Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством: теоретические и правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На муниципальном уровне устанавливаются определенные процедуры и условия ответственности, установленные в правовых актах самого местного самоуправления. Эти процедуры применяются населением муниципального образования непосредственно, а также посредством привлечения органов, как местного самоуправления, так и органов государственной власти. Нормативные акты местного самоуправления в этом случае… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Принцип ответственности в сфере местного самоуправления
    • 1. 1. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: теоретические и правовые аспекты
    • 1. 2. Ответственность как элемент конституционно-правового статуса органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
  • ГЛАВА II. Теоретико-правовое соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
    • 2. 1. Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности
    • 2. 2. Понятие и содержание муниципально-правовой4 ответственности
  • ГЛАВА III. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством как вид конституционно-правовой ответственности
    • 3. 1. Роспуск представительного органа муниципально образования и отрешение от должности главы муниципального образования (главы местной администрации) как меры конституционно-правовой ответственности
    • 3. 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий
    • 3. 3. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством: теоретические и правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России — местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст.ст. 12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Интерес к указанной проблематике связан с формированием новых подходов к взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженных с усилением ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, проведением реформ в публично-правовой сфере.

В целом проблема ответственности в деятельности органов власти является определяющим началом современной концепции демократии в государстве. Бесспорным является тот факт, что для демократического правового государства необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности власти перед народом. Эти положения должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности — ответственности органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти.

Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает важным элементом их правового статуса, гарантией их должного поведения и добросовестного осуществления своих полномочий.

Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно — логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правовой регламентации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, которая выступает как вид конституционно-правовой ответственности.

Предметом исследования послужили содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации иных нормативных правовых актах правовые нормы, осуществляющие правовую регламентацию конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе научно-теоретического анализа сформировать целостное представление об ответственности органов местного самоуправления перед государством как вида конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:

— на основе сопоставления различных научных позиций выявить и раскрыть содержание и сущностные признаки юридической ответственности применительно к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

— раскрыть значение юридической ответственности в структуре конституционно-правового статуса органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

— выявить особенности применения конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления;

— провести теоретико-правовое исследование соотношения конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

— изучить установленные законодательством основания и меры ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, а также механизм их осуществления.

— выявить проблемы и перспективы совершенствования законодательства РФ, регламентирующего конституционно-правовую ответственность в сфере местного самоуправления, и выработать предложения по совершенствованию правового регулирования и практики привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством. Степень разработанности темы. Возрастание интереса к конституционно-правовой ответственности после принятия Конституции РФ 1993 г. обусловил появление работ С. А. Авакьяна, И. А. Алебастровой, МБ. Баглая, А. А. Безуглова, В. В. Бойцовой, JI.B. Бойцовой, Н. В. Бутусовой, А. А. Вешнякова, Н. В. Витрука, А. И. Иванченко, В. В. Игнатенко, Ф. Ш. Измайловой, М. Н. Карасева, Н. М. Колосовой, Е. И. Колюшина, И. А. Кравца, О. Е. Кутафина, В. В. Лебедева, В. О. Лучина, Л. А. Морозовой, Д. И. Назарова, И. С. Назаровой, В. В. Невинского, Ж. И. Овсепян, В. И. Радченко, В. Н. Савина, А. А. Сергеева, С. А. Солдатова, Б. А. Страшуна, А. С. Сучилина, Н. С. Тимофеева, М. Д. Шиндяпиной, Д. Т. Шона, Е. С. Шугриной и др.

Различные аспекты правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления в течение значительного периода времени исследуются в работах Бабичева И. В., Барабашева Г. В., Белкина А. А., Берга О. В., Васильева В. И., Володина В. В., Дмитриева Ю. А., Емельянова Н. А., Замотаева А. А., Игнатюк Н. А., Ковешникова Е. М., Козловой Е. И., Кокотова А. Н., Кутафина О. Е., Лазарева Б. М., Лукашова Л. А., Мокрого B.C., Полянского В. В., Постового Н. В., Тихомирова Ю. А., Улиско А. Н., Фадеева В. И., Шеремета К. Ф., Широкова А. Н. Труды указанных авторов имеют основополагающее значение для настоящего исследования.

