Одним из важнейших итогов развития советского общества — является осуществление культурной революции, формирование новой советской интеллигенции из рабочих и крестьян. Роль и значение интеллигенции в социалистическом обществе впервые были обоснованы В. И. Лениным. Еще на заре Советской власти он писал: «Наша задача — путем опыта привлекать в широких размерах специалистов, заменять их, подготовляя новый команда ный состав, новый круг специалистов, которые должны научиться чрезвычайно трудному, новому и сложному делу управления» *.
Задолго до победы Октября В. И. Ленин указывал, что пролетариат, как и всякий другой класс современного общества, «не только вырабатывает свою собственную интеллигенцию, но и берет себе также сторонников из числа всех и всяких обрао зованных людей». Выступая на УШ съезде РКП (б), определившем стратегию построения социализма в СССР, В. И. Ленин поставил перед партией задачу использовать буржуазных специалистов как техническую и культурную силу, чтобы сохранить их и сделать из некультурной и дикой капиталистической страны культурную коммунистичеекую страну", призывал «привлечь к советской работе рабочих и крестья», ибо, считал он, «без их помощи в массовом масштабе дальнейшая деятельность. не-.4 возможна .
1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.39, с. 431.
2 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 6, с. 389.
3 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.38, с. 143.
4 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.38, с. 145.
I V.
На всех: этапах социалистического и коммунистического строительства КПСС" верная заветам своего вождя, рассматривала и рассматривает подъем культуры и образованности трудящихся, подготовку кадров высококвалифицированных специалистов в качестве актуальнейших задач дня. Творчески применяя на практике ленинское учение о культурной революции, она сумела за короткий исторический срок вырастить многочисленный отряд советских специалистов, в том числе и инженерно-технических работников.
Техническая интеллигенция страны Советов прошла славный путь, внесла достойный вклад в борьбу партии и народа за осуществление перехода от капитализма к социализму, в защиту завоеваний революции в грозные годы гражданской и Великой Отечественной войн, в создание и совершенствование зрелого социализма. Яркие страницы в историю Советской страны вписали инженерно-технические работники в период послевоенных пятилеток и завершения строительства социализма. При их активнейшем участии был совершен перевод экономики с военных на мирные рельсы, в необычно короткий срок восстановлено народное хозяйство. Инженерно-техническая интеллигенция являлась важнейшей движущей силой научно-технической революции, велика ее роль в укреплении связи науки с производством, в массовом освоении целинных и залежных земель. Неоценима ее деятельность в коренном улучшении идеологической работы, в коммунистическом воспитании трудящихся, в расцвете социалистической культуры.
Социальная активность и роль интеллигенции, ее инженерно-технического отряда в особенности, неуклонно возрастает на современном этапе коммунистического строительства. Растет численность, улучшается качественный состав специалистов. Они принимают активное участие в осуществлении всех предначертаний партии б экономической, политической и культурной жизни. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии было указано: «Сейчас в стране каждый четвертый работник связан в основном с умственным трудом. Не только в науке, образовании, культуре, но и в материальном производстве, во всей жизни общества интеллигенция играет все более значительную роль» 1. Вместе с тем, полное осмысление современного положения интеллигенции в развитом социалистическом обществе, определение перспектив ее дальнейшего развития немыслимо без исторического подхода. Историзм, являющийся одним из важнейших принципов марксизма-ленинизма, требует изучения всех общественных проблем в их динамике, развитии. «Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, разъяснял К. Маркс, — что новейшая форма рассматривает предыкак о дущве ступени к самой себе.. Глубинная оущность историзма, говоря словами В. И. Ленина, заключается в том, чтобы «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление? истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с течки зрения этого его развития смотреть, чем данная: вещь стала теперь» 3.
Необходимость научной разработки истории технической интеллигенции 1946;1960 гг. определяется тайке тем, что в те годы был накоплен богатый опыт подготовки кадров управления, их подбора и расстановки, формирования резерва, развития творческой активности инженерно-технических работников, укрепления их связи с рабочим классом. Этот опыт давал й дает огромную энергию, оптимизм, целеустремленность работникам промышденно.
1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 53.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.12, с. 732.
3 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.39, с. 67 Г сти, транспорта, стройки, связи, сельского хозяйства. Он и сегодня убеждает в том, что конечные результаты деятельности фабрик, заводов, колхозов, совхозов в значительной мере зависят от уровня руководства, организаторской работы, политических и деловых качеств специалистов и руководителей. С дуругой стороны, осуществление послевоенных пятилетних планов сопровождалось преодолением целого ряда трудностей, потребовало от инженеров, техников, механиков, мастеров и других специалистов огромного напряжения моральных, духовных и физических сид. Следовательно, примеры трудового и общественного энтузие азма, яркие биографии имеют непреходящее значение в воспитании новых отрядов советских специалистов, мобилизации их на трудовые свершения. Обобщение практического опыта прошлого помогает правильному решению задач грядущего, «.Научным работникам надо действовать с большей ориентацией на будущее, своевременно „улавливать“ назревающие тевденции, — говорил тов. К. У. Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. -.И самое важное — общественные науки обязаны неуклонно руководствоваться революционной теорией, умело применять испытанную марксистско-ленинскую методологию научного поиска» *.
Первейшим условием и основой существования и развития всякого общества выступает материальное производство. Классики марксизма-ленинизма относили кадры ИТР непосредственно к системе общественных производительных сил, так как материальный продукт в конечном итоге является результатом совместной деятельности представителей умственного и физического труда." Как в самой природе,-писал К. Маркс,-голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется.
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14^-15 июня 1983 г., М., 1983, с. 34 умственный и физический труд" *. Значит, не только рабочий, но и инженерно-технические работники выступают представителями производительного труда. Особенно рельефно это проявляется в условиях научно-технической революции, когда деятельность специалистов рассматривается как особая форма разделения труда.
