Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная поддержка и развитие производственного малого предпринимательства в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам организационных и методологических аспектов поддержки и развития малого предпринимательства в том числе в производственной сфере. В работе использованы и проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации, регулирующие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Сущность и роль малого предпринимательства в производственной сфере
    • 1. 2. Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства
    • 1. 3. Факторы, определяющие развитие производственного малого предпринимательства
  • 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ И ПОДДЕРЖКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
    • 2. 1. Система управления развитием производственного малого предпринимательства в Москве
    • 2. 2. Анализ мер, направленных на государственную поддержку и развитие производственного малого предпринимательства
    • 2. 3. Проблемы в современном управлении развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства в городе Москве
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ И ПОДДЕРЖКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
    • 3. 1. Методические аспекты совершенствования управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства
    • 3. 2. Совершенствование экономико-законодательных аспектов государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства
    • 3. 3. Совершенствование организационно-экономического механизма управления развитием малого предпринимательства

Государственная поддержка и развитие производственного малого предпринимательства в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Малое предпринимательство является динамично развивающимся сектором социально-экономической системы России в целом и Москвы в частности. По существу, начав с нуля развиваться немногим' более 20 лет назад, малый бизнес формирует 15% ВВП страны, создаёт новые рабочие места, играет значительную роль в удовлетворении потребностей населения. Не менее важной представляется роль малого бизнеса в формировании так называемого среднего класса, который является основой социально-экономической стабильности и устойчивого развития страны.

Доля валовой добавленной стоимости, созданной субъектами малого предпринимательства в городе Москве, в валовом региональном продукте города Москвы приближается к 25%. В сфере малого бизнеса города Москвы по состоянию на конец 2008 года занято порядка 2,2 млн. человек. Таким образом, в сфере малого предпринимательства работают примерно 35% от числа занятых в экономике города. Вместе с тем, опыт экономически развитых стран показывает, что роль малого бизнеса может быть значительно большей, чем в настоящий момент в России. Например, в США малыми предприятиями формируется. более 60% ВВП, доля населения, занятого на малых предприятиях превышает 50%. В Италии, например, вклад малого бизнеса в занятость оценивается в 80%. Следовательно, с учетом международного опыта, сфера малого бизнеса в России имеет высокий потенциал для развития.

Производственные малые предприятия относятся к реальному сектору экономики. Значение производственных малых предприятий связано с внедрением инноваций и освоением новых технологий производств, содействием деятельности крупных промышленных предприятий, освоением и использованием местных источников сырья и отходов крупных производств. Доля производственных малых предприятий в общей совокупности малых предприятий в Москве составляет 9,8%, в среднем по России — 14%. В Москве численность занятых на производственных малых предприятиях от общего числа занятых в производственной сфере составляет около 30%. В' то же самое время в США эта цифра превышает 40%, в Японии — 4 более 55%, а в динамично развивающейся Южной Корее — 80%. Доля малых производственных фирм в отгрузках инновационной продукции в России составляет 0,6%, в то время как в США — около 5%, а в Ирландии (один из мировых лидеров по развитию инновационных малых предприятий) — 20%.

Приведенные факты и сравнения с международным опытом показывают, что производственное малое предпринимательство имеет значительный потенциал развития при условии создания государством более благоприятной среды для его развития. Содействовать этому может дальнейшее проведение теоретических и прикладных исследований в области государственной политики по поддержке и развитию малых предприятий на разных уровнях управления. Кроме того, учитывая реальную и потенциальную роль малого бизнеса, в настоящее время перед органами государственной власти стоит задача создания условий для значительного увеличения доли современной и конкурентоспособной продукции, выпускаемой малыми предприятиями, и дальнейшего развития конкурентной среды в целях удовлетворения постоянно возрастающих потребностей. Эту задачу невозможно решить без совершенствования практики осуществления государственной политики, в том числе системы управления поддержкой и развитием производственных малых предприятий, что подчеркивает значительную актуальность рассматриваемой темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемам развития малого предпринимательства в настоящее время уделяется достаточно большое внимание.

Разработкой и развитием теоретических аспектов малого предпринимательства, производственной деятельности занимались: Белоусова М. В., Гапоненко В. Ф., Гуляев C. JL, Лапуста М. Г., Долгопятова Т. Г., Огоньков Р. В., Плотникова O.A., Поленова С. П., Примаков Е. М., Райзберг Б. А., Уэсселс У. и многие другие.

В области методологических и практических аспектов государственного управления поддержкой и развитием малого предпринимательства, в том числе в производственной сфере, политики поддержки и развития малого предпринимательства обширную работу провели: Вышегородцев М. М., Генералов 5.

В.В., Ермаков E.H., Иоффе А. Д., Киселев А. Н., Лебедева С. Ю., Лычагин М. В., Макарова Я. К., Чечеткина О. Н., Шаров A.B., Шишкин С. Н. и другие отечественные и зарубежные ученые.

Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, важно отметить следующее. В значительном количестве научных работ и исследований в качестве объекта государственной политики рассматриваются малые предприятия в совокупности. Также значительная доля исследований малого предпринимательства направлены на изучение малых предприятий в непроизводственной сфере. Соответственно представляется значимым провести исследование государственной политики, направленной на поддержку и развитие малых предприятий в производственной сфере. С этой точки зрения, нет комплексной работы, связанной с совершенствованием системы государственного управления развитием и поддержкой именно производственного малого предпринимательства в городе Москве как в одном из крупнейших субъектов РФ. Настоящее диссертационное исследование — попытка восполнить этот пробел в научном исследовании сферы малого предпринимательства.

Цель и задачи исследования

Целью является научное обоснование и разработка методических, организационных и экономико-законодательных направлений совершенствования системы государственного управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства в городе Москве.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать ключевые теоретические основы, определяющие сущность и роль малого предпринимательства в производственной сфере, выявить факторы, влияющие на развитие производственного малого предпринимательства;

2. Рассмотреть государственную политику по поддержке и развитию производственного малого предпринимательства с ориентацией на её действенность и эффективностьпровести анализ системы государственного регулирования поддержки и развития производственного малого предпринимательства и мер, направленных на государственную поддержку и развитие производственных малых предприятий;

3. Выявить проблемы в современном управлении развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства в городе Москве;

4. Выявить методические аспекты совершенствования системы управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательстваобосновать направления совершенствования экономико-законодательной подсистемы государственного управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства;

5. Совершенствовать организационно-экономический механизм управления развитием малого предпринимательства.

Объектом исследования выступает сфера малого предпринимательства и система управления поддержкой и развитием малых предприятий на различных уровнях в России.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе государственной поддержки и развития производственного малого предпринимательства в городе Москве.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам организационных и методологических аспектов поддержки и развития малого предпринимательства в том числе в производственной сфере. В работе использованы и проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации, регулирующие хозяйственно-экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства, промышленную деятельность, определяющие устройство системы государственного управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства. Также при анализе поставленных в диссертации вопросов автором были использованы монографии, книги, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати, материалы электронных издательств и сайтов сети Интернет.

Диссертационное исследование основано на использовании совокупности следующих подходов и методов: системного и комплексных подходов, формальнологического и сравнительного методов анализа, экспертных оценок и методов моделирования.

Информационную базу исследования составляют статистические данные, полученные в ходе анализа деятельности органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы, отчеты и результаты исследований, проводимых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, рейтинговых агентств.

Гипотеза исследования. Текущее состояние, а также отстающие по сравнению с передовыми зарубежными странами показатели развития производственного малого предпринимательства в городе Москве в значительной степени обуславливаются отсутствием должных условий ведения хозяйственно-экономической деятельности и недостаточно качественным государственным управлением данной сферой.

Совершенствование и повышение эффективности государственного управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства в Москве будут обеспечены, если: а) устранить методические, экономико-законодательные и организационно-экономические недостатки системы управления поддержкой и развитием производственного малого предпринимательства в городе Москвеб) обосновать основные направления совершенствования государственного управления развитием и поддержкой производственных малых предприятий.

С помощью совершенствования и повышения эффективности государственного управления развитием и поддержкой малого предпринимательства возможно добиться качественного улучшения условий ведения хозяйственно-экономической деятельности, и соответственно, позитивной динамики в развитии производственного малого предпринимательства в Москве.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 8.

1. Сформулировано новое определение термина «производственное малое предпринимательство». Производственное малое предпринимательство определяется в двух аспектах: как явление и как хозяйственно-экономическая деятельность.

На основе указанного определения предложено определение термина «субъект производственного малого предпринимательства».

2. Обоснована необходимость государственной поддержки именно производственных малых предприятий. Усовершенствована классификация видов и мер государственной политики поддержки и развития производственного малого предпринимательства, разработанная на основе обобщения и анализа практического проведения экономической политики государств, развития научных взглядов в рамках экономической теории, теории государственного регулирования экономики и теории предпринимательства. Выделены крупные блоки мер поддержки и развития.

3. Дана оценка условий города Москвы для развития производственного малого предпринимательства на основании данных государственной статистики, официальных сведений органов государственной власти города Москвы, сведений ведущих российских и международных рейтинговых агентств с применением метода «8ТЕР-анализ», распространенного в маркетинге. В рамках этой оценки определены факторы, позитивно и негативно влияющие на развитие производственного малого бизнеса.

4. Скорректирована методика проведения анализа государственной политики (мер и направлений) поддержки и развития производственного малого предпринимательства. Предложено исходить из сквозного анализа федеральных и городских государственных целевых программ. Сформулированы основные условия проведения анализа и допущения, применяемые при проведении анализа.

5. Предложен способ релевантного определения реальной стоимости бюджетных средств, затраченных на поддержку и развитие малого предпринимательства в рамках 19 государственных целевых программ, в рублях на конец 2008 года.

Рекомендованы показатели, характеризующие результативность вложения государственных средств в развитие производственного малого предпринимательства.

6. Сформулированы направления совершенствования экономико-законодательной подсистемы государственного управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства.

7. Выявлены недостатки в организации системы управления развитием производственных малых предприятий, по результатам этого предложены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти. Рекомендовано введение профильного органа власти по поддержке и развитию малого предпринимательства, сформулированы его основные функции, предложена структура ведомства. Сформулированы возможные отдельные изменения в структуре и функции действующих органов власти города Москвы. Охарактеризована возможная роль органов местного самоуправления.

8. Предложен оригинальный подход к определению специализации города Москвы в развитии производственных малых предприятий, основанный на выделении приоритетов в деятельности федерального и регионального уровней государственной власти.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту и составляющие приращение научных знаний в исследуемой области:

1. Скорректирована методика проведения анализа государственной политики (мер и направлений) поддержки и развития производственных малых предприятий, исходя из сквозного анализа федеральных и городских государственных целевых программ. Условия, допущения при проведении анализа. Систематизирована классификация мер государственной политики в части поддержки и развития производственных малых предприятий, а также классификация принятых в рамках государственных целевых программ мер в зависимости от степени их влияния на производственное малое предпринимательство (стр. 80, 81).

2. Разработана модель, позволяющая при помощи динамики курса рубля определять реальные размеры бюджетных средств, выделяемых (выделенных) государством в рамках целевых программ по развитию и поддержке производственного малого предпринимательства, а также промышленности, в сопоставимых стоимостных выражениях в разрезе:

— временного периода;

— уровня государственного управления (федеральный и региональный);

— групп мер государственной поддержки (стр. с 108 по 111).

Предложены измеримые показатели, характеризующие результативность вложения государственных средств в развитие производственных малых предприятий. Рекомендованы подходящие размеры и параметры распределения государственных средств, которые необходимо направлять на развитие производственного малого предпринимательства, (стр. с 120 по 126).

3. Предложен и обоснован подход к определению специализации в развитии производственных малых предприятий, основанный на выборе приоритетов в деятельности федерального и регионального уровней органов государственной власти (стр. с 151 по 154).

4. Сформулировано авторское определение:

Субъект производственного малого предпринимательства — субъект хозяйственной деятельности, удовлетворяющий критериям отнесения к малому предпринимательству и осуществляющий производственную деятельность в части переработки первичного сырья в промежуточные и (или) конечные материальные экономические блага, (стр. 24, 25). ,.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в процессе совершенствования системы управления развитием и поддержкой малого предпринимательства, в том числе в производственной сфере.

Диссертационное исследование может быть востребовано для научной и учебной работы в рамках следующих дисциплин: «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика», «Система государственного и муниципального управления», «Предпринимательство».

Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут служить основой для последующих научных исследований в области экономики и государственного управления народным хозяйством. Также возможно использовать результаты исследования при дальнейшем развитии и уточнении законодательства, регулирующего производственное малое предпринимательство.

Апробация результатов работы. Материалы исследования, основные гипотезы, факты, выводы, выносимые на защиту, обозначены в научных публикациях автора, в том числе в рекомендованных ВАК журналах, в пробных лекциях по экономике и управлению народным хозяйством для аспирантов, обсуждались на научных конференциях: :"Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития" (Москва, Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2008 г.) — «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» (Москва, Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009 г.) — «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития» (Москва, Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009 г.).Отдельные положения обозначались автором в выступлении на заседании Правительства Москвы 30 сентября 2008 года при рассмотрении вопроса: «О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями на 2009;2011 годы».

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 работ общим объемом 2,2 п.л., в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России 1,0 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, приложения и списка использованных источников информации, включающего 163 наименования. Объем основного текста — 182 страницы, включая 10 таблиц и 8 рисунков.

Результаты исследования внедрены Департаментом науки и промышленной политики города Москвы при разработке проекта Постановления Правительства Москвы «Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010;2012».

Дальнейшее развитие производственного малого предпринимательства может быть реализовано в том числе за счет осуществления предложенных мер и мероприятий. Важно отметить, что государственная политика, направленная на поддержку производственного малого предпринимательства, исходя из практики, не только приводит к положительной динамике и качественным изменениям социально-экономической, системы города, но и является самоокупаемойза счет налоговых и иных платежей малых предприятий, а также сэкономленных средств на создание рабочих мест, выплаты пособий по безработице и т. д. Таким образом, совершенствование системы управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства в городе Москве можно рассматривать одновременно и как один из инструментов модернизации экономики, и как государственную инвестицию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время малое предпринимательство в целом и производственный малый бизнес в частности, являются сферой, оказывающей значительное влияние на развитие социально-экономической системы города. Вместе с тем, анализ состояния развития малого предпринимательства в Москве по сравнению с экономически развитыми странами, показывает, что производственное малое предпринимательство имеет высокий потенциал для развития. Исходя из положений теории управления достижение желаемого состояния объекта управления возможно при соответствующем состоянии субъекта управления. Соответственно принципиальное значение принимает система государственного управления развитием и поддержкой малого предпринимательства.

В настоящей работе выявлены и проанализированы ключевые теоретические аспекты, определяющие сущность и роль малого предпринимательства в производственной сфере. С учетом результатов анализа Сформулировано новое определение термина «производственное малое предпринимательство». Производственное малое предпринимательство определяется в двух аспектах: как явление и как хозяйственно-экономическая деятельность: производственное малое предпринимательство как хозяйственная деятельность — это экономическая деятельность субъектов малого предпринимательства в части промышленной переработки первичного сырья в промежуточные и (или) конечные материальные экономические блага.

— производственное малое предпринимательство как явление — это составная часть сферы малого предпринимательства, представляющая собой совокупность субъектов, осуществляющих производственную хозяйственную деятельность, их действий по ведению бизнеса и их отношений между собой, с потребителями, наемными работниками, финансово-кредитными учреждениями и с иными субъектами рыночных отношений, а также с государством в качестве субъекта рыночных отношений и в качестве администратора-регулятора.

На основе указанного определения предложено определение термина «субъект производственного малого предпринимательства» — субъект хозяйственной.

158 деятельности, удовлетворяющий критериям отнесения к малому предпринимательству и осуществляющий производственную деятельность в части переработки первичного сырья в промежуточные и (или) конечные материальные экономические блага.

На основе анализа объективных экономических преимуществ и недостатков малых предприятий предложена общая и особая роль производственных малых предприятий в социально-экономической системе.

Общая роль производственных малых предприятий, присущая малым формам хозяйственной деятельности, представлена как:

1) собственно экономическая;

2) социальная.

Уточнена экономическая роль малого предпринимательства, его влияние на социально-экономическое развитие региона:

1) поддержание конкурентной среды;

2) более адресное и полное удовлетворение потребностей населения;

3) содействие структурной перестройке экономики за счет внедрения инноваций;

4) создание налогооблагаемой базы.

Социальную роль малого предпринимательства предложено представить в следующих действиях субъектов малого предпринимательства и их воздействии на социально экономическую систему:

1) своевременная и полная уплата налогов;

2) создание новых рабочих мест и обеспечение их безопасности, в том числе противопожарной, санитарной и т. д.;

3) обеспечение экологической безопасности производства и производимых товаров, выполняемых работ.

Выявлена особая роль производственного малого предпринимательства в социально-экономической системе:

1) внедрение инноваций и освоение новых технологий производств;

2) повышение эффективности деятельности крупных промышленных предприятий, переработка отходов и сопутствующих продуктов крупных производств;

3) диверсификация экономики.

В диссертационной работе исследованы теоретические основы государственной политики поддержки и развития производственного малого предпринимательства. По результатам исследования скорректирована классификация видов и мер государственной поддержки и развития производственного малого предпринимательства, разработанная на основе обобщения и анализа практического проведения экономической политики государств, развития научных взглядов в рамках экономической теории, теории государственного регулирования экономики и теории предпринимательства. Выделены следующие крупные блоки мер поддержки и развития:

1) финансовая поддержка;

2) антимонопольное регулирование;

3) привлечение к участию в размещении государственного заказа;

4) имущественная поддержка;

5) создание бизнес-икубаторов и технопарков;

6) расширение рынков сбыта продукции;

7) консультационная поддержка;

8) образовательная поддержка;

9) создание особых экономических зон.

В рамках работы дана оценка условий города Москвы для развития производственного малого предпринимательства на основании данных государственной статистики, официальных сведений органов государственной власти города Москвы, сведений ведущих российских и иностранных рейтинговых агентств с применением метода «БТЕР-анализ», распространенного в маркетинге. В рамках этой оценки определены факторы, позитивно и негативно, влияющие на развитие малого бизнеса в производственной сфере:

— оказывающие позитивное влияние: высокая квалификация кадров и наличие значительного числа образовательных учреждений технической направленностибольшие по сравнению с иными регионами возможности по привлечению инвестицийналичие развитой инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;

— оказывающие негативное влияние: значительные барьеры при открытии нового делазатрудненный доступ к нежилым помещениям, в том числе производственного назначения, и земельным участкампробелы в законодательном регулировании, несовершенство налоговой системы.

В рамках диссертационного исследования проанализирована система управления развитием производственного малого предпринимательства в Москве. Проведен анализ мер, направленных на государственную поддержку и развитие производственного малого предпринимательства. Для проведения анализа государственной политики (мер и направлений) поддержки и развития производственного малого предпринимательства разработана методика, основанная на сквозном анализе федеральных и городских государственных целевых программ. Сформулированы основные условия проведения анализа и допущения, применяемые при проведении анализа.

С учетом разработанной классификации общих мер поддержки производственного малого бизнеса проведена классификация принятых в рамках государственных целевых программ мер в зависимости от степени их влияния на производственного малое предпринимательство:

1) оказывающие непосредственное влияние:

— выделение и поддержка приоритетных отраслей;

— создание технопарков и новых промышленных зон;

— обеспечение взаимодействия с крупными промышленными предприятиями;

— создание специализированных производственных помещений;

— содействие в сертификации продукции;

— меры по охране трударазвитие особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-прозводственного типа.

2) оказывающие опосредованное влияние (за исключением случаев, когда непосредственно оговаривается, что адресатами поддержки являются промышленные малые предприятия):

— финансовая поддержка;

— имущественная поддержка;

— консультационная поддержка;

— образовательная поддержка;

— расширение рынков сбыта продукции;

— иные значимые меры;

3) не оказывающие значительное влияние: меры, непосредственно направленные на иные отрасли малого предпринимательства;

— меры, не входящие в перечисленные выше группы.

По итогам анализа выявлены проблемы в современном управлении развитием и поддержкой производственного малого предпринимательствав городе Москве. Выявленные недостатки условно разделены на 3 крупные категории:

1. Методические недостатки, препятствующие полноценному, комплексному и результативному анализу системы управления развитием и поддержкой производственного малого предпринимательства.

2. Недостатки в экономико-законодательных аспектах государственной политики по развитию и поддержке производственного малого предпринимательства.

3. Недостатки организационно-экономического механизма управления развитием производственного малого предпринимательства.

В целях исправления выявленных недостатков рекомендован ряд мер. Предложен способ релевантного определения реальной стоимостибюджетных средств, затраченных на поддержку и развитие малого предпринимательства в рамках 19 государственных целевых программ, в рублях на конец 2008 года.

Рекомендованы показатели, характеризующие результативность вложения государственных средств в развитие производственного малого предпринимательства.

При помощи разработанной модели рекомендованы подходящие размеры и параметры распределения государственных средств, которые необходимо направлять на развитие производственного малого предпринимательства, чтобы достичь доли производственных малых предприятий в 25% от ВДС, создаваемой малым бизнесом Москвы:

— 6 609 911 тыс. рублей на меры, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на развитие производственного малого предпринимательства;

— 2 348 104 тыс. рублей на меры, оказывающие непосредственное влияние на развитие производственного малого предпринимательства (39,07% от общего числа средств на значимые меры;

— 371 954 тыс. рублей на поддержку конкретных отраслей (6,2% от общего числа средств на значимые меры).

