Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация взаимодействия структур крупного и малого предпринимательства на рынке нефтепродуктов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цены на сырую нефть подвержены значительным колебаниям в периоды, когда на рынке наблюдается недостаток или избыток продукта. Поэтому, с одной стороны, наиболее значимыми параметрами на рынке нефти являются уровни спроса и предложения. С другой стороны, рынок нефти в последнее десятилетие превратился в крайне спекулятивный сегмент товарного рынка. Это связано с тем, что квоты добычи нефти… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития организационно-экономического взаимодействия субъектов крупного и малого предпринимательства на рынке нефтепродуктов
    • 1. 1. Концептуально-методологические подходы к определению сущности рынка нефти и нефтепродуктов
    • 1. 2. Состав и структура системы предпринимательства в нефтепродуктовом комплексе
    • 1. 3. Принципы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в процессе нефтепродуктообеспечения
  • 2. Состояние и тенденции развития предпринимательства на рынке нефтепродуктов
    • 2. 1. Характеристика нефтепродуктового рынка России
    • 2. 2. Анализ деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний как субъектов крупного предпринимательства на рынке нефтепродуктов
    • 2. 3. Региональные особенности нефтепродуктового рынка России
  • 3. Приоритетные направления совершенствования экономического механизма взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого бизнеса в процессе нефтепродуктообеспечения
    • 3. 1. Мониторинг основных точек конкурентного роста процесса нефтепродуктообеспечения
    • 3. 2. Направления совершенствования экономического механизма взаимодействия крупного и малого предпринимательства на рынке нефтепродуктов
    • 3. 3. Логистическая модель организации взаимодействия крупного и малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения

Организация взаимодействия структур крупного и малого предпринимательства на рынке нефтепродуктов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях современной российской действительности, определяющейся сырьевой доминантой экономики, нефтеориентированным бюджетом страны, зависимостью эндогенных процессов от конъюнктуры мирового рынка углеводородов, остро обозначилась объективная необходимость формирования такой структуры рынка нефтепродуктов, которая обеспечила бы сбалансированность интересов государства и хозяйствующих субъектов с учетом потребностей внутреннего рынка. Нет необходимости повторять общеизвестный постулат о «сырьевом» характере российской экономики. На долю нефтяной отрасли приходится почти 10% общего объема промышленного производства России, 6% ВВП, 22% валютных поступлений и 17% налоговых платежей. Опыт тех лет, когда цена нефти на мировом рынке была особенно высока, показывает, что именно эта отрасль может исполнять роль стабилизатора всей хозяйственной системы страны, в частности, путем формирования дополнительных доходов от экспорта нефти и инвестирования прибыли нефтяными компаниями в свою и смежные отрасли. Рост инвестиций в нефтяном секторе привел к росту спроса на продукцию металлургии и машиностроения, обеспечивающих нефтяников трубами и оборудованием. Поэтому неудивительно, что на протяжении последних лет благополучие российской экономики связывают с ситуацией в нефтяной отрасли. В этой связи одной из актуальных задач является разработка эффективных моделей организации и принципов управления различными сегментами нефтяного комплекса.

Являясь с позиций обращаемого на нем актива товарным рынком, рынок нефтепродуктов имеет свои отличительные особенности, среди которых выделяется присущий только ему субъектный состав, характеризуемый доминантой небольшого числа крупных предпринимательских структур — вертикально интегрированных нефтяных компаний — и значительным числом не обладающих экономической властью предприятий малого бизнеса. Значимость проблемы функционирования системы предпринимательства можно объяснить тем, что его напрямую связывают с национальной безопасностью государства, возводя в ранг государственной политики.

Региональный принцип деятельности интегрированных компаний был предопределен порядком их создания, когда за основу были взяты бывшие производственные объединения, тяготеющие к определенному району нефтедобычи. Именно это являлось причиной того, что нефтяные гиганты являются на данный момент крупными региональными монополиями, контролирующими всю отраслевую инфраструктуру и посредством этого регулирующими возможность доступа в отрасль на всех этапах процесса нефтепродуктообеспечения для конкурирующих компаний.

Необходимость усиления позиций малого бизнеса на. нефтепродуктовом рынке проистекает из основной цели деятельности хозяйствующих субъектов, состоящей в полном, качественном, и своевременном удовлетворении платежеспособного спроса при наиболее экономически эффективном использовании имеющихся производственных ресурсов по всей технологической цепи в процессе нефтепродуктообеспечения. В связи с этим приоритетное значение приобретает создание механизма взаимодействия структур крупного и малого предпринимательства на данном сегменте рынке. Недостаточная разработанность методических аспектов указанной проблемы с учетом требований современных условий хозяйствования определили актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Осознание предпринимательства в качестве социально-значимого экономического явления обуславливает необходимость его изучения в достаточно широком контексте — как элемента структуры социума. В основе исследований этого феномена лежит знание законов развития общества, широкая научная парадигма, основоположниками которой выступают Р. Кантильон и А. Смит.

Многие аспекты, связанные с развитием предпринимательства и эволюцией рыночных моделей хозяйствования, а также формированием институциональной среды рыночной экономики были исследованы и изучены в работах Гелбрейта Дж., Вебера М., Визера Ф., Жувенеля Б., Кейнса Дж., Клауса В., Коуза Р., Маршалла А., Мизеса Б., Моргенштейна О., Норта Д., Сакса Дж., Стинглера Г., Тюнена И., Стиглица Дж., Фридмена М., Хайека Ф., Шумпетера Й., Эрхарда Л., Эскриджа К. и многих российских экономистов, среди которых Л. Абалкин, В. Балабанов, А. Илларионов, Д. Львов, Б. Мильнер, Н. Петраков, С. Шаталин, Н. Шмелев и другие.