Отдельные аспекты ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления затронуты в работах Н. С. Бондаря, В. И. Васильева, И. В. Выдрина, А. Н. Кокотова, А. Н. Костюкова, М. А. Краснова, О. В. Кутафина, В. В. Невинского, Н. В. Постового, Ю. А. Тихомирова, И. А. Умновой, Е. С. Шугриной.

Рассмотрение проблем нормативно-правового регулирования конституционно-правовой ответственности как одного из видов юридической ответственности предопределило необходимость обращения диссертанта к работам по общей теории юридической ответственности Б. Т. Базылева, К. С. Вельского, С. Н. Братуся, О. Э. Лейста, Н. С. Малеина, П. Е. Недбайло, И. Л. Петрухина, И. С. Самощенко, М. Х. Фарухшина, В. О. Тархова, P.O. Халфиной, Л. С. Явича и др.

При написании работы. учитывались последние научные исследования в области ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления Н. А. Вагановой, О. А. Давыденко, М. С. Долгополовой, Е. В. Измайловой, М. М. Макеева, С. С. Мялковского, Д. А. Лисовицкого В. В Яковлева и других.

Вместе с тем, отмечая значительный накопленный опыт в научном исследовании рассматриваемой темы, необходимо признать потребность комплексного рассмотрения вопросов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством как в теоретическом, так и в практическом плане в условиях реформы местного самоуправления.

Методологическая основа исследования. При написании работы диссертантом применялись общенаучные методы, используемые при рассмотрении проблем в теории права и отраслевых юридических науках. Так, в частности, при исследовании сущности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления автор опирался на диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: формально-юридический, системно-структурный, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов. В процессе работы использовались также системно-функциональный, общелогические методы анализа, синтеза, обобщения и аналогии. Применение названных методов позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования. В ходе исследования проанализирован значительный объем эмпирического материала. Нормативная правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. В ходе исследования использовались решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в диссертации рассматривается и раскрывается целостная концепция конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления как одного из видов юридической ответственности — ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти. Ответственность рассматривается автором как неотъемлемая составляющая конституционно-правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления.

В работе предпринята одна из первых попыток комплексного анализа правовых оснований, конституционно-правовых санкций и процедуры привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством, выявляются пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании и вносятся рекомендации по их устранению.

На защиту выносятся следующие теоретические положения, полученные в результате исследования:

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления одновременно выступает гарантией реальности местного самоуправления, характеризует законность деятельности местного самоуправления и одновременно защиту интересов населения, является принципом организации и деятельности местного самоуправления, направлением деятельности государства в этой сфере. Вместе с тем институт ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления призван обеспечить всестороннюю защиту интересов не только населения и отдельных лиц, но и государства. С этой стороны, институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления нуждается в особом государственно-правовом механизме реализации.

2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, как правовая категория, носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, на органы местного самоуправления, ввиду совершения разнообразных деяний, служащих основанием применения ответственности, может быть возложена различного вида юридическая ответственностьво-вторых, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления может предусматриваться как нормами отраслевого законодательства, так нормами самого муниципального правав-третьих, ответственность органов местного самоуправления является институтом комплексной отрасли права.

3. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления — это сложная юридическая категория, включающая, закрепленную Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами права, обязанности, компетенцию и ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Актуальность нынешнего этапа обеспечения правового регулирования и реформирования местного самоуправления заключается в насущной потребности сбалансированности компетенции и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Поэтому конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает неотъемлемой частью их правового статуса, гарантией их должностного поведения и добросовестного осуществления своих полномочий.

4. Предупреждение, как конституционно-правовая санкция, занимает особое место в ряду санкций, применяемых к органам и должностным лицам местного самоуправления. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить органы муниципального образования к добровольному исполнению решений суда, способствовать выполнению ими конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию в процедуре применения федерального воздействия. Поэтому считаем необходимым более четко закрепить в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предупреждение как конституционно-правовую санкцию.

5. Выделение муниципально-правовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, объясняется, прежде всего, тем, что идущие в России процессы развития институтов публичной власти вызывают необходимость введения в законодательство новых механизмов юридической ответственности тех или иных субъектов властных отношений. Природа и содержание муниципально-правовой ответственности обладают рядом специфических признаков, позволяющих отграничить ее от других отраслевых видов правовой ответственности.

