Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие теории конкуренции в истории экономической мысли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке. Среди них выделяются концепции выявления преимуществ сотрудничества над конкуренцией и их взаимовыгодного сочетания. Основанные на этом стратегии компаний успешно реализуются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
    • 1. 1. Теоретические основы исследования конкуренции в трудах представителей классической теории
    • 1. 2. Становление научной концепции модели совершенной конкуренции и основные подходы к её анализу
    • 1. 3. Противоречия теории совершенной конкуренции
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    • 2. 1. Основные проблемы становления теории монополистической конкуренции в начале XX века
    • 2. 2. Формирование теории конкуренции под воздействием новых открытий, знаний и динамичного развития
    • 2. 3. Развитие теории конкуренции под воздействием идей государственного регулирования и либерализма
  • ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ
    • 3. 1. Теория конкурентных преимуществ М. Портера
    • 3. 2. Концепция конкуренции за будущее Г. Хамела и К.К. Прахалада
    • 3. 3. Новые западные конкурентные стратегии достижения лидерства на рынке

Формирование и развитие теории конкуренции в истории экономической мысли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

От степени развития конкуренции на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост, степень вовлеченности страны в мировую глобальную экономическую систему. На микроуровне экономические успехи субъектов рыночной экономики в первую очередь зависят от того, насколько ими изучены законы конкуренции, её проявления и формы и насколько они готовы к конкурентной борьбе. В силу этого конкуренция представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем двухсот лет. Однако многие фундаментальные проблемы — содержание и сущность конкуренции, взаимосвязи монополии и конкуренции, эволюция конкуренции в зависимости от уровня развития общества требуют уточнения и конкретизации применительно к особенностям современной экономики.

От периода зарождения первых научных представлений о конкуренции, её роли и значении в развитии общества до становления теории конкуренции прошел длительный исторический период. Попыткой создания логически последовательной системы знаний о конкуренции была разработка в XIX в. теории совершенной конкуренции. Развитие экономики в конце XIX — начале XX вв. привело к появлению различных критических взглядов и возникновению теории несовершенной конкуренции. В течение следующего столетия ведущие представители экономической мысли предпринимали дальнейшие попытки познания сущности конкуренции, разработки теории её функционирования и механизма действия. Таким образом, теория конкуренции развивалась вместе с историей товарного, а затем и крупного капиталистического производства.

Современная экономическая мысль, используя предшествующие теории, развивая, уточняя и дополняя их, создает основу для дальнейшего развития основных моделей конкуренции, которые заслуживают тщательного изучения.

Для российской экономики исследование основных вопросов теории конкуренции является особенно актуальным в связи с проведением экономической политики, обеспечивающей развитие рыночных отношений при сохранении существенной роли государства в отдельных отраслях экономики. Не утратили своего значения и проблемы успешного встраивания России в процесс мировой конкуренции. В связи с этим накопление теоретических знаний и опыта практического применения законов, методов, инструментов конкуренции будет способствовать ускорению развития рыночной экономики и усилению конкурентных преимуществ нашей страны.

Стенень разработанности проблемы. Несмотря на то, что ещё в конце XVIII в. А. Смитом [81], а затем в начале XIX в. Д. Рикардо [67] были заложены фундаментальные положения о сущности свободной конкуренции, лежащие в основе современных теоретических разработок, до настоящего времени отсутствует исследование теории конкуренции в ретроспективе. Вместе с тем сформулирован обширный понятийный аппарат, разработаны методы и приёмы исследования, созданы различные конкурентные модели рынка, проанализированы причины и исторические условия возникновения конкуренции, выделены инструменты конкуренции, выявлена её сущность через поведенческий, функциональный и структурный аспекты.

В конце XIX в. была разработана теория совершенной конкуренции, у истоков которой стоят маржиналисты-математики, сформировавшие неоклассическое направление в экономической мысли: А. Курно [4], У. Джевонс.

26], Ф. Эджуорт [8], Л. Вальрас [11], Ф. Найт [55]. Развивая основные положения классиков, а также представителей маржиналистской школы, А. Маршалл [47, 48] в конце XIX века, критикуя условности модели чистой конкуренции, разработал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. На базе методологии А. Маршалла и Дж.Б. Кларка [31] в экономической науке сложились статический и динамический подходы к анализу рыночных моделей конкуренции.

В начале XX в. были внесены изменения в теоретические представления о сущности конкуренции под воздействием сё трансформации из совершенной модели в несовершенную или монополистическую конкуренцию, учитывающую эволюционное развитие рынка. В этой области выдающееся значение в истории экономической мысли сыграли труды американского ученого Э. Чемберлина [96] и английского ученого Дж. Робинсон, [68] относящихся к сторонникам структурной трактовки сущности конкуренции. При структурной трактовке анализ борьбы конкурентов смещается на исследование структуры рынка. Основной идеей теории Э. Чемберлина стал анализ рынка, на котором действуют производители дифференцированных продуктов, которых можно рассматривать как своего рода монополистов. Причем каждый из них имеет определенную рыночную власть над частью потребителей. Выводы Э. Чемберлина лежат в основе современных концепций маркетинговых конкурентных стратегий. Концепция «ценовой дискриминации» Дж. Робинсон доказала наличие реального влияния монополий на ценообразование, а также трансформацию конкуренции под воздействием крупных компаний и монополий. Проблема монополии и конкуренции затрагивалась также в работах А. Смита, К. Маркса [41, 44], И. Кирцнера [33], Ж. Тироля [87], а также в более поздних исследованиях.

Изучению конкуренции как активного процесса соперничества и взаимодействия посвящены работы И. Шумпетера [102], Дж. М. Кларка [11], Ф. Хайека [91], И. Кирцнера. Проблемы теории конкуренции анализируются ими с позиции функциональной трактовки её сущности, предполагающей развитие конкуренции под воздействием новых форм организации производства, открытий, знаний, а также использования предпринимательского потенциала.