Сформулированы направления совершенствования^ экономико-законодательных аспектов государственной политики по поддержке и развитию малого «предпринимательства, в части:

— конкретизации и развития положений профильных законов о поддержке и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и городе Москве, принятия необходимых подзаконных актоввведения' норм, направленных на адаптацию субъектов малого предпринимательства к изменяющимся законодательным условиям осуществления хозяйственной деятельности;

— упрощения процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства;

— совершенствования практики привлечения малых предприятий к участию в государственных закупках, в том числе по более активному привлечению субъектов малого предпринимательства к участию в реализации государственных контрактов, развитию механизма привлечения субъектов малого предпринимательства к размещению крупных и (или) комплексных государственных заказов;

— совершенствования налоговой системы;

— совершенствования финансовой и имущественной поддержки.

На основании проведенного в рамках исследования анализа, а также социологических опросов малых предпринимателей выявлены недостатки в организации системы управления развитием малого предпринимательства, по результатам которого предложены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти. Предложено введение профильного органа власти по поддержке и развитию малого предпринимательства, сформулированы его основные функции, предложена структура ведомства. Сформулированы отдельные изменения в структуру и функционал действующих органов власти города Москвы. Охарактеризована возможная роль органов местного самоуправления.

Предложен научно обоснованный подход к определению специализации в> развитии производственного малого предпринимательства, основанный на выборе приоритетов в деятельности федерального и регионального уровней органов государственной власти. Определены зоны ответственности органов федеральной власти и органов власти Москвы. Предложен механизм формирования приоритетов.

В случае реализации предложенных в настоящей работе мероприятий, исходя из расчетов, проведенных в рамках работы, а также опыта зарубежных стран (Япония, Корея, Соединенные Штаты Америки, Ирландия), возможно достигнуть следующие результаты:

1) доля малых производственных предприятий в ВДС, создаваемой малым бизнесом Москвы, — 25% (в 2008 году — 7,25%);

2) доля производственных малых предприятий в общей совокупности малых предприятий Москвы — 29,5% (в 2008 году — 9,26%);

3) дополнительное государственное финансирование на поддержку и развитие производственных малых предприятий в размере не менее 3 225 640 тыс. рублей (в ценах 2008 года) ежегодно (увеличение в 1,78 раза по сравнению с 2008 г.);

4) увеличение эффективности использования как минимум 7,25%-17,07% государственных средствна мероприятия государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства за счет совершенствования системы государственного управления его развитием на федеральном уровне системы государственного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 21 января 2009 г. № 7
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (часть вторая)// Российская газета. 10 августа 2000 г.- № 153−154
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) //Российская газета. 6 августа 1998 г.- № 148−149
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05 декабря 1994. — № 32.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29 января 1996. — № 5.
  6. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"// Парламентская газета. 31 декабря 2008 г. — № 90.
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007.-№ 31.
  8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации «//Российская газета.- 27 июля 2005 г.- № 162.
  9. Федеральный закон от 21. Июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета.-2005.-№ 163.
  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. 31 декабря 2002 г. — № 245
  11. Федеральный закон от 21 декабря 200: № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. -28 января 2002. -№ 4.
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и. индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 10 августа 2001 г. — № 153.
  13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. -10 августа 2001 г. № 153
  14. Федеральный закон от 08 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. — 16 февраля 1998.-№ 7.
  15. Федеральный закон от 8 мая 1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Российская газета. 16 мая 1996 г. — № 91.
  16. Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 01 января 1996. — № 1.
  17. Федеральный закон от 20 июля 1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. — 1995. -№ ¦ 143.
  18. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"// Собрании законодательства Российской Федерации. 19 июня 1995 г.- № 25.
  19. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Российская газета. 12 августа 1993 г.
  20. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 27 декабря 1990 г. — № 30.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Российская газета. 17 мая 2008 г.- № 105.
  22. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства’У/Российская газета. -30 июля 2008 г.-№ 160:
  23. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. -16 июня 2008 г. № 24.
  24. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 июня 2008 г. № 24.
  25. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 178 «О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24 марта 2008 г. — № 12.
  26. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 1999 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 февраля 2000 г. — № 8
  27. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 № 1460 «Окомплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий всфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"168о
Заполнить форму текущей работой