6. Установление мер конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством не является ограничением самостоятельности местного самоуправления, а, наоборот усиливает демократические начала местного самоуправления, создает надежный механизм обеспечения законности в дельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уточнение процедуры привлечения к ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством и установление соответствующих санкций необходимо для того, что бы эти санкции носили исключительный характер.

7. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от ответственности за осуществление переданных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для реализации органами местного самоуправления, продолжают сохранять свое государственное.значение. Именно поэтому государство должно осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, а органы местного самоуправления нести ответственность перед государством при ненадлежащем осуществлении переданных полномочий.

8. Временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти как конституционно-правовая санкция, применяемая в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления, выступает особым правовым режимом осуществления полномочий местного самоуправления. Данная форма государственного вмешательства в осуществление местного самоуправления носит чрезвычайный характер, так как ограничивает конституционное право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Вместе с тем, возможность временного ограничения права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения в принципе является допустимой и соответствующей Конституции РФ, с учетом следующих условий:

— наличие основания, не допускающего иного варианта действий органов государственной власти;

— временный характер подобной меры, строго ограниченный периодом, необходимым для устранений причин, повлекших ее применение;

— ограничение полномочий местных органов власти лишь в той мере, какая необходима для достижения цели подобного действия;

— наличие такого механизма реализации, который включал бы в себя необходимость. участия двух и более органов государственной власти (местного самоуправления);

— наличие процедуры судебной защиты интересов населения муниципального образования и его органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется ее актуальностью, научной новизной, а также выводами как общетеоретического, так и практического характера. Полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения призваны обеспечить повышение научного уровня совершенствования института конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством в России, способствовать формированию научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы данного вида юридической ответственности.

Сформулированные в ходе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве основы для дальнейших научных исследований по данной проблематике, совершенствования правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления в условиях реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методических разработок, применяемых при составлении учебных программ для подготовки специалистов по конституционному и муниципальному праву.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: внедрение основных положений диссертации в программное обеспечение учебного процесса в рамках государственно-правовой специализации Челябинского государственного университета, выступления с докладами на научно-практических конференциях и семинарах, публикации автора в научных журналах, сборниках конференций.

Структура диссертации обусловлена содержанием темы. Работа состоит из трех глав, разделенных на семь параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе комплексного анализа состояния и перспектив развития ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством сделать следующие выводы: Принятие Конституции РФ 1993 года, развитие основанной на ней правой системы существенно изменило содержание института конституционно-правовой ответственности, расширило рамки его применения и усложнило процедуру реализации, в том числе в сфере местного самоуправления.

Юридическую ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления следует рассматривать как неблагоприятные последствия за конкретные противоправные деяния (действия или бездействия) или решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Облеченная в особую правовую форму и гарантируемая посредством государственных институтов ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выражается в применении мер государственного принуждения за неисполнение установленного нормами права должного поведения или ненадлежащее выполнение обязанностей, установленных правовыми нормами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления имеет то же сущностное предназначение и те же родовые признаки, что и юридическая ответственность в целом, при этом обладает своими специфическими чертами: во-первых, правовое закрепление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления производится на трех основных уровнях источников, которые взаимосвязаны и естественным образом последовательно дополняют и конкретизируют еево-вторых, она во многом носит отсылочный характер, в части закрепления ответственности, которую несут указанные органы и лица, к соответствующим видам и формам ответственности, которая устанавливается нормами отраслевого законодательствав-третьих, признается необходимость выделения особой категории ответственности перед населением.

В осуществлении государственно-правового механизма реализации института ответственности в сфере местного самоуправления участвуют три уровня публичной власти:

— на федеральном уровне закреплены общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, одновременно федеральная власть постепенно усиливает свое влияние на функционирование органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе в вопросе о приоритетности и всеохватности правового регулирования;

— на уровне субъектов Российской Федерации происходит реализация собственной правотворческой компетенции, создается реальный правовой механизм реализации ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, при этом каждый субъект Федерации создает эти нормы применительно к собственным условиям их реализации, что обеспечивает их разнообразие и порой создает условия для их разноречивого толкования;

— на муниципальном уровне устанавливаются определенные процедуры и условия ответственности, установленные в правовых актах самого местного самоуправления. Эти процедуры применяются населением муниципального образования непосредственно, а также посредством привлечения органов, как местного самоуправления, так и органов государственной власти. Нормативные акты местного самоуправления в этом случае производны и вторичны по отношению к законодательным актам, однако, несмотря на это, они выполняют весьма существенную функцию: создают конкретный правовой механизм реализации норм законодательства для конкретного муниципального образования. В данном случае следует признать, что нормативные акты местного самоуправления являются обязательным условием реализации института ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Юридическая ответственность является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления наряду с предметами ведения и полномочиями.