Развитие конкуренции под воздействием идей государственного регулирования рассматривается в трудах многих ученых экономистов, среди которых можно выделить Дж. Кейнса [29] и П. Самуэльсона [74]. Отвергая доктрину неоклассиков о саморегулировании рынка, они считали необходимым применение на практике определенного соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и государственного механизма регулирования экономики. Необходимость вмешательства государства они связывали с нестабильностью рыночной экономики и возрастающей ролью монополий. Критические взгляды на роль государства в развитии общества высказывались институционалистами (Дж. Гэлбрейт [23]), а также приверженцами либерализма (JI. Мизес [52], В. Ойкен [59]), которые утверждали, что только рыночная конкуренция может способствовать экономическому прогрессу общества. К середине XX в. этими учеными сформулированы основные представления о сущности конкуренции, её движущих силах и роли в развитии экономики.

В конце XX в. проблемы стратегии опережения конкурентов, выявление конкурентных преимуществ стран и компаний, конкурентного потенциала и конкурентной среды анализируются американским учёным М. Портером [65, 66]. Исследование конкуренции как динамично развивающегося процесса, а не как сложившейся ситуации проводится Й. Кирцнером. Вопросы, связанные с завоеванием будущих рынков в конкурентной борьбе, рассматриваются Г. Хамелом и К. К. Прахаладом [93].

Регулирование конкуренции применительно к вопросам формирования стратегии конкурентной борьбы, а также теории достижения лидерства на рынке, которые исследуются в работе, были рассмотрены такими учёными-экономистами, как М. Портер, М. Трейси, Ф. Вирсема, Дж.Ф. Мур, A.M. Бранденбургср, Б. Дж. Нейлбафф и др. [9].

Анализ теоретических аспектов развития несовершенной конкуренции, входящих в круг вопросов теории фирмы, проведён представителем французской школы экономистов — инженеров Ж. Тиролем.

Исследование конкуренции в прикладных целях проводится по ряду научных направлений маркетинга, конъюнктурного анализа, бенчмаркинга (изучение и использование опыта лучших компаний), статистики рынка товаров и услуг, которые представлены в работах зарубежных и российских ученых-экономистов, например К. К. Прахалада, М. Портера, Г. Хамела, Ж. Ламбена [38], Г. Азоева [1], А. Челенкова [2], Р. Фатхутдинова [88, 89], А. Кулешовой [37], А. Юданова [106] и др.

Рассмотрению конкуренции как взаимоотношению хозяйствующих субъектов при формировании спроса и предложения на товары и услуги, а также проблемам формирования конкурентной среды посвящены работы Ю. Рубина [72], Т. Гоголевой [21], Г. Медведева [51] и др.

Признавая значительную разработанность разнообразных вопросов в области теории конкуренции, следует отметить, что существующие работы не снимают задачи комплексного изучения её действия в современных условиях. Остаются недостаточно исследованными такие проблемы теории конкуренции, как проблема её практического применения, взаимосвязь конкуренции и ценообразования, конкуренции и равновесия рыночной системы, трансформации конкурентной деятельности под воздействием различных факторов.

Цель и задачи исследования

Основные направления диссертационного исследования сосредоточены в области анализа развития теоретических моделей конкуренции в ретроспективе. Цель данной работы заключается в комплексном изучении становления и развития теории конкуренции в зависимости от уровня развития общества и накопленных знаний ученых и под влиянием различных экономических школ и направлений.

Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:

1. Определить основные концептуальные подходы к исследованию содержания и сущности конкуренции.

2. Выявить основные этапы трансформации теории конкуренции в ретроспективе.

3. Показать основные нерешенные проблемы теории конкуренции и пути их решения ведущими учеными разных школ и направлений.

4. Провести анализ действия основных инструментов теории конкуренции и их эволюции в истории экономической мысли.

5. Определить роль конкуренции в современных концепциях достижения лидирующих позиций на рынке.

Объект исследования — теория конкуренции, исторические, экономические и теоретические предпосылки её формирования.

Предмет исследования — формирование теории конкуренции в трудах представителей различных экономических школ и направлений в истории экономической мысли.

Теоретико-методологической основой диссертации явились концепции и модели конкуренции, представленные в классических и современных трудах зарубежных и отечественных учёных [81, 67, 97, 31, 48, 103, 65, 1, 20, 33, 88]. Методологическая база проводимого исследования основывалась на обеспечении единства логического и исторического подходов к анализу теории конкуренции. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов, в частности, диалектического, исторического, системного, сравнительного анализа и синтеза знаний.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследовано формирование и развитие теории конкуренции в ретроспективе от XVIII до конца XX вв., проведен анализ концепций конкуренции, разработанных представителями различных экономических школ, выявлены основные этапы в эволюции теории конкуренции, сформулированы положения о возможностях использования мирового опыта развития теории и практики конкуренции в условиях нашей страны.

Основными научными результатами, полученными лично автором и выносимыми на защиту, являются следующие:

1. Выявлены принципиальные положения, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие теории конкуренции. Основы современной теории конкуренции заложены А. Смитом, как систематизированная научная теория она сформировалась под воздействием неоклассического направления. Под влиянием глобализации изменились приоритеты в исследовании конкуренции. Основными стали задачи выявления конкурентных преимуществ, достижения лидерства на рынке, выработка стратегии опережения конкурентов и выход компаний на будущие конкурентные рынки. (С.15−18. С.24−37. С.92−108);

2. Выявлено 5 этапов формирования теории конкуренции. Первый этап (конец XVIII — начало XIX вв.) — сформулирована роль конкуренции и условия модели совершенной конкуренции. (С.15−20) Второй этап (середина — вторая половина XIX века) — определены условия возникновения конкуренции и заложены основы теории совершенной конкуренции. (С.21−37) Третий этап (начало — середина XX века) — создание теории монополистической и несовершенной конкуренции, концепции изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монополий и роста влияния государства. (С.45−60). Четвертый этап (середина — вторая половина XX века) — обогащение теории конкуренции идеями о необходимости использования инноваций, новой информации, экономического прогресса, предпринимательства. (С.62−75). Пятый этап — конец XX века, когда под влиянием глобализации научные исследования были направлены на решение практических задач по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на современных и будущих рынках. (С.89−116);

3. Раскрыты основные проблемы теории конкуренции, к числу которых относятся: практическое применение, взаимодействие конкуренции и ценообразования, трансформация конкурентной деятельности под воздействием различных факторов, в том числе открытий, применения новейших знаний, научно-технического прогресса, а также проблемы взаимосвязи с государственным регулированием экономики и проблема достижения лидирующих позиций на национальном и мировом рынках. (С.47−69. С.64−75. С.79−83. С.91−108);

4. На основе проведенного анализа действия основных инструментов конкуренции и их эволюции, выявлено направление их трансформации: от цены в классической политической экономии до приоритетной роли неценовых инструментов, к которым относятся качество товара, обслуживание потребителя, выбор метода производства, выбор продукции, тактика её сбыта, реклама, использование инноваций и новейших технологий. (С.15−23. С.45−75);

5. Определена роль современных концепций конкуренции, заключающаяся в формировании стратегии завоевания конкурентных преимуществ, лидирующих позиций на рынке, осуществления взаимовыгодного сотрудничества и конкуренции и определены те из них, которые могут быть применены в российской экономике. К ним относятся стратегии по расширению масштабов деятельности компании и сотрудничеству с компаниями-партнерами. (С.89−98. С.113−119).

Обоснованность и достоверность результатов полученных исследований подтверждается применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении основных принципиальных положений, оказавших влияние на развитие и становление теории конкуренции в истории экономической мысли. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его основных положений и выводов при разработке стратегии деятельности компаний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на XIX (4−7 апреля 2006 года) и XX Международные Плехановские чтения (3−6 апреля 2007 года) и Международных научно-практических конференциях ученых МАДИ.

ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ (Москва — Луганск, 18−19 января 2006 г., 14−15 июня 2007 г.).

Теоретические и практические положения диссертации использованы в учебном процессе при проведении занятий по соответствующим темам курсов «История экономических учений», «История народного хозяйства» со студентами РЭА им. Г. В. Плеханова.

Основные положения диссертации были использованы Дирекцией по корпоративному планированию и отчетности ОАО «ВымпелКом» при составлении прогнозов и планов развития компании, а также осуществлении организационных и экономических проектов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ общим объёмом 3,95 п.л., в том числе 2 статьи в журналах, включенных в перечень ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (147 источников).

Выводы по главе:

1. Среди современных исследователей теории конкуренции выделяются работы американского ученого-экономиста М. Портера, который в ходе изучения особенностей экономики стран и компаний, выявил способы достижения ими лидирующих позиций. По его мнению, для успешного ведения конкурентной борьбы хозяйствующему субъекту необходимо выработать конкурентную стратегию, цель которой — обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ и их укрепление в долгосрочном периоде. Способы достижения конкурентных преимуществ в значительной степени связаны с внедрением новых технологий и инноваций. Существенное значение имеет также масштаб конкуренции в условиях, когда конкурируют не столько экономики отдельных стран, сколько фирмы, работающие в разных социально-экономических условиях.

2. Одна из первых современных концепций о лидировании компании на перспективных рынках сформулирована в работах Г. Хамела и К. К. Прахалада. В ней раскрыты теоретические и практические особенности конкурентного поведения компаний, стремящихся не только сохранить свои лидирующие позиции в отрасли, но и прилагающих максимальные усилия для «проникновения» на рынки будущего. Одним из основных способов достижения этого является формирование в компаниях «ключевых компетенций», дающих им безусловное конкурентное преимущество, а также интеллектуальное лидерство. Большое значение в достижении лидирующих позиций на глобальном рынке имеет внедрение компаний на внутренние рынки других стран.

3. Современные подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке. Среди них выделяются концепции выявления преимуществ сотрудничества над конкуренцией и их взаимовыгодного сочетания. Основанные на этом стратегии компаний успешно реализуются на практике через теорию игр. Данные аспекты теории конкуренции могут представить интерес для российских компаний, находящихся на этапе укрепления своих позиций на мировом и региональных рынках. В целом современные исследования в области теории конкуренции внесли большой вклад в её развитие, адаптировав к условиям постиндустриального общества и глобальной экономики. Таким образом, с конца XX в. теория конкуренции проходит пятый этап своего развития, обогащаясь современными научными и практическими работами в области поиска конкурентных преимуществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам исследования формирования и развития теории конкуренции в истории экономической мысли можно сделать следующие основные выводы:

1. Выявлены основные положения, характеризующие развитие теории конкуренции: Основы современной теории конкуренции заложены основоположником классической экономической теории А. Смитом. Он первым в истории экономической науки определил ключевую роль конкуренции в функционировании рыночной экономики и сформулировал следующие основные условия модели совершенной конкуренции: конкуренция тем сильнее, чем больше число конкурирующих фирмконкуренция предполагает наличие информации, знаний об условиях рыночных взаимодействийконкуренция существует в условиях экономической свободы рыночных агентовконкурентное равновесие на рынке устанавливается постепенно.

Существенный вклад в теорию конкуренции был внесен Д. Рикардо, сформулировавшим вывод о сущности и роли свободной конкуренции, который лежит в основе современных теоретических разработок теории совершенной конкуренции. Решающее значение свободная конкуренция, по выражению Д. Рикардо, имеет в установлении баланса цен. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, а также регулирование размера заработной платы.

Следует отметить, что подход основателей классической политической экономии имеет определенные ограничения. Они связаны с тем, что анализ конкуренции ими проводился с позиции развития рыночных отношений, имеющих стихийную направленность, не требующих государственного регулирования. Основное внимание уделялось проблемам установления рыночной цены под влиянием свободной конкуренции. Такой подход был характерен для периода накопления знаний о развитии рынка в XVIII в.

Основной тезис классической школы — свободная конкуренция является главным условием формирования рыночных цен на рынках товаров, труда и капитала, что в свою очередь обеспечивает бескризисное и устойчивое экономическое развитие страны. Существенные изменения и обогащение концептуальных подходов к изучению конкуренции связаны с именами основателей теории совершенной конкуренции А. Курно, У. Джевонса, Ф. Эджуорта, Дж. Б. Кларка, Л. Вальраса, Ф. Найта. Они ввели понятия абсолютно свободой конкуренции, выявили условия совершенной конкуренции. Обогатила теорию совершенной конкуренции концепция лидера кембриджской школы маржинализма А. Маршала. Он обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.