Одним из важнейших признаков развитого социалистического общества, показателем его растущей однородности является образование новой исторической общности — советского народа, которая, как говорится в преамбуле Конституции СССР «сложилась на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братскоо го сотрудничества». Тенденция к возрастанию социальной однородности проявляется, во-первых, в постепенном сближении и стирании различий между основными классами и социальными слоями, во-вторых, в стирании граней между отрядами и слоями, входящими в них. Такая тенденция усилилась на этапе постепенного перехода к коммунизму, хотя она имела место и в период завершения строительства социализма. В изучаемые годы протекали процессы формирования новой структуры инженерно-технической интеллигенции, существенные сдвиги произошли как в путях пополнения рядов технической интеллигенции, так и во взаимоотношениях между ее внутренними подразделениями, отрядами и группами. Обобщение этих процессов, сравнение их с предыдущим и последующими этапами развития инженерно-технической интеллигенции позволяет придан к серьезным научным выводам относительно ее места и роли в развитом социалистическом обществе, процесса преодоления существенных различий между физическим и умственным трудом.Это.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23, с. 516.
2 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977, с.4−5 с J приобретает особую актуальность сегодня, ибо, как подчеркнуто в решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС «.делом практической политики является стирание классовых различий, становление социальной однородности общества» *.
Исследование истории инженерно-технической интеллигенции, особенно ее национального отряда, имеет важное идеологическое значение. Оно необходимо для успешной борьбы против буржуазных и ревизионистских теорий, искажающих роль интеллигенции в социалистическом обществе, противопоставляющих ее рабочему классу и крестьянству. «.На международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений, — указывается в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПССА — Исторические достижения реального социализма, рост авторитета и влияния мирового коммунистического и рабочего движения, прогрессивное развитие стран, сбросивших ярмо колониального гнета, подъем национально-освободительной борьбы, огромный размах антивоенного движения все более глубоко воздействуют на сознание народов во всем мире. Против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война.
Таким образом, научное осмысление истории социального развития инженерно-технической интеллигенции, повышения ее общественно-политической и производственной активности, широкое освещение воспитания у нее высоких морально-политических и деловых.
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г., с. 72.
2 Там же, с. 68 качеств, разоблачение клеветнических инсинуаций недругов социализма, извращенно освещающих роль и место советской технической интеллигенции, имеют теоретическое, практическое и политическое значение. Вместе взятые, эти проблемы сводятся к тому" что можно назвать изучением одной из коренных закономерностей строительства социализма и коммунизма — осуществление революции в области идеологии и культуры. Такая постановка проблемы вытекает из главного содержания деятельности партии и народа на современном этапе — совершенствование развитого социализма. В последние годы советские обществоведы большое внимание уделяют проблемам формирования и развития интеллигенции. Эти проблемы широко обсуждались на Всесоюзных научных конференциях по социальной структуре советского общества в 1966 г. в Минске, в 1972 г. в Свердловске, в 1976 г. в Звенигороде. Первая Всесоюзная теоретическая конференция по проблеме «Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма» была проведена в Новосибирске в 1979 г. Созданы труды, в которых освещены основные этапы истории интеллигенции в целом за советский период*• В библиографическом указателе советской исторической и философской литературы за 1967;1977 гг. «Советская интеллигенция» учтено почти 2000 работ по данной проблеме. Различные вопросы положения интеллигенции, ее места в социальной структуре общества являются предметом оживленных дискуссий.
Большинство советских философов, социологов, историков,.
1 В первую очередь следует считать коллективные работы: Советская интеллигенция. История формирования и роста. 1917;1965 гг. М., 1968; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917;1975 гг.). М., 1977; Советская интеллигенция и ее роль в. строительстве коммунизма. М., 1983.
2 См.: Зак Л. М. История изучения советской культуры. М., Высшая школа, 1981, с. 143 экономистов считает интеллигенцию особым социальным слоем, для которого высококвалифицированный умственный труд является основным видом профессиональной деятельности и единственным или до крайней мере главным источником существования*. Такое понимание содержания понятия «интеллигенция» основывается на ленинских указаниях^.
Исходя из ленинского определения интеллигенции, как слоя, представляющего образованных людей умственного труда, большинство исследователей согласились с точкой зрения М.Н.|^ткевича, В. С. Семенова, С. Л. Сенявского, относящих к интеллигенции специалистов с высшим и средним образованием, профессионально занимающихся умственным трудом0. М. Н. Руткевич, например, считает, что интеллигенция социалистического общества может быть определена «как большая и непрерывно растущая социальная группа трудящихся, профессионально занятых умственный трудом высокой квалификации, требующим, как правило, для овоего выполнения среднего специального и высшего образования. Кроме того, к интеллигенции можно причислить известную часть так называемых «выполняющих работу специалистов». Интересное определение сущности советской интеллигенции выдвигает Ц. А. Степаняя, при этом подчеркивает, что во многих определениях отсутствует такой существенный признак советской интеллигенции, как ее многонациональный характер. По его мнению, советская социалистическая ин.
1 Советская.интеллигенция.. М., 1977, с"6.
2 Ленин В. И. Полн.собр.соч., «.8,с.309- т.4,с.209.
3 Социология в СССР, т Л, М., 1966,0.392−394- Сенявский С. Л. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма 11 961;1980. гг.). М., Х983, с. 187.
4 1^ркевич М. Н. Интеллигенция социалистического общества, — В кн.- Советское общество: проблемы изменения социальной структуры. М., Знание, 1973, с.144- Он же. Интеллигенция в ра звитом социалистическом обществе.М., 1977, с.35−37- Он же. Тевденции развития социальной структуры советского общества.М., 1975, с.48−49 теллигенцин — это многонациональный по составу, интернациональный по природе, массовый и быстрорастущий единый социальный слой тружеников преимущественно умственного труда*.