Автором предлагается следующее определение конституционно-правового статуса органов местного самоуправления: конституционно-правовой статус органов местного самоуправления — это сложная юридическая категория, включающая закрепленную Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами совокупность прав, обязанностей, компетенции и ответственности органов местного самоуправления. Актуальность нынешнего этапа обеспечения правового регулирования и реформирования местного самоуправления заключается в насущной потребности сбалансированности компетенции и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В настоящее время в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления законодательно закреплены следующие конституционно-правовые санкции:

— предупреждение, выносимое главе муниципального образования (или главе местной администрации), представительному органу муниципального образования (ч. 1 ст. 73, ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.);

— отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации (ч. 1 ст. 74 Закона 2003 г.);

— роспуск представительного органа муниципального образования (ч. 1 ст. 73 Закона 2003 г.);

— временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (ст. 75 Закона 2003 г.).

Виды конституционно-правовых санкций не являются исчерпывающими, они могут дополняться или сокращаться вместе с изменениями конституционного законодательства. В отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления законодательно закреплены достаточно разнообразные конституционно-правовые санкции, поэтому перед законодателем стоит задача — постоянно совершенствовать средства обеспечения конституционно-правовых норм, что неизбежно влечет развитие системы конституционно-правовых санкций.

Автор полагает, что классическое понимание юридической ответственности нуждается в корректировке с позиций современных подходов к взаимоотношениям субъектов права в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Поэтому особое значение приобретает вопрос о выделении не только конституционно-правовой ответственности, но и муниципально-правовой ответственности и их соотношение.

Объективно оценивая теоретико-правовые аспекты вопроса о соотношении конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления диссертант приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие прямого упоминания муниципально-правовой ответственности в действующем законодательстве, на основании толкования комплекса формально-юридических источников, регламентирующих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, положений теории права и отраслевых наук, можно говорить о выделении и формировании данного вида юридической ответственности.

Пока сторонников муниципально-правовой ответственности немного, и подход к пониманию муниципально-правовой ответственности, изложенный в данном исследовании, не является общепризнанной точкой зрения и не лишен дискуссии. Однако, по мнению автора, есть основания считать, что муниципально-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Полагаем, что вполне корректным будет отнесение ответственности органов и должностных лиц перед государством к конституционно-правовой ответственности, а перед населением — к муниципально-правовой.

Считаем, что институт отзыва правомерен только на муниципальном уровне, так как прямо закреплен в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и, следовательно, выступает как мера муниципально-правовой ответственности.

Следует отметить, что нормативное закрепление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством оценивается исследователями по-разному, а, зачастую, диаметрально противоположно. По мнению автора, это обусловлено не только выражением большинства авторов своего отношения к процессу укрепления «вертикали власти» в России, но и практическим отсутствием правоприменительной практики по данному вопросу.

Положения, рассмотренные в третьей главе диссертационного исследования «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством как вид конституционно-правовой ответственности» носят пока теоретический характер и не подтверждены правоприменительной практикой, поэтому достаточно сложно говорить об эффективности применения данных мер. Тем не менее, полагаем, что закрепление оснований конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не посягает на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлено на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов. Подобный подход не предусматривает подчиненности органов местного самоуправления органам государственной власти, но в то же время позволяет последним реагировать на нарушения законности со стороны органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принимать соответствующие предусмотренные законом меры.

В качестве конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства нами предложены следующие изменения:

Предупреждение как конституционно-правовая санкция занимает особое место в ряду санкций, применяемых к органам и должностным лицам местного самоуправления. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить органы муниципального образования к добровольному исполнению решений суда, способствовать выполнению ими конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию в процедуре применения федерального воздействия. Поэтому считаем необходимым более четко закрепить в Федеральном законе от 6 октября 2006 года № 154. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предупреждение как конституционно-правовую санкцию.

Для обеспечения принципа гласности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления считаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 положением, согласно которому представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, глава местной администрации обязан опубликовать информацию о решении суда о признании муниципального правового акта противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

Необходимо, изменить подход к исчислению сроков обращения в суд, в случае если в связи с роспуском представительного органа муниципального образования, отрешения главы муниципального образования от должности, были нарушены права и законные интересы граждан. Этот срок должен исчисляться не с момента официального опубликования закона, указа (постановления), так как сроки, в которые гражданин узнал о нарушении права, могут быть не связаны с датой публикации соответствующего решения, а с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 36. — Ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 25. — Ст. 2304
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава -основного закона Читинской области» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 1996. — № 1-
  5. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 № З-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2277.
  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации 2002. — № 46. -Ст. 4532.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (часть I) — Ст. 1.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31.1. Ст. 3823.
  9. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1 (часть 1). — Ст. 3.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.-№ 25.-Ст. 2954.
  11. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ- от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ- от 21 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301- 1996. — № 5. — Ст. 410- 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-№ 2. — Ст. 224.
  13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 40.-Ст. 3822.
  14. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 51. — Ст. 4982.
  15. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  16. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -№ 35. -Ст. 3648.
  17. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов РФ. -1993. Вып. УШ. Ст. 117.
  18. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2000 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 июня 2000 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. — № 9. — С. 9.
  19. Закон Республики Адыгея от 31 марта 2005 г. № 294 «О местном самоуправлении» (с изменениями от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Республики Адыгея. -2005 г. № 3.
  20. Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» // Собрание Законодательства Республики Дагестан. 2004 г. — № 12. — Ст. 988.
  21. Закон Республики Дагестан от 12 мая 1996 г. № 6 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» // Собрание Законодательства Республики Дагестан. 1996 г. — № 5. — Ст. 220-
  22. Закон Республики Калмыкия от 23 сентября 1996 г. № 46−1-3 «О местном самоуправлении в Республике Калмыкия» // Известия Калмыкии. 2 октября 1996 г. — № 190.
  23. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 1995 г. № 21-РЗ «О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике» // Кабардино-Балкарская Правда. 20 октября 1995. — № 176−177.
  24. Закон Карачаево-Черкесской Республики 25 октября 2004 г. № ЗО-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике» // День Республики. -2004 г. № 183−185 (16 579).
  25. Закон Астраханской области от 13 августа 1996 г. № 9 «О местном самоуправлении в Астраханской области» // Астраханские Известия. -28 августа 1996 г.-№ 34.
  26. Закон Белгородской области от 31 декабря 1996 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями органовгосударственной власти области» // Бюллетень Белгородской областной Думы. 1996.-№ 18.
  27. Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. № 31 «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» (с изменениями) // Янтарный край. 31 января 1996 г. — № 24.
  28. Областной закон Ростовской области от 15 января 1996 г. № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (с изм.). // Наше время. -23 января 1996 г.-№ 13−14.
  29. Закон Оренбургской области от 7 мая 2001 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» // Южный Урал. 2001. — № 92.
  30. Волжская коммуна. 2000. — № 75.
  31. Закон Саратовской области от 30 января 1998 г. «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями» // Информационный бюллетень Саратовской областной Думы. 1998. — № 18.
  32. Закон Тульской области от 27 ноября 1997 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти Тульской области» // Вестник ' Тульской областной Думы. 1997. — № 8−9.
  33. Устав муниципального образования «Город Астрахань» от 6 июля 2004 г. № 52/а // Горожанин. 20 августа 2004 г. — № 47.
  34. Устав муниципального образования «Город Вологда» от 25 августа 2005 г. № 301 // Вологодские новости. 31 августа 2005 г. — № 34.
  35. Устав города Кемерово от 24 июня 2005 г. // Кемерово. 8 июля 2005 г. -№ 28.
  36. Решение Кировской городской Думы третьего созыва Кировской области от 29 июня 2005 г. № 42/19 «Об Уставе муниципального образования „Город Киров“ (с изменениями от 30 августа 2005 г.) // Кировская правда. 15 июля 2005 г. — № 82 (23 996).