Подход А. Маршалла оказал существенное влияние на развитие теории конкуренции. Созданная им статическая модель совершенной конкуренции послужила основой развития концепции несовершенной конкуренции, признающей наличие динамики в экономике. Тем самым были заложены новые методологические основы теоретического анализа конкуренции.

Новый подход к анализу конкуренции в первой трети прошлого столетия содержала концепция дифференциации продукта Э. Чемберлина, заложившая основы современной стратегии маркетинга. В тот же исторический период появилась концепция несовершенной конкуренции Дж. Робинсон, где с критических позиций рассматривался рост влияния монополий в экономике и их роль в процессе ценообразования.

Значительный вклад в развитие концепции конкуренции внесли сторонники политики государственного невмешательства в рыночную экономику, например представитель неолиберальной школы В. Ойкен. В противовес данному подходу сторонники регулирования рынка обращали внимание на нестабильность рыночной экономики и возрастающую роль транснациональных компаний.

Изучение взаимосвязи конкуренции и экономического прогресса явилось главным вопросом в трудах ученых неоавстрийской школы: Й. Шумпетера, Дж. М. Кларка, Й. Кирцнера. Основными задачами современных подходов к исследованию теории конкуренции являются выявление конкурентных преимуществ стран и компаний, факторов развития конкурентной среды, построение стратегии опережения конкурентов (М. Портер), а также завоевание будущих рынков (Г. Хамел и К.К. Прахалад).

Среди новейших подходов к анализу конкуренции выделяются теории достижения лидерства на рынке, разработанные американской экономической школой (М. Портер). Они сочетают в себе опыт знаний о конкуренции, конкурентной борьбе и методах поведения конкурентов на рынке. Основной сферой их воплощения являются современные концепции стратегического маркетинга и менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства компаний на рынке.

2. Теория конкуренции прошла несколько этапов развития в истории экономической науки, обогащаясь и трансформируясь в новые модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества.

Первый этап берет начало с конца XVIII до начала XIX века, когда изучению конкуренции была посвящена научная деятельность А. Смита, анализировавшего роль и значение конкуренции, механизм её действия. Д. Рикардо определены такие элементы теоретической концепции конкуренции, как идея ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, теория сравнительных преимуществ. Второй этап — середина — вторая половина XIX века, когда были определены условия возникновения конкуренции и её роль в развитии производства (К. Маркс, Ф. Энгельс). В тот же период были заложены основы теории совершенной конкуренции (А.Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Дж. Б. Кларк, Ф. Найт, Л. Вальрас). Начало изучению рыночной конкуренции на основе статической модели рынка, а затем и с учетом динамичного развития связано с работами А. Маршалла.

Трансформация теории конкуренции заложена в истории развития общества. Также как в самой природе рыночных отношений присутствует динамизм, так и в научном анализе предполагается эволюционное развитие теории конкуренции. В связи с этим можно отметить, что, по нашему мнению, переломным третьим этапом в развитии теории конкуренции стал период начала-середины XX в. Анализ действия конкуренции стал взаимоувязываться с проблемами, ранее не рассматривающимися. Среди них можно выделить проблемы изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монопольных компаний, а также роли государства в развитии конкуренции.

Среди теорий, опровергающих постулаты неоклассиков, безусловный приоритет занимают теория монополистической конкуренции американского экономиста Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции представительницы английской экономической школы Дж. Робинсон. С середины прошлого столетия теория конкуренции обогатилась идеями изменения конкуренции под воздействием инноваций, знаний, экономического прогресса, предпринимательского фактора (Й. Шумпетер, Дж. М. Кларк, Ф. Хайек, Й. Кирцнер). Этот период можно выделить как четвертый этап в развитии теории конкуренции.

В конце XX века, когда усилились мировые интеграционные процессы, глобализация мировой экономики и развитие национальных рынков ведущих стран, вышли в свет работы по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на рынке, отраслевого лидирования (М. Портер), стратегии «завоевания рынков будущего» (Г. Хамел, К.К. Прахалад), сочетания конкуренции и сотрудничества (Дж. Мур, А. М. Бранденбургер и Б. Дж. Нейлбафф). Данный исторический период является пятым этапом становления теории конкуренции, развивающимся до настоящего времени.

3. Учеными-экономистами выявлены проблемы теории конкуренции и предложены пути их решения. Эти проблемы отражают основные задачи, которые стоят перед обществом на разных этапах его развития. Среди актуальных проблем теории конкуренции, по нашему мнению, выделяются следующие.

Проблема практического применения конкуренции. Её изучению посвящали свои работы многие выдающиеся ученые. Э. Чемберлин решал их через дифференциацию продукта, как форму конкуренции. Дж. Робинсон обращала внимание на реальное присутствие на рынке всех элементов несовершенной конкуренции, способствующих ограничению свободной конкуренции на рынке. Й. Шумпетер отмечал, что результатом практического применения конкуренции является разрушение экономической системы изнутри, что приводит к позитивным изменениям на рынке. Дж. М. Кларк выделял практическую проблему проявления конкуренции через соперничество в продаже товаров. Ф. Хайек считал, что проблемы применения конкуренции решаются через личностные отношения хозяйствующих индивидов. Общим в подходах представителей различных научных школ к решению данной проблемы является выявление путей практического применения основ конкуренции в контексте эволюции рыночных отношений и преобразования экономики.

Проблема взагшодействия конкуренции и 1{енообразовашш является наиболее актуальной в экономике. Некоторые ученые пе видели в ней главной проблемы (Й. Шумпетер), но большинство уделяли её решению значительное внимание. Главным аспектом проблемы являлись установление высоких ценовых барьеров в результате конкуренции крупных компаний (Дж. Робинсон), проблемы цепового механизма между соперниками-конкурентами (Дж. М. Кларк), взаимосвязь денежной и финансовой политики (Ф. Хайек), проблема поиска оптимального объема производства и установления цены, обеспечивающей максимальную прибыль, феномен «избытка мощностей» (Э. Чемберлин). Основным выводом ученых в ходе изучения этой проблемы является наличие взаимосвязи и взаимозависимости конкуренции и ценообразования как главных механизмов рынка.

Проблеме трансформации конкурентной деятельности под воздействием таких факторов, как открытия, применение новейших знаний в ходе развития научно-технического прогресса посвящены работы ученых прошлого — начала нынешнего столетия (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Й. Кирцнер, М. Портер). Общность их взглядов на решение проблемы состоит в выделении процессов созидательного преобразования экономики под воздействием нововведений. Механизм конкуренции в результате применения открытий вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и открывает преимущества для тех, кто идет по пути прогресса.

Проблема взаимосвязи конкуренции и государственного участия в экономике рассматривалась в качестве основной как сторонниками государственного регулирования экономики, так и приверженцами либерализма. Первые, отвергая доктрину неоклассиков о саморегулировании рынка, считали необходимым применение на практике оптимального соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и государственного механизма регулирования экономики. Необходимость вмешательства государства они связывали с нестабильностью рыночной экономики и возрастающей ролью монополий.

До настоящего времени необходимость регулирования, ограничения конкуренции остается недостаточно изученным вопросом. Среди ученых, критически оценивающих регулирование конкуренции посредством проведения политики, направленной на сохранение государственной монополии, фиксации цен выделяется М. Портер. Он доказывает, что в случае регулирования конкуренции компании вынуждены заниматься взаимодействием с регулирующими органами и защитой своей собственности. В результате происходит снижение уровня конкуренция, развитие отраслей становится менее динамичным, инвестиционная привлекательность снижается. В этом случае, по мнению М. Портера дерегулирование не будет иметь успеха без жесткой внутренней конкуренции. Для этого требуется сильная и последовательная антимонопольная политика.

Представители институционализма, в свою очередь, обосновывали эффективность развития конкуренции между крупными корпорациями. По их мнению, конкуренция переходит на новый виток, развиваясь не только на товарных рынках, но и между транснациональными корпорациями, охватывающих территориальные рынки, что находит свое подтверждение в современной мировой экономике.

Данная проблема сохраняет свою актуальность и её решение связано с поиском оптимального сочетания конкуренции и государственного регулирования экономики.

Проблема достижения лидирующих позиций компаниями и странами. Данная проблема является наиболее актуальной в современной экономике. Способы её решения анализируются в работах американского ученого-экономиста М. Портера. По-нашему мнению, наиболее существенным выводом, к которому пришел М. Портер является утверждение о том, что для успешного достижения лидерства на рынке в условиях конкурентной борьбы хозяйствующему субъекту необходимо выработать конкурентную стратегию, цель которой — обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование, а также укрепление конкурентной позиции в долгосрочном периоде. Среди способов достижения конкурентных преимуществ выделяются внедрение новых технологий, использование инноваций и расширение масштаба конкуренции.

Решение проблем лидерства компаний предложено американскими учеными Г. Хамелом и К. К. Прахаладом, которые раскрыли особенности конкурентного поведения компаний, стремящихся завоевать лидерство в «конкуренции за будущее». Основным способом решения проблемы они считают формирование так называемых «ключевых компетенций», дающих компаниям безусловное конкурентное преимущество, а также интеллектуальное лидерство. Необходимые компетенции складываются из интеллектуального капитала, который невозможен без проведения образовательной политики, инвестиций в человеческий капитал. Компетенции формируются из навыков, умений и технологий, позволяющих компании предоставлять новые блага потребителям. Причем, сочетание навыков, знаний и умений должно быть уникальным. В этом случае развитие компетенций компании является источником её конкурентных преимуществ.

Таким образом, теория конкуренции на определённых исторических этапах решает проблемы развития рыночных отношений и способствует появлению новых научных направлений в экономических исследованиях. Синтез основных подходов к проблемам рыночной экономики через развитие конкуренции способствует решению задач динамичного развития стран и компаний.

4. Развитие инструментов конкуренции прошло длительный путь в истории экономической мысли. Если классики политической экономии считали, что основным инструментом конкуренции является цена, то в настоящее время к ним относят и неценовые показатели. Среди них выделяются качество товара, применение инноваций и новых технологий, обслуживание потребителя, выбор метода производства, выбор продукции, тактики её сбыта, а также характеристика рыночной среды, в которой функционируют экономические законы и, в частности, закон конкуренции.

Несмотря на то, что ценовые инструменты конкуренции играют относительно меньшую роль в современной рыночной экономике, их значимость для выбора стратегии компаний остаётся актуальной. В силу того, что цена представляет собой одну из существенных характеристик рынка вообще, утверждать об её исчезновении как инструмента конкуренции невозможно. Более того, в настоящее время происходит тесное взаимопроникновение основных инструментов конкуренции.

Изменения в экономике развитых стран в последней трети прошлого столетия привели к доминированию роли неценовых инструментов, и ценовая конкуренция частично уступила место неценовой. Так, например, используются разные формы дифференциации товара, которая выделяет продукт какой-либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. На практике продуктовая дифференциация выражается через изменение внутренних и внешних характеристик товара, таких как цвет, размер, упаковка, услуги, сопровождаемые его продажу.

Теоретические основы механизма действия того или иного инструмента конкуренции представлены в трудах учёных-экономистов неоклассической школы. Среди них выделяется австрийский экономист И. Шумпетер, доказавший, что неценовая конкуренция играет более значительную роль в экономике в отличие от ценовой, так как основана на нововведениях, меняющих экономику изнутри. Ещё более значительный вклад в изучение неценовых инструментов конкуренции внёс американский экономист Э. Чемберлин, критикующий ученых за утверждение цены как единственного или основного инструмента конкуренции. Его теория дифференциации продукта показала значение неценовой конкуренции с помощью использования таких инструментов, как затраты на создание торговой информации или рекламу товаров. В настоящее время важнейшие инструменты конкуренции широко используются в разнообразных бизнес-теориях о тактике и стратегии организации деятельности компаний.

5. На развитие теории конкуренции существенное влияние оказало изучение роли конкуренции в развитии экономики. Ещё основатели классической политической экономии считали соблюдение условий свободной конкуренции основным фактором развития рынка. Впоследствии представители классического и неоклассического направления определяли роль конкуренции как главного механизма формирования рыночных цен. С позиций функционального подхода к изучению конкуренции учеными определена её роль в динамичном и созидательном развитии экономики, а также выделено значение неценовой конкуренции, основанной на новой информации и экономическом прогрессе.

Современные концепции деятельности компаний, направленных на достижение лидирующих позиций на рынке предполагают выработку конкурентной стратегии. Одним из основных факторов реализации выбранной стратегии является развитие конкуренции на рынке. В условиях конкурентного рынка основной стратегической целью компании является обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование и управление. Общие черты таких конкурентных преимуществ проявляются, например, в дифференциации на основе уникальных товаров, репутации фирмы, наличии знаний, обладании уникальными навыками и умениями, интеллектуальном превосходстве. Таким образом, по-нашему мнению, роль конкуренции заключается в том, что она через реализацию концепции лидерства, приводит к появлению все более передовых технологий, новых видов бизнеса и достижению уникальных конкурентных преимуществ.

Наиболее актуальными для российской экономики являются концепции развития бизнес-стратегии компаний американских ученых- | экономистов, дополнившие теорию конкуренции стратегией глобального опережение конкурентов на национальных рынках. Такие концепции основываются на понимании сущности конкуренции как процесса управления конкурентными преимуществами компании в рыночном пространстве, где необходимо проводить гибкую политику для достижения лидирующих позиций. Причем данное стратегическое поведение компаний опирается в большей мере на сотрудничестве в бизнесе, чем на открытую конкурентную борьбу. Через сотрудничество реализуются основные цели конкурирующих за лидерство компаний, определяющих перспективы экономического развития стран.

В связи с этим современная теория конкуренции, раскрывающая теоретические и практические особенности конкурентного поведения, может быть использована российскими компаниями с целью определения и укрепления своих конкурентных позиций на внутреннем и мировом рынках и адаптации к условиям глобальной экономики.

Отсутствие конкуренции с зарубежными компаниями негативно влияет на развитие российских предприятий. Причина состоит в том, что на внутреннем рынке преобладает конкуренция по цене. В то же время развитие инноваций, улучшение качества продукции стимулирует конкуренцию с компаниями-импортерами. Поэтому предприятия, не выходящие за рамки достигнутого, могут быть поглощены или вытеснены с рынка по мере продвижения крупных иностранных холдингов. Конкурируя с зарубежными предприятиями, отечественным компаниям приходится объединяться, создавать торговые и производственные альянсы.

Слабая конкуренция сдерживает экономику и способствует укреплению позиций монополий. О состоянии конкуренции в России ежегодно предоставляет доклад правительству Федеральная антимонопольная служба. В конце 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции», который соответствует интересам рынка и мировым стандартам антимонопольного регулирования. Российское антимонопольное законодательство во многом сходно с европейскими моделями, при которых монополии не запрещены, но жестко регулируются государством.

Накопленный мировой опыт теории конкуренции и его активное изучение, в частности, развитие конкурентных преимуществ, роль государства в экономике, комбинированное использования инструментов конкуренции способствует созданию такой стратегии, которая позволит равноправно участвовать отечественным предприятиям на внешних рынках. В настоящее время формируется долговременная тенденция развития мировой экономики, которая предусматривает конкурентную либерализацию. Она предполагает диверсификацию торговли, внутренних и внешних товарных рынков, укрепление конкурентных позиций стран. Именно в такой среде России придется вести конкурентную борьбу в XXI в. При этом основным стратегическим направлением становится поиск путей повышения конкурентоспособности экономики и лидерства на внешних рынках.

Этому способствует развитие конкурентных преимуществ российской экономики. Они становятся главной целью и результатом хозяйственной деятельности, что связано с проявлением в них концентрированного превосходства над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах. Причем их можно измерить экономическими показателями, такими как прибыль, рыночная доля, объем продаж.

Таким образом, общим в системе научных взглядов на роль конкуренции в западных и российских теориях является тот факт, что её необходимо рассматривать как важнейший стимул экономического развития, альтернативы которому не существует. Соотнесение различных взглядов на развитие теории конкуренции позволяет определить направления практической реализации конкурентных преимуществ российской экономики и экономической политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления. Нац. фонд подгот. кадров. М.: Новости, 2000. — 254 с.
  3. A.M. Конкурентные преимущества и их роль в рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2003. — 49 с.
  4. A.B. Буагильбер, его эпоха и роль. Гл. 4. Школа Сэя и вклад Курно. Гл. 15 / Аникин A.B. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1971. Гл. 4. 367 с.
  5. A.B. Уильям Петти: Английский экономист и статистик, родоначальник классической буржуазной полит.экономии. М.: Экономика, 1986.- 92 с.
  6. М.П. Очерки истории экономической мысли. М.: БДЦ -пресс, 2005.- 328 с.
  7. М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. Пер. с англ.: E.H. Калмычкова и др. М.:ТЕИС, 2002. — 356 с.
  8. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. 4-е изд. /Акад. нар. хозяйства при Правительстве РФ. — М.: Дело Лтд., 1994. — 687 с.
  9. Д.Г., Бойетт Д. Т. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004. -512 с.
  10. Ю.Бранденбургер А. Что такое правильная игра: теория игр и стратегия компании. / Управление в условиях неопределенности. // Пер. с англ. А. Сатунин- ред.: Р. Пискотина, Е. Харитонова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-212 с.
  11. П.Вальрас Л. Начала чистой политической экономии или теория общественного богатства. М.: Изограф, 2000. — 448 с.
  12. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти тт. Т.5 (МГУ им. М. В. Ломоносова. Гл. редкол.: В. Н. Черковец (гл.ред.) и др.- М.: Мысль, 1994.-558 с.
  13. A.C. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. М.: РАГС, 2000. — 46 с.
  14. Вехи экономической мысли / Под ред. В. М. Гальперина. Т.2. Теория фирмы. СПб.: «Экономическая школа», 1999. — 536 с.
  15. Вехи экономической мысли. М. ТЕИС. Т.6: Международная экономика /Сост. А. П. Киреев. 2006. — 717 с.
  16. A.A. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития / Кубан.гос.ун-т. Краснодар, 2002. — 318 с.
  17. A.C. К. Маркс и развитие экономической мысли Запада. — М.: Экономика, 1990. 197 с.
  18. Г. М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике / С.-Пет.гос.ун-т экономики и финансов. Препринт. — СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та экономики и финансов, 2004. — 38 с.
  19. Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд и Джозеф Лэмпел. Школы стратегий. Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2001. 336 с.
  20. Т.Н. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование. -Воронеж.: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 2004. 198 с.
  21. О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции: Подходы к многоуровневому моделированию. — М.: Наука, 1999.-191 с.
  22. В.А. Конкуренция в современной экономике: диалектика эволюции: монография / В.А. Гордеев- Ярослав, гос. техн. ун-т. -Ярославль, 2005. 139 с.
  23. В.П. Трансформация конкурентных отношений в условиях глобализации экономики. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 108 с.
  24. Дж. К. Экономические теории и цели общества. (Пер.с англ.). -М.: Прогресс, 1979.-303 с.
  25. Дж.К. Новое индустриальное общество Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.- 479 с.
  26. В. Политическая экономия. Пер. под ред. Р. Марковича. СПб «Рапгорфъ», 1905.-120 с.
  27. В.К. Экономические очерки. -М.: ГУВШЭ, 2001 580 с.
  28. Избранные экономические произведения. Пер. с фр. Ред. М., Соцэкгиз, 1961.-198 с.
  29. Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. М.: Экономика, 1993, — 541 с.
  30. Дж. Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992. 447 с.
  31. Классика экономической мысли: Сочинения. Петти У., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 896 с. (Серия «Антология мысли»),
  32. И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер М.: ЮНИТИ, 2001,-239 с.
  33. Н.Д. Особое мнение: Избранные произв.: В 2 кн. М., 1993.- 2 кн. (Памятники экон. мысли).
  34. А.Н., Шепянко P.A. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 1999.-208 с.
  35. А. Конкуренция в вопросах и ответах. М.:Изд. Проспект, 2005.-225 с.
  36. . Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2004.- 800 с.
  37. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001. — 224 с.
  38. К. Капитал. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1954−1981, Т.З.- 629 с.
  39. К. К критике политической экономии. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., М.: Изд.полит.лит. 1959. Т.13.- 770 с.
  40. К. Наемный труд и капитал. / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9 т. М.: Политиздат, 1984. Т.1.- 698 с.
  41. К. Теории прибавочной стоимости / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1954−1981, Т.4,Ч.1−3- 615 е.- Т.26, 4.2- 703с., замеч. 14.
  42. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология /К.Маркс и Ф. Энгельс // Соч., 2-е изд. М.: Политиздат. 1954−1981. Т. 3. — 544 с.
  43. К., Энгельс Ф. Фейербах: Противоположность материалистического и идеалистического воззрений // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 1. — М.: Политиздат, 1986 -IV. 635 с.
  44. А. Основы экономической науки. Пер. с англ. В. И. Бомкина и др. Серия: Антология экономической мысли. М.: Эксмо, 2007. 831 с.
  45. А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Т.1. — 414 е.- Т. Н — 309 е.- Т. Ш — 350 с.
  46. Г. А. Инновации, конкурентоспособность и эффективность организации / Георгий Алексеевич Медведев. М.: Маркетинг, 2004. -414 с.
  47. Г. А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. М.: Дашков и К, 2005.-71 с.
  48. Л. Антикапиталистическая ментальность. Издание М.: Дело при участии изд-ва «Са1а11аху», 1993. 240 с.
  49. Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории: Пер. с англ. М.: Экономика, 2000. 876 с.
  50. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. -СПб: Питер, 2004. 268 с.
  51. Э. Теория игр (с примерами из математической экономики).- М., Мир, 1985.-200 с.
  52. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. /Пер. с англ. М.: Дело, 2003. — 360с.
  53. Нейман фон Дж. Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. — 708 с.
  54. Г. Теория игр. М.: Мир, 1971. 229 с.
  55. Передовая русская общественная мысль. А. Н. Радищев. Очерки истории СССР. XVITI век. Под ред. Б. Б. Кафенгауза. М.: Учпедгиз, 1962.-320 с.
  56. Д. Н. «Иван Посошков». М.: Экономика, 1989 г. — 143 с. (Из истории экономической мысли).
  57. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
  58. М. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 608 с.
  59. Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Соч.: В 5 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1995. 360 с.
  60. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 469 с.
  61. Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2001. — 39 с.
  62. Ю. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: Маркет ДС Корпорейшен, 2006.- 784 с.
  63. П. Конкуренция. СПБ. Изд-во: Нева, 2004 г. 96 с.
  64. . Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.-600 с.
  65. П.Э. Монополистическая конкуренция революция в теории: (Пер. И.В. Попович) // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы/ Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 2000. — 534 с.