Б части научной литературы интеллигенция и служащие рассматриваются не как особый социальный слой общества, а как два слоя внутри классов рабочих и крестьян2.
Наиболее значительное выражение эта мысль получила в работах О. И. Шкаратана, пришедшего к выводу, что «значительная часть советской интеллигенции и других работников нефизического труда относится к составу рабочего класса. Интеллигенцию же, связанную с колхозным производством, следует в современном обществе отнести к колхозному крестьянству» 0″.
— Близкие, к указанной, мысли высказали Ю. В. Арутюнян, С.А.Ку-гель, Г. Н. Докучаев и некоторые другие. Так, Г. Н. Докучаев утверждает, что производственно-технический персонал «по основным классовым признакам. не отличается от рабочих» 4. Данные позиции подверглись критике со стороны большинства специалистов, а также и в партийной печати. Академик П. Н. Федосеев следующим образом опроверг подобные ошибочные суждения. «Не подтвердились на практике и не получили должного признания в теории предположения о растворении интеллигенции в рабочем классе и о превращении рабочего класса в интеллигенцию, — пишет он. — Исторический опыт подтвердил марксистско-ленинское положение о постепенном утверждении полной социальной однородности общества пу.
1 Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. с. 10. .. .. —. .
2 Кротков Я. Г. «Фокина Л. В. .Шкаратан О. И. Рабочий класс — ведущая сила, строительства коммунизма. М., 1965,0.12−13.
3 Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. М., 1970, с.20- Позднее Шкаратан О. И. пересмотрел свою точку зрения.
4 Социальная структура населения Сибири. Новосибирск, 1970, с. 27 тем сближения социалистических классов и социальных групп" *.
Органической частью единого социального слоя советской интеллигенции являются инженерно-технические работники. ИГР нашей страны объединяет со всеми классами и социальными группами общность целей и коренных интересов. «1)це нет общности интересов, — отмечал Ф. Энгельс, — там не может быть единства о целей, не говоря уже о единстве действий .
Возрастание роли инженерно-технической интеллигенции в процессе строительства социализма и коммунизма в определенной степени вызвало интерес исследователей к данной проблеме и ее историография представлена рядом коллективных трудов, монограо 4 фий, брошюр0 и диссертаций .
1 Федосеев П. Н. Марксизм в XX веке. М., 1977, с. 605.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.8, с. 14.
3 Амелин П. П. Интеллигенция и социализм. Л., ЛГУ, 1970; Астахова В. И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. Харьков, 1976; Булкин А. К. Инженерно-техническая интеллигенция в условиях развитого социализма. Л., Лениздат, 1978; Заузолков Ф. Н. Коммунистическая партия — организатор создан ния научной и производственно-технической интеллигенции СССР М., М1У, 1973; Зезива М. Р. Советская интеллигенция в условиях развитого социализма.М., М1У, 1982: Золотавина А.М.Идейно-по-литическое воспитание технической интеллигенции. Свердловск, 1956 — Катунцева Н. М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., Мыс ль, 1977; Комаров В. Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов .М., Экономика, 1972; Комаров H.A. Планирование подготовк ки и распределения специалистов в СССР.М.Экономика, 1961; Лутченко А. И. Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР TI926-I958 гг). Минск, 1973; Тюрина A.B. Формирование кадров специалистов и организаторов послевоенного производства (1946;1958).М., Наука, 1973; Федю-кин С. А. Привлечение буржуазной технической интеллигенции к социалистическому строительству в СССР. М., 1960; Он же. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1982 и др. Булкин А. К. Идейно-политическое воспитание производственно-технической интеллигенции в современных условиях. Канд.дисЛ., 1976; Золотавина A.M. Борьба КПСС за подготовку и воспитание производственно-технической интеллигенции в послевоенный период. Кадд.дисс. М., 1952; Зуева Г. П. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию кадров ИГР в годы четвертой пятилетки (по материалам" партийной организации Дальнего Востока). Кацд.дис. Л., 1975; Островский В. П. Производственно-техническая интеллигенция СССР (1946;1950″). Кавд.дис.Л., 1976. Эти работы весьма убедительны по своей научной аргументации, интересны по содержанию и форме подачи материала. Отдельные вопросы истории развития инженерно-технической интеллигенции в СССР довольно широко изучены в советской исторической литературе, посвященной общей проблеме культурного строительства* Прежде всего, имеются в виду капитальные исследования академика М. П. Кима, труды Г. С. Карпова, П. И. Кабанова, В. Т. Ермакова, В. Л. Соскина, М. М. Лисенкова и др.1. «.Динамика в численном составе и качественном состоянии интеллигенции, -справедливо замечает М. П. Ким, — служит одним из главных покар зателей, характеризующих культурный потенциал народа» .
Несомненную ценность представляют коллективные монографии. «Из истории борьбы КПСС за формирование кадров советской интеллигенции в период строительства социализма» (Л., 1966), «Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма» (М., 1977) и др. Своеобразным итогом всех исследований советских историков стала коллективная монография группы авторов под редакцией М. П. Кима, в которой анализируются важные вопросыколичественные и качественные изменения состава и структуры интеллигенции, пути ее пополнения, работа по марксистско-ленинскому воспитанию кадров. Однако, как отметил М. П. Ким: «.
1 Ким М. П. Коммунистическая партия /- организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Его же. 40 лет советской культуре. М., 1957; Его же. О сущности культурной революции и этапах ее осуществления в СССР. — В кн.?Культурная революция в <ЗеСРЛ917−1965 гг.М., 1967; Карпов Г. С. Партия и культурная революций в СССР. М., 1957; Кабанов П. И. История культурной революции в СССР.М., 1971: Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. М., 1968; Соскин В. Л. Ленин, революция, интеллигенция. Новосибирск, 1979; Лисенков М. М. Культурная революция в СССР и армия. Й., 1975.
