Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие международных связей дальневосточных субъектов Российской Федерации в странах Северо-Восточной Азии: 1992-2005 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации были изложены и обсуждены на пяти межрегиональных научно-практических конференциях молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество: история и современность» (г. Хабаровск 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), научно — практической конференции Радцевские чтения «Исторический опыт заселения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление международных связей дальневосточных субъектов РФ
    • 1. 1. Предпосылки повышения роли российских регионов в 26 международном сотрудничестве
    • 1. 2. Формирование властных структур, координирующих 48 международные связи субъектов РФ
  • Глава 2. Деятельность органов власти дальневосточных регионов 80 по развитию сотрудничества в странах Северо-Восточной Азии
    • 2. 1. Внешнеэкономические связи дальневосточных субъектов РФ
    • 2. 2. Международное сотрудничество дальневосточных краев и 131 областей в гуманитарной сфере

Развитие международных связей дальневосточных субъектов Российской Федерации в странах Северо-Восточной Азии: 1992-2005 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что в условиях расширения и углубления глобализации происходит усиление ее влияния не только на отдельные государства и отношения между ними, но также на регионы каждой страны, которые постепенно становятся элементами этого процесса.

Вовлеченность в международные связи административно-территориальных образований отдельных стран происходит в результате целенаправленной деятельности различных структур государственной власти. В России, благодаря органам власти республик, краев, областей происходит наполнение конкретным содержанием договоров и соглашений, заключенных федеральными структурами с различными странами.

Постоянно действующим фактором, актуализирующим данную проблематику, является специфика геополитического положения Дальнего Востока, которая исторически сформировалась таким образом, что связи с провинциями и префектурами Северо-Восточной Азии (СВА) и, прежде всего, с Китаем, Японией, Республикой Корея являлись естественным аспектом их исторического развития. Изменялись международные и внутренние условия, в которых развивались эти отношения, изменялись формы и направления сотрудничества, но связи с провинциями и префектурами стран СВА оставались постоянными объективными факторами экономического и социального развития Дальнего Востока России.

Актуальность работы связана также с тем, что международные связи оказывали позитивное воздействие на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Привлечение иностранных инвестиций приводило к расширению производства, а также увеличению рабочих мест в регионе. Сбалансированный импорт продовольственных и непродовольственных товаров минимизировал сложность доставки аналогичной продукции из центральных районов страны.

Модификация федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, дальнейшие перспективы этого региона вызывают потребность анализа международных связей краев и областей Дальнего Востока в условиях наметившегося поворота федеральных органов власти к этому региону. Расширение сотрудничества дальневосточных субъектов РФ в СВА может внести существенный вклад в социально-экономическое развитие Востока России, способствовать более успешной интеграции этой части нашей страны в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Степень научной разработанности темы. Отечественная историография по данной проблематике представлена широким спектром исследований, которые условно можно разделить на работы, подготовленные в советский и постсоветский периоды.

В советский период публикации в области международных отношений являлись отражением официальной доктрины развития советского государства и его роли в мире. В числе авторов, рассматривавших в комплексе проблемы международного положения СССР, были A. J1. Адамишин, B.C. Аничкин, Е. Ю. Богуш, И. А Кирилин, В. П. Нихалин, В. Я: Сиполс, C.JI. Тихвинский, Г. А. Трофименко, В.Г. Трухановский1 и другие. Эти исследования дали возможность понять исходные позиции формирования стратегических направлений внешнеполитического курса СССР в системе международных отношений, увидеть акценты в развитии отношений с различными странами, рассмотреть возможности участия краев и областей в международных связях в эти годы.

В исследованиях данного периода выделим работы, которые были посвящены анализу международной обстановки в СВА. Так, в монографии Л. В. Нарочницкого и коллективном труде под редакцией C.JI. Тихвинского выделены основные направления отношений СССР с зарубежными странами, в контексте которых в международных связях принимали участие края и области Дальнего Востока. Валены для понимания процесса становления внешней политики СССР на Дальнем Востоке после Второй мировой войны монография Б. Н. Славинского и исследование под редакцией Е.М. Жукова3, в которых показана эволюция взаимоотношений Советского Союза с КНР, КНДР, США и Японией.

Пристальное внимание уделялось изучению советско-китайских отношений. Особый вклад в освещение истории этих отношений внес советский исследователь М. С. Капица4. Обширный документальный материал дает представление об основных этапах развития советско-китайских отношений. Автор подчеркивал взаимное значение сотрудничества между СССР и КНР. Взаимоотношения между этими странами рассматривали также Г. В. Астафьев, О. Б. Борисов, Е. П. Бажанов, О. Владимиров, А. М. Дубинский, Б. Т. Колосков, А. Прохоров, М. И. Сладковский и другие. Так, О. Владимиров5 раскрыл содержание основных направлений сотрудничества в период 40−80-х гг. XX века. Е. П. Бажанов6 показал, как на протяжении длительного периода под воздействием различных внешних и внутренних факторов формировался внешнеполитический курс КНР. Особое внимание уделялось анализу отношений Китая с СССР. В двухтомной коллективной монографии под редакцией Г. В. Астафьева и А. М. Дубинского глубоко проанализированы политические и экономические отношения КНР с другими странами. Эта работа дала возможность понять эволюцию позиции КНР по вопросу сотрудничества с СССР. Исследования М. И. Сладковского8 включают в себя историю торгово-экономических отношений с Китаем с 1917 по 1974гг. Глубокий анализ становления советско-китайской государственной границы провел А. Прохоров9.

Широкий спектр исследований посвящен анализу отношений между СССР и Японией. В монографиях М. И. Крупянко, Л. Н. Кутакова, Б. И. Угриновича анализируется история советско-японских отношений10. Так, Л. Н. Кутаков сформулировал общие выводы об исторических особенностях дипломатии на различных этапах взаимоотношений двух стран. В исследовании М. И. Крупянко раскрыта сущность отношений между СССР и Японией в сфере внешней торговли, подробно проанализировано развитие прибрежной торговли с 1963 года, что позволило глубже изучить этот вопрос в сравнении с 90-ми годами XX века. В монографии Б. И. Угриновича содержится большой объем фактического материала об общественных связях и, в частности, о японском движении за дружбу с СССР. Работа содержит данные о разносторонней деятельности японских обществ и ассоциаций дружбы с СССР, направленной на укрепление добрососедских связей между СССР и Японией, расширяющегося сотрудничества этих организаций.

В конце 1980;х гг. XX в. отечественными учеными был проведен ряд исследований, в которых рассматривались различные пути выхода из кризиса, в том числе за счет расширения внешнеторговых связей и использования иностранных инвестиций. Отметим работы Л. И. Абалкина,. А. Г. Аганбегяна, Ф. М. Бородского, Г. Л. Шагалова11, в которых освещались проблемы реформирования внешнеэкономических связей.

В то же время анализ показывает, что в этот период вопросы, связанные с участием отдельных республик, краев, областей в реализации внешней политики государства в отношении стран СВА, были исследованы в^ меньшей степени. Так, проблему внешнеторговых связей СССР на Дальнем Востоке поднимали П. А. Минакир, А. Н. Осоргин, О. М. Рензин, В.П. Чичканов12. В их монографиях проанализирована роль Дальнего Востока в международном разделении труда, рассмотрены вопросы прибрежной торговли с Японией. Комплексный анализ внешнеэкономических связей Дальнего Востока провела H.JI. Шлык. В ее работе сделан вывод о том, что международные связи дальневосточных регионов способствуют интеграции СССР со странами АТР13.

Исследования этого периода дали возможность выявить не только исторические условия, в которых развивались это отношения, но и понять объективные возможности участия административно-территориальных образований страны в международном сотрудничестве СССР, а также выявить направления и формы этого участия.

В исследованиях постсоветского периода проанализировано международное положение России, ее внешняя политика в условиях, сложившихся в начале 90-х гг. XX века. В работах Ю. Н. Грачева, Ю. И. Казанцева, П. А Цыганкова, И. П. Фаминского и других рассмотрено место и роль России в новой международной обстановке, внешнеэкономические связи с различными странами. Так, в исследовании Ю.И.Казанцева14 особое внимание уделено выявлению места и роли России в международных связях, успехам и проблемам ее внешней политики в XX веке. В коллективной работе под редакцией П. А. Цыганкова15 обобщены теоретические аспекты развития международных отношений. В исследованиях Ю. Н. Грачева, И. П. Фаминского раскрыты сущность, содержание и структура.' внешнеэкономических связей, особенности взаимоотношений России в этой сфере с другими странами16.

Рассматривая работы данного периода, отметим ряд монографических исследований, в которых исследуются общие вопросы отношений между странами СВА и в целом АТР. Монография Л. Г. Арешидзе17 посвящена современному состоянию международных отношений в Восточной Азии, где, по заключению автора, начала формироваться региональная система отношений с китайским и американским полюсами силы. Уделено внимание изменениям во взаимоотношениях Японии с восточноазиатскими странами в последние годы. В работе проанализированы новые направления международного сотрудничества стран региона в условиях глобализации, возможности и значение участия России в этом процессе с вовлечением в него Дальнего Востока. В монографии «Вызовы безопасности в Азиатско.

Тихоокеанском регионе: взгляд из России и США" рассмотрены актуальные вопросы современных международных отношений в АТР. Авторами книги являются ученые и эксперты из России и США. Основное внимание уделено проблемам стратегической безопасности в регионе, многостороннему политическому и экономическому сотрудничеству в АТР.

Критическое отношение к АТР, как целостному региону, отражено в монографии О. А. Арина19, который дает собственную трактовку устоявшихся в научной литературе подходов к анализу ситуации и отношений между странами, расположенными на Западном и Восточном побережьях Тихого океана. Работа М. JL Титаренко20 посвящена коренным проблемам межцивилизационных международных отношений в Восточно-Азиатском регионе. Автор раскрыл особенности процесса глобализации в регионе и проанализировал специфику двусторонних и многосторонних связей России с Китаем, Японией, Республикой Корея и КНДР.

В монографии «Китай в мировой политике» международным коллективом авторов впервые комплексно рассматриваются геополитические вопросы, связанные с выдвижением Китая в ранг государств «первого уровня», анализируются глобальные и региональные последствия этого процесса21.

Вопросы внешней политики России и ее сотрудничество со странами АТР постоянно поднимались в периодических изданиях сотрудниками дипломатических ведомств РФ — И. С. Ивановым, А. Ю. Мешковым, В. П. Федотовым, С. С. Цыплаковым. В частности, актуальные вопросы российско-китайского межрегионального сотрудничества рассматривались Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в КНР И. А. Рогачевым, который положительно оценивал предоставление большей самостоятельности субъектам в сфере международного сотрудничества и отмечал, что региональное сотрудничество способствует сближению государств. Эти исследования дали возможность понять различные аспекты отношений между нашими странами. Среди работ, посвященных международным отношениям России со странами АТР в 90-х гг. XX в., отметим труды А. Г. Иванчикова, Б. Т. Кулика, В. С. Мясникова, М. Г. Носова, В. П. Павлятенко, M.JI. Титаренко, Б. П. Ткаченко,.

А. А. Шлындова и других24. Международные связи регионов, механизмы их координации и особенности правового регулирования раскрыты в работах С. О. Алехновича, М. А. Александровой, В. Я. Орлова, П.И. Трощинского25.

В коллективной монографии сотрудников ИДВ РАН под руководством М. Л. Титаренко «Российско-китайские отношения. Состояние, перспективы"26 представлен всесторонний анализ состояния и особенностей отношений между Россией и Китаем после подписания двумя странами 16 июля 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, дана оценка перспектив углубления российско-китайского стратегического партнерства. Авторы рассмотрели основные тенденции и вероятные сценарии экономического развития Китая, главные международные факторы, влияющие на российско-китайские отношения, состояние и проблемы развития двусторонних политических, торгово-экономических связей в условиях глобализации.

1П.

Монография М. В. Александровой посвящена проблеме двусторонних межрегиональных торгово-экономических взаимосвязей России и Китая. Впервые предпринята попытка сравнительного анализа стратегий и программ развития смежных территорий двух стран, а именно российского Дальнего Востока и Сибири и Северо-Восточных провинций Китая. по.

В работе О. Б. Рахманина дан комплексный обзор более чем 80-летней (1917;2000 гг.) истории отношений нашей страны с КНР и проведен анализ важнейших событий этого периода. В исследовании приведены оценки наиболее сложных эпизодов истории отношений между этими странами.