  37. Устав города Майкоп от 6 мая 2005 г. № 622. // Майкопские новости. -21 июня 2005 г. -№ 121−123.
  38. г. Омска от 15 июня 2005 г. // Вечерний Омск. 1 июля 2005 г. -№ 50.
  39. Устав города Пензы (с изменениями от 27 июня, 28 ноября 2003 г., 29 апреля, 28 мая 2004 г., 18 марта, 30 июня 2005 г.) // „Пензенские Губернские ведомости“ 26 марта 2003 г. — № 4.
  40. Решение Саратовской городской Думы от 28 июня 2005 г. № 59−571
  41. Об Уставе города Саратова» // Саратовская панорама (спецвыпуск) -30 июня 2005 г.
  42. Устав «Города Сегежа и Сегеженского района» Республики Карелия от 20 апреля 2004 г. // ГАРАНТ Регионы России.
  43. Устав города Сочи Краснодарского края от 8 августа 2001 г. № 116. // Ведомости Городского собрания. 2001. — № 21.
  44. Устав города Тамбова (зарегистрирован постановлением Тамбовской областной Думы от 20 мая 2005 г. № 1161 // Тамбовская жизнь. 23 мая 2005 г.-№ 22 (194).
  45. С.А. Государственно-правовая ответственность / С. А. Авакьян // Совесткое государство и право. 1975. — № 10.
  46. С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. Конституционные основы теории, практика. М., 1980.
  47. С.А. Состояние, проблемы и перспективы . местного самоуправления в России /В кн.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: изд-во Моск. ун-та, 1994.
  48. М.П. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности: Дисс. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук. -М., 2003.
  49. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М., 1971. С. 176- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
  50. С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. Т. 1. -Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 1972.
  51. В.Д. О принуждении по советскому праву / В. Д. Ардашкин // Советское государство и право. 1970. — № 7- Алексеев С. С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972. Т. I.
  52. И.В. Проект изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / И. В. Бабичев // Местное право. 2001. — № 9.
  53. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.
  54. Ю.Базылев Б. Т. Юридическая ответственность Красноярск, 1985.
  55. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность / Г. В. Барабашев // Государство и право. 1996. -№ 11.
  56. Г. В. Муниципальные органы современных государств (США, Великобритания) М., 1971.- Местное управление и самоуправление в России и за рубежом: Проблемно-тематический сборник. — М., 2000.
  57. В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2000.
  58. М.Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С. 177.
  59. В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть СПБ., 1882.
  60. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России Т. I. -М., 2001. С. 65.-
  61. А.А., Бурмистров А. С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Сб. под ред. Проф. С. А. Авакьяна. М., 2001.
  62. О. Развитие взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России / О. Бегр // Городское управление. 2002. -№ 11.
  63. О.В. Некоторые вопросы концепции проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. — № 2.
  64. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент, 1989.
  65. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
  66. Н.А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта конституционного права / Н. А. Богданова / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна М., 2001.
  67. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1999.
  68. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). -М., 1976.
  69. Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений / Н. В. Бутусова // Журнал российского права. -2003.-№ 6.
  70. В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений / В. И. Васильев // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 3.
  71. А.Н. О самоуправлении СПб, 1870, Т. 1.
  72. JI.A. Основы городского хозяйства. M.-JL, 1928.
  73. В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.31 .Виноградов В. А. Конституционно-правовые санкции / В. А. Виноградов // Законодательство. 2001. — № 12.
  74. Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2001.
  75. И.В. Муниципальное право России. М., 2004.
  76. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  77. В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления / В. Демин // Российская юстиция. 2001. -№ 6.
  78. М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
  79. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  80. Н.А., Шафиков Р. Ф. Местное самоуправление в Российской Федерации: теория и практика. М., 2000.
  81. М.И. Психологический энциклопедический словарь М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006.
  82. Ю.П., Рудинский Ф. М. Проблемы ответственности в советском государственном праве / Ю. П. Еременко, Ф. М. Рудинский // Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Волгоград, 1974. Вып. 9.
  83. А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Подред. В. Т. Кабышева. Саратов, 2003.
  84. И. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления / К Захаров // Муниципальное право. 2002. — № 3.
  85. И.В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления (проблемы теории и практики). Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