Вопросы совершенствования организационно-экономического механизма развития субъектов крупного предпринимательства были в центре внимания научных интересов различных школ и отдельных экономистов. Так, в данной области особенно ценны разработки Брейли Р., Майерса С., Росса С., Вестерфилда Р., Джордана Б., Ченга Ф. Ли, Финнерти Д. И., а также М. Эскиндарова, И. Беляевой, В. Бочарова, В. Леонтьева, С. Гальперина, М. Дороднева, Ю. Мишина, Е. Пухова, В. Слепова, О. Вороненко и других;

Проблематика малого предпринимательства нашла свое отражение в трудах таких отечественных исследователей, как: Н. Агурбаша, Н. Аристера, А. Бравермана, Л. Булочниковой, Т. Заславской, Г. Попова, В. Сенчагова, В. Супяна, Ф. Шамхалова, Е. Ясина.

Осуществленные российскими и зарубежными исследователями научные разработки системы предпринимательства послужили исходной теоретической базой авторской концепции. Однако изученность рассматриваемой проблемы остается недостаточной для осмысления феномена предпринимательства на рынке нефти и нефтепродуктов и его места в процессе нефтепродуктообеспечения, выработки и внедрения эффективного, с точки зрения, хозяйствующей системы в целом механизма взаимодействия предпринимательских структур различных форм собственности.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство, п. 10.10 «Методология и теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур», п. 10.15 «Организация системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства, формирование и развитие предпринимательских сетей» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование, развитие теоретических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономических взаимоотношений предпринимательских структур крупного и малого бизнеса в процессе нефтепродуктообеспечения.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, отражающих структуру и последовательность предпринятого исследования: выявить сущность рынка нефтепродуктов и доминантные факторы, детерминирующие его эволюцию, структуру и специфику предпринимательской деятельностирассмотреть содержание категории «нефтепродуктообеспечение» с позиций системного анализа технологических и финансово-экономических характеристикпровести макроэкономическую оценку деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний как субъектов крупного предпринимательства и проследить логику их трансформации и развитияраскрыть региональные особенности формирования и функционирования локальных нефтепродуктовых рынковосуществить мониторинг областей формирования точек конкурентного роста на рынке нефтепродуктовохарактеризовать развитие малого бизнеса в российском нефтепродуктовом сектореобосновать приоритетные направления совершенствования экономического механизма взаимоотношений крупного и малого предпринимательства на нефтепродуктовом рынкеразработать модель организации эффективного взаимодействия предпринимательских структур в системе нефтепродуктообеспечения.

Предметом исследования являются экономические взаимоотношения субъектов крупного и малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения.

Объект исследования. В качестве объекта настоящего исследования выступают предпринимательские структуры российского нефтепродуктового комплекса различных форм хозяйствования.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой исследования прослужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к изучаемой проблеме, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методологических и практических пособиях, законы, принятые Федеральным собранием РФ.

На разных этапах исследования применялись географический, абстрактно-логический, монографический, сравнительный, аналитический, экономико-статистический методы, методы экономико-математического моделирования и др.

В качестве эмпирической базы были использованы статистические и аналитические материалы Госкомстата России, Министерства РФ по антимонопольной политике, Министерства экономического развития и торговли РФ, Счетной палаты РФ, Ставропольского краевого комитета государственной статистики, Управлений Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве, по Ставропольскому краю, Министерства финансов.

Нижегородской области, Территориального дорожного фонда Псковской области, официальная информация о производственно-финансовой деятельности нефтяных компаний, данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, различной производственной документации.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на системе теоретических положений и научной позиции автора по вопросам оптимального организационно-экономического механизма взаимодействия крупного и малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения, базирующегося на формировании логистических платформ как функциональной единицы участия малого бизнеса на рынке нефтепродуктов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Рынок нефтепродуктов предлагается определять как специфический олигополистический вид организованной системы отношений, именуемых процессом нефтепродуктообеспечения и возникающих между производителями, продавцами и потребителями по поводу купли-продажи нефтепродуктов на основании спроса, предложения физического товара на спотовых рынках и на основании взаимодействий участников срочного рынка нефти, растянутых во времени и основанных на ожиданиях.

2. Структура рынка нефтепродуктов должна быть такова, чтобы: на первом этапе процесса нефтепродуктообеспечения создать уровень добычи нефти, достаточный для полного удовлетворения спроса в нефтепродуктах на внутреннем рынкена этапе нефтепереработки осуществлялся такой процесс обработки сырой нефти, результатом которого явилось бы получение соответствующего платежеспособному спросу объема и качества нефтепродуктов при соблюдении высоких показателей эффективности деятельности нефтеперерабатывающих заводовна третьем этапе посредством сбытовых мероприятий в полном объеме и в установленные сроки осуществлялось бы обеспечение конечных потребителей качественными нефтепродуктами.

3. Предпринимательские структуры на рынке нефтепродуктов целесообразно классифицировать, руководствуясь не предельным размером средней численности работников, а принципом организационно-экономической структуры субъектов, под крупным бизнесом подразумевая вертикально интегрированные нефтяные компании, а под малым — неинтегрированные нефтедобывающие компании, мини-нефтеперерабатывающие заводы, независимых операторов розничного рынка. Такая классификация позволит разработать наиболее эффективную нормативно-правовую базу регулирования предпринимательской деятельности в процессе нефтепродуктообеспечения и сформировать систему малого бизнеса.

4. Эффективность государственного регулирования системы нефтяного предпринимательства определяется невозобновляемостью исходного сырья — нефтиотсутствием товаров-заменителей нефти и нефтепродуктовиспользованием нефтепродуктов в других отраслях хозяйственной деятельностисращением финансового и промышленного капиталовсверхприбылями нефтяных компанийразрывом в уровнях экспортных и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, порождающим внутренний дефицит нефтепродуктовнеобходимостью обеспечения экологической безопасности общества и разработки национальных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий труда.