В монографии А. Ю. Архипова и О. В. Черковец раскрыты особенности внешнеэкономической деятельности регионов в условиях глобализации, дана подробная характеристика основных направлений внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Существенный вклад в изучение различных аспектов проблемы внесли дальневосточные исследователи: А. Г. Бурый, Л. И. Галлямова, Е. И. Деваева,.

Л.В. Забровская, Е. Л. Мотрич, Л. А. Моисеева, В. М. Песков, Т. Г. Троякова, В. В. Чудесов, Э. М. Шейко, М. Ю. Шинковский, Н.Л. Шлык30.

Особо отметим работы В. И. Ишаева, А. Б. Левинталя, П. А. Минакира, в которых проанализированы региональные аспекты международных связей. В.

31 работах В. И. Ишаева рассмотрен широкий спектр проблем, отражающих специфику развития Дальнего Востока. А.Б. Левинталь32 проанализировал особенности внешнеэкономических связей Хабаровского края. Под общей редакцией П.А. Минакира33 в 1995 году вышла работа, в которой рассмотрен природно-ресурсный и экономический потенциал, а также ход экономической реформы на Дальнем Востоке России. Под руководством П. А. Минакира коллективом Института экономических исследований ДВО РАН издана монография, в которой сформулированы концептуальные подходы дальневосточных ученых по развитию региона: «Дальний Восток и Забайкалье — 2010"34. По мнению авторов, именно развитие Дальнего Востока может обеспечить поддержание и упрочнение статуса России как мировой державы.

В коллективной монографии ученых Института экономических исследований ДВО РАН и института экономических исследований СВА (ЕЮХА) г. Ниигата (Япония) рассмотрено современное состояние и перспективы внешнеэкономических связей стран СВА, а также международное сотрудничество российского Дальнего Востока. Ими проанализированы возможности многостороннего сотрудничества в регионе в таких сферах, как энергетика, транспорт, экология. Учеными сделан вывод о необходимости и потенциальных возможностях более активного участия РФ и ее дальневосточных районов в процессах экономического сотрудничества в СВА35.

В монографии А. Г. Адмидина и Е. И. Деваевой изучено состояние, динамика и проблемы развития внешнеэкономических связей российского Дальнего Востока в период экономической реформы. В работе В. Н. Елизарьева рассмотрены проблемы международного сотрудничества.

Сахалинской области, затронуты вопросы интеграции данного региона в СВА37. В исследовании С. И. Лопатина и Е.Л. Панченко38 раскрывается роль и значение внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии регионов в условиях глобализации мировой экономики. Анализируются модели внешнеторговой политики в переходной экономике и реакция региональных экономик на их изменения. На примере Хабаровского края оценивается уровень внешнеэкономического сотрудничества с точки зрения международного разделения труда, география внешних взаимодействий, перспективы их развития. В монографиях В. Л. Ларина рассматриваются отношения Дальнего Востока России с Китаем в 80-е, 90-е гг. XX века39.

Для проведения исследования важное значение имели работы Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН г. Биробиджана, которые направлены на изучение внешнеэкономических связей Еврейской автономной области (ЕАО), а также перспективы их развития40.

В этот период дальневосточные специалисты защитили ряд диссертационных исследований, в которых рассматривались различные аспекты реализации внешнеполитического курса страны со странами СВА41.

Проблематика отношений регионов Дальнего Востока России со странами СВА получила определенное освещение и в исследованиях зарубежных авторов. В работе американского исследователя У. Москоффа большое внимание уделялось экономическому реформированию СССР в годы перестройки, постепенному отказу от централизованного планирования, развитию внешнеэкономических связей. Уже в 1990 г. экономика СССР, по образному выражению автора, «перестает быть советской"42, начинается использование рыночных рычагов ее регулирования. В монографии Дж. Стефана43 рассматривались перспективы развития Дальнего Востока РФ и его взаимоотношения с другими странами.