  86. О.Ф. Некоторые проблемы теории юридической ответственности / Юридическая ответственность в советском обществе: сб. статей / Отв. ред. О. Ф. Иваненко. Волгоград. Изд-во Высшей следственной школы МВД СССР, 1974.
  87. В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции: Учебное пособие. -Иркутск, 1996.
  88. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Иванченко. М., 1999.
  89. О.С. Обязательственное право. -М., 1975.
  90. Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право. -М., 1998.
  91. М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ / М. Н. Карасев // Журнал российского права. 2000. — № 7.
  92. С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики / С. Д. Князев // Журнал российского права. 2005. — № 6.
  93. С.Д. Муниципально-правовая ответственность: миф или реальность / Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации. Омск, 2004.
  94. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.
  95. Е.М. Муниципальное право. -М., 2000.
  96. Т.А. Укрепление вертикали власти и местное самоуправление / Т. А. Козлова // Журнал российского права. 2001. — № 7.
  97. Н.М. Конституционная ответственность -самостоятельный вид юридической ответственности / Н. М. Колосова // Государство и право. 1997. — № 2.
  98. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
  99. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации / Н. М. Колосова М., 2000.
  100. Е.И. Проблемы концепции местного самоуправления / В кн.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  101. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999.
  102. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999.
  103. А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации / А. А. Кондрашев // Журнал российского права. 2000. — № 2.
  104. Конституционное право. Энциклопедический словарь/ Отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2000.
  105. Конституционное право: словарь / Отв. Ред. В. В. Маклаков М., 2001.
  106. Н.М. Русское государственное право. Т. 2 СПБ., 1909.
  107. А.Н. Должностное лицо: административно-правовой статус // Известия вузов. Правоведение. 1987. — № 2.
  108. А.Н. Субъекты муниципально-правовых отношений / А. Н. Костюков // Конституционное, муниципальное право. 2003. — № 1.
  109. А.Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения. -Омск, 2001.
  110. М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона / М. А. Краснов // Государство и право. 1993. — № 6.
  111. В.А. Информация в советской представительной системе: правовые и организационные проблемы. Свердловск, 1987.
  112. М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации: Дисс. на соиск. учен. степ, канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  113. О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 399.
  114. О. Е. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. -М., 1997.
  115. О. Е. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.
  116. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1982.
  117. А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Издательская фирма «Манускрипт», 1995.
  118. .М. Компетенция органов управления. -М., 1972.
  119. В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1997.
  120. Н.И. Лекции по русскому государственному праву -СПБ., 1910.
  121. О.Э. Методологические проблемы юридической ответственности / Проблемы теории государства и права М., 1999.
  122. О.Э. Понятие ответственности в теории права / О. Э. Лейст // Вестник Моск. ун-та. Серия 11 Право. 1984. — № 1.
  123. О.Э. Санкции и ответственность по советскому законодательству. М., 1981.
  124. В.О. Конституционные деликты / В. О. Лучин // Государство и право. 2000. — № 1.
  125. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  126. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции / В. О. Лучин // Право и жизнь. 1992. — № 1. — С. 39.
  127. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М., 1993.
  128. Г. Местное самоуправление: теория и практика. М., 1997. С. 74.
  129. М.К. Компетенция государственной власти. Уфа. 1997.
  130. Н.И. Теория государства и права. М., 1997.
  131. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1997.
  132. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Муниципальное право. 2002. — № 4.
  133. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. М., 1998.
  134. Муниципальное право / Под ред. А. И. Коваленко. М., 1997.
  135. Муниципальное право Российской Федерации СПб., 2003.
  136. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. НС. Бондаря. 2-е изд. Пер. и доп. -М., 2002.
  137. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. Проф. Н. С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С.
  138. .Л. Социалистическое право в системе социальных связей.-М., 1976.
  139. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм / П. Е. Недбайло // Правоведение 1971 -№ 3
  140. И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: Дисс. на соиск. учен, степени докр. юрид. наук. М., 2000.
  141. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1999.
  142. СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1984. Юридический энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. Я. Сухарев. — М., 1987.
  143. Основы теории местного самоуправления: происхождение и развитие. -М., 1996.
  144. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью: круглый стол //
  145. Муниципальное право. 1998. — № 3.
  146. С.Г. Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления: Дисс.. канд. юрид. наук. Саранск, 2002. С. 62−63.
  147. А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997.
  148. М.И. Политическая ответственность работника аппарата государственного управления в социалистических странах. Доклад на международной научной конференции по теме «Ответственность сотрудника государственной администрации». -Варшава, 1975.
  149. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной // Российская газета. 19 апреля 2002 г.
  150. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 4 апреля 2001 г.
  151. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» // Российская газета. 11 июля 2000 г.
  152. Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999.
  153. Проблемы законодательства в области местного самоуправления: Стенограмма парламентских слушаний 19 января 2001 // Местное право. 2001. — № 2−3.
  154. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2001. — № 3.
  155. Проблемы ответственности и наказания в советском праве: Сб. научн. трудов / Под ред. А. С. Сиротина М., 1990.
  156. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы конференции // Государство и право. -2000.-№ 3.
  157. В.В. Представительные органы местного самоуправления: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук -СПб., 1996.
  158. В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом / В. Н. Савин // Государство и право. 2000. — № 12.
  159. М.И. Основы и пределы самоуправления Спб.,
  160. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности / А. А, Сергеев // Журнал российского права. 2002. — № 7.
  161. А.А. Федеральное законодательство о местном самоуправлении нуждается в разумном реформировании / А. А Сергеев // Местное право.-2001.-№ 10−11.
  162. В.Г. Функции советского уголовного права. Л., 1966.
  163. А.А. О некоторых спорных вопросах общей теории юридической ответственности / А. А. Собчак // Известие вузов. Правоведение. 1968. — № 1.
  164. Советское государственное право / Отв. ред. А. И. Лепешкин. -М, 1956.
  165. Н. Три поправки в закон / Н. Соляник // Российская Федерация сегодня. 2000. -№ 12.
  166. .А. К понятию конституционной ответственности / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. / Под ред. С. А. Авакьяна. М. 2001.
  167. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966.
  168. А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. -М., 2003. С. 49.
  169. В.М. Проблемы правовой ответственности государства / В. М. Сырых // Государство и право. 2000. — № 3.
  170. В.А. О юридической ответственности Саратов, 1978.
  171. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В .Малько. М., 1997.
  172. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. М. Марченко. М., 1995. Т. 2.
  173. Ю.А. Теория компетенции / Ю. А. Тихмиров // Журнал российского права. 2000. — № 10.
  174. А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской федерации: проблемы развития и взаимодействия: Дисс. на соиск. учен, степени докр. юрид. наук. М., 2002.
  175. А.А. Об ответственности органов местного самоуправления / Конституционно-правовая ответственность: проблемы Росси, опытзарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 2001.
  176. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.
  177. В.И. Муниципальное право России М., 1994.
  178. P.O. Общее учение о правоотношении М., 1974.
  179. СЕ. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  180. Г. Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления / Г. Н. Чеботарев // Российский юридический журнал. 2002. -№ 4.
  181. В.И. Конституционное право России. / В.И. Червонюк-М., 2003.
  182. А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. -М.: издательская группа «ФОРУМ-ИНФА-М», 1998.
  183. В. А. Принципы конституции, определяющие организацию государственной власти / Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. -М., 1997.
  184. .Н. Курс государственной науки. Общее государственное право. -М., 1862.
  185. К.Ф. Вопросы компетенции местных Советов / К. Ф. Шеремет // Советское государство и право. 1965. — № 4.
  186. М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.
  187. Н.Э. Муниципальные банкротства: законодательная практика США. Иркутск, 1995.
  188. Шон Д. Т. Конституционная ответственность / Д. Т. Шон // Государство и право. 1995. — № 7.
  189. А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения: понятие и особенности юридической природы / А. Е. Штурнев // Академический юридический журнал. 2003. — № 2.
  190. А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации. -Иркутск, 2004.
  191. Е.С. Муниципальное право. М., 1999.
  192. Е.С. Муниципальное право: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  193. Е.С. Муниципальное право: учебник М.: Дело, 1999.
  194. Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2000.
  195. Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления / Е. С. Шугрина // Российский юридический журнал. 2001. — № 1.
  196. Е.С. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления / Е. С. Шугрина // Городское управление. 1998. — № 8.
  197. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А .Я. Сухарев. -М., 1987.
  198. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
Заполнить форму текущей работой