5. Доминирующие в нефтяном комплексе вертикально интегрированные нефтяные компании в своей производственно-сбытовой политике ориентированы на общемировой рынок нефти и нефтепродуктов, предопределяя дефицит углеводородов внутри страны, рост цен на топливо, товары народного потребления и раскручивание инфляционной спирали. Интеграционная направленность их деятельности, усугубляемая синергетическим эффектом и недобросовестной конкуренцией, является основой дискриминации независимых нефтяных компаний.

6. Дифференцированность субъектов Российской Федерации, детерминированная природно-климатическими, экономико-географическими и историческими причинами, позволяет классифицировать региональные рынки нефтепродуктов по объемам запасов нефти, степени разработанности месторождений, соотнесенности производителей и потребителей нефтепродуктов, влиянию нефтяной отрасли на формирование бюджета региона, уровню развития конкуренции и малого бизнеса, интенсивности автотранспортного потока, степени развития промышленного производства, обеспеченности населения автотранспортными средствами, по структуре городского транспорта.

7. Обязательным условием эффективности процесса нефтепродуктообеспечения является расширение деятельности субъектов малого предпринимательства: 1) на этапе нефтедобычи это повышает общий объем добычи нефти и значения коэффициента извлечения за счет небольших месторождений, инициирует возникновение кумулятивного эффекта для бюджета и увеличение спроса на продукцию других отраслей- 2) внедрение малого бизнеса в нефтепереработку позволяет снизить себестоимость нефтепродуктов и повысить конкуренцию в розничном звене- 3) увеличение удельного веса независимых операторов ведет к уменьшению степени зависимости внутреннего рынка от мировых цен на углеводородное сырье, к стабилизации процесса нефтепродуктообеспечения, снижению риска необоснованного повышения цен на основные виды топлива.

8. Оптимальный механизм взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого бизнеса в процессе нефтепродуктообеспечения базируется на логистической модели, предполагающей формирование логистических платформ — интеграции в рамках определенной территории экономически и юридически самостоятельных субъектов предпринимательства, действующих в процессе нефтепродуктообеспечения, относящихся к неинтегрированным компаниям и объединенных в единую логистическую цепь в рамках единого логистического канала для повышения конкурентоспособности отдельного логистического звена и достижения общих стратегических и тактических целей по оптимизации нефтепродуктового потока региона. Данная концепция способствует повышению своевременности и полноты удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны в нефтепродуктах, созданию конкурентоспособного механизма участия малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения, увязывает общегосударственные и региональные интересы с интересами субъектов малого предпринимательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом развитии сущности рынка нефтепродуктов и процесса нефтепродуктообеспечения, обосновании приоритетных направлений и способов организационно-экономических взаимоотношений субъектов рынка нефтепродуктовразработке логистического механизма организации взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого бизнеса в системе нефтепродуктообеспечения.

Элементами приращения научного знания являются следующие теоретические, методические и практические результаты:

1. Уточнение сущности рынка нефтепродуктов и процесса нефтепродуктообеспечения, который в соответствии со стадиями технологического процесса дифференцирован на добывающий, перерабатывающий и сбытовойв соответствии с субъектным составом рассмотрен через призму нефтедобывающих компаний, производителей нефтепродуктов, посреднических структур, обслуживающих конъюнктуру рынка производств, государства в лице законодательной и исполнительной власти и конечных потребителей углеводородов.

2. Обоснование необходимости применения отличной от закрепленной законодательно методологи классификации предпринимательских структур на крупное и малое, основывающейся на специфике организационно-экономических условий функционирования отрасли, масштабах деятельности и организационной структуре субъектов нефтяного рынка.,.

3. Аргументация принципов, методов и направлений государственного регулирования предпринимательства в системе нефтепродуктообеспечения, основными из которых являются: регулирование механизма ценообразования с учетом олигополистического характера рынкасоздание оптимальной системы налогообложения, балансирующей стремление государства максимизировать налоговые поступления в бюджет и стремление хозяйствующих субъектов к наращиванию воспроизводственных процессов-. стимулирование продаж нефтепродуктов на внутренних рынкахформирование механизма изъятия сверхприбылей.

4. Установление технико-экономических характеристик этапов процесса нефтепродуктообеспечения и факторов, определяющих темпы его развитиясостояние нефтедобычипоказатели нефтеотдачи, нефтепереработкиуровень развития инфраструктуры транспортировки нефти и нефтепродуктов и внутренней инфраструктуры компанийобъем инвестиций в нефтедобычу и нефтепереработкууровень износа основных производственных фондов нефтяных компанийструктура автомобильного паркамеханизм розничной. реализации нефтепродуктовсостояние нормативно-правовой базы.

5. Выявление неоднородности российского нефтепродуктового комплекса как совокупности региональных (локальных) рынков в силу дифференциации субъектов Федерации по соотнесенности производителей и потребителей нефтепродуктов, степени разработанности нефтяных месторожденийвлиянию нефтяной отрасли на формирование бюджета региона, уровню промышленного производства региона, стадии развития конкурентных отношений субъектов рынка нефтепродуктов.

6. Проведение диагностики направлений формирования механизма взаимодействия крупного и малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения, отвечающих требованию достижения основной цели деятельности субъектов нефтепродуктового рынка. 7. Разработка модели логистического взаимодействия структур крупного и малого бизнеса в процессе нефтепродуктообеспечения, основанной на формировании логистических платформ — структур всеобъемлющей интеграции субъектов малого предпринимательства в рамках отдельного региона.