  66. П. Основания экономического анализа. С-Пб.: Изд-во Экономическая школа, 2002. 634 с.
  67. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000.-256 с.
  68. . Основные течения современной экономической мысли. М: Прогресс, 1968. 600 с.
  69. Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки: Моногр. -М.: РГАЗУ, 2000. 127 с.
  70. O.A. Маркетинг и управление качеством торговых услуг. М.: Дело и сервис, 2006. 216 с.
  71. Р. Джон Мейнард Кейнс, 1883−1946: экономист, философ, государственный деятель: в 2 кн. / Скидельски Р. М.: Моск. школа полит. Исследований, 2005. — (Культура. Политика. Философия).
  72. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга IV. М.: ЭКСМО, 2007.- 960 с.
  73. В.Д. Конкуренция в сфере бизнеса/ РАН. Каф. экон. теории и предпринимательства. М., 2003. — 148 с.
  74. П. Производство товаров посредством товаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999, — 160 с.
  75. B.JI. Н.Х. Бунге. Судьба реформатора / Ин-т российской истории РАН. М.: РОССПЭН, 1998. — 398 с.
  76. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс// Теория фирмы/ Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.
  77. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  78. Р. Стратегический маркетинг/ Р. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  79. Н.И. Великие экономисты XX в.: жизнь и идеи. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1997. — 211 с.
  80. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.- 256 с.
  81. Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999. -288 с.
  82. Р. Стратегия конкуренции: анализ и практика. Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999. 120 с.
  83. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. /Пер. с англ. М.: ЗАО «Олим — Бизнес», 2002. — 288с.
  84. С.Ф. Рынок. Конкуренция. Максимизация прибыли. М.: Б.и., 1998.-290 с.
  85. С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород: ВВАГС, 2002. — 273 с.
  86. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: Изд-во ин. лит., 1959. — 572 с.
  87. В.А. Основные направления мировой экономической мысли: историко-экономический анализ /В.А. Щеголевский. Научн. ред. Я. С. Ядгаров. — М.: Современная экономика и право, 2006. 322 с.
  88. Г. З. Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы. (СПб Гос. ун-т экономики и финансов): Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-30 с.
  89. ЮО.Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. В 2-х кн. М.: АСТ-ЛТД, 1997 г. 448 с.
  90. Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802—1917. Н. X. Бунге. Библиографический справочник. СПб, 2001. 154 с.
  91. И.А. История экономического анализа: В 3-х тт./ Пер. с англ. под ред. B.C. Автономова. СПб: Экономическая школа, 2001. Т.З.- 678 с.
  92. ЮЗ.Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ./ Предисл. И общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  93. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  94. Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с анг. / Пер. с англ. под науч. ред. B.C. Автономова. -М.: ИНФРА-М, 2004. 930 с.
  95. Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1954−1981. Т. 19. -230 с.
  96. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд., испр. и доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. 304 с.
  97. А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КноРус, 2008.-464 с. 1. Периодические издания:
  98. С.Б., Розанова Н. М. Доминирующее положение и антиконкурентные соглашения // Экономический вестник Ростов.гос.ун-та. Ростов-на-Дону, 2004. — т.2. № 2. С. 112.
  99. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. //Вопросы Экономики. -1997. № 6. С. 138 — 154.
  100. Ш. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 4, — С. 75−86.
  101. И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2005. С. 113−119.
  102. Г. Конкуренция и вхождение в российский рынок // Финансы и развитие. 2001. — Вып. 38, № 2. — С. 22 — 25.
  103. Н., Дзлиев М. Плюсы и минусы конкуренции // Коммерческий вестник. 2000. — № 1. — С.30 — 31.
  104. А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5 (60). С. 16−24.
  105. Дж., Уинтер С. Д. Интерпретация экономических изменений: эволюция, структура и игры//- ЖЭТФ (Журнал экспериментальной и теоретической физики) 2005. № 4. — С.5−24.
  106. Л.Н. Ценовая и неценовая конкуренция на товарном рынке // Современные аспекты экономики. СПб, 2003 — № 18. С. 194 — 197.
  107. Г., Торлина Л. Монополистическая конкуренция и монополия на рынках информационных продуктов // Экономика и математические методы. М., 2004. Т.40, вып. 3. С. 51−60.
  108. А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение. //Вестник МГУ. Серия № 6. — экономика — 1991. № 1.-С.4.
  109. Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. // Экономист. 1997. -N1. С. 38−48.
  110. А., Третьяков Н. Некоторые методические аспекты конкурентного анализа. // Маркетинг. 2007. — № 1 (92). С. 48 — 51.
  111. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 35−40.
  112. Э.У. Организация работы по созданию маркетинговых стратегий и тактических действий в торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. № 6. 2005 г. С. 91 98.
  113. С.А. Конкуренция и конкурентоспособность: проявление и сущность // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. 2001. — N 1. — С. 108−113.
  114. С. Конструктивный маркетинг: теории и практика. // Управление компанией. № 7, 2004. С. 14−16.
  115. Рей А. Конкуретные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. — № 8. С. 46 -65.
  116. Ю.Б. Конкуренция: 10 правил успешного дебюта. // Управление компанией. № 5. 2004 г. С. 23 26.
  117. JI.B. Конкурентная политика в переходной экономике // Международный бизнес России. 1995. — № 12. С. 3−7.
  118. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 12. С. 5 — 14.
  119. Е.Б. Монополистический капитализм первой половины XX в. в исторической ретроспективе // Новая и новейшая история. 1990. — № 2. С.20−36.
  120. Ф.Р. Историко-экономический аспект теории конкуренции // Методол. пробл. науки: Матер, науч. конф. Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1998. С.40−41.
  121. Издания на английском языке:
  122. Brandenburger A.M., Nalebuff В.М. Co-opetition. -N.Y.: Doubleday, 1996. P. 11−39.
  123. Chamberlin E.H. The Theory of Monopolistic Competition / Chamberlin E.H. Cambridge MA: Harvard University Press, 1933−1962.
  124. Clark J.M. Competition as a Dynamic Process / Clark J.M. Washington, DC: Brookings Institution, 1961. — P. 326.
  125. Clark J.M. Competition and Objectives of Government Policy. // Monopoly and Competition and Their Regulation. Ed. by E.Chamberlin. London: Macmillan, 1954. P.317−337.
  126. Clark J.M. Toward a Concept of Workable Competition / J. M Clark //American'Economic Review.- 1940.- № 30. (June) P.243.
  127. Edgeworth F. Papers Relating to Political Economy. London. 1925. Vol. 2. P.c.314.
  128. Jevons W.S. Theory of Political Economy. London, 1871. P.86−87.
  129. Knight F. Risk, Uncertainty and Profit. Chicago London, 1971. P. c.78−79.
  130. Moore J.F. The Death of Competition. -N.Y.: Harper Business, 1996. P. 1926.
  131. Nelson R. Technical Change and Economic Theory (co-eds. with G. Dosi ct al.). London: Pinter Publishers, 1988. P. 87.
  132. Nelson R. Technology, Economic Growth and Public Policy (with M J. Peck and E. D. Kalachek). Brookings Institute, 1967. The Journal of Finance, Vol. 22, No. 4 (Dec., 1967). P. 703−704.
  133. Nelson, Richard R & Winter, Sidney G, 1982. «The Schumpeterian Tradeoff Revisited,» American Economic Review, American Economic Association, vol. 72 (1), pages 114−32, March.
Заполнить форму текущей работой