В работе японских ученых44 К. Джонга, С. Курибаяси, X. Такахаси рассмотрены проблемы и перспективы развития международной торговли в странах СВА, повышение роли России в этом процессе. Японский ученый А. Ивасита исследовал российско-китайское приграничное сотрудничество, а также влияние экономических факторов на политику дальневосточных территорий в отношении Китая45. Проблемы взаимоотношений Республики Корея и Японии с Россией рассматривали Хон Суп Ен, Сумио Эдамура, Ясухиро Накасонэ46.

Различные аспекты российско-китайских отношений оценивались руководителями КНР. В этой связи отметим сборник работ Цзян Цзэминя47, посвященный ключевым направлениям внутренней и внешней политики КНР в 1989;2002 гг. Они дали возможность в исторической динамике увидеть развитие отношений КНР с Россией в указанный период. Многие аспекты связей между нашими странами освещались китайскими специалистами: Сюй Чжимин, Ли Чаншунь, Чжан Байцзя, Го Ли, Ли Цзинцзе, Лу Наньцюань48.

Различные стороны международного сотрудничества субъектов РФ проанализированы в периодических изданиях «Проблемы Дальнего' Востока», «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Дипломатический вестник», «Дипломат», «Pro et contra», «Власть и управление на Востоке России», «Россия и АТР», «Вопросы экономики», «Дальневосточный федеральный округ».

Существенную помощь автору оказали документы и материалы международных, межрегиональных, региональных научно-практических конференций, на которых рассматривались многие аспекты международного сотрудничества республик, краев, областей Дальнего Востока России. Материалы дальневосточных международных экономических форумов дали возможность проанализировать подходы отечественных и зарубежных специалистов по различным перспективным направлениям сотрудничества Дальневосточных субъектов РФ в странах СВА.

Таким образом, в 90-х гг. XX в. — начале XXI в. был подготовлен массив публикаций по рассматриваемым в диссертации вопросам. Проведенные в этот период исследования позволили глубже оценить степень эффективности международных связей России со странами СБА, а также вклад в эти отношения дальневосточных субъектов РФ. Вместе с тем, анализ показал, что в этих работах в основном рассматривались экономические, политические, правовые стороны сотрудничества. Исторический аспект участия дальневосточных субъектов РФ в реализации международных связей нашей страны в СВА не получил должного освещения.

Цель исследования — анализ и обобщение исторического опыта участия дальневосточных субъектов РФ в осуществлении международных связей в странах СВА.

Задачи исследования:

— выявить предпосылки повышения роли российских регионов в осуществлении международных связей;

— исследовать процесс формирования органов власти, координирующих международные связи субъектов РФ;

— проанализировать нормативно-правовую основу участия субъектов' РФ в международных делах;

— обобщить основные результаты участия дальневосточных субъектов РФ в реализации внешнеэкономических связей и сотрудничества в гуманитарной сфере.

Объект исследования — внешняя политика Российской Федерации в Северо-Восточной Азии в период 1992 — 2005 гг.

Предмет исследования — международные связи дальневосточных субъектов РФ в странах СВА.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2005гг. Их нижний предел связан с тем, что после распада СССР в декабре 1991 г. сложились новые условия для участия субъектов РФ в международных делах государства, и в марте 1992 г. был подписан.

Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

Территориальные рамки исследования охватывают Приморский, Хабаровский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область. На данной территории проживает большинство населения Дальневосточного федерального округа. Здесь находится основной экономический потенциал региона, который является важным фактором перспективного развития всего Дальнего Востока. Эти субъекты РФ наиболее активно участвуют в международных связях в СВА.

Методологической основой исследования^ является теория научного познания, главные принципы которой — объективность и историзм. Принцип объективности дал возможность провести комплексный анализ исторических фактов, выявить основные тенденции развития международных связей административно-территориальных образований России в различные исторические периоды, избежать субъективных оценок и выводов. Все рассуждения и выводы построены на конкретных фактах, документальных I первоисточниках. Принцип историзма позволил проследить' ' процесс становления и развития международных связей дальневосточных субъектов РФ в динамике, в контексте современных социально-экономических процессов, происходивших как в целом по стране, так и на Дальнем Востоке.

В исследовании применялись общенаучные и конкретно-исторические методы. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, с помощью которых проводилось обобщение фактического материала по исследуемой проблеме. В работе использованы специальные исторические методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, историко-юридический, что обеспечило всесторонность и объективность процесса рассмотрения развития международных связей дальневосточных субъектов РФ в странах СВА.

Источниковая база исследования включает в себя как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы.

К группе опубликованных источников относятся официальные межгосударственные документы: Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики КореяДоговор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой49- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой50, Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики51, Токийская декларация о российско-японских отношениях52, международные соглашения — Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая53, Соглашение о культурных связях Российской Федерации и Японии и другие.

К данной группе источников также относятся: Конституции и законодательные акты СССР, РСФСР и Российской Федерации54, Постановления Совета Министров СССР55, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ56, Концепция внешней 4 политики Российской Федерации57, Концепция национальной безопасности58, Концепция приграничного сотрудничества59, Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"60, «Положение о Представительстве Министерства иностранных дел РФ на территории Российской Федерации"61 и другие, в которых сформулированы принципиальные положения внешней политики РФ, а также место и роль субъектов РФ в реализации принятых решений.

Отдельную группу источников представляют нормативно-правовые акты, разработанные в дальневосточных субъектах РФ. Среди них отметим Уставы Приморского и Хабаровского краев, Устав Амурской области, Устав Еврейской автономной области62. Основополагающее значение для подготовки исследования имели следующие законы: Закон Хабаровского края «О договорах Хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах" — Закон Амурской области «О соглашениях Амурской области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей», Закон ЕАО «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в о.

Еврейскую автономную область". Постановления и Распоряжения глав администраций субъектов РФ — «Об инвестиционной программе Приморского края на 1999 — 2003 годы», «Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 20 012 005 годы», Постановление главы администрации Амурской области «О Концепции развития внешнеэкономической деятельности Амурской области на 1996 год и перспективу», «Об основных направлениях внешнеэкономических и международных связей Еврейской автономной области на 2000; 2002 годы"64. Также в ходе работы были использованы текущие документы и материалы Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» 65.

К неопубликованным документам относятся архивные источники. Основу исследования составляют материалы фондов Государственного архива Приморского края (ГАПК), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), Государственного архива Амурской области (ГААО), Государственного Архива Еврейской автономной области (ГАЕАО).

Международные связи Приморского края отражены в фондах ГАГЖФ. П-68, Ф. Р-1694-Администрация Приморского края, Ф. Р-1714 Комитет международного сотрудничества Администрации Приморского края (19 912 002).

Изучить предпосылки становления внешнеэкономических связей Хабаровского края позволили: Ф. 2061 — Администрация Хабаровского края за 1991 — 1993 гг.- Ф. Р-2039 — Хабаровский краевой Совет народных депутатовФ. 137 — Исполком Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся (с крайисполкомом) — Ф. 442 — Партийный архив Хабаровского крайкома КПССФ. Р-1971 — Администрация города Хабаровска.

В процессе исследования международных связей Амурской области были изучены фонды: Ф. 114 — Амурский областной Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитетФ. Р — 2286 — Администрация Амурской области.

В ГАЕАО изучены материалы, касающиеся внешнеэкономических и международных связей — Ф. 572, Ф. 500 — Администрация Еврейской автономной областиФ. 302 — мэрия г. Биробиджана.

Кроме этого, использованы материалы архива Губернатора и Правительства Хабаровского края, Ведомственного архива Администрации Амурской области, в которых раскрывается специфика подхода в организации международных связей данных субъектов РФ. Они позволили! автору проанализировать деятельность региональных органов государственной власти в осуществлении международных связей в I исследуемый период, а также понять их роль в реализации внешней политики государства в СВА. В общей сложности изучены 13 фондов из 4 государственных архивов краев и областей Дальнего Востока.

В качестве источников также использованы текущие архивы: администрации Приморского края, правительства Хабаровского края, администрации Амурской области, правительства ЕАО.

Важное место в подготовке исследования занимают материалы таможенной статистики Дальневосточного таможенного управления за 1992 — 2005 гг., которые дали возможность изучить конкретный фактический материал, отражающий специфику международных связей дальневосточных субъектов РФ.

В целом привлеченный комплекс разнообразных источников позволил достичь цели исследования и решить поставленные в диссертации задачи.

Научная новизна диссертации состоит в том, что.

— проведено комплексное исследование деятельности органов государственной власти дальневосточных субъектов РФ по осуществлению международных связей в СВА;

— доказано положение о постоянном расширении сферы действия органов государственной власти регионов в международном сотрудничестве и усилении активности властных региональных структур в этом направлении;

— проанализирована и систематизирована нормативно-правовая основа обеспечения международных связей дальневосточных субъектов РФ;

— выявлена специфика в деятельности органов исполнительной и законодательной властей отдельных субъектов РФ на Дальнем Востоке по развитию международных связей;

— определены приоритетные направления в сфере внешнеэкономических отношений регионов и в сфере гуманитарного сотрудничества;

— в научный оборот впервые введен ряд неопубликованных документов и материалов из архивов дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал, положения и выводы дополняют исследования по истории становления и развития международных связей дальневосточных субъектов РФ в СВА. Они могут быть использованы в практической деятельности специалистами органов государственной власти субъектов РФ, занимающимися вопросами международных связей. Систематизированный и обобщенный материал может быть использован в преподавании Отечественной истории, спецкурсов по истории Дальнего Востока, а также для проведения занятий на курсах переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в сфере рассматриваемой в исследовании.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации были изложены и обсуждены на пяти межрегиональных научно-практических конференциях молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество: история и современность» (г. Хабаровск 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), научно — практической конференции Радцевские чтения «Исторический опыт заселения, развития производительных сил, экономики и социальной сферы Еврейской автономной области» (Биробиджан, 2003), международной научно — практической конференции «Дальний Восток и Еврейская автономная область: история, современность и перспективы развития» (г. Биробиджан, 2004), на VIII краевом конкурсе-конференции молодых ученых Хабаровского края (г. Хабаровск, 2006), на X Международной конференции молодых историков «Гуманитарные науки Тихоокеанской России в исторической перспективе» (г. Владивосток, 2006), на IX краевом конкурсе-конференции молодых ученых Хабаровского края (г. Хабаровск, 2007). По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, в том числе 2 работы в журналах перечня ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование дает основание сделать вывод о том, что участие дальневосточных субъектов РФ в международных связях в СВА является составной частью реализации внешнеполитического курса России по развитию отношений нашего государства со странами этого региона.

Исследование показало, что на протяжении длительного периода в СССР основные аспекты связей с зарубежными странами находились в ведении высших органов партийной и государственной власти страны. Прежде всего, это касалось внешнеэкономических связей СССР. До конца1 80-х гг. XX века ключевую роль в их реализации играло Министерство внешней торговли. В этой сфере участвовали внешнеторговые объединения, которые подчинялись республиканским отраслевым и межотраслевым министерствам и ведомствам.

Во второй половине 80-х гг. XX века в СССР началась реформа внешней торговли, котораяпривела к увеличению числа участников внешнеэкономической деятельности и расширению их полномочий. В1 этот период были приняты Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые направлены на совершенствование внешнеэкономической деятельности, расширение числа, ее участников и упрощение процедур установления отношений с зарубежными партнерами.

Положения Конституции РФ^ 1993 г. о том, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также выполнение международных договоров РФ находится в совместном ведении федерального центра и регионов, создавало конституционную основу для участия субъектов РФ в международных связях.

В сложных условиях начала рыночных преобразований в стране международные связи1 приобретали для* регионов особую актуальность. Специфика рассматриваемых в исследовании краев и областей Дальнего Востока заключалась как в особенностях их геополитического положения, богатстве природных ресурсов, так и в трудностях, связанных с доставкой продовольственных и непродовольственных товаров из центра России, подводила органы власти дальневосточных субъектов РФ к поиску возможностей для расширения связей в СВА.

Большое значение для реализации активного участия субъектов РФ в международных связях имело формирование властных структур, которые были призваны координировать эти отношения. Ведущая роль в этой деятельности возлагалась на МИД и МВЭС РФ. Для повышения эффективности данной работы в субъектах РФ создавались Представительства МИД РФ. Для оказания содействия регионам в 1994 году при МИДе был создан Консультационный Совет субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям. Позднее был создан Совет глав субъектов РФ при этом же министерстве.

Кроме федеральных структур, занимающихся координацией международных связей, формировались и межрегиональные. Одной из них стала образованная в 1991 г. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов «Дальний Восток и Забайкалье». Исследование выявило, что важным аспектом деятельности исполнительных органов власти на Дальнем Востоке стал поиск, направленный на создание организационных структур, связанных с осуществлением международных связей.

