Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, известные в мире компании «СЖС» и «Бюро Верита» осуществляют инспекционные услуги по контролю качества и количества отгружаемой продукции. В первую очередь эти услуги покрывают рынок зерна, нефти, угля, удобрений и других товаров. От момента отгрузки с элеваторов, шахт и скважин до разгрузки в порту покупателя товары хранятся, перегружаются, транспортируются. В ходе этих действий изменяются… Читать ещё >

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований федеральных законов.

Основным субъектом госнадзора являются федеральные службы. В ряде случаев в соответствии с нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ функциями по госнадзору наделяются федеральные агентства.

Так, в соответствии с (1.5) установлено, что Госстандарт осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим ФОИВ.

Порядок государственного надзора (далее — ГН) установлен ФЗ о техническом регулировании, в частности гл. 6 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технически регламентов» .

Термины «контроль» и «надзор» не следует воспринимать как синонимы.

В практике работы по оценке соответствия большинства стран понятия «контроль» и «надзор» разведены как терминологически, так и организационно, т. е. контроль и надзор рассматриваются как самостоятельные виды деятельности.

Надзор, как правило, осуществляется в отношении неподчиненных объектов, например надзорная деятельность органов государственного пожарного надзора системы МЧС России; органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора системы Минздравсоцразвития России; органов государственного ветеринарного надзора Минсельхоза России.

Что касается процедуры «контроль», то ее проведение поручается контрольному орган. Контрольный орган осуществляет контроль от имени заказчиков, которыми могут быть как официальные административные органы, так и частные организации, с целью предоставления информации всем сторонам, участвующим в оценке соответствия объекта контроля установленным требования.

В европейской практике функцию контроля выполняют инспекционные органы. Требования к этому органу изложены, в частности, в европейском стандарте EN 45 004 «Общие требования к функционированию инспекционных органов разного типа» …

Так, известные в мире компании «СЖС» и «Бюро Верита» осуществляют инспекционные услуги по контролю качества и количества отгружаемой продукции. В первую очередь эти услуги покрывают рынок зерна, нефти, угля, удобрений и других товаров. От момента отгрузки с элеваторов, шахт и скважин до разгрузки в порту покупателя товары хранятся, перегружаются, транспортируются. В ходе этих действий изменяются их качественные и количественные характеристики. Естественно невозможно сделать заключение о качестве только на основе протоколов испытаний продукта или сертификата соответствия. Следует проделать целый комплекс мероприятий, в результате которых можно сделать заключение об истинном соответствии товара контрактным обязательствам. При этом только присутствие представителей инспекционной компании в местах отгрузки и получения может гарантировать представление объективных результатов.

Конкретный перечень должностных лиц, осуществляющих госнадзор за соблюдением требований безопасности, устанавливается федеральными законами. Так, в соответствии с ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзором.

В переходный период объектом госнадзора является деятельность организаций по соблюдению требований не только технических регламентов, но и обязательных требований национальных стандартов.

Надзор за продукцией на стадии обращения, т. е. после поставки продукции на рынок, особенно необходим в случаях применения такой формы оценки соответствия, как декларирование соответствия (сам изготовитель декларирует соответствие своей продукции обязательным требованиям), чтобы убедиться в том, что заявление о соответствии остается в силе.

Процедуры надзора после поставки продукции должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о высокой вероятности того, что: а) несоответствия будут выявлены; б) наказания исполнены.

Принципы государственного контроля и надзора (ГКН):

  • 1) проводится в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
  • 2) осуществляется на стадии обращения;
  • 3) бремя доказательства несоответствия продукции лежит на органе ГКН.

ГКН проводится в форме плановой и внеплановой проверок. Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в три года. Основанием для внеплановой проверки служат обращения и заявления граждан, юридических лиц, информация от органов власти о нарушении, допустим, прав потребителей, возникновении угрозы причинения вреда или фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций и т. д.

Ниже для примера рассмотрим порядок проведения ГКП согласно вступившим в действие ТР на пищевые продукты.

Для целей ГКН проводятся следующие мероприятия:

  • 1) установление факта подтверждения соответствия проверяемой продукции требованиям соответствующего ТР;
  • 2) визуальный контроль;
  • 3) инструментальный контроль.

При проведении первого мероприятия орган ГКН проверяет наличие декларации или сертификата о соответствии, а также знака обращения на рынке. При получении информации об отсутствии указанных документов или подтверждении того факта, что указанные документы не являются подлинными, орган ГКН оформляет акт проверки а выдает заявителю предписание об устранении нарушения.

При проведении визуального контроля проверяется соответствие маркировки продукции требованиям конкретного ТР. При отрицательных результатах орган ГКН выдает заявителю предписание с указанием сроков, в течение которых последний обязан известить орган о своих действиях.

При проведении инструментального контроля орган ГКН проводит отбор проб (образцов), которые направляются в аккредитованную испытательную лабораторию.

В случае несоответствия продукции по результатам испытаний орган ГКН выдает заявителю предписание с информацией о выявленных нарушениях и устанавливает сроки, в течение которых последний обязан известить ГКН о своих действиях, предпринятых в связи с данным предписанием.

В случае невыполнения заявителем предписания, выданного по результатам описанных трех форм проверки, орган ГКН вправе:

  • 1) обратиться в суд о принудительном отзыве продукции, не соответствующей ТР;
  • 2) принимать предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
  • 3) направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия указанных документов;
  • 4) привлекать изготовителя (продавца) или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Право обращения в суд с требованием об отзыве продукции возникает в случаях, если изготовитель (продавец) не выполнил: а) предписания органа ГКН о разработке мероприятий по предотвращению причинения вреда; б) программы мероприятий, но предотвращению причинения вреда.

В работах [4. 6] показано, что недоработка федеральных законов в части организации госнадзора не обеспечивает необходимую результативность этой процедуры. Так. ФЗ № 294 не позволяет зафиксировать сам факт нарушения требований к продукции, поскольку этим законом установлена одна плановая проверка в три года с разрешения прокурора и предварительным уведомлением о проверке предпринимателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой