

3. На основе разработанной системы оценки методов стратегического управления и опроса специалистов выявлено, что обозначенным требования наиболее соответствуют такие инструменты, как: система сбалансированных показателей, модель Мейсела, управление эффективностью бизнеса, управление по целям и универсальная система показателей X. К. Рамперсада.

4. Для использования системы сбалансированных показателей в целях стратегического управления на российском предприятии, учитывая отечественную управленческую специфику на промышленных предприятиях, была произведена существенная модификация механизма. Так, для систематизации действий по применению ССП и большей формализации процесса рекомендуется использовать предлагаемый в работе метод пошаговый постановки стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей.

5. Для большего соответствия ССП требованиям российских предприятий используется не шаблон, изначально разработанный Нортоном и Капланом, но модифицированная система показателей, в которой изменены: проекция «клиенты» на проекцию «внешняя среда» (куда включены клиенты, поставщики, конкуренты, прочие представители внешней среды), проекция «обучение и развитие» на «персонал и инновации».

6. Предложен метод оценки соответствия показателя стратегическим целям и задачам организации при помощи расчета интегрального показателя ИОСП. Кроме того, предложен метод усовершенствования механизма стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей с помощью использования относительных коэффициентов изменения (ОКИ) и интегрального показателя главной стратегической цели (ИПГСЦ).

7. Для улучшения мотивационной составляющей, особенно актуальной для создания или совершенствования стратегического управления организацией, в данной работе был разработан метод расчета премий сотрудников исходя из выполнения его индивидуальных показателей, взаимосвязанных со стратегией компании.

8. Предложены методы совершенствования контроля за реализацией стратегии на базе выбора оптимального программного обеспечения и проведения план-фактного анализа с учетом временного фактора.

9. Определен экономический эффект предложенных разработок и даны рекомендации по использованию результатов исследования в системе подготовки и повышения квалификации кадров.

С учетом вышеизложенных положений, в диссертационной работе усовершенствована система стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей на основе разработанного пошаговый механизм, помогающего поэтапно создавать и внедрять ССП. В нем обеспечена большая формализация методики, определен математический механизм моделирования интегральных показателей для обеспечения сбалансированности системы. Кроме того, предложены методы мотивации персонала на достижение стратегических целей и контроля за реализацией стратегии.

В диссертации проведено подробное исследование группы «ГАЗ» и ее стратегических целей. На основе изученного материала разработаны стратегическая карта и система сбалансированных показателей для автомобилестроительного холдинга. Внесены рекомендации по мотивации персонала для реализации стратегии «ГАЗ», а также для улучшения контроллинговой функции и оптимизации информационного обмена в составе процессов стратегического управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты, статистические сборники и методические рекомендации
  2. Закон N 489 Калининградской области «Об общих принципах организации стратегического планирования в Калининградской области» от 18.01.2005.
  3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, — М., 1999.
  4. Нижегородская область в сравнении со среднероссийскими показателями в 2007 г. Аналитический обзор. Нижегородский областной комитет государственной статистики.
  5. Показатели, характеризующие расходы на производство товаров и услуг предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г. Статистический бюллетень. Нижегородский областной комитет государственной статистики.
  6. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000−2001: Утв. постановлением Гос. ком. РФ по стандартизации и метрологии от 15.08.2001 № 332-ст.-В ред. от 07.07.2003.-Ст. 3.4.3
  7. Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год».
  8. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».
  9. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Вестник Правительства Нижегородской области. 2007.
  10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».1. Научные статьи
  11. Е.А. Анализ инструментов стратегического управления// Экономика и финансы. Вестник. Выпуск 2(9). Н. Новгород: ННГУ, 2006.
  12. Е.А. Критерии оценки инструментов стратегического управления// Инновации. Журнал. СПб: ВСЕГЕИ, 2006.
  13. Е.А. Основные причины неудачного стратегического управления компанией в рыночной экономике// Проблемы социально-экономического развития города: Сб. докл. и тез. региональной науч.-практ. конф. -Н.Новгород: НРО МАИЭС, 2006.
  14. Е.А. Основы стратегического управления в условиях рыночных отношений// Архитектура. Экономика. Геоэкология. Сб. науч.тр. аспирантов и магистрантов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
  15. Е.А. Преимущества применения системы сбалансированных показателей в российской практике стратегического управления// XI Нижегородская сессия молодых ученых: Сб. науч.тр. Н. Новгород: Департамент образования и науки, 2006.
  16. Е.А. Применение информационных технологий в финансовом менеджменте// Новые направления в теории и практике менеджмента: сб. докл. и тез. регион, науч.-практ. конф. Н. Новгород: НРО МАИЭС, 2003. — С. 102−104.
  17. Е.А. Система управления компанией на основе показателя экономической добавленной стоимости. Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2007.-С. 126−128.
  18. Е.А. Систематизация показателей социально-экономического развития региона на основе приоритетного подхода// Архитектура. Экономика. Геоэкология. Сб. науч. тр. аспирантов и магистрантов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. — С.234−237.
  19. Е.А. Факторы успешности реализации стратегического управления на основе системы сбалансированных показателей// Проблемы социальноэкономического развития города: Сб. докл. и тез. региональной науч.-практ. конф. Н. Новгород: НРО МАИЭС, 2006.
  20. Е.А., Ромашова И. Б. Тенденции и закономерности инвестиционных процессов// Проблемы повышения рейтинга инвестиционной привлекательности региона: сб. мат. региональной науч.-практ. конф. Н. Новгород: НРО МАИЭС, 2000.-С.42−47.
  21. Монографии и учебники, учебные пособия
  22. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  23. Н.И., Кульба В. В., Косяченко С. А., Чанхиева Ф. Ю. Исследование систем управления. Уч. пособие для ВУЗов. М.: ПРИОР, 2002.
  24. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ./ Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. М.:ЮНИТИ, 1997.
  25. М.Г. Сбалансированная система показателей на маршруте внедрения. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  26. Т., Бьюзен Б. Супер мышление. — Минск.: Поппури, 2006.
  27. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
  28. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2004.
  29. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М.: Маг Консалтинг, 2006.
  30. Г. Я. Стратегический менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1995.
  31. П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Дело, 2000.
  32. Ю.И. Стратегия развития машиностроительных предприятий в современных экономических условиях: монография / Ю. И. Ефимычев, О.В. Трофимов- Нижегор. гос. ун-т. Н. Новгород, 2004.
  33. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Дело и сервис, 1998.
  34. В.И., Карташова О. С., Новикова А. В. Стратегическое управление предприятием. Уч. пособие. Астрахань: 2006.
  35. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  36. В.М. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Score-card? М.: Вершина, 2004.
  37. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: 2001.
  38. П.Р. Диагностика сбалансированной системы показателей: Поддерживая максимальную эффективность. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
  39. П.Р. Сбалансированная система показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
  40. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. -М., СПб, Киев: Вильяме, 2004.
  41. А.И. Стратегический менеджмент. Уч. пособие. Н. Новгород, НКИ, 2000.
  42. М. Конкуренция. Уч. пособие. М.: Вильяме, 2000.
  43. .А., Л.Ш.Лозовский, Е. Б. Стародубцева. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2005.
  44. Х.К., Туоминен К. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  45. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии /Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 576с.
  46. Статьи в научных журналах, материалы конференций
  47. Е. Особенности BSC предприятий малого бизнеса // Управление компанией, № 3(58), 2006. С.30−33.
  48. О., Ламонов Д. Как избежать ошибок при внедрении BSC// Финансовый директор, № 4, 2005.
  49. А. Роль аналитика в управлении компанией// Проблемы проведения проекта внедрения сбалансированной системы показателей: сб. тез. конф. М.: Маг Консалтинг, 2003.
  50. М. ССП и жизнь// Сбалансированная система показателей. Практика внедрения на Российских предприятиях: сб. мат. второй науч.-практ. конф. М.: Финансовый директор, 2006.
  51. Д.В. Разработка показателей эффективности бизнес-процессов в ССП// Сбалансированная система показателей. Практика внедрения на Российских предприятиях: сб. мат. второй науч.-практ. конф. М.: Финансовый директор, 2006.
  52. B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001.
  53. В., Попова Т. Balanced Scorecard альтернативные модели// Банки и технологии, № 4, 2002.
  54. В.В. Корпоративные университеты: немецкий опыт// Персонал МИКС, № 5−6, 2006.
  55. Калинин С. Balanced Scorecard новый инструмент стратегического планирования// Компаньон Стратегии, № 3, 2002. — С.10−14.
  56. Е. Ковровая балансировка// Секрет фирмы, № 6 (45), 2004.
  57. Карлинский B. JL, Юртайкин Е. Опыт разработки ключевых показателей эффективности (KPI)// Сбалансированная система показателей. Практика внедрения на Российских предприятиях: сб. мат. второй науч.-практ. конф. М.: Финансовый директор, 2006.
  58. С. Балансировка на коленке// Секрет фирмы, № 11 (98), 2005.
  59. В.В., Митрякова О. Л. Программно-целевые аспекты стратегического управления персоналом полиграфических предприятий // Полиграфист и Издатель, № 10−11, 2002.
  60. Л. Сбалансированная система показателей: баланс рисков и возможностей // Управленческий учет и финансы, № 2, 2007.
  61. Т. Неуставные цели// Менеджмент роста, № 2(02), 2006.
  62. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия// Управление компанией, № 2, 2003.
  63. А., Бабенкова Т. Что нужно для успеха ССП// Экономика и Жизнь, № 14, 2005.-С.31.
  64. А. С. Управление временем в проекте по внедрению системы сбалансированных показателей // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2005. -С.70−78.
  65. С.И., Шарипова О. Э. Новый техногенно-психологический подход к стратегическому управлению// Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 1998.
  66. Е.В. Стратегический контроллинг в системе управления предприятием// Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2004.
  67. М. Эффективно управлять можно лишь тем, что можно достоверно измерить. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) и управление российскими компаниями // Top-manager, № И, 2003.
  68. П. Секреты применения BSC от Роберта Каплана// Секрет фирмы, № 4, 2003.
  69. В. К ВТО готовы?// Деловая неделя, № 3, 2007.
  70. Международный электронный каталог BSC: база данных содержит информацию о Сбалансированной системе показателей Электрон, дан. — USA, 19 982 007. — Режим доступа: http://www.bscol.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  71. Электронный каталог BSC в России: база данных содержит информацию о Сбалансированной системе показателей для российских руководителей. Электрон. дан. — М., 2003−2004. — Режим доступа: http://www.balancedscorecard.ru, свободный. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой