Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сновании полученных данных была разработана и успешно апробирована программа психологического сопровождения и профилактики конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений. Выявлено, наиболее эффективна данная программа для решения таких задач, как: коррекция компонента истощения в синдроме эмоционального выгоранияформирование навыков саморегуляции поведения (в частности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 1. 1. Социально-психологические теоретические аспекты исследования конфликтов в психологической науке
    • 1. 2. Социально-психологические и личностные детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений
    • 1. 3. Синдром психического выгорания личности в аспекте детерминации конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 2. 1. Социально-психологическое сопровождение образования в системе современных научных концепций
    • 2. 2. Служба практической психологии в системе образования (в аспекте реализации социально-психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений)
    • 2. 3. Содержание социально-психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений в части преодоления и профилактики конфликтного поведения
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Программа психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений в части проблемы исследования
    • 3. 3. Анализ результатов эмпирического исследования

Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с множеством противоречий — экономических, социальных, политических, межнациональных и т. п. Соответственно, резко возросло количество конфликтных ситуаций, являющихся объектом управленческого воздействия.

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что для современного этапа развития образовательной системы России характерен переход на качественно новые уровни управления, что предъявляет повышенные требования к личности и профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления образованием в России.

Все большее значение придают сегодня руководители различных уровней в образовательных учреждениях повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

Современная управленческая деятельность не обходится без сопровождения. Руководители обращаются к психологам в проблемных ситуациях для проведения диагностики актуального состояния, психологического мониторинга, управленческого консультирования персонала.

Специального исследования требует организация и осуществление психологического сопровождения педагогов и руководителей образовательных учреждений в сложных условиях, когда деятельность протекает в экстремальных ситуациях эмоционального плана (стресс, конфликт, фрустрация).

Профессиональные важные качества современного руководителя включают способность управлять конфликтными ситуациями в коллективе и во внешней среде. В научной литературе для характеристики данного аспекта профессиональной подготовленности используются содержательно близкие понятия: «конфликтологическая компетентность» (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин,.

JI.H. Цой), «конфликтная компетентность» (Л.А. Петровская, Б.И. Хасан), «конфликтоустойчивость личности» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).

Конфликтологическая компетентность является показателем единства профессионализма деятельности и профессионализма личности. С одной стороны, она предполагает наличие знаний о различных аспектах феномена конфликта, владения технологиями действий в ситуациях сложного межличностного взаимодействия. Однако глубоко освоить их и перевести имеющуюся подготовку в актуальную форму можно только при достаточной степени выраженности личностно-профессиональных качеств.

В социальной психологии остаются недостаточно исследованными проблемы детерминирования конфликтного поведения, в том числе и в условиях профессиональной деятельности.

Проблема социально-психологических и личностных детерминант конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений тесно связана с тем, что многим руководителям не хватает профессиональной компетентности, в первую очередь управленческой. Данный недостаток профессиональной компетентности часто не осознается или осознается, но в силу присущей руководителям высокой амбициозности не признается как существенный. Это приводит к ошибкам в управлении и, как следствие к серьезным конфликтам.

Проблема конфликтов давно привлекает внимание как зарубежных (А. АдлерШ. БоуэрМ. ДойчГ. ЗиммельГ. КелманД. РаппопортД. СкоттК. ТомасJI. ТомпсонР. Фишер- 3. ФрейдК. ХорниМ. ШерифК.Г. ЮнгУ. Юри и др.) так и отечественных ученых (В.И. Андреева, Н. П. Аникеева, А. Я. Анцупов, А. С. Белкин, Ф. М. Бородкин, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, В. В. Дружинин, В. И. Журавлев, А.В. ЗосимовскийМ.М. Кашапов, Н. В. Клюева, В.В. КозловJI.A. Крупенин, И. М. Курдюмова, А. Н. Лебедев, А. К. Маркова, Е. Я. Мелибруда, В.В. НовиковА.А. Рояк, М. М. Рыбакова, Н. В. Самоукина, Н. П. Фетискин, Т. А. Чистякова и др.).

Управленческая деятельность как объект исследований в отечественной и зарубежной социальной и организационной психологии исследовалась в различных направлениях. Так структуре профессионально важных качеств руководителя посвящены работы А. А. Деркач, Т. С. Кабатченко, А. В. Карпова, P. J1. Кричевского, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренкова, А. И. Пригожина и др.

Деятельность руководителей образовательных учреждений рассматривается в работах В. И. Зверевой, Э. Ф. Зера, Л. Ф. Колесникова, Н. В. Кузьминой, B.C. Лазарева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. А. Орлова, М. М. Поташника, А. А. Реана, В. Д. Шадрикова, Т. И. Шамовой и др.

Теоретические и прикладные исследования по проблеме эмоционального выгорания представлены в работах таких отечественных ученых, как В. В. Бойко, В. Е. Орёл, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк, и зарубежных исследователей М. Буриш, С. Джексон, К. Маслак, Х. Д. Фрейденберг и др.

Изучение содержания и проблем психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности рассматривается такими учеными как М. Р. Битянова А.А. Бодалев, Л. А. Головей, И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, А. Ю. Панасюк, Е. И. Рогов и др.

Анализ состояния проблемы исследования показывает, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, остается актуальным вопрос о проведении целостных исследований социально-психологических детерминант конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений и определения задач и содержания социально-психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности.

Рост противоречий в образовательной среде между спецификой детерминации поведения руководителей в конфликте подготовленностью их к решению конфликтных ситуаций и потребностями во взаимодействии всех участников образовательного процесса явились основанием выбора темы исследования: «Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений».

Объект исследования — конфликтное поведение руководителей образовательных учреждений.

Предмет исследования — социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений и основы социально-психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности в системе образования.

Цель работы — исследование социально-психологических детерминант ф конфликтного поведения, а так же взаимосвязей стратегии поведения в конфликте с личностными особенностями и синдромом психического выгорания у руководителей образовательных учреждений.

Гипотезы исследования. Общая гипотеза исследования состояла в предположении, согласно которому ведущими социально-психологическими детерминантами конфликтного поведения у руководителей образовательных учреждений являются особенности личностных качеств, наличие феномена «психического выгорания» и конфликтологическая компетентность.

Данная гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

— наличие феномена психического выгорания влияет на выбор стратегии поведения в конфликте;

— выбор стратегии поведения в конфликте является подвижным компонентом, и на него возможно специально организованное воздействие с целью преодоления проявлений синдрома эмоционального выгорания и отрицательных личностных качеств;

— стратегии поведения руководителей образовательных учреждений в конфликте определяются конфликтологической компетентностью.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

1. На основании теоретического анализа работ в области социальной психологии и конфликтологии выявить и описать основные научные подходы к проблеме изучения конфликта и конфликтного поведения личности.

2. Провести анализ существующих подходов к проблеме социально-психологических и личностных детерминант конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений.

3. Изучить основные подходы в психологической науке к проблеме сопровождения профессиональной деятельности, рассмотреть содержание, цели, задачи социально-психологического сопровождения субъекта управленческой деятельности в системе образования.

4. Определить содержание социально-психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений в части преодоления и профилактики конфликтного поведения.

5. Исследовать взаимосвязи стратегии поведения в конфликте с личностными особенностями и синдромом психического выгорания у руководителей образовательных учреждений.

6. Разработать и апробировать программу формирования конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений.

Методологической основой исследования явились положения субъ-ектно-деятельностного подхода — К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Д. Н. Завалишина, В. В. Знаков, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейнсистемно-структурный подход к исследованию психических явлений и процессов — А. Я. Анцупов, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриковобщеметодологические принципы сформулированные в социальной психологии — Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, В. Е. Семеновсовременные концепции профессионального становления личности — А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Н. П. Фетискин, теоретические и практические исследования по проблеме конфликта и конфликтного поведения личности — А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, В. И. Журавлев, В. Г. Зазыкин, М. М. Кашапов, А. Н. Лебедев, М. М. Рыбакова, А. И. Шипиловметодологические принципы построения тренинговых программ — В. Н. Большаков, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, С. И. Макшанов.

Методы исследования. При сборе данных в работе использовались общепсихологические методы проведения исследования: теоретический анализ проблемы, внешнее наблюдение, методы сбора и анализа эмпирических данных, методы активного социальнопсихологического обучения, статистические математические методы.

Для эмпирического исследования были использованы: методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томасаопросник «Личностная агрессивность и конфликтность" — опросник «Психическое выгорание» разработанный Н. Е. Водопьяновой и Е.С. Старчен-ковой на основе модели К. Маслач и С. Джексон.

При обработке данных применялись психометрические и математико-статистические процедуры, а так же корреляционный анализ и определение достоверности различий на уровне исследуемого признака.

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа, охватывающих период с 2001 по 2006 гг.

На первом этапе (2001 г.) проведен анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе и в нормативных документах системы образования.

Изучен опыт работы психологических служб г. Челябинска, а так же городов Уральского федерального округа Златоуст, Миасс Челябинской области, и Нефтеюганск, Сургута Тюменской области, с помощью методов изучения нормативно-правовой, документации, проблемного анализа, наблюдения, анкетирования, опроса, анализа документации субъектов управленческой деятельности, педагогов-психологов образовательных учреждений, сотрудников психологических центров.

Осуществлены постановка цели и обоснование проблемы, сформулированы рабочие гипотезы, определены задачи исследования, обеспечены необходимых материальных условий для проведения эксперимента.

На втором этапе (2002;2003 гг.) разработано содержание программы психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности, уточнен состав сопровождения, функции психологического центра субмуниципального уровня, психологических служб образовательных учреждений. Проведено пилотажное исследование по психодиагностическим методикам диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томасаопроснику «Личностная агрессивность и конфликтность" — опроснику «Психическое выгорание» разработанный Н. Е. Водопьяновой и Е.С. Старчен-ковой на основе модели К. Маслач и С. Джексон. Обработаны и проанализированы результаты пилотажного исследования. Разработана программа психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) реализована программа психологического сопровождения руководителей образовательных учреждений. Проведен контрольный замер, обработаны полученные результаты, осуществлен их всесторонний анализ, обобщение, сформулированы выводы, произведено оформление и описание хода и результатов эксперимента. Основные методы — анализ документации, опрос, систематизация, статистические методы.

Экспериментальной базой диссертационного исследования явилась служба практической психологии образования, в частности Центр диагностики и консультирования Управления по делам образования и молодежной политики Центрального района г. Челябинска.

В тестировании принимали участие 250 руководителей государственных муниципальных образовательных учреждений. Экспериментальная группа-125 человек, контрольная группа — 125 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа проблемы и с учетом предмета исследования конкретизированы основные сущностные аспекты понятия «конфликтное поведение», «конфликтологическая компетентность», «эмоциональное выгорание», раскрыто их научное содержание, выявлена специфика у руководителей образовательных учреждений.

Эмпирически исследована и концептуально раскрыта роль социально-психологических детерминант конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений, что позволяет расширить представления о сущности, динамике, качественном своеобразии данного феномена. Впервые исследованы взаимосвязи стратегии поведения в конфликте со структурными компонентами эмоционального выгорания (истощения, деперсонализации, редукции личных достижений). Разработана и практически реализована модель психологического сопровождения субъекта управленческой деятельности в части формирования конфликтной компетентности.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку социально-психологических аспектов детерминации конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений и содержания социально-психологического сопровождения представителей этой социальной группы.

Раскрыта сложная диалектическая картина динамики детерминант конфликтного поведения в комплексе взаимодействия личностных качеств и факторов психического выгорания. Показано качественное своеобразие конфликтного поведения и его вариативность в подгруппах испытуемых в ходе реализации психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования определяется той ролью, которую играет раскрытие специфических психологических особенностей поведения руководителей образовательных учреждений в конфликте как социальной группы для развития социальной психологии в качестве фундаментальной научной дисциплины. Реализованная в исследовании модель социальнопсихологического сопровождения имеет выход на широкую социальную практику.

Знание основных детерминант конфликтного поведения дает возможность реализовать задачи формирования конфликтной компетентности руководителей образовательных учреждений. Целенаправленное формирование конфликтной компетентности позволяет делать профессиональную деятельность эффективной в большем количестве случаев.

Успешно апробированная программа показала широкие возможности для ее практического применения в системе образования, а так же в других социальнопрофессиональных системах. Выводы и результаты исследования позволять планировать и проводить работу по совершенствованию социально-психологического сопровождения и обеспечения деятельности субъектов управления образованием.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, валидных и надежных диагностических средств, однородностью обследованных групп и идентичностью условий в экспериментальных и контрольной группах, практическим подтверждением основных положений диссертационного исследования в экспериментальной работе, применением методов математической статистики обработки полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ведущими социально-психологическими детерминантами конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений являются особенности личностных качеств, наличие феномена «психического выгорания» и конфликтологическая компетентность.

2. Конфликтное поведение руководителей образовательных учреждений отличается качественным своеобразием, которое определяет направления психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности.

3. Стратегии поведения в конфликте взаимосвязаны с компонентами синдрома психического выгорания и особенностями личности руководителей образовательных учреждений.

4. Наличие феномена психического выгорания влияет на выбор стратегии поведения в конфликте.

5. Выбор стратегии поведения в конфликте является подвижным компонентом, и на него возможно оказывать специально организованное воздействие с целью преодоления проявлений синдрома эмоционального выгорания и отрицательных личностных качеств.

6. Разработанная и апробированная программа формирования конфликтологической компетентности способствует конструктивному изменению конфликтного поведения, профилактике синдрома эмоционального выгорания и проявления отрицательных качеств личности руководителей образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (2005, 2006), кафедре профессионального обучения Ярославского государственного технического университета (2003, 2004, 2005), районных и городских научных семинарах в Центре диагностики и консультирования Центрального района г. Челябинска.

Результаты работы докладывались и обсуждались на всероссийских, межвузовских, городских, районных научно-практических конференциях: «Психологическое обеспечение личностно ориентированной модели образования» (Челябинск, 2002), «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов» (Челябинск, 2003), «Профессионально-педагогическое образование в условиях модернизации» (Челябинск, 2004), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2005), «Подготовка управленческих кадров в XXI веке» (Челябинск, 2005).

Основные результаты исследования используются в деятельности Центра диагностики и консультирования и образовательных учреждений г. Челябинска, г. Миасса, г. Златоуста.

Разработаны и успешно внедрены в образовательный процесс учебно-методические комплексы по дисциплинам «Конфликтология», «Социально-психологические проблемы управления», «Деловое общение» в Челябинском филиале Российской академии предпринимательства, в Челябинской государственной академии искусства и культуры, в Челябинском государственном педагогическом университете.

По теме исследования опубликовано 7 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой и используемой литературы, включающего 233 источника (6 — на иностранном языке), и 6 приложений. Текстовая часть изложена на 172 страницах машинописного текста. В работе приведено 30 таблиц, 25 рисунков (схем и гистограмм).

Выводы по третьей главе:

В ходе проведенного исследования получены данные, которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Выявлено наличие коммуникативных и личностных проблем у данной категории испытуемых.

2. Установлено преобладание стратегий «компромисса» и «избегания» и минимальное использование стратегии «приспособления» руководителями образовательных учреждений в ситуации конфликта.

3. Выявлено наличие достаточно высокого уровня выгорания, у исследуемой выборки.

4. Корреляционный анализ выявления тесноты связей между компонентами выгорания и стратегиями поведения в конфликте позволил сделать вывод, что наличие истощения «запускает» стратегию поведения «избегание», деперсонализация влечет за собой такие личностные изменения, при которых человек ориентирован только на себя и свои проблемы, и пытается достичь целей любой ценойвлияние выгорания на качества личности менее выражено, чем влияние на поведение личности в конфликте.

5. Статистически доказано влияние разработанной и апробированной программы на понижение вспыльчивости, напористости обидчивости, уровня неуступчивости, снижения показателей компонентов истощения, деперсонализации и редукции при формировании синдрома эмоционального вырорания. С помощью программы возможно формирование умения у руководителей образовательных учреждений идти на компромисс, устранения у руководящего состава педагогов такого неконструктивного качества, как мстительность, формирование уважение руководителя к чужому мнению, формирование доверительных отношений руководителей к подчиненным, что положительно влияет на создание благоприятного" эмоционального климата в коллективе.

6. Программа эффективна снижение стремления к соперничеству формирование сотрудничества, формирование умения руководителей идти на компромисс, исключение ситуации избегания в решении конфликта, что помогает конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты в ходе исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Комплексный теоретический обзор социальнопсихологических проблем детерминации конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений показал недостаточную проработку этой проблематики в отечественной и зарубежной психологии, что обуславливает необходимость включения данных вопросов в программы исследований социальных психологов.

2. Анализ теоретических подходов к проблеме конфликта и конфликтного поведения личности позволил уточнить сущность понятия «конфликт», специфику научного предмета конфликтологии, содержание понятия «конфликтологическая компетентность». Выявленные теоретические подходы были рассмотрены применительно к особенностям системы образования, что позволило определить социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений.

3. В ходе исследования было выявлено, что ведущими социально-психологическими детерминантами конфликтного поведения у руководителей образовательных учреждений являются особенности личностных качеств, наличие феномена «психического выгорания» и уровень конфликтологической компетентности.

4. Анализ эмпирических данных исследования выявил, что стратегии поведения руководителей образовательных учреждений в конфликте взаимосвязаны с компонентами синдрома психического выгорания с особенностями личности Корреляционный анализ выявления тесноты связей между компонентами выгорания и стратегиями поведения в конфликте позволил сделать следующие выводы.

— чем выше эмоциональное истощение, тем ниже способность к соперничеству, сотрудничеству и приспособлению у руководителей образовательных учреждений. В то же время, эмоциональное истощение способствует выбору таких стратегий решения конфликтов как компромисс и избегание;

— чем более выражена деперсонализация повеления у руководителей образовательных учреждений, тем больше они склонны к соперничеству, при этом такие стратегии как сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление не выбираются;

— повышение редукции личных достижений ведет к повышению при способления, компромисса и избегания в конфликтных ситуациях, а желание к сотрудничеству и соперничеству понижается.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что наличие истощения «запускает» такую стратегию поведения в конфликте как «избегание», требующую минимальных затрат от руководителя, самоустранение от конфликтов позволяет экономить эмоциональные ресурсы во избежание нервного срыва.

5. Анализ взаимосвязи личностных качеств и компонентов синдрома эмоционального выгорания показал, что чем выше истощение, тем больше проявляются такие качества как вспыльчивость и нетерпимость к мнению других. Наличие деперсонализации ведет прогрессированию таких личностных качеств как вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, мстительность, нетерпение к мнению других и подозрительность. Компонент редукции личных достижений менее других (истощения и деперсонализации) влияет на проявления негативных личностных качеств руководителя.

Подводя итог изучению взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с особенностями личности и стратегиями поведения руководителей образовательных учреждений в конфликте, следует отметить, что влияние выгорания на качества личности менее выражено, чем влияние на поведение личности в конфликте. Следовательно, эмоциональное выгорание у руководителей в большей степени проявляется в выбранной ими стратегии поведения в конфликтной ситуации, чем демонстрации личностных качеств. Следовательно, выбор стратегии поведения в конфликте является подвижным компонентом, и на него возможно коррекционное воздействие с целью преодоления проявлений синдрома эмоционального выгорания.

6. На сновании полученных данных была разработана и успешно апробирована программа психологического сопровождения и профилактики конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений. Выявлено, наиболее эффективна данная программа для решения таких задач, как: коррекция компонента истощения в синдроме эмоционального выгоранияформирование навыков саморегуляции поведения (в частности преодоление вспыльчивости) — преодоление длительных негативных эмоциональных состояний (в частности, мстительности) — коррекция личностных установок относительно собственного мнения и мнения партнера (бескомпромиссность как черта личности).

Считаем, что данное изыскание является лишь частью исследовательской работы. Интересным продолжением работы явились бы исследования других направлений деятельности районного психологического центра, а также дальнейшая разработка содержания социально-психологического сопровождения субъектов управленческой деятельности и проблем социально-психологической детерминации конфликтного поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Как правильно оценить сотрудника. Взгляд психолога на проблемы управления // Директор.школы. 1997. — № 2. — С. 13−21.
  2. . Г. С. Введение в практическую психологию. 2-е изд. -М.: Академия, 1996.
  3. В.М. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.
  4. А.Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций // Сборник трудов МОПИ им. Крупской. М., 1973.
  5. B.C., Шакуров Р. Х. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их решения // Вопросы психологии. 1986." — № 2. С. 67−76.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  7. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980. — 356 с.
  8. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн.
  9. М.: Педагогика, 1982. Кн. 2. — 318 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Казань, 1992. — 132 с. 11 .Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — С. 301.
  11. А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. 2005.-№ 2 (42). — С. 25−35.
  12. А.Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.-551 с.
  13. А.Я., Шнпнлов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 1999.
  14. А.Я., Шипилов А. И. Проблемы конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992.
  15. К.В., Гусева А. С., Козлов В. В. Конфликт в педагогической деятельности. — М., 1998.
  16. И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.-251 с.
  17. A.M. Друзь В. А. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. Харьков: Оригинал: Фортуна-пресс, 1997. — 352 с.
  18. Ю. В. Спивановская А.С. Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции // Вопросы психологии. 1989. -№ 3. — С. 102−103.21 .Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991. — 176 с.
  19. С.А. Состав функций районного психологического центра по информационному обеспечению управления образовательными учреждениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук / УралГАФК. Челябинск, 1998. -26 с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
  21. М. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. — № 3 (27). — С. 4−12.
  22. М.Р. Организация психологической работы в школе: практическая психология в образовании. тМ: Совершенство, 1998. -298 с.
  23. М.Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
  24. М.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  25. А.А. Личность и общение. М.-Педагогика, 1983. — 271 с.
  26. Бодров В. А Психологический стресс. М., 1995. — 390 с.
  27. В. Н. Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. -СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 221 с.
  28. А.А. Решение конфликтных ситуаций в педагогическом общении. Минск: Народ, света, 1982. — 93 с.
  29. А.А. Математическая статистика. Новосибирск, 1997.210 с.
  30. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.-26 с.
  31. . С. Аномалии личности. -М., 1988. С. 6−61.
  32. И. И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990.-315 с.
  33. Л.Ф. Введение в практическую психологию. Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
  34. Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989. -163 с.
  35. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  36. О. С. Валеопсихология актуальное направление современной психологии // Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 1998. -Вып. З.-С. 528.
  37. О. С., Филатов Ф. Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 1998. -Вып. З.-С. 412−419.
  38. О. С., Филатов Ф. Р. Зерно здоровья: Концепция первичной валеоустановки // Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 3. -С. 36−47.
  39. I.B., Антонова O.I. Конфлжт: посттравматичний стрес. -Киев: Наукова думка, 1998. С. 18−20.
  40. Введение в практическую социальную психологию. -М., 1996.
  41. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. -432 с. •
  42. Вюстенберг. Управление стрессом в конфликтных ситуациях // Социальный конфликт. 1996. — № 1." — С. 70−75.
  43. П. Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья // Избр. труды. М., 1964. — С. 97−108.
  44. Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными: Учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 1994.- 139 с.
  45. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Дж. Гласе, Дж. Стенли / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  46. В.В. Основы менеджмента: Учеб. справочное пособие / В.В.
  47. JI.A., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. JL: Знание, 1987.-32 с.
  48. Д.С. Практикум по психологическому исследование: Учеб. пособие. Самара, 2000. — 248 с.
  49. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во НГУ, М.: Совершенство, 1997. 116 с.
  50. Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. -496 е.: Сер. Мастера психологии.4
  51. Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
  52. Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.-С. 143−156.
  53. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. — 456 с.
  54. А.С., Васильев А. А., Козлов В. В., Хомяков Б. В. Педагогический конфликт: теория и технология. -М., 1997.
  55. А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. -М., 1998.
  56. В.В. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей / В. В. Давыдов, B.C. Лазарев, B.C. Неверкович // Психологический журнал.- 1989.- Т. 10.-№ 1.-С. 32−41.
  57. О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. -М., 2000.
  58. П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. -М.: Фонд «Закон, грамотность», 1993.
  59. А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.
  60. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. 1980. — № 6.
  61. В.В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин и др. -М.: Радио и связь, 1989.-286 с.
  62. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 120 с.
  63. И.В. Руководство практического психолога. М., 1995.1. С. 8.
  64. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  65. С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.-360 с.
  66. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985. '
  67. Ю.П. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей // Социально-психологические проблемы производственных коллективов. М., 1983. — С. 231−237.
  68. Л.И. Особенности профессиональной деятельности педагогов с чертами истероидности и специфика психологического влияния на них. М, 1997.
  69. А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешения. Л.: Знание, 1976. — 40 с.
  70. В. О. Технология разрешения внутриличностного конфликта.-М., 2000.
  71. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии МГУ. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  72. А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1993.
  73. Е.Н. Эффективное решение конфликта. СПб.: Эксперимент, 1997.-9 с. 90.1лшчук B.I. Саморегулящя шдл1тюв у подоланш конфлжтноТ поведшки. Киев: Либщь, 1996. — 22 с.
  74. Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Российское пед. агентство, 1997. — Ч. 1. — 323 с.
  75. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. — С. 231−239.
  76. В.А. Психотерапия. М., 1986.
  77. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991. 123 с.
  78. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — 615 с.
  79. А.Я. Тренинг. Поведение в условиях конфликта // Социальный конфликт. 1997. — № 2. — С. 74−97.
  80. Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М., 2001.
  81. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192 с.
  82. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
  83. .В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. -М., 2001.
  84. .В. Психология конфликта: Учебное пособие. М., 2000.
  85. В.В., Козлова А. А. Управление конфликтом. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 224 с.
  86. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск, 1985.-251 с.
  87. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты: Пер. П. Е. Патрушева. М.: Стрингер, 1992. — 213 с.
  88. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. -М.: Зерцало, 1999. 384 с.
  89. С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.
  90. Р.Л. Если вы руководитель. -М., 1993.
  91. Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1991.
  92. Н.В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976.135 с.
  93. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, ты, он, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
  94. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990. 160 с.
  95. И.Ю., Жуйков Ю. С. Мотивация, конфликт и контроль действиям // Вопросы психологии. 1985. -№ 2. — С. 171−172.
  96. И.Д., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в трудовом коллективе. М., 1984.
  97. А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992. -№ 6.
  98. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
  99. К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
  100. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского Университета: Психология. 2000. — № 3 -С. 4−21. ,
  101. ЛефеврВ.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. -М., 1968.
  102. А.В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, технологии, практика // Журнал практического психолога. -1999.-№'7−8.-С. 146−155.
  103. Т.Н. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной сферы руководителей / Т. Н. Лобанова, И.Г. Ко-курина // Вестник Московского Университета. Сер. 14: Психология. 1992. -№ 1.- С. 41−50.
  104. А.Е., Елмашев O.K. Вопросы теории и практики организации управленческого консультирования. М., 1988.
  105. М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа развития их компетентности // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 3−4. — С. 23−30.
  106. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск:
  107. Высшая школа, 1986.— 202 с.
  108. Д. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. -СПб.: Питер, 1997. 634 с.
  109. Н.С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. — М., 1970.
  110. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.127: Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-237 с.
  111. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996. — 254 с.
  112. Е.Я. Поведение в ситуациях конфликта // Я ТЫ -МЫ: психологические возможности улучшения общения. — М.: Прогресс, 1986.-С. 200−207.
  113. А.С. Конфликтологическая подготовка кадров государственной службы: акмеологический аспект // Мир психологии. 2005. — № 2 (42). — С. 77−85.. '
  114. B.C. Психологический конфликты // Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.
  115. B.C. Социально-типические свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. JL, 1976.
  116. JI.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 79−84.
  117. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 200 с.
  118. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.
  119. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216 с.
  120. JI.M. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образрвание. 1999. — № 3−4. — С. 5−22.
  121. Е.Б. Личность и организация. -М., 1996.
  122. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -356 с. ¦ '
  123. .Г. Инновационные процессы и конфликты // Социальный конфликт. 1994. — № 2.
  124. Р.С. Психология образования. М.: Просвещение, Владос, 1995.-49'! с. .
  125. B.C., Садловский В. И. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств специалистов и руководителей: Материалы для проведения работ по подбору и оценке кадров. М.: ИНЭ, 1992.
  126. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.
  127. С.И. Словарь русского языка. М., 1988.-С.47, 187.
  128. А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.
  129. В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
  130. В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 1.
  131. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. — С. 76−97.
  132. В.Е., Рукавишников А. А., Сенин И. Г. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R. Депон. в ИНИОН № 52 220 9.10.1997.
  133. Основы социально- психологической теории / Под. ред. А.А. Бо-далева и А. Н. Сухова. М., 1995.
  134. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб., 1998. — 124 с.
  135. Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  136. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
  137. JI.A. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского государственного университета. — 1997. № 4. -С. 41−45.
  138. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2003.-448 с.
  139. Практикум по возрастной психологии / Под, ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 е.
  140. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997.-528 с.
  141. Профессиональная деятельность городского психологическогоцентра / Под ред. Е. И. Рогова. Шахты, 1993. — 248 с.
  142. Психологическое сопровождение личностно ориентированной модели в образовании: науч.-практ. конф.) / Сост. С. А. Белоусова, Н. Г. Кутепова. Челябинск, 2002. — 140 с.
  143. Психологическое сопровождение образования в Центральном районе г. Челябинска (сборник статей из опыта работы) / Сост. Н.Г. Быструш-кина, О. Ю. Рудакова, Т. А. Карпова. Челябинск, 2004. — 88 с.
  144. Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — 197 с.
  145. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  146. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 640 с.
  147. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
  148. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-н/Дону, 1994.
  149. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  150. К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987. -№ 10.
  151. В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. — 160 с.
  152. В. Психологические трудности в деятельности’руководителей в управлении отечественными госструктурами Управление персоналом. 1999. — № 4 (34). — С. 39−44.
  153. В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема//Мир психологии. 2000. — № 1 (21).-С. 12−30.
  154. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1: 328 е.- Т. 2: 488 с.
  155. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
  156. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  157. Е. Психология развития человека. М.: Аспект-пресс, 2001.
  158. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 329 с.
  159. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография. Челябинск: Факел, 1998. — 664 с.
  160. Е., Гришина И. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности» // Директор школы. 1997. — № 25. — С. 1220.
  161. Е.В. Тренинг противостояния влиянию. СПб., 2002.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 352 с.
  163. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001.234 с.
  164. Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
  165. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С.М. Локши-ной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964. — 784 с.
  166. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. Минск: Харвет, 1997.-800 с.
  167. Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1998. — 324 с.
  168. С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов» (введение в конфликтологию образования). М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.-144 с.192- Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. СПб.: Питер, 1999. 454 с.
  169. П.И. Управление школой по результатам: практика педдагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  170. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 448 с.
  171. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  172. Э.З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 131 136.
  173. З.А. Конфликтология: теория и практика. М.: Тандем, 1998.-263 с.
  174. Дж., Фрейгер Р., Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С. 111−152.
  175. А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. — М., 1989.
  176. Философский энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Розен-таля, П. Ф. Юдина. 2-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с.
  177. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С. 54−67.
  178. В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.
  179. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996.
  180. А.Б., Гараян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61−74.
  181. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — С. 624.
  182. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1−993.
  183. Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т. В. Кутасова. -М.: Международная пед. акад., 1994. 220 с.
  184. JI. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  185. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
  186. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Виша школа, 1985. — 159 с.
  187. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. -М.: Пед. общ-во России, 1999. 186 с.
  188. Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 224 с.
  189. П.С. Золотая книга руководителя: Законы. Советы.
  190. Правила. -М.: Вече: Персей: ACT, «1994.
  191. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  192. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1.992.
  193. А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1983. — 174 с.
  194. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: .Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 512 с.
  195. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера:управленческая гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992. -240 с.
  196. Т. Социальная психология. М., 1969.
  197. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. — М., 1983.- 158 с.
  198. Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992.
  199. В.А. Моделирование и философия. M.-JI.: Наука, 1966.301 с.
  200. .Г. Здоррвье: факт, норма и ценность // Мир психологии. -2000. -№ 1 (21). С. 54−68.
  201. В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. — № 3.
  202. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. -365 с.^
  203. Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
  204. Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дис.. д-ра пед.'наук. — Киев, 1989.-52 с.
  205. Maslow A. Toward a Psychology of Being. NY., 1968. — 398 p.
  206. Maslow A. Self actualizing and beyond // Chellenges of Humanistic Psychology. — NY., 1967. — 325 p.
  207. Phillips B.N. School Stress and Anxiety. NY., 1978. — 125 p.
  208. Secord P. Sociale psychology / P. Secord, C. Bacrman. NY., 1964. —329 p.
  209. Maslach C., Letter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997.
  210. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. — V. 7. — P. 63−74.
Заполнить форму текущей работой