2 Ким М. П. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983, с. 438 ц авторы не ставили своей задачей рассмотрение иотории формирования отдельных отрядбв советской интеллигенции" *. Следует также добавить, что в книге не освещена борьба интеллигенции за осуществление экономической и социальной политики КПСС, ее роль в подъеме культуры народа.
Наиболее полным исследованием по данной проблеме является монография «Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917;1975 гг.)», М., 1977, подготовленная коллективом авторов. В книге рельефно раскрываются рождение новой интеллигенции, утверждение прочного политического и идейного единства между работниками физического и умственного труда, каждая глава рассказывает о том, как социалистический строй открыл перед кадрами специалистов широкий простор для творческой деятельности, превратил их в активную созидательную силу. В историографии советской интеллигенции видное место занимают исследования, посвященные проблемам становления и формирования интеллигенции в национальных республиках. За последние годы большую исследовательскую работу проделали К. А. Аманов, А. И. Бабий, А. К. Григорьянц, С. Г. Гулямов, М. Гулямова, С. Садыков, М. А. Соктоев, Т. Дурдыев и другие1. На наш взгляд, на высоком качественном уровне написана монография А. К. Григорьянца Автор предпринял попытку раскрыть основные этапы формирования и развития инженерно-технической интеллигенции Армении со времени Октябрьской революции до середины 60-х гг., показал.
I Аманов К. А. Производственно-техническая интеллигенция Узбекистана. Ташкент, 1975: Бабий А. И. Формирование молдавской интеллигенции. Кишинев, 1971; Григорьянц А. К. Формирование и развитие технической интеллигенции Армении.Ереван.1966; 1улямов С. Таджикская советская интеллигенция. Душанбе, 1974; доямова М. Из истории формирования узбекской социалистической интеллигенции. Ташкент, 19ьЗСадыков С. Высшая школа — кузница подготовки кадров. Ташкент, 1973; Дудаев Т. Формирование и развитие туркменской советской интеллигенции. Ашхабад, 1972 место, роль и значение технической интеллигенции в развитии экономики и культуры республики. Положительная сторона книгияркая картина братской помощи Украины, Грузии и особенно Российской Федерации в культурном развитии Советской Армении, в подготовке национальных инженерно-технических кадров.
Из трудов по истории национальных отрядов советской интеллигенции весьма ценным является также исследование М.Р.Зе-зиной*. Бе работа насыщена важными цифровыми данными, содержит квалифицированный анализ проблем, обоснованные обобщающие выводы. Особый интерес представляет то, что ее монография специально посвящена количественным и качественным изменениям в составе интеллигенции союзных республик, на обширном материале показывает динамику национальных отрядов советской интеллигенции, ее географическое распределение, выдвигает интересные предложения по улучшению методики обработки статистических данных.
Успешно разрабатывается проблема культурной революции и интеллигенции и в Советском Казахстане. Весомым итогом этих исследований явился коллективный труд «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в пяти томах^. Общие вопросы истории, закономерностей и особенностей культурной революции в Казахстане раскрываются также в трудах С. Бейсембаева, Х. Й. Бисенова, А. Кана пина, А. Б. Турсунбаева, Н. Кийкбиева и др. Крупный вклад в изучение истории строительства советской культуры Казахстана внес Р.Б.Сулейменов^. Тем.
1 Зезина М. Р. Советская интеллигенция в условиях развитого социализма (количественные и качественные изменения в составе интеллигенции. союзных республик).М., 1982.
2 История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах, Алма-Ата, т. 4,1Э77-т. 5,1980.
3 Бейсембаев С. Ленин и Казахстан. Алма-Ата, 1969; Канапин А. Культурное строительство в Казахстане. Алма-Ата, 1964;Его же. Казакстан мэдениет! жана кезедде. Алматы, 1968; Сулейменов Р. не меяее, труды вышеуказанных ученых не посвящены специально истории инженерно-технической интеллигенции в нашей республике. В лучшем случае в них анализируется численность и состав руководящих работников производства, содержатся сведения о подготовке кадров специалистов для народного хозяйства.
Проблемам развития интеллигенции Казахстана в целом и ее отдельных отрядов посвящены исследования М. Х. Асылбекова, Ш. Ю. Таотанова, М. Аженова, А. Ишмухамедова, И. И. Евдокимова, М. Кара-гусова, Ц. Р. Розенберга .
В монографии М. Х. Асылбекова «Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917;1980 гг)» на богатом историческом материале показаны изменения в численности и структуре инженерно-технической интеллигенции республики, занятой на железнодорожном транспорте. Подробно рассматривается работа партийных организаций с кадрами специалистов, состояние обеспеченности Казахской железной дороги инженерами и техниками. Большое внимание уделено изучению движения новаторов, развитию социалистического соревнования. В книге приведены интересные данные, характеризующие национальный, половозрастной состав ИТР, их образовательный и квалификационный прод.сн.со с.15)Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане (Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших стадию капитализма). Алма-Ата, 1972; Сулейменов Р. Б., Бисенов Х. И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Алма-Ата, 1967; Турсунбаев А. Б. Братская помощь русского народа в социалистическом преобразовании Казахстана. Алма-АтаЕго же. Торжество социалистического интернационализма. Алма-Ата, 1973; Киикбаев Н. Торжество ленинской национальной политики в Казахстане. Алма-Ата, 1968.