Практическая значимость исследования. Разработанные в ходе диссертационного исследования положения создают теоретическую, методологическую и практическую основу организационно-экономического построения федерального и региональных нефтепродуктовых рынков и их регулированию. Непосредственно практическое значение для совершенствования взаимоотношений предпринимательских структур и развития конкуренции в процессе нефтепродуктообеспечения имеет разработанная модель логистического взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Результаты научного исследования и методические рекомендации по внедрению механизма взаимодействия предпринимательскихструктур на региональных нефтепродуктовых рынках могут быть использованы субъектами крупного и малого предпринимательства, Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли при разработке нормативных документов, направленных на удовлетворение внутреннего спроса на нефтепродукты, обеспечение бесперебойных поставок топлива, предотвращения роста цен на углеводороды, сдерживание инфляции.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты выполненного диссертационного исследования были изложены на VII годичном заседании «Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы» международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (Воронеж, 2004 г.) — IV межвузовской научно-практической конференции.

Совершенствование техники, технологии, экономики в сервисе и методики обучения" Ставропольского технологического института сервиса ЮжноРоссийского государственного университета экономики и сервиса (Ставрополь, 2004 г.) — ежегодных научно-методических конференциях по результатам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2003;2004 гг.).

Отдельные результаты исследования были использованы в коллективной монографии «Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение» (Воронеж, 2004 г.).

Публикации. По материалам исследований опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,4 пл., в т. ч. авторский вклад — 1,35 п.л.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы Ставропольского государственного университета в рамках научной школы «Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство».

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (185 наименований). Работа изложена на 229 страницах машинописного текста, включает 41 таблицу, 22 рисунка, 5 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Предпринимательская деятельность — одна из форм экономических отношений, сложное социально-экономическое явление, представляющее непростой путь эволюции.

Через экономическую науку «предпринимательство» вторгается в рыночную экономику с субъективными, психологическими и социальными подходами, при этом оно затрагивает и политическую сферу жизни общества. Как ни в какой другой области этот феномен наиболее ярко проявляется в топливно-энергетическом комплексе, в частности, нефтяной отрасли.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что российская экономика, а вместе с ней и остальные области жизни современного общества находятся в ситуации отрой зависимости от состояния и вектора развития нефтяного сектора страны, функционирующего в рамках мировой конъюнктуры глобального рынка углеводородов. Причем количество срочных контрактов по этому виду финансового актива несоизмеримо больше числа операций на спотовом рынке. Это связано как с многообразием нефтяных контрактов, так и с их высокой ликвидностью.

Цены на сырую нефть подвержены значительным колебаниям в периоды, когда на рынке наблюдается недостаток или избыток продукта. Поэтому, с одной стороны, наиболее значимыми параметрами на рынке нефти являются уровни спроса и предложения. С другой стороны, рынок нефти в последнее десятилетие превратился в крайне спекулятивный сегмент товарного рынка. Это связано с тем, что квоты добычи нефти в обозначенный период определяются не соотношением спроса и предложения, а путем политических переговоров между основными мировыми участниками этого рынка — ОПЕК, страны большой семерки и другие. Как и для всякого крайне спекулятивного и директивного сегмента финансового рынка большой вклад в ценообразование на рыке нефти вносят предпочтения его участников, которые в значительной степени определяются не столько тем, каких изменений в соотношении спроса и предложения они ожидают, сколько стратегиями торгов крупных групп на этом рынке.

Рост потребности того или иного государства определяется многими факторами, но один из них является особенно важным — это фаза экономического цикла страны-потребителя. При одинаковых темпах экономического роста спрос на нефть и нефтепродукты в индустриально развитых государствах увеличивается, как правило, с меньшей скоростью, чем в развивающихся странах.

Исследование рынка топлива помогает лучше понять поведение других важнейших финансовых инструментов, в первую очередь, облигаций и долларов США, поскольку, во-первых, их изменения накладывают отпечаток на нефтяные торги, а во-вторых, динамика цен нефти часто опережает динамику рынков большинства товаров.

На национальном уровне высокие мировые цены на нефть в сочетании с удовлетворительным налоговым режимом предопределяют рост валютной выручки России, объемов промышленного производства и делают достижимыми запланированные Правительством РФ темпы роста ВВП. По оценкам Министерства энергетики РФ и специалистов инвестиционно-банковской группы «НИКойл», к 2020 г. добыча нефти в стране приблизится к отметке в 540 — 560 млн. т, при этом экспорт будет составлять порядка 65% (350 — 360 млн. т). Значения этих показателей, дополненные достигнутыми в 2004 г. мировыми ценами на углеводородное сырье, ярко иллюстрируют роль и место нефтяного сектора как главного двигателя отечественной экономики.

Объективные технико-экономические параметры рынка нефти и нефтепродуктов предопределили формирование крупных интегрированных предпринимательских структур в качестве доминирующих субъектов данной отрасли.

Российские нефтяные компании существенно отличаются от своих конкурентов из других стран тем, что они имеют возможность использовать уникальные макроэкономические условия, продавая значительную часть продукции на экспорт и получая долларовую выручку. Они имеют возможность осуществлять закупки оборудования за рубли на внутреннем рынке, используя наработанный потенциал тяжелого машиностроения России. Таким образом. Прибыльность российских нефтяных компаний оказывается защищенной на макроэкономическом уровне. Более того, сам курс рубля во многом зависит от динамики поставок на экспорт нефти и нефтепродуктов. Резкое увеличение прибыльности нефтяных компаний было вызвано в основном макроэкономическими факторами, хотя некоторое влияние оказали и активно внедрявшиеся программы сокращения издержек.

Вместе с тем создание конкурентоспособной системы малого бизнеса является не только допустимым, но единственным условием успешного развития внутреннего рынка углеводородов с позиций выполнения последним своей общественной функции, состоящей в полном, качественном и своевременном удовлетворении платежеспособного спроса при наиболее экономически эффективном использовании имеющихся производственных ресурсов по всей технологической цепи в процессе нефтепродуктообеспечения.

Достижение поставленной задачи требует консолидации как самих независимых нефтетрейдеров, так и государственных органов с тем, чтобы нейтрализовать дискриминационные по отношению к малым нефтяным компаниям барьеры вступления в отрасль. При этом установлено, что положительная роль государственного вмешательства в нефтяную отрасль при экономически целесообразном механизме достаточно велика.

В качестве направлений совершенствования основных областей, эффективное функционирование которых может обеспечить рациональное взаимодействие между крупным и малым бизнесом в целях полного, своевременного и качественного удовлетворения платежеспособного спроса на нефтепродукты, предлагаются: государственное антимонопольное регулирование процессов экономической концентрации на рынках нефтепродуктов в части возможных поглощений вертикально интегрированными нефтяными компаниями малых нефтедобывающих предприятий и независимых автозаправочных станцийразработка жизнеспособного, балансирующего интересы государства, крупного и малого бизнеса на рынке нефтепродуктов механизма налогообложения процесса нефтепродуктообеспеченияразвития биржевых механизмов торговли нефтепродуктами и создание эффективного механизма отбора биржвнедрение логистической модели функционирования малого предпринимательства в процессе нефтепродуктообеспечения с целью стабилизации внутреннего рынкаприменение конкурсного подхода к организации поставок нефтепродуктов для государственных нужд.- разработка механизма прогнозирования и предупреждения возможного объема дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке и периодов (пиков сезонности) его возникновения;

Создание логистической модели взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого бизнеса в процессе нефтепродуктообеспечения позволит эффективно решить целый круг задач:

1) стратегическое планирование, маркетинг, физическое распределение продукции производителей;

2) контроль, учет и оптимальное управление объемами закупок в логистической цепи;

3) операционная экономия за счет снижения издержек в области маркетинга, учета и сокращения затрат на сбыт;

4) представление интересов малых компаний на срочных рынках нефтепродуктов;

5) гарантирование качества реализуемых элементами логистической платформы нефтепродуктов;

6) создание контейнерных терминалов и транспортно-складских комплексов;

7) информационно-консультативное сопровождение деятельности субъектов логистической платформы.

Предлагаемый механизм — это универсальная надстройка для обеспечения эффективного и поступательного развития системы малого предпринимательства на нефтепродуктовом рынке, что, прежде всего, определяется научным подходом к интеграционным образованиям, возможностью прогнозирования и моделирования стратегии и тактики их участников.

Логистические платформы — новое в практике организации данного сегмента хозяйственной системы. Их внедрение позволит снять противоречия между интересами крупного бизнеса, ориентированного на экспортный рынок, с одной стороны, и государства, стремящегося стабилизировать уровень инфляции и ситуацию на внутреннем рынке топлива и увеличить поступления от экспортных операций, с другой стороны. Одновременно появиться возможность сформировать систему биржевой торговли углеводородами с участием малого бизнеса, а значит, внедрить в хозяйственную практику механизмы управления рисками в условиях неопределенности.

В рамках данной работы не рассматривались отдельно отраслевые особенности применения логистического механизма, однако они существуют и должны быть учтены в дальнейшем.

Конечной целью предлагаемой методики организации взаимоотношений субъектов крупного и малого предпринимательства является создание ассоциации (союза) независимых участников нефтяного рынка на региональном уровне с последующей организацией хозяйственного товарищества или общества для ведения логистической платформой предпринимательской деятельности от ее лица.

Один из главных аспектов деятельности нового образования — это биржевая торговля нефтепродуктами в целях управления многочисленными рисками. В этой связи должны быть решены следующие основные задачи:

• создание структуры взаимодействия между биржей и участниками рынка;

• обоснование выбора объекта торговли (форвардный контракт, фьючерс или опцион и конкретные виды нефтепродуктов);

• разработку спецификации биржевого контракта (базовый актив, сроки исполнения и расчетов, шаг аукциона, гарантийное обеспечение и т. д) и технологических аспектов организации торговой системы;

• формирование механизма определения биржевой цены;

• разработку методики учета железнодорожного тарифа при определении цены для договора поставки, заключенного на основании биржевой сделки;

• формирование принципов допуска участников к торговой сессии;

• создание системы мер по обеспечению выполнения заключенных биржевых контрактов;

• разработку юридических аспектов биржевой торговли контрактами на поставку нефтепродуктов;

• обоснование методики организации расчетов по заключенным сделкамопределение порядка урегулирования споров.