Изучение фактического материала показывает, что, развивая сотрудничество в СВА, органы власти видели в них одно из средств решения социально-экономических проблем собственных территорий. Внешнеэкономические связи стали важным фактором, компенсирующим отдаленность Дальнего Востока от центра РФ. В процессе анализа выявлено, что в отдельных субъектах Федерации проявлялась определенная специфика в структуре как регионального экспорта, так и импорта. Развитие внешнеэкономических связей в основном происходило в рамках так называемой приграничной и прибрежной торговли.

Исследование внешнеэкономических связей показало, что развивались связи и в сфере иностранных инвестиций. G начала 90-х гг. XX века одной из ведущих форм внешнеэкономических связей было открытие совместных предприятий, сфера деятельности которых охватывала торговлю, различные услуги, транспортные перевозки. .

Изучение фактического материала дает основание сделать вывод о том, что важным аспектом участия дальневосточных субъектов РФ в международных связях стало формирование нормативно-правовой базы регионального уровнякоторая конкретизировала возможности участия краев и областей в международном сотрудничестве.

Проведенное исследование дает возможность сделать вывод о том, что важным направлениемв осуществлениидальневосточными регионами международных связей стало участие их представителей в работе международных региональных организаций. Они принимают активное участие в деятельности Российского национального комитета по ТЭС, представители региона работали в нескольких подкомиссиях при межправительственных комиссиях в CBA.

В рассматриваемый период важным направлением международных связей дальневосточных субъектов РФ в СВА являлось гуманитарное сотрудничество. Историческая практика выявила различные формы сотрудничества в этой сфере. К ним можно отнести деятельность обществ российско-китайской (ранее советско-китайской) и российско-японской (ранее советско-японской) дружбы. В рамках функционирования этих обществ проходили различные мероприятиякоторые способствовали развитию контактов и связей в сфере культурынауки и образования. В начале 90-х гг. XX впроизошло усиление активности побратимских связей между городами Дальнего Востока и городами Китая и Японии, а также краями и областями РФ и провинциямипрефектурами стран GBA. Определенное значение в развитии социальных контактов, укреплении связей между представителями различных стран имел международный туризм.

Каждый регион выстраивает свои международные связи в зависимости от особенностей географического положения, специфики и уровня экономического развития, потребностей экономики и населения. Перспективы развития международных связей дальневосточных субъектов РФ в значительной степени зависят от общественно-политической и экономической стабильности в России, совершенствования законодательной базы, притока иностранных инвестиций, дальнейшего развития транспортной инфраструктуры. Итоги международных связей дальневосточных субъектов РФ в рассматриваемый период убедительно доказывают, что они внесли вклад в развитие международного сотрудничества в СВА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный Архив Приморского края21.1 .Ф. Р-1694 — Администрация Приморского края21.2.Ф. Р-1714 Комитет международного сотрудничества Администрации Приморского края (1991−2002гг.).21.3. Ф. П-68
  2. Государственный Архив Амурской области23.1. Ф. 114 Амурский областной Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет23.2. Ф. Р- 2286 Администрация Амурской области.
  3. Государственный Архив Еврейской автономной области24.1. Ф.5001- Администрация Еврейской автономной области24.2. Ф. 302 мэрия г. Биробиджана
  4. , H.H. Свободные экономические зоны как инструмент ускорения социально-экономического развития регионатекст./ H.H.
  5. SRC Winter Symposium (January 30 February 1) 1997. Slavic Research Center. Sapporo, 1997.
  6. Структура Министерства экономического развития и внешних связей1. Хабаровского края1
  7. Структура департамента международных связей и государственного протокола Губернатора и Правительства Хабаровского края
  8. Департамент международных связей и государственного протокола Губернатора и Правительства Хабаровского кран1
  9. Отдел международных связей1
  10. Динамика внешнеторгового оборота дальневосточных субъектов РФ (млн. долл. США)1
  11. Составлен автором по данным таможенной статистики за 1993−2005 гг. Дальневосточного таможенного управления, г. Владивосток.
Заполнить форму текущей работой