I Асылбеков М. Х. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана. Алма-Ата, 1973; Тастанов Ш. Ю. Советский опыт topмиpoвaния и развития интеллигенции ранее отсталых народов. лма-Ата, 1975; Его же. Казахская советская интеллигенция. Алма-Ата, 1982; Аженов М. Изменения социально"лаоской структуры Казахстана в процессе коммунистического строительства. уровень*.
Важнейшие аспекты подготовки кадров технической интеллигенции в годы послевоенных пятилеток затронуты и в монографических исследованиях Ш. Ю. Тастанов".В них выпукло показаны пробелы и упущения в росте радов инженеров и техников. Созданные в 1950;1960 гг. технические вузы и филиалы резко увеличили численность ИТР в народном хозяйстве республики. Казахстанские вузы начали подготовку инженеров-строителей, инженеров для горнодобывающей и металлургической промышленности и инженеров, техников, специалистов автотранспорта. При этом автор особо выделяет годы шестой пятилетки. «С тех пор, — пишет он, — основная масса нужных республике инженерных кадров стала готовиться в р вузах Казахстана .
Из воех аспектов проблемы «История инженерно-технической интеллигенции Советского Казахстана» наиболее изученным являет' ся, на наш взгляд, вопрос подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. В публикациях К.Ж.Жа-манбаева, К. Д. Жуламанова, А. Ержанова и других авторов освещается партийное руководство развитием высшей и средней специальной школы в республике, состав профессорско-преподавательй ского персонала, учебно-воспитательная база институтов и техникумов, динамика приема студентов и выпуска специалистов по прод.сн.со с.16) Алма-Ата, 1975; Ишмухамедов А. Рабочий класс и научно-техническая интеллигенция. Алма-Ата, 1977; Евдокимов И. И. Научно-технический прогресс и общественное развитие. Алма-Ата, 1974; Карагусов ж. Казахская советская интеллигенция, рожденная Октябрем. Алма-Ата, 1960; Розенберг Ц. Р. Научно-техническая революция и интеллигенция. Алма-Ата, 1979.
1 Асылбеков М. X. Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана. Алма-Ата, 1973, с. 208.
2 Тастанов Ш. Ю. Казахская советская интеллигенция. Алма-Ата, 1982, с. 107. многочисленным группам специальностей*. Увидели свет книги, посвященные истории создания и развития отдельных технических высших учебных заведений^. В работах А. К. Абилева, С.Ж.Ермеко-ва и других обобщается идейно-Еоспитательная работа среди студентов, формирование у них активной жизненной позиции, роль и значение студенческих строительных отрядов, общественных наук о в становлении будущих специалистов^. Казахстанские обществоведы, рассматривая межреспубликанский обмен специалистами в качестве путей роста рядов интеллигенции^, опубликовали первые статьи о взаимопомощи и сотрудничестве народов нашей страны в подготовке кадров для Казахстана0.
Определенную ценность в плане исследуемой нами проблемы представляют историко-партийные публикации и диссертации по проблемам подготовки и воспитания производственно-технической.
1 Жаманбаев К. Высшая школа в Казахстане. Исторический опыт Компартии Казахстана по руководству высшей школой за 50 лет (1920;1970).Алма-Ата.1972; Жуламанов К. Д. Высшая школа республик Средней Азии и Казахстана (1961;1975).Алма-Ата, 1981: Ер-жанов А. Успехи национальной политики КПСС в Казахстане (1946 -1958).Алма-Ата, 1972; Его же. Коммунистическая партия Казахстана в послевоенный период (1946;1958).Алма-Ата,.
2 Арыстанбеков X. Сельскохозяйственное образованиеЕКазахстане. Алма-Ата, 1972; Тастанов Ш. Ю., Шибанов ГПервая кузница инженерных кадров Казахстана. Алма-Ата, 1966; Тастанов Ш. Ю., Розен-берг Ц. Р. Казахский политехнический институт. Алма-Ата, 1967.
3 Абилев А. К. Некоторые вопросы подготовки и воспитания кадров молодых специалистов в республике— Известия АН КазССР, серия общественных наук, 1974,№ 5- Ермекова С. Ж. 0 роли общественных наук в коммунистическом воспитании студенческой молодежи Казахстана.- Известия АН КазССР, серия общественных наук, 1979, № 3.
4 Канапин А. К. Указ.работа, с.119- Тастанов Ш. Указ.работа, с. 91.
5 Батырбеков М. Братская помощь Казахстану в подготовке инженерно-техническихкадров, — В кн-: Вопросы истории Компартии Казахстана, вып.10.Алма-Ата, 1972; Рудянский Д. И. Обмен инженерно-техническими кадрами в условиях развитого социалистического общества (на примере Казахской и Узбекской ССР).-Известия АН ДазССР, серия общественных наук, 1976,№ 2- Сулей-менов Р. В. Проблемы духовной жизни Казахстана периода развитого социализма. — В кн.: Актуальные проблемы истории Советского Казахстана. Алма-Ата, 1980. интеллигенции республики. В диссертации и статьях Е.Х.ЭДухамед-жанова*, например, раскрывается деятельность партийных организаций Казахстана по формированию кадров производственно-технической интеллигенции, улучшению обеспеченности промышленных предприятий республики высококвалифицированными специалистами. р
В диссертации и публикациях Н. Р. Джагфарова освещается направляющая и организационная деятельность КП Казахстана по подготовке и воспитанию специалистов для различных областей экономики 50-х годов. Автором сделана попытка осветить некоторые стороны учебного процесса и научных исследований, в высших и средних специальных учебных заведений, вовлечение в научный поиск студентов. В работе проанализированы характерные для рассматриваемого периода формы и методы политического и трудового воспитания студентов и учащихся. Несмотря на определенные достижения в изучении истории формирования и развития инженерно-технической интеллигенции Советского Казахстана, данная проблема еще имеет много белых пятен. Так, до сих пор нет научного труда, в котором бы обобщался комплекс вопросов о тенденциях развития технической интеллиген.