В завершении отметим, что проблема взаимоотношений предпринимательских структур различных форм собственности и организационной структуры — одна из наиболее актуальных и дискутируемых на настоящий момент и не имеет однозначного решения. Однако предлагаемая методика основывается на комплексном подходе и учитывает приоритеты вовлеченных сторон. Теоретико-методологическое обоснование ряда аспектов дает почву для дальнейшей работы в данном направлении и может быть использовано в условиях постоянно меняющейся хозяйственной ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, И, III) — Официальный текст. М.: «Издательство ЭЛИТ», 2004
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Изд-во Эксмо, 2004
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (с изменениями от 07.08.2001 № 120-ФЗ)
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М.: Экономическая газета, № 25, июнь 1995
  6. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ)
  7. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ
  8. Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28.04.1997 г. № 426
  9. Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г.
  10. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы //
  11. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2000 г. № 607
  12. Приказ МНС РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 22 „Акцизы“ Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)» от 18.12.2000 г. № БГ-3−03/440
  13. Приказ МНС РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 22 „Акцизы“ Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)» от 19.12.2000 г. № БГ-3−03/441
  14. Приказ МНС РФ «Об утверждении форм декларации по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье и инструкции по ее заполнению» от 20.10.2000 г. № БГ-3−03/398
  15. ГОСТ 2517–85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
  16. ГОСТ 26 976–86 Нефть и нефтепродукты. Методы измерения массы
  17. ГОСТ 6370–83 Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей
  18. Н.Г. Проблемы малого предпринимательства. — М.: Московский издательский дом, 2001
  19. Н.Г. Сущность и задачи малого предпринимательства. — М.: Биоинформсервис, 2000
  20. B.C., Булочникова JI.A., Демидова Л. А. Государственное стимулирование экономического роста. М.: Анкил, 2000
  21. А.Н. Опционы и фьючерсы. — М., 1996.-176с.
  22. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист, 2001, № 4
  23. Р. Политическая экономия. Т. 1. М.: Международные отношения, 1995.
  24. Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001
  25. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность: (Нефтяной комплекс России). М.: МГФ «Знание», 2000. С. 5−7
  26. Биржевая деятельность: Учебник / Под. ред. А. Г. Грязновой, Р. В. Корнеевой, В. А. Галанова. — М.: Финансы и статистика, 1995. 240 е.:
  27. Биржи в СССР: первый год работы / Под. ред. А. А. Яковлева. М.: Институт исследования организованных рынков, 1991.- 192 с.
  28. Л.Ю. Об оптимизации функционирования нефтяной отрасли российской экономики.: Предпринт № WR/2001/05. -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.-40 с.
  29. Е.Н. Развитие малого предпринимательства в России и- странах СНГ. М.: «Клистар», 2002. — 109 с.
  30. Е.Н., Чукуева Э. М. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане и России. Информационный сборник ВИНИТИ «Федеральные и региональные программы России». Вып. № 3 (25). М.: 2001.
  31. В. В. Корпоративные финансы. — СПб: Питер, 2001 г. (серия ^ «Ключевые вопросы»)
  32. Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ.: Учебник для студентов экон. специальностей вузов. М.: Олимп-Бизнес, 1997
  33. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1997
  34. В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке. Ставрополь: редакционно-издательский центр «Развитие», 1994. — 362 с.
  35. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в «' 2./Кн. 1.-М.: Интерпракс, 1994. 256 с.
  36. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995
  37. Ввоз (покупка) и вывоз (продажа) продукции производственно-технического назначения за 2001 г. Ставрополь: Издательство: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2002it> г. 47 с.
  38. М. Избранные произведения. М.: 1990
  39. Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М.: Финансы, 1974. — 128 с.
  40. A.M., Голда З. К. Основы биржевой деятельности: Курс лекций. М.: Финансы и статистика, 1994. — 88 е.: ил.
  41. Высшая математика для экономистов / Под ред. Н. Ш. Кремера. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  42. С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур / под ред. Гальперина С. Б. — М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэконмики, 2001. 60 с.
  43. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ. — М.:Мир, 1981.Кн. 1. —341 с.
  44. Р. Финансовый капиталъ: Новейшая фаза развития капитализма / Пер. с нем. И. Степанова. Изд. 6-е стереотип. М.-Л.: Госсоцэкизд, 1931 с. 286
  45. Е. А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 1999. 319с.
  46. М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. 208с.
  47. А.А., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1995
  48. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. И. И. Столярова, М.: Дело, 2002 г.
  49. В.И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. М.: Джет Пресс К0, 2000
  50. А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 248 с.
  51. А.Е., Никольский Ю. Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент + финансы. М.: Принтлайн, 1996. — 384 с.
  52. В. Н. Основы логистики и маркетинга Учебное пособие-. — Ростов н/Д: РГАС, 1995. — 128 с.
  53. Г. Фондовая биржа и биржевые операции / Пер. с франц.-М., 1992. 107 с.
  54. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2000
  55. П.Т. Второй / Предисловие к кн. Дж. Сороса «Алхимия финансов», М.: ИНФРА-М, 1997
  56. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ, под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  57. Е. П., Мытник Н. П., Щербаков А. Маркетинг и логистика в строительстве: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАС, 1994. —64 с.
  58. Д.В. и коллектив соавторов. Учебник по основам экономической теории. М.: «ВЛАДОС», 1994. — 384 е.: ил.
  59. А.И., Аксютина З. М., Савельева Т. И. Курс высшей математики для экономических вузов. Ч. 2 — М.: Высшая школа, 1982
  60. А.И., Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. М.: Экономика, 1987
  61. С. Концепции логистики (системный анализ). — М.: РЭА, 2003
  62. Дж.М. Трактат о денежной реформе / Пер. с англ. М.: Экономическая жизнь, 1925. — 108 с.
  63. Р. У. Финансовые деривативы: Учебник. Изд. 2-е / Пер. с англ. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 360 с.
  64. Конфликты интересов в деятельности финансовых институтов: Опыт и практика саморегулирования и государственного регулирования в странах ОЭСР: Материалы семинара ОЭСР и ЦБ РФ. Москва, 20−21 февраля 1997 г. -178 с.
  65. Д.Д. Макрологистические системы рыночной экономики. Ростов н/Д: РГЭА, 1996. — 86 с.
  66. Д. Д., Саввндн И. И. Маркетинг предприятия. — М.: Контур, 1998.- 112 с.
  67. Д. Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. — М.: Приор, 2000. — 128 с.
  68. В.Ф. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики. Автореф. диссетр. на соис. учен, степени канд. экон. наук, спец. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством. М., 1995.-19 с.
  69. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  70. В.Д. Субъекты хозяйствования и их трансформация в переходной экономике. Хабаровск, 1996. — 185 с.
  71. Л. Г. Бабешко Л. О. Теория массового обслуживания в экономической сфере: Учебное пособие. — М.: Банки н биржи, 1998. — 319с.
  72. О. В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций. -Саратов: СГТУ, 1995. — 35 с.
  73. В. Я., Алферьсв В. П. Экономические проблемы организации логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. — М.: АгриПресс, 2000. — 266 с.
  74. М. Р., ФиронХ. Е. Управление снабжением и запасами. Логистика: Пер. с англ. — СПб.: Полигон, 1999. —768 с.
  75. Д. Б., Тамбовцев С. Н., Шумейко М. В. Логистические издержки: Учебное пособие. — Ростов н/Д: РГСУ, 2000. 163 с.
  76. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002
  77. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2002. 220 с. — (Серия «Вопрос — ответ»)
  78. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. -399 е., 400 с.
  79. Г. Производные финансовые инструменты: прибыли и убытки / Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1996. -160 с.
  80. Малые предприятия: «Организация, экономика, учет, налоги», М.: ЮНИТИ, 2001
  81. К., Энгельс Ф. Доход и его источники. Вульгарная политическая экономия. ПСС, т. 26, ч. 3, с. 471−568.
  82. Дж. Ф., Бансал В. К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1998.-784 с.
  83. Э., Тиксье Д. Логистика / Пер. с франц. Под ред. Н. В. Куприенко. СПб.: Издательский Дом «Нева" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.-128 с.
  84. Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Транспортная логистика. Учебное пособие. — М.: Брандес, 1996. — 211 с.
  85. А.И. Сущность и принципы функционирования рыночной экономики. Л.: изд. Ленингр. финансово-экономического ин-та, 1990.-20 с.
  86. С. Н. Экономика и надежность логистических контейнерных систем. — Ростов н/Д: РГЭА, 1996. — 139 с.
  87. М. И., Стаханов Д. В., Тамбовцев С. Н., Шеховцов Р. В. Маркетинговая логистика. Ростов н/Д: РГСУ, 2000. — 134 с.
  88. А. К. Теоретико-логистические основы процесса товародвижения. Самара: СГЭА, 2000. — 44с.
  89. Новая энергетическая политика России / Под ред. Ю. К. Шафраника. -М.: Энергоатомиздат, 1995
  90. О.А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учебное пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1995. — 110 с.
  91. Р.Г. Формирование предпринимательства в современной России. М.: Экономика, 2002
  92. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000 ^.
  93. Основы рыночного хозяйствования (о принципах функционирования рынка, зарубежном опыте, наших проблемах и задачах) / Под общей ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 1992
  94. М. Ю. Логистика биржевых потоков. СПб.: СПбУЭФ, 1996.- 166 с.
  95. Ф. Курс политической экономии. Т. 1, с. 228
  96. В.Н., Туровец О. Г., Федоркова Н. В. Логистика: Конспект лекций. М.: ИНФРА-М, 2002. — 160 с. — «Серия «Высшее образование»)
  97. А.Н. Логистика: Терминологический словарь. ИНФРА-М, 2000.-352 с.
  98. С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов / Пер. с англ. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  99. В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001
  100. В.И. Малый и средний нефтяной бизнес // Нефтегазовая вертикаль. 2001, февраль. № 4 (53). С. 20−26
  101. Н.Н. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2002. — 288 с.
  102. В.П., Украинцев В. Б. Теоретические основы логистики. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 160 с.
  103. С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Инвест-ИН, 1996. — 232 с.
  104. Федеральный справочник Топливно-энергетический комплекс России. 1999 2000 гг.: Специальный выпуск 2. — М.: Родина-про, 2000
  105. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. — 352с.
  106. Р., Питере М. Предпринимательство. Или как завести собственное дело и добиться успеха. Выпуск 1. М., 1991
  107. М.Н. Курс экономической теории. Уч. под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., изд-во «АСА», Киров 1997
  108. А.Д. Логистика: Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2001
  109. И. Теория экономического развития. М., 1982
  110. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.-448с.
  111. Экономическая теория. Учебное пособие/ под общ. ред. Н. Н. Соловых. М.: «Талант», 1998. — 376 с.
  112. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина / М.: Изд-во МГУ, 1995
  113. М.А., Беляева И. Ю. Капитал финансово-промышленных групп: теория и практика. Учебное пособие. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. — М., Депозитарий электронных изданий, ФГГУП НТЦ «Информрегистр», 2002
  114. BP Statistical Review of World Energy. L., 2002.
  115. Famcett P., McLeish R., Ogden I. Logistics Management. Pitman Publishing, 1992
  116. Oil Sector. Troika Dialog. Moscow, May 2001- Russia Energy Survey. International Energy Agency. P., 2002
  117. Sagers M. Developments in Russia Crude Oil Production in 2000. Post-Soviet Geography and Economics, 2001, vol. 42, #3
  118. Russian Petroleum Investor, 2003. vol. 12, № 2