1 Мухамеджанов Е. Х. Деятельность партийной организации Казахстана по созданию кадров производственно-технической интеллигенции (1927;1937). Канд.дис.Алма-Ата, 1968; Его же. Деятельность партийной организации Казахстана по созданию кадров.
Жизводственно-технической интеллигенции. Ученые записки Кар.
Караганда, 1962; его же. Улучшить подготовку инженерно-технических кадров.- Народное хозяйство Казахстана, 1962, № 8.
2 Дяагфаров Н. Р. руководство Коммунистической партией Казахстана подготовкой и воспитанием пооизводственно-технической интеллигенции республики (1951;1959). Кацц.дис.1974; его же. Руководство Коммунистической партии Казахстана подготовкой и воспитанием производственнсьтехнической интеллигенции республики (1950;1958).- В кн.: Некоторые вопросы истории Коммунистической партии Советского Союза.Сб.аспирантских статьи.ч.
1,М., ГО", 1979; его же. Деятельность Коммунистической партии Казахстана по подготовке специалистов в средних специальных учебных заведениях (1951;1959).- В кн.:Некоторые вопросы истории Коммунистической партии Советского Союза. Сб. аспирантских статей.М., 1974; его же. Партийное руководство трудовым воспитанием студенческой молодежи.- В кн.:Труд и коммунизм. М., МГУ, 1974 ции республики в 1946;1960 гг., о ее роли в ускорении научно-технического прогресса, участии в развитии социалистического соревнования и коммунистическом воспитании трудящихся. Мало внимания уделяется показу особенностей количественного и качественного роста инженерно-технических работников, основных направлений их общественно-политической деятельности, часто игнорируется или замалчивается место и значение практиков-выдвиженцев в структуре специалистов.
В настоящей работе предпринята попытка комплексного исследования процесса роста инженерно-технической интеллигенции Советского Казахстана в послевоенный период, усиление ее роли в развитии научно-технического прогресса, повышения общественно-политической и трудовой активности технических специалистов республики. Одной из основных задач, выдвинутых в диссертации, является также изучение особенностей и источников формирования и развития национальной технической интеллигенции, ее значения в успешном решении сложных народнохозяйственных задач, руководстве общественным производством, усовершенствовании и внедрении новых технологических линий и технического оборудования, повышении культурно-технического уровня рабочего класса республики. Исходя из этого, но не претендуя на исчерпывающее освещение всех вопросов избранной темы, автор ввдвигает перед собой следующие конкретные задачи:
— изучить пути роста численности инженерно-технической интеллигенции Казахстана в послевоенные годы и выявить источники ее пополнения;
— проследить качественные изменения в составе технической интеллигенции, показать их причины и следствия;
— раскрыть возрастание активности инженерно-технических работников, выраженное через повышение их роли в развитии социалистического соревнования;
— осветить укрепление трудовых связей рабочих и ИТР;
— выяснить значение системы повышения квалификации ИТР в послевоенные годы, ее важнейшие формы;
— определить основные направления общественно-политической деятельности и формы марксистско-ленинского образования ИТР.
Методологической основой работы послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, в которых исследуются проблемы классовой структуры общества. Автор также опирался на документы и решения партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС и Компартии Казахстана.
Большую ценность для изучения проблем социалистической интеллигенции представляют речи, статьи, выступления видных партийных и государственных деятелей Ю. Б. Андропова Д. А. Тихонова, Г. В. Романова, Д. А. Кунаева, К. У. Черненко и других1.
I Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. — М. .Политиздат, 1979; Избранные речи и статьи. 2-е изд.М. «Политиздат, 1983; Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета GCCP, Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М. «Политиздат, 1982; Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М."Политиздат, 1983; Речь на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 г.- Материалы Пленума центрального Комитета КПСС. 14−15 июня 3083 г.- М.Политиздат.1983; Кунаев Д. А. Избранные речи и статьи. М. Политиздат, 1978; Ленинская национальная политика — в действии. — Избранные речи и статьи. М."Политиздат, 1981; Светлой дорогой Ленина. Доклад на торжественном заседании, посвященном 60-детию Казахской ССР и Компартии Казахстана, 29 августа 1980 г. — Алма-Ата"1980; Советский Казахстан. М."Политиздат, 1982; Отчетный доклад Центрального Комитета Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии Казахстана.4 февраля 198Гг. Алма-Ата, 1981; Романов Г. В. Избранные речи и статьи. М. Политиздат, 1983; Тихонов H.A. Избранные речи и статьи. М. Политиздат, 1980; Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 гг. и на период до 1990 года. М., Политиздат, 1981; Черненко К. У. Избранные речи и статьи. М. Политиздат, 1981; Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 года.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 икъ на 1983 г. — М., Политиздат, 1983 ¡-Речь на внеочередном Пленуме ПК КПСС 13 февраля 1984 г. — Правда, 1984, Й февраля.
Соискателем использованы многочисленные документы партийных и государственных архивов, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Ценным источником для разработки темы явились документы партийного архива Казахского филиала Института марксизма-ленинизма, а также партийных архивов Алма-Атинского, Чимкентского, Джамбулского обкомов Компартии Казахстана. Особая ценность источников партийных архивов и документов состоит в том, что они обладают высокой степенью достоверности и помогают с необходимой полнотой, всесторонне охарактеризовать самые разнообразные вопросы изучаемой проблемы.
Среди использованных источников особое место занимают фонды Центрального Государственного Архива Октябрьской Революции СССР (ЦГАОР СССР) и Центрального Государственного архива народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР), откуда выявлены ценные, разнообразные документы, позволившие полнее воссоздать послевоен^ ную историю казахстанской инженерно-технической интеллигенции. Так, документы и материалы в ЦГАОР позволили показать деятельность научно-технического общества Казахской ССР, в них содержатся сведения об укреплении связи науки с производством, развитии движения рационализаторов и изобретателей.