  119. С., Суворова И., Хаит И. Как создаются компании // Инвестиции в России. 1999. № 2. С. 23−32.
  120. Акцизы на нефтепродукты разорили большинство регионов// Нефтегазовая вертикаль, 03 ноября 2003 г.
  121. Т.Д. Экономические законы рынка: проблемы полноты действия // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1991, серия 5, вып. 2. С.56
  122. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. № Ю. С. 34−42.
  123. А. Пути становления российских неинтегрированных компаний // нефтегазовая вертикаль. 2001, февраль. № 4 (53), С. 53−56
  124. А., Крюков В, Есть ли будущее у малых нефтегазовых компаний? // Нефть России. 1999. № 8, С. 10−15
  125. Н. Можно ли создать международную финансово-промышленную группу? // Рынок ценных бумаг. 1996. № 18. С. 73−77
  126. О. Фондовый рынок: итоги и перспективы // Рынок ценных бумаг № 1−2 2004 г. С. 38 — 42
  127. И. Кодекс корпоративного управления: содержание, статус и механизмы реализации // Рынок ценных бумаг. 2000. № 17. С.55−57
  128. И.Ю., Эскиндаров М. А. Банковские финансово-промышленные группы в российской экономике // Сборник научных трудов: Становление финансовой системы России. Тверь: Финансовая академия и Тверской институт экономики и менеджмента, 1998. С. 57−63
  129. И.Ю., Эскиндаров М. А. Проблемы интеграционных процессов в российской экономике // Финансист. 1999. № 2. С. 13−15
  130. . Немонетарные последствия финансового кризиса в период распространения Великой депрессии // The American Economic Review, 1983. Vol. 73, June
  131. О., Моржаретто И. Уроки пошли в прок. Российский автопром: итоги года // «За рулем», №март 2004 г.
  132. Государство и нефтяной бизнес: осеннее наступление // Независимая газета, 26 декабря 2003 г.
  133. А. Исследование о богатстве народов / Сокр. пер. М. П. Щепкина и А. А. Кауфмана. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: М. Н. Прокопович, 1907. Гл. 2.
  134. Л., Перламутров В. Перестройка: общественный капитал и рынок // Вопросы экономики, 1990, № 6
  135. Если ГСМ реализованы через АЗС // Экономика и жизнь. Региональный выпуск. Северный Кавказ, № 27, июль 2002
  136. К. Лиухто. Российская нефть: производство и экспорт //Вопросы экономики, 2003 г., № 9
  137. Ким А. Нефтяной картель трещит по швам // «Финанс.». № 12, 19−25 мая 2003. С. 8
  138. В. Стратегия оптимального функционирования предпринимательства региона на основе его «дерева целей» // Регион: полтика, экономика, социология, 2000, № 1, 2
  139. Р. Проблема социальных издержек // The journal of law and economics, 1960, № 10. P. 1−44.
  140. Ю.Н. Обеспечение надежности и безопасности эксплуатации магистральных нефтепродуктоводов. // Транспорт и хранение нефтепродуктов, № 12, 2003
  141. Материалы Аналитического обзора «Природные ресурсы России-2000» // Нефтегазовая вертикаль. 2001, февраль. № 3 (52)
  142. А.К. ОАО «Сибтранснефтепродукт» на рубеже своего десятилетия. // Транспорт и хранение нефтепродуктов № 1, 2003
  143. Некоторые эксперименты с налогами негативно влияют на субъекты Федерации // Деловой Петербург (Санкт-Петербург), 18 ноября 2003 г.
  144. Д. Т., Гарное А. П. Логистические системы: их значение и эффективность // Логистика и бизнес. Под ред. Миротина Л. Б. — М.: Брандес, 1997.-32 35с.
  145. ОАО «Рязаньтранснефтепродукт»: нефтепродуктообеспечение центрального региона России // Транспорт и хранение нефтепродуктов, № 6, 2003
  146. И. Нет дыма без огня // Экономика и жизнь№ 45, ноябрь 2002
  147. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России // нефтегазовая вертикаль: Специальный выпуск. 2000, январь. № 1 (39)
  148. По поводу «Славнефти» еще поспорят // Рынок ценных бумаг № 1−2 январь 2004 г.
  149. Правительство снизило таможенную пошлину на нефть // «Финанс.» № 13. 26 мая 1 июля 2003
  150. Д.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании как форма экономической интеграции в российской экономике: преимущества и недостатки // научное обоснование экономической реформы. Сборник научных статей. Волгоград: ВолГТУ. — 2001
  151. В.Ю. Проблемы формирования конкурентной среды в российском нефтяном секторе: региональные аспекты // Регион: экономика и социология, 2002, № 1 С. 59
  152. Д. О проблемах использования производных контрактов на нефть и нефтепродукты. // Рынок ценных бумаг. Товарный рынок, № 1,2001
  153. О. Грабеж по-российски // Московская правда № 193, 24 октября 2003.
  154. А. Региональный рынок ценных бумаг // Индикатор, № 8. -2002.-С. 32.
  155. В. А. Рамки неопределенности российского фондового рынка начинают сужаться // Рынок ценных бумаг, № 4. 2002. С. 5860.
  156. В.А. Фондовый рынок: новый этап развития? //Рынок ценных бумаг, № 6. 2003. — С. 35 — 38.
  157. О.Б. ОАО «Институт Нефтепродуктпроект»: проекты перспективного развития и модернизации магистральных нефтепродуктоводов. // Транспорт и хранение нефтепродуктов № 1, 2003
  158. И. «ЛУКОЙЛ» догоняет «ЮКОС» // «Финанс.», 10−16 марта 2003 г., № 2, С. 11 15
  159. И. Сирота казанская с падающими акциями // Рынок йенных бумаг. «Финанс.», 7−13 июля 2003 г.
  160. И. Стопами «Лукойла» // «Финанс.», 28 июля 3 августа 2003 г., № 20
  161. Т. Единое фондовое пространство России: региональный аспект // Индикатор, № 8. 2002. — С. 38.
  162. В.Е., Писарев В. В., Красовский B.C. очистка топлив при их производстве, транспортировании, хранении и отпуске. // Транспорт и хранение нефтепродуктов № 12,2003
  163. А. Рынок нефти. // Рынок ценных бумаг. Товарный рынок, № 1,2001
  164. И. Малой нефти кот наплакал // Нефть и капитал. — 2001. -№ 2
  165. Д. Российская нефтяная промышленность в 2001 г.: торжество прагматизма? // Рынок ценных бумаг, 2002 г., № 5, с. 45−46
  166. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист, 2001, № 11
  167. JI. А., Килячков А. А. Финансовые инструменты российского фондового рынка // Финансы и кредит. 1998. № 1. С. 87.
  168. В. нефтяные инвестиции в Россию или туманные перспективы. // Рынок ценных бумаг № 16, 2003. С. 26−30
  169. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. // «Вопросы экономики», 2001, № 41. Интернет-сайты:175. Газета. Яи
  170. Инвестиционная компания «Файненшал Бридж» // www.superbroker.ru177. сайт «Росбизнесконсалтинг"178. Новости-online179. ЮКОС180. ЛУКойл181. ТНК-ВР182. «Сургутнефтегаз"183. «Сибнефть"184. ОНАКО185. «Славнефть"I
Заполнить форму текущей работой