Материалы из фондов Министерств нефтяной промышленности СССР (ф. 8627), угольной промышленности СССР (ф. 8629), металлургической промышленности СССР (ф. 8934), черной металлургии СССР (ф. 8875), промышленности стройматериалов ССОР (ф. 8248) в ЦГАНХ СССР дают нам относительно полную картину, позволяющую делать выводы об изменениях численности и составе ИГР, обеспеченности предприятий промышленности специалистами, о кадровой политике партии. Просмотрено 9 архивных фондов Центрального Государственного архива Казахской ССР." Следует также особо отметить фонды Совета Министров Казахской ССР и Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР в ЦГА КазССР, где имеются материалы о мероприятиях по созданию новых кадров интеллигенции из трудовых слоев населения. Особенно ценны в них данные, свидетельствующие о все более быстрых темпах роста национальных кадров, об изменении социальной природы, морального и духовного облика советской интеллигенции.
В работе широко использованы статистические сборники о развитии народного хозяйства, народного образования и культуры, изданные ЦСУ СССР и Казахской ССР, а также материалы периодической печати, в частности, газет «Правда», «Казахстанская правда», «Социалистик Казахстан», «Южный Казахстан», «Онтустик Казахстан», «Социалистическая Караганда» — журналов «Коммунист», «Большевик Казахстана», «Коммунист Казахстана», «Казахстан ком-муниси», «Народное хозяйство Казахстана», «Казахстан ауыл ша-руашылыгы» и др.
Основное содержание и результаты исследования изложены в семи публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Свода памятников истории и культуры Казахской ССР Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН Казахской ССР.
— 171 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Важным звеном ленинского учения о путях строительства социализма и коммунизма является теория культурной революции, важнейшим компонентом которой является проблема подготовки кадров специалистов из рабочих и крестьян. Разрабатывая программу формирования новой социалистической интеллигенции, В. И. Ленин особое значение придавал подготовке и воспроизводству кадров инженерно-технической интеллигенции, высоко ценил ее роль в создании нового общества. «Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила» , — писал он в начале 1920 г.*. О значении инженерного труда при социализме возвдь революции судил не по «сухой» теории, а сам глубоко разбирался в сложнейших вопросах науки, техники, строительства, транспорта, сельского хозяйства. «С большой охотой он выслушивал соображения крупнейших специалистов, инженеров-практиков, и, надо сказать, что каждый из этих товарищей инженеров с величайшей теплотой и уважением вспоминают о своих разговорах с Владимиром Ильичем, — рассказывал активный участник социалистического строительства А. Ломов, —. Они все искренне поражались умению Владимира Ильича с полуслова схватывать существо дела и затем простыми словами формулировать большому специалисту существо вопроса. Товарищи часто указывали, как иной профессор или инженер шел разговаривать с Владимиром Ильичем, желая его „научить“, и с величайшим изумлением уходили после разговора, весьма многому „научившись“ у Владимира Ильича» ^.
1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.40, с. 189.
2 Воспоминания о В. И. Ленине. В 5-ти томах. Т. З, М., 1979, с. 119.
В"И.Ленин отоял у истоков таких начинаний, как радиотелефонное строительство, механизация дровяных заготовок, исследование Курской магнитной аномалии, создание первых электростанций, электропахоты, учреждение государственного электротехнического исследовательского института, образование электротехнического факультета Московского высшего технического училища, сельскохозяйственная выставка. Говоря словами се1фетаря В. И. Ленина Н.П.Горбунова: «нет почти ни одного начинания в Советской России в области научно-технических работ, которое не было бы связано с именем Владимира Ильича» 1.
Ленинские идеи о специалистах науки и техники нашли воплощение и подтвервдение в практике социалистического строительства. Инженерно-техническая интеллигенция Казахстана, рожденная Октябрем и воспитанная партией Ленина, вносила неоценимый вклад в расцвет экономики и культуры республики. Важной вехой в истории ее развития и деятельности стали годы послевоенных пятилеток, когда советский народ, успешно восстановив народное хозяйство, стал на путь завершения строительства социализма.
В 1946;1960 гг. техническая интеллигенция Советского Казахстана претерпела серьезные изменения в численности, структуре и составе. Она пополнялась за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений, перемещением передовых, опытных рабочих и крестьян на должности специалистов. Тенденции развития инженерно-технических работников (рост численности, сдвиги в образовательном и квалификационном уровне, половозрастном составе и т. д.), совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе (целенаправленный отбор абитуриентов, связь обучения с производством, работа студенческих научных обществ, I Воспоминания о В. И. Ленине.Т.3, с. 431. улучшение профессорско-преподавательского состава и т. д.), расширение сети учебных заведений технического и сельскохозяйственного профиля отражали резкое возрастание потребности народного хозяйства республика, как и всей страны, в кадрах специалистов, стали следствием интенсивного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, науки и техники. За период с 1941 по I960 гг. численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве республики, увеличилась в 6,5 раза, в т. ч. иняенерно-технических работников в 8 раз*.
Количественный и качественный рост ИТР Казахстана рассматриваемого периода имел, свои особенности и трудности. Подготовка кадров специалистов осуществлялась (как в Казахстане, так и вне Казахстана) высокими темпами, опережая общесоюзный средний показатель. Техническая интеллигенция по своему составу была многонациональной. Более того, в рядах специалистов преобладали представители некоренной национальности. Так, в I960 г. русские составляли более 50% специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве республики (казахи — 24 $). Среди специалистов.
00 средним специальным образованием удельный вес русских равнялся 62 $, а казахов — 16 $ 2.
Изменения в численности и составе инженерно-технической интеллигенции Казахстана всегда находились в центре внимания Коммунистической партии. Она изучала эти процессы и направляла их в нужное русло.
Годы послевоенных пятилеток ознаменованы мощным развитием.
1 Подсчитано: Народное хозяйотво Казахстана в 1980 г. Алма-Ата, 1981, с. 175,176.
2 Там же, с. 180. производительных сил, всех отраслей народного хозяйства, вторжением достижений научно-технического прогресса в экономику и культуру. Из материалов второй главы данного исследования видно, что в послевоенном возровдении экономики Советского Казахстана большая заслуга принадлежит инженерно-техническим работникам. Активные участники социалистического соревнования по досрочному выполнению и перевыполнению народнохозяйственных планов, они осуществили целый ряд мероприятий, направленных на внедрение новой техники в промышленность, увеличилось число поданных ими и использованных в производстве изобретений и рационализаторских предложений. Инженеры, техники, механики, мастера, конструкторы и другие отряды технической интеллигенции в республике, находясь во главе трудовых коллективов, мобилизовали рабочих и колхозников на достижение наивысшей производительности труда, на обеспечение роста валового общественного продукта, искали пути совершенствования научной организации труда.
Торжеством правды учения научного коммунизма и ленинской дружбы народов стало освоение целинных и залежных земель Казахстана. Со всех концов страны приехали в республику инженерно-технические работники. Существенно улучшилась обеспеченность колхозов, совхозов и МТС кадрами технических специалистов, что сказывалось на грамотной организации и эксплуатации машин, тракторов, комбайнов, механизации работ в растениеводстве и животноводческих фермах. Так, в 1960 г. стогование сена и соломы было механизировано на 57 $, уборка свеклы — на 65 $, копка картофеля — на 40 $, погрузка сахарной свеклы — на 58 $, стрижка овец — на 90 $*.
Активную деятельность в сфере производства инженерно-техни-I Народное хозяйство Казахстана в 1980 г., с. 29.
0 ! о ческая интеллигенция республики сочетала с непрерывной борьбой за формирование нового человека — физически щ>епкого, морально чистого, духовно богатого. Она воплотила в жизнь ленинское предложение о том, что мы будем «переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать» «^. Лекции, прочитанные специалистами, мероприятия в рабочем общежитии, организованные инженерами, беседы политинформаторов или пропагандистов несли высокий идейный заряд, формировали у рабочих и колхозников материалистическое мировоззрение, воспитывали коммунистическую убежденность.
Каждый отряд технической интеллигенции участвовал в выполнении народнохозяйственных планов и воспитания нового человека сообразно особенностям своей деятельности, роли и места организации материального и духовного производства. Однако ясно одно: активная жизненная позиция инженерно-технических работников Казахстана — это плод многогранной деятельности КПСС по Созданию и терпеливому воспитанию кадров специалистов, преданных идеалам коммунизма, служит ярким доказательством несостоятельности утверждений буржуазных и ревизионистских авторов, искажающих союз людей умственного и физического труда в СССР, фальсифицирующих политику КПСС.
Таким образом, мы изучили 1 историю развития инженерно-технической интеллигенции Казахстана в 1946;1960 гг., ее вклад в подъем экономики и культуры республики, проследили изменения как в самой структуре технических специалистов, так и их места и роли в составе основных классов и социальных слоев советского.
I Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с. 33. общества. Обобщены некоторые объективные и субъективные факторы, способствовавшие изменению социального состава инженерно-технической интеллигенции, а также определившие особенности ее численности и состава.
Техническая интеллигенция Советского Казахстана периода зрелого социализма достойно продолжает славные традиции и дела специалистов 40−50-х гг. В ее рядах ударно трудятся те, которые вынесли на своих плечах трудности послевоенных пятилеток, покорили целину, стояли у истоков прогресса науки и техники. Значение инженерного труда особо возрастает в свете решений ХХУ1 съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.), июньского и декабрьского (1983 года) Пленумов ЦК партии, развернувшихе программу планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма. Ныне важнейшими хозяйственными и политическими задачами являются выполнение Продовольственной программы и Энергетической программы. Все больше выдвигается на первый план идеологическая, политико-воспитательная работа.
Словом, перед технической интеллигенцией, как и всем советским народом, стоит важные и нелегкие задачи. Для успешного решения этих задач недостаточно настроя на дела, необходимо всемерно укреплять дисциплину и порядок во всех сферах народного хозяйства, отдать все силы и знания борьбе за выполнение планов рдиядад-цатой пятилетки. Важно и дальше совершенствовать систему подготовки специалистов, целенаправленно регулировать рост и измене-нения в составе ИТР, ибо еще нередки случаи, когда на ответственных должностях оказываются люди с низкой культурой и политическим уровнем, инертные, социально пассивные.
Эти и другие упущения возлагают на партийные организации большую ответственность за улучшение подбора, расстановки и воепитания кадров. Практика показала, что конечные результаты деятельности предприятий зависят в значительной мере от уровня руководства, организаторской работы, политических и деловых качеств специалистов и руководителей. «Проявлять на всех уровнях больше самостоятельности, смело Еести поиски, идти, если надо, на оправданный риск во имя повышения эффективности экономики, роста благосюотояния народа — еот чего мы ждем от наших хозяйственных кадров» *, — подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К. У. Черненко на внеочередном февральском (1984 г.) Пленуме ЦК партии.
Инженерно-техническая интеллигенция Казахстана верна делам и идеям партии Ленина. Нет сомнений в том, что она, опираясь на богатый опыт социалистического и коммунистического строительства, впишет славные страницы в историю нашей великой Родины.
I Правда, 1984, 14 февраля.